Конспект по древней руси. Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Во времена Древней Руси»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект по истории России на тему "Международные связи Древней Руси". Конспект по древней руси


Конспект по история Древней Руси

37. Борьба за лидерство в политическом руководстве партией и страной в 20-е гг.

Уже к началу 1922 г. в стране сложился политический режим, который можно назвать диктатурой партии. Принятая в августе 1922 г. на партийной конференции резолюция "Об антисоветских партиях и течениях" санкционировала применение репрессий к инакомыслящим. Состоявшийся тогда же процесс над руководителями партии правых эсеров продемонстрировал невозможность легального существования в стране любой партии, кроме большевистской. Но это не означало, что в самой коммунистической партии не существовало никаких разногласий. Более того, именно 20-е гг. ознаменовались ожесточённой борьбой за власть в партийном руководстве, которая проходила под флагом дискуссий о возможности построения социализма в одной стране (без мировой революции), а также о путях его построения. Обоснованием для изгнания из партийного руководства конкурентов в борьбе за власть и просто инакомыслящих служила резолюция "О единстве партии", принятая X съездом РКП(б). В соответствии с этой резолюцией решения, за которые проголосовало большинство, были обязательны для выполнения всеми членами партии. Любые попытки отстаивать свою точку зрения после принятия решения на партийных форумах расценивались как фракционная деятельность, в отношении которой могли применяться организационные методы. Многочисленные партийные "чистки" 20-30-х гг. логически вытекали из решений X съезда РКП(б). Благоприятная возможность для широкомасштабной борьбы за власть возникла в 1922 г. в связи с болезнью В.И. Ленина, являвшегося до сих пор безусловным лидером в партии, не занимая в ней руководящих постов. В то же время именно в 1922 г. на XI съезде РКП(б) был избран генеральным секретарём И.В. Сталин. Большевистские лидеры считали, что работа генерального секретаря (такой должности до сих пор не было) будет сводиться только к руководству секретариатом партии, функции которого чрезвычайно расширились в эпоху военного коммунизма, но уже с 1919 г. Сталин руководил и Организационным бюро в ЦК партии, что давало ему возможность проводить самостоятельную кадровую политику, и Рабоче-крестьянской инспекцией. Поэтому к середине 20-х гг. почти всё партийное руководство на местах (секретари губкомов, райкомов) готово было поддержать линию генерального секретаря. Найденные в последние годы архивные документы свидетельствуют о том, что уже с конца 1921 г. Сталин делал небезуспешные попытки изолировать Ленина, лишить его возможности активной деятельности. С мая же 1922 г. Ленин мог участвовать в принятии решений лишь эпизодически, после второго тяжёлого приступа (декабрь 1922 г.) он лишь диктовал свои мысли, а третий, в марте 1923 г., сделал его живым трупом. В конце 1922 - начале 1923 гг. Ленин продиктовал своим секретарям восемь статей, которые иногда называют ленинским завещанием. В центре его внимания были вопросы о возможном преемнике (в письме, адресованном партийному съезду, были даны характеристики всем членам Политбюро) и об опасностях, которые угрожали начинаниям октября 1917 г. Он считал, что таких опасностей две: развал единства партии, вызванный борьбой в партийном руководстве, и разрушение союза рабочих и крестьян. Предложения его были направлены на реформирование партийно-государственного аппарата, чтобы свести на нет процесс его бюрократизации, а также на персональные перестановки в верхушке партии (главным образом речь шла о необходимости смещения Сталина с поста генсека). Не случайно некоторые из этих ленинских статей, в частности "Письмо к съезду", были впервые опубликованы в нашей стране только после XX съезда КПСС. Рекомендации Ленина, сознательно изолируемого и не всегда адекватно оценивавшего обстановку, уже не могли повлиять на ситуацию в стране и её руководстве. Первый этап противостояния в партийном руководстве, в результате которого из рядов претендентов на власть был удалён Л.Д. Троцкий, связан с выступлением последнего в 1923 г. сначала на партийном съезде, а затем на пленуме ЦК. Суть этого выступления сводилась к критике экономической политики, повлекшей за собой первый кризис НЭПа ("ножницы цен", связанные с недостатками в планировании промышленного производства). Но из идеи о недостатках в руководстве экономикой следовала мысль о необходимости коренной реорганизации всей системы руководства страной. Троцкий, до сих пор склонный к авторитарному стилю руководства и жёсткой дисциплине, теперь обвинял диктатуру аппарата и говорил о необходимости демократизации партийной жизни. Идеи Троцкого были осуждены на всех партийных форумах, а после смерти Ленина (январь 1924 г.) Сталин выступил с серией лекций в Коммунистическом университете им. Свердлова, в которых подчеркнул необходимость дисциплины и единства партии. Эти лекции были изданы под названием "Основы ленинизма" и должны были стать настольной книгой каждого коммуниста. Вышедшая в октябре того же года книга Троцкого "Уроки Октября" очень быстро исчезла из обращения и подверглась критике на основании отдельных, взятых из неё цитат. Публицистика была теперь для Троцкого единственно возможной формой борьбы, особенно после смещения его со всех занимаемых постов в начале 1925 г. Сталин же держал в своих руках рычаги организационного воздействия не только на личных соперников, но и на рядовых коммунистов. В антитроцкистской кампании Сталина поддержали Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев. Но этот союз был недолгим. Для того, чтобы избавиться от вчерашних союзников, которые могли оспорить его авторитет, Сталин использовал собственную теорию о возможности построения социализма в отдельно взятой стране в условиях капиталистического окружения. Но парадоксальность ситуации заключалась в том, что этой же точки зрения придерживались и его "оппоненты", предлагавшие форсированными темпами осуществить социалистическую индустриализацию, основным результатом которой должна была стать возросшая обороноспособность страны. Причём средства для такой индустриализации могли быть получены путём дискриминации крестьянства и административного нажима на сельское хозяйство. Эти взгляды подверглись критике на XIV партийном съезде в декабре 1925 г., основную роль здесь сыграл Н. И. Бухарин, развивавший в это время идеи о необходимости всемерной поддержки крестьянства, которое должно было стать процветающим зажиточным классом (в духе мыслей Ленина о союзе рабочего класса с крестьянством). Масла в огонь подлило выступление на съезде Л. Б. Каменева, обвинившего Сталина в диктате и вождизме. Но состав съезда был таков, что поддержаны, были идеи Сталина и Бухарина, а "оппозиционеры" осуждены. Последовало их смещение со всех значимых постов (так, Зиновьев был отстранён от руководства ленинградским губкомом партии, на этом посту его сменил С.М. Киров), а в ЦК и Политбюро вошли преданные Сталину люди. После XIV съезда была предпринята попытка создать "объединённую оппозицию", в которую вошли сторонники Троцкого, Зиновьева и Каменева. Но этих людей в данном случае объединяла лишь неприязнь к Сталину, к тому же у них не было возможности эффективно воздействовать на партийные массы, тем более что численность партии в это время росла за счёт людей, плохо представлявших себе суть разногласий в руководстве (например, после "ленинского призыва"). Попытки оппозиционеров объяснить свою точку зрению приводили лишь к очередному осуждению. В 1926-1927 гг. Троцкий, Зиновьев, Каменев и их наиболее видные сторонники были удалены из ЦК, затем исключены из партии. В январе 1928 г. Л.Д. Троцкий был сослан в Алма-Ату, а в 1929 г. - выслан из СССР в Турцию. Каменев и Зиновьев покаялись в своих ошибках и через некоторое время были восстановлены в партии. Последний этап в борьбе Сталина за укрепление личной власти и удаление конкурентов из ЦК и Политбюро связан с хлебозаготовительным кризисом 1928 г. и выступлением так называемой "правой оппозиции", в которую входили Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, ряд руководителей Госплана и Наркомата финансов, отстаивавших необходимость сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства. При этом новые "оппозиционеры" считали нужным создать режим наибольшего благоприятствования для крестьян, которые, обогащаясь, делали бы более богатой и страну. Эта точка зрения подверглась критике на XVI партийной конференции (апрель 1929 г.), рассматривавшей два варианта первого пятилетнего плана. Несмотря на признание Бухариным, Рыковым и др. своих "ошибок", против них в печати была развёрнута кампания по обвинению в "пособничестве капиталистическим элементам". После этого Бухарин был выведен из состава Политбюро, а Рыков заменён на посту председателя Совнаркома В.М. Молотовым. Наряду с последним, безусловно преданным Сталину человеком, в конце 20-х - начале 30-х гг. ЦК и Политбюро вошли В.В. Куйбышев, А.И. Микоян, Л.М. Каганович, Г.М. Маленков, К.Е. Ворошилов, А.А. Жданов и др. Большинство этих людей останется в руководящих органах до смерти Сталина.

infourok.ru

Конспект по истории России на тему "Международные связи Древней Руси"

Международные связи Древней Руси. Влияние Византии и народов Степи

ЕГЭ по истории

Наиболее сильное влияние на развитие государства и общества оказывала могущественная Византийская империя со своими экономическими, политическими и культурными традициями. Военные столкновения сменялись мирными торговыми контактами, более продолжительными и взаимовыгодными (договор Олега с греками 911 г.). Со времен Олега возникла проблема Крыма, где издревле располагались греческие колонии и существовали поселения руссов. С византийской церковью впервые свяжет себя Ольга (в 959 г.), заинтересованная в преодолении негативных последствий поражения Игоря в 941 г. Ярослав, заняв киевский стол, начал искать контакты с византийским духовенством, им даже был заложен, по аналогии с существовавшим в Константинополе, Софийский собор. При Ярославе в Киевской Руси была создана первая митрополия, подчиненная Константинополю (1037). В 1043 г. состоялся последний поход Руси с наемными варягами на Константинополь, закончившийся трагически. Разрыв продолжался до начала 50 х годов XI в., когда браком Всеволода с дочерью Константина Мономаха было достигнуто определенное примирение. Политические отношения с Дунайской Болгарией были очень интенсивны при Святославе, который вел с ней войну.

При Владимире Святославиче активно налаживались связи с государствами Центральной и Западной Европы. Впервые Русь стала участницей крупных политических потрясений в центре Европы во время усобицы, которая разгорелась между Ярославичами в 70 е годы XI в. Князь Святослав в 1076 г. организовал поход на союзных с Германией чехов, одержал победу и заключил почетный мир. С целью предотвращения похода Владимира Мономаха на Дунай византийский император обручил своего сына Андроника Комнина с внучкой Мономаха, Добронегой Мстиславной. Династические браки становились важным инструментом внешней политики. Еще Владимир Святославич после крещения женился на сестре византийских императоров Анне. Женой его сына Святополка была дочь польского короля Болеслава Храброго. За другого сына, Ярослава, вышла дочь норвежского конунга Олафа. При Ярославе династические связи Киева заметно расширились, его дочери стали женами европейских королей: Елизавета — короля Норвегии, Анастасия — Венгрии, Анна — Франции. Сын Ярослава, Изяслав, был женат на польской королевне Гертруде, Святослав — на немецкой принцессе Оде Трирской, Всеволод — на византийской принцессе Зое (Анастасии) из рода Мономахов. При Всеволоде Ярославиче его дочь Евпраксия Всеволодовна была супругой германского императора Генриха IV и играла заметную роль в европейской политике. Стремился укрепить семейные связи с европейскими дворами и Владимир Всеволодович Мономах, женатый на дочери английского короля Гарольда II Гиде. Его сын Мстислав женился на дочери шведского короля, Ярополк Владимирович — на молдавской княжне, а Юрий — на византийской принцессе. Дочь Владимира, Евпраксия, была выдана за венгерского короля Коломана, Мария — за византийского царевича Леона, София — за венгерского короля Белу II. «Династическая история» Древней Руси — яркое свидетельство могущества киевских князей, с которыми спешили породниться самые влиятельные монархи Европы.

infourok.ru

Конспект урока для 4 класса "Во времена Древней Руси"

Конспект урока окружающего мира по теме:

«Во времена Древней Руси»

4 класс «Школа России»

Тема урока: «Во времена Древней Руси».

Цель урока: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.

Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, историческими датами: 862 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой;

2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы, коммуникативные навыки;

3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней.

2. Актуализация знаний

- Вспомните, как звали наших предков (Славяне)

-Где жили древние славяне?

-Как выглядело жилище?

-Чем занимались?

-Во что верили древние славяне?

-Почему славяне жили по берегам рек

  • Рассмотрите схему (учебник с.41) Прочитайте названия рек, протекающих на территории между Балтийским и Чёрным морями. Жители побережья Балтийского моря, которых на Руси называли варягами, стремились торговать с жителями побережья южных морей, которых славяне называли греками. Подумайте и предположите, как мог называться данный торговый путь?

  • Данный торговый путь назывался «Путь из варяг в греки»

  • Плыли по Балтийскому морю, затем по реке Неве попадали в Ладожское озеро. Из него поднимались в Ильмень – озеро. Потом плыли вверх по течению реки Ловать. Далее волочили по суше лодки в Западную Двину. Переплывали её, затем опять тащили лодки до реки Днепр и спускались в Чёрное море.

3. Работа в тетрадях

  • Откройте рабочие тетради на стр. 15, проведите путь «Из варяг в греки»

  • Как вы думаете, какую пользу славянам приносил данный торговый путь?

-Как вы думаете, все ли были рады тому, что славяне богатели? Кочевники совершали воинственные набеги за славянские земли.

  • Подумайте, как могли славянские племена защищаться от врагов? Были ли они едины друг с другом?

  • Верно, славянские племена не могли прийти к согласию. Предположите, что они могли придумать, чтобы решить проблему? (Предположения детей)

  • Таким образом стал княжить в Новгороде варяжский князь Рюрик, так началось в 862 году Русское государство.

Во главе стоял князь. Бояре, дума давали советы князю. Дружина – это знатные воины, друзья, были опорой и поддержкой.

.

  • Посмотрите на карту и скажите, каким цветом обозначена территория Древней Руси в конце IX века, каким цветом обозначена территория Древней Руси к середине XI века. Что можно сказать об изменении размеров территории?

  • Совершенно верно, в середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского до Чёрного моря.

  • Как в думаете, за счёт чего увеличивалась территория Древней Руси? (захватывали новые земли).

-Кто же из князей особенно прославился своими военными подвигами, и кто принёс большую пользу Руси во времена своего правления? Мы пока не может ответить на этот вопрос. Но справиться с этим затруднением вы сможете.

4. Самостоятельная работа

  • Сейчас вы будете работать в группах, изучать материал о правителях Древней Руси, выбирая самое важное, думая над смыслом изменений, которые они вносили. Синим цветом обозначьте положительные моменты в правлении князей, которые оказали существенное влияние на развитие Руси, а жёлтым – отрицательные.

Карточка 1.

-князь Олег;

Захватил силой власть в Киеве, убив Аскольда и Дира. Вскоре после этого он распространил свою власть и на другие города, образовав государство Киевская Русь. Олег проводил благоустройство страны, строил новые города. Для пополнения казны золотом Олег решил совершить военный поход на Византию. Когда русские подошли к Царьграду, греки испугались и сказали Олегу: «Не разоряй нашего города. Дадим тебе лучше дани, сколько хочешь». Олег не стал разорять города, а прибил свой щит к его воротам. Между Русью и Византией был заключён мирный договор. За это русские прозвали Олега Вещим, т.е. волшебником.

Карточка 2.

- князь Игорь;

Стал князем в возрасте 3 лет, но так как был мал, за него правил его родственник – Олег. Игорь самостоятельно встал на княжество в 912 г. после смерти Олега. Начал своё княжение с того, что отправился воевать с отошедшими от Киева древлянами и взять с них дань. В 941 году Игорь отправляется с походом на Византию, так как она не соблюдала соглашение с Русью о выплате дани крупнейшим городам, беспошлинной торговле, содержании купцов и т.д. Первый поход потерпел неудачу, а вот второй принёс Руси мир с Византией и большой выкуп. Игорь расширил площадь Руси за счёт присоединения соседних земель.

Смерть Игоря относят к 945 году. Оставшись недовольным данью древлян, Игорь отправляется за новой данью к ним с малой часть своей дружины. Древляне возмутились и убили Игоря.

Карточка 3.

- княгиня Ольга;

Ольга - русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. После его смерти она стала управлять Русью за своего малолетнего сына Святослава. По летописному рассказу. Она жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа.

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти в других землях, установила оброки и дани. Это не принесло ей славы, но при этом укреплялась княжеская власть, что было шагом на пути становления великого государства.

Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Новые земли не присоединялись, не было победных походов. Она заботилась, прежде всего, о внутреннем устройстве государства.

Особое значение приобрело крещение Ольги, что стало не только ее личным делом, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси. Она занималась пропагандой христианства, построила несколько церквей.

Скончалась Ольга в 969 году.

Карточка 4.

- князь Святослав;

Сын княгини Ольги и князя Игоря.

О Святославе известно очень мало. Он очень много воевал. Свою славу князь искал во многих сражениях. Это и победа над хазарами, и поход на Дунай, победа над печенегами и болгарами, война с Византией. Князь мало заботился о собственном народе, больше славы искал в битвах и сражениях. Большая часть земель, завоеванных Святославом, была потеряна для Руси.

Карточка 5.

- князь Владимир – Красное Солнышко.

Сын князя Святослава Игоревича, князь Новгородский, а затем и Киевский.

Военные походы Владимира укрепили положение Древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, воевал с печенегами, волжской Болгарией, Византией и Польшей.

Народ называл князя Владимира - Красное Солнышко, так как очень любил его.

В 988 году он заменил язычество христианством, совершив обряд крещения. Он принял христианство сам и призвал за собой весь русский народ. Люди перестали верить в идолов и приносить им жертвы, стали соблюдать христианские заповеди.

Владимир был великим полководцем, но он не был завоевателем. Главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, постоянной борьбе со степными варварами. При Владимире распространялось просвещение, развивались ремёсла. На Россию другие страны стали смотреть, как на равную.

Скончался Владимир в 1015 году.

  • Слушаем выступления детей, отмечаем положительные стороны правления князей, проверку правильности ответов осуществляем по эталону на слайдах.

5. Рефлексия учебной деятельности.

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней.

  • Вернёмся к стихотворению, которое было в начале урока. Что явилось началом нашего государства? Какой князь внёс больший вклад в укрепление Древней Руси?

Домашнее задание

globuss24.ru

Конспект урока по истории «Культура Древней Руси» 6 класс

Тема: «Культура Древней Руси».

Выполнил Попов Артем Андреевич

Учитель истории и обществознания

МАОУ «Голышмановская СОШ №2»

Цели:

  1. Сформировать понятие о культуре Древней Руси, познакомить с особенностями и отраслями культуры того времени: устное народное творчество, письменность, литература, зодчество, художественное ремесло.

  2. Способствовать развитию исторического мышления, воображения, памяти и речи.

  3. Воспитать интерес к прошлому России, патриотизм.

Оборудование: учебник, презентация урока.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  1. Проверка домашнего задания.

Прежде чем приступить к изучению нового материала вспомним, ранее изученный. Выйти к доске, выписать основные понятия и дать им объяснение:

БОЯРИН – Старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины.

ВОТЧИНА – Наследственное земельное держание.

ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК – Брак между представителями правящих династий разных государств.

НАМЕСТНИК – Глава местного управления, назначенный центральной властью.

ОБЩЕСТВО – Люди, объединенные общей жизнью и деятельностью в одном государстве.

ПОЛИТИКА – Искусство управлять государством.

ПОСАДНИК – Назначенный или выборный глава местной власти.

УСОБИЦЫ – Княжеские раздоры на Руси.

ХОЛОПЫ – зависимое население Древней Руси близкое по положению к рабам.

Спрашиваю учащихся:

  1. Борьба за власть между сыновьями Владимира.

  2. Внутренняя политика и управление государством при Ярославе Мудром.

  3. Внешняя политика и формирование древне русской народности.

  4. Основные слои древнерусского населения.

  1. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с культурой Древней Руси, а именно с устным народным творчеством, литературой, зодчеством, письменностью и художественным ремеслом.

  1. Объяснение нового материала:

Особенности культуры Древней Руси. Люди Древ­ней Руси не только выращивали хлеб, торговали, воева­ли, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготавливали прекрас­ные ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги, накапливали знания о природе и окружающем мире, т. е. они создавали куль­турные ценности. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и ска­зания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и т. д. Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов — угрофиннов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян. Большое влияние на русскую культуру оказывала Византия, осо­бенно после принятия христианства. Из Византии при­глашались мастера для строительства храмов, написа­ния икон, привозились богословские книги. Благодаря тесным связям с Византией Русь познакомилась с мно­говековой христианской культурой. Но древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Создавая свои творения, они стремились от­разить в них думы и чаяния русского народа.

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил про­тив внешних врагов.

Устное народное творчество. С незапамятных вре­мен развивалось на Руси устное народное творчество — песни, сказки, былины. Былины — это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рас­судительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович.

В отличие от западноевропейских рыцарских хро­ник, главной идеей которых была идея завоевания, кре­щения иноверцев, русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, ее защиты от врагов

Народ воспевал не только ратные подвиги богатырей, но и нелегкий труд пахаря — земледельца, который воплотился в образе Микулы Селяниновичя.

Письменность и грамотность. Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия ими христи­анства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во второй половине IX века и в X веке проникла на Русь.

Крещение Руси дало мощный толчок развитию пись­менности, грамотности. На Русь со времен Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии и Болгарии. При церквях и монастырях были открыты школы. Обучение велось на родном языке; учили чтению, письму, основам христианского вероуче­ния и счету. Появились, особенно в правление Яросла­ва Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг. В основном переводились византийские церковные книги, жизнеописания христи­анских святых, исторические сочинения. В XI веке мно­гие грамотные русские люди с удовольствием читали популярное в те времена сочинение «Александрия», в котором были собраны легенды и предания о подвигах Александра Македонского.

Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально вы­деланной телячьей кожи. Каждая буква в них была тща­тельно выписана по строгим правилам — уставу. Кни­ги украшались небольшими изящными картинками, ил­люстрирующими текст — миниатюрами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди. На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. С XI века, после основа­ния женского монастыря в Киеве и школы при нем, грамоте стали учить и девочек. Люди об­менивались деловой информа­цией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользовались березовой корой — берестой. Литература. В XI веке на Руси появились письменные по­знавательные произведения, т. е. зарождается древнерусская литература. Первыми лите­ратурными произведениями бы­ли летописи. Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть времен­ных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Используя летописи, написан­ные его предшественниками, различные документы, и том числе, например, договоры Ру­си с Византией, Нестор вос­создал широкую картину исто­рических событий. В первых строках своей летописи он поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Кие­ве начал первым княжить?» Отвечая на этот вопрос, ле­тописец повествует о становлении Древнерусского государства с центром в Киеве, о деятельности первых его князей, об отношениях с другими государствами и народами.

Нестор был одним из первых создателей житий — литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В житиях обяза­тельно рассказывалось о различных чудесах, совершенных святыми при жизни и после смерти. Нестор напи­сал одно из первых житий Бориса и Глеба.

Еще до Нестора жил другой крупный литератор Древней Руси — Иларион, первый киевский митропо­лит — уроженец Руси, а не византиец. Он создал целый ряд произведений в жанре слова — торжественного и поучающего обращения. Наиболее известным является его «Слово о Законе и Благодати», впервые произне­сенное в 1049 году в честь завершения строительства оборонительных сооружений Киева. В первой части своего произведения Иларион восхваляет идеи христи­анства. Во второй части — «Похвала князю Владими­ру» — он славит Владимира, крестителя Руси. Третья часть посвящена Ярославу Мудрому, которого Иларион изображает как достойного продолжателя дела Владимира. При этом через все произведение красной нитью проходит идея величия Руси, ее особой роли в христиан­ском мире.

Зодчество и изобразительное искусство. Издавна на Руси было развито деревянное зодчество — ис­кусство постройки различных зданий. Из дерева строи­лись крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зодчество име­ло свои традиции. Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву не­пременно украшала деревянные строения.

Каменное строительство началось на Руси в кон­це X века после принятия христианства. Опыта возве­дения каменных построек у русских зодчих не было, по­этому первые сооружения из камня были построены приезжими византийскими мастерами. В 989 году князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятин­ную церковь, посвященную Успению Богородицы. На строительство и содержание храма он отдал десятую часть княжеских доходов — отсюда и его название. Это было мощное сооружение с несколькими купо­лами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором.

Первые русские храмы, в том числе и Десятинная церковь, были выстроены в строгом соответствии с ви­зантийскими архитектурными традициями. Построен­ный же в Киеве при Ярославе Мудром Софийский со­бор сочетал в себе славянские и византийские тради­ции. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в традиционную для русского зодчества многокупольную пирамиду. Внутреннее уб­ранство Софийского собора отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками – картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Центральный купол переливался разно­цветной мозаикой — картинами из вдавленных в сы­рую штукатурку стекловидных камешков. Фрески и мо­заика отличались яркостью, искусным подбором тонов. На них, помимо церковных сюжетов, были изображе­ны картины повседневной жизни людей — пляски ряженых, охота на медведя и т. д. Особый интерес представляют фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого.

В XI—XII веках были построены большие каменные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Новгороде. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде — единственное сооружение того времени, дошедшее до наших дней почти без изменений. Этот храм строже киевского, здесь всего лини, пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Мощ­ные стены сложены из известняка. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. София стала символом Великого Новгорода. После строительства Софийского собора новгородская архи­тектура начинает приобретать свое неповторимое ли­цо — скупость украшений, строгость и величествен­ность форм.

Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески и мозаики, торжест­венное богослужение, церковное пение составляли в нем удивительное единство.

Художественное ремесло. Русь, славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высо­ко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами — оружейниками, — копья, мечи, щиты, за­щитные рубахи из металлических колец — кольчуги.

Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров — мастеров по тонкой обработке драгоцен­ных металлов и камней, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную посуду. Для изготовления укра­шений — сережек, браслетов, подвесок, колец, ожере­лий — использовалась очень сложная техника. Напри­мер, зернь, когда на изделие напаивался узор, состоя­щий из множества мельчайших шариков-зернышек.

Применяли также скань: орнамент или рисунок на­носили тонкой золотой или серебряной проволокой, ко­торую также напаивали на металлическую поверхность. Скань сочеталась с эмалью, промежутки между перего­родками заполняли разноцветной эмалью, получалась так называемая перегородчатая эмаль.

Таким образом, Древнерусское государство отли­чалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей — государств, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемле­мой частью мировой культуры.

Самостоятельная работа учащихся с учебником, § 7, стр. 55 – 62.

Заполнить таблицу.

Отрасли культуры

События

Письменность

IX – X вв. Появляется славянская письменность, придуманная Кириллом и Мефодием.

Открываются школы обучение, в которых ведется на родном языке.

Переводятся книги.

В XI в. Многие грамотные люди читают «Александрию».

Первые книги стоили дорого и украшались миниатюрами.

С XI в. грамоте стали обучать и девочек.

Вместо бумаги пользовались берестой.

Зодчество

На Руси было развито деревянное зодчество.

Каменное строительство началось после принятия христианства.

989 г. Десятинная церковь.

Стены храмов украшались фресками и мозаиками.

В XI – XII вв. построены каменные храмы в городах Полоцке, Чернигове, Вышгороде, Новгороде.

Художественное ремесло

Войны многих стран высоко ценили оружие, изготовленное на Руси.

Также высоким уровнем отличалось искусство ювелиров. Использовалась сложная техника зернь, скань, эмаль.

  1. Первичное закрепление. (Работа по таблице).

6. Итог:

Назовите особенности культуры Древней Руси?

1.Основа древнерусской культуры – наследие восточных славян: древние мифы, сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов.

2. Влияние на культуру Руси угрофинов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян, Византии.

  1. Мотивом древнерусского искусства был патриотизм.

Д/з: § 8, стр. 63

Список использованных источников

1. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2008.

www.alllessons.ru

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Во времена Древней Руси»

Здесь Вы можете скачать Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Во времена Древней Руси» для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Муниципального образования город Ноябрьск

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе«Во времена Древней Руси»

подготовила

учитель начальных классов

Саченко Виктория Анатольевна

2012 год

Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема: «Во времена Древней Руси».

Цель: познакомить с образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.

Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой;

2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;

3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация к уроку, песня «Гляжу в озёра синие» (музыка: Птичкин Е., слова: Шаферан И., в исп. Е. Шавриной), карточки: занятия др.славян, племена, язычество, вече, Рюрик, 882 г., 988 г., государство, Русь, правитель, князь, помощники, бояре, дружина, торговля, волоком.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

• Звучит 2 куплета песни «Гляжу в озёра синие».

– Какие чувства вызвала у вас песня? (любовь к Родине.)

– Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по далёкому прошлому нашей страны. Вспомните тему предыдущего урока. (Жизнь древних славян.)

– Проверим наши знания по плану, которому составили на прошлом уроке:

1. Расселение древних славян. (Работа с картой.)

2. Занятия мужчин и женщин. (Рисунки, пересказ.)

3. Сплочённость племени. (Пересказ.)

4. Дома древних славян.

5. Боги и славянские праздники (Доп. литература.)

– Какие народы позже произошли от восточных славян? (Русские, украинцы и белорусы.)

– Расскажите о занятиях мужчин и женщин древних славян. (…)

– Что мы подразумевали под сплочённостью восточных славян? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес… Трудовые навыки передавались из поколения в поколение.)

– Последний вопрос нашего плана требовал от вас умения работать с дополнительной литературой. Расскажите о богах и славянских праздниках, обязательно указав источник, с которым работали.

– Подведём итог сказанному. Каким образом же жили древние славяне? (Племенами.)

– Вспомните, когда у людей много богов, как называется многобожие по-другому? (Язычество)

– Назовите основные занятия древних славян. (Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.)

• Вывешиваются карточки со словами на доску: 1 - племена; 2 - охота, рыболовство, бортничество, земледелие; 3 - язычество.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и целей урока.

– Мудрецы говорят, что в жизни нет ничего постоянного, жизнь течёт, всё меняется… Как доказать эту мысль? (Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по-другому.)

– Мы уже знаем, как жили наши древние предки, древние славяне. О чём бы вы хотели узнать дальше? (…)

– Тема сегодняшнего урока «Во времена Древней Руси».

– А что же такое «Русь»? (Государство.)

– Значит о чём нам предстоит сегодня узнать? (О возникновении древнерусского государства под названием Русь.)

– Давайте сначала вспомним признаки государства. Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства. (Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая граница, народ.)

• Вывешиваются карточки: государство, столица, правитель, помощники правителя, армия, народ.

– Что мы должны узнать на уроке? (Как изменилась жизнь др. славян? Как появилось государство? Кто был его правителем, помощниками? Какая была армия?)

2. Работа над новым материалом.

У древних славян правления не было такого, как теперь у нас. Для важных дел старейшины сходились на вече (собрание, мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи об этом рассказывается следующее…

– Прослушайте и обратите внимание на то, какие произошли изменения в жизни славян.

• Читает ученик (карточка на каждом столе):

– Почему славяне отправили послов к варягам? (Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.)

– Кто пришёл княжить? (Рюрик и два брата его.)

– Начнём работу с карты «Древняя Русь». Рассмотрите карту на с. 41.

– Покажите территорию Древней Руси в конце IX века, а потом в середине XI века. Сравните. (Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась)

– Что способствовало объединению славянских племён в единое государство? (Объединились, чтобы легче было противостоять нападению кочевников.)

• Вывешиваю карточку «защита от кочевников».

– А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали новые земли.)

– Что на карте выделено красной жирной сплошной линией? Как называется эта линия? (Это важнейший торговый путь «из варяг в греки».)

– Почему этот путь назвали именно так, посмотрите внимательно на карту и догадайтесь. (Путь соединяет варяг, которые живут у берегов Балтийского моря и простирается через всю Русь, идёт через Чёрное море… в Византийскую империю в город Константинополь (Царьград), к грекам.)

– Этот путь водный или сухопутный? (Водный – морской и речной.)

– Это торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. Так назвал этот путь летописец Сильвестр: «из варяг в греки».

– А ещё есть другие пути. Какие? (По суше на запад, на восток по реке Ока, Волга.)

– Назовём ещё раз основные занятия др. славян. (…). Что-то изменилось? (Теперь стала развиваться внешняя торговля, т.е. торговля с другими странами.)

• Вывешивается напротив карточки «охота, …» карточка «торговля».

– Обратите внимание на расположение городов. Что заметили? (По этому торговому пути образовались крупные города Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль.)

– Чем же торговать могли славяне? (Меха, шкуры, мёд, воск, говяжий жир, хмель, сало, клыки моржей, льняное полотно.)

– А что же покупали? (Вина, шелка, ювелирные украшения, изделия из стекла, специи, драгоценные камни, ковры, оружие дамасской стали, железо, соль.)

– Ещё раз повнимательнее проследите весь торговый путь, как вы сказали, водный путь. Может что-то заметите… (Водный путь прерывается близ г. Смоленска.)

– Как же поступали торговцы? Путь не прерывается, а проходит уже не по реке, потом опять по реке? (Тянули по суше корабли «волоком».)

• Видеоотрывок «Торговый путь» (0:58 – 1:26)

– Теперь давайте сделаем вывод, какие же 2 основные причины образования государства мы назвали? (Защита от кочевников и торговля.)

– Понятно, что управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Вот и пригласили варяжских князей править.

– Как же назвали новое государство? (Русь.)

• Вывешивается напротив карточки «государство» - «Русь».

– Государство под названием Русь образовано в 882 году. – карточка!

– Найдите на с. 40 ответ на вопрос: какой же город стал столицей Руси.

• Вывешивается карточка «Киев».

– Поэтому государство стали ещё называть Киевской Русью.

– Где же найти ответы на остальные вопросы? Стр. 42.

Найдите ответы на поставленные нами в начале урока вопросы: как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники. (Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина.)

• Вывешиваются карточки: князь, бояре, дружина.

– А как же назвали народ? (Русским.)

– Слово «князь» происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками.

– Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение. А чем ещё прославился прочитаем на с. 42.

(Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами)

Славянский народ любил давать прозвища. Кто слышал как назвали князя Олега? (Вещий Олег.) А почему так? (За его хитрость и мудрость, «вещий» то есть «знающий».)

– Правнука Рюрика князя Владимира прозвали Красным Солнышком. Как вы думаете, какого князя назвали бы именно так, Красным Солнышком? (Доброго, справедливого, который сделал для своего народа много хорошего.)

• Схема «родословная князей Древней Руси».

– Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике. (Князь Владимир и крещение Руси.)

– Так чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко? (…)

– Что такое крещение? (…) Прочитайте определение на с. 43. (…)

– Вспомним карту. Древняя восточная Русь имела 12 союзов племён. Каждое племя имело своего бога и не одного. Частыми были междоусобицы, т.е. ссоры между племенами, войны.

– А что давало принятие христианства на Руси? (…)

– Сейчас вы просмотрите отрывок из фильма «Крещение Руси» и назовёте причины принятия христианства Владимиром.

- На с. 43 прочитайте и найдите значение принятия христианства на Руси, начиная с 2-х последних абзацев. Работайте с помощью карандаша, подчеркните главные моменты. (…)

• Проверка после того как назвали. Чтение с экрана:

  • Распространение грамотности, просвещения

  • Развитие искусства и ремёсел

  • Вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего

  • Укрепление связей с другими государствами.

– В г. Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком. А вы знаете, что Киев в наше современное время уже не является городом России? (Столица Украины.)

– В каком году было крещение Руси? (В 988 г.)

• Вывешиваю табличку: 988 г.

IV. Итог урока.

– Подведём итог. Что же изменилось во времена Древней Руси? (Возникло государство под названием Русь, ею правил князь, помогали ему бояре, защищала дружина, у древних славян было принято язычество, в Древней Руси в 988 г. произошло крещение Руси, стала развиваться внешняя торговля.)

– Назовите исторических личностей, русских князей, о которых вы узнали сегодня на уроке. (Рюрик, Олег, Владимир.)

– О чём говорят исторические даты 882 год и 988 год?

V. Д/з

– Дома ещё раз перечитаете текст учебника, ответите на его вопросы, выполните задания в тетради. А ещё я вам предлагаю подготовить сообщения о русских князьях или о крещении Руси.

Список использованной литературы

1. Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Окружающий мир: Учебник: 4 класс. Ч.2. – М.: Просвещение, 2011. – 208 с.: ил. – Пер.

2. Окружающий мир. Рабочие программы. ФГОС. Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2011 – 224с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Картинки Жизнь древних славян

  1. Картинка Князь Олег и Игорь http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=obraz.volxv.info%2Fmain.php%3Fg2_view%3Dcore.DownloadItem%26g2_itemId%3D5164%26g2_serialNumber%3D2&ed=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B3%20%D0%B8%20%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C&p=0

  2. Картинка Икона Владимир –красно солнышко http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=minds.by%2Fdata%2Farticle%2Fhistory_of_church%2F00242%2F1.jpg&ed=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%BE&p=16

  3. История государства российского 15 серия Крещение Руси Видеоролик

http://smotri.com/video/view/?id=v1355356dbbf

  1. История государства российского 17 серия Торговля в Киевской Руси Видеоролик

http://smotri.com/video/view/?id=v1355475c4e5

  1. Скачать Екатерина Шаврина Гляжу в озёра синие

http://kolibaba.com.ua/index.php?name=Music&op=view_music&lid=25875

  1. Электронная энциклопедия истории Быт древних славян http://www.galla.su/slav/sla2.php

  2. Восточные славяне и Киевская Русь http://his95.narod.ru/w1.htm

  3. Крещение Руси http://www.mystic-chel.ru/sng/russia/200.html

docbase.org