Лекция по древней греции. Лекции по истории античности (I. История Древней Греции), стр. 1
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Читать онлайн «Лекции по истории Древней Греции». Лекция по древней греции


История древней греции лекции краткий курс - Лекция

С. Г. Карпюк

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Лекции

Краткий курс

Москва: Институт восточных культур и античности РГГУ, 2010

© С.Г. Карпюк, 2010

Интернет-публикация. Для студентов неисторических специальностей, изучающих историю древней Греции. Для студентов-историков (первоначальное ознакомление с предметом). Автор в течение многих лет читает курс лекций по истории древней Греции в РГГУ (Институт восточных культур и античности, Институт филологии и истории), Государственном акад. гуманитарном университете (исторический, политологический, философский факультеты). Переработанный и дополненный вариант издания: Карпюк С.Г. Лекции по истории древней Греции. Москва: Ладомир, 1996.

Ключевые слова: Греция древняя, история, лекции.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 1. Введение. Место греческой цивилизации среди других цивилизаций древности. Географическое положение и природные условия древней Греции...3

Лекция 2. Крито-микенская цивилизация. "Темные века": регресс, необходимый для прогресса...6

Лекция 3. Архаическая Греция. Великая греческая колонизация и "старшая" тирания...11

Лекция 4. Спарта как тип полиса. Реформы Ликурга и своеобразие спартанских социальных институтов...17

Лекция 5. Законы Драконта и Солона - пролог демократии...21

Лекция 6. Демократические преобразования Клисфена: демократия с аристократами во главе...25

Лекция 7. Греко-персидские войны...29

Лекция 8. "Пентеконтаэтия". Афины при Перикле...33

Лекция 9. Пелопоннесская война..41.

Лекция 10. Афинские демократические институты…46

Лекция 11. Культура и религия греков архаического и классического периодов...49

Лекция 12. Учение Сократа и его значение…52

Лекция 13. Греция в IV в. до н.э....57

Лекция 14. Сословие и гендер: социальные роли мужчин и женщин, свободных и рабов…63

Лекция 15. Александр и Восток...67

Лекция 16. Эпоха эллинизма. Эллинистическая культура...72

Заключение...78

Хронологическая таблица...80

Краткий словарь терминов…82

Лекция 1. Введение. Место греческой цивилизации среди других цивилизаций древности. Географическое положение и природные условия древней Греции

История древней Греции занимает особое место во всемирной истории. Причина этого - не численность населения и не размеры территории (по этим показателям Греция в древности была вполне заурядной страной), а ее роль в мировом историческом процессе. Хронологические рамки истории древней Греции - от конца III тысячелетия до н.э., времени образования первых государств на острове Крит, до 30 г. до н.э., когда последнее созданное греко-македонскими завоевателями царство - Египет - было покорено Римом (соответственно и все даты в книге - до нашей эры). История древней Греции традиционно делится на несколько эпох (исторических периодов). Примерно с 2200 до 1450 г. существовала минойская цивилизация на острове Крит. С ней соседствовала, а затем ее разрушила микенская цивилизация (около 1600 – 1150 гг.). После нее приходит упадок, наступают «темные века» (XI - IX вв.). Греция создает новый тип цивилизации, и самый первый период ее развития – это архаическийпериодисторииГреции (VIII - VIвв.). Период расцвета древней Греции – это классический период ее истории (V - IVвв.). Наконец, в результате походов Александра Македонского греческая культура и цивилизация распространяются на Восток, и наступает последний период древнегреческой истории – эллинистический (IV - Iвв.).

Очень важную роль в историческом развитии древней Греции сыграли географические условия: раннее развитие мореплавания и торговли стало возможно в Греции благодаря изрезанности береговой линии и обилию островов, по Эгейскому морю можно плавать, не теряя суши из виду. Греция - страна гор, которые разъединяют небольшие по площади равнинные области. Как бы сами природные условия определили политическую раздробленность Греции, возникновение в ней в историческую эпоху множества небольших городов-государств. В Греции не возникло мощных империй, и, может быть, именно в связи с этим греки высоко ценили свободу.

Греция расположена в Восточном Средиземноморье и занимает южную часть Балканского полуострова и прилегающие острова Эгейского и Ионического морей. В античную эпоху греки заселяли также западную прибрежную часть полуострова Малая Азия. Балканская Греция делится на три сравнительно крупные географические области - Северную Грецию, Среднюю Грецию и Южную Грецию (полуостров Пелопоннес). Северная Греция простирается от Камбунских гор, отделяющих ее от Македонии, до Фермопильского прохода - узкой (в древности) прибрежной полосы, связывающей Северную Грецию со Средней. Западную часть Северной Греции занимает гористая область Эпир, игравшая весьма небольшую роль в истории Эллады вплоть до эллинистической эпохи. В восточной части находится Фессалия - обширная область, которая славилась своими лошадьми. В Северной Греции расположена гора Олимп - место, где, по представлениям древних греков, жили бессмертные боги.

Северо-восток Средней Греции занимает Беотия - область с чересполосицей гор и плодородных равнин. Самым крупным городом Беотии были Фивы, но в Беотии существовало несколько полисов (городов-государств). В Аттике, отделенной от Беотии горным кряжем Кифероном, уже в глубокой древности произошел синойкизм (слияние городов) и сложился единый полис - Афины. Аттика представляет собой небольшой полуостров, вытянутый на юго-восток. Афины находятся в центре небольшой плодородной равнины, сравнительно недалеко от моря (до 10 км) и обладают двумя удобными гаванями - Фалером и Пиреем. В центральной части Средней Греции находится небольшая гористая область - Фокида, которая была известна общегреческим оракулом в Дельфах, расположенным в чрезвычайно живописном месте на склоне горы Парнас.

С полуостровом Пелопоннес Среднюю Грецию связывает Истм (Коринфский перешеек), ширина которого в самом узком месте около 6 км. Истм играл огромное значение в древности, через него проходили важнейшие торговые пути, там располагались крупные торговые центры Коринф и Мегара. На месте построенного в XIX в. канала в древности существовал волок, позволявший судам следовать из Адриатического и Ионического морей в Эгейское, не огибая Пелопоннес.

Внутренние и северо-западные области Пелопоннеса (Аркадия, Ахайя) гористы и мало заселены. Более значительную роль в греческой истории играли Арголида (холмистая область на северо-востоке полуострова) и, прежде всего, Лакония и Мессения - плодородные области на юге, разделенные хребтом Тайгет. Расположенное в долине реки Эврот Спартанское государство после подчинения соседней Мессении стало сильнейшим в Греции. В Олимпии, находящейся на западе полуострова, в Элиде, проводились общегреческие Олимпийские игры.

С доисторических времен были заселены и острова Эгейского архипелага. На самом большом и южном из них, Крите, возникли первые государства региона. Большую роль играли и другие острова. Самые крупные из них: Эвбея (отделенная от Средней Греции узким проливом Эврип), Лесбос, Хиос, Родос, Самос, расположенные рядом с побережьем Малой Азии.

Климат Греции - средиземноморский, субтропический. Реки маловодны, искусственное орошение не применялось в Греции. В Греции никогда не возникало необходимости в сооружении крупных оросительных систем, подобно тому, как это было в Египте и Месопотамии. Животный и растительный мир разнообразен: вплоть до классической эпохи в некоторых районах Северной Греции водились даже львы. Для Греции свойственно поразительное разнообразие ландшафтов. Воздух, особенно в горах, чист и прозрачен: видимость на 40-50 км не является чем-то необычайным. Феномен древнегреческого искусства во многом объясняется восприятием окружающего мира древними греками.

Море играло в жизни греков очень важную роль. Оно было не только главной транспортной артерией (сухопутные перевозки были дорогостоящими, а дороги - весьма неважными), не только источником столь любимой греками рыбы и даров моря. Оно было "цементирующим раствором" греческого мира, связующим звеном с другими цивилизациями Средиземноморья.

В рационе греков главную роль играли лепешки из зерна (пшеницы, ячменя и полбы), овощи, рыба. Не просто обычными сельскохозяйственными культурами, но символами Греции были маслина и виноград. Употребление оливкового масла и вина отличало, по мнению древних греков, цивилизованных людей от варваров. С нескрываемым изумлением греческий историк II в. до н.э. Полибий описывал употребление в пищу сливочного масла испанскими племенами. Оливковое масло использовалось не только в пищу, но и для мытья; им умащались, заправляли светильники. Многие маслины считались в греческих городах священными, и их повреждение или вырубка карались очень сурово. Покровительствовала оливководству богиня Афина, виноградарству же - бог Дионис (Вакх). Впрочем, употребление древними греками вина отличалось от современного. Вино пили часто, но смешивали с водой в пропорции одна часть вина на две или три части воды, и получавшийся напиток был некрепким, но прекрасно утолял жажду. Пить несмешанное вино (т. е. без воды) считалось признаком варварства и называлось "пить по-скифски". Мясо греки ели сравнительно редко, и его потребление было обычно связано с жертвоприношениями быков, овец, коз: часть жертвенного животного отдавалась жрецам, а часть использовалась для совместных трапез. Овцеводство давало шерсть для прядения и ткачества, которые оставались домашними ремеслами.

Греция с очень раннего периода стала ввозить зерно - местные поля не могли обеспечить растущего населения. Зерно в Грецию привозилось из Северного Причерноморья, Египта, Сицилии. В обмен на зерно вывозились высококачественные вина и оливковое масло, а также ремесленные изделия. В течение веков Греция была крупнейшим центром ремесленного производства в Восточном Средиземноморье. Нельзя сказать, что Греция была чрезвычайно богата полезными ископаемыми, но их было достаточно для развития ремесленного производства. Железные ("болотные") руды, использовавшиеся в металлургии в I тысячелетии до н. э., залегали во многих областях Греции. Серебро добывалось в Аттике, в Лаврийских рудниках, золото - на острове Фасос и северном побережье Эгейского моря, медь ввозили с Кипра (само латинское название меди cuprum происходит от этого острова). Хорошая гончарная глина была в изобилии в Аттике, на Истме и в некоторых других местах. Что касается камня, то и поныне паркетный пол в Греции - гораздо большая роскошь, нежели мраморный.

Греки - народ средиземноморской расы, их язык относится к индоевропейской языковой семье. Прародиной греков была, возможно, центральная или северная часть Балканского полуострова, откуда они несколькими миграционными волнами переместились на юг. Свою страну греки называли (и называют) Элладой (Hellas), а себя - эллинами. Название "греки" - довольно позднее, появилось во времена римского владычества.

Откуда мы знаем о древних греках? Из исторических источников, т. е. всего того, что дает нам сведения об их жизни. Часть находящихся в нашем распоряжении исторических источников дошла до наших дней благодаря письменной традиции: сочинения античных авторов переписывали и в Византии, и в средневековой Европе, а затем, с наступлением эпохи книгопечатания, появились и печатные издания. Другая часть исторических источников "добыта" в результате археологических раскопок - это и написанный на папирусном свитке труд древнего сочинителя, и выбитая на камне надпись, предметы быта, строения, древние корабли, орудия труда и т. д. и т. п. Надписями занимается специальная наука - эпиграфика, монетами - нумизматика, документами, написанными на папирусах, - папирология. Задача историка - определить подлинность источника, время его возникновения и, самое главное, поставить ему вопрос, заставить рассказать о древности.

Многим неспециалистам представляется, что историку древней Греции в наше время делать нечего - все давно открыто и изучено. Но это совсем не так. Во-первых, продолжаются археологические раскопки, которые доставляют новые сведения, во-вторых, и это главное, историки ставят все новые и новые вопросы при изучении исторических источников, используют современные методы анализа, постоянно расширяя сферу исторического знания.

В XIX в. изучали преимущественно политическую историю древней Греции, с начала ХХ в. возникла тяга к изучению социальной и экономической истории древних обществ (и в этом немалая заслуга принадлежит выдающемуся русскому ученому Михаилу Ивановичу Ростовцеву), а сейчас большой интерес вызывают проблемы социальной психологии, экологии древности.

Познание истории - нескончаемый процесс, и новые поколения историков разработают новые подходы и, как всегда, будут стремиться понять, по выражению историка XIX века Ранке, "как это произошло на самом деле".

Лекция2. Крито-микенская цивилизация. "Темные века": регресс, необходимый для прогресса

Примерно с рубежа III и II тысячелетий до н. э. центром зарождения цивилизации в Греции стал остров Крит. Остров Крит удобно расположен к югу от Греции на пересечении торговых путей, которые связывали Грецию с Египтом и Ближний Восток с Западным Средиземноморьем, а некоторая удаленность от материка способствовала безопасности его обитателей. Греки классического времени достаточно смутно представляли прошлое Крита. Существовала легенда о страшном человеко-быке Минотавре, который требовал человеческих жертвоприношений. Афинскому герою Тесею удалось убить его и с помощью спасительной "нити Ариадны" выйти из лабиринта, где обитало чудовище. Местопребыванием Минотавра считался именно Крит. По преданию Критом в те далекие времена правил царь Минос, которому первому удалось установить талассократию - власть над морями. Вот что о нем писал историк V в. до н. э. Фукидид: "Как нам известно из предания, Минос первым из властителей построил флот и приобрел господство над большей частью нынешнего Эллинского моря. Он стал владыкой Кикладских островов и первым основателем колоний на большинстве из них и, изгнав карийцев, поставил там правителями своих сыновей. Он же начал и истреблять морских разбойников, чтобы увеличить свои доходы, насколько это было в его силах".

Только после того, как в первой трети ХХ в. английским археологом Артуром Эвансом были проведены успешные раскопки на Крите, эти казавшиеся легендарными сведения получили подтверждение. В первой половине II тысячелетия до н. э. на острове были воздвигнуты огромные сооружения - дворцы, как их стали называть. Крупнейший из них - Кносский - насчитывал более трехсот помещений только на первом этаже (которых всего было, очевидно, три), причем стены залов украшали прекрасные фрески; дворцы были снабжены водопроводом и канализацией. Были обнаружены таблички с письменами ("линейное письмо А") - таким образом, существовала письменность, хотя она и использовалась в ограниченной сфере (для хозяйственных записей).

Очевидно, на Крите возникло государство, подобное древневосточным деспотиям. Во главе его стоял царь, исполнявший и жреческие функции, существовала аристократия и дворцовые чиновники, а низший слой населения обязан был платить налоги и выполнять повинности в пользу царя. Его центром был Кносс, в других частях Крита существовали вассальные царства, и там были воздвигнуты дворцы, подобные Кносскому, но значительно меньших размеров (в Фесте и Маллии). Критяне не были греками, и обнаруженный археологами, но до сих пор не расшифрованный, знаменитый Фестский диск написан на языке до-индоевропейских обитателей Средиземноморья. Искусство Крита этой эпохи удивительно спокойно и гармонично, в нем почти отсутствуют сцены войны и охоты - чисто мужских занятий, зато очень часты изображения женщин. Некоторые ученые считают, что женщины играли на Крите особую роль - им обязана критская цивилизация своей стабильностью.

О жизни прилегающих к Криту островов можно судить по находкам на острове Фера (Санторин), где существовал значительный город, погибший около XV в. до н. э. Сохранились фрески, на которых изображено возвращение в гавань большого флота, бытовые и религиозные сцены. Искусство Феры самобытно, хотя многие черты объединяют его с критским. Город погиб в результате извержения вулкана, и раньше считалось, что это же извержение послужило главной причиной заката критской цивилизации (вследствие выпадения вулканического пепла на Крит и уменьшения плодородия земель). Однако результаты последних раскопок не подтверждают это предположение.

Действительной причиной запустения критских дворцов было нашествие греков-ахейцев, вторгавшихся на Крит с середины XV в. Кносский дворец был разрушен, и никогда больше не восстанавливался. Крит превратился в окраину греческого мира. Однако значение критской ("минойской" - так ее назвали по имени легендарного царя Миноса) цивилизации для Греции было велико. Критяне установили торговые связи с Египтом, с Восточным Средиземноморьем, впервые в Эгейском бассейне создали крупный морской флот. Даже в Египте "страна Кефтиу" (т. е. Критское царство) считалось могущественной державой. Но с середины II тысячелетия до н. э. политическим и экономическим лидером Эгейского бассейна становится Балканская Греция.

Крупнейшим центром становятся Микены - город в Арголиде, на севере Пелопоннеса, и поэтому созданную ахейцами цивилизацию называют микенской. Менее значительные центры микенской цивилизации существовали в XV - XII вв. до н. э. в Тиринфе и Пилосе (Пелопоннес), Афинах, Фивах и Орхомене (Средняя Греция) и в некоторых других местах.

Сохранившиеся "шахтные гробницы" микенских царей свидетельствуют об их могуществе и богатстве. Микенское искусство, несомненно, испытало влияние критского, но в целом самостоятельно. Очень часто встречаются сцены войны или охоты, что свидетельствует о воинственности микенской знати. Греки позднейшего времени называли стены микенского времени, воздвигнутые из огромных каменных квадров, циклопическими; по их мнению, только мифические одноглазые великаны-циклопы (киклопы) могли построить такие сооружения. Облик микенских владык донесли до нас погребальные золотые маски из шахтных гробниц.

Ахейские греки переняли у критян слоговое письмо и, приспособив его к своему языку, создали "линейное письмо Б", знаки которого обозначали слоги. Письмо это было расшифровано в середине нашего столетия английским ученым Майклом Вентрисом, и стало возможным прочитать таблички "пилосского архива". Как и на Крите, в Микенах и других центрах микенской Греции письменность использовалась исключительно для хозяйственных нужд: для фиксирования повинностей, перечисления запасов и т. п. Во главе государства стоял царь - ванакт. При дворцах существовал значительный штат чиновников и рабов, но основную массу населения составляли крестьяне-общинники, которые должны были выплачивать натуральные подати и нести трудовую повинность.

Микенская цивилизация просуществовала до XII в. Ко времени около 1200 г. до н. э. относится поход на Трою, предпринятый ахейцами во главе с микенским царем Агамемноном. Этот поход частично был описан много веков спустя в поэме "Илиада", которая приписывалась слепому аэду («певцу») Гомеру. В Европе долгое время не верили в реальность Троянской войны, и только археологические раскопки, предпринятые замечательным немецким любителем древностей Генрихом Шлиманом в XIX в., подтвердили существование Трои, которая была крупным городом и важным торговым пунктом недалеко от Дарданелл (Геллеспонта). Ахейцам после долгой (по преданию - десятилетней) осады удалось взять и разрушить Трою, но это было последнее совместное предприятие и последнее достижение ахейцев. В этот период в Восточном Средиземноморье - от Египта до Балкан - происходит переселение народов. Ахейские государства около 1200 г. до н. э. подверглись нашествию дорийцев. Некоторым центрам удалось ненадолго оправиться, но после 1150 г., когда произошло очередное вторжение, жизнь в них окончательно замирает.

Пришельцы, вторгшиеся в Среднюю Грецию и Пелопоннес, находились на более низком уровне развития, жили племенной организацией, но им удалось сокрушить ахейские царства. Определенную роль в этом сыграло то, что ахейцы использовали бронзовое оружие, а пришельцы знали железо. Ахейское население Греции не исчезло, а в некоторых областях (Аттика, Аркадия, Ахайя) оно осталось преобладающим, но дорийцам удалось уничтожить верхушку микенского общества, разрушить дворцы, и централизованная социальная система, не имевшая глубокой основы в крестьянских общинах, рухнула. Письменность была забыта, и только в эпосе сохранились воспоминания о могущественных микенских владыках.

Греция вновь вернулась к племенному укладу, однако это нельзя считать только регрессом. Благодаря крушению критских и микенских царств социальное развитие в Греции не повторило путь Востока, путь преобладания абсолютных деспотий и зависимых крестьянских общин. Греция пошла своим собственным путем. Но микенцы предварили многие дальнейшие достижения греков, и неудивительно, что колонии, которые греки основывали позже, во время Великой греческой колонизации, часто основывались на месте существовавших задолго до них торговых факторий критян и микенцев.

В результате вторжений дорийцев в конце XII - начале XI вв. до н.э. греческое общество было отброшено в социальном смысле назад, к первобытности. Микенская цивилизация исчезла, исчезла письменность, наступили так называемые "темные века" (XI-IX вв. до н.э., некоторые исследователи продлевают их до середины VIII в.). Реконструировать происходившие тогда в греческом обществе процессы можно по данным археологии, привлекая также сведения из поэм Гомера.

Дорийское вторжение было только частью перемещений племен в этот период. Дорийцы прошли через всю Грецию и осели на большей части Пелопоннеса. Автохтонное (местное) население осталось в горных областях Пелопоннеса - Аркадии и Ахайе, а также в Аттике и на острове Эвбея. Параллельно шло заселение греками островов Эгейского архипелага и западного побережья Малой Азии. Дорийцы поселились на островах Крит и Родос и в южной части Малой Азии, ионийцы (потомки ахейцев) заселили острова Хиос, Самос и центральную часть западного побережья Малой Азии, а эолийцы, еще одно греческое племя, поселились на острове Лесбосе и в северной части малоазиатского побережья Эгейского моря. Ионийцы, дорийцы и эолийцы говорили на разных диалектах греческого языка.

Контраст между археологическими находками, относящимися к микенскому времени и к "темным векам", поразителен. Исчезает расписная керамика, изделия из бронзы, исчезают дворцы с их укреплениями, исчезают таблички с линейным письмом и многое, многое другое. На смену захоронениям в каменных гробницах приходят индивидуальные захоронения в ямах, а кое-где кремация в урнах. В связи с разрывом внешних связей иссяк приток олова для изготовления бронзы, и кое-где даже вновь появляются каменные обсидиановые наконечники. Но постепенно появляется железо, сначала привозное с острова Кипр, а затем и местного производства. Это был главный (если не единственный) элемент технологического прогресса в "темные века". Бронзовый век на территории Греции сменяется железным.

Основой экономики этого времени было, конечно сельское хозяйство, и характерными для него были уже средние и мелкие хозяйства крестьян. После уничтожения завоевателями-дорийцами микенских дворцов и их хозяйств крестьяне, очевидно, стали владельцами земли (возможно, кое-где по-прежнему осуществлялись ее периодические переделы). Исчезает микенский ванакт (царь). Басилеи, которых так часто упоминает Гомер, существовали уже в микенскую эпоху в качестве местных, зависимых правителей. С исчезновением дворцов они стали независимы от какого-либо верховного правителя, но традиционный перевод на русский язык термина "басилей" словом "царь" весьма условен. Басилеев было несколько: как на родном острове Одиссея Итаке, так и на сказочном острове феаков, где их было даже тринадцать. Басилеи были верхушкой "лучших людей", знати, обладавших властью, могуществом и богатством в этом достаточно примитивном обществе. Повседневная жизнь гомеровской знати мало отличалась от жизни простонародья: Гомер описывает басилеев, обедающих вместе со своими рабами, царская дочь Навсикая стирает одежду своего отца.

Политическая власть и военное руководство были полностью в руках знати, но народное собрание как институт существовало, и в принципе любые важные решения требовали его одобрения. Однако инициатива человека из простонародья пресекалась. В "Илиаде" описан случай с Терситом, которого избил Одиссей за то, что тот посмел высказать мнение, противоположное мнению басилеев и знати. Труд рабов использовался незначительно и нерегулярно, преобладали женщины-рабыни.

В эту эпоху складываются религиозные представления греков. В их основе лежал Олимпийский пантеон - боги, по мнению греков, обитали на вершине горы Олимп в Северной Греции. Верховным богом был Зевс. Каждый греческий полис имел бога (или богиню), главного покровителя: так, в Афинах это была Афина, в Аргосе - Гера и т. п. Впрочем, везде признавалось главенство Зевса как верховного божества. Некоторые святилища имели общегреческий характер: храмы Аполлона в Дельфах и на Делосе, Зевса в Олимпии и Додоне и др. Верования греков выражались в мифах, жертвоприношения (животных, растений, плодов) совершались в специально построенных храмах.

В Греции в этот период (за исключением Кипра) не было письменности, но отсутствие письменности не означает отсутствия литературы, и приписываемые слепому сказителю (аэду) Гомеру поэмы "Илиада" и "Одиссея" являются вершинами мировой эпической поэзии. Впоследствии "Илиада" и "Одиссея" были записаны (это произошло в VI в. до н. э. в Афинах при тиране Писистрате) и стали классикой древнегреческой литературы, а со времени Возрождения многократно переиздавались и переводились в Европе (классическими русскими переводами считаются перевод "Илиады", выполненный Н. И. Гнедичем, и перевод "Одиссеи", сделанный В. А. Жуковским).

В "Илиаде", содержащей в себе около 15 тыс. строк поэтического текста, описываются события шести недель из десятилетней осады Трои (Илиона) греками, начиная от ссоры греческих вождей Ахилла и Агамемнона и кончая погребением Патрокла, друга Ахилла, и возвращением тела троянского героя Гектора. "Одиссея", которая немногим короче, повествует о возвращении одного из предводителей греков Одиссея из Трои домой, на остров Итаку.

Поэмы эти считались написанными на мифологические сюжеты, пока немецкий исследователь и купец Генрих Шлиман не раскопал (грабительски, разрушив многие слои) в конце XIX в. Трою и не доказал реальность Троянской войны. Долгое время дебатировался вопрос о том, существовал ли на самом деле слепой сказитель Гомер или ему просто приписали плоды устного народного творчества. В настоящее время наиболее распространенным является мнение о том, что "Илиада" появилась в окончательной форме в середине VIII в. до н. э., "Одиссея" - несколько позже. Компьютерный анализ терминологии свидетельствует в пользу того, что у обеих поэм был один и тот же автор. Гомеровские поэмы "многослойны": в них есть отрывки, характеризующие общество микенской эпохи, но гораздо чаще описываются реалии "темных веков". Как видно из данных эпоса, общество "темных веков" представляло собой достаточно сложную систему с ярко выраженной иерархией.

Лучшей характеристикой конца "темных веков" являются рисунки на так называемых "дипилонских амфорах" - амфорах и кратерах из Дипилонского некрополя (кладбища) в Афинах. Эти монументальные сосуды (некоторые из них - в рост человека), относящиеся к первой половине VIII в. до н. э., были надгробными памятниками на могилах аристократов. Кроме погребальных сцен, на них сохранились изображения и батальных сцен, процессий воинов и т. п. Знать стремилась прославить свою доблесть, продемонстрировать превосходство над демосом (народом, т.е. основной частью граждан полиса). Острые социальные противоречия между знатью и демосом становятся стержнем социального развития Греции в архаическую эпоху, которая приходит на смену "темным векам".

textarchive.ru

С. Г. Карпюк история древней греции лекции - Лекции

С. Г. Карпюк

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Лекции

Краткий курс

Москва: Институт восточных культур и античности РГГУ, 2010

© С.Г. Карпюк, 2010

Интернет-публикация. Для студентов неисторических специальностей, изучающих историю древней Греции. Для студентов-историков (первоначальное ознакомление с предметом). Автор в течение многих лет читает курс лекций по истории древней Греции в РГГУ (Институт восточных культур и античности, Институт филологии и истории), Государственном акад. гуманитарном университете (исторический, политологический, философский факультеты). Переработанный и дополненный вариант издания: Карпюк С.Г. Лекции по истории древней Греции. Москва: Ладомир, 1996.

Ключевые слова: Греция древняя, история, лекции.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 1. Введение. Место греческой цивилизации среди других цивилизаций древности. Географическое положение и природные условия древней Греции...3

Лекция 2. Крито-микенская цивилизация. "Темные века": регресс, необходимый для прогресса...6

Лекция 3. Архаическая Греция. Великая греческая колонизация и "старшая" тирания...11

Лекция 4. Спарта как тип полиса. Реформы Ликурга и своеобразие спартанских социальных институтов...17

Лекция 5. Законы Драконта и Солона - пролог демократии...21

Лекция 6. Демократические преобразования Клисфена: демократия с аристократами во главе...25

Лекция 7. Греко-персидские войны...29

Лекция 8. "Пентеконтаэтия". Афины при Перикле...33

Лекция 9. Пелопоннесская война..41.

Лекция 10. Афинские демократические институты…46

Лекция 11. Культура и религия греков архаического и классического периодов...49

Лекция 12. Учение Сократа и его значение…52

Лекция 13. Греция в IV в. до н.э....57

Лекция 14. Сословие и гендер: социальные роли мужчин и женщин, свободных и рабов…63

Лекция 15. Александр и Восток...67

Лекция 16. Эпоха эллинизма. Эллинистическая культура...72

Заключение...78

Хронологическая таблица...80

Краткий словарь терминов…82

Лекция 1. Введение. Место греческой цивилизации среди других цивилизаций древности. Географическое положение и природные условия древней Греции

История древней Греции занимает особое место во всемирной истории. Причина этого - не численность населения и не размеры территории (по этим показателям Греция в древности была вполне заурядной страной), а ее роль в мировом историческом процессе. Хронологические рамки истории древней Греции - от конца III тысячелетия до н.э., времени образования первых государств на острове Крит, до 30 г. до н.э., когда последнее созданное греко-македонскими завоевателями царство - Египет - было покорено Римом (соответственно и все даты в книге - до нашей эры). История древней Греции традиционно делится на несколько эпох (исторических периодов). Примерно с 2200 до 1450 г. существовала минойская цивилизация на острове Крит. С ней соседствовала, а затем ее разрушила микенская цивилизация (около 1600 – 1150 гг.). После нее приходит упадок, наступают «темные века» (XI - IX вв.). Греция создает новый тип цивилизации, и самый первый период ее развития – это архаический период истории Греции (VIII - VI вв.). Период расцвета древней Греции – это классический период ее истории (V - IV вв.). Наконец, в результате походов Александра Македонского греческая культура и цивилизация распространяются на Восток, и наступает последний период древнегреческой истории – эллинистический (IV - I вв.).

Очень важную роль в историческом развитии древней Греции сыграли географические условия: раннее развитие мореплавания и торговли стало возможно в Греции благодаря изрезанности береговой линии и обилию островов, по Эгейскому морю можно плавать, не теряя суши из виду. Греция - страна гор, которые разъединяют небольшие по площади равнинные области. Как бы сами природные условия определили политическую раздробленность Греции, возникновение в ней в историческую эпоху множества небольших городов-государств. В Греции не возникло мощных империй, и, может быть, именно в связи с этим греки высоко ценили свободу.

Греция расположена в Восточном Средиземноморье и занимает южную часть Балканского полуострова и прилегающие острова Эгейского и Ионического морей. В античную эпоху греки заселяли также западную прибрежную часть полуострова Малая Азия. Балканская Греция делится на три сравнительно крупные географические области - Северную Грецию, Среднюю Грецию и Южную Грецию (полуостров Пелопоннес). Северная Греция простирается от Камбунских гор, отделяющих ее от Македонии, до Фермопильского прохода - узкой (в древности) прибрежной полосы, связывающей Северную Грецию со Средней. Западную часть Северной Греции занимает гористая область Эпир, игравшая весьма небольшую роль в истории Эллады вплоть до эллинистической эпохи. В восточной части находится Фессалия - обширная область, которая славилась своими лошадьми. В Северной Греции расположена гора Олимп - место, где, по представлениям древних греков, жили бессмертные боги.

Северо-восток Средней Греции занимает Беотия - область с чересполосицей гор и плодородных равнин. Самым крупным городом Беотии были Фивы, но в Беотии существовало несколько полисов (городов-государств). В Аттике, отделенной от Беотии горным кряжем Кифероном, уже в глубокой древности произошел синойкизм (слияние городов) и сложился единый полис - Афины. Аттика представляет собой небольшой полуостров, вытянутый на юго-восток. Афины находятся в центре небольшой плодородной равнины, сравнительно недалеко от моря (до 10 км) и обладают двумя удобными гаванями - Фалером и Пиреем. В центральной части Средней Греции находится небольшая гористая область - Фокида, которая была известна общегреческим оракулом в Дельфах, расположенным в чрезвычайно живописном месте на склоне горы Парнас.

С полуостровом Пелопоннес Среднюю Грецию связывает Истм (Коринфский перешеек), ширина которого в самом узком месте около 6 км. Истм играл огромное значение в древности, через него проходили важнейшие торговые пути, там располагались крупные торговые центры Коринф и Мегара. На месте построенного в XIX в. канала в древности существовал волок, позволявший судам следовать из Адриатического и Ионического морей в Эгейское, не огибая Пелопоннес.

Внутренние и северо-западные области Пелопоннеса (Аркадия, Ахайя) гористы и мало заселены. Более значительную роль в греческой истории играли Арголида (холмистая область на северо-востоке полуострова) и, прежде всего, Лакония и Мессения - плодородные области на юге, разделенные хребтом Тайгет. Расположенное в долине реки Эврот Спартанское государство после подчинения соседней Мессении стало сильнейшим в Греции. В Олимпии, находящейся на западе полуострова, в Элиде, проводились общегреческие Олимпийские игры.

С доисторических времен были заселены и острова Эгейского архипелага. На самом большом и южном из них, Крите, возникли первые государства региона. Большую роль играли и другие острова. Самые крупные из них: Эвбея (отделенная от Средней Греции узким проливом Эврип), Лесбос, Хиос, Родос, Самос, расположенные рядом с побережьем Малой Азии.

Климат Греции - средиземноморский, субтропический. Реки маловодны, искусственное орошение не применялось в Греции. В Греции никогда не возникало необходимости в сооружении крупных оросительных систем, подобно тому, как это было в Египте и Месопотамии. Животный и растительный мир разнообразен: вплоть до классической эпохи в некоторых районах Северной Греции водились даже львы. Для Греции свойственно поразительное разнообразие ландшафтов. Воздух, особенно в горах, чист и прозрачен: видимость на 40-50 км не является чем-то необычайным. Феномен древнегреческого искусства во многом объясняется восприятием окружающего мира древними греками.

Море играло в жизни греков очень важную роль. Оно было не только главной транспортной артерией (сухопутные перевозки были дорогостоящими, а дороги - весьма неважными), не только источником столь любимой греками рыбы и даров моря. Оно было "цементирующим раствором" греческого мира, связующим звеном с другими цивилизациями Средиземноморья.

В рационе греков главную роль играли лепешки из зерна (пшеницы, ячменя и полбы), овощи, рыба. Не просто обычными сельскохозяйственными культурами, но символами Греции были маслина и виноград. Употребление оливкового масла и вина отличало, по мнению древних греков, цивилизованных людей от варваров. С нескрываемым изумлением греческий историк II в. до н.э. Полибий описывал употребление в пищу сливочного масла испанскими племенами. Оливковое масло использовалось не только в пищу, но и для мытья; им умащались, заправляли светильники. Многие маслины считались в греческих городах священными, и их повреждение или вырубка карались очень сурово. Покровительствовала оливководству богиня Афина, виноградарству же - бог Дионис (Вакх). Впрочем, употребление древними греками вина отличалось от современного. Вино пили часто, но смешивали с водой в пропорции одна часть вина на две или три части воды, и получавшийся напиток был некрепким, но прекрасно утолял жажду. Пить несмешанное вино (т. е. без воды) считалось признаком варварства и называлось "пить по-скифски". Мясо греки ели сравнительно редко, и его потребление было обычно связано с жертвоприношениями быков, овец, коз: часть жертвенного животного отдавалась жрецам, а часть использовалась для совместных трапез. Овцеводство давало шерсть для прядения и ткачества, которые оставались домашними ремеслами.

Греция с очень раннего периода стала ввозить зерно - местные поля не могли обеспечить растущего населения. Зерно в Грецию привозилось из Северного Причерноморья, Египта, Сицилии. В обмен на зерно вывозились высококачественные вина и оливковое масло, а также ремесленные изделия. В течение веков Греция была крупнейшим центром ремесленного производства в Восточном Средиземноморье. Нельзя сказать, что Греция была чрезвычайно богата полезными ископаемыми, но их было достаточно для развития ремесленного производства. Железные ("болотные") руды, использовавшиеся в металлургии в I тысячелетии до н. э., залегали во многих областях Греции. Серебро добывалось в Аттике, в Лаврийских рудниках, золото - на острове Фасос и северном побережье Эгейского моря, медь ввозили с Кипра (само латинское название меди cuprum происходит от этого острова). Хорошая гончарная глина была в изобилии в Аттике, на Истме и в некоторых других местах. Что касается камня, то и поныне паркетный пол в Греции - гораздо большая роскошь, нежели мраморный.

Греки - народ средиземноморской расы, их язык относится к индоевропейской языковой семье. Прародиной греков была, возможно, центральная или северная часть Балканского полуострова, откуда они несколькими миграционными волнами переместились на юг. Свою страну греки называли (и называют) Элладой (Hellas), а себя - эллинами. Название "греки" - довольно позднее, появилось во времена римского владычества.

Откуда мы знаем о древних греках? Из исторических источников, т. е. всего того, что дает нам сведения об их жизни. Часть находящихся в нашем распоряжении исторических источников дошла до наших дней благодаря письменной традиции: сочинения античных авторов переписывали и в Византии, и в средневековой Европе, а затем, с наступлением эпохи книгопечатания, появились и печатные издания. Другая часть исторических источников "добыта" в результате археологических раскопок - это и написанный на папирусном свитке труд древнего сочинителя, и выбитая на камне надпись, предметы быта, строения, древние корабли, орудия труда и т. д. и т. п. Надписями занимается специальная наука - эпиграфика, монетами - нумизматика, документами, написанными на папирусах, - папирология. Задача историка - определить подлинность источника, время его возникновения и, самое главное, поставить ему вопрос, заставить рассказать о древности.

Многим неспециалистам представляется, что историку древней Греции в наше время делать нечего - все давно открыто и изучено. Но это совсем не так. Во-первых, продолжаются археологические раскопки, которые доставляют новые сведения, во-вторых, и это главное, историки ставят все новые и новые вопросы при изучении исторических источников, используют современные методы анализа, постоянно расширяя сферу исторического знания.

В XIX в. изучали преимущественно политическую историю древней Греции, с начала ХХ в. возникла тяга к изучению социальной и экономической истории древних обществ (и в этом немалая заслуга принадлежит выдающемуся русскому ученому Михаилу Ивановичу Ростовцеву), а сейчас большой интерес вызывают проблемы социальной психологии, экологии древности.

Познание истории - нескончаемый процесс, и новые поколения историков разработают новые подходы и, как всегда, будут стремиться понять, по выражению историка XIX века Ранке, "как это произошло на самом деле".

Лекция 2. Крито-микенская цивилизация. "Темные века": регресс, необходимый для прогресса

Примерно с рубежа III и II тысячелетий до н. э. центром зарождения цивилизации в Греции стал остров Крит. Остров Крит удобно расположен к югу от Греции на пересечении торговых путей, которые связывали Грецию с Египтом и Ближний Восток с Западным Средиземноморьем, а некоторая удаленность от материка способствовала безопасности его обитателей. Греки классического времени достаточно смутно представляли прошлое Крита. Существовала легенда о страшном человеко-быке Минотавре, который требовал человеческих жертвоприношений. Афинскому герою Тесею удалось убить его и с помощью спасительной "нити Ариадны" выйти из лабиринта, где обитало чудовище. Местопребыванием Минотавра считался именно Крит. По преданию Критом в те далекие времена правил царь Минос, которому первому удалось установить талассократию - власть над морями. Вот что о нем писал историк V в. до н. э. Фукидид: "Как нам известно из предания, Минос первым из властителей построил флот и приобрел господство над большей частью нынешнего Эллинского моря. Он стал владыкой Кикладских островов и первым основателем колоний на большинстве из них и, изгнав карийцев, поставил там правителями своих сыновей. Он же начал и истреблять морских разбойников, чтобы увеличить свои доходы, насколько это было в его силах".

Только после того, как в первой трети ХХ в. английским археологом Артуром Эвансом были проведены успешные раскопки на Крите, эти казавшиеся легендарными сведения получили подтверждение. В первой половине II тысячелетия до н. э. на острове были воздвигнуты огромные сооружения - дворцы, как их стали называть. Крупнейший из них - Кносский - насчитывал более трехсот помещений только на первом этаже (которых всего было, очевидно, три), причем стены залов украшали прекрасные фрески; дворцы были снабжены водопроводом и канализацией. Были обнаружены таблички с письменами ("линейное письмо А") - таким образом, существовала письменность, хотя она и использовалась в ограниченной сфере (для хозяйственных записей).

Очевидно, на Крите возникло государство, подобное древневосточным деспотиям. Во главе его стоял царь, исполнявший и жреческие функции, существовала аристократия и дворцовые чиновники, а низший слой населения обязан был платить налоги и выполнять повинности в пользу царя. Его центром был Кносс, в других частях Крита существовали вассальные царства, и там были воздвигнуты дворцы, подобные Кносскому, но значительно меньших размеров (в Фесте и Маллии). Критяне не были греками, и обнаруженный археологами, но до сих пор не расшифрованный, знаменитый Фестский диск написан на языке до-индоевропейских обитателей Средиземноморья. Искусство Крита этой эпохи удивительно спокойно и гармонично, в нем почти отсутствуют сцены войны и охоты - чисто мужских занятий, зато очень часты изображения женщин. Некоторые ученые считают, что женщины играли на Крите особую роль - им обязана критская цивилизация своей стабильностью.

О жизни прилегающих к Криту островов можно судить по находкам на острове Фера (Санторин), где существовал значительный город, погибший около XV в. до н. э. Сохранились фрески, на которых изображено возвращение в гавань большого флота, бытовые и религиозные сцены. Искусство Феры самобытно, хотя многие черты объединяют его с критским. Город погиб в результате извержения вулкана, и раньше считалось, что это же извержение послужило главной причиной заката критской цивилизации (вследствие выпадения вулканического пепла на Крит и уменьшения плодородия земель). Однако результаты последних раскопок не подтверждают это предположение.

Действительной причиной запустения критских дворцов было нашествие греков-ахейцев, вторгавшихся на Крит с середины XV в. Кносский дворец был разрушен, и никогда больше не восстанавливался. Крит превратился в окраину греческого мира. Однако значение критской ("минойской" - так ее назвали по имени легендарного царя Миноса) цивилизации для Греции было велико. Критяне установили торговые связи с Египтом, с Восточным Средиземноморьем, впервые в Эгейском бассейне создали крупный морской флот. Даже в Египте "страна Кефтиу" (т. е. Критское царство) считалось могущественной державой. Но с середины II тысячелетия до н. э. политическим и экономическим лидером Эгейского бассейна становится Балканская Греция.

Крупнейшим центром становятся Микены - город в Арголиде, на севере Пелопоннеса, и поэтому созданную ахейцами цивилизацию называют микенской. Менее значительные центры микенской цивилизации существовали в XV - XII вв. до н. э. в Тиринфе и Пилосе (Пелопоннес), Афинах, Фивах и Орхомене (Средняя Греция) и в некоторых других местах.

Сохранившиеся "шахтные гробницы" микенских царей свидетельствуют об их могуществе и богатстве. Микенское искусство, несомненно, испытало влияние критского, но в целом самостоятельно. Очень часто встречаются сцены войны или охоты, что свидетельствует о воинственности микенской знати. Греки позднейшего времени называли стены микенского времени, воздвигнутые из огромных каменных квадров, циклопическими; по их мнению, только мифические одноглазые великаны-циклопы (киклопы) могли построить такие сооружения. Облик микенских владык донесли до нас погребальные золотые маски из шахтных гробниц.

Ахейские греки переняли у критян слоговое письмо и, приспособив его к своему языку, создали "линейное письмо Б", знаки которого обозначали слоги. Письмо это было расшифровано в середине нашего столетия английским ученым Майклом Вентрисом, и стало возможным прочитать таблички "пилосского архива". Как и на Крите, в Микенах и других центрах микенской Греции письменность использовалась исключительно для хозяйственных нужд: для фиксирования повинностей, перечисления запасов и т. п. Во главе государства стоял царь - ванакт. При дворцах существовал значительный штат чиновников и рабов, но основную массу населения составляли крестьяне-общинники, которые должны были выплачивать натуральные подати и нести трудовую повинность.

Микенская цивилизация просуществовала до XII в. Ко времени около 1200 г. до н. э. относится поход на Трою, предпринятый ахейцами во главе с микенским царем Агамемноном. Этот поход частично был описан много веков спустя в поэме "Илиада", которая приписывалась слепому аэду («певцу») Гомеру. В Европе долгое время не верили в реальность Троянской войны, и только археологические раскопки, предпринятые замечательным немецким любителем древностей Генрихом Шлиманом в XIX в., подтвердили существование Трои, которая была крупным городом и важным торговым пунктом недалеко от Дарданелл (Геллеспонта). Ахейцам после долгой (по преданию - десятилетней) осады удалось взять и разрушить Трою, но это было последнее совместное предприятие и последнее достижение ахейцев. В этот период в Восточном Средиземноморье - от Египта до Балкан - происходит переселение народов. Ахейские государства около 1200 г. до н. э. подверглись нашествию дорийцев. Некоторым центрам удалось ненадолго оправиться, но после 1150 г., когда произошло очередное вторжение, жизнь в них окончательно замирает.

Пришельцы, вторгшиеся в Среднюю Грецию и Пелопоннес, находились на более низком уровне развития, жили племенной организацией, но им удалось сокрушить ахейские царства. Определенную роль в этом сыграло то, что ахейцы использовали бронзовое оружие, а пришельцы знали железо. Ахейское население Греции не исчезло, а в некоторых областях (Аттика, Аркадия, Ахайя) оно осталось преобладающим, но дорийцам удалось уничтожить верхушку микенского общества, разрушить дворцы, и централизованная социальная система, не имевшая глубокой основы в крестьянских общинах, рухнула. Письменность была забыта, и только в эпосе сохранились воспоминания о могущественных микенских владыках.

Греция вновь вернулась к племенному укладу, однако это нельзя считать только регрессом. Благодаря крушению критских и микенских царств социальное развитие в Греции не повторило путь Востока, путь преобладания абсолютных деспотий и зависимых крестьянских общин. Греция пошла своим собственным путем. Но микенцы предварили многие дальнейшие достижения греков, и неудивительно, что колонии, которые греки основывали позже, во время Великой греческой колонизации, часто основывались на месте существовавших задолго до них торговых факторий критян и микенцев.

В результате вторжений дорийцев в конце XII - начале XI вв. до н.э. греческое общество было отброшено в социальном смысле назад, к первобытности. Микенская цивилизация исчезла, исчезла письменность, наступили так называемые "темные века" (XI-IX вв. до н.э., некоторые исследователи продлевают их до середины VIII в.). Реконструировать происходившие тогда в греческом обществе процессы можно по данным археологии, привлекая также сведения из поэм Гомера.

Дорийское вторжение было только частью перемещений племен в этот период. Дорийцы прошли через всю Грецию и осели на большей части Пелопоннеса. Автохтонное (местное) население осталось в горных областях Пелопоннеса - Аркадии и Ахайе, а также в Аттике и на острове Эвбея. Параллельно шло заселение греками островов Эгейского архипелага и западного побережья Малой Азии. Дорийцы поселились на островах Крит и Родос и в южной части Малой Азии, ионийцы (потомки ахейцев) заселили острова Хиос, Самос и центральную часть западного побережья Малой Азии, а эолийцы, еще одно греческое племя, поселились на острове Лесбосе и в северной части малоазиатского побережья Эгейского моря. Ионийцы, дорийцы и эолийцы говорили на разных диалектах греческого языка.

Контраст между археологическими находками, относящимися к микенскому времени и к "темным векам", поразителен. Исчезает расписная керамика, изделия из бронзы, исчезают дворцы с их укреплениями, исчезают таблички с линейным письмом и многое, многое другое. На смену захоронениям в каменных гробницах приходят индивидуальные захоронения в ямах, а кое-где кремация в урнах. В связи с разрывом внешних связей иссяк приток олова для изготовления бронзы, и кое-где даже вновь появляются каменные обсидиановые наконечники. Но постепенно появляется железо, сначала привозное с острова Кипр, а затем и местного производства. Это был главный (если не единственный) элемент технологического прогресса в "темные века". Бронзовый век на территории Греции сменяется железным.

Основой экономики этого времени было, конечно сельское хозяйство, и характерными для него были уже средние и мелкие хозяйства крестьян. После уничтожения завоевателями-дорийцами микенских дворцов и их хозяйств крестьяне, очевидно, стали владельцами земли (возможно, кое-где по-прежнему осуществлялись ее периодические переделы). Исчезает микенский ванакт (царь). Басилеи, которых так часто упоминает Гомер, существовали уже в микенскую эпоху в качестве местных, зависимых правителей. С исчезновением дворцов они стали независимы от какого-либо верховного правителя, но традиционный перевод на русский язык термина "басилей" словом "царь" весьма условен. Басилеев было несколько: как на родном острове Одиссея Итаке, так и на сказочном острове феаков, где их было даже тринадцать. Басилеи были верхушкой "лучших людей", знати, обладавших властью, могуществом и богатством в этом достаточно примитивном обществе. Повседневная жизнь гомеровской знати мало отличалась от жизни простонародья: Гомер описывает басилеев, обедающих вместе со своими рабами, царская дочь Навсикая стирает одежду своего отца.

Политическая власть и военное руководство были полностью в руках знати, но народное собрание как институт существовало, и в принципе любые важные решения требовали его одобрения. Однако инициатива человека из простонародья пресекалась. В "Илиаде" описан случай с Терситом, которого избил Одиссей за то, что тот посмел высказать мнение, противоположное мнению басилеев и знати. Труд рабов использовался незначительно и нерегулярно, преобладали женщины-рабыни.

В эту эпоху складываются религиозные представления греков. В их основе лежал Олимпийский пантеон - боги, по мнению греков, обитали на вершине горы Олимп в Северной Греции. Верховным богом был Зевс. Каждый греческий полис имел бога (или богиню), главного покровителя: так, в Афинах это была Афина, в Аргосе - Гера и т. п. Впрочем, везде признавалось главенство Зевса как верховного божества. Некоторые святилища имели общегреческий характер: храмы Аполлона в Дельфах и на Делосе, Зевса в Олимпии и Додоне и др. Верования греков выражались в мифах, жертвоприношения (животных, растений, плодов) совершались в специально построенных храмах.

В Греции в этот период (за исключением Кипра) не было письменности, но отсутствие письменности не означает отсутствия литературы, и приписываемые слепому сказителю (аэду) Гомеру поэмы "Илиада" и "Одиссея" являются вершинами мировой эпической поэзии. Впоследствии "Илиада" и "Одиссея" были записаны (это произошло в VI в. до н. э. в Афинах при тиране Писистрате) и стали классикой древнегреческой литературы, а со времени Возрождения многократно переиздавались и переводились в Европе (классическими русскими переводами считаются перевод "Илиады", выполненный Н. И. Гнедичем, и перевод "Одиссеи", сделанный В. А. Жуковским).

В "Илиаде", содержащей в себе около 15 тыс. строк поэтического текста, описываются события шести недель из десятилетней осады Трои (Илиона) греками, начиная от ссоры греческих вождей Ахилла и Агамемнона и кончая погребением Патрокла, друга Ахилла, и возвращением тела троянского героя Гектора. "Одиссея", которая немногим короче, повествует о возвращении одного из предводителей греков Одиссея из Трои домой, на остров Итаку.

Поэмы эти считались написанными на мифологические сюжеты, пока немецкий исследователь и купец Генрих Шлиман не раскопал (грабительски, разрушив многие слои) в конце XIX в. Трою и не доказал реальность Троянской войны. Долгое время дебатировался вопрос о том, существовал ли на самом деле слепой сказитель Гомер или ему просто приписали плоды устного народного творчества. В настоящее время наиболее распространенным является мнение о том, что "Илиада" появилась в окончательной форме в середине VIII в. до н. э., "Одиссея" - несколько позже. Компьютерный анализ терминологии свидетельствует в пользу того, что у обеих поэм был один и тот же автор. Гомеровские поэмы "многослойны": в них есть отрывки, характеризующие общество микенской эпохи, но гораздо чаще описываются реалии "темных веков". Как видно из данных эпоса, общество "темных веков" представляло собой достаточно сложную систему с ярко выраженной иерархией.

Лучшей характеристикой конца "темных веков" являются рисунки на так называемых "дипилонских амфорах" - амфорах и кратерах из Дипилонского некрополя (кладбища) в Афинах. Эти монументальные сосуды (некоторые из них - в рост человека), относящиеся к первой половине VIII в. до н. э., были надгробными памятниками на могилах аристократов. Кроме погребальных сцен, на них сохранились изображения и батальных сцен, процессий воинов и т. п. Знать стремилась прославить свою доблесть, продемонстрировать превосходство над демосом (народом, т.е. основной частью граждан полиса). Острые социальные противоречия между знатью и демосом становятся стержнем социального развития Греции в архаическую эпоху, которая приходит на смену "темным векам".

refdb.ru

Лекции по истории Древней Греции читать онлайн, Сергей Георгиевич Карпюк

Лекция 1

Введение. Место греческой цивилизации среди других цивилизаций древности. Географическое положение и природные условия Греции

История древней Греции занимает особое место во всемирной истории. Причина этого — не численность населения и не размеры территории (по этим показателям Греция в древности была вполне заурядной страной), а ее роль в мировом историческом процессе. Хронологические рамки истории древней Греции — от конца III тысячелетия до н.э., времени образования первых государств на острове Крит, до 30 г. до н.э., когда последнее эллинистическое царство — Египет — было покорено Римом (соответственно и все даты в книге — до нашей эры). Конечно, нельзя не принимать во внимание и географические условия: раннее развитие мореплавания и торговли стало возможно в Греции благодаря изрезанности береговой линии и обилию островов, по Эгейскому морю можно плавать, не теряя суши из виду. Греция — страна гор, которые разъединяют небольшие по площади равнинные области. Как бы сами природные условия определили политическую раздробленность Греции, возникновение в ней в историческую эпоху множества небольших городов-государств. В Греции не возникло мощных империй, и, может быть, именно в связи с этим греки высоко ценили свободу.

Греция расположена в Восточном Средиземноморье и занимает южную часть Балканского полуострова и прилегающие острова Эгейского и Ионического морей. В античную эпоху греки заселяли также западную прибрежную часть полуострова Малая Азия. Балканская Греция делится на три сравнительно крупные географические области — Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция простирается от Камбунских гор, отделяющих ее от Македонии, до Фермопильского прохода — узкой (в древности) прибрежной полосы, связывающей Северную Грецию со Средней. Западную часть Северной Греции занимает гористая область Эпир, игравшая весьма небольшую роль в истории Эллады вплоть до эллинистической эпохи. В восточной части находится Фессалия — обширная область, которая славилась своими лошадьми. В Северной Греции расположена гора Олимп — место, где, по представлениям древних греков, жили бессмертные боги.

Северо-восток Средней Греции занимает Беотия — область с чересполосицей гор и плодородных равнин. Самым крупным городом Беотии были Фивы, но в Беотии существовало несколько полисов (городов-государств). В Атгике, отделенной от Беотии горным кряжем Кифероном, уже в глубокой древности произошел синойкизм (слияние городов) и сложился единый полис — Афины. Аттика представляет собой небольшой полуостров, вытянутый на юго-восток. Афины находятся в центре небольшой плодородной равнины, сравнительно недалеко от моря (до 10 км) и обладают двумя удобными гаванями — Фалером и Пиреем. В центральной части Средней Греции находится небольшая гористая область — Фокида, которая была известна общегреческим оракулом в Дельфах, расположенным в чрезвычайно живописном месте на склоне горы Парнас.

С полуостровом Пелопоннес Среднюю Грецию связывает Истм (Коринфский перешеек), ширина которого в самом узком месте около 6 км. Истм играл огромное значение в древности, через него проходили важнейшие торговые пути, там располагались крупные торговые центры Коринф и Мегара. На месте построенного в XIX в. канала в древности существовал волок, позволявший судам следовать из Адриатического и Ионического морей в Эгейское, не огибая Пелопоннес.

Внутренние и северо-западные области Пелопоннеса (Аркадия, Ахайя) гористы и мало заселены. Более значителыгую роль в греческой истории играли Арголида (холмистая область на северо-востоке полуострова) и, прежде всего, Лакония и Мессения — плодородные области на юге, разделенные хребтом Тайгет. Расположенное в долине реки Эврот Спартанское государство после подчинения Мессении стало сильнейшим в Греции. В Олимпии, находящейся на западе полуострова, в Элиде, проводились общегреческие Олимпийские игры.

С доисторических времен были заселены и острова Эгейского архипелага. На самом большом и южном из них, Крите, возникли первые государства региона. Большую роль играли и другие острова. Самые крупные из них: Эвбея (отделенная от Средней Греции узким проливом Эврип), Лесбос, Хиос, Родос, расположенные рядом с побережьем Малой Азии.

Климат Греции — средиземноморский, субтропический. Реки маловодны, искусственное орошение не применялось в Греции. В Греции никогда не возникало необходимости в сооружении крупных оросительных систем, подобно тому как это было в Египте и Месопотамии. Животный и растительный мир разнообразен: вплоть до классической эпохи в некоторых районах Северной Греции водились даже львы. Для Греции свойственно поразительное разнообразие ландшафтов. Воздух, особенно в горах, чист и прозрачен: видимость на 40—50 км не является чем-то необычайным. Феномен древнегреческого искусства во многом объясняется восприятием окружающего мира древними греками.

Море играло в жизни греков очень важную роль. Оно было не только главной транспортной артерией (сухопутные перевозки были дорогостоящими, а дороги — весьма неважными), не только источником столь любимой греками рыбы и даров моря. Оно было «цементирующим раствором» греческого мира, связующим звеном с другими цивилизациями Средиземноморья.

В рационе греков главную роль играли лепешки из зерна (пшеницы, ячменя и полбы), овощи, рыба. Не просто обычными сельскохозяйственными культурами, но символами Греции были маслина и виноград. Употребление оливкового масла и вина отличало цивилизованных греков от варваров. С нескрываемым изумлением греческий историк II в. до н. э. Полибий описывал употребление в пищу сливочного масла испанскими племенами. Оливковое масло использовалось не только в пищу, но и для мытья; им умащались, заправляли светильники. Многие маслины считались в греческих городах священными, и их повреждение или вырубка карались очень сурово. Покровительствовала оливководству богиня Афина, виноградарству же — бог Дионис (Вакх). Впрочем, употребление древними греками вина отличалось от современного. Вино пили часто, но смешивали с водой в пропорции 1 часть вина на 3 части воды, и получавшийся напиток был некрепким, но прекрасно утолял жажду. Пить несмешанное вино (т. е. без воды) считалось признаком варварства и называлось «пить по-скифски». Мясо греки ели сравнительно редко, и его потребление было обычно связано с жертвоприношениями быков, овец, коз: часть жертвенного животного отдавалась жрецам, а часть использовалась для совместных трапез. Овцеводство давало шерсть для прядения и ткачества, которые оставались домашними ремеслами.

Греция с очень раннего периода стала ввозить зерно — местные поля не могли обеспечить растущего населения. Зерно в Грецию привозилось из Северного Причерноморья, Египта, Сицилии. В обмен на зерно вывозились высококачественные вина и оливковое масло, а также ремесленные изделия. В течение веков Греция была крупнейшим центром ремесленного производства в Восточном Средиземноморье. Нельзя сказать, что Греция была чрезвычайно богата полезными ископаемыми, но их было достаточно для развития ремесленного производства. Железные («болотные») руды, использовавшиеся в металлургии в I тысячелетии до н.э., залегали во многих областях Греции. Серебро добывалось в Аттике, в Лаврийских рудниках, золото — на острове Фасос и северном побережье Эгейского моря, медь ввозили с Кипра (само латинское название меди cuprum происходит от этого острова). Хорошая гончарная глина была в изобилии в Аттике, на Истме и в некоторых других местах. Что касается камня, то и поныне паркетный пол в Греции — гораздо большая роскошь, нежели мраморный.

Греки — народ средиземноморской расы, их язык относится к индоевропейской языковой семье. Прародиной греков была, возможно, центральная или северная часть Балканского полуострова, откуда они несколькими миграционными волнами переместились на юг. Свою страну греки называли (и называют) Элладой (Hellas), а себя — эллинами. Название «греки» — довольно позднее, появилось во времена римского владычества.

...Откуда мы знаем о древних греках? Из исторических источников, т. е. всего того, что дает нам сведения об их жизни. Часть находящихся в нашем распоряжении исторических источников дошла до наших дней благодаря письменной традиции: сочинения античных авторов переписывали и. в Византии, и в средневековой Европе, а затем, с наступлением эпохи книгопечатания, появились и печатные издания. Другая часть исторических источников добыта в результате археологических раскопок — это и написанный на папирусном свитке труд древнего сочинителя, и выбитая на камне надпись, предметы быта, строения, древние корабли, орудия труда и т. д. и т. п. Надписями занимается специальная наука — эпиграфика, монетами — нумизматика, документами, написанными на папирусах, — папирология. Задача историка — определить подлинность источника, время его возникновения и, самое главное, поставить ему вопрос, заставить рассказать о древности.

Многим неспециалистам представляется, что историку древней Греции в наше время делать нечего — все давно открыто и изучено. Но это совсем не так. Во-первых, продолжаются археологические раскопки, которые доставляют новые сведения, во-вторых, и это главное, историки ставят все новые и новые вопросы при изучении исторических источников, используют современные методы анализа, постоянно расширяя сферу исторического знания.

В XIX в. изучали преимущественно политическую историю древней Греции, с начала XX в. возникла тяга к изучению экономической истории древних обществ (и в этом немалая заслуга принадлежит выдающемуся русскому ученому Михаи ...

knigogid.ru

Читать Лекции по истории античности (I. История Древней Греции) - Стрелков Андрей Валентинович - Страница 1

Андрей Валентинович Стрелков

Лекции по истории античности (I. История Древней Греции)

Лекции по истории античности (I. История Древней Греции) - img_0.jpeg

Введение в историю античности

Понятие античности

Различные исторические периоды – это некая абстракция, которая вводится историками для облегчения усвоения материала. В реальной исторической жизни для тех людей, которые живут в тот или иной исторический период, в принципе проблема перехода от одной стадии к другой, от одного общества к другому не столь актуальна. Это позднее, задним числом обычно определяются какие-то важные исторические вехи.

Понятие античности возникает достаточно поздно: не ранее XV века европейской истории. Вот когда в истории европейской цивилизации начинается период, который опять-таки мы называем эпохой Возрождения, именно тогда и начинает выделяться понятие античности. Период, который сейчас историками датируется с III тысячелетия до н.э. по середину I тысячелетия н.э. (то есть три с половиной тысячи лет) – это есть эпоха античности. Итак, это то, что касается хронологического определения периода.

Теперь нужно отметить следующий момент. Обычно понятие античности противостоит понятию история, культура стран Востока. Обычно историю античности (и это в какой-то мере справедливо) расценивают, как раннюю историю европейской цивилизации. То есть это будет касаться истории Древней Греции и истории Древнего Рима.

И в то же время нужно отметить, что вот такое деление на историю античности, историю Запада (а всё, что не история античности – есть история восточных государств) достаточно условно. Это тоже есть результат некой абстракции, некого разделения вообще истории Древнего мира на два таких как бы “лагеря”: европейская история начинается с античности, ну а Восток, он идёт каким-то своим собственным непонятным путём.

В этом отношении опять-таки нужно вспомнить очень важную вещь, что европейская цивилизация, во-первых, она не единственная в мире и, во-вторых, она не лучшая, она не нормативная. В принципе Европа всегда составляла очень маленькую часть населённой земли. И Европа и по численности населения-то не такая большая. Но так уж сложились обстоятельства, что именно Европа была постоянным местом наиболее динамичного развития культуры, динамичного развития цивилизации.

Именно в силу этого наука (в том числе и наука историческая) страдает одним недостатком (ну называйте это недостатком, хотите, можете называть это своеобразием). Этот недостаток заключается в том, что науки-то вообще-то (и прежде всего гуманитарные науки) европоцентричны, то есть они смотрят на весь окружающий мир вот с территории этой маленькой-маленькой части земли. И поэтому то, что происходило на территории этой маленькой части обитаемой земли – это норма, а вот то, что происходило на территории Африки, на территории Азии, Австралии, Америки (до образования США) – это всё является как бы отклонением от нормы. Это абсолютно неправильный взгляд.

Дело в том, что человеческая культура (а вы занимаетесь, прежде всего, культурой) она тем-то и ценна, что она многообразна. И вот неумение и нежелание оценить чужую культуру – это огромная слабость для любого человека, специалиста или просто обычного человека (назовём его таким термином, как “обыватель”). Смотреть на себя как на норму, а на другого человека – как на отклоняющегося от этой нормы – это очень печальная судьба, поскольку, когда считаешься сам нормой, то стараешься привести и другого к этой самой норме, и всё, что чуждое, всё нужно либо изменить, либо уничтожить. Вот, к сожалению, история человечества – это постоянная история, казалось бы, из самых благих намерений сделать лучше путём уничтожения того, что не похоже на тебя.

Эллины

А вот в этом плане Восток – это просто другая модель, другая модель жизни, другая модель поведения, и неизвестно, что лучше. Ведь даже современная европейская цивилизация не такая уж старая, она не такая уж древняя. А вот, например, китайская цивилизация насчитывает четыре тысячи лет непрерывного развития — непрерывного, без потрясений, без изменений этнического состава. И здесь Европа, которая по сути дела начнёт свою историю, этническую историю, с эпохи переселения народов, выглядит не такой уж и древней. Не говоря об американцах, у которых всей этой истории 200 лет, поскольку они не стали считать частью своей истории историю того народа, которого истребили – историю индейцев.

Не надо забывать, что помимо Европы есть огромный окружающий мир, который так же интересен и своеобразен. И если он непонятен, это не значит, что он хуже. Вот в этом плане опять-таки нужно себе представлять, каково было отношение греков (первые лекции будут по Греции, поэтому будем говорить о греках) к окружающему миру. Вот интересно, считали они себя европейцами и думали ли они, что будут считаться базисом, на котором возникнет европейская цивилизация? Так вот, для греков, а позднее для римлян (ну с определённой модификацией), будет очень чёткое представление деления на “своих” и “чужих”: эллины и варвары.

Кто такие эллины? Эллины – это те, которые относятся к кругу греческой культуры. Это не эллины по происхождению. Неважно, кто ты по происхождению. Эллин — это человек, который говорит на греческом языке, который поклоняется греческим богам, который ведёт греческий образ жизни. И в этом плане опять-таки было показательно, что у греков не было понятия национальности. Потом будем говорить, что у них впервые вырабатывается понятие гражданин, понятие гражданский статус, но опять-таки не понятие национальности.

В этом отношении греки были народом очень восприимчивым. Именно поэтому можно объяснить столь быстрое и динамичное развитие их культуры. Многие из так называемых греков в этническом плане не греческого происхождения. Фалес по традиции – финикиец, то есть на четверть, по край мере, представитель малоазиатского карийского народа, Фукидид по матери фракиец. И много других замечательнейших представителей греческой культуры не были греками по происхождению. Или вот один из семи мудрецов (семь мудрецов, отбор был жёсткий), сугубый скиф, Анахарсис, а считается, что он относится к кругу греческой культуры. И, кстати говоря, именно ему принадлежит одна поговорка, которая столь актуальна, скажем, в нашей стране, в нашем мире. Именно он сказал, что закон подобен паутине: слабый и бедный застрянет, а сильный и богатый прорвётся. Ну, чем это не эллинская мудрость, эллинская, а он скиф.

Так что для греков (а они потом расселятся по всему Средиземноморью и Причёрноморью) греком эллином считался человек их культуры и всё, вне зависимости от национальности. А все, которые не относятся к культуре, не говорят на греческом языке, они все варвары. Причём в тот момент слово “барбарус” (это сугубо греческое слово) не носило негативного характера, это просто человек иной культуры. И всё. Причем опять-таки любой варвар может стать представителем эллинской культуры, может стать эллином. В этом ничего непреходящего нет

Поэтому-то у них в мире и не было таких проблем, как, например, религиозные распри или распри на национальном характере, хотя греки всё время воевали, они очень неспокойный был народ. Они воевали совершенно по другим причинам.

Восприимчивость к чужой культуре

И ещё очень важно для них, что весь этот “варварский мир” опять-таки делился на две категории: это варварский цивилизованный мир и мир нецивилизованный. К цивилизованному миру относятся все народы, которые имеют высокую древнюю культуру. И, кстати говоря, греки никогда не считали, что их народ самый древний и самый культурный. Например, они всегда уважали египтян. Они знали, что этот народ очень древний, очень культурный. Некоторые — например Геродот — считали, что многих богов греки вообще заимствовали из Египта. Также они ценили, скажем, Месопотамию или народы, проживавшие на территории Малой Азии. Там были древние государства. Там была своя письменность. Там были свои мудрые люди.

online-knigi.com

Карпюк С.Г. - Лекции по истории древней Греции | История Античная | Книги по истории

Карпюк С.Г. - Лекции по истории древней Греции

Автор: Карпюк С.Г.

Название: Лекции по истории древней Греции

М.: Ладомир, 1997. - 160 с.

ISBN 5-86218-205-5

pdf   37 mb

Качество: сканированные страницы

История древней Греции занимает особое место во всемирной истории. Причина этого — не численность населения и не размеры территории (по этим показателям Греция в древности была вполне заурядной страной), а ее роль в мировом историческом процессе. Хронологические рамки истории древней Греции — от конца III тысячелетия до н.э., времени образования первых государств на острове Крит, до 30 г. до н.э., когда последнее эллинистическое царство — Египет — было покорено Римом (соответственно и все даты в книге — до нашей эры).

Книга содержит 16 лекций.

Древнегреческая цивилизация прошла долгий, двухтысячелетний путь развития — от первых «дворцовых государств» на Крите до эллинистических царств. Пожалуй, главная заслуга древних греков заключается в том, что они создали и развили уникальное социально-политическое образование — полис. Полис — город-государство, гражданская община — резко и принципиально отличался и от деспотий, неограниченных монархий, существовавших на Ближнем Востоке и в Азии уже задолго до греков, и от критских «дворцовых государств». Полис был, если так можно выразиться, «собственностью граждан», и гражданин полиса имел неотъемлемые права, что создавало условия для формирования нового социально-психологического типа человека. Конечно, полис предполагал существование и неполноправных свободных граждан, и эксплуатируемых рабов, но уровень свободы граждан, к примеру, Афин и демократичности их государственного строя был превзойден в Европе лишь в XIX — XX вв.

Не случайно «демократия» — слово греческое, и демократические Афины стали образцом для подражания в более позднее время. Древняя Греция, а впоследствии и Рим, в огромной степени определили и направили путь развития европейской цивилизации, отличный от того, каким пошли государства Азии и Африки.

Огромный вклад внесли греки в развитие самых разнообразных отраслей культуры и научного знания. В древней Греции — истоки трагедии, комедии, философии, математики и истории и многих других феноменов цивилизации. Может быть, именно поэтому изучение истории древней Греции, «классической истории», может послужить прочным фундаментом для дальнейшего изучения истории и культуры человечества.

Содержание

Лекция 1. Введение. Место греческой цивилизации среди других цивилизаций древности. Географическое положение и природные условия древней Греции . 3

Лекция 2. Крито-микенская цивилизация. «Темные века»: регресс, необходимый для прогресса . 11

Лекции 3—4. Архаическая Греция. Великая греческая колонизация и «старшая» тирания 25

Лекция 5. Спарта как тип полиса. Реформы Ликурга и своеобразие спартанских социальных институтов 39

Лекция 6. Законы Драконта и Солона — пролог демократии . 48

Лекция 7. Демократические преобразования Клисфена: демократия с аристократами во главе 58

Лекция 8. Греко-персидские войны . 66

Лекции 9 — 10. «Пентеконтаэтия». Афины при Перикле 78

Лекция 11. Культура Греции архаического и классического периодов . 98

Лекция 12. Пелопоннесская война 106

Лекции 13 — 14. Греция в IV в. до н.э . 117

Лекция 15. Александр и Восток . 132

Лекция 16. Эпоха эллинизма. Эллинистичеcкая 143 культура

Заключение . 152

Хронологическая таблица . 154

Список рекомендуемой литературы . 157

istoriofil.org.ua