Мифы древней греции голосовкер. Книга: Я. Э. Голосовкер «Мифы Древней Греции. Сказания о титанах»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Яков Голосовкер «Сказания о титанах». Мифы древней греции голосовкер


Я. Э. Голосовкер. Мифы Древней Греции. Сказания о титанах

Мифы Древней Греции. Сказания о титанах

Серия: "Библиотека мировой литературы. Мифы, легенды, сказки ("Кристалл")"

Содержание:

Историческое предварение к эллинским мифам, Мифы Древней Греции. Сказания о титанах, Яков Голосовкер

Издательство: "Кристалл" (2001)

Формат: 84x108/32, 352 стр.

ISBN: 5-306-00092-4

См. также в других словарях:

  • ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ — Сущность Г. м. становится понятной только при учёте особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших всё многообразие человеческих отношений и природных явлений. Г. м.… …   Энциклопедия мифологии

  • Древнегреческая мифология — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать …   Википедия

  • Греческая мифология — Традиционные религии Типология Анимизм  · Культ предков  · Магия  · Полидоксия  · Спиритизм  · Тенгрианство  · …   Википедия

  • Древнегреческие чудовища — Традиционные религии Типология Анимизм  · Культ предков  · Магия  · Полидоксия  · Спиритизм  · Тенгрианство  · …   Википедия

  • Древнегреческие боги — Традиционные религии Типология Анимизм  · Культ предков  · Магия  · Полидоксия  · Спиритизм  · Тенгрианство  · …   Википедия

  • Древнегреческие герои — Традиционные религии Типология Анимизм  · Культ предков  · Магия  · Полидоксия  · Спиритизм  · Тенгрианство  · …   Википедия

  • МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ — мифология Древней Греции и Древнего Рима, едва ли не самый известный и хорошо изученный аспект культурного наследия античности. Классическая мифология включает в себя рассказы об определенном круге персонажей богах, людях и в особенности героях …   Энциклопедия Кольера

  • Миф — (греч. mythos слово, рассказ, сказка)    форма творческого осмысления греками явлений природы, собственного происхождения, исторического прошлого, всего окружающего мира. Мифы греков вобрали многообразные влияния и фантазию др. народов как… …   Античный мир. Словарь-справочник.

dic.academic.ru

Яков Голосовкер «Сказания о титанах»

Очень большой смелостью нужно было обладать, чтобы написать ТАК.

Красивая сказка, которой предстаёт перед нами античная мифология в школьном учебнике — как ни странно, всего лишь «легенды победителей»...

Кто помнит времена, когда Горгона была прекрасной девушкой, без стеснения резвившейся на просторах Земли? Зато все хорошо представляют мерзкую старуху со змеями вместо волос. (Её смысл жизни, кажется, был только в том, чтобы подставить горло под меч первого подвернувшегося героя). Кто помнит, как трогательно выглядела Леда, хлопочущая о своем выводке пушистых лебедят? Зато все знают, чтО из этой юной лебединой стаи в итоге выросло (две горы мышц по имени Кастор и Поллукс, а также Елена Троянская, из-за которой погибло много достойных людей. Да уж... *кхе-кхе* Что выросло, то выросло!..)

ИХ мир — это не мрачный, душный Тартар (куда по «милости» Олимпийцев они оказались заброшены сейчас). Но, с другой стороны, их мир — это и не знакомый нам, хотя бы по Гомеру и греческим трагикам, мир гармонии, соразмерности и торжества разума. Давайте уж прямо скажем: победа Порядка и посрамление Хаоса выгодны прежде всего Зевсу + его присным, потому что упорядоченной вселенной легче управлять (сама собою вспоминается поговорка «Простота хуже вороства»). А в эпоху титанов, когда Олимпийцы и верное им человечество только-только зарождались, все было сложнее, зато — разнообразнее. «Пёстрый», во многом — сумбурный мир, в котором, правда, можно было дышать полной грудью. Без оглядки на вышестоящих, на «начальства» и «власти».

Некоторый намек на то, как же выглядела вселенная в эпоху «до богов», можно уловить в многозначительной детали: Эрос, бог любви, согласно Голосовкеру, как раз и есть — сын Хаоса (НЕ Арея и НЕ Гермия, как мы привыкли считать!) Недаром в «Ахейском цикле» Олди говорится о том же.

И все-таки, несмотря на поражение Древних, титанова правда еще живет. Не все герои — тупые и безмозглые «качки», плодящие множество трупов на радость Арею. Кое-кто знает слово «честь», и не считает его устаревшим. Поэтому титаны, в основном, уважают потомков Зевса (хотя не уважают его самого). И, даже если герой, поступая по титановой правде, уничтожит их — они позволят.

Как тут не вспомнить классическое: «Свет — левая рука Тьмы. Тьма — рука правая Света»...

пс Теперь я знаю, откуда Наталья Васильева почерпнула идею своей «Черной книги». (Правда, у меня такое впечатление, что Ниэнна против Голосовкера = карлик против гиганта).

fantlab.ru

Что читают о мифах древних Греции и Рима

Ещё о книгах и литературе

5 книг об античной мифологииЧто читать о греческих и римских мифах, рекомендует доктор филологических наук Гасан Гусейнов / «5 книг»

Что почитать о когнитивной психологии, теории эволюции или русском языке? В разделе публикуются рекомендации ученых 5 книг по области их исследований с объяснением, почему ту или иную книгу важно и необходимо прочитать. ©

Ещё 5 книг о: Фольклор | Народные верования | Кровавый навет Средневековья | Современная литература Китая, а также Средневековый человекПан, сад Royal Horticultural Society (RHS), Лондон / Фото: Darren JohnsonИмена Зевса, Гермеса, Геры и Артемиды нам знакомы с детства, но нельзя сказать, что мы на самом деле понимаем мифологию и миф. Одни книги знакомят с ними, другие – более сложные – делают попытку разобраться в этих явлениях, выстроить их теорию или философию. Доктор филологических наук Гасан Гусейнов даёт свои рекомендации по каждому из этих двух типов.Гасан Гусейнов — доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ.

1. Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады (М.: Московский рабочий, 1993)

Фаддей Францевич Зелинский – выдающийся классик, переводчик Софокла с древнегреческого языка. Он написал эту книгу в тяжелейшее в истории нашей страны время Гражданской войны, видя, в каком состоянии находится высшее образование – о системе говорить уже не приходилось. И он для общеобразовательных нужд пересказывал греческие мифы.

Это были совсем не научные книжки, но у них есть одно необыкновенное достоинство: они пересказывает греческую мифологию как какую-то реальную мечту человека, живущего в условиях разрухи. Мечту о Средиземноморье в насквозь промерзшем Петрограде. И это чувствуется на каждой странице, в каждой строчке. Тексты, как сейчас сказали бы, иногда пафосные, но очень хорошие.

Я издал эти разрозненные сборнички – собрал их в конце 80-х, когда они были библиографической редкостью, и выпустил их в издательстве «Московский рабочий» под одной обложкой. По тогдашним понятиям книга вышла обычным тиражом, по нынешним – гигантским, тысяч, наверное, 100 или 60, и ее легко купить. Ее достоинство еще и в том, что у нее великолепные иллюстрации, которые сделала Лия Орлова, прекрасная художница книги. Там на каждом развороте иллюстрация – тонкая прорись оригинального рельефа или вазописного изображения, к которым я написал комментарий, постаравшись стилизовать его под чуть-чуть более старый текст, чем у самого Зелинского. Кроме того, я сделал к книге указатель и небольшой словарик.

Она может быть полезна для детей, подростков, скажем, или для кого-то, кто вовсе не читал ничего на эту тему и захочет прочитать. Но даже для специалиста в этой книге есть кое-что интересное: Зелинский показывает, чем отличается структура мифов в эпосе от структуры мифов греческой трагедии. Это, конечно, очень специальная тема, но она очень интересна.

2. Грейвс Р. Мифы древней Греции (М.: Прогресс, 1992 и др.)

Это книга выдающегося, я бы сказал, великого английского историка культуры, философа, филолога Роберта Грейвса, также еще и писателя, известного как автор многих романов о Римской империи. Грейвс выпустил несколько книг по мифологии. Одна из самых известных – «Белая богиня», в русском переводе есть несколько изданий. Лучшее из них в каком-то смысле даже лучше английских изданий, потому что вышло под редакцией выдающегося специалиста по классической филологии и, в частности, по мифологии, Азы Алибековны Тахо-Годи, моего учителя, и с большим ее комментарием.

Книга Грейвса «Мифы древней Греции» в отличие от Зелинского – это исследование, которое пытается восстановить, скажем так, место греческого мифа в мироздании как кирпичика устройства самой Вселенной. Это не просто некое повествование о превращениях, о мире волшебного, а о кирпичике устройства Вселенной. И это – грандиозная расшифровка греческого мифа как путеводителя по доисторическому и раннеисторическому Средиземноморью.

3. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии (М.: Учпедгиз, 1957 и др.)

Это книга Алексея Федоровича Лосева, которого иногда называют «последним русским философом Серебряного века». Люди, живущие в России, должны ее знать, даже если они не все поймут в ней. Лосев писал книгу в исключительно сложных условиях, и очень многие вещи не мог проговаривать, но исхитрился создать некую философско-эстетическую систему, внутри которой было своеобразное представление о мифе. Сначала издание называлось «Олимпийская мифология в ее историческом развитии», потом «Античная мифология в ее историческом развитии».

Это попытка связного, философско-аналитического взгляда на греческую мифологию – довольно сложная для человека, который впервые подходит этой теме, и может, дающая некий вызов. Потому что это и представление мифологии, и вместе с тем своеобразная критика самих оснований античной мифологии с позиций средневекового христианского богословия. На это наслаивается у Лосева и необходимость мыслить в атмосфере советской цензуры – сначала сталинских времен, потом – закатно-советского времени. Разбирать все эти наслоения – задача будущих исследователей. Если такие появятся, конечно.

4. Голосовкер Я.Э. Логика мифа (М.: Наука, 1987)

Яков Эммануилович Голосовкер – выдающийся поэт, переводчик, философ, историк философии. И опять, это не единственная книга, а целое гнездо книг. Люди старшего поколения знают его детские книжки, например, «Сказания о титанах». Оно вышла после войны и на самом деле является детской книжкой, но внутри нее, в подкладке очень своеобразное представление об истории греческого мифа, о разных его слоях. Голосовкер отталкивается не от олимпийской мифологии, а от той, что ей предшествовала, своеобразной исторической фазы греческой мифологии, и строит свою концепцию на оригинальной идее, которая стала доступна читателю только через двадцать лет после смерти мыслителя.

Много десятилетий спустя после смерти Голосовкера вышла его книга «Логика мифа», и она представляет огромный интерес, и ее надо читать. Там совершенно другой взгляд на греческую мифологию. Очень непривычный, потому что многие считают логику чем-то противоположным мифу, а Голосовкер показывает, что нет этой противоположности, она снимается в его особом подходе – через фантазию как познавательную способность. Логика для Голосовкера не отрицание мифа, а некий отраженный свет мифа, который надо ему, мифу, теперь вернуть. Читатель, который от «Сказания о титанах» дойдет до «Логики мифа», захочет читать Голосовкера дальше и дальше.

5. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология (М.: Искусство, 1989)

Эта книга написана, наверное, наиболее доступным для современного читателя языком. Аза Алибековна Тахо-Годи – ученица и спутница жизни Алексея Федоровича Лосева, профессор Московского университета – написала эту книгу специально для издательства «Искусство», отсюда некоторые ее особенные достоинства.

Ее автор не столько пишет, сколько читает цикл интереснейших лекций. Многие теоретические вещи здесь очень искусно спрятаны в повествование, и притом незаметно для читателя.

Поскольку по времени написания это самая новая из перечисленных книг, современному читателю легче всего было бы начать именно с нее. В 2012 году Аза Алибековна отметит свое девяностолетие. Было бы прекрасно, если бы книгу эту переиздали.

© «ПостНаука», 26 июня 2012

slavikap.livejournal.com

5 книг об античной мифологии: gorbutovich

Что читать об античной мифологии рекомендует "ПостНаука".

На фотографии: Зевс с орлом, тондо чернофигурного килика, Спарта, около 560 г. до н.э., Лувр.

Естественно, Н.А. Куна, А.И. Немировского, М.Л. Гаспарова и других замечательных "подростковых" авторов в списке нет, потому как сайт ПостНаука научный, не на гимназистов ориентированный. Далее - слово ПостНауке.

Оригинал: 26.06.2012, Владислав Преображенский, http://postnauka.ru/books/2543

Имена Зевса, Гермеса, Геры и Артемиды нам знакомы с детства, но нельзя сказать, что мы на самом деле понимаем мифологию и миф. Одни книги знакомят с ними, другие – более сложные – делают попытку разобраться в этих явлениях, выстроить их теорию или философию. Доктор филологических наук Гасан Гусейнов даёт свои рекомендации по каждому из этих двух типов.

1.
Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады (М.: Московский рабочий, 1993)

Фаддей Францевич Зелинский – выдающийся классик, переводчик Софокла с древнегреческого языка. Он написал эту книгу в тяжелейшее в истории нашей страны время Гражданской войны, видя, в каком состоянии находится высшее образование – о системе говорить уже не приходилось. И он для общеобразовательных нужд пересказывал греческие мифы. Это были совсем не научные книжки, но у них есть одно необыкновенное достоинство: они пересказывает греческую мифологию как какую-то реальную мечту человека, живущего в условиях разрухи. Мечту о Средиземноморье в насквозь промерзшем Петрограде. И это чувствуется на каждой странице, в каждой строчке. Тексты, как сейчас сказали бы, иногда пафосные, но очень хорошие. Я издал эти разрозненные сборнички – собрал их в конце 80-х, когда они были библиографической редкостью, и выпустил их в издательстве «Московский рабочий» под одной обложкой. По тогдашним понятиям книга вышла обычным тиражом, по нынешним – гигантским, тысяч, наверное, 100 или 60, и ее легко купить. Ее достоинство еще и в том, что у нее великолепные иллюстрации, которые сделала Лия Орлова, прекрасная художница книги. Там на каждом развороте иллюстрация – тонкая прорись оригинального рельефа или вазописного изображения, к которым я написал комментарий, постаравшись стилизовать его под чуть-чуть более старый текст, чем у самого Зелинского. Кроме того, я сделал к книге указатель и небольшой словарик. Она может быть полезна для детей, подростков, скажем, или для кого-то, кто вовсе не читал ничего на эту тему и захочет прочитать. Но даже для специалиста в этой книге есть кое-что интересное: Зелинский показывает, чем отличается структура мифов в эпосе от структуры мифов греческой трагедии. Это, конечно, очень специальная тема, но она очень интересна.

2.
Грейвс Р. Мифы древней Греции (М.: Прогресс, 1992 и др.)

Это книга выдающегося, я бы сказал, великого английского историка культуры, философа, филолога Роберта Грейвса, также еще и писателя, известного как автор многих романов о Римской империи. Грейвс выпустил несколько книг по мифологии. Одна из самых известных – «Белая богиня», в русском переводе есть несколько изданий. Лучшее из них в каком-то смысле даже лучше английских изданий, потому что вышло под редакцией выдающегося специалиста по классической филологии и, в частности, по мифологии, Азы Алибековны Тахо-Годи, моего учителя, и с большим ее комментарием.

Книга Грейвса «Мифы древней Греции» в отличие от Зелинского – это исследование, которое пытается восстановить, скажем так, место греческого мифа в мироздании как кирпичика устройства самой Вселенной. Это не просто некое повествование о превращениях, о мире волшебного, а о кирпичике устройства Вселенной. И это – грандиозная расшифровка греческого мифа как путеводителя по доисторическому и раннеисторическому Средиземноморью.

3.
Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии (М.: Учпедгиз, 1957 и др.)

Это книга Алексея Федоровича Лосева, которого иногда называют «последним русским философом Серебряного века». Люди, живущие в России, должны ее знать, даже если они не все поймут в ней. Лосев писал книгу в исключительно сложных условиях, и очень многие вещи не мог проговаривать, но исхитрился создать некую философско-эстетическую систему, внутри которой было своеобразное представление о мифе. Сначала издание называлось «Олимпийская мифология в ее историческом развитии», потом «Античная мифология в ее историческом развитии». Это попытка связного, философско-аналитического взгляда на греческую мифологию – довольно сложная для человека, который впервые подходит этой теме, и может, дающая некий вызов. Потому что это и представление мифологии, и вместе с тем своеобразная критика самих оснований античной мифологии с позиций средневекового христианского богословия. На это наслаивается у Лосева и необходимость мыслить в атмосфере советской цензуры – сначала сталинских времен, потом – закатно-советского времени. Разбирать все эти наслоения – задача будущих исследователей. Если такие появятся, конечно.

4.
Голосовкер Я.Э. Логика мифа (М.: Наука, 1987)

Яков Эммануилович Голосовкер – выдающийся поэт, переводчик, философ, историк философии. И опять, это не единственная книга, а целое гнездо книг. Люди старшего поколения знают его детские книжки, например, «Сказания о титанах». Оно вышла после войны и на самом деле является детской книжкой, но внутри нее, в подкладке очень своеобразное представление об истории греческого мифа, о разных его слоях. Голосовкер отталкивается не от олимпийской мифологии, а от той, что ей предшествовала, своеобразной исторической фазы греческой мифологии, и строит свою концепцию на оригинальной идее, которая стала доступна читателю только через двадцать лет после смерти мыслителя.

Много десятилетий спустя после смерти Голосовкера вышла его книга «Логика мифа», и она представляет огромный интерес, и ее надо читать. Там совершенно другой взгляд на греческую мифологию. Очень непривычный, потому что многие считают логику чем-то противоположным мифу, а Голосовкер показывает, что нет этой противоположности, она снимается в его особом подходе – через фантазию как познавательную способность. Логика для Голосовкера не отрицание мифа, а некий отраженный свет мифа, который надо ему, мифу, теперь вернуть. Читатель, который от «Сказания о титанах» дойдет до «Логики мифа», захочет читать Голосовкера дальше и дальше.

5.
Тахо-Годи А.А. Греческая мифология (М.: Искусство, 1989)

Эта книга написана, наверное, наиболее доступным для современного читателя языком. Аза Алибековна Тахо-Годи – ученица и спутница жизни Алексея Федоровича Лосева, профессор Московского университета – написала эту книгу специально для издательства «Искусство», отсюда некоторые ее особенные достоинства. Ее автор не столько пишет, сколько читает цикл интереснейших лекций. Многие теоретические вещи здесь очень искусно спрятаны в повествование, и притом незаметно для читателя. Поскольку по времени написания это самая новая из перечисленных книг, современному читателю легче всего было бы начать именно с нее. В 2012 году Аза Алибековна отметит свое девяностолетие. Было бы прекрасно, если бы книгу эту переиздали.

Гасан Гусейнов, доктор филологических наук, директор Центра гуманитарных исследований РАНХиГ.

gorbutovich.livejournal.com

Мифы - БиблиоГид

 

Агбунов М. Античные мифы и легенды: Мифологич. словарь. — М.: МИКИС, 1994. — 368 с.: ил.

Рис. Т.Леоновой из книги В. и Л.Успенских «Мифы Древней Греции»Словарь оказался в самом начале списка из-за фамилии составителя. Но, может быть, надо благодарить за это богиню случая Тихе, потому что здесь, в одной небольшой книге, собраны сведения о множестве героев греческой и римской мифологии — от Абанта, сына Посейдона, до Ясона, предводителя аргонавтов, а также о разных мифических вещах, народах и местах. На букву «о»: Огигия, например, — остров нимфы Калипсо, который считался центром моря… Конечно, читатели любого возраста могут обратиться к двухтомной энциклопедии «Мифы народов мира» под редакцией С.А.Токарева или к «Мифологическому словарю» под редакцией Е.М.Мелетинского. Если же говорить только об античности, словарь Агбунова достоин многих похвал; он и содержателен, и лёгок для восприятия.

Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах / Худож. Ю.Киселев. — М.: Дет. лит., 1994. — 334 с.: ил.

Содерж.: Сказание о титане Атланте; Сказание о титаниде Горгоне Медузе и о сыне Золотого Дождя; Сказание о Змеедеве Ехидне, о Страшном Сатире Аркадском и о многоглазом Аргусе Панопте; Сказание о братьях Афаридах и Диоскурах; Сказание о титане кентавре Хироне.

«…Наивные, грандиозные и даже, при всей своей чудовищности, трогательные образы их [эллинов] титанического мира, залитого отсветом мечты о золотом веке человечества, не могут не пленять воображение не только юного, но и более зрелого поколения.

Сказания о титанах служат как бы вступлением ко всему эпическому наследию древнеэллинского мира с его героической мифологией. Самые великие мысли человечества <…>, самые потрясающие душу чувства были запечатлены в этих сказаниях с такой необычайной мощью и образностью, на которую способно только воображение в эпоху самой ранней поэзии, когда воображением познают и когда оно в образах мифа предвосхищает идеи и открытия грядущей науки» (Я.Голосовкер).

Яков (Якоб) Эммануилович Голосовкер — знаток древнегреческого и латинского языков, переводчик и комментатор античных текстов. Годы его жизни: 1890-1967. «Сказания о титанах» впервые изданы «Детгизом» в 1955 году, «Сказание о кентавре Хироне» — отдельно, в 1961. Помимо этого, Голосовкер перевёл книгу Ф.Ницше «Так говорил Заратустра», написал трактат о творческом воображении — «Имагинативный абсолют». Как философ он полагал, что воображение является высшим разумом, а непонятное уму познаётся именно воображением. Рассказывая древнейшие греческие мифы, он выступил в роли «сказочника-реставратора». «Сказания о титанах» написаны ритмической прозой.

Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады / Сост. и вступ. ст. Г.Гусейнова; Оформл. А.Данилова; Ил. Л.Орловой. — М.: Моск. рабочий, 1993. — 382 с.: ил.

Фаддей Францевич Зелинский (1859-1944) страстно доказывал необходимость классического образования. Об этом он написал книгу «Древний мир и мы». Он подготовил школьные издания классиков: пятую речь Цицерона против Верреса, XXI книгу Ливия и трагедию «Эдип царь» Софокла. На каникулах профессор Санкт-Петербургского университета Зелинский возил своих студентов в Грецию. Пересказать юношеству греческие мифы он хотел «в том виде, который они получили в аттической трагедии». Он объединял сюжеты и восстанавливал утраченное «в духе трагической идеи творчества», а в качестве подспорья пользовался «Мифологической библиотекой» Аполлодора. «Сказочная древность» была написана и издана уже в Петрограде, в начале 1920-х годов. Тогда же Зелинский уехал в Варшаву и там возглавил университетскую кафедру классической филологии.

В «Сказочную древность» вошли следующие циклы историй: «Кадм и Кадмиды», «Персей», «Аргонавты», «Геракл», «Лабдакиды» (потомки Лабдака — царь Эдип, Антигона), «Афины» (о потомках афинского царя Эрехфея; изобретатель Дедал был его внуком), «Троянская война», «Конец царства сказки» (странствия Одиссея). «Итак, — объяснял Зелинский, — я веду своих юных читателей от таинственной ночи мифов через сумерки легенд к ясному дню истории…»

В издание, составленное Гасаном Гусейновым, включены ещё «Аттические сказки» Ф.Ф.Зелинского. «Иресиона», «Терем Зари» и «Царица Вьюг» — фантазии на мифические сюжеты о дочерях Эрехфея царевнах Креусе, Прокриде и Орифии, унесённой богом северного ветра Бореем в ледяную, заснеженную Скифию.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции: Пособие для учителей. — Изд. 5-е. — М.: Просвещение, 1975. — 463 с.: ил.

Первая часть книги называется «Боги и герои» (боги — от верховного Зевса до весёлого Пана; герои — Персей, Прометей, Геракл и другие). Вторая часть — «Древнегреческий эпос» — содержит Троянский и Фиванский циклы мифов, рассказы об аргонавтах и приключениях Одиссея, а также историю царя Агамемнона и сына его Ореста.

Книга Николая Альбертовича Куна «Что рассказали греки и римляне о своих богах и героях» вышла ещё в 1914 году, в 1940 году — книга под названием «Что рассказывали древние греки о своих богах и героях». Н.А.Кун родился в 1877 году, умер в 1940-м, был историком, писателем и педагогом, профессором МГУ и ИФЛИ. Его пересказы можно считать самым популярным источником знаний об античной мифологии для юных и взрослых читателей нашей страны во второй половине ХХ века. Переиздавалась книга многократно.

Мертлик Р. Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. — М.: Республика, 1992. — 479 с.: ил.

Разделы: О богах; Легенды и сказания; Маленькие истории; Троянская война; Рассказы из греческой истории; Рассказы из римской истории.

Рудольф Мертлик имеет в виду легендарную историю: рассказы Геродота о персидских царях, «Энеиду» Вергилия, предание о Ромуле и Реме. Что касается «маленьких историй» — это легенды о перстне Поликрата, о книгах пророчицы Сибиллы, о мече, подвешенном над головой Дамокла, и, наконец, о том, как богиня Лето превратила злых жителей Ликии в лягушек.

Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. — М.: Просвещение, 1992. — 319 с.: ил.

Александр Немировский уделяет особое внимание тому, что мифы складывались в разных областях Эллады. Так, миф о кентавре Хироне, например, принадлежит Фессалии и северной Беотии, Тесей, как и царевны Креуса и Орифия, — родом из Аттики, близнецы Диоскуры — из Лаконики. Собственные мифы имеют острова Восточного Средиземноморья — Крит и Кипр, Родос, Фера и Саламин. Завершается книга изложением рассказа Платона об Атлантиде.

Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. — 400 с.: ил.

Римский миф — это повествование о тех, кто создал Город и Империю. Здесь описана легендарная история Рима от переселения Энея до нашествия галлов в IV в. до н.э. В основе рассказа — «Энеида» Вергилия, «Римская археология» Дионисия Галикарнасского, «История Рима от основания города» Тита Ливия, «Сравнительные жизнеописания» Плутарха.

У Александра Немировского есть также книга «Мифы и легенды Древнего Востока» (М., 1994). Кроме того, он автор нескольких исторических повестей о Карфагене и о Древнем Риме («Слоны Ганнибала», «За столбами Мелькарта», «Тиберий Гракх», «Пурпур и яд»).

Петискус А.-Г. Боги и легенды Олимпа: Энцикл. путеводитель по мифологии древних греков и римлян. — М.: Современник, 2000. — 303 с.: ил. — (Мир познания).

«Мифология в буквальном переводе означает наука о сказаниях. Точнее же: мифология — наука, которая изучает совокупность сказаний, в которых отразились представления древних о сосуществовании мира богов с миром видимым — природой, человеком и его бытием» (А.-Г.Петискус).

Текст печатается в новой редакции по изданию: Петискус А.-Г. Олимп: Мифология греков и римлян. — СПб.: Т-во М.О.Вольф, 1913.

Книга немецкого профессора Августа Генриха Петискуса была написана в 1821 году, а в России «высочайше» рекомендовалась как учебник для гимназий и училищ.

Штоль Г. Мифы классической древности: В 2 т.: Пер. с нем. — М.: Высш. шк., 1993.

Содерж.: Т. 1: Боги и люди; Люди и боги; Геракл; Тезей; Мелеагр; Аргонавты; Эдип; Фиванские войны; Метаморфозы.

Т. 2: Троянская война; Дом Атридов; Возвращение Одиссея; Переселение Энея.

Труд Генриха Вильгельма Штоля отличается прелестной архаичностью стиля и скрупулёзной добросовестностью в подборе материала. Так, пересказывая мифы для юношества, он находит нужным давать разные версии сюжетов. Г.В.Штоль (1819-1890) был гимназическим преподавателем древних языков и истории, он составил «Антологию греческих лириков для старших классов гимназии», написал «Историю греков и римлян в биографиях». Его просветительская работа стоит у истоков традиции популярного изложения античных мифов. Впрочем, ещё до Штоля, и кроме Петискуса, и тоже на немецком языке, с учебными целями мифы излагал поэт-романтик Густав Шваб (1792-1850). Его «Прекраснейшие сказания классической древности» были широко известны и в Германии, и в России.

Уместно напомнить, что это в честь Шваба зимой 1914 года назвали выдуманную страну братья Лёля и Оська, потому что греческие мифы в то время были их любимым чтением. Речь идёт о «Кондуите и Швамбрании» Льва Кассиля (лишние буквы оказались в названии страны и повести «для благозвучия»).

Младшим читателям:

Герои Эллады: Из мифов Древней Греции / Рассказала для детей В.Смирнова; Рис. И.Архипова. — М.: Дет. лит., 1999. — 192 с.: ил. — (Шк. б-ка).

Рис. Т.Леоновой из книги В. и Л.Успенских «Мифы Древней Греции»Вера Смирнова резонно выбрала для пересказа героические мифы: о походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном, о Тезее, победившем чудовищного быка Минотавра, о Персее, убившем Горгону Медузу, о Дедале и Икаре, которые первыми взлетели в небо на рукотворных крыльях, о певце Орфее и о подвигах Геракла.

Троянская война и её герои; Приключения Одиссея / Прозаич. пересказ Е.Тудоровской; Рис. В.Власова. — М.: Изд. центр «Россия молодая», 1993. — 252 с.: ил.

Изложение для детей «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.

Успенские В.В. и Л.В. Мифы Древней Греции: Золотое руно; Подвиги Геракла / Худож. Т.Леонова. — СПб.: Лицей, 1992. — 191 с.: ил.

Здесь миф об аргонавтах рассказан подробнее, чем у В.Смирновой. Зато Смирнова рассказала о том, что было с Гераклом после совершения двенадцати подвигов — как герой был в плену у царицы Омфалы, как плавал с аргонавтами и освободил Прометея.

Все эти пересказы сделаны не одно десятилетие назад, но пока остаются лучшими.

Несколько книг — читателям старшим и увлечённым:

Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах. — М.: Школа-Пресс, 1996. — 768 с. — (Круг чтения: Шк. программа).

Рис. Т.Леоновой из книги В. и Л.Успенских «Мифы Древней Греции»Согласно мифу об Атридах, микенский царь Атрей, мстя брату, убил племянников, после чего боги покарали его самого и его потомков — Агамемнона и Ореста.

В сборник включены древнегреческие трагедии («Орестея» Эсхила, «Электра» и «Орест» Софокла) и интерпретации этого сюжета драматургами ХХ века («Траур — участь Электры» Юджина О’Нила, «Электра» Жана Жироду, «Мухи» Жан-Поля Сартра).

Аполлодор. Мифологическая библиотека / Изд. подгот. В.Г.Борухович. — М.: Ладомир: Наука, 1993. — 214 с.: ил. — (Лит. памятники).

Ценнейший источник греческой мифологии дошёл до нас как «Библиотека» Аполлодора. Это подробное изложение мифов по Гомеру, Гесиоду и, особенно, по аттическим трагедиям (выше сказано, что именно на «Мифологическую библиотеку» опирался Ф.Ф.Зелинский при написании «Сказочной древности»). Достоверно об Аполлодоре, афинском грамматике II в. до н.э., известно, что он написал сочинения «О богах» и «Хроника», а также комментарий к списку кораблей из «Илиады».

Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Изд. подгот. Н.А.Чистякова. — М.: Ладомир: Наука, 2001. — 237 с.: ил.

Эпическая поэма об аргонавтах написана в III в. до н.э. Её автор, Аполлоний Родосский, некоторое время возглавлял александрийскую библиотеку Мусейон.

Гомеровы гимны / [Пер. с древнегреч., вступ. ст., предисл. и примеч. Е.Рабинович]. — М.: Carte blanche, 1995. — 228 с.: ил.

Гимны в честь Аполлона, Гермеса, Деметры, Диониса и других богов ещё в античности приписывались Гомеру.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции / Под ред. и с послесл. А.А.Тахо-Годи. — М.: Прогресс, 1992. — 624 с.

Одна из историко-мифологических книг английского исследователя и поэта Роберта Грейвса. Другие его книги в том же духе — «Золотое руно», «Белая богиня», «Дочь Гомера», роман «Я, Клавдий».

Овидий. Метаморфозы / Пер. С.В.Шервинского; Ил. П.Пикассо. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 559 с.

Античные мифографы (собиратели и излагатели мифов) работали в двух направлениях: одни собирали мифы о превращениях, другие — о звёздах (впрочем, учёный Эратосфен будто бы написал «Катастеризмы» — «Превращения в звёзды»). Публий Овидий Назон был последователем тех, кто интересовался превращениями. «Метаморфозы» — латинская поэма о превращениях греческих богов и героев.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. — М.: Искусство, 1989. — 304 с.: ил.

Изложение курса античной мифологии, который Аза Алибековна Тахо-Годи читала в МГУ в течение ряда лет.

Циркин Ю.Б. Мифы Древнего Рима. — М.: Астрель: АСТ, 2000. — 560 с.: ил. — (Мифы народов мира).

Первая часть книги — мифология этрусков, вторая — сведения о древнеримских богах, третья — легендарная история Рима.

Светлана Малая

bibliogid.ru

Что читают о мифах древних Греции и Рима

Ещё о книгах и литературе

5 книг об античной мифологииЧто читать о греческих и римских мифах, рекомендует доктор филологических наук Гасан Гусейнов / «5 книг»

Что почитать о когнитивной психологии, теории эволюции или русском языке? В разделе публикуются рекомендации ученых 5 книг по области их исследований с объяснением, почему ту или иную книгу важно и необходимо прочитать. ©

Ещё 5 книг о: Фольклор | Народные верования | Кровавый навет Средневековья | Современная литература Китая, а также Средневековый человекПан, сад Royal Horticultural Society (RHS), Лондон / Фото: Darren JohnsonИмена Зевса, Гермеса, Геры и Артемиды нам знакомы с детства, но нельзя сказать, что мы на самом деле понимаем мифологию и миф. Одни книги знакомят с ними, другие – более сложные – делают попытку разобраться в этих явлениях, выстроить их теорию или философию. Доктор филологических наук Гасан Гусейнов даёт свои рекомендации по каждому из этих двух типов.Гасан Гусейнов — доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ.

1. Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады (М.: Московский рабочий, 1993)

Фаддей Францевич Зелинский – выдающийся классик, переводчик Софокла с древнегреческого языка. Он написал эту книгу в тяжелейшее в истории нашей страны время Гражданской войны, видя, в каком состоянии находится высшее образование – о системе говорить уже не приходилось. И он для общеобразовательных нужд пересказывал греческие мифы.

Это были совсем не научные книжки, но у них есть одно необыкновенное достоинство: они пересказывает греческую мифологию как какую-то реальную мечту человека, живущего в условиях разрухи. Мечту о Средиземноморье в насквозь промерзшем Петрограде. И это чувствуется на каждой странице, в каждой строчке. Тексты, как сейчас сказали бы, иногда пафосные, но очень хорошие.

Я издал эти разрозненные сборнички – собрал их в конце 80-х, когда они были библиографической редкостью, и выпустил их в издательстве «Московский рабочий» под одной обложкой. По тогдашним понятиям книга вышла обычным тиражом, по нынешним – гигантским, тысяч, наверное, 100 или 60, и ее легко купить. Ее достоинство еще и в том, что у нее великолепные иллюстрации, которые сделала Лия Орлова, прекрасная художница книги. Там на каждом развороте иллюстрация – тонкая прорись оригинального рельефа или вазописного изображения, к которым я написал комментарий, постаравшись стилизовать его под чуть-чуть более старый текст, чем у самого Зелинского. Кроме того, я сделал к книге указатель и небольшой словарик.

Она может быть полезна для детей, подростков, скажем, или для кого-то, кто вовсе не читал ничего на эту тему и захочет прочитать. Но даже для специалиста в этой книге есть кое-что интересное: Зелинский показывает, чем отличается структура мифов в эпосе от структуры мифов греческой трагедии. Это, конечно, очень специальная тема, но она очень интересна.

2. Грейвс Р. Мифы древней Греции (М.: Прогресс, 1992 и др.)

Это книга выдающегося, я бы сказал, великого английского историка культуры, философа, филолога Роберта Грейвса, также еще и писателя, известного как автор многих романов о Римской империи. Грейвс выпустил несколько книг по мифологии. Одна из самых известных – «Белая богиня», в русском переводе есть несколько изданий. Лучшее из них в каком-то смысле даже лучше английских изданий, потому что вышло под редакцией выдающегося специалиста по классической филологии и, в частности, по мифологии, Азы Алибековны Тахо-Годи, моего учителя, и с большим ее комментарием.

Книга Грейвса «Мифы древней Греции» в отличие от Зелинского – это исследование, которое пытается восстановить, скажем так, место греческого мифа в мироздании как кирпичика устройства самой Вселенной. Это не просто некое повествование о превращениях, о мире волшебного, а о кирпичике устройства Вселенной. И это – грандиозная расшифровка греческого мифа как путеводителя по доисторическому и раннеисторическому Средиземноморью.

3. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии (М.: Учпедгиз, 1957 и др.)

Это книга Алексея Федоровича Лосева, которого иногда называют «последним русским философом Серебряного века». Люди, живущие в России, должны ее знать, даже если они не все поймут в ней. Лосев писал книгу в исключительно сложных условиях, и очень многие вещи не мог проговаривать, но исхитрился создать некую философско-эстетическую систему, внутри которой было своеобразное представление о мифе. Сначала издание называлось «Олимпийская мифология в ее историческом развитии», потом «Античная мифология в ее историческом развитии».

Это попытка связного, философско-аналитического взгляда на греческую мифологию – довольно сложная для человека, который впервые подходит этой теме, и может, дающая некий вызов. Потому что это и представление мифологии, и вместе с тем своеобразная критика самих оснований античной мифологии с позиций средневекового христианского богословия. На это наслаивается у Лосева и необходимость мыслить в атмосфере советской цензуры – сначала сталинских времен, потом – закатно-советского времени. Разбирать все эти наслоения – задача будущих исследователей. Если такие появятся, конечно.

4. Голосовкер Я.Э. Логика мифа (М.: Наука, 1987)

Яков Эммануилович Голосовкер – выдающийся поэт, переводчик, философ, историк философии. И опять, это не единственная книга, а целое гнездо книг. Люди старшего поколения знают его детские книжки, например, «Сказания о титанах». Оно вышла после войны и на самом деле является детской книжкой, но внутри нее, в подкладке очень своеобразное представление об истории греческого мифа, о разных его слоях. Голосовкер отталкивается не от олимпийской мифологии, а от той, что ей предшествовала, своеобразной исторической фазы греческой мифологии, и строит свою концепцию на оригинальной идее, которая стала доступна читателю только через двадцать лет после смерти мыслителя.

Много десятилетий спустя после смерти Голосовкера вышла его книга «Логика мифа», и она представляет огромный интерес, и ее надо читать. Там совершенно другой взгляд на греческую мифологию. Очень непривычный, потому что многие считают логику чем-то противоположным мифу, а Голосовкер показывает, что нет этой противоположности, она снимается в его особом подходе – через фантазию как познавательную способность. Логика для Голосовкера не отрицание мифа, а некий отраженный свет мифа, который надо ему, мифу, теперь вернуть. Читатель, который от «Сказания о титанах» дойдет до «Логики мифа», захочет читать Голосовкера дальше и дальше.

5. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология (М.: Искусство, 1989)

Эта книга написана, наверное, наиболее доступным для современного читателя языком. Аза Алибековна Тахо-Годи – ученица и спутница жизни Алексея Федоровича Лосева, профессор Московского университета – написала эту книгу специально для издательства «Искусство», отсюда некоторые ее особенные достоинства.

Ее автор не столько пишет, сколько читает цикл интереснейших лекций. Многие теоретические вещи здесь очень искусно спрятаны в повествование, и притом незаметно для читателя.

Поскольку по времени написания это самая новая из перечисленных книг, современному читателю легче всего было бы начать именно с нее. В 2012 году Аза Алибековна отметит свое девяностолетие. Было бы прекрасно, если бы книгу эту переиздали.

© «ПостНаука», 26 июня 2012

niunun.livejournal.com