Музыка в древнем мире. Тема Музыкальная культура древнего и античного мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Музыкальная культура Древнего мира и Средневековья. Музыка в древнем мире


Урок: Музыка Древнего мира - Знанио

Следующая эпоха в развитии музыкального искусства получила название «музыки древнего мира». Началась она с переходом на письменную традицию; следовательно, музыка этого периода уже фиксировалась в письменных источниках. Жаль, что лишь малое количество из них сохранилось до наших дней. Музыка Древнего Шумера Самый древний письменный источник с зафиксированным на нем музыкальным произведением – это нотная запись на клинописной табличке, найденная при раскопках шумерского города Ниппур (на территории современного Ирака). Ученые относят ее создание к 18 веку до н.э. Расшифровав запись, профессор Анна Драффкорн Килмер из Калифорнийского университета обнаружила на ней не только музыку, но и слова лирической любовной песни. Написана она терциями пифагоровым строем в диатонической гамме. И предназначалась, судя по всему, одиннадцатиструнной лире. Музыка Древней Персии Соседняя с Шумером Персия (современный Иран) также славилась музыкальными достижениями. Существует даже мнение, что именно персидский царь Джамшид является «изобретателем» музыки. У персидской музыкальной традиции весьма богатая история, берущая истоки в далекую эпоху существования Эламского государства (3000-644 гг. до н.э.). Период правления Сасанидов в самом начале нашей эры оставил после себя еще большее число письменных источников с записью традиционных иранских песен. Сохранились даже имена самых известных музыкантов эпохи – Накисс, Ратмин, Барбод. Музыка Древней Индии В Древней Индии музыкальная традиция также получила широкое развитие. Классический индийский фольклор назывался «марга». Он упоминается в частности в Ведах, сборнике священных индийских писаний. Третье из четырех писаний, Сама-веда – это веда песнопений, написанная в период 1300-1000 лет до н.э. В нее вошли религиозные гимны, исполняемые индуистскими священниками в ходе жертвоприношений. Музыка Древней Греции К этому же периоду относят зарождение полифонии. Древние греки в своих описаниях музыкальной техники (в частности, у Аристотеля) уже упоминали о двойных трубах, применяемых в таких древних инструментах, как волынка, авлос… К слову, в долине Инда археологи находили остатки древнейших струнных инструментов и флейт. Роль музыки в Древнем мире В целом музыка древнего мира, как и все искусство данного периода развития человечества, была проникнута глубоким религиозным смыслом. Песни и гимны воспевали силу богов и их власть над человеком. Музыка считалась способом приобщения к чему-то возвышенному, священному. Жрецы и другие служители храмов – это основные «музыканты» того периода: они умели играть на музыкальных инструментах, петь и сочинять гимны. Песенные произведения в эту эпоху были в основном импровизациями, которые менялись из раза в раз. Сочинительство песен считалось даром богов, певцы почитались и уважались. По это же причине далеко не все гимны и песни фиксировались в письменных источниках, чаще они передавались устной традицией. Так историческая веха длиной почти в три тысячи лет, характеризующаяся весьма активным развитием музыки, оставила после себя ничтожное малое количество фактических сведений и сохранившихся первоисточников.

ПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМподелитесь материалом:

znanio.ru

Тема 2. Музыка Древнего и Античного мира.

Источники изучения музыки Древнего и Античного мира. Синкретическое единство музыки с другими видами искусства. Связь музыки с мифологическими представлениями народов. Значение музыки в системе воспитания в Античности.

Музыка Древнего Египта и Двуречья. Арфа и лира в музыке Древнего Египта и Двуречья.

Музыка Древней Индии и Китая.

Музыка Древней Индии.

Особенности традиционного китайского оркестра. Музыкальные инструменты Древнего Китая.

Античная Музыка. Музыкально-поэтическое искусство Древней Греции. Расцвет древнегреческой трагедии, композиционная роль и характер музыки в трагедии. Появление первых музыкантов-профессионалов.

Музыкально-теоретические воззрения в Древней Греции: учение об этосе, учение о ладах, разработка вопросов акустики. Теоретическая школа Пифагора (VI в. до н.э.). Идеи об этическом воздействии музыки (Платон «Государство», «Законы», Аристотель, Плутарх «О музыке»).

Музыка в Древнем Риме.

Музыкальные инструменты Древнего и Античного мира.

Тема 3. Музыка западного средневековья.

Раннее Средневековье. Музыка нового типа – феодальная. Развитие музыки в русле церкви. Сложение в католической церкви с VI-VII вв. строго регламентированной системы одноголосной (монодической) церковной музыки на основе диатонических ладов (григорианский хорал), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны). Рождение литургической драмы.

Организация певческого дела, расцвет гимнотворчества в музыкальной культуре Византии.

Музыкальная теория. Учение о восьми церковных ладах Иоанна Дамаскина (VIII в.). Связь музыкальной науки с монастырской культурой Средневековья. Переход от невм, лишь приблизительно обозначавших характер мелодического движения, к линейной нотации. Выдающийся теоретик западноевропейского средневековья Гвидо из Ареццо (XI в.).

Новые явления и процессы в музыкальной культуре Средневековья. Расцвет светской музыкально-поэтической лирики. Любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: искусство трубадуров, труверов и миннезингеров.

Жанровые разновидности любовной лирики: альба, пастурель, сирвента, шансон, плачи, танцевальные песни. Духовная лирика: лауда, секвенция. Введение мензуральной нотации.

Расцвет фольклора в крестьянской среде. «Народные профессионалы»: сказители, странствующие синтетические артисты (жонглёры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморохи).

Зарождение многоголосия на рубеже I-го и II-го тыс. Формирование новых вокальных (хоровых) и вокально-инструментальных (хор и орган) жанров: органум, мотет, кондукт, месса. Образование первой композиторской (творческой) школы при соборе Парижской богоматери во Франции (XII в.) (Леонин, Перотин).

Музыкальные инструменты средневековой Европы, в том числе пришедшие с Востока (виола, лютня и т. д.). Возникновение ансамблей (нестабильных составов).

Музыкальные иллюстрации: григорианский хорал.

Тема 4. Ars nova в странах Западной Европы.

Утонченная, интеллектуальная выразительность – главное свойство Ars nova. Интерес к различным музыкальным жанрам (XIV в.). Усиление значения светских жанров, в том числе песенных.

Появление полифонии в связи с развитием многоголосия. Развитие церковных и светских жанров в рамках полифонии.

Гийом де Машо (ок. 1300–1377) – первая крупная личность в истории музыкального искусства. Музыкально-поэтическое творчество Гийома де Машо.

Углубление связей между различными творческими школами в эпоху Возрождения. Преобладание вокальных жанров (месса, мотет, песня).

Ars nova в Италии (XIV в.). Личность и творчество Франческо Ландини (1325-1397). Особенности музыкального письма композитора, полифоническое мастерство, использование музыкальных инструментов.

Истоки, формирование и развитие нидерландской полифонической музыкально-творческой школы. Творческое наследие Гийома Дюфаи (ок. 1400-1474): песни, мотеты, рондо, мессы (духовные и светские). Йоханнес Окегем (ок. 1410-1497) – мастер крупных полифонических жанров. Жоскен Депре (ок. 1440-1521?) и судьбы нидерландской школы.

Новые творческие направления в странах Западной Европы в эпоху Возрождения. Расцвет французской полифонической песни. Светские вокальные жанры в Италии в XVI в.: фротолла, виланелла, мадригал. Формирование протестантского хорала в Германии.

Музыкальные иллюстрации: произведения Ф. Ландино, Т. Де Машо, Ж. Депре, мадригалы К. Монтеверди, “Ave Maria” Дж. Каччини, произведения композиторов Нидерландской полифонической школы.

studfiles.net

Тема Музыкальная культура древнего и античного мира

Тема 2. Музыкальная культура древнего и античного мира.

  • Древний мир – это эпоха, которая включает в себя историю народов Древнего Востока и античной Греции и Рима.

  • Древняя культура была, прежде всего, подчинена решению религиозных задач.

  • Искусство рассматривали как средство, напоминающее о постоянном присутствии божеств в жизни, в том числе и в повседневных делах.

4. Религиозные задачи возлагались и на музыку:

  • умение играть на каком-либо инструменте считалось высшим божественным даром;

  • - огромную роль играла импровизация;

  • - способность импровизировать воспринималась как состояние наивысшей близости музыканта к божеству;

  • - поэтому древние авторы не всегда стремились записать свои произведения;

  • - и как следствие – от огромной эпохи в три тысячелетия осталось ничтожно мало сочинений.

  • Именно в древности музыка сложилась как профессиональное искусство.

6. Музыка Древнего Египта и Двуречья

  • О музыкальной культуре этих цивилизаций могут рассказать только косвенные данные:

  • - тексты гимнов и песнопений;

  • - произведения скульптуры и живописи;

  • - отдельные упоминания в документах.

  • Многочисленные изображения музыкантов и певцов на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов говорят о большой любви египтян к музыке.

  • Главная роль в инструментальной музыке Древнего Египта и Двуречья принадлежала арфе и лире.

Музыка Древней Индии и Китая

  • Истоки индийской музыки восходят к III тыс. до н.э.

  • В древних литературных памятниках – Ригведе (X в. до н.э.), Атхарваведе и Самаведе (перв. пол. I тыс. до н.э) – есть запись условными значками мелодий и песенные тексты.

  • В индийской музыке применялось семь основных звуков. Главным принципом индийской музыки была импровизация, в основе которой лежала «рага» - традиционная устойчивая музыка.

13. Музыкальные инструменты Древней Индии

  • В китайской музыке была принята система люй-люй (буквально «строй», «мера»), в основе которой лежали 12 звуков.

  • Каждый звук имел магический смысл: нечеткие звуки воплощали светлые, активные силы Неба, четные – темные, пассивные силы Земли.

  • Все вместе они выражали смену месяцев в году часов в сутках.

Музыкальные инструменты Древнего Китая

  • Музыка в Древнем Китае всегда была тесно связана с философией и устройством общества.

  • Китайский философ Конфуций (551-479 гг. до н.э.) писал, что музыка представляет собой микрокосмос, отражающий строение Вселенной.

Античная музыкальная культура

  • Музыка играла важную роль в жизни древних греков

  • Она сохранилась в немногочисленных фрагментах, которые представляют собой надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах, а также по произведениям изобразительного искусства, литературы и трудам Аристотеля и Платона.

  • . В древнейшие времена певцы и музыканты не имели профессионального образования. Их искусство основывалось на импровизации.

  • Создание первой музыкальной школы, основателем которой стал поэт Архилох, относится примерно к 650 г. до н.э.

  • В основе музыкальной системы греков лежит тетрахорд ( от греч. «тетра…» - часть слова, означающая «четыре» и «хорде» - «струна») – четыре последовательных звука, нисходящие от первого к последнему.

  • По мере развития музыки стали появляться теоретические труды:

  • - трактат «Элементы гармоники» Аристоксена;

  • - трактат «Гармоника» Птолемея.

  • Под воздействием древнегреческой культуры развивалась музыка Древнего Рима.

  • Римская религиозная музыка включала напевы салиев, «арвальских братьев» (коллегий жрецов).

  • Поэтические произведения исполнялись под аккомпанемент струнных инструментов.

  • . Древнеримский поэт Гораций называл свои оды «словами, которые должны звучать со струнами».

  • .

  • В театре самым распространенным жанром была пантомима, исполнявшаяся танцором-солистом под звуки оркестра и пения хора

  • Римляне устраивали музыкальные соревнования – так называемые капитолийские состязания. В них часто участвовал император Нерон.

  • Профессия учителя музыки пользовалась почетом и уважением.

Античные музыкальные инструменты

  • Ведущими музыкальными инструментами Древней Греции были струнные – Лира и Кифара.

  • Римляне использовали все древнегреческие инструменты, однако изобрели и

  • собственные – металлические духовые, придававшие особую торжественность триумфальным шествиям и парадным церемониям:

  • * туба (прямая труба)

  • * букцина (инструмент в форме рога)

  • * литуус (труба с цилиндрическим стволом и изогнутым раструбом).

rpp.nashaucheba.ru

Музыкальная культура Древнего мира и Средневековья

Музыкальная культура Древнего мира и Средневековья.

Музыкальное искусство возникло в глубокой древности. Люди каменного века уже пользовались первыми примитивными инструментами: трубы-раковины, флейты из рогов животных, барабаны. Высокого уровня достигло искусство Древнего Египта. В III-I тыс. до н.э. египтяне играли на дуговых и угловых арфах,2-ных гобоях, флейтах. Музыка играла огромную роль в церемониях древних государств, но записей этой музыки не сохранилось, поэтому эта эпоха (целые тысячелетия)погружены для нас в безмолвие. Расцвет древнего музыкального искусства приходится на V-IV в. До н.э. -в Древней Греции. Из этой эпохи до современных дней дошли лишь несколько отрывков: мелодии оды(хвалебные песни),несколько гимнов и застольные песни. Слово «лирика»в буквальном смысле означало –пение в сопровождении лиры. Лира, кифара-струнные инструменты древних греков. Лира стала эмблемой музыкального искусства. Греческий учёный Пифагор положил начало науке о музыкальной акустике. В Древней Греции было разработано учение о ладах(мажор, минор остались основными). Само слово «музыка»(греч.)однокоренное со словом «муза».Музы в древней греческой мифологии были дочерьми Зевса и считались покровительницами песни,музыки,поэзии и изящных искусств.Во главе их стоял бог Аполлон,которого называли Мусагетом,т.е.Водителем муз. Каллиопа-«сладкозвучная»-эпическая поэзия Эвтерпа- лирическая поэзия Эрато- любовная поэзия Клио- история Мельпомена- трагедия Талия-комедия Терпсихора-танец Полигимния-родоначальница мифов Урания-астрономия Многие понятия,которыми мы опелируем сегодня,берут своё начало в Древней Греции: хор,унисон,оркестр,лауреат,гимн,гармония,мелодия,канон и др. Конец V в. н.эры ознаменовал собой закат античной культуры

Период от . V в. до XIV в.в. получил название Средневековья.

Этот период времени сопровождался кровавыми войнами,крестовыми походами,переселением народов,борьбой церковной власти за господство над умами.В Средневековье укрепляется власть церкви.Католическая церковь подчиняет себе все области духовной жизни. Римский папа Григорий I (рубеж VI-VII в.в.)канонизировал католическую службу.Так появился грегорианский хорал(песня,молитва,псалсодия),который исполнялся в унисон.,на латинском языке и по определённому уставу.Славить Бога люди должны были одинаково «едиными устами и единым сердцем». Славили Бога в хоралах,которые были просто напевной декламацией на одном звуке.С VIIв.сформировалась месса: Kyrie eleison- Господи ,помилуй ,

Glorja-слава Господу, Credo- верую, Sanctus- свят и Benedictus- благословен, Agnus Dei-Агнец Божий. С IX в. музыка начинает записываться невмами на пергаменте. Линейная нотация была введена и усовершенствованна с XI в. итальянским монахом Гвидо д,Ареццо. По Европе в Средние века бродило очень много странствующих музыкантов.Их называли во Франции-жонглёрами и минестрелями, в Германии-шпильманами.Они пели и играли на волынках и лютнях. С XI в. в рыцарской среде модным считалось воспевание прекрасной дамы на рыцарских турнирах.Во Франции-это трубадуры,труверы, в Германии-миннезингеры( «Песнь о Роланде»).В это время появляется жанр шансона (песни). Появляются имена ведущих мастеров:в Италии -имя слепого музыканта Франческо Ландино,во Франции-имя Гильома де Машо. Всё это подготовило в 14 в. феномен,который вошёл в историю под названием Ars nova-Новое искусство или Ренессанса,который назвали эпохой Возрождения,длившейся с 14 по 16 в.в..Эта эпоха сопровождалась расцветом искусства, науки, великими географическими открытиями, появлению нового типа мировоззрения, получившего название «гуманизм»-от латинского слова humanus (человечность).

do.gendocs.ru