Лекарствоведение в древнем китае. Что представляла собой фармация Древнего Китая?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекарствоведение в Месопотамии (Двуречье). Лекарствоведение в древнем китае


Что представляла собой фармация Древнего Китая?

 

    К числу древнейших культур относится и китайская культура. Не позднее второй половины 3 тысячелетия до нашей эры племена басс, населявшие северные районы Китая, знали земледелие и скотоводство. В 14 веке до нашей эры на территории Северного Китая возникло раннегосударственное  образование Инь, в котором в значительной мере сохранялись черты первобытнообщинных отношений. Жителям Инь были известны металлургия бронзы, производство белой керамики, гончарные дело; они, по-видимому, создали раннюю иероглифическую письменность (конец 14-начало 13веке до нашей эры.) В 1 тысячелетии до нашей эры у большинства племен, населявших Древний Китай, получило широкое развитие искусственное орошение полей. К 6 веку до нашей эры относится начало строительства самого большого в мире (от Пекина до Ханьчжоу, через реки Хуанхэ, Хуанхэ и Янцзы; протяженность 1782 км) Великого канала, которое было завершено лишь спустя 2 тысячи лет. В 7-6 веке до нашей эры начали складываться крупные государственные образования- царства типа восстановление деспотий. В итоге беспрерывных войн особенно выделились царство Цинь, в 3 веке до нашей эры объединившее соседние царства в первое всекитайское государство (возникло в 221 году до нашей эры.)

          Этническая история китайской нации - сложной многовековой процесс в котором принимали участие многие народы, говорившие на китайском, тибетском, малайско-полинезийских, монкхмерских и алтайских языках. Таким образом, формирование и развитие китайской культуры проходило под влиянием культурных традиций народов, являющихся предками не только китайского, но и других народов, населявших ныне территорию Юго-Восточной Азии (индонезийцев, вьетнамцев, кхмеров.)

          Древнекитайским ученым принадлежат многие открытия и изобретения в области естествознания и техники. В 4веке до нашей эры Ши Шэнем был составлен первый в мире звездный каталог, включающих около 800 светил, к 28 году до нашей эры китайскими астрономами была сделана первая запись наблюдений солнечных пятен, Чжан Цан в первой половине 2века до нашей эры нашел метод решения уравнений с двумя и тремя неизвестными; Цзин Чжоу-чан (не позднее начала 1 века до нашей эры ) ввел понятие об отрицательных вели указал правила действий с ними. Китайским ученым принадлежат изобретения компаса (около 3веков до нашей эры,) бумаги ( 2века до нашей эры,), спидометра (3 века нашей эры,),фарфора (3-5 веков нашей эры),сейсмоскопа (около 2 века,), книгопечатания (5-6 веков ),пороха (не позднее 10 веков.). Однако в связи с известной изолированностью и замкнутостью китайской культуры, порожденными главным образом идеей исключительности и избранности китайской нации (китаецентризм), проповедуемой официально, китайской идеологией в течении 2 тысячелетий, выдающиеся достижения китайской естественнонаучной и технической мысли не оказали существенного влияния на развитие мировой культуры. Большинство из них даже не было известно другим народам, так что многие открытия китайских ученых были позднее вновь открыты учеными других стран. Это относится и к достижениям китайской медицине.

        Для религиозных представлений китайцев характерно сочетание элементов различных верований и религий. Наибольшее значение имел культ предков, возникший еще в период первобытнообщинного строя и в значительной степени сохранившийся во всех системах китайской официальной идеологии. К6-3 веков до нашей эры сформировались основные направления китайской философской мысли, которые в дальнейшем легли в основу официальной идеологии, религиозных и морально-этических представлений большинства населения Китая. Важнейшим за них были из них даосизм и конфуцианство.

       В основе даосизма, возникшего в 4-3 веке до нашей эры лежит представление о наличии таинственной, непознаваемой разумом и невыразимой словами, присутствующей во всем первопричине, сущности и целостности вселенской жизни (дао - буквальное значение - путь). Противопоставляя природу обществу, даосисты призывали освободится от оков цивилизации, обязанностей, долга и возвратится к простой, близкой  к природе жизни. Одной из основных целей приверженцев даосизма было достижение активного долголетия, для чего использовались разнообразные методы, включая специальная диеты, комплексы физических и дыхательных упражнений, режим и тому подобное. Обеспечению долголетия, по представлениям адентов даосизма, служат и его этические установки, сводящиеся либо к абсолютному отрицанию политики и морали, либо к «недеянию» - самоустранению, уступчивости, отказу от желаний, от борьбы и тому подобное. Кроме того, даоские маги и врачеватели занимались поисками эликсира бессмертия, что способствовало развитию китайской алхимии. Отдельные предписания даоских врачевателей отдаленно напоминают предписания йоги, однако нет достаточных оснований считать, что между системами даосизма и йоги существует какая-либо преемственная связь. Хотя даосизм отрицал значение культуры и науки, а в некоторых источниках (например, канонизированный трактат «Чжуанцзы») даже высказывается мысль о желательности тотального истребления культуры, превознесение им природы и призыв к внимательному изучению происходящих в ней процессов содействовали появлению в Китае первоначальных естественнонаучных знаний.

          Конфуцианство [по имени основателя - китайского философа Конфуция (кит. Кун-цзы), около 551- 479 г. до н.э.] носило выраженный этико-политический характер и с самого начало выражало интересы наследственной аристократии, считая закономерным и справедливым существование эксплуатации и социального неравенства. Основным принципом конфуцианской этики является понятие «жэнь» (гуманность) как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения норм поведения (этика), базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и по положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и так далее. Постичь жэнь могут лишь так названные благородные мужи - представители высших слоев общества. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми часто встречается у Конфуция и его последователей. Конфуцием были обоснованы и основные положения традиционных верований  китайцев: о небе как целенаправленной божественной силе, от которой зависит судьба общества и каждого отдельного жителя «поднебесной», о божественном происхождения власти государя-«сына неба», о верности подданного государю, о господстве «сына неба над всеми народами Вселенной. В136году до нашей эры конфуцианство было провозглашено официальной идеологией и просуществовало в этом качестве до крушения монархии (1911). Как господствующая идеология конфуцианство, веками проповедуя культ императора как исполнителя «воли неба», насаждало в народе фанатическую преданность «сыну неба», китаецентризм, шовинизми пренебрежительное отношение к другим народам. Как этико-политическая и религиозная система конфуцианство глубоко укоренилось в общественной жизни Китая и в течении многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, препятствуя их дальнейшему развитию, выработав определенные стереотипы в сознании народа, особенно среди образованной части китайского общества.                                                                                                               

       На развитие естественнонаучных взглядов определяющее влияние оказала натурфилософия, восходящая к древним (возникшим не позднее 9-8веке до нашей эры) представлениям о взаимодействия пассивной силы (инь) и мужской активности (ян). Эти идеи слились с возникшим позднее учением взаимопревращении пяти первостихий (металл, дерево, вода, огонь, земля) и были усвоены почти всеми философскими школами, в т. ч. со 2 века до нашей эры стали составной частью ортодоксального конфуцианства.      

           Источники изучения медицины Китая разнообразны; они представлены предметами материальной культуры, добытыми археологами, и памятниками письменности. Ценнейшим литературным памятником древнекитайской культуры является Сборник песен и гимнов («Шицзин»), относящийся к 11-6веку до нашей эры. В сборнике имеются стихи, характеризующие жилище, пищу, одежду, труд, семейные отношения, лекарства, личные и общественные санитарно гигиенические традиции. В «Чжоуских ритуалах» (11-7 вв. до н.э.) упоминаются некоторые разделы медицины, ветеринарии. Древнейшим произведением медицинской литературы, обобщившим многовековой опыт китайских врачей, является «Тракт о внутреннем» («Нейцзин», 6 в. до н.э.), состоящий из двух частей - «Простые рассказы» и «Книга чудес»; его предполагаемый автор - Бянь Цио. Считают, что он один из первых в Китае применил исследование пульса, отлично владел методом иглотерапии, лечил детские, женские болезни.

       В соответствии со сложившимися под влиянием основных положений натурфилософии взглядами человек представляет собой мир в миниатюре (микрокосм) и состоит из пяти первоэлементов, которые попадают в организм с пищей. В желудке они подготавливаются к перевариванию, в тонком кишечнике превращаются в хилус, который по каналам (сосудам) попадает в сердце, где преобразуется в кровь. Эта кровь составляет пассивное начало (инь), она неподвижна, холодна, густа и черна до тех пор, пока в нее из легких не проникнет воздух, проталкиваемый в сердце при дыхании и создающий активное начало (ян). После этого кровь становится горячей и светлой, приходит в движение, направляется ко всем органам и питает их. В китайских источниках впервые упоминается о замкнутой системе кровообращения. Так, в «Нейцзин» записано, что «...кровь, передающая газы ян-чи и инь-чи и питательные вещества, находится в сосудах... Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и конца... Кровь  в сосудах течет непрерывно и кругообразно, а сердце хозяйничает над кровью».

         В Древнем Китае производилось анатомирование трупов. Например, в «Нейцзин» указывается, что после смерти «можно вскрывать труп и изучать степень плотности сердца, печени, легких и других органов, величину желудка и мочевого пузыря; вместимость желудка и кишечника; длину кровеносных сосудов...; объем таза и т. п. - все это выражается в определенных величинах». В соответствии с анатомическими представлениями древнекитайских врачей основным органом считалось сердце. Печень рассматривалось как обиталище души, а желчный пузырь - мужества. Запрещение вскрытия трупов (приблизительно с 3-2 вв. до н.э.) приостановило развитие в Китае.

       Общепатологические воззрения древнекитайских врачей также исходили из натурфилософских представлений: возникновение болезней связывали с нарушением соотношений активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме, так же как и в окружающей природе, находятся в постоянной борьбе. С действием ян связывалась гиперфункция, с действием инь - гипофункция отдельных органов или организма в целом. При этом признавалась возможность влияния на борьбу ян и инь различных факторов окружающей среды, условий и образа жизни, питания и др.

         Врачебные знания передавались из поколения в поколение. Есть основания считать,  что основной формой подготовки врачей в Древнем Китае были семейные и так называемые ремесленные школы (опытные врачи набирали для подготовки учеников). Вместе с тем высказывается предположение, что при дворах императоров создавались медицинские школы под руководством наиболее знаменитых врачей. В эпоху Чжоу (11-3 вв. до н.э.) медики делились на пять категорий в соответствии с квалификацией. В результате ежегодных проверок лучшие врачи получали награды, на врачей, пренебрегающих своими обязанностями, налагались взыскания. Часть врачей находилась во власти мистики и суеверной и часто обращалась к гаданию, магии. Не считалось предосудительным афишировать свои познания в медицине. На воротах домов таких врачей были начертаны иероглифы, утверждавшие, что эти знатоки медицины способны поднимать даже мертвых. Но большинству врачей, по-видимому, была чужда такая самореклама.

       Крупный вклад в развитие медицины внес Цан Гун (267 - 215гг. до н.э.). Он вел записи, в которых указаны дата осмотра, состояние больного, назначения и результаты лечения. Это были первые «истории болезни».

      К выдающимся врачам первых веков нашей эры относятся хирург Хуа То (141-203) и Чжан Чжунцзин (152-219) - автор трактата об инфекционных заболеваниях, в котором содержится400 способов лечения и более 100 советов по профилактике заразных болезней. Будучи многосторонним врачом, он разработал методику искусственного дыхания, составил один из первых сборников рецептов, его работы в области терапии не утратили значения и в наши дни. Широкой известностью пользовался Ван Шу-хэ, автор классического труда «Моцзин» («Книга о пульсе», 280), использовавший в практической деятельности, кроме традиционных средств китайской народной медицины, лекарственную терапию. Общие положения медицины Древнего Китая излагаются уже в трактате «Чжоуские ритуалы». В этом произведении медицина разделяется на внутренние болезни, хирургию, диетику и ветеринарию. По-видимому, рано выделилось в самостоятельный раздел и учение о глазных болезнях, которые были широко распространены. Известно о существовании специального храма, где больными в надежде на излечение приносились в жертву слепки в форме глаза.   

       Китайским врачам были известны болезни сердца, психические нарушения, болезни легких, заразные болезни.

        Широкое распространение имели инфекционные болезни, сопровождающиеся высокой смертностью. Имеются косвенные указания на частные эпидемии оспы, после которых оставалось много слепых. Малярия и маляриеподобные заболевания описаны в книгах еще до новой эры. Известны были цинга, бери-бери. В хрониках того времени часто говорилось о чумоподобных и желудочно-кишечных заболеваниях. Были распространены заболевания кожи.

       В «Чжоуских ритуалах» упоминается «врач по лечению ран». Хирурги армии (мед.-сан. организация в китайской армии была создана не позднее 5 - 4 вв.до н.э.) с успехом лечили не только своих воинов, но и солдат враждебного лагеря, которых отпускали по выздоровлении домой. Древнекитайские врачи умели делать чревосечения. Для обезболивания использовались сок конопли и растений семейства пасленовых, вино. Из подручных средств (бамбук, керамика, древесная кора, листья пальм и др.) приготовлялись шины, бандажи, повязки, шовный материал, жгуты. При раскопках найдены различные хирургические инструменты из бронзы, железа, костей, раковин.

         Диагностика издревле оформилась в одно из важнейших звеньев врачевания; применялись методы непосредственного наружного исследования больного. Особое внимание уделялось «окнам тела» - ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела; моча исследовалась на вкус. По-видимому, важными для диагностики считались внешний осмотр и опрос больного. «Слушая голос больного, - написано в «Книге чудес», - наблюдай за цветом его лица - и так узнаешь, чем он страдает; положи руки на его пульс, ощупай его грудь, живот и ты узнаешь, что болезнь изменила в его теле; кроме того, подробнейшим образом расспроси его - и тогда узнаешь подлинную сущность того, что происходит в его теле». Большое место занимало учение о пульсе. Была разработана скрупулезная система его исследования и трактовки полученных результатов. По мнению древнекитайских врачей, при помощи исследования пульса можно выяснить все совершающиеся в организме человека процессы: работу сердца, легких, печени, течение соков, крови в жилах, «игру чувств - печаль, гнев, радость, болевые ощущения, «состояние экстаза, томление духа». Древнекитайские врачи различали свыше 20 видов пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. Пальпация артерии у лучезапястного сочленения продолжалась многими часами, требовала от врача большого профессионального искусства, внутренней сосредоточенности.

      Лечебные названия зависели от общего состояния больного, предполагаемой причины болезни и прогноза. При этом древнекитайские врачи исходили из положения, что при любой болезни поражается организм в целом. «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги». Правилом является афоризм: «Врачу подобает лечить лишь то, что поддается излечению, если же болезнь неизлечима, старайся облегчить страдания умирающего». Основываясь на концепции о борьбе противоположных начал в организме (ян и инь), китайские врачи выработали принцип лечения противоположным. Оригинальными методами лечения, составляющими своеобразие китайской медицины, являются широко применяемые до настоящего времени иглоукалывание и лечебные прижигания. Древнекитайские врачи широко применяли диетотерапию, водные процедуры, массаж, солнечные ванны и др. Во 2 в. н.э. в медицине Китая вошла своеобразная пластическая гимнастика - игра, явившаяся продолжением гораздо более древней традиции. Рассчитанный на психологический эффект, этот вид лечебной физкультуры ставил своей задачей отвлечь внимание больного от скорбных мыслей, снять болевое ощущение, создать радостное настроение. Гимнастика оказывала положительное действие при болезнях органов движения, пищеварительной системы.

          На арсенал применяемых лекарственных средств большое влияние оказало разнообразие географического ландшафта страны и ее флоры. Корень женьшеня начал применяться не позже 5 - 6 вв. до н.э. Морскими водорослями моряки и рыболовы издавна лечили зоб. Тунговое масло применялось при кожных заболеваниях, орехи бетеля - против глистов, цветы камелии - при ожогах, цветы персиков - как мочегонное средство, при запорах, опухолях. Широко использовались в медицине семя подорожника, лотос, папоротник, одуванчик, камфора, индийская конопля, имбирь, лимонник, ипекакуана. В Китае насчитывается более 300 видов амилофильных растений. Многие из них (рис, гаолян, сахарный тростник) служили средствами лечения болезней. Мускусом лечили болезни сердца, коконами шелкопряда - детские судороги, панцирем черепах - цингу, свежей печенью морских рыб - куриную слепоту. Растительные краски применяли при лечении многих кожных болезней, малярии, заболеваний крови. В большом употреблении были сурьма, соль, олово, свинец, соединения меди, серебра и особенно ртути (киноварь). «Ртутные камни», которые находили в древних могилах, имели не только сакраментальное название, но и использовались при лечении сифилиса. За несколько веков до нашей эры были составлены классификации лекарственных средств по их фармакол. свойствам. Врачи выделяли в отдельные группы кровоочистительные, слабительные, чихательные средства и др. «Трактат о корнях и травах» («Шэнь-нуна, не ранее 11 и не позднее5 в. до н.э.), включавший описание 365 лекарственных растений, относится к древнейшим фармакопеям мира.

26.05.2015

www.pharmspravka.ru

Фармация в Древнем Китае

Поиск Лекций

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕФЕРАТ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Медицина в Древнем Китае

Реферат подготовила

МФ- 107

Ефимова Н.С.

Реферат проверила

к.ф.н., доц.

Глазова О.Г

 

Москва 2017

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

1.Медицина Древнего Китая….………………………………………………… 4

2.Фармация Древнего Китая…………………………………………………….. 7

3.Теория У-Син(пяти элементов)…………………………................................ 16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

ВВедение

 

Древний Китай- это страна со своей уникальной культурой и видением.

Можно очень долго перечислять открытия и изобретения, сделанные в Древнем Китае.

Это и компас,и бумага,и порох,и шелк, и т.д.

Но неоспоримое значение Древний Китай оказал именно на медицину, в особенности фармакологию, что прежде всего имеет значения для современной фармации.

 

Большинство исследователей сходятся во мнении, что китайская медицина является «медициной ощущений». Несколько тысяч лет назад китайцы не располагали ни фундаментальными теоретическими знаниями, ни измерительным оборудованием, и могли полагаться только на свою наблюдательность и собственные ощущения, и тем не менее им удалось создать уникальную феноменологическую по сути модель китайской медицины, со всеми присущими естественно-научной дисциплине аксиомами, теоретическими предположениями, базовой терминологией и уникальной моделью функционирования живого организма.

Задача:В этом реферате я хочу затронуть саму китайскую медицину,методы китайской медицины,китайскую фармацию,китайскую медицинскую философию, а также будут предоставлены изображения некоторых сохранившихся рисунков, фрагментов.

Цель работы: Ознакомиться с китайской традиционной медициной, оценить ее влияние на мировую медицину.

 

 

Актуальность:Данная тема достаточно актуальна, так как все больше людей начинает интересоваться традиционной китайской медициной.

 

 

Материалы и методы исследования:сайты, учебная литература (подробнее в списке литературы)

Медицина Древнего Китая

 

Древний Китай был одной из самых высокоразвитых стран того времени, и нельзя недооценивать его влияние на мировую культуру. Уникальное мировоззрение и история этой страны сказались и на медицине.

Стоит отметить, что основой китайского вероисповедания было философское учение “Инь и Янь”, где Ян - активное начало(мужское),свет,солнце,семя,движение,семя, а Инь - пассивное начало(женское),тьма,луна,смерть,почва,гибкость.Именно на этой основе и строится Китайская медицина(и по сей день). Болезни, по мнению врачей, происходили из-за того, что балланс в организме между этими двумя началами нарушен. Каждому органу соответствовало свое начало, и тут все довольно просто: Орган забирающий, хранящий- орган Инь,орган отдающий- орган Ян. Помимо того болезни определялись по особенностям самого человека, по его характеру, преобладающему настроению, взаимодействию с окружающей средой. Также были разные методы лечения

 

Методы китайского лечения:

l Иглоукалывание. Основан этот метод на воздействии с помощью специальных игл на определенные активные точки на теле человека, называемые точками акупунктуры.Согласно китайской философии, тело человека пронизывают невидимые энергетические каналы, распределяющие живительную энергию по всему человеческому телу. Именно с помощью иглоукалывания в точках акупунктуры можно воздействовать на эти каналы, восстанавливая нарушенный энергетический баланс, тем самым восстанавливая и здоровье.Эта техника довольно сложна, и требует к себе трепетного и ювелирного отношения.

Тут изображено ДревнеКитайское руководство по иглотерапии(или чжень-цзю по китайски)

l Прижигание. Этот метод преследует такие же цели, что и иглоукалывание, только отличие в использовании - при прижигании подпаливают определенные растения мокса (древесину) и держат над определенными точками организма.

 

 

l Правило бу-се. Буквально «прибавить—отнять». Термин «бу» в более полном смысле означает восполнить, возбудить, тонизировать; термин «се» — выпустить, тормозить, седатировать, успокаивать, рассеять. Исходя из принципа «лечение должно идти от противного», при ян-синдроме (полнота) следует проводить се — воздействовать успокаивающе, при инь-синдроме (пустота) необходимо бу — возбуждать. Поэтому при патологии, сопровождающейся понижением функции (недостаточностью энергии ци в меридиане), следует проводить бу, т. е. тонизировать, прибавить энергию, оказать возбуждающее действие. При патологии с повышенной функцией (избытке энергии ци в меридиане) нужно проводить се, т. е. рассеять энергию, оказать тормозящее действие.

 

l Лечение питанием. Правильное питание- залог здоровья.

 

l Цигун-терапия.Основана на энергии ци. Это лечебная гимнастика, состоящая из правильных плавных движений, регуляции дыхания, что способствует лечению огранизма.

 

l Массаж туйна. Используется как реанимационная помощь больным. Основан на перераспределении жизненной энергии с помощью рук массажиста; Также по мнению древнекитайских врачей туйна повышала как физические, так и умственные показатели человека.

 

l Металлотерапия. Врачи Древнего Китая считали, что стопа- это проектировка органов, и с помощью прикладывания к стопе металлов, достигается лечение

 

 

Представленные методы используются и по сей день во всем мире и оказывают эффективность

Одним из первых китайских лекарей, живших около пяти тысяч лет назад, считается мифический император Шэнь Нун, который использовал для лечения всевозможные травы. Согласно преданию, он составил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений.

Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже три тысячи лет назад в китайской медицине существовали четыре раздела — внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. В X в., гораздо раньше, чем в других странах Востока и Запада, китайские монахи-даосы, жившие отшельниками в горных пещерах, научились делать прививки против оспы. Источником прививочного материала были оспенные корочки, взятые из носа переболевшего человека. Для предупреждения болезни их вводили в ноздри на ватном тампоне. Значительно позже возник метод нанесения оспенного материала на царапину.

 

Одно из великих достижений врачей Древнего Китая — представление о круговом движении крови. Китайские врачи различали более 20 видов пульса. Они пришли к заключению, что каждый орган и каждый процесс в организме имеют свое выражение в пульсе, и по изменению пульса в нескольких точках можно не только определить болезнь человека, но и предсказать её исход. Это учение изложено в «Каноне о пульсе» (III в. н.э.).

Фармация в Древнем Китае

 

По мнению древних китайских врачей человек состоит из пяти основных космических элементов: земли, воды, огня (тепло), дерева (растительное начало) и металла. В организм эти элементы попадают вместе с пищей, перевариваются в желудке, а в тонких кишках превращаются в хилус, по каналам (сосудам) через печень проникают в сердце и превращаются в кровь. Кровь остается неподвижной, густой, холодной, черной и составляет пассивное начало «инь» до тех пор, пока в нее не проникает из легких воздух, который проталкивается в сердце при дыхании и создает активное начало «янь». После этого кровь приходит в движение, становится разреженной, горячей, светлой, разливается по всем органам тела и питает их. Человек отличается наличием разума и является частью материализованного мира. Смерть — естественный конец жизни, за которым уже ничего нет. Медицина в эти ранние времена истории Китая обладала элементарными знаниями анатомии, физиологии, патологии.

 

Важнейшей книгой по фармации был “Травник”правителя Шень Нуна.

 

Легенда гласит, что Шэнь Нун послал людей во все концы земли с тем, чтобы они принесли ему образцы камней, металлов и растений для определения их целебных свойств. Затем он поступил так, как впоследствии поступил Митридат Понтийский, испробовав действие принесенных средств на себе. При этом он 70 раз был отравлен ядами, что помогло ему по достоинству оценить каждое средство. После этого он и написал книгу «Шэнь Нун бэнь-цао» («Травник Шэнь-Нуна»). Известна редакция этой книги, но относится она к гораздо более позднему времени. В книге описано 365 средств, из них 240 средств растительные.

 

Делятся они на три класса:

 

1. (120) средств омолаживающего действия — они неядовиты, принимать их можно без ограничения количества и длительности;

2. (120) средств тонизирующего действия, требующих известной дозировки;

3. (125) ядовитых средств, обладающих целебным действием только при правильной дозировке и кратковременном применении.

 

Также известна работа Чжана Чжунцзина «Шан-хань-лунь» («Рассуждения о тифозной горячке»), которая получила широкое признание китайских ученых и медиков. В ней автор привел 113 прописей, отличающихся простотой и включающих растительные ингредиенты. Так, отвар из веток хинного дерева включал пеон, солодку, имбирь и финики; другой декокт состоял из 7 ингредиентов. Здесь же описаны мочегонные и успокаивающие средства. Из лекарств растительного происхождения особое место занимал женьшень, который применялся при лечении малокровия, лихорадочных заболеваний, туберкулеза и т. д. Применялись лимонник, ревень, почки молодого бамбука, чай, лук, чеснок, растительные смолы, ипекакуана, папоротник, перец, гвоздика. Врач Хуа То (род. около 141 г.) для проведения операций с обезболиванием давал больному разведенный в вине шипучий порошок «ма-фей-синь», состоящий из извлечения индийской конопли. Другие врачи для этой же цели применяли уборка люпина. Из манускрипта XV в. водные извлечения из корней аконита, листьев дурмана; использовалась мандрагора, гашиш и т. д. В I в. была составлена китайская книга «Шен-нун-бэнь-цао», содержащая описание более 300 лекарственных средств и большое количество прописей. Среди них кроме растительных имелись и средства животного происхождения: панты (рога молодого пятнистого оленя), мускус, кровь , печень, сердце тигра, кожа слона, голова черепахи, сушеные ящерицы, порошок из панциря черепахи и др.

В III в. до н.э. появился первый крупный медицинский трактат: труд о природе и жизни — «Книга о внутреннем» («Нэй-цзин»), превратившаяся в дальнейшем в канон китайской медицины. «Нэй-цзин» представляла собой многотомное сочинение. В нем содержались основные принципы китайской медицины: описание анатомии, физиологии и патологии человека, методов исследования и лечения больных, синдромов основных болезней, были указаны пути укрепления здоровья народа, т. е. была дана четкая и содержательная формулировка задач медицины. Наставления давались в форме стихов. Врач должен стремиться улавливать минимальные нарушения в жизнедеятельности организма, должен помнить, что болезнь изменчива, а врач не может быть созерцателем — он должен быть исследователем, ему необходимо искать причины болезни. Исходя из теории «пяти первоэлементов» и теории взаимодействия и борьбы «противоположных начал» надо изучать не только заболевший орган, но и нарушающееся при этом взаимодействие всех органов тела между собой. Врач должен быть деятелем — найдя и поняв болезненные явления, происходящие в организме, и их причины, он должен действовать для урегулирования возникающих расстройств и восстановления слаженности в организме больного.

В разделе патологии говорится о том, что болезни могут возникнуть от внешних причин (холод, жара, ветер, сырость) или от внутренних причин (гнев, страх, горе, тоска, чрезмерная радость и т. д.). С целью диагностики рекомендовалось исследование «окон» тела (глаза, нос, уши, рот). Рекомендовалось выслушивание голоса больного, изучение пульса, распространяемых больным запахов. Лечили людей успокаивающими, обезболивающими средствами, улучшающими кровообращение и регулирующими деятельность кишечника. Большое внимание в «Нэй-цзин» уделялось Rheum palmatum var. tanguticum вопросам гигиены и профилактики заболеваний. Трудно переоценить значение «Нэй-цзин» в истории китайской медицины. Эта книга по популярности в Китае стала на уровень сочинений Гиппократа в Древней Греции, Галена в Древнем Риме и Авиценны в Арабских халифатах Азии в средние века.

 

И самое важное, в 502 году была составлена и издана правительством первая в мире фармакопея — «Шэнь-нун-бэн-цао-цзин». Она вышла в 7 томах и содержала описание 730 видов лекарственных растений. Составление окончательного текста связано с именем Тоу-Хун-Цзина (452-536). Он много труда посвятил фармакологии и рецептуре. Его справочник «Мин-бэй-лу» содержал 16000 рецептов и до настоящего времени является ценнейшим пособием для китайских врачей и фармацевтов. В 550 г. Появилось сочинение Сюй-Дзы-цая «Лэн-гун-яо-дуй». Эта работа замечательна тем, что в ней впервые была приведена классификация лекарств по их действию. Все лекарства были разделены на 10 групп: ветрогонные, мочегонные, укрепляющие, слабительные, вяжущие, расслабляющие, потогонные, смягчающие, успокаивающие и альтернативные. Видное место в истории китайской медицины принадлежит Сун-сы-Мяо (581-673). Свои исследования он посвятил фармакологии и получил от народа звание «царя лекарств». Его труд «Цзян-цзинь-фан» («Тысяча золотых рецептов») — ценнейший вклад в китайское лекарствоведение. Работа включала 30 томов следующего содержания: 1-4-й тома — «Женские болезни и их лечение», 5-й том — «Детские болезни и их лечение», 6-21-й тома — «Частная патология и терапия», 22-й том — «Отравления и противоядия», 25-й том — «Неотложная помощь», 26-27-й тома — «Диетотерапия», 28-й том — «Учение о пульсе», 29-30-й том — «Иглоукалывание и прижигание». Впоследствии Сун-сы-Мяо написал еще 30-томное добавление к основному труду, что в совокупности составило своеобразную энциклопедию китайской медицины. Она долго служила не только китайским, но и корейским, японским и другим врачам. Одновременно в Китае был внесен крупный вклад в учение о диете. В книге Ван-Тао «Зай-тай-би-яо» дано описание рецептов диеты при разных заболеваниях. Здесь же впервые описаны целебные свойства растений, содержащих йод (например, морская капуста), которыми пользовались при лечении заболеваний щитовидной железы.

Проблемы фармации указанного периода были отражены в новых «травниках». В XI в. вышла книга Тан-шэнь-уэна «Да-гуань-цзин-ши-чжэн-лю-цзы-бэнь-цао», а также иллюстрированное издание новой фармакопеи. В восьмитомном сочинении Ин-Юн-хэ «Цзи-шэн-фан» содержалось более 400 лекарственных прописей, апробированных автором на протяжении его 30-летней практики.

Крупнейшим приобретением китайской медицины эпохи Сун было введение противооспенной инокуляции, открытой в XI в. В эту эпоху придворный медик Чен-Цзы-мин написал «Книгу о женских болезнях», которая была издана в 1237 г. и состояла из 24 томов. Считая беременность состоянием, изменяющим природу женского организма, китайские врачи полагали, что для лечения беременной нужно применять как можно меньше лекарств, а из применяемых лечебных средств особенно рекомендовали женьшень, имбирь, ревень. При задержках и скудости регул применяли шафран, пепел панциря черепахи, петрушку, пеон, имбирь, мяту, полынь, цветы и косточки персика. При обильных менструациях — отвар морской капусты и чертополоха, при «синей крови» — кожицу пеона, шафран, зеленый лимон, при белях — старое вино, лимон, отвар из корня земляного ореха, мясо сурка.

Врач Доу Хань-цзин лечил чесотку наружными средствами, содержащими серу, сурьму, киноварь, квасцы. При этом внутрь рекомендовалась микстура из корня горечавки, шафрана, кунжутных семян, слюны жабы. Паршу лечили мазью из сурика. Уже в VII–VIII вв. создаются «дома для страшных людей», т. е. больных лепрой. Их лечили кожей змеи, желчными камнями животных, слабительными и «кровоочистительными», а затем чаульмугровым маслом. Китайские врачи лечили сифилис ртутью, различали гонорею, которую лечили цветами бамбука, семенами попутчика, порошком панциря черепахи и высушенными червями.

Большой интерес представляет появившаяся в середине XIII в. первая монография по судебной медицине «Си-юань-лу» неизвестного автора. В ней имеются раздел «Признаки отравления. Противоядия» и «Правила судебно-медицинского исследования трупов». В начале XII в. вышло большое практическое руководство по иглоукалыванию и прижиганию, автором которого являлся Ван Вэй-и. Под руководством этого врача в 1027 г. были отлиты две медные фигуры в рост человека. Внутри они были полыми, а на поверхности, соответственно расположению «жизненных точек», подлежащих иглоукалыванию и прижиганию, были высверлены отверстия. Одна из фигур была отправлена во дворец, а вторая — в императорскую медицинскую школу в качестве наглядного пособия для учащихся. Перед экзаменом фигуру заклеивали папиросной бумагой или покрывали тонким слоем желтого воска, а внутрь наливали окрашенную в красный цвет воду. Сдавшим экзамен считался тот, кто умел вонзить иглу таким образом, чтобы она попала именно в точки, показанные для данного случая. Появляющаяся при этом капля «крови» давала экзаменующимся возможность получить диплом на право врачебной практики.

Крупнейшим представителем фармации в Китае эпохи Мин являлся специалист по китайским лекарственным средствам, ученый с мировым именем, фармаколог Ли Ши-чжень (или Пин-ху). Он родился в 1518 г. в семье врача. Медицину стал изучать в возрасте 30 лет, прочитал и проработал более 800 книг по фармакологии. Вскоре он сделался в подлинном смысле народным врачом: по настоянию императора он руководил императорской больницей, а затем стал путешествовать и собирать все известное о медицине и о лечебных средствах.

Ли Ши-чженем было написано 10 произведений, из которых до нас дошло три. Основное из них «Бэнь-цао-гань-му», включавшее описание 1892 лекарственных растений и 11896 рецептурных прописей в 52 томах, являлось неоценимым вкладом в китайскую и мировую науку, а также свидетельством огромного трудолюбия и терпения автора. Работа над этим фундаментальным произведением была начата в 1552 г. и продолжалась 26 лет. За 10 лет все проверялось трижды, переписывалось, и в окончательном виде было опубликовано в 1596 г., уже после смерти автора. Этот труд был переведен на многие языки, в том числе на русский, немецкий, французский, английский, японский и другие. В 26 томах «Бэнь-цао-гань-му» Ли-Ши-чжень рассматривает свойства лекарственных растений и их лечебное действие. В первую очередь это женьшень, ревень, лакричный корень, эфедра, лимонник китайский и другие растения. Антибактериальное и антитоксическое действие Ли-Ши-чжень отмечал у лука, чеснока, черной сливы, японской жимолости, китайской ветреницы. Для лечения туберкулеза рекомендовалось применять японское гинкго, плоды аристолохии. Противомалярийным, а также действием на плазмодии и протозоа, по мнению автора, обладали аир, яванская бруцея, некоторые виды иммортели, дикроа и ряд других растений.

Из глистогонных средств в трактате упоминались семена тыквы и арбуза, ореха пальмы арека, корень серповидного папоротника, трава маклеи и кора гранатового дерева.

Значительную группу составляли растения, обладающие жаропонижающим действием. При этом многие из них проявляли целый ряд других полезных свойств — укрепляющее и противосудо-рожное действие, регулирующее «очистительные» процессы (отхаркивание, мочеотделение, потоотделение). Сюда были отнесены полынь, володушка, цимицифуга ароматная, некоторые виды орхидей, плоды гардении флоридской, корень юстики, корень китайского лазуна, стебель белой шелковицы, тростник, бамбук, вишня и ряд других. К средствам общеукрепляющего, а также, в известной мере, тонизирующего и возбуждающего действия был отнесен женьшень, о котором сложено множество легенд. К этой же группе относили персик — символ долголетия в Китае (украденный с неба одним из будд), ревень — «генерал» армии китайских лекарственных растений. Далее следовали песчаный корень, аспарагус, астрагал, японская ворсянка, корень тутового дерева, желтая бирючина, китайский лициум, лимонник китайский, гречиха многоцветковая, корень солодки, плоды лотоса, ямс, филодендрон, репейник и многие другие средства.

Наиболее интенсивным средством при старческой слабости и ослаблении полового чувства считался Aceranthus sagittatus. В народе полагали, что способность баранов до ста раз в сутки реализовывать свое половое влечение объясняется поеданием большого количества именно этого растения.

К растениям, обладающим успокаивающим и седативным действием. Ли Ши-чжень относил валериану, пустырник, головки мака, корень ангелики полиморфной, кокосовый орех, стебель молодого бамбука, стебель винограда, книдиум лекарственный. Большая группа растений была представлена сырьем обезболивающего действия. Это аконит, ангелика, корень копытня, пепел драцены, корень китайского ломоноса, корень хохлатки, клубни пеона, а если учесть и наркотическое действие, то сюда причислялись головки мака, индийская конопля, мандрагора и другие растения. К сердечным средствам автор относил ландыш, строфант, олеандр, гречиху, японскую родею, актинидию, кору магнолии, шалфей.

С давних пор в Китае в качестве мочегонных в сочетании с болеутоляющими и дезинфицирующими средствами применялись часту-ха, полынь, астрагал, брунелла, гвоздика, листья хвоща, стебель и плод дыни и арбуза, белая шелковица, шлемник байкальский и др.

 

 

Дальше будут предоставлены письмена и картины, посвященные медицине, которые сохранились до наших дней

 

Первый древнекитайский травоцелитель Шэнь Нун. Фрагмент настенной росписи времен династии Хань, 151 г.

 

врач с больной

 

Гимнастика Ци



poisk-ru.ru

Лекарства Древнего Рима и Китая

Технология лекарств Древнего Рима

Развитие медицины и фармации в Риме имеет свои характерные черты. В Древней Италии вплоть до II века до н.э. не было врачей профессионалов. Лечение проводилось дома народными средствами: травами, кореньями и плодами, настоями и отварами, часто совмещая все это с магией и заговорами. Широко применялись в качестве лекарственных средств сначала дикорастущие, а затем специально культивируемые лекарственные растения.

Ценным источником ознакомления с римской медициной и фармацией являются произведения А.К. Цельса (30/25 гг. до н.э. – 45/50 гг. н.э.). Ученый – энциклопедист, врач является автором трактата «О медицине».

Цельс делил лекарства на общие средства, применяемые в целом ряде заболеваний и специальные средства, используемые в отдельных случаях частных болезней. В сочинениях Цельса упоминаются такие лекарственные вещества, как кровоостанавливающие (сабур, ладан, уксус, квасцы), способствующие образованию рубцов (мирра, яичный белок, вареный мед), способствующие образованию гноя (мирра, медные опилки, сосновая смола, голубиная кровь, бычья желчь).

Самый большой вклад в развитие медицины и фармации внес крупнейший врач и философ Клавдий Гален (131-201 гг. н.э.). В вопросах о сущности болезней и их лечении Гален исходил из учения Гиппократа и его последователей, внося в него поправки и дополнения. Гален имел свою аптеку в Риме, где сам готовил лекарства.

Гален называл лекарством все то, что может изменить естественное состояние человека. Его номенклатура лекарственных средств была многочисленной и заимствованной у разных школ. Классификация лекарств имеет сходство с современной – это слабительные, вяжущие, смягчающие, мочегонные, болеутоляющие, кроветворные средства, противоядия и другие.

Гален считал, что в лекарствах есть полезные вещества, которыми нужно пользоваться и вредные, которые нужно отбрасывать. Он стремился освободить лекарственные вещества от балласта, дать более очищенные препараты, то есть впервые ввел понятие о действующих веществах. Такие извлечения из лекарственных растений стали популярны после него и были названы галеновыми препаратами. В связи с этим он ввел в практику извлечения из природных веществ и значительно усложнил технологию получения лекарственных препаратов.

Лекарственные прописи, применяемые Галеном, были довольно сложны по составу. Так некоторые пластыри состояли из 23-60 веществ. Он разработал и описал множество лекарственных форм: порошков, пилюль, лепешек, микстур, экстрактов, мазей, отваров, растворов, соков растений, эфирных и жирных масел, примочек, припарок, сборов, пластырей, горчичников, настоек, уксусомедов, а также косметических средств. Галеном были введены в фармацевтическую практику винтовой пресс, различные приспособления для измельчения растительного сырья. Гален установил весо-объемные соотношения при приготовлении экстрактов, настоек и отваров.

Технология лекарств Древнего Китая

Во втором тысячелетии до н.э. в Китае сложилось рабовладельческое государство. В период рабовладения в Китае возникла иероглифическая письменность, больших успехов достигли точные науки: математика, астрономия. В Древнем Китае были известны порох, бумага и компас. Развивались также и агрономические, биологические и другие науки.

Медицине в самобытной культуре Китая принадлежит особое место. В основе китайской медицины лежит народный опыт. Сильной стороной традиционной китайской медицины является лекарствоведение.

Китайская традиционная медицина отличалась тем, что последовательно рассматривала все явления, происходящие в организме человека в самой тесной взаимосвязи с жизнью окружающей среды.

Основоположником китайской медицины считают Бянь Цяо, жившего в VI веке до н.э. Он владел всеми известными в то время диагностическими приемами (осмотром, расспросом, выслушиванием, исследованием пульса), с успехом применял лекарственные растения. Выдающийся врач лечил натиранием «разогретыми лекарствами», использовал лекарственные отвары, применял иглоукалывание, производил операции под наркозом, используя специальный напиток, пропись которого не сохранилась.

В середине II века н.э. китайские медики стали изготавливать лекарственные препараты химическим путем. Многие считали, что употребление ряда минералов и металлов может обеспечить долголетие. Наиболее эффективными признавались лекарства, приготовляемые специально, в состав которого входили киноварь, золото, серебро и др.

Китайское лекарствоведение – одно из древнейших и обширнейших в мире. Все лекарственные средства классифицировались следующим образом.

1.Тонизирующие: чай, табак, мясо различных животных и др. Самым главным из этого класса лекарств и панацеей против всех болезней был корень жень-шеня, который появился V-IV вв. до н.э. Готовился он путем вываривания до консистенции кашки, прозрачной на вид, со слегка красноватым или желтоватым оттенком. Употреблять следовало утром и вечером вместе с чаем и супом. Жень-шень входил также в состав многих лекарственных препаратов. Китайцы называли его «чудом мира, даром бессмертия». О нем были написаны целые тома, и, по мнению китайских медиков, он восстанавливал изнуренные силы, старым возвращал юность и вообще служил верным укрепляющим средством.

Чай же, как целебное растение, упоминается еще в старинной энциклопедии Бянь Цяо. В ней написано: «Чай есть растение чрезвычайно полезное. Чай удаляет все недуги, прогоняет сонливость, головная боль уменьшается и излечивается совершенно.

2.Вяжущие: чернильные орехи, семена лотоса, мускатный орех. Сюда же китайцы относили опий, а также семена фиников, айву, кислую сливу, железные опилки, листовое золото.

3.Разрешающие: кассия, мимоза, мускус, имбирь, камфара. К этой же группе относили рвотные – белую чемерицу, семена и корень репы, имбирь, сандаловое дерево, семена горчицы, гвоздику.

4.Слабительные: семена подорожника, шалфей, красные бобы, ревень, сернокислый натр, снежная вода.

Как лекарственные средства животного происхождения широко использовались коконы шелкопряда, сушеные пауки, панцирь черепахи, а также зубы, ногти, уши, языки, сердце, печень, костный мозг многих животных и все это в величайших дозах. Китайцы считали, что кости и кровь льва придают мужество. Слоновая кость в порошке применялась против сахарного мочеизнурения, свежая печень морских рыб – при куриной слепоте, вытяжки из пантов молодого пятнистого оленя – как стимулирующее средство.

Древнекитайскими медиками были открыты противочесоточные свойства серы. Ртуть находила применение в качестве сакраментального средства, а также употреблялась для лечения сифилиса.



biofile.ru

Медицина Юго-восточной Азии IV-XVII вв.

Медицина Древнего Китая

Традиционные методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний, зародившиеся в древнем (рабовладельческом) Китае, в средние века достигли наивысшего расцвета.Первая в истории Китая государственная Императорская медицинская школа была основана во времена династии Суй (681—618) (до этого навыки традиционного метода чжэнь-цзюпередавались от учителя к ученику).В школе обучалось 20 учеников, преподавание чжэнь-цзю вели: один преподаватель, его помощник и 10 инструкторов. При школе работали 20 мастеров по изготовлению игл.

Чжэнь-цзю — иглоукалывание

В целях облегчения преподавания и практики иглоукалывания в средневековом Китае начали создавать цветные таблицы, изображавшие каналы и точки на поверхности тела человека в трех проекциях.

Первый в Китае иллюстрированный трактат «Цянь цзинь яо фан» («Тысяча золотых прописей») составил известный врач эпохи Тан — Сунь Сымяо (581—682).Первые бронзовые фигуры для обучения методу чжэнь-цзю были отлиты также в средние века. Их автор врач Ван Вейи (XI в.) тщательно изучил опыт своих предшественников, дополнил его своими наблюдениями и в 626 г. составил трактат, который впоследствии получил название — «Иллюстрированное руководство о точках для акупунктуры и прижигания на бронзовой фигуре».

Работая над текстом, Ван Вейи организовал производство двух бронзовых фигур в человеческий рост, которые были готовы в 1027 г. На поверхности фигур были обозначены 354 точки и их названия, каждой точке соответствовал глубокий канал для введения игл.Снаружи фигура покрывалась воском, а изнутри заполнялась водой,— если ученик вводил иглу правильно, вода появлялась на поверхности фигуры.Двести лет спустя бронзовые фигуры были перевезены в новую столицу династии Юань, г. Даду (ныне Пекин) и были установлены в храме Трех императоров, который располагался на территории Императорской школы. Копирование фигур началось в XIII в.

Китайский эмпирический метод чжэнь-цзю распространился в различных государствах Азии (Япония, Корея, Вьетнам).В XIII—XVII в.в. он проник в Европу (Франция, Германия, Англия).В 1828 г. о нем писал русский профессор П.А.Чаруковскнй.

Со временем преподавание медицины совершенствовалось. В государстве Цзинь (1115—1234) подготовкой врачей ведала Главная медицинская палата — тайиюань. Во врачебной школе, которая входила в состав университета (гоцзыцзянь), обучали общей медицине, хирургии и чжэнь-цзю.

Имелась и более узкая специализация: детские болезни, родовспоможение и женские болезни, болезни глаз, болезни рта, зубов и горла, переломы и ранения, опухоли и язвы, внушения и заклинания.Обучение велось с демонстрацией больных. Лучшие выпускники принимались на государственную службу, остальным разрешалась частная практика.Таким образом, в XII в. элементы государственной медицины в Китае были достаточно развиты.

Лекарствоведение в Древнем Китае

Сильной стороной медицины средневекового Китая было лекарствоведение. Ему посвящены два капитальных труда: 30-томный трактат Сунь Сымяо «Тысяча золотых прописей» (который до наших дней не сохранился) и широко известный труд Ли Шичжэня (1518—1593) в 52 томах «Бянь-цао ган му» («Великий травник»).Работа над ним продолжалась более 26 лет, причем написанное проверялось еще в течение 10 лет. Эта книга явилась бесценным вкладом в дело изучения и классификации растений Китая и по сей день не утратила своей научной ценности. Она содержит описание 1892 лекарственных средств, 13096 различных прописей и более тысячи рисунков.

Из китайской традиционной медицины вошли в мировую практику многие лекарственные средства: из растений— жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола животного происхождения — панты оленя, печень, желатина. Из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т. д.

Медицина Древней Индии и Тибета

В Индии феодальный строй начал устанавливаться в IV в. К VII в. на ее территории было около 70 мелких самостоятельных государств.

На протяжении всего средневековья их территории подвергались вторжению завоевателей, разорявших страну, что серьезно отразилось на развитии культуры. В XVI в. на территории Индии была создана империя Великих Моголов. Однако традиционная медицина сохранила наследяе древнеиндийских цивилизаций, сочетал его с привнесенной исламской и другими культурами.

В средние века опыт индийской традиционной медицины был заимствован тибетскими врачевателями.Тибетская медицина развивалась на основе древнеиндийской традиционной системы, в связи с чем ее нередко называют индо-тибетской.«То, что мы называем «тибетской медициной»,— писал известный востоковед Е. Е. Обермиллер,— в основе своей отнюдь не является оригинальным созданием тибетской почвы. И здесь, как и во всех прочих областях культуры Тибета, первоначальной родиной является Индия.Распространение (начиная с VII в. н. э.) в Тибете буддизма сопровождалось проникновением в Тибет… и индийской медицины».

Так, уже в VII в. при дворе основателя Тибетской империи Сронцзан Тампо (617—698) служил легендарный индийский врач Бхарадваджа. Вместе с китайским врачом Хуан Ханом (тибет. Кенто Лонхан) и персом Галеносом (тибет. Данциг Ланой), приглашенными ко двору, он перевел на тибетский язык несколько индийских медицинских сочинений.

Трактат Чжуд-ши

Основополагающий канон тибетской медицины — «Чжуд-ши» («Тайное восьмичленное учение тибетской медицины») в его первоначальном виде (VII в.) также является переводом на тибетский язык с санскрита древне-зндийского аюрведического сочинения, во многом сходного с восьмичленным трактатом Чараки.Однако, согласно преданию, автором оригинала текста «Чжуд-ши» на санскрите считается прославленный индийский врач Дживака (тибет. Цо-чжед Шон-ну), современник Будды, живший в VI в. до н. э.Перевод этого текста на тибетский язык был сделан в период правления Тисрон-Дэвцзана (790—845) индийским врачом Чандранандой и переводчиком Вайрочаной.

«Чжуд-ши» записан в стихотворной форме, согласно литературным традициям Индии и Тибета того времени, и предназначен для заучивания наизусть. Он состоит из четырех частей (156 глав).

Первая — «Цза-чжуд» (тибет.— исходная основа) раскрывает сущность тибетской медицины, ее теоретические и практические устои.

Вторая — «Шад-чжуд» (тибет. — объяснительная основа) содержит теоретические представления о жизнедеятельности организма, его строении и развитии, о формировании болезней и подходах к их лечению, а также об этике врача.

Самый обширный третий том «Манаг-чжуд» (тибет.— основа наставлений) представляет собой практическое руководство по лечению внутренних болезней, в его 92 главах описаны 404 группы заболеваний, различаемых по их происхождению, развитию, локализации, полу и возрасту больного, признакам болезней и их лечению.

Четвертая часть «Чимэй-чжуд» (тибет.— дополнительная основа) посвящена диагностике по пульсу, исследованию мочи, способам заготовки лекарственного сырья, а также направлению, которое сегодня мы называем рефлексотерапией.

Сложность трактата «Чжуд-ши» обусловила появление многочисленных комментариев к отдельным его разделам. Наиболее полным и популярным среди них является сочинение «Вайдурья-онбо»(«Голубой лазурик»), составленное в 1688—1689 гг. и ставшее основным учебным пособием в медицинских школах при буддийских монастырях.

Его автор Дэсрид Санчжай-Чжамцо (1653—1705)—потомок тибетских царей, был врачом и государственным деятелем при дворе далай-ламы V — Агван-Лобсан-Чжамцо. Чжуд-ши По своей структуре «Вай-дурья-Онбо» полностью повторяет трактат «Чжуд-ши», однако по объему превышает его почти в три с половиной раза, т.к. содержит подробные толкования специальных терминов и понятий, идей и принципов трактата «Чжуд-ши», дополнения к его тексту, а также взгляды авторов более древних медицинских сочинений.

Трактат «Вайдурья-онбо» дополнен уникальным «Атласом тибетской медицины», выполненным по заказу автора (Дэсрид Санчжай-Чжамцо) в буддийском монастыре Сэртог-манбо в Восточном Тибете. Полный комплект атласа (ныне он хранится в Республиканском краеведческом музее г. Улан-Уде) состоит из 77 листов,, на которых представлено более 10 тысяч цветных иллюстраций, изображающих лекарственные средства Тибета и способы их использования.

Распространение тибетской медицины

В течение нескольких веков тибетская медицина развивалась только з Тибете. В XIII в. вместе с буддизмом она проникла в Монголию, к XVII в.— в Туву, Калмыкию, Забайкалье.Причем в каждом из этих регионов она развивалась на базе своего местного лекарственного сырья: так, тибетские ламы-лекари нашли заменители индийскому привозному сырью во флоре Тибета, а в Монголии аналогичной переработке подвергались труды тибетских авторов.

В Европе первые сведения о тибетской медицине появились в конце XVIII в. (после экспедиции английского посольства ко двору Тешо-ламы). В России первый перевод трактата «Чжуд-ши» был выполнен в 1908 г. А. М. Позднеевым.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»

ageiron.ru

Медицина Древнего Китая

     Содержание 

  Введение ………………………………………………………………… 3
1. Культура врачевания и лекарствоведение в Древнем  Китае ………… 5
2. Особенности китайской  философии, ее влияние на развитие медицины ………………………………………………………………...  13
3. Методы лечения  китайской медицины ………………………………... 18
  Заключение  ……………………………………………………………… 24
  Список литературы ………………………………………………........... 26
                        

Введение 

     Восточная медицина, сложившаяся в глубокой древности в Китае, Индии и  Тибете, поражает цельностью своих  философских основ, комплексным подходом к лечению и разнообразием терапевтических методов и систем. Основной особенностью этих методов является мобилизация внутренних ресурсов организма человека.

     Сложившиеся в современном мире европейские  медикаментозные методы лечения принесли с собой неожиданные осложнения и проблемы, неведомые древним медикам. Массовое применение антибактериальных и других препаратов резко снизило иммунитет людей. На психологическом уровне также появились осложнения, связанные с быстродействием современных химических препаратов. Развивается и усиливается специализация врачей, приводящая к потере нравственных и профессиональных ориентиров.

     Большинство людей считают, что европейская традиционная лекарственная медицина занимается только нашими болезнями, а вовсе не здоровьем человека. Узконаправленное действие препаратов, полученных искусственным путем химического синтеза, их побочное влияние на разные физиологические процессы, увеличение числа соматических, психических, душевных болезней, в том числе смертельно опасных (массовая аллергия на лекарства и химикаты, используемые на производстве и в быту), подталкивают к поиску иного решения. Люди, наконец, начинают понимать, что действие употребляемых лекарств далеко не всегда помогает организму справляться с болезнью, а часто и мешает ему, ослабляя развитие естественных реакций. Страдают другие органы и системы организма, ухудшаются его функции, что кладет основание для будущих болезней.

     В настоящее время происходит отвержение узкоспециализированной медицины и формирование принципиально другой медицины, которая использует физиологические механизмы самого организма для предупреждения, профилактики болезней и компенсации развивающихся нарушений. При сложном и мучительном процессе выработки научной медициной других, более цельных и комплексных подходов двадцативековой опыт восточной медицины может оказать неоценимую помощь.

     По  существу, предполагается интересная и творческая работа по слиянию достижений Востока и Запада, причем нельзя упускать даже крупицы полезного и у тех, и у других. Это не представляет собой неразрешимую задачу, как может показаться на скорый взгляд, так как со времен своих основателей Асклепия и Гиппократа до недавно (250-300 лет тому назад) начавшегося бурного развития физиологии европейская и восточная медицины оперировали весьма схожими понятиями и образами.

     Итак, целью данного реферата является рассмотрение самобытности древнекитайской культуры, а также медицины и фармации.

     Для достижения поставленной цели важно выполнить следующие задачи:

     - объяснить основные термины и понятия, иметь представление об основных этапах культурного развития Древнего Китая, его вкладе в копилку мировой культуры,

     - знать и уметь охарактеризовать основные взгляды на причины и происхождение болезней в китайской медицине, классические методы диагностики и специфические виды терапии, нашедшие широкое применение в мире.          

1. Культура врачевания и лекарствоведение в Древнем Китае 

     В первобытнообщинный строй (до 14 в. до н.э.) на территории северного Китая, где зародилась китайская цивилизация, археологическими раскопками обнаружены остатки ранних первобытных культур. Люди культуры Ян-шао (примерно с середины 3-го тысячелетия до середины 2-го тысячелетия до н.э.) уже знали земледелие и скотоводство, но занимались также охотой и рыболовством. Луншаньскую культуру сменила культура бронзы эпохи Шан (или Инь) (16-11 в.в. до н.э.). Обе эти культуры имеют много общих черт. По преданиям, приводимым более поздними литературными источниками можно проследить в общих чертах развитие первобытнообщинного строя и его разложение, начавшееся в неолитический период и закончившееся в эпоху бронзы становлением классового общества.

     Рабовладельческое общество (14 в. до н.э. – первые века н.э.). О характере раннего классового общества в эпоху Шан (Инь) можно судить по иньским надписям на панцирях черепах и костях животных, самые ранние из которых относятся к концу 14 - началу 13 в. до н.э.

     Во  главе государства, представлявшего  интересы землевладельческой аристократии, стоял наследственный монарх - Ван. Угнетенные классы состояли из общинников-земледельцев, ремесленников, а также из рабов, главным образом военнопленных. Труд рабов в основном использовали в скотоводстве. В иньском обществе сохранялись значительные пережитки первобытнообщинных отношений. Государство Инь вело длительные завоевательные войны с соседними племенами, в результате чего его территория расширилась и к 11 в. до н.э. охватывала современные провинции Хэнань, Шаньси, частично Шэньси, Хэбэй. В иньскую эпоху развивалась культура, положившая начало китайской цивилизации времен достоверной истории. Появились зачатки лунного календаря, возникла письменность - прообраз современного иероглифического китайского письма.

     Классовые противоречия и обострившаяся политическая борьба между различными царствами нашли своё отражение в области идеологии. В 6-3 в. до н.э. сформировались основные философские школы. Между ними велась острая борьба.

     Войны между государствами закончились  победой царства Цинь и созданием  первой в Китае централизованной империи Цинь (221 - 207 до н.э.). Ее основатель и первый император Цинь Ши-хуанди осуществил ряд реформ, объединивших и укрепивших страну. При нём были соединены стены северных царств и создана Великая китайская стена. Многие китайские авторы относят начало феодализма в Китае к 3 веку до н.э. - 1  веку н.э.

     Феодальный  Китай (с первых веков н. э. до 40-х г.г. 19 в.). В первых веках н.э. окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом свободной купли-продажи, окрепло крупное землевладение «сильных домов», получило развитие система надельного землевладения на государственных землях. Свыше 100 лет продолжалась борьба на Севере Китая между некитайскими царствами, в ходе которой наиболее сильное из них государство Тоба Вэй, созданное сяньбийским племенем тоба, уничтожило соперников и объединило под своей властью весь северный Китай.

     Период  до конца 6 века известен в истории под названием Нань бэй чао, он характеризовался войнами между северными и южными царствами, а также междоусобной борьбой феодалов внутри царств. В 4-6 веке развивается церковное (буддийское) землевладение, главным образом на Севере Китая, где к началу 6 века было около 30 тысяч буддийских монастырей с 2 млн. монахов (буддизм проник в Китай из Индии в 1 в. н.э.).

     Итак, в Китае рабовладельческий строй укрепился в конце 3 - го и начале 2 - го тысячелетия до нашей эры. В этот период  рабовладения в Китае возникла иероглифическая письменность, удержавшаяся в течение тысячелетий.

     Сложность этой письменности делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов.

     Во 2-ом веке до н.э. в Древнем Китае  была начата выработка бумаги, а  овладение техникой ее производства произошло во 2 веке н.э. Поэтому большая  часть древних книг вырезана на деревянных бамбуковых дощечках, черепашьих панцирях, каменных барабанах или написана на шелке.

     В Древнем Китае были известны порох, бумага и компас. Больших успехов  достигли точные науки. Лекарствоведение занимала особое место в культуре Древнего Китая. Ее история начинает свои корни более чем 4 тысячелетия назад.

     Основными источниками сведений о медицине (фармации) Древнего Китая являются: памятники медицинской письменности; данные археологии, этнографии; памятники материальной культуры; ведийский период.

     Один  из основоположников Китайской медицины (6 век до н.э.) Бань Цяо путешествуя  по стране, знакомился с опытом народной медицины. Он владел всеми известными в то время диагностическими приемами (осмотр, расспрос, прослушивание, исследование пульса и т.п.), он был и терапевтом и хирургом (использовал как лекарственные растения, так хирургические инструменты). Он является автором древнейшей книги о лекарствах «Нань цзинь» (книга о трудном).

     В период империи Цинь (3 век до н.э.) появилось сочинение «Травник Шэнь Нуна». Эта древнейшая фармакопея включала в себя 365 лекарственных средств, из которых 240 - растительного происхождения. Все средства были разделены на 3 группы:

     - неядовитые лекарства (омолаживающие) - около 120 лекарств, прием которых не ограничивался ни сроком, ни дозировкой;

     - тонизирующие лекарства - около 120 лекарств, употребление которых требовало соблюдения определенных правил;

     - токсические лекарства - около 125 лекарств, которые оказывают благотворное действие на организм при применении определенных количеств непродолжительное время.

     В травнике упоминаются такие лекарственные  формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри и т.п.

     При императоре Шэнь Нуне был составлен  самый древний в мире гербарий, в котором было представлено более 100 растений, обладающих целебными свойствами.

     Первым  многотомным источником истории  Древнего Китая был «Ши цзи» - исторические записки, которая была составлена в 1 веке до н.э. китайским ученым Сыма Цянем (145-86 г.г. до н.э.). В данном источнике широко освещена хроника Ханьской династии, в которой успешно применялся методы «чжэнь-цзю» (иглоукалывание и прижигание) и пульсовой диагностики.

     Древнейшим  из медицинских текстов Древнего Китая является трактат «Хуанди  Нэй цзинь», что дословно переводится, как «Книга о внутреннем Желтого предка» или «Канон врачевания Желтого предка». Данный канон составлен  около 3 века до н.э. в форме диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа - Хуанди. «Нэй цзин» состоит из 18 книг. Девять первых - «Су вэнь» (простые вопросы) посвящены строению и жизнедеятельности организма, распознаванию и лечению болезней. В следующих девяти томах - «Лин шу» (чудесные точки» описывается древний метод «чжэнь-цзю». В этом каноне приводятся названия (около 900) и синонимы растений, ботанические описания, время сбора, географическое распространение, микроскопическое описание сырья, фармакологическое действие и применение.

     Во 2-ом веке н.э. в Древнем Китае впервые в мировой практике были введены записи течения хода болезни и назначения, которые делались больному. В наше время данные записи носят названия - истории болезни.

     Изучение  действия растительного сырья позволило  обогатить имеющие травники, и  в 502 году в Китае была составлена новая фармакопея «Шэнь  нун бэн цао цзин». Она состояла из 7 томов и включала в себе более 700 видов лекарственных растений.

     Справочник  «Мин бэй лу», составленный Тоу Хун  Цзин (452-536 г.г.) содержал около 16000 рецептов и в настоящее время пользуется огромной популярностью у китайских врачей и фармацевтов. 

     Сочинение Сюй Дзы Цая «Лэн гунн яо дуй», появившееся в 550 году впервые классифицировала все лекарства по их действию. Все лекарства были разделены на 10 групп: ветрогонные, укрепляющие, мочегонные, вяжущие, слабительные, потогонные, расслабляющие, смягчающие, успокаивающие и альтернативные.

stud24.ru

Лекарствоведение в Древнем Китае, Фармацевтика

Пример готового реферата по предмету: Фармацевтика

Содержание

Введение 2

Развитие лекарствоведения в Древнем Китае 3

Заключение 14

Список литературы 15

Содержание

Выдержка из текста

Кожные заболевания лечили с применением мышьяка, в качестве слабительного средства использовался ревень и сульфат натрия. Для лечения сексуальных расстройств использовали гормоны, которые выделяли из мочи.

В Китае за 1000 лет до н.э. начали применять предупредительные меры против оспы, для чего в ноздри вкладывалась вата, которую пропитывали содержимым человеческого оспенного струпа. В качестве меры предупреждения чумоподобных болезней применяли самоизоляцию, покидание человеком насиженных мест при эпизоотии грызунов (крыс и мышей).

В Китае впервые применили ревень и эфедру. Мудрое правило «лучше предупреждать болезнь, чем ее лечить» принадлежит китайцам. Довольно рано в Китае появились специалисты по изготовлению и торговле лекарственными средствами. Весьма древнего происхождения и китайская аптека как специальное учреждение.

Таким образом, Древний Китай представляет собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что в значительной степени обусловлено локальностью китайской цивилизации, которую можно объяснить причинами географического, социально-экономического и политического характера.

Заключение

Развитие традиционной китайской медицины на протяжении долгого времени происходило изолированно от других культур земного шара.

Так, в Европу сведения о ней китайской медицине только в XIII веке. В современном мире роль традиционной китайской медицины постоянно растет. Научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины.

Китайцы имеют свою, совершенно уникальную методику, которая позволяет систематизировать лекарственные препараты и способы их применения. Она имеет значительные расхождения с методиками и системами западной медицины. В основе философии, на которой стоит китайская медицина, лежит положение о том, что человек живет между небом и землей и сам подобен Вселенной в миниатюре. Материю, из которой состоят живые существа, рассматривают как принадлежащую «инь» или женскому пассивному началу. Жизненные функции живых существ, с другой стороны, рассматриваются как принадлежащие «ян» или мужскому активному началу.

Объект китайской медицины — это, прежде всего, человек, а не только его болезнь. И это является одной из основных особенностей китайской национальной медицины. Китайские медики считают болезнь только указанием на существование дисбаланса в самом человеке.

Список литературы

1. Егоров В.А., Абдулманова Е.Л. История фармации: Учебное пособие для студентов фармацевтического факультета. Самара: ООО «Офорт», ГОУВПО «СамГМУ» изд-е 2-е, 2004 г.

2. Заблудовский П.Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М.К. История медицины. — М.: Медицина, 1981. — 352 с.

3. Китайская философия и современная наука. — М.: Самообразование, 2008. — 96 с.

4. Лисицын Ю.П. История медицины. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 304 с.

5. Михель Д.В. История медицины и фармации. — М.: ЭКСМО, 2010. — 192 с.

6. Поркерт М. Теоретические основания китайской медицины. Системы соответствия. — М.: Саттва, 2006. — 336 с.

7. Сбоева С.Г. Летопись фармации. ХХ век. М.: ВНОФ, 2000 г.

8. Семенченко В.Ф. История фармации. — М.: ИКЦ «МарТ», 2003. — 640 с.

2

Список литературы

1. Егоров В.А., Абдулманова Е.Л. История фармации: Учебное пособие для студентов фармацевтического факультета. Самара: ООО «Офорт», ГОУВПО «СамГМУ» изд-е 2-е, 2004 г.

2. Заблудовский П.Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М.К. История медицины. — М.: Медицина, 1981. — 352 с.

3. Китайская философия и современная наука. — М.: Самообразование, 2008. — 96 с.

4. Лисицын Ю.П. История медицины. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 304 с.

5. Михель Д.В. История медицины и фармации. — М.: ЭКСМО, 2010. — 192 с.

6. Поркерт М. Теоретические основания китайской медицины. Системы соответствия. — М.: Саттва, 2006. — 336 с.

7. Сбоева С.Г. Летопись фармации. ХХ век. М.: ВНОФ, 2000 г.

8. Семенченко В.Ф. История фармации. — М.: ИКЦ «МарТ», 2003. — 640 с.

список литературы

referatbooks.ru

Лекарствоведение в Месопотамии (Двуречье)

Применение воды, масла, почек различных растений, животных жиров, нефти. Настои и отвары для внутреннего применения, мази и пасты для наружного использования, компрессы, натирания, клизмы, ванны, массаж, обливания. Прием лекарств натощак и после еды. Использование специальной посуды для приема лекарств. Использование процессов кипячения, растворения, смешения, фильтрации, измельчения при изготовлении лекарственных форм.

Лекарствоведение в Индии

Индийские Веды, сборник законов Ману (II тыс. до н.э.). Индийская фармакопея «Аюр-веда». Широкое применение при лечении заболеваний: рвотных, слабительных, потогонных веществ; масла, пряностей, злаков, древесины, коры, кореньев, цветков, плодов растений богатейшей местной флоры; хлопка, камбия деревьев, волокон растений, шелка, обработанных кишок животных в качестве перевязочного материала; минеральных веществ (мышьяка, ртути, золота и др.) и солей; антидотов при укусах змей. Развитие химии и фармации.

Фармация в Китае

(III - II тыс. до н.э.). Травник Шэнь-Нуна (1122-711 г. до н.э.), «Книга Тан», «Шанхай-цзинь», работа Чжан Чжунцзина «Шань-хань-лунь» (113 прописей), «Шень-нун-бэнь-цао» (300 лекарственных средств и прописей), канон китайской медицины «Нэй-цзин» (III в. до н.э.), «Шень-нун-бэнь-цао-цзин» (502 г., первая в мире фармакопея в 7 томах, содержала описание 730 видов растений). Аптекарствие сады ( VI в.). Справочник Тоу-Хун-Цзина «Мин-бэйлу», содержащий 16000 рецептов. Сочинение Сюн-Дзы-Цая «Лэн-гун-яо-дуй» (содержит первую классификацию лекарств по их действию). «Царь лекарств» Сун-Сы-Мяо (581-673 г.г.) и его «Тысяча золотых рецептов» в 30 томах.

Развитие химических знаний. «Медицинские прописи для неотложных случаев» Гэ-Хун (261-351).

Правление династии Сун (960- 1279). Книга Тан-Шэнь-Уэна «Да-гуань-цзин-ши-чжэн-лю-цзы-бэнь-цао» в 8 томах (400 лекарственных прописей).

Практическое руководство по иглоукалыванию и прижиганию (начало XII века). Монография по судебной медицине, раздел «Противоядия» (XIII в.). Фармаколог Ли-Ши-чжэнь (Пин-Ху) (1518-1592 г.р.) и его «Бэнь-цао-гань-му», содержащее описания 1892 лекарственых растений и 11896 прописей в 52 томах.

Фармация тибетской медицины

Основные трактаты тибетской медицины «Чжуд-ши» (VIII-IX вв.), «Вайдурья-онбо» (98 групп лекарственных растений) и «Лантаб» (XVII в.), фармакологические и фармакогностические сочинения: «Шелхпрэнг», «Шелгон» (XVII в.), «Дзэйцхар Мигчжан» (XIX в.). Рнцепты тибетской медицины и фармации.

11. Фармация в античном мире Лекарствоведение в Древней Греции

Фармакотерапия в «Сборнике Гиппократа». «Аптека» Древней Греции. Твердые , жидкие, газообразные, мягкие лекарственные формы. Применение вагинальных суппозиториев, глазных порошков и мазей. Фитотерапия.

Тэофраст из Эфеса (370-285 г.г. до н. э.) и его «Исследование о растениях». Развитие теоретической и прикладной ботаники и фармакогнозии.

Герофил (родился около 300 г. до н.э.) – основоположник полифармации.

«Материа медика» Гикозия, «Ящик с лекарствами» Кариста.

«О внутренних и наружных лекарствах», «О приготовлении и испытании лекарственных средств» Гераклеит (1 в до н.э.).

Митридат VI Евпатор (120-63 г.г. до н.э.). Первые работы по токсикологической химии.

Развитие химических знаний в Древней Греции.

studfiles.net