Великая княгиня Ольга. Ольга личность древняя русь


Княгиня Ольга. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты

Княгиня Ольга

Неожиданная гибель Игоря привела к тому, что его жена княгиня Ольга (Хельга, или Елга) взяла власть в Киеве в свои руки. Ей помогали (или делили с ней власть) конунги – сподвижники Игоря Асмуд и Свенельд. Сама Ольга была скандинавкой и до брака с Игорем жила во Пскове. После гибели Игоря она объехала свои владения и всюду установила четкие размеры «урока». При ней возникли административные центры округи – «погосты», где сосредоточивалась дань. В легендах Ольга прославилась своей мудростью, хитростью и энергией. Она была первой правительницей, понявшей значение христианства для своей страны. Об Ольге известно, что она первая из русских властителей принимала в Киеве иностранных послов, прибывших от германского императора Оттона I. Страшная гибель мужа в Искоростени повлекла за собой не менее ужасающую месть Ольги древлянам. Когда они направили к ней послов для переговоров (древляне хотели, согласно племенным обычаям, покончить распрю женитьбой своего князя на Ольге-вдове), княгиня приказала закопать их в землю живыми.

Через год Ольга хитроумным способом сожгла древлянскую столицу Искоростень. Она собрала с горожан легкую дань в виде живых голубей и воробьев, а потом приказала привязать к их лапкам тлеющие труты. Выпущенные на волю птицы вернулись в город и подожгли его со всех сторон. Воинам княгини оставалось только брать в рабство спасавшихся от грандиозного пожара горожан. Летописец сообщает нам, как Ольга обманом расправилась с древлянскими послами, прибывшими в Киев с миром. Она предложила им перед началом переговоров помыться в бане. Пока послы наслаждались парилкой, воины Ольги завалили двери бани и погубили врагов в банном жаре.

Это не первое упоминание бани в русской летописи. В Никоновской летописи рассказывается о приходе святого апостола Андрея на Русь. Потом, вернувшись в Рим, он с удивлением рассказывал о странном действе в русской земле: «Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят так постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовение себе, а не мучение». После этого сенсационная тема необыкновенной русской бани с березовым веником станет непременным атрибутом множества путевых заметок иностранцев на многие века, со средневековых времен и до наших дней.

Ольга совершала и дальние путешествия. Она дважды побывала в Константинополе. Во второй раз, в 955 г., ее, как знатную язычницу, принимал император Константин VII Багрянородный. Ольга стремилась найти в лице императора Византии союзника, хотела заручиться поддержкой греков. Было ясно, что без принятия христианства сделать это непросто. Княгиня издавна была знакома с христианами в Киеве и разделяла их веру. Но окончательно она решилась, когда увидела святыни Царьграда, оценила могущество этого великого христианского города. Там Ольга крестилась и стала Еленой, причем просила самого императора Константина быть ее крестным отцом. Впрочем, по одной из версий, она поступила так, чтобы отбить у императора охоту ухаживать за красивой северянкой, – ведь крестный отец считался родственником.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Роль княгини Ольги в становлении русской государственности и культуры - 8 Июня 2016 - Публикации, статьи учащихся

Автор: Казарницкая Екатерина Андреевна студентка 3 курса ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж» Руководитель: Вологина Вера Васильевна преподаватель дисциплины «Основы исследовательской деятельности» ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж»

В данной статье рассматривается вопрос о роли княгини Ольги в становлении русской государственности и культуры.

С момента образования Древнерусского государства прошло уже достаточно много лет. На протяжении всего периода оно развивалось благодаря не только своему народу, но и княгиням и князьям, которые находились под его управлением. В разные периоды каждый правитель смог оставить свой значительный вклад в развитие и становление Древней Руси. Княгиня Ольга – одна из самых важных исторических личностей, которой удалось внести значительный вклад в развитие Руси. Этот вклад не возможно не оценить, так как за христианскую религию мы и по сей день, должны быть благодарны Великой женщине – Княгине Ольге.

Актуальность нашей темы во многом определяется значительным вкладом Княгини Ольги в становление государственности и культуры, которая и по настоящее время имеет место быть в современном обществе. Ведь каждая историческая эпоха рождает выдающихся деятелей своего времени. Достижения их оцениваются в соответствии с его веком и условиями, а не с позиции сегодняшнего дня. Таким образом, первые русские князья действовали во имя интересов Руси. Цель данной статьи рассмотреть деятельность княгини Ольги, оценить её влияние на внутреннюю и внешнюю политику Древнерусского государства.

Речь пойдет о времени становления Древнерусского государства, о первой русской христианке, княгине Ольге. О правительнице, которая превратила языческую Русь в развитую, ничем не уступающую передовым европейским государствам того времени. Распространению христианства мы обязаны этой великой женщине, которую по справедливости можно назвать матерью нашей государственности. Деятельность княгини Киевской Руси Ольги отразилась в самых различных источниках: в письменных, русских и зарубежных, вещественных и даже географических. Очевидно, что такое значительное количество памятников прошлого должно было помочь исследователям составить достаточно полный и достоверный исторический портрет княгини. Однако из-за противоречивости и недосказанности сведений в них в научной литературе не утихают споры об Ольге. Они касаются и ее происхождения, и дат рождения и замужества, ее жестокой мести древлянам, и в целом вклада в становление и развитие Древнерусского государства. В качестве источников в исследовании использованы летописи, прежде всего, «Повесть временных лет». К другой категории источников относится «Житие княгини Ольги», описывающее благоверные поступки княгини.

Дата, место рождения будущей княгини Ольги и ее социальный статус до замужества до сих пор являются дискуссионными вопросами в отечественной историографии. Историк XIX в. Н.М. Карамзин писал, что многие события древней истории, записанные в летописях, часто не согласуются между собой и взяты, «без всякого сомнения, из народных сказок». Ее социальное происхождение, как и национальная принадлежность, до настоящего времени точно не определены и вызывают у исследователей споры. Одни настаивают на ее болгарском происхождении. Другие – на славянском, псковском. Третьи считают, что Ольга скандинавка. После смерти Игоря править на Руси стала его вдова – княгиня Ольга (их сын Святослав был еще мал). Первое, что она хотела сделать – отомстить древлянам за гибель муж. Летописец подробно рассказывает о том, как древляне посылали к Ольге два посольства, чтобы умилостивить ее, предложили супружество с их князем Малом.

После гибели законного правителя его вдове пришлось с помощью варварских и жестоких методов спасать, скажем, так, целостность земли и пошатнувшуюся власть своей семьи. С этой задачей она справилась. И начала наводить порядки на покоренной Древлянской земле. Именно эта мстительная псковитянка первой пыталась распространить христианство на Руси. Княгиня считала, что время прежних богов прошло безвозвратно. Множество русских земель объединилось вкруг Киева, нужна была новая вера, единой власти, не раздробленная между многочисленными богами славянского пантеона. Такая вера была у греков в Визанитии. Она называлась христианской, а люди этой веры – христианами. [3, с.436]

Первые годы правления Ольги, естественно, ушли на решение внутриполитических проблем. Повсюду Ольга судила население и устанавливала «уставы» (как что-либо делать) и определяла «уроки» (обязанности, которые должны выполнять жители к определенному сроку, будет ли то уплата известной суммы денег, доставка известного количества каких-либо вещей или какая-нибудь работа). Таким образом, Ольга ликвидировала архаическую систему полюдья (сбор князем дани, количество которой определялось жадностью князя) и заменила ее строгой системой сбора определенного количества дани. Теперь дань привозили на погосты, где ее принимали княжеские чиновники (тиуны).

Проведенный анализ источников и литературы позволил сделать следующие выводы: Отечественные историки дают княгине Ольге высокую оценку как выдающейся государственной деятельнице. В то же время, из-за противоречивости и недосказанности сведений источников так и остались нерешенными многие вопросы. В настоящее время остаются дискуссионными вопросы, касающиеся даты и места рождения Ольги, ее национальной принадлежности и социального положения, деятельность княгини в период замужества и до гибели супруга.

Одни исследователи считают Ольгу славянкой знатного происхождения из Пскова, другие настаивают на варяжском происхождении. При этом эти авторы называют княгиню Прекрасной, Хельгой, Ольгой. Сходятся лишь в одном – после крещения княгиня получила имя «Елена». В исторической науке до сих пор обсуждается вопрос о мести Ольги древлянам или дискуссия о так называемой «древлянской войне». Является ли месть действительно историческим фактом, в котором не приходится сомневаться, или это фольклорное предание, легенда. Еще одним предметом обсуждения является содержание реформ княгини Ольги. Большинство исследователей сходятся лишь в одном – экономическое укрепление Киевского государства, последовавшее за преобразованиями княгини Ольги, способствовало повышению государственного престижа Киевской Руси в международных отношениях.

В исторической науке существует разнообразие мнений по вопросу о принятии христианства княгиней Ольгой. Мы склонны считать, что Ольга, приняв христианство в Византии в 957 г., добилась определенных результатов: за ней был закреплен титул «дочери» императора, т.е. русская княгиня поднялась в византийской дипломатической иерархии выше. В тоже время крещение Ольги явилось индивидуальным политическим актом, связанным с престижными вопросами великокняжеской власти.

Список используемой литературы: 1. Морозова Л.Е. // Великие и неизвестные женщины Древней Руси // Учебник – Москва: Изд-во: Юрайт, - 2014. – с.405 2. Жук С.М. // Киевская Русь // Учебник – Москва: Изд-во: Юрайт, -2014. – с.780 3. Новосельцев А. П., Сахаров А. Н. и др. // История России с древнейших времен до конца ХVII // Учебник –Санкт Петербург: Изд – во БЭК, - 2015. – с.583 4. Рыбаков Б.А. // Мир истории: Начальные века русской истории // Учебник – Москва: Изда-во: Юрайт, - 2014. – с.342.

xn--j1aaicbdhfjsg.xn--p1ai

Великая княгиня Ольга - пример мудрого управления страной

После убийства князя Игоря древляне решили, что отныне их племя свободно и они могут не платить дань Киевской Руси. Более того, их князь Мал сделал попытку жениться на Ольге. Тем самым он хотел захватить киевский престол и единолично править Русью. С этой целью было собрано посольство, которое направлялось к княгине. Послы везли с собой богатые подарки. Мал надеялся на малодушие "невесты" и на то, что она, приняв дорогие подарки, согласится разделить с ним киевский трон.

В это время великая княгиня Ольга воспитывала сына Святослава, который после смерти Игоря мог претендовать на трон, но был еще слишком мал. Попечительство над юным Святославом взял на себя воевода Асмуд. Сама же княгиня занялась делами государственными. В борьбе с древлянами и другими внешними врагами она должна была рассчитывать на собственную хитрость и доказать всем, что страной, которая раньше управлялась только за счет меча, можно управлять и женской рукой.

Война княгини Ольги с древлянами

Принимая послов, великая княгиня Ольга проявила хитрость. По ее приказу лодку, на которой приплыли послы, подняли на руки и понесли в город вдоль пропасти. В один момент лодку скинули в пропасть. Послы были погребены заживо. Дальше княжна отправила послание с согласием на брак. Князь Мал поверил в искренность сообщения, решив, что его послы достигли цели. Он собрал знатных купцов и новых послов в Киев. По древнему русскому обычаю гостям приготовили баню. Когда все послы оказались внутри бани, все выходы из нее были закрыты, а само здание сожжено. После этого было отправлено новое послание Малу, что "невеста" отправляется к нему. Древляне приготовили роскошный пир для княгини, который по ее требованию прошел невдалеке от могилы ее мужа, Игоря. Княжна потребовала, чтобы на пиру присутствовало как можно большее количество древлян. Князь древлян не возражал, полагая, что это только увеличивает престиж его соплеменников. Всех гостей напоили до отвала. После этого Ольга подала сигнал своим войнам и те умертвили всех, кто был там. Всего в тот день было убить порядка 5000 древлян.

В 946 году великая княгиня Ольга организует военный поход на древлян. Суть этого похода была демонстрация силы. Если ранее они были наказаны хитростью, то теперь врагу предстояло ощутить военную мощь Руси. В этот поход был взят и молодой князь Святослав. После первых боев древляне отступили в города, осада которых продолжалась практически все лето. К концу лета обороняющиеся получил от Ольги послание, что она насытилась местью и более ее не желает. Она попросила только три воробья, а также по одному голубю с каждого жителя города. Древляне согласились. Приняв дар дружина княжны привязала к лапам птиц уже зажженный серный трут. После этого всех птиц отпустили. Они вернулись в город, и город Искоростень погрузился в огромный пожар. Горожане были вынуждены спасаться бегством из города, и попали в руки дружинников Руси. Великая княгиня Ольга осудила старейшин на смерть, некоторых на рабство. В целом же убийцы Игоря были обложены еще более тяжкой данью.

Принятие Ольгой православия

Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, подмечая торжественность их обрядов. Это, а также необычайный ум Ольги, который позволил поверить ей в Бога-вседержителя, послужил причиной крещения. В 955 году великая княгиня Ольга направляется в Византийскую империю, в частности в город Константинополь, где и произошло принятие новой религии. Сам патриарх был ее крестителем. Но это не послужило причиной для изменения веры в Киевской Руси. Данное событие никак не отдалило русичей от язычества. Приняв христианскую веру, княжна оставила управление государством, посвятив себя служению Богу. Также она занялась помощью в строении христианских церквей. Крещение правительницы не означало еще крещения Руси, но это был первый шаг на пути к принятию новой веры.

Умерла великая княгиня в 969 году в Киеве.

istoriarusi.ru