Каста в древней индии. Касты в древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Касты в Индии. Каста в древней индии


Касты в Индии | IndiaWay.ru

Первые касты появились в Индии ещё на стадии формирования государства. Примерно полторы тысячи лет до нашей эры, на территории современной Индии появились первые переселенцы. Они были разделены на четыре сословия. Намного позже, названые, варнами, Это слово, в дословном переводе с санскритского, обозначает цвет. Само слово каста несёт в себе смысловое понятие как чистая порода.

Принадлежность, к какому-нибудь сообществу людей, обличённых властью, всегда сильно ценилось у всех народов. Просто ещё в древности, сплетясь с индийской религией, это понятие приобрело статус, незыблемого закона. В самом начале, это были брахманы, священники, в их руках находилось право, толковать слово божье. Благодаря этому, эта каста, занимала самое высокое положение. Поскольку выше них была только божественная сущность, с которой, только они могли общаться. Любое их слово было законом и обсуждению не подлежало. Дальше шли кшатрии воины. Очень многочисленная и могущественная каста Индии. Во все времена и, у всех народов, профессиональные военные участвовали в управлении государством. Только на территории Индии, они выделились в отдельную группу людей, передававших по наследству свои навыки и традиции.

Как отличается жизнь людей в различных частях Индии, подробнее: Штаты Индии.

Каста была настолько закрытой, что многие века простые люди даже не могли помыслить стать военнослужащим. Подобная ересь, каралась смертью. Вайшьи, сюда входили торговцы, земледельцы, скотоводы. Эта каста также была многочисленна, но люди, входившие в нее, не имели никакого политического влияния, Так как представители высших каст Индии, в любой момент, могли лишить их всего имущества, дома, семьи просто сказав, что это угодно богам. Шудр слуга рабочий. Самая многочисленная и бесправная каста, люди, принадлежавшие к ней, фактически приравнивались к уровню животных. Причём некоторые животные в Индии жили намного лучше, поскольку имели статус священных.

Деление на касты в Индии

Дальнейшее деление на касты в Индии

Позже, по прошествии достаточно большого времени. Первые касты, начали делиться на более мелкие, с ещё более жёстким закреплением за определённой группой людей, каких-то привилегий и прав. Большую роль в этом делении играла религия, В индуизме считается, что после смерти, душа может перевоплотиться в человека более высокой касты Индии, если строго будет соблюдать все правила этого деления при жизни. Если не будет, то переродится в низшую касту. Покинуть предел касты, было невозможно, даже если человек обладал какими-то превосходными качествами, подняться он при жизни не мог.

По прошествии времени, эта система построения общества, только укреплялась. Не покорение народа моголами, принёсшими с собой мусульманскую религию, ни позднейшие покорение британцами, не смогло поколебать самих основ этой системы. Сама природа кастовости выглядит достаточно логично. Если семья занимается земледелием, то и дети будут заниматься тем же. Только индийцы упразднили саму возможность принятия решения в данном вопросе, все решает только рождение. Где родился тем и будишь заниматься. К основным четырем, добавилась ещё одна, неприкасаемые. Это самая низкая каста, Считается ,что общение с членами этой касты может осквернить любого, особенно членов высших каст. Поэтому они никогда, на прямую, не общались с представителями неприкасаемых.

Современное кастовое деление

В современной Индии насчитывается огромное количество каст. Свое деление есть у священников, воинов, торговцев и даже неприкасаемых. Разобраться во всех этих хитросплетениях достаточно сложно. Да с появлением возможности выезда из страны молодёжь все чаше начинает задумываться о целесообразности этого порядка вещей. Но в провинции в глубине страны к этим законам относятся очень ревностно. Да и на государственном уровне, эту традицию поддерживает правительство страны. Есть Конституционная таблица каст. Так что, это не средневековая дикость и пережиток прошлого, а абсолютно реальное, государственное устройство. Каждый штат имеет сое деление на касты. Как бы приезжие к этому не относились, весь этот громоздкий механизм работает. Прекрасно справляясь со своим предназначением.

Современное кастовое деление в Индии

Следует заметить, поскольку современная Индия является демократическим государством, все права свободы связанные с получением Кастовых сертификатов, очень строго соблюдаются, для поддержания низших каст предусмотрены различные способы поддержки государством. Вплоть до квотирования для них специальных мест в парламенте. В настоящее время, все народы, проживающие на территории Индии, признают кастовое деление и следуют этой традиции, Даже испанские и британские священники, оставшиеся на территории государства после ухода колонизаторов, создали свою кастовую систему Индии и придерживаются её. Это подчёркивает то, что при правильном, грамотном подходе, может работать любая система управления государством, как бы консервативна и ортодоксально она не выглядела в глазах приезжих. В современной Индии стало возможной смена каст. Достаточно одной или нескольким семьям сменить род деятельности и все, готова новая каста. В современной реальности особенно в больших промышленных городах к подобным переменам относятся вполне лояльно.

Перед поездкой в Индию стоит обязательно ознакомится с культурными особенностями страны, подробнее: Культура Индии.

Неприкасаемые

Это совершенно отдельная категория людей. Считается самой низшей, попадают туда люди, чья душа очень сильно согрешила в предыдущем воплощении. Но даже у этой последней ступени социальной лестницы Индии есть свое деление. На самом её верху, стоят работающие люди или те, кто имеет какое-то ремесло. Например, парикмахеры или уборщики мусора. Низ этой лестницы занимают мелкие воришки промышляющие кражей мелкого домашнего скота. Самым загадочным в этой иерархии является группка хиджру в нее входят представители любых секс меньшинств. Поразительно то, что представители этих, казалось бы, отбросов общества приглашают на свадьбы и рождения детей. Они часто чувствуют в многочисленных церковных церемониях. Но самым худшим в Индии считается быть человеком без касты, Пусть даже самого низшего ранга. Таких людей называют здесь парией. Это люди, родившиеся от других париев или в результате меж кастовых браков и не признанных не одной из каст. Совсем недавно можно было стать, парией просто прикоснувшись к одному из них.

Индийские касты, видео:

indiaway.ru

Касты в Индии: особенности общества

Индийское общество разделяется на сословия, именуемые кастами. Такое разделение произошло много тысяч лет тому назад и сохранилось до сих пор. Индусы считают, что, следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе. [more]

Покинув долину Инда, индийские арии завоевали страну по Гангу и основали здесь множество государств, чье население состояло из двух сословий, разнившихся по юридическому и материальному положению. Новые поселенцы-арии, победители, захватили себе в Индии и землю, и почет, и власть, а побежденные неиндоевропейские туземцы были повергнуты в презрение и уничиженье, обращены в рабство или в зависимое состояние или, оттесненные в леса и горы, вели там в бездействии мысли скудную жизнь без всякой культуры. Этот результат арийского завоевания и дал исток для происхождения четырех главных индийских каст (варн).</p>

Те первоначальные жители Индии, которые были покорены силой меча, подверглись участи пленников и стали просто рабами. Индийцы, покорившиеся добровольно, отрекшиеся от отцовских богов, принявшие язык, законы и обычаи победителей, сохранили личную свободу, но утратили всю земельную собственность и должны были жить работниками в поместьях арийцев, слугами и носильщиками, в домах у богатых людей. Из них произошла каста шудр. «Шудра» — слово не санскритское. До того как стать названием одной из индийских каст, оно, вероятно, было названием какого-то народа. Арийцы считали ниже своего достоинства вступать с представителями касты шудр в брачные союзы. Женщины-шудры были у арийцев только наложницами.

Со временем между самими арийскими завоевателями Индии образовались резкие различия состояний и профессий. Но по отношению к низшей касте — темнокожему, покоренному туземному населению — они все оставались привилегированным классом. Только арии имели право читать священные книги; только они были освящаемы торжественным обрядом: на арийца был возлагаем священный шнур, делавший его «возрожденным» (или «дважды рожденным», двиджа). Этот обряд служил символическим отличием всех арийцев от касты шудр и прогнанных в леса, презираемых туземных племен. Освящение совершалось возложением шнура, который носят положенным на правое плечо и опускающимся наискось по груди. У касты брахманов шнур мог быть возлагаем на мальчика от 8 до 15 лет, и он сделан из хлопчатобумажной пряжи; у касты кшатриев, получавших его не раньше 11 года, он делался из куши (индийского прядильного растения), а у касты вайшьев, получавших его не раньше 12-го года, он был шерстяным.

«Дважды рожденные» арийцы с течением времени разделились по различиям занятий и происхождения на три сословия или касты, имеющие некоторое сходство с тремя сословиями средневековой Европы: духовенством, дворянством и средним городским классом. Зародыши кастового устройств у арийцев существовали еще в те времена, когда они жили только в бассейне Инда: там из массы земледельческого и пастушеского населения уже выделялись воинственные князья племен, окруженные людьми, искусными в военном деле, а также жрецы, совершающие обряды жертвоприношений.

При переселении арийских племен далее вглубь Индии, в страну Ганга, воинственная энергия возросла в кровопролитных войнах с истребляемыми туземцами, а потом в ожесточенной борьбе между арийскими племенами. Пока завоевания не завершились, весь народ был занят военным делом. Только когда началось мирное обладание завоеванною страною, стало возможно развиться разнообразию занятий, появилась возможность выбора между разными профессиями, и наступил новый этап происхождения каст. Плодородие индийской земли возбуждало влечение к мирному добыванию средств жизни. От этого быстро развилась врожденная арийцам склонность, по которой спокойно трудиться и пользоваться плодами своего труда было для них приятнее, чем делать тяжелые военные усилия. Потому значительная часть поселенцев («вишей») обратилась к земледелию, дававшему обильные урожаи, предоставив борьбу с врагами и охранение страны князьям племен и образовавшемуся в период завоеваний военному дворянству. Это сословие, занимавшееся землепашеством и отчасти пастушеством, скоро разрослось так, что и у арийцев, как в Западной Европе, образовало собою огромное большинство населения. Потому название вайшья «поселенец», первоначально обозначавшее всех арийских жителей в новых областях, стало обозначать только людей третьей, трудящейся индийской касты, а воины, кшатрии и жрецы, брахманы («молящиеся»), ставшие с течением времени привилегированными сословиями, сделали названия своих профессий названиями двух высших каст.

Четыре вышеперечисленных индийских сословия сделались совершенно замкнутыми кастами (варнами) лишь тогда, когда над древним служением Индре и другим богам природы возвысился брахманизм, - новое религиозное учение о Брахме, душе вселенной, источнике жизни, из которого произошли и в который возвратятся все существа. Это реформированное вероучение придало религиозную святость делению индийской нации на касты, в особенности жреческой касте. Оно говорило, что в круговороте форм жизни, проходимых всем существующим на земле, брахман — самая высшая форма бытия. По догмату возрождения и переселения душ, существо, рождающееся в человеческом виде, должно пройти поочередно все четыре касты: быть шудрой, вайшьей, кшатрием и напоследок брахманом; пройдя эти формы бытия, оно воссоединяется с Брахмой. Единственный путь к достижению этой цели состоит в том, чтобы человек, постоянно стремясь к божеству, в точности исполнял все, заповеданное брахманами, чтил их, радовал дарами и знаками уважения. Проступки против брахманов, тяжко наказываемые и на земле, подвергают нечестивцев ужаснейшим мучениям ада и возрождению в формах презираемых животных.

Верование в зависимость будущей жизни от настоящей было главною опорою индийского кастового деления и владычества жрецов. Чем решительнее ставило брахманское духовенство догмат переселения душ центром всего нравственного учения, чем успешнее наполняло оно фантазию народа страшными картинами адских мучений, тем больше почета и влияния оно приобретало. Представители высшей касты брахманов близки к богам; они знают путь, ведущий к Брахме; их молитвы, жертвы, святые подвиги их аскетизма имеют магическую власть над богами, богам приходится исполнять их волю; от них зависит блаженство и страдание в будущей жизни. Неудивительно, что с развитием религиозности у индийцев возрастало могущество касты брахманов, неутомимо восхвалявшей в своих святых поучениях почтительность и щедрость к брахманам как вернейшие способы получить блаженство, внушавшей царям, что правитель обязан иметь своими советниками и делать судьями брахманов, обязан награждать их службу богатым содержанием и благочестивыми подарками.

Чтобы низшие индийские касты не завидовали привилегированному положению брахманов и не посягали на него, было выработано и усиленно проповедовалось учение, что формы жизни для всех существ предопределены Брахмой, и что ход по степеням человеческих возрождений совершается только спокойною, мирною жизнью в данном человеку положении, верным исполнением обязанностей. Так, в одной из древнейших частей Махабхараты говорится: «Когда Брахма создавал существа, он дал им их занятия, каждой касте особую деятельность: брахманам — изучение высоких Вед, воинам — геройство, вайшьям — искусство труда, шудрам — покорность перед другими цветами: потому достойны порицания несведущие брахманы, неславные воины, неискусные вайшьи и непослушные шудры».

Этот догмат, приписывавший каждой касте, каждой профессии божественное происхождение, утешавший униженных и презираемых в обидах и лишениях их настоящей жизни надеждой на улучшение их судьбы в будущем существовании. Он давал индийской кастовой иерархии религиозное освящение. Разделение людей на четыре сословия, неравные по своим правам, было с этой точки зрения вечным, неизменным законом, нарушение которого — преступнейший грех. Люди не имеют права низвергать кастовые преграды, установленные между ними самим богом; улучшения своей судьбы они могут достигать лишь терпеливою покорностью.

Взаимные отношения между индийскими кастами были наглядно характеризованы учением; что Брахма произвел брахманов из уст своих (или первочеловека Пуруши), кшатриев — из рук, вайший — из бедер, шудр — из запачканных в грязи ступней ног, потому сущность природы у брахманов — «святость и мудрость», у кшатриев — «власть и сила», у вайшьев — «богатство и прибыток», у шудр — «служение и покорность». Учение о происхождении каст из разных частей высочайшего существа излагается в одном из гимнов последней, самой новой книги Ригведы. В более древних песнях Ригведы кастовых понятий нет. Брахманы придают этому гимну чрезвычайно важное значение, и каждый истинно верующий брахман читает его каждое утро, после омовения. Этот гимн — диплом, которым брахманы узаконили свои привилегии, свое владычество.

Таким образом, индийский народ был приведен своею историей, своими склонностями и обычаями к тому, что подпал под иго иерархии каст, превратившей сословия и профессии в чуждые друг другу племена, заглушившей все человеческие стремления, все задатки гуманности.

Главные характеристики каст

Каждая индийская каста обладает своими особенностями и уникальными характеристиками, правилами существования и поведения.

Брахманы — высшая каста

Брахманы в Индии — это священники и жрецы в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым высоким, даже выше, чем должность правителя. В настоящее время представители касты брахманов также занимаются духовным развитием народа: преподают различные практики, смотрят за храмами, работают учителями.

Брахманы имеют очень много запретов:

Мужчинам нельзя работать в поле и заниматься любым ручным трудом, но женщины могут заниматься различными домашними делами.

Жениться представитель касты священников может исключительно на себе подобном, но в качестве исключения разрешается свадьба на брахмане из другой общины.

Брахман не может есть то, что приготовил человек, состоящий в другой касте: брахман скорее станет голодать, чем примет запрещенную еду. Но кормить он может представителя абсолютно любой касты.

Некоторым брахманам нельзя употреблять в пищу мясо. 

Кшатрии — каста воинов

Представители кшатриев всегда исполняли обязанности солдат, охранников и милиционеров.

В настоящее время ничего не изменилось — кшатрии занимаются военным делом либо идут на административную работу. Жениться они могут не только в своей касте: мужчина может взять в жены девушку из касты уровнем ниже, но женщине выходить за мужчину из нижестоящей касты запрещено. Кшатриям можно есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенной еды.

Вайшья

Вайшья всегда были рабочим классом: они занимались земледелием, разводили скот, торговали.

Сейчас представители вайшьев занимаются хозяйственными и финансовыми делами, различной торговлей, банковской сферой. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, связанных с приемом пищи: вайшья как никто иной следят за правильностью приготовления еды и никогда не примутся за оскверненные блюда.

Шудры — низшая каста

Каста шудров всегда существовала в роли крестьян или даже рабов: они занимались самой грязной и тяжелой работой. Даже в наше время этот социальный слой — самый бедный и часто живет за гранью нищеты. Шудрам можно жениться даже на разведенных женщинах.

Неприкасаемые

Отдельно выделяется каста неприкасаемых: такие люди исключены из всех общественных отношений. Они занимаются самыми грязными работами: убирают улицы и туалеты, сжигают мертвых животных, выделывают кожу.

Поразительно, но представителям этой касты нельзя было даже наступать на тени представителей более высших сословий. И только совсем недавно им разрешили заходить в храмы и подходить к людям других сословий.

Уникальные особенности каст

Имея по соседству брахмана, ему можно подарить массу подарков, но ответного ждать не стоит. Брахманы никогда не дарят подарков: они принимают, но не дают.

В плане владения земельными угодьями шудры могут быть даже более влиятельны, чем вайшья.

Шудры низшего слоя практически не используют денег: за работу им платят пищей и бытовыми принадлежностями.Можно перейти в низшую касту, но получить касту рангом выше — невозможно.

Касты и современность

Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати.

В период последней переписи представителей различных каст, насчитывалось более 3 тысяч джати. Правда, перепись эта проходила более 80 лет тому назад.

Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты.

В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых: им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.

В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи, зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком.

Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых — пария. Это люди, совершенно изгнанные из общества — маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.http://earth-chronicles.ru/news/2015-09-28-84512

terrao.livejournal.com

Касты в Индии. Часть 1

Кастовая система сегодня

Каста ( от порт. «чистая порода», «происхождение») - деление индийского народа на определённые сословия или расы.

Каждую касту на протяжении многих веков определяла в первую очередь профессия. Семейное ремесло переходило из поколения к поколению, от отца к сыну, и зачастую не менялось десятками поколений.

Индусы верят в перерождение души. Считается, что человек, в течение жизни соблюдавший все правила и обеты своей касты, в следующей поднимется на касту выше. Тот же, кто жил грешно и развязно, в будущей жизни потеряет свой социальный статус

Каждая каста живёт согласно своей дхарме – сводом религиозных традиций, предписаний и запретов, созданных благодаря божественному откровению. Дхарма регулирует нормы поведения членов каст, устанавливает их поступки и чувства. Каждый обязан поступать так, как предписано в дхарме. Любое отступление сродни нарушению закона – так с детства учат брахманы и духовные наставники. Это убеждает индусов в непреложности и нерушимости законов дхармы.

На сегодняшний день деление на касты официально запрещено. Проводится политика вознаграждения и поощрения тех, кого веками угнетали за счёт представителей высших каст. И хотя существует мнение, что современная Индия избавлена от предрассудков кастовой системы, на практике это далеко не так.На самом деле кастовая система никуда не делась. Уже при поступлении ученика в школу, его расспрашивают об исповедуемой религии. И если это оказывается индуизм, интересуются, представителем какой касты он является. По государственным нормам, представителей далеко не любой касты могут принять. При поступлении в колледж или высшее учебное заведение каста тоже имеет значение (чем ниже и престижнее каста, тем меньшее количество баллов нужно набрать абитуриенту для поступления). При устройстве на работу каста важна для соблюдения кастового баланса. Не забывают о кастах и устраивая своё будущее. Хотя в брачных объявлениях и указывают в требованиях к претендентам «cast no bar» («каста не имеет значения»), на деле это далеко не всегда так. Вряд ли девушка из семьи Брахманов позволит себе выйти замуж за юношу ниже касты Кшатриев. Но если жених занимает более высокое положение, чем невеста, иногда делаются исключения. В таких браках каста ребёнка определяется по отцовской линии, соответственно ребёнок будет занимать более высокую касту, нежели мать и последующие поколения останутся в приоритете.

Тенденция официально приуменьшать значение кастовой системы привела к тому, что в последних переписях населения даже исчезла строка о принадлежности к той или иной касте. В последний раз сведения о кастах при переписи публиковались в 1931. Тогда было насчитано не менее 3000 каст и подкаст.

Характеристика каст

Основными характеристиками индийской касты являются:- эндогамия (браки заключаются только между членами, принадлежащими одной касте)- наследственная преемственность (невозможность перехода в другую касту)- запрет разделения трапезы и физического контакта с представителями других каст- признание определённого места за каждой кастой в структуре общества- ограничение в выборе профессии

Жители Индии полагают, что все произошли от Ману – первого человека на Земле. Он и придумал правила жизни, которые отныне должны были исполнять все его преемственники. Правила были расписаны очень детально – от пеленания грудных детей до кулинарных рецептов.

Но основой свода было разделение индийцев на четыре варны. Не следует путать варны и касты. Каст существует великое множество, а варн – всего четыре. Варны – более общее понятие. Это своего рода сословия: Брахманы (чиновники, интеллигенция), Кшатрии (военнослужащие), Вайшьи (торговые деятели) и Шудры (рабочие, слуги). Остальные – это неприкасаемые.

Брахманы

Брахман (от санскр. «Бог на Земле») – представитель наивысшей варны индуистов, высшая индийская каста. По легенде, брахманы вышли из уст самого бога Брахмы. Смыслом жизни для них было постижение философии мокша, освобождение от бренности жизни, страданий и материальных ограничений. К брахманам относят учёных, жрецов, учителей, проповедников и священников. Зачастую представители этой касты работают чиновниками. Один из самых знаменитых представителей – первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру.

В сельской местности типичный слой высшей варны составляют члены одной или нескольких брахманских каст. Это приблизительно 5-10% населения всей деревни. В их составе обычно некоторое количество землевладельцев, писарей, бухгалтеров, программистов и священнослужителей. Члены каждой из каст брахманов могут заключать браки только в своём окружении. Также возможна женитьба на девушке из аналогичной касты или подкасты, но живущей в соседней местности. Брахманам запрещено обрабатывать землю плугом самостоятельно и выполнять некоторые виды ручной работы. Землевладельцы могут обрабатывать землю, но ни в коем случае не вспахивать её. Женщины-брахманы могут вести домашнее хозяйство, работать поварами и прислуживать по дому.

Брахману нельзя употреблять пищу, приготовленную другими кастами, но из рук брахмана, как представителя наивысшей касты, могут принимать кушанья члены остальных каст. Также существует множество запретов на некоторые виды пищи. Например, члены касты вайшнава, поклоняющиеся Вишну, являются вегетарианцами. Рацион брахманов шайва, поклоняющихся Шиве, более разнообразен. Они воздерживаются только от тех видов мяса, которые едят низшие касты.

Брахманы являются духовными наставниками большинства семей среднего и высшего статуса, исключая «нечистых». Священнослужители часто рисуют на лбу белый, жёлтый или красный узор, указывающий на принадлежность к секте шайва или вайшнава. Но определить касту или подкасту по этим рисункам не представляется возможным.

Брахманы в большей степени, чем остальные касты, придерживаются того рода деятельности, который предусматривает их варна. Профессии писарей, священнослужителей, учёных, учителей и чиновников выбирают исключительно брахманы. В некоторых районах на государственных должностях работают порядка 75% представителей высшей касты.

Среди брахманских подкаст неравные отношения являются естественными. Но даже самая низшая подкаста брахманов будет находиться на ступень выше остальных каст.

В отношениях с остальной частью населения брахманы не солидарны. Они могут принимать деньги, подношения и подарки от представителей других каст, но сами никогда не преподносят церемониальных или ритуальных даров.

Миссия брахмана заключается в обучении себя и окружающих путём передачи своих знаний и житейской мудрости. А также в получении и дарении подарков, способствующих расширению кругозора.

Убийство брахмана в древней Индии считалось величайшим преступлением и каралось жестокой смертной казнью.

Кшатрии

Кшатрии (в пер. с санскр. «властный, благородный», «повелитель») – это воины, выходцы из рук Брахмы. К ним относятся военнослужащие, управляющие, дворяне, цари, раджи и махараджи.

Самым известным представителем кшатриев можно считать легендарного основателя буддизма, духовного учителя миллионов – Будду Шакьямуни.

Кшатрии находятся на второй ступени иерархической лестницы после Брахманов. В сёлах сообщество брахманов составляют помещики, часто каким-то образом связанные с правящими дворами и князьями. Традиционным занятием для этой касты является работа управляющими поместий, служба на административных должностях и в войсках. Сейчас каста брахманов уже не пользуется таким авторитетом, как раньше.

Главным для кшатрия является дхарма. По её предписаниям кшатрии обязаны вставать на защиту слабых, бороться за справедливость, творить закон и порядок. Для этого воины были наделены особыми правами. Им единственным разрешалось применять наказания в отношении других каст, включая казнь и убийство. Наказания предписывались за непочитание дхармы и несоблюдение законов своей варны. Кшатриям также прощались проявления гнева и ярости, так как эти виды страсти считались их естественной природой.

В отношении браков кшатрии почти также избирательны, как брахманы. Соблюдается эндогамия, хотя в редких случаях также возможен брак с девушкой из более низкой подкасты – гипергамия. Но женщина, ни при каких обстоятельствах, не может выбрать себе в мужья мужчину, даже на подкасту выше себя. Большая часть кшатриев может употреблять мясо. Они имеют право принимать пищу от брахманов, но не могут - от представителей других каст.

Главной миссией кшатриев является защита. При любых обстоятельствах они должны защищать брахманов, стариков, женщин, детей и больных. А также тех, кто не в состоянии сам постоять за себя и просит о помощи.

warps.ru

Касты в древней Индии

Содержание:

  1. Деление на касты в Индии
  2. Каста Брахманов
  3. Каста кшатриев
  4. Вайшьи и шудры
  5. Каста нерикасаемых

Принято считать, что первые индийские касты сформировались еще на самом начальном этапе создания государства более 1500 лет назад, когда земли индийские заселили люди.

Переселенцы разделились на группы — 4 слоя общества, позже их стали называть «варнами». Каждая община носила поверх одежды определенный цвет сари (национальная одежда), собственно само значение слова «каста» — цвет, но трактуют его в Индии как «чистая порода».

Чаще всего касту определяла профессия и род деятельности человека. Веками каждая семья занималась одним и тем же ремеслом, передавая опыт из поколения в поколение. Касты отличались друг от друга своим сводом правил и религиозных традиций, они и служили законом и нормами поведения той или иной общины. Индия активно развивалась, а вместе с ней возрастало количество разных групп населения.

Деление на касты в Индии

Каста — некий уровень социальной иерархии. С самого начала индусов разделяли на общины согласно классам от наивысшего до низшего. У каждой были свои своды законов, но для всех каст существовали общие правила:

  • Эндогамия. Категорически запрещалось создавать браки с людьми вне своей касты;
  • Преемственность. Покинуть свою общину и перейти в другую было невозможно;
  • Категорически запрет на совместные трапезы представителей разных каст. Кроме этого исключались любые физические контакты, вплоть до рукопожатий;
  • Неизменное место в обществе;
  • Узкий выбор профессии.

Выделяют 4 основных касты в Индии:

  • Самые образованные люди, среди которых ученые, учители, священники — Брахманы;
  • Правители, солдаты (воины) и прочая знать — Кшатрии;
  • Земледельцы, ремесленничество, скотоводство - Вайшьи;
  • Слуги и рабы высших каст — Шудры.

Была и пятая каста — неприкасаемые, которая существует до сих пор. Само название говорит за себя. Членам других каст запрещено даже прикасаться к ним, так как по древнеиндийским учениям, телесный контакт с низшими по касте может испортить карму человека. Относительно недавно их перестали так называть и переименовали в угнетенных. Сложно представить какой грязной работой они занимались.

Каста Брахманов

Как писалось уже выше каста Брахманов — наивысшая из всех. Ее предназначением являлось обучение других и повышение собственных знаний. Так же они проводили обряды жертвоприношения индийским Богам. Основным цветом данной касты считается белый.

Изначально Брахманами считались только священнослужители, и только они толковали населению слово Божье.

Непосредственная близость к Богам стала причиной превосходства в социальной иерархии, ведь выше их лишь Боги и только представителям данной касты разрешалось с ними общаться. Несколько сотен лет спустя к наивысшей касте присоеденились чиновники, ученые и учителя.

Мужчины этой касты никогда не работали в поле, а женщины вели исключительно домашнее хозяйство. Представитель высшей касты не должен есть еду, приготовленную членом иного сословия. Убив Брахмана, преступника ожидала мучительная смертная казнь.

В этом видео рассказано об индийских кастах.

Каста кшатриев

К касте кшатриев относили дворян, военнослужащих, царей и управляющих. Главной задачей сословия испокон веков была борьба за справедливость. Каста существовала за счет полученных минимальных налогов, а также штрафов и различных выплат со своих подчиненных. Интересно и то, что кшатрии имели специальные права. Они, в отличие от всех остальных жителей, имели право наказывать и даже казнить представителей других сословий за исключением Брахманов.

Вайшьи и шудры

Вайшьи чаще всего занимались разведением и разделкой крупного рогатого скота и птиц. Кроме этого они работали в полях, выращивая и собирая урожай культурных растений. Также им разрешалось выполнять любую простую наемную работу. За это вайшьям платили невысокую заработную плату. Цвет сословия — желтый. Вайшьи — самая многочисленная каста из всех в Индии.

Шудры выполняли тяжелую и низкооплачиваемую работу, прислуживая представителями трех высших каст. По сути их можно было назвать рабами. Им запрещено было даже молиться Богам.

Каста нерикасаемых

К этому сословию относили людей, чьи души согрешили в прошлой жизни, они испокон веков считались самым низшим слоем общества. Однако даже эта каста имела многочисленные группы. Некоторые среди них могли также работать, например, уборщиками туалетов и мусора. Самые низшие — воры, охотящиеся за чужим скотом. Пожалуй, самой необычной группой неиссякаемых являлась группа хиджру, состоящая из представителей секс-меньшинств. Кроме этого интересно и то, что только этих представителей низшей касты часто приглашали на рождение детей, свадьбы, а также церковные церемонии.

Самым худшим человеком в Индии считался тот, кто не мог принадлежать ни к одной касте. Их называли Парии. К ним относились те, кто рожден в межкастовом браке или от таких же париев.

Официально упоминания о принадлежности к той или иной касте в документах Индии исчезли относительно недавно в 1931 году, но многие жители до сих пор живут по канонам, правилам и традициям каст. Особенно развито кастовое разделение в небольших городах и селах, где до сих пор не приемлют межкастовые браки и игнорируют неприкасаемых. В столице такие браки тоже редкость, чаще всего они заключаются в случаях, когда низший по касте имеет более высокий достаток.

Так же отголоски прошлого можно «услышать» в школах и высших учебных заведениях Индии. При поступлении ученика спрашивают о религиозных убеждениях и если он индуист — обяжут рассказать о принадлежности к касте. Брахманам всегда проще при поступлении, им требуется меньшее количество баллов для того, чтобы стать студентом.

Каста неприкасаемых в Индии: бич в современном обществе.

Религия джайнизм: особенности, философия, принципы.

nazvania.net