Новгородская архитектура древней руси. Сравнительная таблица по архитектурным школам Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура Древней Руси (Киев, Новгород, Владимир). Новгородская архитектура древней руси


Архитектура Древней Руси (Киев, Новгород, Владимир)

Презентация «Архитектура древней Руси» (Киев, Новгород, Владимир) МБОУ Школа № 9 г.о.Самара Учитель МХК Осипова И.М. Высшая категория

Презентация «Архитектура древней Руси» (Киев, Новгород, Владимир)

МБОУ Школа № 9

г.о.Самара

Учитель МХК

Осипова И.М.

Высшая категория

 Киевская Русь Русское искусство эпохи Средневековья начиная с 10в. И вплоть до конца 17 столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями называл православной. Первым городом на Руси, принявшим крещением, стал Киев. Начало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце 10в. при великом князе Владимире Святославовиче. К 11 столетию было возведено много великолепных храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками) и иконами. Церкви строили и расписывали – мастера-греки, приезжавшие на Русь из Византии. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. 11век.(Самый древний храм) «Богоматерь Оранта.» Мозаика собора Св.София. Собор Святой Софии в Киеве. 11век. Фекла святая. Фреска Спасо-Преображенского собора в Чернигове . Конец 1030-х гг. Благовещение. Мозаика на алтарных столбах. XI век. «Христос Вседержитель». Мозаика в главном куполе.

Киевская Русь Русское искусство эпохи Средневековья начиная с 10в. И вплоть до конца 17 столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями называл православной. Первым городом на Руси, принявшим крещением, стал Киев. Начало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце 10в. при великом князе Владимире Святославовиче. К 11 столетию было возведено много великолепных храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками) и иконами. Церкви строили и расписывали – мастера-греки, приезжавшие на Русь из Византии.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

11век.(Самый древний храм)

«Богоматерь Оранта.»

Мозаика собора Св.София.

Собор Святой Софии в Киеве. 11век.

Фекла святая. Фреска Спасо-Преображенского собора в Чернигове . Конец 1030-х гг.

Благовещение.

Мозаика на алтарных столбах. XI век.

«Христос Вседержитель». Мозаика в главном куполе.

На рубеже 12-13вв. В Чернигове была построена Пятницкая церковь. Она стала наиболее ярким воплощением новых веяний в русской архитектуре, которые характеризуются смелостью конструкций и оригинальностью композиционного решения. Особую нарядность внешнему облику храма придают декоративные вставки и пояски из кирпича. Борисоглебский собор в Чернигове 12в. Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове. 12-13вв.

На рубеже 12-13вв. В Чернигове была построена Пятницкая церковь. Она стала наиболее ярким воплощением новых веяний в русской архитектуре, которые характеризуются смелостью конструкций и оригинальностью композиционного решения. Особую нарядность внешнему облику храма придают декоративные вставки и пояски из кирпича.

Борисоглебский собор в Чернигове 12в.

Церковь Параскевы Пятницы

в Чернигове. 12-13вв.

НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА 11-15 СТОЛЕТИЙ . 11 век древнерусской архитектуре – это эпоха «трёх Софий». Византийская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наибольшей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси – Киева, Чернигова, Переславля – строился храм, тем больше в нём черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную практику местные мастера. Храмы София Новгородская и София Полоцкая – возводились по образцу Софии Киевской, но северные зодчие творчески преобразили соборы до неузнаваемости. Древнерусские зодчие издревле руководствовались золотым правилом: вписывать архитектуру каждого храма в окружающий ландшафт, создавая гармонию рукотворных форм и природы. Софийский собор в Новгороде Великом.11в. Софийская звонница. 1437г. Интерьер Софийского собора Пророк Соломон. Фреска Пророк Даниил. Фреска

НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА 11-15 СТОЛЕТИЙ .

11 век древнерусской архитектуре – это эпоха «трёх Софий». Византийская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наибольшей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси – Киева, Чернигова, Переславля – строился храм, тем больше в нём черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную практику местные мастера. Храмы София Новгородская и София Полоцкая – возводились по образцу Софии Киевской, но северные зодчие творчески преобразили соборы до неузнаваемости. Древнерусские зодчие издревле руководствовались золотым правилом: вписывать архитектуру каждого храма в окружающий ландшафт, создавая гармонию рукотворных форм и природы.

Софийский собор в Новгороде Великом.11в.

Софийская звонница. 1437г.

Интерьер Софийского собора

Пророк Соломон. Фреска

Пророк Даниил. Фреска

Церковь Спаса Нередицы. Новгород.1198г. Роспись алтарной части. 1199г. Христос Ветхий Деньми. Фреска Екатерина святая. Фреска церкви Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199. Ярослав Всеволодович. Фреска церкви Спаса на Нередице церковь близ Новгорода. Около 1246.

Церковь Спаса Нередицы.

Новгород.1198г.

Роспись алтарной части. 1199г.

Христос Ветхий Деньми. Фреска

Екатерина святая. Фреска церкви Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199.

Ярослав Всеволодович. Фреска церкви Спаса на Нередице церковь близ Новгорода. Около 1246.

Юрьев Монастырь. 1113г. Новгород. Юрьев Монастырь.1113г. Новгород. Георгиевский собор. Юрьев монастырь.1119г. Колокольня Юрьева монастыря Интерьер Георгиевского собора.

Юрьев Монастырь.

1113г. Новгород.

Юрьев Монастырь.1113г. Новгород.

Георгиевский собор.

Юрьев монастырь.1119г.

Колокольня Юрьева монастыря

Интерьер Георгиевского собора.

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках.1127г. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря.1117г. Фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря.

Церковь Иоанна Предтечи

на Опоках.1127г.

Собор Рождества Богородицы

Антониева монастыря.1117г.

Фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря.

Церковь Спаса Преображения. 1374г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году. Икона Богоматери Знамение Новгородская. Фреска в куполе церкви Спаса Преображения. Даниил столпник. Фреска Святая Троица. Фреска.

Церковь Спаса Преображения. 1374г.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.

Икона Богоматери Знамение Новгородская.

Фреска в куполе церкви Спаса Преображения.

Даниил столпник. Фреска

Святая Троица. Фреска.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь Слава Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Основанный в середине XII века новгородским архиепископом святым Нифонтом, монастырь был носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности. Преображенский собор Мирожского монастыря Сошествие во ад 30–40-е годы XII в. Явление Христа женам мироносицам 30–40-е годы XII в.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Слава Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Основанный в середине XII века новгородским архиепископом святым Нифонтом, монастырь был носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности.

Преображенский собор Мирожского монастыря

Сошествие во ад 30–40-е годы XII в.

Явление Христа женам мироносицам 30–40-е годы XII в.

Новгородская Детинца.15век. Башня Кокуй. Детинцы.15в. Владимирская башня Детинца.15г.

Новгородская Детинца.15век.

Башня Кокуй. Детинцы.15в.

Владимирская башня Детинца.15г.

Архитектура Владимиро-Суздальское княжества. Процветавшие киевские земли постепенно пришли в упадок от княжеских междоусобиц и набегов кочевников. Во время княжения Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо новым центром политической и культурной жизни русских земель стал Владимир. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152. Суздаль Фреска в нише северной стены Фреска в нише южной стены

Архитектура Владимиро-Суздальское княжества.

Процветавшие киевские земли постепенно пришли в упадок от княжеских междоусобиц и набегов кочевников. Во время княжения Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо новым центром политической и культурной жизни русских земель стал Владимир.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152. Суздаль

Фреска в нише северной стены

Фреска в нише южной стены

Спасо - Преображенский собор Золотые ворота Спасо - Преображенский собор в Переславском кремле заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157. Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Феофан Грек. Преображение. Икона из Спасо-Преображенского собора. Фреска с изображением апостола из Спасо-Преображенского собора.

Спасо - Преображенский собор

Золотые ворота

Спасо - Преображенский собор в Переславском кремле заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157.

Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.

Феофан Грек. Преображение.

Икона из Спасо-Преображенского собора.

Фреска с изображением апостола

из Спасо-Преображенского собора.

Успенский собор во Владимире Успенский собор во Владимире — кафедральный православный храм. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фьораванти. фрагменты фресок Андрея Рублева 1408 Иконостас 1408. Андрей Рублёв.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире — кафедральный православный храм. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фьораванти.

фрагменты фресок Андрея Рублева 1408

Иконостас 1408. Андрей Рублёв.

Церковь Покрова́ на Нерли.́1165г. Дмитриевский собор Церковь Покрова́ на Нерли́ (Покров на Нерли́, также употребляется вариант ударения

Церковь Покрова́ на Нерли.́1165г.

Дмитриевский собор

Церковь Покрова́ на Нерли́ (Покров на Нерли́, также употребляется вариант ударения "Нерли") — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. 1165г.

Дмитриевский собор города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») — придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. По Н. Н. Воронину, построен в 1194—97 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы Т. П. Тимофеевой, в 1191 году.

Георгиевский Собор 1230—1234 г. Георгиевский Собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. Южный портал

Георгиевский Собор 1230—1234 г.

Георгиевский Собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем.

Южный портал

Княжеский дворец Боголюбово.12в. Боголюбово — бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении богоматери князю Андрею. После смерти князя Андрея здесь был основан монастырь. В 1177 году Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия монголо-татар (30-е годы XIII века) были разрушены крепостные сооружения. В XVII—XIX вв. велось значительное монастырское строительство.

Княжеский дворец Боголюбово.12в.

Боголюбово — бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении богоматери князю Андрею. После смерти князя Андрея здесь был основан монастырь. В 1177 году Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия монголо-татар (30-е годы XIII века) были разрушены крепостные сооружения. В XVII—XIX вв. велось значительное монастырское строительство.

multiurok.ru

3. Новгородская София. Архитектура Древней Руси

Похожие главы из других работ:

Архитектура Древней Руси

1. София Киевская

Киев…Город вечной юности… Город, славная история которого насчитывает полторы тысячи лет «…вся честь и слава и величество и глава всем землям русским - Киев» - так с гордостью начертал неизвестный летописец...

Иконопись на Руси. Возрождение и традиции

Новгородская школа.

В русской иконописи 14-15веков были, строго говоря, только три крупные школы - новгородская, псковская, московская. Их произведения, особенно на зрелых этапах развития, действительно отличены чертами школьной общности...

Русские иконописные школы в XIV-XVI веках

2.2 Новгородская школа

Новгородская станковая живопись прошла длинный и сложный путь развития. Ее истоки восходят к XI веку, ее первый расцвет падает на XII-XIII столетия, ее второй и наивысший расцвет захватывает поздний XIV и весь XV век...

София Киевская

София Киевская - мост из прошлого в будущее

Словно могучее русло, история Украинского государства вобрала в себя жизненные потоки многих поколений. Ее истоки -- в богатырские времена Владимира Святого, который построил свое государство на непреклонном фундаменте христианской веры...

Сравнительная характеристика иконописных школ

Новгородская школа

Наиболее полно сохранились древние памятники новгородской живописи. В отдельных произведениях прослеживаются влияния византийского искусства, что говорит о широких художественных связях Новгорода...

Церковь Святого Георгия в Старой Ладоге

4. Новгородская школа древнерусского искусства

Развитие русской архитектуры в XII в. происходило совершенно по-иному, чем в XI в. В это время вся Русь уже была охвачена процессом феодального дробления. Этот процесс начался еще во второй половине XI в., но на рубеже XI - XII вв...

cult.bobrodobro.ru

Архитектура Новгорода XI-XV веков

Курсовая работа

Тема: Архитектура Новгорода ( XI – XV вв.).

Содержание

Введение

Глава 1. Соборы, храмы и церкви

1.1 Зодчество XI –первой половины XII века

1.2 Постройки второй половины XII– начала XIII века

1.3 Церкви конца XIII, XIV и XV веков

Глава 2. Кремль

2.1 История кремля

2.2 Башни кремля

2.3 Грановитая палата.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

В северо-западной части нашей страны, неподалеку от того места, где река Волхов вытекает из озера Ильмень, более одиннадцати веков стоит господин Великий Новгород. Он был свидетелем многих важнейших событий русской истории. Именно с этим прекрасным городом связан процесс образования Древнерусского государства, становления и развития экономики и русской культуры.

Предметом научных споров до сих пор остается месторасположение «старого» города, по отношению к которому более позднее поселение было названо градом новым. Преобладает точка зрения, что старый город—это так называемое Городище, находящееся на правом берегу Волхова, в двух километрах от современного города.1 Считается, что именно там располагался со своей дружиной варяжский князь Рюрик.

Костомаров Н.И., известный историк и этнограф XIX века, приводит такую версию:Два брата Словен и Рус вместе со своими приближенными пошли искать «новое отечество». Двигаясь на север, они дошли до озера, которое называлось Мойско. Из озера вытекала река Мутная. Гадание предсказало пришельцам, что им следует остаться на жительство здесь. У истоков реки они основали город, названный ими Словенск, и поселились в нем. В честь дочери Словена озеро было переименовано в Ильмень, а реку по имени сына Словена Волхова назвали Волхов. Долго жили они здесь, распространив свои владения до Ледовитого океана. Затем их постигла беда - моровая язва. Жители разбежались. Опустел и Словенск. Прошли годы. Услышали славяне про землю предков своих, лежащую в запустении, и отправились туда. Снова заселили они берега озера, поставили новый город, но не на прежнем месте, а на новом, выше старого, и назвали его Новгород.2

1 Каргер М.К . Новгород Великий. - Л-М.: ГИ "Искусство", 1961, стр 10

2 Антонов Н.А., Вахрушев Н.И., Вязинин И.Н. и др Достопримечательности Новгорода./Н.М Иванов-Лениздат, 1982, стр 73

Новгородская земля прославлена воинской доблестью дружин Александра Невского, удалью былинного богатыря Василия Буслаева, бесстрашием и предприимчивостью купца Садко. Многие века Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России.

Новгород как политический и торговый центр стал известен за пределами славянского мира более тысячи лет назад. Уже в конце X - начале XI века здесь находился постоянный контингент скандинавов - воинов и купцов, способствовавших процветанию города как центра международной торговли.

Именно Новгороду Русь во многом обязана не только своими богатствами и индивидуальностью на фоне других русских земель. Но Строительство Петербурга в начале 18 века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города, но он по-прежнему славится своими старинными памятниками, к которым не иссякает интерес многих людей.

Этот город интересен и мне, поэтому для написания работы я выбрала тему «Архитектура Новгорода XI-XV веков», чтобы более глубоко познакомится с архитектурой этого замечательного города.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

-рассмотреть соборы, храмы и церкви XI–первой половины XII века, второй половины XII– начала XIII века, конца XIII, XIV и XV веков;

- рассмотреть кремль, историю кремля, башни кремля, Грановитую палату.

Глава 1. Соборы, храмы и церкви

1.1 Раннее новгородское зодчество XI - первой половины XII века

Для этого периода характерна активная строительная деятельность новгородских князей. Возводятся грандиозные храмы, отличающиеся лаконичностью форм, монументальностью, изящными пропорциями. Однако их облик суров, так как князья стремились подчеркнуть этим свое господствующее положение в обществе, свое величие.

Софийский собор - одно из самых замечательных произведений древнерусского зодчества - возведен сыном Ярослава Мудрого, новгородским князем Владимиром, в 1045-1050 годах. С 30-х годов XII века стал главным храмом Новгородской вечевой республики: «Где Святая София – тут и Новгород!»3 . Этот собор являлся придворным княжеским храмом, в нем принимали иностранных послов, именитых гостей, иногда перед ним проходили бурные вече.

Завершается храм шестью куполами на высоких барабанах. Основной, средний, купол в XV был позолочен, а его очертания напоминают шлем русского воина-богатыря.

Первоначально собор не был оштукатурен. Огромные, неправильной формы камни разнообразных оттенков, из которых были выложены стены, и розоватый раствор, использовавшийся при кладке, придавали собору живописный вид. Представляет значительный интерес западный фасад, где находится портал (обрамление входа) с бронзовыми Сигтунскими вратами. Это воинский трофей, взятый в городе Сигтуне во время походов русских воинов в Швецию в конце XII века. В нижней части левой створы врат изображена фигура человека, держащего в одной руке весы, в другой – клещи.

Внутренний объем храма, расчлененный крестчатыми в плане столбами на пять объемов-нефов, три из которых заканчиваются алтарными полукруглыми выступами-апсидами, поражает размерами, величественностью пропорций и масштаба. Высота храма-30, 8 метра.

До 1570 года здесь находился Васильевские врата, изготовленные мастером Игнатием Устюжанином в 1366 году по заказу архиепископа новгородского Василия Калики, портрет которого изображен на вратах. Васильевские врата изготовлены из меди и «писаны золотом». Техника подобных произведений заключалась в том, что по зачерненным медным листам резцом наносился рисунок, и в его канавки вплавлялась золотая проволока. Затем лист выравнивался и полировался. Среди евангельских сюжетах на вратах имеется изображение Китовраса, легендарного кинтавра –излюбленный сюжет новгородских мастеров.

Интерьер Софийского собора в его современном виде весьма далек от первоначального. На месте современного иконостаса в древности была невысокая деревянная преграда – темплон, и интерьер собора выглядел более цельным.

Древнейшей сохранившейся иконой является «Петр и Павел», относящийся к XI веку. А в иконостасе уцелело несколько икон, написанных в 1341 году греческими или сербскими иконописцами. Перед Успенским (главным) иконостасом Софии находится известный во всем Мире чудотворный образ «Божия Матерь Знамение». В местном ряду Рождественского иконостаса, расположенного в Рождественском приделе Софийского собора, находятся 2 чудотворные иконы. Слева от царских врат стоит образ Богоматери Тихвинской. Это одна из самых почитаемых святынь Софийского собора. Эта икона является списком с прославленной чудотворной иконы Тихвинской Богоматери, точно повторяющей размеры и изображение прототипа; называются такие списки „мера и подобие". Ее можно отнести к древнейшим: доска, на которой она написана, очень старая, по ряду признаков и характеру обработки дерева можно предположить, что она выполнена не позднее конца XV — начала XVI в.

Рядом с иконой Троицы стоит древний образ Спаса на престоле. Та живопись, которую мы видим сейчас, относится к XVI в. Это очень хорошая, прекрасно написанная икона, но под ней открывается образ более древний, причем сохранившийся. В небольших окошечках пробных раскрытий просматривается первоначальное изображение исключительной силы и выразительности

На древней штукатурке стен собора и башни сохранились многочисленные надписи-граффити, поцарапанные в XI-XIII веках. Среди них – молитвы, хроникальные записи о различных событиях церковной и политической жизни Новгорода, собственные автографы, шутливые надписи типа : «Якиме стоя, усне, и лоб о камень ростепе».4

Долгое время в научной литературе велся спор о первоначальном облике Софии Новгородской.5 Ныне этот вопрос может считаться решенным: замысел древнерусских зодчих разгадан. В частности, установлено, что первоначально храм имел галереи, которые с восточной стороны завершались двумя небольшими храмами-приделами: северная галерея – приделом Иоанна Богослова, а южная – приделом Рождества Богоматери. Южная галерея служила усыпальницей новгородских князей и архиепископов. Здесь были похоронены Владимир Ярославович, Мстислав Удалой, многочисленные новгородские архиереи.

Следующая постройка-собор Рождества Богородицы – основана в начале XII века богатым иноземцем Антонием Римлянином и находится в Антониевом монастыре. В композиции здания интересно ассиметричное расположение трех глав, одна из которых шестистолпного здания, в котором опорные столбы всегда имели крестчатое сечение. Столбы стали восьмигранными и прямоугольными в сечении. Нет и пилястр, соответствующих крайним западным столбам.

В древности собор был расписан внутри. Сохранились фрагменты фресковой живописи, исполненной в 1125 году. Росписи представляют собой самый значительный по объему и своеобразный по стилю ансамбль новгородских фресок XII века. Наиболее сильное впечатление производят сцена Благовещения и полуфигуры четырех целителей — Фрола, Лавра, Кира и Иоанна, расположенные на западных гранях восточной пары. Все изображения выполнены в крупном размере, согласованном с архитектурными членениями. Колорит построен на сочетании чистых открытых цветов. Живопись собора Рождества Богородицы и сейчас вызывает споры: некоторые ученые видят в ней существенное влияние романского стиля, а большинство включает их в число памятников византийской традиции, формирующей свой особый художественный стиль.

mirznanii.com

Архитектура Древней Руси (Киев, Новгород, Владимир)

Презентация «Архитектура древней Руси» (Киев, Новгород, Владимир) МБОУ Школа № 9 г.о.Самара Учитель МХК Осипова И.М. Высшая категория

Презентация «Архитектура древней Руси» (Киев, Новгород, Владимир)

МБОУ Школа № 9

г.о.Самара

Учитель МХК

Осипова И.М.

Высшая категория

 Киевская Русь Русское искусство эпохи Средневековья начиная с 10в. И вплоть до конца 17 столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями называл православной. Первым городом на Руси, принявшим крещением, стал Киев. Начало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце 10в. при великом князе Владимире Святославовиче. К 11 столетию было возведено много великолепных храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками) и иконами. Церкви строили и расписывали – мастера-греки, приезжавшие на Русь из Византии. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. 11век.(Самый древний храм) «Богоматерь Оранта.» Мозаика собора Св.София. Собор Святой Софии в Киеве. 11век. Фекла святая. Фреска Спасо-Преображенского собора в Чернигове . Конец 1030-х гг. Благовещение. Мозаика на алтарных столбах. XI век. «Христос Вседержитель». Мозаика в главном куполе.

Киевская Русь Русское искусство эпохи Средневековья начиная с 10в. И вплоть до конца 17 столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями называл православной. Первым городом на Руси, принявшим крещением, стал Киев. Начало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце 10в. при великом князе Владимире Святославовиче. К 11 столетию было возведено много великолепных храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками) и иконами. Церкви строили и расписывали – мастера-греки, приезжавшие на Русь из Византии.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

11век.(Самый древний храм)

«Богоматерь Оранта.»

Мозаика собора Св.София.

Собор Святой Софии в Киеве. 11век.

Фекла святая. Фреска Спасо-Преображенского собора в Чернигове . Конец 1030-х гг.

Благовещение.

Мозаика на алтарных столбах. XI век.

«Христос Вседержитель». Мозаика в главном куполе.

На рубеже 12-13вв. В Чернигове была построена Пятницкая церковь. Она стала наиболее ярким воплощением новых веяний в русской архитектуре, которые характеризуются смелостью конструкций и оригинальностью композиционного решения. Особую нарядность внешнему облику храма придают декоративные вставки и пояски из кирпича. Борисоглебский собор в Чернигове 12в. Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове. 12-13вв.

На рубеже 12-13вв. В Чернигове была построена Пятницкая церковь. Она стала наиболее ярким воплощением новых веяний в русской архитектуре, которые характеризуются смелостью конструкций и оригинальностью композиционного решения. Особую нарядность внешнему облику храма придают декоративные вставки и пояски из кирпича.

Борисоглебский собор в Чернигове 12в.

Церковь Параскевы Пятницы

в Чернигове. 12-13вв.

НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА 11-15 СТОЛЕТИЙ . 11 век древнерусской архитектуре – это эпоха «трёх Софий». Византийская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наибольшей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси – Киева, Чернигова, Переславля – строился храм, тем больше в нём черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную практику местные мастера. Храмы София Новгородская и София Полоцкая – возводились по образцу Софии Киевской, но северные зодчие творчески преобразили соборы до неузнаваемости. Древнерусские зодчие издревле руководствовались золотым правилом: вписывать архитектуру каждого храма в окружающий ландшафт, создавая гармонию рукотворных форм и природы. Софийский собор в Новгороде Великом.11в. Софийская звонница. 1437г. Интерьер Софийского собора Пророк Соломон. Фреска Пророк Даниил. Фреска

НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА 11-15 СТОЛЕТИЙ .

11 век древнерусской архитектуре – это эпоха «трёх Софий». Византийская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наибольшей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси – Киева, Чернигова, Переславля – строился храм, тем больше в нём черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную практику местные мастера. Храмы София Новгородская и София Полоцкая – возводились по образцу Софии Киевской, но северные зодчие творчески преобразили соборы до неузнаваемости. Древнерусские зодчие издревле руководствовались золотым правилом: вписывать архитектуру каждого храма в окружающий ландшафт, создавая гармонию рукотворных форм и природы.

Софийский собор в Новгороде Великом.11в.

Софийская звонница. 1437г.

Интерьер Софийского собора

Пророк Соломон. Фреска

Пророк Даниил. Фреска

Церковь Спаса Нередицы. Новгород.1198г. Роспись алтарной части. 1199г. Христос Ветхий Деньми. Фреска Екатерина святая. Фреска церкви Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199. Ярослав Всеволодович. Фреска церкви Спаса на Нередице церковь близ Новгорода. Около 1246.

Церковь Спаса Нередицы.

Новгород.1198г.

Роспись алтарной части. 1199г.

Христос Ветхий Деньми. Фреска

Екатерина святая. Фреска церкви Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199.

Ярослав Всеволодович. Фреска церкви Спаса на Нередице церковь близ Новгорода. Около 1246.

Юрьев Монастырь. 1113г. Новгород. Юрьев Монастырь.1113г. Новгород. Георгиевский собор. Юрьев монастырь.1119г. Колокольня Юрьева монастыря Интерьер Георгиевского собора.

Юрьев Монастырь.

1113г. Новгород.

Юрьев Монастырь.1113г. Новгород.

Георгиевский собор.

Юрьев монастырь.1119г.

Колокольня Юрьева монастыря

Интерьер Георгиевского собора.

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках.1127г. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря.1117г. Фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря.

Церковь Иоанна Предтечи

на Опоках.1127г.

Собор Рождества Богородицы

Антониева монастыря.1117г.

Фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря.

Церковь Спаса Преображения. 1374г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году. Икона Богоматери Знамение Новгородская. Фреска в куполе церкви Спаса Преображения. Даниил столпник. Фреска Святая Троица. Фреска.

Церковь Спаса Преображения. 1374г.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.

Икона Богоматери Знамение Новгородская.

Фреска в куполе церкви Спаса Преображения.

Даниил столпник. Фреска

Святая Троица. Фреска.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь Слава Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Основанный в середине XII века новгородским архиепископом святым Нифонтом, монастырь был носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности. Преображенский собор Мирожского монастыря Сошествие во ад 30–40-е годы XII в. Явление Христа женам мироносицам 30–40-е годы XII в.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Слава Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Основанный в середине XII века новгородским архиепископом святым Нифонтом, монастырь был носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности.

Преображенский собор Мирожского монастыря

Сошествие во ад 30–40-е годы XII в.

Явление Христа женам мироносицам 30–40-е годы XII в.

Новгородская Детинца.15век. Башня Кокуй. Детинцы.15в. Владимирская башня Детинца.15г.

Новгородская Детинца.15век.

Башня Кокуй. Детинцы.15в.

Владимирская башня Детинца.15г.

Архитектура Владимиро-Суздальское княжества. Процветавшие киевские земли постепенно пришли в упадок от княжеских междоусобиц и набегов кочевников. Во время княжения Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо новым центром политической и культурной жизни русских земель стал Владимир. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152. Суздаль Фреска в нише северной стены Фреска в нише южной стены

Архитектура Владимиро-Суздальское княжества.

Процветавшие киевские земли постепенно пришли в упадок от княжеских междоусобиц и набегов кочевников. Во время княжения Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо новым центром политической и культурной жизни русских земель стал Владимир.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152. Суздаль

Фреска в нише северной стены

Фреска в нише южной стены

Спасо - Преображенский собор Золотые ворота Спасо - Преображенский собор в Переславском кремле заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157. Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Феофан Грек. Преображение. Икона из Спасо-Преображенского собора. Фреска с изображением апостола из Спасо-Преображенского собора.

Спасо - Преображенский собор

Золотые ворота

Спасо - Преображенский собор в Переславском кремле заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157.

Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.

Феофан Грек. Преображение.

Икона из Спасо-Преображенского собора.

Фреска с изображением апостола

из Спасо-Преображенского собора.

Успенский собор во Владимире Успенский собор во Владимире — кафедральный православный храм. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фьораванти. фрагменты фресок Андрея Рублева 1408 Иконостас 1408. Андрей Рублёв.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире — кафедральный православный храм. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фьораванти.

фрагменты фресок Андрея Рублева 1408

Иконостас 1408. Андрей Рублёв.

Церковь Покрова́ на Нерли.́1165г. Дмитриевский собор Церковь Покрова́ на Нерли́ (Покров на Нерли́, также употребляется вариант ударения

Церковь Покрова́ на Нерли.́1165г.

Дмитриевский собор

Церковь Покрова́ на Нерли́ (Покров на Нерли́, также употребляется вариант ударения "Нерли") — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. 1165г.

Дмитриевский собор города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») — придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. По Н. Н. Воронину, построен в 1194—97 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы Т. П. Тимофеевой, в 1191 году.

Георгиевский Собор 1230—1234 г. Георгиевский Собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. Южный портал

Георгиевский Собор 1230—1234 г.

Георгиевский Собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем.

Южный портал

Княжеский дворец Боголюбово.12в. Боголюбово — бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении богоматери князю Андрею. После смерти князя Андрея здесь был основан монастырь. В 1177 году Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия монголо-татар (30-е годы XIII века) были разрушены крепостные сооружения. В XVII—XIX вв. велось значительное монастырское строительство.

Княжеский дворец Боголюбово.12в.

Боголюбово — бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении богоматери князю Андрею. После смерти князя Андрея здесь был основан монастырь. В 1177 году Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия монголо-татар (30-е годы XIII века) были разрушены крепостные сооружения. В XVII—XIX вв. велось значительное монастырское строительство.

multiurok.ru

Сравнительная таблица по архитектурным школам Древней Руси

Особенности стиля

Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.

Характерные черты – органическое сочетание с природным ландшафтом.

Зодчие стремились выделить храмовые сооружения среди остальных городских построек. В северных городах, где архитектурным фоном были бревенчатые дома, церкви делали белоснежными, в южных, где постройки промазывали глиной и белили, церкви оставляли в красно-розовой окраске. После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору застоя и упадка, таким образом в конце XIII в. во многом приходилось начинать все сначала. Очевидно, что разделение русской архитектуры на школы не уничтожило близости между ними, не привело к распаду русского зодчества на самостоятельные части.

В течение почти всего XI в. Киев был единственным городом Руси, где имелась строительная организация, способная возводить монументальные здания. Отдельные области были тесно связаны с Киевом также и после утраты им

центрального руководящего значения (Черниговское, Волынское,

Смоленское княжества), другие (Новгородское, Галицкое, Владимиро-

Суздальское, Полоцкое) в результате обособления создали собственную

архитектурную традицию. В отдельных областях сформировались

архитектурные традиции, отличные от киево-черниговской. Прежде всего,

это удаленные от Киева, северные области: Новгородская и Владимиро-

Суздальская.

Отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.  Храмы отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе. В раннемосковском зодчестве конца XIV - начала XV в. продолжаются традиции русской архитектуры предшествующего периода. Москва восприни­мала формы зодчества разных русских земель и объединяла их в своем строи­тельстве. Для московских церквей того времени характерен пирамидально-ярусный переход от основного объема к куполу, что было свойственно смоленским и черниговским храмам XII-XIII вв. В декоративном убранстве фаса­дов и барабана в определенной мере возрождались приемы владимиро-суздальского зодчества. У новгородско-псковских мастеров было воспринято практичное отношение к использованию внутреннего пространства: столбы делались не крестовидными в сечении, а квадратными или даже круглыми, отсутствовали пилястры на поверхностях стен в интерьере.

Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжило традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами. Специфическая особенность Владимиро-Суздальских храмов – скульптурная декорация. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись. Владимиро-суздальские храмы имели компактный кубовидный объем и увенчивались одной главой. Внешние массы и внутреннее пространство статичны. Постройки обогащены каменной пластикой и иногда деталями из золоченой меди; интерьеры расписаны фресками.

multiurok.ru