Олимпионики в древней греции. Выдающиеся олимпионики древних олимпийских игр
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Олимпийскте игры Древней Греции. Олимпионики в древней греции


ОЛИМПИОНИКИ.

Количество просмотров публикации ОЛИМПИОНИКИ. - 375

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всœеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителœей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родинœе и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.

Самым знаменитым — и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, — был ʼʼсильнейший среди сильныхʼʼ, борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов — уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику.

Другой выдающийся атлет — Леонид из Родоса — на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э — 152 до н.э.) побеждал в трех ʼʼбеговыхʼʼ дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 — в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). В случае если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих — за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

На список, в котором значатся победители игр почти за три с лишним столетия, ориентировались античные историки. При этом последний крупнейший греческий историк Полибий считал, что имена олимпиоников начали записывать с 27-й Олимпиады (672 до н. э.), а до этого их держали в памяти устроители игр. Размещено на реф.рфПосле Гиппия список олимпиоников вели, по-видимому, жрецы храма Зевса. Современные ученые полагают, что в полном олимпийском бассикалии насчитывается 1029 имен победителœей игр древности.

История сохранила имена тех, кто первым завоевал почетнейшее звание в отдельных видах состязаний:

Дромос (бег на стадий) — Корэб из Элиды — 1-я Олимпиада (776 до н. э.).

Дромос (эфебы) — Полиник из Элиды — 37-я Олимпиада (632 до н. э.).

Диаулос (двойной бег на стадий) — Ипен из Элиды — 14-я Олимпиада (724 до н. э.).

Долихос (долгий бег) — Аканф из Спарты — 15-я Олимпиада (720 до н. э.).

Борьба — Эврибат из Спарты — 18-я Олимпиада (708 до н. э.).

Борьба (эфебы) — Гиппосфен из Спарты — 37-я Олимпиада (632 до н. э.).

Пентатлон — Лампий из Спарты — 18-я Олимпиада (708 до н. э.).

Пентатлон (эфебы) — Евтелид из Спарты — 38-я Олимпиада (628 до н. э.).

Кулачный бой — Ономаст из Смирны — 23-я Олимпиада (688 до н. э.).

Кулачный бой (эфебы) — Филет (Филот) из Сибариса — 41-я Олимпиада (616 до н. э.).

Гонки квадриг — Пагонд (Пагон) из Фив — 25-я Олимпиада (680 до н. э.).

Панкратий — Ликдам из Сиракуз — 33-я Олимпиада (648 до н. э.).

Панкратий (эфебы) — Фодим из Александрии (Троада) — 145-я Олимпиада (200 до н. э.).

Скачки верховых — Краксид (Краксил) из Фессалии — 33-я Олимпиада (648 до н. э.).

Гоплитодром (бег гоплитов с оружием) — Дамарет (демарет) из Гереи — 65-я Олимпиада (520 до н. э.).

Гонки колесниц с парой коней — Евагор из Элиды — 93-я Олимпиада (408 до н. э.).

Конкурс глашатаев — Тимай из Элиды — 96-я Олимпиада (396 до н. э.).

Конкурс трубачей — Катес из Элиды — 96-я Олимпиада (396 до н. э.).

Список 10 выдающихся Олтмпиоников античности:

12 побед — Леонид с Родоса (164—152 до н. э.): бег (дромос, диаулос, гоплитодром).

10 побед — Гериодор из Мегар (328—292 до н. э.): конкурс трубачей.

8 побед — Гермоген из Ксанфа в Ликии (81—89): бег (дромос, диаулос, гоплитодром).

7 побед — Астил из Кротона/Сиракуз (488—480 до н. э.): бег (дромос, диаулос, гоплитодром).

7 побед — Никокл из Спарты (100—96 до н. э.): бег (дромос, диаулос, долихос, гоплитодром).

6 побед — Гиппосфен из Спарты (632, 624—608 до н. э.): борьба.

6 побед — Милон из Кротона (540, 532—516 до н. э.): борьба.

5 побед — Хетомикл из Спарты (604—588 до н. э.): борьба.

5 побед — Филин с Коса (264—256 до н. э.): бег (дромос, диаулос).

5 побед — Деметрий с Саламина (229—237): бег (стадий), пентатлон.

Сотни Олимпиоников, среди которых были охотники и земледельцы, аристократы и полководцы, цари и тираны, а также будущие римские императоры, устанавливали в Олимпии за свой счёт и на средства городов статуи с памятными надписями. Первый, кому было разрешено поставить свое изваяние, был Клисфен, тиран Сикиона, чья квадрига победила на 52-й Олимпиаде (502 до н. э.). По данным древних авторов, первой была установлена статуя в честь победителя состязаний в кулачном бое 59-й Олимпиады (544 до н. э.) Праксидама с острова Эгина. Самым древним О., удостоившимся олимпийской статуи, был Ойбот из Димая — лучший в дромосœе на 6-й Олимпиаде (756 до н. э.), однако памятное изваяние соотечественники поставили ему в Олимпии лишь спустя 296 лет.

В числе участников и победителœей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон — в панкратионе.

КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И КОНЕЦ ОЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ.

Начиная с V-IVвв. до н.э. в Древней Греции Олимпийские игры постепенно отходят от тре­бований религии, всœе большее внимание обращается на зрелищность соревнований, их ис­пользование для повышения ав­торитета городов-государств и их правителœей. Количество спортив­ных праздников постоянно воз­растает, в период между Олим­пийскими играми проводится множество других соревнований. Эти праздники щедро финанси­руются, в их программы, наряду с традиционными видами (бег, панкратион и др.), включаются зрелищные виды спорта — гонки на колесницах, скачки, бег с заж­женным факелом.

В Олимпийских играх в данный период участвуют представители многих стран европейского Сре­диземноморья и даже стран Азии. Снимаются запреты, дей­ствовавшие ранее: к соревнова­ниям допускаются иностранцы, а также выходцы из малоиму­щих слоев населœения. Победите­ли соревнований награждаются большими .денежными призами и ценными подарками, получают они К материальные льготы в своих городах. Коммерческий характер состязаний, роскошь, в которой они проводились, посте­пенно размывают идеалы олимпизма, и спорт приобретает про­фессиональный характер.

Со временем спортивная под­готовка всœе в большей мере ори­ентировалась на успех в соревно­ваниях, что приносило славу, де­нежный доход и различные бла­га. Задачи воспитания отходили на второй план, что в конечном счете явилось одной из причин затухания спортивного движения в Древней Греции. На это, к при­меру, справедливо указывал Marrion: "Я отмечал, каким почетным было место, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ занимала спортивная практика среди достоинств древней куль­туры. При этом преувеличенное почитание явилось фатальным для спорта. Точно так, как и в на­шем веке, интерес к спорту, сла­ва, которой пользовались чемпио­ны, чрезмерное стремление отли­читься в больших международ­ных соревнованиях стимулиро­вали развитие профессионализ­ма, в соответствии с которым ат­лет из простого "любителя" пос­тепенно превращался в нечто очень исключительное. Облада­ние обостренным соревнователь­ным духом стало основой отбора очень квалифицированных спорт­сменов. Спорт превратился в профессию, не отличающуюся от любой другой, и больше ничего".

Изменяются и вкусы публи­ки. Богатые слои населœения не только теряют интерес к актив­ной физической подготовке и участию в соревнованиях, но и к присутствию на них в качестве зрителœей. Состязания становятся в основном народным развлече­нием, занятием для бедных, лю­дей с низким уровнем образова­ния и культуры. Удовлетворе­нию вкусов этих слоев населœе­ния прежде всœего способствова­ли грубые и жестокие зрелища. Красота телосложения, гармо­ничное физическое развитие, достижения в таких видах состязаний, как беᴦ. метание копья, дисками т п., отходят на второй план. Наибольшей популярностью пользуются различные про­фессиональные виды: борьба, кулачный бой. Правила упроща­ются, разрешаются жестокие приемы. К примеру, кулачные бойцы стали использовать метал­лические приспособления — ме­таллические выступы между пальцами, торчащие из перепле­тенного ремнями кулака. Осна­щенная такими приспособления­ми рука превращалась в опасное оружие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ могло не только покалечить, но и убить соперника. Кулачные бои превращались в жесточайшие поединки.

В таком же направлении раз­вивался и панкратион. Жесто­кость поединков стала поистинœе безграничной. Хотя, в отличие от кулачных боев, руки в панкратионе не были вооружены, однако правилами разрешались любые приемы, включая выдав­ливание глаз, любые удушения, удары и т.п.

Вполне понятно, что такой профессиональный спорт под­вергался резкой критике. Врачи отмечают вред таких занятий для здоровья человека, филосо­фы считают профессиональный спорт злом, разрушающим гар­монию тела и духа.

Высшие слои населœения пос­тепенно ударяются в другую крайность. Активные физичес­кие упражнения, участие в сос­тязаниях постепенно подменя­ются различными направления­ми лечебной гимнастики и спо­собами ухода за телом. В гимна-сиях появляется множество по­мещений для отдыха и дискус­сий, строятся бани, кабинœеты для массажа и растираний и др.

Профессионализация спорта в Древней Греции не была слу­чайным явлением, она стала пря­мым следствием политической, экономической и социальной жизни общества, которая и пре­допределяла постепенную тран­сформацию спорта͵ пересмотр его ценностей и идеалов.

Существует множество дока­зательств того, что победители Игр получали огромные денеж­ные призы — от 3000 до 6000 драхм. Этой суммы было доста­точно для семьи из трех-четырех человек, чтобы безбедно про­жить 5—10 лет.

При этом кризисные явления в древнегреческом олимпийском спорте приобрели особую остро­ту после .завоевания греческих государств^ римлянами в 146 ᴦ. до н.э. С утратой независимости произошли изменения;., полити­ческой, экономической и соци­альной "сторон жизни греческого общества, которые самым отри­цательным образом сказались на спорте, Многие соревнования были прекращены, резко сни­зился интерес к спорту. Заметно падает и престиж Олимпийских игр. Размещено на реф.рфКак и на заре своего зарож­дения, они начинают носить местный характер.

В римский период стали еще больше размываться идеалы древнегреческого спорта. Несмотря на то что некоторые императоры Рима, симпатизиро­вавшие олимпийским ценностям древних греков, пытались спо­собствовать развитию спорта͵ это не давало желаемых резуль­татов, так как римляне не суме­ли проникнуться духом олимпизма. Соревнования стали носить более грубый характер, особен­но в боксе, борьбе, панкратионе. Более того, в программах многих соревнований появились бои гладиаторов, схватки с дикими животными, что произошло под влиянием римлян. Именно в данный период появились первые про­фессиональные союзы атлетов, которые пользовались покрови­тельством и материальной под­держкой императоров. Члены профессиональных союзов участ­вовали в различных соревнова­ниях, где главными их конкурен­тами были представители других профессиональных союзов.

Судьба Игр была решена в период с 392 по 395 гᴦ., и мы не знаем, были ли в 389 ᴦ. проведе­ны последние Игры. Известен лишь эдикт 392 ᴦ., подписанный императором Феодосией I и его сыновьями Аркадием и Гонорием, в котором сурово осуждались языческие традиции: жертво­приношения богам и духам, гада­ния по внутренностям животных и другие обряды. Соблюдение обычаев прежних веков рассмат­ривалось как величайшее госу­дарственное преступление. Олим­пийские игры также могли по­пасть под запрет, ведь они были посвящены Зевсу и начинались с принœесения жертв. Но почему не могли продолжаться Игры после того, как их лишили религиозно­го, языческого элемента͵ если из­вестно, что сам Феодосии I не был противником спортив­ных соревнований как таковых и что в Антиохии игры, носив­шие даже название олим­пийских, проводились вплоть до 520 ᴦ.? Возможно, что в Антио­хии, городе многолюдном, бога­том и независимом по духу, им­ператор не решился отменить популярные спортивные празд­нества, опасаясь возмущения жителœей и открытого мятежа. Зато в Олимпии, расположенной далеко от крупных городских центров, восстаний можно было не опасаться, ведь постоянных жителœей там почти не было. Не­обязательно было запрещать са­ми Игры специальным эдиктом, достаточно было воспрепятство­вать участникам и зрителям про­живать . долгое время там, где они привыкли располагаться на время Игр. Размещено на реф.рфНе исключено также, что Игры были прекращены по­просту из-за нехватки денег на их регулярное проведение. Мес­тность, где находилась Олимпия, считалась одной из самых бед­ных в Элладе, населяли ее прос­тые пастухи. Существовавшие прежде денежные фонды Игр давно уже перешли в руки мес­тных римских властей или хрис­тианской церкви. Еще задолго до конца IV в. н.э. организаторы Олимпийских игр не раз испы­тывали финансовые трудности, и зачастую казалось, что знаме­нитые Игры вот-вот прекратятся.

О том, что существовало мно­го причин, приведших к упадку и прекращению Игр, указывает и профессор из Норвегии Pleket (1992). Он пишет: "По моему мне­нию, упадок Олимпийских игр явился результатом упадка урба­низированного образа жизни и благосостояния в Римской импе­рии в последние годы III в. до н.э. Игры не прекратились, а стали привлекать всœе меньше и меньше людей. Примечательно, что спи­сок олимпийских победителœей практически завершается после 277 ᴦ. н.э. В данный же период (260—270 гᴦ. н.э.) отмечалась зна­чительная инфляция римских де­неᴦ. В своей статье "Олимпий­ские благодетели" я пытался по­казать, что олимпийские деятели Элиса полагались на пожертвова­ния богатых иностранцев, коро­лей и членов аристократических семей других городов Греции. Те­перь же города, в которых про­живала аристократия, подверга­лись значительным налогообло­жениям со стороны римлян, пос­тоянно увеличивавших налоги в связи со значительными военны­ми расходами. Это привело к об­нищанию греков, чем и можно объяснить причины упадка спор­та в целом и Олимпийских игр в частности. Начиная с IV в. н.э. тренер в гимнасиях стал превра­щаться в своего рода врача, кото­рый "ремонтировал" сломанные конечности и оказывал первую помощь. Христианство со своими атаками на тело, физическую культуру и спортивные соревно­вания доделало всœе остальное.

В 395 ᴦ. на берегах Алфея на территории Олимпии произошло крупное сражение византийцев и готов, в результате которого сильно пострадали спортивные сооружения и другие объекты, использовавшиеся при проведе­нии Олимпийских игр. Размещено на реф.рфЗаверши­ли разрушение Олимпии силь­ные землетрясения, произошед­шие в VI в. н.э., а также сожже­ние остатков языческих храмов по приказу Феодосия II (426 ᴦ.). В дальнейшем Олимпия была пол­ностью погребена под толстым слоем песка и ила после крупно­го наводнения — разлива рек Алфей и Кладей.

Трудно сказать, что было главным: экономическая сла­бость, неспособность финансо­вой поддержки гимнасиев, спорт­сменов и Игр, изменение мента­литета или атаки со стороны христианской церкви. Общест­венный хаос и неспокойствие могли разрушить как материаль­ную основу древнего спорта͵ так и веру в него. Христианство раз­рушило языческую веру. И хотя Европа должна благодарить христианскую церковь за мно­гое, тем не менее она совершила одно плохое деяние: уничтожила массовый спорт, которым в древности занимались спортсме­ны и многие болельщики. Что касается запрета Игр императо­ром Феодосией I, то он лишь ус­корил и завершил процесс, на­чавшийся намного раньше".

referatwork.ru

Древняя Греция : Олимпийские игры

Олимпийские игры

Стать олимпиоником - победителем на Олимпийских играх - было заветной мечтой каждого греческого юноши.Пышным и торжественным было прибытие олимпионика на родину. Он въезжал в город, стоя в колеснице, запряженной четверкой лошадей, увенчанный венком, в драгоценной пурпурной одежде. Его окружала толпа друзей и почитателей, для него устраивались торжественные шествия, великолепные пиры, всюду его встречали как героя, прославившего родной город. В честь олимпионика пели гимны, поэты слагали стихи.Восхищенный красотой и ловкостью юного олимпионика Феогнета, знаменитый греческий поэт Симонид написал четверостишие-эпиграмму, которая была вырезана на пьедестале статуи, изображавшей Феогнета:

- Вот он, смотри, Феогнет, победитель в Олимпии, мальчикСтоль же прекрасный на вид, как и искусный в борьбе, И на ристалищах ловко умеющий править конями, Славою он увенчал город почтенных отцов.

Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Обычно город, откуда был родом победитель, заказывал статую олимпионика самому прославленному скульптору своего времени, и статуя была не только свидетельством славной спортивной победы, но и произведением искусства.Завоевать победу на Олимпийских играх было нелегким делом. Ведь на них съезжались самые искусные атлеты древней Греции.Каждые четыре года в Олимпии - древнем городе в области Элида на Пелопоннесе - можно было встретить жителей из всех городов и областей Греции. Специальные вестники сообщали заранее о начале Олимпийских игр. Они продолжались пять дней, и на это время по всей Греции провозглашался так называемый "священный мир". Все военные столкновения прекращались, и заключалось перемирие, за нарушение которого виновные карались крупным штрафом.На Олимпийские игры приезжали жители не только из самой Греции, но и с побережья Малой Азии, из Сицилии, Италии, Африки, отовсюду, где находились греческие города-колонии.Все прибывающие в Олимпию считались "гостями Зевса" - верховного божества древних греков и находились под его защитой. Издревле Олимпия была одной из главных святынь Греции. С Олимпией связана легенда о победе Зевса над его свирепым отцом Кроном, который, боясь, что сыновья отнимут у него власть над миром, пожирал своих детей, как только они рождались. Лишь одного маленького Зевса удалось спасти жене Крона, богине Рее.Окрепший, выросший Зевс победил Крона и захватил власть в свои руки. В ознаменование победы Зевса над жестоким Кроном а были учреждены священные общегреческие состязания в Олимпии - Олимпийские игры. Их, по преданию, учредил греческий герой, сын Зевса - Геракл.Все пять дней, в продолжение которых шли состязания, в Олимпии совершались торжественные жертвоприношения и священные процессии в честь Зевса - "отца богов и людей".На главном алтаре приносились жертвы, которыми все города Греции желали почтить Зевса. Каждое жертвоприношение сопровождалось пением гимнов и пышными шествиями.Каменная ограда с пятью входами окружала Альтис, место, где находились все главные святыни Олимпии. Люди, приехавшие в Олимпию на празднества, размещались за пределами ограды и на берегах реки Алфея. На время игр люди побогаче ставили кожаные палатки и тростниковые шалаши, а бедняки ночевали прямо под открытым небом. Но это никого не пугало, так как Олимпийские игры происходили обычно после 22 июня (в первый день полнолуния), а это было время большой жары. Вместе с огромным количеством паломников в Олимпию приезжало и множество торговцев самыми различными товарами. Кроме покупки и продажи, крупные купцы различных городов заключали между собой торговые сделки.До начала состязаний "гости Зевса" осматривали достопримечательности Олимпии, где главной святыней был храм Зевса Олимпийского. В нем находилась знаменитая статуя верховного божества греков, изваянная великим греческим скульптором Фидием. Статуя была сделана из слоновой кости и золота. Созданная замечательным мастером, она поражала величием и красотой.Зевс был изображен сидящим на троне в спокойной и величественной позе. Голову его венчал золотой венок из оливковых листьев, золотые волосы и борода обрамляли строгое прекрасное лицо. Золотой плащ покрывал полуобнаженную фигуру бога. В правой руке Зевс держал золотую статуэтку крылатой богини победы - Ники. Жезл, на вершине которого сидел орел - любимая птица Зевса, - сделанный также из чистого золота, находился в левой руке статуи.Ноги Зевса были обуты в золотые сандалии. Все это великолепие усиливалось тем, что поверхность золота была украшена искусной чеканкой. Различные фигуры, цветы, разнообразные узоры украшали плащ и сандалии Зевса. У ног статуи была сделана надпись: "Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня".Трон, на котором сидел Зевс, был также украшен золотом, слоновой костью, великолепной резьбой. Храм, где находилась статуя, был величественным и строгим зданием. Мощные мраморные колонны (их было 34), мраморные ступени высокого подножия, на котором стоял храм, мраморная черепица, покрывавшая крышу, - все сияло под лучами яркого южного солнца. Пол внутри храма был выложен плитами черного мрамора. Он смягчал яркий блеск золота, которое в таком изобилии украшало статую Зевса.Почитатели Зевса жертвовали олимпийскому храму богатые дары. В числе пожертвований были чаши, сосуды из драгоценных металлов, статуи. Один из полководцев, захвативший на войне богатую добычу, поднес святилищу Зевса 101 золотой щит.Часто города, воевавшие между собой, десятую часть трофеев уделяли храму Зевса Олимпийского.В ограде Альтиса было выстроено большое количество особых сокровищниц для хранения богатых даров. В священной роще, окружавшей храмы святилища, стояли статуи олимпиоников. Их было множество, так как самой большой честью для победителя в .состязаниях было право поставить статую в Олимпии. В древней Греции даже ходила поговорка: "Самое драгоценное имущество - золотая статуя в Олимпии".Но, конечно, главной притягательной силой, привлекавшей в Олимпию такую массу народа в дни священных празднеств, были не столько достопримечательности святилищ - храмы, статуи, прославленный Фидиев Зевс или портик Эхо, где семь раз повторялось сказанное слово, сколько сами состязания. Лучшие атлеты Греции тщательно готовились к состязаниям. Новички, в первый раз выступавшие на олимпийском стадионе, приезжали в Олимпию за месяц до начала игр и под руководством опытных тренеров проходили специальную подготовку.Имена участников состязания вносились в списки, составлявшиеся за год до начала очередных Олимпийских игр. Этими списками и всем устройством олимпийских празднеств ведали особые лица - элланодики, избранные на должность олимпийских судей.На них было возложено соблюдение устава, по которому в состязаниях могли участвовать только полноправные, свободнорожденные граждане греческих городов. Человек, запятнавший себя преступлением, не мог появиться на состязаниях, каким бы выдающимся атлетом он ни был.Устав Олимпийских игр предписывал также, чтобы ни одна женщина под страхом смертной казни не принимала участие в состязаниях. Даже присутствовать на них женщинам было запрещено.В первый день Олимпийских игр на стадионе, вмещавшем около сорока тысяч зрителей, звучал сигнал трубы и толпа, затаив дыхание, слушала глашатая, объявлявшего о начале состязаний в беге. Он называл имена атлетов, спрашивал у народа, могут ли названные им лица принимать участие в состязаниях, нет ли среди них нарушителя священного устава Олимпийских игр. Если никто не выступал с обвинением против участников состязания, атлеты удалялись в особое здание, где, сбросив одежду, натирали все тело оливковым маслом.Выйдя на стадион, каждый вынимал из серебряной урны жетон, на котором стояла буква, означавшая номер (в древнегреческой письменности не было цифр, они обозначались буквами алфавита). Элланодик отбирал у атлетов жетоны и распределял спортсменов по группам из четырех человек в соответствии с номерами. По сигналу трубы вперед бросались первые четыре бегуна. Тот, кто первым достигал столба, стоявшего у возвышения, на котором восседали элланодики, объявлялся победителем. После пробега всех групп атлетов начинались состязания победителей отдельных групп. Снова звучала труба, и глашатай объявлял имя первого олимпионика - победителя в простом беге. Его именем называлась вся олимпиада.Постепенно условия состязаний в беге усложнялись. Были введены состязания в двойном, а затем и в шестерном беге, когда участники забега должны были шесть раз обежать вокруг арены. Самым же тяжелым видом этого состязания был бег в полном вооружении греческого воина - шлеме, поножах, с копьем и щитом в руках.Затем шли состязания в борьбе. Обнаженные борцы, тела которых были натерты маслом, чтобы легче было выскальзывать из рук противника, подходили к урне с жетонами. Те борцы, у которых буквы на жетонах были одинаковыми, сходились для борьбы. Борец, три раза опрокинувший и прижавший лопатками к земле своего противника, считался победителем. Победители попарно боролись между собой, пока не оставалось двух сильнейших. Их схватка решала, кто же из них будет олимпиоником по борьбе. Кулачный бой, следовавший за борьбой, представлял собой жестокое зрелище. Хотя головы атлетов, бившихся попарно, были защищены бронзовыми колпаками на войлочной подкладке, но кулаки, обернутые кожаными ремнями с металлическими шишками, были страшным оружием. Таким бронированным кулаком часто наносились серьезные, а иногда и смертельные увечья. До наших дней сохранилась статуя работы греческого скульптора Дионисия, изображающая одного из победителей в кулачном бою. Художник мастерски передал сильную фигуру сидящего атлета, положившего на колени мощные руки с тяжелыми кулаками, которые завоевали ему славу олимпионика. Но эта слава досталась спортсмену нелегко.Лицо атлета изуродовано страшными ударами противников, переносица переломлена, искалечено ухо. Об одном из таких бойцов писал греческий поэт Лукиллий:

- Где только были в Элладе агоны [1] кулачного боя,Всюду участвовать в них я приходил, Андролей. В Писе лишился я уха, без глаза остался в Платее, В Дельфах с арены меня замертво вынесли вон. Стали уже хлопотать мой отец Дамотел и наш город, Чтобы хоть мертвым меня с места борьбы воротить.

Позднее (уже с 33-й олимпиады) в число состязаний был введен панкритий - сочетание кулачного боя и борьбы. Однако у бойцов не было защитных шапок и ремней с металлическими шишками для обматывания кулаков.Состязания в Олимпии начинались с зарей и продолжались до сумерек. Зрители расходились уже при свете факелов, мерцавших в священной роще и на берегах реки Алфея.Следующий день Олимпиады открывался пятиборьем. Все пять видов состязаний шли одно за другим: снова бег, борьба, метание диска, прыжки в длину и бросание копья. Олимпиоником пятиборья становился атлет, одержавший победу по всем пяти видам состязаний.В последний день Олимпиады происходили состязания на ипподроме [2] - бег колесниц. Это было захватывающее зрелище.Тысячи зрителей криками подбадривали состязающихся. На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома, стремясь вырваться вперед и оттеснить соперников.Вознице, правящему лошадьми, требовалось большое искусство и хладнокровие, чтобы подчинить своей воле разгоряченных и рвущихся коней, сдержать их на крутых поворотах, не перевернуть колесницу, огибая конечный столб арены. Двенадцать раз надо было промчаться по ипподрому, обогнав соперников.Несчастные случаи на ипподроме были очень часты. Колесницы сталкивались, ломались, разгоряченные кони на поворотах разбивали колесницу о конечный столб. Однажды из сорока колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить бег удалось только одному из участников.Бурей восторженных криков встречали зрители победившую колесницу.Однако часто возница, благодаря своему мужеству и искусству вышедший победителем, сам не был владельцем коней и колесницы, а звание олимпионика по уставу Олимпийских игр присуждалось хозяину упряжки. И тогда олимпиоником становился богач, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.По окончании состязаний наступал торжественный момент раздачи наград новым олимпионикам.Снова звучала труба, и глашатай громко называл имена победителей во всех видах состязаний, имена их отцов и город, из которого они прибыли.Новые олимпионики в ярких одеждах, окруженные восторженной толпой, направлялись к храму Зевса. Здесь элланодики, облаченные в пурпурные одежды, торжественно возлагали на головы победителей венки из листьев оливы, по преданию посаженной героем Гераклом, сыном Зевса. A венках, перевитых белыми шерстяными лентами, с пальмовыми ветвями в руках, олимпионики вслед за судьями торжественно шествовали к алтарю двенадцати олимпийских богов. Это была пышная процессия, сопровождавшаяся пенном гимнов в честь учредителя Олимпийских игр - могучего Геракла. Шествие замыкали кони-победители, украшенные гирляндами цветов. Под звуки флейт, окруженные жрецами, многочисленными послами греческих городов и почетными гостями, новые олимпионики совершали благодарственные жертвоприношения.Затем начинались пиршества, часто продолжавшиеся несколько дней, так как победители, желая отпраздновать звание олимпионика, устраивали их одно за другим.Возвратившись в родной город, победитель на Олимпийских играх получал знаки благодарности и от своих сограждан. Торжественно въезжал он в город и в храме Зевса посвящал божеству свой венок. Снова начинались пиршества, устраиваемые правителем города, желавшим почтить соотечественника, прославившего свою родину. Некоторые города выбивали монеты в честь победы на Олимпийских играх. Олимпионик всю жизнь пользовался большим почетом. Ему отводились лучшие места в театре и на празднествах, часто его освобождали от общих повинностей и налогов, иногда государство назначало ему пожизненную пенсию.Добиться победы на Олимпиаде - об этом мечтал каждый юноша древней Греции. Но для этого недостаточно было быть свободнорожденным и полноправным гражданином. Чтобы получить звание олимпионика, победив всех соперников на состязаниях, нужна была длительная тренировка, требующая много сил и времени. Это было доступно только людям состоятельным. Владельцами же колесниц и коней могли быть только богатые люди. Держать искусного возницу, умеющего обучить коней, стоило больших денег, и это могли себе позволить люди, принадлежащие к знатным греческим родам. Это значит, что по сути олимпиониками могли стать в основном зажиточные и знатные люди Греции. У бедняков, у простого народа не было ни средств, ни возможностей готовиться к общегреческим состязаниям в Олимпии. Простой народ древней Греции в лучшем случае был зрителем великолепных олимпийских празднеств.

__________

1 Агонами по-гречески назывались состязания.2 Ипподром - место конских состязаний.

www.sno.pro1.ru

Олимпийскте игры Древней Греции — реферат

Другой выдающийся атлет  – Леонид из Родоса – на четырех  Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

В истории древнегреческих  Олимпийских игр есть и целые  олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей  Олимпийских игр были такие известные  ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

 

Стать олимпиоником - победителем на Олимпийских играх - было заветной мечтой каждого греческого юноши. Пышным и торжественным было прибытие олимпионика на родину. Он въезжал в город, стоя в колеснице, запряженной четверкой лошадей, увенчанный венком, в драгоценной пурпурной одежде. Его окружала толпа друзей и почитателей, для него устраивались торжественные шествия, великолепные пиры, всюду его встречали как героя, прославившего родной город. В честь олимпионика пели гимны, поэты слагали стихи.

 

Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Обычно город, откуда был родом победитель, заказывал статую олимпионика самому прославленному скульптору своего времени, и статуя была не только свидетельством славной спортивной победы, но и произведением искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Литература

 

  1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. СПб, 2010
  2. Фурио Дурандо Греция. Пер. с англ. М., 2009
  3. Шанин Ю.Б. Олимпия. История античного атлетизма. М., 2008
  4. Базунов Б.А. Боги стадионов Эллады. М., 2010
  5. Павсаний. Описание Эллады. М., 2010
  6. Античная мифология. Энциклопедия. Сост. Королев К. СПб, 2008

 

student.zoomru.ru

Выдающиеся олимпионики древних олимпийских игр

Тема работы: Выдающиеся олимпионики древних олимпийских игр Краткое содержание:Содержание

Введение. 1. История Олимпийских игр 2. Виды олимпийских игр в древности 3. Олимпионики и их чествование Заключение Список использованной литературы Введение ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия. Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшиеся к суду и никогда не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти. Для них существовал и свои состязания — в беге. Благодаря многочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции: борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы). Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Торжественно происходило и награждение победителей. Победители игр (олимпионики) награждались венками из дикой сливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в нестоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя: он становился национальным героем и в течение всей жизни пользовался уважением. Помимо Олимпийских, в Древней Греции проходили Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмейские игры в честь бога Посейдона, Немейские игры, прославляющие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам — «аретэ», и моральное право властвований над людьми. В них как нигде проявлялась такая черта древнегреческая культуры, как состязательность.

1. История Олимпийских игр

Олимпийские игры — древнейшие и наиболее популярные спортивные мероприятия в Древней Греции. Впервые (хотя, по легендам, эта попытка получается третьей) состоялись они в 776 году до н. э. и являлись частью празднества, посвященного Зевсу. Год проведения первой Олимпиады греки считали для себя очень важным, и поэтому с него началось античное греческое летоисчисление. Однако есть свидетельства, говорящие о возникновении Олимпиад из другого культа — спортивных игр в честь Пелопса (попытка первая). Здесь уместно сделать небольшой шаг в сторону греческих мифов, чтобы напомнить об истории этого героя. Пелопс был сыном печально известного Тантала — того самого, что по сию пору испытывает муки в царстве Аида. Детство Пелопса было отмечено ужасной смертью и чудесным спасением — отец его в ослеплении вседозволенностью (он был сыном Зевса), решив проверить проницательность олимпийских богов, пригласил их на пир, одно из блюд на котором было приготовлено из Пелопса. Постигшие злой умысел Тантала, боги не коснулись страшного кушанья, только лишь Деметра, скорбящая о потере дочери Персефоны, не обратив внимания, съела плечо мальчика. Однако Гермес своими чарами оживил ребенка, а Гефест из слоновой кости сделал ему новое плечо. Тантал был наказан, а юный Пелопс получил власть в родном городе Сипиле. Но недолго пришлось ему править — войной пошел на него могущественный царь Трои. Побежденный Пелопс вынужден был покинуть родину. В сопровождении отряда земляков он отправился на юг Греции, где поселился на полуострове, до сих пор носящем его имя, — Пелопоннесе. Увидев однажды дочь царя города Писы Эномая красавицу Гипподамию, Пелопс пожелал получить ее в жены. Но не имевший равных себе во всей Греции в искусстве управления колесницей и владевший самыми быстрыми скакунами в мире, Эномай предлагал соискателям руки и сердца дочери скачки через весь Пелопоннес — от Писы до Коринфа.

zachteno.net