Древняя культуры и цивилизация казахов, Истоки казахской культуры . Казахская культура древнего мира


Древняя культуры и цивилизация казахов, Истоки казахской культуры .

Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснения и рекомендации)

I. Организационные вопросы

II. Повторение пройденного материала

 Какие факторы влияли на культуру и обычаи славян?

- Какие изменения в культуре произошли в период феодальной раздробленности?

-Какие существенные изменения в культуре происходили в период монгольских завоеваний?

Какие архитектурные стили распространены в период средневековья?

III.Изложение нового материала Современный Казахстан переживает период национального возрождения[1]; в докладе президента Н. А. Назарбаева[2] перемены в стране характеризуются как возрождение национальной государственности[3][4]. Так же возрождаются и народные ремесла[5][6], народные обычаи, обряды и национальные виды спорта[7], религия титульной нации[8][9][10], национальное образование и казахский язык[11][12], песенный жанр и стихосложение на казахском языке[

Очень много различных понятий, характеризующих культуру Казахстана, и каждое заслуживает отдельной статьи.

Предметы быта, такие как: Юрта, Степные зергеры, Пиала, Национальная одежда казахов, Тюбетейка, Саукеле.

Музыкальные инструменты: домбра, кобыз.

Множество специальных названий для профессий и положения в обществе: Акын, Бий, Жырау, Каган, Хан, Батыр.

Множество терминов обозначающих праздники и мероприятия.

  • Айтыс

  • Наурыз

  • алтыбакан — качели на шести столбах

  • «Шежире» (Шежіре) — особая форма исторической памяти народа, посвященная истории, так называемая «степная устная историография».[

Основная статья: Казахские традиции

В Казахстане к традициям относятся очень серьезно.

  • Историческая традиция и экономические возможности легли в основу разработки внешнеполитических задач и играют там определенную и важную роль. Эти задачи были поставлены Главой государства как первостепенное, и они нашли отражение во внешнеполитической концепции Казахстана.[15]

  • Традиция оказалась одной из составляющих девиза председательства Казахстана в ОБСЕ (четыре «Т» — «trust» (доверие), «tradition» (традиции), «transparency» (прозрачность) и «tolerance» (толерантность)).[16]

  • На этих же принципах (4T) базируется Доктрина национального единства

 Казахская кухня

Основные блюда являются мясными, Одно из популярных казахских блюд называется «Ет» (мясо), это блюдо часто называется и известно в русскоязычной литературе и прессе как бешбармак, из варёной свежей баранины с кусочками раскатанного варёного теста (камыр). Также популярны куырдак (жареные кусочки печени, почек, легких, сердца и т. п.), кеспе или салма (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом). К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы — казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта, шужык. Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у пастухов фаршированный желудок, испекаемый в золе (аналог хаггиса), но сейчас он относится к экзотике даже у казахов.

Популярными блюдами являются: «сiрне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса и моркови)

Из рыбных блюд наиболее известен Коктал — рыба горячего копчения, заправленная овощами.

hello_html_m72f65e08.jpg

Куырдак — традиционное казахское мясное блюдо

Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина. Использование рыбы и морепродуктов традиционно для жителей побережья Каспия и Арала. В связи с кочевым образом жизни, птица не разводилась, и присутствовала лишь в качестве дичи у охотников.

Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс (кислое кобылье молоко), шубат (кислое верблюжье молоко), сут (коровье молоко), айран (кефир), каймак (сметана), кілегей (сливки), сары-май (подсоленое сливочное масло), сузбе (творог), катык (среднее между простоквашей и творогом), курт (высушенный солёный творог), иримшык (сушеный творог из овечьего молока), шалап или ашмал (жидкий йогурт), коже (напиток со злаками) и др.

К известным сладостям относится «шертпек» — это смесь меда и конского жира от «казы». В основном было на дастархане у казахских баев.

Традиционный хлеб трех видов: баурсаки — жареные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста, лепешки жаренные в кипящем масле -шелпек и «таба-нан», тандырный — лепешки, испечённые в глиняных сковородах под кизяком. Наиболее распространёнными являются баурсаки, так как они легко готовятся в походных условиях — в казане, и ныне традиционно готовятся для любого праздника, несомненно являясь дополнительным украшением праздничного стола, в то время, как тандырный требует тандырных печей и пёкся в основном в оседлых местах (города на Великом Шёлковом Пути, некоторые зимние стойбища с пастбищами (қыстау — зимовья)).

Также: «талкан», «жарма», «жент», «балауыз», «балкаймак», Токаш, Чак-чак

Основные разновидности традиционного хлеба: Таба-нан (таба-сковорода) — хлеб испеченый на углях (тесто печется меж двух сковород),баурсак (маленький колобок), шельпек (тонкая лепёшка), шек-шек (чак-чак) и тандыр-нан.

Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием. Причём, чай по-казахски — это крепкий чай со сливками, так же, как чай по-английски. Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире — 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения, в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения.

IV. Закрепление нового материала. Фронтальный опрос

(выполнение заданий, оценка знаний и др.)

 Каковы особенности культуры и цивилизации Казахстана эпохи

древности?

V. Домашнее задание:

«Каковы особенности архитектуры складываются в данный период времени?»

-«Что влияло на развитие материальной культуры?»

-«Чему поклонялись сакские племена?»

Кузембайулы А., Еркин Э. История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов/ Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 г.

VІ. Подведение итогов урока.

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)

Отметить активность на уроке, высказать замечания, ответить на вопросы, поставить оценки.

infourok.ru

Материальная культура казахов. Обычаи и обряды.

Жилище казахского народа — замечательный памятник матери­альной культуры. Оно делилось на зимнее и летнее, отличаясь вели­чиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких перенос­ных жилищах, зимой—в постоянных теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «кара там». Юрта — разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока, состояло из «кереге» — остова (деревянная решет­ка), сферического купола — «шанрак», радиально расположенных жердей (уык). Размер юрты зависел от количества крыльев — канат (частей кереге). Юрта, состоящая из 12 крыльев, имела площадь в 100—120 кв. м. 12,-15,-18 — канатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в.

Каждая решетка (кереге) состоит из 36 планок — «саганак», изогнутых посередине. Решетки бывают двух видов: из массивных планок мелкой квадратной сеткой — «тор коз» и тонких планок крупной сеткой — «жел коз». Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема. Двустворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетка каркаса юрты снаружи обкладыва­лась циновками из тростника — шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту по­крывали туырлыки, от шанырака до низа свода- узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами — бсльдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстя­ных нитей.

По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белыми войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты — отау. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Малень­кие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже на лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады и другие подсобные помещения.

Походные юрты можно отнести к типу специализированных, пред­назначавшихся для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем был шатер — «курке», состоявший из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще использовались в похода юрты «жолама уй», состоявшие из трех-четырех решеток — кереге и уыков.

Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместитель­ные подвижные жилища на колесах куйме. Они покрывались тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.

Центр юрты — ошак — служил местом приготовления пищи и обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты — тор — для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босага». Направо от входа располагались утварь и посуда, слева — конская сбруя. Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской — шымылдык.

Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распрос­транены были войлочные ковры текемет, войлочные ковры с аппли­кациями — сырмык, менее — тканые ковры клем. Существовало два вида ковров—безворсовые —такырклем —и ворсовые—тукти клем. Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные апплика­циями, инкрустацией и вышивкой, назывались «тускииз».

Утварь и посуда хранились в подвесных сумках (аяк-кап), войлоч­ных коробках (шабдан), ковровых сумках (коржын), состоящих из двух равных карманов и соединяющих их переметной частью. Непре­менным атрибутом каждой юрты были сундуки. Деревянные предме­ты — подставки — (жук аяк), коробы для продуктов (кебеже) (адалба-кан) украшались художественной резьбой.

Во многих районах Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового кирпичам дерна. По материалу изготовления их называли «агаш уй», «жер уй», «кирпиш уй». Пло­щадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава семьи, но в целом оно было максимально приспособлено к кочевому образу жизни.

В народном костюме казахов отразились древние традиции, свя­занные с этническими, экономическими и климатическими услови­ями. Одежда изготавливалась из сукна, шерстяных и шелковых тка­ней, войлока и меха. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайгаков и тигров, мех енота, соболя, куницы, горнос­тая. Из шкур шились шубы (тон). Шубы из меха пушных зверей назывались «ишик» и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком—бас тон, синим сукном—кок тон, парчой—барша тон. Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребячьих — жаргак тон. Из козьих шкур выщипывали длинные волоски, оставляя лишь под­шерсток, и шили шубы «кылка жаргак».

Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV—XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов—кебенек и халат из тонкого белого войлока

—каттау. К старинным видам одежды относится также шекпен — длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат — шапан, шившийся из шерстя­ных и шелковых тканей.

Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской — из туникообразного платья (койлек) и безрукавки (женсиз камзол). Для приготовления женской одежды использовались хлопчатобумажные и шелковые ткани, бар­хат.

Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор — калпак — из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались ак калпак, шляпы с широкими, загнутыми наверх полями — аир калпак. Весной и осенью казахи носили шапки борик, круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно оторочен­ные мехом. Зимние шапки — треухи назывались «тымак».

Борик девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки называ­лись «камшат борик», вышитые золотом — «алтын борик», украшен­ные кораллами — «калмаржан борик». Летние легкие шапочки из бархата или парчи — «такия» — украшались пучками перьев, вышив­кой серебром и золотом.

Из женских головных уборов наиболее оригинальным был свадеб­ный убор саукеле — высокий, конусообразный, украшеный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани — кимешек.

Мужская и женская обувьтакже отличались разнообразием. Муж­ские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етик», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды—бир така, а также ичиги — маси — из козлиной юфти и калошы — кебис — из более плотной кожи. Зимой носили саптама етик, бедняки — шокай и шарке.

Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли — кебис. Богатые женщины носили орнаментированные сапоги — кестели етик, туфли на высоких каблуках из зеленой кожи — «кок сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.

Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка — белдик. Пояса из кожи, украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией, полу­драгоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались «кисе». У юношей пояса не были набор­ными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также мягкие кушаки — кур.

Женские украшения изготавливали из золота, серебра, драгоцен­ных камней. Массивные серебряные браслеты «блезик» покрывали позолотой и инкрустацией. Серьги изготовляли в основном из сереб­ряной проволоки в виде дужек, колец с подвесками из самоцветов, часто — из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.

Широко использовались накосные украшения — шашбау—в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой кольцами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставка­ми из цветных камней. К накосным украшениям относились и под­вески «шолпы».

Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались встав­ками из цветных камней.

Казахские ювелиры изготавливали и другие украшения: нагруд­ные — омырауша, онир-жиек, «бой тумар», застежки к поясам — ильгек, фигурные бляхи к саукеле—шылтыр, массивные шаровидные пуговицы — торсылдак туйме, булавки — туиреуиш.

При изготовлении женских украшений применялась различная техника: литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, черне­ние, зернь, эмаль.

Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли — кылыш; мечи — селебе, палаши — семсер. Широко использовались шпаги — сапы, кинжалы — канжар, длинные ножи с изогнутым клинком —жеке ауыз, длинные узкие ножи — буйда пышак. Наиболее распространенным орудием были лук — садак и стрелы. Наконечники стрел были различных форм: четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья — найза — имели стальной нако­нечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили кожаные и металлические доспехи — сауыт — стальные кольчуги из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожа­ных щитов, обшитых железными пластинами.

С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фитилем и украшением насечкой серебром—билтели мылтык, без насечки—кара мылтык, с коротким стволом—самкал. Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кош». Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины «сойыл» и шокпар из березовых жердей, однако, во время войны они редко употреблялись.

Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продук­тов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготавливали кумыс (кымыз), из верблюжьего — шубат. Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров.

Один из любимых напитков казахов было кислое молоко — айран. Смесь айрана с водой называлась «шалап». Из молока сбивали масло— сары май. Для длительного хранения масла его промывали холод­ной водой, солили и укладывали в бараний желудок — карын. Важноеместо в рационе казахов занимали сыры. Высушенный на солнцетворог — курт употреблялся в пищу зимой, растворяемый в горячем бульоне, изготавливались другие виды сыров — сары иримшик, акиримшик и др.

Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Ос­новными продовольственными культурами были просо, реже — пше­ница и рожь. Из проса казахи готовили пшено — тары, шедшее на приготовление пшенной похлебки тары коже. Жареное пшено ели с молоком, маслом: приготовляя из него толокно — тапкан. Из пшена мололась мука, приготавливались пресные просяные лепешки — тары табанан. Из пшена готовилось праздничное блюдо «жент».

Пшеница ценилась более. Из нее готовили похлебку бидай коже, талкан и жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек (таба нан), лапши (кеспе), обжаренного в сале теста (баурсак). Рожь и ячмень занимали в рационе казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов (палау) и кашу (ботка). 

Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась конина, из которой приготавливали различные блюда: подкожный жир верхней части шеи (жал) и жир области крупа (жая). Из прямой кишки готовили «карта», из реберного мяса с подпозвоночным жиром — «казы». Колбасы из мяса, других частей туши назывались шужик.

Баранина употреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо — основное блюдо казахов — подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и без него. Бульон (сорпа) употреблялся после мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелкими кусками на медленном огне, назывались «куырдак».

Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена к подвижному образу жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посуды использовались специальные чехлы «шыныкап», например: для чашек — большей частью из войлока, реже — деревянные и плетеные.

Самой разнообразной по форме, размерам и назначению была кожаная посуда: саба, суйретпе, торсык, мес и др. Саба шили из специально обработанной лошадиной шкуры, иногда из шкур круп­ного рогатого скота. При согуме (заготовке мяса на зиму) для саба специально оставляли шкуры, предпочтительно с хорошо упитанных и здоровых животных. Шерсть со шкур снимали, кожу размягчали квашеным молоком, сывороткой, куртом, затем мыли, сушили и посолив, сохраняли до весны. С наступлением весны ее коптили в специальных коптильнях.

Разнообразны и красочны были деревянные ковши для разливки кумыса (шомиш, ожау), нередко украшенные резьбой, инкрустацией из серебра и кости. Обязательной принадлежностью кухонной утвари был металлический котел (казан), в оседлых районах Казахстана широко использовалась керамическая посуда.

Материальная культура казахов отражала особенности хозяй­ственной жизни народа, основывалась на традициях культуры пред­шествующих поколений степных скотоводов. Хозяйственно-эконо­мический уклад, пища, одежда была наиболее приспособлены к тем природным условиям, в которых они жили.

Материальную и духовную жизнь народа отражают традиции и обычаи. Много исторически ценного имеется в социальной, юриди­ческой и хозяйственно-бытовой терминологии казахов, сохранив­шейся в исторических преданиях.

Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале «кудалык салт». Отношения родителей невесты к жениху были сво­бодны от многих обрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калыма жених имел право тайно посетить невесту, и его первое посещение (урын-келу), обычно скрытое от родителей невесты, происходило в доме брата или родственника невесты. Вто­рое посещение жениха было открытым и носило название «калындык ойнау».

В XV—XVII вв. ислам не имел большого влияния на семейную жизнь казахов, не было обряда венчания невесты в присутствии муллы. Супружеские узы (жубайлык) скреплялись общим одобрени­ем народа, пением хоровых песен «жар-жар», исполнявшихся на свадебном торжестве.

«Жар-жар» — песня-состязание. Ее поют обычно две группы молодежи: мужская, возглавляемая женихом, женская — невестой.

Песня рассказывает о положении женщины в патриархальной семье, выражает грусть девушки в связи с переходом в другой аул, другую среду, разлукой с родными, удалением от родных мест. Пере­живания невесты, часто отягощенные сознанием того, что она выхо­дит замуж против своей воли, выливались в искренние и волнующие песни-плачи (сынсу, «Кыз-танысу»), в которых она, прощаясь с род­ными и аулом, выражала свою печаль.

Традиция требовала, чтобы девушка в сопровождении подруг с прощальной песней посетила каждую юрту своего и ближних аулов. Это прощание девушки с родными у казахов называлось «кыз-таны­су».

В ауле жениха невесту встречали традиционным песнопением «бет-ашар» (открывание лица невесты). Он имел свой каноническийтекст из двух частей: в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха, вторая часть состояла из назида­ний и наставлений невесте, только что переступившей порог своего семейного очага.

Помимо калыма со стороны жениха готовились обрядовые подар­ки: матери — сут-акы (за молоко матери), отцу—той мал (свадебные расходы), братьям невесты — тарту (седла, пояса и т. п.) близким родственникам невесты — каде. Беднякам нередко в таких случаях оказывали помощь родственники и друзья. Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести так называ­емый каргы-бау—залог верности сговора, кит—подарки сватающим. Приданое (жасау) невесты обходились им очень дорого, иногда пре­вышая стоимость калыма. Родители заказывали свадебный головной убор (саукеле) и повозку (куйме). Богатые родители снабжали невесту летним жилищем (отаутигипберу) со всем оборудованием.

Погребальные обряды XV—XVIII вв. были смешанными: основы­вались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа «танир». У казахов существовала вера в загробную жизнь. Поэтому вместе с покойником в могилу клали лук, копье, седло, голову любимого коня, оставляли умершему пищу и питье. В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очище­нию огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Ханов хоро­нили в Туркестане, в мечети Ходжи Ахмеда Ясави. В дальнихрайонах на время зимы покойников подвешивали на лесину (соре) и лишь с наступлением теплой погоды отвозили в Туркестан или другое место, считавшееся священным.

Надгробные сооружения казахов строго дифференцированы в зависимости от социального положения умершего. Наряду с надгро­биями из сырцового кирпича в XV—XVII вв. еще существовала древняя традиция - насыпного холма из камня.

По древнему обычаю покойника долго оплакивали, в знак выра­жения скорби женщины царапали себе лицо (бет-жырту). Жена, соблюдая траур по умершему мужу, в течение года, носила черный головной убор (кара-салу). Лошадь покойника, на которой он ездил при жизни (если это был богатый человек), покрывали траурной попоной. По истечении года траур снимался, сооружался надгробный памятник и справлялись поминки. Лошади подрезали хвост, а затем закалывали ее. Голову, копыта и шкуру коня клали на могилу хозяи­на.

Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества, посвященные важнейшим событиям жизни — свадьбе, рождению ребенка, поминкам (ас) и др. Некоторые из них носили религиозный характер. На праздниках устраивались игры: скачки (байге), борьба джигитов-силачей (курес), борьба всадников. Для участников игр назначались ценные призы. День Нового года (на-урыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов-импровизаторов (айтыс).

Каждому большому празнику сопутствовали спортивные народ­ные игры кок - бори (серый волк) и кыз-бори (волк-дева), генетически восходящие к древним тотемическим представлениям. Более массовый характер носили спортивная военная игра — жарыс (конное состязание) и большая облавная охота (аба, камаргы). Сложным видом спортивных состязаний был алтын-кабак (стрельба в золотой диск). Меткие стрелки (мерген) получали ценные награды. Позднее наряду с алтын - кабак получила распространение стрельба в серебря­ный диск (жамбы ату).

Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основными центрами распространения ислама были Туркестан, Хорезм и Бухара. Среди казахов ислам глубоко не укоренился, народные массы еще были далеки от догматов ислама и по-прежнему выполняли обряды древней религии, согласованной на культе «танир» (поклонение небу). Уже в древнетюркское время она приобрела характер единобо­жия (бир танир). В XV—XVIII вв. культ «танир» еще соперничал с исламом. Вопреки предписаниям ислама казахи почитали культ предков, имели изображения своих отцов (буттенгри).

Проявления язычества преследовались мусульманским духовен­ством. Бухарские шейхи и казии, вдохновленные ханом Мухаммедом Шейбани (XVI в.), приняли решение (фетва), по которому казахи считались идолопоклонниками, а значит, отступниками от ислама. Они рекомендовали хану объявить газават (священную войну) каза­хам и уничтожить человеческие изображения.

В мировоззрении народных масс в XV—XVII вв. господствовали анимистические представления и культ силы природы, сохранившие черты древней мифологии, в частности, признание борьбы двух на­чал: доброго (кие) и враждебного (кесир). Сущность анимизма за­ключалась в одухотворении природных явлений, представлении о том, что за каждым явлением природы скрывается дух, который управляет им. Казахская мифология запрещала рвать весеннюю зеленую траву, ибо в ней люди видели непрерывность жизни. Казахи почитали дух земли (жер-ана) и воды (су-ана). Сохранилось и древ­нейшее название священного огня — алас. По казахскому поверью, огонь — покровитель жилища домашнего очага. Невестка при вступ­лении в новую семью должна была поклониться огню в большом доме, принести жертву огню, поливая в него масло (отка май кую).

У казахов сохранился древний обряд очищения огнем (аластау) от древнего слова «алас» — ночной свет, священный огонь. Этот обряд совершался при перекочевке с зимовки на джайлау. С древних времен сложилось поверье, что на зимних стойбищах люди часто грешат, так как в жилищах водятся «нечистые силы», приносящие вред человеку. А джайлау чист, беспорочен и туда следует явиться очищенным, поэтому у начала кочевой дороги, ведущей на джайлау, разводили два больших костра, между которыми пропускали людей и отары овец. Лошади считались чистыми животными и не подлежа­ли очищению.

Основу казахского народного календаря составляли астрономи­ческие представления и знания звездного неба, накопленные века­ми. Большое практическое значение в хозяйственной жизни народа имели наблюдения за периодичностью явлений природы. Кочевое хозяйство требовало знания счета времени и понимания периодич­ности явлений природы. Казахи наблюдали за движением небесных светил. Постоянное передвижение в бескрайних степях научило их  хорошо ориентироваться в сторонах света, находить по звездам доро­гу, точно определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ.

Среди народа существовали профессионалы-вычислители, зани­мавшиеся эмпирической метеорологией и счетом времени, — есепчи (счетчик). Их ремесло было наследственным и переходило от отца к сыну. Есепчи обладали опытом многих поколений, из года в год вели наблюдения, давали прогнозы погоды, определяли время сезонных работ, перекочевки с кыстау на джайлау и обратно, устанавливали високосные года казахского народного календаря и т. д. Особый интерес есепчи проявляли к звездному небу. Они хорошо знали все основные планеты, воспевали их в песнях, слагали о них легенды. Карту звездного неба казахи обычно открывают Полярной звездой игравшей важную роль в их жизни. Передвигаясь в ночное время, они ориентировались по ней. Созвездие Большой Медведицы в разные исторические эпохи носило разные названия: «Жетыген» (семерка), «Жеты карт» (семь старцев), «Жеты каракшы» (семь разбойников — Малой Медведицы — «Акбоз ат», «Кок-боз ат» (белый мерин, серый мерин). Названия этих созвездий связаны с пастушеским бытом, ночной охраной стада.

Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепчи постоянно наблюдали за движением луны. Их наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц на три декады. Счет времени определялся перио­дами растущей и убывающей луны.

Казахи определяли времена года и по положению солнца относи­тельно Плеяд. Астрологические месяцы солнечного года они назы­вали «жулдыз», имея в данном случае в виду число зодиакальных созвездий, которых было 12, соответственно 12 лунным фазам. Стра­ны света устанавливали по дневному положению солнца. Юг называ­ли «онтустик» (правая полуденная сторона), север — «Солтустик» (левая полуденная сторона), восток — «кун шыгыс» (сторона восхода солнца), запад —«кун батыс» (сторона захода солнца).

Большую роль в жизни народа играл циклический календарь, унаследованный ими от предшествующей эпохи. Казахи считали время циклами в 12 лет — мушел. Каждый цикл назывался именем животного: мышь (тышкан), корова (сыйыр), тигр (барс), заяц (коян), дракон (углу), змея (жылан), лошадь (жылкы), овца (кой), обезьяна (мешин), курица (тауык), собака (ит), свинья (доныз).

Начало года соответствовало весеннему равноденствию (ку то-гис) и начиналось с праздника «Наурыз» (21 марта). Персидское слово «Наурыз» — означает «новый день». В этот день мужчины группами ходили из аула в аул, женщины занимались приготовлени­ем традиционного «наурыз-коже» (пшеничной похлебки) — символа изобилия и урожая. Старикам в праздники подавали отваренную голову быка и они произносили традиционные пожелания о росте поголовья скота, изобилии молочных продуктов.

Неделя состояла из семи дней: сенби (суббота), жексенби (воскре­сенье), дюйсенби (понедельник), сейсенби (вторник), сэрсенби (сре­да), бейсенби (четверг), жума (пятница). Названия дней имеют глав­ным образом персидское происхождение, за исключением арабского термина «жума».

Кочевое скотоводство и орошаемое земледелие создали основу единой культуры племен Казахстана. Значительное влияние на куль­туру казахского народа оказывала культура соседних народов, особен­но Поволжья, Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила также мусульманская культура. Таким образом, в XV—начале XX вв. в Казахстане функционировала единая культура, которая базирова­лась на лучших традициях культуры древних племен казахских сте­пей.

© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива 

e-history.kz

история и развитие. Казахские песни, обряды и традиции :: SYL.ru

Культура Казахстана является очень интересной. О том, какие традиции и обряды существуют у казахов, читайте в статье.

История

В XVI-XVII веках культура казахов складывалась на основе традиций их предков. Поскольку они вели кочевой образ жизни, это отразилось во многих аспектах их жизни, например, в строительстве юрт и в пошиве одежды. В это же время сложились традиции празднования таких событий, как рождение ребенка, свадьба или победа над врагом.

В течение нескольких веков казахи исповедовали ислам. Это была их официальная религия, однако ее сочетали с доисламскими верованиями. Так, люди почитали духов воды и земли, Суана и Жерана, посвящали им песни и сказания или приносили жертвы.

К началу XIX века в истории культуры Казахстана появилась новая страница – окончательно сложились традиции устного народного творчества, а также музыкального искусства. В XIX столетии произошло разрушение некоторых устоев казахского общества. Так, были переосмыслены духовные ценности. В настоящее время республика Казахстан – это светское государство, в котором каждый самостоятельно выбирает религию.

Жилище казахов

Культура Казахстана – обширное понятие. Неотъемлемой ее частью является жилище человека. Идеальным вариантом является юрта – изобретение кочевников евроазиатского континента. Именно юрта и степь являются самым традиционным и популярным представлением о культуре Казахстана. Жилище построить несложно, а при необходимости оно легко разбирается, что немаловажно при кочевом образе жизни.

Юрта состоит из основания – кереге, купола – уык и вершины купола – шанырак. Для наружного покрытия и убранства внутреннего пространства несложной конструкции используется войлок. Из него также изготавливают обувь, одежду, ковры. Для украшения предметов быта и одежды используются национальные орнаменты.

Значение юрты

Казахстан является удивительной страной, насчитывающей много современных городов, для строительства которых использовались современные материалы. Но до сих пор любой, даже самый роскошный двор богатого казаха имеет юрту и статую скакуна. Это неслучайно, так как и сегодня значение юрты и степного скакуна очень велико – они являются символом страны и не только. Для некоторой части населения это дом, а также способ и средство передвижения. Казахские традиции являются повседневным укладом жизни, который не поменялся, несмотря на многие столетия, прошедшие со времени их зарождения.

Национальная одежда

Мужчины носят чапан, который представляет собой халат с обязательным аксессуаром – поясом. Для его пошива используется бархат. Головным убором являются тюбетейки, очень мягкие на ощупь, колпаки из фетра и шапки – малакаи, которые шьют из меха лисы.

Одежда как предмет культуры Казахстана строго разделяется по половой принадлежности. Национальная одежда женщины состоит из костюма, в который входит платье белое хлопковое или цветное шелковое, а также жилет из бархата, украшенный вышивкой, и платок на голову или шапочка. Женщины пожилого возраста носят на голове накидку белого цвета – кимешек. Невесты надевают на голову высокую остроконечную шапку – суакеле, украшенную на макушке пучком из перьев.

Религия

В далеком прошлом вероисповеданием казахов был ислам. В эту веру народ был обращен в IX столетии. В настоящее время на территории Казахстана проживают не только мусульмане, но и православные христиане, а также последователи буддизма и иудаизма. Впрочем, для данного государства нехарактерно наличие конфликтов на религиозной почве. Здесь находятся не только храмы, но и мечети, и синагоги, и число их посетителей постоянно растет.

Музыкальное творчество

Традиционная культура казахов неразрывно связана с музыкой. Местное население верит в предание, которое объясняет любовь жителей к музыке. Божественная песня пролетала над степями. В определенный момент она опустилась так низко, что люди услышали ее. Так у народа появился музыкальный дар.

На протяжении долгого времени казахские песни передавались из уст в уста, из поколения в поколение. В древности песни и сказания исполняли жырау – странствующие музыканты. Они вкладывали в творчество мистический смысл. Чаще всего их песни были обращены к природе и богам. В них содержались благодарности, восхваления и просьбы.

Наиболее популярными музыкальными произведениями казахов являются айтысы акынов. Они основаны на сочетании мажорных и минорных ритмов. Речитативом исполнялись жыры – эпические песни. Некоторые композиции сопровождались звуками домры или кобыза. Хором исполнялись свадебные песни, например, «Жар-Жар» и «Сынау».

Танцы

Казахские песни всегда сопровождались танцами. В древности шаманы, излечивая болезни и вызывая хорошую погоду, сопровождали свои действия движениями под музыку. Народное танцевальное творчество принадлежало охотникам, воинам, скотоводам и свободным наездникам.

Для казахских танцев характерны такие черты, как резкость движений, выразительность и экспрессивность, полная подвижность всех частей тела. Данные характеристики описывают мужское творчество. Женские же танцы отличаются плавностью движений, неторопливостью, пластикой и гибкостью тела.

Цирковое искусство

Поскольку казахи вели кочевой образ жизни, у этого народа активно развивалось цирковое искусство. Так, представители этого народа отлично ездят верхом, умеют веселить людей, разыгрывая различные комические ситуации. Зачатки циркового искусства также были заложены в выступлениях салов и баксов, которые путешествовали по аулам.

Литература

Казахские традиции отражены в устном народном творчестве. Легенды, сказки, пословицы, поговорки, героические и лироэпические поэмы отражают истории воинов, поединки батыров и другие сюжеты. Такие образцы эпоса, как «Алпамыс», «Кобыланды», а также социально-бытовые поэмы «Козы Корпеш – Баян сулу» и «Кыз Жибек» считаются очень популярными произведениями.

Наурыз, или Праздник весны

Перечисляя казахские традиции и обряды, нельзя не назвать Наурыз. Это событие берет начало в доисламской истории казахского народа. Его празднуют в день весеннего равноденствия. Наурыз – очень интересное событие, которое сопровождается большой суматохой. Каждая семья готовит специальное блюдо, ингредиентами которого являются чумиза, курт, пшеница, мясо, рис, просо и ячмень. Люди посещают соседние аулы и кушают блюдо под названием «Наурыз», поют одноименную песню. Они также желают друг другу всех благ и поздравляют всех на своем пути с наступлением Нового года. Развитие культуры Казахстана, конечно же, повлияло на многие традиции и обряды местных жителей, однако праздник весны навсегда останется главным событием года в этом государстве.

www.syl.ru

Традиционная культура казахов.

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и передаваемых из поколения в поколение на протяжении многих веков. Большое влияние на их формирование оказали исторические события и религиозные мировоззрения. В частности, многие традиции и обычаи уходят корнями в тенгрианство, языческие представления об устройстве мира, существовавшие до принятия ислама. В то же время они тесно переплетаются с мусульманскими обычаями. Таким образом в казахской культуре образовался своеобразный симбиоз обычаев и традиций, которые удивительно гармонично сочетаются и дополняют друг друга, пронизывая все этапы жизни человека: рождение ребенка, период беременности и родов, и свадьба, послесвадебный период, замужество, воспитание детей на разных этапах развития, обычаи гостеприимства, особенности приема гостей, устройства праздников и поминок, погреба. Невозможно не отметить традиционное уважительное и почтительное отношение к старшему поколению, уважение к мудрости, почитание предков. У казахского народа принято считать своим долгом - знать всех своих предков до седьмого колена. Эта традиция исходит из тенгрианства. Согласно древним верованиям, у человека есть душа, которая не нуждается в физической пище, но пищей для нее является дух предков Аруах. Если человек совершает дурной поступок, предает честное имя своих предков, то он тем самым оскорбляет духов Аруахов, а значит и Тенгри. Поэтому человек четко осознавал, что его деяния будут отражаться на семи последующих его поколениях. А если человек прожил достойную уважения жизнь, то духи будут благосклонны к его потомкам.

Другой отличительной чертой казахского народа являлось и является гостеприимство. Обычаев и традиций, связанных с гостеприимством у казахов очень много. Так обязанностью хозяина и хозяйки считалось радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких как бешпармак, манты, казы, шужук и т.д., а также полезными напитками: кумыз, шубат, айран и конечно чай. К слову, у казахов существует целый обряд правильной разделки мяса при подаче на стол. В нарядной юрте накрывали праздничный дастархан, пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Считалось большим позором для хозяина, не напоить гостя чаем и не накормить тем, чем богат. Также было высшей бестактностью показать гостю свое плохое расположение духа. У казахского народа существуют множество пословиц и поговорок, связанных с гостеприимством, одна из которых переводится, как "Если гость приходит, счастье в дом приводит!". Хозяева дома всегда стремились, чтобы гость ушел в хорошем настроении, обязательно давали в дорогу гостинец. А если в гости приходил ребенок, то его обязательно угощали чем-нибудь вкусненьким и дарили небольшой подарок. Существовало поверье, что если ребенок уйдет из гостей расстроенный, то заберет с собой счастье из дома.

Свои особенности имеет и воспитание детей у казахов. Корни их уходят в глубокую древность. Например, такой обычай, как выведение из 40 дней ребенка связан с древними представлениями о том, что первые 40 дней ребенок наиболее подвержен влиянию злых духов, и что они могут наслать на него болезни или подменить ребенка. Поэтому ребенка до 40 дней никому не показывали, кроме самых близких. И даже первые казахские колыбельные скорее напоминают заговоры, чем песни, смысл которых заключается в том, чтобы обмануть злых духов и отогнать их от младенца.

Некоторые традиции и обычаи казахского народа имеют религиозный характер. Например, обрезание крайней плоти у мальчиков или сундет. Обряд этот зародился в арабских странах, и уже позже пришел к казахскому народу вместе с мусульманской религией. Сундет - это очень важное событие для любого мальчика, так как этот обряд присоединяет его к мусульманскому миру, ведь о необходимости обрезания крайней плоти говорится в Коране. Сундет - это далеко не рядовое событие и по этому поводу как правило устраивали большой праздник и ребенка в этот день поздравляли и дарили много подарков.

Еще одной особенностью воспитания детей у казахов является то, что большую роль в воспитании играли бабушки и дедушки, которые были основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости народа. Первенцы в семье традиционно считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким образом дети традиционно были любимчиками в семье. Большую роль в воспитании играл народный фольклор. Как только ребенок учился говорить, его сразу обучали песенкам, поговоркам, стихам. У казахского народа всегда ценилось красноречие, умение импровизировать, экспромтом слагать стихи и песни. Не зря айтыс пользуется такой популярностью и в наше время. Многому дети обучались в игровой форме уже с самых маленьких лет. Всем известно, что нормы общественной и хозяйственной жизни, ценности закладываются в первую очередь в семье. Дети, наблюдая за работой взрослых: дочери - за ремеслами матерей, сыновья - за хозяйскими делами отцов, - постепенно и сами тянулись поучаствовать в процессе и помочь. Так понемногу приобретая жизненные навыки уже к первому жизненному отрезку - мушелю, к 12 годам девочки становились хорошими помощницами матерям, а мальчики - молодыми жигитами. Воспитание девочки изначально больше было направлено на семью, привитию ей главных семейных ценностей, образованию же мальчика уделяли гораздо большее внимания, так как ему предстояло стать главою семьи, решать сложные хозяйственные вопросы.

Еще одной характерной чертой казахского народа является его сплоченность, взаимовыручка и взаимопомощь. Жители одного аула всегда были как одна большая семья. Если у кого-то случалась беда, то соседи и родственники обязательно стремились помочь. Выручали "всем миром". Правило для любого казаха - никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода.

В современном Казахстане многие обычаи потеряли свою актуальность, ввиду изменения ритма и уклада жизни, а также под влиянием исторических факторов. Женщины стали более эмансипированными и уже не обязательно полностью посвящают себя семье и детям, а стремятся достичь карьерных высот наравне с мужчинами. Такой обычай, как воровство невесты хоть и случается, но в большинстве случаев при согласии невесты, когда, например, родители невесты против свадьбы. Если же подобный факт случается без согласия девушки, то существует ряд уголовных статей, предусматривающих наказание в зависимости от инкриминируемой статьи. Но многие обычаи и традиции наоборот возрождаются из забытья. Это - детские обычаи, связанные с рождением ребенка и свадебные. Стало модным проводить традиционную казахскую свадьбу в национальной свадебной одежде жениха и невесты, с соблюдением основных этапов традиционной свадебной церемонии. Свадебная одежда хоть и претерпела изменения, но в современном наряде прослеживаются элементы казахского орнамента, колоритность образа в целом. На голову невесты вновь одевают саукеле. Возрождаются национальные ремесла, такие как валяние шерсти, ювелирное мастерство, выделка кожи, изготовление музыкальных инструментов и т.д. Все это свидетельствует о живом интересе прежде всего молодого поколения к истории своего народа.

Литература.

1) Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992

2) Белов А. Путь ариев. В поисках прародины. М.: Амрита-Русь, 2008

3) Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.5. ГИБ-ДЕН. М.: АСТ; Астрель; 2010

4) Древняя Индия: страна чудес. - М.: ТЕРРА, 1997.

5) История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996

6) Источник: www.bilu.kz

7) Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. M.

 

megapredmet.ru

Древние тайны Казахстана — Славянская культура

Древние тайны Казахстана

 

Долина Наска, город Мачу-Пикчу, пирамиды Гизы и Сфинкс, Стоунхендж — все эти места ежегодно привлекают миллионы туристов, желающих прикоснуться к тайне. Ведь до сих пор идут споры о строителях этих комплексов, и внеземная версия имеет не только много поклонников, но и вполне логичные доводы в свою пользу. На территории Казахстана есть не менее удивительные места, загадки которых еще не разгаданы

 

Плато Устюрт

Где: между северной частью Каспия и Аральским морем

Есть смелое мнение, что этот каменный комплекс, сооруженный неизвестными строителями древности, является ничем иным как космодромом. Так это или нет — наука доказать не может, но и сейчас на плато часто наблюдаются необъяснимые явления, такие как яркие свечения в небе, появляющиеся в дневное и в ночное время миражи.

Все они направлены на северо-восток. «Стрелы» были обнаружены только в 1986 году при проведении аэрофотосъемки (пеший человек или всадник по понятным причинам увидеть их не может). Система «стрел» располагается на более чем 100 км, а это превосходит (в масштабах) археологический феномен перуанской пустыни Наска.

Археологи установили, что стрелы были воздвигнуты гораздо ранее возникновения первых поселений человека в этой местности, причем поселения располагались южнее загадочного комплекса. В ходе археологических раскопок были обнаружены скелеты рыб, а значит когда-то здесь находилось море, воды которого ушли на северо-восток, куда и указывают стрелы.

Возможно, они показывали направление уходящей воды. Но для кого эти гигантские указатели, которые невозможно разглядеть с поверхности земли?

Кроме того, недалеко от стрел ученые обнаружили выложенные из камня фигуры животных, похожих на гигантских черепах, которые тоже были направлены на северо-восток, а также множество небольших пирамид из неотесанного камня, напоминающих египетские пирамиды. Дальше по указанному направлению найдена абсолютно прямая дорога из такого же камня, выложенная на бескрайних просторах пустыни.

Кызылкум

Где: междуречье Сырдарьи и Амударьи

Кызылкум — величайшая пустыня Евразии, которую разделили между собою три государства: Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Общая площадь всего Кызылкума — 300 тыс. кв. км. Недра пустыни богаты полезными ископаемыми, в ее песках обитают редкие и исчезающие животные и произрастают уникальные растения. А заодно имеется целый ряд малоисследованных аномальных участков.

К примеру, в Центральном Кызылкуме, в горах, были найдены древние наскальные рисунки, изображающие людей в скафандрах и что-то наподобие космического корабля. Более того, регулярно поступают свидетельства очевидцев о неопознанных объектах, форсирующих воздушное пространство пустыни.

26 сентября 1990 года два геолога, занимаясь разбивкой буровых профилей, наткнулись на странные пятна. Результаты анализа показали присутствие вещества неземного происхождения.

В 2000 году камера, работающая в автоматическом режиме, засняла неопознанный летающий объект, двигающийся в сторону холмов. Подлинность снимка не подтверждена, но и не опровергнута.

Акыртас

Где: в 45 км от города Тараз в Жамбылской области

Акыртас — удивительный памятник древности, дворцовый комплекс VIII–IX веков — не раз будоражил умы самых разных исследователей и уфологов. Памятник представляет из себя руины некоего строения, возведенного из огромных темно-красных каменных блоков.

Его изучение ведется уже почти полторы сотни лет. И все это время выдвигались самые противоречивые гипотезы о назначении объекта и его создателях. Кто, по различным версиям, только его не строил — и персы, и греки, и арабы, и римляне. В истории древней архитектуры Акыртасу действительно нет аналогов.

Однако главное не это. Больше всего шокируют масштабы постройки. Целый дворцовый комплекс возведен из искусно обработанных камней, каждый из которых весит до 10 т. Высота фундамента основной постройки сенсационна и составляет 4 м. При этом в окрестностях нет никаких каменоломен. Возникает вопрос, каким образом древние доставляли сюда огромные камни?

Среди жителей Жамбылского края до сих пор распространены легенды о том, что над городищем время от времени появляются летающие тарелки. Чтобы проверить неземной след в истории городища Акыртас, за исследования брались даже уфологи. Однако версию об инопланетном вмешательстве в строительство сооружения почему-то ни опровергнуть, ни подтвердить не удалось.

Но и это еще не все. Поблизости Акыртаса нет водных источников. Это место было непригодным для жизни. Однако под землей ученые обнаружили остатки глиняного водопровода длиной 5,5 км. А внутри стен были места для больших колонн. Впрочем, ответ на этот вопрос более-менее понятен.

Самое главное это то, какое воздействие комплекс оказывает на людей. Даже сейчас посещение этих древних руин пробуждает спящие резервы человеческого организма. Причем физические ощущения здесь сугубо индивидуальны. У одних обостряются зрение и слух, другие впадают в состояние транса, третьи испытывают сильный физический подъем.

Часто приезжающие сюда люди ощущают тошноту и головокружение, им кажется, что под ногами у них дрожит земля. От соприкосновения с камнями Акыртаса многие начинают чувствовать жар в руках и ногах. А некоторые камни городища, наоборот, снимают всю усталость и тревогу.

Ученые предполагают, что городище построено на месте тектонического разлома с огромными многоярусными пустотами в земной коре. По их мнению, так на людей влияют сложные процессы, происходящие в недрах.

Священная долина Ак-Баур

Где: в 38 км от города Усть-Каменогорск, Калбинские горы, Западный Алтай

Урочище Ак-Баур считается одним из самых таинственных мест Восточно-Казахстанской области. На его территории обнаружены фундаменты древних строений эпохи неолита (5–3 тыс. лет до н. э.), погребения, площадка с нанесенной разметкой солнечных часов, «астрономическая лаборатория» с сохранившимися гранитными плитами, несущими на себе информацию астросетки с правильным изображением созвездия Белой (Большой) Медведицы.

Одна из загадок Ак-Баур — грот в гранитном массиве с отверстием в небо. Природное отверстие «крыши» грота в виде сердца имеет следы обработки, возможно, оно было подправлено человеком, который сделал выступ-мушку для фиксации движения основных созвездий ночного неба. На потолке и стенах грота изображены рисунки, которые и озадачивают исследователей до сих пор. Дело в том, что подобных им больше не найдено.

До наших дней сохранилось около 80 рисунков: несколько изображений человека, горного козла, жилищ и повозок, остальные — разнообразные символы и знаки.

Казалось бы, самое очевидное предположить, что наши предки рисовали звезды, которые они наблюдали через отверстие в потолке грота. Вот только изображения не ложатся на карту звездного неба нашего полушария. Объяснение этому нашел один иностранный исследователь.

По его версии древние люди изображали не северное, а южное полушарие. То есть, судя по выводам ученого, рисунки в гроте свидетельствуют о том, что когда-то очень давно ось Земли была кардинально смещена.

Центральная часть Ак-Баура имеет форму амфитеатра диаметром около 25 м. Вокруг него гранитные образования высотой до 4 м. С одной стороны амфитеатр перегорожен стеной, явно созданной человеком.Своим расположением строение указывает с востока на запад.

Посреди этой стены стоит гранитный столб около метра высотой. Если установить на нем компас, то строго на севере стрелка укажет на холм, расположенный в ста метрах. На вершине холма есть еще один столб из белого кварца, который, в свою очередь, показывает на следующую вершину. Ученые утверждают, что если мысленно провести эту линию дальше, то она в день весеннего равноденствия будет нацелена прямо на Полярную звезду, исконно служившую древним народам ориентиром.

А на одной из скал урочища Ак-Баур есть лунки неприродного происхождения. Если в одну из нижних лунок налить воду, то в день весеннего равноденствия луч солнца на восходе точно отразится в верхней лунке.

Некоторые ученые предполагают, что Ак-Баур — это уникальный энергетический и информационный генератор, имеющий четко разграниченную полярность по сторонам горизонта.

Здесь две положительные и две отрицательные зоны, которые уходят своим излучением в пространство над земной корой и в пространство самой земной коры. Это постоянно действующий информационный генератор, работающий уже пять тысяч лет. Информация «стекается» сюда с огромных территорий и отправляется в космос.

Остров Барсакельмес

Где: в 200 км от города Аральск (в юго-западном направлении)

На данный момент остров Барсакельмес — это урочище в Аральском море. В середине прошлого века протяженность острова составляла 23 на 7 км, но по мере обмеления моря размеры его росли. Ближе к 2000 году Барсакельмес перестал быть островом, а летом 2009 года — даже полуостровом.

Дословный перевод названия острова с казахского — «пойдешь — не вернешься». Здесь нередко пропадают люди, можно встретить необычных животных, световые столбы и НЛО. Об острове Барсакельмес ходит много легенд и дивных рассказов. В них, как правило, речь идет об очень странных явлениях и происшествиях. Как правило, все они связаны с нарушением хода физического времени — временными аномалиями.

В книге Н. Рериха «Сердце Азии» упоминается, что в конце ХIХ века на Барсакельмес переселилось несколько семей казахов. Прожив на острове несколько месяцев, они бесследно исчезли. В тридцатые годы на Барсакельмес прибыла геодезическая экспедиция.

В ней было несколько человек и большой запас продовольствия на месяц. Через неделю с плато вышел один человек. Ничего о судьбе остальных он не рассказал, его посчитали сумасшедшим, потому что он, кроме всего прочего, упорно говорил, что пробыл на плато всего два дня...

От местных жителей можно услышать истории про то, как в прошлых столетиях беглецы, которые, по их мнению, пробыли на острове всего пару лет, возвращались домой спустя два-три десятка лет.

По непроверенным данным, на острове и в наши дни также пропадали люди. Конечно же, пресса любит такие истории, и в большинстве случаев в публикациях об Барсакельмесе нет ни слова правды. Но, как говорят мудрые люди: «ничто из ничего не берется…».

http://uctopuockon-pyc.livejournal.com/1631897.html

 

Похожие статьи:

Поэзия → Казак стан

Традиции → Родные, древние Славянские имена

Религия → В Казахстане судят за атеизм - отрицание бога

Путешествия → Сайрам-Су

Политика → Россия – Казахстан: крепкая дружба на страх врагам

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Ценностная идентификация казахской культуры. Культура казахов

Идентичность - процесс исторический, но в нем всегда существует традиция как компонент устойчивости, как компонент самости, то из чего формируется это тождество. Культурная идентичность - это отождествление с само­бытной, уникальной традиционной (националь­ной) культурой, в которой существует непов­торимый культурный мир, созданный людьми. Культурную идентичность необходимо опреде­лять, исходя из культурной самобытности. В процессе культурной компаративистики мы можем выявить особенные, характерные только для одной культуры компоненты, тенденции, которые содержат в себе потенциал тради­ционной идентичности. Каждая культура, каждое государство проблему культурной иден­тичности решает с позиции выявления собст­венной уникальности и собственного культур­ного пути.

Каждая национальная культура в этом культурном многообразии предстает как равно­значная, равноправная, способная к коммуника­ции и сама являющаяся «желаемой» для комму­никации. Глобализация, с одной стороны, угрожает культурной идентичности, с другой, создает реальные возможности для диалога культурных идентичностей. Культурная глоба­лизация поставила перед человеком проблему поиска своей культурной идентичности. Существуют разные модификации идентич­ности: этническая идентичность, гражданская идентичность, национальная идентичность, религиозная    идентичность.    Сущность же культурной идентичности состоит в том, что она объединяет все эти модификационные транс­формации идентичности, являясь фундамен­тальной основой для проекции человека в культурном коммуникативном пространстве.

В условиях современной глобализации возникает и укрепляется позиция, которая рас­сматривает сохранение культурного своеобра­зия, идентичности как высшее проявление цивилизации. Развитие современного Казах­стана невозможно без изучения истории и культуры народа, без понимания истоков этнического развития, приоритетных духовных, нравственных ценностей казахской культуры. В духовной истории прошлого казахского народа заложены глубинные истоки национальной идентичности, которые составляет ценностно-смысловую основу исторического процесса и конкретной этносоциальной реальности. Духов­ные ценности, накопленные за длительную историю развития казахской культуры должны составить историко-культурную основу современной культуры. Кочевой образ жизни наложил отпечаток и определил уникальность культуры народа, его менталитета, обычаев и традиций. Духовный мир казахов веками вбирал в себя многие культурные влияния, переплавляя и ассимилируя их в своих исконных степных традициях. Эти традиции были столь прочны, что ни политические катастрофы и войны, ни культурная экспансия великих соседей (Китай, Россия), ни арабское и монгольское влияние, ни исламизация не смогли изменить их коренным образом. Причина этой жизнеспособности и жизнестойкости кроется, видимо, в том, что способ хозяйствования и тип цивилизации оставались практически неизменными на протяжении многих веков. Изучая историю, невольно приходишь к мысли, как поразительно сильно было желание наших предков сохранить свои традиции, обычаи, верования. Номады ревностно оберегали свою самобытность: не впустили в свой менталитет влияние обычаев китайцев или монголов. Духовно-нравственные ценности казахского этноса отражают такие добродетели как гостеприимство, терпимость, великодушие, человеческое общение и т. д. Это то ядро, которое заложено в генетической памяти казахов и передается от поколения к поколению.

Богата традициями казахская культура. Устные народные традиции, творчество акынов и жырау всегда несли большой воспитательный потенциал. Традиционная казахская культура отличалась высокой преемственностью в вопро­сах нравственного воспитания подрастающего поколения, духовного совершенствования личности. Именно устное народное творчество являлось средством коммуникации поколений, оно несло на себе нагрузку своеобразного института духовности и нравственности, являлось средством народного воспитания. Устное народное творчество можно назвать энциклопедией народной жизни, произведения его имели огромное влияние на духовно -нравственное формирование детей и молодежи. В условиях почти полной неграмотности эти произведения играли весьма важную роль в формировании личности от самых малых лет до глубокой старости. Посредством их из поколения в поколение закреплялись тради­ционные ценности общества.

Жизненные условия, порождавшие необхо­димость постоянного перемещения с одного места на другое, выработали у кочевников неприхотливость, веру в судьбу, решимость перед лицом опасности, что нашло отражение в произведениях устного народного творчества. Через них подрастающее поколение выясняло для себя, что хорошо, что плохо, приобщалось к исконным идеалам и ценностям казахского народа. Кроме устного народного творчества важнейшими средствами народного воспитания духовности и нравственности казахов являются: музыкальный фольклор, декоративно-приклад­ное искусство, традиции и обычаи, ритуалы и церемонии, национальные игры, традиции народной педагогики.

Духовную культуру можно определить как сферу человеческой деятельности, охватываю­щая   различные   стороны   духовной жизни человека и общества. Она представляет внутренний мир каждого отдельного человека и форму его выражения по созданию и сохране­нию духовных ценностей. Духовная культура казахского народа является одним из важных звеньев традиционной культуры, располагаю­щей потенциальными духовно-нравственными возможностями по формированию духовно-нравственного и ценностного сознания. Она является сложной системой, особенности, функ­ционирования которой могут быть осмыслены в контексте взаимодействия всех сфер жизнедея­тельности людей (экономической, политиче­ской, правовой, нравственной), с учетом многообразия проявлений каждой. Сложность системы духовной культуры заключается в том, что она имеет в своем содержании традицион­ные структурные компоненты. Этническое своеобразие формировалось в процессе разви­тия национального самосознания, являющимся отражением коллективной деятельности чело­века и общества, предполагающего идентифи­кацию с историческим прошлым. Оно отли­чается уникальностью и неповторимостью культурно-исторического наследия, способами по достижению и преобразованию окружающей действительности, ценностно-нравственной ориентацией. Национальное самосознание - это, по существу, осознание народом своей собственной социально-этнической сущности, осознание того, какую реальную роль он играл или в потенции может играть в истории человечества, каков его вклад в общечелове­ческую цивилизацию. Это осознание своего естественноисторического права на свободное, независимое существование. Этнос строит свою культуру, сообразуясь с потребностью обрести духовную гармонию между собой и окружаю­щими и принадлежащими ему предметами. Иначе говоря, национальная культура в ее нравственном, художественном и эстетическом измерении - это образная модель мироздания, космос, принятый и освоенный человеком, мир, очеловеченный и его историческая среда существования. Мировоззрение этноса выраба­тывается с помощью символов общего прошлого - мифов, легенд, святынь. И вместе с ними складываются обряды, обычаи, поверья, фольклор, которые передаются посредством естественных способностей каждого человека -его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального слуха. В совокуп­ности они представляют духовные ценности, особенности и принципы национальной духовной культуры, отличающихся от культур других народов. Мифологическое мышление является ранней стадией эстетического отношения  к миру.  В  казахском фольклоре воплощены мифологемы о миростроении (прекрасном, гармоничном или безобразном, возвышенном или обыденном), тесно связанные с условиями жизни обитателей степей. В небесный мир они переносили свою земную ориентацию в пространстве и времени, насе­ляли его животными из своего реального окружения. Природный мир, чувственно воспринимаемый, - одно из оснований, на которых выросло национальное мироощущение кочевника. У каждого народа есть свой ландшафт, в восприятии которого преломляются его культурные традиции (степь и горы). Эстетический мир номадов вобрал в себя в основном идеальные виды искусства, не привязанные к предметам, не закрепленные в вещах. У предков казахов, а впоследствии у казахского этноса ими стали поэзия и музыка. Характеризуя особое положение отдельных искусств (музыки и поэзии) в национальной культуре казахов, следует иметь в виду, что условия кочевья предполагали выработку ритуалов и обрядов, направленных на активную интеграцию этноса. Из мифа и эпоса вошли в плоть и кровь национального самосознания казахов описательная манера рассказа, созерца­тельное отношение к природе, космосу, чело­веку, поэтизация миропорядка, представление о прекрасном как соразмерности, метафоричность и гиперболичность художественного сознания, культуры в целом, контрастное изображение бытия, уважение к слову, нравственные ценности культуры.

Эпические герои, фольклорные сюжеты стали поэтической символикой национального самосознания казахского этноса. Органическая связь фольклора, национальной традиции с литературным художественным творчеством создала своеобразную ауру трансляции и аккумуляции мифологических и эпических мотивов казахским национальным менталите­том. Современность мифа воспевает мир этноса - человеческий мир, величие дела человека, принадлежащего этому этносу; природа предстает полем деятельности человека, это сама жизнь в слитности с индивидом, связь прошлого и настоящего: «ландшафтные» мифы позволяют ощутить связь с историей. Время национальной культуры раскрывает диахронный срез культурно-исторической эволюции, фиксирует специфику соотнесенности «время-природа-общество-человек», специфику соеди­нения объективных и субъективных временных ритмов жизнедеятельности, как они по-разному проявлялись в различных цивилизациях, в рамках конкретного исторического времени. В рамках локальных обществ всегда существует аритмия,  несоответствие  временных форм и существования ее составляющих: индивидов, их жизнедеятельности, условий этой жизнедея­тельности. Время национальной культуры многовекторно: человек осваивает ритмы собственного, природного и социального бытия и ретроспективно и перспективно. Обратимость времени может стать способом объединения разновременных культурных феноменов, обогащая ее. Символика мира в казахской прозе ориентирует на ценности традиционного мировосприятия, прежде всего на созерцание как способ отношения к миру и с миром. Созерцание как исконная культурная традиция казахского этноса предполагает многоуровневое содержание. Это и способ освоения природы, и восприятие красоты Вселенной, ее бесконеч­ности, и осознание движения. Идеалом пред­ставляется неотъединенность культуры от жизненного мира человека. Всеобъемлющей идеей ценностей национального самосознания традиционного толка является идея общения, воспринимаемого как творческое начало. И самое главное: деяния человека должны вдохновлять его, в стремлении к этому заложено неодолимое влечение человека уйти от хаоса к гармонии, от тени к свету. Своеобразие образа жизни этноса во многом определяет и своеоб­разие его художественного мышления. Зависи­мость казахского языка, точнее, зависимость образно-речевых средств от мировосприятия и мироощущения народа обнаруживается практически во всех сферах употребления образной речи. Традиционная казахская культура отличалась высокой преемственностью в вопросах нравственного воспитания под­растающего поколения, духовного совершен­ствования личности. Именно устное народное творчество являлось средством коммуникации поколений, оно несло на себе нагрузку своеоб­разного института духовности и нравствен­ности, являлось средством народного воспита­ния. Устное народное творчество можно назвать энциклопедией народной жизни, произведения его имели огромное влияние на духовно -нравственное формирование детей и молодежи.

В условиях становления казахской госу­дарственности ценностным смыслом для народа выступали такие понятия, как этническое единство, честь, справедливость, терпимость, выносливость, патриотизм, родовитость и т.д. Все казахские жырау этого времени воспевали в свих поэмах и стихах батыров, которые сражались за родную землю, их мужество, героизм, справедливость. Терпимость или толерантность является одной из основных категорий, раскрывающей ценностное содержание казахской нравственной культуры, что  означает  терпеливость,   выносливость в зависимости от того, в каком словосочетании она применяется. Например, если используется в экономике, то слагается с трудом людей в создании экономических ресурсов, добывания источников материального блага, то есть пока­зывает результаты сочетания терпеливого труда с выносливостью. Если это понятие приме­няется в религии, то означает веротерпимость, терпеливое отношение к представителям и ценностям религиозной культуры других народов и т.д. Толерантность как этическая категория может успешно применяться как понятие нравственной культуры и означает терпимость в межчеловеческих отношениях к восприятию добра и зла, как проявление благо­родства по отношению к слабым и обездолен­ным; воспринимается как выносливость в борьбе за справедливость, осуществление подхода к осознанному сочетанию интересов и прав каж

articlekz.com

Культура средневекового Казахстана

Рост городов

О культуре племен и народностей, населявших территорию Казахстана в период раннего средневековья (VI – XII вв.), сообщают письменные, археологические и эпиграфические (надписи на надгробных камнях) источники.

Культура племен и народностей VI – XII вв. преемственно связана с культурой племен и народностей предшествующей эпохи и, в зависимости от природных, экономических и политических условий, развивалась неодинаково. Развитию культуры способствовали торговые связи населения Казахстана с Китаем, Средней Азией, Волжской Булгарией, Киевской Русью, которые осуществлялись по Великому шелковому пути. В культуре этого времени характерным является рост городов, подъем городской жизни.

В X – XII веках в Казахстане шел процесс быстрого роста городов, значительное оживление городской жизни. На карте Казахстана появился ряд новых городов – Карачук, Карнак, Каялык, Еки-Огуз, Ашнас и др. Только в Илийской долине кроме 10 городов предшествующего периода, возникло еще 56 городов. Десятки городских поселений образовались в Чуйской и Таласской долинах, а также на Сырдарье.

С развитием феодальных отношений средневековые города меняли свою планировочную структуру. Вместо древних городов-крепостей появились укрепленные цитадели, окруженные кольцом оборонительных стен. Цитадели Средней Азии назывались шахристаном, где находились культовые здания, базары, жилые дома знати. При дальнейшем росте экономического значения городов в низ стали возникать предместья – рабады, заселенные беднотой.

Крупнейшим из казахстанских городов был Отрар. По сравнению с VI – IX вв. площадь его увеличилась в несколько раз, вместе с рабадами он занимал около 200 гектаров. Стены окружали не только шахристан, но и рабад.

В одном дневном переходе от Отрара находился округ Шавгар. Это территория современного Туркестана. В XI веке Шавгар пришел в упадок, и столица округа была перенесена в город Ясы, где в конце XII века был построен мавзолей Ходжа Ахмета Ясауи. С тех пор город стал религиозным центром.

В числе крупных городов юга Казахстана были Испиджаб, Сыгнак. Развалины Испиджаба находятся сейчас недалеко от Шимкента. В X – XII вв Испиджаб был известен как центр транзитной торговли. Сыгнак являлся центром кыпчакского объединения, на его месте сейчас находится городище Сунак-ата.

Крупнейшим центром политической, экономической и культурной жизни Семиречья был Тараз. В округе Тараз, вдоль рек Талас, Аса и других тянулись цепи городов и поселений – Кулан (Луговое), Мерке, Аспара, Баласагун и др. кулан был крупным центром VII века. В Чуйчкой долине наиболее известным городом была Аспара. В долине реки Или находились города Каялык, Тальхиз, Еки-Огуз и др.

Таким образом, как письменные, так и археологические материалы, а также памятники архитектуры свидетельствуют о развитии городской культуры.

Развитие материальной культуры

Развитие материальной культуры нашло свое выражение в изготовлении орудий труда. В VI – VIII веках основные виды орудий труда преимущественно изготавливались из железа. Развитие древней металлургии явилось важным стимулом для роста кузнечного дела. В рассматриваемый период, т.е. VI – XII вв., в городах кузнечное дело достигло высокого уровня. Производство орудий, металлической утвари и украшений имело в этот период уже ремесленный характер.

Развитие материальной культуры происходило в жилище и предметах домашнего обихода. В VI – XII вв. летние жилища были двух типов: юрта, покрытая войлоком, и подвижное жилище на колесах. Они конструктивно отличались друг от друга. Юрта имела круглую форму, состояла из основания - кереге и сферического свода. Подвижное жилище на колесах делалось обычно богато, обтягивалось шелком и узорчатым войлоком. Подвижные жилища принадлежали богатым людям. Зимние жилища строили из глины, дерна, камыша, а в лесных районах – из рубленого дерева.

Предметами домашнего обихода племен средневекового Казахстана считались: деревянная кровать (тосагаш), сундуки, стеганые одеяла, большой круглый стол, колыбель.

Развитие феодальных отношений вело к постепенной ломке натурального хозяйства сельских общин. Увеличивался спрос на ремесленную продукцию гончаров, стеклодувов, ювелиров, оружейников, кузнецов, резчиков по дереву, кости, камню. Все шире стала распространяться поливная керамика, которая обжигалась в гончарных печах.

При раскопках города в слое X – XII веков был обнаружен инструментарий ювелира. Интересная коллекция украшений найдена в Отраре. Это бронзовый браслет с восьмигранными головками на концах, налобная тесьма с нашивными бронзовыми шариками, образующими сложный узор, бусы из полосчатого стекла и голубой пасты, поясная бляшка с арабской надписью.

Широко использовались в качестве материала кость и рог. Из кости изготавливались амулеты, рукоятки для ножей, игральные кости, заколки, булавки, пуговицы.

Высокохудожественные изделия из металла, драгоценных камней, бусы из перламутра, кораллов и лазурита, изделия из нефрита и зеркала являлись предметами транзитной торговли между странами.

Развитие духовной культуры

К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия.

Начавшиеся в VI в., бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казахстана. В VIII-X вв., ирано-язычные кочевники Средней Азии и Южного Казахстана под влиянием тюркских племен Жетысу переходят на огузский язык, выделившийся из восточной группы тюркских языков. Из этой же группы выделяются карлыкский, уйгурский, а также огузо-уйгурские языки народов Алтая и Сибири. В то же время на базе кангарского языка начинает складываться кыпчакский (древне-казахский) язык, а булгарский распадается на два диалекта - камских и азовских булгар.В VI-VIII вв. среди тюрко-язычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Фольклор находил свое выражение и в поэтической, и в прозаической форме. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки.

Письменная литература развивалась преимущественно в городах. Однако литературный язык оставался пестрым, неоднородным. В XI-XII вв. появляются уже крупные литературные произведения. Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма «Кутатгу билик» (Благодатное знание). Она написана Юсуфом Хас-хаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства Сатук Богра хана. Значительное место в культурной жизни городского населения занимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI-XII вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV-начале XV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов «Дивани Хикмет» (Книга о премудрости).Младшим современником, учеником и единомышленником Яссави был Сулеймен Бакыргани, известный так же как Хаким Ата. Книга Сулеймена Бакыргани, написанная под влиянием «Дивани Хикмет», называется «3амму назир китабы» (Книга о конце света). Основная мысль произведения - все на Земле и хорошее и плохое, создано по воле Бога. Когда наступит конец света, погибнут все грешные и святые, ангелы и черти, вся Вселенная, останется лишь Бог, который вновь создаст мир, и все возвратится к жизни.

Кроме литературы и устного творчества, в городах Казахстана широкое распространение получают научные знания. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых, к сожалению, до нас не дошла. Нам известны имена многих ученых - уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Насыр Аль-Фараби. Аль-фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Все науки он разделял на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Его перу принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания «Второй учитель» (после самого Аристотеля). Кроме Аль-Фараби земля Отрара воспитала еще двух знаменитых ученых того времени. Аббас Жаухари, также родившийся в Отраре, занимался астрономией и математикой, вместе с Аль Хорезми принимал участие в составлении астрономических таблиц, и сегодня поражающих своей точностью.Лингвистикой и географией занимался Исхак Аль-Фараби, другой земляк Абу Насыра. Известным географом был Жанак ибн Хакан-ал-Кимаки, родившийся на берегах Ертиса. Но особое место в этом списке по праву принадлежит прекрасному лингвисту и географу Махмуду ибн ал-Хусаин ибн Мухаммед Ал- Кашгари, автору «Диуани лугат ат-тюрк».



biofile.ru