Как представляли древние вселенную. Конспект и презентация урока географии «Как древние люди представляли себе Вселенную»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Природоведение (5 класс)/Как древние люди представляли себе вселенную. Как представляли древние вселенную


Природоведение (5 класс)/Как древние люди представляли себе вселенную

Полужирное начертание== Как древние люди представляли себе Вселенную ==

Вы, наверное, не раз слышали слово «Вселенная». Что это такое? Под этим словом обычно понимают космическое пространство и всё, что его заполняет: космические, или небесные, тела, газ, пыль. Иными словами, это весь мир. Наша планета − часть необъятной Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел.

Тысячелетиями люди восхищались звёздным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. И всегда задавали себе волнующий вопрос: как же устроена Вселенная?

Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля.

Древние индийцы полагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе. Огромная черепаха стоит на змее, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство.

Иной виделась Вселенная народам, живущим на берегах рек Тигр и Евфрат. Земля, по их мнению, это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо.

Очень много для развития взглядов о строении Вселенной сделали древнегреческие учёные. Один из них - великий математик Пифагор (около 580-500гг до н. э.) - первым предположим, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара. Правильность этого предположения доказал другой великий грек - Аристотель (384-322 гг до нашей эры.)

Аристотель предложил свою модель строения Вселенной, или систему мира. В центре Вселенной, по мнению ученого, расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, твердых и прозрачных (в переводе с греческого «сфера» — шар). На них неподвижно закреплены небесные тела — планеты, Луна, Солнце, звезды. Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это — двигатель Вселенной.

Взгляды Аристотеля прочно утвердились в науке, хотя даже некоторые его современники не были с ним согласны. Древнегреческий ученый Аристарх Саммоский (320—250 гг до н. э.) считал, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце; Земля и другие планеты движутся вокруг него. К сожалению, эти гениальные догадки были в то время отвергнуты и забыты.

Представления Аристотеля и многих других ученых развил величайший древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (ок. 90—160 гг н. э.). Он разработал свою систему мира, в центре которой, как и Аристотель, поместил Землю. Вокруг неподвижной шарообразной Земли, по мнению Птолемея, движутся Луна, Солнце, пять (известных в то время) планет, а также "сфера неподвижных звезд". Эта сфера и ограничивает пространство Вселенной. Свои взгляды Птолемей подробно изложил в грандиозном труде "Великое математическое построение астрономии" в 13 книгах.

Система Птолемея хорошо объясняла видимое движение небесных тел. Она позволяла определять и предсказывать их расположение в тот или иной момент. Эта система господствовала в науке на протяжении 13 веков, а книга Птолемея была настольной для многих поколений астрономов.

Два великих грека[править]

'Аристотель' — величайший учёный Древней Греции. Родом он был из города Стагира. Всю свою жизнь он посвятил сбору и осмыслению сведений, известных учёным его времени.

ru.wikiversity.org

Как древние люди представляли себе Вселенную

Природоведение, 5 Класcы
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • ЕГЭ
Предметы
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Математика
  • Информатика
  • Обществознание
  • ОБЖ

web-dev01.interneturok.ru

Как древние люди представляли себе вселенную

Нас давно волновал вопрос о происхождении Вселенной. Вглядываясь в бесконечное небо, рассматривая мир вокруг нас, узнавая новое из уроков литературы, окружающего мира, читая научно-познавательную литературу, просматривая телепередачи мы накапливали знания и решили поразмышлять о вечном и бесконечном.

Вселенная Под этим словом подразумевается все окружающее людей, а также и сам человек. Представления о Вселенной древних людей, которых ученые называют «доисторическими», были вынужденно наивны и, главное, мифологичны. Ведь только мифологическое мышление помогает составить объяснимую картину явления, о котором у человека нет достаточных сведений и знаний.

Вселенная прекрасна и загадочна. Чем больше мы узнаем о ней, тем больше вопросов она ставит перед нами. Но один из них интересовал людей всегда и, наверное, уже возник и у вас: «Как возникла Вселенная?» Взгляните на окружающие тебя предметы – мебель в квартире, твой и соседние дома, деревья во дворе. Все это сделано людьми. Причем если очень постараться, то можно точно узнать, когда и какие именно люди изготовили эту мебель, построили эти дома и вырастили эти деревья. Но как узнать, откуда появилась наша Земля и другие планеты, Солнце и другие звезды, наша и другие галактики?

В давние времена люди решили: все небесные светила и всю Вселенную могли создать лишь могущественные боги. До наших дней дошли многочисленные мифы и легенды, рассказывающие о том, как это происходило. Познакомимся хотя бы с некоторыми из них. О самых старинных стало известно из клинописных надписей на глиняных табличках, когда-то погребенных под развалинами древнейших городов, в которых несколько тысяч лет назад жили шумеры, вавилоняне, египтяне А о других, более поздних можно узнать, например, из дошедших до наших дней легенд, мифов и, конечно, священных книг разных народов.

Шумеры думали, что Земля и Небо не всегда существовали раздельно. Вместо них была огромная гора. На ее вершине жил бог Неба – Ан, а внизу располагалась Ки – богиня Земли. Сын этих богов – бог воздуха Энлиль – отделил Небо от Земли. Один из сыновей Энлиля – Нанна. Это бог Луны, совершающий свое вечное плавание по небу в сопровождении других светил. Вот как и возникла Вселенная!

Вавилоняне считали, что когда-то не было ничего похожего на нашу Вселенную. Были лишь океан соленой воды и океан пресной воды. Ими владели богиня Тиамат и ее муж бог Ансу. Дети, внуки и правнуки этих богов тоже были богами, и некоторые из них стремились стать самыми главными. Боги боролись между собой и нередко даже убивали друг друга. Так, один из них бог-герой по имени Мардук осмелился сразиться с самой Тиамат, которую изображали в виде ужасного дракона. Вооружившись луком и стрелами, булавой и молнией и захватив сеть, которую за углы держали четыре ветра, Мардук наполнил свое тело пламенем, создал семь бушующих ураганов и на грозовой колеснице помчался сражаться с Тиамат и ее войском. Тиамат приняла вызов Мардука и вышла на поединок. Раскрыв пасть, она бросилась на Мардука, стремясь проглотить его. Но Мардук накинул на нее сеть, в пасть Тиамат загнал злой ветер, а сердце ее пронзил смертоносной стрелой. Перепуганное войско побежденной Тиамат бросилось бежать, но беглецы тоже оказались в сетях Мардука. А так как еще до этого сражения был убит бог Ансу, то Мардук стал главным богом. Он на части рассек тело Тиамат и из этих частей сотворил Небо и Землю.

Небо он запер на засов и приказал страже следить за тем, чтобы вода зря не текла с Неба на Землю. Потом Мардук установил определенный порядок смены времен года и месяцев, указал пути, по которым должны были совершать свое движение светила, а следить за всем небесным порядком Мардук поручил планете Юпитер

В Древнем Египте – стране знаменитых пирамид, о которых ты узнаешь, когда будешь учить историю – было много легенд о происхождении мира. Согласно одной из них, создателем мира считался бог Атум, возникший из океана и породивший бога воздуха (Шу) и бога влаги (Тернут). Детьми этих богов стали Геб – бог Земли и Нут – богиня Неба.

А в чудесных мифах Древней Греции рассказывается о том, что Мир был создан богами из Хаоса. Так греки называли все то, что заполняло пространство до возникновения Земли и Мира. Мы и сегодня часто употребляем слово «хаос», когда говорим, например, о беспорядке, путанице. А разве твоя мама никогда не возмущалась хаосом в твоем портфеле или комнате? Итак, думали греки, из бесформенного, вечного, темного, безграничного Хаоса родились бессмертные боги и весь Мир. Богиня Земли Гея дала жизнь всему на Земле. Над Землей распростерлись величественные владения бога Неба – Урана, к нему поднялись великие горы и разлилось Море, поражающее людей своим вечным шумом и необыкновенной красотой. Где-то глубоко под земной поверхностью образовалась бездонная пропасть, во тьме которой родился. Мрачный Тартар (может быть, поэтому до сих пор мало кому хочется «провалиться в тартары»?).

Кроме Земли и Неба, из Хаоса возникла одна из самых могучих сил – Любовь (Эрос). Уран и Гея стали мужем и женой. У них было много детей и внуков, в числе которых – и безбрежный Океан, и богиня всех рек и морей – Фетида, и Солнце – Гелиос, и Луна – Селена, и румяная Заря – Аврора, и все звезды, и все ветры К сожалению, потомки Урана и Геи не захотели жить в дружбе и согласии с родителями и друг с другом. Их постоянная вражда в конце концов привела к тому что и среди людей воцарились раздоры, преступления, несчастья, обман, мщение Немало интересных мифов о сотворении мира содержится в Ведах – старинных священных книгах индусов. И хотя Мифы эти разные, жители Индии верят, что все, о чем в них говорится, правда, только выражена она различным образом. В одних мифах рассказывается, как Великий Индра, покорив гигантского Змея, создал все, что нас окружает. В других мифах сообщается о том, что два главных божества Вед–Агни (огонь, жизненная сила) и Сома (жертва) создают в водах космического океана похожий на яйцо золотой зародыш мира.

Из его серебряной половины появилась Земля, а из золотой – Небо. А есть еще в Ведах рассказ о предке всех богов – могучем Праджапати. Он создал и богов, и первого человека-великана по имени Пурушу. Боги потребовали, чтобы Пурушу был принесен им в жертву, и Праджапати это сделал. Из тела убитого великана возникли пространство, Земля, Небо, небесные светила, огонь, дождь, ветер и люди-священники, воины, ремесленники и крестьяне

3. 2. Великая книга «Библия» о происхождении Вселенной

Многие люди верят в то, что Мир создан не многими, а единственным Богом. Он всемогущ и может сделать все, что только пожелает. Поэтому он может и мир сотворить. Как? Например, так, как это рассказано в первых главах священной книги, которая называется Библией. И там все описано по порядку шаг за шагом, день за днем. Чтобы создать Мир, Богу потребовалось всего шесть дней.

Как же это происходило? «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была бездонна и пуста, и тьма над бездною» — написано в Библии. Стало быть, «безвидная» и «пустая» Земля первоначально была просто смешана с Небом, повсюду царили неразбериха, мрак. Вот почему в первый день творения Бог сказал: «Да будет свет!» И возник свет. И Бог назвал свет днем и тьму ночью. Вот такой всемогущий Бог: одного его Слова было достаточно, чтобы навести порядок во вселенском беспорядке!

Во второй день Бог сказал: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду он воды!» Появилась «твердь», но не земная, а небесная. Так возникло небо, но на нем еще не сияли светила. Как ты знаешь, древние люди думали, что именно к твердому небосводу прикреплены светила.

В третий день Бог сказал: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша!» После этого из воды образовались моря, а на обнажившейся суше стали расти различные травы и деревья. Наступил четвертый день – день сотворения светил. Бог сказал: «Да будут светила на тверди небесной, для отделения дня и ночи, и для знамений и времен, и дней и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на Землю!» Так и стало: засияли Солнце, Луна и звезды.

В пятый день Бог создал пресмыкающихся, животных, рыб и «всякую птицу пернатую», а в шестой – сотворил первого человека. Причем, в отличие от животных, человек был создан «по образу и подобию Божию. Именно человеку Бог поручил управлять всем животным миром и заботиться о нем. Земля была сотворена, чтобы служить человеку домом, а человек важнее всего, что есть на Земле.

3.

3. Творение мира с позиции Корана

Из другой священной книги – Корана – тоже можно узнать о шестидневном сотворении Мира, о том, как Бог (Аллах) создал «семь небес» и «семь земель), причем сначала небеса и земли были соединены, а потом разделились. Он творил его с помощью животворящего слова «кун» («будь»). Два дня заняло творение неба и земли, который вначале были единым целым. Небо было создано из дыма и составлено из семи сводов. На самом верхнем помещался трон Божий, на ближнем к земле своде располагались солнце, луна, звезды, а также созвездие Зодиака – бурудж (араб. – «башни»).

Четыре дня ушло на творение того, что находится на Земле.

Мудрый Аллах так расположил звезды на небе, чтобы это было удобно людям, чтобы они, например, могли ориентироваться по звездам, путешествуя по суше и морям.

Все это было создано Богом для человека, чтобы тот благоденствовал и прославлял имя Божие.

Но возгордившийся человек не оценил милости Бога. Поэтому описание творения мира – это еще и свидетельство вины человека перед Богом, предупреждение для «ходящих по земле горделиво».

3. 4. Древние астрологи о Вселенной

И сегодня многие люди, которые верят в то, что Бог существовал и будет всегда существовать, верят и в то, что Бог сотворил Вселенную правда, сейчас нередко говоря, что в священных книгах творение мира описано не научным, а художественным, сказочным, поэтическим языком, понятным каждому. Поэтому, например, не надо думать, что Бог сотворил Мир в шесть обыкновенных привычных нам дней, содержащих по 24 часа каждый. Великое творение, по мнению верящих в него, совершалось, когда не было ни суток, ни месяцев, ни лет, ни времени вообще. Можешь ли ты представить себе то время, когда времени не было?

Сказочная Вселенная древних

Многие тысячи лет люди с любопытством смотрели на звездное небо, удивляясь его красе и тому, что на нем происходило. Но лишь недавно стало ясно, что все наблюдаемые нами звезды – жители одного города нашей галактики, нашего Млечного Пути. Это не зря так сказано «наша Галактика», «наш Млечный путь». Потому что наша огромная Галактика – это еще не весь мир, не вся Вселенная.

Там где сегодня расположено государство Ирак, примерно 4 тысячи лет назад возникло государство Вавилон. Из дошедших до нас глиняных табличек мы знаем, что вавилонские астрономы наблюдали за Луной, умели предсказывать затмения Луны и Солнца, наблюдали планеты, выделяли на небе Сириус, Орион, Плеяды (хотя и называли их иначе). Одним из самых старых вавилонских созвездий было созвездие Дракона, оно тогда было для них таким же важным, каким для нас является Малая Медведица с Полярной звездой. Вавилоняне думали, что Дракон сторожит все звезды неба.

По мнению некоторых астрономов древнего Китая, Земля находилась неподвижно в центре Вселенной. А сама Вселенная устроена довольно просто: вокруг плоской, четырехугольной Земли вращается круглый купол – небо. Вот и все!

На три части делили Вселенную древние индийцы – Земля, небо и воздушное пространство между нами.

А древние майя, жившие более тысячи лет назад на территории нынешней Южной Мексики, сравнивали Вселенную со своим обычным жилищем: в центре дерево или столб, а по углам четыре подпорки, которые удерживали небо, как крышу, над плоской Землей (полом).

3. 5. Наука о рождении Вселенной

Астрономы полагают, что Вселенная началась с большого взрыва.

Скопления галактик и галактики одиночки – все бросились врассыпную.

Те, кто от нас дальше, очевидно, убегали быстрее. Самые быстрые бегуны – это квазары, вот почему они так далеко от нас.

Все это означает, что галактики и их скопления начали свой бег из одной стартовой точки. Другими словам, вся материя нашей Вселенной должна была быть собрана воедино в какой-то точке пространства. И вся эта материя, должно быть, была сжата с невообразимой силой, а значит, и температура внутри такого мира была невообразимо высока. А в какой-то момент прошел настоящий взрыв. Этот взрыв отправил отдельные сгустки материи стремительно разлетаться во все стороны.

Время шло, материя остывала и стала формироваться в галактики и отдельные звезды с их планетами. Но все галактики все еще движутся в разные стороны, Вселенная продолжает расширяться. Только астрономам теперь удалось с помощью сложнейших специальных телескопов измерить температуру в точке большого взрыва и по ее уменьшению подсчитать, что он произошел около 20 миллиардов лет назад!

a-viptravel.ru

Как древние астрономы представляли себе вселенную?

Written by Jack Sparrow. Posted in Как и отчего?

Как ни странно это звучит, но чем больше мы узнаем о вселенной, тем труднее нам становится представить ее. Сегодня мы знаем, что это не только Земля и другие планеты солнечной системы, но и галактика, в которую входит и наша Солнечная система — «Млечный Путь»,— а также и другие галактики. Только в нашей галактике существуют около 200 000 000 000 звезд, а сколько их еще в других. Человеческий разум просто не способен охватить нечто столь необъятное!

Однако в древние времена существовало очень примитивное представление о вселенной. Люди полагали, будто солнце, луна, звезды и планеты — всего лишь маленькие тела, вращающиеся вокруг Земли. Они думали, что вселенная такова, какой хотелось ее видеть им, то есть в центре ее находится огромная, плоская, неподвижная Земля, а над ней простирается купол неба, усыпанный тысячами маленьких огоньков.

Впервые зачатки истинного учения о вселенной появились в Древней Греции. Большинство греческих астрономов по-прежнему считали, что Земля неподвижна и находится в центре вселенной. Однако известный ученый Пифагор уже в VI веке до н.э. высказал предположение, что Земля имеет форму шара.

Аристарх, живший в III веке до н.э., полагал, что Земля вертится вокруг своей оси, вращаясь при этом вокруг неподвижного Солнца. Сто лет спустя другой древнегреческий астроном — Птолемей — написал книгу под названием «Альмагест». Возвращаясь к ошибочному утверждению, будто в центре вселенной находится Земля, он попытался изобразить орбиту Солнца и пути других планет как якобы находящиеся в непрерывном движении вокруг Земли. Созданная им картина вселенной господствовала в европейской науке в течение многих столетий.

Только 1543 году Коперник вновь выдвинул идею, состоявшую в том, что центром вселенной является Солнце. Затем последовало изобретение телескопа, и развитие астрономии резко ускорилось. Постепенно, по мере того как человечество узнавало все больше и больше об окружающей нас вселенной, сложились современные представления о ней.

Как появились реки? Как различают звезды по яркости?

enslov.ru

Как представляли Вселенную древние люди?

#1

Представления как о Земле, так и об общем строении мира отличались в разные периоды времени. Менялось не только представление о том, что наша планета плоская и стоит на трех китах, но также и то из чего состоит звездное небо, по каким орбитам движутся планеты, где находится Земля и где Солнце. Отличались представления древних и вообще о строении Вселенной и всего мироздания.

#2

Так, как представляли Вселенную древние люди? В доисторические времена, на стадии племенного строя, люди еще не слишком часто смотрели в небо и старались не мучить себя излишними вопросами, когда и обычных проблем хватает. Но когда появлялось свободное время, человек все же задумывался о тайнах мироздания. Изначально предполагалось, что на небе живут боги дождя, молнии, солнца (боги земли, воды, камня и прочие жили в своих собственных стихиях).

#3

Но позже мнение это, под воздействием как науки, так и обычной логики менялось. Причем у каждого народа по своему. Древние египтяне считали, что земля абсолютно плоская, а небо – это просто стеклянный купол, который ее накрывает. А от того, чтобы он полностью на нее не упал спасают горы, которые его поддерживают. Солнце – это колесница бога Ра, который едет по небу. А за ним вечно гонится злой змей, который каждый вечер его пожирает.

#4

Целую ночь идет битва, но к утру Ра всегда побеждает своего врага. Стоит сказать, что это один из самых распространенных способов, как древние представляли себе Вселенную. Схожие представления были и у народов Междуречья. Только они считали, что наша Земля плавает в безбрежном океане, но в то же время ограждена от его вод гигантскими плотинами, что и не позволяет суше уйти под воду.

#5

Небо – все тот же стеклянный купол. Ночь же и звезды в Междуречье объясняли, что это просто игры богов, которые таким образом развлекаются, развешивая звезды на куполе. Убеждения древних индийцев также подобны на египетские, с тем лишь исключением, что они считали, будто плоская земля стоит на спинах трех слонов, которые, в свою очередь, стоят на спине черепахи, а та плавает по мировому океану.

uznay-kak.ru

Конспект и презентация урока географии «Как древние люди представляли себе Вселенную»

Конспект урока по географии в 5 классе (ФГОС)

1. ФИО учителя: Телепенина Татьяна Федоровна, учитель географии МКОУ «Брединская СОШ № 1»

2. Класс: 5

3. Тема урока: Как древние люди представляли себе Вселенную

4. Цель урока: изучить первые представления о строении Вселенной

5. Задачи урока:

Обучающие – дать понятие, что такое Вселенная; познакомить с представлениями о Вселенной древних народов и древнегреческих ученых.

Развивающие – продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и дополнительной литературой; совершенствовать навыки самоконтроля.

Воспитательные – воспитывать умение работать в группах, слушать и слышать друг друга.

6. Планируемые результаты:

Предметные – научатся объяснять представления о Вселенной; получат возможность сформулировать понятие «Вселенная»; познакомятся с представлениями древних людей о Вселенной и форме Земли.

Метапредметные

– познавательные: определять основную и второстепенную информацию,

- регулятивные: оценивают достигнутый результат,

- коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать, умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные – формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

7. Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

8. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

9. Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.

10. Форма урока: урок с использованием ИКТ

11. Используемые ресурсы: География. Начальный курс, авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, слайдовая презентация.

Ход урока:

Начало урока

    Организационный момент (1-2 минуты).

    Мотивация к учебной деятельности: подготовить учащихся к работе на уроке.

    Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке. Формулировка цели и задач урока.

    Начнем урок с интересных загадок (изображения отгадок вывешиваю на магнитную доску)

    Слайд 1

     

    Бродит одиноко Огненное око. Всюду, где бывает, Взглядом согревает.  (Солнце)

    Не месяц, не луна, не планета, не звезда,По небу летает, самолеты обгоняет. (Спутник)

    Осколок от планетыСредь звезд несется где-то.Он много лет летит-летит,Космический ... (метеорит)

    С хвостом из яркого светаНесется по небу … (Комета)

    По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

    То худеет, то полнеет,Светит с неба, но не греет,И на Землю лишь однойВечно смотрит стороной. (Луна)

    В безднах космоса шары,

      Водят хороводы,

      И у каждого из них,

      Цвет лишь свой особый! (Планеты)

      Определение темы урока, постановка учебной задачи.

        - Как назвать эти объекты? (ответы детей)

        - Из всех названных нами небесных тел никакой объект не вызвал сомнение? Если вызвал то почему? (спутник – искусственное небесное тело, созданное человеком)

        - В каком пространстве перемещаются все эти небесные тела?

        - Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Что представляет собой Вселенная, что в неё входит)

        Слайд 2

         

        - А также мы познакомимся с тем, какой себе представляли люди в древности Вселенную.

        Слайд 3

         

        Какие задачи мы должны поставить перед собой? (ответы детей)

        - Что же такое Вселенная? (ответы детей)

        Слайд 4

         

        - Обратитесь к учебнику с. 41 пар. 8.

        - О откройте раб. тетради на с. 23 и выполните задание 1. Запись под диктовку.

        Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны, планет. И всегда задавали себе вопрос: как же устроена Вселенная?

        Слайд 5

         

        Послушайте стихотворение и определите с помощью учебника с. 41 в какой стране в древности так представляли землю?

        Слайд 6 

        По просторам вод глубоких 

         

        Черепаха все плывет,

        На своей спине широкой

        Трех слонов вперед везет

        На хребте у них Земля,

        Окружила их змея. (Древние индейцы)

         

        Слайд 7-10

         

         

        - Какие еще представления о Вселенной имели люди в древности?

        Физминутка «Космос» - отдельно презентация (источник интернет)

        Слайд 11-14

         

        Но эти представления изменили древнегреческие ученые Пифагор, Аристотель и Птолемей

        Какие небесные тела были известны древним грекам, как вы думаете?

        Раб. тетрадь вопрос № 2, 3, 4

        3. Первичное закрепление.

        Слайд 15-16

         

        - А теперь из предложенных ниже высказываний определим, какие являются верными, а какие нет. Самостоятельно, затем вместе.

        - Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?

        - Все ли нам удалось сделать?

        4. Домашнее задание. 1. п. 8, отвечать на вопросы к параграфу

        Слайд 17

         

        2. РТ стр. 23 выполнить не законченные задания

        3. Сообщение (презентация)о наиболее интересных на ваш взгляд моментах по теме нашего урока

        5. Рефлексия.

        Слайд 18

         

        Оцените свою работу на уроке.

        Если вам было интересно и все понятно на уроке нарисуйте в тетради мордашку

         

        Интересно, но совсем понятно

         

        Было трудно

         

         

         

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Как древние люди представляли себе Вселенную

        На данном уроке мы узнаем о том, что такое Вселенная, как она устроена. Мы откроем для себя мир загадочного и непостижимого космического пространства. Поговорим о том, как представляли себе Вселенную древние цивилизации. Познакомимся с учеными, представления которых заняли важное место в развитии науки.

        Тема: Вселенная

        Урок: Как древние люди представляли себе Вселенную

        Как мы выяснили, методы познания могут быть разными. Задачи и цели, поставленные перед изучением, тоже различны. Но единственным самым важным останется интерес познания мира, Вселенной, живого и неживого. Что же такое Вселенная?

        Определение. Вселенная – это безграничное космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.

        Если вглядываться в звездное небо, то мы увидим различные звездные созвездия,  солнечные системы, Луну – все они составляющие Вселенной, даже звезды, которые невозможно увидеть без помощи специальных приборов – телескопов (рис. 1).

        Рис. 1. (Источник)

        В древние времена не существовало таких телескопов, и люди тысячелетиями наблюдали за движением Луны, Солнца, планет, поэтому понятно, что современные взгляды о строении Вселенной возникли не моментально, а складывались постепенно, и самые ранние воззрения значительно отличались от того, что мы знаем сегодня. Различные народы мира по-разному представляли Вселенную.

        Согласно представлениям древних индийцев, наша Земля была, как полусфера, которая опиралась на спины огромных слонов, которые стояли на гигантской черепахе. Черепаха опиралась на змею, которая замыкала пространство и олицетворяла собой мир (рис. 2).

          

        Рис. 2. (Источник)

        К примеру, египтяне иначе представляли себе устройство Вселенной. Их воззрения выражались в форме мифа.

        Бог земли – Геб и богиня неба – Нут очень любили друг друга, и поэтому вначале наша Вселенная была слита воедино. Каждый вечер Нут рождала звезды, которые появлялись на небе. Каждое утро перед восходом солнца она проглатывала их.  И так продолжалось изо дня в день, из года в год, пока Геб не начал раздражаться, из-за чего назвал Нут свиньей, которая поедает своих поросят. Тогда вмешался бог солнца – Ра и позвал бога ветра – Шу для того, чтобы он разделил небо и землю. Так Нут вознеслась на небо в виде коровы. Иногда на помощь своему мужу Шу приходила Технуд, но она очень быстро уставала поддерживать небесную корову и начинала плакать, а ее слезы падали дождем на землю (рис. 3).

         

        Рис. 3. (Источник)

        Огромной горой представляли себе землю древние вавилоняне. На западе этой горы располагалась Вавилония, которую с востока окружали горы, а на юге было море. Море в целом окружало и всю эту гору, и на нем сверху, в виде перевернутой чаши, находилось небо. Жители Вавилонии думали, что на небе тоже есть суша и вода, возможно, даже есть жизнь. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Также они считали, что солнце выходит и входит обратно в море (рис. 4). Наблюдаемые явления природы они так и не смогли объяснить.

        Рис. 4. (Источник)

        Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой дождь или  засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

        Древние греки внесли большой вклад в развитие взглядов о строении Вселенной. Например, философ Фалес (рис. 5) представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится большой пузырь, имеющий форму полушария. Вогнутая поверхность этого пузыря — небесный свод, а на нижней, плоской поверхности, наподобие пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно догадаться, что представление о Земле как о плавающем острове Фалес основывал на том факте, что Греция расположена на островах. Пифагор (рис. 6)  первым предположил, что наша Земля не плоская, а похожа на шар. А Аристотель (рис. 7) развивая эту гипотезу, создал новую модель мира, согласно которой в центре располагается неподвижная Земля и ее окружают восемь твердых и прозрачных сфер. Девятая – обеспечивала движение всех небесных сфер. По этим воззрениям к восьми сферам были прикреплены Солнце, Луна и известные на тот период планеты (рис. 8). Взгляды Аристотеля разделяли не все ученые. Ближе всех к истине подобрался Аристарх Самосский, потому что он считал, что в центре Вселенной располагается не Земля, а Солнце, но доказать это он не смог. Впоследствии его взгляды были забыты на долгие годы.

        Воззрения Аристотеля на долгое время укрепились в науке, так, например древнегреческий ученый Клавдий Птолемей в центре Вселенной также располагал неподвижную Землю, вокруг которой вращались Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Вся Вселенная была ограничена сферой неподвижных звезд. Все эти воззрения ученый изложил в своем труде «Математическое построение в астрономии». Взгляды Клавдия Птолемея просуществовали более ХІІІ веков и долгое время являлись настольной книгой многих поколений астрономов.

         

         

        Рис. 7

         

        Рис. 8. (Источник)

        На следующем уроке мы поговорим о дальнейшем развитии взглядов на Вселенную.

         

        Список рекомендованной литературы

        1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.

        2. Андреева А.Е. Природоведение 5. / Под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д. – М.: Мнемозина.

        3. Сергеев Б.Ф., Тиходеев О.Н., Тиходеева М.Ю. Природоведение 5. – М.: Астрель.

         

        Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

        1. Clow.ru (Источник).

        2. Мидгар-Сваор (Источник).

        3. Kse-sseu.ucoz.ru (Источник).

         

        Рекомендованное домашнее задание

        1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – с. 150, задания и вопросы.  3.

        2. Изложите интересные факты, которые касаются взглядов древних греков на строение Вселенной.

        3. Представьте, что вам необходимо провести наблюдение за звездным небом. Продумайте и опишите последовательность действий, которые вы будете выполнять.

        4. *Придумайте новую Вселенную. Опишите, что в ней находится. Как называются планеты и созвездия? Как они взаимодействуют между собой?

        mirror.vsibiri.info