Конспект древнейшие люди 5 класс. План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Конспект урока "Древнейшие люди"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Древнейшие люди. Конспект древнейшие люди 5 класс


Конспект урока по теме :Древнейшие люди.5 класс

Конспект урока по истории в 5 классе

Учитель:Волкова А.В.

Дата проведения :______

Урок 2.

Тема «Древнейшие люди»

Цели: заинтересовать учебным материалом, изучение учащимися условий жизни древнейших людей; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Тип и вид урока: комбинированный

Планируемые результаты (предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее познавательную ценность

Личностные результаты Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метапредметные результаты Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; готовность

к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира» ,картины ,иллюстрирующие внешний вид древних людей.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.)

  2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.

Фронтальный опрос.

Вопросы:

  1. Что такое история?

  2. Кого называют археологами?

  3. Как работают археологи?

  4. Как находят археологические памятники?

  5. Что называют историческим источником?

  6. О каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?

  7. Какие виды исторических источников вы знаете?

Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей– зачитывается перечень. Ваша задача –распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные:

1.Тарелка 7. Рисунок на стене здания

2. Табличка с символами 8. Остатки пищи

3. Горшок 9. Ковёр

4. Украшение из золота 10. Ложка

5. Угли 11. Пояс из кожи

6. Кости 12. Вышивка

3.Изучение нового материала.

3.1. Предполагаемая прародина человека

Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте страницу № 9 вашего учебника. Сейчас мы поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).

Вопросы учащимся:

- На каком материке находится искомая область?

- Какая часть материка включает искомую область?

- Что такое, по-вашему, прародина?

При обобщении ответов учитель формулирует определение: Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.

Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).

Вопросы:

- Почему прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?

- По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?

(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте)

Закрепление:

Учитель предлагает учащимся с помощью указки обозначить на карте область предполагаемой прародины человека (2-3 учащихся) с проговариванием её наименования. При необходимости данная область корректируется другими учащимися и учителем.

Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях , и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни

3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда Учитель: Запишите в тетрадях тему урока – ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.

Существует ещё одно важное понятие – первобытные люди, то есть люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.Произошли они 2 миллиона лет назад Запишем это определение в тетрадь.

Посмотрим, как выглядели наши далекие предки (стр.10-11, картинки).Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались от нас с вами, представителей современного человечества? (Обсуждение)

Древнейший человек был похож на обезьяну, но он существенно отличался от представителей животного мира. В конце урока вам предстоит задание – ответ на вопрос: «Чем древнейшие люди отличались от животных?», поэтому любую информацию, полученную на уроке, старайтесь использовать для ответа на этот вопрос.

Посмотрите на эти рисунки. (орудия труда)На первый взгляд, это обычные камни неправильной формы и осколок кости. Как вы думаете, для чего мы рассматриваем эти предметы? Какое отношение они имеют к первобытному человеку? (из ответов учащихся делаем вывод о древнейших орудиях труда: заостренный камень,– изготовление рубила, отщепы,иглы и шила).

Помимо этого, учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации учебника на стр. 12-13 «Палка-копалка и дубина» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.

Закрепление:

Итак, продолжите логический ряд: ОРУДИЯМИ ТРУДА ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ - … (устно)

3.3. Занятия древнейших людей

Учитель: Давайте представим, что мы с вами – не 5 класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь):

Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота.

3.4. Овладение огнем (5 мин.)

Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?

Дополнительный материал

В своем развитии люди прошли 3 основных стадии:

Ав­стра­ло­пи­тек (4 млн лет до н.э.) – че­ло­ве­ко­об­раз­ный пря­мо­хо­дя­щий при­мат, пре­иму­ще­ствен­ная зона оби­та­ния – Аф­ри­ка. Ав­стра­ло­пи­те­ки сто­я­ли у ис­то­ков эво­лю­ции.

Homo habilis (че­ло­век уме­лый, 2 млн лет до н.э.), впер­вые най­ден в уще­лье Ол­ду­вай в Тан­за­нии в 1964 г. На­учил­ся об­ра­ба­ты­вать ка­мень и де­лать при­ми­тив­ные ору­дия труда.

Пи­те­кан­троп  Homo erectus (че­ло­век пря­мо­хо­дя­щий), или  (1,6 млн лет до н.э.).  

Неан­дер­та­лец (200 тыс. лет до н.э.). Место пер­вой на­ход­ки его остан­ков – до­ли­на Неан­дер­таль в Гер­ма­нии. Его на­зы­ва­ют че­ло­ве­ком ра­зум­ным (homo sapiens), но уче­ные не счи­та­ют его пред­ком со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка. де­ла­ли ору­дия из камня, стро­и­ли дома, хо­ро­ни­ли умер­ших, вы­се­ка­ли огонь. За­ни­ма­лись охо­той и со­би­ра­тель­ством.

Homo sapiens sapiens, или кро­ма­ньо­нец (40 тыс. лет до н.э.). Уче­ные счи­та­ют его пря­мым пред­ком со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка. Впер­вые об­на­ру­жен в 1868 году на юго-за­па­де Фран­ции в пе­ще­ре Кро-Ма­ньон.

(Подведение итогов изучения нового материала

– устный ответ на проблемный вопрос «Чем древнейшие люди отличались от животных?» (слайд № 17). После ответов учащихся демонстрируется слайд № 18 с прописанными отличиями.

  1. Объявление и комментирование домашнего задания

& 1 учебника, ответы на вопросы на стр. 13 (устно), ответ на вопрос № 2 письменно, рисунок 1 орудия труда.

infourok.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Древнейшие люди | скачать бесплатно

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формаконтроля

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы

Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы:

– Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

– Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы?

Слушают учителя; получают проблемное задание

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Древнейшие люди

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа

Рассказывает о происхождении человека. Организует работу с картой. 

– Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок.

Объясняет значение понятий: первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, возраст человечества. Описывает жилье, коллектив первобытных людей.

Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян

Характеризуют условия и образ

жизни древнейших

людей; сравнивают их с обезьянами. На основе ил-

люстраций учебника, учебных картин, аппликаций составляют описание древнейших людей

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам, работас картой

Использование орудий труда как главное отличие людей от животных

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа

На основе работы с иллюстрациями, аппликацией рассказывает о первых орудиях труда, их использовании. Предлагает найти в тексте вывод.

– Что характеризует «человека умелого»?

Называют характерные, существенные признаки «человека умелого»

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста

Работа с текстом, беседа по вопросам

Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с ап-

пликацией

(слайдами), беседа

С помощью аппликации рассказывает о древнейших способах охоты.

– В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей?

Характеризует собирательство

Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Беседа по вопросам

Человеческое стадо – древнейший коллектив людей

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ, работа с иллюстрациями

Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами)

Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстраций

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа

Наблюдение

IV. Закрепление знаний и способов действий

Групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Рассказ, беседа, работа с контурной картой, тест

Организует работу в группах, предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания (см. Приложение).

Организует работу в рабочей тетради № 1 (задания 2, 3)

Рассказывают устно об условиях и образе жизни, занятиях древнейших людей

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера.

Коммуникативные: умеют работать в группе

Рассказ, беседа по вопросам, контурная карта, тест

V. Подведение итогов

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа с картой

Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

– Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей. На каком материке она находится? В какой части материка?

Характеризуют место исторического события; читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Беседа по вопросам, работас картой

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Что вам понравилось больше всего на этом уроке?

– Что было самым ценным из услышанного?

– Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и какова степень вашего участия в этом процессе?

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

§ 1 (п. 1–3), вопросы, основные понятия, термины. Задание 4 в рабочей тетради

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Вопросы, основные понятия, термины,заданиев рабочей тетради

nsportal.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: Древнейшие люди | скачать бесплатно

п/п

Этап

УУД

Деятельность

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

2

Проверка домашнего задания

Уметь оценить  выполненные задания

Организует отчёт консультантов

Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания в группах

3

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с настенной картой, осуществлять контроль результатов.

 Обратите внимание на записи, сделанные на доске :первые орудия труда. собирательства, стадо, родовая община, люди разумные

Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.

4

 Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Предлагает по двум рисункам сравнить древнейшего человека и разумного человека; сравнить рисунки на странице 8 и 11 и проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод.

Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения.

5

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

6

Первичное усвоение новых знаний

Работать с новой информацией самостоятельнонаходить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника, учитель задает вопросы: Для чего служило каждое орудие труда? Почему именно эти орудия были первыми?

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

7

Первичная проверка понимания

Формирование  умения смыслового чтения, орга-низации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Организует фронтальную проверку работы

Самостоятельно выполняют задания: составить план пункта учебника «Как появились первые люди», делают записи в тетради

8

Первичное закрепление

Умение работать  в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Организует работу в парах по  тетради - тренажеру страница10: задание №2 вписать недостающие слова;

Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям .Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.

9

Коллективная работа с настенной картой

Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.

Организует работу по коррекции знаний с настенной картой, повторяя знания окружающему миру

 Показать материк, на котором археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей; отметить наиболее древние стоянки человека и его предков.

10

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; п.2 тетрадь тренажер задание №3, стр. 10-11

Задают вопросы по тексту заданий

11

Рефлексия

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, организует работу по вопросам 1. Что я знал о древнейших людях; 2. Что узнал нового о них?

 3. Что еще хочу узнать?

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

nsportal.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Конспект урока "Древнейшие люди" | скачать бесплатно

1. Сколько лет прожил Тит Ливий? Древнеримский писатель Тит Ливий, автор книги «История Рима от основания города», родился в 59 году до н.э., а умер в 17 г. до н.э. Сколько лет он прожил? 76 лет.

2. Иисус Христос был распят на кресте на горе Голгофе, по преданию, ему было 33 года. В каком году нашего летоисчисления был казнен Иисус? Сколько лет назад это было?

3. В 1829 году нашли древневавилонские книги. Они пролежали в земле 3200 лет. В каком году они оказались в земле? 1371 г. до н.э.

Сегодня мы отправимся в путешествие к нашим далеким предкам – древнейшим людям.

Тема урока: Древнейшие люди.

Большинство ученых утверждают, что человек появился вследствие эволюционного процесса, то есть произошел от человекоподобных животных в результате своего развития. Самых первых людей называют первобытными. Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Мы не можем точно воссоздать картину жизни наших далёких предков. Лишь приблизительно учёные устанавливают время появления древнейших людей на Земле и то время, когда люди стали такими же, как современный человек.

Давайте откроем учебник на с. 9 и посмотрим на карте места расселения древних людей. Обратите внимание на условные обозначения карты (объяснить). Теперь посмотрите на карту, на каком материке жили древнейшие люди? В какой части материка? А теперь попробуем представить себе, как выглядели и как жили древнейшие люди.

Предполагают, что предки древнейших людей впервые появились в Африке около 4 миллионов лет назад. Ученые называют этих людей «австралопитеками», что в переводе означает «южная обезьяна» (поставить →).

Полагают, что именно от австралопитека произошел первый человек. Ученые называют его «человек умелый» (поставить →). Он появился около 2 – 2,5 миллионов лет назад. Посмотрите на рисунок в учебнике на с. 11. Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Жили в группе по 10 -12 человек.

Теперь внимательно посмотрите на рисунок «древнейшие люди». (учебник – с.10). Представьте себе, что мы не знаем, люди или обезьяны изображены на рисунке. Как можно доказать, что изображены именно люди, а не животные. Посмотрите на человека, который одним камнем ударяет по другому, заостряя его и превращая в орудие труда. Даже самые умные животные не способны его придумать. Запомните, что изготовление орудий труда – главное отличие древнейших людей от животных.

Начало первобытной эпохи в истории человечества связывают с появлением каменных орудий труда. Именно поэтому этот период называют каменным веком. Древнейшие люди использовали для изготовления орудий не только камень, но и дерево. Но так как дерево гниет, археологи обычно при раскопках находят только каменные орудия. Посмотрите, как могли выглядеть каменные орудия (с. 12).

Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота. Собирательство – крайне трудоёмкое занятие. Собранные плоды и растения по сравнению с мясной пищей были малопитательны. Древнейшие люди собирали съедобные коренья и улиток, дикорастущие съедобные плоды и ягоды, яйца птиц. Охота далеко не всегда в те времена была успешной. Именно этим объясняется, почему древнейшие люди, несмотря на большое количество животных, часто страдали от голода. Никто точно не знает, как охотились древнейшие люди, об этом мы можем только догадываться. Давайте познакомимся с догадкой ученых – учебник, с. 12, п. 3, 2-й абзац (ученик читает вслух). Подумайте, почему древнейшие люди не могли прожить в одиночку.

А теперь поговорим об открытии, которое кардинальным образом изменило жизнь человека. Это – огонь. Очень долго люди не умели добывать огонь. Кроме того, они его очень боялись. Как человек овладел огнём? Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажжённое в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь!

Древнейшие люди стали понимать, что мясо, испечённое на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках. Потеря огня была огромным несчастьем для первобытного человека. Много позже люди научились добывать огонь. Потрите одну ладонь об другую, что вы чувствуете? Вот и первобытные люди заметили, что при трении одного куска сухого дерева об другой выделяется тепло. Но чтобы добыть огонь таким способом, требуется и умение, и терпение.

Период овладения огнем характеризуется появлением Человека прямоходящего (поставить →). Так же как его предки, он первоначально обитал в Африке. Человек прямоходящий впервые появился около 1,5 миллионов лет назад. Его сменил Человек разумный – человек современного типа, произошло это около 40 000 лет назад. Фигурная скобка – первобытные люди.

Вопросы самоконтроля.

1)        Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?

2)        Почему древнейшие люди не могли жить там, где были суровые зимы?

3)        В чём было главное отличие древнейших людей от животных?

4)        Опишите по рисункам древнейшие орудия труда. Какую работу ими можно было выполнить? (наносить удар в схватке с диким зверем, разрубать на куски мясо, дробить кости)

5)        Опишите рисунок «Нападение саблезубого тигра» (С.11) по плану (с.13).

Домашнее задание: читать и пересказывать §1, ответить на вопросы в конце параграфа (с. 11).

nsportal.ru

Конспект урока по теме :Древнейшие люди.5 класс

Конспект урока по истории в 5 классе

Учитель:Волкова А.В.

Дата проведения :______

Урок 2.

Тема «Древнейшие люди»

Цели: заинтересовать учебным материалом, изучение учащимися условий жизни древнейших людей; подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Тип и вид урока: комбинированный

Планируемые результаты (предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее познавательную ценность

Личностные результаты Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метапредметные результаты Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; готовность

к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира» ,картины ,иллюстрирующие внешний вид древних людей.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.)

  2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.

Фронтальный опрос.

Вопросы:

  1. Что такое история?

  2. Кого называют археологами?

  3. Как работают археологи?

  4. Как находят археологические памятники?

  5. Что называют историческим источником?

  6. О каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?

  7. Какие виды исторических источников вы знаете?

Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей– зачитывается перечень. Ваша задача –распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные:

1.Тарелка 7. Рисунок на стене здания

2. Табличка с символами 8. Остатки пищи

3. Горшок 9. Ковёр

4. Украшение из золота 10. Ложка

5. Угли 11. Пояс из кожи

6. Кости 12. Вышивка

3.Изучение нового материала.

3.1. Предполагаемая прародина человека

Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте страницу № 9 вашего учебника. Сейчас мы поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).

Вопросы учащимся:

- На каком материке находится искомая область?

- Какая часть материка включает искомую область?

- Что такое, по-вашему, прародина?

При обобщении ответов учитель формулирует определение: Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.

Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).

Вопросы:

- Почему прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?

- По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?

(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте)

Закрепление:

Учитель предлагает учащимся с помощью указки обозначить на карте область предполагаемой прародины человека (2-3 учащихся) с проговариванием её наименования. При необходимости данная область корректируется другими учащимися и учителем.

Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях , и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни

3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда Учитель: Запишите в тетрадях тему урока – ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.

Существует ещё одно важное понятие – первобытные люди, то есть люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.Произошли они 2 миллиона лет назад Запишем это определение в тетрадь.

Посмотрим, как выглядели наши далекие предки (стр.10-11, картинки).Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались от нас с вами, представителей современного человечества? (Обсуждение)

Древнейший человек был похож на обезьяну, но он существенно отличался от представителей животного мира. В конце урока вам предстоит задание – ответ на вопрос: «Чем древнейшие люди отличались от животных?», поэтому любую информацию, полученную на уроке, старайтесь использовать для ответа на этот вопрос.

Посмотрите на эти рисунки. (орудия труда)На первый взгляд, это обычные камни неправильной формы и осколок кости. Как вы думаете, для чего мы рассматриваем эти предметы? Какое отношение они имеют к первобытному человеку? (из ответов учащихся делаем вывод о древнейших орудиях труда: заостренный камень,– изготовление рубила, отщепы,иглы и шила).

Помимо этого, учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации учебника на стр. 12-13 «Палка-копалка и дубина» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.

Закрепление:

Итак, продолжите логический ряд: ОРУДИЯМИ ТРУДА ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ - … (устно)

3.3. Занятия древнейших людей

Учитель: Давайте представим, что мы с вами – не 5 класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь):

Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота.

3.4. Овладение огнем (5 мин.)

Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?

Дополнительный материал

В своем развитии люди прошли 3 основных стадии:

Ав­стра­ло­пи­тек (4 млн лет до н.э.) – че­ло­ве­ко­об­раз­ный пря­мо­хо­дя­щий при­мат, пре­иму­ще­ствен­ная зона оби­та­ния – Аф­ри­ка. Ав­стра­ло­пи­те­ки сто­я­ли у ис­то­ков эво­лю­ции.

Homo habilis (че­ло­век уме­лый, 2 млн лет до н.э.), впер­вые най­ден в уще­лье Ол­ду­вай в Тан­за­нии в 1964 г. На­учил­ся об­ра­ба­ты­вать ка­мень и де­лать при­ми­тив­ные ору­дия труда.

Пи­те­кан­троп  Homo erectus (че­ло­век пря­мо­хо­дя­щий), или  (1,6 млн лет до н.э.).  

Неан­дер­та­лец (200 тыс. лет до н.э.). Место пер­вой на­ход­ки его остан­ков – до­ли­на Неан­дер­таль в Гер­ма­нии. Его на­зы­ва­ют че­ло­ве­ком ра­зум­ным (homo sapiens), но уче­ные не счи­та­ют его пред­ком со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка. де­ла­ли ору­дия из камня, стро­и­ли дома, хо­ро­ни­ли умер­ших, вы­се­ка­ли огонь. За­ни­ма­лись охо­той и со­би­ра­тель­ством.

Homo sapiens sapiens, или кро­ма­ньо­нец (40 тыс. лет до н.э.). Уче­ные счи­та­ют его пря­мым пред­ком со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка. Впер­вые об­на­ру­жен в 1868 году на юго-за­па­де Фран­ции в пе­ще­ре Кро-Ма­ньон.

(Подведение итогов изучения нового материала

– устный ответ на проблемный вопрос «Чем древнейшие люди отличались от животных?» (слайд № 17). После ответов учащихся демонстрируется слайд № 18 с прописанными отличиями.

  1. Объявление и комментирование домашнего задания

& 1 учебника, ответы на вопросы на стр. 13 (устно), ответ на вопрос № 2 письменно, рисунок 1 орудия труда.

infourok.ru

Конспект урока по истории 5 класс по теме "Древнейшие люди"

Разработка урока по истории Бакренко Валентины Анатольевны

Класс, дата, предмет: 2 сентября, история 5 класс

Тема урока: Древнейшие люди

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Вид урока: урок - беседа

Цели урока:

- изучение учащимися условий жизни древнейших людей;

- подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;

- развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации;

- воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом.

Задачи:

- личностные: обсудить вопрос о роли труда в формировании человека; сопоставить отношение к природе древнейших людей и современного человека;

- метапредметные: развить навыки сравнительного анализа, навыки работы с иллюстрациями, текстом учебника, художественным текстом, развить умение работать с картой;

- предметные: узнать о внешнем облике, занятиях и образе жизни древнейших людей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал: контурные карты (Приложение 1), задания по теме «Древнейшие люди» (Приложение 2).

Деятельность учащихся

1. Актуализация имеющихся знаний

Цель: закрепление и углубление знаний по предмету

Организует проверку домашнего задания (Слайд 1) Задание классу: составьте вопросы к предложенным понятиям (история, исторический источник, Всемирная история, история Древнего мира), задайте их одноклассникам и выслушайте ответ.

(Слайд 2)Задание классу: назовите понятие, которое характеризует всех, изображённых на слайде.

Как назвать людей, которые жили до древних людей?

Вот о них мы и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока.

Индивидуальная работа обучающихся по формулировке вопросов.

Коллективное обсуждение ответов.

Ожидаемый ответ учащихся:

люди;

старые люди; древние;

древнейшие люди.

Формулировка темы и запись в тетради: «Древнейшие люди».

2. Постановка учебных задач

Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи

Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Итак, мы вспомнили, что с помощью исторических источников учёные получают научную информацию о жизни людей в далёком прошлом. Но как быть, если не осталось ни памятников архитектуры, ни письменных свидетельств, если события, которые мы исследуем отделены от нас миллионами лет?

Задание классу: рассмотрите иллюстрацию на слайде, кто перед вами?

Какой вопрос возникает?

Фиксирует задачу на доске

Ожидаемый ответ учащихся:

животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик; человек: в руках орудие труда.

Учащиеся формулируют учебную задачу:

В чём отличие древнейших людей от животных?

3. Совместное исследование проблемы.

Цель: поиск решения учебной задачи.

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

Предложите ваши варианты решения учебной задачи.

Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы?

Для чего нам знать об этом?

Учащиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний.

Ожидаемый ответ учащихся:

необходимо знать истоки, чтобы лучше понять себя.

4. Моделирование

Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление о древнейших людях?

Фиксирует план на доске

Учащиеся, работая в группах, с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы:

1. Где и когда появились древнейшие люди?

2. Как выглядели?

3. Чем занимались?

4.Как строились отношения между древнейшими людьми?

5. Чего достигли?

5. Формирование новых знаний и умений

Цель: формирование новых знаний и умений.

Организует учебное исследование для решения учебной задачи. (Слайд 3)

1. Согласно научным данным люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Они произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

Какие ещё версии происхождения человека вы знаете?

Какие выводы из данного факта можно сделать?

Задание классу: определите по карте учебника и отметьте на контурной карте территорию расселения древнейших людей.

Где располагалась прародина древнейших людей?

В дальнейшем древнейшие люди освоили север материка.

Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?

2. (Слайд 4) Древнейшие люди очень отличались от современных и ещё сильно напоминали животных. Они были покрыты шерстью, имели грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик. Походка у них была не вполне прямая, прыгающая, вначале они не умели говорить, только криками устрашали хищников, предупреждали об опасности, звали на помощь. Мозг у них был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у животных.

Но всё-таки это были люди! Главное отличие заключалось в том, что они умели изготавливать орудия труда.

3. Задание классу: на основе текста учебника и иллюстраций расскажите о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди.

(Слайд 5)

Задание классу: какие орудия изображены на слайде?

Предположите, каким образом изготовлено рубило?

Организует динамическую паузу

Откуда учёные знают, как выглядели древнейшие орудия труда? Оцените возможные варианты решения проблемы.

4. Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку, обтесать дубину.

Таким образом, умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных.

Какая главная проблема стояла перед древнейшими людьми?

Задание классу: по рисунку определите, как люди добывали себе пищу.

Ещё одним важным занятием древнейших людей была охота.

5.Охота и собирательство – древнейшие занятия людей.

Задание классу: по рисунку скажите, как охотились древнейшие люди.

Древнейшие люди забивали слабых, отбившихся от стада животных.

Гарантировала ли охота постоянную добычу?

Какие выводы можно сделать из этого факта?

6. (Слайд 6) Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи. В человеческом стаде, как и у животных, был вожак. Стадо насчитывало несколько десятков людей разного возраста. Связи между ними были непрочными, семей не было, дети воспитывались сообща. Стада часто распадались и практически не были связаны друг с другом. Единственное, что объединяло людей в стаде – это совместный труд по добыванию пищи. Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его!

Как, по-вашему, человек смог овладеть огнём?

Каково было значение овладения огнём? (Слайд7) Велик был страх древних людей перед огнём, но ещё большим был страх потерять его!

Задание классу: прочтите отрывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.

«…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…»

Вопросы:

1. Как сохраняли огонь первобытные люди?

2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

Учащиеся фиксируют дату в тетрадях

Ожидаемый ответ учащихся:

Божественное творение, вмешательство инопланетян. Вывод: вопрос о происхождении человека до сих пор остаётся открытым.

Учащиеся работают с картой учебника на с.9 и контурными картами (приложение 1)

Ожидаемый ответ учащихся:

прародина древнейших людей располагалась в Восточной и Юго-Восточной Африке. (учащиеся фиксируют информацию в тетрадях)

Ожидаемый ответ учащихся:

люди в те далёкие времена могли жить только в тёплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.

Учащиеся работают с учебником (§1 п.2, рис. на с. 12, 13)

Ожидаемый ответ учащихся:

заострённый камень, дубины, палки-копалки, каменные рубила

Учащиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда

Ожидаемый ответ учащихся:

с помощью обработки граней заострённым камнем

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Ожидаемый ответ учащихся:

раскопки? – да; рисунки? – нет, т.к. не умели рисовать; кроме того, можно ли найти при раскопках дубины? – нет, т.к. дерево гниёт; откуда же тогда?.. – данные этнографии

Учащиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ учащихся:

выжить: добывание пропитания и защита от нападений

Учащиеся работают с учебником (§1 рис. на с. 10)

Ожидаемый ответ учащихся:

собирали то, что даёт природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки (ячмень, пшеница), рыбу, яйца птиц

Учащиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ учащихся:

отбирали добычу у хищников.

Ожидаемый ответ учащихся:

гарантий нет, поэтому охота и собирательство одинаково важны. А ещё - человек не мог выжить в одиночку!

Учащиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ учащихся:

«ветка после пожара»

Ожидаемый ответ учащихся:

  1. тепло и свет;

  2. отпугивает животных;

  3. пища вкуснее и питательнее

Учащиеся фиксируют информацию в тетрадях

Учащиеся работают с отрывком из художественного произведения, отвечают на поставленные вопросы (приложение 2)

Ожидаемые ответы учащихся:

  1. «…поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…»

  2. «…уламры … поняли, что их потомству угрожает гибель…»

6. Применение имеющихся знаний для решения частных задач.

Цель: закрепление и углубление знаний.

Организует самостоятельную работу.

Задание классу: заполните таблицу и установите соответствие между орудиями труда и занятиями древнейших людей

Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени? Могли бы мы чему-то у них научиться?

Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу (приложение 2)

Ожидаемый ответ учащихся:

Орудия труда

Занятия

1.Заострённый камень

2. Палка-копалка

3. Дубина

4. Рубило

А.Охота

Б.Собиратель-

ство

В. Изготовление орудий труда

Ответ: 1В, 2Б, 3А, 4В.

Ожидаемый ответ учащихся:

науке выживания в условиях дикой природы, умению чувствовать природу, не навредить природе – не брать «лишнего».

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Цель: контроль за усвоением знаний и умений.

Контрольно-оценивающая деятельность: (Слайд 8)

а).Тестирование

1. Следы древнейших людей, живших более 2млн. лет назад, были обнаружены археологами в:

1. Восточной Африке

2. Западной Европе

3. Южной Австралии

2. Главное отличие людей от животных - это:

1. умение охотиться на животных;

2. отсутствие шерсти;

3. умение изготовлять орудия труда.

3. Для облика древнейшего человека не характерно:

1. руки, свисающие до колен

2. прыгающая походка

3. прямая походка

4. Первое орудие труда первобытного человека:

1. мотыга

2. заостренный камень

3. плуг

5. Одним из достижений древнейших людей стало:

1. овладение огнём

2. появление письменности

3. умение охотиться

б) Подведение итога изучения темы.

Диагностическая работа: учащиеся выполняют тестирование с последующей проверкой в парах

1 – 1

2 – 3

3 – 3

4 – 2

5 – 1

Учащиеся отвечают на вопросы плана урока.

8. Инструктаж домашнего задания

Цель: постановка учебных задач.

(Слайд 9) Домашнее задание:

1. Поработайте с вопросами и заданиями к §1.

2. Докажите, что труд развивал и сплачивал первобытных людей.

Учащиеся записывают домашнее задание.

9. Рефлексия.

Цель: создание условий для осмысления учащимися своих действий

Создаёт условия для осмысления учащимися своих действий.

Задание классу: заполнить лист самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Список литературы:

1. Вигасин А., Годер Г., Свеницкая И. История древнего мира – М.: Просвещение, 2014.

2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http: //school-collection.edu.ru): «Олдовайское ущелье в юго-восточной Африке», «Следы древнейших людей», «Сцены из жизни древнейших людей».

3. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2007.

infourok.ru

Конспект урока по истории. Древние люди 5 класс

Урок 2. Древнейшие люди

Цель урока: изучить происхождение древнейших людей, их отличия от животных, особенности их жизнедеятельности.

2. Пер Учитель: Вспомните, как называется раздел истории, изучающий зарождение и развитие человеческого общества на разных материках, в разных уголках мира? (Всемирный)

Вопрос: Что такое история?

Задание:

  • Подумайте, с какой целью на нашем уроке вывешена эта карта - карта полушарий?

  • Как она иллюстрирует тот факт, что вы приступаете к изучению всемирной истории?

  • Покажите на карте материки.

Итак, наша задача - узнать и изучить жизнь древних народов Африки и Евразии.

II. Знакомство с учебником.

Вопрос: Как называется первый большой раздел всемирной истории? (Жизнь первобытных людей)

Быт - повседневная жизнь людей.

  • Как же ученые узнают о жизни первобытных людей? (По историческим источникам)

  • Что такое исторические источники?

  • На какие три вида они делятся?

- По каким источникам изучают жизнь древнейших людей?Ведь они не могли писать, и даже речь у них первоначально отсутст­вовала, она напоминала звуки животных.

Задание: Рассмотрите рисунки в учебнике на стр. 8-11. Что на них изображено? (Орудия труда)

Учитель: Не всякий камень или палка являются орудием тру­да. Камень, найденный на берегу реки, не назовешь орудием труда. Но если первобытный человек изменял форму камня, заострял его, то та­кой камень превращался в орудие труда.

Задание: Прочитайте §1, п.2, абз.2.

- Запишите в тетрадь:

Орудия труда: палка-копалка, дубина, рубило.

- Человек, по мнению ученых, начал выделяться из живой при­роды около трех миллионов лет назад. Рассмотрите рисунки в учеб­нике на стр. 8-9. Опишите внешний облик человека.

Вопрос: Почему древнейшие люди могли жить только в жар­ких странах?

Задание: Прочитайте §1, п.1, абз.1,2. Составьте таблицу:

Человек Животное

сходство

различие

грубое лицо с широким приплюснутым носом

выступающие вперед челюсти

уходящий назад лоб

большие надбровные дуги

Ш прыгающая походка

руки длинные, ниже колен

умение изготовлять

орудия труда

Учитель: Где же жили древнейшие люди?

На каком материке?

В 1972 г. ученый Льюис Лики обнаружил в Танзании (Юго-Восточная Африка) останки первого человека и назвал его "homo habilis" - «человек умелый».

Вопрос: Почему? (Он мог изготовлять примитивные орудия труда)

(?) На данном уроке можно использовать иллюстрации из книги: Р. Мэтьюс «Первобытный человек», Волгоград, «Вэйланд», 1993.

Учитель: Несмотря на дубины и острые камки, древнейшие люди жили в постоянной опасности. Наиболее страшным из хищников был саблезу­бый тигр (у него длинные изогнутые и острые клыки длиной до 15 см). Тигры охотились на людей, и те не раз становились их жертвами.

Природа, окружавшая homo habilis, была щедра: теплый климат, обилие пищи. Но она же создавала человеку немало трудностей: засуха, наводнения, пожары, хищники.

Вывод: со всем этим человек не мог справиться в одиночку. Именно поэтому люди держались вместе - человеческим коллективом (стадом).

- Запишите в тетрадь:

Стадо - первый коллектив людей.

- Как же человек выживал в таких условиях? Чем занимался? Об этом мы узнаем, прочитав п. 1, §1, посл. абз. и с. 9 п. 3 (о способах древ­нейшей охоты и собирательстве).

Вопросы:

Учитель: Собирательство также требовало большой затраты времени и сил, к тому же плоды и растения малопитательны.

-Запишите в тетрадь:

Хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа, называют присваивающим.

Собирательство и охота - первые занятия человека.

Учитель: Труд совершенствовал и изменял облик человека. В 1891-1892 гг. на острове Ява голландский ученый Евгений Дюбуа обнаружил остатки человека, которого назвал «homo erektus - «человек прямой».

Именно этот человек сделал гигантское открытие, которое изме­нило его жизнь.

Задание: Что же это за открытие?

Послушайте отрывок из книги «Борьба за огонь:

«В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв!

Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охранят его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота: синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жизни были только от него. Он извлекал из мяса вкусные запа­хи, делал твердыми концы рогатин, заставляя трескаться камни, он под­бадривая людей в дремучих лесах, в глубине пещер. И вот теперь он мертв!»

Учащиеся высказывают свое мнение, прослушав отрывок, зарисовывают в тетради:

- его красные зубы защищали человека от холода, хищников;

- он извлекал из мяса вкусные запахи;

- делал твердыми концы рогатин.

Задание: Как человек овладел огнем, узнаем, прочитав §1, п. 4, с. 10-11.

Вопрос: А как вы думаете? Придумайте свою историю. (Это задание по своему желанию учащиеся могут выполнить дома;

Вопросы:

  • Что давал огонь первобытным людям?

  • Как они его сохраняли?

  • Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

Домашнее задание:

  1. Прочитайте §1.

  2. Ответьте на вопросы №1-5 на с. 11.

  3. *Придумайте свою историю о том, как первобытный человек овладел огнем.

  4. Выучите понятие: «присваивающее хозяйство».

*Нарисуйте в тетради первые орудия труда.

infourok.ru