Конспект урока по истории 5 класс "Искусство Древнего Египта". Конспект по древнему египту


Конспект по всемирной истории на тему "Древний Египет" страница 2

Литература: Всемирная История.

School at Kazakh-American University

Hand-outs

Тема урока: Древний Египет Урок №11-12

Учительница: Рамазанова А.Ж. Учебный год: 2017-2018

  1. Краткое содержание урока.

hello_html_mf08d295.jpg

В древнем Египте в семье главенствующую роль играли мужчины. Они занимались различными видами хозяйства, выплачивая налоги государству. А тех, кто не выплачивал налоги своевременно строго наказывали. Сборщики налогов вели учет людей, земель, скота, запасов золота. Они, также судьи, правители и военачальники верно исполняли приказов фараона. Те, кто преданно служил фараону были вознограждены земельными участками, драгоценными камнями и т.д.

После создания государства хозяйство развивалось, численность населения росло. Тогда стала ощущаться нехватка земель и продовольственных ресурсов. С этой целью организовывали завоевательные походы на соседей. Первым фараоном, кто совершил такие походы был Джосер. Он начал с Синайского государства и в этих походах он захватил огромные богатства. Кроме него, в 16 веке до н.э. фараон-женщина Хатшепсут организовала в страну Пунт большой поход. Завоевательные походы особенно процветали во время правления фараона Тутмоса ІІІ. В итоге захватнических войн цари Вавилона, Ассирии были вынуждены платить Египту дань.

На западном берегу Нила стоят, одно из семи чудес света-пирамиды. Это каменные гробницы фараонов, построенные в Гизе, недалеко от Каира. На строительство одной из пирамид было израсходовано 2 млн 300 тыс.крупных каменных блоков. Некоторые пирамиды были разграблены, так как вместе с телом фараона были помещены драгоценные камни. Нетронутой нашли гробницу молодого фараона Тутанхамона. Он с девяти лет правил страной и его гробница была украшено золотом. Это говорит о богатствах правителей Египта

Недалеко от пирамид находится огромное скульптурное изображение с головой человека и телом льва-Большой сфинкс. Это страж пирамид. Также в крупнейших городах, как Мемфис, Фивах были построены храмы. Храмы являлись самыми красивыми зданиями в городах. Своей величественностью прославился храм в Фивах. В тайном помещении храма находилась скульптура бога. Туда имели право входить только фараоны и жрецы.

infourok.ru

Конспект урока по истории Древнего мира на тему: "Египет-дар Нила"

Предмет: история.

Класс: 5.

Тема: ЕГИПЕТ – ДАР НИЛА (урок открытия новых знаний).

Планируемые результаты:

  1. Личностные. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию. Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению.

  2. Предметные. Овладение базовыми историческими знаниями - учащиеся смогут определять географическое положение Древнего Египта, раскрывать значение понятий фараон, папирус. Формирование умений применять полученные знания показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства.

  3. Метапредметные:

Познавательная - обучающиеся смогут давать определения понятиям. Смысловое чтение.

Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативная - обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.

Учебно-технологическое обеспечение: учебник Михайловский Ф.А. «Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений», компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Приветствует учителя.

Мотивирование учащихся

- Государства, существовавшие в 4 тысячелетии до нашей эры – первой половине 1 тысячелетия нашей эры на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Древний Египет. С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и составил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, родина самых древних богов. Само слово «Египет» в переводе с греческого «тайна, загадка».

Геродот назвал Египет – даром Нила.

А что вам уже известно о Египте, и что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Помогает ученикам формулировать цель и задачи урока.

Беседуют с учителем, отвечают на вопросы.

- Египет – одна из первых цивилизаций, находится в Африке.

Формулируют совместно с учителем цель и задачи урока.

- Где находится Египет?

- Действительно ли Египет – дар Нила.

Умение ставить цель, преобразовывать познавательную задачу в практическую. Умение планировать пути достижения цели. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Изучение нового материала

- Для того чтобы, ответить на вопрос о местоположении Египта давайте вспомним, как нужно работать с исторической картой.

Организует работу с картой на слайдах.

- Местоположение объекта на карте определяется по сторонам света.

Назовите основные стороны света (основные географические направления).

Назовите промежуточные географические направления.

Что изображено на рисунке?

Какой объект выделен на карте зеленым цветом?

В какой части Африки находится страна Египет?

-Давайте попробуем определить границы Египта.

Показывает на карте объекты и задает вопросы.

-Водами какого моря омывается Египет на севере? А на востоке? Граница Египта на юге?

Что находится на западе и востоке Египта?

В пустыне встречаются оазисы. Оазис – расположенный около естественного водоёма островок растительности посреди пустыни.

Египет – страна в долине реки Нил. Ширина долины – 10 – 15 километров.

Низовья реки, где Нил разделяется на несколько рукавов, называется дельта – от четвертой буквы греческого алфавита, напоминающей треугольник.

На пути течения реки встречаются каменистые преграды – пороги.

Определите направление течения Нила (анимация на слайде).

Организует работу с историческим источником - Диодор Сицилийский.

Со слов греческого историка Диодора Сицилийского, «…во время летнего солнцестояния и в последующее время лета Нил, начиная подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет весь Египет. Таким же образом он возвращается к прежнему положению, понижаясь за равное время до тех пор, пока не вернется к прежнему состоянию».

О чем пишет историк? Аргументируйте свой ответ.

  • Какое значение для Египта имели ежегодные разливы Нила?

  • Что приносили воды Нила на поля?

  • Как египтяне в условиях жаркого климата и отсутствия дождей удерживали влагу на полях?

  • Как звали бога Нила?

Ил – растительные остатки, плодородные частицы, которые оставалась после окончания разливов Нила.

Плодородный слой почвы в Египте достигал от 10 до 16 метров.

Ирригация – система орошения полей при помощи каналов.

А вам интересно узнать, как распределялись работы в течение года? Давайте поработаем с календарем сельскохозяйственных работ. Какие три сезона были в этом календаре?

Возникновение неравенства между людьми. Объединение Египта. Вопрос излагается в рамках учебника.

- Предположите, как именно развитие хозяйства связано с возникновением неравенства между людьми? Почему в Египте раньше, чем в других районах появилась государственная власть?

- Как произошло объединение Египта? Год? Столица? Как называли правителя Египта?

Выполняют задания на слайдах, отвечают на вопросы учителя. Называют основные стороны света (основные географические направления), промежуточные географические направления.

Отвечают на вопросы учителя, работая с картой.

- Карта

- Африка

-Страна Египет находится в северо-восточной части Африки

- Средиземное море. Красное море. Первый порог Нила. Пустыни и горы.

Формулируют понятие с помощью учителя. Записывают в тетрадь.

- С юга на север.

Читают вслух, участвуют в беседе.

- О ежегодных разливах Нила.

Просматривают видеофрагмент «Нил». Отвечают на вопросы.

Разливы Нила – основа процветания сельского хозяйства. Нил с разливами приносил ил.

Влагу на полях удерживали при помощи ирригационной системы.

Бог Нила – Хапи.

Работают с календарем сельскохозяйственных работ в Древнем Египте. Учебник – стр. 44.

- Разлив Нила. Посев и созревание хлеба. Засуха, жатва.

Читают текст по группам на стр. 44-46.

Умение работать с исторической картой, определять стороны света и т.д., умение оценить выполненные задания, делать выводы на основе полученного знания, строить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Умение осуществлять поиск решения проблемы. Умение давать определение понятиям.

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, стоить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Умение строить логическое рассуждение. Осуществлять взаимный контроль.

Первичная проверка

Привязанность Египта к долине Нила благоприятствовала политическому единству страны, которое обеспечивало наиболее эффективную эксплуатацию плодородных земель. Логическая цепочка: ирригационное земледелие требовало коллективного согласованного труда большого количества людей и необходимости контролировать состояние ирригационной системы, это привело к складыванию сильной власти.

Как еще египтяне использовали Нил?

- Берега Нила были покрыты зарослями тростника папируса. Как использовался папирус? Посмотрите на слайд.

Беседуют с учителем.

Ирригационное земледелие > Коллективный согласованный труд большого количества людей > Необходимость контроля за состоянием ирригационной системы > Управление, государство

Правитель Египта – фараон;

Мемфис – столица Египта.

Работают с рисунками на слайдах. Делают выводы.

- Нил не только обеспечивал условия для земледелия, но был еще и главным средством сообщения.

- В водах Нила водилось большое количество рыбы, а в прибрежных зарослях – дичи.

_ Лодка, обувь, материал для письма.

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Умение строить логическое рассуждение.

Динамическая пауза

Проводит физминутку

Участвуют в проведении физминутки.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Практикум

Задание на слайдах.

1) Греческий историк Диодор Сицилийский считал, что «Египет укреплен со всех сторон самой природой».

Обоснуйте это утверждение.

2) Что изображено на рисунке? Назовите не менее двух элементов.

3) Перед вами фотография из космоса. Что на ней изображено? Назовите не менее трех элементов.

4) Что объединяет эти рисунки?

5) Объясните, что изображено на этом рисунке?

6) Что символизирует это изображение?

  1. С востока и запада Египет защищен горами и пустынями; с севера и востока – морями.

2) На рисунке: изображение Африки; в северо-восточной части обозначен Египет.

3) На фотографии: Египет; Нил;дельта Нила – место разделения Нила на рукава;

Средиземное море; Красное море.

4) На левом рисунке изображен тростник папирус, на правом – материал для письма, изготовленный из папируса и тоже носящий название папирус.

5) Оазис –естественный водоем и зелень в пустыне.

6) Белая корона – Верхний Египет. Красная корона – Нижний Египет.Двойная корона - объединенный Египет (3 000 г. до н.э.)

Рефлексия

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Я узнал, что

Я понял, что…

Я удивлен тем, что…

Достигли поставленной цели? Что получилось, что не получилось? Какие трудности возникли?

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Инструктаж домашнего задания

Параграф 7 (читать, пересказывать), стр. 48, вопрос 2 (письменно), документ.

Записывают домашнее задание в дневники.

Развитие творческого потенциала, умения нестандартно представлять изученный материал, формирование устойчивого интереса к изучению истории.

Итог

Итак, согласитесь ли вы с Геродотом, что Египет – это дар Нила?

Совместно с учителем делают вывод.

  • Нил – источник воды и жизни в безводной пустыне.

  • Нил приносит большое количество ила и делает землю в долине очень плодородной.

Умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с мнением одноклассников.

infourok.ru

Конспект урока по истории "Древний Египет"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока по истории "Древний Египет" для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Тема : « Древний Египет»

Цель: - Обобщение и систематизация  знаний учащихся по теме «Древний Египет».

Задачи:

Образовательные:

  • обучение правильному поведению при работе в группе;

  • обобщить представления об основных видах процветавших искусств и достижений др. Египта

  • оценить уровень развития культуры древнего Египта

  • показать роль культуры Египта в развитие мировых цивилизаций.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;

  • развивать умение делать самостоятельные выводы;

  • развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность учащихся;

  • развитие интереса к предмету;

  • воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;

  • способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке.

Методы обучения:

  • информационно-обобщающий.

  • практические: контрольные задания, составленные с целью проверки глубины усвоения полученных знаний.

  • устный контроль

Нестандартная форма ведения урока. Урок-игра

Развиваю на уроке читательскую и информационную компетенцию

Ход урока - игры

I тур- “Представление команд”

Способствует развитию креативного мышления

Конкурс включает в себя объявление названия команды, девиза, представление эмблемы.

За оригинальное представление команды связанное с историей Др. Египта 1 балл.

(5 минут.)

II тур «Древний Египет»

Способствует развитию внимания, скорости реакции, проявлению эрудиции.

Условия конкурса: Из каждого раздела задается по одному вопросу каждой команде, ответы фиксируются командами на листочках. За каждый правильный ответ - 1 балл.

(10 минут.)

1.Египетские женщины

  • Именно это было основным видом одежды у египетских женщин (платье)

  • Эта египетская женщина была женой египетского фараона Эхнатона ( Нефертити)

  • Эта египетская женщина была коронована как царь, а не как царица ( Хатшепсут)

2.Материалы и вещества

  • Из этого материала изготавливалось большинство оружия в Египте (бронза)

  • Именно на этом материале египтяне высекали рельефы (камень)

  • Из этого материала египтяне делали небольшие лодки, которые использовали для рыбной ловли (тростник-папирус)

3.Календари и система мер

  • Именно из такого количества дней состоял древнеегипетский год (365 дней)

  • Столько дней было в египетской неделе (10 дней)

  • Именно на столько часов древние египтяне разделили сутки (24 часа)

4.Письменность

  • Этот материал был основным материалом для письма, который использовали древние египтяне (папирус)

  • Эти значки египтяне называли «божественная речь» (иероглифы)

  • Именно эти цветом египтяне писали первое слово абзаца (красный)

5.Иной мир

  • Эти сооружения строили древнеегипетские цари для того, чтобы сохранить свои тела после смерти (пирамиды – гробницы)

  • Так называли гроб, в который клали тело умершего фараона (саркофаг)

  • На суде Осириса на одной чаше весов лежало сердце умершего, а на другой этот предмет (перо или статуэтку богини правды Маат)

6.Религия

  • Этот бог считался у египтян богом плодородия (Осирис)

  • этот бог был в Древнем Египте богом пустыни, бури и непогоды (Сет)

  • Эту богиню – покровительницу женщин и красоты, египтяне изображали в виде черной кошки (Бастет)

7.Военное дело

  • Из этих двух родов войск состояло древнеегипетское войско (пехота и колесничное войско)

  • Именно он был главнокомандующим египетской армии (фараон)

  • Именно таким путем сначала формировалась древнеегипетская армия (набором одного из десяти мужчин)

8.Образование и искусство

  • Именно в это сворачивали длинные книги из папируса (свиток)

  • Большинство юношей в Древнем Египте стремились получить именно эту профессию (писец)

  • Именно таким образом, согласно правилам древнеегипетского искусства, требовалось изображать на рисунках лицо человека (в профиль, т.е. боком)

9.География

  • На этом материке находится Египет (Африка)

  • Этот город был столицей единого египетского государства (Мемфис)

  • Недалеко от этого города солдатами Наполеона Бонапарта был найден знаменитый трехъязычный камень, при помощи которого Франсуа Шампольон разгадал тайну египетских иероглифов (город Розетт – Розетттский камень)

10.Цифры

  • Именно такое число человек помещалось на древнеегипетской колеснице (2)

  • Именно такое число порогов находится на Ниле (6)

  • Именно такое количество ворот вело в царство мертвых (12)

11.Животные и боги

  • В образе этого животного древние египтяне изображали небо и богиню неба Нут (корова)

  • Бог мертвых Анубис изображался древними египтянами в виде человека с головой этого животного (шакала)

  • Бог воды Себек изображался древними египтянами в виде человека с головой этого животного (крокодила) или (…)

12.Фараоны

  • Пирамида этого фараона известна как одно из чудес света (Хеопса)

  • Этот фараон прославился как великий завоеватель, именно он во II тыс.до н.э. совершил ряд завоевательных походов в Нубию, Сирию, Ливию и др. страны (Тутмос III)

  • Этот фараон прославился тем, что именно его гробницу английский археолог Говард картер нашел абсолютно нетронутой (Тутанхамона)

13.Нил

  • Именно это приносил ежегодно на египетскую землю Нил в период паводка (ил)

  • Эти сооружения строили египтяне для того, чтобы задержать воду на полях (каналы)

  • Именно так называется место в долине Нила, где строились гробницы фараонов (долина царей)

14.Администрация

  • Так называли людей, которые вели записи (писец)

  • Так называли людей, которые служили богу в храмах (жрецы)

  • Так называли людей, которые разносили вести во все уголки страны (вестники)

III тур.

Конкурс « Термины»

Развивает логику, внимание, глубину и образность мышления, способствует повышению и проявлению эрудиции.

Условия конкурса : Я называю значение термина, а вы на листочке записываете свой ответ. За правильный ответ – 1 балл. (6 минут. .)

1. Всесильный владыка Египта (Фараон).

2. Мелкие предметы, которые, по мнению египтян, защищают от злых духов (амулет).

3. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека (Сфинкс).

4. Египетская гробница (Саркофаг).

5. Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря (Египет).

6. Служители бога (Жрецы).

7. Сказание о богах (Миф).

8. Первое из чудес света (Пирамида).

9. Столица древнего Египта (Мемфис).

10. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма (Папирус).

11. Вера в сверхъестественное (Религия).

12. Сбор в пользу государства (Налоги).

13. Река протекающая в Египте (Нил).

14. Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Археология).

15. Наука о развитие человеческого общества (История).

IVтур

Конкурс «Оборвыши»

Развивает логику, внимание, глубину и образность мышления, способствует повышению и проявлению эрудиции.

Правила конкурса: Фразы записаны не до конца, они оборваны. Задание дается командам индивидуально на карточках. Командам следует закончить фразу как можно ближе к тексту оригинала. Проверим, как вы читаете учебник. За правильный ответ - 1 балл .

(6 минут.)

1. Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них ……… (египетская пирамида).

2. На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов и их охраняет …… (Большой сфинкс).

3. Самая высокая пирамида – пирамида фараона …… (Хеопса).

Vтур

Конкурс «Веришь – не веришь, или да – нетки».

Способствует развитию внимания, логического мышления, скорости реакции

Условия конкурса : Нужно согласиться или нет с данным выражением и обосновать свой ответ. Задание раздается на карточках, обсуждается в группе. Отвечает 1 человек от группы. За правильный ответ – 1 балл,

(6 минут.)

Вопросы

1. Верите ли вы, что древние египтяне вытесывали из камня большие статуи богов и делали фигурки из бронзы или глины. Они полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит всё, что говорят люди. (Да)

 3. Верите ли вы, что древние египтяне, поклонялись животным – птицам, змеям, кошкам. И  случае их смерти проводили обряд их захоронения. (да)

3. Верите ли вы, что когда умирала богиня Бастет – покровительница женщин и их красоты, её тело сжигали в своих печах, местные жители. (Нет)

VIтур

Конкурс «Логическая цепочка»

Конкурс развивает логическое мышление

Условия конкурса: Приводятся три – четыре слова необходимо назвать, то, что их объединяет. Задание дается командам индивидуально на карточках. Отвечает – один представитель от команды. За правильный ответ 1 балл.

(4 минуты.)

Пример: Нил – Тигр – Евфрат –– реки.

1. Дротики – стрелы – лук – оружие.

2. Амон Ра – Геб – Нут – боги.

3. Финики – инжир – виноград – фрукты.

Итоги: Подсчет баллов.( 3 минуты)

Результаты команд: оценка за урок.

  • Большее кол- во баллов – «отлично»

  • Среднее кол – во баллов – «хорошо»

  • Меньшее кол – во баллов – «удовлетворительно»

Домашнее задание творческое:  Составить кроссворд.  Ребятам которые уже умеют составлять презентации можно предложить составить презентацию на тему: «Достижения Древних Египтян» или «Древнеегипетское письмо» либо иную тему выбранную учащимся  по разделу «Древний Египет».  

docbase.org

План -конспект по истории древнего мира "Древний Египет"

I.Организационный момент

Цель:

организация обучающихся для успешной учебной деятельности, основанной

на личностно-значимом уровне

(1- мин)

Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, атласов, контурных карт, тетрадей.

Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся.

Личностные: формирование знаний морально –этических норм

Регулятивные:умение концентрировать внимание, организовывать свою деятельность на уроке

II.Актуализация опорных знаний.

Цель:

определение степени готовности обучающихся к уроку и выявление уровня усвоения домашнего задания

(3 мин).

-Какие затруднения возникли в процессе подготовки домашнего задания?

— Предлагаю одному из вас выйти к доске и ответить на вопросы домашнего задания, а остальные внимательно следят и справляют, если есть ошибки.

-Обратимся к Ленте времени, которую мы составляли на прошлом уроке и отметить на ней 3000г.

— Вспомните понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.

Обучающиеся открывают свои тетради и сравнивают свои ответы с ответами отвечающего у доски, исправляют его, если он допустил ошибки.

Выполняют работу на ленте времени, тем самым закрепляют навыки счета.

Называют понятия: наша эра, до нашей эры, цивилизация, государство и др.

Строят высказывания;

формулируют выводы, аргументируют свою точку зрения(К, Л).

Выслушивая ответы одноклассников, формируется уважение к другому мнению;

дают определения понятиям;

строят логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей.(П)

Формируется умение работать у доски и взаимодействовать с учителем и всем классом.

(К)

III.Мотивация к изучению новой темы.

Цель:

вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы

3 мин.

Сегодня мы начинаем изучать раздел «Древний Восток». Наш раздел начинается с главы «Цивилизация речных долин». Первое наше путешествие по Древнему Востоку начинается с изучения цивилизации Древнего Египта.

На предыдущих уроках мы изучали понятия цивилизация и государство.

— Как вы думаете, почему первые цивилизации появились на берегах великих рек Древнего Востока?

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Называют части света и показывают их на физической карте.

Установление причинно- следственных связей с использованием имеющихся ресурсов(карт) (П).

Установление целевых приоритетов (Р).

Владение устной речью (К).

IV.Изучение нового материала

Цель:

обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.

18 мин

Постановка учителем проблемного вопроса: Только ли наличие реки Нил стало основанием для возникновения цивилизации Древнего Египта?

План изучения новой темы:

1.Природа Египта.

2.Возникновение неравенства между людьми.

3.Объединение Египта.

4.Письменность египтян.

Просмотр видеоролика о реке Нил. (к 1 вопросу)

— Как река Нил помогала египтянам в развитии земледелия ?

— Ответом почему египтяне молились богу Хапи станет документ из учебника.

-Давайте познакомимся с мифом о Боге Хапи и гимном в честь него.

-Откройте с. 48 и прочтите миф и гимн.

-О чем говорится в тексте мифа и в гимне?

-Найдите описание природы в мифе.

-Почему Египет называют «Даром Нила»?

— Самостоятельная работа обучающихся с первым пунктом §7. Природа Древнего Египта. При чтении обратите внимание на новые термины, которые вам встретятся и выпишите их в тетрадь.

Переходим ко второму вопросу

— Вспомните, что такое неравенство? Как оно возникло?

Дополняя ответы обучающихся предлагает рассмотреть как оно появилось в Египте.

-Предположите, как именно развитие хозяйства связано с возникновением неравенства между людьми?

Для изучения третьего вопроса

Работа с картой.

-Где находится Египет?

Найдите в атласе и покажите его на настенной карте

«Древний Восток. Египет и Передняя Азия»

— Чем защищен Египет с запада?

-Чем защищена восточная часть страны?

Каким морем омывается северная часть страны?

-Где берет начало Нил?

— Куда впадает Нил?

-Что такое дельта реки?

-Какие новые понятия вы встретили и выписали в тетради?

Вопрос четвертый

-Как вы думаете, откуда мы узнали о событиях, которые вам изобразили ребята?

Предполагается обучающимся прочитать слова, выведенные на экран необычными буквами, в виде рисунков.

-Какое слово написано?

— Что это за знаки?

-Как они называются?

-Подумайте, легко ли было научиться читать и писать в Древнем Египте?

Обучающиеся читают текст мифа и гимна

-О боге Хапи и природе

Обучающиеся находят описание в мифе.

Обучающиеся высказывают свою точку зрения, почему Египет называют «Даром Нила», а затем сравнивают свою точку зрения с текстом параграфа

Обучающиеся работают с текстом параграфа и выписывают понятия в словари

Обучающиеся читают с. 44-45. Дают ответы, дополняя друг друга

Обучающиеся делятся на 3 группы: земледельцы, ремесленники и вельможи. Обсуждают предположение в группах и высказывают своё мнение.

-В северо- восточной части Африки

-Ливийской пустыней

-Рекой и пустыней болотистыми местами, или «безднами»

— Средиземным морем

Обучающиеся читают записи из словарей

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов, среди которых будет письменность

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов

Смысловое чтение и анализ прочитанного;

работа с документами, картами, текстом учебника, понятиями; (П)

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Выражать свои мысли; работать в микро группах и

учет разных мнений (К)

Формировать историко- географический образ изучаемого государства и личное отношение каждого к нему(Л)

V.Первичное

закрепление .

Цель: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции.

3 мин

На контурной карте нужно отметить: Территорию Египта, пороги Нила, Ливийскую пустыню, города

Фивы и Мемфис.

Обучающиеся выполняют работу с контурной картой.

Работа с контурной картой и умение контролировать своё время(П,Р)

IХ. Подведение итогов урока

Цель:

осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

4 мин

-Какую тему мы сегодня разбирали на уроке?

-С какими понятиями познакомились, изучая новую тему?

-Могут ли они нам пригодиться на последующих уроках и вашей повседневной жизни?

— Давайте дадим ответ на наш проблемный вопрос:

Только ли наличие реки Нил стало основанием для возникновения цивилизации Древнего Египта?

-Как вы оцениваете свое понимание изученной темы?

Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.

-Дают ответы на вопросы

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов

Анализируют деятельность свою и всего класса

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД, следование в поведении моральных норм и эстетическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно;

Формулирование и аргументация своего мнения и учет разных точек зрения (К)

Х.Инструктаж домашнего задания

Цель:

дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания.

1 мин

Объясняет домашнее задание.

Дает 2 варианта заданий на выбор к §7.

1 вариант для учащихся предлагает составить кроссворд из новых понятий.

2 вариант для учащихся поработать с заданием на стр. 44 (календарь)

Благодарит учащихся за работу на уроке.

Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Регулирование и координация деятельности учеников (Р)

eduboss.ru

Конспект урока по истории 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Милагина Марина Васильевна, учитель истории МОУ «Шестаковская ООШ» Московской области Волоколамского района

Тема: Древний Египет.

Урок: Искусство Древнего Египта.

Цели урока: создать условия для знакомства с искусством Древнего Египта (храмы, пирамиды, росписи, скульптура), с основными архитектурными принципами и элементами древнеегипетской архитектуры, скульптуры и живописи; способствовать развитию умений понимать произведения древнего искусства, их художественную и историческую ценность.

Тип и вид урока: изучение и первичное закрепление новых знаний; урок-экскурсия.

Планируемые результаты:

- предметные: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и стран мира;

- личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов;

- метапредметные: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в словесной форме; владение основами принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебно-познавательной деятельности.

Основное содержание темы, понятия и термины: Устройство дневнеегипетских храмов. Пирамиды Древнего Египта, их постройка, внутреннее устройство и содержание. Пирамида Хеопса. Сфинкс. Особенности религиозных процессий и обрядов. Каноны живописи и скульптуры.

Пирамида, гробница, саркофаг, пилон, обелиск, аллея сфинксов, колонна, архитектура, скульптура, живопись.

Образовательные ресурсы: учебник, презентация «Искусство Древнего Египта», карточки для проверки домашнего задания.

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

1.Организационный момент

Фронтальная. Словесный

Приветствует учащихся. Настраивает на урок.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм

2. Проверка домашнего задания

Работа с печатным материалом

Раздает карточки и письменные задания (Приложение 1, 2), слушает рассказ учащихся

Работают с карточками у доски, рассказывают, выполняют письменные задания

Познавательные: используют словесно-символические средства для решения поставленной задачи; воспроизводят по памяти информацию

Коммуникативные: используют правила вежливого общения

Работа с карточками, выборочный опрос

3. Постановка учебной цели

Словесный. Сообщение учителя

Мы продолжаем путешествие по древнему Египту – стане удивительной и богатой. Сегодня мы посетим самые загадочные и таинственные места: храмы, пирамиды, увидим сфинксов, росписи, познакомимся с правилами для художников и скульпторов.

Используется презентация, слайд 1-2.

Слушают, делают записи в тетради.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: используют словесные средства для решения поставленной задачи;

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушают и понимают речь учителя

Работа в тетради

4. Усвоение новых знаний и способов действия.

Египетский храмы

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративная. Рассказ учителя, показ слайдов с иллюстрациями, работа с планом храма, беседа

(Слайд 3) Для своих богов египтяне возводили каменные «жилища» - храмы. Как же выглядел храм? (слайд 4-13) Аллея сфинксов, пилоны, обелиски, статуи фараонов, ворота, внутренние дворики, колонны, торжественный зал, святилище.

Внутри храма находилась статуя бога, которому посвящен храм (слайд 14). Религиозный обряд (слайд 15)

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, работают с планом храма, запоминают новые понятия и записывают их в тетради.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу на данном этапе урока.

Познавательные: получают новую информацию и используют ее при ответе на вопросы, для сравнения, делают выводы;

Коммуникативные: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других

Рассказ - экскурсия. Беседа по вопросам

Египетские пирамиды

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с иллюстрациями и картой, беседа

На западном берегу Нила возвышаются гробницы фараонов – пирамиды (слайд 17). Пирамида Хеопса и её строение (слайд 17-20). Строительство пирамиды (слайд 21). Внутреннее устройство пирамиды и находки в ней (слайд 22-30)

Слушают учителя. рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, работают с понятиями

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу на данном этапе урока.

Познавательные: умеют строить речевое высказывание в устной форме; извлекают необходимую информацию из иллюстраций, карты учебника, делают выводы.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Беседа по вопросам, работа с картой и иллюстрациями

Египетские росписи

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с иллюстрациями, беседа

Живописцы украшали стены гробниц росписями (слайд 31-32). Что изображали египетские художники (слайд 33-38).

Слушают учителя. рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, воспроизводят информацию по памяти

Регулятивные: владеют умением выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, ранее полученной информации, анализируют изучаемые объекты.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Беседа по вопросам

Египетская скульптура

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный.

Сфинксы, Большой сфинкс, загадка сфинкса (слайд 39-41)

Слушают учителя, отгадывают загадку

Познавательные: получают новую информацию и знакомятся с терминами.

Коммуникативные: отгадывают загадку вместе

Рассказ, беседа

Правила для скульпторов и живописцев

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный.

Работа с иллюстрациями и текстом учебника

Египетские художники и скульпторы изображали людей по определенным правилам. Каким? (учебник стр.60, слайд 43-46)

Работают с текстом учебника. Выделяя правила живописи и скульптуры в Древнем Египте, рассматривают иллюстрации

Регулятивные: владеют умением выполнять учебные действия по тексту учебника.

Познавательные: получают новую информацию из текста учебника и знакомятся с терминами.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Беседа, работа с учебником и иллюстрациями

4. Закрепление знаний и способов действий.

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с терминами.

По ходу урока задаются вопросы, в конце урока задание (слайд 47-50).

Приложение 3

Выполняют логические задания

Познавательные: воспроизводят информацию по памяти

Коммуникативные: выполняют задание коллективно, в диалоге с учителем и сверстниками

Выполняют задание

5. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный, сообщение учителя.

Стр. 56 пункт 1

Стр. 57 пункт 2

Стр. 60 правила

(слайд 60)

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: воспринимают учебную задачу

Задание в учебнике

Приложение I.

Карточки для проверки домашнего задания:

Вариант 1. Религия.

Соотнесите: (религия, храм, статуя, жрец, Амон-Ра, Хапи, Сет, Гор, Осирис, Исида, Анубис, Тот, Сехмет) и (вера в богов, жилище богов, изображение бога, служитель бога, Солнце, Нил, пустыня, покровитель фараонов, плодородие, жёны и матери, мертвые, война, письмо).

Вариант 1. Понятия.

Соотнесите: (канал, шадуф, дамба, дельта, оазис, Мемфис, фараон, вельможа, писец, налоги, 3000 г. до н.э., колесницы, мумия, саркофаг) и (искусственное русло, для подъёма воды, плотина с воротами, впадение в море, родник, столица Египта, правитель Египта, знатный человек, сборщик налогов, сбор в пользу государства, образование единого государства, боевая повозка, тело умершего, гроб)

Приложение II

Письменное задание

1. В древнем Египте «страну мертвых» часто называли Аментис. В переводе это красивое слово означает «запад».

Чем объяснить такое название «страны мертвых»?

2. Известно, что египтяне писали письма умершим. В этих письмах, они упрекали умерших в совершении плохих поступков уже после смерти. Бывало просили о помощи. Например: вдова просила наказать двух негодяев, которые отняли у неё дом.

Писать письмо умершему, с нашей точки зрения, бессмысленно. Но египтяне та не считали. Почему?

3. Животных мучили во все времена только дурные люди, за это их осуждали. В Египте дело не ограничивалось осуждением: за кошку или ибиса человека могли лишить жизни.

Почему?

Приложение III (слайд 47)

1. В гробнице Тутанхамона было найдено множество золотых предметов общим весом несколько тысяч кг. И только три железных предмета: подставку для головы мумии, кинжал и застежка браслета.

Почему так мало железных изделий было в гробнице?

2. В Древнем Египте вельможи, занимавшие высокое положение при дворе фараона, часто требовали, чтобы художники и скульпторы изображали их с письменными принадлежностями.

Почему?

3. Археологи обнаружили, что у некоторых фараонов было несколько гробниц: одна настоящая, остальные ложные.

Как вы думаете, почему?

multiurok.ru

Конспект урока по истории "Религия древнего Египта"

Воспитывающие:

  1. Продолжить воспитание у учащихся интереса к религии Древнего Египта.

  2. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.

Обязательный минимум содержания урока:

особенности древней религии Египта (роль жрецов, представления о загробном мире, пирамиды Хеопса).

Задачи:1. Способствовать созданию благоприятного психо - эмоционального климата на уроке;

2. Систематизировать полученные данные;

3. Закрепить фактологические знания учащихся;

4. Воспитывать дисциплинированность учащихся

Оборудование:1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

2. Учебник. Хрестоматия по истории древнего мира.

3. Карта «Древний Восток, Египет и передняя Азия».

4. Раздаточный материал по теме урока.

5. Иллюстрации к уроку.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент. (2 мин.)

организовать внимание и внутреннюю готовность класса

Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок.

Здравствуйте, присаживайтесь.

На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации-цивилизации древнего Египта. Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид.

Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверен, у нас всё получится.

Выполняют психологическую установку на урок.

ІІ. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (10 мин.)

Закрепить в сознании учащихся решающую роль религиозных верований обусловивших своеобразие и устойчивость традиций на протяжении нескольких тысяч лет;

  1. Повторение изученного материала (слайд №2)

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать государство, которое располагается на берегу Нила.

-Как называется это государство?

Давайте вспомним географическое положение Древнего Египта

А теперь мы с вами проведем проверку ваших знаний по ранее изученным темам раздела «Древний Египет». Время на выполнение теста 2 минуты.

Проведем взаимопроверку. Поменяйтесь с соседом по парте собственными работами и сравните ответы с правильными, которые представлены на слайде (слайд №3) используя при этом красную пасту.

Ребята, поднимите руки, кто получил «5», «4», «3». Кто не справился?

Молодцы, листы передайте на первую парту.

2)Постановка проблемы (слайд №4)

infourok.ru

ПОУ по теме Древний Египет.doc - Конспект урока по истории на ...

д) Конкурс №5. Стоянка в Мемфисе.– Ну что же, отправляемся дальше? А чтобы узнать куда, разгадайте ребус.– Так куда же мы держим путь? Правильно в Мемфис.– Итак, наши корабли бороздят водные просторы реки Нил. Вдруг перед нашимивзорами впереди показался красивый город – столица Древнего Египта. Ну что жедавайте войдём в город. – И вот мы вступаем в Мемфис. достопримечательности, и здесь наши пути расходятся:Идем по улицам, рассматриваемОдна группа идет в гости к простому египтянину­земледельцуВторая группа отправится к вельможе. А третья группа – посетит ремесленника.– Ваша задача, используя раздаточный материал, который лежит у вас на партах,подготовить рассказ о том, как жили, чем занимались те, к кому вы ходили в гости. Азатем каждая группа расскажет о своих наблюдениях.На всю работу отводится 2 минуты.– Вот мы и собрались все вместе. Поделитесь с нами своими впечатлениями обувиденном. (Выступления групп)– Так что же дали земледельцы миру? (строительство оросительных каналов)– А что дали ремесленники миру? – Что в усадьбе вельможи пригодилось миру? – Ребята, что общего было в положении всех этих людей?– А в чём различие?– Чей рассказ вам больше всего понравился? Почему?– Молодцы, вы справились с заданиями. Получите свой заветный кристалл. – Наша экскурсия по Мемфису подошла к концу. Так что же дал Мемфис миру?(Строительство каналов, архитектурные сооружения, живопись, скульптуру,древнеегипетские пирамиды, Большого сфинкса)– Но это еще не всё. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент учебного фильма «ДревнийЕгипет». Пока вы будете смотреть, подготовьте ответ на вопрос, «Что же ещё далимиру египтяне, о чём мы ещё не говорили?»(Просмотр фрагмента фильма)– Так, что же вы узнали нового из этого фрагмента?(арифметику, зарождение геометрии, астрономия, египетские жрецы составили точныйкалендарь, изобрели водяные часы,медицина: существование врачей разныхспециальностей: хирурги, окулисты, зубные врачи).3. Итог игры.– Наше путешествие подошло к концу. Отправляемся в обратный путь. Вот и родной дом. Посчитайте свои кристаллики. Так кто же стал лучшим знатокомЕгипта? Молодцы, ребята. Вы славно потрудились: повторили не только пройденныйматериал, но и узнали нечто новое. Вы проявили смекалку, смогли оказать помощь тем,кто в ней нуждался, а ведь это очень важно в жизни – приходить людям на помощь,совершать добрые поступки. Особенно активны сегодня были … они получают оценку«5», показали свои знания … они получают оценку «4».4. Рефлексия.5

znanio.ru