Культ животных древнего египта. Культ животных в Древнем Египте.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культ животных в древнем Египте. Культ животных древнего египта


Культ животных

Культ животных

Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного.

Следует отметить также, что некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим — в отдельных частях страны, наконец, третьим — только в какой-то одной местности.

Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота. Во времена I династии существовал культ быка Аписа (др.-егип. hp, греч., коптск.). Апис был одним из божеств Мемфиса.

Апис не единственный обожествленный бык. В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису (греч. форма; др.-егип. Mr-wr). Подобно Апису, он содержался в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Замечательно, что практиковался тот же погребальный ритуал, что и в отношении умерших людей.

В Гермонте в поздние времена обожествлялся бык Бухис, черно-белой масти (Бухис — греч. форма имени, др.-егип. bh), его связывали с богом Монту. Близ Гермонта был специальный некрополь этих быков — Бухеум. Культ их процветал во времена XXX династии и при Лагидах.

Быки белой и черной масти были редкостью и потому строго оберегались. Приобретение в частном порядке и тем более убиение быка с признаками, которые могли рассматриваться как священные, строго карались уже во времена Нового царства. Один из жрецов бога Амона времени XXII династии ставит себе в заслугу то, что он спасал от убоя быков такой масти (стела 42430 Каирского музея).

Культ быков и коров встречается большей частью в местностях Дельты. Это вполне естественно — во все времена истории Египта Дельта была богата пастбищами. Важно подчеркнуть, что обожествлялся не весь крупный рогатый скот, а лишь отдельные его представители.

Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Культ крокодила возникал в местах, изобилующих этими животными. «Сама природа страны объясняет, почему культ крокодила встречается преимущественно в тех местностях, где острова на реке, быстрины или крутые отвесные берега реки представляли опасность для судоходства по Нилу, а также заболоченные местности с озерами и каналами». Таких мест было множество в долине Нила.

«Нрав крокодила и отношение его к другим животным и к человеку должны были создать ему в глазах египтянина репутацию не благодетельного, а злого, губительного существа, опасного для всего живого, соприкасающегося с ним.

Умершего крокодила бальзамировали и хоронили — обнаружен целый ряд захоронений священного животного. Отличные экземпляры мумий крокодилов хранятся в Каирском музее.

Культ крокодила был распространен во многих местностях Верхнего и Нижнего Египта: в разных точках Фаюма, в первую очередь в Шедит; в Дельте — не менее чем в семи местностях; в Верхнем Египте — не менее чем в 15 местностях, в том числе в Омбосе и Фивах. Однако, несмотря на широкое распространение, культ крокодила, по сообщению Геродота (II, 69), не был всеегипетским — в ряде местностей он не наблюдался, например в Элефантине.

Чрезвычайно широко был распространен культ сокола (или ястреба) — воплощение бога Хора и его ипостасей. В разных номах у божественной птицы были разные эпитеты, но все они характерны для сокола (или ястреба). Сокол (или ястреб) с распростертыми крыльями был символом неба и потому считался божественным. Такое представление имело место уже во времена I династии. С соколом (или ястребом) было связано множество разнообразных мифологических и религиозных представлений, сокол (ястреб) был воплощением не только бога Хора, но и некоторых других богов, например бога Монту. Наконец, он олицетворял фараона. Культ этого воздушного хищника был особенно популярен в поздние времена; за убийство птицы виновный мог поплатиться жизнью — об этом совершенно определенно говорят Геродот (II, 65) и Диодор (I, 83), живший значительно позже. Страбон рассказывает о священной хищной птице, содержавшейся при храме на острове Филе (XVIII, С818, 753).

Коршун почитался в Верхнем Египте, в Эль-Кабе. Богиня-коршун считалась покровительницей Верхнего Египта и входила в качестве обязательного компонента в титулатуры всех фараонов на протяжении всей истории Египта, поскольку фараон был царем Верхнего и Нижнего Египта. В Карнаке также почитался коршун, воплощавший здесь богиню Мут, жену бога Амона.

Одним из наиболее чтимых в Египте животных была птица ибис (на земном шаре насчитывается около тридцати ее видов). Священным в Египте считался белый ибис с окрашенными в черный цвет концами маховых перьев. Ибис почитался как воплощение бога мудрости и знаний Тота, центром культа которого был Гермополь — Средний Египет. Убийство ибиса, по сообщению Геродота (II, 65), каралось смертью, так же как убийство сокола (или ястреба). В 1913 г. во время раскопок в Абидосе было открыто кладбище священных ибисов, датируемое серединой II века н.э. Мумии умерших животных делались очень тщательно.

Широко распространен был культ кошки. В знаменитой 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает как «великий кот». Ко времени XXII (ливийской) династии относится начало расцвета культа богини города Бубаст — Бастет. Ее олицетворяла кошка, хотя культ кошки, несомненно, существовал и раньше: древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии: сохранился кошачий гроб, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса — Тутмоса.

От Геродота (II, 66-67) мы узнаем, что смерть кошки в каком-либо доме отмечалась специальным по ней трауром всех жильцов. Умерших кошек перевозят в священные помещения, бальзамируют и хоронят в Бубасте. В римское время убийство кошки рассматривалось как тягчайшее преступление. Виновного ждала смерть. Диодор (I, 83) рассказывает следующее: «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно».

В ряде местностей процветал культ барана, связанного со многими божествами. Так, на острове Элефантина баран был воплощением местного бога Хнума, также и в Эсне, где тоже почитался бог Хнум, и в других городах. Близ Фаюма, в Среднем Египте, в городе Гераклеополе, баран был воплощением местного бога Харшефа, а в Мендесе культ барана мог даже соперничать с культом Аписа. Здесь баран был земным воплощением души бога Осириса. Воздавались почести барану и в Фивах — фиванского бога Амона нередко изображали бараном с загнутыми книзу рогами (у других обожествленных животных рога разведены в стороны).

В 1906 т. известный французский археолог Клермон-Ганно проводил раскопки на острове Элефантина. Он обнаружил кладбище священных баранов храма бога Хнума, относящееся к греко-римскому времени. Здесь были найдены мумии священных баранов.

К обожествленным животным относился и лев. Культ его восходит к глубочайшей древности. Львы почитались в Верхнем и в Нижнем Египте. В греко-римское время в Египте было несколько пунктов, носивших название Леонтополис. Одним из известных в Нижнем Египте мест культа льва был расположенный к северо-востоку от Гелиополя город, известный в данное время как Тель-эль-Яхудиа. Были в Нижнем Египте и другие центры львиного культа.

Поклонялись не менее чем 32 богам и 33 богиням в облике льва. Особенно известны были богиня Сехмет (букв. «могучая») в Мемфисе и богиня Пахт в Спеос Артемидосе. Нельзя умолчать и о сфинксе с туловищем льва и с головой либо сокола, либо барана. Были сфинксы и с человеческими головами — изображения царей. Оба ленинградских сфинкса на правом берегу Невы против здания Академии художеств, доставленные в Петербург в 1832 г., изображают фараона Аменхотепа III (XVIII династия). В древности они стояли перед заупокойным храмом этого фараона в Фивах, на западном берегу Нила.

Не менее, если не более, чем культ льва, был популярен культ животных из семейства собачьих. «Картина культа собачьих в Египте необычайно богата и многообразна. Греки пытались различать местного бога Ассиута, которого египтяне звали Упуаут (букв. «открыватель путей», подразумевается — в потусторонний мир), и бога мертвых Анубиса. Египтяне, никогда не отличавшиеся точностью в своих зоологических определениях, называли ассиутского бога «верхнеегипетским шакалом. Изображения богов окрашивались в черный цвет. Такая окраска никак не связана с тем, что Упуаут, Анубис, Хентиментиу — умершие боги, и объясняется исключительно редкостью черной масти этих животных в Египте. Наиболее популярным был бог Анубис, защитник и покровитель умерших. Его культ процветал в ряде мест Верхнего и Нижнего Египта, в особенности в Кинополе.

Большую роль в египетской религии играли змеи. Как правильно подметил Кеес, змеи для египтян были грозными, опасными и, вместе с тем, таинственными существами: они подстерегали человека на каждом шагу, их укус был большей частью смертельным, они жили в темных, недоступных для человеческого глаза местах. В первую очередь надо назвать египетскую кобру, главным центром культа которой был один из древнейших городов Египта, Буто, расположенный в западной части Дельты. Богиня-змея Уаджет (по-егип. «зеленая») была богиней-покровительницей Нижнего Египта, и в качестве таковой входила как обязательный компонент в титулатуру фараонов наряду с изображением богини-коршуна — покровительницы Верхнего Египта. Изображение змеи имелось на головном уборе фараона (греки называли его «урей») — оно как бы служило защитой от всех врагов. Среди прочих обожествляемых змей первое место принадлежало кобре: ее устрашающий вид и смертоносный яд особо поражали воображение египтян.

Ни с каким определенным местным культом не было связано в исторические времена поклонение скарабею. Это насекомое во все времена истории Египта играло огромную роль в религии и мифологии; оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось хепри — слово, созвучное с глаголом хепер — «быть», «становиться».

Меньшей популярностью пользовались культы ряда других животных.

Гиппопотам был обожествлен в северо-западной Дельте, в номе Папремис, а также в Фаюме и Оксиринхе. В Оксиринхе был храм богини Таурет, изображавшейся в виде гиппопотама. Этой богине поклонялись и в других местах, например в Фивах.

Обожествлена была и лягушка. Она играла большую роль в религиозных представлениях в Гермополе, а также в Антиное, где олицетворяла богиню Хекат.

Египетский скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах. Облик скорпиона могла принимать и богиня Исида. В районе современного Старого Каира поклонялись богу Сепду в образе многоножки. Из других обожествленных животных можно упомянуть антилопу, местом культа которой был Комир (между Эсне и Гиераконполем), — богиню Анукет. Близ Бени-Хасана обожествлена была белая антилопа.

Безобидная нильская черепаха упоминается в религиозных и мифологических текстах как существо, враждебное солнечному богу Ра. Во времена Нового царства этот антагонизм зафиксирован формулой: «Да живет [бог] Ра, да сгинет черепаха». Участь черепахи разделяла свинья — она считалась ритуально нечистым животным.

Приведенный перечень животных, игравших ту или иную роль в религиозных воззрениях египтян, не является исчерпывающим ни по названиям животных, ни тем более по деталям их культа.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Культ животных в Египте

Культ животных в древнем Египте связан с мировосприятием людей той эпохи. Многие боги древнего Египта были наделены зооморфными чертами. Например, бог мудрости Тот изображался с головой священной птицы Ибис. Бог мертвых Анубис – в образе шакала или человека с шакальей головой. Богиня Таурт - покровительница женщин и детей изображалась  в образе беременной самки гиппопотама, бог водной пучины Себек – с головой крокодила и т.д.

Возникновению культа животных в Египте способствовала их религиозная система

Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис. Его реальным воплощением считался черный бык, наделенный двадцатью девятью особыми признаками, которые были известны только жрецам. Рождение нового Аписа становилось общенародным праздником, его поселяли в посвященном ему храме и на протяжении всей жизни окружали божескими почестями.

Что интересно, египетский Сфинкс – всемирно известный персонаж, даже малыши в садиках с ним знакомы, однако такие персонажи, как Апис требуют специального знакомства. Внимание этой теме уделяют и на развивающих курсах для детей, программа которых представлена на сайте iqschool.com.ua. Надо сказать, и взрослые, и дети – все восторгаются таинственным Древним Египтом. По другому и быть не может, ведь он является древнейшим из известных сегодня государств, сохранившихся до наших дней.

Один раз в год, при начале сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали в плуг, и сам фараон вспахивал на нем первую борозду. Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали. Археологами было найдено кладбище, на котором были похоронены шестьдесят четыре священных Аписа.

Почиталась также богиня Сохмет в образе львицы. Каждая кошка считалась воплощением божества, внушая почтение и страх. Проявление культа животных у египтян можно было увидеть в различных жизненных ситуациях. Так, например, во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. Когда кошка умирала, хозяева погружались в траур, а убийство кошки, даже невольное, каралось смертью. Очевидец рассказывал, что уже на закате египетской цивилизации, когда Египет находился под властью Рима, один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не могли освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно. В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек.

Это интересно

Легендарный основатель Рима

Основатель Рима – Ромул был достаточно жесток, но был также и хорошим стратегом, что помогло ему ...

Роспись стен с помощью трафарета

Главным составляющим в доме являются стены и в ваших интересах сделать их красивыми, оригинальными. Особую индивидуальность им можно ...

New Horizons сближается со следующей целью

После триумфального сближения с Плутоном, космический путешественник New Horizons имеет все предпосылки, чтобы достигнуть 1 января 2019 крошечного ...

Падение Витимского метеорита

У нас в мире есть очень много красивых мест. Всех, кто направляется в Витим Иркутского района, ждет ...

  • Синопское сражение

    Обойдя старшего сына Адонию, царь Давид назначил своим преемником Соломона. Адония не смог с этим смириться и устроил заговор против Соломона, который был раскрыт....

  • Культура Средневековья

    В конце V века в Бретань стали прибывать толпы ирландцев из Оссори и Вексфорда. Они расселялись вдоль западного и се­верного побережий...

objective-news.ru

Культ животных в Древнем Египте.

» Диагностика любовных отношений на Чёрном Таро.Пт 17 Авг 2018 - 21:33 автор zoloto

» Как работает ваша интуиция на основе вашего Знака Зодиака.Пн 13 Авг 2018 - 20:35 автор Svetlana S

» Котёл зелья Керридуэна.Пт 10 Авг 2018 - 20:38 автор Ashera

» Приготовление зелий.Пт 10 Авг 2018 - 19:44 автор Ashera

» Защитное зелье.Пт 10 Авг 2018 - 19:23 автор Ashera

» Лунное зелье.Пт 10 Авг 2018 - 18:24 автор Ashera

» Праздник жатвы (фрейфакси).Пт 3 Авг 2018 - 19:50 автор Vedma Kassandra

» Ламмас/ Лугнассад ( 1 августа, некоторые празднуют 7-го).Пт 3 Авг 2018 - 19:36 автор Vedma Kassandra

» Колдовские штучки.Пт 3 Авг 2018 - 19:27 автор Vedma Kassandra

» Как отпраздновать Ламмас.Пт 3 Авг 2018 - 19:19 автор Vedma Kassandra

»  Гадание на картах Тибетский Оракул.Пт 3 Авг 2018 - 12:30 автор zoloto

» Лламас (Лугнасад) - праздник сбора урожая ( 31 июля - 2 августа).Чт 2 Авг 2018 - 20:30 автор BlackQueen

» Праздник Хлеба (Lammas, Lughnasadah).Чт 2 Авг 2018 - 19:55 автор BlackQueen

» Кельтский Оракул - послание друидов (гадание на картах).Чт 2 Авг 2018 - 18:50 автор tania1104

»  Яблочный напиток для праздника нового урожая.Ср 1 Авг 2018 - 23:40 автор Katrina

» Ламмас/ Ритуальное проращивание зёрен.Ср 1 Авг 2018 - 23:36 автор Katrina

» Праздник Благополучия.Ср 1 Авг 2018 - 23:33 автор Katrina

» Ламмас/ Ритуалистика.Ср 1 Авг 2018 - 23:29 автор Katrina

» Появилась родинка на левой ладониПт 27 Июл 2018 - 18:48 автор Katrina

» 5 признаков того, когда ваш «третий глаз» открывается спонтанно.Ср 25 Июл 2018 - 0:10 автор Katrina

» Изготовление магического зеркала.Вт 24 Июл 2018 - 16:04 автор Katrina

» Магические зеркала. Вт 24 Июл 2018 - 15:39 автор Katrina

» 7 признаков того, что у вас есть духовный дар. Вы действительно одарены?Пн 23 Июл 2018 - 2:21 автор Katrina

» Магия в Исламе.Сб 21 Июл 2018 - 20:18 автор Vedma Kassandra

» Арабский календарь.Сб 21 Июл 2018 - 19:33 автор Vedma Kassandra

» Арабские магические обычаи.Сб 21 Июл 2018 - 19:15 автор Vedma Kassandra

» Как стать магом - восточные поверья.Сб 21 Июл 2018 - 19:03 автор Vedma Kassandra

» Типы медиумов и способы их распознавания.Пт 20 Июл 2018 - 16:00 автор Katrina

» Психические способности: как распознать их и развивать дальше.Чт 19 Июл 2018 - 23:39 автор Katrina

» Как услышать свой внутренний голос.Ср 18 Июл 2018 - 18:36 автор Katrina

» Заговоры на лунное затмение для очищения.Вт 17 Июл 2018 - 20:30 автор Ashera

» Лунное затмение - приметы.Вт 17 Июл 2018 - 20:24 автор Ashera

» Заговоры и ритуалы на лунное затмение.Вт 17 Июл 2018 - 20:16 автор Ashera

» Обряды и ритуалы в день лунного затмения.Вт 17 Июл 2018 - 19:41 автор Ashera

» Обряды в дни лунного затмения: на здоровье, красоту, удачу в любви.Вт 17 Июл 2018 - 19:32 автор Ashera

» Полное лунное затмение 2018: ритуалы в лунное затмение.Вт 17 Июл 2018 - 19:17 автор Ashera

» Лунное затмение 27 июля 2018 года.Вт 17 Июл 2018 - 15:23 автор Vedma Kassandra

» Король Пентаклей.Вс 15 Июл 2018 - 4:12 автор Katrina

» Королева Пентаклей.Вс 15 Июл 2018 - 4:07 автор Katrina

» Рыцарь Пентаклей.Вс 15 Июл 2018 - 4:03 автор Katrina

» Паж Пентаклей.Вс 15 Июл 2018 - 3:58 автор Katrina

» Десятка Пентаклей.Пт 13 Июл 2018 - 20:19 автор Katrina

» Девятка Пентаклей.Пт 13 Июл 2018 - 20:14 автор Katrina

» Восьмёрка Пентаклей.Пт 13 Июл 2018 - 20:10 автор Katrina

» Cемёрка Пентаклей.Пт 13 Июл 2018 - 19:35 автор Katrina

» Шестёрка Пентаклей.Пт 13 Июл 2018 - 19:32 автор Katrina

» Пятёрка Пентаклей.Пт 13 Июл 2018 - 19:28 автор Katrina

» Четвёрка Пентаклей.Пт 13 Июл 2018 - 19:23 автор Katrina

» Тройка Пентаклей.Пт 13 Июл 2018 - 18:48 автор Katrina

» Двойка Пентаклей.Пт 13 Июл 2018 - 18:43 автор Katrina

» Туз Пентаклей.Пт 13 Июл 2018 - 18:40 автор Katrina

» Калина. Травник. Народные рецепты и Магия.Чт 12 Июл 2018 - 20:41 автор Ashera

» Корень мандрагоры. Чт 12 Июл 2018 - 20:11 автор Ashera

» Магия полыни.Чт 12 Июл 2018 - 19:52 автор Ashera

» Магические свойства молока.Чт 12 Июл 2018 - 16:56 автор Ashera

» Король Мечей.Ср 11 Июл 2018 - 17:30 автор Katrina

» Королева Мечей.Ср 11 Июл 2018 - 17:25 автор Katrina

» Рыцарь Мечей.Ср 11 Июл 2018 - 17:21 автор Katrina

» Паж Мечей.Ср 11 Июл 2018 - 0:11 автор Katrina

» Десятка Мечей.Вт 10 Июл 2018 - 23:59 автор Katrina

» Девятка Мечей.Вт 10 Июл 2018 - 23:55 автор Katrina

» Восьмёрка Мечей.Вт 10 Июл 2018 - 23:51 автор Katrina

» Семёрка Мечей.Вт 10 Июл 2018 - 23:47 автор Katrina

» Шестёрка Мечей.Вт 10 Июл 2018 - 23:42 автор Katrina

» Пятёрка Мечей.Вт 10 Июл 2018 - 23:37 автор Katrina

» С грустью о ДушеВт 10 Июл 2018 - 17:05 автор Alexandros

» Определение тотемного животногоВт 10 Июл 2018 - 15:26 автор Vedma Kassandra

» Четвёрка Мечей.Пн 9 Июл 2018 - 20:07 автор Katrina

» Тройка Мечей.Пн 9 Июл 2018 - 19:58 автор Katrina

» Двойка Мечей.Пн 9 Июл 2018 - 19:54 автор Katrina

» Туз Мечей.Пн 9 Июл 2018 - 19:48 автор Katrina

»  Внешняя помощь при поднятии Кундалини.Пн 9 Июл 2018 - 17:10 автор Ashera

» Энергетические каналы.Пн 9 Июл 2018 - 16:48 автор Ashera

» Чакры и энергетические потоки в человеческом теле.Пн 9 Июл 2018 - 16:23 автор Ashera

» Беседы с ученицей о устройстве мира, о магии, о реинкарнации.Пн 9 Июл 2018 - 16:05 автор Ashera

» Дискусcия на тему: "Снятия проклятий".Пн 9 Июл 2018 - 15:48 автор Ashera

» Король Жезлов.Вс 8 Июл 2018 - 15:29 автор Katrina

» Королева Жезлов.Вс 8 Июл 2018 - 15:25 автор Katrina

» Рыцарь Жезлов.Вс 8 Июл 2018 - 15:19 автор Katrina

» Паж Жезлов.Вс 8 Июл 2018 - 14:22 автор Katrina

» Признаки современной Ведьмы.Пт 6 Июл 2018 - 23:18 автор Ashera

» Магические свойства растений.Пт 6 Июл 2018 - 23:06 автор Ashera

» Десятка Жезлов.Пт 6 Июл 2018 - 20:48 автор Katrina

» Девятка Жезлов.Пт 6 Июл 2018 - 20:41 автор Katrina

» Восьмёрка Жезлов.Пт 6 Июл 2018 - 20:35 автор Katrina

» Семёрка Жезлов.Пт 6 Июл 2018 - 20:31 автор Katrina

» Шестёрка Жезлов.Пт 6 Июл 2018 - 13:43 автор Katrina

» Пятёрка Жезлов.Пт 6 Июл 2018 - 13:39 автор Katrina

» Четвёрка Жезлов.Пт 6 Июл 2018 - 13:35 автор Katrina

» Тройка Жезлов.Пт 6 Июл 2018 - 13:30 автор Katrina

www.blackqueenmagic.net

Культ животных в древнем Египте — курсовая работа

Содержание 

 

 

      У большинства народов фетишизм и тотемизм исчезли в процессе исторического развития, оставив лишь те или иные пережитки; в Египте же культ животных не только не исчез, но проявил необычайную живучесть он сохранился и после потери Египтом независимости, до времени римского господства включительно. Начало культа животных относится к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного.

      Пытаясь понять мышление древнего египтянина, не стоит пытаться анализировать все рисунки и мифы с точки зрения логики. Прежде всего, никто из египтян не понимал изображение солнечного бога Ра буквально; никто не верил, что где-то на небесах действительно живет такое существо человек с соколиной головой. Изображения Ра, также как и изображения других богов, служили только символами божества. Они не представляли богов так, они просто их так изображали. Мифы следует понимать не буквально, а как многозначные символы, знаки. На подобной символике построена и мифология, и изобразительное искусство Древнего Египта.

      Можно перечислить основных богов, представленных то в образе животных, то людей, существовали также боги, которые изображались в виде растений, но о них практически не сохранилось информации.

      Объект исследования – культ животных.

      Предмет исследования – отношения, возникающие в культуре Древнего Египта в условиях культа животных.

      Цель работы – исследовать культ животных в Древнем Египте.

      Задачи работы:

      1. Египетские боги;

      2. Культ животных;

      3. Отношение египтян к животным в повседневной жизни.

 

 

      Египетская религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древние греки, соприкасавшиеся с Египтом, проявляли к ней интерес в своих трудах. Религии древнего Египта уделяется большое место в произведениях «отца истории» Геродота, Диодора Сицилийского и многих других античных авторов. Тот факт, что такой писатель, как Плутарх, который «справедливо считается последним универсальным ученым эллинизма», посвятил специальный труд египетской религии, свидетельствует о глубоком к ней интересе в античном мире.

      Бог Солнца, несомненно, был самым главным. Но интересно восприятие этого бога: у него было несколько проявлений: утром это был бог Хепри в образе жука-скарабея, катящего шарик-солнце перед собой, в полдень бог Ра, человек с головой орла, а вечернее, умирающее солнце олицетворял бог Атум. Также солнечный бог изображался в виде сокола, иногда огромного кота, а также человека с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Еще какая-то птица, которую греки называли фениксом, олицетворяла души бога Ра. Но все это был один бог, просто в разных своих проявлениях.1

      В религии Древнего Египта особенно распространен культ Осириса, умирающего и воскрешающегося бога плодородия и царя загробного мира, символизирующего животворные силы земли. Этому богу посвящено примерно около трети дошедших до нас Египетских мифов.

      Из совокупности всех данных – египетских источников и Плутарха – ярко выступает облик Осириса как царя преисподней, верховного судьи в загробном мире. Именно этот аспект Осириса определяет его сущность. Следует особо подчеркнуть, что в египетских текстах Осирис никогда не выступает как символ живого, правящего фараона – последний становится Осирисом, сливается с этим богом лишь после физической смерти. Правящий фараон, исходя из анализа произведений Плутарха, являлся олицетворением сына Осириса Хора, отомстившего за смерть отца и наследовавшего его престол. Умерший же фараон никогда не назывался Хором и не уподоблялся ему.

      Амон (Амун) Сокровенный или Незримый. Обычно Амона изображали в антропоморфном виде в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, иногда с головой барана. Двумя другими священными животными бога были гусь и змей. Он участвовал в сотворении этого мира по некоторым мифам.

      Хапи бог Нила, дарующего жизнь Египту, и потому любимый во всей долине. Начало разлива, приход Хапи, было праздником Нового года, когда реке приносили жертвы (в исторические времена свитки папирусов со списками жертв). Изображали бога тучным человеком в короне из папируса, с крупными рыбинами или высокими сосудами в руках, из которых льется вода. 

      Справлявшиеся ежегодно перед разливом реки празднества в честь Хапи были преимущественно праздниками предвкушения благоденствия. Жертвы, приносимые богу Хапи, были совершенно безобидны: в реку бросались начертанные на плитах списки даров – продуктов растительного и животного происхождения. Об этом упоминает Сенека, живший в I в. н.э. Следует категорически опровергнуть встречающиеся на страницах некоторых так называемых научно-популярных книг нелепые утверждения, будто в древнем Египте богу Нила ежегодно приносили в жертву молодую женщину. В основу этой информации, видимо, легло сообщение Плутарха о каком-то фараоне, якобы принесшем в жертву Нилу собственную дочь.

      Атон живой солнечный диск. Культ Атона как единого бога существовал благодаря Аменхотепу IV Эхнатону. Имя Аменхотеп, что означало Амон доволен, на пятом году царствования царь сменил на имя Эхнатон, означавшее Полезный Атону, и провозгласил главным божеством Солнце владыку всего сущего на Земле. Культы остальных богов были запрещены, многочисленные жрецы остались не у дел, утратив привычное высокое положение. К тем, кто не пожелал уверовать в бога-Солнце, фараон был беспощаден. Хотя к своим родным: жене, матери (которая сохраняла прежнюю веру), шестерым дочерям он питал самые нежные чувства, писал стихи, гимны Атону. Но после смерти фараона культ Атона, как того и следовало ожидать, был запрещен.

      Бог Тот считался покровителем знаний, мудрости, медицины и колдовства. Изображался в виде ибиса, черной белогрудой птицы с длинным клювом, или павиана. Иногда изображался в виде человека с головой ибиса, в одной набедренной повязке, голые плечи прикрывал полосатый платок. 

      Анубис согласно Текстам пирамид. Главный бог в царстве мертвых (видимо, после Осириса), изображался в виде лежащего черного шакала или собаки, или человека с головой шакала.

      Апис священный бык, божество плодородия, почитавшийся в течении всей истории Египта до принятия христианства.

      Меретсегер, Любящая молчание. Ее изображали в виде кобры с раздутым капюшоном или женщины с иероглифом запад на голове.

      Хнум бог плодородия, демиург, слепивший на гончарном круге людей и их Ка (двойников), а в греко-римский период считали, что он слепил всю вселенную. Изображался в виде барана или человека с головой барана.

      Охранительницы детей богини Месхент, Таурт и мохнатые уродцы-карлики Бэсы. Таурт (Таурет) богиня, почитаемая как покровительница родов и материнства, охранительница дома. Изображалась в виде стоящей на задних лапах беременной самки гиппопотама, опирающейся на иероглиф защита . Интересно, египтяне считали, что все дети наделены вещим даром; по крикам детей, играющих возле храмов, можно было предсказывать будущее. Для этого надо было мысленно спросить о чем-нибудь богов, потом сразу же выйти во двор: первое услышанное слово, произнесенное ребенком, и было ответом.2

      Египетский скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах.

      Культ животных, их обожествление в династическом Египте в течение тысячелетий, вне сомнения, восходит к додинастическому тотемизму. На это указал К. Зете. Однако некоторые весьма эрудированные и авторитетные египтологи, обогатившие науку очень ценными трудами по египетской религии, отрицают наличие в древнем Египте фетишизма и тотемизма, отнюдь не отрицая культа животных.

      В древнейшие времена Египет занимал территорию, состоявшую в историческое время приблизительно из 40 независимых номов, т. е. земель, на которых жили человеческие коллективы типа племен, находившиеся на одной из ступеней доклассового развития. Типичной формой религии для таких социальных организмов, как это показывает опыт всемирной истории и этнография, является фетишизм и тотемизм, и нет решительно никаких оснований полагать, что историческое развитие египтян не было подчинено всеобщим закономерностям исторического процесса.

      В объединенном Египте «религия... является результатом слияния сначала независимых племенных культов. Каждый город имел свое божество в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного». Таким образом, политеизм объединенного Египта - вполне закономерное следствие слияния местных номовых религий додинастического Египта, главной формой которых были фетишизм и тотемизм.3

      К. Зете тонко подметил, что идолы божеств ряда номов уже в объединенном Египте представляют собой культовые изображения обожествленных животных. Номы и города были настолько связаны со своими богами-животными, что греки нередко давали им названия этих животных: Ликополис, Леонтополис, Гиераконполь, Крокодилополь и т. п.

      У большинства народов фетишизм и тотемизм исчезли в процессе исторического развития, оставив лишь те или иные пережитки; в Египте же культ животных не только не исчез, но проявил необычайную живучесть - он сохранился и после потери Египтом независимости до времени римского господства включительно.

      Утратив свои политические позиции, египетская религия продолжает существовать и даже развиваться во времена греко-римского господства. В религиозном отношении египтяне и греки были не монотеистами – и те и другие обожествляли одни и те же элементы и силы природы – солнце, луну, землю, небо, воду и т. д. Это не могло не привести к синкретизму религиозных верований. Во многих египетских богах греки видели своих собственных богов и нередко называли их греческими именами. Это нашло отражение в античной литературе. Очень компетентный английский ученый Дж. Г. Гриффис в своем издании сочинения Плутарха «Об Исиде и Осирисе» поместил список греко-египетских отождествлений. Подобные отождествления нередко встречаются и у других греческих писателей, например у Геродота, посетившего Египет пятью веками раньше Плутарха: фиванского бога Амона Геродот называет Зевсом (II, 18, 32, 42, 55) и т. д. Это обстоятельство имеет серьезное значение для истории религий – оно свидетельствует о том, что религиозное сознание разных народов на одной и той же ступени развития подчиняется одним и тем же законам, как и человеческое мышление в целом, а следовательно, изучение истории религий проливает свет на историю культуры и мышления. Вполне понятно, что отмеченные отождествления не были преднамеренными, они возникли стихийно, в процессе систематических контактов между египтянами и греками.4

      Во время становления царства Лагидов, после смерти Александра, в египетском пантеоне является новое божество – Сарапис с широко распространенным культом в Александрии. Античная традиция объясняет происхождение этого божества как результат обдуманной деятельности первых Лагидов. Об этом писали некоторые античные авторы. Наиболее подробные сведения сообщают Плутарх и Тацит

 

      Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного. Следует отметить также, что некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим – в отдельных частях страны, наконец, третьим – только в какой-то одной местности.5

      Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота. Во времена I династии существовал культ быка Аписа (др.-егип. hp, греч., коптск.). Апис был одним из божеств Мемфиса. 

      Апис не единственный обожествленный бык. В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису (греч. форма; др.-егип. Mr-wr). Подобно Апису, он содержался в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Замечательно, что практиковался тот же погребальный ритуал, что и в отношении умерших людей. 

      В Гермонте в поздние времена обожествлялся бык Бухис, черно-белой масти (Бухис – греч. форма имени, др.-егип. bh), его связывали с богом Монту. Близ Гермонта был специальный некрополь этих быков – Бухеум.

      Культ их процветал во времена XXX династии и при Лагидах. 

      Быки белой и черной масти были редкостью и потому строго оберегались. Приобретение в частном порядке и тем более убиение быка с признаками, которые могли рассматриваться как священные, строго карались уже во времена Нового царства. Один из жрецов бога Амона времени XXII династии ставит себе в заслугу то, что он спасал от убоя быков такой масти. 

      Культ быков и коров встречается большей частью в местностях Дельты. Это вполне естественно – во все времена истории Египта Дельта была богата пастбищами. Важно подчеркнуть, что обожествлялся не весь крупный рогатый скот, а лишь отдельные его представители. 

turboreferat.ru

Культ животных в древнем Египте — курсовая работа

      Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Культ крокодила возникал в местах, изобилующих этими животными. «Сама природа страны объясняет, почему культ крокодила встречается преимущественно в тех местностях, где острова на реке, быстрины или крутые отвесные берега реки представляли опасность для судоходства по Нилу, а также заболоченные местности с озерами и каналами». Таких мест было множество в долине Нила. «Нрав крокодила и отношение его к другим животным и к человеку должны были создать ему в глазах египтянина репутацию не благодетельного, а злого, губительного существа, опасного для всего живого, соприкасающегося с ним.6

      Умершего крокодила бальзамировали и хоронили – обнаружен целый ряд захоронений священного животного. Отличные экземпляры мумий крокодилов хранятся в Каирском музее. 

      Культ крокодила был распространен во многих местностях Верхнего и Нижнего Египта: в разных точках Фаюма, в первую очередь в Шедит; в Дельте – не менее чем в семи местностях; в Верхнем Египте – не менее чем в 15 местностях, в том числе в Омбосе и Фивах. Однако, несмотря на широкое распространение, культ крокодила, по сообщению Геродота, не был всеегипетским – в ряде местностей он не наблюдался, например в Элефантине. 

      Чрезвычайно широко был распространен культ сокола (или ястреба) – воплощение бога Хора и его ипостасей. В разных номах у божественной птицы были разные эпитеты, но все они характерны для сокола (или ястреба). Сокол (или ястреб) с распростертыми крыльями был символом неба и потому считался божественным. Такое представление имело место уже во времена I династии. С соколом (или ястребом) было связано множество разнообразных мифологических и религиозных представлений, сокол (ястреб) был воплощением не только бога Хора, но и некоторых других богов, например бога Монту. Наконец, он олицетворял фараона. Культ этого воздушного хищника был особенно популярен в поздние времена; за убийство птицы виновный мог поплатиться жизнью – об этом совершенно определенно говорят Геродот и Диодор, живший значительно позже. Страбон рассказывает о священной хищной птице, содержавшейся при храме на острове Филе. 

      Коршун почитался в Верхнем Египте, в Эль-Кабе. Богиня-коршун считалась покровительницей Верхнего Египта и входила в качестве обязательного компонента в титулатуры всех фараонов на протяжении всей истории Египта, поскольку фараон был царем Верхнего и Нижнего Египта. В Карнаке также почитался коршун, воплощавший здесь богиню Мут, жену бога Амона. 

      Одним из наиболее чтимых в Египте животных была птица ибис (на земном шаре насчитывается около тридцати ее видов). Священным в Египте считался белый ибис с окрашенными в черный цвет концами маховых перьев. Ибис почитался как воплощение бога мудрости и знаний Тота, центром культа которого был Гермополь – Средний Египет. Убийство ибиса, по сообщению Геродота, каралось смертью, так же как убийство сокола (или ястреба). В 1913 г. во время раскопок в Абидосе было открыто кладбище священных ибисов, датируемое серединой II века н.э. Мумии умерших животных делались очень тщательно. 

      Широко распространен был культ кошки. В знаменитой 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает как «великий кот». Ко времени XXII (ливийской) династии относится начало расцвета культа богини города Бубаст – Бастет. Ее олицетворяла кошка, хотя культ кошки, несомненно, существовал и раньше: древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии: сохранился кошачий гроб, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса – Тутмоса.7

      От Геродота мы узнаем, что смерть кошки в каком-либо доме отмечалась специальным по ней трауром всех жильцов. Умерших кошек перевозят в священные помещения, бальзамируют и хоронят в Бубасте. В римское время убийство кошки рассматривалось как тягчайшее преступление. Виновного ждала смерть. Диодор рассказывает следующее: «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно». 

      В ряде местностей процветал культ барана, связанного со многими божествами. Так, на острове Элефантина баран был воплощением местного бога Хнума, также и в Эсне, где тоже почитался бог Хнум, и в других городах. Близ Фаюма, в Среднем Египте, в городе Гераклеополе, баран был воплощением местного бога Харшефа, а в Мендесе культ барана мог даже соперничать с культом Аписа. Здесь баран был земным воплощением души бога Осириса. Воздавались почести барану и в Фивах – фиванского бога Амона нередко изображали бараном с загнутыми книзу рогами (у других обожествленных животных рога разведены в стороны). 

      В 1906 т. известный французский археолог Клермон-Ганно проводил раскопки на острове Элефантина. Он обнаружил кладбище священных баранов храма бога Хнума, относящееся к греко-римскому времени. Здесь были найдены мумии священных баранов.8

      К обожествленным животным относился и лев. Культ его восходит к глубочайшей древности. Львы почитались в Верхнем и в Нижнем Египте. В греко-римское время в Египте было несколько пунктов, носивших название Леонтополис. Одним из известных в Нижнем Египте мест культа льва был расположенный к северо-востоку от Гелиополя город, известный в данное время как Тель-эль-Яхудиа. Были в Нижнем Египте и другие центры львиного культа. 

      Поклонялись не менее чем 32 богам и 33 богиням в облике льва. Особенно известны были богиня Сехмет (букв. «могучая») в Мемфисе и богиня Пахт в Спеос Артемидосе. Нельзя умолчать и о сфинксе с туловищем льва и с головой либо сокола, либо барана. Были сфинксы и с человеческими головами – изображения царей. Оба ленинградских сфинкса на правом берегу Невы против здания Академии художеств, доставленные в Петербург в 1832 г., изображают фараона Аменхотепа III (XVIII династия). В древности они стояли перед заупокойным храмом этого фараона в Фивах, на западном берегу Нила. 

      Не менее, если не более, чем культ льва, был популярен культ животных из семейства собачьих. «Картина культа собачьих в Египте необычайно богата и многообразна. Греки пытались различать местного бога Ассиута, которого египтяне звали Упуаут (букв. «открыватель путей», подразумевается – в потусторонний мир), и бога мертвых Анубиса. Египтяне, никогда не отличавшиеся точностью в своих зоологических определениях, называли ассиутского бога «верхнеегипетским шакалом. Изображения богов окрашивались в черный цвет. Такая окраска никак не связана с тем, что Упуаут, Анубис, Хентиментиу – умершие боги, и объясняется исключительно редкостью черной масти этих животных в Египте. Наиболее популярным был бог Анубис, защитник и покровитель умерших. Его культ процветал в ряде мест Верхнего и Нижнего Египта, в особенности в Кинополе. 

      Большую роль в египетской религии играли змеи. Змеи для египтян были грозными, опасными и, вместе с тем, таинственными существами: они подстерегали человека на каждом шагу, их укус был большей частью смертельным, они жили в темных, недоступных для человеческого глаза местах. В первую очередь надо назвать египетскую кобру, главным центром культа которой был один из древнейших городов Египта, Буто, расположенный в западной части Дельты. Богиня-змея Уаджет (по-егип. «зеленая») была богиней-покровительницей Нижнего Египта, и в качестве таковой входила как обязательный компонент в титулатуру фараонов наряду с изображением богини-коршуна – покровительницы Верхнего Египта. Изображение змеи имелось на головном уборе фараона (греки называли его «урей») – оно как бы служило защитой от всех врагов. Среди прочих обожествляемых змей первое место принадлежало кобре: ее устрашающий вид и смертоносный яд особо поражали воображение египтян. 

      Ни с каким определенным местным культом не было связано в исторические времена поклонение скарабею. Это насекомое во все времена истории Египта играло огромную роль в религии и мифологии; оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось хепри – слово, созвучное с глаголом хепер – «быть», «становиться». 

      Меньшей популярностью пользовались культы ряда других животных. 

      Гиппопотам был обожествлен в северо-западной Дельте, в номе Папремис, а также в Фаюме и Оксиринхе. В Оксиринхе был храм богини Таурет, изображавшейся в виде гиппопотама. Этой богине поклонялись и в других местах, например в Фивах.9

      Обожествлена была и лягушка. Она играла большую роль в религиозных представлениях в Гермополе, а также в Антиное, где олицетворяла богиню Хекат. 

      Египетский скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах. Облик скорпиона могла принимать и богиня Исида. В районе современного Старого Каира поклонялись богу Сепду в образе многоножки. Из других обожествленных животных можно упомянуть антилопу, местом культа которой был Комир (между Эсне и Гиераконполем), – богиню Анукет. Близ Бени-Хасана обожествлена была белая антилопа. 

      Безобидная нильская черепаха упоминается в религиозных и мифологических текстах как существо, враждебное солнечному богу Ра. Во времена Нового царства этот антагонизм зафиксирован формулой: «Да живет Ра, да сгинет черепаха».

      Участь черепахи разделяла свинья – она считалась ритуально нечистым животным. И если кто-то, проходя мимо свиньи, нечаянно задевал ее, то сразу же шел к реке и прямо в одежде погружался в воду, дабы смыть с себя прикосновение нечистой. Свинопасам, единственным из египтян, не было дозволено вступать ни в один египетский храм. Свиней не приносили в жертву богам. Было только одно исключение: в день полнолуния их приносили в жертву Исиде и Осирису и съедали жертвенное мясо, в другие же дни никто свинину не ел. 

      Для культа животных типична противоречивость отношения человека к обожествленному животному или растению. Возьмем для примера льва, обожествленного в ряде местностей и занимающего видное место в мифологии. Лев считался воплощением царя, однако это обстоятельство нисколько не мешало царям охотиться на льва и даже хвастаться своими охотничьими трофеями. Наряду с обожествленными змеями в текстах нередко упоминаются змеи, воплощавшие силы зла и тьмы. Встречаются магические тексты с заклинанием против змей. 

 

     Все животные, которые есть в Египте, как домашние, так и дикие, считались священными. Для ухода за животными каждой породы назначались особые служители мужчины и женщины, причем та должность переходила по наследству от отца к сыну. Каждый житель города выказывал свое благоговение перед животными. Если кто-либо умышленно убивал животное, его карали смертью; если случайно, то он платил штраф, установленный жрецами. А за убийство ибиса или ястреба, казнили в любом случае. Если в доме умирала кошка, то все обитатели дома сбривали себе брови. Если собака то все стригли себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозили в город Бубастис, бальзамировали и погребали там в священных землях. Собак и мангустов хоронили в своем городе в священных гробницах. Землероек же, ястребов и ибисов отвозили хоронить в другие города. Медведей (редких в Египте), волков и лисиц хоронили там, где находили их мертвыми. Найдены гробницы священных соколов.10

     В некоторых областях Египта священными считались крокодилы. Себек (Собек, Собк) бог-крокодил, опасный хищник представлен в мифах амбивалентно: защитником богов и людей или их врагом. Жители Фив содержали дома по одному ручному крокодилу. В уши ему вдевали серьги из стекла с золотом (стекло в Египте было очень редким и ценным предметом в то время), а на передние лапы надевали кольца. Их кормили специальной священной пищей, заботливо ухаживали за ними, а после смерти бальзамировали и погребали в священных покоях. Но в других землях с ними обходились как с врагами и даже не употребляли в пищу.

 

 

     История Египта неотделима от его мифологии и религии, вера в богов занимала основное место в жизни египтянина. Остатки религиозных представлений, символики, магии легли в основу таких мировых религий как христианство, ислам, иудаизм, а так же различных сект.

     История Древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий: от конца IV тысячелетия до н, э., когда в нижнем течении реки Нил возникли первые древнеегипетские города-государства, до 395 года н. э., когда после распада Великой Римской империи Древний Египет вошел в состав Византии. Характерные черты древнеегипетской культуры (религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль) сформировались уже в эпоху Раннего царства и сохранялись на протяжении всей истории Древнего Египта, включая и греко-римский период.

turboreferat.ru

Культ животных в Древнем Египте - 28 Октября 2010 - Лента

Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного. 

Следует отметить также, что некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим – в отдельных частях страны, наконец, третьим – только в какой-то одной местности. Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота. 

Во времена I династии существовал культ быка Аписа (др.-егип. hp, греч., коптск.). Апис был одним из божеств Мемфиса. Апис не единственный обожествленный бык. В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису (греч. форма; др.-егип. Mr-wr). 

Подобно Апису, он содержался в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Замечательно, что практиковался тот же погребальный ритуал, что и в отношении умерших людей. В Гермонте в поздние времена обожествлялся бык Бухис, черно-белой масти (Бухис – греч. форма имени, др.-егип. bh), его связывали с богом Монту. Близ Гермонта был специальный некрополь этих быков – Бухеум. Культ их процветал во времена XXX династии и при Лагидах. Быки белой и черной масти были редкостью и потому строго оберегались. Приобретение в частном порядке и тем более убиение быка с признаками, которые могли рассматриваться как священные, строго карались уже во времена Нового царства. Один из жрецов бога Амона времени XXII династии ставит себе в заслугу то, что он спасал от убоя быков такой масти. Культ быков и коров встречается большей частью в местностях Дельты. Это вполне естественно – во все времена истории Египта Дельта была богата пастбищами. Важно подчеркнуть, что обожествлялся не весь крупный рогатый скот, а лишь отдельные его представители. Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Культ крокодила возникал в местах, изобилующих этими животными. «Сама природа страны объясняет, почему культ крокодила встречается преимущественно в тех местностях, где острова на реке, быстрины или крутые отвесные берега реки представляли опасность для судоходства по Нилу, а также заболоченные местности с озерами и каналами». Таких мест было множество в долине Нила. «Нрав крокодила и отношение его к другим животным и к человеку должны были создать ему в глазах египтянина репутацию не благодетельного, а злого, губительного существа, опасного для всего живого, соприкасающегося с ним. Умершего крокодила бальзамировали и хоронили – обнаружен целый ряд захоронений священного животного. Отличные экземпляры мумий крокодилов хранятся в Каирском музее. Культ крокодила был распространен во многих местностях Верхнего и Нижнего Египта: в разных точках Фаюма, в первую очередь в Шедит; в Дельте – не менее чем в семи местностях; в Верхнем Египте – не менее чем в 15 местностях, в том числе в Омбосе и Фивах. Однако, несмотря на широкое распространение, культ крокодила, по сообщению Геродота (II, 69), не был всеегипетским – в ряде местностей он не наблюдался, например в Элефантине. Чрезвычайно широко был распространен культ сокола (или ястреба) – воплощение бога Хора и его ипостасей. В разных номах у божественной птицы были разные эпитеты, но все они характерны для сокола (или ястреба). Сокол (или ястреб) с распростертыми крыльями был символом неба и потому считался божественным. Такое представление имело место уже во времена I династии. С соколом (или ястребом) было связано множество разнообразных мифологических и религиозных представлений, сокол (ястреб) был воплощением не только бога Хора, но и некоторых других богов, например бога Монту. Наконец, он олицетворял фараона. Культ этого воздушного хищника был особенно популярен в поздние времена; за убийство птицы виновный мог поплатиться жизнью – об этом совершенно определенно говорят Геродот (II, 65) и Диодор (I, 83), живший значительно позже. Страбон рассказывает о священной хищной птице, содержавшейся при храме на острове Филе (XVIII, С818, 753). Коршун почитался в Верхнем Египте, в Эль-Кабе. Богиня-коршун считалась покровительницей Верхнего Египта и входила в качестве обязательного компонента в титулатуры всех фараонов на протяжении всей истории Египта, поскольку фараон был царем Верхнего и Нижнего Египта. В Карнаке также почитался коршун, воплощавший здесь богиню Мут, жену бога Амона. Одним из наиболее чтимых в Египте животных была птица ибис (на земном шаре насчитывается около тридцати ее видов). Священным в Египте считался белый ибис с окрашенными в черный цвет концами маховых перьев. Ибис почитался как воплощение бога мудрости и знаний Тота, центром культа которого был Гермополь – Средний Египет. Убийство ибиса, по сообщению Геродота (II, 65), каралось смертью, так же как убийство сокола (или ястреба). В 1913 г. во время раскопок в Абидосе было открыто кладбище священных ибисов, датируемое серединой II века н.э. Мумии умерших животных делались очень тщательно. Широко распространен был культ кошки. В знаменитой 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает как «великий кот». Ко времени XXII (ливийской) династии относится начало расцвета культа богини города Бубаст – Бастет. Ее олицетворяла кошка, хотя культ кошки, несомненно, существовал и раньше: древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии: сохранился кошачий гроб, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса – Тутмоса. От Геродота (II, 66-67) мы узнаем, что смерть кошки в каком-либо доме отмечалась специальным по ней трауром всех жильцов. Умерших кошек перевозят в священные помещения, бальзамируют и хоронят в Бубасте. В римское время убийство кошки рассматривалось как тягчайшее преступление. Виновного ждала смерть. Диодор (I, 83) рассказывает следующее: «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно». В ряде местностей процветал культ барана, связанного со многими божествами. Так, на острове Элефантина баран был воплощением местного бога Хнума, также и в Эсне, где тоже почитался бог Хнум, и в других городах. Близ Фаюма, в Среднем Египте, в городе Гераклеополе, баран был воплощением местного бога Харшефа, а в Мендесе культ барана мог даже соперничать с культом Аписа. Здесь баран был земным воплощением души бога Осириса. Воздавались почести барану и в Фивах – фиванского бога Амона нередко изображали бараном с загнутыми книзу рогами (у других обожествленных животных рога разведены в стороны). В 1906 т. известный французский археолог Клермон-Ганно проводил раскопки на острове Элефантина. Он обнаружил кладбище священных баранов храма бога Хнума, относящееся к греко-римскому времени. Здесь были найдены мумии священных баранов. К обожествленным животным относился и лев. Культ его восходит к глубочайшей древности. Львы почитались в Верхнем и в Нижнем Египте. В греко-римское время в Египте было несколько пунктов, носивших название Леонтополис. Одним из известных в Нижнем Египте мест культа льва был расположенный к северо-востоку от Гелиополя город, известный в данное время как Тель-эль-Яхудиа. Были в Нижнем Египте и другие центры львиного культа. Поклонялись не менее чем 32 богам и 33 богиням в облике льва. Особенно известны были богиня Сехмет (букв. «могучая») в Мемфисе и богиня Пахт в Спеос Артемидосе. Нельзя умолчать и о сфинксе с туловищем льва и с головой либо сокола, либо барана. Были сфинксы и с человеческими головами – изображения царей. Оба ленинградских сфинкса на правом берегу Невы против здания Академии художеств, доставленные в Петербург в 1832 г., изображают фараона Аменхотепа III (XVIII династия). В древности они стояли перед заупокойным храмом этого фараона в Фивах, на западном берегу Нила. Не менее, если не более, чем культ льва, был популярен культ животных из семейства собачьих. «Картина культа собачьих в Египте необычайно богата и многообразна. Греки пытались различать местного бога Ассиута, которого египтяне звали Упуаут (букв. «открыватель путей», подразумевается – в потусторонний мир), и бога мертвых Анубиса. Египтяне, никогда не отличавшиеся точностью в своих зоологических определениях, называли ассиутского бога «верхнеегипетским шакалом. Изображения богов окрашивались в черный цвет. Такая окраска никак не связана с тем, что Упуаут, Анубис, Хентиментиу – умершие боги, и объясняется исключительно редкостью черной масти этих животных в Египте. Наиболее популярным был бог Анубис, защитник и покровитель умерших. Его культ процветал в ряде мест Верхнего и Нижнего Египта, в особенности в Кинополе. Бронзовый контейнер для мумии змеиБольшую роль в египетской религии играли змеи. Как правильно подметил Кеес, змеи для египтян были грозными, опасными и, вместе с тем, таинственными существами: они подстерегали человека на каждом шагу, их укус был большей частью смертельным, они жили в темных, недоступных для человеческого глаза местах. В первую очередь надо назвать египетскую кобру, главным центром культа которой был один из древнейших городов Египта, Буто, расположенный в западной части Дельты. Богиня-змея Уаджет (по-егип. «зеленая») была богиней-покровительницей Нижнего Египта, и в качестве таковой входила как обязательный компонент в титулатуру фараонов наряду с изображением богини-коршуна – покровительницы Верхнего Египта. Изображение змеи имелось на головном уборе фараона (греки называли его «урей») – оно как бы служило защитой от всех врагов. Среди прочих обожествляемых змей первое место принадлежало кобре: ее устрашающий вид и смертоносный яд особо поражали воображение египтян. Ни с каким определенным местным культом не было связано в исторические времена поклонение скарабею. Это насекомое во все времена истории Египта играло огромную роль в религии и мифологии; оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось хепри – слово, созвучное с глаголом хепер – «быть», «становиться». Меньшей популярностью пользовались культы ряда других животных. Гиппопотам был обожествлен в северо-западной Дельте, в номе Папремис, а также в Фаюме и Оксиринхе. В Оксиринхе был храм богини Таурет, изображавшейся в виде гиппопотама. Этой богине поклонялись и в других местах, например в Фивах. Обожествлена была и лягушка. Она играла большую роль в религиозных представлениях в Гермополе, а также в Антиное, где олицетворяла богиню Хекат. Египетский скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах. Облик скорпиона могла принимать и богиня Исида. В районе современного Старого Каира поклонялись богу Сепду в образе многоножки. Из других обожествленных животных можно упомянуть антилопу, местом культа которой был Комир (между Эсне и Гиераконполем), – богиню Анукет. Близ Бени-Хасана обожествлена была белая антилопа. Безобидная нильская черепаха упоминается в религиозных и мифологических текстах как существо, враждебное солнечному богу Ра. Во времена Нового царства этот антагонизм зафиксирован формулой: «Да живет [бог] Ра, да сгинет черепаха». Участь черепахи разделяла свинья – она считалась ритуально нечистым животным. Приведенный перечень животных, игравших ту или иную роль в религиозных воззрениях египтян, не является исчерпывающим ни по названиям животных, ни тем более по деталям их культа.

www.historays.ru