Музыка древней руси церковная. 1.2 О соотношении эстетико-художественного и утилитарно-дидактического в культовом пении Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по Музыке "Церковная музыка Средневековой Европы, Византии и Древней Руси". Музыка древней руси церковная


Музыка Древней Руси. Истоки церковной музыки.

Васильев Геннадий Никандрович, МБОУ «Псковская общеобразовательная школа-интернат» Тема: Музыка Древней Руси. Истоки церковной музыки. Цели: Показ обучающимся музыки в синтезе храмового действа, знакомство их с знаменным и кодакорным певческими стилями. План занятия Музыка в синтезе храмового действа Истоки церковной музыки Знаменный и кодакорный певческие стили «Древнее унисонное или октавное пение… удивительно как пробуждает касание Вечности». П.А. Флоренский «Отцы нашей Церкви, называют церковное пение не музыкой, а словесною мелодиею». В.Ф. Одоевский 1. Средневековая русская культура на протяжении 7 веков, вплоть до XVII века, обладала единством всех составляющих ее частей. В этот синтез искусств Древней Руси, наравне с зодчеством, монументальной фресковой живописью, иконописью, прикладным искусством, литературой входила и древнерусская церковная музыка. Дополняя друг друга, они выражали общее содержание. Древнерусская церковная музыка – одна из наиболее ярких страниц русской духовной и художественной культуры. Творцы древнерусской музыки избегали внешних эффектов, чтобы не нарушить глубину чувств и мыслей. Слово, его смысл составляли основу песнопений. Созерцание икон в храме и слушание близких к ним по содержанию песнопений вызывало у человека высокие мысли и чувства. Древнерусское богослужение носило характер мистерии, во время которой человек мог получить духовное очищение, освободившись от тяготивших его забот и суеты. Все искусства, одновременно соединяясь в храме, с большой силой воздействовали на чувства человека, переносили его в возвышенный мир через созерцание икон, слушание песнопений. Ритуальные процессии, крестные ходы, мерцающие свечи и лампады, косые лучи дневного света, проникающие через окна храма, создавали это возвышенное настроение. На музыкальную культуру Древней Руси всеобъемлющим было влияние Византии. Русь восприняла византийскую музыкальную культуру вместе с крещением. Летописец в «Повести временных лет» о

educontest.net

Конспект урока по Музыке "Церковная музыка Средневековой Европы, Византии и Древней Руси"

6

Тема урока:

Церковная музыка Средневековой Европы, Византии и Древней Руси.

Урок разработан учителем музыки

МОУ СОШ № 66 г.Краснодара

Н.В. Тананко

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Цель урока: знакомство с особенностями церковной музыки Средневековой Европы, Византии и Древней Руси, сравнительный анализ двух религиозных музыкальных культур.

Задачи:

Обучающая: изучение видов и жанров церковной музыки (григорианский хорал, кондак, тропарь, знаменный распев), с новыми музыкальными терминами (осмогласие).

Развивающая: развитие навыков сравнительного анализа, логического мышления, слуховых и зрительных представлений учащихся.

Воспитательная: воспитание духовности на примерах жития святых (создания ими традиций церковного пения), на основе религиозных текстов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Форма урока: устный журнал

План урока:

  1. Музыкальный эпиграф (завязка урока)

  2. Страница 1. Песнопения первых веков христианства

  3. Страница 2. Церковная музыка Средневековой Европы

  4. Страница 3. Церковная музыка Византии

  5. Страница 4. Церковная музыка Древней Руси.

  6. Итог урока.

Ход урока:

Слайд 1.

- музыкальным эпиграфом нашего урока станут два церковных песнопения. Послушайте их внимательно.

Дети слушают григорианский хорал (№1, время звучания 1:10) и знаменный распев (№2, время звучания 0:52)

Учитель задает вопросы:

- Есть ли различия в этих песнопениях? Какие? (поется на разном языке)

- Что общего в этих двух песнопениях? (они оба одноголосные, церковные, исполняются мужским хором)

- Правильно, ребята. Первое песнопение относится к церковной музыке Западной Европы, второе – к русской церковной музыке.

- Сегодня на уроке мы узнаем о церковной музыке Средневековой Европы, Византии и Древней Руси. Наш урок мы построим в форме музыкального журнала, в котором на каждой странице будет раскрыт один из разделов нашей темы. А помогут мне ребята, которые подготовили свои сообщения.

Итак, страничка 1. С ней вас познакомлю я. Эта страничка посвящена песнопениям первых веков христианства. Как вы думаете. Почему в христианской церкви возникла традиция церковного пения? (ответы детей)

- Откуда же происходит традиция церковного песнопения?

Страница 1. ПЕСНОПЕНИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ ХРИСТИАНСТВА

Первое христианское песнопение согласно евангельскому повествованию, было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь.

Слайд. 2

Святой Иоанн Златоуст говорит: - «Вверху Бога прославляет ангельское воинство, внизу – люди, осуществляющие службу в церквях, которые, подражая тем, воспроизводят то же самое славословие. Вверху Серафимы издают трехсвятительный гимн, а внизу множество людей возносит тот же самый гимн. Возникает общее празднество для небесных и земных жителей: одно причастие, одна радость, одна приятная служба. Это осуществлялось благодаря непостижимому сошествию Владыки на землю, и это запечатлел Святой Дух: гармония звуков сложилась по Отцовскому благоволению. Она имеет слаженность мелосов свыше и благодаря Троице. Другими словами, земная музыка – лишь подражание небесной, а ее гармония – результат благоволения Творца и Троицы, а попала музыка на землю только в результате сошествия Христа».

Слайд 3.

Церковное пение появилось во времена самого раннего христианства. Еще Плиний Младший писал на имя императора Траяна, что христиане собираются в ночь на воскресение и поют песни "Христу как Богу". В первые века христианства пение было одной из важнейших форм церковной молитвы. Первые песнопения овеяны духом импровизации. Это была вдохновенная богослужебная поэзия гимнов и псалмов, песни хвалы и благодарений. Поэзия рождалась одновременно с музыкой и представляла собой молитвенное чтение нараспев, которое исполнялось одноголосно, в медленном темпе, спокойно, тягуче, отличалось однообразием ритма и интонаций. Содержание этих «древних распевов» составляет приветствие и хвала Господу. Они звучат аскетично, мелодия неспешно перешагивает с одного звука на другой, не допуская резких скачков и шероховатостей.

Слайд 4.

Все древние христианские распевы берут начало в древнееврейском храмовом пении. По Библейскому преданию, древнееврейский царь Давид «расслышал пение с небес» и передал небесные славословия людям. Псалмы царя Давида вошли в христианскую церковную службу.

Слайд 5.

На смену Древнему миру пришла эпоха Средневековья, которая продолжалась более тысячи лет. Теперь христианство стало основой духовной жизни европейцев, все виды искусства были подчинено задачам христианского богослужения. Музыке отводилась самая трудная роль - она должна была помочь молящемуся отрешиться от повседневных забот, забыть о личных чувствах, проблемах и целиком сосредоточиться на молитве. Этой цели служили песнопения, которые в целом сохранили свои особенности со времен раннего христианства. Они были одноголосными и обходились без инструментального сопровождения.

- Как вы думаете, почему церковные песнопения были одноголосными? (ответы детей) Одноголосие являлось символом Единого Бога и единой Церкви.

- А почему в церковных песнопениях долгое время не использовались инструменты? (ответы детей) Инструменты оказывали сильное воздействие на эмоции и чувства человека, что мешало сосредоточиться на молитве.

В 395 году Римская империя была разделена на Западную и Восточную (Византийскую), в результате чего христианская церковная музыка стала развиваться по этим двум направлениям, приобретая свои особенности и характерные черты.

Что же было характерно для церковной музыки Средневекового Запада?

Страница 2. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Слайд 6.

Формирование традиций западноевропейской церковной музыки связано с деятельностью богослова и проповедника святого Амвросия Медиоланского (около 340 – 397). Он одним из первых стал сочинять гимны для богослужений. Амвросий Медиоланский ввел важное нововведение в церковную музыку – разделил хор на два состава, находящие по разные стороны алтаря. Хоры поочередно пели музыкальные фрагменты между молитвенными текстами. Эти фрагменты назывались антифонами (от греч. «антифонос» - «звучащий в ответ»), а принцип пения, основанный на чередовании двух хоров стал называться антифонным пением. Музыка для антифонов создавалась на основе уже существовавших древних распевов. Постепенно за важнейшими молитвенными текстами закреплялись определенные антифоны. Число антифонов росло и певчим становилось трудно удерживать их в памяти. Со временем возникла необходимость привести в порядок накопившийся музыкальный материал.

Слайд 7.

В начале VII в. Папа Римский Григорий I (590 – 604) систематизировал все существующие песнопения церковной службы и собрал их в единый сборник, который получил название «Григорианский антифонарий». Эти песнопения стали обязательными для исполнения по всей Европе. Их называли «григорианскими хоралами», передавались они устно, переходя от учителя к ученику. Григорианское хоральное пение стало главным стилем церковного пения в средневековой Европе.

Слайд 8.

Характерные черты григорианского пения:

  1. Строгое одноголосие (голоса певчих должны сливаться так, будто поет один человек).

  2. Протяженные музыкальные фразы, лишенные резких скачков,

  3. Ровный ритм

Эти музыкальные средства создают ощущение глубокой умиротворенности, создают мерное, сосредоточенное движение, передают внутреннюю молитвенную работу души. Они направлены на решение главной задачи – передать особое состояние человека, мысли которого сосредоточены на Боге, а чувства приведены в идеальное равновесие, приносящее душе просветление и покой.

Слайд 9.

Учащиеся слушают Григорианский хорал Laudamus (№3, время звучания 1:28)

Григорианские песнопения основывались на 8 диатонических ладах – гласах (звукоряд без повышения и понижения звуков). Эта система называлась Осмогласие. Она была создана в Византии на основе античной музыки и использовалась для церковных песнопений как на Востоке, так и на Западе. В григорианском пении общее число ладов (8) имело глубокий религиозный смысл и рассматривалось как 2х4, где «2» – две сущности Христа, а «4» – четыре стороны креста. Таким образом, осмогласие символизировало распятого Христа.

В григорианском хорале текст с музыкой соединялся двумя способами:

Псалмодирование (использовался при чтении псалмов) – на один музыкальный звук – один слог текста

Юбиляция (лат. – «ликование») – один слог распевался на несколько звуков.

В григорианских хоралах сочетались оба приема.

Григорианские песнопения исполнялись на латинском языке. Для их записи была разработана специальная система.

Слайд 10.

Первоначально они записывались невмами (от греч. "пнеума" - "дыхание") - условными знаками, передававшими общее направление развития мелодии. Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное, а детали исполнитель должен знать сам. Одна над другой проводились две черты (обычно разного цвета), обозначавшие высоту основных звуков, а невмы записывались вокруг или прямо на этих линейках.

Слайд 11, 12.

В начале XI в. музыкант и теоретик Гвидо из города Apeццo (около 992 - около 1050) произвёл переворот в системе записи, введя ещё две линии. Невмы стали

располагать на четырёх линиях и между ними, что гораздо точнее и подробнее обозначало высоту звуков. Четырёх линейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях.

Слайд 13.

Примерно в то же время появились и названия для основных звуков - Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Это были начальные слоги первых шести слов латинского гимна, написанного монахом Павлом Диаконом в честь апостола Иоанна, который считался покровителем церковного пения. Позднее слог Ut заменили на Dо, и появилось название еще одного звука – Si – Святой Иоанн.

Дети слушают григорианский хорал Salutare (№4, время звучания 1:12)

Итак, подведем итог. Что же характерно для григорианского хорала? (ответы детей)

Страница 3. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА ВИЗАНТИИ

Слайд 14.

За время своего существования (IV-XV вв.) Византийская империя создала самобытную музыкальную культуру, неразрывно связанную с христианством. Ежедневные церковные богослужения были обязательны в жизни каждого византийца, и музыке отводилась в них важная роль.

До возникновения в Византии нотного письма песнопения передавались устно, затем стали записываться в певческих богослужебных книгах невмами.

Мы уже знаем, что в византийской музыке сформировалась система 8 ладов (гласов) – осмогласие. Начало этой системе положил обычай в каждый из 8 дней праздника Пасхи исполнять песнопения на особый напев (глас). Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространён на 8 недель. На каждую неделю в церкви установлен свой определённый глас. По прошествии недели глас меняется на следующий, от 1 до 8, таким образом круг осмогласия повторяется каждые 8 недель.

В VI в. была составлена книга гимнических песнопений «Октоих», которую в VIII в. отредактировал и дополнил своими гимнами святой Иоанн Дамаскин. В таком виде «Октоих» вошёл во всеобщее употребление в Византийской империи. Труды Святого Иоанна Дамаскина способствовали тому, что осмогласие стало основным законом богослужебного пения во всей Восточной Церкви.

Основными жанрами церковной музыки в Византии были канон и тропарь.

  1. Канон (от греч. - "образец", "правило") – один из видов церковной молитвенной поэзии. Представляет собой гимн-поэму, которая сопоставляет ветхозаветные образы с соответствующими событиями Нового Завета. Канон состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой песни называется ирмосом, остальные - тропарями. Ирмос – располагается в начале каждой песни, указывает на ветхозаветные прообразы. Тропарь – краткая песнь, прославляющая дела Бога или Его святых. Последний тропарь каждой песни посвящён прославлению Богородицы.

Дети слушают канон Пасхи (№5, время звучания 2:12)

  1. Тропарь (греч. — тон, лад, мелодия, глас, напев) — это краткая хвалебная песнь, в которой прославляется святой или раскрывается сущность праздника.

Дети слушают тропарь Богоявления (№6, время звучания 1:41)

Итак, подведем итог. Что было характерно для церковной музыки Византии? (ответы детей)

Страница 4. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Слайд 15.

На Руси церковная музыка появилась после ее крещения князем Владимиром в 988 году. Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру.

Первый митрополит, приехавший в Киев со святым князем Владимиром, был Митрополит Болгарский Михаил. С ним приехали и другие епископы, священники и певцы. С царицею Анной в конце Х века из Константинополя в Киев прибыл целый клир греческих певчих, который назывался "Царицыным", в 1053 году приехали греческие певцы со своими семьями, чтобы учить русских церковному пению.

Святой князь Владимир издал указ, где велел основывать школы, которые давали музыкальное образование. И на Руси скоро появились учителя и мастера богослужебного пения.

Слайд 16.

Одной из важнейших сторон богослужения стало пение - человеческий голос считался в Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом. В основе песнопений лежало заимствованное из Византии осмогласие. Д.В.Разумовский пишет о происхождении русского осмогласия от византийского: «Православная греко-российская церковь приняла от греческой церкви восемь гласов, или восемь музыкальных лествиц, по которым и совершает все свое пение». Другой исследователь XIX века, И.И.Вознесенский, писал: «Церковное пение греко-российской церкви в построении основных своих мелодий строго следует законам византийской музыки, основанной на древнеэллинском искусстве. Один из таких законов есть закон церковного осмогласия».

Слайд 17.

Церковные песнопения записывались знаками-символами - знамёнами (крюками), которые вели свое происхождение от византийских невм. Поэтому основной вид древнерусского церковного пения получил название знаменного распева. Знаменные распевы были одноголосными, строгими и сдержанными по характеру. Главное внимание уделялось тому, чтобы текст произносился ясно – одному слогу соответствовало одно знамя (крюк).

Слайд 18.

Дети слушают знаменный распев «Господи сил» (№7, время звучания 2:58)

Итак, подведем итог – каковы характерные особенности церковной музыки Древней Руси? (ответы детей).

А теперь давайте попробуем выделить общие черты средневековой церковной музыки как западной так и восточной традиций:

  1. Осмогласие

  2. Одноголосие

  3. Размеренная мелодия без скачков

  4. Мерный ритм

  5. Отсутствие инструментов

  6. Антифонное пение

В заключении мне хочется сказать о том, что церковное пение является частью Предания. Это значит, что в нем нет места самовольным произведениям, основанным на мгновенном вдохновении. Церковная музыка была создана с великим вниманием Святыми Отцами так, чтобы она помогала душам христиан приблизиться к Богу.

Список литературы:

  1. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино/ Глав. Ред В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001 г.

  2. © Портал-Credo.ru 2002-10

  3. © 2010 Музыкальный блог "Гусли".

  4. Материалы ресурса Дискография «Православное Богослужебное пение» http://oss.multimedia.ru/about_project/about_project.html

  5. Статья о церковном песнопении. Священник Иоанн Фатопулос Февраль 2006

doc4web.ru

1.2 О соотношении эстетико-художественного и утилитарно-дидактического в культовом пении Древней Руси. Религиозно-духовная музыка Древней Руси

Похожие главы из других работ:

Древнерусская культура

1. Литература Древней Руси. Летописи

Летописи -- это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории -- являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописен, т. е...

Искусство Древней Руси

1. Становление искусства Древней Руси

История древнерусского искусства насчитывает почти тысячелетие. Оно зародилось в 9-10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь...

Искусство Киевской Руси

Литература древней Руси

Художественная литература, особенно беллетристика, в средние века еще не выделилась в самостоятельный род. Средневекового читателя привлекали в книгах не столько их художественные достоинства, если они вообще имели значение...

История архитектуры России и Италии

2.1 Архитектура Древней Руси

Для того чтобы рассматривать архитектурные достижения Древней Руси, необходимо в первую очередь остановиться на тех предпосылках, которые предшествовали появлению первых шедевров русской архитектурной культуры...

История библиотечной науки

Из истории Древней Руси

Абрамов, К.И. История библиотечного дела в СССР., с.3-10Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства - Киевская Русь. Еще до складывания централизованного государства...

Культурoлогический анaлиз рaзличных aспектов фенoмена смeха

§ 1. Смеховая культура Древней Руси

Знакомство с древнерусской смеховой культурой позволяет утверждать, что она прошла, по крайней мере, два этапа своего развития. Первый, языческий этап русской смеховой культуры связан с архаическим ритуальным смехом...

Культура Древней Руси

1. Летописание и литература Древней Руси

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сотен, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов...

Культура Древней Руси

2. Культура Древней Руси

...

Культура Древней Руси

2. Архитектура Древней Руси

Крещение Руси положило начало возведению храмов, монастырей. первоначально они были деревянными. Каменное строительство, возникшее под влиянием Византии, начинается в Киеве в конце Х в. В центре города была сооружена Десятинная церковь...

Культура древней Руси VI-XIII веков

7. Книгоиздание в древней Руси

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились...

Монастырские библиотеки в Древней Руси

1. Монастырские библиотеки в Древней Руси

Как и другие страны Европы того времени, Русь развивалась как страна городов. Крупнейшими центрами стали Киев и Новгород, среди крупных центров государства следует назвать Чернигов, Полоцк и Галич, а также Смоленск, Ростов, Суздаль, Владимир...

Риторика Средневековья

4. Ораторское искусство Древней Руси

С ораторской прозой Русь познакомилась в конце Х - начале XI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского красноречия. После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь...

Свадебная обрядность: Вчера. Сегодня. Завтра

II. Свадебные обряды Древней Руси

...

Стиль рококо в искусстве и костюме

Костюм в Древней Руси IX-XIII в

В VIII-IXвв. На огромной территории Восточно-Европейской (или русской) равнины жили племена восточных славян. Три основы равнинной природы играли важную роль в жизни племён и оказывали влияние на ход и развитие их жизни. Возможно...

Художественная культура Древней Руси

Иконопись в Древней Руси

Итак, Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью...

cult.bobrodobro.ru

Конспект урока по Музыке "Церковная музыка Средневековой Европы, Византии и Древней Руси"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока по Музыке "Церковная музыка Средневековой Европы, Византии и Древней Руси" для предмета : Музыка. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Тема урока:

Церковная музыка Средневековой Европы, Византии и Древней Руси.

Урок разработан учителем музыки

МОУ СОШ № 66 г.Краснодара

Н.В. Тананко

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Цель урока: знакомство с особенностями церковной музыки Средневековой Европы, Византии и Древней Руси, сравнительный анализ двух религиозных музыкальных культур.

Задачи:

Обучающая: изучение видов и жанров церковной музыки (григорианский хорал, кондак, тропарь, знаменный распев), с новыми музыкальными терминами (осмогласие).

Развивающая: развитие навыков сравнительного анализа, логического мышления, слуховых и зрительных представлений учащихся.

Воспитательная: воспитание духовности на примерах жития святых (создания ими традиций церковного пения), на основе религиозных текстов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Форма урока: устный журнал

План урока:

  1. Музыкальный эпиграф (завязка урока)

  2. Страница 1. Песнопения первых веков христианства

  3. Страница 2. Церковная музыка Средневековой Европы

  4. Страница 3. Церковная музыка Византии

  5. Страница 4. Церковная музыка Древней Руси.

  6. Итог урока.

Ход урока:

Слайд 1.

- музыкальным эпиграфом нашего урока станут два церковных песнопения. Послушайте их внимательно.

Дети слушают григорианский хорал (№1, время звучания 1:10) и знаменный распев (№2, время звучания 0:52)

Учитель задает вопросы:

- Есть ли различия в этих песнопениях? Какие? (поется на разном языке)

- Что общего в этих двух песнопениях? (они оба одноголосные, церковные, исполняются мужским хором)

- Правильно, ребята. Первое песнопение относится к церковной музыке Западной Европы, второе – к русской церковной музыке.

- Сегодня на уроке мы узнаем о церковной музыке Средневековой Европы, Византии и Древней Руси. Наш урок мы построим в форме музыкального журнала, в котором на каждой странице будет раскрыт один из разделов нашей темы. А помогут мне ребята, которые подготовили свои сообщения.

Итак, страничка 1. С ней вас познакомлю я. Эта страничка посвящена песнопениям первых веков христианства. Как вы думаете. Почему в христианской церкви возникла традиция церковного пения? (ответы детей)

- Откуда же происходит традиция церковного песнопения?

Страница 1. ПЕСНОПЕНИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ ХРИСТИАНСТВА

Первое христианское песнопение согласно евангельскому повествованию, было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь.

Слайд. 2

Святой Иоанн Златоуст говорит: - «Вверху Бога прославляет ангельское воинство, внизу – люди, осуществляющие службу в церквях, которые, подражая тем, воспроизводят то же самое славословие. Вверху Серафимы издают трехсвятительный гимн, а внизу множество людей возносит тот же самый гимн. Возникает общее празднество для небесных и земных жителей: одно причастие, одна радость, одна приятная служба. Это осуществлялось благодаря непостижимому сошествию Владыки на землю, и это запечатлел Святой Дух: гармония звуков сложилась по Отцовскому благоволению. Она имеет слаженность мелосов свыше и благодаря Троице. Другими словами, земная музыка – лишь подражание небесной, а ее гармония – результат благоволения Творца и Троицы, а попала музыка на землю только в результате сошествия Христа».

Слайд 3.

Церковное пение появилось во времена самого раннего христианства. Еще Плиний Младший писал на имя императора Траяна, что христиане собираются в ночь на воскресение и поют песни "Христу как Богу". В первые века христианства пение было одной из важнейших форм церковной молитвы. Первые песнопения овеяны духом импровизации. Это была вдохновенная богослужебная поэзия гимнов и псалмов, песни хвалы и благодарений. Поэзия рождалась одновременно с музыкой и представляла собой молитвенное чтение нараспев, которое исполнялось одноголосно, в медленном темпе, спокойно, тягуче, отличалось однообразием ритма и интонаций. Содержание этих «древних распевов» составляет приветствие и хвала Господу. Они звучат аскетично, мелодия неспешно перешагивает с одного звука на другой, не допуская резких скачков и шероховатостей.

Слайд 4.

Все древние христианские распевы берут начало в древнееврейском храмовом пении. По Библейскому преданию, древнееврейский царь Давид «расслышал пение с небес» и передал небесные славословия людям. Псалмы царя Давида вошли в христианскую церковную службу.

Слайд 5.

На смену Древнему миру пришла эпоха Средневековья, которая продолжалась более тысячи лет. Теперь христианство стало основой духовной жизни европейцев, все виды искусства были подчинено задачам христианского богослужения. Музыке отводилась самая трудная роль - она должна была помочь молящемуся отрешиться от повседневных забот, забыть о личных чувствах, проблемах и целиком сосредоточиться на молитве. Этой цели служили песнопения, которые в целом сохранили свои особенности со времен раннего христианства. Они были одноголосными и обходились без инструментального сопровождения.

- Как вы думаете, почему церковные песнопения были одноголосными? (ответы детей) Одноголосие являлось символом Единого Бога и единой Церкви.

- А почему в церковных песнопениях долгое время не использовались инструменты? (ответы детей) Инструменты оказывали сильное воздействие на эмоции и чувства человека, что мешало сосредоточиться на молитве.

В 395 году Римская империя была разделена на Западную и Восточную (Византийскую), в результате чего христианская церковная музыка стала развиваться по этим двум направлениям, приобретая свои особенности и характерные черты.

Что же было характерно для церковной музыки Средневекового Запада?

Страница 2. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Слайд 6.

Формирование традиций западноевропейской церковной музыки связано с деятельностью богослова и проповедника святого Амвросия Медиоланского (около 340 – 397). Он одним из первых стал сочинять гимны для богослужений. Амвросий Медиоланский ввел важное нововведение в церковную музыку – разделил хор на два состава, находящие по разные стороны алтаря. Хоры поочередно пели музыкальные фрагменты между молитвенными текстами. Эти фрагменты назывались антифонами (от греч. «антифонос» - «звучащий в ответ»), а принцип пения, основанный на чередовании двух хоров стал называться антифонным пением. Музыка для антифонов создавалась на основе уже существовавших древних распевов. Постепенно за важнейшими молитвенными текстами закреплялись определенные антифоны. Число антифонов росло и певчим становилось трудно удерживать их в памяти. Со временем возникла необходимость привести в порядок накопившийся музыкальный материал.

Слайд 7.

В начале VII в. Папа Римский Григорий I (590 – 604) систематизировал все существующие песнопения церковной службы и собрал их в единый сборник, который получил название «Григорианский антифонарий». Эти песнопения стали обязательными для исполнения по всей Европе. Их называли «григорианскими хоралами», передавались они устно, переходя от учителя к ученику. Григорианское хоральное пение стало главным стилем церковного пения в средневековой Европе.

Слайд 8.

Характерные черты григорианского пения:

  1. Строгое одноголосие (голоса певчих должны сливаться так, будто поет один человек).

  2. Протяженные музыкальные фразы, лишенные резких скачков,

  3. Ровный ритм

Эти музыкальные средства создают ощущение глубокой умиротворенности, создают мерное, сосредоточенное движение, передают внутреннюю молитвенную работу души. Они направлены на решение главной задачи – передать особое состояние человека, мысли которого сосредоточены на Боге, а чувства приведены в идеальное равновесие, приносящее душе просветление и покой.

Слайд 9.

Учащиеся слушают Григорианский хорал Laudamus (№3, время звучания 1:28)

Григорианские песнопения основывались на 8 диатонических ладах – гласах (звукоряд без повышения и понижения звуков). Эта система называлась Осмогласие. Она была создана в Византии на основе античной музыки и использовалась для церковных песнопений как на Востоке, так и на Западе. В григорианском пении общее число ладов (8) имело глубокий религиозный смысл и рассматривалось как 2х4, где «2» – две сущности Христа, а «4» – четыре стороны креста. Таким образом, осмогласие символизировало распятого Христа.

В григорианском хорале текст с музыкой соединялся двумя способами:

Псалмодирование (использовался при чтении псалмов) – на один музыкальный звук – один слог текста

Юбиляция (лат. – «ликование») – один слог распевался на несколько звуков.

В григорианских хоралах сочетались оба приема.

Григорианские песнопения исполнялись на латинском языке. Для их записи была разработана специальная система.

Слайд 10.

Первоначально они записывались невмами (от греч. "пнеума" - "дыхание") - условными знаками, передававшими общее направление развития мелодии. Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное, а детали исполнитель должен знать сам. Одна над другой проводились две черты (обычно разного цвета), обозначавшие высоту основных звуков, а невмы записывались вокруг или прямо на этих линейках.

Слайд 11, 12.

В начале XI в. музыкант и теоретик Гвидо из города Apeццo (около 992 - около 1050) произвёл переворот в системе записи, введя ещё две линии. Невмы стали

располагать на четырёх линиях и между ними, что гораздо точнее и подробнее обозначало высоту звуков. Четырёх линейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях.

Слайд 13.

Примерно в то же время появились и названия для основных звуков - Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Это были начальные слоги первых шести слов латинского гимна, написанного монахом Павлом Диаконом в честь апостола Иоанна, который считался покровителем церковного пения. Позднее слог Ut заменили на Dо, и появилось название еще одного звука – Si – Святой Иоанн.

Дети слушают григорианский хорал Salutare (№4, время звучания 1:12)

Итак, подведем итог. Что же характерно для григорианского хорала? (ответы детей)

Страница 3. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА ВИЗАНТИИ

Слайд 14.

За время своего существования (IV-XV вв.) Византийская империя создала самобытную музыкальную культуру, неразрывно связанную с христианством. Ежедневные церковные богослужения были обязательны в жизни каждого византийца, и музыке отводилась в них важная роль.

До возникновения в Византии нотного письма песнопения передавались устно, затем стали записываться в певческих богослужебных книгах невмами.

Мы уже знаем, что в византийской музыке сформировалась система 8 ладов (гласов) – осмогласие. Начало этой системе положил обычай в каждый из 8 дней праздника Пасхи исполнять песнопения на особый напев (глас). Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространён на 8 недель. На каждую неделю в церкви установлен свой определённый глас. По прошествии недели глас меняется на следующий, от 1 до 8, таким образом круг осмогласия повторяется каждые 8 недель.

В VI в. была составлена книга гимнических песнопений «Октоих», которую в VIII в. отредактировал и дополнил своими гимнами святой Иоанн Дамаскин. В таком виде «Октоих» вошёл во всеобщее употребление в Византийской империи. Труды Святого Иоанна Дамаскина способствовали тому, что осмогласие стало основным законом богослужебного пения во всей Восточной Церкви.

Основными жанрами церковной музыки в Византии были канон и тропарь.

  1. Канон (от греч. - "образец", "правило") – один из видов церковной молитвенной поэзии. Представляет собой гимн-поэму, которая сопоставляет ветхозаветные образы с соответствующими событиями Нового Завета. Канон состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой песни называется ирмосом, остальные - тропарями. Ирмос – располагается в начале каждой песни, указывает на ветхозаветные прообразы. Тропарь – краткая песнь, прославляющая дела Бога или Его святых. Последний тропарь каждой песни посвящён прославлению Богородицы.

Дети слушают канон Пасхи (№5, время звучания 2:12)

  1. Тропарь (греч. — тон, лад, мелодия, глас, напев) — это краткая хвалебная песнь, в которой прославляется святой или раскрывается сущность праздника.

Дети слушают тропарь Богоявления (№6, время звучания 1:41)

Итак, подведем итог. Что было характерно для церковной музыки Византии? (ответы детей)

Страница 4. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Слайд 15.

На Руси церковная музыка появилась после ее крещения князем Владимиром в 988 году. Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру.

Первый митрополит, приехавший в Киев со святым князем Владимиром, был Митрополит Болгарский Михаил. С ним приехали и другие епископы, священники и певцы. С царицею Анной в конце Х века из Константинополя в Киев прибыл целый клир греческих певчих, который назывался "Царицыным", в 1053 году приехали греческие певцы со своими семьями, чтобы учить русских церковному пению.

Святой князь Владимир издал указ, где велел основывать школы, которые давали музыкальное образование. И на Руси скоро появились учителя и мастера богослужебного пения.

Слайд 16.

Одной из важнейших сторон богослужения стало пение - человеческий голос считался в Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом. В основе песнопений лежало заимствованное из Византии осмогласие. Д.В.Разумовский пишет о происхождении русского осмогласия от византийского: «Православная греко-российская церковь приняла от греческой церкви восемь гласов, или восемь музыкальных лествиц, по которым и совершает все свое пение». Другой исследователь XIX века, И.И.Вознесенский, писал: «Церковное пение греко-российской церкви в построении основных своих мелодий строго следует законам византийской музыки, основанной на древнеэллинском искусстве. Один из таких законов есть закон церковного осмогласия».

Слайд 17.

Церковные песнопения записывались знаками-символами - знамёнами (крюками), которые вели свое происхождение от византийских невм. Поэтому основной вид древнерусского церковного пения получил название знаменного распева. Знаменные распевы были одноголосными, строгими и сдержанными по характеру. Главное внимание уделялось тому, чтобы текст произносился ясно – одному слогу соответствовало одно знамя (крюк).

Слайд 18.

Дети слушают знаменный распев «Господи сил» (№7, время звучания 2:58)

Итак, подведем итог – каковы характерные особенности церковной музыки Древней Руси? (ответы детей).

А теперь давайте попробуем выделить общие черты средневековой церковной музыки как западной так и восточной традиций:

  1. Осмогласие

  2. Одноголосие

  3. Размеренная мелодия без скачков

  4. Мерный ритм

  5. Отсутствие инструментов

  6. Антифонное пение

В заключении мне хочется сказать о том, что церковное пение является частью Предания. Это значит, что в нем нет места самовольным произведениям, основанным на мгновенном вдохновении. Церковная музыка была создана с великим вниманием Святыми Отцами так, чтобы она помогала душам христиан приблизиться к Богу.

Список литературы:

  1. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино/ Глав. Ред В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001 г.

  2. © Портал-Credo.ru 2002-10

  3. © 2010 Музыкальный блог "Гусли".

  4. Материалы ресурса Дискография «Православное Богослужебное пение» http://oss.multimedia.ru/about_project/about_project.html

  5. Статья о церковном песнопении. Священник Иоанн Фатопулос Февраль 2006

docbase.org

Глава 2. Славянская церковная музыка. Народная, светская и церковная музыка славян

Похожие главы из других работ:

Анализ влияния гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. на мировую культуру

4.3 Музыка

В музыке наблюдался некоторый подъем, но в ней не было создано ничего сравнимого по своей значимости с тем, что породило поэтическое творчество эпохи...

Византийское искусство

4.4 Музыка

Музыка в византийской культуре IV--VI вв. отличалась своеобразной особенностью: религиозная музыка, получившая широкое распространение, сосуществовала с народной музыкой, корни которой уходили в языческие времена. Становление христианства...

Золотое сечение в искусстве

Музыка

Музыка - вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, состоящих из тонов. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни...

Искусство Киевской Руси

Музыка

Изучение древнерусского фольклора так же важно для понимания исторической основы русской музыки, как и для адекватного подхода к русской поэзии. Русская песня имеет свои мелодические, гармонические и ритмические особенности...

История русской культуры и основные этапы её развития

2.1 Первый этап развития русской культуры - славянская культура

О культуре славян первого периода нам известно немного. Одна из причин этого состоит в том, что основной материал той эпохи было дерево - пластичный, доступный, но недолговечный. Если античные сооружения, хотя бы в руинизированном виде...

Культура гуцулов

6. Музыка

Музыка гуцулов очень приятна, её самобытность объясняется существованием своих народных музыкальных инструментов. Тилинка (теленка) - открытая флейта без игровых отверстий, из орешника или ивы...

Культура древней Руси VI-XIII веков

6. Славянская азбука

Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами...

Культура Японии

1.4 Музыка

История музыки в Японии представляет собой длительный процесс заимствования зарубежных музыкальных стилей и приспособления их к японским вкусам. Как это происходило, можно увидеть на примере некоторых музыкальных инструментов...

Культура Японии

6.4 Музыка

История музыки в Японии представляет собой длительный процесс заимствования зарубежных музыкальных стилей и приспособления их к японским вкусам. Как это происходило, можно увидеть на примере некоторых музыкальных инструментов...

Мифология восточных славян как источник народной художественной культуры

1.3 Музыка

В изучении русской народной культуры огромное значение имеют фольклорные экспедиции. Многие виды песен, которые записывают сейчас в фольклорных экспедициях, восходят к культуре языческой Руси. Несмотря на естественный процесс эволюции...

Музыка как вид искусства

3. Хоровая музыка

Хоровое пение - достаточно специфическая область искусства, имеющее в своей основе идею приобщения к музыке посредством коллективного пения. Через голос человек выражает всю гамму своего чувственного мира...

Музыка как вид искусства

4. Камерная музыка

Камерная музыка - это инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни...

Народная, светская и церковная музыка славян

Глава 1. Славянская народная музыка

С древнейших времен славяне любили музыку, пение и пляску. Свадьбы, похороны и семейные празднества всегда сопровождались пением. Различные языческие обряды также обязательно включали заклинания, пение, игру на музыкальных инструментах...

Разbeatые поколения

3.7.Музыка

Джаз и блюз для битников быстро стал главным культурным сопровождением - один из идеологов битничества Джон Артур Мэйнард говорил о джазе в таких терминах, как "новый завет" и "откровение". Речь чаще всего шла о бопе...

Художественная картина Санкт-Петербурга II половины XIX века

Музыка

Могучая кучка «Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) -- творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов...

cult.bobrodobro.ru

Конспект урока по Музыке "Церковная музыка Средневековой Европы, Византии и Древней Руси"

Тема урока:

Церковная музыка Средневековой Европы, Византии и Древней Руси.

Урок разработан учителем музыки

МОУ СОШ № 66 г.Краснодара

Н.В. Тананко

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Цель урока: знакомство с особенностями церковной музыки Средневековой Европы, Византии и Древней Руси, сравнительный анализ двух религиозных музыкальных культур.

Задачи:

Обучающая: изучение видов и жанров церковной музыки (григорианский хорал, кондак, тропарь, знаменный распев), с новыми музыкальными терминами (осмогласие).

Развивающая: развитие навыков сравнительного анализа, логического мышления, слуховых и зрительных представлений учащихся.

Воспитательная: воспитание духовности на примерах жития святых (создания ими традиций церковного пения), на основе религиозных текстов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Форма урока: устный журнал

План урока:

  1. Музыкальный эпиграф (завязка урока)

  2. Страница 1. Песнопения первых веков христианства

  3. Страница 2. Церковная музыка Средневековой Европы

  4. Страница 3. Церковная музыка Византии

  5. Страница 4. Церковная музыка Древней Руси.

  6. Итог урока.

Ход урока:

Слайд 1.

- музыкальным эпиграфом нашего урока станут два церковных песнопения. Послушайте их внимательно.

Дети слушают григорианский хорал (№1, время звучания 1:10) и знаменный распев (№2, время звучания 0:52)

Учитель задает вопросы:

- Есть ли различия в этих песнопениях? Какие? (поется на разном языке)

- Что общего в этих двух песнопениях? (они оба одноголосные, церковные, исполняются мужским хором)

- Правильно, ребята. Первое песнопение относится к церковной музыке Западной Европы, второе – к русской церковной музыке.

- Сегодня на уроке мы узнаем о церковной музыке Средневековой Европы, Византии и Древней Руси. Наш урок мы построим в форме музыкального журнала, в котором на каждой странице будет раскрыт один из разделов нашей темы. А помогут мне ребята, которые подготовили свои сообщения.

Итак, страничка 1. С ней вас познакомлю я. Эта страничка посвящена песнопениям первых веков христианства. Как вы думаете. Почему в христианской церкви возникла традиция церковного пения? (ответы детей)

- Откуда же происходит традиция церковного песнопения?

Страница 1. ПЕСНОПЕНИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ ХРИСТИАНСТВА

Первое христианское песнопение согласно евангельскому повествованию, было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь.

Слайд. 2

Святой Иоанн Златоуст говорит: - «Вверху Бога прославляет ангельское воинство, внизу – люди, осуществляющие службу в церквях, которые, подражая тем, воспроизводят то же самое славословие. Вверху Серафимы издают трехсвятительный гимн, а внизу множество людей возносит тот же самый гимн. Возникает общее празднество для небесных и земных жителей: одно причастие, одна радость, одна приятная служба. Это осуществлялось благодаря непостижимому сошествию Владыки на землю, и это запечатлел Святой Дух: гармония звуков сложилась по Отцовскому благоволению. Она имеет слаженность мелосов свыше и благодаря Троице. Другими словами, земная музыка – лишь подражание небесной, а ее гармония – результат благоволения Творца и Троицы, а попала музыка на землю только в результате сошествия Христа».

Слайд 3.

Церковное пение появилось во времена самого раннего христианства. Еще Плиний Младший писал на имя императора Траяна, что христиане собираются в ночь на воскресение и поют песни "Христу как Богу". В первые века христианства пение было одной из важнейших форм церковной молитвы. Первые песнопения овеяны духом импровизации. Это была вдохновенная богослужебная поэзия гимнов и псалмов, песни хвалы и благодарений. Поэзия рождалась одновременно с музыкой и представляла собой молитвенное чтение нараспев, которое исполнялось одноголосно, в медленном темпе, спокойно, тягуче, отличалось однообразием ритма и интонаций. Содержание этих «древних распевов» составляет приветствие и хвала Господу. Они звучат аскетично, мелодия неспешно перешагивает с одного звука на другой, не допуская резких скачков и шероховатостей.

Слайд 4.

Все древние христианские распевы берут начало в древнееврейском храмовом пении. По Библейскому преданию, древнееврейский царь Давид «расслышал пение с небес» и передал небесные славословия людям. Псалмы царя Давида вошли в христианскую церковную службу.

Слайд 5.

На смену Древнему миру пришла эпоха Средневековья, которая продолжалась более тысячи лет. Теперь христианство стало основой духовной жизни европейцев, все виды искусства были подчинено задачам христианского богослужения. Музыке отводилась самая трудная роль - она должна была помочь молящемуся отрешиться от повседневных забот, забыть о личных чувствах, проблемах и целиком сосредоточиться на молитве. Этой цели служили песнопения, которые в целом сохранили свои особенности со времен раннего христианства. Они были одноголосными и обходились без инструментального сопровождения.

- Как вы думаете, почему церковные песнопения были одноголосными? (ответы детей) Одноголосие являлось символом Единого Бога и единой Церкви.

- А почему в церковных песнопениях долгое время не использовались инструменты? (ответы детей) Инструменты оказывали сильное воздействие на эмоции и чувства человека, что мешало сосредоточиться на молитве.

В 395 году Римская империя была разделена на Западную и Восточную (Византийскую), в результате чего христианская церковная музыка стала развиваться по этим двум направлениям, приобретая свои особенности и характерные черты.

Что же было характерно для церковной музыки Средневекового Запада?

Страница 2. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Слайд 6.

Формирование традиций западноевропейской церковной музыки связано с деятельностью богослова и проповедника святого Амвросия Медиоланского (около 340 – 397). Он одним из первых стал сочинять гимны для богослужений. Амвросий Медиоланский ввел важное нововведение в церковную музыку – разделил хор на два состава, находящие по разные стороны алтаря. Хоры поочередно пели музыкальные фрагменты между молитвенными текстами. Эти фрагменты назывались антифонами (от греч. «антифонос» - «звучащий в ответ»), а принцип пения, основанный на чередовании двух хоров стал называться антифонным пением. Музыка для антифонов создавалась на основе уже существовавших древних распевов. Постепенно за важнейшими молитвенными текстами закреплялись определенные антифоны. Число антифонов росло и певчим становилось трудно удерживать их в памяти. Со временем возникла необходимость привести в порядок накопившийся музыкальный материал.

Слайд 7.

В начале VII в. Папа Римский Григорий I (590 – 604) систематизировал все существующие песнопения церковной службы и собрал их в единый сборник, который получил название «Григорианский антифонарий». Эти песнопения стали обязательными для исполнения по всей Европе. Их называли «григорианскими хоралами», передавались они устно, переходя от учителя к ученику. Григорианское хоральное пение стало главным стилем церковного пения в средневековой Европе.

Слайд 8.

Характерные черты григорианского пения:

  1. Строгое одноголосие (голоса певчих должны сливаться так, будто поет один человек).

  2. Протяженные музыкальные фразы, лишенные резких скачков,

  3. Ровный ритм

Эти музыкальные средства создают ощущение глубокой умиротворенности, создают мерное, сосредоточенное движение, передают внутреннюю молитвенную работу души. Они направлены на решение главной задачи – передать особое состояние человека, мысли которого сосредоточены на Боге, а чувства приведены в идеальное равновесие, приносящее душе просветление и покой.

Слайд 9.

Учащиеся слушают Григорианский хорал Laudamus (№3, время звучания 1:28)

Григорианские песнопения основывались на 8 диатонических ладах – гласах (звукоряд без повышения и понижения звуков). Эта система называлась Осмогласие. Она была создана в Византии на основе античной музыки и использовалась для церковных песнопений как на Востоке, так и на Западе. В григорианском пении общее число ладов (8) имело глубокий религиозный смысл и рассматривалось как 2х4, где «2» – две сущности Христа, а «4» – четыре стороны креста. Таким образом, осмогласие символизировало распятого Христа.

В григорианском хорале текст с музыкой соединялся двумя способами:

Псалмодирование (использовался при чтении псалмов) – на один музыкальный звук – один слог текста

Юбиляция (лат. – «ликование») – один слог распевался на несколько звуков.

В григорианских хоралах сочетались оба приема.

Григорианские песнопения исполнялись на латинском языке. Для их записи была разработана специальная система.

Слайд 10.

Первоначально они записывались невмами (от греч. "пнеума" - "дыхание") - условными знаками, передававшими общее направление развития мелодии. Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное, а детали исполнитель должен знать сам. Одна над другой проводились две черты (обычно разного цвета), обозначавшие высоту основных звуков, а невмы записывались вокруг или прямо на этих линейках.

Слайд 11, 12.

В начале XI в. музыкант и теоретик Гвидо из города Apeццo (около 992 - около 1050) произвёл переворот в системе записи, введя ещё две линии. Невмы стали

располагать на четырёх линиях и между ними, что гораздо точнее и подробнее обозначало высоту звуков. Четырёх линейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях.

Слайд 13.

Примерно в то же время появились и названия для основных звуков - Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Это были начальные слоги первых шести слов латинского гимна, написанного монахом Павлом Диаконом в честь апостола Иоанна, который считался покровителем церковного пения. Позднее слог Ut заменили на Dо, и появилось название еще одного звука – Si – Святой Иоанн.

Дети слушают григорианский хорал Salutare (№4, время звучания 1:12)

Итак, подведем итог. Что же характерно для григорианского хорала? (ответы детей)

Страница 3. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА ВИЗАНТИИ

Слайд 14.

За время своего существования (IV-XV вв.) Византийская империя создала самобытную музыкальную культуру, неразрывно связанную с христианством. Ежедневные церковные богослужения были обязательны в жизни каждого византийца, и музыке отводилась в них важная роль.

До возникновения в Византии нотного письма песнопения передавались устно, затем стали записываться в певческих богослужебных книгах невмами.

Мы уже знаем, что в византийской музыке сформировалась система 8 ладов (гласов) – осмогласие. Начало этой системе положил обычай в каждый из 8 дней праздника Пасхи исполнять песнопения на особый напев (глас). Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространён на 8 недель. На каждую неделю в церкви установлен свой определённый глас. По прошествии недели глас меняется на следующий, от 1 до 8, таким образом круг осмогласия повторяется каждые 8 недель.

В VI в. была составлена книга гимнических песнопений «Октоих», которую в VIII в. отредактировал и дополнил своими гимнами святой Иоанн Дамаскин. В таком виде «Октоих» вошёл во всеобщее употребление в Византийской империи. Труды Святого Иоанна Дамаскина способствовали тому, что осмогласие стало основным законом богослужебного пения во всей Восточной Церкви.

Основными жанрами церковной музыки в Византии были канон и тропарь.

  1. Канон (от греч. - "образец", "правило") – один из видов церковной молитвенной поэзии. Представляет собой гимн-поэму, которая сопоставляет ветхозаветные образы с соответствующими событиями Нового Завета. Канон состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой песни называется ирмосом, остальные - тропарями. Ирмос – располагается в начале каждой песни, указывает на ветхозаветные прообразы. Тропарь – краткая песнь, прославляющая дела Бога или Его святых. Последний тропарь каждой песни посвящён прославлению Богородицы.

Дети слушают канон Пасхи (№5, время звучания 2:12)

  1. Тропарь (греч. — тон, лад, мелодия, глас, напев) — это краткая хвалебная песнь, в которой прославляется святой или раскрывается сущность праздника.

Дети слушают тропарь Богоявления (№6, время звучания 1:41)

Итак, подведем итог. Что было характерно для церковной музыки Византии? (ответы детей)

Страница 4. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Слайд 15.

На Руси церковная музыка появилась после ее крещения князем Владимиром в 988 году. Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру.

Первый митрополит, приехавший в Киев со святым князем Владимиром, был Митрополит Болгарский Михаил. С ним приехали и другие епископы, священники и певцы. С царицею Анной в конце Х века из Константинополя в Киев прибыл целый клир греческих певчих, который назывался "Царицыным", в 1053 году приехали греческие певцы со своими семьями, чтобы учить русских церковному пению.

Святой князь Владимир издал указ, где велел основывать школы, которые давали музыкальное образование. И на Руси скоро появились учителя и мастера богослужебного пения.

Слайд 16.

Одной из важнейших сторон богослужения стало пение - человеческий голос считался в Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом. В основе песнопений лежало заимствованное из Византии осмогласие. Д.В.Разумовский пишет о происхождении русского осмогласия от византийского: «Православная греко-российская церковь приняла от греческой церкви восемь гласов, или восемь музыкальных лествиц, по которым и совершает все свое пение». Другой исследователь XIX века, И.И.Вознесенский, писал: «Церковное пение греко-российской церкви в построении основных своих мелодий строго следует законам византийской музыки, основанной на древнеэллинском искусстве. Один из таких законов есть закон церковного осмогласия».

Слайд 17.

Церковные песнопения записывались знаками-символами - знамёнами (крюками), которые вели свое происхождение от византийских невм. Поэтому основной вид древнерусского церковного пения получил название знаменного распева. Знаменные распевы были одноголосными, строгими и сдержанными по характеру. Главное внимание уделялось тому, чтобы текст произносился ясно – одному слогу соответствовало одно знамя (крюк).

Слайд 18.

Дети слушают знаменный распев «Господи сил» (№7, время звучания 2:58)

Итак, подведем итог – каковы характерные особенности церковной музыки Древней Руси? (ответы детей).

А теперь давайте попробуем выделить общие черты средневековой церковной музыки как западной так и восточной традиций:

  1. Осмогласие

  2. Одноголосие

  3. Размеренная мелодия без скачков

  4. Мерный ритм

  5. Отсутствие инструментов

  6. Антифонное пение

В заключении мне хочется сказать о том, что церковное пение является частью Предания. Это значит, что в нем нет места самовольным произведениям, основанным на мгновенном вдохновении. Церковная музыка была создана с великим вниманием Святыми Отцами так, чтобы она помогала душам христиан приблизиться к Богу.

Список литературы:

  1. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино/ Глав. Ред В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001 г.

  2. © Портал-Credo.ru 2002-10

  3. © 2010 Музыкальный блог "Гусли".

  4. Материалы ресурса Дискография «Православное Богослужебное пение» http://oss.multimedia.ru/about_project/about_project.html

  5. Статья о церковном песнопении. Священник Иоанн Фатопулос Февраль 2006

globuss24.ru

Музыка Древней Руси - online presentation

1. Музыка Древней Руси

Уфимцев Дмитрий 9 «а»О музыке Древней Руси рассказывают памятники литературы и искусства: летописи, фрески, иконы. В житии новгородского епископа Нифонта (XIII в.), в поучениях монаха Георгия (XIII в.) и ряде других документов содержатся сведения о том, что музыканты выступали на улицах и площадях городов. Музыка была обязательной частью обрядовых праздников Масленицы, Ивана Купалы и других. Проходили они обычно при большом количестве народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов странствующих актёров и музыкантов. Скоморохи играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках. Звучала музыка во время торжественных церемоний при дворе князей. Так, перемена блюд на пирах сопровождалась инструментальной музыкой или былиной. На войне с помощью труб, рогов, сурн, барабанов, бубнов подавали сигналы и создавали шум, который должен был испугать врага.Наиболее распространённым инструментом были гусли. Не случайно в «Слове о полку Игореве» (XII в.) воспет Баян эпический сказитель гусляр. Однако отношение к гуслям было двойственное. Они пользовались уважением за сходство с музыкальным инструментом библейского царя-псалмопевца Давида (неизменный атрибут его изображений гусли). Но те же гусли в руках забавников скоморохов порицались Церковью. Скоморохи и предметы их быта, в том числе и музыкальные инструменты, исчезли в XVII в.Церковная музыка появилась после обращения Руси в христианство (988 г.). Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру. Одной из важнейших сторон богослужения стало пение человеческий голос считался в Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом. В основе песнопений лежало заимствованное из Византии осмогласие. Первыми учителями русских были греческие и болгарские певчие. Произведения церковного певческого искусства (тропари, каноны и другие.) оставались анонимными. История сохранила имена только некоторых выдающихся мастеров, и то уже конца XVI в., Саввы и Василия Роговых, Маркела Безбородого, Фёдора Крестьянина, Ф

en.ppt-online.org