Обувь в древней руси. Какие сапоги носили на Руси?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какую обувь носили на Руси? Обувь в древней руси


Какую обувь носили на Руси? От какого слова получила свое название обувь

На Руси при изготовлении обуви использовали шкуры, дублёную кожу, древесную кору, пеньковую верёвку, реже – мех. Кожаную обувь не шили, а морщили, то есть стягивали лоскут кожи верёвками таким образом, чтобы по двум сторонам получались складки, а затем привязывали к ноге верёвкой.

ПоршниПоршни (порабошни, постолы, моршни) обычно шили из цельного прямоугольного куска кожи (иногда из двух кусков) и стягивались вокруг щиколотки сыромятным ремешком. Возможно, что первоначально обувь изготавливали из необработанных шкур зверей или мелких домашних животных.

КотыКоты – похожую на поршни, но не морщенную, а сшитую кожаную обувь с подшитой подмёткой – по будням и праздникам. Название своё такая обувь получила от слова «катать», потому что первоначально их катали из шерсти.

ЛаптиСамой распространённой обувью на Руси считаются лапти (лыченцы, лычаки). Носили их (преимущественно сельские жители) вплоть до 1930-х гг. Лапти изготавливали из древесного лыка (внутренней части коры молодых лиственных деревьев), бересты (верхнего слоя коры, снятой с берёзы) или пеньки (волокон стеблей конопли).

Для придания прочности подошву лаптей подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. На горожанах можно было увидеть лапти, сделанные из лыка и кожаных ремешков, а то и целиком сплетённые из кожаных ремешков. Плетением лаптей занимались только мужчины.

Лапти привязывали к голеням длинными шнурами (опорами). Для тепла к лаптям пришивали опушку – полоску из холщовой ткани. На случай ненастной погоды к подошве обуви привязывали небольшую дощечку. С лаптями и прочей низкой обувью носили онучи – длинные широкие полосы холщовой или шерстяной ткани, которыми обматывали ступни и голени и подвязывали кожаными шнурками (поворозами), а также пенковыми или лыковыми (оборами) крест-накрест или витками.

ЧеревикиЧеревики – кожаную обувь высотой чуть выше щиколотки, сшитую из нескольких лоскутов кожи, с мягкой подошвой – носили горожане и зажиточные крестьяне. Изготавливали такую обувь сапожники. По одной из версий своё название такая обувь получила от слова «чрево», то есть шилась из кожи, получаемой с чрева (брюха) животного.

СапогиСапоги (чёботы) русские шили сначала без каблуков. Вместо каблука к подошве прибивалась небольшая железная подковка. Сапоги были распространённой обувью горожан. Причём носили их все: мужчины, женщины, дети, богачи и бедняки. Крестьяне такую обувь практически не носили.

Сапоги состоятельных горожан отличались лучшей выделкой, яркими цветами и вышивкой. Надевали сапоги на онучи, портянки или чулки.

ВаленкиВаляная обувь появилась у русских в конце XVII – начале XVIII в. Из шерсти катали коты, валенки, чуни (войлочные тапки), к этой обуви нередко для крепости пришивали кожаную подошву. Валенки были дорогими. Крестьянская семья, каждый член которой имел свою собственную пару этой обуви, считалась зажиточной. В большинстве же крестьянских домов имелась всего одна пара валенок, которую домочадцы носили по очереди.

Широкое распространение валенки получили лишь в первой половине XIX века, когда было налажено их изготовление промышленным способом. Производство валенок было сосредоточено в Калязинском уезде Тверской губернии, Кинешемском уезде Костромской губернии, Семёновском уезде Нижегородской губернии и в селе Кукмор Казанской губернии. Сегодня основной производитель валенок – Ярославская фабрика валяной обуви, основанная в 1994 году.

Вследствие того, что валеные сапоги – это практичная, тёплая и удобная обувь, они до сих пор пользуются достаточно высоким спросом в нашей стране. А валенки, расшитые нитками, лентами, бисером, кружевами и стразами, похоже, прочно обосновались в гардеробах модниц.

cross-way.ru

Кожанная обувь на Руси

По́ршни — простейшая русская кожаная обувь, известны на Руси с давних пор: ещё в VII веке похожую обувь носили восточные славяне, а позже - небогатый городской люд. Само слово "поршни" переводится с древнерусского "лоскут" или "рыхлый". Прототипом поршней считаются сандалии или кусок цельной кожи, которой оборачивали ногу древние люди.Некоторые историки полагают, что в древности для изготовления поршней кожу снимали с нижней части лапы животного. По внешнему виду поршни - это мягкие туфли, сшитые из одного или двух кусков кожи.

По краям поршней продевались в сделанные отверстия ремешки, которые затягивались у голени и тем самым крепили поршни на ноге. Известен также другой вид поршней, которые состояли из трёх частей: одна служила подошвой, другая - образовывала бортики и задник, а третья нашивалась на носок. Как и любая другая подобная обувь, поршни носили с холщовыми или суконными онучами и подвязывали их к ноге кожаными оборами.

Праздничные поршни украшались вышивкой или бахромой. Чаще всего вышивка представляла собой узор из растений, который перемежался с бесконечной плетёнкой. Для того, чтобы выделить рисунок, его делали цветными шерстяными, льняными и шёлковыми нитками.

Башмаки - группа обуви древних славян — туфли, или башмаки, — отличается от поршней вшитой подошвой. «Вшитая подошва» звучит не слишком красиво, ибо «подошва» .уже само по себе — «то, что пришито». Её нередко кроили даже из другого вида кожи, нежели верх, и соединяли самыми разнообразными видами швов.

Для подошв чаще всего использовалась толстая, прочная кожа из хребтовой части шкуры (иногда лошадиной), а для верха — более эластичная и мягкая, взятая с брюха, «чрева» животного (обычно коровы или козы). Нежные, тонкие башмачки назывались поэтому «черевиками». Это слово сразу вызывает в памяти «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя и кажется нам специфически украинским. Тем не менее оно очень древнее — его нашли в рукописях домонгольской Руси. Более же привычный «башмак» пришёл к нам, как пишут учёные, из турецкого языка, а «туфля» — из германских диалектов, заимствовавших его, в свою очередь, из греческого.

Сапоги - По мнению исследователей, слово «сапог» попало к славянам от тюркоязычных соседей — кыпчаков, печенегов, кочевников-болгар — и уже из древнерусского языка перешло в финский, карельский эстонский, литовский, латышский. Судя по археологическим данным, сапоги в деревне почти не употреблялись, зато в городе их носили практически все мужчины и женщины, богатые и бедные, дети и старики. Сапоги имели не очень высокое — ниже колена — голенище, которое спереди было обычно повыше, чем сзади, и мягкую подошву без каблука и железных подковок. Иногда такая подошва кроилась из нескольких слоев кожи. Когда она пронашивалась целые части сапога нередко использовали повторно пришивали к новой подошве или, например, кроили из голенищ поршни.

Как пишут учёные, сапоги бытовали в основном: двух видов. Одни имели мягкое, слегка расширяющееся кверху голенище, примерно равное по высоте длине следа ноги. У щиколотки оно схватывалось ремешком продёрнутым в прорези. Раскопки показали, что на улицах древнего Пскова часто можно было встретить детей и подростков в подобных сапожках: археологами найдены образцы с длиной следа 12 и 17 см. точно такие, только побольше, носили и взрослые.

У другой разновидности сапог голенище было несколько жёстче, а в задник для придания формы иногда подкладывалась берёста. После XIII века первый: вид постепенно вышел из употребления, а вот второй продолжал развиваться и со временем породил знаменитые русские сапоги со стоячим голенищем и жёсткой подошвой.

Если кожаная обувь сама по себе была признаком некоторой зажиточности, то для владельцев их сапоги, надо полагать, являлись своего рода знаком престижа. Края голенищ богатых сапог отделывались тесьмой, полосками яркой ткани, не говоря уже о вышивке: у самых зажиточных и знатных на сапогах можно было увидеть и жемчуг. Красные, «червлёные» сапоги считались привилегией князей и воинской верхушки — бояр. Однако такую роскошную обувь археологи относят к несколько более поздней эпохе.

Мастера-кожевники, «усмари» Древней Руси, шили кожаную обувь на деревянных колодках, которые делались иногда раздвижными. При этом обувь на правую и левую ногу нередко кроилась одинаково. Возможно, потом её разнашивали, а может быть, надевали попеременно. Во всяком случае, именно такую мягкую обувь, а также лапти подразумевает старинный совет: чтобы отделаться в лесу от Лешего, надень обувь с правой ноги на левую, а с левой — на правую. С современной обувью проделать подобное было бы затруднительно.

А вот древние знаки рода, служившие когда-то самым первым украшением обуви, со временем развились в богатый узор. Кожаную обувь расшивали цветными нитками, делали прорези и проплетали в них ремешки, создавая рисунок. Нельзя исключать, что кожу для обуви красили в разные цвета, благо всевозможные красители были отлично известны, а фантазии у наших предков хватало. Археологически это, однако, пока не подтверждается. Сохранились, правда, изображения, но пользоваться ими специалисты не рекомендуют. По их мнению, цвет обуви того или иного персонажа фрески или миниатюры слишком «социально обусловлен» и служит скорее указателем его общественного положения, совсем не обязательно отражая реальность.

Кожаную обувь наших пращуров можно подразделить на три большие группы: *поршни, *башмаки, *сапоги.

По материалам slavyans.myfhology

hystory.mediasole.ru

"Русь изначальная":одежда и украшения. Обувь.

      ***Обувь Древней и Средневековой Руси***

Краткая история     Поршни     Чоботы     Бродни     Лапти     Сапоги

 Краткая история

     Русская обувь славилась своей необычностью и, как ни странно, в отличие от одежды, не претерпела существенных изменений в течение почти всей нашей истории. Большинство той обуви, в которой ходили наши предки в VII-X веках, оставалось "действующей" и в русской деревне XIX века.      Уже в VIII веке на Руси носили высокую обувь, напоминавшую по виду сапоги, но с мягким голенищем, которую называли бахилами или брóднями. Также с VII века известны у нас кожаные поршни. Даже в деревнях такая обувь была не редкостью, но вот сапоги, бывшие обувью прежде всего знатного люда, распространились в деревне только с XVII века, и то - зажиточные крестьяне надевали их по праздникам и, скорее, носили либо "от избытка ", либо "для щегольства", а в будни почти все ходили в лаптях. В городе жители с давних пор предпочитали кожаную обувь - поршни, коты или сапоги, здесь ношение лаптей - удел небогатых горожан. Интересно, что многие историки позже стали оценивать уровень жизни именно по видам обуви. Так, например, на севере, где сложились благоприятные условия для скотоводства, даже нищие могли носить кожаную обувь, а в некоторых южных районах крестьяне, наоборот, всё лето могли проходить босиком.

     Обувь надевали на онучи или вязанные носки - копытца. Такие носки не имели пяток и плели их с помощью одной костяной спицы. Носки с пяткой, которые стали позже вязать на нескольких спицах, назывались немецкими. Некоторые учёные считают, что до появления берестяной и кожаной обуви наши предки могли и вовсе ходить в одних онучах, возможно, одевая на них чулки - ноговицы. На это указывает само слово "онучи", которое в некоторых древних памятниках обозначает саму обувь.     Кстати всем нам известные валенки (="вάленцы") появились в Сибири только в XVIII веке, а в центральных регионах России - в XIX веке.     Как и к любой одежде, к обуви на Руси относились с почтением. Известно, что увидеть во сне обувь к счастью, а вот оказаться там босяком - к нужде или болезни. Интересен и свадебный обряд, по которому молодая супруга должна была разуть своего мужа. Скорее всего, тем самым она выражала ему покорность.

Поршни

     Пóршни (="кáлишки"; "постóлы"; "чувяки") известны на Руси с давних пор: ещё в VII веке похожую обувь носили восточные славяне, а позже - небогатый городской люд. Само слово "поршни" переводится с древнерусского "лоскут" или "рыхлый".

    Прототипом поршней считаются сандалии или кусок цельной кожи, которой оборачивали ногу древние люди. Некоторые историки полагают, что в древности для изготовления поршней кожу снимали  с нижней части лапы животного. По внешнему виду поршни - это мягкие туфли, сшитые из одного или двух кусков кожи. По краям поршней продевались в сделанные отверстия ремешки, которые затягивались у голени и тем самым крепили поршни на ноге. Известен также другой вид поршней, которые состояли из трёх частей: одна служила подошвой, другая - образовывала бортики и задник, а третья нашивалась на носок. Как и любая другая подобная обувь, поршни носили с холщовыми или суконными онучами и подвязывали их к ноге кожаными оборами.      Праздничные поршни украшались вышивкой или бахромой. Чаще всего вышивка представляла собой узор из растений, который перемежался с бесконечной плетёнкой. Для того, чтобы выделить рисунок, его делали цветными шерстяными, льняными и шёлковыми нитками.

Чоботы

     Чоботы (="башмаки") представляли собой мягкую обувь из козьей или коровьей кожи, которая была выше щиколоток и могла иметь отвороты (="берцы"). Обычно чоботы делались цельнокроёными или шились из двух кусков кожи для верха (со швом сзади или сбоку) и подошвы. Именно наличие подошвы, иногда скроенной из другой кожи (хребтовой части шкуры, иногда лошадиной), отличало башмаки от поршней. В области щиколоток делались дырочки, через которые пропускали ремешок, крепивший чоботы на ноге.

     Учёные выделяют до 20 видов чоботов. Так, чоботы, сшитые из тонкой, нежной кожи, назывались черевиками. Это слово встречается в древних памятниках домонгольской Руси. Кстати, сами чоботы стали именоваться башмаками только с XV века, позаимствовав этот термин из турецкого языка, или туфлями (греческое слово, пришло через германский диалект).

Брóдни

     Брóдни (="бахилы") находят в захоронениях великого Новгорода, относящихся к VIII веку. Тогда это высокая обувь, вроде сапогов, но с мягким голенищем, которое стягивалось на ноге повыше ремешком и закреплялось кольцом по типу поясного. За такими ремнями могли держать ножи: традиция ношения "засапожного" ножа известна с давних пор. Сам термин "бахилы" будет позже применяться к тяжёлым рабочим сапогам XIX-XX века, которые одевали на охоту или рыбную ловлю, а на севере - так назовут суконную обувь, похожую на коты.

Лапти

     Лапти (="верзни";"лычники";"рачки") - самая распространённая на Руси обувь, плетёная из коры дерева. Первые упоминания о лаптях встречают в документах, относящихся к X веку, хотя сам кочедык (="свайка";"швайко")- инструмент, которым пользовались для плетения лаптей, находят в древних стоянках, относящихся к раннему железному веку (I тыс. до н.э.) [1].      Лапти делали из узких полосок лыка - подкорья липы, ивы, вяза или можжевельника. Известно два способа плетения лаптей - прямое, когда лычные полосы кладутся перпендикулярно друг к другу и косого - полосы соединяются под углом. Последние были особенно распространены и назывались верзнями. Лапти также отличались носами (тупые, круглые, прямоугольные), высотой бортов (="обушников") и задника.      Лапти, как и другую обувь, носили с онучами - полосами (шириной около 30 см) белого, чёрного и коричневого сукна. Обычно летом носили холщовые (льняная или конопляная ткань) онучи, зимой - суконные (шерстяная ткань полотняного плетения) и холщовые вместе.

(Венецианов. Гумно. 1822 г.)

    Такими полосами ткани оборачивали всю ступню и голень. Онучи, если их носили с короткой обувью или вообще без неё, подвязывали к ноге кожаными поворозами или оборами - верёвочными или лыковыми, вязанными или плетёными. Первыми пользовались в будни, вторыми - (чаще белого или красного цвета) по праздникам. Оборы обвязывали вокруг ноги крест-накрест или витками.

(Венецианов. Крестьянский мальчик, одевающий лапти. 1820 г.)

   На праздники, если не было возможности одевать кожаную обувь, плелись лапти писаные: полосы лыка у таких лаптей были узкими, и из них мастера выплетали красивые узоры. Иногда вместе с лыком вплетали тесьму или красили отдельные лыковые полоски (например, лыко вяза держали в горячей воде, отчего оно розовело). Такие лапти одевали с чёрными или красными оборами, которые сразу выделялись на белоснежных праздничных онучах.     По данным историков, плести лапти - было делом трудным и долгим. В конце XVIII века академик Лепёхин подсчитал, что для крестьянина в год надобно было изготовить 50-60 пар лаптей! Лапти снашивались очень быстро. В летнюю пору за четыре дня, зимой - за десять. "В дорогу идти - пять пар лаптей плести",- говорится в известной поговорке. Ещё более впечатляющим выглядят затраты материала: на 50 лаптей требовалось всего 150 лутошек (липовых заготовок), каждая из которых была годна только если "содрана" с дерева возрастом не ранее 3-х лет. Деревья липы не успевали за потребностями деревенской России, вот почему к концу XVIII века на лапти стали использовать вяз, иву, лозу, а на севере - бересту.     Известно и то, как изготавливались лапти. Лыко сдирали по весне или в начале лета. Сначала его отмачивали в тёплой воде, а потом держали в запруде, чтобы легче снять кору.

     Однако не стоит считать, что наши предки, особенно в стародавние времена, поклоняясь духам природы и бережно относясь к любой живности, так легко расправлялись с деревьями. Скорее всего, они знали, как снимая кору, не повредить самому дереву. Этнографы указывают на то, что такой же приём был известен американским индейцам.     Плели лапти на колодке, причём легче всего было делать нос, подошву и обушник лаптей, а вот запятник  давался с большим трудом. Сохранилась народная байка о том, как царь Пётр, которому всё всегда удавалось, как-то решил сплести лапти. Хорошо у него дело пошло, да как стал он запятник делать, так "над лаптём и задумался". В Питере тот незаконченный лапоть даже хранили и показывали.      Лапти делали всей семьёй, ведь из-за больших трудозатрат и потребностей в хозяйстве, лаптями надо было заниматься круглый год. А уж сколько названий было у этой обуви! Если их плели из ивовой коры, то звали коверзнями. Такие лапти считались самыми плохими, даже плести их было зазорно. Из коры тала плели шелюжники, из дубовой - дубовики. Там, где лыка не было, приноровились плести лапти из корней (коренники) и конского волоса (волосяники). Намного позже (XIX век) из пеньковых верёвок стали плести внешне похожие на лапти чуни (="ходоки";"шептуны").      Для работы также плели лапти с невысоким голенищем, по типу калош, которые прозвали ступнями. Обычно в ступнях занимались хозяйством во дворе, особенно в осеннюю или весеннюю грязь, когда лапти с онучами одевать было некогда. Ступни держали прямо у порога.      Сохранились сведения о том, что сначала лапти были разными для правой и левой ноги. А вот у мордвы, татар и чувашей обувь не имела таких отличий. Возможно, именно у них научились мы делать лапти одинаковыми. Тем более, что это было в два раза практичнее: потеряется один лапоть, так другой не надо выкидывать.

Сапоги

    Сапоги - (само слово "сапоги" известно с X века, предположительно от тюркских народов) в Древней Руси делались на мягкой подошве (сложенные вместе два слоя одной и той же кожи) с заострённым или тупым, часто приподнятым кверху носком. Голенище, как правило, было невысоким и скошенным (спереди оно было выше, чем сзади). На жёсткой подошве сапоги начали шить с XIV века. Тогда уже научились выделывать воловью кожу, которая шла на подошву и каблуки. А вот в XVI-XVII вв. пошла мода на сапоги с очень высокими каблуками. Причём носили их не только женщины, но и мужчины.

     Старинная былина рассказывает про двух богатырей, которые соревновались в щегольстве. Так сапоги у одного из них были такие, что "из-под носка соловей пролети, а вокруг пяточки яйцо кати".     Сапоги на каждый день делали из чёрной кожи, а для праздников - из тонкой чёрной, а также из красной, жёлтой и зелёной кожи. Для украшения их обшивали шёлком, золотой нитью, жемчугом. Особенно часто расшивали края голенищ. Сапоги, как правило, тоже одевались на льняные онучи или шерстяной чулок.      Сапоги были распространены в обеспеченной среде. Так, в "Повести временных лет", когда воевода Добрыня осматривает взятых в плен болгар, он обращает внимание князя Владимира на то, что они все одеты в сапоги. "С этих дань мы не получим. Пойдём лучше поищем себе лапотников",- говорит воевода князю.

© Ольга Фёдорова, 2006

[1] Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.[2] Сабурова М.А. Древнерусский костюм// Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997.  [3] Шангина И.И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. Изд-во: "Азбука-классика", 2003 год.

Наверх

Архив новостей | Одежда | Вооружение| Устройство избы | Звери и птицы | Травник | Гостевая книга | Ссылки В случае, если Вы заметили ошибки или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная информация по теме или иллюстрации, пишите. Перепечатка материалов возможна только при активной гиперссылке на сайт-источник.  

larussie.narod.ru

Кожанная обувь на Руси

По́ршни — простейшая русская кожаная обувь, известны на Руси с давних пор: ещё в VII веке похожую обувь носили восточные славяне, а позже - небогатый городской люд. Само слово "поршни" переводится с древнерусского "лоскут" или "рыхлый". Прототипом поршней считаются сандалии или кусок цельной кожи, которой оборачивали ногу древние люди.Некоторые историки полагают, что в древности для изготовления поршней кожу снимали с нижней части лапы животного. По внешнему виду поршни - это мягкие туфли, сшитые из одного или двух кусков кожи.

По краям поршней продевались в сделанные отверстия ремешки, которые затягивались у голени и тем самым крепили поршни на ноге. Известен также другой вид поршней, которые состояли из трёх частей: одна служила подошвой, другая - образовывала бортики и задник, а третья нашивалась на носок. Как и любая другая подобная обувь, поршни носили с холщовыми или суконными онучами и подвязывали их к ноге кожаными оборами.

Праздничные поршни украшались вышивкой или бахромой. Чаще всего вышивка представляла собой узор из растений, который перемежался с бесконечной плетёнкой. Для того, чтобы выделить рисунок, его делали цветными шерстяными, льняными и шёлковыми нитками.

Башмаки - группа обуви древних славян — туфли, или башмаки, — отличается от поршней вшитой подошвой. «Вшитая подошва» звучит не слишком красиво, ибо «подошва» .уже само по себе — «то, что пришито». Её нередко кроили даже из другого вида кожи, нежели верх, и соединяли самыми разнообразными видами швов.

Для подошв чаще всего использовалась толстая, прочная кожа из хребтовой части шкуры (иногда лошадиной), а для верха — более эластичная и мягкая, взятая с брюха, «чрева» животного (обычно коровы или козы). Нежные, тонкие башмачки назывались поэтому «черевиками». Это слово сразу вызывает в памяти «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя и кажется нам специфически украинским. Тем не менее оно очень древнее — его нашли в рукописях домонгольской Руси. Более же привычный «башмак» пришёл к нам, как пишут учёные, из турецкого языка, а «туфля» — из германских диалектов, заимствовавших его, в свою очередь, из греческого.

Сапоги - По мнению исследователей, слово «сапог» попало к славянам от тюркоязычных соседей — кыпчаков, печенегов, кочевников-болгар — и уже из древнерусского языка перешло в финский, карельский эстонский, литовский, латышский. Судя по археологическим данным, сапоги в деревне почти не употреблялись, зато в городе их носили практически все мужчины и женщины, богатые и бедные, дети и старики. Сапоги имели не очень высокое — ниже колена — голенище, которое спереди было обычно повыше, чем сзади, и мягкую подошву без каблука и железных подковок. Иногда такая подошва кроилась из нескольких слоев кожи. Когда она пронашивалась целые части сапога нередко использовали повторно пришивали к новой подошве или, например, кроили из голенищ поршни.

Как пишут учёные, сапоги бытовали в основном: двух видов. Одни имели мягкое, слегка расширяющееся кверху голенище, примерно равное по высоте длине следа ноги. У щиколотки оно схватывалось ремешком продёрнутым в прорези. Раскопки показали, что на улицах древнего Пскова часто можно было встретить детей и подростков в подобных сапожках: археологами найдены образцы с длиной следа 12 и 17 см. точно такие, только побольше, носили и взрослые.

У другой разновидности сапог голенище было несколько жёстче, а в задник для придания формы иногда подкладывалась берёста. После XIII века первый: вид постепенно вышел из употребления, а вот второй продолжал развиваться и со временем породил знаменитые русские сапоги со стоячим голенищем и жёсткой подошвой.

Если кожаная обувь сама по себе была признаком некоторой зажиточности, то для владельцев их сапоги, надо полагать, являлись своего рода знаком престижа. Края голенищ богатых сапог отделывались тесьмой, полосками яркой ткани, не говоря уже о вышивке: у самых зажиточных и знатных на сапогах можно было увидеть и жемчуг. Красные, «червлёные» сапоги считались привилегией князей и воинской верхушки — бояр. Однако такую роскошную обувь археологи относят к несколько более поздней эпохе.

Мастера-кожевники, «усмари» Древней Руси, шили кожаную обувь на деревянных колодках, которые делались иногда раздвижными. При этом обувь на правую и левую ногу нередко кроилась одинаково. Возможно, потом её разнашивали, а может быть, надевали попеременно. Во всяком случае, именно такую мягкую обувь, а также лапти подразумевает старинный совет: чтобы отделаться в лесу от Лешего, надень обувь с правой ноги на левую, а с левой — на правую. С современной обувью проделать подобное было бы затруднительно.

А вот древние знаки рода, служившие когда-то самым первым украшением обуви, со временем развились в богатый узор. Кожаную обувь расшивали цветными нитками, делали прорези и проплетали в них ремешки, создавая рисунок. Нельзя исключать, что кожу для обуви красили в разные цвета, благо всевозможные красители были отлично известны, а фантазии у наших предков хватало. Археологически это, однако, пока не подтверждается. Сохранились, правда, изображения, но пользоваться ими специалисты не рекомендуют. По их мнению, цвет обуви того или иного персонажа фрески или миниатюры слишком «социально обусловлен» и служит скорее указателем его общественного положения, совсем не обязательно отражая реальность.

Кожаную обувь наших пращуров можно подразделить на три большие группы: *поршни, *башмаки, *сапоги.

По материалам slavyans.myfhology

https://cont.ws/post/399547

myhistori.ru

История мужской и женской обуви на Руси. Русский лапоть.

Самой древней обувью на Руси были простые мягкие туфли - поршни.  Их делали из целого куска мягкой кожи, подбирая его по краю кожаным ремнём, которым обматывали ногу, чтобы поршни не спадали. Делали и простые башмаки - чёботы, но в основном тачали (шили) сапоги. О небрежно сделанной работе сейчас говорят: "Два сапога - пара, и оба на левую ногу". А в те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только в процессе носки. Сапоги носили все: и мужчины и женщины, и дети. Появился особый вид ремесла - кожевенно-сапожный, так как сапожник кожу для работы подготавливал сам.

Для каждодневной, недорогой обуви, употреблялась сыромятная недублёная кожа. С 9 века для изготовления обуви стали выделывать мягкую кожу, а подошва для прочности сшивалась в несколько слоёв. Позднее для подошвы стали использовать толстую воловью кожу. Потом из этой кожи стали делать и каблуки.

Любимые на Руси сапоги сначала подшивали нитками, потом появились деревянные гвоздики, которые со временем были заменены металлическими. Кожа хорошо сохраняется в земле, и среди археологических находок немало древней русской обуви. Поэтому мы знаем, что для прочности в задники сапог вставлялась берестяная прокладка, а перед обшивался вторым слоем кожи. Голенище доходило до колена  и косо срезалось так, чтобы спереди  сапог был выше, чем сзади.

Иногда использовали кожу натурального цвета, но чаще её красили. Самым распространённым был чёрный цвет. Однако парадные  сафьяновые сапоги могли быть и красными, и жёлтыми, и зелёными, и белыми, и голубыми. Красили кожу при выделке сами сапожники. Особая профессия красильщика появилась значительно позже.

Сапоги для холодного времени года утеплялись войлоком. Сапоги и полусапожки (с более коротким голенищем и мягкой пяткой) надевались на онучи - куски плотной ткани, которые навёртывались на ногу. (Теперь их чаще называют портянками). Зимние онучи делали из меха, и они назывались шкарпетками. Валяная обувь - валенки, катанки - появилась только в 19 веке. Её делали из овечьей шерсти. Валенки с коротким голенищем носили название валяные коты, чуни, кеньги. Изготовление валенок было делом трудоёмким, поэтому и стоили они довольно дорого. Небогатая семья имела, как правило, только одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди или по старшинству.

Образцы обуви

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для болшинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи - несбыточной мечтой.

Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Когда на Всемирной выставке 1889 года в Париже в российском павильоне были выставлены лапти, они привлекли всеобщее внимание. Французы спорили: одни говорили, что в такой обуви ходят все русские, другие утверждали, что лапти надевают только в торжественных случаях.

Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Сколько же губилось молодых деревьев, если только из одного российского села Мыт Владимирской губернии в Москву отправляли до пятисот тысяч пар лаптей в год!

Перед началом плетения лаптей лыко размачивали, очищали от коры и разрезали на ленты. Затем одновременно из пяти-шести лент, образуя строку, на специальной деревянной колодке начинали плетение, используя обычный крючок. В его ручку для тяжести заливалось олово, и ею удобно было подбивать плетение, достигая его большей прочности и плотности. Особое умение было нужно для плетения задника - запятника, где соединялись все лыки.

Лапти плели разными, в зависимости от назначения. Будничные лапти плелись из широкого лыка, праздничные - из вязового, предварительно отмоченного в горячей воде; они выглядели значительно наряднее и имели розовый или красноватый цвет.

Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Летом, отправляя на сенокос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, - рачки или в лапти из верёвки - чуни. В некоторых местностях умудрялись плести лапти даже из конскоговолоса - волосянки. Самыми плохонькими считались каверзни - лапти, сплетённые из ракиты.

В зависимости от времени года, лапти обували на холщовые, шерстяные или суконные подмотки (онучи). Таким образом, лапти можно было носить в любую погоду. Держались лапти на оборах -  кожаных узких ремешках или верёвках из конопляного волокна - моченцах, опоясывающих ногу до колена. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:

  • Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

  • Торопясь, и лаптя не сплетёшь.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней. "В дорогу идти - пять пар плести", - говорили в народе. Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей), отсюда их доступность и распространённость.

назад

dereven-ka.ru

Какие сапоги носили на Руси?. Кто есть кто в истории России

Какие сапоги носили на Руси?

Слово «сапог» произошло от славянского «сопа» – кожаная труба, которую напоминала форма голенища. В «Слове о полку Игореве» (1187) сапог означает высокую обувь. Но первыми в обиходе наряду с лаптями появились полусапожки с разрезом спереди. Они затягивались или зашнуровывались. Сапоги как таковые в Киевской Руси известны примерно с X века. В основном их носили князья и старейшины.

Как сообщает русский историк Н. Костомаров, в XVI–XVII веках сапоги до колен кроме своей основной задачи служили своего рода штанинами для нижней части тела, для чего у них изнутри была подкладка из холстины. Сапоги русичей имели острые приподнятые носки. Нога в таком сапоге не застревала в стремени.

В древнерусском фольклоре сохранилось описание сапог с высоким каблуком:

У оратая (пахаря) сапожки зелен сафьян:

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит

Около носа хоть яйцо прокати.

Пошив сапога подобного фасона требовал особого мастерства.

Благодаря раскопкам было установлено, что при изготовлении обуви использовались простые и съемные колодки. Это позволяло делать заготовки отдельных деталей, а затем сшивать их. Более сложные по конструкции сапоги делались жесткими, кстати, они носились дольше.

Чтобы сапоги меньше снашивались, они подбивались подборами (каблуками) и подковами с множеством гвоздей, располагавшихся вдоль подошвы. Обувь знатных лиц можно было отличить по серебряным гвоздям на подошве и голенищам, богато украшенным жемчугом. Из-за его обилия почти не виден был сафьян – тонкая персидская кожа, из которой шились сапоги. Возможно, мода расшивать сапоги жемчугом пришла из Византии. Но там такой привилегией обладал только император.

Обувь из цветной кожи носила преимущественно знать. На изображении семейства Святослава, приложенном к «Изборнику» Святослава (1073), можно увидеть мальчика, сына великого князя, в желтых сапогах.

В петровскую эпоху сапоги, царапавшие своими гвоздями полы в новомодных домах, были заменены обувью европейского покроя, чаще всего башмаками.

Но позже они опять вернулись. В России сапоги носили представители всех классов, но их наличие свидетельствовало о социальном достатке хозяина. Об этом свидетельствует одно из описаний городского быта на рубеже XIX–XX веков: «Когда рабочий уже пообщился (то есть обжился и начал хорошо зарабатывать), он приобретал другие, выходные сапоги из хрома с лакированными голенищами. Они так и назывались – русские сапоги. Считалось особенным шиком, чтобы выходные сапоги были со скрипом».

Необходимый эффект достигался особым, приемом: между подметкой и стелькой закладывали сухую бересту. Тогда сапоги и начинали скрипеть. Художник К. Петров-Водкин утверждал, что форс – «скрип» – особый скрип, который возникал в сапоге от трения стелек по подметке, придумал его отец, сапожник. Сапоги Водкина-старшего звучали как по камертону (камертон – прибор, издающий звук, по которому настраивают музыкальные инструменты).

Русские сапоги обычно носили представители купечества, городские рабочие, зажиточные крестьяне. По форме различали бутылочные сапоги (с объемным лакированным голенищем), сапоги гармошкой (со сборками между голенищем и головкой), сапоги с гамбургскими передами (с лакированным голенищем и головкой из матовой кожи). В начале XX века появились сапоги-бульдоги – с возвышением на носках.

Так с течением времени сапоги видоизменялись, но они всегда оставались незаменимой обувью, необходимой в условиях русской зимы. Для народов, живущих в более мягком климате, они представляют скорее атрибут моды.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

ОБУВЬ, КОТОРУЮ НЕ НОСИЛИ | Наука и жизнь

Эта статья продолжает рассказ об обуви, которой некогда пользовались жители Древней Руси. Предыдущие статьи - "След в истории" и "К истории лаптя на Руси" - опубликованы в журнале "Наука и жизнь", №№ 2 и 3, 2007 года.

Так изобразил похоронную процессию и погребение немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий. Он опубликовал в 1647 году записки, содержащие много интересных и ценных сведений о России.

Два вида ритуальной обуви и выкройки к ним, воспроизведенные исследователями. Как видим, второй вариант раскроя предполагает шов на подошве башмаков.

Смерть царевны Анны, дочери Ивана Грозного. Миниатюра из Царственного Летописца.

На миниатюре Лицевого летописного свода изображено погребение Дмитрия Донского в 1389 году.

Впервые на туфли необычного вида, найденные при раскопках подмосковных курганов, обратил внимание известный отечественный археолог Артемий Владимирович Арциховский. Исследователя прежде всего удивил нетрадиционный крой обнаруженной обуви. Все найденные в погребениях туфли принадлежали к типу так называемой мягкой конструкции: сшитые из очень тонкой кожи, они не имели никакого приспособления для крепления к ноге. От обычных моделей туфли отличались и характером шва, прошитого тонкой нитью, переметочным, то есть обметочным, швом, а проходил он вдоль или поперек подошвы. И второе. На ней не было ни малейших следов износа.

Позднее такая же обувь неоднократно попадалась археологам не только в Москве, но и в Новгороде, Пскове, Твери и других городах. Конечно же ученые не могли не обратить внимания на то, что подобная обувь встречается лишь при исследовании некрополей. В жилых кварталах ее не находили. Вывод однозначен: это погребальная обувь. Обнаруженная в разных городах, она абсолютно одинакова. Такую обувь историки назвали ритуальной, поскольку она представляла собой один из атрибутов погребального обряда. И раскопки подтверждают, что в старину для покойников шили особую обувь, потому-то ее крой и отличался от кроя бытовых моделей.

***

Почему для погребения использовали специальную обувь? Может быть, она несла в себе некий символ? Когда зародилась традиция хоронить покойников в таких туфлях и как они назывались? На эти и другие вопросы пытаются ответить московские археологи.

Начнем с очевидного. Предназначенная для похорон обувь абсолютно непригодна для каких-то бытовых нужд. Отсюда и особый ее крой: к нему подходили не с рациональной точки зрения, а с определенными представлениями людей о смерти и потустороннем мире.

Князь Владимир крестил Русь в 988-989 годы. Однако принятое русичами православие еще довольно долго выражалось больше во внешних формах, в то время как мировоззрение человека продолжало строиться на многочисленных языческих верованиях и традициях. Особенно ярко это проявилось в погребальном обряде, отличавшемся консервативностью.

Изначально сакральный смысл погребального обряда, обеспечивающего связь с потусторонним миром, имеющим зеркальное (по отношению к земному миру) отображение, подразумевал определенную последовательность магических действий. Но со временем сакральное поведение выродилось, превратившись лишь в ритуальное действо - обряд сохраняется, но подлинный его смысл теряется. В частности, ритуальный обряд, когда покойному закрывают глаза, издревле совершался в соответствии с представлениями о слепоте умерших. В наши дни, конечно, мало кто об этом знает.

Свершив омовение усопшего, его затем переодевали в специальную "одежду мертвых", которая должна быть новой, не соприкасавшейся с живым телом. Шили ее без узлов, на живую нитку. При шитье иголку держали левой рукой, в направлении "от себя", то есть к покойнику. Все это подчеркивало непригодность погребальной одежды для повседневного бытия, обозначало "инакость" (зеркальность) загробного мира. По этой же причине обувь сшивали переметочным швом, проходящим по оси подошвы, поскольку для загробного мира не годился крепкий тачной шов, спрятанный в толще кожевенного листа.

Ритуальная обувь имела, по-видимому, еще одно значение. В религиях древних индоевропейцев стопа воспринималась как особый орган тела, в котором обитала душа. В представлениях славян она помещалась в особой "навьей" косточке. Отсюда же в славянской мифологии и значение слова "навь" - душа покойного. Отголоски этих верований сохранились в известной поговорке: "душа ушла в пятки".

***

Но почему, однако, в погребениях наряду с ритуальной обувью встречается и бытовая? Однозначно ответить на этот вопрос достаточно сложно, поскольку археологи, обнаруживающие и фиксирующие следы тех или иных действий, не всегда могут объяснить их причины. Исследуя погребальный обряд, особенно трудно установить истину, поскольку рациональная основа в данном случае полностью исключается - в силу вступает иррациональное мифологическое сознание. Приведу лишь такой пример.

Археологи находили в некоторых античных погребениях рыбьи кости и считали их остатками ритуальной пищи. Так продолжалось до тех пор, пока не обнаружили не известные до того строки эпитафии, сочиненной греческим поэтом Гегесиппом (вторая половина III века до н.э.):

С рыбою вместе в сетях извлекли из воды рыболовы Полуизъеденный труп жертвы скитаний морских. И оскверненной добычи не взяв, они с трупом зарыли также и рыб под одной грудой песка. Все твое тело земле, утонувший, чего не хватало, То возместили тела рыб, пожравших тебя.

И все стало ясно: вместе с утопленником, выловленным сетями, хоронили и попавшихся в сети рыб.

Или другой пример: встречающиеся на христианских кладбищах погребения, ориентированные лицом на запад. Объясняя сей факт, можно предлагать самые разные версии, если не знать Священного Писания, где, в частности, говорится, что в день Страшного суда священники должны встать лицом к своей пастве.

Анализируя сведения, содержащиеся в этнографических источниках Воронежской и Курской губерний, понимаешь, что многие различия в наборе погребальных предметов - украшений, головных уборов, одежды и обуви - определяли также возраст усопшего, его социальное и семейное положение. Например, молодых замужних женщин в соответствии с их семейным положением хоронили в головных уборах - платках или кичках - и надевали шубку, подпоясав ее шнурками. И эта одежда должна быть новой. Незамужних девушек нередко хоронили в наряде невесты, чтобы "на том свете" они могли обрести супруга. И тогда на похоронах "играли свадьбу".

Найденные в погребениях ритуальные туфли можно соотнести с упоминавшимися в письменных источниках калигами (от латинского сaliga), то есть мягкими кожаными туфлями. Изначально такой обувью пользовались странствующие монахи. Кроме того, в калиги обувались принимающие монашеский сан перед чином пострига, что указывает на ритуальное значение такой обуви. К XVI веку относятся и первые упоминания калиг в качестве погребальной обуви монахов.

Известный исследователь И. С. Вахрос, ссылаясь на Кормчую книгу, предполагает, что уже с XV века в калигах могли хоронить не только представителей духовенства, но и высокопоставленных светских лиц. А с первой половины XVII века калиги используют при погребении усопших мирян: "А денег его издержано от могилы да от гробу рубль, калиги купил, дал 4 алтын". Очевидно, в это время калиги изготавливались не только из кожи, но и из других материалов, которые не сохраняются в земле. С первой половины XVIII века обувание покойников в калиги становится обычным явлением.

Почему же крой калиг так отличался от бытовых моделей того же времени? Ответ на вопрос историки нашли в исследованиях погребального обряда финноязычного населения Северо-Запада России. В частности, в среде финноугорских народов отмечено стремление к архаичности погребальной одежды и обуви. Если покойника обували в сапоги или башмаки, то из них выдергивали железные гвозди, а северные корелы отрывали каблуки. По мнению исследователей, в результате этих действий погребальная обувь приводилась в соответствие с обувью ранее умерших родственников, с которыми человек должен соединиться в потустороннем мире.

В силу явной консервативности погребального обряда примитивный крой погребальной обуви можно считать своеобразным подражанием обуви предков.

www.nkj.ru