Мед школы древней греции. Медицина античного Средиземноморья (Древней Греции). Медицинские школы Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Медицинские школы Древней Греции.Клянусь Аполлоном-врачом…(2 статьи). Мед школы древней греции


Медицинские школы Древней Греции.Клянусь Аполлоном-врачом…(2 статьи)

Аполлон и его символы — Ворон и Колесо Жизни

Клятва врачей древней Греции, написанная «отцом современной медицины» Гиппократом, начинается словами: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…».

Почему же в клятве Гиппократа клянутся гиперборейцем Аполлоном-врачом?

Имя Гиппократа II Великого неразрывно связано с расцветом главной медицинской школы Древней Греции, находившейся на острове Косс. Первые сведения о Косcкой медицинской школе относятся к 584 году до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула храма Аполлонапопросили врача Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос. Оба врача с острова Кос без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, вскоре, эпидемия прекратилась.

На острове Делос построен храм солнечного бога Апполона, почитаемого эллинами, как бога врачевателя всех олимпийских богов, покровителя всех искусств, любимца 9 Муз. Матерью Аполлона считается титанида ЛЕТО (латинизированное имя – Латона, в микенских текстах как ra-to). В эллинистической мифологии титанида Лето была богиней материнства и женственной скромности. Диодор Сицилийский прямо указывает, что родина титаниды Лето — Гиперборея. Гиперборейцами были дети титаниды Лето — Аполлон и Артемида.

Предания говорят о том, что Аполлон часто улетал на свою далёкую родину-Гиперборею.

На древнегреческих вазах часто изображали бога Аполлона летящего на крылатой колеснице, запряженной лебедями, на родину на север, в Гиперборею — страну Счастья. Изображают Аполлона летящем на колеснице с лебедиными крыльями, или на крылатом грифоне.

Предания о Гиперборее и гиперборейцах повествуют о тех, «кто живет за Бореем (Северным ветром)», гиперборейцы — это «те, кто живут на Севере».В мифах Древней Греции, говорится о том, что первыми богами древней Эллады были Боги-титаны из Гипербореи. Гиперборейцем был титан бог неба Уран (Варуна), его жена богиня Гея (Земля), и его дети. Младший сын Урана и Геи — бог космоса Кронос (др.греч. Κρόνος) и его жена Рея (греч.΄Ρέα,΄Ρεία, Κυβέλη – Кибела) — богиня Земли и плодородия, ставшие родоначальниками Олимпийских богов, и родителями верховного Олимпийского бога Зевса (в микенских текстах — di-we — «Дий»)

Согласно древнегреческим приданиям врач Асклепий (Эскулап) был рождён от от самого бога-врачевателя Аполлона и смертной женщины Крониды. Значение имени Асклепий— «вскрывающий». Асклепия воспитал благородный и бессмертный сын Зевса кентавр Херон, воспитавший всех Олимпийских богов. По преданию кентавра Херон научил Асклепия возвращать к жизни мёртвых, попавших в подземное царство Аида (Гадеса). Разгневанный бог Аид (пожаловался Зевсу на всемогущество Асклепия, и Зевс поразил Асклепия молнией. Когда кентавр Херон наступил на отравленную стрелу Геракла и понял, что будет вечно страдать от невыносимой боли, он решил добровольно сойти в царство мёртвых, а своё бессмертие он разделил между прикованным к скале Прометеем, и врачом Асклепием.

Асклепий стал врачевателем от бога, он поселился на острове Кос в Анатолии, где он женился на Эпионе.В древней Греции врачи странствовали по стране, помогая больным и страждущим.Древнегреческого врача Асклепия изображают с посохом, обвитым змеёй. Однажды Асклепий убил палкой змею, но вдруг из травы выползла другая змея, несущая траву, которая оживила убитую змею. Змея Асклепия — это уж. (Асклепиев уж).

Известно, что две Змеи обвивали жезл (кадуцей) Гермеса — бога торговли, странствий и вестника всех богов, носившего крылатые сандалии и крылатую шляпу. Крылатый Гермес по легенде сопровождал души умерших в царство мертвых, символом которого были змеи.

Профиль Асклепия изображен на аверсе драхмы и его посох (справа) на пергамской драхме периода 133–27 годов до н.э.

В Ватикане стоит скульптура Асклепия с дочерью Гигиеей, сделанная из розового мрамора. На жертвенной плите изображена Семья Асклепия — Дочери Гигиея — богиня здоровья и Панакея (Панацея — «всецелительница») — богиня лекарственных трав и всех лекарств. Сыновья Асклепия — хирург Махаон и Подалирий — терапевт. В Афинах в 420 году появляется культ Асклепия и Гигиеи.

По-гречески: врач — γιατρός — Ятрос. Ятрийос — место, где лечат больных, отсюда образованы такие слова, как «педи-ятрия» и др.

В 7 веке до н.э. Асклепий впервые упомянут, как бог-врачеватель, в 6 веке до н.э. Асклепию посвящают святилища, где занимаются врачеванием. Асклепий был правителем в Фесалии, его дочери и сыновья были врачами и участвовали в Троянской войне — это легенда обросла славой и в 6 веке в честь Асклепия возводили храмы.В VI—IV веках до н. э. по всей Греции строились святилища бога-врачевателя Асклепия — в Трикке (Фессалия), Эпидавре (Пелопоннес) и на острове Кос.

Письменные источники, из которых мы узнаём о развитии медицины в Древней Греции — это:

— «Иллиада» и «Одиссея Гомера, где он описывает Троянскую войну, ранения и врачевание героев, участников войны.— «История», написанная Геродотом в 9 книгах.— «Гиппократов сборник» — труды философов и историков.— Данные археологии.— Этнография (этнология)

О роде Асклепиадов пишет в «Илиаде» Гомер (род. в 9 веке — умер в 8 веке до н.э.), описывая Троянскую войну (1240 — 1230 г.г. до н.э.):

…Сколько, Талфибий, возможно,скорей позови Махаона,Мужа, родитель которого —врач безупречный Асклепий,Чтобы пришёл осмотреть Менелая,любимца Ареса…Тотчас, бессмертным подобный,вошёл Махаон в середину…Рану увидел тогда,нанесённую горькой стрелою,Высосал кровь и со знанием,лекарствами рану засыпал,Как дружелюбно родитель егобыл обучен Хироном…(Гомер. Илиада 4. 193-219 (9 — 8 вв. до н.э.) («родитель его», то есть, бог Апполон.)

Предполисный период развития Древнегреческой цивилизации — (11 — 9 вв. до н.э.) До Александра Македонского Греция не была единым государством, отдельные греческие полисы лишь вступали во временные союзы. Греческие полисы строились по побережью Средиземного, Эгейского и Чёрного морей.

Предполисный период развития Древнегреческой цивилизации называют Гомеровским периодом. После смерти Гомера его поэмы «Илиада» и «Одиссея» пересказывались 200 лет устно и только в 6 веке до н.э. его поэмы были записаны и стали первыми в истории Европы письменными источниками, откуда мы многое узнаём о медицине в древней Греции.

Ахилес несёт мёртвого Аякса

«Стоит многих людейодин врачеватель искусный:Вырежет он и стрелу,и рану присыплет лекарством».

В произведениях Гомера описаны 141 врачебный случай повреждения туловища и конечностей:

— поверхностные раны и проникающие ранения;— ушибленные раны и нагноения;— ядовитые укусы змей;— сумасшествие— массовые болезни (эпидемии)

Считалось, что бог Апполон посылает болезни на войско персидского царя Ксеркса.

Ахилес с трезубцем. Двусторонний топор — лабрис (секира)

Герой Троянской войны (1240 — 1230 г.г. до н.э.) Ахилл (или Ахиллес). На фреске Кносского дворца на острове Крит записано имя Ахиллес — АКИ-РЕВ = АКИ-ЛЕВ). Отправляясь на войну с троянцами Ахиллес знал своё язвимое место и предчувствовал, что погибнет. Фетида, мать Ахила, желая сделать сына бессмертным, окунула его в священные воды подземной реки Стикс, держа его за пятку, именно, пятка осталась уязвимой и, получив ранение, Ахилес погиб. Отсюда происходит выражение — «Ахилесова пята» — уязвимое место.

http://ru-sled.ru/klyanus-apollonom-vrachom/

bolivar1958ds.mirtesen.ru

Медицина античного Средиземноморья (Древней Греции). Медицинские школы Древней Греции

Медицинское знание существовало в Древней Греции на высоком уровне. Оно было неразрывно связано с религией и философией. Греки знали большое количество заболеваний и способов их лечения, также процветала храмовая медицина. Многие термины, предложенные в то время, активно используются по нынешний день. А символ бога Асклепия – чаша со змеей – одна из наиболее известных медицинских эмблем.Покровителем медицины в Древней Греции являлся бог-целитель Асклепий, чей культ сложился примерно в VII веке до н.э. Считается, что его прообразом стал легендарный врач времен Троянской войны. Греки верили, что он был сыном бога Аполлона, который сам помог малышу родиться, проведя первое кесарево сечение. Причастны к медицине были и некоторые другие боги Олимпа.Сыновей Асклепия также почитали как легендарных лекарей. Известнейшим их потомком считали Гиппократа. Одним из атрибутов Асклепия была змея. Она являлась символом мудрости, обновления и могущества природных сил. Позже стал изображаться посох или чаша, обвитые змеей, которые по нынешний день являются эмблемами медицины.Первые святилища, посвященные Аскепию, были возведены в VI-V веках до н.э. в Пелопоннесе, Фессалии и на Косе. Назывались они асклепейонами. В их центре располагались храмы и жертвенники. Место для их сооружения выбиралось возле минерального источника с целебной водой и кипарисовой рощи. Хоть там нельзя было находиться роженицам и тяжело больным, в них оказывались некоторые медицинские услуги. В основном это было водолечение и прием лекарств.Таким образом, асклепейоны явились прообразом первых больниц. Практиковался там «искусственный сон» – состояние, которое достигалось применением гипноза и наркотиков. В таком виде больные легко переносили боль и даже хирургические операции. За оказанные услуги храмам приносились дары – мраморные руки, ноги, серебряные сердца, которые символизировали исцелившуюся часть тела.Врачевание в храмах было очень популярным, но не могло конкурировать с настоящими лекарями. Поэтому врачи часто приглашались в асклепейоны для ухода за тяжелыми больными. Медицина была неразрывно связана с философией. Известнейшими врачами были Аристотель, Гераклид, Демокрит.Они были не только философами, в их трудах были рассуждения о жизни и смерти, развитии эмбриона, болезнях, лихорадке, лекарствах и диете. Долгое время врачевание было семейной традицией. Только в V-IV веках до н.э. в семью лекарей стали принимать учеников со стороны и обучать их. Так появились первые медицинские школы и новые направления: книдская, кротонская, сицилийская и косская.Одними из основных источников сведений о быте и культуре Древней Греции являются эпические поэмы Гомера – «Одиссея» и «Илиада». То же относится и к медицинским знаниям. В поэмах детально описано 141 повреждение конечностей и туловища, среди которых есть проникающие и поверхностные раны, ушибы и нагноения от ядовитых укусов змей. Упоминалось там и о рождении живого семимесячного малыша, об эпидемии чумы и использовании серы в качестве лекарства.Греки умели извлекать из тела стрелы, останавливать кровь, накладывать фиксирующие и давящие повязки. Обрабатывать раны умели не только врачи, но и сами воины. Многие термины, использующиеся в то время, дошли до наших дней и применяются в современном медицинском языке.В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них была индивидуальна по своей философии.Первая известная греческая медицинская школа была открыта в Книде в 700 году до н. э. В ней работал Алкмеон, автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе была впервые применена практика наблюдения за пациентами. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.Книдская медицинская школа:1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение — есть причине большинства болезней.2. Продолжая традиции египетских врачей, в частности, обожествлённого Имхотепа, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон из Книда — современник Гиппократа, автор многих сочинений.Кротонская медицинская школадостигла своего расцвета в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:1. организм есть единство противоположностей,2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,3. противоположное излечивается противоположным.Косская медицинская школа — главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание,вскоре, эпидемия была прекращена.Косская медицинская школа:1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,3. развивала основы врачебной этики.Расцвет Косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю, как Гиппократ. Гиппократ по праву считается «отцом современной медицины». Сборник трудов Гиппократа представляет собой основу медицинских текстов его школы. Раньше считалось, что все главы в этом Сборнике были написаны лично Гиппократом, но сегодня многие ученые полагают, что главы были написаны различными авторами на протяжении нескольких десятилетий. Из-за невозможности идентифицировать авторство, трудно сказать, какие доктрины были предложены лично Гиппократом.Факт существования Клятвы Гиппократа подразумевает, что «гиппократова» медицина практиковалась группой профессиональных терапевтов, связанных друг с другом строгим этическим кодексом.Первые учения наложения повязок во время травм или иных болезнях — всё это заслуга Гиппократа. Десмургия – методы наложения повязок. На сегодняшний день в современной медицине также используют его правила и разработки:***при наличии гноя обязательна его ликвидация;***нельзя подходить к людям, имеющим раны, с не вымытыми руками;***используемые при лечении повязки могут быть как сухие, так и мокрые. В Древней Греции для смачивания повязок использовали вино, т.к. оно имеет антисептические свойства.***Методом «чепчика Гиппократа», и посей день перематывают голову.***Предшественником современного ортопедического стола была скамья придуманная Гиппократом, на которой он лечил спины, вправлял вывихи и переломы. Лёжа на спине человеку делали растягивание (тракцию), специально вмонтированными лебёдками.Гиппократ первым разделил людей по темпераментам доказал что в организме человека находится четыре жидкости (кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь и лимфа), образуя состав с определённым количеством каждой из них получается уникальная смесь влияющая на темперамент человека:Если в составе смеси преобладает желтая желчь, то, как правило, человек импульсивный – ХОЛЕРИК.Если количество черной желчи превышает количество остальных жидкостей, то человеку присущи такие черты характера как медлительность, боязливость, а значит, темперамент относит его к МЕЛАНХОЛИКАМ.САНГВИНИКИ – это люди, которые ведут подвижный образ жизни и не устают

student2.ru

Старейшие медицинские школы Древней Греции, История медицины

Пример готового доклада по предмету: История медицины

— Содержание

Выдержка из текста

Косская медицинская школа, являлась главной медицинской школой Древней Греции классического периода. Врачеватели данной школы- Неброс (VI в. до н.э.) — его сын — Хрисос (VI в. до н.э.), — Гиппократ (ок. 460−370 гг. до н.э.).

Первые сведения о вышеуказаннойшколе относятся к VI веку до н.э. (584 г. до н.э.).

Основные положения:-Школа рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой. -Врачеватели данной школы активно развивали учение о четырех телесных соках и четырех темпераментах. -Разрабатывали принцип наблюдения и лечения у постели больного, который впоследствии был положен в основу клинического направления в медицине. -Развивали основу врачебной этики. Расцвет Косской медицинской школы был неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого Косского. Косская школа -это в большей степени было выражено в «Корпусе Гиппократа» — основывала медицину на накоплении эмпирическихзнаний и индивидуального подхода к пациенту в плане диагностики его заболеваний и выборе методов лечения [1].

Сицилийская школа — главный представитель школы, врачеватель — Эмпедокл (из Акраганта) (ок. 495−435 гг. до н.э.).

Основные тезисы (положения) и достижения:1)заложены основы классического учения об элементах, 2) сердце-главный орган сознания, 3) четыре телесных соках отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, сухое и влажное).

Эмпедокл смотрел на основные жизненныепроцессы следующим образом. Интеллект, по Эмпедоклу, содержался в крови вокруг сердца. Сердце для него — самый главный орган, внутри утробы сердце развивается первым. Питается эмбрион через пупок. При этом семя — это производное крови. Семя производят оба родителя, а полопределяется состоянием матки в момент зачатия — если она холодная, родится девочка, еслигорячая — мальчик[1].

Сделаем общие выводы. В VI—IV вв. до н.э. происходит зарождение рационализма в подходах к познанию природы и человека. В практике естествознания (на примере медицины) наблюдают прямое влияние основных натурфилософских школ. История медицины подтверждает выводы, которые были сделаны ранее историками философии о кризисе познания к IV в., обоснованно ставящем в повестку дня вопрос о рационалистической реформе в натурфилософии, который был решен позднее Сократом, Платоном и Гиппократом. В медицине до Гиппократа отсутствовала доминирующая эмпирически обоснованная система научных взглядов. Список литературыБалалыкин Д.А. Зарождение рациональной медицины в Древней Греции VI—IV вв. до н.э. / Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 6. С.169−174. Балалыкин Д.А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века. М.: Весть, 2013. 256 с. Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Гален: врач и философ. — М.: Весть, 2014. — 416 с. Балалыкин Д.А., Шок Н.П.История медицины какпредмет научного исследования / Человеческий капитал. 2013. № 4. С. 130- 135.

Список источников информации

1. Балалыкин Д.А. Зарождение рациональной медицины в Древней Греции VI—IV вв. до н.э. / Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 6. С.169−174.

2. Балалыкин Д.А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века. М.: Весть, 2013. 256 с.

3. Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Гален: врач и философ. — М.: Весть, 2014. — 416 с.

4. Балалыкин Д.А., Шок Н.П. История медицины как предмет научного исследования / Человеческий капитал. 2013. № 4. С. 130- 135.

список литературы

referatbooks.ru