Казаки в древней руси это. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «КАЗАК» И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кто такие казаки - ликбез без эмоций. Казаки в древней руси это


Казаки

kazaki marino.ru 0390 Казаки  Один из самых загадочных вопросов Российской истории. Кто такие казаки? Обычные солдатские гимнастерки, но штаны с особыми лампасами — казаки Дона. В черкеске и папахе — кубанские казаки, с верблюдами вместо лошадей астраханские казаки, башлыке похожий на горца — терский казак. Казаки — мусульмане — Персия.

Они все не похожи друг на друга. Ни народ, ни армия, ни профессия. Откуда они произошли? Окончательного ответа дать никто не может.

Так кто же такие казаки?

Версия первая, советская — версию озвучил в 1957 году фильм «Тихий Дон» устами большевика Штокмана. — «Казаки от русских произошли. Еще в старину от помещиков бежали крепостные и селились на Дону, вот их прозвали казаками».

4298 297x300 Казаки

Версия вторая, казаки идут от князя Святослава, Х век, он носил усы и серьгу, значит казак, значит и Рюриковичи казаки?

Версия третья. Рыцари круглого стола короля Артура в древней Англии есть ничто иное как казачий круг. Получается и там наши?

Версия четвертая. Донские степи когда то принадлежали восточным кочевникам скифам, сарматам, позже тюркам. Казак по тюркски — вольный человек. Значит казаки потомки скифов, но доказательств нет.

Версия пятая. Казаки — военные дезертиры которые не захотели служить насильно государству, бежали и создали свое военное сообщество. Считали себя равными князьям и боярам. В последствии, приросли семейными ценностями и постепенно превратились из военного сообщества в самое нормальное общество. Версия конечно популярная, но не верная.

Казаки это казаки!

Версии происхождения казаков рассмотрены в следующих статьях на нашем сайте:

Версии происхождения казачества

Происхождение  — часть вторая;

Версия третья — казаки-татары;

Версия четвертая — Упоминания в русских летописях;

Версия пятая;

Версия шестая.

  Исторически сложилось так, что казаки служили четырем державам: России, Швеции, Германии и Польше, но весь мир считает казаков исключительно Русским образованием.

40555398 1985482805075324 2581650634843357184 o Казаки

Закажи казачий ансамбль. т. 8917 554 2284 Ансамбль «КАЗАЧИЙ ДЮК»

  Первое упоминание о казаках в русских летописях относиться к X веку, к временам правления князя Владимира Ясно Солнышко. В летописях упоминается «старый казак» Илья Муромец. Упоминается он там как казак-ветеран, но не как старец. А если так, то не один же Илья был казак? X век, 300 лет до прихода татар,  несли они уже дозорную службу на рубежах нашей родины, т. е. уже были сформированы.Русские князья старались привлекать на службу казаков. 1502 годом датировано первое упоминание о «городовых казаках» получавших за свою службу по охране границ жалование и землю. Развивались две группы казачества — вольные и служилые которые могли свободно перейти (сменить) из одной группы в другую.В XVI веке образовались общины терских, яицких, донских, волжских и гребенских казаков. За счет беглого населения, численность их быстро росла. Особенно быстро это происходило в периоды войн, голода и внутриполитических кризисов.Реформы патриарха Никона значительно усилили количество раскольников бежавших на окраины Руси, в том числе и на казачьи окраины.

  Восточные славяне из России и Украины составляли исторически сложившееся ядро казаков. Во второй половине XVI века правительство России начинает привлекать вольных казаков к охране границ и участию в войнах. В это время на Украине формируется реестровое казачество получавшее царское жалование, которое в XVII—XVIII веках стало одним из основных источников существования казаков.

  Донские, яицкие, терские казаки к XVII веку заканчивают формирования казачьих войск, становятся относительно самостоятельными военно-политическими образованиями с договорными отношениями с Москвой. Дальний Восток, Сибирь, Кавказ и Казахстан, казаки внесли весомый вклад в освоение и присоединение этих земель.

  В царские времена вопросом о казачестве так же мало занимались. Считалось, что существовало оно с незапамятных времен, слилось с государством, жило где то там на окраинах. А что казаки из себя представляют, откуда взялись, какое их было историческое значение, — об этом как то не задумывались. Для военных это были четвертые полки, в столицах о них знали по конвою и джигитовке, а для общества это было нечто ужасное, что то вроде разбойников, оплот ненавистного царизма, плетью разгонявших студенческие сходки. А социалисты шли еще дальше. Так «Народный вестник» писал: «слово казак стало синонимом грубости, наглости жестокости, зверства… когда наши народные представители получат власть, то казачий вопрос будет одним из первых, которым они займутся и разрешат его в смысле уничтожения этой военной касты, являющейся покорным орудием в руках правящего класса … прям таки преступно поддерживать мнение, что казачество является чем-то особенным, чего нельзя касаться».  К этому они и приступили с образованием Временного Правительства.

Смотрите также

kazaki-marino.ru

КШАТРИИ СВЯТОЙ РУСИ. Казачество, как уникальное явление в истории российского государства. - 1.2 - История казачества - Каталог статей

 

КШАТРИИ СВЯТОЙ РУСИ.

Казачество, как уникальное явление в истории российского государства. ч.1

Предисловие.

     Казак – это эффективный управленец, а казачество – эффективно управляемый  социум и одновременно, военная организация. Воспитывая в себе и в своих потомках дух неприятия зла, принципы равенства и справедливости, чувство достоинства и свободы, казачество являет миру на протяжении времен подлинный институт гражданского общества и военной демократии.

    Весь исторический путь казачества указывает на то, что казачество рождается в момент особого напряжения нашего Отечества для ассиметричного ответа на современные угрозы. Казачество, как инновационный путь организации и управления общества, направлено Самим Богом для достижения принципов справедливого устройства общества в мире… Поэтому, Россия, являясь Уделом Пресвятой Богородицы,  всегда рождает своих казаков, рыцарей времени,  во времена испытаний и для защиты своих национальных интересов.

 

 

Имя-слово «казак», как смысл и социальная идея.

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

(А.С. Пушкин)

     Кто такие казаки и что такое казачество...? Ответ на этот вопрос, подобен вопросу – откуда пошла Русь? Однако, без приблизительного понимания термина «казак», «казачество», исследовать столь интереснейший социальный институт российского общества представляется достаточно сложно. 

     Как писал инок Андроник (профессор А.Ф.Лосев, из донских казаков), "само греческое выражение  (EIS ONOMA или EN ONOMAK) доказывает, что имя является определенным местопребыванием божественных энергий и что погружение в него и пребывание в нем всякого тварного бытия приводит к просветлению и спасению последнего". Поэтому понятие имени – казак, его логоса - смысла и энергии, который он несёт в себе, дает возможность объективного понимания роли казачества в героической истории России и великого будущего России, замысла Бога о судьбе России и казачества.

     В своей статье «Где прародина казачества?» Т.Литвиненко высказывает свою версию происхождения слова «казак».  Она считает, что слово «казак» неразрывно связано со словом «конь», и формированием сословия конников (всадников), как социального класса. Проводя исследование, Литвиненко приводит как пример общеенисейское название лошади – qus, происходящее от индоевропейского слова ekos: «Термин «КОС (КОЗ)», первоначально обозначавший коня, стал родоначальником (корневой основой) целого гнезда однокоренных слов. И самое первейшее слово в этом ряду – КОЗАК (косак)! Тот, кто ездит НА КОНЕ и кто является его ХОЗяином. Укрощение и одомашнивание быков, а затем и лошадей выдвинуло мужчину на первое место в племени. Он стал патриархом, главой и организатором хозяйства (козатвы). Соответственно, он был собственником козатвы, то бишь казаком». 

      Далее, в своей работе Т.Литвиненко утверждает, что санскрит демонстрирует языковую близость с русским языком: «Санскритский суффикс – тв соответствует русскому – ств в словах собирательного и обобщающего значения». Так же, по словам Литвиненко, суффикс – ак, присутствовавший еще в санскрите, характеризует имущественное положение конкретного лица или социального класса.

    Выводы Т.Литвиненко подтверждаются исследованиями армейского священника С. Богомолова, сделанного им в середине XIX-го века: «Казаки еще назывались нарицательным именем Гуннов (от Кунь – Конь – Kunig,) из которого у иностранцев образовалось собственное Hun, Chun, Chunni ....», далее у того же С. Богомолова: «…Газ, Хаз, Аз, Каз, нужно производить не от Гази, ибо Гази само производное, но или от Арабского Гайсп =Гасп (Конь), или что гораздо вернее от Куртинского Хасп тоже конь,  что Хаз или Газ означало в древности  как и ныне Коня, а оттуда Конника, Конязя, Князя, я основываюсь вот на чем».

    Как и Богомолов, Сеньковский в своей статье "Казаки" вышедшей в 1884 году, производит слово "казак" от каз, гас – гусь, гусак.

    Интересное наблюдение мы можем увидеть у Н.Карамзина: «Слово Конязь родилось едва-ли не от Коня… всякий хозяин коня назывался князем, nobilis capitaneus et princeps».

    Происхождение слов господство, государь, государство, как у Литвиненко, так и у Богомолова неразрывно связано со словом конь, конник, князь (конязь). Богомоловым делаются следующие выводы: «Наши слова Господь или Господин происходят от Армяно-Азиатского Хас-пед или Гас-пед, и правильно должны писаться, как выговариваются, т.е. Гасподь, Гаспадин.     Из Гас и сударь (судья) состоит наше слово Государь».

     По Литвиненко «быстрая степная лошадь» у иранцев называлась хаспа, а обобщающее - хаспо-тв-о (табун хасп), из чего она делает вывод о происхождении понятия господство.

    Стоит также отметить сделанное Литвиненко наблюдение: «У славян, иранцев и германцев, которые в составе неразделенного этноса проживали на Урале и в Сибири примерно за 6-2 тыс. до н.э., бог Солнца существовал в образе главного для них домашнего животного – коня и носил имя ХОРС (хорош-ий, крас-ивый). Англичане, будучи консервативными, бережно сохранили в своем языке это древнее слово индоевропейцев. У них «конь» и поныне - HORSE (произносится по-древнему: HOS)».

     Литвиненко, также как Богомолов в своих исследованиях затрагивает один из важнейших вопросов, а именно происхождение и формирование воинского (позднее дворянского) сословия, имеющих одни и те же истоки. Вот что она пишет: «…на санскрите, самом близком к русскому древнем языке, «бык» звучит как «багу» (бхагу), откуда и взялось слово «бахутва» (богатство). На древнеиранском «бык», а также и «бог» - «бага».  А на башкирском (тюркском) – «бога» или «буга». Вот откуда произошло наше слово «Бог»! В глубокой древности быку поклонялись как богу, его статуи отливали из золота (золотой телец!). Культ быка был распространен повсеместно, проник он и на Ближний восток, в переднюю Азию и Египет. Но чтобы сделать быка домашним животным, надо было его укротить, «взять быка за рога»! Это было задачей воинов-торов или отыров. Вообще бог воинов у скандинавов, например, звался - Тор, у кельтов – Таранис, воин у народов коми и манси – отыр… Так вот: воины, укротившие быков, носили названия: у славян – бог-отыр (богатырь), у иранцев и монголов – баг-адур (багадур), у тюрок – баа-тыр (батыр), у осетин – беттыр, у испанцев – мат-адор, пик-адор, торе-адор… В более ранний период истории воина-укротителя называли: КОС-АТЫР (по-индийски: кош-атыр, кша-тыр – кшатрий). Таким образом кшатрии составили в индоиранском обществе касту воинов. А у ираноариев такой кастой были казаки».

      Вышеприведенное исследование отечественных историков и этимологов показывает нам тысячелетнюю историю формирования воинского сословия, к которому можно отнести кшатриев Руси – казаков, как дошедших до нас потомков древней воинской касты индоариев, их участие в государственном строительстве многих наций. Это лишний раз указывает на тот факт, что Россия имеет те условия справедливого общежительства, которые необходимы для сохранения древних самобытных культур народов, не размывая их в пространстве и времени. И уж точно видно, что казачество – это не группа беглых крестьян или шайка разбойников, как часто нам преподносили горе-историки, но этнокультурная группа, создавшая из своей профессиональной деятельности культуру, традиции и принципы социального и военного управления.

 Р.Леньшин - Москва

В. Заплатин - Москва

П.Бытко - Ростов-на-Дону

Г.Кавыкин - Ростов-на-Дону

 

как утверждал известный донской историк и краевед Н. С. Коршиков в 1829 г. А.С. Пушкин «принят в сословие донского казачества Таганрогского округа».

 

mgko-moscow.ru

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «КАЗАК» И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. Золотая Орда и зарождение казачества

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «КАЗАК» И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Происхождение слова казак и его значение составляет один из неразрешенных историками вопросов. Основная трудность при решении вопроса сводится к тому: имеет ли слово казак расовое происхождение, или оно возникло под влиянием бытовых, исторически сложившихся условий. Большое количество существующих определений этого слова, наличие народов, носящих название казак или близкое к нему по созвучию, давало основание для того и другого предположения.

Слово казак существовало в языках всех народов Востока, Средней и Малой Азии и других народов. Император Константин Багрянородный в конце 10 века в своих записках писал, что среди Кавказских народов живет народ, носящий название «к а з а к и». Существует много племенных названий по созвучию близких к слову казак.

Но под названием казак у разных народов существовали самые разнообразные по форме и содержанию понятия. У персов под словом казак разумелись люди, состоявшие на службе, оплачиваемые казной, по персидски «газа» и отсюда «газак». У арабов слово казак означало всадника, сражавшегося за веру и закон пророка. По–монгольски, «казых» или «казак» — означало — свободный воин, живущий обособленно в палатке, или, по другому понятию — броня, щит и крепкий оплот по охране границ, или военный страж.

Но под словом казак у многих народов существовали различные предметы домашнего обихода, а также название птиц и зверей.

Различные понятия, связанные со словом к а з а к, приводили историков к заключению, что слово это было перенесено с того или другого предмета на народ, живший в особых условиях, отличавшийся от других не расовым происхождением, а характерными особенностями.

В числе разнообразных определений понятия «казак», — наиболее верно отражает его смысл — это «вольный» человек. Происхождение слова к а з а к, или вольный человек, возникло в глубокой древности, и относится к эпохе героического народного эпоса. Человечество никогда не покидало мечты о «вольной и счастливой» жизни. Стремление к осуществлению этой мечты у человечества было тем более сильно, чем более жестокой и беспросветной казалась действительность. Мечта эта осуществлялась отдельными лицами, порывавшими со своей средой, племенем, уходившими «на волю», где устраивали жизнь независимо от других, по собственному разумению. Вокруг отдельных смельчаков собирались группы таких же искателей счастливой жизни. Собиравшиеся группы отдельных лиц превращались в боевые дружины и устраивали свою жизнь на основе дружбы, равенства и свободных бытовых отношений, и среди других народов получали название «к а з а к и», или «свободные люди».

Героический эпос всех народов украшен народными героями, богатырями, подвигами сильных и смелых людей, осуществлявших человеческие идеалы. В ходе исторического процесса дружины вольных людей превращались в племена, а потом в народ, продолжавшие существовать отдельно, или же сливались с другими народами, но сохраняя свое название — казаки.

Таким образом, казачество возникло на основе бытовых условий, сначала отдельными лицами или группами, а затем дружинами, впоследствии превратившихся в племенные образования, хранившие свои бытовые казачьи особенности, а также и свое название — казаки.

В половине 12 века в Восточной и Центральной Азии жили самостоятельные племена, носившие названия «казачьих орд». Наиболее значительная «казачья орда» жила в верховьях р. Енисея и занимала земли на востоке от озера Байкал и на западе до р. Ангара. В китайских хрониках орда эта называлась «хакасы», что, по исследованию европейских ученых, равнозначаще слову «казак». По запискам, оставленным современниками — «хакасы» или «казаки» принадлежали к индоиранской расе. Они были белокуры и светловолосы: высокие ростом, с зелено–голубыми глазами: храбры, горды и в ушах носили кольца. (Рихтер, немецкий историк 1763-1825 гг. «Иохим». Записки о Монголии).

По сведениям этих историков, казаки во время сражений не имели верховного управления; в сражениях они не строились в ряды, наступали быстро, а так же быстро и отступали. Среди этого племени казаков было сильно развито христианство, а по сведениям некоторых европейских историков «хакасы» или казаки были все христиане.

В пределах озера Балхаш существовала другая казачья «орда», называвшаяся, в зависимости от языковых особенностей: хасаки, кайсаки или же, в смешении с другими ордами, — «киргиз–кайсаки». Та и другая орда казаков, после завоевания монголами Средней Азии, вошли в состав их владений и в организации вооруженных сил монгол составляли части легкой конницы, выполнявшей вспомогательные задачи: несли службу по охране границ, внутренней безопасности, вели разведку и в сражениях первые начинали бой.

С расширением территорий и границ монгольских владений потребность в легкой коннице увеличивалась и количество ее должно было пополняться вновь завоеванными народами.

До появления монгол название «казаки» на Руси также было известно. В числе ее богатырей первым был «матерой казак Илья Муромец». Кроме того, в начале XI столетия, Тмутараканский князь, Мстислав, объединив под своей властью Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, привел с собой с Кавказа племена черкес и касогов. Присоединив к ним тюркские племена торнов и берендеев и поселив их на границах, образовал из них военные поселения для защиты границ от нападения азиатских орд, кочевавших в южно–черноморских степях. Среди этих племен одно называлось «казаки». Поселения эти существовали на границах южно–русских княжеств вплоть до нашествия монгол. По внутренней организации и роли, выполнявшейся этими поселениями в отношении русских княжеств, они были совершенно тождественны пограничным поселениям в составе Золотой Орды. Однако поселения, служившие охраной русских границ, до нашествия монгол русскими летописцами назывались: черкесы, торки, берендеи, черные клобуки и каракалпаки, но не носили общего названия «казаки». Только после покорения монголами русских княжеств и образования Золотой Орды название «казаки» установились за частью войск, составлявших среди вооруженных сил Орды части легкой конницы.

Части легкой конницы в составе монгольских войск формировались из числа покоренных народов. После распада Золотой Орды, части этой легкой конницы, под названием казаков, оказались на границах русских княжеств, и постепенно стали сливаться с русским народом.

Таким образом, вопрос появления казаков на исторической сцене России может быть разрешен путем изучения истории Империи Монгол и, главным образом, истории Золотой Орды, системы организации ее вооруженных сил, внутреннего управления, а также и положение русского народа под властью монгол.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Кто такие казаки - ликбез без эмоций.: ogbors

Наверное ни об одном российском этносе, нет столько выдумок, легенд, вранья и сказок - как про казаков.Само их происхождение, существование, роль в истории - служат объектом всевозможных политических спекуляций и псевдоисторических махинаций.

Давайте же попробуем спокойно, без эмоций и дешёвых трюков, разобраться - кто такие казаки, откуда они взялись, и что собой представляют на сегодняшний день...

Летом 965 года, русский князь Святослав Игоревич, двинул свои войска на Хазарию.Хазарское войско (усиленное отрядами разных кавказских племён), вместе со своим каганом, выступило ему навстречу.

К тому времени русские уже не раз наносили поражения хазарам - например, под командованием Вещего Олега.Но Святослав поставил вопрос по-другому. Он решил ликвидировать Хазарию полностью, без остатка.Этот человек был не чета сегодняшним правителям России. Задачи Святослав ставил перед собой глобальные, действовал решительно, быстро, без промедлений, колебаний и оглядок на чьё-то мнение.

Войска хазарского каганата были разгромлены и русские подошли к столице Хазарии, Шаркилу (в греко-византийских исторических документах известен как Саркел), расположенному на берегах Дона.Шаркил был построен под руководством византийским инженеров и представлял собой серьёзную крепость. Но видимо Хазары не предполагали, что русские двинутся вглубь Хазарии, а потому плохо подготовились к обороне. Быстрота и натиск сделали своё дело - Шаркил был взят и разгромлен.Однако Святослав оценил выгодное местоположение города - поэтому приказал основать на этом месте русскую крепость.Название Шаркил (или, в греческом произношении Саркел), в переводе означает "Белый дом". Русские, не мудрствуя лукаво, просто перевели это название на свой язык. Так появился на свет русский город Белая Вежа.

Аэрофотосъёмка бывшей крепости Белая Вежа, сделанная в 1951 году. Сейчас эта территория затоплена водами Цимлянского водохранилища.

Пройдя с огнём и мечом весь Северный Кавказ, князь Святослав добился своей цели - Хазарский каганат был уничтожен.Покорив Дагестан, Святослав двинул войска к Чёрному морю.Там, на части Кубани и Крыма, существовало древнее Боспорское царство, пришедшее в упадок и попавшее под власть хазар. В числе прочих, был там и город, который греки называли Гермонасса, тюркские кочевые племена - Тументархан, а хазары - Самкерц.Завоевав эти земли, Святослав перевёл туда некоторое количество русского населения.В частности, Гермонасса (Тументархан, Самкерц), превратился в русский город Тмутаракань (современная Тамань, на территории Краснодарского края).

Современные раскопки, ведущиеся в Тмутаракани (Тамани). 2008 год.

В это же время, пользуясь тем, что исчезла хазарская опасность, русские купцы основали в устье Днепра крепость Олешье (современный Цюрупинск, Херсонской области).Так русские переселенцы появились на Дону, Кубани и в низовьях Днепра.

Эксклавы Олешье, Белая Вежа, и Тмутаракань на карте Древнерусского государства XI века.

Впоследствии, когда Русь распалась на разные княжества - Тмутараканское княжество стало одним из самых сильных.Князья Тмутаракани принимали активное участие во внутрикняжеских междоусобицах Руси, а также проводили активную экспансионистскую политику. Например, в союзе с зависимыми от Тмутаракани северокавказскими племенами - организовали, один за другим, три похода на Ширван (Азербайджан).То есть, Тмутаракань - не была просто отдалённой крепостью на краю русского мира. Это был достаточно крупный город, столица независимого, и достаточного сильного княжества.

Однако, с течением времени, ситуация в южных степях, стала меняться в худшую для русских сторону.На место разгромленных и уничтоженных хазар (и их союзников), в опустевшие степи, стали проникать новые кочевники - печенеги (предки современных гагаузов). Сначала понемногу - потом всё активней (современникам это ничего не напоминает?..). Год за годом, шаг за шагом - Тмутаракань, Белая Вежа и Олешье, оказались отрезанными от основной территории Руси.Их геополитическое положение осложнилось.

А потом, на смену печенегам, пришли гораздо более воинственные, многочисленные и дикие кочевники, которых на Руси называли половцами. В Европе их называли куманами, или команами. На Кавказе - кипчаками, или кыпчаками.А сами себя эти люди всегда называли и называют до сих пор - КАЗАКАМИ.

Поинтересуйтесь как сегодня ПРАВИЛЬНО называется республика, которую мы, русские, знаем как Казахстан.Для тех кто не в курсе, поясняю - КАЗАКСТАН.И сами казахи, называются - КАЗАКАМИ. Это мы их называем казахами.

Ниже на карте - территория казахских (половецких, кыпчакских) кочевий, в конце XI - начале XII веков.

Территория современного Казахстана (правильно - Казакстана)

Отрезанные кочевниками от основной территории Руси, Олешье и Белая Вежа, начали постепенно приходить в упадок, а Тмутараканское княжество в конце концов признало над собой суверенитет Византии.Следует особо учитывать, что в ту эпоху, в городах жило не более 10% от всего населения. Основная масса населения, даже в самых развитых на тот момент государствах, состояла из крестьян. Поэтому запустение городов, не влекло за собой гибель всего населения, подчистую - тем более что никто из кочевых народов и не ставил никогда целью, устроить русским геноцид.Русские, как этнос, на Дону, Кубани, Днепре (особенно в глухих, укромных местах) никогда не исчезали полностью - хотя конечно смешивались с разными народами и частично перенимали их обычаи.

Плюс к этому, следует учитывать, что печенеги и половцы порой угоняли в рабство жителей пограничных русских земель - и смешивались с ними.А впоследствии, относительно цивилизовавшись - половцы начали потихоньку перенимать Православие, заключали с русскими различные договора. Например, князю Игорю (о котором рассказывает "Слово о полку Игореве") помог бежать из плена крещёный половец по имени Оврул.

Какое-то количество русских бродяг, людей с сомнительным прошлым - всегда тоненькими ручейками утекало в половецкие степи. Там беглецы старались селиться в такой местности, где присутствовало какое-то количество русских.Такое бегство было облегчено тем, что не требовало знания дороги - достаточно было просто идти вдоль Дона, или Днепра.

Это конечно не в один день делалось. Но как говорится - капля камень точит.

Постепенно, подобных бродяг-маргиналов стало столько, что они начали позволять себе организованные нападения на какие-то местности. Например, В 1159 году (обратите внимание - это был ещё ДОМОНГОЛЬСКИЙ период) на Олешье напал сильный отряд подобных бродяг (в ту пору их называли "берладниками", или "бродниками"; как они сами себя называли - неизвесно) которые захватили город и нанесли серьёзный урон купеческой торговле. Киевский князь Ростислав Мстиславович, а также воеводы Георгий Нестерович и Якун, вынуждены были отправиться вниз по Днепру с военным флотом, чтобы возвратить Олешье под княжескую власть...

Разумеется, та часть половцев, которая кочевала к востоку от Волги (в районе современного Казахстана) - в гораздо меньшей степени контактировала с русскими, а потому лучше сохранила свои национальные черты...

В 1222 году, на восточных границах половецких кочевий, появились неизмеримо более дикие и грозные завоеватели - монголы.К тому времени отношения половцев с русскими были уже такими, что половцы позвали русских на помощь.

31 мая 1223 года, состоялась Битва на реке Калке (современная Донецкая область), между монголами и объединёнными русско-половецкими силами. Из-за разногласий и соперничества между князьями - битва была проиграна.Однако затем, монголы, утомлённые долгим и трудным походом, повернули назад. И 13 лет о них ничего не было слышно...

А в 1237 году они вернулись. И всё припомнили половцам, которым устроили форменный геноцид.Если на территории современного Казахстана, монголы относились к половцам относительно терпимо (и потому половцы, они же казахи, сохранились как нация), то в южнорусских степях, между Волгой, Доном и Днепром - половцы подверглись тотальной резне.При этом русских (всех этих бродников-берладников), происходившие события касались мало, потому что жили такие бродяги в основном в труднодоступных местах, которые были просто неинтересны кочевникам - например в плавнях, на островах, среди болот, пойменных зарослей...

Нужно отметить ещё одну деталь: после нашествия на Русь, монголы иногда сами переселяли некоторое количество русских людей в такие места, где находились важные дороги и переправы. Этим людям давались определённые льготы - а от переселенцев, в свою очередь, требовалось поддерживать дороги и переправы в исправном состоянии.Бывало что в какую-то плодородную местность переселяли русских крестьян, чтобы они возделывали там землю. Или даже не переселяли, а просто давали льготы и ограждали от притеснений. Взамен - крестьяне поставляли определённую часть урожая монгольским ханам.

Ниже я привожу дословно отрывок из 15-й главы, книги "Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрука в лето Благости 1253. Послание Вильгельма де Рубрука, Людовику IХ, королю французскому".

"Итак мы с великим трудом странствовали от становища к становищу, так что не за много дней до праздника блаженной Марии Магдалины достигли большой реки Танаида, которая отделяет Азию от Европы, как река Египта Азию от Африки. В том месте, где мы пристали, Бату и Сартах приказали устроить на восточном берегу поселок (саsale) Русских, которые перевозят на лодках послов и купцов. Они сперва перевезли нас, а потом повозки, помещая одно колесо на одной барке, а другое на другой; они переезжали, привязывая барки друг к другу и так гребя. Там наш проводник поступил очень глупо. Именно он полагал, что они должны дать нам коней из поселка и отпустил на другом берегу животных, которых мы привезли с собою, чтобы те вернулись к своим хозяевам; а когда мы потребовали животных у жителей поселка, те ответили, что имеют льготу от Бату, а именно: они не обязаны ни к чему, как только перевозить едущих туда и обратно. Даже и от купцов они получают большую дань. Итак там, на берегу реки, мы стояли три дня. В первый день они дали нам большую свежую рыбу – чебак (borbotam), на второй день – ржаной хлеб и немного мяса, которое управитель селения собрал, наподобие жертвы, в различных домах, на третий день – сушеной рыбы, имевшейся у них там в большом количестве. Эта река была там такой же ширины, какой Сена в Париже. И прежде чем добраться до того места, мы переправлялись через много рек, весьма красивых и богатых рыбою, но татары не умеют ее ловить и не заботятся о рыбе, если она не настолько велика, что они могут есть ее мясо, как мясо барана... Итак, мы были там в великом затруднении, потому что не находили за деньги ни лошадей, ни быков. Наконец, когда я доказал им, что мы трудимся на общую пользу всех христиан, они дали нам быков и людей; самим же нам надлежало идти пешком. В то время они жали рожь. Пшеница не родилась там хорошо, а просо имеют они в большом количестве. Русские женщины убирают головы так же, как наши, а платья свои с лицевой стороны украшают беличьими или горностаевыми мехами от ног до колен. Мужчины носят епанчи, как и Немцы, а на голове имеют войлочные шляпы, заостренные наверху длинным острием. Итак мы шли пешком три дня, не находя народа, и когда сильно утомились сами, а равно и быки, и не знали, в какой стороне можем найти татар, прибежали внезапно к нам две лошади, которых мы взяли с великою радостью, и на них сели наш проводник и толмач, чтобы разведать, в какой стороне можем мы найти народ. Наконец, на четвертый день, найдя людей, мы обрадовались, как будто после кораблекрушения пристали к гавани. Тогда, взяв лошадей и быков, мы поехали от становища к становищу, пока, 31 июля, не добрались до местопребывания Сартаха."

Как видим, по свидетельству европейских путешественников, в южных степях вполне можно было встретить совершенно легальные русские поселения.

Между прочим, этот же самый Рубрук свидетельствует, что тех русских, которых монголы угоняли из России - они нередко заставляли пасти скот в степях. Оно и понятно - таких учреждений как каторга, тюрьмы, или рудники, у монголов не существовало. Рабы занимались тем же, чем и их хозяева - пасли скот.И разумеется, такие пастухи нередко бежали от хозяев.А порой и не бежали - а просто оставались без хозяев, когда монголы начинали резать друг друга во время междоусобиц...И усобицы эти происходили - чем дальше, тем чаще.Спутниками междоусобиц - нередко были всевозможные эпидемии. Медицина, понятное дело, находилась в зачаточном состоянии. Рождаемость была высокой, но дети частенько умирали.Как результат - кочевников в степи становилось всё меньше.А русских всё прибывало. Ведь ручеёк беглецов из русских земель - не иссякал никогда.

Понятно что сами беглецы, маленько оглядевшись, начинали ориентироваться в местных реалиях. Разумеется, они находили общий язык с остатками уцелевших половцев. Роднились с ними - ведь среди беглецов преобладали мужчины.И довольно быстро узнавали, что на самом-то деле, никаких половцев нет - есть КАЗАКИ.Даже те русские, которые не смешивались с казаками (половцами) - всё равно активно употребляли такое слово как казак.Это ведь всё-таки была земля казаков, пусть и подвергнутых геноциду, пусть и мешавшихся с русскими.Они уходили к казакам, они жили среди казаков, они роднились с казаками, они сами в конце концов, пусть и далеко не сразу, стали именовать себя казаками (поначалу - в переносном смысле).

Постепенно, с течением времени, русский элемент в бассейнах Дона и Днепра стал преобладать. Русский язык, который и в домонгольские времена уже был знаком половцам - стал доминировать (не без искажений и заимствований конечно).

Бессмысленно сегодня спорить - где именно зародилось "казачество": На Днепре, или на Дону. Это спор беспредметный.Процесс освоения новым этносом низовьев Днепра и Дона - происходил практически одновременно.

Столь же бессмысленно спорить - кем являются казаки: украинцами, или русскими.Казаки - это отдельный этнос, который сформировался в результате смешения выходцев с территории Руси (впрочем - выходцы из других стран тоже присутствовали) с теми народами, с которыми они соседствовали (например - через взаимные похищения женщин). При этом какие-то группы казаков могли переходить с Днепра на Дон, или с Дона на Днепр.

Чуть медленнее, но тоже почти одновременно - шло формирование таких групп казаков как терские и яицкие. На Терек и на Яик, добраться было несколько сложнее, чем в низовья Дона и Днепра. Но потихоньку и туда добирались. И там смешивались с окрестными народами: на Тереке - с чеченцами, на Яике - с татарами и теми же половцами (казаками).

Таким образом, половцы, присутствовавшие на громадных пространствах великой степи, от Дуная до Тянь-Шаня, дали своё имя тем переселенцам из числа славян, которые осели на бывших половецких землях, к западу от реки Яик.Но к востоку от Яика - половцы как таковые сохранились.Так и появились две очень разные группы людей, называющих себя одинаково, КАЗАКАМИ: собственно казаки, или половцы, которых мы называем сегодня казахами - и смешанный с окрестными народами русскоязычный этнос, именуемый казачеством.

Разумеется, казачество неоднородно. На разных территориях, смешение шло с разными народами и с разной степенью интенсивности.Так что казаки - это не столько этнос, сколько группа родственных этносов.

Когда современные украинцы пытаются называть себя казаками - это вызывает улыбку.Называть казаками всех украинцев - это всё равно, что называть казаками всех русских.

При этом отрицать определённое родство между русскими, украинцами и казаками - бессмысленно.

Итак - постепенно, из разных групп смешанного населения окраин (при явном преобладании русской крови и русского языка), сформировались, если можно так выразиться, разные орды, отчасти копировавшие образ жизни соседних азиатов и кавказцев. Запорожская орда, Донская, Терская, Яицкая...

Тем временем Россия оклемалась от монгольского нашествия и начала расширять свои границы - которые в конце концов соприкоснулись с границами казачьих орд.Произошло это в царствование Ивана Грозного - которому пришла в голову простая как всё гениальное, мысль - использовать казаков, как заслон против набегов азиатов на русские земли. То есть - полуазиатов, близких России по языку и вере, использовали как подушку безопасности против азиатов настоящих.

Так началось постепенное приручение казачьей вольницы русским государством...

После того как было присоединено Причерноморье и исчезла опасность крымско-татарских набегов - запорожские казаки были переселены на Кубань.

После подавления пугачёвского бунта, реку Яик переименовали в Урал - хотя она, в целом, к Уралу как таковому, почти не имеет отношения (только начало берёт в Уральских горах).А яицких казаков переименовали в уральских - хотя они живут, большей частью, вовсе не на Урале. От этого происходит некоторая путаница - порой к казакам причисляют жителей Урала, к казачеству отношения не имеющих.

Когда русские владения расширились на восток - часть казаков была переселена в Забайкалье, на Уссури, на Амур, в Якутию, на Камчатку. Впрочем - в тех местах порой в разряд казаков зачисляли чисто русских людей, никакого отношения к казачеству не имевших. Например - казаками окрестили первопроходцев, соратников Семёна Дежнёва, выходцев из города Великий Устюг (то есть - с Русского Севера).

Иногда в разряд казаков зачисляли представителей некоторых иных народов.Например - калмыков...

В Забайкалье - казаки изрядно смешались с китайцами, маньчжурами и бурятами, усвоили некоторые привычки и обычаи этих народов.

На фото - картина Е. Корнеева "ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ" 1802. Гребенские - это "ответвление" терских.

Картина С. Васильковского "ЗАПОРОЖЕЦ В ДОЗОРЕ".

«Зачисление в казаки пленных поляков армии Наполеона, 1813 г.» Рисунок Н. Н. Каразина изображает момент прибытия пленных поляков в Омск после того, как они, уже разверстанные по казачьим полкам, под наблюдением Сибирского войска казачьего ротмистра (есаула) Набокова, один по одному переодеваются в казачьи мундиры.

Урядники Ставропольских и хопёрских казачьих полков. 1845-55 гг.

"ЧЕРНОМОРСКИЙ КАЗАК". Рисунок Е. Корнеева

С. Васильковский: "ГАРМАШ (КАЗАК-АРТИЛЛЕРИСТ) ВРЕМЁН ГЕТМАНА МАЗЕПЫ".

С. Васильковский: "УМАНСКИЙ СОТНИК ИВАН ГОНТА".

Казаки лейб-гвардии Уральской казачьей сотни.

Кубанские казаки в мае 1916-го.

Надо сказать что постепенно, с развитием прогресса - войны стали всё более техногенными. В этих войнах казачеству отводилась сугубо второстепенная, а то и третьестепенная роль.Зато казаков стали всё активнее привлекать к самой грязной, "полицейской" работе - в том числе для подавления восстаний, разгона демонстраций, для террора в отношении потенциально недовольных, даже для репрессивных акций против несчастных староверов.

И казаки - вполне оправдывали ожидания властей.Потомки беглецов от неволи - стали царскими холуями. Усердно полосовали нагайками и рубили шашками недовольных.

Ничего не попишешь - смешиваясь с кавказцами и азиатами, казаки впитывали в себя и некоторые черты азиатско-кавказского менталитета. В том числе такие как жестокость, подлость, хитрость, коварство, продажность, неприязнь к русским (или как выражаются казаки - "иногородним"), страсть к грабежам и насилию, лицемерие, двуличность.Генетика - вещь беспощадная...

Как результат - население России (в том числе и русские) стало смотреть на казаков как на инородцев, башибузуков на службе у самодержавия.А ЕВРЕИ (которые вообще не умеют прощать и по части жестокости переплюнут любых казаков) - ненавидели казачество до дрожи в коленках.

Считается, что после Октябрьской революции 1917 года, казаки решительно встали на сторону самодержавия и были опорой белого движения.Но тут многое преувеличено.На самом деле - казаки вовсе не горели желанием воевать за интересы белых. В казачьих областях были сильные сепаратистские настроения.Однако когда большевики пришли на казачьи земли - они моментально восстановили против себя казаков дичайшими репрессиями и запредельной жестокостью. Быстро выяснилось, что от большевиков казакам пощады ждать не приходится. Комиссары-евреи, в других ситуациях как огня боявшиеся великорусского шовинизма, в данном случае, наоборот - активно подогревали неприязнь русских мужичков к казакам.Если другим народам (даже тем, которые вовсе об этом не просили) большевики охотно давали автономию, провозглашая кучу всяких национальных республик (впрочем - во главе всех этих республик, как правило, оказывались опять же, евреи) - то с казаками никто на эту тему даже не пытался разговаривать.Именно поэтому и только поэтому, казаки ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ поддержать белое движение. При этом, приносили белогвардейцам - сколько пользы, столько и вреда.Казачьи интриги за спиной у русских лидеров белого движения - не прекращались никогда.

В конечном итоге - белые потерпели поражение.На казаков обрушились репрессии. Вплоть до того, что в иных местностях расстреливалось всё мужское население старше 16 лет.До 1936 года, казаков не призывали в красную армию.Казачьи области - были тщательно переименованы. Никакого Забайкалья - только Читинская область! Никакой Кубани - только Краснодарский край. Никакой Донской области, или Донского края - только Ростовская область. Никакой Енисейской губернии - только Красноярский край.А земли Семиреченского и Уральского казачества - вообще вошли в состав иных республик (Киргизии и Казахстана).Некоторое время само слово "казак" было исключено из обихода. Казаками  в СМИ и литературе, называли сугубо казахов.Отношение к казакам потеплело лишь после того, как Сталин укрепил свою власть и твёрдо встал на ноги, разгромив всех своих врагов...

В дальнейшем, при поздней советской власти - казаки были вполне ей верны и, наряду с УКРАИНЦАМИ, были одними из самых верных её холуёв.

Сегодня принято считать, что казаки ассимилированы в русской среде.В реальности - ничего подобного. Если этнос не имеет национально-политической автономии - это ещё не значит, что этноса нет.Казаки явно отличаются от русских - как менталитетом, так и внешним видом.

Частенько за казаков выдают себя какие-то ряженые клоуны, которые всерьёз думают, что казаки - это просто такое военно-служивое сословие. Поэтому, дескать, достаточно напялить на себя мундир, кучу орденов (непонятно за что полученных) и произнести определённую присягу - всё, ты уже стал казаком.Ерунда конечно. Казаком невозможно "стать" - как невозможно "стать" русским, или англичанином. Казаком можно только родиться...

Очень часто преувеличивается роль казаков в российской истории.А порой наоборот - преувеличиваются беды, принесённые нашей стране казаками.На самом же деле - казаки принесли существенную пользу России, на определённом этапе её развития. Но и без них - Россия вовсе не погибла бы.Вред от казаков был - но и польза была.

Казаки не герои и не монстры - это просто отдельный этнос, со своими достоинствами и недостатками. Точнее - группа близкородственных этносов.И было бы неплохо, если бы у казаков появилось своё государство - допустим, где-нибудь в Австралии, в Африке, или в Латинской Америке. Если бы они все в это государство переехали - я пожелал бы им счастья и процветания на их новой Родине.Всё-таки мы с ними разные. Очень разные...

P.S. Вверху картина И. Репина "КАЗАКИ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ".

ogbors.livejournal.com