Научные знания древней греции. Тема 6. Зарождение элементов научных знаний в Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Становление и развитие научного знания в Древней Греции. Научные знания древней греции


Научное (рациональное) знание в Древней Греции

Духовная революция Античности. Философия и наука

Для того чтобы осуществился переход к собственно научному способу порождения знаний, с его интенцией на изучение необычных, с точки зрения обыденного опыта, предметных связей, необходим был иной тип цивилизации с иным типом культуры. Такого рода цивилизацией, создавшей предпосылки для первого шага по пути к собственно науке, была демократия античной Греции. Именно здесь происходит мутация традиционных культур и здесь социальная жизнь наполняется динамизмом, которого не знали земледельческие цивилизации Востока с их застойно-патриархальным круговоротом жизни. Хозяйственная и политическая жизнь античного полиса была пронизана духом состязательности, все конкурировали между собой, проявляя активность и инициативу, что неизбежно стимулировало инновации в различных сферах деятельности.

Нормы поведения и деятельности, определившие облик социальной действительности, вырабатывались в столкновении интересов различных социальных групп и утверждались во многом через борьбу мнений равноправных свободных индивидов на народном собрании. Социальный климат полиса снимал с нормативов деятельности ореол нерушимого сверхчеловеческого установления и формировал отношение к ним как к изобретению людей, которое подлежит обсуждению и улучшению по мере необходимости. На этой основе складывались представления о множестве возможных форм действительности, о возможности других, более совершенных форм по сравнению с уже реализовавшимися. Это видение можно обозначить как идею "вариабельного бытия", которая получила свое рациональное оформление и развитие в античной философии. Оно стимулировало разработку целого спектра философских систем, конкурирующих между собой, вводящих различные концепции мироздания и различные идеалы социального устройства.

Развертывая модели "возможных миров", античная философия, пожалуй, в наибольшей степени реализовала в эту эпоху эвристическую функцию философского познания, что и послужило необходимой предпосылкой становления науки в собственном смысле слова.

Античная философия продемонстрировала, как можно планомерно развертывать представление о различных типах объектов (часто необычных с точки зрения наличного опыта) и способах их мысленного освоения. Она дала образцы построения знаний о таких объектах. Это поиск единого основания (первоначал и причин) и выведение из него следствий (необходимое условие теоретической организации знаний). Эти образцы оказали бесспорное влияние на становление теоретического слоя исследований в античной математике.

Идеал обоснованного и доказательного знания складывался в античной философии и науке под воздействием социальной практики полиса. Восточные деспотии, например, не знали этого идеала. Знания вырабатывались здесь кастой управителей, отделенных от остальных членов общества (жрецы и писцы Древнего Египта, древнекитайские чиновники и т.д.), и предписывались в качестве непререкаемой нормы, не подлежащей сомнению. Условием приемлемости знаний, формулируемых в виде предписаний, были авторитет их создателей и наличная практика, построенная в соответствии с предложенными нормативами. Доказательство знаний путем их выведения из некоторого основания было излишним (требование доказанности оправдано только тогда, когда предложенное предписание может быть подвергнуто сомнению и когда может быть выдвинуто конкурирующее предписание).

Ряд знаний в математике Древнего Египта и Вавилона, по-видимому, не мог быть получен вне процедур вывода и доказательства. М.Я.Выгодский считает, что, например, такие сложные рецепты, как алгоритм вычисления объема усеченной пирамиды, были выведены на основе других знаний. Однако в процессе изложения знаний этот вывод не демонстрировался. Производство и трансляция знаний в культуре Древнего Египта и Вавилона закреплялись за кастой жрецов и чиновников и носили авторитарный характер. Обоснование знания путем демонстрации доказательства не превратилось в восточных культурах в идеал построения и трансляции знаний, что наложило серьезные ограничения на процесс превращения "эмпирической математики" в теоретическую науку.

В противоположность восточным обществам, греческий полис принимал социально значимые решения, пропуская их через фильтр конкурирующих предложений и мнений на народном собрании. Преимущество одного мнения перед другим выявлялось через доказательство, в ходе которого ссылки на авторитет, особое социальное положение индивида, предлагающего предписание для будущей деятельности, не считались серьезной аргументацией. Диалог велся между равноправными гражданами, и единственным критерием была обоснованность предлагаемого норматива. Этот сложившийся в культуре идеал обоснованного мнения был перенесен античной философией и на научные знания. Именно в греческой математике мы встречаем изложение знаний в виде теорем: "дано - требуется доказать - доказательство". Но в древнеегипетской и вавилонской математике такая форма не была принята, здесь мы находим только нормативные рецепты решения задач, излагаемые по схеме: "Делай так!"ѕ "Смотри, ты сделал правильно!".

Характерно, что разработка в античной философии методов постижения и развертывания истины (диалектики и логики) протекала как отражение мира сквозь призму социальной практики полиса. Первые шаги к осознанию и развитию диалектики как метода были связаны с анализом столкновения в споре противоположных мнений (типичная ситуация выработки нормативов деятельности на народном собрании). Что же касается логики, то ее разработка в античной философии началась с поиска критериев правильного рассуждения в ораторском искусстве и выработанные здесь нормативы логического следования были затем применены к научному рассуждению.

Сформировав средства для перехода к собственно науке, античная цивилизация дала первый образец конкретно-научной теории - Евклидову геометрию. Однако она не смогла развить теоретического естествознания и его технологических применений. Причину этому большинство исследователей видят в рабовладении и использовании рабов в функции орудий при решении тех или иных производственных задач. Дешевый труд рабов не создавал необходимых стимулов для развития солидной техники и технологии, а следовательно, и обслуживающих ее естественно-научных и инженерных знаний.

Действительно, отношение к физическому труду как к низшему сорту деятельности и усиливающееся по мере развития классового расслоения общества отделение умственного труда от физического порождают в античных обществах своеобразный разрыв между абстрактно-теоретическими исследованиями и практически-утилитарными формами применения научных знаний. Известно, например, что Архимед, прославившийся не только своими математическими работами, но и приложением их результатов в технике, считал эмпирические и инженерные знания "делом низким и неблагодарным" и лишь под давлением обстоятельств (осада Сиракуз римлянами) вынужден был заниматься совершенствованием военной техники и оборонительных сооружений.

Но не только в этих, в общем-то внешних по отношению к науке, социальных обстоятельствах заключалась причина того, что античная наука не смогла открыть для себя экспериментального метода и использовать его для постижения природы. Описанные социальные предпосылки в конечном счете не прямо и непосредственно определяли облик античной науки, а влияли на нее опосредованно, через категориальную модель мира, выражающую глубинные менталитеты античной культуры.

Комплекс знаний «наука-философия» в Древней Греции:

То, что возникло в Древней Греции – и философия, и наука. Все это – мудрость. В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «наука», «знание» фактически совпадали. Строго говоря, в рамках философии объединялись сведения и знания о «первых причинах и всеобщих началах», об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания, формулировалась определенная совокупность логических и математических знаний и пр. Все эти знания существовали в пределах единого, традиционно называемого философией, целого в виде его отдельных сторон. Предпосылки будущей науки еще не выделились в автономное целое.

Состояние "преднауки" (к вопросу о комплексе «наука-философия» в Древней Греции):

В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая - науку в собственном смысле слова. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Он стремился построить модели таких изменений с тем, чтобы предвидеть результаты практического действия. Первой и необходимой предпосылкой для этого было изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных самой практикой. Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами, замещающими объекты реального мира. Эта деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов. Соединяя идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя наука строила таким путем схему тех изменений предметов, которые могли быть осуществлены в производстве данной исторической эпохи. Так, например, анализируя древнеегипетские таблицы сложения и вычитания целых чисел, нетрудно установить, что представленные в них знания образуют в своем содержании типичную схему практических преобразований, осуществляемых над предметными совокупностями.



biofile.ru

Тема 6. Зарождение элементов научных знаний в Древней Греции

Формирование науки в древней Греции произошло в результате культурного переворота, произошедшего в VIII – VI вв. до н.э. Одна из составляющий этого переворота – «Великая колонизация» - основание греческих поселений на чужой территории, давшая возможность грекам выйти из изоляции, способствовавшая развитию предприимчивости, изобретательности, воспитывавшая терпимость к иным взглядам, обычаям и культурам. В это время ремесло начинает отделяться от сельского хозяйства, возникает товарное производство, развиваются товарно-денежные отношения, расцветает культура и философия.

Что стало причиной культурного переворота?

Для традиционного общества характерна профессионально-именная трансляция культуры. Каждая семья являлась носителем определенной профессии, передававшейся по наследству. Поэтому в таком обществе невозможно совмещение разнородных профессий без снижения качества продукции. В таком обществе наука появиться не могла: ей не на что было опереться, ведь сумма знаний передавалась от отца к сыну. Причиной разрушения этой системы стал пиратский корабль. Для людей, живущих на берегу, существует угроза с моря, поэтому гончар и плотник обязательно должен быть еще и воином. Но и пираты на корабле – это тоже бывшие гончары и плотники. А защищаться и нападать можно только сообща, значит, необходима интеграция, которая гибельна для традиционного общества. Возрастает и роль слова, подчиненность ему (один решает, другие исполняют), осознается роль закона в жизни общества, равенства всех перед ним. Закон выступает и как знание для всех. Систематизация законов – это уже рациональная деятельность, опирающаяся на логику.

Кроме того, на процесс появления науки влияли и другие факторы: социальные, политические, природные и другие. Хозяйственную и политическую жизнь античного полиса пронизывал дух соревнования, конкуренции. В V в. до н.э. усилились демократические тенденции в жизни греческого общества. Это стимулировало творческие задатки людей. Причем, споры разворачивались по проблемам, не имеющим никакого отношения к обыденным интересам спорящих, что способствовало развитию критичности, без которой не мыслимо научное познание. Так, первоначально, наследую мифологическую проблематику, древние греки пытались объяснить возникновение и развитие мира. В результате возникла натурфилософия – преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, опирающееся на некоторые естественно-научные понятия.

Для создания модели космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы. Возник философски-рациональный образ мира. При этом числа изучались сами по себе, безотносительно к практическому применению. Оперируя одними абстракциями можно создавать новые, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения.

Особенность греческого мышления в том, что оно было рациональным, теоретическим. Основная деятельность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого. Главный предмет созерцания – небесный свод со светилами. Первая геометрическая модель космоса была разработана Эвдоксом (IV вв. до н.э.) и получила название гомоцентрических сфер. В основе ее лежит представление о том, что космос состоит из ряда сфер, обладающих общим центром, совпадающим с центром Земли. Сверху космос ограничен сферой неподвижных звезд. Все сферы находятся в непрерывном движении.

Одна из умозрительных проблем – проблема единого: как найти единое, неизменное и неуничтожимое в многообразии изменчивого, возникающего и уничтожимого. Два варианта ответа: Парменид и Демокрит. Верх умозрительности – система идеализма Платона.

Самый большой вклад в античную науку внес Аристотель. Он создал всеобъемлющую систему знаний о мире, куда вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Согласно Аристотелю истинным бытием обладает не идея, а конкретная единичная вещь, представляющая сочетание материи и формы. Материя – это то, из чего возникает вещь, ее материал. Материя лежит на самом нижнем уровне в иерархии вещей. Над ней стоят четыре элемента или стихии. Это первичная материя, получившая форму под действием той или иной пары первичных сил – горячего, сухого, холодного, влажного. Сочетание сухого и горячего дает огонь, сухого и холодного – землю, горячего и влажного – воздух, холодного и влажного – воду. Стихии могут переходить друг в друга, вступать во всевозможные соединения, образуя разнообразные вещества.

Чтобы объяснить процессы движения, происходящие в мире, Аристотель вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые. На примере с бронзовой статуей он показывает, что материальная причина – бронза, действующая – деятельность ваятеля, формальная – форма, в которую облекли бронзу, целевая – то, ради чего ваялась статуя.

Для Аристотеля не существует движения помимо вещи. На основании этого он выводит четыре вида движения: в отношении сущности – возникновение и уничтожение; в отношении количества – рост и уменьшение; в отношении качества – качественные изменения; в отношении места – перемещение. Виды движения не сводимы друг к другу и друг из друга не выводимы. Согласно Аристотелю, движение непрерывно, вечно и для осуществления его должен существовать первый неподвижный и тоже вечный двигатель. Движение по прямой для него не является вечным, так как прямая не бесконечна. Чтобы быть бесконечным, движение должно быть круговым, только шар движется и в то же самое время покоится, так как занимает одно и то же место.

Космос по Аристотелю ограничен, имеет форму сферы, за пределами которой нет ничего. Он разделен на две области: в «подлунной» материальные тела образованы из четырех элементов – воды, воздуха, огня и земли, в этой области тела возникают, преобразовываются, гибнут; в «надлунной» области нет возникновения и гибели, в ней находятся небесные тела – звезды, планеты, Луна, которые совершают круговые движения и пятый элемент – эфир, «первое тело», ни с чем не смешиваемое, вечное, не переходящее в другие элементы. В центре Космоса находится неподвижная шарообразная Земля.

Наконец, Аристотель создал логику как науку – он впервые представил приемы рассуждения как целостное образование и сделал их предметом научного исследования.

В эпоху эллинизма (IV в. до н.э. – I в. до н.э.) в философии усилился индивидуализм, вызванный неустойчивостью социально-политической обстановки, невозможностью влиять на судьбу полиса, возросла роль правителя и бюрократии. Это отразилось на системах.

Стоики придавали большое значение законам, по которым существует Природа. К аристотелевским представлениям о первоэлементах они добавили идею о том, что соединение огня и воздуха образует субстанцию, названную «пневмой» («теплое дыхание»), которой приписывали функции мировой души. Она сообщает вещи закон ее существования и развития. Физическое тело – пассивный участник процессов, а пневма – активное начало. Мир согласно стоикам – единый и взаимосвязанный поток событий, где все имеет причину и следствие. Эти связи – рок, судьба. Кроме того, события направлены к благой, прекрасной и разумной цели.

По Эпикуру атомы наделены тяжестью и поэтому движутся сверху вниз, но при этом могут спонтанно отклоняться от вертикального перемещения. Отклонившиеся атомы описывают разнообразные кривые, сплетаются, ударяются друг об друга, в результате чего образуется вещный мир.

Большие успехи в области математических знаний. Евклид пишет 15-томный труд «Начала». Архимед разработал методы вычисления площадей поверхностей и объемов геометрических тел.

Римская наука носила компиляторский характер. Рим не дал миру ни одного мыслителя, который мог бы приблизиться к Платону, Аристотелю или Архимеду.

В целом, в античности появились такие системы знаний, которые можно представить как первые теоретические модели, рвущие узы натурфилософских систем и претендующих на самостоятельную значимость. Но отсутствие экспериментальной базы не дало возможности рождения подлинно теоретического естествознания и науки.

studfiles.net

Становление и развитие научного знания в Древней Греции — реферат

     ВВЕДЕНИЕ

     Некоторые историки науки считают, что естествознание возникло примерно в V веке до н. э. в  Древней Греции, где на фоне разложения мифологического мышления возникают  первые программы исследования природы. Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как  знания с его обоснованием, то вполне справедливо считать, что она  возникла примерно в V веке до н. э. в городах-полисах Греции - очаге будущей европейской культуры.

     Греция VI-IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней  Греции в развитии культуры. Энгельс  писал, что мы вынуждены "снова  и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и  деятельность которого обеспечили ему  такое в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ". Греция была посредником  между более древними странами Азии и Африки и позднее развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. Местоположение страны способствовало развитию морской торговли и колонизации греков. Греки жили не только в Малой Азии, но имели многочисленные колонии на берегах Черного моря, в Южной Италии, в Африке. За время своего существования и развития Греция пережила глубокий социальный переворот, переход от первобытнообщинного к классовому, рабовладельческому строю. Первобытного человека интересует не природа в той мере, в какой она вторгается в его жизнь и определяет ее условия [N.1, т.1, стр. 184].

     Победа  в длительной борьбе древних греков за свободу и независимость против персидских завоевателей, поражение  рабовладельческой аристократии и  успехи рабовладельческой демократии вызвали в V веке до н. э. в Греции расцвет искусства, науки, философии  и культуры.

     Знания  у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое  естествознание характеризовалось  ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали  позднейшие научные открытия.

     Наука "о природе" в Древней Греции включила три кардинальных направления:

     1) изучение "природы" живого (и  прежде всего человеческого) организма;

     2) изучение "природы" космоса  в целом;

     3) изучение "природы" (в смысле  внутренней структуры) вещей окружающего  мира.

     ФИЛОСОФИЯ

     В философии V в. ведущим направлением осталась натурфилософия, сложившаяся  в Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представители стихийно-материалистической натурфилософии этого времени - Гераклит Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл. Подобно натурфилософам прошлого, философы V в. основное внимание уделяли поискам  первичного элемента. Гераклит, например, видел его в огне. Согласно Анаксагору мир первоначально представлял  собой неподвижную смесь, состоявшую из мельчайших частиц ("семян"), которой  придал движение ум (нус). Анаксагорова концепция ума означала радикальное противопоставление источника движения инертной материи; она оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие философской мысли (идеи "первичного толчка" в философии нового времени). Эмпедокл видел четыре первичных элемента (он их называл "корнями всех вещей"): огонь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу, состоят из этих четырех элементов, количественно и качественно не изменяемых, соединенных в различных пропорциях. Движение материи (как и у Анаксагора) определяется находящимся вне ее разумом - организующим принципом космоса, преодолевшим начальный хаос. Теория четырех элементов благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской физики до XVII в.

     Наивысшего  расцвета древнегреческий материализм  достиг в учении Левкиппа из Милета и Демокрита из Абдер. Левкипп заложил основы атомистической философии. Его ученик Демокрит не только принял космологическую теорию своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую систему.

     Демокрит бросил миру великое слово - атом. Он бросил его в качестве гипотезы. Но поскольку эта гипотеза лучше всякой другой отвечала на вопросы, поставленные его предшественниками и его временем, этому брошенному им слову предстояло перейти в века. [N.1, кн.2, с.97]

     Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию познания, исходный пункт которой - чувственный опыт. Но истинная "природа" вещей (атомы), по Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с помощью мышления. Как и Эмпедокл, Демокрит объяснил чувственное восприятие истечениями (потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого тела). Большое место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы. Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию, наивысшей добродетелью - безмятежную мудрость. Материалистическая философия Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и естественных наук.

     В V в. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии, материалистической в  своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское  учение по-прежнему пользовалось большей  популярностью в Великой Греции, чем в собственно Элладе.

     Все философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую универсальную  космологическую и онтологическую концепцию, объяснить единство и  разнообразие мира. И в этом они  явились бесспорными продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины V в. в  духовной жизни Греции происходит решительный  поворот: отныне в центре философии  оказывается не мир, а человек. В  этом духовном перевороте немалую роль сыграли софисты (от греч. слова "софос" - "мудрый"). Возникновение софистического движения, как уже отмечалось, связано с общим усложнением структуры общества, что нашло свое выражение как в увеличении числа социопрофессиональных групп, появлении прослойки профессиональных политических деятелей, так и в возрастании объема конкретных знаний, необходимых для успешной политической деятельности. Софист, странствующий и обучающий за плату учитель мудрости и красноречия, -естественный результат процесса профессионализации знаний. Другая причина рождения софистического движения - логика внутреннего развития самого знания. Всеобъемлющие космологические учения натурфилософов покоились, в сущности, на очень шатких основаниях, будучи в основе своей умозрительными. Чем далее, тем труднее стало согласовывать в рамках единых концепций множество отдельных эмпирических наблюдений и выводов частных наук с такими генеральными схемами космоса. Чем сильнее обозначился разрыв между натурфилософией и реальными знаниями, тем большим становился общественный скептицизм в отношении натурфилософии. Выразителями этого скептицизма и стали софисты.

     Непримиримым  врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с точки зрения обыденного сознания (как, например, оно отражено у Аристофана) сам Сократ - не только софист, но даже и глава их.

     Сократ  был для своих современников  и все еще остается для нас  загадкой, ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291]

     Сократ  был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом, противостоящим софистам, но воспринявшим все то позитивное, что содержало их учение. Сократ не создал своей школы, хотя и был постоянно окружен учениками. Во взглядах Сократа отразились некоторые новые явления жизни греческого общества, в первую очередь афинского. Он подчеркивал необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой сфере жизни,

     "Всякий  человек, даровитый или бездарный,  должен по Сократу, учиться  и упражняться в том, в чем  он хочет достигнуть успехов.  Особенно значимо воспитание  и обучение политическому искусству  для людей даровитых", [N.2, c.44] -откуда  делались и политические выводы: руководство государством - это тоже  профессия, и необходимо, чтобы  ею занимались тоже профессионалы.  Эта концепция была абсолютно  противоположна основополагающим  принципам афинской демократии, согласно которой управление  полисом - дело каждого гражданина. Тем самым учение Сократа создавало  теоретическую базу для олигархов,  что и привело его в конце концов к непримиримому конфликту с демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа. Одни и те же обстоятельства способствовали обращению идеологов к изучению организации полиса, но шли они разными путями и приходили к разным выводам. Платон в "Государстве" полагал, что полис находится на грани катастрофы из-за распущенности демократии, которая нарушает установленный порядок, допуская к управлению городом людей, по природе своей неспособных управлять. Выход он видел в воссоздании основ, изначально присущих полису как типу государства. Они образуют иерархическую систему, в которой четко разграничены сферы деятельности трех государственных сословий: правителей-философов, воинов и земледельцев. Каждый занимается своим делом, а государство все регламентирует и все контролирует.

     В своем более позднем произведении "Законы", Платон пытается представить  не то идеальное общество, которое  нашло отражение в его сочинение "Государство", а государственное  устройство, доступное, как он думает, реальному человеческому пониманию  и реальным человеческим силам. [N.3, с.68]

     Космология.

     Идея  космоса - в том значении термина "космос", которое он приобрёл в эпоху Платона и Аристотеля - в большей степени, может быть, чем любая другая идея, отражает своеобразие греческого теоретического мышления. Эта идея не всегда была связана  с термином "космос"; независимо от этого она красной нитью  проходит через всю историю греческой  научно-философской мысли от Анаксимандра до неоплатоников. В сущности, идея космоса - это не идея, а целое  миропонимание. Это - представление о мире как об упорядоченной и завершенной в себе структуре, отнюдь не сводящийся к простой сумме отдельных элементов - Неба, Земли, Солнца, Луны и прочих компонентов Вселенной, а образующей некое целостное единство, подобное органическому единству живого существа.

     Гомеровская картина мира.

     Гомеровскую картину мира можно рассматривать  в качестве первой модели античного  космоса. Эта картина оказывается  кое в чём противоречивой: проблески  трезвой, пытливой мысли сочетаются в его поэмах с мифами, имевшими многовековую давность. Мир Гомера конечен, понятия пространственной бесконечности Гомер не знает. У  Гомера превалировала "многоэтажная" схема мироздания. Согласно этой схеме, верхняя часть небесной сферы, где  обитали олимпийские боги, была заполнена  светлым, сияющим эфиром. Под ней  находилась область атмосферных  явлений - ветров, туч, гроз и туманов. Далее шла поверхность Земли  с морями, горами и равнинами, населёнными  людьми и другими живыми существами. Непосредственно под землёй находилось царство мёртвых (Аид) - место обитания Ночи и её мрачного потомства. Наконец, в самой глубине лежал Тартар - чёрная преисподняя, игравшая роль как  бы подвала всего этого здания. Земля мыслилась современниками Гомера в виде диска или лепёшки, примерно совпадающей с мысленной  плоскостью, которая делила сферическую  вселенную на верхнюю и нижнюю половины. Правда, этому противоречат неоднократные высказывания Гомера об Олимпе. Ведь гора Олимп служит в  гомеровских поэмах местопребыванием "олимпийских" богов. Земной диск окаймлён по краям огромной кругообразной  рекой - Океаном, у которого нет ни истоков, ни устья, поскольку он замыкается сам на себе. Также в своих поэмах Гомер называет ряд созвездий  и отдельных звёзд: Плеяды, Гиады, Орион и Большая Медведица,которая никогда не опускается ниже горизонта. Современникам Гомера был хорошо известен также Сириус. Из планет в поэмах Гомера упоминается "вечерняя звезда", и звезда, "несущая утреннюю зарю. В то время ещё не было известно, что оба эти наименования относятся к одной и той же планете - Венере. Никакие другие планеты Гомером не называются.

     Космология  Анаксимандра (VI век до н. э.).

     Космологическая доктрина Анаксимандра генетически  связана с мифологией донаучной  эпохи - как греческой, так и восточной. Принципиально важная черта вселенной  Анаксимандра - её сферичность. Эта  сферическая вселенная окружена огненной оболочкой, все точки которой, в принципе, равноценны. Земля не делит мир на верхнюю и нижнюю половинки, а находится в его  центре. Она имеет форму цилиндра, высота которого равна одной трети  его поперечника. Этот цилиндр висит  неподвижно в пространстве, ни на что не опираясь, ибо находится на одинаковом расстоянии от всех точек периферии, и у него нет причин двигаться в каком-либо направлении, поскольку все эти направления равноценны. От периферийной огненной сферы отделился ряд колец, вращающихся вокруг Земли, подобно громадным колёсам или обручам. Каждое из колец окружено воздушной трубчатой оболочкой. Трубки эти невидимы нами, но в них имеются отверстия; просвечивающая через эти отверстия (или, может быть, вырывающаяся из них) огненная масса воспринимается нами как Солнце, Луна и прочие небесные светила. Космический порядок равноправия и взаимного равновесия у Анаксимандра - это не статически неподвижное состояние, где ничего не происходит, а динамический процесс, характеризующийся непрекращающейся борьбой и взаимопревращением космических сил. Эту борьбу и эти взаимопревращения Анаксимандр усматривал, в частности, в смене времён года.

     Процесс мирообразования, по Анаксимандру, начинается с отделения из "вечного (бесконечного)", порождающего начала тепла и холода, играющего роль как бы зародыша, из которого в дальнейшем развивается мир. В первоначально однородном зародыше будущего мира образуется влажное и холодное ядро, окружённое огненной сферической оболочкой. Испарение центрального ядра приводит, с одной стороны, твёрдой цилиндрической Земли, поверхность которой частично покрыта океанами и морями - остатками ещё не испарившейся влаги. С другой стороны, происходит расширение огненной сферы, которая, в конце концов, разрывается, образуя окружённые тёмным воздухом огненные кольца.

     Первые  животные, по мнению Анаксимандра, зародились во влаге или влажном иле, высыхающем под действием солнечного жара. Первоначально  животные были покрыты колючей чешуёй; достигнув известного возраста, они  стали выходить на сушу, где их чешуя  начала лопаться. По истечении короткого  времени они изменили свой образ  жизни (сделавшись, по-видимому, сухопутными). Что касается людей, то они образовались и выросли в чреве рыбообразных животных, и лишь когда оказались  в состоянии обходиться без чужой  помощи, вышли наружу и начали размножаться обычным способом.

     МАТЕМАТИКА

     В течение V в. в самостоятельную научную  дисциплину превращается математика, освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом профессиональной деятельности ученых, не примыкавших  ни к какому философскому направлению. Важным для развития математики было создание дедуктивного метода (логический вывод следствий из небольшого числа  исходных посылок). Прогресс математического  знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К этому  времени относятся также значительные успехи в астрономии. Анаксагор был  первым ученым, давшим правильное объяснение солнечным и лунным затмениям.

     РИТОРИКА

     Представителями риторического направления в  истории были Эфор и Феопомп. Для их сочинений характерны ярко выраженная тенденциозность и морализирующий тон. Эфор (405-330 гг.) известен как создатель "Всеобщей истории", от которой уцелели лишь фрагменты. Основой труда послужила история Эллады, однако много внимания уделено описаниям и других народов.

     Современник Эфора Феопомп (родился в 378 г.) был автором "Истории Греции" и "Истории Филиппа Македонского", тоже не дошедших до нас. Объективность, очевидно, не относилась к числу его достоинств, так как современники единодушно констатировали склонность автора к злословию.

     МЕДИЦИНА

     В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов  Малой Азии на острове Кос и  полуострове Книд.

     По  сравнению с древней медициной  в других странах медицина в Греции в меньшей степени находилась под влиянием религии. Жреческая каста не имела господствующего влияния. С развитием рабовладельческого строя, и в связи с этим религии, храмы в Греции, как и в других странах древности, стали также местами лечения, а жрецы присвоили себе функции врачей. Но наряду с храмовой, жреческой медициной продолжала существовать и народная медицина.[N5,стр.48]. В Древней Греции в ряде городов были общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан и принимали меры против эпидемий, были и домашние врачи у знати и богачей. Странствующие врачи - периодевты обслуживали торговцев и ремесленников. Светские врачи обслуживали раненых во время войн.

     Наряду  с асклепейонами (помещения, предназначавшиеся для лечения при храмах) продолжали существовать носившие то же название лечебницы и школы врачей не жрецов; имелись и мелкие ятрейи - тип частной лечебницы на дому у врача. Название "асклепейон" происходит от имени Асклепия. Асклепий (эскулап по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен и считался богом врачебного искусства - сыном Аполлона "исцеляющего". Многие крупные врачи Древней Греции и Рим" считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины Гигиея (отсюда термин "гигиена") и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми.

     Обычно  Асклепий изображался с большим  посохом, вокруг которого обвилась змея - эмблема мудрости, здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока  также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали  со здоровьем людей и медицинской  деятельностью: встречается змея и  в руках жриц, возносящих молитвы  или приносящих жертвы. Эта эмблема  весьма древнего происхождения: она  восходит к первобытному тотемизму - культу животных. Змея и ворон у  многих народов считались олицетворением мудрости. Профессиональной эмблемой врача стала змея. Изображение  это сохранилось до наших дней, хотя первоначальный смысл его давно  утрачен.

     Храм  Асклепия в Эпидавре и другие асклепейоны в Греции располагались обычно в местности с хорошим климатом, который в сочетании с правильным режимом, тишиной, питанием благотворно действовал на больного. Известную роль играло внушение: подготавливали больного постом, молитвами, музыкой, жертвоприношениями, одурманивающими курениями. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Уделялось внимание водолечению и массажу, производились и хирургические операции. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.

     При раскопках обнаружены слепки больных  органов, приносившиеся больными в  храмы иногда как жертвоприношения в надежде на излечение, иногда как  благодарность за излечение. Слепки эти изготовлялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя в этом случае своеобразный вид гонорара жрецам. Они дают представление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков.

     Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи  с этим к личной гигиене. В современной  физкультуре сохранились древнегреческие  термины, например стадион и др. Молодежь училась в гимназиях - школах физических упражнений. На многочисленных греческих  вазах - предметах повседневного  обихода - сохранились художественные изображения ухода за телом: обливаний, растираний, массажа и т. д. Древнегреческие  скульпторы в многочисленных статуях  отразили культ здоровья и красоты  тела.

     Под влиянием передовых философских  учений древних греков - стихийного материализма и наивной диалектики - передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения  многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с  внешней средой, о болезни как  изменяющемся явлении, проходящем в  своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом  болезни и т. п. Эти новые подходы  к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Самым видным врачом Древней Греции был Гиппократ.

     Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей. Определенный круг медицинских знаний он получил от отца, Кроме того, Гиппократ  учился медицине на острове Кос. Путешествия  дали возможность Гиппократу познакомиться  с достижениями древней медицины Индии, Египта и народов Малой  Азии. В частности, Гиппократу стали  известны медицинские знания скифов, проживавших на северных берегах  Черного моря. Об обычаях скифов в связи с состоянием их здоровья он упоминает в своем произведении "О воздухах, водах и местностях". Скифские лекари с давних времен пользовались высокой репутацией у греков. Медицинские  знания и методы лечения скифов оказали  известное влияние на Гиппократа. Разработанное Гиппократом учение о лечении переломов (применение вытяжения, шин), вывихов, ран разного  рода делает весьма вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах. Молодому врачу, желающему  изучить хирургию, он советует сопровождать войска в походе.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На  примере многогранного творчества Аристотеля можно отчетливо увидеть каким образом единая нерасчлененная наука "о природе" распадалась на самостоятельные научные дисциплины, различавшиеся как по своему содержанию, так и по методам исследования. В досократовскую эпоху лишь одна математика начала становиться такой самостоятельной дисциплиной, раньше всех утвердившей свою независимость. Что же касается прочих естественнонаучных дисциплин, то они вплоть до Аристотеля имели характер единой синкретичной науки, методологически слабо выраженной и неотделимой от натурфилософских спекуляций. Контуры наук нового типа наметились лишь в биологических трудах Стагирита. В "Истории животных" - это описательная зоология, в трактате "О частях животных" - сравнительная анатомия, а в трактате "О возникновении животных" - эмбриология.

     Конец IV в. до н. э. ознаменовался началом  новой эпохи в истории народов  средиземноморского ареала - эпохи  эллинизма. Одной из важнейших особенностей, характеризовавших эту эпоху, была потеря старой Грецией ее прежней  культурной гегемонии. Прежде всего это относилось к науке. Если Афины еще продолжали оставаться местом пребывания важнейших философских школ, то оформившиеся к этому времени специальные науки нашли более благоприятную почву для своего развития в столицах новых государств, на которые распалась империя Александра Македонского после смерти своего создателя.

freepapers.ru

Школа и научные знания в Древней Греции.

Всемирная история 6 класс.

Тема урока: Школа и научные знания в Древней Греции.

Цели урока.

Образовательная - показать чему обучали в афинской школе, какие научные достижения были сделаны греками, познакомить учащихся с греческими историками и философами, узнать значение греческой культуры;

Развивающая - расширить знания учащихся о культуре Древней Греции. Учить детей сравнивать современное образование и древнегреческое.

Воспитательная - воспитывать у учащихся стремление к познанию нового, умение ценить знания и применять их на практике.

Тип урока: комбинированный

Наглядность: презентация.

Ход урока:

1.Оргмент.

2. Устный опрос домашнего задания:

Расскажите о праздниках в  Древней Греции.

Расскажите об олимпийских играх.

Что вы знаете о древнегреческом театре?

Религиозные верования и мифы греков.

Архитектура

Искусство.

Религия.

    “Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого колебателя земли, брата громовержца Зевса. Властвует над морями он, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем….”. (Посейдон)

    “Глубоко под землей неумолимый, мрачный брат Зевса. Полно мрака и ужасов его царства. Никогда не проникают радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в его печальное царство…….”. (Аид)

    “Великая богиня, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость, нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет во время рождения ребенка….”. (Гера)

    “Всем дает она жизнь. Она заботиться обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев. Вечно юная, прекрасная как ясный день эта богиня. С луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях…”. (Артемида)

    “Неистовый бог войны, сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. Его сердце радуют только жестокие битвы….”. (Арес)

    “Никто не может избежать ее власти, даже боги. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащий на ее прекрасной голове, она олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности…”. (Афродита)

Викторина:

1. Могли ли в Греции появиться следующие виды спорта:

художественная гимнастика, водное поло, фигурное катание?

2. Какие события греческой истории отражены в состязаниях Олимпийских игр?

3. Что было раньше: реформы Солона или первые Олимпийские игры? На сколько? Сколько лет назад возникли Олимпийские игры?

4. Когда будут проходить следующие Олимпийские игры?

3. Изучение новой темы:

План:

Греческие школы.

Научные знания.

Греческие историки и философы.

Значение греческой культуры.

Эвристическая беседа с классом.

Учитель.

На прошлом уроке мы познакомились с прекрасными городами в Афинах, свободными  мастерами, картиадами - каменными фигурами юных девушек. Кто из вас обратил внимание на то, как жили женщины в Афинах?

Чем они занимались? Где учились поэзии, изобразительному искусству, музыке? Вот об этом мы сегодня и узнаем. Посмотрите, на какую проблему нам сегодня предстоит ответить?

Чему обучали детей в древнегреческих школах и гимнасиях?

Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?

Слово учителя:

Школы в Древней Греции были трехступенчатыми.

3-я ступень –гимнасии 12-18 лет

2-я ступень - обучение детей 7-12 лет

1-я ступень - обучение детей 3-7 лет

На первой ступени дети учились рисовать, делать игрушки, прыгали через веревочку, гоняли мяч. Детям внушалось, что они не должны громко разговаривать и смеяться, быть воспитанными и уважать старших.

На второй ступени дети учились писать, считать и рисовать. Писали на дощечках, покрытых воском.

Писали стилем (острая палочка). Стр. 150 учебника рисунок.

Здесь также обучали музыке, танцам.

На третьей ступени занимались дополнительно в палестрах гимнастикой, легкой атлетикой, борьбой, прыжками. Метанием диска и копья. Как вы думаете, почему именно эти виды спорта?

Гимнасии  находились за городом, здесь ученики обучались разным наукам, ораторскому искусству.

В афинской школе детей не баловали: купали в холодной воде, легко одеваться в холодное время года, но не приучали к работе, им внушали, что трудиться должен раб и с презрением смотрели на труд, зато развивали ум, красоту тела,  добивались понимания, что свободный гражданин должен быть храбрым воином и полководцем. Девочки в школе не обучались. Им необходимо было быть скромными, покорными домохозяйками и реже показываться на людях.

Девочки обучались дома у матерей искусству ведения домашнего хозяйства.

Работа с учебником стр.150-153 «Научные знания», «Греческие историки и философы»

Заполнить таблицу:

«Достижения науки Древней Греции»

Ученый, философ             Открытие, труд

Гомер

Пифагор

Фалес

Гиппократ

Геродот

Аристотель

Демокрит

Работа с учебником стр.153-154. «Значение греческой культуры».

Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?

  • Греки усовершенствовали финикийский алфавит, придумали гласные звуки, от их алфавита произошли все алфавиты в мире.
  • Греки придумали Олимпийские игры и театр.
  • В скульптуре изобразили красоту человеческого тела.
  • Придумали систему воспитания и обучения молодых людей.
  • Достижения в архитектуре и скульптуре.

4. Закрепление:

Расскажите о системе образования в Древней Греции.

Что вы узнали об обучении девочек?

Сравните систему образования в школе Древней Греции и у нас сегодня.

Назовите имена древнегреческих ученых и их достижения.

Какой вклад внесла культура Древней Греции в развитие мировой культуры?

5. Итоги, оценки, домашнее задание параграф 27 пересказ.

Творческое задание. Устно составить сочинение-эссе «Как обучают в современной школе».

Просмотр содержимого документа «Школа и научные знания в Древней Греции. »

Всемирная история 6 класс.

Тема урока: Школа и научные знания в Древней Греции.

Цели урока.

Образовательная - показать чему обучали в афинской школе, какие научные достижения были сделаны греками, познакомить учащихся с греческими историками и философами, узнать значение греческой культуры;

Развивающая - расширить знания учащихся о культуре Древней Греции. Учить детей сравнивать современное образование и древнегреческое.

Воспитательная - воспитывать у учащихся стремление к познанию нового, умение ценить знания и применять их на практике.

Тип урока: комбинированный

Наглядность: презентация.

Ход урока:

1.Оргмент.

2. Устный опрос домашнего задания:

Расскажите о праздниках в Древней Греции.

Расскажите об олимпийских играх.

Что вы знаете о древнегреческом театре?

Религиозные верования и мифы греков.

Архитектура

Искусство.

Религия.

“Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого колебателя земли, брата громовержца Зевса. Властвует над морями он, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем….”. (Посейдон)

“Глубоко под землей неумолимый, мрачный брат Зевса. Полно мрака и ужасов его царства. Никогда не проникают радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в его печальное царство…….”. (Аид)

“Великая богиня, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость, нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет во время рождения ребенка….”. (Гера)

“Всем дает она жизнь. Она заботиться обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев. Вечно юная, прекрасная как ясный день эта богиня. С луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях…”. (Артемида)

“Неистовый бог войны, сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. Его сердце радуют только жестокие битвы….”. (Арес)

“Никто не может избежать ее власти , даже боги. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащий на ее прекрасной голове, она олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности…”. (Афродита)

Викторина:

1. Могли ли в Греции появиться следующие виды спорта:

художественная гимнастика, водное поло, фигурное катание?

2. Какие события греческой истории отражены в состязаниях Олимпийских игр?

3. Что было раньше: реформы Солона или первые Олимпийские игры? На сколько? Сколько лет назад возникли Олимпийские игры?

4. Когда будут проходить следующие Олимпийские игры?

3. Изучение новой темы:

План:

Греческие школы.

Научные знания.

Греческие историки и философы.

Значение греческой культуры.

Эвристическая беседа с классом.

Учитель.

На прошлом уроке мы познакомились с прекрасными городами в Афинах, свободными  мастерами, картиадами - каменными фигурами юных девушек. Кто из вас обратил внимание на то, как жили женщины в Афинах?

Чем они занимались? Где учились поэзии, изобразительному искусству, музыке? Вот об этом мы сегодня и узнаем. Посмотрите, на какую проблему нам сегодня предстоит ответить?

Чему обучали детей в древнегреческих школах и гимнасиях?

Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?

Слово учителя:

Школы в Древней Греции были трехступенчатыми.

3-я ступень –гимнасии 12-18 лет

2-я ступень - обучение детей 7-12 лет

1-я ступень - обучение детей 3-7 лет

На первой ступени дети учились рисовать, делать игрушки, прыгали через веревочку, гоняли мяч. Детям внушалось, что они не должны громко разговаривать и смеяться, быть воспитанными и уважать старших.

На второй ступени дети учились писать, считать и рисовать. Писали на дощечках, покрытых воском.

Писали стилем (острая палочка). Стр. 150 учебника рисунок.

Здесь также обучали музыке, танцам.

На третьей ступени занимались дополнительно в палестрах гимнастикой, легкой атлетикой, борьбой, прыжками. Метанием диска и копья. Как вы думаете, почему именно эти виды спорта?

Гимнасии находились за городом, здесь ученики обучались разным наукам, ораторскому искусству.

В афинской школе детей не баловали: купали в холодной воде, легко одеваться в холодное время года, но не приучали к работе, им внушали, что трудиться должен раб и с презрением смотрели на труд, зато развивали ум, красоту тела, добивались понимания, что свободный гражданин должен быть храбрым воином и полководцем. Девочки в школе не обучались. Им необходимо было быть скромными, покорными домохозяйками и реже показываться на людях.

Девочки обучались дома у матерей искусству ведения домашнего хозяйства.

Работа с учебником стр.150-153 «Научные знания», «Греческие историки и философы»

Заполнить таблицу:

«Достижения науки Древней Греции»

Ученый, философ

Открытие, труд

Гомер

Пифагор

Фалес

Гиппократ

Геродот

Аристотель

Демокрит

Работа с учебником стр.153-154. «Значение греческой культуры».

Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки?

  • Греки усовершенствовали финикийский алфавит, придумали гласные звуки, от их алфавита произошли все алфавиты в мире.

  • Греки придумали Олимпийские игры и театр.

  • В скульптуре изобразили красоту человеческого тела.

  • Придумали систему воспитания и обучения молодых людей.

  • Достижения в архитектуре и скульптуре.

4. Закрепление:

Расскажите о системе образования в Древней Греции.

Что вы узнали об обучении девочек?

Сравните систему образования в школе Древней Греции и у нас сегодня.

Назовите имена древнегреческих ученых и их достижения.

Какой вклад внесла культура Древней Греции в развитие мировой культуры?

5. Итоги, оценки, домашнее задание параграф 27 пересказ.

Творческое задание. Устно составить сочинение-эссе «Как обучают в современной школе».

kopilkaurokov.ru

Научные знания, технические достижения древней греции - шпаргалка на ГОСы

Архитектура в Древней Греции развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах строятся каменные жилые здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера. Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение, возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное строгой колоннадой и покрытое двускатной кровлей, — вот что всплывает в памяти, как только мы произносим слова «архитектура Древней Греции. » И действительно, построенный по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он господствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались в каких-либо других важных местностях, например, считавшихся у греков священными. Древнегреческую медицину прославил врач гиппократ он исследовал целостность. Школа была для греков местом где учили чтению, письму, счету и рисованию. Алфавит. Ученых Древней Греции уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э. — умер в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Все атомы неизменны, неделимы, но атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все события обусловлены. Материя вечна и ее возникновение не нуждается в объяснении — объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры в богов. Платон и Аристотель, оказали громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской теологии. У Аристотеля мы находим также и соображения, дающие основание для, количественного определения силы. Для того чтобы лучше разобраться в сути дела р—вес тела. Рассуждения Аристотеля сводятся к следующему: сила пропорциональна произведению скорости тела, к которому она приложена, на его вес, т. е. f= pv = ps/t,где s- пройденный путь, t- соответствующее время, а v - скорость. Но вместе с тем Аристотель верил в бога, противопоставлял земное и небесное, в центре ограниченной Вселенной он поместил неподвижную Землю, как тело, обладающее наибольшей тяжестью. За эти и подобные им моменты в учении Аристотеля ухватилась церковь, превратив их в догмы. Аристотеля называют крёстным отцом физики: ведь название его книги “Физика” стало названием всей физической науки.

2dip.su