Культура древнего китая лекция. Добро пожаловать на сайт МБОУ СОШ №61
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция 5. Культура Древнего Китая. Культура древнего китая лекция


Лекция 5. Культура Древнего Китая.

В 6-5 тыс. до н.э. возникает древнекитайский очаг цивилизации в бассейне р. Хуанхэ, так называемая культура Яншао. Преобладающий расовый тип – монголоиды. Во 2 тыс. до н.э. появляется развитая культура одного из племенных коллективов, которая по древнейшим письменным источникам получила название Шан-Инь. Она характеризуется высоким уровнем бронзолитейного дела, письменностью, практикой строительства пышных дворцов и сооружением гробниц, искусством резьбы по камню, высококачественной отделкой утвари и оружия. Шанцы жили компактным этнически гомогенным коллективом одноплеменников, сплоченных совместной обрядово-культовой практикой, жертвоприношениями в честь их общих предков. Практиковались, как и у индоариев, человеческие жертвоприношения, чаще всего пленных иноплеменников. Наряду с жертвоприношениями для регулярной связи с умершими предками использовались гадательные кости – бараньи лопатки и панцири черепах, послужившие впоследствии источниками сведений о культуре Шан-Инь. В 11 в до н.э. культура Шан-инь приходит в упадок, не смену ей приходят племена Чжоу. На месте иньской конфедерации городов номового типа возникает раннегосударственное объединение Западного Чжоу. Легитимизация власти немногочисленного племени завоевателей чжоусцов происходит за счет формирования концепции этически детерминированного прав на власть – учения о Мандате Неба (тянь-мин). Согласно этой социально-политической теории, Небо, верховное божество, вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному правителю, если же, по тем или иным причинам, правитель отступает от пути добродетели и послушания Небу, то он автоматически теряет право на власть, что, как утверждали чжоусцы, и случилось с предыдущими правителями. Доктрина, которая в условиях чжоуского Китая наиболее последовательно выразила интересы централизованного государства – легизм, основной тезис которого заключался в приоритете закона, точнее административных распоряжений, осуществляющего централизованную власть правителя. Средства поддержания авторитета власти – четкие предписания, которые хорошо вознаграждаются и предостережения, невнимание к которым сурово наказывается. Наиболее полные и радикальные реформы легистского типа проводились реформатором-министром Шан Янем в царстве Цин в середине 4 в. до н.э. Благодаря реформам царство Цин достигает значительных успехов в экономике и политике, и в 3в. до н.э. на его основе возникает империя Цин, опиравшаяся на жесткую систему законодательства, вплоть до уничтожения всех родственников преступника по линии отца, матери и жены, за тяжкие преступления, тогда как менее тяжкие карались калечением или государственным рабством. Основатель империи Шихуанди начинает строительство Великой стены, защищающей Китай от северных кочевников. Первые участки стены имели протяженность 750 км, впоследствии стена достигает длины 3.5 тыс. км. Высота стен достигала 10 м, а толщина была такова, что по ее верхней плоскости можно было проехать на колеснице. На строительство стены были привлечены тысячи людей, тела умерших замуровывали прямо в стены. Другим монументальным сооружением Шихуанди стал мавзолей императора. Несколько раз на протяжении жизни император посыла на поиски островов, где должен был храниться, согласно легендам, эликсир вечной жизни. Строительство мавзолея было начато еще в начале правления императора, в нем участвовало более 700000человек. Огромные размеры мавзолея должны были подчеркнуть величие и могущество владыки Поднебесной. Огромный курган, возвышающийся над могилой, символизирует центр империи, основанной им. По желанию императора он напоминает гору, превосходящую по размерам самую большую пирамиду. Неподалеку располагается храм, посвященный самому императору. Подземный дворец впечатляющих размеров отличается пышностью и символизирует вселенную: «Сотня водных потоков и огромное море были сделаны из ртути…Вверху были изображены все созвездия, а внизу-карта земли», писал знаменитый историк эпохи Хань Сым Цянь. Неподалеку от кургана были обнаружены подземные сооружения содержащие, в общей сложности, 6 тыс. терракотовых фигур воинов и боевых колесниц, выполненных в натуральную величину (высотой фигуры от 175 до 195 см в зависимости от звания) и имеющих портретное сходство со знаменитой армией императора. Первоначально фигуры были раскрашены и вооружены настоящим бронзовым оружием, в частности, арбалетами, появившимися в Китае в начале эпохи Борющихся царств. Из названия Цин в восточные языки перешло название Чин, Чина, позднее в западные – Хина, Шин, Чайна. По-русски, «Китай», назван по имени «китаев», народа монгольского происхождения, жившего на севере страны. Легизм дискредитировал себя жестокими методами, альтернативой ему стало реформированное конфуцианство, ставшее официальной идеологией империи при следующей династии Хань. Династии я Цин пала сразу после смерти своего основателя, первого императора, в результате смуты, которой положил конец один из мятежников, крестьянин Лю Бан, ставший основателем новой династии Хань.

Конфуцианство, социально-этическое учение, основателем которого является Конфуций (Кун-цзы), живший в 551-479 гг до н.э.,в период междоусобных войн. Конфуций выступал с резкой критикой своего века, видя в прошлом более совершенные формы правления и социальной жизни: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее». На основе этого противопоставления К. создает свой идеал совершенного человека – цзюць-цзы, который должен обладать двумя достоинствами – гуманностью и чувством долга: «Благородный человек думает о долге, низкий заботиться о выгоде». Отталкиваясь от своего социального идеала, Конфуций сформулировал основы социального правопорядка в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын-сыном, государь-государем, чиновник-чиновником», т.е. пусть все в мире встанет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Прототипом нормального общественного устройства могут служить добрые семейные отношения, когда старшие любят младших и заботятся о них, а младшие отвечают любовью и преданностью, особенно важно исполнение сыновнего долга. Социальные отношения основывались на соблюдении пяти обязанностей: сыновняя почтительности – повиновение при жизни и принесение жертв после смерти, руководство на жизненном пути, выбор жены, ответственность за долги родителей и т.д.; на долге повиновения младшего брата старшему; на повиновение жены муж; на повиновении подчиненного начальнику; и на дружбе, главный долг в которой состоит в верности. Культ сыновней почтительности с течением времени достиг в Китае всеобщего признания, стал нормой жизни, а его выдающиеся примеры, собранные в сборнике «двадцать четыре образца сяо», превратились в объект восхищения и подражания. Начиная с эпохи Хань конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно китайского». Практически это привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был, прежде всего, быть конфуцианцем. Это не означало, что каждый был знаком со всей суммой конфуцианских истин. Это означало другое: с первых шагов жизни каждый китаец в быту, в обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими традициями. И даже если со временем он усваивал кое-что иное и становился, например, даосом, буддистом, даже христианином – все равно, пусть не в убеждениях, но в поведении, обычаях, манере мышления, речи и во многом другом, часто подсознательно, он оставался конфуцианцем.

Воспитание начиналось с семьи, с малолетства, с приучения к культу предков и нормам сяо, к строгому соблюдению церемониала в семье и, особенно на людях, в обществе. В простых крестьянских семьях конфуцианское образование часто этим и ограничивалось; в более зажиточных семьях детей учили грамоте, знанию письменных канонов, классических конфуцианских сочинений. Их знали все, грамотные и неграмотные, знали с детства. Понятно изложенные конфуцианцами, они превратились в афоризмы, порой в трюизмы, и сделались достоянием массы, которая легко восприняла эту соответствовавшую древним традициям писаную норму, придав ей значение Великого Закона.

Соответственно сильно возросли авторитет и социальный статус грамотеев. В стране возник небывалый культ грамотности, иероглифа, культ конфуциански образованных моралистов-начетчиков, ученых-чиновников, способных читать, понимать и толковать запечатленную в священных книгах мудрость. Слой грамотеев-интеллектуалов, сосредоточивших в своих руках монополию на знание, образование и управление, занял в Китае место, которое в других обществах занимали дворянство, духовенство и бюрократия вместе взятые.

Вся система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства. Хорошее знание древних текстов, умение свободно оперировать изречениями мудрецов и, как вершина, умение писать сочинения, в свободном стиле излагавшие и комментировавшие мудрость древних, – такова была программа обучения в китайской школе, казенной и частной. На протяжении тысячелетий именно это считалось в Китае наукой, тогда как все дисциплины негуманитарного цикла, и особенно естествознание, не считались достойными серьезного внимания: ведь изучение всех прочих дисциплин, включая математику, в лучшем случае давало человеку определенные познания, но никогда не предоставляло ему привилегий. Изучение же священной конфуцианской науки открывало перед любым путь наверх, обеспечивало возможность сделать карьеру, добиться почестей, власти и богатства. Роль «социального лифта» в конфуцианском Китае играла система экзаменов, сдача которых позволяла войти в состав правящей элиты наиболее способным ученикам вне зависимости от их социального положения. Экзамены состояли из трех ступеней, все обладатели степеней составляли особое сословие, игравшее роль привилегированного класса, обладающего определенным материальным преимуществом.

В дальнейшем Ханская империя распадается на два царства и только в 4 в.н.э. появляется новое объединённое государство – Танская империя. Она просуществовала до 9 в. н.э., после чего наступает период междоусобных войн, названный периодом «пяти династий и десяти войн». До 13 века сменяются еще две династии, а в конце 13 века Китай захватывается монголами, правившими почти 100лет. Затем новая волна войн и восстаний приводит к захвату власти в 17 в. маньчжурской династией, правившей до нач.20 века (1911г., когда произошла так называемая «буржуазная революция»), и приведшая Китай к полуколониальному существованию. В 1949 г. Была провозглашена Китайская Народная Республика.

Древнекитайская картина мира.

Древнейшие верования относятся к эпохам Шань и Чжоу, высшими божествами почитались умершие предки, кроме того шанцьца поклонялись различным духам, олицетворяющим силы природы. Предкам шанцы регулярно приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том числе и человеческие, о чем сообщалось в записях типа «Предку Гэну приносим в жертву триста человек из племени цян». Считалось, что сопровождавшие жертвы просьбы (их, как и извещения о жертве, обычно писали на специально подготовленных для этого бараньих лопатках и панцирях черепах) побудят обладавших сверхъестественным могуществом обожествленных предков воздействовать на духов сил природы или собственным могуществом поспособствовать людям добиться желаемого. Цель гадания сводилась к тому, чтобы поставить предков в известность о тех или иных намерениях, успехах или заботах живущих на земле их потомков и соответственно узнать их мнение на этот счет.

Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. Старший современник Конфуция, о котором – в отличие от Конфуция – в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера, Лао-цзы считается современными исследователями фигурой легендарной. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком – откуда и имя его, «Старый ребенок», хотя тот же знак цзы означал одновременно и понятие «философ», так что имя его можно переводить как «Старый философ») и о его уходе из Китая. Идя на запад, Лао-цзы любезно согласился оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение – Дао-дэ цзин.

В трактате Дао-дэ цзин (сер. III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл и цель жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию – через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает. Проповедь долголетия и бессмертия обеспечила даосским проповедникам популярность в народе и благосклонность императоров, первым, кто соблазнился этой идеей, был объединитель Китая Цинь Ши-хуанди. Даосский маг Сюй Ши поведал ему о волшебных островах, где есть эликсир бессмертия. Официальная поддержка помогла даосизму выжить и даже укрепиться в условиях господства конфуцианства. Увлечение волшебными эликсирами и пилюлями в средневековом Китае вызвало бурное развитие алхимии. Получавшие средства от императоров даосы-алхимики упорно работали над трансмутацией металлов, над обработкой минералов и продуктов органического мира, выдумывая все новые способы приготовления волшебных препаратов. В китайской алхимии, как в арабской или европейской, в ходе бесчисленных опытов по методу проб и ошибок совершались и полезные побочные открытия, например, был открыт порох.

Во 2 веке н.э. в Китай из Индии проникает буддизм преимущественно в своей северной форме Махаяны. В процессе распространения буддизм претерпевает значительное изменение, приспосабливаясь к традиционной системе ценностей, основанной на конфуцианском учении. Наиболее известным направлением китайского буддизма, вобравшим в себя конфуцианский прагматизм и традиционные представления, стала секта «чань». Название «чань» произошло от санскритского «дхьяна» (сосредоточение, медитация). Целью дхьяны было достижение транса в процессе медитации, ибо считалось, что именно в состоянии транса человек может дойти до затаенных глубин и найти прозрение, истину, как это случилось с самим Гаутамой Шакьямуни под деревом Бо (Бодхи). Чань-буддизм стал своеобразной китайской реакцией на индийский буддизм, начиная с того, что чань-буддизм низвергал все канонические буддийские ценности. «Встретишь Будду – убей Будду, встретишь патриарха – убей патриарха!», - провозгласил известный чаньский мастер И-сюань. Свержение авторитетов для свободного поиска собственного пути, медитация и сосредоточение вместо буквального следования письменной традиции, спонтанность и постоянное осознание себя в состоянии «здесь и сейчас» - вот те основы, которые стали отличительной особенностью чань-буддизма. Для достижения просветления адептам не надо было десятилетиями томить свое тело аскезой и отказываться от обычной жизни, чань буддизм учил о возможности «внезапного» просветления, доступного, тем не менее, только для подготовленного ума. Размышление над логически противоречивыми, парадоксальными ситуациями (в форме вопросов, повествований и т.д.), гунъань(кит.), коан(яп.), медитации во время занятия повседневными делами, стимулирование со стороны наставника (окрик, удар палкой, неожиданный вопрос) вошли в арсенал подготовки чань-буддистских монахов и мирян. Направление чань приобрело большое влияние не только в Китае, но и в Японии (дзен-буддизм), а также стало широко известно на Западе, получив множество последователей, оказал влияние на живописную технику сунской школы. Китайский буддизм оказал влияние не только на религиозно-философские представления китайцев, но и на различные области художественной культуры. Так, в живописи сунской школы отсутствие линейной перспективы, стремительные росчерки туши, призрачность и прозрачность живописи призваны иллюстрировать одно из основных положений чань буддизма о том, что Будда во всем и все обладает его природой. Форма буддистских многоярусных храмов, пагод, символизирует буддистские небеса, скульптурные изображения будд и бодхисаттв восходят к эллинистическому-кушанскому канону, проникшему в Китай вместе с буддизмом Махаяны.

Читайте также:

lektsia.com

Урок в 10 классе. Культура Древнего Китая. - Страницы учителей - Страницы учителей - Каталог файлов

Культура Древнего Китая. Разработка урока.

Презентация к уроку.

 

Урок МХК Культура Древнего Китая, 10 кл.

(по программе Г.И.Даниловой)

Цель урока:

  • Формирование у обучающихся положительного отношения к художественной культуре Китая, умение адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.
  • Развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира.

Технологии обучения: междисциплинарные.

Ключевые компетенции:общекультурные.

Задачи:

- познакомить обучающихся с Древним и средневековым Китаем;

- выявить особенности географического положения Китая;

  • познакомить с истоками китайской художественной культуры;
  • определить место императора Цинь Ши-Хуанди в истории  Китая;
  • познакомить  с основными видами китайского зодчества;
  • обратить внимание на внешние признаки древнекитайской традиционной       

архитектуры;

  • познакомиться с выдающимися памятниками китайской архитектуры, скульптуры.

 

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, географическая карта Китая, учебник  для10 класса «Мировая художественная культура: человек в мировой художественной культуре. Г.И. Данилова.  М.: Просвещение, 2009 г.

 

 

План урока.

 

  1. Географическое положение Китая.
  2. Достижения и открытия древних китайцев.
  3. Правление императора Цинь Ши – Хуанди.
  4. Скульптура Китая.
  5. Особенности китайского зодчества.
  6. Великие памятники архитектуры - Великая Китайская стена, «Запретный город».

                           

Ход урока

 

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.  Мы продолжаем разговор о художественной культуре Древнего и среднего Востока. О чем мы говорили на прошлом уроке? (о культуре Древней Индии).

 

2. Опрос домашнего задания.

 

3. Мотивация.

Сегодня мы познакомимся с художественной культурой Китая. Презентация, которую вы увидите в течение урока, поможет вам более наглядно представить то, о чем пойдет речь.

Слайды 1 - 4.

 

4. Изучение нового материала.

Слайд 5.  Страну, которая располагается в Восточной и Центральной Азии, европейцы называют Китаем. Она была такой же древней, как Индия, и казалась еще более загадочной.

 

Слайд 6. В западной части тянутся мощные горные хребты Гималаев и Тянь-Шаня. Отделяя Китай от Индии, эти хребты как бы отгораживают его от внешнего мира естественной мощной стеной. Страна, протянувшаяся во все стороны света, казалась ее жителям бескрайней. Они постоянно видели над собой огромное, бескрайнее небо и были уверены в том, что их земля со всех сторон окружена морями. Поэтому древние китайцы называли свою страну «Тянь – си», что значит «Поднебесная империя».

 

Слайд 7.  На Китайской низменности много рек. Главная река Китая Хуанхэ протяженностью более 4000км обладает бурным и капризным нравом. Цвет реки постоянно меняется, становясь то серым, то бурым, то желтоватым. Поэтому ее и прозвали «желтая река». Мягкий климат бассейна реки Хуанхэ, лесные и водные богатства способствовали развитию земледелия. Поэтому центральная часть Китая была самой густонаселенной.

        

Слайд 8. Признаки цивилизации восходят еще к 4 тыс. до н.э. Китайская цивилизация, одна из самых древних на земле, достигла успехов во всех видах искусства. Узбекский поэт Алишер Навои (1441 – 1501) писал:

Китай все страны мира превзошел,

     Во всех искусствах до вершин дошел.

 

Древние китайцы были очень талантливы. Целый ряд изобретений и открытий они сделали на 1000 лет раньше, чем в Европе.

- Перечислите, что же изобрели китайцы? (В Китае был изобретен порох. Его применяли для фейерверков, а затем и в военном деле. В 18 веке были изобретены ружья в виде бамбуковых трубок, а в 19 веке – металлические пушки). Ответы детей.

 

- Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

- Китай своеобразная страна с особой культурой. А достижениями и изобретениями талантливых китайцев мы и весь мир пользуемся и сейчас.

 

 

Слайд 9. Поверхность сосудов, найденных около современного поселения Яншао, покрыта множеством геометрических узоров. Эти узоры были началом письменности, в них уже угадываются начертания будущих иероглифов, обозначающих солнце, луну, горы и водопады. В Китае были развиты художественные ремесла. Замечательные произведения мастера изготовляли из бронзы, слоновой кости, ценных пород камня и дерева. Вазы и шкатулки покрывали резьбой, лаком, рисунками, перламутром.

       Китай славился производством шелка. Из  шелка шили одежду и паруса, делали зонты и струны музыкальных инструментов. На шелке вышивали сцены из сказок, картины родной природы.

       Китайцы научились изготовлять фарфор из смеси особых сортов глины. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день».

       На протяжении нескольких тысячелетий на территории Китая развивалась яркая и самобытная культура, подарившая человечеству выдающиеся произведения архитектуры и изобразительного искусства, литературы и философии, музыки и театра.

        Мифологическая история Китая тесно переплетена с реальной. Еще в древности вокруг первых поселений стали формироваться маленькие государства, или, как их называли в Древнем Китае, царства. Более мощное подчиняло себе слабые, и страна принимала имя правителя, власть которого длительное время переходила к его потомкам. Самое сильное  племя, населявшее долину Хуанхэ во II тыс. до н.э., дало название целому периоду в истории Китая – периоду Шан, или Инь. Легендарным предком династии Инь был император Шан –ди. Возвышение Шан –ди определило всю религиозную систему древних китайцев, в центре которой стоял культ предков. Шан –ди превратился в божественного первопредка. Затем наступила эпоха Чжоу, последовало смутное время «борющихся царств». Завершающим этапом в истории Древнего Китая было правление императоров династий Цинь и Хань. Именно они привели Китай к политическому единству и назвали его «Поднебесная империя».   

 

Слайды 10-12 (информация на слайдах).

 

5. Физкультминутка.

      Физическому здоровью нации в Китае уделяется огромное внимание. В парках и скверах китайских городов каждый день можно наблюдать за небольшими

группами людей, старательно выполняющих комплекс незамысловатых упражнений. Давайте и мы немного отдохнем, выполним несколько упражнений китайской гимнастики. Обязательное требование китайской гимнастики – глубокое ритмичное дыхание. «Занимаясь гимнастикой, человек глубже дышит, а при глубоком дыхании из него выходит старое, испорченное, входит же в него новое и свежее», считали врачи и философы Древнего Китая. Действительно, глубокое ритмичное дыхание улучшает вентиляцию легких, интенсивнее снабжает организм кислородом, стимулирует кровоснабжение сердечной мышцы.

Дети выполняют упражнения вместе с учителем.   

1. И.п.: руки на коленях. Сделать 15-20 глубоких вдохов и удлиненных выдохов, втягивая живот при выдохе и выпячивая при вдохе.

2. Растереть 20 раз ушные раковины большим и указательным пальцами (один палец поверх ушной раковины, другой под ней). Затем 20 раз растереть их ладонями снизу вверх и обратно.

3. Поглаживать ладонью голову ото лба к затылку и обратно 10-15 раз.

4. Движение раскрытыми глазами по горизонтали в одну и другую сторону. Расставив пальцы, вытянуть правую руку вперед. Не двигая головой, смотреть на кончики пальцев. Затем медленно двигать рукой справа налево, не отрывая от нее взгляда.

5. Качание полусогнутыми в локтях руками. Одну руку выкидывать вперед, а другую назад - примерно так же, как при беге. Сделать 20-30 движений в среднем темпе.

6. Поднимая руки вверх, глубоко вдохнуть, опуская руки – выдохнуть.

- Продолжаем наш урок.

 

Слайды 13 -14. История развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех видов искусства Китая и особенно живописи. И архитектура и живопись являлись как бы различными формами выражения общих идей и представлений о мире, сложившихся ещё в глубокой древности. Однако в архитектуре существовали ещё более давние правила и традиции, нежели в живописи.  Основные из них сохранили своё значение на протяжении всего периода средневековья и образовали совершенно особый, непохожий на другие страны торжественный и вместе с тем необычайно декоративный художественный стиль, который отразил жизнерадостный и одновременно философский дух, свойственный в целом искусству Китая.

       На вершинах гор высятся величественные монастыри, в труднодоступных местах сооружены пещерные храмы и пагоды, по краям проезжих дорог стоят каменные стелы, в центре шумных городов возведены роскошные дворцовые комплексы императоров.

        Наиболее известные памятники «Поднебесной империи» – Великая китайская стена и «Терракотовая армия» были созданы во время правления основателя династии Цинь – императора Цинь Ши-Хуанди.

Слайды 15 -16.

        По неприступным вершинам гор на севере Китая, вдоль всей его северо-западной границы, на 6,5 тыс.км протянулась Великая Китайская стена. Строилась она по приказу императора Цинь  Шихуанди для укрепления государства. Над возведением Китайской стены одновременно трудилось 300000 человек. Работа не прекращалась ни на один час. Императору предсказали, что строительство будет успешным, если в стену замуруют 10000 человек  или мужчину по имени Ван. По преданию крестьянина с этим именем немедленно отыскали. Император приказал убить его и  похоронить в стене. 10 лет шло строительство Китайской стены. Тех, кто умирал во время работы, замуровывали в каменной кладке. Поэтому ее называют «Стеной слез» или «Самое длинное кладбище в мире».

Слайд 17.

        По верху стены проложена дорога шириной в 5-8м, по которой могли передвигаться войска. Через каждые 100 -150м по всей длине стены располагались массивные прямоугольные башни для передачи световых сигналов на случай приближения противника. Между внешним и внутренним ограждением проложили дорогу.  Уже во 2 в. до н.э. под прикрытием мощных стен двинулись торговые караваны от китайских границ в Среднюю Азию и далее на Запад. Этот маршрут вошел в историю как Великий шелковый путь. Он способствовал развитию торговли и культурных связей Китая с другими государствами, а позднее и с Россией.

 

Слайд 18. Одной из наиболее распространенных построек стала пагода – мемориальная башня, возведенная в честь деяний знаменитых людей. Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50м. Внешний облик удивительно прост, в нем почти не используется декоративное убранство. Отличительной чертой пагоды является слегка приподнятые кверху заостренные края кровли. Это в значительной мере облегчает здание и подчеркивает его устремленность вверх.

 

Слайд 19.  Строгая, почти лишенная украшений 64-метровая пагода Даяньта (или Большая Пагода Диких Гусей) – один из лучших образцов китайского стиля в зодчестве. Название пагоды восходит к легенде о знаменитом паломнике, которому во время странствия из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они и  указали место для возведения пагоды. Семь этажей, отделенных друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды, подчеркивая, ее устремленность к небу. Она не производит впечатления тяжести и массивности, напротив кажется легкой и изящной.

         В 4 в. древнейшие языческие народные верования, а также конфуцианство были потеснены более развитой религией – буддизмом, привнесенным в Китай из Индии. Буддизм  с его веротерпимостью не отвергал национальных религиозных учений, Конфуций был включен в число новых буддийских святых.

 

Слайд 20. Необычным явлением в китайском зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в труднодоступных горах, которые возводились в честь нового божества. Пещерный буддийский монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры.

 

Слайд 21. Почти на 2км тянется скала высотой в 60м, в которой на различной высоте находится свыше 20 пещер. Внутри они заполнены множеством скульптурных изображений святых и рельефами на темы буддийских сказаний и легенд. Снаружи скала украшена барельефами и колоссальными статуями Будды.

 

Слайд 22.  Эмблемой Китая стал храм Неба в ансамбле императорского дворца в «Запретном городе» Пекина, где, отгородившись от всего мира, жил император и куда допускались только избранные. Обращает на себя внимание яркая праздничность его цветового оформления. Слайды 23-25 (по слайдам).

    

6. Закрепление.

      Итак, ребята,  о чем же мы говорили на уроке? (Ответы детей). А теперь, я предлагаю вам несколько вопросов. Слайд 26.

  

     7. Подведение итога урока.

       Хорошо, ребята, справились с заданием. К каким же выводам можно прийти, исходя из того материала, с которым вы сегодня познакомились на уроке?

(Обучающиеся формулируют свои выводы, вместе с учителем подводят итог урока).  Слайд 27.

Выводы:

1. Развитие и формирование китайской цивилизации определялось ее географическим положением, которое позволяло сохранять свою изолированность от внешнего мира.

2. Император Цинь  Ши- Хуанди  объединил пять крупных царств, существующих на территории Китая  в одно единое государство.

3. Планировка «Запретного города» является художественной моделью

 мироздания, созданной на основе древнейших мифологических

 традиций.

   

8. Оценки за урок (комментарии учителя).

 

9. Задание на дом: стр. 54- 65, вопросы в конце параграфов.

Творческое задание: составить необычный кроссворд.

 

soch61.ucoz.ru

Конспект урока по МХК "Культура Древнего Китая" 10 класс

Светлана Николаевна Данченко,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Перенская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Рославльского района Смоленской области

Тема урока по МХК в 10 классе

«Культура Древнего Китая»

Использование модульной технологии

Новая парадигма образовательного процесса российской школы заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. В связи с этим традиционно-иллюстративный процесс в современной школе заменяется новыми педагогическими технологиями. Одной из таких технологий является модульное обучение.

К целям модульного обучения относится комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграцию различных его видов и форм, достижение высокого уровня конечных результатов.

Основополагающей идеей обучения является идея модуля. Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ученик имеет у себя инструкции, в которой определены:

 Цель усвоения модуля.

 Где найти учебный материал.

 Как овладеть им.

 Как проверить правильность выполнения задания. Контроль определяет степень усвоения учебного материала.

Роль учителя заключается в следующем:

 Составление инструкций, модулей.

 Уточнение способов работы с ними.

 Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.

Учитель может пользоваться уже известной модульной программой или разработать ее сам. При подготовке урока важно учесть, чтобы модуль соответствовал по времени его усвоения уроку или занятию, так как эффективность работы будет снижена при разрыве его на несколько уроков или занятий.

Модуль любого порядка включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний обучающихся. В модульной технологии используются следующие формы контроля:

1. Самоконтроль.

2. Взаимоконтроль обучающихся.

3. Контроль учителя.

В данной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Получить хорошую оценку – одна их главных мотиваций при модульной технологии. Ученик четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Тема: Культура Древнего Китая

Количество часов: 2

Оборудование урока: ТСО, учебник Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2 – х частях. Ч.1 : / Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008

Зрительный ряд: «Боги Китая»гравюра 1667 г., фотографии «Великая китайская стена», портреты Конфуция и Лао Цзы

Литературный ряд: Ф.И.Тютчев «Где вы, древние народы», фрагмент Джатаки в переводе Б. Захарьина, мифы Древнего Китая, «Шицзин. Книга песен и гимнов», Лао Цзы «Книга о пути и Силе»

Искусствоведческий материал: Н.Т. Федоренко «Древнейшие памятники поэтической культуры Китая», Энциклопедический словарь, Каранькова Ю.Н. «Музыкальная культура Древнего Китая»,

Розеншильд К. «История зарубежной музыки»

Формы работы: индивидуальная, групповая

Модель занятия

Мотивационная беседа

Художественная культура Древнего Китая – это наследие мудрости ушедших поколений. Вслушайтесь в слова Ф.И.Тютчева:

Где вы, о древние народы!

Ваш мир был храмом всех богов,

Вы книгу матери – природы

Читали ясно без очков.

Исследователи установили, что истоки художественной культуры Китая уходят в глубокую древность, в 4 веке до н. э. За многовековую историю китайский народ не утерял самобытности. А китайское искусство сохранило неповторимый колорит древних традиций, которые со временем превратились в канонизированные представления о жанрах, формах, символах художественного творчества. «То, что глубоко посадил, нельзя выдернуть», и китайские мастера всегда «оглядывались в прошлое», видели в мудрости ушедших поколений прочную основу для своего вдохновения.

Цель занятия:

- вглядеться в яркую красочность образного мира китайского искусства;

- представить глубину его выразительной символики;

- попытаться понять философскую утонченность стиля, не имеющего аналогов в европейском и русском художественном творчестве.

Для реализации этой цели мы рассмотрим:

- художественные образы китайской мифологии;

- учения Лао Цзы и Конфуция;

- периоды Цинь и Хань;

- расцвет науки и искусства, развитие ремесел;

- сооружение Великой китайской стены;

- погребальные сооружения;

- традиционное музыкальное искусство;

- музыкальные инструменты

Входной контроль

Цель: проверить знания , полученные на предыдущем уроке.

Учащимся предлагается фрагмент из Джатаки в переводе Б. Захарьина:

Кто пред отцом и матерью свой долг

Исправно исправляет в мире этом,

Кто старших в роде чтит, кто к старикам

С учтивым обращается приветом,

Кто вообще приветлив и учтив,

Правдив и избегает слов облыжных,

Кто в жизни никогда не сочинял

Доносов на друзей своих и ближних,

Кто в силах гневный сдерживать порыв

И подавить желаний хаос дикий, -

Лишь тот велик, его лишь вознесут

Премудрые небесные владыки.

Задание : Подумайте и напишите, как соотносятся эти этические правила с заповедями Будды ? Почему эти законы можно считать общечеловеческими нравственными ценностями?

УЭ1

Цель:

- каковы особенности китайской мифологии;

- познакомиться с текстами китайской мифологии

См. Приложение 1.

Проверочная работа

1.Первые художественные образы китайской мифологии связаны с …..

2.Как выглядели боги в китайской мифологии?

3.Как выглядела Вселенная по представлению китайцев?

Вывод: Если природа прекрасна в своем совершенстве, то как сделать столь же прекрасным и совершенным человека?

УЭ 2

Цель: проследить сущность учения Лао Цзы

См. Приложение 2.

Проверочная работа

1.В чём суть вероучения даосизм?

2.В какой книге Лао Цзы поведал об открывшейся ему тайне мироздания?

(Можно было построить изучение данного вопроса, используя прием ИНСЕРТ

1. Прочтите статью. Во время чтения Вы должны делать следующие пометки на полях:

“V” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

“– “ - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

“+” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

“?” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.

2. Прочитав текст, вернитесь к своим первоначальным предположениям и ответьте на следующие вопросы:

 какие Ваши знания подтвердились?

 какие Ваши представления не подтвердились?

Возможно, что Вам понадобится прочесть текст еще раз.

3. После прочтения текста и расстановки пометок на полях Вам следует заполнить маркировочную таблицу. При этом записывайте в нее только ключевые слова или фразы:

“V” “– “ “+“ “?”

4. Обсудите содержание заполненных таблиц друг с другом в парах, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всей аудитории для обсуждения. Выпишите, в каких источниках можно почерпнуть дополнительную информацию по данной теме.

Данный прием эффективен при изучении материала, как по параграфу учебника, так и по дополнительным литературным источникам.

УЭ 3

Цель : рассмотреть взгляды Конфуция на поведение человека

См. Приложение 3.

Проверочная работа

Вопросы: Ответы:

Имя при рождении:

Дата рождения:

Место рождения:

Дата смерти:

Место смерти:

Школа/традиция:

Основные интересы:

Значительные идеи:

Испытавшие влияние:

Продолжи предложение Вероучение Конфуция основано на …..

«Шицзин» – это…

УЭ 4

Цель: дать представление об уровне развития художественной культуры Древнего Китая в периоды Цинь и Хань ( 3 в. до н.э. – 3 в. н.э.)

Самостоятельная работа с учебником ( Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2 – х частях. Ч. 1 : / Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. Стр. 52 – 54) предполагает заполнить таблицу

№п/п

Проверочная работа

После просмотра картинок и рассказа учителя о великой Китайской стене напишите эссе

«Великая китайская стена – это…»

УЭ 5

Цель: рассмотреть особенности погребальных сооружений на основе материалов учебника и ответить на вопросы

См. Приложение 4

1.Что известно о гробнице императора Цинь Шихуанди?

2.Что было обязательным в погребальных сооружениях?

3.Какими символами изображались стороны света?

4.Почему в погребения клали копии домов, людей, животных?

5.В каких провинциях находятся самые знаменитые погребальные комплексы?

УЭ 6

Цель: проследить роль музыки в развитии культурных традиций Древнего Китая

См. Приложение 6

Проверочная работа

1.Что означает слово «юэ»?

2.Что такое пентатоника?

3.Назовите известные вам музыкальные инструменты Древнего Китая

Резюме

Учитель:

То, что глубоко посадил, нельзя выдернуть.

То, что крепко обхватил, трудно отнять.

Поэтому нельзя положить конец ритуальным

Подношениям сыновей и внуков своим предкам

Лао Цзы

Выходной контроль

Цель: проверить знания, полученные на уроке

Синквейн

Китай

Древний, первозданная

Сделать, мыслить, воспитывать

«Музыка – это благоуханный цветок добродетели»

Кластер «Культура Древнего Китая»

Рефлексия

Что было интересно…

Что вам понравилось…

О чем вы бы рассказали своим родителям …

Имена, названия

Возникновение

Значение

1

Первое китайское государство ШАН (или ИНЬ)

2 тыс. до н.э.

Сохранившиеся произведения декоративного искусства, скульптуры, живописи

2

Периоды Цинь и Хань

3 в. До н.э. – 3 в. Н.э.

Высокий уровень развития художественной культуры Древнего Китая

3

Легендарный император династии Цинь Шихуанди

Правил с 221 по 206 до н.э.

Уничтожение разрозненных мелких царств и создание провинций с правящими в них наместниками, строительство дорог, единая мера длины, объема, веса, общая денежная система, изменение записи иероглифов, упрощение и доступность письменности

4

Поэты Ян Сюн и Цао Чжи

3 в. До н.э. – 3 в. Н.э.

Поэмы, ставшие классикой древнекитайской литературы

5

Сянъян

3 в. До н.э. – 3 в. Н.э.

Столица империи, в которой было , по мнению археологов, возведено не менее 300 дворцов и храмов

6

Великая китайская стена

Приложение 5

Строилась для защиты северных границ страны

7

Великий шелковый путь

2 в. до н. э.

Способствовал развитию торговли и культурных связей Китая с другими странами, а позднее с Россией

8

Ханьская империя

206 г. до н. э. – 22 г. н.э.)

Убранство погребальных сооружений

doc4web.ru