Науки в древнем египте. 3. Развитие науки в Древнем Египте: медицина, математика, астрономия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Зарождение науки в Древнем Египте. Науки в древнем египте


Развитие науки в Древнем Египте

Поиск Лекций
 
РАЗВИТИЕ НАУКИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ   Введение Наука на Востоке, с древних времен оставалась областью применения знаний для решения лишь практических проблем, связанных с экономикой и техникой, с одной стороны, и административной деятельностью – с другой. Восточная наука принципиально отличалась от европейской и, с точки зрения последней, таковой вообще не являлась. Она носила, в основном, религиозно-нравственный характер, была связана с чувственным опытом человека и не нуждалась в эксперименте. Ее основная проблематика лежала в гуманитарной сфере и тесно смыкалась с религиозной идеологией, философской «мудростью», сферой эзотерического знания. Многое из научного наследия древних египтян дошло до наших дней опосредованно – в пересказах греческих историков и философов, заставших культуру Древнего Египта уже в поздний период, на стадии медленного угасания. Эти сведе­ния зачастую были неполными, покрытыми заве­сой тайны, как и почти все, что касалось Египта в греко-римскую эпоху. Bo многом эта таинствен­ность связана с тем, что хранителями научной традиции были жрецы, а наука тесно переплета­лась с религией. Многие знания, особенно имевшие некий сак­ральный смысл, тщательно оберегались и были доступны лишь избранным. Скудные египетские письменные источники свидетельствуют как раз о чрезвычайно сильной устной традиции — научные тексты крайне скудны, а те, что сохранились до сегодняшнего дня, зачастую почти не поддаются расшифровке, смысл их темен и, скорее всего, за­шифрован. Тем не менее, оценивая культуру Древнего Египта, можно убедиться, что египтяне сделали немало открытий во многих основопола­гающих областях науки. Система ирригации и пирамиды — свидетельство высокоразвитой инже­нерии и геометрии, искусство бальзамирования — доказательство практических достижений древне­египетских химиков и медиков. Математика В области научных познаний набольшее развитие в Др. Египте получила математика как прикладная наука. Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась, прежде всего, система исчисления; с этого и началось развитие математики. Измерение круглых площадей и цилиндрических объемов потребовало исчисление квадратного корня. Можно сделать вывод, что египетская математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной деятельности египтян. Египтяне пользовались десятеричной непозиционной системой счета, в которой употребляли специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100 – до 1 миллиона. Оперировали простыми дробями только с числителем 1. Египетские цифры были изобретены в глубокой древности, видимо, одновременно с письменностью. Они довольно просты. Маленькие вертикальные черточки использовали для записи чисел от единицы до девяти. Знак, напоминающий скобку или подкову, применяли для обозначения 10. Изображение закругленной веревки служило для записи понятия 100. Стебель цветка лотоса обозначал 1000. Поднятый вверх человеческий палец соответствовал 10 000. Изображение головастика было символом 100 000. Фигура сидящего на корточках божества с поднятыми руками обозначала 1 000 000. Таким образом, египтяне применяли десятичную систему исчисления, при которой десять знаков низшего ряда можно было заменить одним знаком последующей ступени. Египтяне умели умножать и делить, однако эти действия производились довольно трудоемким спо­собом. Деление было «умножением наоборот». Чтобы разделить одно число на другое, нужно было вычислить, на сколько нужно умножить де­литель, чтобы получить делимое. Умножение, ко­торым пользовались египетские математики, носи­ло последовательный характер. Так, действие «5x6» выглядело как (5х2)+(5х2)+(5х2). При том, что определение площади фигур раз­личной конфигурации было привычной задачей для геометров, египтяне не имели в своем арсена­ле числа «пи», введенного много позднее лишь гре­ческими математиками. Математика имела не только практическое, но и художественное применение. Некоторые из египет­ских росписей сохранили следы подготовительной работы. Тонкие линии нанесенной под рисунок сетки показали, что художник расчерчивал плос­кость на квадраты и в эти квадраты вписывал по частям фигуры. Такая методика свидетельствует, помимо остроумия технического решения и мате­матической продуманности композиции, о том, что египтяне неплохо изучили пропорции и активно пользовались ими в живописи. Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры – умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными. На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В «Московском математическом папирусе» имеются решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды и полушария. Объем цилиндра исчисляли, умножая площадь его основания на высоту. Эта операция, связанная с цилиндрической формой меры для зерна, использовалась для учета зерна в государственных хранилищах. Египтяне периода Среднего царства используют уже число «Пи», принимая его равным 3,16, и в целом погрешности при вычислении площадей сферических поверхностей не выходят из пределов допустимых. Видимо, уже в эпоху Древнего царства («Периодизация истории династического Египта от от полулегендарного царя Менеса до Александра Македонского, примерно с 30 в. до н.э. вплоть до конца IV в. до н.э., тесно связана с манефоновской традицией. Манефон, жрец, живший в Египте вскоре после похода А. Македонского, написал на греческом языке двухтомную «Историю Египта». К сожалению, сохранились только выдержки из его сочинений, самые ранние из которых встречаются в трудах историков I в. н.э.. Но и то, что дошло до нас, часто в искаженном виде, чрезвычайно важно, т.к. это отрывки из книги человека, описавшего историю своей страны, основываясь на хорошо доступных египетских документах. Манефон делил всюисторию династического Египта на три больших периода – Древний, Средний и Новое царства; каждое из названных царств делится на династии, по десять на каждое царство, - всего 30 династий») устанавливается и система мер длины, принятая в Египте во все время существования Египетского царства. Эта система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерений был локоть (равный 52,3 см.) – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Семь ладоней шиной в 4 пальца каждая равнялись одному локтю. В локте также были деления (равные ширине одного пальца), которые, в свою очередь, состояли из более мелких частей. Основной мерой площади считался «сечат», равный 100кв. локтям. Основная мера веса «дебен» соответствовала примерно 91 г.. Сохранившиеся математические тексты Др. Египта (1-ая пол. 2-го тыс. до н.э.) состоят по преимуществу из примеров на решение задач и, в лучшем случае, рецептов для их решения, которые иногда удается понять, лишь анализируя числовые примеры, данные в текстах. Следует говорить именно о рецептах для решения отдельных типов задач, т.к. математическая теория в смысле доказательств общих теорем видимо вовсе не существовало. Об этом свидетельствует, например, то, что точные решения употреблялись без весомого отличия от приближенных. Тем не менее, сам запас установленных математических фактов был, в соответствии с высокой строительной техникой, сложностью земельных отношений, потребностью, а точном календаре и т.п., довольно велик. Химия Химия в Древнем Египте — наука исклю­чительно прикладная, причем имевшая отчасти сакральный характер. Главная область приложения химических познаний — бальзамирование покойников в рамках культа мертвых. Необходимость со­хранения тела в порядке в течение вечной загроб­ной жизни требовала создания надежных бальза­мировочных составов, не допускавших гниения и разложения тканей. Химия древних египтян-бальзамировщиков - это всевозможные смолы и соляные растворы, в которых тело сперва вымачивалось, а потом пропи­тывалось ими насквозь. Насыщенность мумий бальзамами была порой настолько высока, что тка­ни с течением веков обугливались. Так, в частно­сти, произошло с мумией фараона Тутанхамона - жирная кислота, содержавшаяся в ароматических маслах и бальзамах, вызвала полное обугливание тканей, так что облик фараона сохранил лишь зна­менитый гроб из чистого золота. Другой аспект применения химических знаний - стекловарение. Фаянсовые украшения, бусы из цветного стекла — важнейшая отрасль ювелирного искусства древних египтян. Богатая цветовая гамма украшений, попавших в руки археологов, убедитель­но демонстрирует умение египетских стекловаров использовать разнообразные минеральные и органические добавки для окрашивания сырья. То же самое можно сказать и о кожевенном деле, и о ткацком. Дубить кожу египтяне научи­лись в глубочайшей древности и применяли в этих целях природный танин, которым богаты семена акации, произрастающей в Египте. Разнообразные природные красители использовались и при выдел­ке тканей — льняных и шерстяных. Основные цвета — синий, для получения которого применялась краска индиго, и желтый. Богатейшей цветовой палитрой пользовались египетские художники: росписи времен Древнего, Среднего и Нового царств, сохранившиеся до ва­шего времени в сухом воздухе погребальных камер. Ничуть не утратили своего многоцветья, что как нельзя лучше характеризует качество красителей, применявшихся египтянами. Медицина Обширные медицинские познания египтяне полу­чили из практики бальзамирования трупов, которая привела к зна­комству с внутренним строением человеческого тела. В эпоху Древ­него царства отдельные медицинские наблюдения, полученные эмпирическим путем, были подвергнуты отбору и классификации, на основе которых появились первые медицинские трактаты. До нас дошли десять основных медицинских папирусов, получивших свое название или по имени первых владельцев, или по наимено­ванию городов, где они хранятся. Из них наибольшую ценность представляют два — большой медицинский папирус Эберса и хи­рургический папирус Эдвина Смита. Папирус Эберса был обнаружен в одной из фиванских гроб­ниц в 1872 г. и датирован периодом правления фараона Аменхоте­па I (XVI в. до н. э.). На этом папирусе записаны более сорока текстов по медицине. В нем содержится множество рецептов и предписаний для лечения различных болезней, даются советы, как спастись от укусов насекомых и животных; в разделе косметики содержатся указания о том, как избавиться от морщин, удалить родинки, усилить рост волос и т. п. Все без исключения медицин­ские рецепты сопровождаются соответствующими магическими заклинаниями и заговорами для каждого конкретного случая. В качестве лекарственных средств упоминаются различные растения (лук, чеснок, лотос, лен, мак, финики, виноград), минеральные вещества (сурьма, сода, сера, глина, свинец, селитра), вещества органического происхождения (обработанные органы животных, кровь, молоко). Лекарства приготовлялись обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве. Египетские медики лечили различные лихорадки, дизентерию, водянку, ревматизм, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и т. д. В папирусе Эдвина Смита перечисляются различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египет­ские хирурги отваживались на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирурги­ческие инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне. Они знали травы и их лекарственные свой­ства, умели во многих случаях ставить точный диагноз, применяли морфий, пользовались опробованными на практике способами лечения. Недостаток знаний восполняли магией и колдовством, которые тоже нередко оказывались полезными (по крайней мере, психологически). Некоторые средства и способы лечения, применявшиеся древнеегипетскими врачами, используются в современной медицине. Египетских докторов учили, прежде всего, определять симптомы болезни, а затем производить обследования и анализы. Их инструктировали подробно записывать данные своих наблюдений и обследований. Есть сведения о том, что египетские врачи должны были после обследования сказать, могут они вылечить больного или нет. Иногда они делали хирургические операции. Хирурги прокаливали свои инструменты на огне перед операцией и старались соблюдать в максимальной чистоте больного и все, что его окружает. Древнеегипетские врачи пользовались таким высоким авторитетом на Среднем Востоке, что иногда отправлялись в соседние страны по приглашению их владык. Одна из настенных росписей в гробнице эпохи Нового царства показывает чужеземного царевича, приехавшего в Египет со всей своей семьей, чтобы проконсультироваться с египетским врачом. Врачи проходили обучение у своих старших и опытных коллег, живя какое-то время в их семьях. По всей видимости, в Египте существовали и медицинские школы. Так, есть свидетельство о существовании специальной школы для акушерок. Лучшие доктора становились придворными медиками фараона и его семьи. Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в том, как устроено человеческое тело. Они располагали сведениями о нервной системе и о последствиях травм головного мозга. Они знали, например, что травма правой стороны черепа вызывает паралич левой стороны тела, и наоборот. Хотя они не совсем понимали систему кровообращения. Они знали только, что сердце обеспечивает циркуляцию крови в организме. Пульс они называли «передающим сообщения сердца». Заболевшему египтянину незачем было знать, чем именно он болен. Гораздо сильнее его интере­совало, сможет ли врач его исцелить. Такой под­ход к делу врача нашел отражение в рекомендаци­ях: «Скажи ему (т.е. больному) только: "С этой бо­лезнью я справлюсь", или "С этой болезнью я, возможно, справлюсь", или "С этой болезнью я не справлюсь", но скажи ему это сразу». Разумеется, древнейшей и важнейшей отраслью медицины в Древнем Египте была фармакология. До наших дней дошло немало различных рецептов снадобий, изготовлявшихся из растительных и жи­вотных ингредиентов. В этой сфере наука и точное знание особенно тесно взаимодействовали с маги­ческими ритуалами, без которых вообще не мысли­лась древнеегипетская медицина, как и медицина любой другой древней цивилизации. Следует отметить здесь же, что врачи изначаль­но принадлежали к сословию жрецов. Лишь в до­вольно поздний период, не ранее Нового царства, медицинские трактаты выходят из стен писцовых школ, учреждений светских. Вероятно, вследствие упадка влияния храмов, наступившего по оконча­нии Нового царства, медицина в значительной сте­пени секуляризовалась. Но религия по-прежнему играла важную роль в лечении заболеваний, особенно если речь шла о психологических проблемах. При лечении всегда читались молитвы, и чем серьезнее была болезнь, тем, вероятно, важнее было их произнесение. Люди часто обращались в храмы этих богов, чтобы излечиться. При храмах жили доктора, которые были одновременно и жрецами. В некоторых случаях больным разрешалось провести ночь в храмовом помещении рядом со святилищем. Египтяне верили, что больного может исцелить чудо. Если же чуда не произойдет, в этом случае больному будет послан вещий сон, на котором врач сможет основать дальнейшее его лечение. Астрономия С глубокой древности основным ис­точником накопления научных знаний в Древнем Египте была хозяйственная деятельность. Для гра­мотной организации годичного сельскохозяйствен­ного цикла необходимо было уметь определять приход очередного времени года, предугадывать разлив Нила, делать какие-то прогнозы относи­тельно обилия паводковых вод. Наблюде­ния за звездами египетские жрецы вели, вероятно, с момента возникновения первых поселений в до­лине Нила. За века они накопили значительное количество астрономических данных, позволявших делать достаточно точные метеорологические про­гнозы — вероятно, как долговременные, так и краткосрочные. Помимо чисто прикладной стороны наблюдения за небом носили и отчасти теоретический характер. Так, известно, что еще астрономы Среднего цар­ства составляли карты звездного неба, видимого в Египте. Такие карты сохранились в росписях на потолке некоторых древнеегипетских храмов. По­мимо Сета—Сириуса, важнейшей звезды для древ­них египтян, на этих картах присутствует Гор — Венера, Вечерняя звезда. Видимо, именно от древнеегипетс­ких жрецов пошла традиция изображать на картах звездного неба созвездия в виде символических фигур. Внимательное наблюдение за небом позволило египетским жрецам довольно быстро научиться определять разницу между звездами и планетами. Таблицы положения звезд и небесных тел помога­ли египетским астрономам при определении про­странственного положения. Умели жрецы-астрономы, и предсказывать солнечные затмения, даже ис­числять их продолжительность. Однако эта сторо­на астрономических познаний была безраздельной тайной высшего жречества. Сельскохозяйственный годовой цикл привел к необходимости создания календаря. Древнееги­петский солнечный календарь — поистине ше­девр точности древних астрономов. По большо­му счету именно этот календарь лег в основу тех календарей, которыми человечество пользуется и сегодня. Год начинался в апреле — в тот день, когда на рассветном небе восходил Сириус, звезда, которую древнейшие обитатели долины Нила называли Се­том. Предрассветный восход Сета—Сириуса пред­вещал долгожданный подъем воды в Ниле и нача­ло нового жизненного цикла. Египетский год длился 365 дней. Цикл разлива Нила диктовал де­ление на три времени года — паводок, высыхание вод и ила на полях и засуха. В каждом из сезонов было по четыре месяца, и каждый месяц посвя­щался определенным сельскохозяйственным рабо­там. Месяцы были равными, по тридцать дней, и делились на три декады. Последние пять дней до­бавлялись в конце года, чтобы соотнести его с сол­нечным циклом. Недостаток этого календаря заключался лишь в том, что год календарный и год солнечный не со­впадали полностью. Древние египтяне не знали о високосном годе, поэтому с течением времени на­капливались довольно значительные расхождения между солнечным и календарным годом — один день в четыре года, почти месяц за столетие. Египетский день состоял из 24 часов, и для из­мерения времени существовали два вида часов — солнечные и водяные. Кроме того, в ночное вре­мя суток время можно было определить и по по­ложению звезд, пользуясь теми же астрономичес­кими таблицами. Второй древнеегипетский календарь был основан на фазах Луны. Так как лунный месяц состоит из 29,5 дней, в этот календарь постоянно необходимо вносить поправки. Однако им продолжали пользоваться для вычисления дат некоторых религиозных церемоний. Первый календарь, предусматривающий деление года на 365 дней, был введен еще в эпоху Древнего царства, возможно царем Имхотепом. Так как в году насчитывается 365,25 дня, то этот календарь стал постепенно отставать от даты наступления нового года, рассчитываемой по положению Сопдета. После посещения Египта Юлий Цезарь приказал ввести его по всей Римской империи. Вариант этого календаря, известный под названием юлианского, использовался в Европе до тех пор, пока в XVI в. не был создан грегорианский календарь — тот самый, которым мы пользуемся и сегодня. Заключение Потребности производства, социально-экономического и собственно культурного развития привели к накоплению реальности знаний – математических, астрономических, биологических, медицинских. Письменность же позволила их фиксировать и передавать следующим поколениям. Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Познания египтян в различных областях оказали существенное влияние на развитие античной, и следовательно, европейской науки. Греки всегда смотрели на Египет как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями. Зарождение научных знаний в Египте и других древнейших государствах не привело к появлению науки в собственном смысле слова; можно говорить только о ее элементах, которые пользовались главным образом в практических, утилитарных целях. Кроме того, египетская «наука» очень тесно связана с мифологией, религией и магией. Литература 1. Большая Советская Энциклопедия (том 9 и 15). А. М. Прохоров. – М.:Советская энциклопедия, 1972. 2. Всемирная история. М.А. Ксенова, С. Исмаилов. – М.: Аванта+, 1993. 3. Всемирная история. Бронзовый век. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич. – М.:АСТ, 2002. 4. История Востока. Том 1: Восток в древности. Р. Б. Рыбаков. – М.:Восточная литература, 1999. 5. История мировой культуры. С. Карпушина, В. Карпушин. – М.:NOTA BENE, 1998. 6. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. А. Зайцев, В. Лаптаев, А. Порьяз. –М.: Олма-Пресс, 2000. 7. Ранние цивилизации. Сьюзан Пич, Эни Миллард. –М.:Росмен 1999.

 



poisk-ru.ru

3. Развитие науки в Древнем Египте: медицина, математика, астрономия. Культура Древнего Египта

Похожие главы из других работ:

Знания и техника в Древнем Египте

7. Косметика в Древнем Египте

С начала всех времен женщины желали выглядеть более привлекательно и обворожительно. Нынешним девушкам доступен довольно широкий арсенал самых различных косметических средств. Но ведь так было не всегда. Что делали женщины, допустим...

История прически и косметики Древнего Египта

Основные виды и формы причесок в древнем Египте

Археологические находки показывают, что эволюция причесок проходила очень медленно, форма долго сохранялась в различных слоях египетского общества. Прически знати отличались пышностью, простонародья - скромностью и сдержанностью...

История прически и косметики Древнего Египта

Косметика в древнем Египте

прическа косметика древний египет Косметика широко применялась в Древнем Египте. В пирамидах хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков. Все женщины белились, румянились...

Культура Древнего Египта

3. Развитие литературы в Древнем Египте

Уже в раннем периоде Древнего Египта (Древнее царство) сформировалась и использовалась письменность, что было обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств...

Культура Древнего Египта

Религия в Древнем Египте.

Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс...

Культура древних цивилизаций

3. Значение фараона в Древнем Египте

Фараон в Древнем Египте считался посредником между божественным и земным. По мнению египтян, он везде лучший и является примером во всем. И прежде всего в том, что наделен всеми лучшими человеческими и божественными качествами...

Культура древних цивилизаций

6. Зарождение портретного искусства в Древнем Египте

Благодаря древнему погребальному культу родилось знаменитое портретное искусство Египта - посмертные маски, которые являлись копиями лица умершего человека. Египтяне верили в то, что существует жизненная сила Ба...

Культура Индии

Математика. Естественные науки

Для древней индийской философии характерна широта кругозора и глубина мысли. Даже философы-идеалисты, как правило, признавали вечность мира, непрерывность его развития (правда, происходящего по циклам и зависящего от божественной воли)...

Образ загробного мира в древнеегипетском искусстве

Глава 1. Представление о загробном мире в Древнем Египте

...

Образ загробного мира в древнеегипетском искусстве

Глава 2. Загробная жизнь в Древнем Египте

...

Особенности древнеегипетской культуры

3. Письменность, просвещение и наука в Древнем Египте

Египетская письменность - одна из древнейших в мире и проделывала свою обычную эволюцию - от пиктографии к идеографии (где рисунок обозначает слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. Как всегда...

Прическа в стиле "барокко"

Развитие парикмахерского искусства в Древнем Египте

Скульптурные изображения и наскальные рисунки, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в Древнем Египте волосам и прическе придавали большое значение, прическа была не только украшением...

Прическа в стиле "барокко"

Развитие парикмахерского искусства в Древнем Риме

В Древнем Риме парикмахерское искусство длительный период времени не имело собственного направления и находилось под влиянием Греции. Очень популярны были прически из коротких мелко завитых волос. Мужчины носили бороды и усы...

Прическа в стиле "барокко"

Развитие парикмахерского искусства на Древнем Востоке

Прическа играла большую роль и у жителей Древнего Востока. В Японии женщины носили длинные волосы, которые собирали в хвост на макушке и заворачивали в узел, который фиксировали специальной длинной деревянной палочкой...

Религия Древней Греции и Древнего Рима в культурно-историческом аспекте

2. Развитие религиозных представлений в Древнем Риме

История Древнего Рима волнует наше воображение обилием драматических событий, ярких выдающихся личностей. Она охватывает период с 8 в. до н. э. по 5 в. н. э...

cult.bobrodobro.ru

Зарождение науки в Древнем Египте

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Концепция современного естествознания

Тема  «Зарождение науки в Древнем Египте»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

Направление: управление качеством

                                                            Группа УК-11 КЧ

Ф.И.О. Одегова Татьяна Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012г.                  

 

 

 План

Введение.

1.  Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология.

2.  Развитие науки в Древнем Египте: медицина, математика, астрономия.

3.  Основные памятники культуры Древнего Египта.

Заключение.

Глоссарий.

Список литературы.

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Пленительный и загадочный Восток, чьи тайны и поныне волнуют умы исследователей, стал колыбелью человеческой культуры. Именно здесь зарождаются три древнейших центра цивилизаций: египетской на реке Нил, шумерской между Тигром и Ефратом и индийской на реке Ганг. 

     Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

     Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Считается, что имя, данное человеку при рождении, определяет его жизненный путь и судьбу. Это утверждение  можно отнести и к названиям стран и городов. В переводе с древнегреческого «Египет» означает «тайна», «загадка». Это государство вполне соответствует своему имени, так как на протяжении многих веков оно было окружено ореолом таинственности.

     Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы. Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели.   

 Систематическое изучение  Египта начинается с 19 века. До  этого  пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.   

 В  известной  ”Истории”  Геродота  прошлое  Египта  описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.    

 Несмотря на то, что  в Египте сохранилось много  памятников, лишь в 1822 году, благодаря  усилиям французского ученого  Франсуа Шампольона, удалось найти  ключ к расшифровке египетских  иероглифов, что продвинуло историческую  науку о Египте на несколько  шагов вперед. В распоряжении  ученых оказались надписи на  стенах пирамид и храмов, папирусы  самого различного содержания - произведения  религиозной литературы, летописи, поучения, сказки и повести.    

Что же касается памятников  - пирамид, храмов и т.д. - то здесь были некоторые проблемы. Ведь большинство из них оказались занесенными песком. Нужны были раскопки для их открытия.    

Со временем были вскрыты  целые города, а также скальные гробницы, в которых с середины  II тыс. года до н.э. хоронили египетских фараонов. В отличие от пирамид, которые были на виду и часто подвергались ограблению, скальные гробницы  делали под землей и засекречивали.    

Историю Древнего Египта делят  на пять периодов, в течение которых  правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (3-1 тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Осириса на земле. Первым фараоном был Мина, объединивший Верхний и Нижний Египет.

 

1. Особенности  мироощущения древних египтян:  религия, магия, мифология. 

 

 

   Религии Древнего Египта представляют собой одну из самых интересных страниц  истории, а верования древних  египтян отражают не только их культуру и быт, но также и социально–политическую ситуацию в стране в то далекое  время. Археологические раскопки и  исследования десятков ученых позволили  современному человеку узнать много  интересного и доселе неизвестных  фактов из жизни и верований древних  египтян. 

 Религия древних египтян  в фантастической форме отражала  специфику природных условий  долины Нила, особенности социально-экономического  и политического развития древнеегипетского  общества. Египтяне обоготворяли  солнце, Луну, реку Нил, губительную  пустыню, хищных животных, угрожающих  человеку, различные силы природы.  Фараон был обоготворен, считался  сыном бога солнца и почитался  как символ благосостояния и  процветания страны, носитель высшей  божественной силы. В качестве  такового он совершал наиболее  важные ритуалы, включая торжественный обряд первоспашки: проводя первую борозду, он как бы оплодотворял нильскую долину от имени стоящих за ним богов. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.  

 Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе  и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Каждый из богов почитался  древними египтянами в многочисленных храмах и святилищах. Маленькие города – так называли египетские храмы. Там жили чиновники, стражники, ремесленники и землевладельцы, так же как и в обыкновенном городе.      

Общеегипетскими богами становились божества какого-либо нового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой новый дом в столицу всего государства. Так, например, когда новый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становиться покровителем царствующего фараона и царем богов.

  Одной  из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек.    

Так, бог Апис почитался  в образе могучего быка, богиня Сохмет – львица, Тот – павиана, бог водной пучины Себек – крокодила, богиня Уаджет – змеи-кобры. Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов.  Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор).

 

 

 

Черный Бык (Апис)                                             Сокол (Хор)

                               

 

 

          Хор (Гор)                                                         Амон 

 

                           

Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить  пантеон и  установить определенные отношения между богами. Одной из наиболее разработанных систем взаимоотношений богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун – первобытный водный хаос. Из него появился бог Атум (позднее Ра), который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов – Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них рождаются боги земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов – божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.  

 По версии мемфисской школы жрецов, прародителем и изначальным божеством был бог Птах, создавший мир богов и людей своим божественным словом.  

 Египетские жрецы кроме  выделения девятки богов объединили  другие божества в семьи, как  правило, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына (триада  богов). Так объединились Осирис, Исида и Хор (абидосская триада), Птах, Сохмет и их сын Нефертум (в Мемфисе), Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу (фиванская триада).  

 Несмотря на все  усилия упорядочить и привести  в стройную систему многочисленных  богов, до конца этого сделать  не удалось: единства в понимании  происхождения мира, в согласовании  функций разных богов, их природы  не было до конца существования  Древнего Египта.     

Особую роль играл культ  царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением  божества в человеческом облике, богочеловеком, т.е. он имел двойную природу –  человеческую и божественную.  Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежавшего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освещало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.  

Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного  времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики.  Социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей.  Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 – ок.1400 гг. до  н.э.) выступил как    религиозный  реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это было первое в истории  человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ единого бога Атона – бога солнца, солнечного диска. Фараон изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный богу Атону» и построил новую столицу – Ахетатон, дабы даже в названиях присутствовало имя нового бога. Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Вскоре после смерти Эхнатона культы старых богов были восстановлены, а затем и имя фараона-еретика было предано проклятию.   

Согласно представлению  древних египтян, их боги были всемогущими  и грозными. Они создали людей  лишь с одной целью: чтобы заставить  их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Чтобы обеспечить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. Для почитания  богов строились храмы, создавались  их статуи, целый штат жрецов содержал жертвенных животных и приносил жертвы. На нужды культа и ритуала тратились  огромные средства. В честь богов  устраивались торжественные празднества, состоявшие из целого ряда церемоний, и, прежде всего из обильных жертвоприношений.    

Жрецы, служившие культу, были влиятельными и заметными фигурами в государстве. В храмах главной  персоной был служитель бога, истолковавший  его волю. В обрядах богослужения принимало участие множество  женщин. Храмовые певицы были в каждом храме. Они пели во время церемоний, потрясая систрами и трещотками. Если другие женщины жили в семье и  приходили в храм только на богослужение, то те, кого называли «хенеретет» и их предводительница, именовавшаяся «Божественной женой» должны были постоянно находиться при храме в так называемом добровольном заточении.   

 Культы, отправляемые  в храмах Древнего Египта, совершались  в тайне от всех. Один из выбранных жрецов перед отправлением культа очищался в доме Утра. Зажигая курильницу, он шел к святилищу и очищал дымом промежуточные места. Затем убирал глиняную печать, и перед его глазами возникала статуя бога. Жрец падал ниц и обрызгивал статую благовониями, окуривал и читал молитвы, прославляющие божество. Но этим действия служителя не ограничивались.

Воспевая восхваляющие молитвы, жрец как бы оживлял бога, он делал  это так, как если бы перед ним  находился фараон. Он омывал статую, умащал, одевал, обрызгивал благовониями, потом ставил ее в святилище храма  – наос – и клал перед ним  разнообразную пищу, которую позднее  предавали огню. После последних  очищений натронном, водой и терпентином обряд завершался. Жрец закрывал наос, вновь налагал печать и, пятясь, удалялся.       Важнейшая черта культуры Древнего Египта – протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрения египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения как в Египте. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения «заупокойного культа», который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означало конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение.   

stud24.ru