Неизвестные мифы древней греции. Легенды и мифы Древней Греции 1 глава
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Читать онлайн «Мифы Древней Греции». Неизвестные мифы древней греции


Плохие мифы Древней Греции: qebedo

И вот так всё и заверте...

Все, кто читал "Легенды и мифы Древней Греции для самых маленьких детей" Н. Куна, поражались тому, какие плоские, вялые и стерильные "рассказки" сочиняли эти греки... Увы, это не греки сочиняли, это гражданин Н. Кун их добросовестно кастрировал, стерилизовал и выхолостил, причем именно так - не один раз, а минимум три. Но, конечно же, это всё начал не он, а поганые викторианцы, которые почему-то решили переписать абсолютно всё - историю, мифологию, мировую культуру - для девочек, причем готовящихся в монашки... Но увы - на самом деле всё было не такЪ (тм)

*     *     *Ежели начинать с самого начала - с сотворения мира, то блуд и насилие присутствовали в греческих мифах всегда. В так называемом "пеласгическом мифе творения" всё сущее появилость тогда, когда из "всеобщего хаоса небытия" восстала Евринома, богиня "всего сущего", и поняла, что ей не на что опереться - ничегошеньки еще нет! (Кто будет спрашивать, откуда взялась Евринома - тот пускай сперва ответит на вопрос, откуда вообще всегда берутся женщины.) По поводу такого безобразия богиня тут же отделила небо от земли и, чтобы чем-нибудь себя занять, начала танцевать на поверхности океана.

Змейский Офион

Танцуя, Евринома создавала позади себя приятный ветерок, и тут ей в голову пришла мысль (естественно, пошлая) - она обернулась, схватила ветер и превратила его в "великого змея" Офиона. Почему змея? Ну, потому что у нее была такая сексуальная фантазия, ибо они тут же предались блуду. Отчего Евринома, понятное дело, забеременЕла, обернулась голубицей и снесла (на поверхность Океана, ибо ничего же другого еще не было) Мировое яйцо. На сем ее роль как матери закончилась, и всё остальное сделал отец - Офион семь раз обвился вокруг яйца и добросовестно его высидел. Когда "время пришло", из яйца посыпалось всё сущее - солнце, звезды, горы, деревья, звери и пр. Довольные супруги уселись на гору Олимп и начали тут царить, аки первая божественная пара...

Блуд есть, скажете вы, но где же насилие? Офион возгордился своей ролью осеменителя и инкубатора и начал "толкать мысль", что именно он в одно лицо - Творец Всея Сущего. Услышав такую "оригинальную трактовку событий", Евринома, как настоящая фемина, звезданула благоверного пяткой по голове, выбила все зубы, а затем выкинула в глубокие подземные недра - "я тя породила, я тя и на место поставила"... Вот так "разобрались промеж себя" первые божественные "папа с мамой".

А чтобы доказать, что "Всея Сущее" она может сотворять и без "секс-игрушек", Евринома тут же "в одно лицо" смастерила семь планет, на каждую из которых "зациклила" по титану и титаниде (которых тоже сотворила тут же):

  • Тейя и Гиперион распоряжались Солнцем;
  • Феба и Атлант - Луной;
  • Диона и Крий - Марсом;
  • Метида и Кой - Меркурием;
  • Фемида и Евримедонт - Юпитером;
  • Тефия и Океан - Венерой;
  • Рея и Крон[ос] - Сатурном.
Однако вся эта "красивая история про секс и домашнее насилие" - на самом деле миф поздный (несмотря на отсылку к пеласгам, населявшим Грецию еще до нашествия дорийцев), а большинство древних греков, как дисциплинированные мальчики и девочки, юзали миф "олимпийский". Согласно нему, из хаоса первой появилась мать-земля Гея, тут же родила от абсолютно неизвестного отца (не исключено, что вообще вегетативным путем) сына-небо Урана и, уставшая и довольная, завалилась спать.

В эллинистическом Египте Гею видели так (отождествляя с Исидой)

Бросила младенца без присмотра, говорите? Ну, младенец-то оказался вполне уже взрослым половозрелым оболтусом, а вот без присмотра да, зря - ибо Уран распалился при виде спящей матери и... гм... "пролил на ее промежность оплодотворяющий дождь" (Р. Грейвс). Так случился первый в мире инцест, породивший землю, деревья, зверей, горы и всю прочую сущность.

Однако за расплодивщимся во все стороны Всем Сущим надо было приглядывать - и тогда Гея родила:

  • Гекатонхейров (сторуких - ибо именно столько конечностей имели) Бриарея, Гиеса и Котта;
  • Старших (то есть первых) киклопов Арга, Бронта и Стеропа;
  • Ор (ака Хор) - богинь времен года;
  • Ореад (ака Ореастид) - горных нимф;
  • Титанов и титанид - Океана, Коя, Криоса, Гипериона, Япета и Крон[ос]а, а также Тейю, Тефию (ака Тефиду), Рею, Фемиду, Мнемосину и Фебу.
Говорите, что, кроме "факта акта" мамы с сыном всё пока прилично?.. Нет, ибо у этой истории имелось весьма драматичное продолжение.

qebedo.livejournal.com

Мифы Древней Греции читать онлайн, Автор неизвестен

Annotation

Книга Роберта Грейвса — английского поэта и романиста (1895—1986) содержит пересказ 171 греческого мифа с разбиением на мифологемы и варианты исторический, археологический, этнографический и проч. комментарии, а также библиографический аппарат.

Прослеживая историю развития греческих мифов, автор привлекает множество ближневосточных и североафриканских источников, широко цитируются античные авторы.

Книга рассчитана на специалистов в области философии, филологии, сравнительного литературоведения, этнографии, религиоведения и, разумеется, на широкий круг читателей. Может использоваться также как учебное пособие.

Перевод сделан с первого (1955 г.) издания книги Р. Грейвса, поскольку в нем наиболее ярко прослеживается авторская концепция. Греческие слова даются в латинской транскрипции, как у Грейвса, что облегчает их чтение.

Роберт Грейвс

ВВЕДЕНИЕ

Мифы творения

1. Пеласгический миф творения

2. Гомеровский и орфический мифы творения

3. Олимпийский миф творения

4. Два философских мифа творения

5. Пять веков человечества

Старшие боги

6. Оскопление Урана

7. Свержение Крона

Зевс и его родичи

8. Рождение Афины

9. Зевс и Метида

10. Мойры

11. Рождение Афродиты

12. Гера и ее дети

13. Зевс и Гера

14. Рождение Гермеса, Аполлона, Артемиды и Диониса

15. Рождение Эрота

16. Происхождение и деяния Посейдона

17. Происхождение и деяния Гермеса

18. Происхождение и деяния Афродиты

19. Происхождение и деяния Ареса

20. Происхождение и деяния Гестии

21. Происхождение и деяния Аполлона

22. Происхождение и деяния Артемиды

23. Происхождение и деяния Гефеста

24. Происхождение и деяния Деметры

25. Происхождение и деяния Афины

26. Происхождение и деяния Пана

27. Происхождение и деяния Диониса

Орфей, Ганимед и Загрей

28. Орфей

29. Ганимед

30. Загрей

Боги подземного мира и судьбы

31. Боги преисподней

32. Тюхе и Немесида

Чудовища

33. Дети моря

34. Дети Ехидны

35. Бунт гигантов

36. Тифон

37. Алоады

Потоп

38. Девкалионов потоп

Титаны, Атлант и Прометей

39. Атлант и Прометей

Небесные боги

40. Эос

41. Орион

42. Гелиос

Эллин и его потомство

43. Сыновья Эллина

44. Ион

Алкиона и Кеик

45. Алкиона и Кеик

Род Афинских царей

46. Терей

47. Эрехфей и Эвмолп

48. Борей

Алопа

49. Алопа

Асклепий

50. Асклепий

Оракулы

51. Оракулы

Алфавит

52. Алфавит

Демонические существа

53. Дактили

54. Тельхины

55. Эмпусы

Старшее поколение героев

56. Ио

57. Фороней

58. Европа и Кадм

59. Кадм и Гармония

60. Бел и данаиды

61. Ламия

62. Леда

63. Иксион

64. Эндимион

65. Пигмалион и Галатея

66. Эак

67. Сисиф

68. Салмоней и Тиро

69. Алкестида

70. Афамант

71. Кобылицы Главка

72. Меламп

73. Персей

74. Соперничество близнецов

75. Беллерофонт

76. Антиопа

77. Ниоба

78. Кенида и Киней

79. Эригона

80. Калидонский вепрь

81. Теламон и Пелей

82. Аристей

83. Мидас

84. Клеобис и Битон

Превращения

85. Нарцисс

86. Филлида и Кария

Арион

87. Арион

Минос и его окружение

88. Минос и его братья

89. Возлюбленные Миноса

90. Дети Пасифаи

91. Скилла и Нис

92. Дедал и Талос

93. Катрей и Алтемен

Жизнь и подвиги Тесея

94. Сыновья Пандиона

95. Рождение Тесея

96. Подвиги Тесея

97. Тесей и Медея

98. Тесей на Крите

99. Объединение Аттики

100. Тесей и амазонки

101. Федра и Ипполит

102. Лапифы и кентавры

103. Тесей в Аиде

104. Смерть Тесея

Фиванский цикл

105. Лай

106. Семеро против Фив

107. Эпигоны

Род Атридов

108. Тантал

109. Пелоп и Эномай

110. Дети Пелопа

111. Атрей и Фиест

112. Агамемнон и Клитемнестра

113. Месть Ореста

114. Суд над Орестом

115. Умиротворение эриний

116. Ифигения в Тавриде

117. Царствование Ореста

Жизнь и подвиги Геракла

118. Рождение Геракла

119. Юность Геракла

120. Дочери Феспия

121. Эргин

122. Безумие Геракла

123. Первый подвиг: Немейский лев

124. Второй подвиг: Лернейская гидра

125. Третий подвиг: Керинейская лань

126. Четвертый подвиг: Эриманфский вепрь

127. Пятый подвиг: Авгиевы конюшни

128. Шестой подвиг: Стимфалийские птицы

129. Седьмой подвиг: Критский бык

130. Восьмой подвиг: кобылицы Диомеда

131. Девятый подвиг: пояс Ипполиты

132. Десятый подвиг: коровы Гериона

133. Одиннадцатый подвиг: яблоки Гесперид

134. Двенадцатый подвиг: пленение Кербера

135. Убийство Ифита

136. Омфала

137. Гесиона

138. Завоевание Элиды

139. Захват Пилоса

140. Сыновья Гиппокоонта

141. Авга

142. Деянира

143. Геракл в Трахине

144. Иола

145. Апофеоз Геракла

146. Дети Геракла

147. Лин

Плавание аргонавтов

148. Сбор аргонавтов

149. Лемносские женщины и царь Кизика

150. Гилас, Амик и Финей

151. От Симплегад к Колхиде

152. Похищение руна

153. Убийство Апсирта

154. «Арго» возвращается в Грецию

Судьба Медеи

155. Смерть Пелия

156. Медея в Коринфе

157. Медея в изгнании

Троянская война

158. Основание Трои

159. Парис и Елена

160. Первый сбор в Авлиде

161. Второй сбор в Авлиде

162. Девять лет войны

163. Гнев Ахилла

164. Гибель Ахилла

165. Безумие Аякса

166. Оракулы Трои

167. Деревянный конь

168. Разграбление Трои

169. Возвращение домой

Мифы о возвращении

170. Странствия Одиссея

171. Возвращение Одиссея

БИБЛИОГРАФИЯ

notes

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

290

29 ...

knigogid.ru

Легенды и мифы Древней Греции 1 глава — МегаЛекции

Николай Кун.

 

* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. БОГИ И ГЕРОИ *

 

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по

поэме Гесиода "Теогония" (Происхождение богов). Некоторые сказания

заимствованы также из поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея" и поэмы римского

поэта Овидия "Метаморфозы" (Превращения).

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем

заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса -- весь

мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля -- Гея. Широко

раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней.

Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое

небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар -- ужасная бездна, полная

вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все

оживляющая Любовь -- Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил

Вечный Мрак -- Эреб и темную Ночь -- Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли

вечный Свет -- Эфир и радостный светлый День -- Гемера. Свет разлился по

миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо -- Урана,

и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы,

рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран -- Небо -- воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю.

Шесть сыновей и шесть дочерей -- могучих, грозных титанов -- было у Урана и

Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и

богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и

морских богинь -- океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце

-- Гелиоса, Луну -- Селену и румяную Зарю -- розоперстую Эос (Аврора). От

Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и

все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и

западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов -- циклопов с одним

глазом во лбу -- и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов --

сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого

из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не

знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он

их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их

Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она

детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они

боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон [1],

хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната

-- смерть, Эриду -- раздор, Апату -- обман, Кер -- уничтожение, Гипнос --

сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду -- отмщение

за преступления -- и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье

внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

 

---------------------------------------------------------------

[1] Крон -- всепоглощающее время (хронос -- время).

---------------------------------------------------------------

 

ЗЕВС [1]

 

 

РОЖДЕНИЕ ЗЕВСА

 

 

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся,

что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую

обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей

Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас

приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию

[2], Деметру [3], Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона [4].

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих

родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в

глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла

своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный

камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей

женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли

маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы

носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в

пещеру юные куреты[5] ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс

плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его

братьев и сестер.

 

---------------------------------------------------------------

[1] Зевс -- римский Юпитер.

---------------------------------------------------------------

 

Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера -- "Илиаде" и

"Одиссее", прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее

басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения.

Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они

бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.

 

---------------------------------------------------------------

[2] Богиня жертвенного огня и огня домашнего очага, покровительница

городов и государства. В Риме впоследствии с Гестией была отождествлена

Веста, богиня домашнего очага,

 

[3] Великая богиня плодородия земли, дающая рост всему, что

произрастает на земле, дающая плодородие нивам, благословляющая труд

земледельца. Римляне назвали богиню Деметру именем своей древней богини

плодородной нивы -- Церерой. Мифы о Деметре см. ниже.

 

[4] У римлян им соответствовали Юнона, Плутон и Нептун.

 

[5] Полубоги, охранители и защитники Зевса. Позднее куретами называли

на Крите жрецов Зевса и Реи.

---------------------------------------------------------------

 

ЗЕВС СВЕРГАЕТ КРОНА. БОРЬБА БОГОВ-ОЛИМПИЙЦЕВ С ТИТАНАМИ

 

 

Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего

отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за

другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они

начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком

Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми -- титан Океан

и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба

для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на

помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в

титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни

на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких

великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как

горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые

скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда

они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом

колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.

Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие

громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все

густой пеленой.

Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были

побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную

тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие

гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара

могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

 

БОРЬБА ЗЕВСА С ТИФОНОМ

 

Но не окончилась этим борьба. Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса

за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами. Она

вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое

чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из

недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса,

рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя

клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги

содрогнулись от ужаса Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелся

бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и

небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля,

как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона.

Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от

их огня горит самый воздух и горят темные грозовые тучи. Зевс испепелил

Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой

жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный

Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему

живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной,

полуженщиной-полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера,

лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.

Победили боги-олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться их

власти. Они могли теперь спокойно править миром. Самый могущественный из

них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон -- море, а Аид -- подземное

царство душ умерших. Земля же осталась в общем владении. Хотя и поделили

сыновья Крона между собой власть над миром, но все же над всеми ними царит

повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.

 

ОЛИМП

 

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и

супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая

Афродита, и могучая дочь Зевса Афина [1], и много других богов. Три

прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата

густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги

Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и

льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса;

вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают

они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость

и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они

скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.

Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом

[2]. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным

сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное

лицо Зевса. У трона его -- богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса

крылатая богиня победы Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиня

Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру,

покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в

пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и

склоняются перед женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом,

идет к золотому трону и садится рядом с царем богов и людей -- Зевсом. Около

трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда

готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые

дальние края земли.

 

---------------------------------------------------------------

[1] У римлян греческим богиням Гере, Артемиде, Афродите и Афине

соответствовали: Юнона, Диана, Венера и Минерва.

 

[2] У римлян -- Вулкан.

---------------------------------------------------------------

 

Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец

Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амврозию и нектар -- пищу

и напиток богов. Прекрасные хариты [1] и музы услаждают их пением и танцами.

Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями

и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих

пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и

законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь

и смерть -- все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В

одном сосуде дары добра, в другом -- зла. Зевс черпает в них добро и зло и

посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только

из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на

земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые

брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и

страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском;

взмахнет он своей десницей -- удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет

пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня

Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на светлом

Олимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и

закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием.

Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не

соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ -- защитница правды и враг

обмана.

Зевс хранит порядок и правду в мире и посылает людям счастье и горе. Но

хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют

неумолимые богини судьбы -- мойры [2], живущие на светлом Олимпе. Судьба

самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не

уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая

могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным.

Лишь смиренно склониться можно перед роком и подчиниться ему. Одни мойры

знают веления рока. Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя

срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не

глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить

определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, все, что

назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что

занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.

 

---------------------------------------------------------------

[1] У римлян -- грации.

 

[2] У римлян -- парки.

---------------------------------------------------------------

 

Есть и еще на Олимпе богиня судьбы -- это богиня Тюхэ [1], богиня счастья

а благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком

которой был вскормлен сам Зевс, сошлет она дары людям, и счастлив тот

человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ; но

как редко это бывает, и как несчастлив тот человек, от которого отвернется

богиня Тюхэ, только что дававшая ему свои дары!

Так царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и

богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.

 

ПОСЕЙДОН И БОЖЕСТВА МОРЯ

 

Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца

Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны

моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем.

Там, в глубине моря, живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита,

дочь морского вещего старца Нерея, которую похитил великий властитель

морской глубины Посейдон у ее отца. Он увидал однажды, как водила она

хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился бог

моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но

Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах

небесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея. Наконец

открыл ему ее убежище дельфин; за эту услугу Посейдон поместил дельфина в

число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и

женился на ней.

 

---------------------------------------------------------------

[1] У римлян -- Фортуна.

---------------------------------------------------------------

 

С тех пор живет Амфитрита с мужем своим Посейдоном в подводном дворце.

Высоко над дворцом шумят морские волны. Сонм морских божеств окружает

Посейдона, послушный его воле. Среди них сын Посейдона Тритон, громовым

звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури. Среди божеств -- и

прекрасные сестры Амфитриты, нереиды. Посейдон властвует над морем. Когда он

на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, тогда

расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону. Равный

красотой самому Зевсу, быстро несется он по безбрежному морю, а вокруг него

играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его

колесницы. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно

горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на

море свирепая буря. Бьются тогда с шумом морские валы о прибрежные скалы и

колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они

успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть

слышно плещется у берега -- синее, беспредельное.

Много божеств окружает великого брата Зевса, Посейдона; среди них вещий

морской старец, Нерей, ведающий все сокровенные тайны будущего. Нерею чужды

ложь и обман; только правду открывает он богам и смертным. Мудры советы,

которые дает вещий старец. Пятьдесят прекрасных дочерей у Нерея. Весело

плещутся юные нереиды в волнах моря, сверкая среди них своей божественной

красотой. Взявшись за руки, вереницей выплывают они из морской пучины и

водят хоровод на берегу под ласковый плеск тихо набегающих на берег волн

спокойного моря. Эхо прибрежных скал повторяет тогда звуки их нежного пения,

подобного тихому рокоту моря. Нереиды покровительствуют мореходу и дают ему

счастливое плавание.

Среди божеств моря -- и старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ

и превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. Он тоже вещий

бог, нужно только уметь застигнуть его неожиданно, овладеть им и заставить

его открыть тайну будущего. Среди спутников колебателя земли Посейдона и бог

Главк, покровитель моряков и рыбаков, и он обладает даром прорицания. Часто,

всплывая из глубины моря, открывал он будущее и давал мудрые советы

смертным. Могучи боги моря, велика их власть, но властвует над всеми ними

великий брат Зевса Посейдон.

Все моря и все земли обтекает седой Океан [1] -- бог-титан, равный самому

Зевсу по почету и славе. Он живет далеко на границах мира, и не тревожат его

сердце дела земли. Три тысячи сыновей -- речных богов и три тысячи дочерей

-- океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери великого

бога Океана дают благоденствие и радость смертным своей вечнокатящейся

живящей водой, они поят ею всю землю и все живое.

 

ЦАРСТВО МРАЧНОГО АИДА (ПЛУТОНА) [2]

 

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака

и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого

солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство

Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река

Стикс, водами которой клянутся сами боги.

Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим

стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и

дающие забвение всего земного воды источника Леты [3]. По мрачным полям

царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела [4], носятся бесплотные

легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без

желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших

листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства

печали. Трехглавый адский пес Кербер [5], на шее которого движутся с грозным

шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон, перевозчик душ

умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда,

где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены

души умерших в мрачном царстве Аида.

 

---------------------------------------------------------------

[1] Греки утверждали, что всю землю кругом обтекает поток, катящий

свои воды в вечном водовороте.

 

[2] Древние греки представляли себе царство Аида, царство душ умерших,

мрачным и страшным, а "загробную жизнь" -- несчастьем. Недаром тень Ахилла,

вызванная Одиссеем из подземного царства, говорит, что лучше быть последним

батраком на земле, чем царем в царстве Аида.

 

[3] Отсюда выражение: "канула в Лету", т. е. забыто навсегда.

 

[4] Асфодел -- дикий тюльпан.

 

[5] Иначе -- Цербер.

---------------------------------------------------------------

 

В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали

земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей

женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с

бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и

терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят

они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших -- Минос и

Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном

плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья,

когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь

волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На

крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как

один за другим падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами

припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела

их души.

Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно

носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога

снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо

смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут

противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему

Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.

Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги,

дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих

сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят

человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.

Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное

привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью

людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие

тела. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню

счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми

привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три

головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у

могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками [1]. Она

посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как

помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства

для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три

дороги, в жертву собак.

 

---------------------------------------------------------------

[1] Чудовищные собаки подземного царства Аида, с берегов подземной

реки Стикса.

---------------------------------------------------------------

 

Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям [2].

 

---------------------------------------------------------------

[2] Подземные боги олицетворяли главным образом грозные силы природы;

они много древнее богов-олимпийцев. В народных верованиях они играли более

значительную роль.

---------------------------------------------------------------

 

ГЕРА [3]

 

---------------------------------------------------------------

[3] Гера (у римлян Юнона) -- богиня неба, покровительница брака,

охранительница матери во время родов; особо почиталась в Спарте, Коринфе, в

Олимпии и в Аргосе, где находился знаменитый храм. В мифах о Гере отразилось

и положение женщины в Греции. Как греческая женщина не пользовалась

равноправием с мужчиной и в значительной мере находилась в подчинении у

мужа, так и Гера находится в подчинении у своего мужа Зевса. В культе Геры

сохранились следы тотемизма; мы имеем сведения, что ее иногда изображали,

например, с головой лошади. Уже это указывает на то, что Гера -- одна из

древнейших богинь Греции.

---------------------------------------------------------------

 

Великая богиня Гера, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку

и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам

многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка.

Великую богиню Геру, после того как ее и ее братьев и сестер изверг из

своих уст побежденный Зевсом Кров, мать ее Рея отнесла на край земли к

седому Океану; там воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от Олимпа, в

тиши и покое. Великий громовержец Зевс увидал ее, полюбил и похитил у

Фетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Ирида и хариты облекли

Геру в роскошные одежды, и она сияла своей юной, величественной красотой

среди сонма богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с великим царем богов

и людей Зевсом. Все боги подносили дары повелительнице Гере, а богиня

Земля-Гея вырастила из недр своих в дар Гере дивную яблоню с золотыми

плодами. Все в природе славило царицу Геру и царя Зевса.

Гера царит на высоком Олимпе. Повелевает она, как и муж ее Зевс, громами

и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки

подымает она грозные бури.

Прекрасна великая Гера, волоокая, лилейнорукая, из-под венца ее ниспадают

волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Боги чтут

Геру, чтит ее и муж, тучегонитель Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки

и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним на

советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене наказаниями.

Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как подверг ее Зевс

бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между землей и небом,

привязав к ее ногам две тяжелый наковальни.

Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в

длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной

двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница,

megalektsii.ru