Кастовые системы в древней индии. Система варн в Древней Индии - Кастовая организация в странах Древнего Востока - История
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Социально-кастовое устройство древне индийского общества. Кастовые системы в древней индии


Социально-кастовое устройство древне индийского общества

Первые источники датируются 3-им тысячелетием до нашей эры. Более существенные изменения в обществе и выработки основных признаков культуры происходит во втором тысячелетии до нашей эры. Важнейшим фактором этих изменений стало вторжение на территорию Индии со стороны Пакистана индоарийские племена. Эти племена считались пра европейскими, они имели свою культуру. Эти народы внешне отличались от исконного населения, по своему развитию они явно опережали местное население, хотя нельзя сказать, что у жителей индийского региона до вторжения арийцев не было культуры - они имели уже свою письменность, у них были развиты формы искусства, но индоарийцы пришли со своим разработанным сводом знаний о мире. Их мифологическая система была хорошо упорядочена, приведена в систему. Индоарийцы выступили инициаторами целого ряда социальных и культурных изменений. Известно, что именно индоарийцы выступили создателями индуизма, религии, которая возникла еще во втором тысячелетии до нашей эры и до сих пор имеет глубокие традиции. Индоарийцы стали инициаторами первых литературных памятников.

Из-того, что в Индии возникло столкновение разных этносов, разных культур, фактически по инициативе индоарийцев, культура индийского общества стала развиваться по кастовому принципу.

Каста - это большая группа людей, объединенных большим рядом признаков - близким социальным происхождением.

• Люди в одной касте имеют примерно одинаковое социальное положение, оно выражается примерно в одинаковом социальном достатке, примерно в одинаковых социально-политических возможностях.

• Внутри касты люди говорят на одном языке или на каком-то диалекте. Языковая общность внутри касты.

• Внутри одной касты люди исповедуют одну религию. Учитывая, что в Индии было многообразие сект, направлений религиозных, внутри касты такое разнообразие не приветствовалось, у них должна быть выработана единая религиозная система.

• Внутри касты складывались определенного рода профессиональные обязанности.

• Внутри касты формировались этические и эстетические нормы.

 

Если сравнить касту с классом или с сословием, то мы увидим принципиальные различия:

1. Каста объединяет людей не только по имущественным признакам, политическим, но еще по целому спектру культурных характеристик. Культурные характеристики внутри касты очень важны - это язык, этические нормы, религия. Совокупность культурных характеристик, которые внутри касты едины. При классовом делении это выглядит иначе. Представители одного и того же класса могут исповедать разные религии, могут придерживаться разных эстетических вкусов и взглядов, внутри касты это было невозможно.

2. Классовая структура общества предполагает некую подвижность, движение. Люди могут переходить из одного класса в другой. При кастовом делении это невозможно. Каста является социальной формой, в которой человек остается от рождения до самой смерти и не при каких обстоятельствах в другую касту он перейти не может (при жизни). Невозможность перехода означала целый ряд законов, которые в Индии утверждались:

• Нельзя было поменять профессию

• Браки совершались внутри касты

Нарушения:

Если человек нарушал кастовый закон, то он был наказан. Ребенок, рожденный от союза мужчины и женщины из разных каст, оказывался исключенным из кастовой системы. Преступник за серьезные преступления. Этот человек имел плачевное положение.

 

В древней Индии люди полагали, что кастовая система очень справедливая. Кастовую систему не меняли в течении нескольких тысяч лет. Долгое время кастовая система сохранялась, при том, что она выглядит как закрытая и ограниченная, не дающая возможности развиваться человеку. Но в обществе считали, что именно эта система максимально подходит тем представлениям, которые в Индии существуют. Эту систему никто не собирался реформировать и разрушать по целому ряду причин и главная причина заключалась в том, что ее воспринимали не как систему социального договора, ее нельзя пересматривать, потому что она являлась результатом некого мифологического порядка. Кастовую систему причислили к разряду явлений, которые свидетельствуют о космическом порядке, соответственно создана не людьми, а богами для того, чтобы была гармония в мире. По легенде кастовую систему создавал бог Брахма. Бог Брахма в индийской мифологии является создателем космоса, создателем мира. Именно он, испив особого напитка - сома ощутил в себе творца. Создав все объекты на земле, он принялся за творение человека. И по легенде бог Брахма создавал людей из собственных частей тела. Первые 4 касты, которые были созданы в Индии являлись фундаментом индийского общества и они определяют понимание того как общество устроено, к каким целям общество должно стремиться. Варны- это источники, из которых касты появлялись. Из каждой варны появлялось несколько каст.

Касты:

1. Первые касты - высшая каста получила имя от бога Брахма - брахманы назывались люди этой касты. Это были самые уважаемые люди в обществе. Люди, которые не обладали властью, не имели денег, но при этом это была высшая каста. Брахманы были максимально приближены к богам, это были жрецы, носители священного знания. Именно потому что они были максимально приближены к богам, они имели самый высокий статус в обществе. Брахманы не должны были обладать ни властью, ни материальными ценностями. Если они начнут думать о богатстве, они пренебрегают теми нормами, которые этой касте свойственны, не справляются своими обязанностями. Их жизненное назначение заключается в том, чтобы сохранять священное знание, которые нужно нести людям. Общество должно обеспечить брахманам все самое необходимое для их существования. Брахманы создали учение, согласно которому им не много было нужно, они были ориентированы на духовную жизнь, а не на практическую.

2. Кшатрии- люди, наделенные властью, имеющие богатства, правители. К этой касте относились короли, военачальники, индийская знать. По отношению к этой касте была использована форма обращения- роджа- это человек, наделенный властью. Они обладали властью над другими людьми. В обществе это воспринималось как необходимость, без которой гармонии в мире не будет.

3. Самая многочисленная каста, из нее появилось очень много каст. Вайшьи- каста рабочих людей- крестьяне, ремесленники, торговцы, люди, которые физическим трудом зарабатывали себе средства для жизни. Варна свободных общинников- в Индии было принято объединяться в трудовые общины, ими было легче выживать.

По легенде все три касты произошли из определенных частей тела, брахманы были устами бога Брахмы, поэтому они должны были заниматься только проповедями. Кшатрии были созданы из рук бога, поэтому они должны были руководить. Вайшьи были созданы из бедер, таким образом были рабочей костью.

4. Люди несвободные, принадлежавших от рождения кому-то- рабы. Люди, которые выполняли самую тяжелую работу в обществе. Шудры- были созданы из ступней бога. Считалось, что это самая грязная часть тела. В Индии долгое время существовала традиции, согласно которой, шудры носили колокольчики на ногах, чтобы предупреждать встречающихся людей, что перед ними шудры. Они были помечены как каста грязная и бесправная. Когда шудры оставались без хозяина их забирал любой свободный хозяин. Сам шудр был обязан искать хозяина. Первые три касты имели право исповедовать индуизм, а для людей того времени это был важный факт, потому что проходили они обряд посвящения и получали второе рождение, оно означало рождение богами. У шудр этого обряда не было, они не имели права исповедовать религии, слушать проповеди. Боги не заботились о шудрах, они были предоставлены сами себе.

Самое тяжелое положение в обществе было у тех, кто был исключен из касты. Их презирали даже шудры.

 

Почему людей устраивало деление на касты:

В основе кастовой системы лежат универсальные представления о жизни и смерти человека. Согласно индийской философии, человек состоит из двух субстанций. 1- практики- телесная, человек получает при рождении тело, но эта субстанция временная, часто болеющая, не заслуживала особого внимания, поскольку она разрушается. 2- атман- духовная, сгусток энергии. Человек при рождении получает энергию и после того как человек умирает, его душа переселяется в другого человека. Такой процесс носит название реинкарнация. Это обязательно произойдет, но в какое именно тело энергия перенесется- вопрос спорный. При перерождении нужно, чтобы энергия улучшила человека, это касалось и кастового положения. Он после реинкарнации должен был подняться на одну касту выше. Регулировался этот процесс тем, что для каждого индуса совершенно ясны были понятия: 1 дыхарма- свод правил, законов, нравственных положений, норм, которых должен придерживаться человек при жизни. Те законы, которые разработаны для каждой касты. 2 - карма - закон воздаяния. В Индии карма - это не судьба. Ты получаешь ту судьбу, которую заработал в предыдущей жизни. Отношения к судьбе в Индии было иным, ты должен смириться и согласиться с ней. Процесс реинкарнации имеет стадии- сансары. У каждого сгустка энергии заложено определенное количество перевоплощений. Жрецы вычислили круг сансары и выяснили какую по счету человек проживает жизнь. Для человека сансары- это данность, с которой он соглашается, но была возможность прервать досрочно. И сделать это можно двумя способами: когда будет полностью пройден круг сансары или когда человек достигает нирваны- особое состояние, которое свидетельствует о преодолении телесной зависимости, от практических потребностей человека, когда энергия освобождены от практических оков и человек легко переносит энергию в мир вечности.

 

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

4. Система варн в Древней Индии. Кастовая организация в странах Древнего Востока

Похожие главы из других работ:

Выявление характерных особенностей индийской цивилизации

Глава 2. Правовая система Индии

...

Древнеиндийская цивилизация

4. Научная жизнь древней Индии.

Выдающимся достижением древнеиндийской науки было создание десятичной системы исчисления с использованием нуля, применение которого связанно с появлением нового мировоззренческого понятия - «пустота»...

История и культура Древней Индии

1.1 Местоположение и природа Древней Индии

На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием...

История и культура Древней Индии

1.2 Образование государств в Древней Индии

Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована письменность древних индийцев. Но сегодня известно, что в III и первой половине II тысячелетия до н.э...

История и культура Древней Индии

2. Культура древней Индии

...

История и культура Древней Индии

2.1 Языки и письменность Древней Индии

В конце III тысячелетия до н.э. в Индии была крупная держава с высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых...

Культура и религия Древней Индии

2. Культура древней Индии

...

Культура и религия Древней Индии

2.2 Религия Древней Индии

...

Особенности общественного строя Древней Индии

3. Особенности рабства в Древней Индии

Источники права подтверждают, что в Древней Индии существовало рабовладение. Законы Ману упоминают семь разрядов рабов: "захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный...

Особенности рабовладельческих отношений в Индии

2. Особенности положения рабов в Древней Индии

Само собой разумеется, что рабства, как мы понимаем его из классической литературы (в основном, по истории Древнего Рима), в Индии не было...

Рабство в Древней Индии

Глава I. Рабство в Древней Индии

...

Рабство в Древней Индии

§1. Положение рабов в Древней Индии по «Законам Ману»

«Законы Ману» - сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего долга - общественного, религиозного и морального. Рабам в законах отводится свое место, называют их даса. Естественно...

Развитие взглядов на управление государственным хозяйством в Древней Индии

Формирование управленческой мысли в Древней Индии

Управление уходит своими корнями в глубокую древность...

Сословно-варновое деление в Древней Индии

Сословно-варновое деление в Древней Индии

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы...

Школа в странах древнейших цивилизаций: Египет, Индия, Китай

2. Воспитание и школа в древней Индии

История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую...

hist.bobrodobro.ru

Система варн в Древней Индии - Кастовая организация в странах Древнего Востока - История

Особенностью общественных отношений в Индии во второй половине I тысячелетия до н. э. является сложное переплетение классового и сословного (варно-кастового) деления индийского общества.

Как и в других странах Древнего Востока, в Древней Индии господствовал рабовладельческий способ производства, а основными общественными классами были экономически господствующий класс рабовладельцев-землевладельцев, придворной и военной знати, жречества, верхушки общинников и классы мелких производителей и рабов. Однако и господствующий класс, и класс свободных мелких- производителей в Древней Индии делились на несколько варн. а внутри варн — на множество каст, что разделяло их многочисленными сословными, религиозными, правовыми и другими перегородками на сословные группы.

Так, например. В состав господствующего класса входили представители варн брахманов, кшатриев, богатые вайшьи и шудры. Даже господствующие варны брахманов и кшатриев не были однородными. Поскольку социально-экономические отношения развивались, а варны в принципе должны были оставаться абсолютно неизменными, сословная принадлежность (варна) не всегда совпадала с реальным положением человека в обществе.

В рассматриваемый период в связи с ростом торгово-ремесленных городов, образованием крупных государств и ассимиляцией варварских племен сословная организация индийского общества переживала серьезные перемены. Представители многих брахманских родов переставали выполнять жреческие функции, большая часть старой племенной аристократии лишилась политической власти. С другой стороны, в результате развития городского специализированного ремесла, усложнения бюрократического государственного аппарата, выделялись новые социальные группы (профессиональные ремесленники и чиновники). Определенное место в общественной структуре должны были занять и подвергавшиеся ассимиляции племена. Повседневная жизнь человека и его место в обществе по-прежнему зависели от происхождения, но для определения происхождения уже было недостаточно назвать только варну, в которую входил его род. Обособлялись местные группы родов, объединенные общими наследственными профессиональными занятиями, этническим происхождением, социальным положением и т. п. — шел процесс образования каст (джати — букв, «происхождение»). Члены каждой касты имели свои обычаи и обряды, могли заключать браки, как правило, только с представителями своей касты. Таким образом, каста была эндогамна[11].

Почти все касты считались входящими в какую-либо из древних четырех варн. Отнесение касты к той или 'иной варне и вообще ее положение в социальной иерархии зависело от чистоты' или нечистоты ее занятий и происхождения, от степени ее социального и политического влияния в данной местности. Некоторые касты занимали настолько низкое положение, что их считали стоящими ниже шудр, т. е. вневарновыми. Наиболее распространенной кастой из числа вне-варновых были чандалы; занимавшиеся уборкой трупов и нечистот, исполнявшие обязанности палачей. Жили вневарновые за пределами деревни или на окраинах города, чтобы не осквернять жителей, принадлежавших к какой-либо из четырех варн.

Рабы не входили в систему варн.

Сложная система сословно-кастового деления, прочно утвердившаяся в общественном сознании как нечто незыблемое, освященное вековыми традициями, затушевывала реальные социальные противоречия древнеиндийского общества, сглаживала классовую борьбу, переводя накопившееся недовольство в область сословных предрассудков.

Рабство. Рассматриваемый период характеризуется развитием рабовладельческих отношений. Класс рабов пополнялся из самых различных источников. Рабы (даса) рождались в доме, т. е. были детьми рабынь. Важными источниками рабства были также войны (порабощение части военнопленных и мирного населения), самопродажа и продажа детей. Рабы являлись собственностью хозяина, и поэтому их передавали по наследству, продавали, дарили, закладывали, проигрывали. Освобождение раб мог получить только по воле хозяина. Закон почти не вмешивался в отношения хозяина и раба, и, если были ограничения произвола хозяина, то преимущественно неписанным обычаем. Некоторые права за рабом, однако, признавались. В частности, хозяин не мог присвоить наследство своего раба, если у того оставались родственники. Содержание рабов, естественно, было скудным — выражение «рабская пища» вошло в поговорку. Рабов преимущественно использовали на тяжелых и ритуально-нечистых работах, на таких, где их можно было занять круглый год и легко контролировать. Рабы и особенно рабыни составляли значительную часть домашней прислуги (надо заметить, что в древности домашние работы в значительной мере имели производственный характер: молотьба, уход за скотом, прядение и ткачество). Множество рабов было занято в домах богачей: гаремная прислуга, носильщики паланкинов, посыльные, привратники, сторожа, уборщики. Обладание такими слугами считалось необходимым и с точки зрения социального престижа. В более крупных хозяйствах, в частности государственных, рабы использовались и на полевых работах.

Могущество золотой орды Батый основал огромное государство - Золотую Орду. Столица ее, Сарай, где жил сам хан, держа наготове шестисоттысячное войско, находилась в низовьях Волги. Много стран и народов подчинялось могущественному хану. На восток его владения простирались до течения сибирских рек Оби и Иртыша, на запад - до Дуная, а на юг - до Кавказа и средне.

События 1950 г. превращение Корейской войны в международный конфликт. Решение США о военной помощи Южной Корее. В результате трех дней наступления, войска КНА нанесли тяжелое поражение основным силам противника, сосредоточенным у 38-й параллели. Управление АЮК было децентрализовано. Остатки южпокорейской армии спешно концентрировались на южном берегу Хангана. Поражение такого масштаба южнокорейцев было неприятной неожиданностью для американцев. Ч.

Тайваньский период В декабре 1949 года Цзян Чжунчжэн прилетел из провинции Сычуань на остров Тайвань, где и начался тайваньский период в его деятельности. Ему было за шестьдесят. Он уже допускал мысли об уходе от дел, от политики, но ситуация сложилась таким образом, что ему пришлось взять на себя ответственность за ту часть китайской нации, которая нико.

Рекомендуем ознакомится: http://www.histotime.ru

worldunique.ru

3.2 Варно-кастовый строй в древней Индии » СтудИзба

3.2 Варно-кастовый строй в древней Индии и религиозные представления. Древняя цивилизация долины Инда прекратила свое существование около 1500 г. до н.э., после прихода кочевников-ариев. Сведения об ариях содержатся в поэмах-эпосах «Махабхарата» и «Рамаяны». В частности, из «Ригведы» известно, что богатство ариев определялось по числу голов скота, им принадлежащего. В свободное время арии любили слушать музыку, танцевать и играть в различные игры.

Этот период в истории Индии называют арийским, или ведическим. И именно в эту эпоху начинают складываться основные сословия (классы): жрецов, воинов, земледельцев и купцов. В самом низу общественной лестницы находились дравиды (коренное население) и потомки от смешанных браков между ариями и дравидами. Это создало предпосылки для создания кастовой системы – системы замкнутых общественных групп: брахманы (знатные жрецы), кшатрии (военная знать), вайшии (земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (бесправная часть населения, лишенная собственности). Вне каст были маргиналы-чандалы, считавшиеся «неприкасаемыми». Законом были запрещены смешанные браки и переход из одной касты в другую.

В VI в. до н.э. в Индии произошли важные изменения. Центр могущества ариев переместился в бассейн Ганга, где была создана оросительная система, выведены новые породы скота и началось использование прирученных слонов. Развивается торговля, появляются менялы, актеры, деньги и новая система письменности.

Религия в Индии прошла долгий путь формирования. Первым ее этапом была ведическая религия, обожествлявшая силы природы. В I тыс. до н.э. ее сменил брахманизм с его триединством главных богов – Брахмы, Вишну, Шивы. Брахма – главный, он создатель и управитель мира, Вишну – охранитель мира, Шива – его разрушитель.

В процессе развития и дальнейшей ассимиляции народных верований брахманизм перерос в индуизм, основой которого стало учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. В индуизме, как и других религиях этой цивилизации, важную роль играли идеи вечного повторения, скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с космической историей. Ни в одной другой посмертная судьба человека не обусловлена столь жестко его собственными действиями и помыслами, его кармой. Карма наследуется от предыдущих существований, обусловливающих настоящее существование, а настоящее моральное поведение человека определяет последующую карму. Взаимодействие бесчисленных карм вращает колесо жизни – сансару.

Критерием добродетельного или дурного поведения является почитание верховных богов (Вишну или Шивы) и соблюдение кастовых бытовых правил.

Культовые обряды совершались (и совершаются поныне) в храмах, у домашних алтарей, в священных местах. Индуизму присуще почитание животных и растений, признанных священными: коровы, змеи, лотоса и реки Ганг.

В индуизме два направления – вишнуизм и шиваизм. Вишнуизм повествует о нисхождении в мир Вишну, шиваизм олицетворяет начало вечно изменяющегося мира, в котором разрушение предшествует созиданию. Индуизм – свидетельство духовных ориентации индусов. На первый план здесь по сравнению с брахманизмом, в котором почиталось отвлеченное начало, выходят личные боги человека, покровительствующие и помогающие ему в повседневной жизни.

 

studizba.com

Система варн и кастовая система в Индии •

« МЕҺДИБӘГ СӘФӘРОВИ ҺӘВАТЫШЕ ТОЛЫШОН!

ҺЫНДИСТОНИ ВАРНОН ИЈӘН КАСТӘ СИСТЕМ »

Дорогие мои! Сегодня я расскажу вам о кастовой системе в Индии.
Кастовая система зародилась еще в древней Индии, когда цивилизация долины реки Инд ослабли, а  на территорию государства с севера пришли арийцы. Они принесли с собой свои взгляды и традиции. Именно они лежат в основе религии Вед, или брахманизма.  Систему деления общества на варны в Индию также принесли арии.
Варна — это пожизненная социальная группа, к которой принадлежат индусы с самого рождения, каста же – более узкое понятие, отражающее, скорее, принадлежность к определенной профессиональной прослойке. Согласно Ведам, в  обществе существует 4 социальных класса (варны): брахманы (священники и ученые), воины и дворяне, ремесленники и купцы (представители экономической прослойки), и наконец, самый низший класс, состоящий из людей, занятых физическим трудом — сельскохозяйственных рабочих и проч.
Итак,  на самой верхней ступени находились жрецы, затем —  воины, за ними уже —  торговцы и фермеры, и, наконец, работники. Система варн становилась все более строгой,  изменить полученную при  рождении варну было невозможно, а заключить брак с человеком из другой варны воспрещалось.
 За тысячелетия существования кастовая системы  настолько тесно переплелась с индуистскими традициями, что сохранилась неизменной вплоть до нашего времени.
Во многих религиях, возникших несколько позже, например, в буддизме, провозглашался отказ от кастовой системы. Это сделало буддизм очень привлекательным для представителей низких прослоек в обществе Индии. То же самое можно сказать и об исламе в Индии: провозглашение равенства всех членов уммы привлекло в ислам множество людей из низких социальных прослоек. Но большая часть населения Индии исповедует  индуизм – религию, ставшую своего рода логическим продолжением религии Вед, и, таким образом, кастовая система, даже формально отмененная, сохраняется в общественном сознании.
Брахманы. Верховная каста, состоящая из священников, ученых, учителей, судей и землевладельцев. Многие брахманы жили в храмах, вдалеке от общества. Другие проводили много времени в размышлениях и медитации. Некоторые же из них вели довольно активный образ жизни, ведь без участия брахманов невозможен ни один из ритуалов – будь то связанных с рождением, свадьбой, смертью и т.д.
Кшатрии, или воины были в основном правителями мелких и крупных городов и поселений. Именно из касты кшатриев выходили, как правило, цари. Однако, любое принятое ими решение могло быть отменено или изменено брахманами.
Вайшьи были искусными фермерами, торговцами и ремесленниками. Они могли занимать высокую должность в местных правительствах. Уровень их жизни был достаточно высок —  у представителей этой группы всегда были в достатке хорошая одежда и пища. Они, безусловно, являлись уважаемой частью общества.
Шудры. Низшая каста, состоявшая из низкоквалифицированных рабочих, которые занимались в основном физическим трудом.
Каста неприкасаемых. В Индии существовала еще одна, специфическая, социальная группа, представители которой назывались «неприкасаемыми». Они были, по сути, отверженными и не имели никаких прав, даже на работу. Единственное, что они могли делать, это просить милостыню. Даже тень неприкасаемого не могла касаться брахмана.
Начиная с 1950 года Конституция Индии запретила дискриминацию по кастовому признаку, но, вопреки закону, в сознании многих индусов до сих пор существует деление людей на касты.
Оставайтесь с Богом! И живите свободно!
Лейла Додо

Источник:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

freetalyshistan.com