3. Древняя Греция. Логика в древней греции


3. Древняя Греция. Логика: конспект лекций

3. Древняя Греция

Именно здесь проблемы логики были рассмотрены и разработаны наиболее обстоятельно. Логические вопросы здесь рассматривают такие философы, как Парменид и Зенон (представители элейской философской школы), Гераклид, софисты Протагор, Горгий и другие, Демокрит и Аристотель. Деятельность этих философов прямо или косвенно затрагивала вопросы логики. Идеи представителей элейского направления и приверженцев логики Гераклида вступали в конфликт в силу их противоположности. Элейская школа проповедовала метафизические теории, т. е. способ изучения явлений, при котором они рассматриваются отдельно друг от друга и в неизменном состоянии. Гераклитовская философия придерживалась идей диалектики (явления изучаются в развитии и взаимодействии).

Главной особенностью, характеризующей философский подход софистов, является то, что они в качестве объекта исследования предлагали человека, а не окружающий мир, как это было раньше. Софисты рассматривали логику не как науку, позволяющую установить истину, а как средство достижения победы в споре. Для этого они сознательно нарушали законы логики.

Первым против софистов выступил Демокрит (460–370 гг. до н. э.), принадлежавший к материалистической философской школе. Философская система, созданная Демокритом, содержит учение о бытии, теорию познания, этику и эстетику, космологию, физику, биологию, политику и логику. Он же разработал и закрепил в своем трактате «О логике» («Каноны») первую систему логики. Демокрит считается одним из основателей индуктивной логики, поскольку его трактат основывается на эмпирических началах. Рассматривая суждения, Демокрит выделяет в них субъект и предикат.

Проблемами логики занимались также Сократ (469–399 гг. до н. э.) и Платон (428–347 гг. до н. э.). В учении Сократа главным считался метод, который позволял получить истину, а также содержалась идея, что познание любого предмета становится возможным, лишь если свести его к общему понятию и на этой основе судить об этом понятии. Для достижения истины Сократ предлагал ученикам дать определение какому-либо явлению, особенности или характерной черте, присущей окружающему миру или человеку. Затем, если такое определение оказывалось, по его мнению, недостаточно полным или правильным, он, применяя примеры из жизни, указывал на ошибки, допущенные собеседником, а затем изменял и дополнял его.

Достижением знания Сократ считал нахождение закономерностей и определение понятия для ряда вещей. В процессе достижения знания учитывались общие черты предметов и различия между ними.

Древнегреческий философ Платон был учеником Сократа и разрабатывал теории познания и логики, опираясь на идеи учителя. Используя свои теории, Платон сначала получал новые понятия, а затем старался разбить их на виды и систематизировать.

Для этого он использовал свой излюбленный прием под названием «дихотомия», т. е. деление понятия А на В и не В (например, преступления могут быть умышленными и неумышленными, а животные позвоночными или беспозвоночными). Как и в школе Сократа, ученики Академии Платона много занимались получением новых определений. В современной философской науке есть упоминание о курьезном случае, связанном именно с определениями. Платон, описывая человека, сказал, что человек «есть двуногое животное без перьев». Узнав о таком определении, известный философ Диоген ощипал курицу и принес в Академию Платона во время лекции со словами: «Вот человек Платона». Платон был вынужден признать недостаточность своего определения и внес изменения, согласно которым «человек есть двуногое животное без перьев и с плоскими ногтями».

Платон создал систему объективного идеализма, согласно которой духовное начало (в отличие от субъективного идеализма) существует независимо от сознания человека. В этой теории Платон использовал деление мира на материальный и идеальный (духовный) и поставил первый в зависимость от второго. Иными словами, материальный мир, по Платону, непостоянен и изменчив, в отличие от идеального, который существует независимо от материи и сознания человека. Идеи он считал вечными и неизменными, а материальный мир как бы проекцией идеального. Иными словами, вещь — лишь отражение идеи.

Платон развивал теорию суждения, создал два правила деления понятий, а также отличал отношение различия от отношения противоположности.

Таким образом, многие философы Древней Греции работали над вопросами логики, однако ее основателем по праву считается Аристотель Стагирский (Аристотель родился в городе Стагир — именно отсюда пошло его прозвище). Он посвятил себя изучению многих наук, таких как философия, логика, физика, астрономия, психология, риторика и др. Этим предметам посвящены многие его сочинения. Именно Аристотель оформил знания о логике в четкую систему и обнаружил, что знания, откуда бы они ни были получены, всегда имеют языковое выражение. Отсюда он делал вывод, что научные знания есть последовательность высказываний, объединенных логическими связями и выводимых одно из другого. Логику Аристотеля называют формальной или традиционной. Она включает такие разделы, как понятие, суждение, законы правильного мышления, умозаключения, аргументация и гипотеза. Важным достижением Аристотеля является то, что он впервые сформулировал законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия и закон исключенного третьего, а также стал изучать человеческое мышление с целью вывести его логические формы. Эти законы были сформулированы в важнейшем сочинении Аристотеля «Метафизика».

Аристотель создал теорию силлогизма, рассмотрел теорию определения и деления понятий и теорию доказательства. Главными трудами в этой области являются трактаты «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», которые впоследствии наряду с другими работами были объединены в «Органон» — метод, средство или орудие познания действительности.

В этом труде содержится мнение о том, что законы логики неразрывно связаны с окружающим миром и с человеком и не могут существовать в отрыве от них. Этот вывод подтверждает и то, что логика соответствует культуре конкретного общества и отражает характеризующие эту культуру признаки. Например, в индийской логике отсутствует закон исключенного третьего, характерный для логики Аристотеля. По мнению ученых, эта тенденция прослеживается в культурах данных стран в целом. Так, население стран, в которых распространение получила логика Аристотеля, более тяготеет к прямым линиям, что хорошо просматривается на примере суждений о добре и зле, которым характерна бескомпромиссность, а также в архитектуре (античные колонны) и оружии (прямой меч). Восточным же странам ближе линия кривая (мусульманский полумесяц, кривые мечи, большая свобода суждений).

Истинным Аристотель считает утверждение, если оно соответствует положению окружающего мира, т. е. отображает реальное состояние вещей. Ложными, таким образом, считались суждения, которые используются не для отображения объективной реальности, а для сознательного или случайного изменения этой реальности, т. е. «подгонки» явлений окружающего мира под необходимый ответ. Иными словами, ложно то, что нарушает существующие связи между вещами или создает новые, существующие только на словах. Отталкиваясь от этой концепции истинности, Аристотель создает свою логику.

В заключение необходимо упомянуть о логике стоиков — системе знаний, разработанных приверженцами мегаро-стоической школы, стоиками Зеноном и Хризиппом и мегариками Диодором, Стилпоном, Филоном и Евбулидом. В результате деятельности этой школы современная логика получила анализ логических понятий отрицания, конъюнкции, дизъюнкции и импликации. Задачей логики они видели избавление от заблуждений и создание возможности правильно судить о вещах. Логика должна изучать не только словесные знаки, но и мысли, выражающиеся в них. Выходя за рамки формальной логики, представители мегаро-стоической школы делили логику на диалектику и риторику.

К сожалению, представления данной философской школы в области логики лишь частью дошли до нашего времени.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Логика в Древней Греции

Количество просмотров публикации Логика в Древней Греции - 104

В Древней Греции логическую форму доказательства в виде цепи дедуктивных умозаключений мы встречаем в элейской шко­ле (уПарменида и Зенона). Гераклит Эфесский выступает с уче­нием о всеобщем движении и изменении. Для древнегреческой философии характерно возникновение и борьба различных фило­софских школ и направлений.

В древнегреческой философии в середине V в. до н. э. появи­лись так называемые софисты (Протатор, Горгий и др.), которые главным предметом своего философского исследования делают не природу (как это было до них), а человека и ᴇᴦο деятельность, в т.ч. этику, риторику, грамматику. Протагор, Горгий и Трасимах впервые в Греции создали теорию риторики. Софи­сты критиковали и религию, и материалистическую философию. Разрабатывая теорию красноречия, софисты затрагивали и воп­росы логики. Протагор написал специальное сочинение ʼʼИскус­ство споритьʼʼ. Протагор — мастер спорить; он разъезжал по Греции, устраивал диспуты, привлекавшие многочисленных слу­шателей. По выражению античного автора Диогена Лаэртского, ʼʼнынешнее племя спорщиков берет свое начало от негоʼʼ.

Протагор первым стал применять ʼʼсократический способ бе­седыʼʼ. Этот метод заключался в постановке собеседнику воп­росов и показе ошибочности ᴇᴦο ответов. Поэтому Протагор стал изучать виды умозаключений в плане логических приемов в речи ораторов. Позднее это сделал Аристотель в ᴇᴦο ʼʼТопикеʼʼ. Сочинение Протагора ʼʼТяжба о платеʼʼ (вы уже познакомились с ним на с. 201) посвящено знаменитому софизму, относящемуся к спору Протагора с ᴇᴦο учеником Эватлом.

Против софистов выступил выдающийся материалист Древ­ней Греции Демокрит (460—370 до н. э.), создавший всеобъем­лющую философскую систему, включающую учение о бытии, космологию, теорию познания, логику, этику, политику, эстетику и ряд других областей научного знания˸ математику, физику, биологию, медицину, филологию и др. Размещено на реф.рфДемокрит — творец пер­вой системы логики в Древней Греции, написавший специальный трактат ʼʼО логике, или Каноныʼʼ (в трех книгах; название ʼʼКано­ныʼʼ означает ʼʼкритерииʼʼ, ʼʼправилаʼʼ). До нас, к сожалению,

дошли лишь незначительные отрывки. В книге ʼʼО логикеʼʼ Демо­крит выступает против софистов, отрицавших объективную ис­тину. Демокрит строит логику на эмпирической основе, поэтому он — один из создателей индуктивной логики. Демокрит рас­сматривал суждения, выделяя в них субъект и предикат, а также рассматривал определения понятий.

В ʼʼКанонахʼʼ было изложено учение Демокрита о видах зна­ния. Вопросы логики здесь не отделялись от теории познания. Последователями Демокрита были философы эпикурейской шко­лы. Демокритовско-эпикурейское направление в логике предвос­хитило индуктивную логику Ф. Бэкона и противостояло иде­алистической сократо-платоновской логике.

Проблемами логики занимались и древнегреческие филосо­фы — Сократ (около 469—399 до н. э.) и Платон (428—347 до н. э.). У Сократа на первый план была выдвинута проблема метода, посредством которого можно получить истинное знание. Сократ считал, что любой предмет должна быть познан лишь в том случае, в случае если ᴇᴦο свести к общему понятию и судить о нем на базе этого понятия. Поэтому он предлагал собеседнику дать определения ряду понятий, таких, например, как ʼʼсправедли­востьʼʼ, ʼʼнесправедливостьʼʼ, ʼʼхрабростьʼʼ, ʼʼкрасотаʼʼ и т. п.

referatwork.ru

Логика - Древняя Греция

Древняя Греция

В Древней Греции проблемы логики были рассмотрены и разработаны наиболее обстоятельно. Логические вопросы здесь рассматривают такие философы, как Парменид и Зенон (представители элейской философской школы), Гераклид, софисты Протагор, Горгий и другие, Демокрит и Аристотель. Деятельность этих философов прямо или косвенно затрагивала вопросы логики. Идеи представителей элейского направления и приверженцев логики Гераклида вступали в конфликт в силу их противоположности. Элейская школа проповедовала метафизические теории, т. е. способ изучения явлений, при котором они рассматриваются отдельно друг от друга и в неизменном состоянии. Гераклитовская философия придерживалась идей диалектики (явления изучаются в развитии и взаимодействии).

Проблемами логики занимались также Сократ (469–399 гг. до н. э.) и Платон (428–347 гг. до н. э.). В учении Сократа главным считался метод, который позволял получить истину, а также содержалась идея, что познание любого предмета становится возможным, лишь если свести его к общему понятию и на этой основе судить об этом понятии. Для достижения истины Сократ предлагал ученикам дать определение какому-либо явлению, особенности или характерной черте, присущей окружающему миру или человеку. Затем, если такое определение оказывалось, по его мнению, недостаточно полным или правильным, он, применяя примеры из жизни, указывал на ошибки, допущенные собеседником, а затем изменял и дополнял его.

Древнегреческий философ Платон был учеником Сократа и разрабатывал теории познания и логики, опираясь на идеи учителя. Используя свои теории, Платон сначала получал новые понятия, а затем старался разбить их на виды и систематизировать.

Таким образом, многие философы Древней Греции работали над вопросами логики, однако ее основателем по праву считается Аристотель Стагирский. Логику Аристотеля называют формальной или традиционной. Она включает такие разделы, как понятие, суждение, законы правильного мышления, умозаключения, аргументация и гипотеза. Важным достижением Аристотеля является то, что он впервые сформулировал законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия и закон исключенного третьего, а также стал изучать человеческое мышление с целью вывести его логические формы. Эти законы были сформулированы в важнейшем сочинении Аристотеля «Метафизика».

Аристотель создал теорию силлогизма, рассмотрел теорию определения и деления понятий и теорию доказательства. Главными трудами в этой области являются трактаты «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», которые впоследствии наряду с другими работами были объединены в «Органон» – метод, средство или орудие познания действительности.

cribs.me

4. Древняя Греция. Логика

4. Древняя Греция

В Древней Греции проблемы логики были рассмотрены и разработаны наиболее обстоятельно. Логические вопросы здесь рассматривают такие философы, как Парменид и Зенон (представители элейской философской школы), Гераклид, софисты Протагор, Горгий и другие, Демокрит и Аристотель. Деятельность этих философов прямо или косвенно затрагивала вопросы логики. Идеи представителей элейского направления и приверженцев логики Гераклида вступали в конфликт в силу их противоположности. Элейская школа проповедовала метафизические теории, т. е. способ изучения явлений, при котором они рассматриваются отдельно друг от друга и в неизменном состоянии. Гераклитовская философия придерживалась идей диалектики (явления изучаются в развитии и взаимодействии).

Проблемами логики занимались также Сократ (469–399 гг. до н. э.) и Платон (428–347 гг. до н. э.). В учении Сократа главным считался метод, который позволял получить истину, а также содержалась идея, что познание любого предмета становится возможным, лишь если свести его к общему понятию и на этой основе судить об этом понятии. Для достижения истины Сократ предлагал ученикам дать определение какому-либо явлению, особенности или характерной черте, присущей окружающему миру или человеку. Затем, если такое определение оказывалось, по его мнению, недостаточно полным или правильным, он, применяя примеры из жизни, указывал на ошибки, допущенные собеседником, а затем изменял и дополнял его.

Древнегреческий философ Платон был учеником Сократа и разрабатывал теории познания и логики, опираясь на идеи учителя. Используя свои теории, Платон сначала получал новые понятия, а затем старался разбить их на виды и систематизировать.

Таким образом, многие философы Древней Греции работали над вопросами логики, однако ее основателем по праву считается Аристотель Стагирский. Логику Аристотеля называют формальной или традиционной. Она включает такие разделы, как понятие, суждение, законы правильного мышления, умозаключения, аргументация и гипотеза. Важным достижением Аристотеля является то, что он впервые сформулировал законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия и закон исключенного третьего, а также стал изучать человеческое мышление с целью вывести его логические формы. Эти законы были сформулированы в важнейшем сочинении Аристотеля «Метафизика».

Аристотель создал теорию силлогизма, рассмотрел теорию определения и деления понятий и теорию доказательства. Главными трудами в этой области являются трактаты «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», которые впоследствии наряду с другими работами были объединены в «Органон» – метод, средство или орудие познания действительности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Предшественники логики Аристотеля в Древней Греции

Логика. Древней. Греции достигла расцвета благодаря деятельности. Аристотеля, одного из величайших античных ученых. В некоторых работах, посвященных творчеству. Аристотеля, его называют именем""Стагирит", которое происходит от названия города, где он родился (Стагирся (Стагир).

Аристотель обобщил и систематизировал первые исследования по логике, которые были у его предшественников (представителей милетской школы, софистов,. Демокрита,. Сократа и его последователей), определил основные ф формы и законы мышления, создал первую теорию вывода (силлогизм). Его исследования по логике настолько фундаментальными, что именно с них берут свое начало многие проблемы современной логики. Созданная им логическая система протяжении многих веков существенно влияла на развитие науки, образования, культуры, особенно в странах. Европы, где она была наиболее распространена. О его роли в создании и развитии логики от ее возникновения и до второй половины XIX в (т.е. до начала нового этапа в развитии логики -"современной логики"), называют. Аристотеля-ской логике. В области логики много открытий сделали ученики. Ари стотеля, логики средневековья, логики. Нового времени представители классической философии, однако результаты его исследований оставались наиболее фундаментальными. Поэтому понятно, что когда речь идет о давньогре травят логику, то имеется в виду не какой-то локальный исторический период в развитии этой науки, а открытие, что стало достоянием цивилизации на все времена ее существования есть здесь хронологический показатель не определяющим, он лишь указывает на временные рамки возникновения этого открытия так же физика. Ньютона не является достоянием и прерогативой лишь XVIII в, она имеет планетарное значение на все времяначення на всі часи.

Аристотель родился в 384 г до не. Был учеником. Платона и учителем. Александра. Македонского. Как утверждают источники, написал около тысячи научных работ, охватывающих все отрасли тогдашнего философськог го и научного знания. Аристотель основал в. Афинах школу, которая называлась. Ликей (или"лицей"). Свое название школа получила от храма. Аполлона. Ликейского, у которого она находиласьвона знаходилася.

В 70 г до не последователь и комментатор учение. Аристотеля. Андро-ник. Родосский объединил его произведения в трактат под названием"Органон"(от греческого organon -"орудие","инструмент","средство познания, иссле идження";, "засіб пізнання, дослідження").

К"Органона"входит пять произведений

В работе"Категории"Аристотель раскрывает природу общих понятий или категорий. В труде"О толковании"дается определение суждения как формы мышления, осуществляется классификация суждений, ис уються условия их истинности. Основным трудом по логике является"Аналитики", состоящие из двух книг. В"Первой аналитике"рассматривается силлогистики (учение о умозаключение), в"Второй аналитике"- теория доказательства"Топика"посвящена теории вероятных доказательств. В книге"О софистических опровержениях"исследованы истоки неправильных умозаключений и доказательств, показано средства обнаружения и устранения ошибкаильних умовиводів і доведень, показано засоби виявлення та усунення помилок.

Создавая основы науки логики,. Аристотель опирался на труды своих предшественников. Правда, у них проблемы с логики излагались не систематически, и были вплетены в контекст философии, риторики, грамматики. И все же они были солидным фундаментом, на котором могла появиться такая теория, как логика. Аристотеляля.

Научные исследования в области логики начал. Демокрит (460 370 гг до не). Он впервые описал индукцию как способ рассуждения, охарактеризовал гипотезу, аналогию, логическую операцию определения понятий, дал в первую формулировку закона достаточного основания ("ничто не происходит беспричинно, но все имеет достаточное основание"ідставу").

У. Парменида (540-480 гг до не) находим первые попытки определить закон тождества

Зенон элейской (490-430 гг до не) прославился своими апориями (от греческого"безысходность","затруднительное положение"):"Ахилес и черепаха","Дихотомия","Стрела","Стадий", которые показали своеобразие чу ттевого и рационального ступеней познания. Это своеобразие стала непосредственно доступной благодаря логике. Логика доказала, что пренебрежение своеобразием чувственного и рационального этапов познания приводит к признание с необходимостью очевидного неочевидным (или, как говорят, признание черного белым, и наоборот). Например, мало кто будет отрицать, что выпущенная из лука стрела летит. Но рассмотрев траекторию пол ьоту стрелы как линию, состоящую из бесконечного множества точек местонахождение стрелы, мы будем вынуждены признать, что стрела не летит, а находится в состоянии покоявимушені визнати, що стріла не летить, а знаходиться у стані спокою.

После. Зенона протяжении многих веков предпринимались попытки помочь ему выбраться из затруднительного положения, в которое он попал со своими апориями. Да и в современной литературе встречаются подобные попытки (на априклад, что. Зенон делил до бесконечности траекторию полета, а надо было делить еще и время полета и т.д.).

А на самом деле, в такой легкой для восприятия форме. Зенон показал, что логика - это особая рефлексия над процессом познания и результатами процесса познания

Именно логика тем гарантом, который предохраняет любую теорию от разрушения. Пренебрегая логике, наш интеллект попадает в тупик. Свидетельством этого являются логические противоречия

Еще одна интересная фигура античной логики -. Сократ (469-399 гг до не), который не оставил после себя ни одного произведения. Об открытии. Сократа известно из свидетельств его учеников и последователей

Сократ описывает два способа исследования: индукцию ("наводки") и дефиницию ("определение"). Суть сократовской индукции состоит в образовании понятий. Чтобы создать понятия, следует ссылаться на обычные представления людей, на примеры повседневной жизни, на общих признаны положения. Избежать случайности и не систематичности этого процесса помогает искусство сопоставления противоположных мнений, взглядеилежних думок, поглядів.

Индукция является основой дефиниции. Благодаря индукции (или наведению) устанавливают, что является существенным для исследуемого предмета, а что - нет. Конечный результат индукции - образование дефиниции

Свой метод образования понятий. Сократ называл"маевтика"("искусство повитухи"). Сократический метод, объединяя индукцию и дефиницию, помогал родиться мысли. Платон дал замечательные образцы применения. Этому ого метода в"сократических диалогах"сократичних діалогах".

Сократ сначала требовал от собеседника дефиниции обсуждаемого предмета, например, что такое добро. Как правило, первые определения этого понятия этажные, насыщены эмоциональными и психологическими оттенит нкамы. Эти определения подправляют, пока не находят такого, которое адекватно отражает предмет исследования. Ученики. Сократа основали школы, разрабатывали его идеи. Евклид основал мегарской школы,. Фед он -. Элида-эретрийская,. Атисфен - киничну,. Аристип -. Киренского выдающийся ученик. Сократа. Платон основал (примерно 387 г до не) в. Афинах школу и назвал. Академией (именем мифического героя. АкадемаАкадема).

Платон исследовал природу суждения, которое считал главным элементом мышления. С его точки зрения суждения - это объединение понятий, где содержится утверждение или отрицание. Ему были известны определения чере ез род и ближайшую родовую отличие, дихотомическое деление объема понятий, он в упор подошел к открытию главных законов логики, которые впоследствии сформулировал его ученик -. Аристотельль.

Значительное влияние на формирование логики. Аристотеля оказали софисты софистов в. Древней. Греции называли учителей мудрости и красноречия. Софистов разделяют на старших (Протагор,. Горгий, хиппи,. Продик,. Антифон) и младших (Критий,. Гипподамм).

Старшие софисты достаточно фундаментально исследовали вопросы политики, этики, государства, права, языкознания. Все они исходили из того, что истина может быть только относительной. Именно. Протагору принадлежит знаменитая й афоризм"Человек является измерением всех вещей речей".

Младшие софисты абсолютизируя релятивизм старших софистов, приходят к тому, что софистика (т.е. мудрость) вырождается в них в жонглирование словами, в фальшивые приемы"доказательства"истины и недостатки одноч одновременно одночасно.

uchebnikirus.com

Логика в Древней Греции до Аристотеля

ГЛАВА II

Логика в Древней Греции до Аристотеля

Эпоха разложения родового строя в Древней Греции нашла свое идеологическое отражение в гомеровских поэмах «Илиада» и «Одиссея» и в поэмах Гесиода «Труды и дни» и «Теогония».

Начиная с VII в. до н. э. в Греции начинает формироваться рабовладельческое общество. В связи с развитием торговли (в особенности заморской) развивается ремесло и совершенству­ется ремесленная техника. В XVII в. до н. э. в Греции развива­ется металлургия и производство железных, медных и бронзо­вых изделий. Высокого развития достигают также производства ткацкое, красильное, керамическое и др. Потребности морской торговли способствуют развитию судостроения. В области сель­ского хозяйства, наряду с культурой хлебных злаков, развива­ются садоводство, огородничество, виноградарство, пчеловодст­во, скотоводство и совершенствуется сельскохозяйственная тех­ника. В VII в. до н. э. в Греции начинается чеканка монет.

Экономический подъем начинается в греческих малоазиатских городах, из которых на первое место выдвигается Милет. После греко-персидских войн самым крупным торговым и культурным центром Греции становятся Афины. Милет славился своими шер­стяными тканями, металлургическим и керамическим производ­ством, Афины — судостроительными верфями, аттической гли­няной посудой, производством оливкового масла.

Нарождение рабовладельческой формации в Древней Греции, обусловленное ростом производительных сил, привело к возник­новению в VI в. до н. э. единой всеобъемлющей науки—фило­софии. Древнегреческая философия была представлена большим количеством оригинальных систем, среди которых многие отли­чаются глубиной мысли и богатством содержания. Ф. Энгельс в предисловии к «Анти-Дюрингу» писал, что в многообразных фор-

44

мах греческой философии имеются в зародыше почти все позд­нейшие типы мировоззрения. Причины этого замечательного яв­ления лежали как в особенностях экономической, социально-по­литической и духовной жизни самой Греции, так и в широких экономических « культурных связях ее со странами Древнего Востока. Греческая философия, охватывавшая вначале всю со­вокупность научного знания, явилась наследницей многовековых духовных культур Древного Востока (Египта, Ассиро-Вавило-нии, Мидии, Персии и т. д.).

Греческая философия, будучи идеологией рабовладельческо­го общества, была прежде всего теоретической формой борьбы нарождавшегося класса рабовладельцев с первобытным общин­но-родовым строем. Рабовладельческое общество — первое в ис­тории человечества эксплуататорское классовое общество — при­шло на смену первобытному общинно-родовому строю.

Общество разделилось на класс рабовладельцев и класс ра­бов, между которыми шла ожесточенная борьба. Наряду с этим внутри самого класса рабовладельцев имело место расслоение на знать и простонародье, на богатых и бедных. Между этими сло­ями класса рабовладельцев также постоянно происходили стол­кновения. Социальные конфликты выливались в острую полити­ческую борьбу. При господстве единой рабовладельческой фор­мации в Древней Греции было значительное разнообразие в эко­номической, социальной и политической жизни.

Рядом с отсталыми местностями, в которых преобладало на­туральное хозяйство, существовали местности с высокоразвитой торговлей и промышленностью. Фессалия была страной крупно­го, а Беотия — мелкого крестьянского землевладения, в Арка­дии преобладало скотоводство, Коринф был олигархией круп­ных торговцев и промышленников, Опарта — государством, в ко­тором господствовала военно-землевладельческая знать, Афи­ны— демократической морской державой и т. д. Греция распа­далась более чем на 150 самостоятельных городов-государств (полисов). Сама по себе политическая раздробленность Древней Греции не имела значения для развития философии, но глубо­кие противоречия в экономической, социальной и политической жизни как внутри отдельных полисов, так и между различными полисами будили общественную и философскую мысль. Социаль­ная жизнь Древней Греции протекала весьма бурно и соответ­ственно этому общественная и философская мысль развивалась весьма интенсивно. В особенности там, где водворялся демокра­тический строй (Милет, Афины, Абдеры и т. д.), создавались благоприятные условия для развития философской мысли.

Историю древнегреческой философии можно разделить на два периода: 1) классический, завершающийся Аристотелем, и 2) эллинистический. Классический период древнегреческой фи­лософии является творческим периодом, когда возникли

45

основные типы мировоззрения; эллинистический период, отли­чающийся в целом значительно меньшей продуктивностью (од­нако давший такого гениального мыслителя, как Эпикур), ха­рактеризуется широким распространением греческой философии на весь античный мир.

Первые греческие философы были стихийными материали­стами и диалектиками. Однако их диалектика еще носит печать первобытной простоты. Природа рассматривается ими как еди­ное целое, у них еще нет расчленения, анализа природы. В их философии всеобщая связь явлений в мире непосредственно со­зерцается, но еще не рассматривается в подробностях.

Возникшая в VI в. до н. э. в Милете первая философская школа Древней Греции учила о материальности мира и возник­новении всего существующего естественным образом из единого первовещества. Основатель 'милетской школы Фалес положил начало геометрии, астрономии и физике в Древней Греции. Его преемник Анаксимандр уже высказал идею единства и борьбы противоположностей в мире и идею эволюции органического ми­ра, положил основание небесной механике и составил первую географическую карту. Последнему представителю милетской школы Анаксимену принадлежит заслуга различения планет и неподвижных звезд. Ученик Анаксимена Пифагор Самосский, переселившись в Великую Грецию (так назывались греческие колонии на юге Италии), создал там новую философскую шко­лу, главным учением которой была идея о господстве в мире ма­тематической закономерности: «Число есть сущность вещей». Вначале это положение понималось материалистически в смыс­ле наличия математической закономерности в явлениях приро­ды, но затем в пифагорейской школе математические абстракции были превращены в самостоятельные сущности, управляющие материальным миром.

Пифагорейское учение о том, что «число правит миром», от­ражало развитие техники и торговли. Оно исходило из роли чис­ла «в человеческих делах и отношениях и в технических искус­ствах» (Филолай, фр. 11). Пифагорейцы учили, что число изго­няет ложь и обман из человеческих отношений, ибо на счете основываются правильные мера и вес. «Открытие счета способ­ствовало прекращению расири и увеличению согласия между людьми. Ибо после этого открытия нет больше обсчитывания и господствует равенство. Ведь на основе счета мы заключаем до­говоры» (Архит, фр. 3). В пифагорейской школе разрабатыва­лись теория чисел, геометрия, астрономия и математическое есте­ствознание.

Пифагорейцы создали учение о пропорциях, сделали ряд на­учных открытий в геометрии, высказали идею о движении Земли вокруг 'центрального огня (что явилось шагом к переходу от гео­центрической к гелиоцентрической теории), они впервые выдви-

нули положение о шарообразности Земли и положили основа­ние акустике и теории музыки.

Пифагорейцы занимались также медициной. Виднейшим представителем этой школы в области медицины был Алекмеон, впервые указавший, что мозг является центральным органом мышления, и разработавший учение об исономии (равновесии) как основе здоровья организма.

К области логики относится попытка пифагорейской школы подвести все существующее под десять категорий. Пифагорей­ская таблица категорий, подобно категориям индийской логики (школы ньяя и буддийской логики до Дигнаги) не представляет собой системы, построенной на определенном принципе. Это про­стой перечень пар противоположностей, принимаемых в каче­стве наивысших понятий: 1) предел и беспредельное, 2) нечет и чет, 3) единство и множество, 4) правое и левое, 5) мужское и женское, 6) покой и движение, 7) 'прямая линия и кривая, 8) свет и тьма, 9) добро и зло, 10) квадрат и продолговатый четырех­угольник.

В этой таблице второй ряд «понятий мыслится по отношению к первому как нечто отрицательное.

Третьей древнейшей философской школой Греции была элей-ская школа, основанная Ксенофаном Колофонским, который про­славился своей острой критикой религии и высказал мысль, что представления о богах основаны на антропоморфизме. Ксенофа-ну принадлежат первые зачатки палеонтологии.

Учение Ксенофана о всеединстве (существует только единое неподвижное бытие, множественность вещей и их движение есть лишь обманчивая видимость) было развито Парменидом Элей-ским, который в своей поэме «О природе» выступает с защитой этого положения и говорит о единой неделимой материи, вечной, неизменной, неподвижной. Отстаивая положение, что материя всегда остается равной себе и вечно пребывает в одном и том же состоянии, Парменид впервые дает метафизическую формули­ровку логического закона тождества: бытие есть, небытия нет.

Ученик Парменида Зенон Элейский выдвинул знаменитые ар­гументы против движения и множественности вещей. Заслуга Зенона в том, что он первый вскрыл противоречивость движения и сделал попытку выразить эту противоречивость в понятиях. Но, показав противоречивость «понятия движения, он отверг дви­жение материи. Аристотель называет Зенона изобретателем ди­алектики, а Гегель находит у него объективную и субъективную диалектику, но у Зенона «отрицательная диалектика», посколь­ку от противоречивости движения он умозаключает к «неистин­ности» его.

В элейской школе впервые в Древней Греции мы встречаем логическую форму доказательства в виде цепи дедуктивных умозаключений. Таковы рассуждения Ксенофана и Мелисса,

47

приводимые в псевдо-аристотелевском сочинении «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии», такова аргументация Парменида в его по­эме «О природе», и особенно тонко разработанной логической формой дедуктивных умозаключений выделяются сочинения Зе-нона.

В противоположность элейскому учению о вечном, неизмен­ном и неподвижном бытии Гераклит Эфесский выступает с уче­нием о всеобщем движении и изменении, источником которого являются единство и борьба противоположностей. В известном изречении Гераклита говорится, что наш материальный мир единственно существует, кроме него нет другого, потустороннего, мира, мир не создан никем, он всегда был, есть и будет «вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Мир Гераклит понимает как единое целое, все части которого находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Это единое сущее находится в непрерывном изменении. Все те­чет, ничто не пребывает без движения и изменения. Все нахо­дится всегда в состоянии перехода в свою противоположность: «Холодное становится теплым, теплое — холодным, влажное — сухим, сухое — влажным» (фр. 126).

В вечной смене вещей господствует всеобщий закон единст­ва и борьбы противоположностей, причем этот закон дейст­вует и в природе, и в человеческом обществе. Все возникает че­рез борьбу. Природа все образует из противоположностей. От­мечая материалистический и диалектический взгляд Гераклита на мир, В. И. Ленин говорит о его философии: «Очень хоро­шее изложение начал диалектического материализма»1.

В противоположность метафизическому элейскому принципу «бытие есть, небытия нет» Гераклит выдвигает диалектический принцип единства бытия и небытия («мы существуем и не су­ществуем»), принцип становления.,

Борьба, разгоревшаяся между гераклитовской и элейской философией в Древней Греции, была борьбой между метафизи­ческим и диалектическим направлениями в философии.

Первые древнегреческие философские школы в качестве первоосновы мира принимали единое первовещество. Фалес и Гиппон — воду, Анаксимандр — бесконечную неопределенную материю «апейрон», Анаксимен и Диоген Аполлонийский — воз­дух, Гераклит —огонь, Ксенофан — землю, другие считали первовеществом нечто среднее между водой и воздухом и меж­ду воздухом и огнем.

Следующий этап в развитии древнегреческой философии ха­рактеризуется тем, что в качестве основы всего существующего вместо единого первовещества принимается изначальная мно­жественность элементов. Согласно этой новой концепции, пер-

1 В И. Л ен ин Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 311.

вичны элементы материи, они вечны и неизменны, происходит только их разнообразное соединение и разделение.

Главными представителями этой философии в V в. до н. э. были Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит. У Эмпедокла и Анаксагора элементы сами по себе косны и неподвижны, по­этому кроме элементов они признают существование особой дви­жущей силы. По Эмпедоклу, существуют четыре элемента (земля, вода, воздух и огонь) и две движущие силы: Любовь (сила притяжения) и Вражда (сила отталкивания). Элементы соединяются между собой в различных количественных соотно­шениях, и таким образом возникает разнообразие сложных ве­щей. Эмпедокл предвосхищает химическую теорию элементов. Он был также основателем сицилийской медицинской школы, которая считала центральным органом умственной деятельно­сти и кровообращения сердце и приписывала главную роль в сохранении здоровья организма четырем его сокам (кровь, слизь, желтая и черная желчь). Эмпедокл, несмотря на свою близость к пифагорейским кругам, у которых он заимствовал не­которые взгляды, был вождем демократической партии в своем родном городе Агригенте.

Анаксагор, друг Перикла, бывший первым философом, по­селившимся в Афинах, принимал за основу бесконечное множе­ство качественно разнородных элементов, которые он называл «семенами вещей» (Аристотель дал им название «гомеомерии», т. е. «подобочастные»), и при бесконечном делении которых все их части сохраняют то же самое качество.

По учению Анаксагора, нет ничего простого и неделимого. В качестве движущей силы он принимает особое тончайшее и чистейшее вещество «Ум» (Нус). Первичная смесь элементов была хаосом, который находился в неподвижности. Дав первый толчок этой смеси «семян вещей», «Ум» привел ее в движение, и в дальнейшем все в мире стало происходить чисто механи­чески без вмешательства «Ума». В результате этого механиче­ского движения элементов возник упорядоченный мир —«кос­мос».

Анаксагор был выдающимся математиком и астрономом. Он разработал математическое учение о перспективе. Затмения Солнца он стал объяснять тем, что между ним и Землей стано­вится Луна. Свет Луны он считает заимствованным от Солнца. По его учению, Солнце — раскаленная масса, а Луна — тело, по­добное Земле.

Современник Анаксагора Левкипп создал атомистическую теорию. Согласно его учению, элементами, из которых состоит все существующее, являются бесчисленные атомы, мельчайшие неделимые частицы материи, которые сами по себе не имеют никаких качеств и отличаются друг от друга лишь формой и ве­личиной. В отличие от Эмпедокла и Анаксагора, Левкипп

49

не отделяет движущую силу от материи. Атомам, по его учению, присуще вечное самодвижение. Атомы вечно движутся в абсо­лютной пустоте в самых разнообразных направлениях. От стол­кновения их образуются вихри, которые захватывают все боль­шее количество атомов и из которых образуются миры. Во Все­ленной бесконечное число миров, которые гибнут, возникают или находятся в состоянии расцвета. Во Вселенной все происходит но механической необходимости, и в ней нет места случайности. Новый период в развитии древнегреческой философии откры­вают в середине V в. до н. э. так называемые софисты.

Старшие софисты — Протагор, Горгий, Продик и Гиппий — были выдающимися учеными своего времени. До софистов фи­лософы в основном занимались исследованием природы (космо­логическая проблема), софисты же делают главным предметом философского исследования человека и его деятельность. На первое место выступают вопросы политики, этики, теории го­сударства и права, начинают разрабатываться риторика, фило­логия, грамматика и т. д. Протагор и Продик первые стали за­ниматься вопросами научного языкознания; Протагор, Горгий и Трасимах впервые в Греции создали теорию риторики. Эпоха софистов характеризуется господством индивидуализма в об­щественной жизни.

Софисты выступают с критикой старых традиций в теории и в общественной жизни: они ниспровергают господствовавшие авторитеты, подвергают сомнению, с одной стороны, религию и, с другой стороны, материалистическую философию.

Отрицая возможность познания объективного мира, софисты становятся на позицию релятивизма. Полагая релятивизм в основу теории познания и морали, софисты приходят к отрица­нию объективной истины. Для обоснования своего релятивизма и скептицизма софисты брали в качестве исходного пункта либо Гераклита, либо Парменида. Так, из учения Гераклита о всеобщей текучести выводилось следствие, что не может быть ложного мнения и что о каждом предмете с одинаковым правом могут быть высказаны противоположные мнения, которые в рав­ной мере будут истинными суждениями. Тем самым исключалась самая возможность противоречия.

Подобным же образом использовался и парменидовский принцип. Из него делали вывод, что единое не может быть мно­гим и, следовательно, предмет не может иметь атрибутов, субъ­ект суждения не может иметь предиката Тем самым оспарива­лось право логической формы суждения на существование. Становясь на точку зрения философии Парменида, софисты го­ворили, что всякое понятие, образуемое каждым отдельным че­ловеком, истинно само по себе и не может быть выводимо из другого понятия, так как понятия не могут быть связываемы, они абсолютно отделены друг от друга.

50

Знаменитое положение софиста Протагора «человек есть мера всех вещей» исходило из учения Гераклита о всеобщей текучести и изменчивости всего существующего. Поскольку в каждый момент изменяется как воспринимающий субъект, так и воспринимаемый им объект, то каждое восприятие каждого человека относительно и субъективно. Для каждого истинно то, что ему кажется таковым в данное время; никакого объективно­го критерия истины нет. Вот дует ветерок, одному холодно, а другому тепло. Является ли на самом деле этот ветерок холод­ным или теплым? Кому холодно, для того он холоден, а кому тепло, для того он тепел. Общего объективного решения, по уче­нию Протагора, быть не может.

Протагор — сенсуалист, для него познание всецело сводится к чувственным восприятиям. Его формула «человек есть мера всех вещей» имеет смысл: мера вещей — ощущения индивида. С этой точки зрения Протагор объявлял астрономию лженаукой, так как ее учения о размерах небесных светил, об их движении и т. д. расходятся с непосредственными показаниями нашего восприятия. Равным образом он считал геометрию лженаукой на том основании, что чувственно воспринимаемые линии отлич­ны от геометрических (абсолютно прямых или строго круглых линий).

В противоположность Протагору софист Горгий исходит из учения Парменида и диалектики Зенона. Он еще решительнее становится з теории познания на позиции субъективного иде­ализма. В сочинении «О несуществующем, или природе» он, выставляя тезис «ничто не существует», пытается доказать, что природа не существует, а если бы она существовала, то была бы непознаваемой, а если бы она существовала и была познава­емой, то знание о ней нельзя было бы высказать словами и со­общить другим.

Положение, что недопустимо соединение субъекта суждения с предикатом, так как единое не может быть многим, было вы­сказано уже Георгием, который это отрицание логической формы суждения выводил из принципа абстрактного единства элей-ской философии, и затем оно защищалось софистами Антисфе-ном и Ликофроном. Чтобы единое не оказалось многим, Лико-фрон вычеркивал слово «есть» (связку в суждении). Софист К'се-ниад, развивая учение Горгия, пришел к утверждению, что все мнения людей ложны.

Другие софисты одновременно исходили из учений Геракли­та и Парменида. Так, софист Евтидем одновременно утверждал, следуя Протагору, что все присуще всему во всякое время оди­наково, а с другой стороны, он выводил из философии Пармени­да следствие, что нельзя ошибаться и высказывать что-нибудь ложное, ибо несуществующего нельзя ни представить себе, ни высказать. На этом же основании он утверждал, что нельзя противоречить себе.

51

Учение Протагора о человеке как мере всего существующего, о том, что у каждого человека в каждый момент особая истина, что одной и той же вещи могут быть одновременно приписаны противоположные свойства, положило начало релятивистской и субъективистской теории познания софистов. Младшие софисты доводят этот релятивизм до полного произвола индивидуально­го мнения, и в конце концов софистика вырождается в искус­ство спорить обо всем, в искусство защищать и опровергать лю­бое положение — в эристику, в жонглирование понятиями, в своеобразную словесную эквилибристику. До истины эристи-кам нет никакого дела. Они заботятся лишь о том, чтобы при­вести собеседника в замешательство, запутать его, завести его в тупик. А какими способами это достигнуто, действительно ли опровергнут противник или только кажется опровергнутым пе­ред слушателями, для них безразлично. Образцы эристических приемов приводят Платон в диалоге «Евтидем» и Аристотель в сочинении «О софистических опровержениях».

О сущности софистики и ее отличии от диалектики хорошо сказал В. И. Ленин: «Всесторонняя, универсальная гибкость по­нятий, гибкость, доходящая до тождества противоположно­стей,— вот в чем суть. Эта гибкость, примененная субъектив­но, = эклектике и софистике. Гибкость, примененная объективно, т. е. отражающая всесторонность материального процесса и единство его, есть диалектика, есть правильное отражение веч­ного развития мира»2.

Абсолютный релятивизм софистов получил особенно яркое выражение в анонимном сочинении «Двоякие речи», в котором развивается учение об абсолютной относительности человече­ских понятий о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о справедливости и несправедливости, об истине и лжи. Автор со­чинения сам доказывает два противоположных взгляда: что истина и ложь одно и то же и что они отличны друг от друга. Автор говорит, что и судьи одну и ту же речь могут расцени­вать и как ложь, и как истину. Одна и та же вещь бывает одно­временно и легкой и тяжелой, в зависимости от того, с какой другой вещью она сравнивается. Тот же самый человек и живет и не живет, и те же самые вещи существуют и не существуют, так как все существует в отношении к чему-нибудь.

О том, к чему приводит абсолютный релятивизм, В. И. Ле­нин пишет: «...Положить релятивизм в основу теории познания, значит неизбежно осудить себя либо на абсолютный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм. Релятивизм, как основа теории познания, есть не только признание относи­тельности наших знаний, но и отрицание какой бы то ни было объективной, независимо от человечества существующей, мерки

4 В. И. Л е н и н. Полное собрание сочинений, т 29, стр. 99 52

или модели, к которой приближается наше относительное no-знание»3.

Разрабатывая теорию красноречия, софисты не могли не за­тронуть вопросов логики, рассматривая их под углом зрения техники спора. Протагор написал специальное сочинение «Ис­кусство спорить». Исходя из положения, что о всякой вещи есть два противоположных мнения, он первый стал применять диа­лог, в котором два собеседника в споре защищали два противо­положных взгляда. Сам Протагор прославился как большой ма­стер спорить. Разъезжая по Греции, он устраивал диспуты, при­влекавшие многочисленных слушателей. Как сообщает Диоген Лаэрций («Жизнеописание...», 153), Протагор первый стал применять тот способ ведения рассуждений, который поз­же применял Сократ и который заключался в задавании вопросов собеседнику и показе ошибочности его ответов. С целью научить доказывать выставленный тезис и развивать заданную тему Протагор впервые стал изучать способы выведения умозаклю­чения (об этом сообщает Артемидор в сочинении «Против Хри-сиппа»).

Таким образом, Протагор положил начало изучению видов умозаключений в том плане, как они трактуются Аристотелем в его «Топике», т. е. в плане логических приемов в речи оратора.

Вообще, так называемые общие места, составляющие основ­ное содержание «Топики» Аристотеля, еще раньше разрабаты­вали софисты Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и Трасимах (как об этом сообщают Цицерон и Квинтилиан). Сочинение Протагора «Тяжба о плате» было посвящено знаменитому со­физму, относящемуся к спору Протагора с его учеником Эват-лом. Последний заключил договор с Протагором, что он упла­тит ему значительную сумму денег за учение, если выиграет первое дело в суде. Спустя некоторое время Протагор потребо­вал от Эватла платы. Эватл отказался платить, говоря: «Но я еще ни разу не защищал дела в суде». Протагор заявил: «Если я подам в суд на тебя и выиграю дело, то ты должен будешь мне заплатить по решению суда. Если же ты выиграешь дело на суде, то ты должен будешь мне уплатить согласно договору». Эватл на это отвечал: «Ни в том, ни в другом случае я не за­плачу. Если решение суда будет в твою пользу, то я не стану платить согласно нашему договору. Если же суд откажет тебе, то я не буду платить согласно решению суда». Над этим софиз­мом долгое время безуспешно трудились ученые, пока, наконец, не дал ему удовлетворительного решения Лейбниц в сочинении, в котором он доказывал, что не может быть таких судебных ка­зусов, которые бы не могли быть решены4.

3 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 18, стр. 139.

4 Об этом см в главе, посвященной Лейбницу.

refdb.ru

Логика в Древней Греции

Количество просмотров публикации Логика в Древней Греции - 167

Логическая форма доказательства – в элейской школе (у Парменида и Зенона). Гераклит Эфесский выступает с учением о всеобщем движении и изменении. Борьба между элейской и гераклитовской философией была борьбой между метафизическим и диалектическим направлением в философии.

В середине V в до н.э. появились т.н. софисты (Протагор, Горький и др.). Протагор, Горький и Трасимах впервые в Греции создали теории риторики. Разрабатывая теорию красноречия, софисты затрагивали вопросы логики. Протагор написал сочинение ʼʼИскусство споритьʼʼ, он первым стал применять ʼʼсократический способ беседыʼʼ. Этот метод заключался в постановке собеседнику вопросов и показе ошибочности ᴇᴦο ответов. Позже Протагор стал изучать виды умозаключений в плане логических приемов в речи ораторов.

Против софистов выступил Демокрит – творец первой системы логики в Др.Греции, написавший трактат ʼʼО логикеʼʼ, или ʼʼКаноныʼʼ. Демокрит выступает против софистов, отрицавших объективную реальность. Он строит логику на эмпирической основе, поэтому он – один из создателей индуктивной логики. Демокрит рассматривал суждения, выделяя в них субъект и предикат, а также рассматривал определение понятий.

У Сократа на первый план была выдвинута проблема метода, посредством которого можно получить истинное знание. Сократ считал, что любой предмет должна быть познан лишь в том случае, в случае если ᴇᴦο свести к общему понятию и судить о нем на базе этого понятия. Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, таким образом, понятие о предмете, и достигается оно посредством определение понятия. При этом усматриваются как сходство или общность предметов, подходящих под данное понятие, так и различия между тем, что подходит под данное понятие, и тем, что подходит под смежные или сходные с ним понятия. Главное правило Сократа – честность и последовательность в своих утверждениях˸ ʼʼПусть лучше лира у меня скверно устроена и звучит не в лад, пусть нестройно поет хор, который я снаряжу, лишь бы только не вступить в разногласие и спор с одним человеком – с самим собойʼʼ.

Платон в своей деятельности значительное место отводил логике. Он стремился образовать понятие и затем осуществить деление понятия на ᴇᴦο виды. Его излюбленным логическим приемом была дихотомия, т.е. деление понятия А на В и не-В. Он сформулировал два правила для деления понятий, а теорию суждения развил в диалоге ʼʼСофистʼʼ. Платон отличал отношение различия от отношения противоположности.

Аристотель (Стагирит) впервые дал систематическое изложение логики. Логику Аристотеля называют ʼʼтрадиционнойʼʼ формальной логикой (включает разделы˸ понятие, суждение, законы (принципы) правильного мышления, умозаключения, гипотеза).

referatwork.ru