Мифы о древнем риме. Мифы и ложь о Древнем Риме и благородных римлянах
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мифы и легенды Древнего Рима. Мифы о древнем риме


Мифы и ложь о Древнем Риме и благородных римлянах

1709.jpeg

Фото: Colta.ru

Насмотревшись современных фильмов о временах римлян, мы думаем, что все они в обязательном порядке носили белоснежные тоги. Все было не совсем так, как сложилось в нашем сознании. Тога - это некая ткань из шерсти, она белого цвета и обычно имеет форму круга. Римляне, как и греки в древности обвивали свое тело этим материалом.

Факт, что тога была популярна никто не отрицает, в период с 8 по 6 века до н.э. ничего более распространенного на территории Рима не было. Шло время, и тога перешла из разряда повседневных одеяний в статус исключительных - ритуальных. А еще надо заметить, что далеко не каждый житель Рима мог позволить себе приобрести шерстяную ткань.

Еще одно «железное» знание о Риме связано со смертью Юлия Цезаря, вернее его последним словами - «И ты, Брут». Полмира убеждены в том, что именно эта фраза была последней произнесенной Цезарем. На самом же деле фраза «Et tu, Brute» принадлежит всемирно известному гению Уильяму Шекспиру.

Он написал знаменитую трагедию «Юлий Цезарь», там и содержалась данная цитата. Труд вышел в 1599 году, но на тот момент еще никто не знал, кто виновен в смерти императора. Следовательно - данная фраза, ставшая крылатой, была попросту художественным элементом автора произведения. 

Почти все, кто знаком с римлянами из фильмов, интернет-статей или книг, уверены, что все гладиаторы были рабами. Это очень спорная мысль, ведь кто-то попросту сам желал стать гладиатором. Почему нет? Ведь в Древнем Риме гладиаторы часто становились популярными, их любили, им аплодировали, они получали деньги за свои победы.

Иногда за один выход на арену гладиатор мог получить больше, чем солдат за год службы. Кстати, мнение о том, что бои гладиаторов оканчиваются обязательной смертью одного из бойцов - ошибочно.

По результатам исследований историков, были сделаны выводы - из 100 битв в 1 веке н.э. лишь 19 завершились смертью одного из гладиаторов. Получается, что всего 10% кровавых зрелищ действительно были такими уж кровавыми. Надо заметить, что за боем внимательно следил судья, а в случае ранения одного из гладиаторов, ему оказывали медицинскую помощь. Бывали еще такие окончания схватки, когда один из бойцов попросту сдавался - бросал оружие.

Популярен и миф о том, что рабы уходили вместе с суднами на дно водоемов. Да, люди и правда были привязаны к веслам, но ведь это были не рабы, а обученные люди, которые обладали особыми знаниями. Так что, пройдя курс обучения, они уже знали, как будут спасаться в случае крушения.

Современники запомнили императора Калигулу как безумного властителя, прославившимся своими странными законами, деспотичными приказами, постоянными оргиями и, конечно же, любовью к своему коню. И хотя сейчас историки пришли к выводу, что столь негативный образ Калигулы составлен, вероятно, его врагами, некоторые психические расстройства императора отрицать нельзя.

Распространена теория, согласно которой римский император Калигула наделил своего коня полномочиями консула. Он даже указал для своего верного друга огромное жалование. Звали этого парнокопытного счастливчика Инцитат, он стал сенатором.

Мысль о том, что нужно повысить коня до консула и правда была, но воплотить ее в реальность Калигула просто не успел. На своем троне император восседал недолго - его убили собственные охранники через 4 года.

Сегодня нам пытаются внушить, что все скульптуры Древнего Рима были белоснежными, но это тоже не совсем так. Как выяснили исследователи, многие из этих мраморных творений были покрашены. Так, римляне придавали своему произведению индивидуальности и жизни. Конечно, тысячелетия не сохранили цветов. Дело в том, что краски были натуральными, а значит - со временем попросту распались. К таким выводам ученые пришли после обнаружения на скульптурах частичек краски.

Еще по теме:

Древние римлянки наряжались от-кутюр

Мельница мифов: палец "жизни и смерти"

Древний Рим погубила засуха

Вечный город постарел еще на век

Гелиогабал - император, утопивший Рим в разврате

Гробница гения зла найдена?

 

Не потеряйте "Главную тему" в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках...

www.glavtema.ru

Мифы о Риме » Русский Клуб г.Тампере

Все дороги ведут в Рим.

Поговорка времен раннего Средневековья. Широкое распространение это выражение получило благодаря французскому баснописцу Жану Лафонтену (1621 - 1695), после появления его басни «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».

Но возникло оно гораздо раньше, еще в Древнем Риме, когда римляне активно приращивали свои территории за счет завоеваний. А для удержания своих новых приобретений вынуждены были строить новые, хорошие дороги, благодаря которым и подати могли бы доставляться в столицу вовремя, и курьерская связь работала бы исправно, и воинские отряды могли бы быстро перебрасываться в варварские провинции в случае бунта. Таким образом, это выражение в то время имело буквальный смысл — все дороги, построенные римлянами, вели, естественно, только в Рим. Иными словами, это была просто констатация очевидного факта. Во всякой империи, строго централизованном государстве, дороги не могут не вести в столицу. Не случайно в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» посол императора Александра Балашов на вопрос Наполеона, какая дорога ведет в Москву, отвечает: «Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».

Раньше фраза «все дороги ведут в Рим» приписывалась итальянскому писателю Даль-Онгаро (1808 - 1873), в чьем сборнике стихов «Политические ритурнели» она содержится. Поэтому иногда она цитировалась на итальянском языке: Tutte к vie conducano a Roma.

Христиан в Колизее не мучили

«В массовом сознании Колизей неразрывно связан с христианскими мучениками. Он безмолвно маячит на фоне бесчисленных историй, путеводителей, шуток и карикатур на тему «Львы против христиан, счет 5:0». Эта связь столь прочна, что Колизей воспринимается как нероновское изобретение (известно же, кто был главный гонитель христиан), хотя Нерон не дожил не только до открытия, но даже до закладки фундамента Колизея. Эта же связь в конечном счете уберегла амфитеатр от полного разрушения. В XVI веке папа Пий V рекомендовал верующим устраивать крестный ход возле Колизея, поскольку его арена напоена кровью мучеников (традиция жива по сей день). В середине XVIII века папа Бенедикт XIV воздвиг несколько крестов на арене, которые простояли там до 1870-х годов (и убрали-то их не из-за археологических соображений, а просто чтобы показать, что власть Ватикана над городом пришла к концу). При Муссолини на северной стороне арены снова воздвигли крест — чтобы смягчить разногласия между католической церковью и фашистским правительством. Этот крест стоит до сих пор.

Между тем не существует ровным счетом никаких свидетельств мученической гибели христиан на арене Колизея. Гонения на христиан в римские времена вспыхивали несколько раз, но довольно быстро затухали. Вопреки распространенному представлению, это не были религиозные гонения: римской администрации было глубоко безразлично, каким причудливым богам молятся их подданные. Но единство и функционирование империи было построено в том числе и на основе религиозных обрядов. Можно было не верить в Юпитера и Венеру (образованные люди всерьез и не верили), но нельзя было представить себе, что в определенных обстоятельствах граждане не станут выполнять определенные, строго предписанные традицией действия. В этом смысле римская религия была очень невротичной».

Карфаген не засыпали солью

«Даже люди, смутно знакомые с древней историей, могли слышать рассказ о том, как римляне, окончательно расправившись с Карфагеном, разрушили его дотла, распахали плугом место, на котором он стоял, и посыпали солью. Это красивая история, но она выдумана почти от начала до конца, причем совсем недавно. Античные источники говорят о том, что Карфаген был разрушен, но первое упоминание плуга появляется у немецкого историка Бартольда Нибура (он очень увлекался сельскохозяйственными темами), а про соль впервые сказано в авторитетной «Кембриджской античной истории» 1930 года издания. Вероятно, автор статьи вдохновлялся пассажем из библейской Книги Судей, в которой полководец Авимелех, захватив город Сихем, «побил народ, бывший в нем, и разрушил город и засеял его солью». Нечасто случайная выдумка оказывает такое влияние на поколения специалистов!»

Как поворачивали большой палец на аренах - неизвестно

«Свидетельства о гладиаторской жизни страдают от обычной однобокости наших сведений об античности: литературные произведения почти сплошь принадлежат перу представителей высших сословий, поэтому мы знаем о гладиаторах-императорах (что очень занятно, но все же не более чем курьез) и кое-что о зрительских впечатлениях (наши авторы часто осуждают побоища, но описывают их с садистскими подробностями). Впечатления простого народа известны почти исключительно по граффити из Помпей, а прямая речь самих гладиаторов звучит только с надгробий.

(...) Сколько было в этой среде профессионалов, которые сражались ради денег, славы и удовольствия, — сказать трудно. Еще трудней прикинуть, сколько у гладиатора было шансов выйти живым из сражения. Конечно, это в огромной степени зависело от конкретных обстоятельств: соперников, удачи, настроения толпы, которая могла по своему усмотрению добить или пощадить поверженного гладиатора. (Судя по всему, зрители выражали свое решение движением большого пальца, но в каких случаях куда они его поворачивали — неизвестно; наше представление о том, что повернутый книзу палец обозначал «добей его» — чистый домысел.)»

День святого Валентина не имеет никакого отношения к Луперкалиям

«Луперкал, по легенде, находился на том самом месте, где волчица вскормила Ромула и Рема. С этим святилищем был связан один из самых древних и причудливых римских фестивалей, Луперкалии. Луперкалии справлялись в середине февраля. Принеся в жертву двух козлов и собаку, члены коллегии жрецов-луперков надевали на голое тело свежесодранные козлиные шкуры, вырезали из этих же шкур плети и в таком виде бегали по всему городу, хлестая всех, кто попадался им под руку. От них не убегали, наоборот, знатные матроны специально подставляли им руки под удар («как делают школьники», деловито отмечает Плутарх): считалось, что удары луперкальных плетей способствуют плодовитости и легкому разрешению от родов. В роковом 44 году до н. э. Марк Антоний, будучи консулом — высшим должностным лицом государства, — лично бегал с луперками и в таком виде прибежал на Форум предлагать Юлию Цезарю царскую диадему (Цезарь, прислушавшись к реакции толпы, от царских почестей отказался, но это его в итоге не спасло). Фестиваль был страшно популярен, и когда папа Геласий I в самом конце V века вознамерился его отменить, он встретил яростное сопротивление. Папа убедил оппонентов тем, что предложил им, раз они такие свободомыслящие, самим побегать по городу в мокрых от крови козлиных шкурах. К этому моменту Луперкалии превратились в праздник черни, и аристократические защитники праздника прикусили язык. В современной прессе популярна идея о происхождении праздника Св. Валентина из Луперкалий, но это позднейшая выдумка».

В Колизее никогда не было морских сражений

«Некоторые древние авторы утверждают, что в Колизее устраивались потешные морские сражения. Дион Кассий пишет, что в день открытия Тит приказал заполнить арену водой, где сначала показывали чудеса дрессуры лошади и быки, специально обученные плаванию, а потом был инсценирован морской бой между жителями острова Керкиры (который сейчас иногда называют Корфу) и города Коринфа. Утверждение о том, что Колизей можно было почти мгновенно превратить в бассейн, встречается во многих популярных путеводителях.

Но тот амфитеатр, руины которого дошли до наших дней, нельзя превратить в бассейн. Сложные подземные структуры под ареной, которые сейчас хорошо видны посетителям, никак не защищены от воды — как, собственно, и сама арена, и зрительские места. Никаких коммуникаций, позволяющих быстро подвести — а тем более отвести — воду, в Колизее тоже не найдено. Не говоря о том, что единственным источником воды в этом месте была бы римская канализация, что как минимум не очень гигиенично. Инсценировки морских сражений (их обычно называли греческим словом навмахия) проходили на озерах или специальных прудах; между прочим, Светоний прямо именно так и говорит. Жалко, конечно, расставаться с красивой историей, но морских сражений в Колизее, скорее всего, никогда не было».

Цезарь не говорил «И ты, Брут!»

«Об убийстве Цезаря сказано так много, что в миллионный раз пересказывать эту историю как-то неловко. Даже если каждый из многочисленных античных авторов, описавших гибель диктатора, что-то придумал, общая канва все равно избыточно драматична, как редко бывает: давнее предсказание про иды марта, знамения в ночь накануне покушения; жена Цезаря видит дурной сон, он хочет остаться дома, но один из заговорщиков его убеждает все-таки пойти; накануне заседания Сената Цезарю передают записку с предупреждением, но он откладывает ее, чтобы прочитать позже; заговорщики умело отсекают Цезаря от Марка Антония (который предан Цезарю и так могуч физически, что одно это может помешать их планам), загоняют Цезаря в одну из комнат Помпеева Портика и, окружив, наносят более двадцати ножевых ранений; Цезарь падает прямо у постамента статуи Помпея. Светоний, пересказывая первый в истории отчет судмедэксперта, сообщает, что из всех ран только одна была смертельной и Цезарь умер не от поражения жизненно важных органов, а от потери крови.

Знаменитые последние слова — «И ты, Брут!» — закрепились в истории тоже благодаря Шекспиру (в пьесе Цезарь произносит их по-латыни — Et tu, Brute — подобно тому, как в голливудских боевиках русские мафиози время от времени что-нибудь говорят на ломаном русском). Светоний передает слух, что Цезарь произнес по-гречески «И ты, дитя?», но сам считает, что это романтическая выдумка».

Нерон был не так ужасен, как его представляют (и не играл на скрипке)

«Имя Нерона у современного читателя, как правило, не вызывает никаких положительных ассоциаций. Вспоминаются всякие ужасы и преступления: Нерон строит специальный саморазрушающийся корабль, чтобы утопить свою властную мать, а когда та спасается вплавь, подсылает к ней киллеров с кинжалами; Нерон долго экспериментирует с ядами, чтобы без осечки отравить сводного брата Британника; Нерон обвиняет христиан в поджоге Рима и делает из них живые факелы. Возможно, многие из этих обвинений справедливы. Но не все так просто с историческими свидетельствами. С гибелью Нерона династия Юлиев-Клавдиев, ведущая начало от Юлия Цезаря, прервалась (о чем предупреждало грозное пророчество: «Будет матереубийца последним в Энеевом роде»), и новые императоры должны были изо всех сил доказывать свою легитимность, в том числе — очерняя предшественников. Кроме того, у императоров по-разному строились отношения с Сенатом. У Нерона они были крайне натянутые, а Тацит и Дион Кассий, основные источники наших знаний о Нероне, принадлежали к сенатскому сословию и защищали его идеологические интересы. Между тем после гибели Нерона на греческом Востоке появилось сразу несколько Лже-Неронов — что свидетельствует о некоторой популярности покойного императора, по крайней мере среди греков.

(...) Образ полубезумного императора, который смотрит на бушующее пламя и поет в экстазе, настолько ярок, что реальности с ним соревноваться не под силу. В английском языке даже есть идиома, обозначающая бездействие или неуместное действие в момент общего кризиса — «играть на скрипке, пока Рим горит» (fiddle while Rome burns), хотя это и явный анахронизм: смычковые музыкальные инструменты появились в Европе лет на тысячу позже Нерона».

www.tampereclub.ru

Мифы и легенды Древнего Рима — реферат

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………..3
  2. История возникновения древнеримской мифологии……….…4
  3. Пантеон римских богов……………………………………….…6
  4. Мифы Древнего Рима «Ромул и Рем. Основание Рима»………9
  5. «Семь царей Древнего Рима»…………………………………..11
  6. Выводы…………………………………………………………..13
  7. Список использованных источников…………………………..14

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В основе мировоззрения древних  римлян лежало представление о том, что боги предначертали Риму власть над миром. Это способствовало возникновению  культа самого Рима и формированию так называемого «римского мифа», отражающего легендарную римскую  историю. Сюжеты «римского мифа»  исследователи подразделяют на три  группы. Первая связана с основанием римского государства легендарным  героем Энеем, вторая — с возникновением самого Рима и так называемым «временем  царей».

Третья группа сюжетов «римского  мифа» связана с установлением  и ранним этапом существования римской  республики. Эти сказания повествуют о героях, жертвующих собой во имя  славы и процветания Рима. Римляне  расценивали такое самопожертвование  не только как проявление патриотизма, но и как исполнение воли богов, которые  предначертали Риму главенствующее положение в мире.

 

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРИМСКОЙ  МИФОЛОГИИ

Существует несколько  мнений об этапах развития Римской  мифологии. Некоторые историки за основу берут книги жрецов «Индигитаменты», которые рассказывают нам о безличных вредоносных или благодетельных силах – нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Первоначально боги представали в виде символов: Юпитер — камень, Марс — копье, Веста — огонь. Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн — Фавна, Помон — Помона), в обращении к богам «бог или богиня». Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Современные исследователи ведут споры касаемо этой теории, так как составителями «Индигитаменты» были жрецы, а не народ. Со временем греческому и этрусскому влияниям стали отводить все меньше внимания, акцентируя его на самобытности римской культуры.

Формирование древней  римской религии развивалось  параллельно с процессом объединения  общин, на котором основано возникновение  Рима. Боги отдельных общин сливались  друг с другом. По мере вытеснения родовых связей соседскими, а родов фамилиями, главную роль стали играть культы фамилий группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин — курий, культы всей римской гражданской общины, которые, однако, не были отгорожены друг от друга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот.

 

 

На развитие Римской мифологии  повлияли такие факторы:

  • Демократизация общества дала возможность плебеям становится жрецами. Это не позволяло развиваться касте. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны чтить богов, так как они являлись основной частью их общины. Но, в то же время могли думать, говорить и писать о них все что угодно, вплоть до отрицания их существования
  • Победоносная римская агрессия, стоившая народу немалых жертв, оправдывается мифом о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами
  • Знакомство с более развитыми культурами и религиями

Заимствование греческих богов  началось не позднее конца 6 — начала 5 в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться  с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя  мифы, государственные деятели стали  претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь — на покровительство  Венеры, Антоний — Геркулеса и  Диониса), на бессмертие душ и на особые места их пребывания после  смерти. В провинциях распространился  культ полководцев. Так был подготовлен  императорский культ, начавшийся с  обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены — с богинями. С установлением  империи «римский миф», в связи  с отстранением народа от участия  в государственных делах, утратой  Римом его характера гражданской  общины, начал терять свою популярность.

ПАНТЕОН РИМСКИХ  БОГОВ

В отличие от большинства древних  народов, римляне крайне редко изображали своих богов и не создавали  мифов о них — об их рождении и родственных связях, взаимоотношениях друг с другом и с людьми, ссорах и любовных похождениях. Римляне сознательно отказывались придавать своим богам какой-либо облик и характер. Часто неопределенными оставались даже их пол и имя. По словам Яна Парандовского именно этот принцип и возвышал римлян над всеми остальными древними народами, которые мифами порочили честь богов.

Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать  во всех трех мирах. Миры богов, людей  и мертвых были разграничены (право  богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного  дела, не узнав, как отнесутся к  нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю богов по полету и поведению  птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона. Они хранились в тайне коллегией  жрецов. Когда, по мнению оракулов, знамения были угрожающими, тогда жрецы по приказанию сената искали в этих книгах совета. Считалось, что богов Врагов Рима можно переманить на свою сторону  с помощью формулы evocatio. Когда  Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы  Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм, а богом римской  мощи и славы — Юпитер Капитолийский.

Существует предположение, что  некогда у римлян бытовал миф  о создании мира богом Янусом. Его  имя означает «двери», «ворота». Он был богом входа и выхода, а также всякого начала, нового года, начала войны, первого дня месяца, рождения человека Януса изображали с ключами, тремястами шестьюдесятью пятью пальцами (по количеству дней в году) и с двумя лицами, имелось в виду, что одно лицо обращено в прошлое, другое — в будущее.

Древние римляне считали, что каждый предмет и явление — независимо от своей значительности — имеет  особого бога-покровителя. В римском пантеоне существовали бог посева и бог произрастания семян, бог рождения ребенка, бог его первого крика, бог выхода на прогулку, бог возвращения домой и так далее.

Римляне, подобно всем древним народам, обожествляли силы природы, поклонялись  деревьям и источникам, животным и  птицам. Из деревьев больше всего они  почитали дуб и смоковницу, среди  животных — волка, среди птиц —  орла и дятла. Богом полей, лесов и пастбищ, покровителем животных считался Фавн, культ которого был связан с культом волка В честь Фавна устраивали праздник луперкалий («лупус» — значит» волк»). На этом празднике Фавну приносили в жертву козла, а затем жрецы-луперки бегали вокруг святилища, размахивая ремнями, вырезанными из шкуры жертвенного козла и хлестали ими проходящих мимо женщин, что должно было обеспечить их плодовитость. Фавна особо почитали пастухи, поскольку он помогал оберегать стадо, от волков.

Сильван — бог леса и дикой  природы. Его имя происходит от слова  «сильва» — «лес». Он не имел официального культа, но был популярным среди  рабов и крестьян. Его благодарили  за исцеление болезни, неожиданную  удачу.

Вертумн – бог всяческих перемен  — смены времен года, стадий созревания плодов, перепадов настроений человека.

Фоне – бог водных источников.В  его праздник — фонтаналий —  колодцы украшали цветами, а в  источники бросали цветочные  гирлянды

Помона – богиня созревающих  древесных плодов. Ей была посвящена  священная роща.

Среди богов, имеющих непосредственное отношение к жизни и деятельности человека, известны братья Пилумн и  Пикумн — покровители брака и  рождения. Кроме того, считалось, что  Пилумн изобрел пест для дробления  зерна, а Пикумн научил людей удобрять поля навозом (другое его имя — Стеркулин, что значит «навозный»).

Фортуна также первоначально была покровительницей рождения, позже ее стали почитать как богиню судьбы, счастья и удачи. Фортуну изображали стоящей на шаре или колесе —  символ неустойчивости счастья.

Покровительницей домашнего очага  была богиня Веста. Неугасимый огонь  в храме поддерживали жрицы Весты  — весталки. Домашнему очагу покровительствовали также особые божества — лары. Лары покровительствовали также добрососедским отношениям.

 

 

МИФЫ ДРЕВНЕГО РИМА «РОМУЛ И РЕМ. ОСНОВАНИЕ РИМА»

В славном городе Альба-Лонге царствовал потомок великого троянского героя  Энея — Нумитор, который был справедливым и милостивым правителем. Но брат его  Амулий, завидовавший Нумитору и сам  стремившийся к царской власти, подкупил приближенных царя и, воспользовавшись доверчивостью Нумитора, свергнул его  с престола. Однако убить брата  Амулий не осмелился. Для того, чтобы  царскую власть закрепить за собой, он решил убить сына Нумитора, а  прекрасную Рею Сильвию, дочь царя, сделал жрицей богини Весты.

Жрицы этой богини должны были давать обет безбрачия и сохранять неугасимый священный огонь, горевший день и  ночь в святилище. Весталка, нарушившая обет чистоты и осквернившая таким  образом святость очага Весты, осуждалась на страшную казнь — ее зарывали живой в землю. Пленившись красотой Реи Сильвии, бог Марс вступил  с нею в связь, и у дочери свергнутого царя родились мальчики-близнецы. Едва родившись, они поразили царя Амулия своим необычным видом: исходила от них какая-то непонятная сила.

Взбешенный и напуганный появлением близнецов, в которых он увидел претендентов на престол, Амулий приказал бросить  новорожденных в воды Тибра, а  мать их за нарушение обета зарыть в землю. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с  плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел, что вода стоит высоко и бушующие волны грозят каждому, кто дерзнет приблизиться к реке. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Разбушевавшиеся  волны захлестнули корзину с  лежащими в ней младенцами и унесли бы ее по течению, если бы не задержали  ее ветви смоковницы, росшей у самой  воды. И тут, как по волшебству, вода в реке стала убывать, буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся  корзины, подняли громкий крик. В  это время к реке, чтобы утолить  жажду, подошла волчица, у которой  недавно родились волчата. Она согрела  близнецов, которые с жадностью  приникли к ее сосцам, полным молока. Волчица принесла их в свое логово, где в скором времени их обнаружил царский свинопас по имени Фаустул. Увидев двух прекрасных младенцев в волчьем логове, Фаустул забрал их в свою хижину и вместе со своей женой воспитал мальчиков, которых назвали Ромулом и Ремом.

Близнецы и тогда, когда они  были детьми, и тогда, когда стали  юношами, выделялись своей красотой, силой и горделивой осанкой среди  других детей пастухов. Молоко вскормившей их волчицы сделало юных Ромула и Рема смелыми и дерзкими перед лицом любой опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата. И на общинных сходках, когда речь шла об охоте или выпасе скота, Ромул не только выступал с мудрыми советами, но и давал окружавшим понять, что он скорее рожден повелевать, нежели находиться в подчинении у других. Оба брата пользовались всеобщей любовью, они отличались силой и ловкостью, были прекрасными охотниками, защитниками от разбойников, опустошавших их родные края. И Ромул и Рем вступались за несправедливо обиженных, и вокруг них охотно собирались самые разные люди, среди которых можно было встретить не только пастухов, но и бродяг и даже беглых рабов. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду.

 

«СЕМЬ ЦАРЕЙ ДРЕВНЕГО РИМА»

 Палатинский холм, на котором Ромул основал свой город, имел четырехугольную форму. Соответственно были построены и древние стены, сложенные из каменных глыб, вырубленных на склонах самого холма. Поэтому и сам город назвали «квадратным Римом».

Воцарившись в Риме, Ромул, следуя обычаям, принятым у вождей соседних племен, в особенности богатых  этрусских царей, решил окружить свой трон не меньшей пышностью и  великолепием. У него была свита  особых телохранителей, которые назывались ликторами. Каждый ликтор носил связку прутьев с воткнутой в середину секирой. По приказанию царя ликторы бросались на виновного, секли его прутьями, а за особо тяжкое преступление тут же отсекали голову. Царь появлялся перед народом в пурпурном плаще, с жезлом в руках, окруженный ликторами и приближенными.

Ромул был дальновидным и разумным правителем. Желая укрепить мощь основанного  им города, он разделил всех жителей, которые  могли носить оружие, на отряды, состоявшие по 3000 пехотинцев и 300 всадников. Каждый такой отряд назывался легионом. Из ста наиболее авторитетных граждан  Ромул составил совет старейшин, который был назван сенатом, а  члены сената — патрициями, в  отличие от простого народа, стекавшегося в новый город из самых различных  мест и зачастую совершенно неимущего. Для того, чтобы укрепить связи  с соседними племенами, Ромул  направлял к ним посольства с  предложениями заключить брачные  союзы женщин из этих племен с его  подданными. Однако соседи, считая римлян неимущими беглецами, отказывались выдавать своих девушек за этот «подозрительный  сброд». Но хитроумный Ромул решил  настоять на своем и залучить к  себе женщин под предлогом празднества, на которое были созваны жители соседних городов и поселений. Ромул велел  распустить слух о том, что на его  земле найден зарытый алтарь бога Посейдона. Были принесены щедрые жертвы и устроены игры и конные состязания. Самую многочисленную часть гостей составили сабиняне, которые привели на праздник своих жен и дочерей. Сам Ромул, сидевший в пурпурном плаще, должен был подать условный знак воинам, поднявшись на месте, свернув плащ и снова накинув его на плечи. Множество римлян не спускали глаз с царя и по его сигналу с криком бросились на сабинянок, увлекая их за собой. Никто не преследовал обратившихся в бегство сабинян. И хотя сабиняне пытались договориться о возвращении им похищенных дочерей, Ромул отказался это сделать. Он предложил сабинянам переселиться к нему в Рим. Тогда негодующие сабиняне стали готовиться к походу на город.

referat911.ru