Картины древней москвы. Старая Москва в изобразительном искусстве. - ru_art links
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

20 главных музеев Москвы. Картины древней москвы


История Москвы в картинах Аполлинария Васнецова

Основание Москвы. Васнецов Аполлинарий Васнецов. «Основание Москвы». Вторая половина 12 века, по приказу Юрия Долгорукого на Боровицком холме в слиянии рек Неглинная и Москва строится деревянная крепость

Аполлинарий Васнецов, изумительный художник, мастер исторической реконструкции, всегда будто находился в тени своего старшего брата Виктора Васнецова, автора знаменитых русских полотен «Богатыри», Аленушка» и прочих.

После себя Аполлинарий Васнецов оставил множество живописных и графических работ с дотошной реконструкцией Москвы в разные эпохи. В этой публикации мы посмотрим самые яркие из них с комментариями.

Смотреть изумительную старую Москву Аполлинария Васнецова —>

Васнецов. Строительство новых стенСтроительство новых стен. 12 век

Васнецов. Двор Удельного князяДвор удельного князя.

Автор не уточняет, какого точно князя, но давая усредненную картинку времен феодальной раздробленности до возвышения Москвы в начале 14 века при Иване Калите.

Кремль при Иване Калите. ВаснецовКремль при Иване Калите.

В первой половине 14 века Москва становится важнейшим городом северо-восточной Руси. При Иване Калите строится новый деревянный Кремль. Митрополит Петр перенес свою резиденцию в Москву, в результате в Кремле появляются первые каменные соборы

Кремль при Дмитрии Донском. ВаснецовБелокаменный Кремль при Дмитрии Донском. Примерно 1368 г.

Скорее всего, Васнецов немного преувеличивает, поскольку согласно данным раскопок из камня были сложены только башни и самые уязвимые участки крепости, в основном же укрепления оставались деревянными.

Московский Кремль при Иване 3. ВаснецовКремль при Иване III

В конце 15 века итальянскими зодчими возводится нынешний краснокирпичный Кремль, еще без шатровых завершений и шпилей с деревянными крышами на типично итальянских башнях. Внутри крепости уже стоят каменные палаты, построен Успенский собор, строится Благовещенский. По Васильевскому спуску вверх уже начали рыть Алевизов ров. Через реку в Замоскворечье уже проложен наплавной мост.

Москва конца 14 века. ВаснецовКремль в конце 14 века

В 1382 г. к Москве подошли войска Тохтамыша. Два дня москвичи и литовцы отчаянно отбивали атаки, мощные крепостные стены невозможно было взять приступом, тогда Тохтамыш пошел на хитрость и прислал нижегородских князей Василия Кирдяпу и Семёна Дмитриевича. Князья убедили обороняющихся сдаться при условии, что Тохтамыш не сделает ничего дурного. Ворота города были открыты, но обещания хан не сдержал, город был разграблен, а множество населения перебито.

f54e89ad3c4c6752f960813060557276Кремль при Иване Грозном. 1550-е

Стены Кремля побелены (спорная гипотеза для того времени). Покровский собор (Храм Василия Блаженного) в процессе строительства

 

Гонцы. Ранним утром в Кремле. ВаснецовГонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века.

Смутное время закончилось. У власти первый из династии Романовых — Михаил. Кремль масштабно реконструировали.

 

Площадб Ивана Великого. ВаснецовПлощадь Ивана Великого в Кремле, 17 век.

 

p.txtТроицкий мост и Кутафья башня

Ныне официальный туристический вход в Кремль и Александровский сад вместо реки.

Книжные лавки на Спасском мостуКнижные лавки на Спасском мосту, 17 век

Мост через Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади

Расцвет Кремля. ВаснецовРасцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17 века.

Вид на Кремль с нынешней Берсеневской набережной. К 1692 г. был построен Всехсвятский мост, прозванный Большим Каменным, действительно большой и каменный с торговыми лавками и проездными воротами. О стоимости строительства моста в народе ходили легенды, до наших дней дожила поговорка «дорогой как каменный мост». Мост дожил в перестроенном виде аж до 1853 года, после чего был разобран и заменен металлическим, но народное название за полтора века прижилось и используется до сих пор.

Всехсвятский мостиВсехсвятский мост

Всехсвятский мостВсехсвятский мост зимой и скоморохи на переднем плане.

Вид Кремля из Замоскворечья. ВаснецовВид Кремля и Всехсвятского моста из Замоскворечья.

Замоскворечье тогда было районом стрельцов, защищавших город с юга от набегов крымских татар на оборонительных укреплениях Крымского вала.

 

Красная площадь во второй половине 17 векаКрасная площадь во второй половине 17 века

Такой Москву принял Петр I

Старое устье реки НеглиннойСтарое устье реки Неглинной

К Кремлю еще примыкает стена Белого города, сквозь дыру в которой протекает Неглинная.

Воскресенский мост. ВаснецовВоскресенский мост через Неглинную перед входом на Красную площадь у одноименных ворот, 17 век

du5w4vgn4lСпасские водяные ворота Китай-города. Васильевский спуск китайгородская стена

Отъезд с кулачного боя. ВаснецовОтъезд с кулачного боя. То же самое место зимой

 

В 17 веке город сильно растет, и в своих работах, посвященных этому периоду и позже Васнецов уже отходит от Кремля.

Васнецов. Семиверхая башняСемиверхая угловая башня Белого города.

Башня стояла примерно на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Её пушки были направлены на Крымский брод. В Смутное время у этой башни был большой бой.

 

Пушечно-литейный двор Пушечно-литейный двор на реке Неглинной

В 17 веке здесь работало около 500 мастеров, в работе использовались водяные колеса на реке. Именно отливали пушки для стрельцов и  в 16 веке отлили Царь-пушку. Напоминанием об этом дворе до сих пор служит Пушечная улица за Центральным детским миром.

 

Мясницкие ворота. ВаснецовУ Мясницких ворот.

На месте храма Фрола и Лавра сейчас пустырь у театра Et Cetera, справа от несохранившихся ворот сейчас стоит вестибюль м.»Чистые пруды»

Лубяной торг на Трубной площади. ВаснецовЛубяной торг на Трубе.

Трубная площадь, названная по дыре в стене Белого города (дыре) для реки Неглинной. Здесь торговали лубом и готовыми срубами для строительства домов.

Выход боярыни,. Старая Москва. ВаснецовВыход боярыни

Медведчики. Старая Москва. ВаснецовМедведчики

СкоморохиСкоморохи

Метель. Старая МоскваВьюжит. Метель. Старая Москва

 

На крестце. Китай-город. Васнецов.На крестце (на перекрестке) в Китай-городе.

Густонаселенный квартал Зарядья. Ныне на этом месте пустырь вдоль Варварки

Улица в Китай-городеУлица в Китай-городе.

И снова Зарядье. Васнецов все больше дает волю фантазии. На этих картинах грань между историей и сказаниями начинает размываться. Закончим подборку совсем фантастической картиной:

Двор князя ЖемчужногоДвор князя Жемчужного

Вымышленная архитектура, вымышленные персонажи, а вот Кремль за рекой настоящий

Аполлинарий ВаснецовАполлинарий Васнецов

800px-Vasnetsov_am_plaqueМемориальная доска на доме 6 в Фурманном переулке, где жил и работал Аполлинарий Васнецов

 

 

 

 

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Четверг, февраля 4, 2016 в 11:22 в теме: ГОРОД, Картины, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

moscowwalks.ru

Москва в живописи, иконах и картинах русских и советских художников

Сегодня мы решили поднять тему изображения Москвы в живописи художниками разных лет. Очень интересно смотреть эволюцию искусства и самих сюжетов, привлекавших художников с древних лет и почти до наших дней.

Далее можно посмотреть много изображений Москвы с XVIII века и почти до нашего времени —>

Неизвестный иконописец.Икона Василия Блаженного. Первая половина XVIII века.Икона написана для местного ряда придела Василия Блаженного собора Покрова что на Рву.В последствии весь храм на Красной площади стали именовать в честь этого придела.

Фридрих (Федор) Гильфердинг. Красная площадь в Москве, 1780-е

Жерар Делабарт. Ледяные горы в Москве на Неглинной улице во время масленой недели. 1795 г.После войны 1812 г. на этом месте разобьют Александровский сад.

Жерар Делабарт. Вид Яузского моста и дома Шапкина в Москве. 1790-е гг. 

Жерар Делабарт. Вид Серебренических бань в Москве. 1790-е гг. 

Федор Алексеев. Вид в Кремле у Спасских ворот. Около 1800 г.Обратите внимание на куранты голландской работы. В старых курантах вращался сам циферблат, а не стрелки

Иоганн-Непомук Раух. Вид на Каменный мост и Кремль из Замоскворечья. Вторая половина 1830-х гг. 

Неизвестный художник. Улица Варварка. 1830-1840-е гг.

Густав Шварц. Иллюминация Воскресенских ворот и Кремля в 1856 г.В августе 1856 г. в Москве торжественно проходила коронация императора Александра II

Неизвестный художник. Вид на Кремль со стороны Болотной площади. Середина XIX в.

Александр Попов (Московский). Москва. Берег Яузы. 1860 г.

Василий Перов. Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866 г.Действие происходит на крутом склоне Рождественского бульвара, спускающегося к Трубной площади

Алексей Саврасов. Сухарева башня. 1872 г.Конечно же, местность во второй половине XIX в. выглядела по-другому, и на картине мы видим историческую фантазию художника.

Алексей Саврасов. Вид на Московский Кремль. Весна. 1873 г. 

Василий Поленов. Московский дворик. 1878 г.Опять же, когда писалась картина, местность уже выглядела по-другому. Но изображенные две церкви (колокольня второй видна справа вдали) совершенно реальны: Церковь Спаса на Песках в Спасопесковском переулке и церковь Николы в Плотниках, стоявшей на пересечении Арбата и Плотникова переулка (ныне рядом с этим местом стоит памятник Окуджаве).

В ходе нашей экскурсии по Арбату мы всегда показываем репродукцию картины и точное место, с которого открывается такой же вид на церковь, а также рассказываем почему именно это место было выбрано Поленовым.

Владимир Маковский. В полдень. 1879 г.Этюд к картине Толкучий рынок в Москве.Рынок располагался на Старой площади, между Ильинскими и Никольскими воротами. 

Владимир Маковский. На бульваре. 1886-1887 г.Изображен Сретенский бульвар, по которому также можно послушать и посмотреть наш подкаст.

Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль. Соборы. 1894 г.

Константин Юон. Тройка у Старого Яра зимой. 1909 г.Загородный ресторан Яр располагался в перестроенном здании гостиницы Советская на Ленинградском шоссе.

Константин Юон. Гуляние на Девичьем поле. 1909 и 1947 г.Девичье поле некогда занимало большую территорию перед Новодевичьим монастырем. Ныне оно застроено больничным городком вдоль Б.Пироговской улицы, а название Девичьего поля носит небольшой треугольный сквер между Плющихой, Б.Пироговской и одноименным проездом.

Константин Коровин. Московрецкий мост. 1914 г.Художники очень любили гостиницу Балчуг за замечательные виды из окна.Также на картине видна застройка Васильевского спуска, снесенная в середине 1930-х

Константин Юон. Штурм Кремля в 1917 г. 1947 г.Никольские ворота тогда сильно пострадали в ходе боев и выглядели следующим образом:(увеличение по клику)

Исаак Бродский. В.И.Ленин на Красной площади. 1924 г.

Константин Юон. Парад Красной Армии. 1923 г.Обратите внимание, что на месте мавзолея в начале 1920-х стоял памятник пламенному рабочему.(увеличение по клику) (фото 1922 г.)

Варвара Степанова. Здание Моссельпрома с рекламой В.В.Маяковского. 1924-1925 гг.Это вид из Нижнего Кисловского переулка рядом с Арбатской площадью.В 1997 году эта оригинальная раскраска дома, сделанная Маяковским и Родченко, была восстановлена.

Картина написана по этой фотографии Родченко:(увеличение по клику)

Аристарх Лентулов. Страстная площадь ночью. Москва. 1928 г.Ныне Пушкинская площадь. Стоявшая посредине площади церковь Дмитрия Солунского, разрушенная в начале 1930-х для расширения Тверской улицы.

Аполлинарий Васнецов. Башни. Новодевичий монастырь. 1926 г.Интересны даже не столько башни, сколько пейзаж вокруг. Таким он оставался практически до 1960-х пока не построили спорткомплекс Лужники.

Василий Рождественский. Московский пейзаж. Стройка. 1936 г.Скромное название картины появилось, надо думать позже, т.к. на картине явно изображено так и не оконченное строительство Дворца Советов на месте Храма Христа Спасителя. Эпохальная подразумевалась картина, но не вышло, пришлось сменить название на более скромное. 

Николай Крымов. Утро в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького в Москве. 1937 г.

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937 г.Изображена Театральная площадь.

Михаил Гуревич. Пушкинская площадь. 1937 г.Весь квартал слева снесен, ныне там просто сквер с фонтаном. Малоэтажная застройка справа снесена для строительства комплекса зданий газеты «Известия».Об этом мы также рассказываем в ходе экскурсии по Тверской с показом множества исторических фотографий.

Евгений Лансере. Волга у стен Кремля. 1937 г.

Михаил Куприянов. Пушкинская площадь. 1943 г.Ныне Пушкин стоит на противоположной стороне улицы, а квартал за ним снесен (ныне сквер с фонтаном).

Дмитрий Налбандян. Тверской бульвар.1958 г.

Виктор Апфельбаум. Мокрая зима. 1958 г.

Юрий Жданов. Вечер в Москве. 1955 г.Ново-Песчаная улица на Соколе.

Александр Герасимов. Улица Горького. 1959 г.

Игорь Попов. У Киевского вокзала. 1970-1973 гг.

Виктор Чулович. Москва. Белорусский вокзал. 1969-1972 гг.

Любовь Решетникова. Масловка зимой. 1973 г.

Ярослава Каплан. Осенью на Москве-реке. 1979 г.Ныне здесь на стоит церетелевский памятник Петру.

Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962 г.

Татьяна Лившиц. Москва с Ленинских гор. 1977 г.

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Среда, марта 24, 2010 в 12:54 в теме: Картины. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

moscowwalks.ru

Старая Москва на картинах художников – Варламов.ру

Единственный способ заглянуть в прошлое Москвы до периода появления фотографии — это посмотреть картины художников, мастеров исторической реконструкции. В этом материале мы сравним облик старинной Москвы с тем, как она выглядит сейчас.

-=Пост подготовлен редакцией Живой Москвы=-На картине 1925-го года известный русский художник Аполлинарий Васнецов, брат Виктора Васнецова, изобразил всем знакомую нам Красную площадь времен второй половины XVII века. В то время она только начала обретать свои окончательные черты, но уже была сосредоточием общественной и торговой жизни, как города, так и всей страны. На картине видно, что тогда башни Кремля уже получили свои шатровые навершия. Слева от них возвышается Покровский Собор, он же Храм Василия Блаженного. На самой площади кипит жизнь, повсюду шум и суета. Стоя на подъеме, дьяк зачитывает столпившимся людям указ, пока рядом в повозке из Кремля выезжает какое-то знатное лицо. Повсюду возятся торговцы, между лавками которых маршируют воины. Сам Васнецов описывал жизнь центра Москвы того времени так: «Неудивительно, что Кремль во все времена был центром города. Москва жила им. На Красной площади с утра до вечера толпился праздный и деловой народ, узнавая новости и слушая бирючей, возвещавших царские указы. Отсюда вести разносились по всему городу — то о войне, то о казнях и новых налогах и поборах. Отсюда же, вероятно, волны народной жизни, взбудораженные кознями бояр и насилиями тиранов, ударялись о кремлевские твердыни, порождая смуты, бунты и крамолу. Красная площадь для Москвы была и Великий торг, и то же, что Форум для старого Рима...

На более ранней картине (1902-й год) Аполлинарий Васнецов изобразил Москву при Иване Грозном. Красная площадь 1550-ых годов: Храм Василия Блаженного еще в процессе строительства, а стены Кремля побелены, что является довольно спорной гипотезой для этого времени. Вдоль кремля стоят избы, а по площади снуют торговцы и всадники. Справа, как и на предыдущей картине, видна стрелковая башня, которая до нашего времени не сохранилась. По сравнению с прошлым, современная Красная площадь выглядит пустой. Кремль уже красный, да и выглядит совсем иначе, а единственным строением перед его стенами является Мавзолей.

На картине другого великого художника, которого современники называли «русским Каналетто», Федора Яковлевича Алексеева, изображена совсем другая, более поздняя Красная площадь. Художник изобразил ее абсолютно пустынной. Мы видим центр Москвы как будто с высоты трехэтажного здания. Из-за Покровского собора уже выглядывает плотная застройка города, которая простирается до горизонта, а центром картины является Лобное место, с которого в старину объявлялись народу важнейшие указы государей, и на котором совершались наказания и казни. Кремль уже обрел современные очертания, особенно это видно по Спасской башне, но площадь все еще заставлена различными постройками, в основном торговыми.

На картине Карла Ивановича Рабуса 1830-х годов изображен Храм Василия Блаженного со стороны пересечения Варварки и Васильевского спуска. Как раньше, так и сейчас, это, возможно, самый известный храм в России. По легенде, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Якобы на вопрос царя, сможет ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или даже лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!», чем разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих зодчих, возводивших храм, глаз. На картине от храма спускается крестный ход, которому кланяются проходящие мимо люди. Удивительно, но с этого угла, кажется, будто практически ничего не изменилось, кроме отдельных деталей. На месте улицы, на которой сидел художник, сейчас стройка в Зарядье, а на месте дома с колоннами с правого края картины — Средние торговые ряды

А вот в сравнении с изображенным на картине Федора Алексеева «Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы» изменилось очень многое. Сейчас это место с плотной жилой застройкой по сути превратилось в съезд с моста к набережной. Теперь все пространство здесь отдано автомобилям. Что интересно, реальная "точка рисовки" картины находится где-то внутри рампы моста.

На еще одной картине Аполлинария Васнецова «Книжные лавки на Спасском мосту, XVII век» можно увидеть уже не существующий Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади. Этот ров стал не только последним пристанищем для противников, атаковавших в разное время Кремль, но и местом жительства экзотических животных. Он обладал системой шлюзов, и отдельные его участки можно было осушать. Во времена правления Ивана Грозного был осушен участок у Воскресенских ворот Китай-города. Здесь содержались львы, которых прислали из Англии, из-за чего Воскресенские ворота часто называли Львиными. В XVII веке, ровно в то время, которое и отображает картина, во рву поселили слона. Он был подарком персидского шаха Аббаса II царю Алексею Михайловичу. К сожалению, слон быстро стал страдать желудочными расстройствами и с наступлением морозов умер. После войны 1812 года торговые лавки вдоль рва были снесены, а сам ров засыпан.

На картине Федора Алексеева «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» изображены основные памятники московской архитектуры на рубеже XVIII-XIX веков. На переднем плане виден мост через реку Неглинку, ведущий к Воскресенским воротам с двумя шатровыми башнями и Иверской часовней. Рядом с воротами находит здание Главной аптеки, внутри которой изначально был университет. Справа можно увидеть Арсенальную башню Московского Кремля, а слева здание Монетного двора.

Спустя несколько лет, в 1811-м году Алексеев нарисовал это же место, но уже с людьми. Неглинный мост выглядит намного оживленнее. Благодаря художнику мы можем вглядеться в изображение многочисленных горожан и получить представление о внешнем облике москвичей рубежа XVIII-XIX веков. Повсюду кипит жизнь. Кареты, повозки, всадники на лошадях, собаки — все это важная часть образа центра Москвы того времени. Сейчас все иначе. В том же виде сохранились только Воскресенские ворота, даже Кремль уже выглядит совсем по-другому. Моста, да и самой речки Неглинной больше нет. В 1817-1819-х годах ее заключили в трубу, однако она еще долго напоминала о себе во время регулярных наводнений. В 1872-м рядом с Воскресенскими воротами был возведен Государственный исторический музей, который стоит здесь по сей день.

Алексеев донес до нас уникальные свидетельства того, какой была Москва до наполеоновского пожара 1812-го. На его картине 1780-х годов изображен Большой каменный мост на фоне Кремля. Его начали возводить еще в 1643-м году по приказу царя Михаила Федоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером. Из-за смерти царя и самого мастера строительство прекратилось, но после, по инициативе царевны Софьи, работы возобновились, и к 1692-му году его достроили. Он находился не на том месте, где стоит мост сейчас. С одной стороны, мост выходил к подножию современного Дома на набережной, а с другой, к участку, где теперь спускается к реке улица Ленивка. Деньги, ушедшие на его возведение, были столь велики, что в то время даже появилась поговорка: «Дороже Каменного моста!». Из-за того, что он был в несколько раз шире большинства московских улиц, на нем какое-то время располагались целые постройки. Под ним собирались воры и другой сброд, особенно опасна была одна из арок у левого берега, которую в народе называли «девятая клетка». В темное время суток горожане старались избегать ее. Спустя полвека после того, как была написана эта картина, изрядно обветшавший мост было решено снести. Из-за невероятной прочности и качества кладки, так просто это сделать не удалось, пришлось его взрывать. В 1858-м году вместо него построили первый в Москве металлический мост с тремя арками. А еще позже, в 1938-м, на 100 метров ниже по течению реки был сделан уже современный мост. Теперь он примыкает к Боровицкой площади.

В 1810-е года Федор Алексеев изобразил на другой своей картине вид на Кремль со стороны Троицких ворот. Тогда тут еще протекала Неглинная, а для того, чтобы подойти к стенам Кремля, нужно было преодолеть не одну преграду. Напротив стен по другую сторону реки была плотная жилая застройка. Благодаря невероятной детализации изображения мы можем заглянуть за первый ряд зданий и увидеть архитектуру остального города. Сейчас так сделать уже, конечно, не получится. За высоким корпусом гостиницы «Москва» почти ничего не разглядеть. Зато под стенами Кремля на месте спрятанной под землю Неглинной разбит Александровский сад, возникший, кстати, ненамного позже написания этой картины.

На более ранней картине Алексеева, 1800-х годов, можно увидеть сохранившийся до сих пор Императорский Воспитательный дом, основанный еще в 1764-м году по инициативе просветителя Ивана Ивановича Бецкого как благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Это одно из редких зданий, переживших наполеоновский пожар 1812-го года и крупнейшее здание Москвы дореволюционного периода. Крайне интересно и то, как выглядела в то время Москва-река, которая занимает здесь большую часть полотна. Раньше на ней кипела жизнь. Лодки и суда разнообразнейших размеров и форм бороздили ее воды. Были тут и плавучие причалы. Сейчас Москва-река кажется даже шире, но куда спокойнее и пустынней. По обе стороны от нее тянется дорога, которую обычно плотно занимают автомобили.

На картине Аполлинария Васнецова, которому во многом была посвящена предыдущая часть нашего рассказа, изображен Троицкий мост и Кутафья башня. По мнению историка Москвы И. Е. Забелина, первый каменный Троицкий мост, вероятно, был построен еще в 1367-м году, одновременно с возведением каменных стен Кремля. Последовавший за ним девятипролетный кирпичный мост был сооружен в 1516-м году по проекту итальянского архитектора Алевиза Фрязина примерно в одно время с основным комплексом сооружений современного Кремля. Назывался он тогда Ризоположенский, по тогдашнему названию Троицких ворот. Некоторые пролеты моста были непроточными и создавали дамбу на реке Неглинной, поэтому выше Троицкого моста был расположен пруд, который также использовался в фортификационных целях. Проход к мосту перекрывала Кутафья башня. Возможно сейчас она выглядит странно, но в те времена это была практически неприступная преграда. Отводную стрельницу окружала Неглинка и ров, заполненный водой. Единственный вход в укрепление закрывался подъемным мостом. По окружности второго этажа шли бойницы подошвенного боя и машикули, с помощью которых наступающего противника поливали кипящей смолой . По названию картины «В осадном сиденье» можно догадаться, что город готовится к обороне. Многочисленные торговцы и просто местные жители, похватав все, что успели, толпятся у входа в Кутафью башню, чтобы подняться по Троицкому мосту и спрятаться за стенами Кремля. Удивительно, но все эти сооружения сохранились до сих пор. Сейчас они находятся прямо посреди Александровского сада. Кутафья башня теперь единственная оставшаяся отводной башней-стельницей Московского Кремля. Недавно рядом с ней возвели стеклянные павильоны и организовали на ее входе досмотровый центр.

На картине Алексеева 1800-х годов изображена уже исчезнувшая церковь Никола Большой крест на Ильинке. Храм был возведен в 1680-х годах и отличался пышной каменной «резью» только входившего в моду барокко. Появление этой церкви оказало большое влияние на формирование подобного стиля в московской архитектуре. К сожалению, с приходом советской власти в 1933-м году ее снесли, также как и множество других храмов. Этому событию москвовед и очевидец сноса храма Ю. К. Ефремов даже посветил свое стихотворение «На смерть». За несколько веков исчезла не только церковь Никола Большой крест, но и вся застройка того времени, которую успел запечатлеть Алексеев.

Интересна и картина одного из известнейших русских художников-передвижников Владимира Маковского, изображающая ночлежный дом в Москве и ожидающих у его стен бездомных. Эти заведения по сути были приютами, предоставляющими койку на ночь для нуждающихся людей, а в некоторых случаях даже пропитание и посильную материальную помощь. Здесь же происходил и найм чернорабочих. Первые ночлежки начали возникать в России в 1860-1870-е годы. Это происходило из-за стремительного переселения обедневшего крестьянства в большие города ради заработков. Так их описывал русский писатель Владимир Гиляровский: «Двух- и трёхэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам». На картине изображен участок Трехсвятительского переулка около дома № 6. Сейчас здесь все совсем иначе. Изменилась застройка, исчезли красивые газовые фонари, а вместо ночлежников теперь запаркованные по обе стороны переулка автомобили.

А вот вид на усадьбу Останкино 1833-го года. Автор этой картины — известный художник-реконструктор Николай Подключников. На ней видна еще неотреставрированная церковь Троицы Живоначальной в Останкино, являющаяся одним из лучших примеров стиля «русского узорочья», и останкинский пруд, который также называют Дворцовым. Это название пошло по расположенному позади него Останкинскому дворцу, главному дому усадьбы Останкино графов Шереметевых. Тогда в этих местах был театр, в котором давали представления. Раньше здесь устраивались разного рода гуляния и проводила свое время знать. В те времена рядом с прудом находился театр, в котором давали представления крепостные. Случалось, что крепостные актрисы кончали с собой, топясь именно в этом пруду. Сейчас утопиться здесь довольно сложно: тут довольно мелко, да и купаться запрещено, так как пруд имеет исключительно техническое назначение. Тем не менее, и сейчас этот Останкинский пруд остается довольно популярным местом отдыха для местных жителей.

Другое популярное место для отдыха, а именно усадьбу Царицыно, можно наблюдать на картине известного живописца Владимира Аммона. Здесь по приказу императрицы Екатерины II в 1776-м году был заложен дворцово-парковый ансамбль. На картине он уже спустя 59 лет после открытия, в 1835 году. В то время Николай II планировал приспособить запустевший дворец под казармы или военное училище. Тогда, по мнению властей, это была единственная возможность использовать царицынские постройки в практических целях и тем самым спасти их от разрушения, которые началось еще в 1800-х, после смерти Екатерины Великой.

Запустение и разрушение хорошо видно на картине Федора Алексеева, написанной в как раз в тот период. Тут не проводилось никаких работ, а лишённый должного ухода кантемировский «геометрический сад» начал засыхать. Часть построек стала разрушаться и зарастать зеленью. Все это чем-то напоминало классические руины и тем самым еще больше привлекало художников, стремившихся запечатлеть разрушение прекрасного парка. Тем не менее, Царицино пусть и не без потерь, но выжило и получило статус охраняемого объекта культурного наследия. Несмотря на него, в 2007-м году в парке провели полномасштабную реконструкцию, которую замаскировали под обычное благоустройство. В ходе нее была уничтожена уникальная природа парка, заменена земля, вырублены тысячи здоровых деревьев и кустарников. Парку был нанесен ущерб, который в правительстве посчитали пустяковым, а вырубленные деревья назвали «допустимыми потерями».

"Живая Москва" – спецпроект с сетевым изданием m24.ru

varlamov.ru

Старая Москва на картинах художников

идея сравнить Москву до эпохи фотографии с современными снимками.

Единственный способ заглянуть в прошлое Москвы до периода появления фотографии — это посмотреть картины художников, мастеров исторической реконструкции. В этом материале мы сравним облик старинной Москвы с тем, как она выглядит сейчас.Оригинал взят у varlamov.ru в Старая Москва на картинах художников

-=Пост подготовлен редакцией Живой Москвы=-На картине 1925-го года известный русский художник Аполлинарий Васнецов, брат Виктора Васнецова, изобразил всем знакомую нам Красную площадь времен второй половины XVII века. В то время она только начала обретать свои окончательные черты, но уже была сосредоточием общественной и торговой жизни, как города, так и всей страны. На картине видно, что тогда башни Кремля уже получили свои шатровые навершия. Слева от них возвышается Покровский Собор, он же Храм Василия Блаженного. На самой площади кипит жизнь, повсюду шум и суета. Стоя на подъеме, дьяк зачитывает столпившимся людям указ, пока рядом в повозке из Кремля выезжает какое-то знатное лицо. Повсюду возятся торговцы, между лавками которых маршируют воины. Сам Васнецов описывал жизнь центра Москвы того времени так: «Неудивительно, что Кремль во все времена был центром города. Москва жила им. На Красной площади с утра до вечера толпился праздный и деловой народ, узнавая новости и слушая бирючей, возвещавших царские указы. Отсюда вести разносились по всему городу — то о войне, то о казнях и новых налогах и поборах. Отсюда же, вероятно, волны народной жизни, взбудораженные кознями бояр и насилиями тиранов, ударялись о кремлевские твердыни, порождая смуты, бунты и крамолу. Красная площадь для Москвы была и Великий торг, и то же, что Форум для старого Рима...

На более ранней картине (1902-й год) Аполлинарий Васнецов изобразил Москву при Иване Грозном. Красная площадь 1550-ых годов: Храм Василия Блаженного еще в процессе строительства, а стены Кремля побелены, что является довольно спорной гипотезой для этого времени. Вдоль кремля стоят избы, а по площади снуют торговцы и всадники. Справа, как и на предыдущей картине, видна стрелковая башня, которая до нашего времени не сохранилась. По сравнению с прошлым, современная Красная площадь выглядит пустой. Кремль уже красный, да и выглядит совсем иначе, а единственным строением перед его стенами является Мавзолей.

На картине другого великого художника, которого современники называли «русским Каналетто», Федора Яковлевича Алексеева, изображена совсем другая, более поздняя Красная площадь. Художник изобразил ее абсолютно пустынной. Мы видим центр Москвы как будто с высоты трехэтажного здания. Из-за Покровского собора уже выглядывает плотная застройка города, которая простирается до горизонта, а центром картины является Лобное место, с которого в старину объявлялись народу важнейшие указы государей, и на котором совершались наказания и казни. Кремль уже обрел современные очертания, особенно это видно по Спасской башне, но площадь все еще заставлена различными постройками, в основном торговыми.

На картине Карла Ивановича Рабуса 1830-х годов изображен Храм Василия Блаженного со стороны пересечения Варварки и Васильевского спуска. Как раньше, так и сейчас, это, возможно, самый известный храм в России. По легенде, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Якобы на вопрос царя, сможет ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или даже лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!», чем разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих зодчих, возводивших храм, глаз. На картине от храма спускается крестный ход, которому кланяются проходящие мимо люди. Удивительно, но с этого угла, кажется, будто практически ничего не изменилось, кроме отдельных деталей. На месте улицы, на которой сидел художник, сейчас стройка в Зарядье, а на месте дома с колоннами с правого края картины — Средние торговые ряды

А вот в сравнении с изображенным на картине Федора Алексеева «Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы» изменилось очень многое. Сейчас это место с плотной жилой застройкой по сути превратилось в съезд с моста к набережной. Теперь все пространство здесь отдано автомобилям. Что интересно, реальная "точка рисовки" картины находится где-то внутри рампы моста.

На еще одной картине Аполлинария Васнецова «Книжные лавки на Спасском мосту, XVII век» можно увидеть уже не существующий Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади. Этот ров стал не только последним пристанищем для противников, атаковавших в разное время Кремль, но и местом жительства экзотических животных. Он обладал системой шлюзов, и отдельные его участки можно было осушать. Во времена правления Ивана Грозного был осушен участок у Воскресенских ворот Китай-города. Здесь содержались львы, которых прислали из Англии, из-за чего Воскресенские ворота часто называли Львиными. В XVII веке, ровно в то время, которое и отображает картина, во рву поселили слона. Он был подарком персидского шаха Аббаса II царю Алексею Михайловичу. К сожалению, слон быстро стал страдать желудочными расстройствами и с наступлением морозов умер. После войны 1812 года торговые лавки вдоль рва были снесены, а сам ров засыпан.

На картине Федора Алексеева «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» изображены основные памятники московской архитектуры на рубеже XVIII-XIX веков. На переднем плане виден мост через реку Неглинку, ведущий к Воскресенским воротам с двумя шатровыми башнями и Иверской часовней. Рядом с воротами находит здание Главной аптеки, внутри которой изначально был университет. Справа можно увидеть Арсенальную башню Московского Кремля, а слева здание Монетного двора.

Спустя несколько лет, в 1811-м году Алексеев нарисовал это же место, но уже с людьми. Неглинный мост выглядит намного оживленнее. Благодаря художнику мы можем вглядеться в изображение многочисленных горожан и получить представление о внешнем облике москвичей рубежа XVIII-XIX веков. Повсюду кипит жизнь. Кареты, повозки, всадники на лошадях, собаки — все это важная часть образа центра Москвы того времени. Сейчас все иначе. В том же виде сохранились только Воскресенские ворота, даже Кремль уже выглядит совсем по-другому. Моста, да и самой речки Неглинной больше нет. В 1817-1819-х годах ее заключили в трубу, однако она еще долго напоминала о себе во время регулярных наводнений. В 1872-м рядом с Воскресенскими воротами был возведен Государственный исторический музей, который стоит здесь по сей день.

Алексеев донес до нас уникальные свидетельства того, какой была Москва до наполеоновского пожара 1812-го. На его картине 1780-х годов изображен Большой каменный мост на фоне Кремля. Его начали возводить еще в 1643-м году по приказу царя Михаила Федоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером. Из-за смерти царя и самого мастера строительство прекратилось, но после, по инициативе царевны Софьи, работы возобновились, и к 1692-му году его достроили. Он находился не на том месте, где стоит мост сейчас. С одной стороны, мост выходил к подножию современного Дома на набережной, а с другой, к участку, где теперь спускается к реке улица Ленивка. Деньги, ушедшие на его возведение, были столь велики, что в то время даже появилась поговорка: «Дороже Каменного моста!». Из-за того, что он был в несколько раз шире большинства московских улиц, на нем какое-то время располагались целые постройки. Под ним собирались воры и другой сброд, особенно опасна была одна из арок у левого берега, которую в народе называли «девятая клетка». В темное время суток горожане старались избегать ее. Спустя полвека после того, как была написана эта картина, изрядно обветшавший мост было решено снести. Из-за невероятной прочности и качества кладки, так просто это сделать не удалось, пришлось его взрывать. В 1858-м году вместо него построили первый в Москве металлический мост с тремя арками. А еще позже, в 1938-м, на 100 метров ниже по течению реки был сделан уже современный мост. Теперь он примыкает к Боровицкой площади.

В 1810-е года Федор Алексеев изобразил на другой своей картине вид на Кремль со стороны Троицких ворот. Тогда тут еще протекала Неглинная, а для того, чтобы подойти к стенам Кремля, нужно было преодолеть не одну преграду. Напротив стен по другую сторону реки была плотная жилая застройка. Благодаря невероятной детализации изображения мы можем заглянуть за первый ряд зданий и увидеть архитектуру остального города. Сейчас так сделать уже, конечно, не получится. За высоким корпусом гостиницы «Москва» почти ничего не разглядеть. Зато под стенами Кремля на месте спрятанной под землю Неглинной разбит Александровский сад, возникший, кстати, ненамного позже написания этой картины.

На более ранней картине Алексеева, 1800-х годов, можно увидеть сохранившийся до сих пор Императорский Воспитательный дом, основанный еще в 1764-м году по инициативе просветителя Ивана Ивановича Бецкого как благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Это одно из редких зданий, переживших наполеоновский пожар 1812-го года и крупнейшее здание Москвы дореволюционного периода. Крайне интересно и то, как выглядела в то время Москва-река, которая занимает здесь большую часть полотна. Раньше на ней кипела жизнь. Лодки и суда разнообразнейших размеров и форм бороздили ее воды. Были тут и плавучие причалы. Сейчас Москва-река кажется даже шире, но куда спокойнее и пустынней. По обе стороны от нее тянется дорога, которую обычно плотно занимают автомобили.

На картине Аполлинария Васнецова, которому во многом была посвящена предыдущая часть нашего рассказа, изображен Троицкий мост и Кутафья башня. По мнению историка Москвы И. Е. Забелина, первый каменный Троицкий мост, вероятно, был построен еще в 1367-м году, одновременно с возведением каменных стен Кремля. Последовавший за ним девятипролетный кирпичный мост был сооружен в 1516-м году по проекту итальянского архитектора Алевиза Фрязина примерно в одно время с основным комплексом сооружений современного Кремля. Назывался он тогда Ризоположенский, по тогдашнему названию Троицких ворот. Некоторые пролеты моста были непроточными и создавали дамбу на реке Неглинной, поэтому выше Троицкого моста был расположен пруд, который также использовался в фортификационных целях. Проход к мосту перекрывала Кутафья башня. Возможно сейчас она выглядит странно, но в те времена это была практически неприступная преграда. Отводную стрельницу окружала Неглинка и ров, заполненный водой. Единственный вход в укрепление закрывался подъемным мостом. По окружности второго этажа шли бойницы подошвенного боя и машикули, с помощью которых наступающего противника поливали кипящей смолой . По названию картины «В осадном сиденье» можно догадаться, что город готовится к обороне. Многочисленные торговцы и просто местные жители, похватав все, что успели, толпятся у входа в Кутафью башню, чтобы подняться по Троицкому мосту и спрятаться за стенами Кремля. Удивительно, но все эти сооружения сохранились до сих пор. Сейчас они находятся прямо посреди Александровского сада. Кутафья башня теперь единственная оставшаяся отводной башней-стельницей Московского Кремля. Недавно рядом с ней возвели стеклянные павильоны и организовали на ее входе досмотровый центр.

На картине Алексеева 1800-х годов изображена уже исчезнувшая церковь Никола Большой крест на Ильинке. Храм был возведен в 1680-х годах и отличался пышной каменной «резью» только входившего в моду барокко. Появление этой церкви оказало большое влияние на формирование подобного стиля в московской архитектуре. К сожалению, с приходом советской власти в 1933-м году ее снесли, также как и множество других храмов. Этому событию москвовед и очевидец сноса храма Ю. К. Ефремов даже посветил свое стихотворение «На смерть». За несколько веков исчезла не только церковь Никола Большой крест, но и вся застройка того времени, которую успел запечатлеть Алексеев.

Интересна и картина одного из известнейших русских художников-передвижников Владимира Маковского, изображающая ночлежный дом в Москве и ожидающих у его стен бездомных. Эти заведения по сути были приютами, предоставляющими койку на ночь для нуждающихся людей, а в некоторых случаях даже пропитание и посильную материальную помощь. Здесь же происходил и найм чернорабочих. Первые ночлежки начали возникать в России в 1860-1870-е годы. Это происходило из-за стремительного переселения обедневшего крестьянства в большие города ради заработков. Так их описывал русский писатель Владимир Гиляровский: «Двух- и трёхэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам». На картине изображен участок Трехсвятительского переулка около дома № 6. Сейчас здесь все совсем иначе. Изменилась застройка, исчезли красивые газовые фонари, а вместо ночлежников теперь запаркованные по обе стороны переулка автомобили.

А вот вид на усадьбу Останкино 1833-го года. Автор этой картины — известный художник-реконструктор Николай Подключников. На ней видна еще неотреставрированная церковь Троицы Живоначальной в Останкино, являющаяся одним из лучших примеров стиля «русского узорочья», и останкинский пруд, который также называют Дворцовым. Это название пошло по расположенному позади него Останкинскому дворцу, главному дому усадьбы Останкино графов Шереметевых. Тогда в этих местах был театр, в котором давали представления. Раньше здесь устраивались разного рода гуляния и проводила свое время знать. В те времена рядом с прудом находился театр, в котором давали представления крепостные. Случалось, что крепостные актрисы кончали с собой, топясь именно в этом пруду. Сейчас утопиться здесь довольно сложно: тут довольно мелко, да и купаться запрещено, так как пруд имеет исключительно техническое назначение. Тем не менее, и сейчас этот Останкинский пруд остается довольно популярным местом отдыха для местных жителей.

Другое популярное место для отдыха, а именно усадьбу Царицыно, можно наблюдать на картине известного живописца Владимира Аммона. Здесь по приказу императрицы Екатерины II в 1776-м году был заложен дворцово-парковый ансамбль. На картине он уже спустя 59 лет после открытия, в 1835 году. В то время Николай II планировал приспособить запустевший дворец под казармы или военное училище. Тогда, по мнению властей, это была единственная возможность использовать царицынские постройки в практических целях и тем самым спасти их от разрушения, которые началось еще в 1800-х, после смерти Екатерины Великой.

Запустение и разрушение хорошо видно на картине Федора Алексеева, написанной в как раз в тот период. Тут не проводилось никаких работ, а лишённый должного ухода кантемировский «геометрический сад» начал засыхать. Часть построек стала разрушаться и зарастать зеленью. Все это чем-то напоминало классические руины и тем самым еще больше привлекало художников, стремившихся запечатлеть разрушение прекрасного парка. Тем не менее, Царицыно пусть и не без потерь, но выжило и получило статус охраняемого объекта культурного наследия. Несмотря на него, в 2007-м году в парке провели полномасштабную реконструкцию, которую замаскировали под обычное благоустройство. В ходе нее была уничтожена уникальная природа парка, заменена земля, вырублены тысячи здоровых деревьев и кустарников. Парку был нанесен ущерб, который в правительстве посчитали пустяковым, а вырубленные деревья назвали «допустимыми потерями».

"Живая Москва" – спецпроект с сетевым изданием m24.ru

a-dedushkin.livejournal.com

Москва в живописи. Часть 2

Предлагаю еще одну подборку картин на вечную московскую тему. На этот раз - картины принадлежат кисти одного художника, Владимира Сергеевича Первунинского, создавшего очень интересную серию "Старая Москва".

мос.taganka_(st_moskva)первун.в.Таганка. Старая Москва

Владимир Первунинский наш современник. Он родился в 1957 году в Челябинске, а в 1989 году окончил Московский государственный художественный институт им. Сурикова по факультету станковой живописи. Живет и работает художник в Москве и, судя по всему, очень любит этот город. Его работы чаще всего ретроспективны, представляют собой "взгляд в прошлое" и выполнены с таким вниманием к деталям навеки ушедшей эпохи, что язык не поворачивается назвать их просто "исторической живописью". Кажется, что они были написаны с натуры более ста лет назад.

мос.babbe_leto_vecher.первун.в.Бабье летомос.letnim_dnem_(st_moskva)первун.вЛетним днем. Старая Москва

мос.zimnij_vecher_(st__moskva)первун.в.Зимний вечер. Старая Москва

мос.sofijskaya_nab_(st_moskva).первунСофийская набережная. Старая Москва

мос.utro_v_neskuchnom_sadu.первунУтро в Нескучном саду

мос.dozhdb_v_gor_(st_mosk)первунДождь в городе. Старая Москва

мос.vesna_v_zamoskv_(st_mosk)первунВесна в Замоскворечье. Старая Москва

мос.zimoj_na_pyatnitskoj(st_moskva)первЗимой на Пятницкой. Старая Москва

мос.pered_pashoj_(st_moskva)первПеред Пасхой. Старая Москва

мос.polyanka_(st_moskva)первПолянка. Старая Москва

мос.polyanka_(variant)первПолянка

eho-2013.livejournal.com

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Эдуард Гертнер (1801–1877). Ивановская площадь в Московском Кремле. 1839 г.Степан Михайлович Шухвостов (1821–1908). Вид на Красную площадь.

Степан Михайлович Шухвостов (1821–1908). Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле. 1866 г.

Василий Фёдорович Тимм (1820–1895). Коронационные торжества на Красной площади. 1856 г.

Карл-Фридрих Петрович Бодри (1812–1894). Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле. 1860 г.

Альфонс Муха (1860–1939). Отмена крепостного права в России в 1861 году. 1914 г.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Вид Кремля со стороны Каменного моста.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Площадь перед Успенским собором.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Боярская площадка и собор Спаса на Верху.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Боярская площадка и собор Спаса на Верху.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Теремной дворец и собор Спаса на Бору.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Арсенал, Сенат и Никольские ворота.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Колокольня Ивана Великого.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Соборная площадь.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I.

Джакомо Кваренги (1744–1817). Теремной дворец и собор Спаса на Бору в Московском Кремле.

Джакомо Кваренги (1744–1817). Соборная площадь в Московском Кремле.

art-links.livejournal.com

20 главных музеев Москвы

Достопримечательности

Ещё одним подтверждением уникальности российской столицы стало огромное количество музеев, охватывающих самые разные аспекты истории, науки и искусства. Особого внимания заслуживают крупнейшие культурные учреждения, являющиеся хранителями исключительных обширных коллекций и заслуженно считающиеся национальным достоянием страны. В нашем гиде собрано 20 главных московских музеев, посещение которых позволит прикоснуться к богатейшему интеллектуально-духовному и материальному наследию Прошлого.

Государственная Третьяковская галерея

Музей, Достопримечательность, Галереи и выставки Государственная Третьяковская галерея

Самый знаменитый музей национального искусства в России и один из лучших художественных музеев в мире — Третьяковская галерея — ведёт свою историю с 50-х годов XIX столетия. Именно тогда потомственный купец, предприниматель и меценат П.М. Третьяков начинает собирать работы русских художников, предполагая в скором будущем создать первый общественный музей изящных искусств в стране. Для этой цели Павел Михайлович перестраивает и расширяет собственный дом в Лаврушинском переулке, который в 1892 году вместе с имеющимися в нём коллекциями передаёт городу. Сегодня это главное здание Третьяковской галереи, где представлена древнерусская иконопись, русская живопись, графика, скульптура и художественные изделия XVIII — начала XX веков.

Экспозицию музея составило несколько тематических разделов, посвящённых отдельным периодам в истории развития отечественного изобразительного искусства. Здесь выставлены легендарные творения Андрея Рублёва и Феофана Грека, известные полотна великих мастеров — И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана… Не менее интересно яркое и многообразное собрание работ выдающихся русских живописцев рубежа XIX-ХХ столетий.

Кроме исторического здания в Лаврушинском переулке музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» включает: Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-квартиру А.М. Васнецова, Музей-мастерскую А.С. Голубкиной, Дом-музей П.Д. Корина, а также Третьяковскую галерею на Крымском Валу.

Стоимость посещения: взрослый билет — 400 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу

Музей, Достопримечательность, Галереи и выставки Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу

Музейное здание с огромными экспозиционными залами было построено на Крымском Валу в 1983 году и согласно первоначальному замыслу, возникшему ещё в 60-е годы прошлого века, предназначалось для Государственной картинной галереи СССР. А уже в 1986 году учреждение, сосредоточившее в своих стенах произведения отечественных художников XX столетия, вошло в состав Всесоюзного (а позднее — Всероссийского) объединения «Государственная Третьяковская галерея».

Сегодня помимо постоянной экспозиции «Искусство XX века», представляющей весь широкий спектр художественных течений ушедшей эпохи, в Галерее можно посетить сменные выставки, наиболее полно освещающие творчество того или иного автора, либо посвящённые определённой теме или направлению в изобразительном искусстве данного исторического периода. Кроме того, здесь осуществляются крупные выставочные проекты на стыке философии, искусства и науки, не имеющие жёстких хронологических и географических рамок; проводятся мастер-классы с выдающимися деятелями современности. С 2002 года в здании Третьяковкой галерее на Крымском Валу работает Творческая мастерская, реализующая образовательные программы как для детей, так и для взрослых.

Стоимость посещения: взрослый билет — 400 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Государственный исторический музей

Музей, Достопримечательность Государственный исторический музей

Наиболее полное наглядное представление о многовековой истории Государства Российского даёт масштабная экспозиция Исторического музея. Началом формирования уникальной коллекции стал указ императора Александра II от 1872 года о создании музея, специально для которого на Красной площади было построено новое краснокирпичное здание в псевдорусском стиле. Проект выполнил выдающийся русский архитектор В.О. Шервуд в соавторстве с инженером А.А. Семёновым. В 1883 году Императорский Российский Исторический музей распахнул свои двери.

С тех пор учреждение не раз меняло название и внутреннее наполнение в соответствии с историческими и политическими событиями, происходящими в стране. Глобальная реставрация музея завершилась к началу 2000-х годов, в результате чего зданию был возвращён его первоначальный облик, восстановлены исторические интерьеры. На сегодняшний день музейное собрание насчитывает более 5 миллионов предметов, иллюстрирующих политику, экономику, культуру России с древнейших времён до начала XX столетия. В Парадных Сенях музея на потолке посетители смогут увидеть «Родословное древо государей Российских», выполненное известным мастером середины XIX века Ф.Г. Тороповым. Экспозиция, занимающая два этажа, распределена по хронологическому принципу: каждый зал посвящён определенной эпохе. Среди исторических реликвий — орудия труда и предметы быта, древние рукописи и старопечатные книги, изобразительные материалы и письменные источники, одежда и оружие, старинные печати, монеты и многое другое. Прошлое страны предстаёт здесь во всём своём многообразии и величии.

Стоимость входного билета для взрослых посетителей — 350 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Хранителем крупнейшей коллекции зарубежного изобразительного искусства является Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, открывшийся в 1912 году как Музей изящных искусств им. императора Александра III. Его основателем выступил учёный-филолог и искусствовед, профессор Московского университета И.В. Цветаев, руководивший учреждением в первые годы его существования. Нынешнее наименование музей приобрёл в 30-е годы прошлого столетия.

Современный музейный комплекс ГМИИ им. А.С. Пушкина образуют несколько филиалов, занимающих разные строения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, Музей личных коллекций, Мемориальная квартира Святослава Рихтера, Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева. Мы же остановимся несколько подробнее на основной экспозиции, размещённой в главном здании музея.

Само сооружение в стиле неогрек, возведённое по проекту знаменитого зодчего Р.И. Клейна, представляет собой памятник архитектуры начала XX столетия. Двухэтажное здание располагает 30 залами, чьи экспонаты познакомят посетителей с искусством Древнего мира, искусством западноевропейского Средневековья и Возрождения, живописью художников европейских стран XVII — начала XIX веков. Одним из красивых залов музея стал Греческий дворик, где собраны слепки с сохранившихся античных статуй и рельефов. Не менее интересен Итальянский дворик, архитектура которого воспроизводит внутренний дворик палаццо Барджелло во Флоренции: здесь вы увидите шедевры европейкой скульптуры XIII –XVI веков. Отдельные залы посвящёны величайшим творцам — Микеланджело и Рембрандту.

Помимо экскурсий по постоянной экспозиции, в музее проводятся сменные тематические выставки, лекции, концерты и другие культурные мероприятия.

Стоимость входного билета для взрослых — от 300 до 600 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Собор Василия Блаженного

Достопримечательность, Музей, Религия, Памятник архитектуры Собор Василия Блаженного

Один из главных символов столицы — Собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву, известный также как Собор Василия Блаженного, — это не только знаменитый памятник архитектуры XVI века и действующий православный храм, но и один из крупнейших музеев страны.

Покровский собор был возведён в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани. С историей его создания связано множество легенд, а точное авторство проекта уникального архитектурного ансамбля до сих пор не установлено. Собор, высота которого достигает 65 метров, имеет сложную и вместе с тем чётко продуманную структуру. Первоначально на едином высоком основании было возведено восемь церквей, завершающихся цветными узорчатыми луковичными главами и сгруппированных вокруг возвышающегося храма Покрова Богородицы, увенчанного восьмигранным шатром. В 1588 году к сооружению была пристроена десятая невысокая церковь в честь Василия Блаженного, давшая второе название собору. Все церкви объединены двумя галереями — внутренней и внешней обходной. Ввиду масштабности и сложности конфигурации «музейного здания» посещение собора рекомендуется в сопровождении экскурсовода, с помощью которого вы не только не заблудитесь, но и узнаете интересные подробности создания древнего храма, получите более полное представление о хранящихся в нём многочисленных реликвиях.

Стоимость входного билета для взрослых — 350 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Московский Кремль

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник Московский Кремль

Начало музейной деятельности на территории Московского Кремля было положено открытием в 1806 году музея-сокровищницы — Оружейной палаты. Уже после революции список музеев страны пополнили кремлёвские соборы — Успенский, Архангельский, Благовещенский, а также Патриаршие палаты, Ансамбль колокольни «Иван Великий», Церковь Ризположения.

Здания, где разместились музейные экспозиции, являются значимыми памятниками истории и архитектуры, старейшие из которых относятся к концу XV столетия. Во многих культовых и светских постройках сохранилось внутреннее убранство XVI — середины XIX века. Собрание музеев Кремля составили произведения, представляющие самые разные жанры искусства и так или иначе повествующие о парадном церемониале российских самодержцев, а также памятники иконописи, старинные рукописи, старопечатные книги, редкие фотографии. Среди особенно ценных коллекций — собрание русского и зарубежного художественного металла, коллекция государственных регалий, коллекция исторического конского снаряжения, коллекция старинных экипажей российских правителей.

Музей-заповедник «Московский Кремль» — это и крупный культурный и научно-просветительский центр. Здесь проходят всероссийские и международные конференции и семинары, реализуются лекционные и образовательные программы, проводятся творческие конкурсы, концерты и музыкальные фестивали.

Стоимость посещения для взрослых — от 250 до 700 рублей

Читать полностью Свернуть

Алмазный фонд России

Музей, Достопримечательность Алмазный фонд России

В здании Оружейной палаты находится самый богатый музей страны — Алмазный фонд России. В его коллекцию вошли предметы из фонда Гохрана — федерального органа, управляющего государственными драгоценностями. Современное учреждение (Гохран) было образовано в 1920 году, однако формирование ценного собрания началось ещё в начале XVIII столетия при Петре I, издавшем указ о хранении «вещей, принадлежащих государству». На протяжении всего последующего правления династии Романовых российская сокровищница пополнялась разнообразными изделиями, представляющими сегодня не только материальную и художественную ценность, но и историческую значимость.

Гости музея имеют уникальную возможность увидеть поражающие своим великолепием регалии верховной власти (императорскую корону, скипетр, державу, ордена и знаки) и настоящие шедевры ювелирного искусства, полюбоваться естественной красотой самородков благородных металлов и редких образцов драгоценных камней.

Стоимость входного билета для взрослых — 500 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Государственный литературный музей

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры Государственный литературный музей

Русская литература, как величайший феномен отечественной культуры стала главным объектом Государственного литературного музея, основанного в 1934 году. В настоящее время учреждение является одним из крупнейших в своём роде музеев мира. Его деятельность нацелена на всестороннюю и глубокую презентацию русской литературы, её истории, начиная с момента возникновения и становления и заканчивая днём сегодняшним. Успешному достижению поставленной задачи способствует обширное собрание, включающее подлинные авторские рукописи и архивы писателей, редчайшие образцы книг, произведения изобразительного искусства, личные вещи выдающихся литераторов, документы, фотографии, звукозаписи и многое другое. На основе музейной коллекции ГЛМ было создано 11 мемориальных отделов, расположенных в отдельных зданиях Москвы и Подмосковья, и один филиал в Кисловодске.

Работа музея не исчерпывается экспозиционно-выставочными проектами. Его отделы часто становятся местом проведения творческих встреч, литературных вечеров, концертов и спектаклей.

Стоимость посещения для взрослых — 250 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Политехнический музей

Музей, Достопримечательность Политехнический музей

Во второй половине XIX века, впрочем, как и сегодня, одной из самых актуальных общественных потребностей России являлось распространение естественнонаучных и технических знаний, на что и были направлены всероссийские промышленные выставки. Экспонаты отделов Политехнической выставки 1872 года составили основу коллекции Музея прикладных знаний, впоследствии преобразованного в Политехнический музей.

С каждым годом учреждение расширяло сферу своих интересов, переставая быть лишь собирателем и хранителем многочисленных приборов и устройств, иллюстрирующих эволюцию технической мысли, а становясь популяризатором науки в самых разных областях. В скором времени музей готов предстать перед посетителями в обновлённом виде. В главном здании откроются три тематические галереи: «Энергия», «Информация», «Материя». Реконструкции подверглось не только историческое сооружение, но и сама концепция учреждения, открытого для экспериментов и стремившегося объединить воедино технические достижения прошлого, современные исследования и научные перспективы.

На время реконструкции главного здания открыта временная экспозиция музея на территории ВДНХ.

Стоимость посещения для взрослых — 300 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Государственный музей искусства народов Востока

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры Государственный музей искусства народов Востока

Традиционные понятия «Запад» и «Восток» заключают в себе не только географическую принадлежность, а целые миры, со своим особым восприятием окружающей действительности, со своей неповторимой культурой. Решение извечной проблемы об отношении России к тому или иному миру оставим для учёных-историков и философов, для себя же отметим, что в отличие экстравертного Запада, закрытый Восток всегда привлекал нас своей загадочностью, мудростью и утончённостью. Одним из лучших способов познания тайн восточных цивилизаций остаётся искусство, которому и посвящён данный московский музей.

Государственный музей Востока (первоначально — «Ars Asiatica») появился в 1918 году. За его почти вековой жизненный путь была собрана крупнейшая коллекция археологических экспонатов, произведений разных видов изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества более чем 100 стран. Здесь представлено искусство Дальнего и Ближнего Востока, Центральной Азии, Кавказа и Казахстана, Юго-восточной Азии, Бурятии, Чукотки и др. Древние свитки, старинные ювелирные украшения, предметы быта и орудия разных эпох, средневековая скульптура, традиционная и современная живопись — это далеко не полный перечень предметов, хранящихся в музее. Особое место в экспозиции занимает наследие Николая и Святослава Рерихов — выдающихся русских художников и общественных деятелей, которые внесли большой вклад в масштабное изучение и творческое освоение культуры Востока.

Стоимость входного билета для граждан РФ — 250 рублей, для иностранных граждан — 300 рублей; имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Мемориальный музей космонавтики

Музей, Достопримечательность Мемориальный музей космонавтики

Достижения Советского Союза в освоении космического пространства были увековечены вскоре после первого полёта человека в космос: в 1964 году рядом с главным входом ВДНХ был возведён монумент «Покорителям космоса». А в 1981 году, к 20-летию этого знаменательного события, в основании памятника открылся Мемориальный музей космонавтики. Его фонды составили образцы космической техники, документы, фото- и киноматериалы, мемориальные вещи конструкторов и космонавтов, нумизматическая и филателистическая коллекции, произведения изобразительного искусства, соответствующие направлению учреждения.

В 2009 году завершилась масштабная реконструкция музейного пространства, увеличившая его площади и кардинально преобразившего его облик с помощью современных музейных технологий. Среди последних новшеств — интерактивные экспонаты: тренажёр космического корабля, полноразмерный макет фрагмента космической станции, интерактивная кабина «Буран-2», а также выполненный в миниатюре Центр управления полётами, откуда можно наблюдать за перемещениями МКС. Кроме того, желающие могут принять участие в виртуальной экскурсии-викторине «Космотрек».

Стоимость входного билета — 200 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Московский музей современного искусства

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры Московский музей современного искусства

Первый в России музей, полностью сосредоточенный на современном искусстве, появился в Москве в 1999 году. Его создателем выступил известный скульптор и живописец, Президент Российской академии художеств Зураб Церетели, чья личная коллекция послужила основой музейного собрания, активно пополняющегося в дальнейшем.

Сегодня весьма представительная коллекция музея охватывает период в развитии отечественного и зарубежного искусства, начиная с начала XX века до наших дней. Постоянная экспозиция располагается в главном здании музея на Петровке — в бывшем усадебном особняке конца XVIII столетия, возведённом по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова. Учреждение имеет ещё четыре открытые выставочные площадки (филиала): в Ермолаевском переулке, на Тверском бульваре, на Гоголевском бульваре и на Большой Грузинской улице.

Историческую часть собрания образуют работы классиков русского авангарда — К. Малевича, М. Шагала, В. Кандинского, Д. Бурлюка и многих других. Один из разделов экспозиции отражает дальнейшее развитие «передового» течения, а именно творчество нонконформистских художников 60–80-х годов XX века. Наряду с картинами отечественных авторов в музее можно увидеть произведения зарубежных мастеров — П. Пикассо, Ф. Леже, Х. Миро, С. Дали и других. Большое внимание уделено представителям «актуального искусства» — новаторского современного художественного творчества. Помимо традиционных жанров — живописи, графики, скульптуры, в музее собраны инсталляции, арт-объекты и фотографии.

Стоимость входного билета в зависимости от выставочной площадки: от 150 до 500 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Коломенское

Парк, Достопримечательность, Дворцово-парковый ансамбль, Памятник архитектуры, Исторический памятник Коломенское

Первые упоминания о поселении относятся ко второй четверти XIV столетия. В XVI веке Василий III, а затем Иван IV возводят здесь церкви, сохранившиеся до наших дней. Расцвет Коломенского приходится на время правления Алексея Михайловича (1629–1676). Тогда здесь появились дворцы, палаты, были разбиты сады. Позднее в загородной резиденции жил юный Пётр I, устраивавший неподалёку знаменитые «потешные бои». Дальнейшие правители вносили свои изменения в облик дворцово-паркового ансамбля, многие постройки которого не были утрачены. В 1923 году на территории усадьбы был основан музей, положивший начало исследованию и восстановлению древних памятников.

Бывшая царская резиденция и подмосковное село, а ныне — историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское» неизменно привлекает туристов со всего мира. Музей поражает своими масштабами, большим количеством уникальных памятников истории и архитектуры, богатейшей многопрофильной коллекцией артефактов, красотой окружающей природы. За последние годы в Коломенском был сформирован этнографический комплекс, включающий конюшню и кузницу, усадьбы коломенского крестьянина и пасечника с пасекой, водяную мельницу. Ведущим направлением современного учреждения является создание интерактивных форм, способствующих погружению посетителей в историческую атмосферу.

Вход на территорию музея-заповедника свободный. Стоимость посещения отдельной экспозиции — 100 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева

Это первый в Европе музей, специализирующийся на архитектурном наследии. Учреждение было основано в 1934 году Заслуженным архитектором СССР, Академиком архитектуры А.В. Щусевым, являющимся в то время одним из самых востребованных зодчих Москвы. С 1945 года музей располагается в бывшей усадьбе Талызина. Само здание, зафиксированное в «Архитектурных альбомах» М.Ф. Казакова, представляет собой выдающийся памятник русского классицизма.

Главным объектом исследования, собирания и экспонирования музея стала тысячелетняя история отечественной архитектуры. В его коллекцию вошли многочисленные чертежи и макеты, гравюры и литографии, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, предметы интерьера, образцы строительных материалов, малые архитектурные формы, фрагменты утраченных памятников и многое другое. Особую ценность представляют авторские модели архитектурных сооружений, уникальные негативы и позитивы памятников градостроительства, собрание мебели середины XIX столетия.

Экскурсии проводятся как по экспозициям и музейному комплексу, так и по улицам столицы. В музее работает лекторий, предлагающий различные варианты изучения или знакомства с историей и теорией мировой архитектуры. Здесь регулярно проходят встречи с выдающимися зодчими современности, демонстрирующими свои творческие концепции.

Стоимость входного билета — 250 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Музей Москвы

Музей Музей Москвы

Истории, археологии, культурным традициям российской столицы посвящён не один музей, а целое объединение, включающее пять разнообразных отделов. Основной же площадкой одного из старейших культурный учреждений Москвы с 2009 года стал комплекс «Провиантские склады» — памятник архитектуры первой половины XIX столетия.

Экспозиция музея позволяет взглянуть на легендарный город с самых разных сторон, проследить его стремительную эволюцию с древнейших времён до текущего момента. Здесь представлены археологические находки, предметы быта и одежда москвичей в разные исторические эпохи, произведения искусства, архивы выдающихся историков города, редчайшие книжные издания, фотографии и документы. Наряду с экспозиционно-выставочной деятельностью учреждение организует проведение лекций, познавательных творческих занятий для детей.

Во внутреннем дворе комплекса проходят фестивали, концерты и праздничные мероприятия. В музее открыт Центр документального кино, где осуществляются показы документальных фильмов, образовательных и научно-популярных картин, трансляции спектаклей.

Стоимость входного билета — от 200 до 400 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Музей, Достопримечательность Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В день 50-летия Победы в Великой Отечественной войне в мемориальном комплексе Победы на Поклонной горе был открыт музей, воспевающий Подвиг великого народа. Центральное место в музее занимают монументальные залы, где увековечены имена героев войны: зал Славы, зал Памяти и скорби, зал Полководцев.

Военно-историческая экспозиция, разместившаяся на территории общей площадью более 3 тысяч кв.м., состоит из девяти тематических разделов, подробно раскрывающих основные этапы пути к Победе. Среди экспонатов — оружие и боевая техника, военное снаряжение, награды и фронтовые письма, исторические документы и фотографии. В художественной галерее музея собраны живописные полотна, скульптурные и графические работы. Особый интерес представляют диорамы, посвященные главным стратегическим операциям ВОВ и воссоздающие атмосферу военного времени. Экспозиция, расположенная под открытым небом в Парке победы, также состоит из нескольких разделов: «Инженерные сооружения», «Военно-автомобильная дорога», «Артиллерия», «Бронетехника», «Авиатехника», «Военно-морской флот». Здесь посетители увидят свыше 300 образцов тяжёлой техники и вооружения СССР и её союзников, трофейную технику стран-противников.

Стоимость входного билета для взрослых посетителей — 250 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Царицыно

Достопримечательность, Дворцово-парковый ансамбль, Памятник архитектуры, Исторический памятник Царицыно

В 1775 году обширное поместье «Чёрная Грязь» приобрела у князя С.Д. Кантемира Екатерина II, задумавшая устроить здесь роскошную загородную резиденцию. Первоначальное название императрица сменила на более благозвучное — «Царицыно», а к созданию усадьбы привлекла своего придворного архитектора В.И. Баженова, вскоре разработавшего проект дворцово-паркового ансамбля в неоготическом стиле. Спустя десятилетие по проекту другого выдающегося зодчего М.Ф. Казакова был заложен новый дворец, который стал композиционным центр комплекса. Строительство усадьбы продолжалось 20 лет, но грандиозный замысел так и не был завершён.

В 1984 году здесь возник Музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Однако поистине второе рождение несостоявшаяся императорская резиденция получила в 2000-х годах. В ходе масштабной реставрации были восстановлены не только исторические фасады архитектурных сооружений, но и заново выполнена их внутренняя отделка в стиле XVIII столетия, воссоздан Оранжерейный комплекс. Сегодня помимо коллекции декоративно-прикладного искусства учреждение имеет богатое собрание произведений русского и западноевропейского художественного наследия XVIII — начала XX веков. Музей-заповедник включает следующие объекты: Большой Царицынкий дворец, Малый Царицынский дворец, Оперный дом, Хлебный дом (Кухонный корпус), Кавалерские корпуса, Оранжереи, ворота и мосты. В зданиях музея регулярно проходят сменные тематические выставки, концерты и музыкальные фестивали.

Стоимость комплексного билета на все экспозиции — 650 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

Парк Музеон

Парк, Достопримечательность, Памятник архитектуры Парк Музеон

На весьма протяжённом, но едином пространстве под открытым небом представлена постоянная, неповторимая экспозиция, демонстрирующая бережное отношение к историческому прошлому страны, и, вместе с тем, обращённая к её настоящему и будущему.

Рождённый в 1992 году музей скульптуры, первоначально включал лишь монументы советского периода. Сегодня «Музеон» является обладателем крупнейшей коллекции скульптурных изображений, насчитывающей свыше 1000 памятников. Среди них — произведения признанных ваятелей ушедшей эпохи — Е. Вучетича, С. Меркулова, В. Мухиной, В. Лемпорта и других, работы нонконформистских скульпторов XX века. Музей не оставляет без внимания и творчество современных талантливых мастеров, создавая площадку для диалога всех видов актуального искусства. Скульптуры размещены в живописных аллеях Парка, украшенного различными элементами ландшафтного дизайна.

«Музеон» — это и один из самых популярных культурно-просветительских центров города, где проходят фестивали, выставки, концерты, кинопоказы, реализуются различные образовательные проекты.

Вход свободный

Читать полностью Свернуть

Государственный центральный музей современной истории России

Музей, Достопримечательность Государственный центральный музей современной истории России

Учреждение, основанное в 1917 году как Музей Революции, сегодня является многофункциональным центром изучения и популяризации исторического наследия России, охватывающего период с середины ХIХ века до дня сегодняшнего. Его экспонаты отражают важнейшие события, явления и проблемы Новейшей истории государства, повествует об известных политиках и видных деятелях науки и культуры, о тяжёлых потрясениях и государственных преобразованиях, об идейных исканиях и политической борьбе.

В настоящее время ведётся работа по обновлению постоянной экспозиции, которую к 2016 году пополнит ещё один раздел «Россия XXI век: вызовы времени и перспективы развития». К 100-летию ГЦМСИР готовится масштабный выставочный проект, направленный на осмысление революционных событий прошлого века.

Кроме основного здания музейное объединение включает четыре филиала в Москве — музеи «Пресня» и «Подпольная типография 1905–1906 гг.», мемориальную квартиру Г.М. Кржижановского, музей-галерею Е. Евтушенко, а также два мемориальных комплекса в Смоленской и Тверской областях.

Стоимость посещения: 250 рублей, имеются льготы

Читать полностью Свернуть

localway.ru


Смотрите также