Культурное наследие древней руси. Книга: «Культурное наследие Древней Руси»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культурное наследие христианской Руси. Культурное наследие древней руси


Культурное наследие христианской Руси

Разделы: ОРКСЭ

Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.

Задачи урока:

  • актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о значении христианства в развитии культуры нашей страны;
  • создавать условия для развития представлений школьника том, как религия способствует укреплению семьи и общества;
  • активизировать интерес учащихся к предмету.
  • Предметные: Встраивать этические понятия  в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.
  • Личностные: Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд(плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы)
  • Метапредметные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тесты с элементами рассуждения.

Элементы содержания. Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси.

Характеристика деятельности обучающихся.

Обсуждение вопросов

  • «Что мы знаем о христианской вере?
  • Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту).

Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?».

Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, изобразительное искусство, пропедевтика курса обществознания.

Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника, презентация мультимедия.

План урока

I этап. Вводный (мотивационно-организационный)

Организация деятельности учащихся.

– Здравствуйте. Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пошлите положительные эмоции своим одноклассникам». Выберете «смайлик», который соответствует вашему настроению в данный момент времени».

Ребята, прочитайте слова, записанные на доске:

«Да ведают потомки православныхЗемли родной минувшую судьбу».

- К чему призывает нас великий русский поэт А.С.Пушкин?

Ответ учащихся: (не забывать славную историю своей страны)

Учитель: Верно. Мы должны помнить свое прошлое, потому что без прошлого нет настоящего. И сегодня на уроке мы откроем странички нашей истории, которые расскажут нам о том, как пришла на русскую землю вера православная.

Повторим, что  прошли на прошлом уроке.

1) Что такое берестяные грамоты и где впервые они были обнаружены? (1530 г. в Новгороде)

2) С чьим именем связано начало книгопечатания на Руси? (Иван Федоров)

Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор? («Культурное наследие христианской Руси»)

II этап. Основной (информационно-аналитический)

У вас на  столе находится текст, прочитать текст  и ответить на вопрос.  «Откуда на Русь пришло христианство?»

(Доклад ученика)

На Руси Христьянство распространилось под влиянием Византии. Восточные славяне Византию обычно называли Греческим царством, а её столицу Константинополь - Царьградом. Это было  сильное богатое государство, с которым у славян были наложены хорошие торговые отношения.

Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине Х века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ  от язычества. Чем же пугала новая вера язычников? Нужно было поверить, что миром правит Единый Бог, это он создал всё, что есть в окружающем мир. Только десятилетия спустя, 988 году христианство пришло на Русь. Это  произошло во времена правления Великого князя  Владимира Красное Солнышко- внука княгиня Ольга. В летописи говориться « Наутро вышел Владимир с попами царицынами на Днепр, и собралось там людей без числа. Вошли в воду  и стояли одни по шею, другие по грудь, молодые  у берега, иные держали младенцев, а совершенные летами бродили по воде, попы же стояли и совершали молитвы. И была радость на небесах и на земле о стольких спасенных душах. Люди, крестившись, пошли каждый в дом свой»

Учитель: Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в новый этап своего развития. Вера помогала сплотить народы, проживавшие на её территории. Православная церковь разъясняла особенности новой религии, рассказывала о любви и милосердии Бога. Она учила людей изживать обычаи, которые остались от язычества: кровную месть, идолопоклонство. Священнослужители рассказывали о необходимости уважать старших, беречь семью, честно трудиться. Христианство помогло объединить не только славянские, но и неславянские племена.

2. Учебный диалог («Обсудим вместе»):

Она была такой прекрасной,Что, красотой её пленяясь,К ней воспылал любовью страстнойИ в жены взял великий князь.Была она такою умной,Что – хоть историка спроси! –Из всех княгинь её лишь толькоПрозвали Мудрой на Руси!Она была ещё жестокаИ проливала кровь за кровь,Пока Господь в мгновенье окаНе дал ей веру и любовь.Крестившись, сильно измениласьИ, не творя отныне зла,По всей Руси добро, и милость,И Слово Божие несла!

Учитель: О ком это стихотворение? (о княгине Ольге)

Давайте обратимся к жизни этой женщины, которую Церковь называет «Начальницей веры» и «Корнем православия» на Руси. С её именем проходили разные явления приурочена к лику святых.

1) Проанализируем текст.

Выделим главные мысли, сделаем вывод:

Учитель: Что менялось в жизни людей после принятия христианства?

Прочитайте исторические свидетельства на странице 87-88.

Учитель: После принятия христианства повелел князь Владимир, как сказано в летописи, «рубить повсюду церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры».

(Доклад  ребенка)

Для стройки выбрали самые красивые места в поселениях. Первые деревянные храмы были срублены в Киеве и Великом Новгороде. Позднее церкви стали строить из камня.

До настоящего времени сохранилось не много древних храмов. Но все они вызывают восхищение и являются выдающимися памятниками архитектуры. Возводя церкви в своих городах, наши предки не жалели на них средств. Снаружи стены храма украшали каменной резьбой, а внутри храма выкладывали мрамором, стены украшали фресками и яркой мозаикой. Все эти произведения древнего и современного искусства изображают сцены из жизни Христа и его учеников.

В православном храме всегда много икон. Они сопровождают верующего человека в течение всей его жизни. Иконы издревле находились не только в церквях, но и в каждой избе, в маленьких молельнях на дорогах, на поляхсражений. Иконопись считалась самым совершенным из искусств, а мастера – иконописцы были окружены огромным уважением современников.

Задание 2. Прочитайте текст и подчеркните причины принятия христианства.

На столе у вас текст

Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу. Ведь византийские христиане, в отличие от хазар и булгар, не посягали на восточнославянские  территории. К тому же Русь поддержала тесные торговые связи с Византией Часть жителей Руси. Особенно среди киевлян, исповедовали христианство. Примером были Византия, самая могущественная церковь способствовала ее укреплению. К тому же  византийская церковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора. К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как варваров.

Задание 3. С помощью текста, дополните  текст.

В греческую столицу____ князь___отправил своих послов. Русские послы посетили____ в этом храме. Они были поражены красотой____. После этого князь Владимир решил принять____. От Рождества он призвал жителей Киева_____в реке____. В народной памяти князь Владимир остался как Владимир_________

Текст. В греческую столицу  Константинополь  князь Владимир отправил своих послов. Русские послы посетили  богослужение  в храме и были поражены красотой службы.  После этого князь Владимир решил принять православие. От Рождества он призвал жителей Киева крестить в реке Днепр. В народной памяти князь Владимир остался как Владимир Красно Солнышко.

Учитель: К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, вос­принимая русских как варваров.

Задание 4. Ответьте на вопросы.

1. Какой фактор мог быть решающими при выборе веры?

Учитель: К этому времени в мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм), все эти религии претендовали на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру оставалось сделать свой выбор.

 Задание 5. Рассмотрим  слайды. Выскажем предположение:

1) Используя  информацию из текста приведём доказательства того, что монастыри на Руси считались центром культуры?

2) Почему церкви и храмы имеют такую форму?

3) На что похожи купола церквей?

4) Влияет ли количество куполов на красоту храмовой постройки?

«Послушаем звон колоколов».

Послушай запись колокольного звона

Какое впечатление произвёл на  вас колокольный звон, каким по настроению он был?

Рефлексия

Дать самооценку результатам своей творческой деятельности поставить в дневник. Выберете «смайлик», который соответствует вашему настроению в данный момент времени».

– Расскажите, о своих ощущениях от работы продолжив фразы:

  • У меня получилось….
  • Мне нужно постараться…
  • У меня были трудности в ….

– Спасибо за работу!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Книга: Культурное наследие Древней Руси

  • Объединение Руси —  История России …   Википедия

  • Дмитриев, Лев Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дмитриев. Лев Александрович Дмитриев Дата рождения: 18 августа 1921(1921 08 18) Место рождения: Сызрань Дата смерти: 21 февраля …   Википедия

  • Иван IV Васильевич Грозный — (25 VIII 1530 г. – 18 III 1584 г.) – великий князь (с 1533 г.) и царь (с 1547 г.) всея Руси, писатель и публицист. Историческая роль И. В. сложна и противоречива; противоречива и его роль в истории древнерусской литературы. В годы И. В. к… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • ГИМНОГРАФИЯ — [греч. ὑμνογραφία песнотворчество, от ὕμνος гимн, песнь и γράφω писать], в христ. богослужении небиблейские поэтические тексты, предназначенные для исполнения (в первую очередь певч.) в определенные моменты служб. Жанры церковной Г. разнообразны… …   Православная энциклопедия

  • Изборник 1076 г. — Изборник 1076 г. (в научной литературе он именуется также Сборник Святослава, Сборник 1076 г.) – одна из древнейших древнерусских рукописных книг. На л. 275 об.–276 имеется запись, из которой следует, что сборник написан Иоанном в 1076 г.… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… …   Православная энциклопедия

  • Иларион, митрополит киевский — Иларион (сер. XI в.) – митрополит киевский, оратор и писатель, церковно политический деятель. Сведения о жизни и деятельности митрополита И., содержащиеся преимущественно в Начальной русской летописи, дают мало для его биографии, но помогают… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Ефросин, монах Кирилло-Белозерского монастыря — Ефросин (2 я пол. XV в.) – монах Кирилло Белозерского монастыря, книгописец. До нас дошло шесть рукописных сборников, частью переписанных его рукою, частью собранных им из рукописей других писцов. Само имя книгописца Е. (правильно – Евфросин) и… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • БОРИС И ГЛЕБ — [в Крещении Роман и Давид] (90 е гг. X в.? 1015, после 15.07), св. князья страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля, в Соборе Рязанских святых и в СобореТульских святых; в Соборе Росто Ярославских святых Б.; 5 сент., в Соборе Владимирских святых и в… …   Православная энциклопедия

  • Епифаний Премудрый — (2 я пол. XIV – 1 я четв. XV в.) – инок Троице Сергиева монастыря, автор житий и произведений других жанров. Сведения о Е. П. извлекаются только из его собственных сочинений. Судя по одному из них – «Слову о житии и учении» Стефана Пермского, –… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Физиолог — – переводный сборник, восходящий к традиции бестиариев, о свойствах реальных и легендарных животных, камней и деревьев. Каждая статья (всего их ок. 50) двучастна: в первой содержится описание животного и его повадок, во второй – морализующее… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • dic.academic.ru

    Культурное наследие Руси как объект паломничества. Курс лекций. Часть I

    Культурное наследие Руси как объект паломничества. Курс лекций. Часть I

    Часть I Исторический очерк формирования культурного наследия Руси

    Общие понятия курса. Паломничество. Наследие. Этапы становления русской культуры. (формирование русской культуры как непрерывный синтез)

    Паломничество — одно из древнейших проявлений духовности человека. Посещение священных и памятных, дорогих сердцу мест обусловлено естественной нравственной потребностью: войти в общение с почитаемым лицом, местом или предметом, восстановить расторгнутую временем или пространством духовную связь, получить внутреннюю силу. Паломничество совершается и на религиозной, и на духовно-нравственной, патриотической, родовой основе. Его главным побудительным мотивом является зов души, зов предков, та сила, которая связывает человека с его прошлым.

    В этом паломничество существенно отличается от туризма, который в большей степени предполагает, во-первых, простую познавательность а во-вторых, — развлекательность, отдых, высокую степень комфорта. Для паломничества существенным оказывается фактор самоограничения в удобствах путешествия, самоуглубление и самопознание, преобладающие нравственные мотивации в поведении и общении.

    Особенно важным представляется то, что паломник должен быть внутренне готов воспринять то духовное воздействие, которое оказывает посещаемый объект. Для этого всякий, кто в той или иной степени участвует в паломничестве, должен глубоко, как лично пережитое, воспринять и осознать содержание, цели предпринимаемого путешествия. Организаторам паломничества особенно необходимо быть способными передать историческое, духовное значение посещаемого места всякому, и тем более паломнику.

    Паломнические поездки по России предполагают прикосновение к ее богатейшему культурному наследию.

    Наследие — это та непреходящая ценность, которую хранит, бережет, развивает, которой гордится каждый человек. Под "наследием" мы понимаем не только памятники материальной культуры, но и дух, который лежит в основе национального самосознания.

    Материальные памятники служат как бы внешними условиями, рамой для проявления внутреннего человеческого состояния. Внутренний мир человека может лишиться духовной опоры, если утрачены памятники внешней материальной культуры. Без внешних знаков трудно воссоздать и развить внутренний мир.

    Задача курса — представить в целом исторически сложившееся духовное богатство и материальные памятники русской культуры, которые унаследовало наше Отечество и которые представляют собой неотъемлемую часть мировой христианской цивилизации.

    Заранее обусловим, что мы рассматриваем русскую культуру не как  этническую принадлежность определенного народа, но как понятие общее для многих национальностей, населяющих нашу страну. Поэтому в заглавие вынесено изначальное понятие "Русь".

    Россия идет историческим путем синтеза: всю историю формирования русской культуры можно рассматривать как непрерывный синтез.

    Одним из признаков, отличающих ее, является способность к сочувствию, к восприятию и освоению чужого и претворению его в свое собственное, национальное. Этот природный дар свойственен русской культуре как никакой другой. Недаром Достоевский говорил, что русский человек — это "всечеловек".

    I. В X в. славянские племена, населявшие территорию тогдашней Руси, восприняли христианство и византийскую культуру в высшей точке ее развития. Произошел первый синтез, приведший к образованию самостоятельного государства восточных славян — Киевской Руси. Стремительный расцвет этого государства, быстрое достижение им высокого уровня культуры свидетельствует о восприимчивости славянской природы, способности учиться и усваивать все лучшее, что создано другими цивилизациями.

    II. В XIII в. Русь была завоевана ордами монголо-татар. Это было страшное бедствие, но, тем не менее, Русь прошла и через это испытание, и, вступив в контакт с кочевыми племенами, со "степью", осуществила новый синтез: ордынского всевластия и христианского мировоззрения, христианского уклада жизни — в результате чего возникло обширное, сильное и независимое Московское государство со своей самобытной национальной культурой.

    III. Последние три века в России шел процесс европеизации. Начавшийся петровскими реформами, проводившимися стремительно и насильственно, он расколол русское общество на европеизированную верхушку и народную массу, которой нововведения были чужды. Это разделение несло в себе зародыш будущих социальных катастроф. Однако нельзя отрицать, что в этот период Россия восприняла европейскую возрожденческую культуру опять-таки в высокой точке ее развития и достигла следующего синтеза. В результате возникло новое государство — Российская империя, давшее миру величайшие образцы культуры во всех ее проявлениях.

    IV. Наконец, Октябрьская революция и годы Советской власти выявили некий новый синтез: марксизма, европейского учения об экономическом детерминизме в развитии общества, с исконно русским мессианским идеалом, исканием царства правды, социальной справедливости, с традиционным для русского крестьянства духом общинности. Хотя это был, безусловно, трагический период, во многом гибельный для российских национальных ценностей на всех уровнях, сейчас как никогда важно осознать не только отрицательные, но и положительные его итоги, важнейшим из которых является всеобщее обязательное образование, чтобы, пока не поздно, не потерять безвозвратно то, что еще живо и что составляет наше достояние.

    V. Сейчас Россия стоит на пороге некоего нового синтеза. При том, что повсеместно идет процесс глобализации, стирающий границы национальных культур, нам особенно важно определить те черты, которые генетически свойственны нам и которые мы должны сохранить и передать будущим поколениям.

    Задача нашего курса состоит в том, чтобы показать генезис русского образа жизни, мысли и развития, динамику формирования культурного наследия России, которое может служить объектом как чисто познавательного интереса, так и глубоких нравственных духовных устремлений.

    Литература:

    Общие работы:1. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. тт. 1 – 3. М., 1996.2. Карамзин Н.М. История государства Российского. (XII томов в 4-х книгах) М., 2001.3. История Русской Церкви. В 9-ти книгах. М., 1994 –1997. 4. Карташев А.В. Воссоздание Святой Руси. Париж, 1956.5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. тт. 1-3 М., 20006. Лосский Н.О. Характер русского народа. кн. 1-2. М., 1990.7. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Полное собрание сочинений в 18-ти тт. М. 1988 -1996 8. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 20009. Русская Православная Церковь. М., 1980.10. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 199711. Энциклопедический словарь русской цивилизации. М., 2000

    Славяне. Происхождение, отличительные особенности мироощущения.

    Древнейший пласт доставшегося нам культурного наследия — дохристианская культура восточных славян. Вопрос о происхождении славян до сих пор окончательно не решен. Над ним работают ученые разных специальностей: историки, археологи, лингвисты.

    С точки зрения лингвистики несомненно, что славянские языки принадлежат индоевропейской группе и восходят к некоему единому, хотя и раздробленному на диалекты, праславянскому языку. Из европейских языков наиболее близкими к славянским являются балтийские, особенно литовский.

    В "Повести временных лет" говорится, что славяне первоначально селились на Дунае и оттуда распространились к северу. У современных археологов нет единства в решении этого вопроса: одни считают прародиной славян бассейн Вислы и Одера, другие — территорию между Западным Бугом и средним течением Днепра. При том, что от древнейшего периода истории славянства до нас не дошло никаких письменных памятников, данные лингвистики и археологии бывает очень трудно объединить в целостную картину.

    К числу исторических источников, содержащих сведения собственно о славянах, относятся произведения византийских историков начиная с VI в. н. э.: Прокопия Кесарийского, Феофилакта Симокатты, готского историка Иордана и др. Ими упоминаются "склавины" и "анты". Как наиболее характерные черты славянских общностей византийские авторы отмечают вечевое правление, отсутствие жесткой княжеской власти, любовь к свободе и нежелание повиноваться "ромейским", (т.е. византийским) законам.

    Попытки найти известия о славянах у более древних авторов дают материал интересный, но с точки зрения исторической науки довольно ненадежный. Славянами считают племена венедов или венетов, (давших название городу Венеции), известные античным историкам I–II вв. н. э., которых возводят к упоминаемым еще у Гомера энетам, союзникам троянцев. Весьма остроумно предположение о том, что к славянам могли принадлежать мифические амазонки — оно отчасти находит подтверждение в том, что греческое название "амазонес", созвучное прилагательному "алазонес" — "заносчивые", можно воспринимать как перевод на греческий племенного названия "славяне" — "славные". Древнерусский героический эпос также знает женщин-воительниц, называвшихся "поляницами". Некоторые ученые видят предков славян в описываемых Геродотом скифах-пахарях, погребающих своих умерших в курганах. Хотя исторически скифы принадлежат к иранской этнической группе, во времена Геродота этим именем могли называться все обитатели приднепровских степей. Подобные общие названия применялись и к другим группам в центральной Азии, да и в Западной Европе.

    В истории неоднократно делались попытки усмотреть в этих полумифических повествованиях на уровне если не исторической достоверности, то поэтической интуиции, некоторые черты, приобретенные славянами во взаимодействии с окружающими их соседними племенами и унаследованные впоследствии русским народом. Это особая любовь к просторам, спокойное отношение к материальным потерям, отсутствие пристрастия к собственности и при этом — священное охранение своих традиций, любовь к могилам предков, воспетая впоследствии в русской поэзии и прозе. Продолжая эти аналогии, в мифических амазонках можно увидеть прообраз русской женщины, которая "коня на скаку остановит", а в искусных скифских мастерах, с помощью неведомых современных им простейших орудий изготавливавших тончайшие ювелирные изделия, — далеких предков знаменитого лесковского Левши, русских изобретателей — таких, как Кулибин или Калашников.

    Совершенно ясно, что славяне уже в древнейшую эпоху не были обособлены от других племен, а существовали в тесном контакте с соседними народами, частично перенимая их обычаи. Между тем, известно, что и само по себе славянство было далеко не однородно. В V – VII вв. н.э. одна его племенная группировка заселила Псковскую и Новгородскую земли, войдя в соприкосновение с северными соседями. Другая, сформировавшаяся в междуречье Днестра и Днепра, заняла территорию от нынешней Болгарии и Румынии до Азовского моря. Эти восточные южане вошли в тесное общение с местным иранским населением, ассимилировав часть его и восприняв некоторые элементы его культуры. По словам известного отечественного специалиста В.В. Седова, "количество иранских параллелей в языке, культуре и религии славян настолько значительно, что в научной литературе поставлен вопрос о славяно-иранском симбиозе, имевшем место в истории славянства".

    Нравственное сознание славян, видимо, стояло на довольно высоком уровне. Достаточно сказать, что древнейший русский свод права — "Русская правда" — во второй своей редакции ("Правда Ярославичей" — 60 – 70-е гг. XI в.) полностью запрещает кровную месть. Это можно, с одной стороны, приписать влиянию христианства, но с другой это означает, что в обществе были существенные предпосылки для такого решения, поскольку древнее законодательство, как правило, не вводило новых законов, а закрепляло уже существовавшие.

    Религия древних славян реконструируется с большим трудом. В данном случае одним из основных источником является фольклор: загадки, пословицы, поговорки, заговоры, сказки, лирические песни. Они отражают "поэтические воззрения славян на природу". По всей видимости, религиозные представления славян к моменту принятия христианства находились на той стадии, когда вся природа представляется одушевленной, а отдельные духи и божества еще не вполне отделяются от нее. В частности, византийский автор X в., император Константин Багрянородный, в одном из своих сочинений сообщает интересные сведения о том, что славяне, совершая путь на юг через пороги Днепра, останавливались на острове, где рос могучий дуб, и приносили птиц в жертву этому дубу.

    Имена славянских божеств, как правило, не дают никакого конкретного образа того или иного мифологического персонажа. Попытки реконструировать славянскую мифологию по аналогии с греческой, латинской, скандинавской или другой обусловлены, главным образом, представлением исследователей недавнего времени о том, что такая мифология непременно должна существовать в соответствии с законом эволюции.

    Однако два признака славянской религиозности просматриваются с достаточной определенностью: культ природы и культ предков. Для первого характерно представление о взаимосвязи природных явлений, ощущение того, что мир — это единая система, законы которой нарушать нельзя. Почитание же умерших питало чувство единства рода, семьи, духовной связи, объединяющей живых и мертвых.

    Некоторые сведения о религии славян дают древнерусские летописи и поучения церковных писателей. Из них наиболее важны "Речь философа", содержащаяся в "Повести временных лет", а также "Слово об идолех" — оригинальное произведение безымянного древнерусского книжника, являющееся распространением переведенного с греческого слова Святителя Григория Богослова, направленного против язычников. Из этих источников мы узнаем, что князь Владимир до принятия христианства предпринял реформу язычества, введя культ Перуна и с ним — некоего подобия пантеона богов.

    По-видимому, этот культ не проник глубоко в народное сознание, поскольку противодействие христианству, которое обнаружили славяне, не шло ни в какое сравнение с длительным и ожесточенным сопротивлением ему у тех народов, которым были свойственны развитые системы язычества. С другой стороны, некоторые его элементы, связанные с любовным почитанием природы, сохранились у славян и после принятия христианства, сформировав особые народные традиции. Такие обычаи, как Масленица, обычай печь жаворонков из теста, украшение храмов березкой в Троицын день неукоснительно соблюдались в русской православной среде. Они не осуждались Церковью, хотя их дохристианские корни очевидны.

    В материальной культуре некоторые отголоски дохристианских времен сохранились до наших дней. Архаичные мотивы веками воспроизводились в народной орнаментальной вышивке, украшении жилища, народном деревянном зодчестве. Наполняясь новым, христианским содержанием, древние орнаменты могли использоваться в украшении храмов.

    Литература:

    1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1913.2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. тт. 1 – 3. М., 1865 – 1869, Репринт: М., 1994.3. Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н.э. — Вестник древней истории, 1941, № 1.4. Панченко А.А. Народное Православие. СПб, 1998. 5. Русская правда. М., 1962. 6. Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. М., 1979.7. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.8. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.9. Славяне и Русь: проблемы и идеи. Концепции, рожденные трехвековой полемикой в хрестоматийном изложении. М. 1999. 10. Славянская мифология. Энциклопедический словарь М., 199511. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: лингвистические исследования. М., 1991.

    Страница 1 - 1 из 6 Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все © Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

    portal-slovo.ru