Конные статуи древнего рима. cicerone2007
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

LJ Magazine. Конные статуи древнего рима


Памятник Марку Аврелию - cicerone2007

Конная статуя римского императора Марка Аврелия сохранилась только благодаря ошибке. Это единственный конный бронзовый античный монумент, дошедший до нас. Таких статуй в Древнем Риме было много, но все они были переплавлены в Средние века, за исключением этой, которую считали изображением императора Константина Великого, почитаемого христианами:

Памятник Марку Аврелию

Позолоченный бронзовый монумент долгое время находился перед резиденцией папы, Латеранским дворцом. В 16 веке Микеланджело поставил его в центре Капитолийской площади:

Капитолий

Последние годы, после реставрации, Марк Аврелий находится под крышей нового зала Капитолийских музеев. На площади теперь стоит копия: http://fotki.yandex.ru/users/janet1981/view/66746/?page=4 Делали ее с применением новейших технологий, но, тем не менее, разница подлинника и копии колоссальная. Древний монумент – живой:

Конная статуя Марка Аврелия

Конный монумент – это памятник полководцу. Жест всадника обращен к войску. Марку Аврелию пришлось на своем веку действительно много воевать с парфянами, варварскими племенами, но потомки вспоминают его не как полководца, а как философа на троне. Императору удавалось отражать нападения врагов и усмирять мятежников, но воинскую славу он ценил не высоко. Марк Аврелий был одним из образованнейших людей своего времени. Изучению философии он посвящал все свое свободное от государственных забот время. До нас дошла книга его размышлений. В ней мы читаем: «Гляди, не оцезарись, не пропитайся порфирой – бывает такое. Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим, прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным, приветливым, крепким на всякое подобающее дело. Вступай в борьбу, чтобы оставаться таким, каким пожелало тебя сделать принятое тобой учение. Чти богов, людей храни. Жизнь коротка; один плод земного существования – праведный душевный склад и дела на общую пользу».Марк Аврелий родился в 121 г. В 138 г. его усыновил Антонин Пий, у которого он унаследовал власть в 161 г. Соправителем Марка Аврелия был Люций Вер, умерший в 169 г. Скончался Марк Аврелий во время военного похода в 180 г.

Конная статуя Марка Аврелия

Памятник Марку Аврелию

Конь императора великолепен! Винкельман, автор первой «Истории искусства древности», считал, что «прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия нельзя найти в природе»:

Конь Марка Аврелия

Через 13 веков этот памятник послужил образцом для скульпторов эпохи Возрождения. Когда Донателло создавал для Падуи конный монумент кондотьеру Гаттамелате, он вспоминал Марка Аврелия, увиденного в Риме. А после Донателло к этому памятнику будут обращаться скульпторы еще пяти столетий.

cicerone2007.livejournal.com

ИТАЛИЯ. Рим. Капитолийский музей. часть первая

1. Снова возвращаю вас в Рим (а как самому приятно оказаться хоть и виртуально, но все же в его самых теплых солнечных лучах....), и место, которое непосредственно связано с его основанием, с его историей - Капитолийский холм. И хоть это конечно же не тот холм, что при Ромуле и Реме. Чтоб подняться на него надо воспользоваться лестницей КордонатаКордоната, лестница на капитолийский холм

2. Конечно эти виды и эти фото есть почти у каждого туриста побывавшем в Риме. Пусть я повторяюсь... но Рим есть Рим - и мне хочется рассказать о каждом его уголку) Это необычная лестница в прямом смысле–она имеет небольшой уклон и представляет собой что-то вроде пологого пандуса. Она была спроектирована Микеланджело в XVI веке, им же был перестроен весь капитолийский холм.Кордоната, вторая лестница на капитолийский холм

3.Когда подымаешься вверх, то с левой стороны можно увидеть скульптуру Никола ди Лоренцо Габрини (мне понравился постамент, как бы собранный из разных кусков). Ее уставили сюда в XIX в. на том месте, где он был убит. Никола ди Лоренцо Габрини возглавил восстание торгово-ремесленных слоев — пополанов в Риме в 1347, приведшее к установлению Римской республики в мае 1347 (существовала по декабрь 1347).Статуя Кола-де-Риенца

4. На самом верху, на балюстраде, стоят легендарные Кастор и Полукс. Эти статуи были найдены в 1583 году во время раскопок театра Помпея и помещены на капитолийский холм.Капитолийская Площадь

5. Диоскуры - Кастор и Полукс - были рождены прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Странность их происхождения подчеркивается маленькими шапочками, представляющими собой половинки лебединого яйца. Близнецы считались покровителями лошадей и всегда изображаются вместе с нимиОдин из близнецов

6. Конечно Гений Микеланджело и Рим - слова почти синонимы, с его произведениями можно много раз сталкиваться в вечном городе и конечно он был мастером своего дела , так и с площадью перед музеем , ее небольшую по размеру ему удалось, благодаря оптическому обману, расширить с помощью мощения площади эллиптическими лучами.Площадь Капитолия

7.  Это вид из окна Капитолийского музея - в центре площади статуя Марка-Аврелия - это копия. Оригинал был создан в 160—180-е годы неизвестным скульптором и сейчас находится тут же в музее его я покажу позже..... Первоначально позолоченная конная статуя была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в средние века ошибочно решили, что изображает она св. Константина. Это фото из окна Капитолийского Музея....Статуя Марка Аврелия, вид из Капитолийского музея

8. Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме в 121 году, а умер в 180 году от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком.Статуя Марка Аврелия на капитолийском холме

9.  Площадь украшают 3 дворца – Дворец Сенаторов в центре, справа Палаццо деи Консерватории, а слева Палаццо Нуово. В этих зданиях сейчас Капитолийский Музей с сокровищами Рима.Посередине капитолийской площади находится статуя Марка-Аврелия, за ним – Дворец Сенаторов, справа Палаццо деи Консерватории, а слева Палаццо Нуово. В этих зданиях сейчас музеи с сокровищами древнего Рима.

10.   Дворец Сенаторов, ныне местопребывание муниципалитета, выделяется торжественным фасадом с двух маршевой лестницей, спроектированной Микеланджело. В нише под лестницей расположена статуя "Ликующий Рим" с шаром в руке – символ владычества Рима. По обеим сторонам статуи, символики Нила и Тибра. Балкон лестницы традиционно используют для вывешивания различных лозунгов и воззваний к гражданам РимаФасад дворца сенаторов

11. Аллегория Тибра у дворца Сенаторов. А если пойти вон туда за угол...Аллегория Тибра у дворца Сенаторов

12. ... то можно увидеть вот такой небольшой источник всегда вкусной римской воды с неизменной надписью "Сенат и Народ Рима" и вот тут то и открывается.....фонтан в Риме

13. Вид на Римские Форумы и другие холмы Рима, но об этом я еще расскажу.....Римский Форум

14.  Пора пройти внутрь!

«Cтупня императора Константина» - копия. Ее я увидел в Триере много лет назад. Оригинал ступни как и другие части тела этой 12 метровой, сидящей статуи из мрамора, находится в Капитолийском музее Рима, тогда я и не думал что увижу это в оригинале)))).

15. а это оригинал- 2 метра в длину и 1,5 метра в высоту – такие параметры имеет это коллосальная по размерам ступня и это уже Рим, Капитолийский музей.

16. двор с остатками гигантской статуи Константина. Она представляла собой огромную конструкцию из деревянных балок в гигантской парчовой тоге-мраморными были только голова,руки и ноги.Вот мраморные части и сохранились-они лежат во дворе по отдельности,

17.  бицепс императора...

18.  "перст указующий"

19. "Статуя Марка Аврелия." оригинал160—180-е год.Когда римляне приняли христианство, они массово стали уничтожать дохристианские статуи. Единственная бронзовая статуя, пережившая средневековье, — это конная статуя Марка Аврелия, и только потому, что римляне принимали его за первого христианского императора Константина.

20.

21.  "Умирающий галл" - великолепная мраморная копия бронзовой статуи «Умирающий галл» пергамского мастера конца III — начала II в. до н.э.

22. обычно прикасаться к экспонатам музея категорически запрещено, но вот для людей с ограниченными возможностями есть специальная экскурсия, они могут "увидеть" скульптуры на ощупь, в перчатках....

23.

24. в залах музея....

25.  Откуда взялось выражение «В здоровом теле — здоровый дух»? Выражение «В здоровом теле — здоровый дух» первоначально было взято из сатиры римского писателя Ювенала и звучало так: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». Предполагают, что в основе этой строчки лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух — редкое явление».))))))))))

"Геркулес с Бычьего форума"   датируется II веком до н. э "Геркулес с Бычьего форума"   датируется II веком до н. э Капитолийский музей

26. "Пьяница".Мужья в Древнем Риме целовали собственных жен, чтобы удостовериться в их трезвости  В конце дня римские мужчины целовали собственных жен в губы, однако такое действо не имело абсолютно никакой романтической подоплеки, таким образом, они проверяли дыхание собственных супруг, уж не засиживались ли они целыми сутками, попивая вино (так поведал гид))))))

27.  колоссальная голова и рука от статуи императора Константина (IV в.)Голова Колосса Константина Великого. Музей Капитолия

28. Бронзовый бык.бронзовый Бык.

29.  молодой Геракл. Мрамор удивительного синего цвета.В переводе с греческого языка термин «мрамор» интерпретируется, как "блестящий камень". молодой Геракл.

30. не знаю названия этой скульптуры.... может муза?)))) на этом первая часть окончена - но обязательно будет вторая)))

platpaul.livejournal.com

Конные памятники. Москва (5-я часть)

Заинтересовавшись конными памятниками, всегда в голове держал Итальянский Дворик в музее им. Пушкина, где был, к своему стыду, только в пионерском детстве. Нет, не подумайте, пару раз ходил в Пушкинку на модные выставки, типа Золота скифов или Пикассо, но вот завернуть в Итальянский зал как-то не получалось. А в мозгу периодически прокручиваются кадры великого Рязановского творения "Старики-разбойники" , где сны героя Евстигнеева проходят именно в Итальянском Дворике в тесном контакте с персонажами этого дворика.

И вот в зимний денёк, когда фотозуд пересилил лень, я съездил в Музей им. Пушкина, и увидел воочию этих персон, которые, на мой уже умудренный годами взгляд показались совсем не страшными, как в фильме, а грациозными и гордыми в своей застывшей красоте. Хотелось бы заметить, что все показанные памятники, являются 100% копиями (слепками) с установленных памятников, и являются предметами Цветаевской коллекции слепков, между прочим, одной из лучших в мире.

1. Памятник Кондотьеру Гаттамелате (слепок)

Итальянский скульптор эпохи кватроченто Донато ди Бетто Барди, вошел в историю искусства под именем Донателло. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты была установлена в 1453 году в североитальянском городе Падуе, входившем в состав венецианской «терра фермы» (материковых владений республики).

Прозванный за смелость и коварство Гаттамелатой («пестрой кошкой» – гепардом) Эразмо ди Нарни родился в Падуе в семье булочника. Судьба Гаттамелаты ярко выразила новое положение человека в ренессансном обществе, открывшем простор для личной энергии, таланта и воли выдающихся личностей эпохи. Капитан-генерал, предводитель наемных войск Венецианской республики по постановлению Сената был увековечен не в скромном церковном надгробии, а в первом гражданском монументе эпохи Возрождения.

Прообразом памятника Гаттамелате послужила знаменитая бронзовая конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н.э.), которую Донателло видел во время поездки в Рим в юные годы. Короткая туника, облегающий торс колет, босые ноги в сандалиях и открытая голова – это военный костюм полководца или императора Древнего Рима, воссозданный скульптором с археологической точностью. Однако, следуя античной традиции конного монумента, Донателло сумел придать ему новый смысл. Его герой в гораздо большей степени исполнен пафоса активного самоутверждения. Волевое и спокойное лицо; поза, исполненная сдерживаемой энергии и достоинства, уверенный и величественный жест руки, жимающей маршальский жест, создают образ гордого триумфатора. Восторженные почитатели шедевра Донателло правнивали Гаттамелату с прославленными римскими полководцами и императорами – Сципионом, Катоном, Цезарем, видели в нем прямого наследника величия и славы истории Древнего Рима. Портретно узнаваемый облик Эразмо ди Нарни придает реалистическую убедительность этому идеальному возвышенному образу. Обобщенность и торжественность силуэта, укрупненность масс, характерные для монументальной кульптуры, обогащены тщательной и изысканной проработкой деталей, столь свойственной индивидуальной манере Донателло.

2. Памятник Кондотьеру Коллеони (слепок)

Конный монумент главнокомандующего войсками Венецианской республики Бартоломео Коллеони поставлен в центре на площади Санти Джованни э Паоло в Венеции после его смерти в 1475 году по условию завещания самого кондотьера и на оставленные им средства. Автор памятника - Андреа Верроккио был последним великим скульптором Раннего Возрождения. Он представлял собой тип художника-универсала, работавшего в ювелирном искусстве, скульптуре, живописи и графике. Его творчество отличает гораздо более непосредственная, чем у его предшественников, связь с современностью, чуткость к ее скрытой противоречивости, заостренная выразительность человеческих характеров.

Статуя стоит на стройном и высоком постаменте и воспринимается на фоне неба четким и филигранным силуэтом, исполненным красоты и державного величия. Образ Коллеони в гораздо большей степени исторически документален и созвучен жестоким событиям итальянской истории, чем антикизированный и исполненный идеального величия характер Гаттамелаты. Благородную сдержанность, свойственную герою Донателло, здесь сменили волевой напор агрессивной личности, жестокость характера и грубость мимики лица, воспринимаемой особенно остро в зале, со слишком близкого расстояния, на которое не рассчитывал мастер. Но именно в зале можно оценить ювелирную проработку чеканки современных доспехов всадника и сбруи лошади, чеканной ее мускулатуры, воссозданной с анатомической точностью. Обход памятника рождает неожиданные и контрастные аспекты не только силуэта статуи, но и образного решениястатуи в целом.

3. Памятник всаднику (предположительно Константину Великому) (слепок)

Оригинал скульптуры расположен на стенах собора Санкт Петер унд Георг в г. Бамберг, Германия.

Изображение Всадника помещено на одном из устоев южной стороны хора собора, посвященного св. Георгию. Оно было создано выдающимся скульптором, работавшим в Бамберге, вместе со статуями Марии и Елизаветы. Фигура Всадника до сих пор не получила убедительного истолкования. Однако, исходя из общей программы скульптурного убранства, связанной идеей римской власти германских императоров, и учитывая особые привилегии Бамбергского собора, основанного императором Генрихом II, наиболее близким кажется его трактовка как римского императора Константина Великого, признавшего христианство.

О царском достоинстве Всадника говорят корона и плащ. Однако образ, созданный скульптором, глубже, чем только изображение светского государя. Он ближе созданиям поэтического гения рыцарской литературы того времени. В испытующем взгляде Всадника можно почувствовать тревогу за будущее, которая звучит в произведениях крупнейшего немецкого миннезингера Вальтера фон дер Фогельвейде (ок.1170 – ок. 1230), уловить близость с правдоискателями рыцарских романов того времени. Фигура, как и большинство средневековых статуй, была раскрашена. Сохранившиеся в подлиннике следы раскраски свидетельствуют о том, что на Всаднике был голубой плащ, корона и сбруя – позолочены, а конь был красно-коричневой масти.

Все текстовые материалы взяты с сайта Музея им. Пушкина

dimon-porter.livejournal.com