Медицина древнего рима инструменты. История медицины Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История медицины Древнего Рима. Медицина древнего рима инструменты


История медицины Древнего Рима — творческая работа

История медицины ДревнегоРима

 

АО  «Медицинский университет Астана»

 

Кафедра 

 

Подготовила: Сизова В.

                        212 ОЗ

Проверила:.

Источники по истории  и медицине Рима.

 

      Литературные памятники.

 

  • Значительная часть древнейших римских письменных памятников погибла. Судить об их содержании можно по произведениям более поздних авторов. Из дошедших до нас сочинений для характеристики развития медицины в Древнем Риме особый интерес представляют: поэма “о природе вещей” Тита Луреция Кара, трактат “О медицине” Авла Корнелия Цельса, труд “О назначении частей человеческого тела” выдающегося врача Древнего мира Галена. Интересным источником информации о медицине Древнего Рима являются также греческие и латинские эпиграммы – короткие, но богатые по содержанию стихотворения, отражающие деятельность врачей.

      Археологические данные. 

 

     

  • Раскопки древних римских городов позволили сделать достоянием истории жизнь и быт населявших их древних народов, познакомили нас с развитием ремесел и отраслей знаний, и в том числе медицины. Так, в 1771 г. в одном из домов в Помпеях – городе, который в августе 79 г. н. э. был погребен под пеплом внезапно проснувшегося вулкана Везувия, - был найден полный набор медицинских инструментов. Второй набор из 150 античных медицинских инструментов был обнаружен в 1893 г. в Бадане, третий в 1925 г. в Бингене. Античные медицинские инструменты найдены также и на территории бывшего СССР при раскопках Херсонеса и Ольвии. В Херсонесе обнаружена надгробная стела убитого таврами римского врача, принадлежащему крупному римскому военачальнику.

 

  • Большой интерес для истории медицины представляют древние гидротехнические сооружения, сохранившиеся на территории Римской империи в Европе, Азии и Африке. Это знаменитые акведуки, термы и сточные системы клоак.

    Санитарное дело.

 

     Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера является Законы Двенадцати таблиц. Начертанные на медных таблицах, они были вывешены на колоннах перед Римским сенатом.

     Ряд параграфов Законов посвящен охране чистоты города и здоровья его жителей. Так, в таблице X определяются правила погребения умерших:

 

“1. Пусть мертвых не хоронят и не сжигают в городе…

 

5. Пусть костей мертвеца не собирают, чтобы впоследствии совершить погребение, за исключением лишь того случая, когда смерть настигла на поле битвы или на чужбине…

 

9. Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе чем 60 футов от принадлежащего ему здания”

Организация медицинского  дела.

 

  • В древней Италии вплоть до II в. до н. э. обходились без врачей профессионалов. Лечили дома народными средствами: травами, кореньями и плодами, настоями и отварами, часто совмещая это все с магией и наговорами. По свидетельству видного писателя и политического деятеля М. П. Катона, самым популярным лечебным средством считалась капуста: “Капуста из всех овощей – первая. Ешь ее вареной и сырой… она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего… Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам… она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз…”

 

  • Катон был ярым противником греческой медицины и ее внедрения в Риме, считая ее выражением изнеженности и роскоши. Такая точка зрения в немалой степени способствовала застою в развитии медицины в Древней Италии. Первыми врачами здесь были рабы из числа рабов из Греции, Малой Азии, Египта. Каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачем. Раб лечил семью своего хозяина и его родственников.

 

Высокий культурный уровень  раба-врача постепенно поднимала  его в глазах хозяина. Свободная  практика такого специалиста  представлялась рабовладельцу весьма  доходной, поэтому рабов-врачей стали  отпускать на свободные заработки.

 

Врач-отпущенник был обязан  бесплатно лечить своего бывшего  владельца, его семью, рабов и  друзей и отдавать ему часть  своих доходов. Юридически врачи-отпущенники  оставались зависимыми от рабовладельца, и римское общество долгое  время относилось к ним с  некоторым презрением. Среди римских  отпущенников были выдающиеся  и политические деятели, врачи, писатели  и архитекторы.

  • В конце III – начале II в. до н. э. в столице Римской империи стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первым греческим врачом в городе Риме считается пелопоннесец Архагат. Он приехал в столицу в 219 г. до н. э. и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили право римского гражданина и выделили государственный дом для частной практики. Начало деятельности принесло Архгату большую популярность. Однако вскоре прижигания и хирургические операции, которые он производил, резко изменили отношения к нему римлян: его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться. Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в Риме. Важной вехой в этом отношении явился указ Юлия Цезаря, который в 46 г. до н. э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам из Греции, Малой Азии, Египта, так и местным жителям, обучившимся медицине. Таким образом, в Римской империи стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела.

После битвы раненых отвозили в ближайший город или в военный лагерь, где устраивались военные учреждения для больных. Обслуживающий персонал этих учреждений состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами и перевязочными материалами. Младший персонал, главным образом из рабов, использовался для ухода за больными. Колумелла в своем труде “De re rustica” (“О сельском хозяйстве”) писал о таких заведениях для рабов, которые обслуживались рабами-медиками. Однако в большинстве случаев рабов не лечили. В столице больных рабов отправляли на остров Бартоломея и оставляли там умирать. В случае выздоровления такой раб становился свободным и, согласно декрету императора Клавдия, не должен был возвращаться к рабовладельцу.

 

Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная римская армия, ведущая широкие завоевательные войны, требовала большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех родах войск. В частях создавались специальные санитарные команды из 8 – 10 крепких молодых воинов, которых называли deputati. Верхом на лошадях за линией боя они подбирали раненых. Для этой цели их седла имели по два стремени на левой стороне. Deputati возили с собой фляги с водой и, возможно, делали первую перевязку. За каждого спасенного воина им платили золотом.

         Клавдий Гален

 

  • Наряду с военной медициной развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти учредили оплачиваемые должности врачей – архиатров. В городах архиатры объединялись в коллегию и находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые следили за их выборами и назначениями. Процедура выборов напоминала строгий экзамен, после которого врач получал звание “Врач, утвержденный государством”. Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах и цирках. Выдающийся врач древности Гален, грек по происхождению, в молодые годы в течение ряда лет работал врачом в школе гладиаторов в Пергаме. Имеются сведения и о привлечении врачей в качестве судебных медиков. Так, врач Антистий участвовал в расследовании убийства Юлия Цезаря. Архиатры имели постоянное жалование, но им разрешалась и частная практика.

Два направления в медицине.

 

      В медицине Древнего Рима имелось два направления:

Мировоззрение древних римлян в значительной степени испытывало влияние древнегреческий философии. Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами-материалистами Левкиппом, Демокритом и Эпикурои, вошло в философию древнего Рима и нашло свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма – поэта Тита Лукреция Кара. Его поэма “De retum natura” в шести книгах явилась энциклопедией того времени и отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медицины, психологии и истории.

       В поэме “О природе вещей” Лукреций подходит к вопросам медицины и естествознания с точки зрения атомистического учения. В популярной форме он говорит о сложном строении живых организмов из мельчайших движущихся частиц – атомов, высказывает мысль о постепенном развитии растительного и животного мира, о различиях организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы. В шестой книге поэмы Лукреций излагает общие положения о заразных болезнях, разбирая причины их возникновения

 

Материалистические тенденции.

Идеалистические тенденции.

 

 Политический и экономический кризис Римской Империи оказал решающее            влияние на судьбы поздней римской философии, культуры и науки. В I в. до н. э. начали зарождаться идеи будущего христианства.

       Во многих отраслях естествознания обострились дуалистические тенденции. Это четко прослеживается на судьбе поздней античной астрономии. С одной точки зрения, античная астрономия к концу I в. н. э. окончательно усвоила достижения вавилонской математической астрономии, с другой – рядом с научной астрономией широкое развитие у древних римлян получила эллинистическая астрология, которая возникла, как полагают, в III в. до н. э. в школе Бероса на о. Кос. Главной задачей римской астрологии стало составление гороскопов. Астрологи служили и при дворе римских императоров.

       Противоречия, свойственные поздней римской науке, ярко отразились в трудах Птолемея. С одной стороны, Птолемей создал самое выдающееся произведение античной астрономии, в котором подробно изложил общепринятое в то время учение о геоцентрическом движении планет и их взаимообусловленной связи друг с другом и с Землей. С другой стороны, именно Птолемею принадлежит одно из крупнейших произведений по античной астрологии, в котором изложены преставления о влиянии небесных тел на человечество, материки и природные явления в целом. Такая двойственность характеризует деятельность многих ученых периода поздней античности, когда усилились идеалистические настроения и обострилась борьба между “Линией Демокрита” и “Линией Платона” – двумя основными движениями в философии. В области медицины этот дуализм проявился в деятельности величайшего врача древнего мира – Галена.

Клавдий Гален

 

Материалистическая позиция прослеживается в его исследованиях в области анатомии и физиологии. Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в области исследования нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь пар черепно-мозговых нервов, 58 спинно-мозговых нервов и нервы внутренних органов.

 

Выдающийся врач Древнего мира Гален родился в г. Пергаме в семье архитектора. В возрасте 14 лет Гален начал занятия в философской школе. С 17 лет он посвятил себя медицине, которую изучал в Пергаме, Смирне, Коринфе, Афинах, но особенно в Александрии, где его учителями были последователи Герофила и Эразистрата. Дуализм Галена проявился в его колебаниях между материализмом и идеализмом.

 

Гален жил в период рабовладельческого строя, когда в философии оживились идеалистические тенденции. Большое влияние на формирование мировоззрения Галена оказали: учение Платона о пневме и учение Аристотеля о целесообразности всего созданного природой.

Исходя из учения Платона о пневме, Гален считал, что в организме “пневма” обитает в трех ее видах: в мозге, в сердце, в печени. Все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных сил, которые образуются при разложении пневмы: нервы несут “душевную силу”, печень дает крови “естественную силу”, пульс возникает под действием “пульсирующей силы”.

Подобные трактовки придавали идеалистическое содержание кропотливо собранному экспериментальному материалу Галена. Он правильно описывал то, что видел, но неправильно трактовал полученные результаты. В этом и состоит дуализм учения Галена.

Учение Галена и его значение трудно переоценить. Рядом с Галеном могут быть поставлены лишь Гиппократ и Авиценна. Неутомимый исследователь природы, основоположник экспериментальной анатомии и физиологии, терапевт и хирург.

Заключение

 

  •  Ученые и натуралисты древних Греции и Рима внесли огромный вклад в развитие медицины. Они обобщили полумагические системы древнего Египта, Вавилона, Персии и в результате экспериментов, сумели перевести медицину с уровня магии и заговоров на научный уровень. Конечно, несовершенство техники того времени и незнание людьми фундаментальных законов естества не позволили им полностью избавиться от заблуждений в сфере человеческого тела, однако то, что было сделано, действительно заслужило того, чтобы имена ученых и простых медиков древнего мира были внесены в анналы истории.

myunivercity.ru

История медицины Древнего Рима — реферат

История медицины Древнего Рима

Источники по истории и медицине Рима. 

Литературные  памятники.

Значительная часть  древнейших римских письменных памятников погибла. Судить об их содержании можно  по произведениям более поздних  авторов. Из дошедших до нас сочинений  для характеристики развития медицины в Древнем Риме особый интерес  представляют: поэма “о природе  вещей” Тита Луреция Кара, трактат  “О медицине” Авла Корнелия Цельса, труд “О назначении частей человеческого  тела” выдающегося врача Древнего мира Галена. Интересным источником информации о медицине Древнего Рима являются также греческие и латинские  эпиграммы – короткие, но богатые  по содержанию стихотворения, отражающие деятельность врачей.  

Археологические данные.

Раскопки древних  римских городов позволили сделать  достоянием истории жизнь и быт  населявших их древних народов, познакомили  нас с развитием ремесел и  отраслей знаний, и в том числе  медицины. Так, в 1771 г. в одном из домов  в Помпеях – городе, который  в августе 79 г. н. э. был погребен под  пеплом внезапно проснувшегося вулкана  Везувия, - был найден полный набор  медицинских инструментов. Второй набор  из 150 античных медицинских инструментов был обнаружен в 1893 г. в Бадане, третий в 1925 г. в Бингене. Античные медицинские  инструменты найдены также и  на территории бывшего СССР при раскопках  Херсонеса и Ольвии. В Херсонесе  обнаружена надгробная стела убитого  таврами римского врача, принадлежащему крупному римскому военачальнику.

Большой интерес для  истории медицины представляют древние  гидротехнические сооружения, сохранившиеся  на территории Римской империи в  Европе, Азии и Африке. Это знаменитые акведуки, термы и сточные системы  клоак.  

Санитарное  дело. 

Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного  характера является Законы Двенадцати таблиц. Начертанные на медных таблицах, они были вывешены на колоннах перед  Римским сенатом. Их краткость и  простота и по сей день восхищают  юристов.

Ряд параграфов Законов  посвящен охране чистоты города и  здоровья его жителей. Так, в таблице X определяются правила погребения умерших:

“1. Пусть мертвых  не хоронят и не сжигают в городе…

5. Пусть костей  мертвеца не собирают, чтобы впоследствии  совершить погребение, за исключением  лишь того случая, когда смерть  настигла на поле битвы или  на чужбине…

9. Закон запрещает  без согласия собственника устраивать  погребальный костер или могилу  на расстоянии ближе чем 60 футов  от принадлежащего ему здания”

Наблюдение за выполнением  этих и других законов возлагалось  на выборных чиновников – эдилов, которые  следили за общественным строительством, городским благоустройством и организацией народных зрелищ.

Для стока нечистот в столице империи г. Риме начиная  с VI в. до н. э. Стали сооружать многочисленные каналы – клоаки. Наиболее известная  из них cloaca mahima функционирует и по сей день. Она входит в современную  систему римской канализации. Как  правило, клоаки открывались непосредственно в реку Тибр. Вот почему в IV в. до н. э. Воду из этой реки было запрещено использовать в качестве питьевой.

Подземные источники  и небольшие речки не могли  обеспечить водой всех жителей столицы, и поэтому с IV в. до н. э. В г. Риме началось сооружение акведуков –  каменных арочных мостов и подземных  труб для подачи воды из горных источников.

Акведуки не являются изобретениями римлян, которые заимствовали эту идею на востоке во время завоевательных походов. Так, еще в VII в. до н. э. В  Ассирии в период правления Синнанхериба при строительстве ирригационной  системы около Ниневии были сооружены  плотина, два водохранилища, канал  длиной 48 км. И арочные мосты для  проведения воды над ущельями. Во времена  римского господства акведуки стали  строить как в восточных, так  и в западных провинциях империи.

Римские водопроводы  обнаружены и при раскопках римских  колоний. Так, в Херсонесе было открыто 6 линий подземного водопровода из гончарных труб. Построенный римлянами 18 веков назад, этот водопровод в  течение столетий подавал городу чистую питьевую воду с Балаклавских высот за 6 – 10 км. Его водой пользовались во время Крымской войны 1854- 1855 г., а  одна из линий древнего херсонесского  водопровода и по сей день подает воду в г. Севастополь.

Самыми величественными  являлись акведуки г. Рима. Первый из них  протяженностью 16,5 км был построен еще в 312 г. до н. э. Цензором Аппием Клавдием. Его так и назвали – Аппиевым. Сорок лет спустя был воздвигнут второй водопровод длиной 70 км. В 144 г. до н. э. Был построен третий акведук, который  действует и поныне. Его длина  – 61 км, из них последние 10 шли по арочным мостам.

В начале 1 века н. э. В  Риме действовало 11 акведуков общей  протяженностью 436км, из них 55 км – на арочных мостах. В сутки они  давали городу 1,5 миллиона кубических метров чистой питьевой воды с Сабинских  гор. “…Четырех из них достаточно, чтобы полностью обеспечить водой  современный Рим”. В пересчете  на душу населения в столице Римской  империи ежедневно потреблялось от 600 до 900 л воды. Для сравнения  заметим, что в дореволюционном  Петербурге на душу населения подавалось 200 л воды в сутки.

Акведуки охранялись законами. Контроль над техническим  состоянием этой колоссальной водопроводной  сети осуществляло специальное водное ведомство. За умышленную порчу водопроводных  труб и водонапорных башен на виновного  налагали крупный штраф. Если же повреждение  было сделано без злого умысла ненамеренно, то виновный должен был  немедленно его ликвидировать.

Колоссальное количество воды, которое потреблял Рим в  период своего расцвета, распределялось между императорским дворцом, общественными  учреждениями (термы, рынки, склады, сады, амфитеатры) и многочисленными фонтанами, которых было более 600. В частные  дома вода, как правило, не подавалась. Ее или покупали у водовозов, или  ходили за ней к фонтанам. Отсутствие в доме воды имело своим следствием и отсутствие канализации в жилых  кварталах: римляне “пользовались  общественными уборными или выносили мусор на соседнюю кучу, а то просто выбрасывали из окошка на улицу”. В  этом плане выгодно отличается цивилизация  Древней Индии: еще в середине III тысячелетия до н. э. в г. Мохенджо-Даро в каждом доме имелась не только система водоснабжения, но и трубы  для отвода нечистот в магистральные  каналы.

Широкое распространение  римской империи получили термы. Их развалины находят в Азии и  Африке, во Франции и Англии, в  столице Риме и небольшом городке  Помпеях.

Первые термы в  столице – г. Риме – были построены  в III в. до н. э. Марком Агриппой, который  передал их в бесплатное пользование  населению города. Многие богатые  римляне, желая завоевать популярность среди сограждан, дарили им право  на вечные времена бесплатно пользоваться построенными при них банями. Для  их содержания они выделяли специальные  поместья. Таким образом, в Риме были не только частные, но и общественные бани, которые принадлежали городу. К концу I в. до н. э. их число достигало 170, а в IV в. н. э. их было уже около  тысячи. Пропускная способность столичных  терм, как отмечает Ч. Камерон, позволяла  десяткам и даже сотням тысяч людей  мыться одновременно.

Пышное убранство  терм придавало им сходство с музеями. Стены их воздвигались из великолепных сортов мрамора. Внутри стен и под  полом прокладывались специальные  трубы для обогрева горячим воздухом или подогретой водой. В термах имелись  помещения для раздевания, физических упражнений и натирания маслами, горячая баня и бассейны с теплой и холодной водой. Внутренние залы украшались росписью, колоннами и скульптурами из белого мрамора. Почетное место занимали изображения Асклепия и Гигиеи. В  термах найдено большое количество произведений античного искусства: статуи Геркулеса и флоры, Фарнезский бык и группа Лаокоона, торс Аполлона Бельведерского и другие шедевры, украшающие сегодня музеи различных стран  мира.

Яркое представление  о римских термах того времени  дают строки из письма римского политического  деятеля, философа и писателя Луция  Аннелия Сенеки: “Жалким бедняком сочтет себя человек, если в стенах его бани не сверкает огромных кругов драгоценного мрамора… если вода льется не из серебряных кранов… теперь норой  назовут баню, если она поставлена не так, чтобы солнце круглый день заливало ее через огромные окна, если в ней нельзя в одно и то же время и мыться и загорать, если нельзя из ванны видеть и поля и  море…”

Римские термы были не только гигиеническими сооружениями – они являлись также общественными  и культурными центрами. При них  располагались библиотеки, залы для  пиров и собраний, где часами дискутировали  философы.  

Организация медицинского дела. 

В древней Италии вплоть до II в. до н. э. обходились без врачей профессионалов. Лечили дома народными  средствами: травами, кореньями и  плодами, настоями и отварами, часто  совмещая это все с магией и  наговорами. По свидетельству видного  писателя и политического деятеля  М. П. Катона, самым популярным лечебным средством считалась капуста: “Капуста из всех овощей – первая. Ешь ее вареной  и сырой… она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего… Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам… она  все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз…”

Катон был ярым противником  греческой медицины и ее внедрения  в Риме, считая ее выражением изнеженности и роскоши. Такая точка зрения в немалой степени способствовала застою в развитии медицины в Древней  Италии. Первыми врачами здесь  были рабы из числа рабов из Греции, Малой Азии, Египта. Каждый состоятельный  римский гражданин стремился  обзавестись рабом-врачем. Раб лечил  семью своего хозяина и его  родственников.

Высокий культурный уровень  раба-врача постепенно поднимала  его в глазах хозяина. Свободная  практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому  рабов-врачей стали отпускать на свободные заработки.

Врач-отпущенник был  обязан бесплатно лечить своего бывшего  владельца, его семью, рабов и  друзей и отдавать ему часть своих  доходов. Юридически врачи-отпущенники  оставались зависимыми от рабовладельца, и римское общество долгое время  относилось к ним с некоторым  презрением. Среди римских отпущенников были выдающиеся и политические деятели, врачи, писатели и архитекторы.

В конце III – начале II в. до н. э. в столице Римской  империи стали появляться свободные  врачи греческого происхождения. Первым греческим врачом в городе Риме считается  пелопоннесец Архагат. Он приехал в  столицу в 219 г. до н. э. и был тепло  встречен горожанами. Ему предоставили право римского гражданина и выделили государственный дом для частной  практики. Начало деятельности принесло Архгату большую популярность. Однако вскоре прижигания и хирургические  операции, которые он производил, резко  изменили отношения к нему римлян: его прозвали “живодером” и перестали  к нему обращаться. Прошло несколько  столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в Риме. Важной вехой в этом отношении явился указ Юлия Цезаря, который в 46 г. до н. э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам из Греции, Малой Азии, Египта, так  и местным жителям, обучившимся  медицине. Таким образом, в Римской  империи стали проявляться элементы государственной регламентации  медицинского дела.

Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная римская армия, ведущая  широкие завоевательные войны, требовала  большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех родах войск. Каждая когорта, состоявшая из 1000 человек, должна была содержать 4 врачей-хирургов. Во флоте на каждом военном корабле  было по одному врачу. Каждому воину  полагалось иметь при себе необходимый  перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам. В частях создавались специальные  санитарные команды из 8 – 10 крепких  молодых воинов, которых называли deputati. Верхом на лошадях за линией боя  они подбирали раненых. Для этой цели их седла имели по два стремени на левой стороне. Deputati возили с собой  фляги с водой и, возможно, делали первую перевязку. За каждого спасенного воина им платили золотом.

После битвы раненых  отвозили в ближайший город или  в военный лагерь, где устраивались военные учреждения для больных, по одному на каждые 3-4 легиона. Обслуживающий  персонал этих учреждений состоял из врачей, экономов, инструментариев  и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами  и перевязочными материалами. Младший  персонал, главным образом из рабов, использовался для ухода за больными. Колумелла в своем труде “De re rustica” (“О сельском хозяйстве”) писал  о таких заведениях для рабов, которые обслуживались рабами-медиками. Однако в большинстве случаев  рабов не лечили. В столице больных  рабов отправляли на остров Бартоломея и оставляли там умирать. В  случае выздоровления такой раб  становился свободным и, согласно декрету  императора Клавдия, не должен был возвращаться к рабовладельцу.

Наряду с военной  медициной развивалось медицинское  дело в городах и отдельных  провинциях, где государственные  власти учредили оплачиваемые должности  врачей – архиатров. В городах  архиатры объединялись в коллегию и  находились под контролем городских  властей и центрального правительства, которые следили за их выборами и  назначениями. Процедура выборов  напоминала строгий экзамен, после  которого врач получал звание “Врач, утвержденный государством”. Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах и цирках. Выдающийся врач древности Гален, грек по происхождению, в молодые годы в течение ряда лет работал врачом в школе  гладиаторов в Пергаме. Имеются  сведения и о привлечении врачей в качестве судебных медиков. Так, врач Антистий участвовал в расследовании  убийства Юлия Цезаря. Архиатры имели  постоянное жалование, но им разрешалась  и частная практика.

turboreferat.ru

Медицина в Древнем Риме

Московский Государственный Технический Университет им. Н. Э.Баумана РЕФЕРАТ по культурологии на тему: “Медицина в Древнем Риме” Студент группы Преподаватель: ВРАЧЕВАНИЕ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI вв. до нашей эры. ) Наиболее ранним письменным свидетельством внимания граждан Рима к мероприятиям санитарного характера были “Законы XII таблиц”(“Lages XII Tabularium,451-450 гг. до н. э.), краткость и простота которых и по сей день восхищают юристов. Составленные в период ранней республики под давлением плебеев, они являлись характерным образцом свода законов раннеклассового общества (защита патриариархальных традиций, сочетание принципа талиона и денежных штрафов и т. д.).Так, например: Таблица VII. 2.Если причинит членовредительство и не помирится(с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое. 3.Если рукой или палкой переломит кость, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу-150 ассов (аss- первоначально 1 фунт бронзы). Согласно “Законам XII Таблиц”, “младенец, отличившийся исключительным уродством”, должен быть лишен жизни (таблица IV.!). Подобная жестокость в тот период истории Рима, по всей видимости, определялась суровыми условиями перехода от первобытного к раннеклассовому обществу в конкретной социально-экономической обстановке. Ряд параграфов “Законов XII Таблиц” непосредственно касается охраны санитарного состояния города(Рима): Таблица X. 1.Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе. 5.  ...Пусть костей мертвеца не сбирают, чтобы впоследствии совершить погребение, за исключением лишь того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине. 6.  ...отменяется бальзамирование...и питье из круговой чаши. 7.  ...Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе, чем 60 футов от принадлежащего ему здания. Значительное влияние на культуру и медицину римлян оказали этруски: жители переняли у них письменность и так называемые римские цифры, одеяние (лат. То§а - покрывало), навыки градостроительства и религиозные верования. В царский период истории  (и вплоть до конца Шв. До н. Э.) врачей-профессионалов в Риме не было - лечили дома народными средствами: травами, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с магическими заговорами. По свидетельству видного писателя и государственного деятеля Марка Порция Катона, в течение многих столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста: “...Капуста изо всех овощей - первая, - писал он в своем труде “Земледелие”. - Ешь ее вареной и сырой. О очисти все язвы, безболезненно излечит их.” Тем не менее в отдельных областях врачевание этруски достигли удивительных успехов. Так до нас дошли многочисленные зубные протезы этрусков, выполненные из костей животных и скрепленные при помощи золотого моста. Однако греческая медицина в царский период истории Италии еще не нашла своего места на римской почве. МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ (конец VI в. до н. э.- 31г. до нашей эры.) Условным рубежом между царским и республиканским периодами истории древнего Рима считается 510 г. до нашей эры - год восстания римлян, свержения этрусского царя Тарквиния Гордого и утверждения республики (res publica -народное дело). 10. В области медицины этот период характеризуют развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации; формирование материалистического давности место захоронения, а таксисе и место сожжения трупа.” Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на городских магистратов-эдилов(aedies; от aedes-храм), которые не были врачами. Эдилы надзирали над строительством, состоянием улиц, храмов, рынков и терм, занимались раздачей хлеба, организацией общественных игр и охраной государственной казны. Права эдилов закреплялись и в последующих законов. Так, Гераклейская таблица, содержащая (как предполагают ученые)   закон Юлия Цезаря (100-44 гг. до н. э.) о муниципиях (municipium -город с правом на самоуправление), посвящает этому ряд параграфов. В период ранней республики в Риме началось сооружение акведуков (aquaeductus; aqua-вода, duco-веду), так как подземные источники уже не могли обеспечить всех жителей города чистой питьевой водой, а вода Тибра была настолько загрязнена к IV в. до нашей эры в результате стока нечистот по системе клоак, что использование ее в качестве питьевой воды было запрещено законом.   Первый акведук в столице      республики г. Риме протяженностью 16.5 км был построен в 312 г. до нашей эры при цензоре Аппии Клавдии. Его так и называли- Аппиевым (Аqua Арр1а). Он доставлял воду из ключей, расположенных недалеко от р. Анио. Акведуки не являются изобретением римлян - они заимствовали эту идею на Востоке во время завоевательных походах. Во времена римского господства акведуки древнего Рима охранялись законом. Они стали строиться как в восточных, так и в западных провинциях. В итоге, около 100 городов снабжались чистой водой с помощью акведуков, хотя в дома вода не подавалась (ее или покупали, или брали у фонтанов). Первые термы (1егтае- горячие бани) в Риме были построены в III в. до н.э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование горожанам. Для их содержания он выделил специальные поместья, а для снабжения их водой провел к ним специальный акведук. Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями. Стены их воздвигались из мрамора, внутри стен и под полом прокладывались специальные трубы для обогрева горячим воздухом или термальными водами. Такой способ отапливания помещений удовлетворяет самым высоким санитарно-гигиеническим требованиям (отсутствие дыма и угарного газа; поддержание постоянной температуры; благоприятные условия для сохранения настенной росписи, которая оставалась сухой даже в ванных комнатах). Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств, и при лечении некоторых болезней без нее не обходились. Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами. Воздвигнутые трудом рабов, они являлись прекрасным императоров даром населению. НАЧАЛО ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ДЕЛА. В древней Италии вплоть до II в. до нашей эры обходились без врачевателей- профессионалов. Греческая медицина считалась выражением роскоши и изнеженности. Такая точка зрения в значительной степени способствовала застою в развитии профессиональной медицины в древней Италии. Вот почему первыми врачами там были рабы из числа военнопленных, главным образом греков (из Греции, Малой Азии, Египта). Слой рабской интеллигенции в Риме, особенно в последние годы существования республики, был особенно многочисленным. Вклад, внесенный греками-рабами в создание римской культуры весьма ощутим, - целый ряд “интеллигентных” профессий был как бы монополизирован греками. Почти каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачом (servus medicus). Раб лечил своего хозяина и его родственников. Высокий уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки. Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего хозяина, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть своих доходов. Юридически врачи-отпущенники оставались зависимыми от рабовладельцев, и римское общество еще долгое время относилось к ним с некоторым презрением. В конце III- начале II в. до нашей эры в столице Римской республики стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первыми свободным врачом в Риме считается пелопоннесец Архагат (Аrhagathos). Он приехал в столицу в 219 г. до нашей эры и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили право римского гражданства и выделили государственный дом для частной практики. Начало деятельности принесло Архагату большую популярность, но вскоре прижигания и хирургические операции, которые он проводил, резко изменили отношение римлян к нему: его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться. Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в Риме. Важной вехой в этом отношении явился эдикт (указ ) Юлия Цезаря, который в 46 г. до нашей эры предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам - выходцам из Греции, Малой Азии, Египта и других провинций, так и местным жителям, обучившимся медицине. Позднее, в период империи рескриптом императора Константина(337 г.), устанавливалось:” Ремесленники, живущие в городах, освобождаются от всех повинностей, так как для изучения ремесла требуется досуг, тем более что они желают и сами совершенствоваться, и обучать своих сыновей. Перечень таков: архитекторы, врачи, ветеринары, живописцы, скульпторы...(и еще 33 профессии).” Важно отметить, что врачи и ветеринары в этом ряду стоят в числе первых. Таким образом, в Римской республике стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела, которые закреплялись и утверждались в период империи. Философские основы медицины древнего Рима Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами Левкиппом, Демокритом и Эпикуром, вошло свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма - философа и поэта Тита Лукреция Кара. В поэме “ О природе вещей” Лукреций подошел к вопросам естествознания и медицины с точки зрения атомистического учения. В популярной форме говорит он о сложном строении живых организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы. Говоря о “ гибельном смешанном воздухе”, который при вдыхании, несет в организм человека семена “ болезни и смерти”, Лукреций дал представление о миазматической концепции возникновения болезней (последующее открытие микробов сделает эту гипотезу несостоятельной). В то же время, обращая внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы, он наметил первые контуры контагиозной концепции передачи заразного начала ( не отдавая себе в этом ясного отчета, как заметил П.Е. Заблудовский). Она найдет свое дальнейшее, весьма глубокое развитие в труде выдающего итальянского ученого эпохи Возрождения - Джироламо Фракасторо (1478- 1553) “ О контагии, контагиозных болезных и лечении”. Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на Асклепиада из Прусы в Вифинии - видного греческого врача в Риме. Развитие естественнонаучного направления в медицине древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. Его система - лечить безопасно, быстро и приятно выгодно отличалась от методов врачевания “ живодера” Архагата, греческого врача предыдущего столетия. Асклепиад был учеником эразистраторов (т.е. последователей Эразистрата, который отошел от господствовавшей тогда гуморальной теории и отдавал предпочтение твердым частицам тела). Отсюда понятно, почему Асклепиад рассматривал болезнь, во- первых, как результат стагнации - застоя (stagnum - стоячая вода) твердых частиц в порах и каналах тела, а во- вторых - как расстройства движения соков и пневмы. В его учении объединились оба представления о причинах болезней: гуморальное и зарождающееся солидарное (от лат. solidus - твердый, плотный). Методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на последующие развитие медицины в период империи и естественно- научного направления в медицине в целом. МЕДИЦИНА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ ( 31 г. до н.э. - 476 г. н.э.) Развитие медицинского дела в период империи явилось одним из проявлений римского практицизма и наиболее ярко проявилось в становлении военной медицины. Становление военной медицины Начиная с первого диктатора Суллы, власть римских императоров носила ярко выраженный военный характер и опиралась на армию. Окончательное становление римской армии и широкие завоевательные походы потребовали организации в армии медицинской службы, которая сложилась уже ко времени правления Траяна. Оказание медицинской помощи во время военных действии изображено на колонне Траяна в Риме: младшие медики - капсарии (от лат. саrsa -круглая коробка, в которой хранили перевязочный материал ) в военной одежде перевязывают раненных товарищей прямо на поле боя. В конце I - начале II в. во всех подразделениях (легионах, когортах, алах) и во всех родах римских войск появились врачи-профессионалы - medici ( в наиболее ранние периоды истории Рима об армейских врачах не упоминается; первые сведения - о Диоскориде, военном хирурге армии Нерона - относятся к I в.). В каждом легионе был легионнный врач - mtdicus legionis, каждая когорта имела четырех врачей – medici cohortis. Были в армии и специалисты по лечению ран. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам. После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лагеря, где (примерно со II в.) стали устраивать военные учреждения для раненых и больных - валетудинарии по одному на каждые 3-4 легиона. Обслуживающий их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, гл. обр. Из числа рабов, использовался для ухода за больными. Государственных (гражданских) больниц в древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом. Развитие медицинского дела. Наряду с военной медициной в период империи развивалось медицинское дело в городах и провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей- архиатров (archiatros - старший врач). При дворе императора служили придворные архиатры, в провинциях -провинциальные, в городах - народные архиаторы. Первым императорским архиатром в Риме считается Ксенофон - личный врач императора Клавдия, которого Клавдий представлял как уроженца о. Кос и потомка легендарного Эскулапа ( так римляне называли бога врачевания Асклепия ). Имеются сведения и о привлечении врачей в качестве судебных медиков (участие врача Антистия в расследовании убийства Юлия Цезаря ). В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в гг. Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и др. Анатомия преподавалась на животных, а иногда на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного. Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршествах и заводить подозрительные знакомства. Наряду с государственными врачебными школами, в Римской империи появилось небольшое число частных школ по подготовке врачей. Одну из них ( первую ) основал Асклепиад. Со временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья освобождались от общей воинской повинности. Подобные привилегии привлекали в г. Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате - к узкой специализации, К концу II в. в столице империи были глазные и зубные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, или хирурги, которые производили только одну определенную операцию. Положение врача в Римской империи значительно отличалось от положения врача в древней Греции, где врач был свободен от обязанностей перед государством ( в древней Греции врачеватели привлекались на службу лишь в случае повальных болезней или во время военных походов, по их добровольному согласию. Развитие медицинских знаний Римская наука периода империи имела эмпирически- описательный и прикладной характер, свойственный римскому практицизму. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, она сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Наиболее ярко эти тенденции выразились в многотомной ( более 20т. ) энциклопедии “ Аrtes “ ( “ Искусства “ ), составленной на латинском языке Авлом Корнелием Целъсом (30\ 25 гг. до н.э. - 45\ 50 гг.н.э.). До нас дошли лишь 8 томов ( VI-ХIII), посвященные медицине. Этот труд является самым ранним ( из известных нам ) медицинским сочинением на латинском языке. Его рукописный текст был обнаружен в средине XV В. ( ок. 1443 г.) и впервые издан во Флоренции в 1478 г. Согласно Галену, Цельс составил свое “ практическое руководство, занимаясь лечением больных в своем валетудинарии (для рабов)”. Он подробнс изложил достижения римской медицины периода ранней империи в области диететики, гигиены, теории болезни, терапии и особенно хирургии. Трактат Цельса внес существенный вклад в развитие научной латинской терминологии ( после Т. Лукреция ). Его язык, по мнению Плиния Старшего, классический -“ золотая   латынь “. Плиний Старший - (23\24 - 79 гг.н.э.) - видный представитель энциклопедического направления в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель. Плиний отличался исключительной пытливостью в наблюдении природы (он и погиб во время извержения вулкана Везувия, настойчиво приближая его к вулкану). Из многочисленных трудов Плиния сохранилась лишь “ Естественная история “ в 37 книгах. В ней обобщены знания по того времени по астрономии, географии, истории, зоологии, ботанике сельскому хозяйству, медицине, минералогии. На протяжении многих веков “ Естественная история “ Плиния была одним из основных источников в области наук о природе. Современником Плиния был выдающийся римский военный врач Диоскорид Педаний из Киликии, по происхождению грек. Его сочинение “ О врачебной материи “ , т.е. о лекарственных средствах , составленное на греческом языке, содержит более чем 600 лекарственных растений, применявшихся в медицинской практике во времена императоров Клавдия (41 - 54) и Нерона (54-68). Труд Диоскорида пользовался непререкаемым авторитетом вплоть до XVI в. и сыграл значительную роль а разработке систематики растений. О развитии хирургии в Риме в период империи свидетельствуют наборы хирургических инструментов, найденные при раскопках древних городов: в “ доме хирурга “ в Помпеях, в Бадене, Бингене, в Херсонесе и Оливии (территория нашей страны ) и др. В наборы входили пинцеты, щипцы, захваты, пилы для костей , хирургические ножи и иглы и другие инструменты , использовавшиеся в медицинской практике. Огромный вклад в развитие медицины Рима внесла деятельность Галена(Оа1епш, 129-199), грека по происхождению. Учение Галена и его значение трудно переоценить. Произведения Галена в течение 14 столетий были основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе. В истории науки Гален был и остается родоначальником экспериментальной анатомии и физиологии, блистательным терапевтом, фармацевтом и хирургом - врачом - философом и исследователем, познающим природу. Он принадлежит к плеяде выдающихся ученых мира. Падение рабовладельческой системы Западного Средиземноморья открыло новый период в истории человечества - средние века с характерным для них новым общественным устройством - феодализмом. Культура феодального общества (в том числе и медицина) рождалась в сложных экономических, социальных и политических условиях. Однако, при всех трудностях развития, одним из важнейших ее истоков были достижения великих цивилизаций древнего мира, которые составили основу последующего развития всего человечества. Литература. 1.Сорокина Т.С.-“История медицины”,М , “Паимс”, 1994г. 2.Дмитриева Н.А.-“Краткая история искусств”,М , “Искусство”, 1968г. З.Бодо Харенберг-“Хроника человечества”, “Большая Энциклопедия”, 1996г.

en.coolreferat.com

Медицина Древнего Рима

 

Состояние здоровья своих членов античное общество оценивало не больше и не меньше как гражданскую доблесть наравне с другими гражданскими свойствами личности. Во II в. интерес к медицинской теории возрастает среди богатых и влиятельных людей (Aul. Gell., XV11I, 10, 8). Медициной интересовались не только частные граждане, но и философы 9. Начало медицинской науки греки возводили к искусству бога-целителя Асклепия. Теория греческой медицины связана с именем Гиппократа. Человеческий организм Гиппократ соотносил со строением космоса: тело подобно кругу, без начала и без конца, каждая часть которого тесно связана с остальными. Четырем первоэлементам — огню, воде, воздуху и земле — соответствуют свойства человеческого организма: теплый, холодный, влажный, сухой, с которыми соотносятся четыре основных жизненных сока (кровь, слизь, желтая желчь, черная желчь). Душевное состояние определяется смешением основных соков (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Если стихии равномерно смешаны в организме — человек здоров.Задолго до Гиппократа существовала книдская медицинская школа. Гален связывал происхождение медицинской науки с деятельностью семенных групп врачей Асклепиадов с островов Книд, Кос и Родос, в которых тайны ремесла передавались по наследству от отца к сыну (Anat. admin., II, 1; Meth. med., I, 1). Плиний историю врачей начинал с Эскулапа, который вернул к жизни Ипполита и за этот проступок был убит молнией Юпитера. Эскулапу наследовал Гиппократ, который изобрел вид лечения, названный им «клиническим» (он посещал пациентов на дому). Больные столь обрадовались этому нововведению, что платили большую плату за такое удобство (HN, VII, 40 sq).). В Риме греческие методы медицинской практики ввел греческий ритор и врач Асклепиад в I в. до н. э. Практикуя клинические методы, он занимался непосредственно больным, не углубляясь особенно в медицинские теории.Греческая медицинская теория и практика V—IV вв. до н. э. нашла свое продолжение в эллинистических традициях александрийской школы анатомирования и физиологии. Наследником косской школы в эллинистической медицине стал Герофил Халкедонский, живший при Птолемее Сотере в Александрии. В своем трактате «О диете» он разбирал вопросы лекарственной терапии, диеты и гигиены. Препарируя человеческие трупы, Герофил сделал ряд открытий. Важнейшим показателем характера заболевания он считал пульс больного. Знатоком анатомии был также

s30556663155.mirtesen.ru