Классы в древнем риме. Социальные классы в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Социальные классы в Древнем Риме. Классы в древнем риме


Социальные классы в Древнем Риме — Википедия

Социальные классы играли важную роль в жизни римлян. Древнеримское общество было иерархическим. Свободнорождённые римские граждане были разделены на несколько классов, в зависимости от происхождения и имущественного положения. Было ещё несколько классов, которые не являлись гражданами и имели некоторые юридические права, а также рабы, лишённые всех прав.

Toga Illustration-2.svg

Патриции и плебеи

Самое широкое разделение было между патрициями, теми, кто мог проследить свою родословную до первого Сената, установленного Ромулом, и плебеями, всеми другими гражданами. Первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. Современные политические деятели и авторы (Кориолан, например) в Царский период и в Ранней Республике думали о плебеях как о толпе, едва способной к разумной мысли. Однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. После ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. Должность плебейского трибуна, основанная в 494 году до н. э., была главной юридической защитой против произвола патрициев. У трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. Более поздние восстания вынудили Сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство. Плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей.

После этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным. С течением времени, некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился. Некоторые патриции, например Публий Клодий Пульхр, подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов. В Риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: те, которые не могли приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества часто оказывались в положении необходимости жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников. Люди, добившиеся более высокого положения, такие как Гай Марий или Цицерон, были известны как homo novus («новый человек»). Они и их потомки становились нобилями (лат. nobiles — благородный), при этом оставаясь плебеями. Некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.

Видео по теме

Классы согласно имущественному положению

В то же самое время, перепись разделила граждан на шесть сложных классов, согласно их имущественному положению. Самые богатые были сенаторским классом, те кто имел, по крайней мере, 1 000 000 сестерциев. Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на наличии у них в собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. За несколькими исключениями, все политические должности были заполнены мужчинами из сенаторского класса.

Ниже них были эквиты (всадники или рыцари), с 400 000 сестерциев, которые могли участвовать в торговле и формировали влиятельный деловой класс.

Ниже всадников были ещё три класса имеющих собственность граждан; и наконец пролетарии, у которых не было никакой собственности.

Первоначально перепись должна была определить всех годных на военную службу, затем ограниченную лишь первыми пятью классами граждан (все вместе adsidui), включая всадников — тех, кто мог позволить себе содержать военную лошадь. Шестой класс, пролетарии, не могли служить до военных реформ Гая Мария в 108 г. до н. э. Во время республики классы переписи также служили коллегией выборщиков Рима. Граждане в каждом классе были зарегистрированы в центуриях, и на выборах от каждой центурии отдавался единственный голос; однако у более высоких классов было больше центурий, каждая с меньшим количеством участников. Это означало, что голос богача имел большее значение, чем голос бедняка.

Неграждане

Женщины

Свободнорождённые женщины принадлежали социальному классу их отцов до брака, после которого они присоединились к классу своего мужа. Освобождённые женщины могли выйти замуж, но были запрещены браки с сенаторами или всадниками, и они не присоединялись к классу своего мужа. Рабыням разрешалось выйти замуж, в зависимости от того, позволят ли это их владельцы.

Иностранцы

Латинское право, форма гражданства с меньшим количеством прав, чем полное римское гражданство, было первоначально применено к союзническим городам Лацио и постепенно распространилось по всей империи. Латинские граждане имели права согласно Римскому праву, но не голосовали, хотя их главные магистраты могли стать полными гражданами. Свободнорождённые иностранцы были известны как перегрины, и существовали законы, регулирующие их поведение и споры. Различия между Латинским правом и Римским продолжались до 212 г. н. э., когда Каракалла распространил полное римское гражданство на всех свободнорождённых мужчин в империи.

Вольноотпущенники

Вольноотпущенники (лат. liberti) были освобождёнными рабами, на которых распространялось латинское право; их свободнорождённые дети были полными гражданами(во времена Империи). Их статус изменялся из поколения в поколение, в течение всего периода Республики; Тит Ливий заявляет, что вольноотпущенники в Ранней республике главным образом присоединились к более низким подклассам плебеев, в то время как Ювенал, пишущий во время Империи, когда одни только финансовые аспекты диктовали разделение классов, описывает вольноотпущенников, которые были приняты в класс всадников.

Вольноотпущенники составляли большую часть госслужащих во время ранней Империи. Многие стали чрезвычайно богатыми в результате взяток, мошенничества или других форм коррупции, или были одарёнными большими состояниями императором, которому они служили. Другие вольноотпущенники участвовали в торговле, накапливая обширные состояния, с которыми часто могли конкурировать только состояния самых богатых патрициев. Большинство вольноотпущенников, однако, присоединилось к плебейским классам, и часто были фермерами или торговцами.

Хотя вольноотпущенникам не разрешалось голосовать во время Республики и ранней Империи, детям вольноотпущенников автоматически предоставлялся статус гражданина. Например, поэт Гораций был сыном вольноотпущенника из Венузии в южной Италии.

Многие из сатир Ювенала содержат гневные осуждения претензий богатых вольноотпущенников, некоторые из которых «с мелом рабского рынка ещё на их пятке». Хотя сам также сын вольноотпущенника, Ювенал прежде всего видел в этих успешных мужчинах «новых богачей», которые слишком хвастались их богатством (часто добытым нечестным путём).

Рабы

Рабы (лат. servi [сервы]) по большей части произошли от должников и от военнопленных, особенно женщин и детей, захваченных во время военных кампаний в Италии, Испании и Карфагене. Во времена Поздней Республики и Империи, большинство рабов прибыло из недавно завоеванных областей: Галлии (известной как Франция сегодня), Великобритании, Северной Африки, Ближнего Востока и местности, являющейся ныне восточной Турцией.

Рабы первоначально не имели никаких прав. Однако, по прошествии времени, Сенат, и позже императоры, установили, что законодательство должно защищать жизнь и здоровье рабов. Но пока рабство не было отменено, римские мужчины обычно использовали своих рабов в сексуальных целях. Гораций, например, пишет о любви к своей молодой, привлекательной рабыне. Дети рабынь сами были рабами. Но во многих случаях завещатели (например, Тацит) освобождали своих детей, считая их законными наследниками.

См. также

wikipedia.green

Социальные классы в Древнем Риме Википедия

Социальные классы играли важную роль в жизни римлян. Древнеримское общество было иерархическим. Свободнорождённые римские граждане были разделены на несколько классов, в зависимости от происхождения и имущественного положения. Было ещё несколько классов, которые не являлись гражданами и имели некоторые юридические права, а также рабы, лишённые всех прав.

Патриции и плебеи

Самое широкое разделение было между патрициями, теми, кто мог проследить свою родословную до первого Сената, установленного Ромулом, и плебеями, всеми другими гражданами. Первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. Современные политические деятели и авторы (Кориолан, например) в Царский период и в Ранней Республике думали о плебеях как о толпе, едва способной к разумной мысли. Однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. После ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. Должность плебейского трибуна, основанная в 494 году до н. э., была главной юридической защитой против произвола патрициев. У трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. Более поздние восстания вынудили Сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство. Плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей.

После этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным. С течением времени, некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился. Некоторые патриции, например Публий Клодий Пульхр, подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов. В Риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: те, которые не могли приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества часто оказывались в положении необходимости жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников. Люди, добившиеся более высокого положения, такие как Гай Марий или Цицерон, были известны как homo novus («новый человек»). Они и их потомки становились нобилями (лат. nobiles — благородный), при этом оставаясь плебеями. Некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.

Классы согласно имущественному положению

В то же самое время, перепись разделила граждан на шесть сложных классов, согласно их имущественному положению. Самые богатые были сенаторским классом, те кто имел, по крайней мере, 1 000 000 сестерциев. Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на наличии у них в собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. За несколькими исключениями, все политические должности были заполнены мужчинами из сенаторского класса.

Ниже них были эквиты (всадники или рыцари), с 400 000 сестерциев, которые могли участвовать в торговле и формировали влиятельный деловой класс.

Ниже всадников были ещё три класса имеющих собственность граждан; и наконец пролетарии, у которых не было никакой собственности.

Первоначально перепись должна была определить всех годных на военную службу, затем ограниченную лишь первыми пятью классами граждан (все вместе adsidui), включая всадников — тех, кто мог позволить себе содержать военную лошадь. Шестой класс, пролетарии, не могли служить до военных реформ Гая Мария в 108 г. до н. э. Во время республики классы переписи также служили коллегией выборщиков Рима. Граждане в каждом классе были зарегистрированы в центуриях, и на выборах от каждой центурии отдавался единственный голос; однако у более высоких классов было больше центурий, каждая с меньшим количеством участников. Это означало, что голос богача имел большее значение, чем голос бедняка.

Неграждане

Женщины

Свободнорождённые женщины принадлежали социальному классу их отцов до брака, после которого они присоединились к классу своего мужа. Освобождённые женщины могли выйти замуж, но были запрещены браки с сенаторами или всадниками, и они не присоединялись к классу своего мужа. Рабыням разрешалось выйти замуж, в зависимости от того, позволят ли это их владельцы.

Иностранцы

Латинское право, форма гражданства с меньшим количеством прав, чем полное римское гражданство, было первоначально применено к союзническим городам Лацио и постепенно распространилось по всей империи. Латинские граждане имели права согласно Римскому праву, но не голосовали, хотя их главные магистраты могли стать полными гражданами. Свободнорождённые иностранцы были известны как перегрины, и существовали законы, регулирующие их поведение и споры. Различия между Латинским правом и Римским продолжались до 212 г. н. э., когда Каракалла распространил полное римское гражданство на всех свободнорождённых мужчин в империи.

Вольноотпущенники

Вольноотпущенники (лат. liberti) были освобождёнными рабами, на которых распространялось латинское право; их свободнорождённые дети были полными гражданами(во времена Империи). Их статус изменялся из поколения в поколение, в течение всего периода Республики; Тит Ливий заявляет, что вольноотпущенники в Ранней республике главным образом присоединились к более низким подклассам плебеев, в то время как Ювенал, пишущий во время Империи, когда одни только финансовые аспекты диктовали разделение классов, описывает вольноотпущенников, которые были приняты в класс всадников.

Вольноотпущенники составляли большую часть госслужащих во время ранней Империи. Многие стали чрезвычайно богатыми в результате взяток, мошенничества или других форм коррупции, или были одарёнными большими состояниями императором, которому они служили. Другие вольноотпущенники участвовали в торговле, накапливая обширные состояния, с которыми часто могли конкурировать только состояния самых богатых патрициев. Большинство вольноотпущенников, однако, присоединилось к плебейским классам, и часто были фермерами или торговцами.

Хотя вольноотпущенникам не разрешалось голосовать во время Республики и ранней Империи, детям вольноотпущенников автоматически предоставлялся статус гражданина. Например, поэт Гораций был сыном вольноотпущенника из Венузии в южной Италии.

Многие из сатир Ювенала содержат гневные осуждения претензий богатых вольноотпущенников, некоторые из которых «с мелом рабского рынка ещё на их пятке». Хотя сам также сын вольноотпущенника, Ювенал прежде всего видел в этих успешных мужчинах «новых богачей», которые слишком хвастались их богатством (часто добытым нечестным путём).

Рабы

Рабы (лат. servi [сервы]) по большей части произошли от должников и от военнопленных, особенно женщин и детей, захваченных во время военных кампаний в Италии, Испании и Карфагене. Во времена Поздней Республики и Империи, большинство рабов прибыло из недавно завоеванных областей: Галлии (известной как Франция сегодня), Великобритании, Северной Африки, Ближнего Востока и местности, являющейся ныне восточной Турцией.

Рабы первоначально не имели никаких прав. Однако, по прошествии времени, Сенат, и позже императоры, установили, что законодательство должно защищать жизнь и здоровье рабов. Но пока рабство не было отменено, римские мужчины обычно использовали своих рабов в сексуальных целях. Гораций, например, пишет о любви к своей молодой, привлекательной рабыне. Дети рабынь сами были рабами. Но во многих случаях завещатели (например, Тацит) освобождали своих детей, считая их законными наследниками.

См. также

wikiredia.ru

Социальные классы в Древнем Риме Википедия

Социальные классы играли важную роль в жизни римлян. Древнеримское общество было иерархическим. Свободнорождённые римские граждане были разделены на несколько классов, в зависимости от происхождения и имущественного положения. Было ещё несколько классов, которые не являлись гражданами и имели некоторые юридические права, а также рабы, лишённые всех прав.

Патриции и плебеи[ | код]

Самое широкое разделение было между патрициями, теми, кто мог проследить свою родословную до первого Сената, установленного Ромулом, и плебеями, всеми другими гражданами. Первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. Современные политические деятели и авторы (Кориолан, например) в Царский период и в Ранней Республике думали о плебеях как о толпе, едва способной к разумной мысли. Однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. После ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. Должность плебейского трибуна, основанная в 494 году до н. э., была главной юридической защитой против произвола патрициев. У трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. Более поздние восстания вынудили Сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство. Плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей.

После этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным. С течением времени, некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился. Некоторые патриции, например Публий Клодий Пульхр, подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов. В Риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: те, которые не могли приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества часто оказывались в положении необходимости жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников. Люди, добившиеся более высокого положения, такие как Гай Марий или Цицерон, были известны как homo novus («новый человек»). Они и их потомки становились нобилями (лат. nobiles — благородный), при этом оставаясь плебеями. Некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.

Классы согласно имущественному положению[ | код]

В то же самое время, перепись разделила граждан на шесть сложных классов, согласно их имущественному положению. Самые богатые были сенаторским классом, те кто имел, по крайней мере, 1 000 000 сестерциев. Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на наличии у них в собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. За несколькими исключениями, все политические должности были заполнены мужчинами из сенаторского класса.

Ниже них были эквиты (всадники или рыцари), с 400 000 сестерциев, которые могли участвовать в торговле и формировали влиятельный деловой класс.

Ниже всадников были ещё три класса имеющих собственность граждан; и наконец пролетарии, у которых не было никакой собственности.

Первоначально перепись должна была определить всех годных на военную службу, затем ограниченную лишь первыми пятью классами граждан (все вместе adsidui), включая всадников — тех, кто мог позволить себе содержать военную лошадь. Шестой класс, пролетарии, не могли служить до военных реформ Гая Мария в 108 г. до н. э. Во время республики классы переписи также служили коллегией выборщиков Рима. Граждане в каждом классе были зарегистрированы в центуриях, и на выборах от каждой центурии отдавался единственный голос; однако у более высоких классов было больше центурий, каждая с меньшим количеством участников. Это означало, что голос богача имел большее значение, чем голос бедняка.

Неграждане[ | код]

Женщины[ | код]

Свободнорождённые женщины принадлежали социальному классу их отцов до брака, после которого они присоединились к классу своего мужа. Освобождённые женщины могли выйти замуж, но были запрещены браки с сенаторами или всадниками, и они не присоединялись к классу своего мужа. Рабыням разрешалось выйти замуж, в зависимости от того, позволят ли это их владельцы.

Иностранцы[ | код]

ru-wiki.ru

Социальные классы в Древнем Риме — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социальные классы играли важную роль в жизни римлян. Древнеримское общество было иерархическим. Свободнорождённые римские граждане были разделены на несколько классов, в зависимости от происхождения и имущественного положения. Было ещё несколько классов, которые не являлись гражданами и имели некоторые юридические права, а также рабы, лишённые всех прав.

Патриции и плебеи

Самое широкое разделение было между патрициями, теми, кто мог проследить свою родословную до первого Сената, установленного Ромулом, и плебеями, всеми другими гражданами. Первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. Современные политические деятели и авторы (Кориолан, например) в Царский период и в Ранней Республике думали о плебеях как о толпе, едва способной к разумной мысли. Однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. После ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. Должность плебейского трибуна, основанная в 494 г. до н.э., была главной юридической защитой против произвола патрициев. У трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. Более поздние восстания вынудили Сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство. Плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей.

После этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным. С течением времени, некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился. Некоторые патриции, например Публий Клодий Пульхр, подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов. В Риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: те, которые не могли приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества часто оказывались в положении необходимости жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников. Люди, добившиеся более высокого положения, такие как Гай Марий или Цицерон, были известны как homo novus («новый человек»). Они и их потомки становились нобилями (лат. nobiles — благородный), при этом оставаясь плебеями. Некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.

Классы согласно имущественному положению

В то же самое время, перепись разделила граждан на шесть сложных классов, согласно их имущественному положению. Самые богатые были сенаторским классом, те кто имел, по крайней мере, 1 000 000 сестерциев. Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на наличии у них в собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. За несколькими исключениями, все политические должности были заполнены мужчинами из сенаторского класса.

Ниже них были эквиты (всадники или рыцари), с 400 000 сестерциев, которые могли участвовать в торговле и формировали влиятельный деловой класс.

Ниже всадников были ещё три класса имеющих собственность граждан; и наконец пролетарии, у которых не было никакой собственности.

Первоначально перепись должна была определить всех годных на военную службу, затем ограниченную лишь первыми пятью классами граждан (все вместе adsidui), включая всадников — тех, кто мог позволить себе содержать военную лошадь. Шестой класс, пролетарии, не могли служить до военных реформ Гая Мария в 108 г. до н. э. Во время республики классы переписи также служили коллегией выборщиков Рима. Граждане в каждом классе были зарегистрированы в центуриях, и на выборах от каждой центурии отдавался единственный голос; однако у более высоких классов было больше центурий, каждая с меньшим количеством участников. Это означало, что голос богача имел большее значение, чем голос бедняка.

Не граждане

Женщины

Свободнорождённые женщины принадлежали социальному классу их отцов до брака, после которого они присоединились к классу своего мужа. Освобождённые женщины могли выйти замуж, но были запрещены браки с сенаторами или всадниками, и они не присоединялись к классу своего мужа. Рабыням разрешалось выйти замуж, в зависимости от того, позволят ли это их владельцы.

Иностранцы

Латинское право, форма гражданства с меньшим количеством прав, чем полное римское гражданство, было первоначально применено к союзническим городам Лацио и постепенно распространилось по всей империи. Латинские граждане имели права согласно Римскому праву, но не голосовали, хотя их главные магистраты могли стать полными гражданами. Свободнорождённые иностранцы были известны как перегрины, и существовали законы, регулирующие их поведение и споры. Различия между Латинским правом и Римским продолжались до 212 г. н. э., когда Каракалла распространил полное римское гражданство на всех свободнорождённых мужчин в империи.

Вольноотпущенники

Вольноотпущенники (лат. liberti) были освобождёнными рабами, на которых распространялось латинское право; их свободнорождённые дети были полными гражданами. Их статус изменялся из поколения в поколение, в течение всего периода Республики; Тит Ливий заявляет, что вольноотпущенники в Ранней республике главным образом присоединились к более низким подклассам плебеев, в то время как Ювенал, пишущий во время Империи, когда одни только финансовые аспекты диктовали разделение классов, описывает вольноотпущенников, которые были приняты в класс всадников.

Вольноотпущенники составляли большую часть госслужащих во время ранней Империи. Многие стали чрезвычайно богатыми в результате взяток, мошенничества или других форм коррупции, или были одарёнными большими состояниями императором, которому они служили. Другие вольноотпущенники участвовали в торговле, накапливая обширные состояния, с которыми часто могли конкурировать только состояния самых богатых патрициев. Большинство вольноотпущенников, однако, присоединилось к плебейским классам, и часто были фермерами или торговцами.

Хотя вольноотпущенникам не разрешалось голосовать во время Республики и ранней Империи, детям вольноотпущенников автоматически предоставлялся статус гражданина. Например, поэт Гораций был сыном вольноотпущенника из Венузии в южной Италии.

Многие из сатир Ювенала содержат гневные осуждения претензий богатых вольноотпущенников, некоторые из которых «с мелом рабского рынка ещё на их пятке». Хотя сам также сын вольноотпущенника, Ювенал прежде всего видел в этих успешных мужчинах «новых богачей», которые слишком хвастались их богатством (часто добытым нечестным путём).

Рабы

Рабы (лат. servi [сервы]) по большей части произошли от должников и от военнопленных, особенно женщин и детей, захваченных во время военных кампаний в Италии, Испании и Карфагене. Во времена Поздней Республики и Империи, большинство рабов прибыло из недавно завоеванных областей: Галлии (известной как Франция сегодня), Великобритании, Северной Африки, Ближнего Востока и местности, являющейся ныне восточной Турцией.

Рабы первоначально не имели никаких прав. Однако, по прошествии времени, Сенат, и позже императоры, установили, что законодательство должно защищать жизнь и здоровье рабов. Но пока рабство не было отменено, римские мужчины обычно использовали своих рабов в сексуальных целях. Гораций, например, пишет о любви к своей молодой, привлекательной рабыне. Дети рабынь сами были рабами. Но во многих случаях завещатели (например, Тацит) освобождали своих детей, считая их законными наследниками.

См. также

Напишите отзыв о статье "Социальные классы в Древнем Риме"

Отрывок, характеризующий Социальные классы в Древнем Риме

Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям. Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай. Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым. Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру. – Что, как твое здоровье? – спросил он. – Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу. – …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой… Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью. Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу. – И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа. Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья. – Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, – все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, – что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. – Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. – А его уж бог простил – помер. Так то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой. Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

– A vos places! [По местам!] – вдруг закричал голос. Между пленными и конвойными произошло радостное смятение и ожидание чего то счастливого и торжественного. Со всех сторон послышались крики команды, и с левой стороны, рысью объезжая пленных, показались кавалеристы, хорошо одетые, на хороших лошадях. На всех лицах было выражение напряженности, которая бывает у людей при близости высших властей. Пленные сбились в кучу, их столкнули с дороги; конвойные построились. – L'Empereur! L'Empereur! Le marechal! Le duc! [Император! Император! Маршал! Герцог!] – и только что проехали сытые конвойные, как прогремела карета цугом, на серых лошадях. Пьер мельком увидал спокойное, красивое, толстое и белое лицо человека в треугольной шляпе. Это был один из маршалов. Взгляд маршала обратился на крупную, заметную фигуру Пьера, и в том выражении, с которым маршал этот нахмурился и отвернул лицо, Пьеру показалось сострадание и желание скрыть его. Генерал, который вел депо, с красным испуганным лицом, погоняя свою худую лошадь, скакал за каретой. Несколько офицеров сошлось вместе, солдаты окружили их. У всех были взволнованно напряженные лица. – Qu'est ce qu'il a dit? Qu'est ce qu'il a dit?.. [Что он сказал? Что? Что?..] – слышал Пьер. Во время проезда маршала пленные сбились в кучу, и Пьер увидал Каратаева, которого он не видал еще в нынешнее утро. Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. В лице его, кроме выражения вчерашнего радостного умиления при рассказе о безвинном страдании купца, светилось еще выражение тихой торжественности. Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел. Когда пленные опять тронулись, Пьер оглянулся назад. Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что то говорили над ним. Пьер не оглядывался больше. Он шел, прихрамывая, в гору. Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел, но в то же мгновение, как он услыхал его, Пьер вспомнил, что он не кончил еще начатое перед проездом маршала вычисление о том, сколько переходов оставалось до Смоленска. И он стал считать. Два французские солдата, из которых один держал в руке снятое, дымящееся ружье, пробежали мимо Пьера. Они оба были бледны, и в выражении их лиц – один из них робко взглянул на Пьера – было что то похожее на то, что он видел в молодом солдате на казни. Пьер посмотрел на солдата и вспомнил о том, как этот солдат третьего дня сжег, высушивая на костре, свою рубаху и как смеялись над ним.

wiki-org.ru

Социальные классы в Древнем Риме — Википедия РУ

Самое широкое разделение было между патрициями, теми, кто мог проследить свою родословную до первого Сената, установленного Ромулом, и плебеями, всеми другими гражданами. Первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. Современные политические деятели и авторы (Кориолан, например) в Царский период и в Ранней Республике думали о плебеях как о толпе, едва способной к разумной мысли. Однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. После ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. Должность плебейского трибуна, основанная в 494 году до н. э., была главной юридической защитой против произвола патрициев. У трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. Более поздние восстания вынудили Сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство. Плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей.

После этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным. С течением времени, некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился. Некоторые патриции, например Публий Клодий Пульхр, подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов. В Риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: те, которые не могли приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества часто оказывались в положении необходимости жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников. Люди, добившиеся более высокого положения, такие как Гай Марий или Цицерон, были известны как homo novus («новый человек»). Они и их потомки становились нобилями (лат. nobiles — благородный), при этом оставаясь плебеями. Некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.

В то же самое время, перепись разделила граждан на шесть сложных классов, согласно их имущественному положению. Самые богатые были сенаторским классом, те кто имел, по крайней мере, 1 000 000 сестерциев. Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на наличии у них в собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. За несколькими исключениями, все политические должности были заполнены мужчинами из сенаторского класса.

Ниже них были эквиты (всадники или рыцари), с 400 000 сестерциев, которые могли участвовать в торговле и формировали влиятельный деловой класс.

Ниже всадников были ещё три класса имеющих собственность граждан; и наконец пролетарии, у которых не было никакой собственности.

Первоначально перепись должна была определить всех годных на военную службу, затем ограниченную лишь первыми пятью классами граждан (все вместе adsidui), включая всадников — тех, кто мог позволить себе содержать военную лошадь. Шестой класс, пролетарии, не могли служить до военных реформ Гая Мария в 108 г. до н. э. Во время республики классы переписи также служили коллегией выборщиков Рима. Граждане в каждом классе были зарегистрированы в центуриях, и на выборах от каждой центурии отдавался единственный голос; однако у более высоких классов было больше центурий, каждая с меньшим количеством участников. Это означало, что голос богача имел большее значение, чем голос бедняка.

Женщины

Свободнорождённые женщины принадлежали социальному классу их отцов до брака, после которого они присоединились к классу своего мужа. Освобождённые женщины могли выйти замуж, но были запрещены браки с сенаторами или всадниками, и они не присоединялись к классу своего мужа. Рабыням разрешалось выйти замуж, в зависимости от того, позволят ли это их владельцы.

Иностранцы

Латинское право, форма гражданства с меньшим количеством прав, чем полное римское гражданство, было первоначально применено к союзническим городам Лацио и постепенно распространилось по всей империи. Латинские граждане имели права согласно Римскому праву, но не голосовали, хотя их главные магистраты могли стать полными гражданами. Свободнорождённые иностранцы были известны как перегрины, и существовали законы, регулирующие их поведение и споры. Различия между Латинским правом и Римским продолжались до 212 г. н. э., когда Каракалла распространил полное римское гражданство на всех свободнорождённых мужчин в империи.

Вольноотпущенники

Вольноотпущенники (лат. liberti) были освобождёнными рабами, на которых распространялось латинское право; их свободнорождённые дети были полными гражданами(во времена Империи). Их статус изменялся из поколения в поколение, в течение всего периода Республики; Тит Ливий заявляет, что вольноотпущенники в Ранней республике главным образом присоединились к более низким подклассам плебеев, в то время как Ювенал, пишущий во время Империи, когда одни только финансовые аспекты диктовали разделение классов, описывает вольноотпущенников, которые были приняты в класс всадников.

Вольноотпущенники составляли большую часть госслужащих во время ранней Империи. Многие стали чрезвычайно богатыми в результате взяток, мошенничества или других форм коррупции, или были одарёнными большими состояниями императором, которому они служили. Другие вольноотпущенники участвовали в торговле, накапливая обширные состояния, с которыми часто могли конкурировать только состояния самых богатых патрициев. Большинство вольноотпущенников, однако, присоединилось к плебейским классам, и часто были фермерами или торговцами.

Хотя вольноотпущенникам не разрешалось голосовать во время Республики и ранней Империи, детям вольноотпущенников автоматически предоставлялся статус гражданина. Например, поэт Гораций был сыном вольноотпущенника из Венузии в южной Италии.

Многие из сатир Ювенала содержат гневные осуждения претензий богатых вольноотпущенников, некоторые из которых «с мелом рабского рынка ещё на их пятке». Хотя сам также сын вольноотпущенника, Ювенал прежде всего видел в этих успешных мужчинах «новых богачей», которые слишком хвастались их богатством (часто добытым нечестным путём).

Рабы

Рабы (лат. servi [сервы]) по большей части произошли от должников и от военнопленных, особенно женщин и детей, захваченных во время военных кампаний в Италии, Испании и Карфагене. Во времена Поздней Республики и Империи, большинство рабов прибыло из недавно завоеванных областей: Галлии (известной как Франция сегодня), Великобритании, Северной Африки, Ближнего Востока и местности, являющейся ныне восточной Турцией.

Рабы первоначально не имели никаких прав. Однако, по прошествии времени, Сенат, и позже императоры, установили, что законодательство должно защищать жизнь и здоровье рабов. Но пока рабство не было отменено, римские мужчины обычно использовали своих рабов в сексуальных целях. Гораций, например, пишет о любви к своей молодой, привлекательной рабыне. Дети рабынь сами были рабами. Но во многих случаях завещатели (например, Тацит) освобождали своих детей, считая их законными наследниками.

http-wikipediya.ru

Реферат Социальные классы в Древнем Риме

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Патриции и плебеи
  • 2 Классы согласно имущественному положению
  • 3 Неграждане
    • 3.1 Женщины
    • 3.2 Иностранцы
    • 3.3 Вольноотпущенники
    • 3.4 Рабы

Введение

Социальные классы играли важную роль в жизни римлян. Древнеримское общество было иерархическим. Свободнорождённые римские граждане были разделены на несколько классов, в зависимости от происхождения и имущественного положения. Было ещё несколько классов, которые не являлись гражданами и имели некоторые юридические права, а также рабы, лишённые всех прав.

1. Патриции и плебеи

Самое широкое разделение было между патрициями, теми, кто мог проследить их родословную до первого Сената, установленного Ромулом, и плебеями, всеми другими гражданами. Первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. Современные политические деятели и авторы (Кориолан, например) в Царский период и в Ранней Республике думали о плебеях как о толпе, едва способной к разумной мысли. Однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. После ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. Должность плебейского трибуна, основанная в 494 до н.э, была главной юридической защитой против произвола патрициев. У трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. Более поздние восстания вынудили Сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство. Плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей.

После этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным. С течением времени, некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился. Некоторые патриции, например Публий Клодий Пульхр, подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов. В Риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: те, которые не могли приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества часто оказывались в положении необходимости жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников. Люди, добившиеся более высокого положения, такие как Гай Марий или Цицерон, были известны как novus homo («новый человек»). Они и их потомки становились nobiles («благородными»), при этом оставаясь плебеями. Некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.

2. Классы согласно имущественному положению

В то же самое время, перепись разделила граждан на шесть сложных классов, согласно их имущественному положению. Самые богатые были сенаторским классом, те кто имел по крайней мере 1 000 000 сестерциев. Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. С несколькими исключениями все политические должности были заполнены мужчинами от сенаторского класса. Ниже них были эквиты («всадники» или «рыцари»), с 400 000 сестерциев, кто мог участвовать в торговле и сформировал влиятельный деловой класс. Ниже всадников были еще три класса имеющих собственность граждан; и наконец пролетарии, у кого не было никакой собственности.

Первоначально перепись должна была определить военную службу, затем ограниченную первыми пятью классами граждан (все вместе adsidui), включая всадников- тех, кто мог позволить себе содержать военную лошадь. Шестой класс, пролетарии, не могли служить до военных реформ Гая Мария в 108 до н. э. Во время республики классы переписи также служили коллегией выборщиков Рима. Граждане в каждом классе были зарегистрированы в центуриях, и на выборах от каждой центурии отдавался единственный голос; однако у более высоких классов было больше центурий, каждая с меньшим количеством участников. Это означало, что голос богача имел большее значение, чем голос бедняка.

3. Неграждане

3.1. Женщины

Свободнорождённые женщины принадлежали социальному классу их отцов до брака, после которого они присоединились к классу своего мужа. Освобожденные женщины могли выйти замуж, но были запрещены браки с сенаторами или всадниками, и они не присоединялись к классу своего мужа. Рабыням разрешалось выйти замуж, в зависимости от того, позволят ли это их владельцы.

3.2. Иностранцы

Латинское право, форма гражданства с меньшим количеством прав, чем полное римское гражданство, было первоначально применено к союзническим городам Лацио и постепенно распространилось по всей империи. Латинские граждане имели права согласно Римскому праву, но не голосовали, хотя их главные магистраты могли стать полными гражданами. Свободнорождённые иностранцы были известны как перегрины, и существовали законы, регулирующие их поведение и споры. Различия между Латинским правом и Римским продолжались до 212 г н. э., когда Каракалла распространил полное римское гражданство на всех свободнорождённых мужчин в империи.

3.3. Вольноотпущенники

Вольноотпущенники (liberti) были освобожденными рабами, у которых была форма Латинского права; их свободнорождённые дети были полными гражданами. Их статус изменялся из поколения в поколение, в течение всего периода Республики; Тит Ливий заявляет, что вольноотпущенники в Ранней республике главным образом присоединились к более низким подклассам плебеев, в то время как Ювенал, пишущий во время Империи, когда одни только финансовые аспекты диктовали разделение классов, описывает вольноотпущенников, которые были приняты в класс всадников.

Вольноотпущенники составляли большую часть госслужащих во время ранней Империи. Многие стали чрезвычайно богатыми в результате взяток, мошенничества или других форм коррупции, или были одаренными большими состояниями императором, которому они служили. Другие вольноотпущенники участвовали в торговле, накапливая обширные состояния, с которыми часто могли конкурировать только состояния самых богатых патрициев. Большинство вольноотпущенников, однако, присоединилось к плебейским классам, и часто были фермерами или торговцами.

Хотя вольноотпущенникам не разрешалось голосовать во время Республики и ранней Империи, детям вольноотпущенников автоматически предоставлялся статус гражданина. Например, поэт Гораций был сыном вольноотпущенника из Венузии в южной Италии.

Многие из сатир Ювенала содержат гневные осуждения претензий богатых вольноотпущенников, некоторые из которых 'с мелом рабского рынка еще на их пятке'. Хотя сам также сын вольноотпущенника, Ювенал прежде всего видел в этих успешных мужчинах «новых богачей», которые слишком хвастались их богатством (часто добытым нечестным путем).

3.4. Рабы

Рабы (servi, «сервы») по большей части произошли от должников и от военнопленных, особенно женщин и детей, захваченных во время военных кампаний в Италии, Испании и Карфагене. Во вемена Поздней Республики и Империи, большинство рабов прибыло из недавно завоеванных областей: Галлии (известной как Франция сегодня), Великобритании, Северной Африки, Ближнего Востока, и местности, являющейся ныне восточной Турцией.

Рабы первоначально не имели никаких прав. Однако, по прошествии времени, Сенат и позже императоры установили, что законодательство должно защищать жизнь и здоровье рабов. Но пока рабство не было отменено, римские мужчины обычно использовали своих рабов в сексуальных целях. Гораций, например, пишет о любви к своей молодой, привлекательной рабыне. Дети рабынь сами были рабами. Но во многих случаях завещатели (например, Тацит) освобождали своих детей, считая их законными наследниками.

wreferat.baza-referat.ru

Социальные классы в Древнем Риме

1. Социальный класс – Class is an essential object of analysis for sociologists, political scientists, anthropologists, and social historians. However, there is not a consensus on the best definition of the class, the precise measurements of what determines social class in society has varied over time. According to philosopher Karl Marx, class is determined entirely by ones relationship to the means of production, the term class is etymologically derived from the Latin classis, which was used by census takers to categorize citizens by wealth, in order to determine military service obligations. In the late 18th century, the class began to replace classifications such as estates, rank. Historically social class and behavior was sometimes laid down in law, definitions of social classes reflect a number of sociological perspectives, informed by anthropology, economics, psychology, and sociology. The major perspectives historically have been Marxism and Structural functionalism, the common stratum model of class divides society into a simple hierarchy of working class, middle class and upper class. For Marx, class is a combination of objective and subjective factors, objectively, a class shares a common relationship to the means of production. Subjectively, the members will necessarily have some perception of their similarity, Class consciousness is not simply an awareness of ones own class interest but is also a set of shared views regarding how society should be organized legally, culturally, socially and politically. These class relations are reproduced through time and this is the fundamental economic structure of work and property, a state of inequality that is normalized and reproduced through cultural ideology. Marxists explain the history of civilized societies in terms of a war of classes between those who control production and those who produce the goods or services in society, in the Marxist view of capitalism, this is a conflict between capitalists and wage-workers. Furthermore, in countries where modern civilisation has become fully developed, an industrial army of workmen, under the command of a capitalist, requires, like a real army, officers and sergeants who, while the work is being done, command in the name of the capitalist. This would mark the beginning of a society in which human needs rather than profit would be motive for production. In a society with democratic control and production for use, there would be no class, no state and no need for financial and banking institutions and money. Max Weber formulated a three-component theory of stratification, that saw social class as emerging from an interplay between class, status and power. Weber believed that class position was determined by a relationship to the means of production. Weber derived many of his key concepts on social stratification by examining the structure of many countries. He noted that contrary to Marxs theories, stratification was based on more than simply ownership of capital, Weber pointed out that some members of the aristocracy lack economic wealth yet might nevertheless have political power. Likewise in Europe, many wealthy Jewish families in lack prestige and honor, Class, A persons economic position in a society

2. Сенат (Древний Рим) – The Roman Senate was a political institution in ancient Rome. It was one of the most enduring institutions in Roman history, during the days of the kingdom, it was little more than an advisory council to the king. The last king of Rome, Lucius Tarquinius Superbus, was following a coup détat led by Lucius Junius Brutus. During the early Republic, the Senate was politically weak, while the executive magistrates were quite powerful, since the transition from monarchy to constitutional rule was most likely gradual, it took several generations before the Senate was able to assert itself over the executive magistrates. By the middle Republic, the Senate had reached the apex of its republican power, the late Republic saw a decline in the Senates power, which began following the reforms of the tribunes Tiberius and Gaius Gracchus. After the transition of the Republic into the Principate, the Senate lost much of its power as well as its prestige. Following the constitutional reforms of the Emperor Diocletian, the Senate became politically irrelevant, when the seat of government was transferred out of Rome, the Senate was reduced to a municipal body. This decline in status was reinforced when the emperor Constantine the Great created an additional senate in Constantinople, the Senate in Rome ultimately disappeared at some point after AD603, although the title senator was still used well into the Middle Ages as a largely meaningless honorific. However, the Eastern Senate survived in Constantinople, until the ancient institution finally vanished there c. 14th century, the senate was a political institution in the ancient Roman kingdom. The word senate derives from the Latin word senex, which means old man, the early Roman family was called a gens or clan, and each clan was an aggregation of families under a common living male patriarch, called a pater. When the early Roman gentes were aggregating to form a common community, over time, the patres came to recognize the need for a single leader, and so they elected a king, and vested in him their sovereign power. When the king died, that power naturally reverted to the patres. The senate is said to have created by Romes first king, Romulus. The descendants of those 100 men subsequently became the patrician class, Romes fifth king, Lucius Tarquinius Priscus, chose a further 100 senators. They were chosen from the leading families, and were accordingly called the patres minorum gentium. Romes seventh and final king, Lucius Tarquinius Superbus, executed many of the men in the senate. During the years of the monarchy, the senates most important function was to new kings. While the king was elected by the people, it was actually the senate who chose each new king

3. Ромул и Рем – In Roman mythology, Romulus and Remus are twin brothers, whose story tells the events that led to the founding of the city of Rome and the Roman Kingdom by Romulus. The killing of Remus by his brother, and other tales from their story, have inspired artists throughout the ages, since ancient times, the image of the twins being suckled by a she-wolf has been a symbol of the city of Rome and the Roman people. Although the tale takes place before the founding of Rome around 750 BC, whether the twins myth was an original part of Roman myth or a later development is a subject of ongoing debate. Romulus and Remus were born in Alba Longa, one of the ancient Latin cities near the site of Rome. Their mother, Rhea Silvia was a virgin and the daughter of the former king, Numitor. In some sources, Rhea Silvia conceived them when their father, through their mother, the twins were descended from Greek and Latin nobility. Seeing them as a threat to his rule, King Amulius ordered them to be killed. They were saved by the god Tiberinus, Father of the River and survived with the care of others, in the most well-known episode, the twins were suckled by a she-wolf, in a cave now known as the Lupercal. Eventually, they were adopted by Faustulus, a shepherd and they grew up tending flocks, unaware of their true identities. Over time, their leadership abilities attracted a company of supporters from the community. When they were adults, they became involved in a dispute between supporters of Numitor and Amulius. As a result, Remus was taken prisoner and brought to Alba Longa, both his grandfather and the king suspected his true identity. Romulus, meanwhile, had organized an effort to free his brother, during this time they learned of their past and joined forces with their grandfather to restore him to the throne. Amulius was killed and Numitor was reinstated as king of Alba, the twins set out to build a city of their own. After arriving back in the area of the seven hills, they disagreed about the hill upon which to build, Romulus preferred the Palatine Hill, above the Lupercal, Remus preferred the Aventine Hill. When they could not resolve the dispute, they agreed to seek the gods approval through a contest of augury, Remus first saw 6 auspicious birds but soon afterward, Romulus saw 12, and claimed to have won divine approval. The new dispute furthered the contention between them, in the aftermath, Remus was killed either by Romulus or by one of his supporters. Romulus then went on to found the city of Rome, its institutions, government, military and he reigned for many years as its first king

4. Народный трибун – The tribunes of the plebs were sacrosanct, meaning that any assault on their person was prohibited by law. In imperial times, the powers of the tribunate were granted to the emperor as a matter of course, during the day the tribunes used to sit on the tribune benches on the Forum Romanum. Fifteen years after the expulsion of the kings and establishment of the Roman Republic, a series of clashes between the people and the ruling patricians in 495 and 494 BC brought the plebeians to the brink of revolt, and there was talk of assassinating the consuls. Instead, on the advice of Lucius Sicinius Vellutus, the plebeians seceded en masse to the Mons Sacer, the senate agreeing to these terms, the people returned to the city. The first tribuni plebis were Lucius Albinius Paterculus and Gaius Licinius, soon afterward, the tribunes themselves appointed Sicinius and two others as their colleagues. However, they functioned very much like magistrates of the Roman state and they could convene the concilium plebis, which was entitled to pass legislation affecting the plebeians alone, and beginning in 493 BC to elect the plebeian tribunes and aediles. From the institution of the tribunate, any one of the tribunes of the plebs was entitled preside over this assembly, the tribunes were entitled to propose legislation before the assembly. By the third century BC, the also had the right to call the senate to order. Ius intercessionis, or intercessio, the power of the tribunes to intercede on behalf of the plebeians, because they were not technically magistrates, and thus possessed no maior potestas, they relied on their sacrosanctity to obstruct actions unfavourable to the plebeians. Being sacrosanct, no person could harm the tribunes or interfere with their activities, to do so, or to disregard the veto of a tribune, was punishable by death, and the tribunes could order the death of persons who violated their sacrosanctity. This could be used as a protection when a tribune needed to arrest someone and this sacrosanctity also made the tribunes independent of all magistrates, no magistrate could veto the action of a tribune. If a magistrate, the senate, or any other assembly disregarded the orders of a tribune, only a dictator was exempted from the veto power. Tribunes also possessed the authority to enforce the right of provocatio ad populum and this entitled a citizen to appeal the actions of a magistrate by shouting, ego te provoco. Once invoked, this right required one of the tribunes to assess the situation, any action taken in defiance of this right was illegal on its face. Although a tribune could veto any action of the magistrates, senate, or other assemblies, once the tribune was no longer present, the action could be completed as if the veto had not occurred. Because the sacrosanctity of the depended on the oath of the plebeians to defend them. A tribune traveling abroad could not rely on his authority to intervene on behalf of the plebeians, for this reason, the activities of the tribunes were normally confined to the city itself, and a one-mile radius beyond. The reconciliation of the patricians and plebeians brought about by the institution of the tribunate in 493 BC was temporary, in 462, the tribune Gaius Terentillius Arsa alleged that the consular government had become even more oppressive than the monarchy that it had replaced

5. Магистрат – The term magistrate is used in a variety of systems of governments and laws to refer to a civilian officer who administers the law. In ancient Rome, a magistratus was one of the highest ranking government officers, in other parts of the world, such as China, a magistrate was responsible for administration over a particular geographic area. Today, in some jurisdictions, a magistrate is an officer who hears cases in a lower court. In other jurisdictions, magistrates may be volunteers without formal training who perform a judicial role with regard to minor matters. In ancient Rome, the word referred to one of the highest offices of state. Analogous offices in the authorities, such as municipium, were subordinate only to the legislature of which they generally were members. Ex officio, often a combination of judicial and executive power, in Rome itself, the highest magistrates were members of the so-called cursus honorum -career of honors. They held both judicial and executive power within their sphere of responsibility, and also had the power to issue ius honorarium, the Consul was the highest Roman magistrate. Roman magistrates were not lawyers, but were advised by jurists who were experts in the law, the term was maintained in most feudal successor states to the western Roman Empire. The term chief magistrate applied to the highest official, in sovereign entities the head of state and/or head of government and these were referred as administrative magistrates to distinguish them from the judiciary magistrates. The President of Portugal is considered the Supreme Magistrate of the Nation, in Mexicos Federal Law System, a magistrado is a superior judge, hierarchically beneath the Supreme Court Justices. The magistrado reviews the cases seen by a judge in a term if any of the parties disputes the verdict. For special cases, there are magistrados superiores who review the verdicts of special court, magistrates/JPs are limited to issuing sentences of no longer than six months for one offence and up to twelve months consecutively for multiple offences. A wide range of legal matters is within the remit of magistrates. However, commission areas were replaced with Local Justice Areas by the Courts Act 2003, meaning no longer need to live within 15 miles, although, in practice. Thus, every magistrate in England and Wales may act as a magistrate anywhere in England or Wales, there are two types of magistrates in England and Wales, justices of the peace and district judges who hold office as members of the professional judiciary. According to requirements, around 50% of magistrates are women, over 41% of magistrates are retired from employment while others may be self-employed or able to arrange leave from their employment. No formal qualifications are required, but magistrates require intelligence, common sense, integrity, membership is widely spread throughout the area covered and drawn from all walks of life

6. Гай Марий – Gaius Marius was a Roman general and statesman. He held the office of consul an unprecedented seven times during his career, Marius defeated the invading Germanic tribes, for which he was called the third founder of Rome. His life and career were significant in Romes transformation from Republic to Empire, Marius was born in 157 BC in the town of Arpinum in southern Latium. The town had been conquered by the Romans in the late 4th century BC and was given Roman citizenship without voting rights, only in 188 BC did the town receive full citizenship. The problems he faced in his career in Rome show the difficulties that faced a new man. Since eagles were considered sacred animals of Jupiter, the god of the Romans. Later, as consul, he decreed that the eagle would be the symbol of the Senate, in 134 BC, he was serving with the army at Numantia and his good services brought him to the attention of Publius Cornelius Scipio Aemilianus Africanus. Whether he arrived with Scipio Aemilianus or was already serving in the army that Scipio Aemilianus took over at Numantia is not clear. According to Plutarch, during a conversation after dinner, when the conversation turned to generals, Aemilianus then gently tapped on Marius shoulder, saying, Perhaps this is the man. It would seem that even at this stage in his army career. He ran for election as one of the special military tribunes of the first four legions who were elected. Sallust tells us that he was unknown by sight to the electors but was returned by all the tribes on the basis of his accomplishments, next, he ran for the quaestorship after losing an election for local office in Arpinum. The military tribunate shows that he was interested in Roman politics before the quaestorship. Perhaps he simply ran for office as a means of gaining support back home. Nothing is known of his actions while quaestor, in 120 BC, Marius was returned as plebeian tribune for the following year. He won with the support of Quintus Caecilius Metellus, who was an inherited patronus, the Metelli, though neither ancient nor patrician, were one of the most powerful families in Rome at this time. During his tribunate, Marius pursued a populares line and he passed a law that restricted the interference of the wealthy in elections. In the 130s voting by ballot had been introduced in elections for choosing magistrates, passing laws and deciding legal cases, in the passage of this law, Marius alienated the Metelli, who opposed it

7. Сестерций – The sestertius, or sesterce, was an ancient Roman coin. During the Roman Republic it was a small, silver coin issued only on rare occasions, during the Roman Empire it was a large brass coin. The name is derived from semis, half and tertius, third, in which third refers to the third as, the sestertius was introduced c.211 BC as a small silver coin valued at one-quarter of a denarius. A silver denarius was supposed to weigh about 4.5 grams, valued at ten grams, in practice, the coins were usually underweight. When the denarius was retariffed to sixteen asses, the sestertius was accordingly revalued to four asses and it was produced sporadically, far less often than the denarius, through 44 BC. In or about 23 BC, with the reform of Augustus. Augustus tariffed the value of the sestertius as 1/100 Aureus, the sestertius was produced as the largest brass denomination until the late 3rd century AD. Most were struck in the mint of Rome but from AD64 during the reign of Nero and Vespasian, Lyon sestertii can be recognised by a small globe, or legend stop, beneath the bust. The brass sestertius typically weighs in the region of 25 to 28 grammes, is around 32–34 mm in diameter, the distinction between bronze and brass was important to the Romans. Their name for brass was orichalcum, also spelled aurichalcum, meaning gold-copper, because of its shiny, orichalcum was considered, by weight, to be about double the value of copper. This is why the half-sestertius, the dupondius, was around the size and weight as the bronze as. Sestertii continued to be struck until the late 3rd century, although there was a deterioration in the quality of the metal used. Later emperors increasingly relied on melting down older sestertii, a process led to the zinc component being gradually lost as it burned off in the high temperatures needed to melt copper. The shortfall was made up with bronze and even lead, later sestertii tend to be darker in appearance as a result and are made from more crudely prepared blanks. The gradual impact of inflation caused by debasement of the currency meant that the purchasing power of the sestertius and smaller denominations like the dupondius. In the 1st century AD, everyday small change was dominated by the dupondius and as, but in the 2nd century, as inflation bit, in the 3rd century silver coinage contained less and less silver, and more and more copper or bronze. By the 260s and 270s the main unit was the double-denarius, the Antoninianus, although these coins were theoretically worth eight sestertii, the average sestertius was worth far more in plain terms of the metal it contained. Some of the last sestertii were struck by Aurelian, the double sestertius was distinguished from the sestertius by the radiate crown worn by the emperor, a device used to distinguish the dupondius from the as and the Antoninianus from the denarius

8. Лацио – Lazio is one of the 20 administrative regions of Italy, situated in the central peninsular section of the country. With almost 5.9 million residents and a GDP of more than 170 billion euros, Lazio is the second most populated region of Italy and its capital is Rome, capital and largest city of Italy. Lazio comprises an area of 17,236 km2 and it has borders with Tuscany, Umbria, and Marche to the north, Abruzzo and Molise to the east, Campania to the south. The region is flat and hilly, with small mountainous areas in the most eastern and southern districts. The coast of Lazio is mainly composed of beaches, punctuated by the headlands of Circeo. The Pontine Islands, which are part of Lazio, lie opposite the southern coast, behind the coastal strip, to the north, lies the Maremma Laziale, a coastal plain interrupted at Civitavecchia by the Tolfa Mountains. The central section of the region is occupied by the Roman Campagna, the southern districts are characterized by the flatlands of Agro Pontino, a once swampy and malarial area, that was reclaimed over the centuries. To the south of the Tiber, other groups form part of the Preapennines, the Alban Hills, also of volcanic origin. The highest peak is Mount Gorzano on the border with Abruzzo, see also, History of Italy The Italian word Lazio descends from the Latin word Latium. The name of the region also survives in the designation of the ancient population of Latins, Latini in the Latin language spoken by them. Although the demography of ancient Rome was multi-ethnic, including, for example, Etruscans and other Italics besides the Latini, in Roman mythology, the tribe of the Latini took their name from king Latinus. Much of Lazio is in flat or rolling. The lands originally inhabited by the Latini were extended into the territories of the Samnites, the Marsi, the Hernici, the Aequi, the Aurunci and the Volsci, all surrounding Italic tribes. This larger territory was still called Latium, but it was divided into Latium adiectum or Latium Novum, the lands or New Latium, and Latium Vetus, or Old Latium. The northern border of Lazio was the Tiber river, which divided it from Etruria, the emperor Augustus officially united almost all of present-day Italy into a single geo-political entity, Italia, dividing it into eleven regions. However, the wars against the Longobards weakened the region. With the Donation of Sutri in 728, the Bishop of Rome acquired the first territory in the region beyond the Duchy of Rome, the strengthening of the religious and ecclesiastical aristocracy led to continuous power struggles between secular lords and the Pope until the middle of the 16th century. Other popes tried to do the same, during the period when the papacy resided in Avignon, France, the feudal lords power increased due to the absence of the Pope from Rome

9. Каракалла – Caracalla, formally Marcus Aurelius Severus Antoninus Augustus, was Roman emperor from AD198 to 217. A member of the Severan Dynasty, he was the eldest son of Septimius Severus, Caracalla reigned jointly with his father from 198 until Severus death in 211. Caracalla then ruled jointly with his younger brother Geta, with whom he had a fraught relationship, Caracallas reign was marked by domestic instability and external invasions from the Germanic people. Caracallas reign was notable for the Antonine Constitution, also known as the Edict of Caracalla, the edict gave all the enfranchised men Caracallas adopted praenomen and nomen, Marcus Aurelius. Towards the end of his rule, Caracalla began a campaign against the Parthian Empire and he did not see this campaign through to completion due to his assassination by a disaffected soldier in 217. He was succeeded as emperor by Macrinus after three days, Caracalla is presented in ancient sources as a tyrant and cruel leader, an image that has survived into modernity. Dio Cassius and Herodian present Caracalla as a soldier first and emperor second, in the 12th century, Geoffrey of Monmouth started the legend of Caracallas role as the king of Britain. Later, in the 18th century, Caracallas memory was revived in the works of French artists due to the parallels between Caracallas apparent tyranny and that of King Louis XVI, Modern works continue to portray Caracalla as a psychopathic and evil ruler. His rule is remembered as being one of the most tyrannical of all Roman emperors, Caracalla was born Lucius Septimius Bassianus. He was renamed Marcus Aurelius Antoninus at the age of seven as part of his fathers attempt at union with the families of Antoninus Pius and Marcus Aurelius. According to Aurelius Victor in his Epitome de Caesaribus, he became known by the agnomen Caracalla after a Gallic hooded tunic that he habitually wore and he may have begun wearing it during his campaigns on the Rhine and Danube. Dio generally referred to him as Tarautas, after a famously diminutive, Caracalla was born in Lugdunum, Gaul, on 4 April 188 to Septimius Severus and Julia Domna. He had a younger brother, Geta, who would briefly rule as co-emperor alongside him. Caracallas father, Septimius Severus, appointed Caracalla joint Augustus and full emperor from the year 198 onwards and his brother Geta was granted the same title in 210. In 202 Caracalla was forced to marry the daughter of Gaius Fulvius Plautianus, Fulvia Plautilla, by 205 Caracalla had succeeded in having Plautianus executed for treason, though he had probably fabricated the evidence of the plot himself. It was then that he banished his wife, whose later killing might have carried out under Caracallas orders. Caracallas father, Septimius Severus, died on 4 February 211 at Eboracum while on campaign in Caledonia, Caracalla and his brother, Publius Septimius Antoninus Geta, jointly inherited the throne upon their fathers death. Caracalla and Geta ended the campaign in Caledonia after concluding a peace with the Caledonians that returned the border of Roman Britain to the line demarcated by Hadrians Wall

wikivisually.com