Античная философия — Милетская школа. Милетская школа древней греции


Милетская школа - это... Что такое Милетская школа?

Миле́тская школа, миле́тцы — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Иногда милетскую школу включают в состав "ионийской философии".

Очерк

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, биологии, географии, метеорологии, физики и (возможно) математики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

Исходя из принципа сохранения: «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, в основе многообразия явлений они усмотрели некое единое правещество; для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.)

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Считается, что милетские философы не были материалистами в современном смысле слова. «Различие между материей и духом в те времена ещё не было установлено, а до тех пор, пока это не сделано, нельзя говорить о материалистах в том же смысле, в каком мы говорим о них сейчас.»[1] Как пишет Ф. Х. Кессиди, первые греческие философы «не знали ни чисто материального начала, ни чисто идеальной сущности».[2]

С утратой Милетом (начало V в. до н. э.) политической самостоятельности, отнятой персами-ахеменидами, прекращается цветущий период жизни Милета и замирает развитие здесь философии. Однако в других городах Греции учения милетцев не только продолжали оказывать действие, но нашли последователей. Таковы были Гиппон из Самоса, примыкавший к учению Фалеса, а также прославившийся Диоген из Аполлонии, выводивший вслед за Анаксименом всё из воздуха. Милетская школа оказала большое влияние на развитие материалистической мысли Древней Греции.

Фалес

Фале́с (Θᾰλῆς, VII—VI вв. до н. э.). Будучи купцом, использовал торговые поездки в целях расширения научных сведений. Был гидроинженером, разносторонним учёным и мыслителем, изобретателем астрономических приборов. Как учёный, широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения 585 до н. э.. Для этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте и в Финикии астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки.

Свои астрономические, географические и физические познания Фалес связал в стройное представление. Фалес полагал, что всё существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Из этого единого источника всё рождается постоянно. По представлению Фалеса, Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном; она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоёма.

В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевлённости. Во Вселенной всё полно богов, всё одушевлено, всё имеет душу (ψῡχή). Пример и доказательство всеобщей одушевлённости Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу (то есть причастны первоначалу, приводящему в движение мир, «одушевляющему» его).

Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю Вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звёзды. В этом вопросе Фалес также опирался на результаты вавилонской науки. Однако он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности; Фалес полагал, что ближе всего к Земле находится т. н. «небо неподвижных звёзд», а дальше всего — Солнце.

Анаксимандр

Анаксима́ндр (Ἀναξίμανδρος, ок. 610—547 до н. э.). Признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду», и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное» (ἄπειρον). По обособлении из него тёплого и холодного возникает огненная оболочка, облекающая воздух над землёй. Притекающий воздух прорывает огненную оболочку и образует три кольца, внутри которых заключается некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так происходят три круга: круг звезд, Солнца и Луны.

Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Всё обособившееся от беспредельного должно за свою «вину» вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Уже в древности возник «анаксимандров вопрос»: понимать ли апейрон как смесь первовеществ, как нечто среднее между ними, как нечто совершенно неопределённое (даже противоположное веществам) — или как прообраз «материи» Платона. Дошедшие до нас фрагменты не позволяют ответить на этот вопрос однозначно.

Анаксимен

Анаксиме́н (Ἀναξιμένης, 2-я пол. VI в. до н. э.). Достигший зрелости ко времени завоевания Милета персами, развил новые представления о мире. Приняв в качестве первовещества «воздух», Анаксимен ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. «Воздух» для Анаксимена — дыхание (πνεῦμα), обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По своей природе пневма — род пара или тёмного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нём плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил учение Фалеса и Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд.

Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим философам милетской школы. Пифагорейцы усвоили его учение о том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также элементы его учения о небесных светилах.

Источники

  • Фрагменты, в кн.: Diels Н. Die Fragmente der Vorsokratiker / Hrsg. von W. Kranz, 9 Aufl. Bd 1. — B., 1960.
  • Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. — СПб., 1902. — С. 3−13, 20−24.
  • Маковельский А. Досократики. — Казань, 1914. — Ч. 1. — С. 9−24, 35−47, 51−57.
  • Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подготовил А. В. Лебедев. — М., 1989. — С. 100−135.

Литература

  • Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. Греция эпохи расцвета. — М.−Л., 1947. — С. 13−42.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. — М., 1963. — С. 339−44.
  • Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н. Ионийская философия. — М., 1966.
  • Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М.: Русский двор, 1997. — С. 97−116.
  • Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1998. — С. 10−12.
  • История философии: Учебник для вузов. Под ред. Васильева В. В., Кротова А. А., Бугая Д. В. — М.: Академический Проект, 2008. — С. 86−88. — ISBN 978-5-8291-0921-9.

Примечания

  1. ↑ Коплстон Фредерик. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I. Глава 2 Пионеры: Ионийские философы.
  2. ↑ Ф. X. Кессиди. К проблеме происхождения греческой философии (Послесловие) // Ж.-П.Вернан. Происхождение древнегреческой мысли. — С. 216 — 217.

Ссылки

dic.academic.ru

Возникновение древнегреческой философии. Милетская школа

Возникновение древнегреческой философии. Милетская школа.

1. Что изучала античная философия.

2. Первый греческий философ Фалес. Его достижения и главная идея.

3. Анаксимандр из Милета.

4. Анаксимен третий из основателей.

5. Главная идея Милетской школы.

Традиционно считается, что создателями древнегреческой философии являются три мыслителя, жившие в Милете в VII–VI в. до н. э., – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Главная их заслуга состояла в постановке вопроса о единой первооснове мира. Природа не является простым скоплением различных предметов, как считали мудрецы предшествующих эпох. Все вещи, полагали милетцы, имеют некую единую первооснову, общую субстанцию. Это внутреннее единство мира, скрытое за внешним многообразием явлений, милетские философы понимали несколько по-разному.

Первый греческий философ – основатель милетской школы Фалес (624–547 до н. э.) Он был разносторонним мыслителем, знакомым с наукой Древнего Египта, Финикии и Вавилона. Согласно преданию, Фалес был купцом и использовал торговые поездки для контактов с мудрецами других стран. Он прославился изобретением гидравлических часов, постройкой мостов, созданием военной техники, открытием простого способа измерения высоты египетских пирамид. Хорошее знание астрономии позволило Фалесу предсказать солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 г. до н. э. Достаточно глубокими были его представления об экономике. Так, известный историк древнегреческой философии Диоген Лаэртский писал: «Фалес, желая показать, как легко разбогатеть, законтрактовал маслобойню, так как предвидел хороший урожай маслин, и собрал весьма много денег».

Главная философская идея Фалеса, навсегда вписавшая его имя в историю науки, выглядит довольно просто. Он считал, что первовеществом, из которого состоят все вещи, является вода. Мыслитель различал воду как конкретное, определенное вещество и воду как всеобщее начало мира – влажную стихию, из которой все возникло и в которую все возвращается. Вода как первооснова мира в сгущенном состоянии создает твердые тела, а в более разреженном – жидкости и газы. Сама Земля представляет из себя плоский диск, который плавает на поверхности безграничного водного пространства. Эта картина имеет во многом еще мифологический характер, но попытка найти единую природную, а не сверхъестественную первооснову всех вещей поднимает учение Фалеса над мифологическим мировоззрением.

Крупнейший философ и ученый античности Аристотель так комментировал представление Фалеса о воде как единой первооснове мира: «К этому предположению он, можно думать, пришел, видя, что пища всех существ – влажная и что само тепло из влажности получается и ею живет (а то, из чего <все> происходит, и есть начало всего). Таким образом, он отсюда пришел к своему предположению, а также потому, что семена всего <что есть> имеют влажную природу, а у влажных вещей началом их природы является вода».

Анаксимандр из Милета (ок. 610–546 до н. э.) являлся, по-видимому, учеником Фалеса. Как и его учитель, Анаксимандр был широкообразованным ученым, знакомым со всеми основными достижениями зарождавшейся греческой науки. Ему приписывают изобретение (или заимствование у вавилонян) солнечных часов, составление географической карты и сооружение первого глобуса. Философ был одним из провозвестников геоцентрической системы Птолемея. Он считал, что Земля имеет форму цилиндра и неподвижно парит в центре мира в окружении Солнца, Луны, звезд и планет.

Главная заслуга Анаксимандра в философии – развитие идеи Фалеса о первооснове мира. Анаксимандр считал, что первоосновой мира не может быть конкретное вещество – такое, как вода у Фалеса. Первоначало и первопричина не имеет границ, поэтому философ называл ее «беспредельное», по-гречески – апейрон. Это первовещество нигде не существует в чистом виде. Из него обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало конкретным веществам. Любой предмет или вещество – одна из модификаций неопределенной и беспредельной материи, апейрона. Таким образом, Анаксимандр впервые поставил вопрос о существовании материи как таковой, не похожей ни на один из ее конкретных видов.

Третий представитель милетской школы – ученик Анаксимандра Анаксимен , акмэ которого пришлось на середину VI в. до н. э. (Акмэ в представлении древних греков – это период наивысшего творческого расцвета человека. Считалось, что этот расцвет происходит примерно в возрасте сорока лет. Даты рождения и смерти многих древних философов не удается точно установить, так как в дошедших до нас письменных источниках иногда может быть указано только время их акмэ.) Анаксимен считал, что первовеществом, первоосновой мира является воздух: «Из него выходит все, в него возвращается обратно все». Земля и другие планеты парят в воздухе. Воздух существует в двух состояниях: как первоначало мира и как обычный, чувственно воспринимаемый нами воздух. Учение о воздухе включает в себя важную новую идею о процессах разрежения и сгущения, в результате которых из первоосновы образуются все конкретные вещества. Ряд состояний первоосновы мира – воздуха – Анаксимен выстраивает так: огонь—воздух (как конкретное, чувственно воспринимаемое вещество)—ветры—облака– вода—земля—камни.

В учении Анаксимена происходит синтез, объединение идей его предшественников: воздух является и конкретным веществом, как вода у Фалеса, и абстрактным началом мироздания, как апейрон у Анаксимандра. Философия Анаксимена содержит в себе и некоторые антирелигиозные выводы. Он считал, что даже боги созданы из воздуха, а мир, по-видимому, не управляется сверхъестественными силами.

Главная философская идея милетской школы состоит, таким образом, в сведении всего многообразия мира к единой первооснове вещей. Милетцы не сомневались в изменчивости мира, в его существовании по неким природным законам, в возможности познать эти законы. Однако следующие философские школы Древней Греции обнаружили, что вопросы о движении, о природе окружающего мира и о путях его познания в действительности являются глубокими философскими проблемами, требующими самого обстоятельного изучения. Эти проблемы остаются в центре внимания философии и в XX в.

mirznanii.com

Античная философия. Милетская школа - Диалогика

Материализм Древней Индии и Древнего Китая, оформившийся как философское направление в IX—VI веках до н.э., продолжал прогрессировать в этих странах и в последующие столетия. Однако с VI века до н.э. главным центром древней философии вообще и материализма в особенности становится античная Греция — страна наиболее развитого рабовладельческого строя. Ф. Энгельс указывал, что в многообразных формах античной греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений.

В Древней Греции материализм возник в борьбе против религии и мифологии. Античная философия была представлена первоначально милетской школой, в которую входили Фалес (около 624—547 гг. до н.э.), Анаксимандр (около 610—546 гг. до н.э.) и Анаксимен (около 585—525 гг. до н.э.). Выражая взгляды передовых, прогрессивных слоев класса рабовладельцев, представители этой школы выступали против религиозно-идеалистического мировоззрения.

Материализм в Древней Греции, как и в государствах Древнего Востока, возник и развивался в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Древнейшие греческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных и человека. Ими были высказаны интересные соображения о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году. Материалистическая философия милетской школы представляла собой единую, нерасчлененную науку, содержание которой складывалось из общефилософских положений о мире и высказываний о различных конкретных явлениях природы.

Фалес

Родоначальник греческой философии и науки Фалес рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного материального начала. Таким материальным первоначалом всего сущего он считал воду, утверждая, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Вода вечна, образующиеся же из нее вещи и явления временны, преходящи. Вода, согласно взглядам Фалеса, представляет собой единый субстрат, постоянную первооснову всего многообразия вещей и явлений мира и их вечного круговорота. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой материи из одного состояния в другое.

Анаксимандр

В отличие от Фалеса его ученик Анаксимандр считал первоматерией не воду, а апейрон — неопределенную по отношению к любым из возможных своих состояний материю. Апейрон, учил Анаксимандр,— это вечное и бесконечное, находящееся в непрерывном движении единое материальное первоначало, источник конкретных вещей и явлений. Все вещи и явления возникают из апейрона и, прекращая свое существование, превращаются в апейрон же, то есть из качественно определенных становятся вновь материей как таковой.

Одной из важных сторон в учении Анаксимандра являются его высказывания о противоположностях и их роли в возникновении вещей из апейрона. Анаксимандр утверждал, что вещи возникают вследствие постоянного движения апейрона, приводящего к выделению из него таких противоположностей, как холодное и теплое, влажное и сухое. Благодаря вечному движению апейрона и образованию противоположностей одни миры и вещи рождаются, другие уничтожаются, во Вселенной происходит бесконечный круговорот миров и вещей, не нуждающийся ни в каком содействии богов.

Опираясь на свое учение о противоположностях, Анаксимандр сделал попытку дать естественнонаучное объяснение видимой части Вселенной и нарисовал следующую картину ее возникновения: первоначально из апейрона выделилось детородное (производящее) начало в виде холодного и теплого; из него образовалась огненная сфера, которая облекла окружающий Землю воздух; затем эта огненная сфера порвалась и замкнулась в несколько колец, из которых в свою очередь возникли Солнце, Луна и звезды. Постановка Анаксимандром вопроса о противоположностях, выделяющихся из апейрона и порождающих миры и вещи, свидетельствует о наличии в его учении элементов стихийной диалектики.

Анаксимен

Последний представитель милетской школы — Анаксимен, продолжая философскую линию Фалеса и Анаксимандра, вел борьбу уже не только с религией, но и с нозникавшим в Греции идеализмом. Вечной первоматерией Анаксимен считал воздух и видел в нем источник возникновения всего, что существовало, существует и будет существовать. При этом он утверждал, что все вещи и явления возникают из воздуха и затем снова в него превращаются. В вечном движении беспредельного воздуха Анаксимен видел главную причину изменения всего существующего. Одновременно он считал, что все различные состояния материальной субстанции зависят от той или иной степени разрежения или сгущения воздуха. Он учил, что беспредельный воздух, разрежаясь, становится огнем, а сгущаясь, уплотняясь, последовательно превращается в ветер, облака, землю и, наконец, в камни. Все же другие вещи и явления мира образуются, согласно Анаксимену, из этих перечисленных выше состояний материи.

Будучи материалистом, Анаксимен, однако, отдавал дань эпохе и формально не отрицал существования богов. Правда, он утверждал, что боги не вечны и, как и все остальное в мире, также возникли из воздуха.

В объяснении материального единства мира философы милетской школы пошли несколько дальше первых материалистов стран Древнего Востока. Но им присуща и известная ограниченность по сравнению с индийским и китайским материализмом VII—VI веков до н.э. Эта ограниченность проявилась главным образом в том, что первые греческие философы почти не занимались выяснением вопроса о причине движения материи и не разрабатывали проблем теории познания.

Вторая половина VI века до н.э. в Греции характеризуется обострением борьбы между отстаивавшей старые аристократические порядки в общественной и политической жизни родо-племениой военно-землевладельче- ской знатью и прогрессивными слоями рабовладельцев — промышленниками и торговцами, сторонниками демократических форм рабовладельческой диктатуры.

Обострившаяся в этот период борьба между аристократическими и демократическими группами рабовладельцев нашла свое специфическое выражение и в области идеологии. Если прежде реакционная аристократия, борясь с материалистической философией демократических групп, опиралась лишь на религию, то теперь идеологи аристократии стали разрабатывать идеалистическую философию, используя ее в качестве «теоретического обоснования» религии и дополнительного, более совершенного по сравнению с религией оружия борьбы против материалистической философии.

Читайте похожие статьи:

dialogika.info