Магия в древнем мире. Медитации о богах. Викка по христианской модели. Магия вместо религии в древнем мире. Часть 1
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Магия и колдовство в древности и античном мире. Магия в древнем мире


Магия в Древней Греции — Энгурра

Греки верили в магию: заклинания и молитвы, таблички с проклятиями и смертельные яды (фармака), амулеты и любовные зелья (филитра). Современное разделение магии, религии, науки и астрологии было не столь ясным в древнем мире. Таинственной магией занимались мужчины и женщины, которые хотели помочь людям преодолеть препятствия на пути к счастью в повседневной жизни.

Название «маги» пришло, по-видимому, из Персии, где так называли жрецов. В Греции они были известны не только как хранители магических секретов, но и как искусные мастера в математике и химии. Но из-за тёмной магии и предсказательства они были вынуждены жить на окраинах общины в нищете. Зачастую подаяния – единственный источник их выживания.

МАГИЯ В ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

Магия присутствовала в мифологии Древней Греции и ассоциировалась с такими фигурами, как Гермес, Геката, Орфей и Цирцея. Мифы изобилуют рассказами о волшебных зельях и проклятьях. Например, Геракл умер в ужасных мучениях после того, как его жена Деянира, пытаясь вернуть любовь мужа, смазала его одежды кровью кентавра Несса, думая, что это любовное зелье. Магией также пользовались многие литературные персонажи. Вероятно, наиболее известным из них была Медея – главная героиня одноимённой трагедии Еврипида.

КТО ВЕРИЛ В МАГИЮ?

Магия в Греции не только не была популярна среди частных лиц, но и не предназначалась для бедных и неграмотных. Нам известно, что сохранившиеся магические надписи были заказаны городскими властями для защиты поселения от всевозможных бедствий. В пользу распространения веры в магию на государственном уровне свидетельствуют также случаи обвинения в колдовстве. Так, в 5 веке до нашей эры в ионийском городе Теос было вынесено решение о смертной казни мужчины и его семьи. Их признали виновными в использовании вредной магии. Век спустя женщина по имени Теорис получила такой же приговор за распространение колдовских лекарств и заклинаний.

Из этого становится ясно, что власти признавали магию действенной, способной оказывать влияние на повседневную жизнь не только конкретного человека, но и целого государства. Не все, однако, соглашались с такой верой. Например, древнегреческий философ Платон, желавший наказать торговцев заклинаниями и магическими лекарствами. Или эпикурейцы и стоики, выступающие за искоренение магии.

АМУЛЕТЫ

В то время как государство настороженно относилось к использованию магии, обычные люди верили в её благотворную силу. Особенно фермеры, которые зависели от капризов погоды, а потому стремились обуздать её. Так, если фермер носил вокруг запястий или шеи специальный амулет, то он мог рассчитывать на достаточное количество осадков в этом сезоне.

Золотой амулет с обращением к Аполлону

Все греческие амулеты можно разделить на две группы: талисманы, приносящие удачу, и филактерии, то есть охранные амулеты. Они могли быть сделаны из дерева, кости, камня, в том числе и полудрагоценного. Иногда амулеты – это написанные на небольших кусочках папируса или металлической пластинке заклинания. Их хранили в мешочке или специальной коробочке с магическими травами. Были даже особые формы, благоприятные для хранения таких видов амулетов: фаллос, глаз, узел, скарабей или маленькая рука, сложенная в непристойном жесте.

Амулеты использовали по-разному: для лечения болезни, победы в соревновании, привлечении любовников. Они могли применяться как средство контрацепции или защиты от разбойников, тёмной магии и т. п. Чтобы амулеты работали, зачастую необходимо было произносить определённые фразы, что-то вроде молитв. Обычно это были наборы бессмысленных слов или какие-то слова на иностранном языке, которые, по мнению людей, обладали магической силой.

Важно отметить, что амулеты могли иметь не только конкретные люди, но и какие-то неодушевлённые объекты, вроде стен или домов. Свой амулет мог быть и у целого города.

ПРОКЛЯТИЯ

Проклятия являлись средством поддержания общественного порядка, выступая в роли магического наказания за нарушение правил поведения установленных в обществе. Их также рассматривали как способ причинения вреда своим врагам или средство разрешения спора в свою пользу. Распространённой формой проклятия были проклятые таблички. Первое упоминание о них относится к 6 веку до нашей эры. Чаще всего их делали из металлического листа. Особенно популярным материалом был свинец, но могли использовать папирус или глину. Затем такие листы сворачивались или складывались пополам и помещались в гробницы или колодцы.

Ещё одним видом проклятия могли быть небольшие глиняные или восковые фигурки, напоминающие куклу вуду. Их делали похожими на жертву проклятия, однако с одной очень важной особенностью: у них были физические увечья. К примеру, у кукол могли быть связаны или скручены ноги, проколоты гвоздями руки, а сами они похоронены в миниатюрном свинцовом гробу.

Проклятая фигурка из афинского района Керамейкос

Интересно, что, хотя в мифологических сюжетах магами как правило были женщины, записи проклятых табличек обычно указывают на пользователя-мужчину.

МАГИЧЕСКИЕ ЗАКЛИНАНИЯ

Использования магических заклинаний греки переняли у египтян, которые уже давно использовали заклинания, представляющие из себя набор инструкций по выполнению какого-то действия. Сохранившиеся греческие папирусы датируются 4-3 веками до нашей эры. Они содержат инструкции по преодолению физического недомогания, улучшению своей сексуальной жизни, уничтожению паразитов в доме или даже созданию собственных амулетов. Частым являются описания рецептов приготовления зелий и ядов, с использованием редких трав и экзотических ингредиентов, таких как специи и фимиам из далёкой Азии.

Вот отрывок из «Заклинание Кербера»:

Возьми 4 унции воска, 8 унций плода «невинного агнца», 4 драхмы манны. Положи их каждое по отдельности, смешай со смолой и воском и вылепи собаку в восемь пальцев, с открытой пастью. А в рот собаки вложи кость от убитого человека … и поставь собаку на треножник. А собака пусть будет с поднятой правой ногой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

engur.ru

Магия Древнего мира - Психология

По мере развития цивилизации эстафета практического взаимо-действия с «иным миром» от шаманов передавалась магам и жрецам.Различия между этими двумя профессиями на заре истории были несущественны. Жрецы, как организаторы и распорядители религи-озных обрядов одновременно были и магами, то есть владелинавыками взаимодействия с «иным миром».

Магия как искусство с помощью сознания воздействовать наокружающий мир целиком и полностью в своей основе опирается натысячелетний опыт шаманизма. Однако с течением временивозникли и характерные отличия. И некоторые из них имеют принци-пиальный характер: в магии стало использоваться слово.

Термин «маг» восходит к общему для всех европейских языковиндоевропейскому корню, означающему «высокий, большой».Отсюда, как считают ученые, произошли русские слова «могу-щество, мощь, я могу» (то есть «я способен что-либо сделать»).Древнерусское слово «мощи», то есть «тело, останки», такжепроизошло от этого корня. Более того, оно указывает на источниксилы или могущества — это человеческое тело.

Глава 4 История контактов с «иным миром» 126

Магия в жизни древних обществ, будь то Древний Египет илиМесопотамские государства, занимала огромное место. Практическини одно из общественных мероприятий: строительство, изготовлениепредметов быта, сбор урожая, военные действия или быт, — не обхо-дились без соответствующих магических действий и ритуалов.

В III тысячелетии до нашей эры древнеегипетские жрецы ужеотчетливо представляли себе значение и роль человеческого слова. Висследованиях известного русского востоковеда Б. А. Тураева приво-дятся замечательные примеры древнейших монотеистическихконструкций мироздания. По мысли одного из жрецов городаМемфиса, «все сущее получило бытие сначала в сердце». Именносердце в глубокой древности рассматривалось как вместилище душии орган мышления верховного бога и человека. Рожденные таммысли превращаются в реальность, материализуются «во все суще-ствующее от богов до червей» с помощью языка, то есть слова.Однако мы допустили бы ошибку, рассматривая связь «мысль-слово»слишком поверхностно и однозначно. Квинтэссенцией такогонедальновидного подхода являются суждения о том, что древниелюди воспринимали слово в качестве непосредственного совершениядействия. «Высказанное слово имеет цену действия», — вот обычноепримитивное суждение об отношении наших далеких предков киспользованию слова в магических действиях. Это заблуждениеосновывается на смешении двух различных способов использованияслова. Первый — это применение его в качестве «волшебнойпалочки» для совершения конкретного действия по воздействию наокружающий мир. Такие слова, или заклинания, в Древнем Египтеназывались «хекау» — управляющими словами. Известен арабскийрассказ, сообщающий о способе постройки Великой пирамиды, гдеесть указания на использование «хекау»: «Под камни подкладывалибольшие листы папируса, на которых было написано множество

127 Часть первая Сверхвозможности человека

тайных слов. Потом по камню ударяли палочкой, и он передвигалсяпо воздуху на расстояние полета стрелы. Таким образом он в концеконцов достигал пирамиды».

Само по себе использование для магических действий управ-ляющих слов никогда не являлось секретом. Все дело в том, кто,когда и в каких условиях их применяет. Слово приобретало силу вустах настоящего мага и только у него. Однако он мог временнопередать эту силу вместе со словом и другому человеку. О такомслучае поведал древнегреческий писатель Лукиан в своей повести.

Некий грек Эвкрат предпринял путешествие в Египет с цельюпознакомиться с возможностями местных магов. В Мемфисе онвстретился с магом высокой квалификации, который двадцать тригода обучался ремеслу в подземном храме. Путешественник былпоражен тем, что маг мог управлять рыбами и животными, обита-ющими в Ниле. Он, например, катался на огромных крокодилах. Вдоме волшебника Эвкрат не обнаружил слуг. Но в них, как оказалось,не было необходимости. Когда нужно было что-либо сделать подому, маг вешал на дверной запор платье или метлу, произносилуправляющие слова и предмет выполнял нужную работу. После чегохозяин снова произносил заклинания и «слуги» возвращались насвои места.

Как-то раз Эвкрат подслушал магическое заклинание и решилпроверить его действие в отсутствие хозяина. Он приказал толкуше— деревянному ведру, принести воды. Когда повеление былоисполнено, Эвкрат попытался отменить приказ, но толкушапродолжала носить воду. Путешественник не знал заклинания, отме-няющего первоначальный приказ! В отчаянии Эвкрат сломалтолкушу пополам, но обе половинки взялись за кувшины ипродолжали носить воду. Дому грозил бы настоящий катаклизм,потоп, если бы маг вовремя не возвратился и не отменил заклинание.

Глава 4 История контактов с «иным миром» 128

Аналогичный сюжет можно встретить в волшебных сказкахразных народов. Есть он и в русском фольклоре: вспомните сказку оЕмеле «По щучьему велению, по моему хотению». Однако чемдальше мы отодвигаемся от древних времен, тем все больше иска-жений вносится в такие рассказы. И уже в русском пересказе рольслова становится совершенно непонятной. Так в чем же первона-чально заключалась сила повелевающего слова? Маг мог совершитьнад ним действие, которое можно приблизительно охарактеризоватьсовременным термином «зарядить», то есть придать слову новыесвойства, ранее в нем отсутствовавшие. Только в этом случае словостановилось эквивалентом действия! Произнесение «заряженного»слова вызывало действие, которое могло быть совершенно несовме-стимо со смысловым его значением, а было «запрограммировано»магом. Таким же образом могли быть «заряжены» и любыепредметы: палочки, талисманы, амулеты и т. д. И в этом смыслеслово ничем не отличалось от этих предметов.

student2.ru

Магия и колдовство в древности и античном мире

Категория:

Магия и колдовство в древности и античном миреС грехом пополам справившись с введением, теперь постараемся рассмотреть период начала зарождения колдовских практик и обрядов.В предыдущей статье мы немного поговорили об изначальных истоках колдовского искусства, согласно Библии и одного из самых знаменитых апокрифа (кстати, текст Книги Еноха был обнаружен сравнительно недавно, а именно в 18-м веке в Эфиопской Библии, в которой он признан каноническим). Итак, падшие ангелы начали брать себе в жены дочерей человеческих и от таких союзов начали размножаться, так называемые, исполины. Эти парни тоже не сидели без дела. За достаточно непродолжительный период они умудрились настолько развратить остальное человечество, что Господу пришлось прибегнуть к такому радикальному средству, как всемирный потоп. Это, разумеется, дало ощутимые результаты. Послепотопные поколения уже не были столь нечестивы и, в массе своей, не обладали большинством знаний, полученных в ходе «общения» с падшими ангелами. Однако колдовство постепенно вернулось. Может быть, несколько в другой форме, может несколько другой направленности, но…

Колдовство в глубокой древности

Снова обращаясь к библейскому тексту (а куда еще обращаться в первую очередь?), уже во второй книге Ветхого Завета «Исход» мы встречаемся с абсолютно конкретными упоминаниями колдовских действий. Дело было так.

Моисей и Аарон, надеюсь, не надо объяснять, кто это такие, стремились вывести свой народ из Египта, где евреи были практически на положении рабов. Фараон египетский, со своей стороны, был не склонен просто так расставаться с дешевой рабочей силой и всячески противился этому. По слову Божьему, дабы показать с кем, на самом деле, правитель имеет дело, Аарон бросил на землю перед фараоном свой жезл и тот превратился в змея. Разумеется, колдовства здесь никакого не было. Господь в змея может превратить хоть холодильник. А вот дальше, уже интересней: «И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами. Каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями» /Исход, 7:11/. Здесь мы видим определенно колдовские действия со стороны египетских чародеев, так как достаточно сложно себе представить, что их заклинаниям способствовал Бог. Более того, когда, опять по слову Господа, все реки Египта сделались кровью, те же «волхвы» повторили и это. Моисей с Аароном наводят жаб на Египет, - чародеи делают то же самое. Правда, с уборкой амфибий у колдунов что-то не срослось и фараону приходится просить еврейских пророков избавить его земли от жабьей напасти, что на следующий день и было исполнено. Не справились «мудрецы» ни с насланными мошками, ни с песьими мухами, правда, надо отдать им должное, пытались /Исход, 7, 8/.

В пятой книге Моисея «Второзаконие» мы сталкиваемся с прямыми указаниями Бога, касающихся колдунов: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых» /Втор., 18:10-11/. Следуя элементарной логике, можно с уверенностью говорить о том, что на то время эти вышеперечисленные ребята с паранормальными способностями не только существовали и практиковали магию, но и расплодились в таком количестве, что это стало некоторой проблемой, достойной отдельного упоминания Господом.

Во «Второй Книге Царств», в главе 28 содержится рассказ об обращении израильского царя Саула к волшебнице из селения Аэндор (Эйн-Дор). Там приведен пример почти современного спиритического сеанса из серии «клиент-медиум-дух». Накануне крупного сражения царь пожелал заранее узнать его исход. Но до этого по его же приказу были изгнаны все колдуны и чародеи обоих полов из земли израильской. Однако старательные слуги нашли-таки одну женщину, которая взялась исполнить царскую волю. Саул пожелал побеседовать с духом пророка Самуила, и колдунья устроила ему эту встречу. Надо сказать, что, по мнению многих исследователей, сам царь духа не наблюдал, видела его только колдунья, а он слышал только голос. Но это уже детали.

В Ветхом Завете есть еще достаточно свидетельств о проявлениях колдовства, но обо всех рассказывать – места не хватит. Про Новый Завет я вообще молчу. В Евангелиях таких упоминаний совсем немного, но это с лихвой компенсируется последующими книгами «Деяния Апостолов» и их посланиями.

Думаю, что о колдовстве в библейских текстах сказано достаточно. Можно было, конечно, нарыть еще немало интересного, но, как говорится, «краткость – сестра»… Этого… Вобщем того, чего мне всегда не доставало.

У кого-то, может быть, уже возникло желание сразу же переключиться на времена средневековья. Там все-таки беллетристики побольше, а схоластики поменьше. Но… Вы, уважаемые читатели, наверное, уже привыкли к моей занудной манере изложения материала. По этому, пока не заглянем в античный мир и к скандинавам с кельтами до европейского средневековья нам не добраться. В дальнейшем постараюсь не слишком занудствовать, впрочем, ничего не обещаю.

Колдовство в античном мире

Магия и колдовство в древности и античном миреВо-первых, надо немного поговорить о самом язычестве.Политеизм, как и любая другая религия, делится на раннюю и позднюю стадии. Для ранней стадии (до сих пор сохраняется у племен отдаленных районов Африки и Океании) характерны полностью амбивалентные божества с достаточно условным делением на «высших» и «низших». Не понятно? Сейчас поясню на примере.

К раннему язычеству можно отнести религию древних скандинавских племен. Верховный бог Один сосуществовал еще с двенадцатью верховными богами. Как уже не раз упоминалось, по отношению к людям боги язычников могли творить, как добро, если бывали в хорошем настроении, так и зло, если настроение портилось (основной принцип амбивалентности). На ранней стадии политеистических религий и за добро, и за зло отвечали именно боги, у скандинавов даже верховные. Например, Локи – был одновременно воплощением зла и обмана, рождающим страшилищ, и одним из верховных богов асов, проживающим в Асгарде. Его дочь Хель, хозяйка царства мертвых, богиней, не являлась, но признаки божественного происхождения, несомненно, имела. Остальные существа были либо хтоническими чудовищами типа волка Фенрира, который мог пожрать Солнце, либо просто великанами, олицетворяющими злые силы. На этом почти вся мифология и заканчивается. Про мелких духов природы и говорить нечего. Такие присутствовали в каждом языческом пантеоне. Понятно, что колдовству, колдунам и ведьмам тогда просто неоткуда было взяться, если сами боги активно занимались тем, что потом получило название чародейство.

В отличие от скандинавского, древнегреческий пантеон богов был гораздо разнообразнее и сложнее. Целая грядка верховных богов, проживающих на Олимпе, начиналась с трех братьев: Зевса, Посейдона и Аида. Царя богов и людей, бога моря и вообще водной стихии и верховного правителя мрачного царства мертвых соответственно. Далее следовали боги и богини любви, войны, охоты, мудрости, искусств и прочая, и прочая, и прочая. Включая таких узкоспециальных богинь, как Эос - богиня утренней зари (у римлян Аврора) и Никта – богиня ночи. Но для нас представляет интерес другая узкоспециальная богиня – Геката. Под ее юрисдикцию попадали: лунный свет, кладбища, колдовство, перекрестки дорог, где ставились ей статуи и приносились жертвы, привидения и ночные кошмары. Ее изображали трехголовой или вообще трехтелой, часто в сопровождении черных собак или сов. Разумеется, раз такой колоритный персонаж присутствует в пантеоне, то завелся он явно не от сырости.

Вывод из этого сравнения довольно прост: чем сложнее религиозная структура, история и философия, тем больше места отводится всевозможным духам и другим низшим сущностям, с которыми в основном работают ведьмы и колдуны, тем больше шансов на появление достаточно широкого спектра магических знаний и практик.

К большому сожалению, до нас не дошло ни одного документального свидетельства, касающегося магических практик времен античности. Все упоминания о применении колдовства имеют исключительно литературный характер.

Например, в поэме Гомера «Одиссея» находится сюжет о колдунье по имени Цирцея, которая жила на острове и развлекалась тем, что превращала незадачливых путешественников в животных. Также там можно прочитать о некой траве «моли», защищающей от магии и колдовства. Да и сам главный герой поэмы вовсе не чурается колдовских практик. Он проводит, как бы сказали сегодня, целый сеанс некромагии. Спустившись в царство Аида, Одиссей приносит жертву духам, возливая вино и мед, а также кровь жертвенных животных и вызывает дух прорицателя Тирсея.

Наверное, самый классический тип античной колдуньи представляет собой Медея из мифологической саги про аргонавтов. С помощью колдовства она не только помогает Ясону добыть золотое руно, но и, теперь уже при помощи своей покровительницы Гекаты, добивается любви главного героя. После добычи блестящей бараньей шкуры Медея бежит с Ясоном от гнева своего отца Ээта, предварительно убив своего малолетнего брата Апсирта и расчленив его тело. Она делала расчет на то, что отец остановит погоню, чтобы собрать тело сына и достойно похоронить. Вообще, расчлененкой Медея баловалась не однажды. На глазах у дочерей царя Пелия, который и отправил Ясона за руном, чтобы занять его трон, колдунья расчленила барана, сварила его и воскресила уже ягненком, пообещав, что таким же образом вернет молодость их отцу. Легковерные дочки согласились и порубили папочку в капусту, но коварная Медея воскресать и омолаживать его и не собиралась.

Когда после 10-ти лет супружеской жизни Ясон собрался развестись с ней и жениться на дочери коринфского царя Креонта Главке, Медея послала сопернице в подарок красивое платье. Правда, она, наверное, забыла сказать, что пропитала его специальным ядом. Главка надела платье и оно моментально воспламенилось. Невеста сгорела живьем вместе со своим отцом, который пытался потушить огонь. Затем Медея убила своих детей, которые были рождены от Ясона, и улетела на колеснице, запряженной драконами.

Из приведенных выше примеров можно сделать однозначный вывод: в развитом политеизме колдовство – удел людей и, за редким исключением, низших божеств.

Области Фессалия и Каппадокия во времена античности были знамениты, как прибежище гоэтов. Так назывались колдуны, которые были известны, как некроманты и «черные» маги. Верили, что гоэты, преследуя свои корыстные цели, совершали человеческие жертвоприношения, и даже не чурались ритуального каннибализма. Надо сказать, что в Древней Греции существовало еще одно название чародея – тауматург. Тауматургами называли людей, изгонявших злых духов, хороших предсказателей (астрологов), находящихся на дружеской ноге с богами.

От названия этих колдунов произошло слово «goetia», проникшее в латынь из древнегреческого языка, где оно имело значение «завывающий» или «кричащий», а оттуда – и в остальные языки Западной Европы, стало общеупотребительным названием магии, связанной с вызыванием и заклинанием духов ада.

Продолжение следует.Ваш Darek.

Читайте также: Магия Кельтов и магия в АнтичностиПроисхождение веры в вампировКолдовство - введение.Порча в средневековьеДемонология. НачалоМагия в Древнем ЕгиптеКолдуны и ведьмы в средние векаАнатолий Арлашин "Практика осознанных сновидений"МухаПомощь из ниоткуда или «Спасибо, Айртон!»

irrox.com.ru

Медитации о богах. Викка по христианской модели. Магия вместо религии в древнем мире. Часть 1: napoli

1, 2, 3, 4

За время общения с викканами и прочими язычниками, включая и однонаправленное общение, то есть чтение книг, написанных язычниками (типа Галины Крассковой и Рэйвена Кальдеры), у меня сложилось впечатление, что их отношение к богам во многом строится по христианской модели. Правда, также возможно, что я сама наблюдаю за языческим отношением к богам через призму христианской модели. Попробую в этом разобраться.

Такие мысли у меня появились по итогам 3-дневной медитации над древними (в основном, египетскими, греческими и римскими) артефактами в Британском музее. Начать с того, что бóльшая часть экспонатов напрямую относятся к бытовой магии, а не к крупному религиозному культу. Нередки при этом изображения древних богов сомнительной эстетической ценности, а то и вовсе сделанные тяп-ляп. Поэтому поневоле задаёшься вопросом, а испытывал ли среднестатистический древний грек к Зевсу или Гермесу пиетет, подобный тому, какой испытывал среднестатистический христианин.

Христиане привнесли в мировую религиозную практику элемент отдалённости от бога. Вот тут я, вот там далеко бог, а где-то между мной и богом находится священник, но от меня до священника почти так же далеко, как от меня до бога, потому что он умный, избран, много учился, много постился-молился, наверняка отмечен богом и всё такое, ну а я грешный со всеми своими недостатками, конечно, не он. Подобная модель сейчас сидит в головах у всех тех, кто склонен плестить за гуру, а не думать своей головой, кто ищет в мировых мистических практиках Высшую Идею, секретный магический рецепт, волшебную палочку, которая решит все проблемы, но и кто одновременно догадывается, что этого не существует. Христианство насадило мыслеформу поклонения Отцу-патриарху и родительской помощи извне, что одновременно означает насаждение роли вечного ребёнка поклоняющемуся. Пока существует дуализм ребёнок-отец или младший-старший, ребёнок в духовном плане никогда не станет зрелым мужем или состоявшейся женщиной.

Таким образом, я вижу в язычестве восприятие богов как чего-то почти исключительно потустороннего, к чему невозможно прикоснуться, чему следует поклоняться просто ради самого процесса поклонения для поддержания модели младший-старший и усиления позиции старшего. Да и когда с богами отваживаются общаться не только в одностороннем порядке в личных молитвах и подношениях, но и ожидая их конкретного проявления в рамках ритуала, то появляется ощущение, что это происходит с соблюдением огромного количества техник безопасности, начиная от специального языка инвокаций, возвышающего того, к кому взывают, и заканчивая повышенными требованиями духовной и энергетической чистоты к тем, кто взывает.

Подобные повышенные требования также могут выражаться и в повышенном самобичевании в процессе каких личных практик, посвящённых богам. Типа не соблюл того, не удержался, не выполнил такой-то ритуал, чего-то не сказал, что должен был, и теперь ведь "прилетит обратно", ведь в "ту сторону" столько всего возвышающего было закачано. А для нас с детства архетип более высокого, старшего, родителя, несёт элементы как минимум строгого голоса за проступки, а для кого-то - порки и изгнания из дома.

Тут я ожидаю многочисленные возмущения от читающих меня язычников, мол, у нас всё не так, мы видим бога-богиню в окружающей среде, запросто так общаемся, и вообще мы с Гекатой и Одином на короткой ноге. Но стоит только представить, что вы стоите в одиночестве на поле или, там, в лесу и медитируете на какую-нибудь Персефону или Пана, и тут видите, что оно к вам выходит во вполне недвусмысленном узнаваемом виде, который вы при всём желании не можете списать на спонтанную галлюцинацию. Будете ли вы чувствовать себя как в присутствии динозавра или звезды или же воспримете данного персонажа как члена своей семьи?

napoli.livejournal.com