Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить. Наскальные рисунки древних казахов


Древнее искусство на скалах Казахстана

Древнее искусство на скалах Казахстана

Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времен (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков.

Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тесаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

Древнее искусство на скалах Казахстана

Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костенки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всем мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.ахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костенки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всем мире гигантские многоцветные росписи.

В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции прибли

yvision.kz

Наскальные изображения Семиречья · Бронзовый век · Казахстан в древности · История Казахстана · Портал «История Казахстана»

Наскальные изображения Семиречья.

Петроглифы эпохи бронзы.

Каждый год отряд по изучению петроглифов находит всё новые скопления рисунков в Семиречье. Этот регион является наиболее насыщенным памятниками наскального искусства.

Здесь основную часть составляют петроглифы эпохи бронзы. В этой же группе находятся наиболее информативные и интересные рисунки, связанные с древнейшими языческими верованиями и мифологическими представлениями древнего населения Казахстана. Среди них культовые сюжеты с ряжеными персонажами, изображениями людей в звериных (волчьих) масках, изображения первобытных танцев, солнцеголовых персонажей и колесниц.

Наиболее яркими и ценными для истории являются рисунки в ущелье Тамгалы, в горах Кульжабасы, в горах Ешки-Ольмес и Баянжурек. К наиболее интересным можно отнести рисунки из Тамгалы и в местности Ак-Кайнар с фигурами вымерших диких быков. Некоторые из них имеют размеры более трёх метров. В урочище Ак-Кайнар имеются фигуры мужчин в волчьих масках и изображения волков, стоящих на задних ногах. Там же имеется изображение быка с фигурами людей на рогах этого животного в позе танца.

В горах Ешки-Ольмес выбито на скалах около сотни древних колесниц, сцены с жертвоприношениями животных. Эти петроглифы выбиты ещё во втором тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют архаичные колесницы, типы оружия (топоры, палицы) и расположенные у подножья гор древние поселения эпохи бронзы.

Наиболее ранними из числа обнаруженных археологами являются петроглифы в горах Кульжабасы в 240 км. к западу от г. Алматы, наиболее поздними, в пределах эпохи бронзы — рисунки в горах Ешки-Ольмес конца второго тысячелетия до новой эры.

К относительно ранним можно отнести и рисунки в Западном Казахстане с изображением фаллических знаков, связанные с культом плодородия. Рисунки этой эпохи отличаются многообразием сюжетов: среди них батальные сцены, изображения оружия, эротические сцены.Наиболее крупные скопления рисунков, как правило, располагаются в обжитых в древности местах в святилищах под открытым небом.

Петроглифы эпохи раннего железа.

Рисунки этой эпохи появились в начале первого тысячелетия до нашей эры. Их намного меньше, чем рисунков эпохи бронзы, но они отличаются большой выразительностью.

Часть этих рисунков выполнена племенами саков-кочевников и расположена среди других более древних рисунков, но некоторые сакские святилища образуют отдельные «храмы» под открытым небом.

Наиболее известны среди них рисунки, выполненные в «зверином» стиле в ущелье Койтас в долине реки Усек. Среди них нет более древних изображений. К их числу можно отнести фигуры семи стилизованных фигур кабанов, выбитых на отдельном крупном камне рядом с небольшими рисунками архаров и козлов. Там же на огромных камнях высотой от 2 — 3 метров до 7 — 10 метров, на валунах древней морены, высечены рисунки оленей, архаров, козлов. Большинство из них выполнено в виде контура. Часть фигур отличается характерным орнаментом — завитками на бёдрах оленей и козлов, декором в форме сетки.

Другие скопления сакских рисунков расположены рядом с древними петроглифами эпохи бронзы. Такие петроглифы известны в горах Ешки-Ольмес. Иногда они продолжают изобразительный ряд более древних рисунков, но чаще размещены на свободных плитах. В Ешки-Ольмесе это рисунки стилизованных орлов, оленей с поджатыми ногами, сцены терзания хищниками козлов или оленей и архаров.

Выразительны сюжеты со сценами терзания волками копытных животных. Значительная часть рисунков позволяет на этом памятнике проследить эволюцию искусства «звериного» стиля.О возникновении и развитии «звериного» стиля имеется много работ специалистов, но не решён вопрос о месте его возникновения.

Принято считать, что звериный стиль возник в среде кочевников, а не земледельцев, поскольку кочевники лучше знали повадки и могли точнее изобразить диких животных (Кореняко В. А.). Ряд специалистов считает, что это своеобразное искусство развивалось под влиянием переднеазиатских культур.

Наскальное искусство, поскольку в петроглифах этот стиль выражен достаточно полно, способствует изучению истории формирования «звериного» стиля.

Марьяшев А.Н., д.и.н., ГНС института археологии им. А. Х. Маргулана

e-history.kz

Древнее послание, которое мы можем утратить

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить

  ТАРАЗ. КАЗИНФОРМ - Десятки тысяч наскальных изображений рассыпаны в горах южного Казахстана на территории Жамбылской области, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Считается, что первые люди в долине Таласа, обрамленной отрогами Тянь-Шаня, хребтами Каратау и Алатау, появились около миллиона лет назад. Богатое историческое прошлое края запечатлено в многочисленных курганах, древних стоянках, городищах, каменных изваяниях, которые являются своего рода музеем под открытым небом и которых на территории Жамбылской области насчитывается более 1 100.

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить 

Свои мифологизированные представления о мире, окружающей действительности древний человек выражал в единственно доступной ему тогда форме - наскальными рисунками. Петроглифы Жамбылской области, находящиеся в Кордайских и Шу-Илийских горах, в ущельях Карасай, Бота-Мойнак, Акбулым, Чокпар, Котыр, Аксуек, Ой-Жайляу, Анырахай и многих других, ученые датируют, начиная со II тысячелетия до нашей эры и далее - средними веками нашей эры. Первые наскальные рисунки были выявлены в 1896 году археологической экспедицией Туркестанского общества любителей истории. В 2010 году проведена экспедиция Свода памятников ТОО «Археологическая экспертиза».  

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить 

Примерно в 20-ти километрах от Тараза находятся наскальные рисунки-петроглифы ущелья Карасай, протянувшегося на несколько километров. Предположительно, некоторым из здешних изображений несколько тысяч лет. Знатоки-краеведы утверждают, что именно карасайский древний верблюд изображен на казахстанской купюре тысячного достоинства.

В ущелье Карасай корреспондент МИА «Казинформ» отправился вместе со старшим научным сотрудником государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Анной Крокошевой.

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить 

«Ущелье Карасай - своеобразная картинная галерея эпохи бронзы, раннего железного века и более позднего времени средневековья, - рассказывает Анна Крокошева. - Люди, которые обитали здесь две тысячи и более лет назад, еще не умели писать. У них не было письменности, но была высокоразвитая культура, запечатленная в наскальных рисунках, показывающих их повседневную жизнь. Люди наносили на камни всё, что их окружало, свой образ жизни, мировоззрение, зачатки религиозных культов - всё отражается на этих рисунках, которые нанесены рукой древнего художника. И этим рисункам насчитывается более трех - четырех тысяч лет. Это как бы послание из прошлого, которое сегодня мы должны сберечь.

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить 

Таких рисунков с наскальными изображениями встречается очень много по Кыргызскому хребту, по западным отрогам Тянь-Шанских гор, по хребту Каратау и Алатау. Во многих ущельях здесь, по югу Казахстана, когда-то обитали люди, они и оставили рисунки. Эти места считались сакральными. То есть здесь люди проводили различные культовые обряды - молились о плодородии, удачной охоте, своем потомстве. Это были священные духовные места. Нам досталось в наследие много таких мест, они расположены по всей Жамбылской области. Точное количество петроглифов назвать трудно. Некоторые встречаются компактно в определенном месте. Другие, единичные, растянуты по горным хребтам. Возможно, есть и такие, которые мы еще не знаем, еще не открыты. Там, где обитал древний человек, где были стоянки, поселения, сакральные места, там мы их и находим.   

- Где больше всего находится петроглифов?

- Самые богатые по скоплению петроглифов места встречаются в ущелье Каратау, по течению реки Терс, в ущельях Тамдысай и Бота-Майнак, Маймак Жуалынского района, петроглифы за поселком Кабаевка. И, конечно же, в урочище Карасай, с уникальными наскальными изображениями. Только в этом ущелье, по предварительным сведениям, насчитывается сейчас около пятисот изображений. Но, увы.... Многие каменные блоки разрушаются выветриванием, поэтому многие утрачены. Мы мониторим, отслеживаем, фотографируем петроглифы, допустим, 10-летней давности, 5-летней, и видим, что каменные блоки разрушаются, тем более что камень этот имеет свойство слоиться и рассыпаться. Видите вот эти насыпи из мелких осколков  - это результат работы ветра, который усиливается в этом ущелье. Этому сложно противостоять, это силы природы. Но есть другой разрушающий фактор - люди, которые растаскивают или портят камни. Территория эта никем не охраняется, и наказания никто не боится. Поверх древних рисунков порою можно увидеть современные надписи вроде «здесь был Вася». Некоторые сельчане разбирают бесценные камни для фундаментов. Любители истории берут камни, скажем, для школьных музейно-краеведческих экспозиций. А в последнее время, когда стало модным устраивать ландшафтный дизайн с древностями, то началось что-то невообразимое - подъезжают на КамАЗах, выпиливают целыми блоками с петроглифами и увозят к себе домой украшать участки!

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить  

- Но, может, это поможет хоть как-то сберечь древности - пусть даже в школьных музеях?

- Нет, это не решение проблемы. Петроглифы интересны тем, что они находятся именно в этом историческом месте. А если их перевозить в другое место, они уже теряют свою историческую значимость. «Черный загар» на карасайских камнях образовался в результате взаимодействия климатических условий, окиси марганца и железа, а также солнечной радиации. Если такой камень с древними изображениями поместить в закрытое пространство (музей ли это, или частный дом), и если камень будет находиться в неосвещенном пространстве, и на него не будут падать прямые солнечные лучи, то патина станет бледной и рисунок потеряется в цвете камня, то есть он станет безликим. Возле каждого скопления петроглифов, конечно, не поставишь охранников. Хотя надо, конечно, охранять и защищать. Петроглифы находятся в общедоступных местах, и каждый может приехать, посмотреть. Но не каждый понимает, какой это является ценностью. Людям, которые посещают такие места, надо знать, что это наследие прошлого, и к нему надо относиться бережно. Ни в коем случае нельзя оставлять надписи поверх наскальных изображений, или даже рядом. Это уже вредительство, вандализм по отношению к древним памятникам. С детских лет надо прививать бережное отношение к наследию предков.    

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить 

- Изучаются ли сегодня наскальные рисунки Жамбылской области?

- Петроглифы выявляются, вносятся в перечень наскальных рисунков, эти данные публикуются в «Своде памятников Жамбылской области». Полноценного и всестороннего исследования наших петроглифов еще даже, можно сказать, и не было. Проводилось выборочное изучение А. Печерским, Э. Новгородовой, В. Урюпиным, А. Марьяшевым, В. Волобуевым, К. Байбосыновым, К. Байпаковым, А. Досымбаевой, А. Поповым и многими краеведами. Можно сказать, что петроглифы всё еще остаются «открытой книгой» для современных историков и археологов.

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить 

- Анна Валерьевна, расскажите, что же можно прочитать в «книге» ущелья Карасай?

- Эти наскальные рисунки являются возможностью заглянуть в древнейшую историю. Всё, что здесь изображено, показывает образ жизни древних людей. Изображены сцены охоты, какие животные обитали в этом регионе, какие птицы, змеи. Мы четко видим изображения волков, диких архаров, оленей с ветвистыми рогами, туров - это быки с огромными рогами. Изображены хищные животные семейства кошачьих - четко читаются контуры пантеры, льва, тигра. Поражает изображение животного, похожего то ли на носорога, то ли на бегемота.

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить 

То есть здесь когда-то обитало множество диких животных, которые  охотились на копытных, но сегодня не сохранились в этом ареале. Сегодня с уверенностью можно сказать, что четыре тысячи лет назад в окрестностях Тараза бегали львы и тигры, туры и олени, люди приручали диких верблюдов. Люди представлены здесь в виде охотников. Есть сцены, как человек ведет на привязи верблюда, сцены приручения, одомашнивания диких животных. Изображаются сцены охоты с палицами, луком - это одни из первых орудий труда и охоты. Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления, для них жизнь представляла смену повторяющихся циклов природы. Весеннее равноденствие, пахота, сбор урожая, окот скота, зима - и затем вновь весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушать эту гармонию, по их понятиям, каждое из таких событий надо было сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами. Они и совершались в специальных святилищах, расположенных в горных ущельях, у священных родников и речек. Ущелье Карасай тысячи лет назад и было таким святилищем.

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить 

Могу отметить, что среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц - легких двухколесных охотничьих и боевых, запряженных лошадьми и верблюдами. У древних людей бытовал миф о небесной солнечной колеснице. Они считали, что на конных колесницах разъезжают по небу все высшие боги. К эпохе бронзы относятся также сцены боя, битвы пеших воинов, вооруженных палицами, топорами, луками.

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить 

Значительную группу петроглифов составляют рисунки с характерными для этого времени сюжетами: парные фигуры мужчин с воздетыми кверху руками, воинов с палицами, быков. Изображен также домашний бык или тур. Можно говорить об определенных канонах в передаче фигур быков - это расширяющийся к голове корпус, бугор над лопатками, длинные рога. Эпохой бронзы датируются изображения танцев. Исследователи подразделяют их на ритуальные, связанные с культом плодородия, охотничьи и военные. Лошадей как домашних животных, люди начинали приучать с железного века, о чем свидетельствует наскальные рисунки этого времени. Лошадям древние художники уделяли особое внимание, тщательно выписывая их фигуру, ведь коня считали священным жертвенным животным. К раннему железному веку также относятся изображения козлов, оленей, пантер, волков, собак и кабанов. Многие из них аналогичны анималистическим сюжетам на предметах скифо-сакского прикладного искусства. Средневековые петроглифы немногочисленны в сравнении с более ранними по времени. Они представлены рисунками всадников со знаменами, битвой конного и пешего воинов, караваном верблюдов. Имеются изображения и родовой тамги. Всё, что человека когда-то окружало, он нанес на камни. Нам остается только увидеть и прочитать это послание из прошлого.

***

Сегодня ущелье Карасай стало популярным местом для туристических посещений и школьных экскурсий. Сюда любят возить своих гостей жамбылские туристические фирмы. Школьников привозят посмотреть древности и провести наглядный урок краеведения. Благо, что ущелье находится вблизи Тараза, и добраться до него можно сначала на городском автобусе, а потом пару - другую километров пешим ходом совершить  прогулку по гористой местности.

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить 

Жамбылские историки-краеведы озабочены судьбой карасайских петроглифов, утверждая, что если не предпринять срочных мер, то регион потеряет уникальные исторические ценности.

Судьба петроглифов небезразлична и подрастающему поколению. Вот какой проект на тему «Петроглифы - послания потомкам?» выполнил ученик  гимназии №24 города Тараза Темирлан Сейсенбай под руководством своего учителя Ирины Леонидовны Корневой. Третьеклассник в своей работе поставил цели и задачи совершить экскурсию в местности Бота-Мойнак и Карасай, обратить внимание на сохранность петроглифов как объектов научных исследований, а также изучить материалы о петроглифах в областном краеведческом музее, запечатлеть увиденное изобразительными средствами и познакомить с выводами по своей работе всех заинтересованных лиц.

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить 

«Проведя исследование, - пишет Темирлан Сейсенбай, - я узнал, что «Карасай» в переводе с казахского языка означает «чёрное ущелье», так как камни почернели под воздействием солнечного загара. На черном фоне нанесенный рисунок выглядит ярко-белым и хорошо виден издали. Это хорошо знали древние художники, которые создали здесь своеобразный музей наскальных гравировок.

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить 

Интересно, что на скалах в Карасае среди изображений животных и людей можно встретить изображение странных существ полулюдей-полуживотных. Например, ниже пояса существо выглядит как животное, выше - как человек, но голова нарисована с птичьим клювом, руки же у этих существ непропорционально длинные. Карасайские наскальные рисунки являются своеобразным искусством древних народов, значительным пластом первобытной истории и культуры. Без их расшифровки некоторые страницы истории человечества не были бы прочитаны.

Петроглифы ущелья Карасай: Древнее послание, которое мы можем утратить 

К сожалению, время не щадит петроглифы, сегодня в Карасайском ущелье осталось не более 500 изображений, а было более тысячи. И пока будет такое отношение к народному достоянию, к посланию, оставленному нам далекими предками, петроглифы со временем просто-напросто исчезнут. Петроглифы нуждаются в защите, сохранении и бережном отношении. Своими работами я хочу привлечь внимание к проблеме исчезновения памятников культуры и наследия.

Я верю, что петроглифы Жамбылской области внесут в туристическую карту нашей страны, и они будут находиться под защитой государства. Любить Родину нужно не словами, а делом. Когда каждый человек будет заботиться о чистоте своего дома, природе родного края и памяти предков, то Отчизна сможет гордиться своими детьми».  

 

 

www.inform.kz

Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник

Наскальные рисунки, выполненные охрой, встречаются гораздо реже, чем петроглифы. В Восточном Казахстане кроме грота «Ак бауыр» известно несколько таких местонахождений.

Первые материалы о писаницах Восточного Казахстана были опубликованы Спасским Г.И. (нач. XIXв), который описал рисунки в Верховьях Иртыша и на левом берегу р. Смолянки, в месте её впадения в Иртыш. Фрагменты писаниц, в последствии были сканированы краеведом Жаманбековым К.К. и опубликованы Аманжоловым А.С. Рисунки представляют собой многочисленные геометрические знаки в виде антропоморфных фигур, жилищ с полукруглыми крышами, четырехугольников и других символов.

писаницы Восточного Казахстана, описаны Спасским Г.И. (нач. XIXв), рисунки в Верховьях Иртыша и на левом берегу р. Смолянки, в месте её впадения в Иртышписаницы Восточного Казахстана, описаны Спасским Г.И. (нач. XIXв), рисунки в Верховьях Иртыша и на левом берегу р. Смолянки, в месте её впадения в Иртыш

[Самашев З.С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма – Ата, 1993 г., с. 110-111; Спасский Г.И. О достопримечателдьнейших памтяниках сибирских древностей и сходстве некоторых из них с великорусскими. // ЗИРГО, СПб., 1857, кн.12, с.113-181; Каменский В.И. Отчет о Зайсанской экспедиции 1910.// Коллекция МАЭ, № 1727 (2).]

У села Манат Уланского района ВКО в Калбинских горах на поверхности гранитной скалы нанесено несколько зооморфных и антропоморфных изображений. Многие рисунки плохо различимы из-за плохой сохранности. [Самашев З., Сапашев О., Оралбай Е., Толегенов Е., Исин А., Сайлаубай Е. Памятники монументального искусства Восточного Казахстана (древность и средневековье).- Алматы, 2010, с.23-41]

Местонахождение наскальных рисунков выполненных красной охрой обнаружено в 50 км к югу от г. Усть-Каменогорска, у пос. Сартымбет Уланского района ВКО, недалеко от горного трезубца Аир-Тау (1003м) и сопки Жангызтас (666м), среди скальных выходов в небольшом гроте. Вход в грот расположен с восточной стороны. Потолок и стены грота напоминают купол. Пол относительно ровный, земляной, может иметь культурный слой. Противоположная от входа стена имеет гладкую и почти вертикальную поверхность. Именно на ней и обнаружены едва заметные антропоморфные и геометрические рисунки, нанесенные минеральной краской – охрой. Фигуры людей выполнены крайне схематично. Основу антропоморфных фигур первого типа составляет вертикальная линия, второго типа прямоугольник (или трапеция) разделенный на две части, третий тип имеет ромбовидный корпус, также разделенный на две части. Голова едва намечена, короткие руки показаны рудиментарно. Ног либо совсем нет, либо они короткие и широко расставлены. Антропоморфные изображения включены в многофигурную пятирядную, линейную композицию и возможно отражает какое-то ритуальное действие с участием большого числа людей.

[Самашев З., Сапашев О., Оралбай Е., Толегенов Е., Исин А., Сайлаубай Е. Памятники монументального искусства Восточного Казахстана (древность и средневековье).- Алматы, 2010, с.23-41.]

(Фотографии Сартынбета сделаны Байтеновым Э.М., октябрь 2011 г.)

В горах Кокентау, у горы Уш-Аир с трехглавой вершиной выявлены гроты и скальные навесы с рисунками, нанесенными охрой. Среди многочисленных рисунков схематически нарисованные фигуры людей, стоящие в ряд, парами или отдельно, силуэт лошади, прямоугольники и какие – то размытые формы, изображение лосихи темно – сиреневого цвета, рисунок, напоминающий раскрытый конверт, прямоугольники с короткими черточками, отходящие от боковых сторон внутрь, у других – черточки расположены снаружи. Выделяется полностью закращенный силуэт птицы с распростертыми крыльями и широким хвостом, несколько фигур каких-то животных, выполненных схематически, красными штрихами, контурный рисунок рогатого животного (горного козла или самки дикого барана?) с высоко поднятой головой, имеются антропоморфные изображения и какие-то строения.

[Илиуф Х. Ш. Древности Кокентау. Материалы Международной научно – практической конференции, посявященной 70-летию музея «Роль музеев на современном этапе и перспективы развития.» Павлодар 2012, с. 29-35; Официальный сайт Семипалатинского благочиния Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Казахстане. pravsobor.kz›Kraevedenie/Koken-Tay.html]

В 40 километрах к северо – западу от поселка Аксуат, находится уникальное место – утес “Боритастаган на гранитные скалы которого нанесены рисунки охрой. Сама скала стоит на совершенно ровной долине и представляет собой массивную каменную глыбу из светло-серого гранита с причудливыми очертаниями, вытянутую с востока на запад на расстояние чуть больше километра и высотой около 19,0 метров. Южный бок утеса почти сплошь отвесный, а северный - с уступами и пологими кромками, по которым можно забираться на вершину утеса. Грот с наскальными рисунками и надписями располагается на северо-восточной стороне скалы. Здесь можно увидеть изображения животных, предположительно лошадей или оленей, быка, антропоморфную фигуру и геометрические знаки. Современные исследователи датируют рисунки эпохой бронзы. Писаницы скалы Боритастаган известны исследователям с нач. ХХ в., которые их неоднократно описывали и публиковали (Каменский В.И., Адрианов А.В.). С этим местом связана легенда о старухе, которая с веретеном в руках пасла в Тарбагатайских горах стадо баранов. На стадо напали волки и, защищая стадо, старуха бросила в волков свое веретено, которое упало в долину реки Богас и превратилось в гору. Поэтому гора получила название «Бор-тастаган», т.е. «в волков бросила». Место стало сакральным. Около этой горы стали собираться народные судьи. В настоящее время рисунки очень сильно повреждены поздними надписями и естественной эрозией породы. Недалеко от утеса зафиксированы поселение и могильник эпохи бронзы.

[Самашев З., Сапашев О., Оралбай Е., Толегенов Е., Исин А., Сайлаубай Е. Памятники монументального искусства Восточного Казахстана (древность и средневековье).- Алматы, 2010, с.23-41.]

В отрогах Курчумского хребта, в долине р. Теректы, в предгорной равнине, в 2км к ССВ от аула Теректы (Алексеевка) в скальном навесе из светлого гранита обнаружены рисунки, выполненные красной, желтой и черной охрой. Композиция состоит из нескольких горизонтальных линий образованных разноцветными точками и контурными изображениями животных. Неподалеку от этого места расположен еще один навес, под гранитным куполом которого сохранились рисунки охрой, которые могут быть интерпретированы, как сцена охоты. Здесь на вертикальной плоскости красной охрой нанесены контурные фигуры двух лошадей, оленя, двух кабанов, антропоморфных персонажей и несколько плохо различаемых изображений. Все животные показаны справа налево. В правой части композиции, у края гранитной поверхности, нарисованы две антропоморфные фигуры разной величины и выполненные в разной манере. Меньшая фигура нанесена коричневой краской и, скорее всего, является более поздней. Слева от антропоморфных персонажей регистром показаны изображения лошади и двух кабанов. Линию спины верхнего животного пересекает вертикальная черта, сделанная коричневой охрой. Возможно, что это копье. Следы позднего дополнения композиции имеются и в левой её части в виде трех маленьких крестовидных фигур коричневого цвета, которые частично перекрывают задние ноги лошади. В левой части изображения сохранились фрагментарно из-за отслоения гранитной породы.

Краткое описание рисунков у аула Теректы (Алексеевки) было сделано Самашевым З.С. в конце 80-х – начале 90-х годов ХХв. В 2008 году Комплексная научно-исследовательская экспедиция Казахского научно-исследовательского института по проблемам культурного наследия номадов по подготовке к изданию «Атласа» исторических, географических и культурных достопримечательностей Кaзахстана (Восточно-Казахстанская область), руководитель – Ерофеева И.В также произвела обследование местонахождений наскальных рисунков, выполненных охрой у с. Теректы. Именно этой экспедицией было выявлено второе местонахождение наскальных рисунков и отмечено, что ранее выявленные здесь рисунки полностью утрачены. В этой связи особую благодарность хотелось бы выразить художнику и краеведу Сачкову Виктору Александровичу за предоставленные фотоматериалы по теперь уже не существующей писанице.

[От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана. т.I. Восточный, Северный и Центральный регионы. Алматы, 2011г., с.72-75.]

Кроме Восточного Казахстана рисунки охрой зафиксированы и в других регионах.

На юго-восточном берегу озера Жасыбай Павлодарской области в 1926 году русским географом и путешественником П. Л. Дравертом, зафиксированы рисунки, выполненные минеральной краской кирпично-красного цвета. Несколько антропоморфных фигурок, размещенных на потолочной части грота в настоящее время очень плохо просматриваются. Рисунки расположены не линейно, а концентрично в одном месте. Гораздо лучше подобные рисунки сохранились в нишах скалы на северо-западном берегу озера Жасыбай, где помимо антропоморфных изображений, есть рисунки птиц, жилищ, солярной символики, лука и стрел. Они также знаково-символического характера. Эти рисунки, а также ряд других, сделанных на скалах Баянаульских гор, неоднократно изучались в 70-е гг. павлодарскими краеведами и учеными Л. М. Гайдученко, С. А. Музалевским, Л. Сафоновой, П. И. Оноприенко и др.

В горах Котур-Кызылтау в Шетском районе Карагандинской области расположен грот Тесиктас, представляющий собой овальное помещение с высоким сводом и входом, обращенным на юг. Почти вся площадь свода занята рисунками охрой, где изображены люди и животные.

На поверхности каменного грота, который находится в Алматинской области у речки Биен, неподалеку от села Арасан были обнаружены рисунки охрой. На скале четко видны изображения взнузданного верблюда с шатром на горбу, просто двугорбого верблюда, козлов с загнутыми назад рогами, оленя с ветвистыми рогами, лучника, стреляющий с колена из натянутого лука, колесницы, всадника на коне, бюста человека. Предварительно росписи датированы археологами (Таймагамбетов Ж.К., д.и.н.) эпохой бронзы и сако-усуньским временем.

За гребнем хребта Каржантау, в Сайрам-Угамском национальном парке, у озера Сусинген, в узком ущелье с урочищем Кыз-Жайля обнаружен грот, свод которого покрыт слоем копоти древних костров, а на стенах масса рисунков. Просматривается человек с посохом, а перед ним пара козлов, загадочные символы, взятые в рамку, и еще человек. К сожалению, часть символов плохо читается. Пока данное местонахождение рисунков охрой специалистами не исследовалось. Интересно, что каждый год в конце июля озеро начинает стремительно исчезать, и в августе на его месте - лишь огромный, ровный зеленый луг, по которому вьется небольшая речка. В здешних местах - множество карстов, огромных подземных пустот. В них и уходит вода. Под скалами сохраняется небольшой водоем, куда впадает речка. Местные жители говорят, что исчезающая вода Сусенгена выходит в виде родников за 70 км от этого места в Шымкенте, где образует речку Кошкарата.

в Сайрам-Угамском национальном парке, у озера Сусинген, в узком ущелье с урочищем Кыз-Жайля обнаружен грот

kostanayagro.kz›putevye-zametki/po-kazaxstanu-s

Как правило, местонахождения наскальных рисунков, выполненных охрой, входят в более сложные археологические комплексы – святилища, которые функционировали на протяжении нескольких столетий, поэтому включают в себя хронологически и типологически разные памятники. Наряду с проблемами датировки и культурной принадлежности наскальных рисунков, выполненных охрой, особенно сложными и интересными являются вопросы интерпретации их смыслового содержания. Древние рисунки под воздействием природных факторов и антропогенного влияния разрушаются и исчезают. В связи с этим, с одной стороны, необходима их тщательная фиксация и описание, а с другой стороны, консервация и охрана. Хотелось бы обратиться ко всем интересующимся историей и археологией, путешественникам и туристам, которые посещают археологические памятники, относится к историко-культурному наследию с уважением.

Петенёва Г.Г.

www.vkoem.kz

Разработка урока "Древние наскальные рисунки Казахстана" (5 класс)

УМН: знание, понимание, применение.

КО: знает и различает верования древних людей

Задание:

И. прочитать текст,

П. объяснить термин соседу,

Г. обсудить и нарисовать рисунок, который ассоциируется с данным термином.

Г. выбрать спикера для защиты работы.

1 группа: Анимизм.

2 группа: Тотемизм.

3 группа: Фетишизм.

4 группа: Магия.

Дескрипторы:

1. объясняет новый термин.

2. предлагает ассоциации для рисунка.

Защита спикером работы группы.

ФО «Бутерброд»

Физминутка.

Как вы думаете, как наскальные рисунки отражают мировоззрение древних людей?

Приём «Корзина идей»

Задание: просмотреть илюстрации с изображением петроглифов, ответить на вопросы.

1 группа: Петроглифы Тамгалы.

2 группа: Петроглифы Каратау.

3 группа: Петроглифы села Аскаралы.

4 группа: Петроглифы Акбаур.

Вопросы исследования

1 уровень. Кого чаще всего изображали на наскальных рисунках? Как вы думаете почему?

2 уровень. Какие сюжеты из жизни древних людей отражены в наскальных рисунках? Где в современном мире можно встретить элементы рисунков, которые изображали люди в древности?

3 уровень. Какие способы нанесения рисунков использовали первобытные люди?

Сделать вывод, какую информацию дают нам наскальные изображения о мировоззрении древних людей?

Дескриптор:

Описывает наскальные рисунки

Определяет способы нанесения наскальных рисунков.

Делает вывод о мировоззрении древних людей.

Возврат к «Корзине идей» - отбор правильных идей.

infourok.ru

Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы, Казахстан

Чтобы увидеть самое большое и наиболее изученное археологами собрание петроглифов на территории Казахстана, следует отправиться в урочище Тамгалы, что в 170 километрах на северо-запад от города Алматы. Здесь находится юго-восточная часть невысоких Чу-Илийских гор. Сегодня петроглифы Тамгалы признаны объектом ЮНЕСКО и являются самым знаменитым центром наскальных рисунков Семиречья.

Помимо петроглифов на территории археологического ландшафта Тамгалы находятся многие культовые места древних племен, стоянки, курганы, могильники, в частности, массивные каменные ящики, а также алтари для жертвоприношений. В целом, на территории Тамгалы насчитывается более 5 тысяч рисунков! Причем большая часть из них сконцентрирована на участке размером примерно 250 на 250 метров.

Среди изображений археологического ландшафта Тамгалы встречаются сцены охоты на крупных животных, уникальные сцены жертвоприношения быков, солярные знаки (коловраты), всевозможные ряженые (возможно, жрецы или шаманы), воины с палицами, божества с головами в виде солнца, брачные пары и даже роженицы. Попадаются и колесницы, но таких более поздних рисунков значительно меньше. Средний возраст петроглифов Тамгалы превышает четыре тысячи лет.

Сейчас по территории этого археологического ландшафта проводят экскурсии гиды, однако, оказавшись перед древней настенной галереей, легко себе представить, как здесь чинно шествовали жрецы. Удивительно, но древние художники очень умело использовали особенности местности, ориентировали рисунки по солнцу и сторонам света. Например, в зависимости от угла падения солнечных лучей некоторые рисунки выделяются иначе. Кроме того, с одного места всегда можно увидеть несколько групп изображений. Таким образом рисунки объединяются в целые композиции, настоящие картинные галереи.

Нельзя не отметить и отличную акустику в археологическом ландшафте Тамгалы. Даже шепот слышен здесь на несколько сотен метров. Ученые уверены, что такую особенность местности жрецы использовали в ходе сакральных обрядов.

Petroglyphs Tamgaly — ВИДЕО

Петроглифы Тамгалы — ФОТО

petroglify-tamgaly-01

petroglify-tamgaly-02

petroglify-tamgaly-03

petroglify-tamgaly-04

petroglify-tamgaly-05

petroglify-tamgaly-06

petroglify-tamgaly-07

petroglify-tamgaly-08

petroglify-tamgaly-09

petroglify-tamgaly-10

worldrockart.ru

Священные петроглифы Теректы-Аулие · Улытау — свидетель казахской истории · Методологические труды · Междисциплинарные исследования · Методический инструментарий · Портал «История Казахстана»

Теректы-Аулие — археологический памятник в Центральном Казахстане, сохранивший древнюю наскальную живопись. Святыня Теректы находится на расстоянии 85 км от города Жезказган и в 20 км от станции Теректы.

Это особый памятник исторического прошлого. Здесь сохранились высеченные на камнях изображения, по которым можно получить сведения о материальных, духовных и социальных особенностях жизни наших предков. Эти петроглифы обнаружены среди невысоких красновато-коричневых холмов.

Первым внимание на памятник обратил известнейший археолог Алькей Маргулан еще в 40-х годах XX века, когда руководил археологической экспедицией в Центральный Казахстан. Тогда он дал краткую характеристику памятнику. Позже исследованием Теректинского комплекса занималась археологическая экспедиция в Западный Казахстан, возглавляемая археологом Зейноллой Самашевым.

 

e81b980edddb7b068b00af20cbb68e74.jpg

На камнях урочища Теректы-Аулие можно разглядеть изображения животных, выполненные в «зверином стиле», характерном для сакской эпохи. Всего можно насчитать в урочище около 300 петроглифов, среди них около 200 — это изображения животных. Под «звериным стилем» в исторической науке принято понимать силуэты как реально существующих, так и мифологических животных. Этот стиль появился в VII веке до н. э. и был распространен на территории степных просторов Евразии.

 

 

a4d56649d28d977d4b71306d44d91e39.jpg

Наскальные рисунки Теректы-Аулие повествуют о кочевой жизни древних людей, отображая сцены охоты, поклонения Солнцу и многое другое. Вокруг памятника Теректы-Аулие витает очень много легенд, поэтому сюда непрерывно стекаются паломники, а также любители мистики.

 

d00b507fa95d56309bcca31f37ec841c.jpg

Рисунки в «зверином стиле»

 

 

 

 

 

 

 

 

2bdc1ca2daf27528a3c8990ba0bbce9e.jpg

Исследователи полагают, что петроглифы Теректы-Аулие были оставлены людьми, проживавшими в этой местности в разные исторические эпохи: бронзовый век, затем XII век до н.э. (скифо-сакский период) и I век н.э., и наконец средние века. Таким образом, древняя наскальная живопись хранит память об образе жизни, верованиях и представлениях наших предков в разные исторические отрезки времени.

48ff5b9e5e548a5162a385d240bc989d.jpg

1d6681ac73b747ba53de072be81ce74b.jpg

Археологический комлекс Теректы-Аулие хранит еще очень много тайн для науки, разгадка которых поможет приоткрыть некоторые страницы нашей истории. 

 

90eea83fcaae02e1f60eb65ef45ad6f0.jpg

8fa467719bd374ba1a0400606ca734ce.jpg

На ставших святыней камнях Теректы-Аулие в определенной закономерности выбиты орнаментированные рисунки человека, верблюда и других животных, в частности, среди них много изображений лошадей. Рисунки наносились каменными или металлическими орудиями. Поверхность камней настолько тщательно отшлифована, что до сегодняшнего дня сохранила блеск полировки.

81c42e7aada90ecd0d4f0c9411141dd6.jpg

Изображения животных на камнях комлекса Теректы-Аулие

 

cda6168b93744d9774dadc6d88d9e62e.jpg

Как известно, лошади были неотъемлемой частью жизни кочевников. Мясо и молоко этого животного было основной пищей, конь служил транспортом и был верной опорой воина-кочевника. Европейские колонизаторы считали кочевников, которые практически не сходили с коня, кентаврами. А страх, который наводили кентавры, пораждал всем известные легенды.

Местное население нарекло урочище Теректы-Аулие местом, на которое ступала нога святого. Аль-Бируни, известный ученый, живший в 973–1049 гг., найденные на камнях изображения соотнес с Азиретом Али и его тулпаром — быстрым конем Дулдулом.

 

69374f0c7c88a3d8f7e601bdbbd73c0e.jpg

Азирет Али был зятем пророка Мухаммеда. Это реально существовавшая историческая личность, чей образ превратился в легенду. Умер он в 661 году. В восточном изобразительном искусстве святость Азирета Али передавали определенным способом: вокруг его головы изображали огонь, а в руках — унаследованный от пророка Мухаммеда меч с острым концом. Этот меч именовался «Зульфия». Сегодня меч находится на хранении в стамбульском музее Топкапы. О том, что Азирет Али был воином, говорит и тот факт, что его всегда изображали с конем.

 

c13fc4a475fcc55ea616b3216e5076ca.jpg

Росыпь камней урочища Теректы-Аулие

Когда казахские воины и батыры выходили на поле битвы, вместе с именами святых духов воины для защиты также призывали Азирета Али. Считается также, что на территорию Теректы «ступило копыто» его тулпара Дулдула, который считается священным.

Материалы урочища Теректы-Аулие составляют крупный археологический фонд. Исследование древних наскльных изображений этого священного места имеет значение не только для представления об образе жизни древних народов, но и представляет культурную ценность, являясь кладезем духовного богатства наших предков.

 

 

Олжас БЕРКИНБАЕВ

Любое использование фотографий запрещено без письменного разрешения редакции портала и их автора Максима Рожина. 

 

e-history.kz