Керамика в древней индии. Археологические культуры Индии II — начала I тыс. до н.э.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

21. Культура древней Индии. Керамика в древней индии


Керамика Индии |

Индская или Хараппская цивилизация  развивалась в долине реки Инд в 3300-1300 до н. э. Раскопки в  ее ареале  выявили остатки глиняных сосудов, украшенных росписью и нарезным или налепным орнаментом. Керамика богато орнаментировалась, преимущественно геометрическими и растительными узорами. Сосуды изготовлялись иа гончарном круге и обижигались в специальных печах, делалась и поливная посуда.

Jar,_Indus_Valley_Tradition,_Harappan_Phase,_Quetta,_Southern_Baluchistan,_Pakistan,_c._2500-1900_BC_-_Royal_Ontario_Museum_-_DSC09717

Керамика Индской цивилизации, 2500-1900 до н. э.

Большим разнообразием отличались  керамические изделия, найденные в Мохенджо-Даро . Блестящие лощеные сосуды покрывались орнаментом, в котором сочетались животные и растительные мотивы: условно выполненные изображения птиц, рыб, змей, коз и антилоп среди растений. Обычно роспись наносилась черной краской по красному фону. Многоцветная керамика встречалась реже.

keramika33287

Сосуд с росписью. Мохенджо-Даро. Ок. 2500 г. до н. э.

Археологи обнаружили в ареале Хараппы также большое количество керамических фигурок людей и животных, птичек-свистулек и даже маленькую модель двухколесной повозки. Часто встречающиеся изображения женщин могли носить  сакральный характер-  служить изображениями богинь-матерей. Поклонение этим богиням было настолько широко распространено в среде доарийских народов Индии, что все эти культы вошли в религию индуизма, которая сложилась после прихода арьев в страну.

basham-al-1977-019s

Терракотовая фигурка богини

Гончарный круг уже был известен, но ритуальная посуда должна была, видимо, изготовляться с использованием древних традиционных приемов ручной лепки.Вплоть до нашего времени традиция вручную вырабатывать  посуду из глины прослеживается как в среде ряда малочисленных народностей, стоящих  как на невысоком уровне общественно-исторического развития, так и в среде развитых народов.  И сейчас население Индии пользуется глиняной посудой либо в ритуальных целях, либо в качестве простых по своей форме и отделке зерно- и водохранилищ, либо для хранения раскаленных углей, чтобы обогревать помещение. Для еды и питья индусы высоких и средних каст ее применять не должны — это разрешается традицией индуизма только членам низких каст. Бедные люди, естественно, тоже пользуются дешевой глиняной посудой.

За Индской цивилизацией последовал ведийский период, продолжавшийся с XII — XI вв. до н. э вплоть до V века до н. э.    Археологическим свидетельством пребывания ариев на территории Индии стала “культура серой расписной керамики”, обнаруженная в восточном Пенджабе, Харьяне, верховьях Ганга и Джамны  и ряде др. районов.

скачанные файлы

Серая расписная керамика Индии

Высоко развитые навыки выработки художественных глазурованных и неглазурованных керамических сосудов принесли в Индию мусульманские ремесленники. У мусульман нет запрета на пользование керамической посудой, поэтому в их среде такие сосуды всегда находили спрос.Мусульманскими странами с наиболее развитым керамическим производством были Персия, Турция и мавританская Испания, причем руководящая роль принадлежала первой из них.

Похожее

www.tvorchistvo.ru

Археологические культуры Индии II-I тыс. до н.э.

Изменения в культурной и этнической среде

В северо-западном регионе Индии в середине II тыс. до н.э. происходит постепенный упадок индской цивилизации. Исчезает письменность и характерные для городов бронзового века монументальные сооружения. Раскопки позднехараппских центров показывают растянувшийся на века процесс запустения городов и основания на их месте деревенских поселений. Если в южных областях распространения цивилизации эти перемены происходили в основном мирно, то в районах Синда, Пенджаба и Харьяны явственно заметно внешнее давление и следы миграций, сопровождавшихся разрывом культурных традиций.

На развалинах Чанху-Даро, например, находят материальные остатки культуры джхукар, связанной с Белуджистаном. В более северных областях, в районе Пирака, можно констатировать появление племен, пришедших, видимо, из Средней Азии. Культура гандхарских могильников IX-VII вв. до н.э. находит аналогии в Южном Таджикистане. Переселения различных племенных групп из Восточного Ирана, Афганистана и Средней Азии следовали волна за волною и во II, и в начале I тыс. до н.э. Судя по керамике, речь идет о разных этнических группах, но уровень их социально-экономического развития был, очевидно, сходен. Костные останки свидетельствуют о скотоводческом быте. Известно было и земледелие — из злаковых культур выращивался главным образом ячмень. Продвижение по обширным территориям облегчалось благодаря использованию колесных повозок.

«Культура медных кладов»

В более восточных областях Северной Индии была распространена так называемая «культура медных кладов». Давшие название этой культуре медные изделия представлены характерными мечами с антеннообразными рукоятками, гарпунами, наконечниками копий с шипами, кольцами, возможно, служившими мерилом стоимости. С ними ассоциируется керамика охристого цвета. Наряду с «желтой» керамикой встречается также серая, черно-красная с белым рисунком или черным орнаментом по красноватому фону. Качество ее изготовления и обжига обычно невысокое.

Основная область распространения культуры медных кладов и желтой керамики — район между Гангом и Ямуной и еще более восточные области по долине Ганга — Бихар, Западная Бенгалия. Находки подобного типа встречаются и несколько южнее, например в Нохе (Раджастан). Памятники этой культуры датируются главным образом первой половиной II тыс. до н.э. — таким образом, они хронологически совпадают с хараппскими и позднехараппскими. Есть данные о связях между регионами распространения той и другой культур. В долине Ганга поселения нередко располагались неподалеку от месторождений меди, и, по всей видимости, именно отсюда металл вывозился в хараппские города. Однако в самих поселениях культуры желтой керамики типично хараппских предметов практически не находят, и вполне возможно, что связи городов долины Инда с более восточными областями носили односторонний характер. Во всяком случае, культура медных кладов и желтой керамики относится к более низкой ступени общественного развития, нежели индская цивилизация.

Твердые почвы в долине Ганга представляют значительные сложности для обработки, а повышенная влажность способствовала появлению густых тропических лесов. Поселения II тыс. до н.э. были весьма небольшими, с тонким культурным слоем. Видимо, в эпоху «медных кладов» не сложилось еще традиций прочной оседлости. Несмотря на знакомство носителей этой культуры с металлом, в их хозяйстве большое значение сохранили изделия из камня — характерны, в частности, обильные находки микролитов. Важнейшими отраслями оставались охота и рыболовство. Вероятно, с помощью мотыги местные племена выращивали злаковые культуры: ячмень, рис, в некоторых районах — пшеницу. На занятия скотоводством указывают терракотовые фигурки домашних животных.

Культуры Западного Декана

Другой важнейшей областью развитого неолита и энеолита являлся Западный Декан. Наиболее известные культуры региона:

  • Ахар ( первая половина II тыс. до н.э.),
  • Малва (середина II тыс. до н.э.),
  • Джорве ( вторая половина II — начало I тыс. до н.э.).

Между основными археологическими культурами удается обнаружить некоторую преемственность, и потому можно утверждать, что корни энеолита и ранней бронзы на этой территории уходят в эпоху неолита.

Энеолитические поселения в Западной Индии находились в непосредственной близости от провинциальных центров позднехараппской культуры (таких, как Даймабад), поддерживали с ними связи и, очевидно, могли испытывать некоторое влияние своих северных соседей, стоявших на более высокой ступени социально-экономического развития.Наиболее известные поселения культуры Малва — Навдатоли, Насик, Неваса — располагались по берегам рек, и, видимо, их хозяйство было связано с примитивной ирригацией. Жилые дома по остаткам фундамента реконструируются как прямоугольные в плане. Были и крупные мазанковые хижины с конической крышей. Население занималось выращиванием главным образом ячменя, в некоторых местах — пшеницы, кое-где был известен рис. Встречаются каменные орудия труда (шлифованные топоры) и медные изделия (мечи, кинжалы). Черно-красная керамика изготавливалась преимущественно на гончарном круге. В Невасе найдены остатки шелкового шнурка — древнейшее свидетельство о шелководстве в Индии в XIII в. до н.э.

Недавние раскопки в Инамгаоне показывают наличие в самом конце II тыс. до н.э. ирригационных сооружений — каналов, а также насыпей для предохранения от наводнений. Археологи определяют один из кварталов поселения как принадлежавший ремесленникам-профессионалам.

Южная Индия

Для южной части полуострова Индостан во II тысячелетии до н.э. приходится говорить преимущественно о неолите. Находят, впрочем, некоторое количество изделий из меди: мечи, ножи, наконечники копий — главным образом в слоях второй половины II тыс. до н.э. Часть из них напоминает произведения североиндийского ремесла, например мечи с антеннообразной рукояткой. Первое тысячелетие до н.э. представлено прежде всего культурой мегалитов. В Брахмагири раскопано кладбище из нескольких сот захоронений, обнесенное каменными плитами.

В Южной Индии хорошо засвидетельствовано скотоводство, находки конских удил говорят об использовании лошади. Земледелие — разведение ячменя, пшеницы, ююбы — прослеживается довольно слабо. Развитой бронзы этот регион не знал. В Халлуре обнаружены следы знакомства с железом в слоях конца II тыс. до н.э., однако широкое использование этого металла относится к значительно более позднему времени. Культура индийских мегалитов исчезает лишь с наступлением «исторического периода» — в конце I тыс. до н.э., когда в этих регионах уже правят царские династии Сатаваханов, Икшваков и др.

Северная Индия

Первые находки из железа в Северной Индии относятся также к концу II тыс. до н.э. (Атранджикхера). Они связаны с культурой серой расписной керамики (а также с культурой черно-красной керамики в восточных областях — Западной Бенгалии, Бихаре, Уттар-Прадеше). Ареал распространения культуры серой расписной керамики, известной в настоящее время по раскопкам на нескольких сотнях памятников, охватывает прежде всего Харьяну, междуречье Ганга и Ямуны, Восточный Пенджаб, а также Северо-Восточный Раджастан (район Уджайна). Наиболее ранние памятники в Пенджабе, Кашмире и Харьяне датируются последней третью II и началом I тыс. до н.э. (около 1100-350 гг. до н. э.) Культура эта постепенно распространялась в восточном и юго-восточном направлениях, большинство поселений относится к VIII-VII вв. до н.э.

Образцы «серой расписной керамики»

Образцы «серой расписной керамики».

На северо-западе слои с серой расписной керамикой порой (в Бхагванпуре, Сангхале) непосредственно следуют за позднехараппскими, и, таким образом, носители той и другой культуры какое-то время жили бок о бок, В более восточных районах по течению Ямуны и Ганга культуре серой расписной керамики предшествовала другая — медных кладов и желтой керамики.

Культура серой расписной керамики известна по находкам в таких центрах, как Бхагванпур на берегу р. Сарасвати (совр. Гхаггар), Атранджикхера, Хасти-напура, Рупар, на территории современного Дели (Пурана-кила — видимо, древняя Индрапрастха), Ахиччхатра, Каушамби. Поселения эти не имели характера городских. Речь идет о небольших деревеньках, расположенных обычно на берегу реки на расстоянии 10-12 км друг от друга. Средний размер их около 2-3 га, но есть и крупные — до 13 га. Очевидно, о последних можно говорить как о центрах управления определенными территориями.

Дома представляли собой глинобитные хижины, круглые или прямоугольные в плане. Строительная техника была следующей: в земле укрепляли толстые стволы бамбука, а между ними натягивался веревочный каркас. Затем тростниковая плетенка обмазывалась глиной, для прочности смешанной с рисовой шелухой. Внешне мало отличались от рядовых домов и более значительные сооружения, состоявшие из дюжины помещений (комнат и кладовых) — вероятно, резиденции правителей поселения. Такие сооружения, как насыпь, обнаруженная в Атранджикхере, требовали коллективных усилий — очевидно, труда всех общинников. Судя по размеру очагов и кухонной утвари, семьи, как правило, были большими — 7-10 человек. Рядом с глинобитными постройками находят обожженные кирпичи — прямоугольные и клинообразные. Можно предполагать, что они использовались при строительстве алтарей. Имеются и другие свидетельства совершения обрядов жертвоприношения.

Останки сосуда. 1000-600 гг. до н.э.

Останки сосуда. 1000-600 гг. до н.э.

Домашняя утварь, как и весь быт населения, представляется весьма скромной. Предметом роскоши может считаться сама серая расписная керамика, давшая название всей культуре. Она изготавливалась из тонко отмученной глины на гончарном круге и расписывалась черными геометрическими узорами: спиралями, свастиками и крестами, пересекающимися и концентрическими кругами (нанесенными с помощью циркуля). Керамика стандартизирована по формам и размерам — кувшины для питьевой воды, блюда с полукруглым основанием и пр. Подобная изящная и тонкая посуда составляет, однако, не более 1/10 керамического материала. Наряду с нею встречается и более грубая серая керамика без росписи, красная, черно-красная и коричнево-красная. Самые ранние образцы выполнены вручную, без гончарного круга.

На местах раскопок культуры серой расписной керамики встречаются изделия из металлов. В Бхагванпуре и других поселениях последней трети II тыс. до н.э. это медные орудия труда и оружие: наконечники копий, мотыга, топор. В Атранджикхере и более поздних памятниках (с XI-X вв. до н.э.) встречается и железо: гвозди, булавки, ножи и т.п. Следует отметить также предметы, изготовленные из кости, из рогов оленя, а также стеклянные бусы и браслеты. Небольшие терракотовые фигурки изображают людей и домашних животных (лошадь, бык, баран).

Всякие суждения о характере социально-экономического развития племен, создавших данную культуру, имеют предварительный характер уже по той причине, что поселения раскапывались преимущественно шурфами, без вскрытия сколько-нибудь широкой территории (за исключением Бхагванпура). Но уже имеются сведения о занятиях земледелием и скотоводством. Помимо ячменя и пшеницы распространялось возделывание риса, а находки одновременно зерен риса и пшеницы дают возможность предполагать получение двух урожаев в год. Характерно, что среди костных останков преобладают кости крупного рогатого скота. Лошадь запрягали в колесную повозку, и есть основания предполагать культ коня. Охота и рыболовство, скорее всего, сохраняли значение лишь как вспомогательные отрасли хозяйства.

Железный век

Для периодизации истории культуры серой расписной керамики могут иметь значение, в частности, следующие наблюдения: в последней трети II тыс. до н.э. на поселениях этой культуры нет следов использования железа. Оно появляется с XI-X вв. до н.э., но и позже — примерно до VII в. до н.э. — не имеет особенно важного производственного значения. Через какое-то время после широкого распространения железа в VII-VI вв. до н.э. начинается принципиально новая эпоха, связанная с урбанизацией и появлением монеты. Но тогда складывается и новая археологическая культура чернолощеной керамики, с которой серая расписная керамика лишь пережиточно сосуществует в середине I тыс. до н.э. Чернолощеная керамика охватывает всю область распространения своей предшественницы, но ареал ее значительно шире — до низовьев Ганга и Ориссы, с одной стороны, и до Западного Декана и юга полуострова Катхиавар — с другой ( включая также район Амаравати на юго-востоке).

Расскажи друзьям:

Оцени:

Загрузка...

civilka.ru

21. Культура древней Индии.

Индия занимает часть Азиатского материка и огромный полуостров на юге Азии – Индостан, омываемый водами Индийского океана и Аравийского моря. С севера с северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор. Древнейшая в южной Азии цивилизация называется Индской, т. к. возникла она в районе реки Инд в Северо-Западной Индии в 23 в. до н. э. и просуществовала до 18 в. до н. э. Открытие культуры долины Инд произошло сравнительно недавно – в 20-е годы XX века английскими археологами. Памятники этой цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Северо-Западной Индии и на территории современного Пакистана.

При раскопках холма «Мохенджо-Даро» («холм мертвых») был открыт загадочный город примерно III-II тыс. до н. э. Археологов поразили совершенство и цивилизованность устройства города. Прямые улицы шириной до 10 м., пересекавшиеся под прямым углом и делившие город на большие кварталы. Дома строили 2-х этажными, кирпичными. Внутри кварталов улицы были узкими. Чтобы повозкам было легче передвигаться, углы домов делали закругленными. В домах имелись специальные ванные комнаты для омовений. Была городская баня с бассейном. Возможно любовь к чистоте была связана с религиозными воззрениями жителей города, и омовения имели ритуальный характер. Под домами и улицами была настоящая система канализации. Были проложены керамические трубы диаметром от 60 см до 2 м.

Следом за Мохенджо-Даро раскопали другой крупный город - Харапп. По его названию вся археологическая культура той эпохи была названа хараппской. Найденные здесь керамические сосуды расписаны растительным орнаментом. В отличие от Египта для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура. Скульптура была каменная или бронзовая, небольших размеров. Найдено более двух тысяч печатей. С обратной стороны печати есть отверстия для шнурка. Печати носили и в качестве амулетов, и также для подтверждения собственнических прав владельца. Изображения на печатях часто отражают мифологические сюжеты.

У Индской цивилизации была письменность примерно 400 знаков, но она до сих пор не расшифрована. О религии этой цивилизации почти ничего не известно. Храмов здесь не найдено. В большом количестве встречаются фигурки богини-матери и быка. Это свидетельствует о типичном для той эпохи культе плодородия и о распространении тотемистических представлений. Существует несколько версий гибели этой цивилизации. Однако гибель цивилизации – понятие относительное. Кто-то все равно выжил.

После гибели Индской цивилизации с северо-запада в Индию проникли индоевропейские племена арии («благородные»). Они были кочевниками-скотоводами. Отличались от коренных жителей светлым цветом кожи, говорили и писали на языке, близком к европейским языкам – санскрите. В результате ассимиляции с коренным населением создавалась единая культура. Сегодня санскрит считается древнеиндийским языком. Арии принесли с собой своё священное писание – Веды. Так начался новый период в истории и культуре Древней Индии – «ведийский период» (конец II – первая половина I тыс. до н. э.)

В I-м тыс. до н. э. культ в ведической религии усложнился. Служители культа (жрецы) назывались брахманами. Появляется новая религия – брахманизм.

В 6 в. до н. э. на территории Индии появляется буддизм, который затем стал распространяться за пределы Индии и, стал первой мировой религией. Известны три вида статуй Будды: Будда сидящий; Будда стоящий; Будда спящий или умирающий. В настоящее время к древним статуям совершается паломничество. Буддизм был господствующей религией в Индии до 2 в. н. э. Во времена господства буддийской религии в Индии кастового строя не было. Затем буддизм вытеснила другая религия – индуизм. Индуизм – это национальная религия Индии, которая сохраняет свои ведущие позиции до сих пор. С появлением индуизма появился кастовый строй, который официально отменен в 1955 году. Строятся индуистские храмы. По форме они напоминают готический стиль архитектуры средневековой Европы. Стала развиваться скульптура. Священные животные в индуизме: слон, корова, обезьяна, змея.

Подлинного подъема и расцвета индийская культура и наука достигла в IV-III вв. до н.э. при династии Маурьев. При них была объединена почти вся территория современного Индостана за исключением крайних областей Южной Индии.

Наука. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры. Была развита астрономия. Календарь состоял из 12 месяцев по 30 дней. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Знали о шарообразности земли и предполагали ее вращение вокруг своей оси. Знания химии позволяли изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи. Было создано алфавитное письмо из 50-ти знаков. Была развита медицина. Были изобретены шахматы. Образцы народной мудрости содержат индийские сказки, басни.

Интересны индийская керамика, ювелирные украшения. Произведениями искусства являются монеты с изображениями правителей и надписями на различных языках. Современная геральдика Индии уходит своими корнями в глубокую древность. На государственном гербе современной Индии «трехглавый лев». Это изображение знаменитой львиной капители древнеиндийского царя Ашоки (III в. до н. э.).

До сих пор в Западной Индии сохранились пещерные буддийские монастыри, высеченные в скалах. Их площадь примерно 500 м2. Здесь же сохранились и памятники индийской живописи.

В средние века Индия была под мусульманским владычеством. Ислам и индуизм мирно уживались. В исламе запрещено изображать животных, птиц и людей. Для новых правителей началось строительство мавзолеев – усыпальниц. Несмотря на это, индийские ремесленники-мастера, оформляя гробницы, вплетали в цветочный орнамент птиц, животных.

Живопись и скульптура. Скульптурное и живописное искусство в Древней Индии достигло такой высоты, что существовал ряд специальных руководств по правилам их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. В частности, выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми.

Наиболее известным памятником древнеиндийской религиозной живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты, которая представляет разнообразные моменты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, а также изображения дворцовой тематики. Эти рисунки прекрасно сохранились благодаря тому, что индийцы хорошо знали секреты стойких красок и умели готовить долго сохраняющийся грунт.

Была развита миниатюрная живопись. С XV в. в индийской архитектуре стал применяться белый мрамор. Тончайшая гравировка по мрамору напоминала работу по слоновой кости. Величайшим в мировой архитектуре является Тадж Махал – гробница (XVII в.). Это своеобразный памятник любви, воздвигнутый по велению Шах Джахана для рано умершей любимой жены Мумтаз.

В отличие от великих цивилизаций Ближнего Востока индийская цивилизация, как и китайская, продолжала существовать и развиваться и после окончания периода древности.

studfiles.net

1. Древнейшая Индия. Культура Древней Индии

Похожие главы из других работ:

Английский язык. Один язык - разные культуры

2.6 Индия

Республика Индия (англ. Republic of India) - государство в Южной Азии. Индия занимает седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения. Индия граничит с Пакистаном на западе, с Китаем, Непалом и Бутаном на северо-востоке...

Индийская цивилизация

2.5 Индия под влиянием Британии

Начиная с ХVIII в. Индия попадает под влияние Британии (до 1947 г.). Это было не только подчинение цивилизации совершенно другого типа, но сюда была принесена новая техническая культура. Но она оказалась очень устойчивой...

История развития керамики

1.2.1 Древнейшая керамика

Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27 тыс. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину...

Литые металлические художественные изделия

1.3 Индия

В Индии, являющейся одним из самых древних очагов мировой культуры, раньше, чем во многих других регионах, зародились и различные самобытные приемы литья, давшие начало литейным ремеслам на всем востоке Азии. Многие ученые полагают...

Образ Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха

Глава 1. Индия в жизни Н.К. Рериха

...

Религия и философия Древней Индии

Древняя Индия

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности. Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни...

Следы исчезнувших культур

Древнейшая культура эпохи Шумера

"right"> "right"> После того как царственность низошла с небес, "right"> Эреду стал местом царственности… В этом городе...

cult.bobrodobro.ru