Культура древней византии презентация. Презентация по истории мировой культуры "Культура Византии"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация на тему "Средневековая культура Византии". Культура древней византии презентация


436 Презентации на тему культура византии на Docme.ru

Культура Византии

... . История Византии Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Именно византийская культура определила многие ... пусть еще слабые, предренессансные явления. Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. ...  

1 949

Культура Византии - МОУ

Культура Византии Окулов Александр МОУ «СОШ №30»10а класс 2007г. На протяжении истории Византии константинопольские художники и иконописцы неоднократно возрождали ... всегда оставалась средневековой. Одно из направлений в искусстве Византии – архитектура. Византийская архитектура до сих пор поражает ...  

824

Культура Византии

... 6 класс Тема урока « Культура Византии» Сегодня на уроке • Вы познакомитесь с культурой Византии; • Выясните, каковы исторические ... 5. Культурные связи Византии. Исторические условия развития культуры Византии: Подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню ...  

731

Культура Византии

Тема урока • « Культура Византии» План: 1. Архитектура Византии -крестово-купольный тип храма -храм Святой Софии Премудрости Божией ... поэтому государство заботилось об образовании. Карта Константинополя Научные знания Византия было сокровищницей учёных и творческих людей. Лев Математик изобрёл ...  

454

Культура Византии. Соловьева М.А., 287 шк.

... сложился новый идеал – «преображённый человек». Вся Византийская культура не только демонстрирует нам этот идеал, но выступает посредником ... преображения, совершенного богоподобия, которого только можно достичь. Культура Византии показала нам преображённого человека, если в иконах показан его ...  

233

Культура Византийской империи

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ После распада в 395 г. Римской империи Восточная часть—Византия (Балканы, Малая Азия, Ближний Восток, Северная ... вторая половина 9-10 века) ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКАЯ ОСОБЕННОСТИ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВНЕШНЯЯ ПОМПЕЗНОСТЬ ПАРАДНОСТЬ СТРОГАЯ ОБРЯДНОСТЬ СОЗНАНИЕ ...  

946

Византия

... Египет, Сирию, Болгарию, Сербию, Македонию, Армению, Грузию и др. страны. Культура Византии подарила миру: • крестово-купольный храм; • синтез мозаичных и фресковых росписей ... середины IX в. и до 1204 г. в художественная культура Византии переживает «второй золой век», в котором принято выделять два ...  

532

Византия - Школа № 103

... из феодалов Византийский всадник IV Наука и культура Византия стала наследницей античной культуры. Государственным языком был греческий язык. По ... византийских икон«Владимирская Богоматерь»стала русской святыней Архитектура. Византия оказала влияние на соседние государства. Принятие христианства по ...  

179

КУЛЬТУРА РОССИИ Древняя и средневековая культура России

... 2. Основные этапы развития средневековой русской культуры Культура раннего средневековья Русская культура в период раннего средневековья стала одной ... переработки этнических языческих традиций и христианской (православной) культуры Византии. Уже в период единого Древнерусского государства была создана ...  

364

Культура Средневековья

... троне.XIIIв. Витраж. Цюрих. Истоки средневековой культуры: Основные этапы изучения средневековой культуры: I этап – культура Западной Европы (Англия, Франция, Германия) ... Базилика аббатства Сен-Дени XIIв. Париж II этап – Средневековая культура Византии (IV-XV) и Восточной Европы (Древняя Русь(XI- ...  

721

www.docme.ru

Презентация на тему "Культура Византии"

Презентация на тему: Культура Византии

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Культура Византии § 7 Начать урок Составил Важенин Сергей Валерьевич, учитель ис Описание слайда:

Культура Византии § 7 Начать урок Составил Важенин Сергей Валерьевич, учитель истории МОУ СОШ с. Закаринье Слободского района Кировской области

№ слайда 2 План урока 1. Развитие образования. 2. Научные знания. 3. Архитектура. 4. Живопи Описание слайда:

План урока 1. Развитие образования. 2. Научные знания. 3. Архитектура. 4. Живопись. 5. Культурные связи Византии.

№ слайда 3 Задание на урок Почему в отличии от Западной Европы византийская культура не исп Описание слайда:

Задание на урок Почему в отличии от Западной Европы византийская культура не испытала упадка?

№ слайда 4 Повторение пройденного Выполните задание Описание слайда:

Повторение пройденного Выполните задание

№ слайда 5 Вступление В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, к Описание слайда:

Вступление В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

№ слайда 6 1. Развитие образования. Ученики в школе В VII—VIII веках, когда владения Визант Описание слайда:

1. Развитие образования. Ученики в школе В VII—VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство. Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди. Византийский алфавит

№ слайда 7 1. Развитие образования. Наряду с церковными в городах открывались государственн Описание слайда:

1. Развитие образования. Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи. В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу. В высшей школе

№ слайда 8 2. Научные знания. Рукопись. Византийцы сохранили античные знания по математике Описание слайда:

2. Научные знания. Рукопись. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых — медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, — они должны были поражать воображение иноземных послов.

№ слайда 9 2. Научные знания. Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохра Описание слайда:

2. Научные знания. Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше. Греческий огонь Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе). Хирургические инструменты

№ слайда 10 2. Научные знания. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели черт Описание слайда:

2. Научные знания. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов. Византийский историк Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений. Представление о мире

№ слайда 11 3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В д Описание слайда:

3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений. Алтарь

№ слайда 12 3. Архитектура. Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор — пом Описание слайда:

3. Архитектура. Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор — помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) — вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами — полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой — местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре. неф притвор алтарь апсиды

№ слайда 13 3. Архитектура. Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Св Описание слайда:

3. Архитектура. Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники. Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе. Реконструкция и внутренний вид Айя-Софии

№ слайда 14 3. Архитектура. В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился Описание слайда:

3. Архитектура. В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

№ слайда 15 4. Живопись. Мозаика В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дв Описание слайда:

4. Живопись. Мозаика В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой — изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме. Фреска

№ слайда 16 4. Живопись. Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: Описание слайда:

4. Живопись. Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод — обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах — треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

№ слайда 17 4. Живопись. Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, ка Описание слайда:

4. Живопись. Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы — его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа. Мученики и мученицы

№ слайда 18 4. Живопись. В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных пережи Описание слайда:

4. Живопись. В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица — все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц — торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых. Благословляющий Спаситель.

№ слайда 19 4. Живопись. В средневековом искусстве существовало особое представление о персп Описание слайда:

4. Живопись. В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

№ слайда 20 4. Живопись. В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения Бога, Бо Описание слайда:

4. Живопись. В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон — «Владимирская Богоматерь» — была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства. Владимирская икона Богоматери. Начало XII века. Константинополь.

№ слайда 21 5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культур Описание слайда:

5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран. Храм византийского стиля в Грузии

№ слайда 22 5. Культурные связи Византии. Особенно сильно повлияла византийская культура на Описание слайда:

5. Культурные связи Византии. Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей. Кирилл и Мефодий Глаголица и кириллица

№ слайда 23 Повторение пройденного Выполните задание Завершить Описание слайда:

Повторение пройденного Выполните задание Завершить

№ слайда 24 Использованные материалы Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 кл Описание слайда:

Использованные материалы Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г. Иллюстрации: - Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008. Видеофильм «Византия» ТК Культура из собрания Ильи Гузея http://video.mail.ru/mail/ilya_guzey/

№ слайда 25 Собор Святой Софии в описании современников Вернуться Прокопий Кесарийский. О по Описание слайда:

Собор Святой Софии в описании современников Вернуться Прокопий Кесарийский. О постройках. Кн. I. Гл 1. (VI в.) «В него проникает необыкновенно много солнечного света, который к тому же отражается от мраморных стен. Весь его потолок отделан золо том... Кто в силах описать красоту колонн и цветных камней, которые украшают его? Может показаться, что ты находишься посреди луга с прекрасными цветами: одни их них пурпурного цвета, другие — зелено го, третьи горят малиновым, четвертые — ослепительно белым, а иные сверкают самыми разными цветами. Только попечением Бога родилось такое прекрасное творение». Поставьте вопросы к описанию собора.

№ слайда 26 Отрывок из фильма «Византия» Вернуться Описание слайда:

Отрывок из фильма «Византия» Вернуться

№ слайда 27 Константинополь Влияние культуры Византии Восточные славяне - Русь Грузия, Армен Описание слайда:

Константинополь Влияние культуры Византии Восточные славяне - Русь Грузия, Армения Балканы Италия Вернуться

ppt4web.ru

Презентация по истории мировой культуры "Культура Византии"

Описание слайда:

В 30-летнем возрасте Иисус вышел на общественное служение, которое начал с принятия крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!»  (Лк.3:21-22). После своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал». Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить Его на грех, как всякого человека. Выдержав все искушения дьявола Иисус приступил к своей проповеди и общественному служению. Он подтвердил и расширил закон Моисея: потребовал от всех максимально,- любить Бога; затем любить ближних своих (всех людей) как самого себя; и любить себя как творение Божие и Его образ (посредством частого причащения). Христос со своей проповедью путешествовал по Галилее, Самарии, Десятиградьи, Тире, Сидоне. Иудеи многократно пытались убить Его, но Спаситель чудесным образом оставался невредим, пока «не пришёл Его час» распятия на кресте, ради которого Он и воплотился. Он собрал вокруг себя группу из 12 ближайших учеников - апостолов для распространения христианской церкви по всему миру. Своё учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославился как пророк и целитель неизлечимых болезней, а также воскрешал мёртвых, укрощал бурю, превращал воду в вино, пятью хлебами насытил 5.000 человек и др. ДЕЯНИЯ ХРИСТА Поселившись в Капернауме, он выступил с проповедью о покаянии и начал учить, что Он - Сын Божий, что Ему предстоит жестоко пострадать и умереть на кресте и, что Его тело - есть пища, необходимая всем для вечной жизни

infourok.ru

Презентация на тему "Средневековая культура Византии"

Выполнила:

Нафонова Елена

Культура Византии

История Византии

Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Именно византийская культура определила многие черты развития самых различных стран средневековой Европы. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV-Vвв.в империи развернулись ожесточенныефилософско-богословскиеспоры. В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы – христианства.

Византия возникла в результате раздела Римской империи в 395 г. на восточную и западную части. Административно-экономическими культурным центром Византии стала провозглашенная в 330 г.

императором Константином древняя колония на берегах Босфора — Византий. Новая столица была названа в честь ее основателя Константинополем. По Миланскому эдикту 313 г. христианам давалось право на свободу вероисповедания, что послужило началом для утверждения христианства, позднее ставшего государственной религией Византии.

Однако и после этого на обширной территории Византийской империи существовало много религиозных и религиозно-философскихшкол, периодически возникали ереси. В сознании большинства подданных восточных императоров новые верования и обряды долго соседствовали со

Подобное двоеверие было весьма характерным для христианизировавшихся стран. Однако не всюду и не всегда крещение жителей и упрочение новых принципов организации религиозной жизни сопровождались напряженной умственной работой и исканиями, которыми богаты все века существования Византии. Xристианство становилось носителем новой этики, нового понимания человека и его места в мире.

В XI—XIIвв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Что отразилось на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. ВXI—XIIвв. в

Византии вновь возрождается жанр «историй», столь распространенный в ранней Византии.

Появляется много историков. В это же время возрождаются риторика и эпистолография. Развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Изменяются этические воззрения. Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX—XIIвв. ВIX-Хвв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести.

Христианство

Свою форму христианство приняло не сразу. Новое государство являлось хранителем и продолжателем древних традиций. Возникло соперничество западной и восточной Церквей — римской и константинопольской. Противоречия обострились в IХ—Xвв. Они порождались и богословскими, и политическими причинами. В 1054 г. произошел разрыв, который существует и до сих пор.

За западной Церковью закрепилось название католическая, за восточной

— православная. Еще раньше, в III—IХвв., Византию взбудоражила борьба иконоборцев с иконопочитателями. Иконоборцы, основываясь на одной из заповедей — не сотвори себе кумира — и на легенде об отказе Христа запечатлеть свой лик, не только отвергали иконы, но и уничтожали их. В ходе этой борьбы большой урон был нанесен искусству.

Издаются императорские указы против иконопочитателей; в храмах замазываются фрески и мозаики, уничтожаются иконы.

Борьба эта длилась долго. В какой-топериод иконопочитание было восстановлено, потом вновь запрещено и окончательно восстановлено только в 843 г.

Только со временем православие принимает свои канонические формы и утверждается в Византии как господствующая религия.

Эта борьба и трудности становления не могли не повлиять на процесс формирования и становления византийской художественной

культуры.

Византийская художественная культура

Византийская художественная культура во многом основывалась на античных представлениях о сути прекрасного, но трансформировала их в духе христианского вероучения. В результате

рождались новая эстетика и новые художественные формы, соответствующие нравственным запросам и эмоциональному восприятию

средневекового человека.

Новое мировоззрение, проявлялось во всех видах искусства. В переходное время трудно не заметить таких черт, как многоликость художественной практики и ярко выраженное местное своеобразие. Старые изобразительные формы разрушались, шел интенсивный поиск новых решений, на формирование которых оказала влияние античная философская мысль различных направлений.

Высшей точкой расцвета стал ХI век. Тогда наиболее полно и последовательно воплощались в эстетическую форму специфические византийские идеалы. Сведения о мире черпались из Библии и произведений древних авторов, главным образом греческих. Гармония искусства достигалась за счет строгих соблюдения правил.

Развитие станковой живописи

Наряду с монументальной мозаичной и фресковой живописью в византийском искусстве 10-12вв. развивается своеобразный вид станковой живописи - икона. Она выполнялась техникой яичной темперы или восковыми красками (энкаустика). Монументальная живопись оказала значительное воздействие на икону. Как и в мозаике, в иконе часто встречаются архитектурные элементы (арки, колонны), однако человеческая фигура господствует в композиции. Ландшафт и архитектурный фон - условны, число действующих лиц ограничено. Композиция строится вокруг центральной фигуры, большей по размеру. На иконе изображали Иисуса Христа, Богоматерь, святых. Изображению и самой иконе присваивали священное значение, способность творить чудеса.

Крупнейшим произведением этого вида искусство является икона столичной школы Владимирская Богоматерь, исполненная в 12 в. в иконографическом типе "Умиление" (младенец прижимается щекой к щеке матери). В первоначальном виде сохранились только лица Богоматери и Христа, свидетельствующие о наблюдательности мастера, сумевшего передать оттенки человеческих чувств и мыслей. Внутренняя близость матери и младенца никогда прежде не была раскрыта в искусстве с такой глубиной. Христос нежно обнял шею Богоматери, прижался к ее щеке, ласкаясь и как бы ища защиты.

Привлекают внимание глаза Марии, в которых поражает глубина трагического прозрения. Склонившись к младенцу она смотрит проникновенным взглядом, в нем безграничная любовь омрачена предвидением скорбной судьбы сына. Тонкие черты лица Богоматери, слегка обозначенные изогнутыми линиями, полны сдержанности и благородства.

Мягкие тона живописи, оливковорозовая, теплая гамма красок соответствуют строгоочерченному изящному рисунку. Прозрачность легких теней смягчает резкость линий. Освещенное лицо Христа написано в более свободной манере, краски положены густыми мазками. Контраст линейного и живописного исполнения подчеркивает одухотворенность образа Богоматери, который стал образцом для многих поздних

воспроизведений и подражаний.

studfiles.net

Искусство Византии-презентация по мировой культуре

«Искусство Византии» – презентация, предваряющая серию презентаций, посвящённых искусству Древней Руси. Поскольку истоки древнерусского искусства связаны с художественной культурой Византии, я решила начать разговор о нём с краткого рассказа об искусстве Византии.

Предыдущий пост моего сайта был посвящён Руси языческой.

Искусство Византии

 Когда киевский князь Владимир решил покончить с язычеством, на выбор веры повлияло именно чувство прекрасного! Всем известна история о послах князя, побывавших в разных землях, познакомившихся с разными верованиями и рассказывавшими с восхищением о православном богослужении в храме Святой Софии в Константинополе: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле».

Врождённое чувство прекрасного, стремление к красоте, запечатлённые в летописном сказании о выборе веры позволило русскому народу воспринять и использовать уже для своих творческих задач художественную систему Византии.

В 330-335 гг. римский император Константин основал в Малой Азии город Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, или Византии.

В архитектуре, как и в других видах искусства, соединились две традиции: античная и восточная. Первые христианские храмы, возведённые в Византии, представляли собой базилики.

Базилика

Базилика – здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на три или пять частей (нефов). Как правило, средний неф выше и шире, чем боковые.

В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной – вход. Продольные нефы пересекались поперечным – трансептом, расположенным ближе к восточному фасаду, так что здание имело в плане форму креста – главного символа христианства.

Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, также образуют крест, но равноконечный.

Собор Святой Софии

Первым образцом византийского стиля в архитектуре стала купольная базилика во имя Св. Софии (Божественной премудрости) с тремя апсидами, построенная в правление императора Юстиниана (483-565) Анфимием из Тралл и Исидором из Милета.

Центральный шаровидный купол храма Св. Софии покоится на четырёх мощных столбах. К нему с востока и запада примыкают ещё две полусферы. Каждая, в свою очередь, завершается тремя маленькими полусферами, создающими особый ритм криволинейных очертаний.

В основании купола расположено сорок окон с такими узкими простенками, что они растворяются в солнечных лучах, демонстрируя стремление византийских зодчих дематерилизовать форму. Эта оптическая иллюзия породила легенду о том, что купол Св. Софии подвешен на золотой цепи с неба и ангелы поддерживают его.

Собор Софии остался высшим достижением византийской архитектуры: ничего равного ему уже не было создано за последующие девять столетий истории Византии.

Иконопись

Византийские художники разработали устойчивые иконографические каноны, оказавшие сильное влияние на христианское искусство последующих эпох. В куполе храма обычно изображался Пантократор, в апсиде – один из иконографических типов Богоматери.

На стенах воспроизводились сцены из Писания, например, Вознесение или Рождество Христово. Фигуры евангелистов украшают паруса, поскольку на написанные ими четыре Евангелия христианская церковь опирается подобно тому, как купол храма опирается на столбы при помощи парусов.

Живопись, по сравнению с мозаикой, занимала более скромное положение, а потому меньше подчинялась каноническим требованиям. Это давало художникам большую творческую свободу.

Именно в византийской культуре с присущим ей почитанием священных образов сложилась традиция иконописи. Иконы – живописные изображения Христа, Богоматери и святых (как правило, анфас) – создаются в основном на деревянных досках в строгом соответствии с каноном.

Скульптура

В скульптуре ведущим жанром был рельеф, который находил своё воплощение как в камне, так и в слоновой кости. Широкое распространение получили диптихи – пластины из слоновой кости, украшенные рельефами на религиозные и светские сюжеты.

Ювелирное искусство

Константинополь славился изделиями ювелиров. Искусные ремесленники выполняли заказы императорского двора и богатых аристократов, которые предпочитали украшения из золота или серебра с драгоценными камнями.

«Византийский стиль» был распространён далеко за пределами Византии. Многие государства воспринимали её художественные традиции. Очень плодотворную роль сыграла Византия в художественном развитии Древней Руси.

На сайте Арзамас.Академия появился очередной замечательный курс «Византия для начинающих». Рекомендую!

Понравился материал? Поделитесь!

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

jauchitel.ru

Культура Византии - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru