Обувь в древней греции. Лекции - История обуви - файл 1.doc
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Одежда в Древней Греции. Обувь в древней греции


Обувь древней Греции | Спортивная обувь

Фараоны изображали своих врагов на подошвах собственных сандалий, сделанных из коры, волокон пальмы или свитков папируса.

Сандалии в древнеегипетской цивилизации были признаком принадлежности к классу-гегемону. Неимущие же люди, от рабов до женщин и солдат, презирались, поскольку многие из них вынуждены были ходить босиком. В стране с жарким климатом обувь предназначалась в основном для защиты от раскалённого песка, и для этого использовались дикорастущие растения. Лёгкий шлёпанец можно было соорудить, расщепив большой лист на полоски, из которых потом сплетали подошву, а затем с помощью костяного шила делали дырочки для шнуровки.

Но высшим шиком в Древнем Египте считалась всё же кожаная обувь. В кожаных сандалиях подошвы впервые стали делать для правой и левой ног, изготавливали их из шкур, обработанных дубильным экстрактом, и окончательно отделывали щётками из конского волоса. Затем к подошвам прицепляли полоски ремней или тесёмок из очень тонкой кожи, а стельки укрепляли растительным или животным клеем. Иногда стельки пришивались нитками, обработанными воском. Модели, предназначенные для фараона, жрецов, для гражданской и военной знати, украшали орнаментом и окрашивали в белый, зелёный, красный или голубой цвета.

Сапожники в Древней Элладе объединялись в кооперативы. Разделение труда было чётким: один резал ножом кожу, другой проделывал в ней шилом отверстия, третий, пользуясь деревянной колодкой, соединял заготовки будущей обуви, используя вместо ниток звериные жилы. На заключительном этапе этого «конвейера» мастер ставил подмётки – деревянные, кожаные или пробковые. По высоте подошвы и цвету украшений можно было довольно точно определить социальное положение владельца. Так, скажем, обувь на высокой подошве была прерогативой аристократии и богатых. Деревянные сандалии были уделом бедных.

Котурны и «носки» использовались соответственно трагическими и комическими актёрами. Высота котурнов символизировала власть того лица, роль которого игралась. Для актёров, изображавших богов, подошвы изготовляли такими высокими, что перемещение на них по сцене просто не могло не быть величественным.

Согласно легенде о происхождении котурнов, некий старик, потерявший интерес к прекрасному полу и потому брюзжавший на хорошеньких женщин, предложил мужчинам хитроумно утяжелить туфли своих подруг, дабы те не слишком много разгуливали по жизни. Вместо груза женщины положили под подошву своих туфель кусочки коры. Ревнивцы, тем не менее, увидев, что туфли стали толще и выше, успокоились [16].

Обувь, ставшая для жителей Древней Греции поистине национальным символом, называлась крепиаль. Это были «звуковые» сандалии, «скрипучки». Они состояли из большой плоской пробковой подошвы, тяжёлого кожаного верха и кожаных ремней, обвиваемых вокруг ноги. Передняя часть оставалась открытой, что позволяло свободно шевелить пальцами ног.

Существовало 2 типа креплений кожаных ремней. Их или попросту пришивали к подошве, или к подошве пришивали петельки, а уж сквозь них продевали ремни, которые затем удерживались позади ноги язычками. Язычки несли двоякую функцию: предохраняли ногу от натирания ремешками и, орнаментированные драгоценными камнями, слоновой костью, серебром и золотом, просто служили украшением. В каждом варианте кожаные ремешки пропускались между большим и следующим пальцами, а обвязка достигала половины ноги.

В позднейших вариантах крепиаль всегда имела нечто подобное сегодняшнему язычку в ботинках и туфлях.

Женская версия обуви крепиали имела очень толстую подошву – её делали из нескольких слоёв пробки. Подошву окрашивали в красный или золотой цвет. Шнурки также красили и снабжали различными металлическими отделками.

Крепиаль носили все: и женщины, и мужчины. Крепиаль были и солдатской обувью. Но женские сандалии, говорят, скрипели громче всех других.

Отмечая уникальность каждой ноги, соответствующей весу и походке её драгоценного владельца, греки первыми додумались до того, что носки обуви нуждаются в расширении и более свободном маневре во время ходьбы. Воплощая эту идею в жизнь, сапожники делали переднюю часть обуви вдвое (!) шире задней, гибкий и подвижный носок.

Нельзя не упомянуть о необычном заказе, описанном в книге Флоренс Леджер «Опусти ногу». Некий флейтист возжелал иметь пару музыкальных туфель. Греческие сапожники не растерялись и изготовили ему туфли на толстой подошве, в которые был встроен металлический прибор, издававший благодаря давлению ноги при ходьбе различные звуки.

Рассказывают о неком поэте по имени Филет, который был настолько худ, что его сдувало ветром в море. А вирши он как назло любил сочинять на берегу! И в этом случае помогли обувных дел мастера, сделавшие ему железные ботинки, в которых поэт стоял у кромки моря, как вкопанный, творя свои оды…

Спартанскую же молодёжь, мечтавшую о ратных подвигах и посему крепко стоявшую на ногах, больше волновало другое – как бы не показать страх или боль, вызванную возможным ранением в бою. Сапожники и здесь предложили своё оригинальное решение – они обули солдат в красные ботинки, чтобы замаскировать кровь, текущую из пораненных ног. Таким образом, они помогали щепетильным в вопросах чести спартанцам преодолевать слабодушие.

Вообще, древние греки не считали обувь чем-то второстепенным. Скорее, наоборот, внешний вид человека был напрямую связан с его мировоззрением.

В результате по мере развития цивилизации в эллинском мире появилось огромное разнообразие обуви, отличающейся удобством, элегантностью, богатством украшений, а порой и экстравагантностью. Свидетельство этого может быть найдено в бессмертных произведениях Гомера и лесбийской поэтессы Сафо.

Среди греческих богов наблюдалось некоторое «неравноправие». Так, например, только 1 из них носил золотые крылатые туфли – Гермес.

Древнегреческие мастера прекрасно владели искусством общения с покупателями. «Мимы», написанные Геродотом, живо рассказывают, как две женщины намереваются купить обнову у знаменитого и болтливого сапожника. Чтобы вынудить клиенток приобрести сразу несколько пар, тот показывает им длинный список обуви разнообразных моделей: элегантные туфли из Секиона и Ампракии, мягкие и гладкие, жёлтые и зелёные, утончённые ионические туфли, обхватывающие лодыжку, домашние туфли и открытые красные шлёпанцы, сандалии, туфли из Аргивы и прогулочные туфли для молодых людей… Осталось неизвестным, чем в конце концов соблазнились дамы. Однако эта сцена убедительно свидетельствует, что уже в то далёкое время обувь была неотъемлемым элементом человеческого бытия, утвердившись, в частности, как наиважнейший компонент женского гардероба.

Так или иначе, заимствуя у других народов модели обуви и совершенствуя свои собственные, жители Древней Эллады придали классическую форму всем основным типам обуви [17].

goodboots.ru

Обувь древней Греции | Модный сезон

Фараоны изображали своих врагов на подошвах собственных сандалий, сделанных из коры, волокон пальмы или свитков папируса.

Сандалии в древнеегипетской цивилизации были признаком принадлежности к классу-гегемону. Неимущие же люди, от рабов до женщин и солдат, презирались, поскольку многие из них вынуждены были ходить босиком. В стране с жарким климатом обувь предназначалась в основном для защиты от раскалённого песка, и для этого использовались дикорастущие растения. Лёгкий шлёпанец можно было соорудить, расщепив большой лист на полоски, из которых потом сплетали подошву, а затем с помощью костяного шила делали дырочки для шнуровки.

Но высшим шиком в Древнем Египте считалась всё же кожаная обувь. В кожаных сандалиях подошвы впервые стали делать для правой и левой ног, изготавливали их из шкур, обработанных дубильным экстрактом, и окончательно отделывали щётками из конского волоса. Затем к подошвам прицепляли полоски ремней или тесёмок из очень тонкой кожи, а стельки укрепляли растительным или животным клеем. Иногда стельки пришивались нитками, обработанными воском. Модели, предназначенные для фараона, жрецов, для гражданской и военной знати, украшали орнаментом и окрашивали в белый, зелёный, красный или голубой цвета.

Сапожники в Древней Элладе объединялись в кооперативы. Разделение труда было чётким: один резал ножом кожу, другой проделывал в ней шилом отверстия, третий, пользуясь деревянной колодкой, соединял заготовки будущей обуви, используя вместо ниток звериные жилы. На заключительном этапе этого «конвейера» мастер ставил подмётки – деревянные, кожаные или пробковые. По высоте подошвы и цвету украшений можно было довольно точно определить социальное положение владельца. Так, скажем, обувь на высокой подошве была прерогативой аристократии и богатых. Деревянные сандалии были уделом бедных.

Котурны и «носки» использовались соответственно трагическими и комическими актёрами. Высота котурнов символизировала власть того лица, роль которого игралась. Для актёров, изображавших богов, подошвы изготовляли такими высокими, что перемещение на них по сцене просто не могло не быть величественным.

Согласно легенде о происхождении котурнов, некий старик, потерявший интерес к прекрасному полу и потому брюзжавший на хорошеньких женщин, предложил мужчинам хитроумно утяжелить туфли своих подруг, дабы те не слишком много разгуливали по жизни. Вместо груза женщины положили под подошву своих туфель кусочки коры. Ревнивцы, тем не менее, увидев, что туфли стали толще и выше, успокоились [16].

Обувь, ставшая для жителей Древней Греции поистине национальным символом, называлась крепиаль. Это были «звуковые» сандалии, «скрипучки». Они состояли из большой плоской пробковой подошвы, тяжёлого кожаного верха и кожаных ремней, обвиваемых вокруг ноги. Передняя часть оставалась открытой, что позволяло свободно шевелить пальцами ног.

Существовало 2 типа креплений кожаных ремней. Их или попросту пришивали к подошве, или к подошве пришивали петельки, а уж сквозь них продевали ремни, которые затем удерживались позади ноги язычками. Язычки несли двоякую функцию: предохраняли ногу от натирания ремешками и, орнаментированные драгоценными камнями, слоновой костью, серебром и золотом, просто служили украшением. В каждом варианте кожаные ремешки пропускались между большим и следующим пальцами, а обвязка достигала половины ноги.

В позднейших вариантах крепиаль всегда имела нечто подобное сегодняшнему язычку в ботинках и туфлях.

Женская версия крепиали имела очень толстую подошву – её делали из нескольких слоёв пробки. Подошву окрашивали в красный или золотой цвет. Шнурки также красили и снабжали различными металлическими отделками.

Крепиаль носили все: и женщины, и мужчины. Крепиаль были и солдатской обувью. Но женские сандалии, говорят, скрипели громче всех других.

Отмечая уникальность каждой ноги, соответствующей весу и походке её драгоценного владельца, греки первыми додумались до того, что носки обуви нуждаются в расширении и более свободном маневре во время ходьбы. Воплощая эту идею в жизнь, сапожники делали переднюю часть обуви вдвое (!) шире задней, гибкий и подвижный носок.

Нельзя не упомянуть о необычном заказе, описанном в книге Флоренс Леджер «Опусти ногу». Некий флейтист возжелал иметь пару музыкальных туфель. Греческие сапожники не растерялись и изготовили ему туфли на толстой подошве, в которые был встроен металлический прибор, издававший благодаря давлению ноги при ходьбе различные звуки.

Рассказывают о неком поэте по имени Филет, который был настолько худ, что его сдувало ветром в море. А вирши он как назло любил сочинять на берегу! И в этом случае помогли обувных дел мастера, сделавшие ему железные ботинки, в которых поэт стоял у кромки моря, как вкопанный, творя свои оды…

Спартанскую же молодёжь, мечтавшую о ратных подвигах и посему крепко стоявшую на ногах, больше волновало другое – как бы не показать страх или боль, вызванную возможным ранением в бою. Сапожники и здесь предложили своё оригинальное решение – они обули солдат в красные ботинки, чтобы замаскировать кровь, текущую из пораненных ног. Таким образом, они помогали щепетильным в вопросах чести спартанцам преодолевать слабодушие.

Вообще, древние греки не считали обувь чем-то второстепенным. Скорее, наоборот, внешний вид человека был напрямую связан с его мировоззрением.

В результате по мере развития цивилизации в эллинском мире появилось огромное разнообразие обуви, отличающейся удобством, элегантностью, богатством украшений, а порой и экстравагантностью. Свидетельство этого может быть найдено в бессмертных произведениях Гомера и лесбийской поэтессы Сафо.

Среди греческих богов наблюдалось некоторое «неравноправие». Так, например, только 1 из них носил золотые крылатые туфли – Гермес.

Древнегреческие мастера прекрасно владели искусством общения с покупателями. «Мимы», написанные Геродотом, живо рассказывают, как две женщины намереваются купить обнову у знаменитого и болтливого сапожника. Чтобы вынудить клиенток приобрести сразу несколько пар, тот показывает им длинный список обуви разнообразных моделей: элегантные туфли из Секиона и Ампракии, мягкие и гладкие, жёлтые и зелёные, утончённые ионические туфли, обхватывающие лодыжку, домашние туфли и открытые красные шлёпанцы, сандалии, туфли из Аргивы и прогулочные туфли для молодых людей… Осталось неизвестным, чем в конце концов соблазнились дамы. Однако эта сцена убедительно свидетельствует, что уже в то далёкое время обувь была неотъемлемым элементом человеческого бытия, утвердившись, в частности, как наиважнейший компонент женского гардероба.

Так или иначе, заимствуя у других народов модели обуви и совершенствуя свои собственные, жители Древней Эллады придали классическую форму всем основным типам обуви [17].

на Ваш сайт.

modnitsi.ru

Лекции - История обуви - 1.doc

Лекции - История обувискачать (232.5 kb.)

Доступные файлы (1):

содержание

1.doc

Реклама MarketGid: ЛЕКЦИИ

по дисциплине «История костюма»

для специальности 260906 «Конструирование изделий из кожи»

Раздел «История обуви»

Омск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Рождение обуви 4
Обувь шумеров 5
Обувь Ассирии 6
Обувь Вавилонии 7
Обувь Персии 8
Обувь хеттов 9
Обувь древней Греции 10
Обувь семитов 12
Обувь древних евреев 13
Обувь этрусков 14
Обувь древнего Рима 15
Обувь эпохи Барокко (1600-1715 годов) 17
Обувь эпохи Рококо (__________ годы) 18
Обувь 19 века 19
Обувь начала 20 века 21
Обувь 1914-1921 годов 23
Обувь 1922-1930 годов 25
Обувь 1930-1940 годов 27
Обувь 1940-1945 годов 28
Обувь 1946-1950 годов 30
Обувь 1950-1960 годов 31
Обувь 1960-1970 годов 32
Обувь 1970-1980 годов 34
Обувь 1980-1990 годов 36
Обувь 1990-2000 годов 38
Заключение 40
Литература 41

Введение

Обувь сопровождала человека во все времена. Она предохраняла ноги от холода, сырости и раскалённого песка, защищала от неровностей грунта, облегчая передвижение. У многих народов обувь наделалась магической силой, служила символом высокого положения в обществе, являлась обозначением рода. Наконец, она изменяла рост и пропорции фигуры и просто украшала её владельца!

Вещи, с которыми мы привычно сталкиваемся каждый день и которые составляют нераздельную часть нередко, к сожалению, докучливых будней, кажутся нам обычно немыми. И только когда мы неожиданно узнаём их интересное, самобытное прошлое, таящуюся в них мистику и символику, переживаем периоды их подъёма, расцвета и спада, тогда они вдруг выделяются из общей массы повседневных вещей, приобретают как бы своё лицо, имя, свою биографию и судьбу. Есть вещи, которые, так сказать, с «момента рождения» занимают более высокие, привилегированные позиции. Правда, с течением веков они меняют свои функции и внешний вид, но никогда не опускаются до низкого уровня предмета потребления. Есть вещи, имеющие своё звёздный полёт, период головокружительного взлёта, а потом они исчезают как ненужные. Есть и такие вещи, которые несут одновременно функции и потребления и представительства. Пережив различные подъёмы и спады, они упорно остаются в ряду крайне необходимых нам предметов.

^

Обувь вероятнее всего родилась в процессе реализации защитить ноги. Правда, мнение учёных на сей счёт далеко не едино. Этнограф О.Т. Масон в своей работе «Примитивные путешествия и транспортировка» назвал сандалии и мокасины первыми настоящими средствами транспорта, обеспечивающими доставку человеческого тела из одного места в другое.

Другие исследователи – с детективным складом ума – рассматривают обувь как идеальное средство не оставлять на земле следов ступни. Это, в общем-то, тоже верно: как ни крути, а след от ботинка, даже сработанного на заказ, не столь неповторим, как отпечаток босой ноги.

Чтобы избежать всевозможных осложнений в погоне за зверем или при бегстве от врага, древние люди помещали ногу в специальный защитный контейнер, который современный человек назвал бы обувью.

Прошло совсем мало времени, и обувь из средства защиты и прикрытия ноги превратилась в выразительный образ, демонстрирующий всем общественный ранг её владельца. А когда в цивилизованном мире усложнилась и роль женщины, поднявшейся в глазах общества от простой хранительницы очага до предмета возвышенных переживаний, башмак стал играть дополнительную роль и хитроумно использоваться прекрасным полом как средство соблазнения [16].

^

Ходить босиком для древних шумеров было делом привычным. Тем не менее, согласно некоторым данным, носили они удобную и тёплую обувь, используя для её изготовления шкуры муфлонов и дикой азиатской овцы. Об этом свидетельствует очень ценный музейный экспонат – белая керамическая туфля, датируемая примерно третьим тысячелетием до нашей эры. Трудно судить о деталях шумерской обуви, но, вероятнее всего, самые первые обувные изделия были грубыми, не прошитыми, сделанными из необработанной кожи. Их оборачивали вокруг ступни и голени мехом внутрь, и держались они при помощи ремней. Скорее всего, первая обувь могла быть похожа на знаменитые кауши или ременные сандалии, которые впоследствии носили пастухи Калабрии и Абруции. Во всяком случае, мы можем говорить о том, что шумеры разводили животных не только для того, чтобы есть их мясо и прикрывать их шкурами тело, но и с тем, чтобы защитить и утеплить свои ноги [16].

^

Ассирийцы, вавилоняне и персы пошли в развитии обувного дела дальше и достигли значительно большего. Их разработки различных типов обуви были использованы практически всеми народами Северного Востока и средиземноморского бассейна.

Эти народы не оставили письменных свидетельств своего трепетного отношения к башмакам. Тем не менее, помимо банальных сандалий, эти народы умудрились изобрести закрытую обувь – низкую туфлю, оберегающую ступню, высокую туфлю, оберегающую лодыжку, и даже сапог, высота которого доходила до начала ахиллесова сухожилия, а то и до самого бедра. Поэтому без особой натяжки можно сказать, что Ассирия – родина первых болотных сапог, дорогих сердцу каждого настоящего охотника.

Поскольку в этом регионе – избыток дождей, ремесленники Ближнего и Среднего Востока и Аравии делали обувь из различных типов кожи, в пропитке, консервировании и крашении которой достигли совершенства. Они использовали естественные дубильные экстракты, желчь и листья растений. Именно здесь цвет обуви впервые стал символом общественного положения. Ярко-жёлтую обувь предпочитали представители среднего класса, правящая верхушка выбирала для себя более деликатные цвета [16].

^

Вавилонская знать украшала туфли вышивками золотой нитью, драгоценными камнями и жемчугом – восточная роскошь достигла здесь поразительных результатов!

Военная обувь была изумительно раскрашена, расшита яркими цветами, изукрашена символическим орнаментом [16].

^

Персы носили закрытую обувь различных типов. Она по-разному закреплялась на ноге, а делали её из очень мягкой и цветной, тонко украшенной кожи. Любимыми цветами были лазурный и жёлтый.

Высокие сапоги царской охраны и более короткие ботинки других персонажей той эпохи в качестве конструкторского новшества имели клинообразные слои пробки, помещаемые внутрь ботинка или сапога под пятку, что придавало фигуре стройность и осанку [16].

^

Для хеттов обувь не была символом статуса, скорее, они были житейской необходимостью. Хетты были практичными людьми, их образу жизни была чужда помпезность. Обувь считалась принадлежностью бога Бури, поэтому туфли помещались перед его изваянием для поклонения. Вождь хеттов носил праздничные туфли.

Во времена расцвета цивилизации хеттов впервые появляется специальный вид обуви – невысокий ботинок или полный сапог с носками, загнутыми вверх. Загнутые вверх носки позволяли им уверенно шагать по гористой местности без риска запнуться о какое-либо препятствие и свалиться в пропасть. Эта линия хеттской моды получила в дальнейшем отзвук в обуви Хорватии, Афганистана, по существу везде, где преобладает гористый ландшафт.

Как и прочие воинственные племена, хетты отдавали предпочтение высокой и закрытой обуви, однако не пренебрегали и низкими лёгкими туфлями с незаострёнными носками. Правда лишь по церемониальным случаям или дома, чтобы не простудиться, поскольку полы делались из холодного камня [16].

^

Фараоны изображали своих врагов на подошвах собственных сандалий, сделанных из коры, волокон пальмы или свитков папируса.

Сандалии в древнеегипетской цивилизации были признаком принадлежности к классу-гегемону. Неимущие же люди, от рабов до женщин и солдат, презирались, поскольку многие из них вынуждены были ходить босиком. В стране с жарким климатом обувь предназначалась в основном для защиты от раскалённого песка, и для этого использовались дикорастущие растения. Лёгкий шлёпанец можно было соорудить, расщепив большой лист на полоски, из которых потом сплетали подошву, а затем с помощью костяного шила делали дырочки для шнуровки.

Но высшим шиком в Древнем Египте считалась всё же кожаная обувь. В кожаных сандалиях подошвы впервые стали делать для правой и левой ног, изготавливали их из шкур, обработанных дубильным экстрактом, и окончательно отделывали щётками из конского волоса. Затем к подошвам прицепляли полоски ремней или тесёмок из очень тонкой кожи, а стельки укрепляли растительным или животным клеем. Иногда стельки пришивались нитками, обработанными воском. Модели, предназначенные для фараона, жрецов, для гражданской и военной знати, украшали орнаментом и окрашивали в белый, зелёный, красный или голубой цвета.

Сапожники в Древней Элладе объединялись в кооперативы. Разделение труда было чётким: один резал ножом кожу, другой проделывал в ней шилом отверстия, третий, пользуясь деревянной колодкой, соединял заготовки будущей обуви, используя вместо ниток звериные жилы. На заключительном этапе этого «конвейера» мастер ставил подмётки – деревянные, кожаные или пробковые. По высоте подошвы и цвету украшений можно было довольно точно определить социальное положение владельца. Так, скажем, обувь на высокой подошве была прерогативой аристократии и богатых. Деревянные сандалии были уделом бедных.

Котурны и «носки» использовались соответственно трагическими и комическими актёрами. Высота котурнов символизировала власть того лица, роль которого игралась. Для актёров, изображавших богов, подошвы изготовляли такими высокими, что перемещение на них по сцене просто не могло не быть величественным.

Согласно легенде о происхождении котурнов, некий старик, потерявший интерес к прекрасному полу и потому брюзжавший на хорошеньких женщин, предложил мужчинам хитроумно утяжелить туфли своих подруг, дабы те не слишком много разгуливали по жизни. Вместо груза женщины положили под подошву своих туфель кусочки коры. Ревнивцы, тем не менее, увидев, что туфли стали толще и выше, успокоились [16].

Обувь, ставшая для жителей Древней Греции поистине национальным символом, называлась крепиаль. Это были «звуковые» сандалии, «скрипучки». Они состояли из большой плоской пробковой подошвы, тяжёлого кожаного верха и кожаных ремней, обвиваемых вокруг ноги. Передняя часть оставалась открытой, что позволяло свободно шевелить пальцами ног.

Существовало 2 типа креплений кожаных ремней. Их или попросту пришивали к подошве, или к подошве пришивали петельки, а уж сквозь них продевали ремни, которые затем удерживались позади ноги язычками. Язычки несли двоякую функцию: предохраняли ногу от натирания ремешками и, орнаментированные драгоценными камнями, слоновой костью, серебром и золотом, просто служили украшением. В каждом варианте кожаные ремешки пропускались между большим и следующим пальцами, а обвязка достигала половины ноги.

В позднейших вариантах крепиаль всегда имела нечто подобное сегодняшнему язычку в ботинках и туфлях.

Женская версия крепиали имела очень толстую подошву – её делали из нескольких слоёв пробки. Подошву окрашивали в красный или золотой цвет. Шнурки также красили и снабжали различными металлическими отделками.

Крепиаль носили все: и женщины, и мужчины. Крепиаль были и солдатской обувью. Но женские сандалии, говорят, скрипели громче всех других.

Отмечая уникальность каждой ноги, соответствующей весу и походке её драгоценного владельца, греки первыми додумались до того, что носки обуви нуждаются в расширении и более свободном маневре во время ходьбы. Воплощая эту идею в жизнь, сапожники делали переднюю часть обуви вдвое (!) шире задней, гибкий и подвижный носок.

Нельзя не упомянуть о необычном заказе, описанном в книге Флоренс Леджер «Опусти ногу». Некий флейтист возжелал иметь пару музыкальных туфель. Греческие сапожники не растерялись и изготовили ему туфли на толстой подошве, в которые был встроен металлический прибор, издававший благодаря давлению ноги при ходьбе различные звуки.

Рассказывают о неком поэте по имени Филет, который был настолько худ, что его сдувало ветром в море. А вирши он как назло любил сочинять на берегу! И в этом случае помогли обувных дел мастера, сделавшие ему железные ботинки, в которых поэт стоял у кромки моря, как вкопанный, творя свои оды…

Спартанскую же молодёжь, мечтавшую о ратных подвигах и посему крепко стоявшую на ногах, больше волновало другое – как бы не показать страх или боль, вызванную возможным ранением в бою. Сапожники и здесь предложили своё оригинальное решение – они обули солдат в красные ботинки, чтобы замаскировать кровь, текущую из пораненных ног. Таким образом, они помогали щепетильным в вопросах чести спартанцам преодолевать слабодушие.

Вообще, древние греки не считали обувь чем-то второстепенным. Скорее, наоборот, внешний вид человека был напрямую связан с его мировоззрением.

В результате по мере развития цивилизации в эллинском мире появилось огромное разнообразие обуви, отличающейся удобством, элегантностью, богатством украшений, а порой и экстравагантностью. Свидетельство этого может быть найдено в бессмертных произведениях Гомера и лесбийской поэтессы Сафо.

Среди греческих богов наблюдалось некоторое «неравноправие». Так, например, только 1 из них носил золотые крылатые туфли – Гермес.

Древнегреческие мастера прекрасно владели искусством общения с покупателями. «Мимы», написанные Геродотом, живо рассказывают, как две женщины намереваются купить обнову у знаменитого и болтливого сапожника. Чтобы вынудить клиенток приобрести сразу несколько пар, тот показывает им длинный список обуви разнообразных моделей: элегантные туфли из Секиона и Ампракии, мягкие и гладкие, жёлтые и зелёные, утончённые ионические туфли, обхватывающие лодыжку, домашние туфли и открытые красные шлёпанцы, сандалии, туфли из Аргивы и прогулочные туфли для молодых людей… Осталось неизвестным, чем в конце концов соблазнились дамы. Однако эта сцена убедительно свидетельствует, что уже в то далёкое время обувь была неотъемлемым элементом человеческого бытия, утвердившись, в частности, как наиважнейший компонент женского гардероба.

Так или иначе, заимствуя у других народов модели обуви и совершенствуя свои собственные, жители Древней Эллады придали классическую форму всем основным типам обуви [17].

^

Около 2500 года до нашей эры по всей Сирии и Палестине распространились семитские племена.

Рассмотрим картину Бени-Хасан, датированную 1892 годом до нашей эры. Изображена небольшая группа людей, принадлежащих, судя по всему, к одному из палестинских племён: некому монарху одного из регионов центрального Египта приносят дары. Различия в обуви очень хорошо выражены: женщины изображены в низких кожаных туфлях, в то время как почти все мужчины обуты в сандалии [17].

^

Исходя из библейских текстов, можно утверждать, например, что застёжка сандалия, означающая смычку, переплетение или узел, рассматривалась в древности как защитный талисман против сил зла [17].

^

За неимением литературных источников обувь этрусков изучают по скульптуре и живописи, прежде всего по пышному убранству захоронений представителей богатейших классов.

В римском музее выставлен уникальный саркофаг 6 века до нашей эры. В этой уникальной работе, выполненной, очевидно, не без ионического влияния, изображена тщательно прибранная кровать и одежда усопшей супружеской пары, включая утончённые туфли жены с фигурными носками – вроде тех, что носили персидские и греческие женщины.

Этруски были знакомы с процессом дубления для изготовления мягкой кожи. Они умели дубить и кожаные подошвы. Но, несмотря на это, женщины пользовались в основном очень толстыми деревянными сандалиями, причём каждый сандалий состоял из двух половинок, сочленённых посредством кожаного шарнира и бронзовых гвоздей. Этруски носили и туфли из кожи или вышитой ткани, сапоги, полусапоги и другие виды закрытой обуви.

Надо отдать им должное, этруски предпочитали разумную обувь. Самым типичным видом обуви в 6 веке до нашей эры остаются всё-таки сандалии в форме сочленённых деревянных колодок с укрепляющими бронзовыми листами и гвоздями под подошвой – они служили для лучшего сцепления обуви с землёй. Фактически это был прообраз тех шиповок, в которых современные легкоатлеты бегают по гаревым дорожкам стадионов и устанавливают скоростные рекорды [18].

^

Ранний Рим тяготел к копированию с греческих образцов. Красноречивый Цицерон в книге «Об ораторе» высказывает горечь по поводу ношений сикионей, импортированных с Пелопиннеса. Он утверждал, что этот импорт носят только бездельники, прекрасно известные обществу своей изнеженной жизнью. И хотя сикиония сама по себе очень красивая обувь, пишет Цицерон, она не отвечает истинному темпераменту римских граждан, которые должны всегда оставаться рациональными, трезвыми и позитивными… Всё же можно утверждать, что Цицерон успел сделать немало для пропаганды отечественного, то бишь римского обувного производства.

Театральная жизнь Рима тоже начиналась с греческих сюжетов, хотя и с учётом местного колорита. Обувь актёров была отличием, накладываемым на жанр: трагедию символизировали упоминаемые ранее котурны, а комедию – лёгкая туфли сокус, напоминающая нынешние – носки.

Вообще говоря, римляне придавали символике гораздо большее значение, чем греки. На положение в обществе указывала также и обувь – кальцеус (ботинок или туфля, охватывающая лодыжку, типа полусапог). Кальцеус не могли носить те, кому не разрешалось носить тогу. Кальцеус красного цвета сначала были атрибутом самых высоких магистратур, а позднее – императоров. Чёрные и белые кальцеусы со скрещёнными спереди ремнями носили только сенаторы. Выражение «кальцеус мутаре» – «надеть обувь» – у Цицерона в переносном смысле означало «стать сенатором».

Простые жители носили перо – практичный высокий сапог из сыромятной кожи, покрывавший три четверти ноги. Котурны, исключая театральный контекст, служили элегантной обувью для охоты, причём зачастую они украшались официальными портретами императоров с красивой металлической окантовкой.

Солдаты были обуты в калиги – подбиты гвоздями ботинки с открытым верхом. Возвращаясь домой с богатой добычей, солдаты заменяли бронзовые гвозди в своих калигах на золотые или серебряные. Кстати, император Кай Август был прозван Калигулой именно потому, что на заре своего кровавого правления, как простой солдат, ходил в подбитых гвоздями ботинках.

Вообще, римские императоры славились своими причудами. У Клавдия Нерона были серебряные подошвы, а у его жены Поппеи – золотые. Нерон как никто другой понимал толк в обувной символике, поэтому именно в его правление сенаторам, подозреваемым в приверженности к христианству, было запрещено носить кальцеусы красного цвета. Однако, как мы знаем, даже эта исключительная мера не смогла остановить распространение христианства.

В отличие от женщин благородного поведения, проститутки носили сандалии, демонстрируя привлекательность своих ног. Закрытая же обувь разрешалась только целомудренным дамам.

Сенатор Люциус Вителлиус имел обыкновение носить под своей тогой правую туфлю любовницы. Разумеется, сенатору доставалось «на орехи» за подобное поведение, но поскольку, как известно, дурной пример заразителен, и другие мужчины повадились носить под тогами туфли своих возлюбленных, а те, чтобы хоть как-то спасти безрассудных кавалеров от публичных нареканий, стремились, как повествует Овидий в «Искусстве любви», втискивать свои ноги в очень маленькие туфельки… Видимо, отсюда пошла мода на маленькую, элегантную женскую ступню.

Римляне имели сменную обувь – лёгкие сандалии солеас. Они состояли из тонкой кожаной подошвы, удерживались на ноге верхом из полосок кожи или ткани и застёгивались сзади. Женские солеас имели цветной верх. Выйти из дому в солеас считалось верхом неприличия, такую разнузданность могли позволить себе проститутки и гомосексуалисты. Отправляясь в гости, сандалии брали в гости. За господами их обувь несла рабыня. Если не было слуги, римляне приносили свои солеас подмышкой. Придя в гости, они надевали их, но поскольку в изнеженном Вечном городе ели, пили, читали и дискутировали лёжа, а стало быть разутыми, то латинское выражение «солеас депонерум» («снять сандалии») звучало как приглашение к столу.

Пока господа предавались чревоугодию, за их сандалиями присматривали молодые рабы. От скуки они частенько развлекались тем, что прятали обувь тех хозяев, чьи слуги зазевались. Переполох и поиски пропавших сандалий были завершающими аккордами пира. С окончанием застолья гости требовали у слуг свою обувь.

Не имея обуви, в гости ходить было невозможно. Поэтому босиком по улицам вечного города расхаживали только рабы и курьеры, которым император Клавдий отказал в праве носить обувь. Обоснование такого решения было примитивным: чтобы быстро бегать, нужно быть босым.

Что до всевозможных запретов, то их в императорском Риме было предостаточно. Так, например, чрезвычайно высокие цены на обувь вынудили Диоклетиана в 310 году до нашей эры издать декрет, зафиксировавший стоимость товаров по отношению к растущим ценам. Нам этот декрет более интересен потому, что в нём вся обувь древних римлян была каталогизирована на 3 группы – калиги, галлики и вавилоники, которые в свою очередь были разделены на 23 типа. Каталогизация обуви стимулировала рождение новых её типов. Новые варианты создавались в зависимости от функционального использования и даже времени дня. Император Аврелий сделал ещё одну попытку навести в этом деле порядок, запретив мужчинам носить цветную обувь и оставив право выбора материала и цвета за женщинами. Кстати, до этого запрета у римлян не существовало чёткого различия между обувью для мужчин и обувью для женщин.

Профессию сапожника в Древнем Риме горделиво величали искусством. Эта профессия контролировалась гильдией сапожников. Сапожники подразделялись на изготовителей сандалий и изготовителей военной обуви (калигов). В каждой сапожной мастерской было несколько учеников, которые обеспечивали постоянство ассортимента в магазине обуви. Сами же мастера работали на заказ.

Когда в Риме произошёл пожар, стали чеканить монеты из металла, используемого для подбивания обуви. Это вызвало инцидент типа «чёрного рынка»: сапожники взбунтовались и закрыли мастерские. После этого покупатели обслуживались, что называется, из-под прилавка – за непомерно высокие цены. А самые богатые римляне принимались мастерами даже по ночам за плату монетами из драгоценного металла… [18]

^ (1600-1715 годы)

В 17 веке Франция становится законодательницей мод в Западной Европе. Она торгует с другими странами предметами роскоши: от дорогих шёлковых тканей до лент, чулок и перчаток, тем самым экспортируя свои художественные вкусы.

Силуэт французского костюма в 17 веке меняется гораздо чаще, чем в предыдущем столетии. В первые 20 лет явных изменений не происходит. Позже мужской костюм дополняет обувь – туфли или чаще сапоги с голенищами в виде раструбов. Объёмистые низкие раструбы сильно подействовали на походку: мужчинам приходится двигаться, широко расставляя ноги. Однако это им не мешало даже танцевать.

В 70-е годы происходят новые изменения. Костюм дополняют туфли на каблуке, украшенные остроконечными бантами. Дворяне носили каблуки красного цвета. А Людовик XIV, будучи подростком, имел обувь с каблуками, расписанными миниатюрами.

В первые 20 лет 17 века в Испании женский костюм продолжал линию развития предыдущего столетия. Единственной деталью в костюме, не имевшей большого значения, была обувь. Её делали из бархата с вышивкой золотом и серебром, но не для публичного обозрения: показать даже стопу ноги считалось верхом неприличия. Мужской аристократический костюм только первые 3 десятилетия развивался в русле национальных традиций. В начале века он сохранял жёсткие формы предыдущего столетия, которые постепенно утрачивал.

Итальянский костюм в 17 веке во многом теряет своё национальное своеобразие, что обусловлено серьёзными политическими и экономическими причинами, прежде всего зависимостью страны от Испании. Среди состоятельных людей распространяются французские моды. Они захватывают почти всю Италию. Только Венеция некоторое время сопротивлялась их приходу. Костюм мужчин из средних слоёв населения становится более универсальным, его дополняют башмаки. В Венеции в первой половине века культивировались формы прошлого столетия. Однако с 60-х годов постепенно начинается увлечение кокетливыми и изящными французскими нарядами.

Мужской костюм в Голландии дополняли туфли или сапоги без широких раструбов. Женский костюм отличался строгостью, простотой и ясностью силуэта, немногословностью в декоре, тёмными тканями, контрастностью цветовых сочетаний.

Во второй половине 17 века женский костюм Фландрии проявился монументальностью в трактовке форм, красочным и сочным колоритом, крупными и динамичными деталями [15].

^ (__________ годы)

Многие французские аристократы увлекаются идеями гедонизма (утверждение наслаждения, удовольствия как основной цели человеческого поведения). Главный смысл этой философии кратко выражен в словах мадам дю Шатле: «…В этом мире мы лишь затем, чтобы доставлять приятное ощущение и чувства самим себе». Эта установка аристократии распространялась буквально на все сферы жизни, повлияла она и на облик светского человека. Мужчина-воин давно перестаёт быть эстетическим идеалом, ему на смену приходит изнеженный франт, блещущий тонким остроумием. Вот как описывает современного ему щёголя Л.С. Мерси: «От него издали веет ароматом амбры, его улыбка приятна, глаза живы, на его подбородке едва виднеются признаки мужественности; у него тонкие и лёгкие ноги, его руки кажутся созданными не для трудов Марса, а для того, чтобы собирать сокровища любви. В речах, исходящих из его розовых уст, искрится остроумие. Он порхает как пчёлка и кажется созданным для того, чтобы отдыхать подобно ей на венчиках цветов».

Из мужской обуви в придворной моде сохраняются туфли на низком каблуке с пряжками. В быту (в деревне, на охоте) носили сапоги из тонкой кожи.

Расцвет рококо в моде ознаменовался изменением цветовой гаммы: стали модны розовый и фисташковый цвета. В моде серовато-голубой, светло-лиловый, серо-жёлтый цвета. Зато цветовая палитра имела сотни оттенков и множество причудливых названий. Некоторое время в моде была шкала «блошиных» цветов. Среди них, например, различали «цвет блошиного брюшка», «цвет влюблённой блохи» и даже «цвет блохи в период родильной горячки». Популярными считались телесные оттенки, «цвет гусиного помёта» и «парижской грязи».

С конца 17 века обувью парижским аристократкам служили изящные туфли с узкими носками на высоком каблуке (его предельная высота достигала 15 см).

После революции 1789 года социальная принадлежность человека старательно подчёркивалась. Сторонники революции носили деревянные сабо.

В последнее десятилетие 18 века расцвёл стиль классицизм. Светские дамы в 1795-1799 годах надевали на ноги сандалии, оплетающие ремешками ноги до колен [14].

^

Среди обуви для младенцев в собрании Государственного исторического музея поражают своим изяществом и невесомостью 3 пары башмачков из очень мягкого, отличной выделки тёмно-бордового сафьяна. Все они украшены ручной вышивкой золотыми и серебряными нитями. Одна – без подошв, скроена из двух одинаковых половинок кожи, а узоры плотно покрывают носочную часть туфелек. У двух других вышивка, совершенно аналогичная взрослой обуви, располагается почти по всей площади верха. Эти образцы были мало сношены и хорошо сохранились. При взгляде на экспонаты представляется: родители, гордясь своим отпрысками, приказали кормилице принести чадо, чтобы показать гостям – знакомым или родственникам, что та и исполнила. На руках у няни сидит улыбающийся младенец в праздничной рубашечке или нарядном платьице, а маленькие ножки обуты в хорошенькие сафьяновые башмачки…

Детей 6-7 лет одевали уже, как взрослых, шили обувь по половому признаку: они начинали принимать участие в жизни взрослых. На праздниках, ёлках, утренниках, маскарадах и балах они учились вести себя, преодолевая робость и застенчивость, держаться пристойно и скромно, отвыкая от детской непосредственности и наивности, осваивая азы общественного поведения. На этих балах девочки щеголяли (как взрослые дамы) нарядными туалетами и изящными туфельками. Самыми модными материалами обуви для танцевальных вечеров были атлас, шёлк и прюнель1. Именно прюнель использовали для изготовления женской и детской обуви на протяжении всего 19 века. На рисунке 1 нарядные туфельки для девочки 7-8 лет, сшитые из чёрной прюнели, на низком наборном каблучке, кожаной подошве, отделанные на подъёме тремя рядами перехватов с репсовыми чёрными бантиками по центру, скреплёнными нарядными пряжками гравированного белого металла. По фасону, ткани и отделке они напоминают обувь взрослых дам и датируются 1870-1880 годами.

Рисунок 1

Есть 3 пары из мягкой коричневой кожи типа шевро со скруглёнными носками на кожаной подошве. Они имеют характерный для детской обуви ремешок с застёжкой-пуговкой, идущий от пятки к передней части, охватывая ножку в месте щиколотки. Такой фасон, как наиболее практичный и удобный, снискал популярность с конца 19 века и сохранил её на весь последующий век. На поверхности кожаной подошвы видно клеймо, оттиснутое французскими буквами «Pinet». Это имя известного французского обувного мастера, о котором было написано в специальном обувном журнале: «Основатель фирмы Франсуа Пине родился в первой половине 19 века и сначала был учеником, а затем подмастерьем, коммивояжером, закройщиком обувной мастерской. В 1855 году основал в Париже первую фабрику женской обуви. Купил в 1863 году дом для своей фирмы по адресу: улица Паради-Пуансоньер, дом 44, где построил по собственному архитектурному проекту новые мастерские, магазин и главную контору при них. В это время у него служат 120 человек в мастерских, магазине и конторе, и до 700 человек работают вне дома. В 1867 году изобрёл и запатентовал прессовальный и матричный станки для изготовления кожаных каблуков из одного куска кожи (так называемый «каблук Луи XV», получивший впоследствии название «французский каблук»)». Думается, что именно название фирмы, читаемое по-русски с произношением последней буквы, закрепилось за одним из фасонов детской обуви – «пинетки».

Пине прославился не только благодаря лёгкости и изяществу своей продукции – именно он впервые ввёл в детскую обувную моду чересподъёмный ремешок, который прочно закреплял туфельку на детской ноге. В 1870-1880 годы его фирма ведёт обширную торговлю со многими странами Европы, в том числе и с Российской империей. В Москве обувью этой фирмы торговали в магазине по адресу: Столешников переулок 9.

Детские «тапочки», сшитые из жёсткой, несгибаемой, утолщённой непромокаемой кожи, имели вид неглубоких туфель, плоских чувяк, с зауженными носками, закрытым подъёмом и обрезанной или низкой пяткой. Их поверхность и внутренность гладкие, как бы покрытые бесцветным лаком. А с внешней стороны пяточной части имеется небольшое треугольное утолщение из кусочка кожи, напоминающее шпынёк, с помощью которого было легко снять обувь без помощи рук (такое же утолщение на заднике делали и на резиновых галошах). Эти кожаные галоши демонстрируются на страницах прейскуранта цен известного московского универсального магазина «Мюр и Мерилиз» за 1913 год. Они, схожие по фасону с аналогичной женской парой, но отличающиеся от взрослых большим изяществом и щёгольством, происходят из окраин Российской империи – Казахстана и Средней Азии, где получили местное название «кауши», и датируются началом 20 века. Их надевали на шерстяной тёплый носок или длинный чулок. Такая обувь, как детская, так и взрослая, изображена на картинке известного графика 19 века Орловского. Здесь отчётливо видно, что подобные галоши и на барине (на переднем плане), и на мальчике, догоняющем его (изображён позади главных персонажей).

Рисунок 2

Эта форма непромокаемой обуви, бытовавшая в России в более раннее время, смогла сохраниться на её бывших окраинах и была перенята у русского населения инородцами уже в начала 20 века [5].

Скачать файл (232.5 kb.)

gendocs.ru

Одежда в Древней Греции, обувь, украшения и головные уборы

Женский журнал » Мода » История моды

Женская одежда

Для женской одежды используются тонкие, иногда прозрачные ткани, благодаря которым она становится изящной, разнообразной и сексуальной.

Основной одеждой служит пеплос — прямоугольное полотнище, по высоте значительно превышающее фигуру, которое оборачивается вокруг тела и отгибается до талии или до колена, а затем скалывается на плечах различными способами. Левый край пеплоса может быть открытым и закрытым, ширина ткани позволяет собирать его массивными вертикальными складками, отворот подпоясывают на уровне талии или под грудью, что придает фигуре монументальный статичный вид.

Гиматий служит для женщин верхней одеждой, он меньше по размерам, чем мужской, им покрывают голову наподобие шарфа.

Военная одежда

Военная одежда древних греков состоит из короткого хитона, или экзомиса, с минимальной отделкой или без нее, и доспехов, поверх которых надевается короткая хламида, удобная для верховой езды. Хламиду накладывают на левое плечо, соединяя концы застежкой на правом плече. Внешний вид хламиды не отличается от одежды мирных жителей, традиционным цветом является красный. Одежда воинов из деревень проще и незатейливее, нежели у горожан.

Воины носят сандалии — крепидес — из толстой кожи на двойной подошве, которые сохраняют естественные цвета кожи или окрашиваются в красный цвет.

Доспехи относительно легкие, руки оставляют открытыми, ноги защищают поножи — кнемидес — из полированной бронзы. Кирасы украшаются чеканными узорами, прорисовываются мышцы живота.

Для защиты головы применяются бронзовые шлемы золотистых оттенков, знатные воины носят шлемы с серебряными украшениями, спартанцы украшений не используют. Красные гребни из конского волоса — султаны, или плюмажи, — украшают шлемы высших командиров в поперечном направлении — от уха до уха, а младших командиров вдоль — спереди назад.

Простые шлемы — кинеи — кожаные с деревянным шпилем. Каждая местность Греции отличается своей формой шлема.

Коринфский шлем имеет два положения: он опускается во время битвы, полностью закрывая лицо, дорийский шлем — с низким забралом, беотийский — с нащечниками и защитой для носа, отличается высоким султаном.

Обувь

Обувь надевают знатные греки для выхода на улицу, в домах ходят босиком, простые греки обувь не носят.

Основная греческая обувь — сандалии иподиматы, состоящие из толстой кожаной подошвы с ремешками, которые переплетаются вокруг стопы и укрепляются на голени. Сандалии не стесняют движений, пальцы ног открыты. Женские сандалии отличаются изяществом, ремешки переплетаются высоко вокруг ноги. Элегантный вариант женских сандалий изображен на тан-гарских статуэтках IV в. до н.э. – красные сандалии с желтым краем на подошве.

Другой тип обуви древних греков — полусапоги из мягкой кожи и высокие резные сапоги эндромиды с открытыми пальцами. Греческая обувь повторяет форму ступни, толстая подошва защищает от холода и жесткой земли.

Наиболее распространенная простая форма сандалий — карбатин — подошва из воловьей кожи с отверстиями для шнурков.

Котурны — сандалии на толстой подошве из пробки с ремешками из цветной, богато украшенной кожи — являются обувью знати. Котурны носят актеры в греческих театрах, чтобы выглядеть выше на сцене во время представлений.

Головные уборы, прически

Известны два типа древнегреческих головных уборов: петас (петасос) — войлочная шляпа с широкими полями для путешествий и верховой езды, а также пилеус (пилос) — войлочная шапочка, которую мужчины носят на затылке для защиты от солнца. Пилеус делают из соломы, кожи или меха, по внешнему виду он напоминает чепец. Длинные волосы придерживают специальным металлическим обручем филле.

Поскольку обычай запрещает женщине появляться на улице, женских головных уборов практически нет. В непогоду женщины часто обходятся коротким покрывалом кредемноном.

Пышные длинные волосы светлых оттенков признаются самыми красивыми, осветление волос считается обычным явлением.

Женская прическа закрывает лоб и обрамляет лицо. Волосы укладывают различными способами, укрепляют повязками, обручами и разнообразными шпильками. За волосами тщательно ухаживают, пользуются душистыми маслами.

Повязка для волос из хлопчатобумажной ткани с золотой вышивкой носит название нимб. Гречанки укладывают завитые волосы в сложные узлы и косы, знаменитый «греческий узел» коримбос известен и сегодня — волосы, завитые волнами, расчесываются на прямой пробор, низко обрамляют лоб и лицо, а сзади поднимаются и укладываются узлом на затылке.

Украшения

Наряды дополняют разнообразные украшения — пояса, отделанные драгоценными камнями, булавки из слоновой кости и золота, диадемы и налобные повязки. Мастерство их изготовления свидетельствует о высоком технологическом уровне древнегреческих ремесленников.

Распространенная форма браслетов — в виде свернувшейся змеи. Эти изящные браслеты носят на плече, запястье, на ногах. Змея символизирует долголетие.

Греческий костюм, несмотря на обилие украшений, сохраняет простоту линий и гармонирует с изящной отделкой.

Аристократки пользуются богато украшенными веерами, шелковыми зонтами от солнца, а также косметическими средствами во всем их многообразии — духами, подводками для глаз и бровей, румянами, помадой и тушью.

Обсуждения на форуме:

virgoclub.ru

Древнегреческий сапожник, его инструментарий и цены на роскошную обувь в Древней Греции. - Сергей Алданов

В дополнение к моему недавнему очерку об истории древней обуви - несколько интересных фактов и изображений, относящихся  к истории обувного ремесла в Древней Греции. 

Упоминание сандалий можно найти уже у Гомера - Гермес, Телемах, Афина, Агамемнон, Нестор обувают сандалии разного вида и значения:

К примеру, Афина, встречаясь с Одиссеем (11 песнь), принимает обращ юноши, обутого в "блестящие сандалии", которые переводчик перевел, как блестящие ноги в сандалиях, что показалось мне забавным:

  Стал он бродить по песку близ немолчно шумящего моря,

          Скорбью безмерной крушась. Подошла к нему близко Афина,

          Юноши образ приняв, какими бывают властителей дети.

          Плащ двойной на плечах ее был превосходной работы;  Было копье у нее, в сандальях блестящие ноги.

          Радость при виде ее взяла Одиссея. Навстречу

          Деве пошел он и громко слова окрыленные молвил:

          «В местности этой, о друг, с тобой повстречался я с первым.

          Здравствуй! Прошу я тебя, не прими меня с сердцем недобрым...

Сандалии для длительного пешего пути обувает носит Телемах, сын Одиссея

Ноги обул между тем в сандалии сын Одиссея,

          Крепкое в руки копье с наконечником острым из меди

          С палубы взял корабельной. 

Сандалии "дивного вида" носит Нестор, "всадник геренский" и сандалии "дивного вида привязывает к ногам Агамемнон.Что уж говорить о летучих золотых сандалиях Гермеса, которые стали его символом?

K11.13HermesГермес несет Геракла-младенца, будучи обут в свои знаменитые сандалии, причем, обратим внимание, они со шнуровкой и скорей напоминают ботинки.Antiken-sammlungen, Munich, Germany  Catalogue No.: Munich 1615Attributed to Dot-Band Class  550 - 500 BC  

HermesГермес  в  летучих сандалиях -  которые тут похожи на легкие сапожки.

 Metropolitan Museum, New York City, USA   Attic Red Figure, Lekythos  Attributed to the Tithonus Painterпримерно 500 - 450 BC 

Возникает впечатление, что во времена Гомера (8 век) сандалии  был вещью очень статусной, престижной, и могли выглядеть "божественно", "царски",  "великолепно", но и спустя 200-300 лет он все еще важная вещь, и различаются ситуатино, то есть по той функции, которую несут. Обычный человек, вероятно, ходил или воевал бос.

На следующей вазе, изображающей рожедение Диониса из бедра Зевса несколько богов одеты в разного вида сандалии, причем у Гермеса они снова высокие, напоминающие ботинки, но вот  Аполлон, к примеру, бос. 

K12.13BDionysosMuseum Collection: Museo Nazionale Archeologico di Taranto, Taranto, Italy Catalogue Number: Taranto 8264Beazley Archive Number: N/AWare: Apulian Red FigureShape: Krater, volutePainter: Name vase of the Painter of the Birth of DionysosDate: ca 405 - 385 BCPeriod: Late Classical

 Теперь о сапожниках:

 100553"Ваза сапожника", (Пелике, найденная на Родосе), начало 5 в до н.э, Музей Оксфордского университетаbottier02Увеличенный фрагмент той же вазы - сапожник снимает мерку с ноги мальчика. Обратим внимание на нож в его руке - прямой с обычным лезвием, вероятно, с заостренным концом, и нож на полке с полукруглым лезвием, он назывался арбелос. Инструмент рядом - вероятно, пробойник. В инструментарий входил, понятно, и молоток.

Чан у ног сапожника - вероятно, дубильный чан. Для смягчения и дубления кож использовались: свиной жир и оливковое масло, листья ежевики, кора хвойных деревьев и дуба, а также желуди, листья дикого винограда, ягоды египетской акации.Греки покупали кожу для обуви на своих многочисленных факториях в Средиземном и Черном морях, сырой, и везли намоченной в морской воде домой..Сапожники часто сами были дубильщиками, но, хороший сапожник покупал, бывало, кожу у дубильшика, поскольку дубление кож было процессом довольно смрадным. 

Еще одно изображение сапожной мастерской на вазе, тоже весьма любопытное:

5fea2_pottery_equipment_3126606906_70cbfb1c7a

Снова попытка изобразить процесс производства - молодая женщина слегка приподнимает полу гиматия, чтобы сапожник смог наметить размеры на заготовке. В руках у него арбелос. Его помощник мастерит сандалию, одна лежит под столом. На стенах - кусок кожи, нечто вроде ведерка, пробойник, сапожки ( По типу высокой обуви Гермеса!!)Two-handled jar (amphora), Late Archaic Period, about 500–490 B.C. The Plousios Painter. Attic Ceramic, Black Figure. Museum of Fine Arts, Boston.

Что касается пробойника, взглянем на скульптуру, изображающую Афродиту и Пана:

2446009329_e1e598c105_oПан, преследующий Афородиу, около 1 в. дл нэ. На подошвах сандалий, которыми богиня отбивается от Пана, видны дырочки для крепления ремней.

Пару слов об арбелосе.bottier06На этой вазе сапожник режет кожу арбелосом, еще один такой же нож изображен на стене вместе с молотком и закрытыми сандалиями-"ботинками".

Интересно, что арбелос не потерял свое значение, как сапожный инструмент ни в средние века, ни в Новое время,удобный оказался инструмент:

bottier04

Помимо того, оказывается, что уже Архимеда занимал арбелос, как объект геометрии - http://rodnik.3dn.ru/publ/4-1-0-66

О богатстве и дороговизне роскошной обуви  в Древней Греции свидетельствует беседа трех покупательниц с сапожником Кердоном, происходящая в его мастерской в Эфесе, в которой участвуют также раб и приказчик сапожника (мии поэта Герода, 3 век до н.э.) http://lib.rus.ec/b/348943/readСапожник вовсю нахваливает свою работу, а заодно повествует о проблемах своего ремесла. У него богатый выбор обуви, но...

 На это глянь, Метро… Подмётка на славу!

Да чисто как прилажены в ней все части!

Вы тоже, женщины, взгляните, как плотно

Носок сидит, как он ремнями весь убран!

Не скажешь: «Это — хорошо, а то — худо»,

Нет, всю сандалию сработал я ладно.

А цвет? Дарует пусть царица вам Пафа

От жизни так вкусить, как это вам любо!

Подобный цвет, скажите, был ли где видан?

У злата цвет такой? Такой ли у воска?

За кожу три статера я, Кердон, отдал

Кандату, чтоб её окрасить в цвет этот

И в цвет другой! Смеётесь? Всем, что на свете

Святого есть, божусь, что говорю правду:

Ни разу я не лгал, хотя бы на волос!

А если лжёт Кердон, не видит пусть счастья

Ни в жизни он, ни от детей. Пришлось мне же

Ещё благодарить Кандата. Ведь ныне

Кожевник, чуть трудясь, барыш сорвать больший

Не прочь, — в его руках всё дело рук наших!

Сапожник же нелёгкую несёт долю:

И днём и ночью грею я своё место.

До поздних сумерек во рту нет ни крошки,

Не сплю я до зари, и, мнится, так долго

И свечи Микиона  не горят даже!

 Уж я не говорю, что содержать надо

Тринадцать мне рабов и что рабы эти

Баклуши бьют и повторять одно знают,

Хотя бы дождик шёл: «Дай да подай», сидя

Без дела, как птенцы, что лишь зады греют!

Но рынку не слова, как говорят, нужны,

А деньги… Эта не по вкусу вам пара?

Он принесёт ещё, потом ещё, — лишь бы

Вы поняли, что говорит правду

Кердон вам… Ну-ка, ящики все, Пист, вынь ты

С сандальями, — хочу, чтоб, усладив сердце,

Довольными к себе вернулись вы, жёны!

Смотрите же: новинки все, — сортов разных…

Вот Сикион, вот Амбракия, — два сорта!

Вот желтоватые, вот — попугай цветом;

Вот конопляные, вот без задков туфли,

Вот просто спальные, вот на шнурах мягких —

То из Ионии — босовичков пара;

С задком высокие; вот с пузом, как раки;

Сандалии из Аргоса, а здесь вот вам

Червлёные, «эфебы», — ишь, что за туфли!

Дорожные сапожки… Что душа просит,

Пусть скажет каждая! Поймёте вы ныне,

Почто, о женщины, собак влечёт к коже!

 ....

Обувь недешева, и это мы понимаем, когда дело доходит до торговли, в процессе которой покупательницы клянут сапожника, а он льстит покупательницам:

Не меньше мины, женщина, цена паре,

 Хотя б глядела ты иль в небо, иль в землю!

Сама Афина если б покупать стала,

И то не скинул бы ей я ни полгроша!

Метро

Понятно, почему, Кердон, весь твой домик

Вещами дивными завален так плотно!

 ...

Кердон

Ни Артакена, ни Геката не купят

Дешевле, чем за мину, знай вперёд это!

Метро

Должно быть, не даёт тебе благой случай

Кердон, касаться ног, которых сам Эрос

И Страсть касаются? Зараза ты, дрянь ты!

И вот дерёшь безмерную ты с нас плату…

Но ей уступишь ты! — А как цена этой,

Ну, этой, паре? Выдыхай опять слово,

Тебя достойное!

Кердон

Ну вот же, ей-богу,

 Что каждый день сюда заходит флейтистка

Эветерида, пять статеров за пару

Давала мне, но хоть дала б она мне сразу

Четыре дарика,— я на неё злоблюсь

За то, что дерзкой речью задевать смеёт

Она жену мою! — Так вот, коль угодно

Бери сандалии… За них возьму только

Три дарика… Отдам и эти три пары

Вам за семь дариков, но лишь Метро ради!

Да, да, — хоть твёрд как камень я ко всем прочим,

Твоими чарами я вознесён к небу!

Не ротик у тебя, живой родник неги.

Ах, близок тот к богам, кому даёшь ночью

И днём уста твои, запрета не зная!

Ты ножку протяни! На след поставь! Ловко!

Ни сбавить, ни прибавить, — точно кто мерил!

Красавицам красивое всегда впору!

Афиной сточена подошва, ты скажешь!

Теперь дай ногу ты! копыто со струпом,

А не сапог, — подмётку, видно, бык сделал!

Коль по следку ножом обвесть, и то, право, —

Кердона домом я божуся! — так дивно

Сидеть не стала б обувь, как сидит эта:

А ты семь дариков не дашь мне за обувь,

Ты что ж, кобылка словно, ржёшь там у двери?

Коль будет, женщины, вам что-нибудь нужно,

Будь то сандалии, иль, может быть, туфли,

Что дома носите, рабу за мной шлите!

Девятого, Метро, зайди — тебе дам я

Ту пару «раковых»! Кожух, что нас греет,

...

Персидская мина,  о которой идет речь,  это 420 грамм серебра. Дарик - монета весом 8,4 грамма, с очень высоким содержанием золота, то  есть в переводе 3, 5 и 7 дариков, которые хочет сапожник за пару обуви - это 24,2, 42 и 58,8 грамм богатого электрума, почти золота.  Пять статеров - вероятно, речь идет снова о монетах из электрума, дариках, ходивших в Малой Азии и Македонии под именем статеров.То есть цены получаются в самом деле очень нескромными -  самые дорогие сандалии, 7 дариков, это почти 2900 современных долларов, но и "дешевые" за 3 дарика - это около 1200 долларов.

Не знаем, конечно, насколько сатирический поэт достоверно отражал  ценовую реальность своего времени. Но современная нам дорогая обувь для избранных, бывает, стоит и десятки, и даже тысяе долларов - вот, к примеру: "Даже самые скромные свадебные туфли, изготовленные в компании Стюарта Вайтцмана и украшенные всего лишь кружевом, атласом и стразами, в среднем могут стоить от ста до ста пятидесяти тысяч долларов". "Дешевые" роскошные туфельки от других, производителей стоят по несколько тысяч долларов.

   Тут и мы понимаем, что роскошь не имеет разумных пределов, именно в их преодолении и есть суть элитной обуви и ожежды "дивного вида". И в этом смысле Древняя Греция также продемонстрировала образец современности.

aldanov.livejournal.com