Похоронная процессия во времена древней Руси. Как хоронили древних людей


Археологи выяснили, как люди хоронили шаманов в каменном веке

МОСКВА, 6 июл – РИА Новости. Ученые обнаружили в Израиле уникальное пещерное захоронение, где была погребена шаманка с большими почестями и запасами пищи для путешествия в загробный мир, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Anthropology.

"Одной из самых необычных черт этой могилы является то, что вместе с женщиной была захоронена еще и примерно сотня черепах. Такое количество животных требует объяснения. Можно предположить, что они были своеобразным символом – черепахи живут долго, и они могли быть символом долголетия, символизируя роль этой пожилой женщины в группе, а также знаком той защиты, которую пещера предоставляла ее жителям. То, что они символизировали – отличная тема для дальнейших дискуссий и исследований", — прокомментировал исследование Офер Мардер (Ofer Marder), антрополог из университета Бен-Гуриона (Израиль).

Пещера Хилазон Таштит, где были найдены останки этой  шаманки, начала привлекать внимание ученых в 2005 году, когда Леора Гросман (Leora Grosman) из Еврейского университета Иерусалима (Израиль) и ее коллеги обнаружили здесь орудия труда, кости и другие следы людей, живших на Ближнем Востоке в конце каменного века, примерно 12-11 тысяч лет назад.

Дальнейшие раскопки показали, что в одном углу пещеры, скрытом от наблюдателей толстой каменной плитой, была захоронена невысокая пожилая женщина ростом в 1,5 метра, которая предположительно была шаманом или иным служителем культа, игравшим важную роль для жителей древней Галилеи. Эта пещера, как считают Гросман и ее коллеги, служила местом захоронения еще 28 людей, вероятно имевших большое значение для местных сообществ кроманьонцев.

Модель древнего Homo Sapiens Древние люди сварили первый "суп" из черепахи 400 тысяч лет назад

Последующие годы ученые потратили на разбор могилы шаманки, которая оказалась устроена невероятно сложно – она состоит из шести отдельных слоев, аккуратно уложенных создателями этого погребального сооружения в далеком прошлом внутри идеального овала, выдолбленного в дне пещеры при помощи каменных орудий труда.

Нижние слои ее усыпальницы состоят из необычных или редких для Ближнего Востока останков животных – раковин моллюсков, рогов антилоп, панцирей черепах, а также фрагментов орудий труда и пепла. Поверх этого "ложа из костей" были уложены останки самой женщины, уложенной в позу младенца, с коленями, прижатыми к животу и зафиксированными в таком состоянии дополнительной порцией останков черепах.

Пещера, где израильские археологи нашли могилу шаманаИзраильские археологи обнаружили древнейшее захоронение шамана

Как считают антропологи, мясо этих черепах могло быть съедено в ходе ритуального пира, который строители усыпальницы устроили в пещере после погребения шаманки. Кости черепах и других животных, съеденных во время этой тризны, были уложены поверх могилы в качестве ее пятого слоя. Поверх всей этой конструкции была уложена могильная плита, скрывавшая останки женщины от человечества до начала текущего тысячелетия.

По мнению Гросман и ее коллег, постройка столь сложной усыпальницы 12 тысяч лет назад указывает на то, что в то время религиозные обряды и ритуалы начали играть серьезную роль в жизни первых человеческих обществ, в которых начали появляться первые социальные слои, роли и обязанности. Впоследствии, эти верования могли дать начало религиям древнего мира, заключают ученые.

ria.ru

Похоронные и поминальные традиции разных народов

Откуда взялись те или иные похоронные традиции? Мы порой не задумываемся о том, что обычаи кремировать тело покойника, бросать горсть земли на его могилу, готовить на поминки кутью и блины уходят корнями глубоко в прошлое и тесно связаны с существовавшими тогда религиозными и магическими верованиями. Впрочем, у каждого народа свои особые ритуалы…

До принятия христианства западные и восточные славяне предпочитали сжигать тела усопших. Кремация имела не только гигиеническое значение, но и, по поверьям, способствовала скорейшей отправке души прямо на небо. А вот южные славяне, как правило, хоронили своих покойников в земле и насыпали сверху курган… Кстати, эту традицию у них потом переняли скифские и сарматские племена.

Знать хоронили вместе с утварью, оружием и лошадьми. Именно так был погребен знаменитый князь Олег, воспетый Пушкиным: его действительно захоронили в одной могиле с любимым конем…В некоторых регионах, где проживали славянские племена, тела опускали в воду или же сжигали в лодке, пущенной по реке.

Читайте также: Туристический аттракцион на звездных костях

После того как Русь в Х веке была крещена, долгое время наши предки продолжали хоронить покойников по языческому обряду, а иногда сочетали христианские и языческие ритуалы. Так, вместе с крестиками вешали на грудь усопшим защитные амулеты… В могилах новгородских посадников находят оружие, хотя такое захоронение противоречит традициям православного погребения.

У русских крестьян усопшего клали на лавку, головой в "красный угол", где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был "держать" в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля — символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.

Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья. Обычай это такой древний, что трудно теперь проследить его происхождение. Предполагается, что родился он еще в Древней Греции. Одно из поминальных блюд — кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов — языческих символов Солнца.

Читайте также: Рига ведет туристов на кладбища

Дальневосточные племена айнов первоначально хоронили своих мертвых рядом с хижинами, и только позднее стали отводить специальные места для захоронений. Интересно, что они применяли два типа погребения — подземное и наземное. В первом случае тело заворачивали в циновку и хоронили в могиле, над которой устанавливали надгробие. Во втором клали труп в усыпальницу в форме домика.

Если айн умирал, его тело не выносили из хижины через дверь, а прорубали стену. Затем покойного несли к месту захоронения запутанными тропами? чтобы он… не нашел дорогу обратно. Айны верили, что покойник может вернуться…

Тела усопших вождей бальзамировали и устраивали похороны не ранее чем через год. Как и многие языческие народы, айны снабжали мертвецов домашней утварью, оружием и другими предметами, которыми покойные пользовались при жизни. Но перед захоронением все вещи обязательно разламывали. Специалисты по фольклору считают, что таким образом айны стремились освободить "души" вещей от материальной оболочки.

Чукчи, которые также верили в духов, сжигали тела на костре или относили в тундру. Перед погребением покойников переодевали в особую одежду, обычно сшитую из шкур белых животных. Любопытно, что старики и тяжелобольные нередко предпочитали добровольную смерть от руки кого-то из родных: считалось, что такая кончина обеспечит им лучшую посмертную долю.

Читайте также: Кто потревожил могилы лангобардов?

Жители Северного Кавказа, в частности, представители чеченской и ингушской народностей, строили для захоронений каменные склепы, в которых тела практически не подвергались разложению, так как туда не проникал воздух.

У европейцев принято размещать на надгробиях эпитафии покойникам. В Болгарии, например, пишут на надгробных плитах чуть ли не подробные биографии. А вот у японцев информация об усопших считается делом слишком личным, и они размещают на надгробиях специальные QR-коды. При помощи мобильного телефона можно сосканировать оттуда сведения о том, кто здесь захоронен, включая даты жизни и смерти, эпитафию и даже изображение покойного. Так что на наших глазах рождаются новые погребальные традиции, вписывающиеся уже в современную технологическую эпоху…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

www.pravda.ru

Тайны древнейших похоронных ритуалов (6 фото)

/800/600/http/img.fb.ru/i/5/6/6/6/8/i/56668.jpg

Около 12 тысяч лет назад люди устроили торжественный поминальный ритуал в честь загадочной женщины. Группа наполнила ее могилу разнообразными предметами. Что особенно удивительно, в конце ритуала они бросили в яму и остатки своей еды. Недавно следы этого захоронения были найдены в Израиле в пещере, где прежде находили и другие останки древнейших людей.

Ритуал

Недавнее исследование

Археологи заняты исследованием останков с того самого дня, как они были обнаружены. На данный момент удалось реконструировать точный порядок действий, которого требовала тризна у древних. Все открытия ученые публикуют в посвященном антропологии журнале. Как оказалось, захоронение принадлежит представителям натуфийской культуры, которая была распространена на территории Леванта от 15 до 11 тысяч лет назад.

Останки древнейших людей

Носители этой культуры жили в группах и практиковали оседлость еще до развития фермерства. Это и является их отличительной чертой – в те времена большинство людей жили командами охотников и собирателей, кочуя с места на место. Натуфийцы были также среди первых, кто начал проводить организованные ритуалы похорон.

Тризна у древних

Отличительная особенность находки

Итак, натуфийская культура в числе первых начала придавать значение ритуалам захоронения. Возможно, именно тогда устройство общества начало становиться сложнее. К такому выводу пришел Леор Гросман из Университета Израиля, занятый исследованиями в пещере на протяжении восьми лет. Торжественный ритуал был связан с одним из наиболее продолжительных похоронных банкетов, когда-либо обнаруженных учеными. Кроме того, он входит в число старейших. Банкет отличался внушительным меню – рыба, горные газели, лисы, куницы, змеи и зайцы, все эти животные были обнаружены на месте захоронения. Главным блюдом были жареные черепахи – найдены останки более чем восьмидесяти животных, то есть съедено было около двадцати килограммов черепашьего мяса. Видимо, здесь было очень много людей, хотя ученым и трудно определить их точное количество.

Ритуал

Шесть стадий подготовки

Как определили ученые, церемония похорон требовала серьезной подготовки, занимавшей шесть четко распланированных этапов. Прежде всего, представители натуфийской культуры раскопали в пещере яму, чтобы сделать могилу. После этого они разместили в могиле известняковую чашу, наполнив ее странными объектами, – к примеру, рогом оленя, куском красной охры, несколькими панцирями черепах и обломками мела. Потом все это было засыпано пеплом. Лишь после этого тело женщины было размещено в могиле, причем ему придали практически сидячее положение. Ногу дикого кабана подложили ей под голову, а в области таза расположили еще несколько черепашьих панцирей. Кроме того, вокруг женщины и сверху на теле были расположены другие объекты, необычные даже для натуфийских захоронений. В числе таковых – морские ракушки и перья орла. Наиболее странная находка — это отрубленная человеческая нога, то есть фрагмент останков другого человека. Пятым этапом был пир, после которого остатки пищи бросали в могилу. То, что кажется нам мусором, тогда было совершенно уместно – просто чтобы придавить тело. На шестом этапе могилу закрыли большим куском известняка весом в 75 килограммов. Это самый крупный фрагмент известняка из всех, когда-либо найденных в натуфийских захоронениях.

Останки древнейших людей

Загадки таинственного захоронения

Выходит, похоронный ритуал требовал немалой подготовки. Охота на животных и собирательство наверняка занимали недели. Ученым по-прежнему не ясно, почему эта женщина получила столь необычную могилу, в то время как по соседству располагаются куда более скромные захоронения. Видимо, если судить по ее могиле, она была очень важным человеком. Вещи, расположенные вокруг тела, намекают на деятельность шаманки, уникальной для своей общины. Кроме того, ее скелет демонстрирует наличие деформации, вероятно, она хромала. Такой похоронный ритуал, который получила эта женщина, показывает, что в натуфийской культуре была сложная система социального взаимодействия. Небольшие команды охотников и собирателей не могли придумать столь сложных традиций, потому что передвигались слишком часто для создания крепких связей с определенными группами людей. Натуфийская культура отличалась символизмом и особенной идеологией. Теперь ученым предстоит заняться поисками других могил с подобным оформлением, а может, и более необычных. Помимо этого, предстоит изучить также культуры, которые позаимствовали свои обычаи у натуфийцев.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Похоронная процессия в Ростове-на-Дону

Похоронная процессия существует с тех пор, как человек стал обретать малейшие черты духовности и социальной принадлежности. С древнейших времен человек задумывался над тем, что ждет его после смерти, что останется после него на земле. Может ли человек быть готов к смерти и спокойно ее принять? Это очень сложно и, возможно, в этом нет необходимости, но на протяжении всей своей истории человечество пыталось подготовить себя к смерти, как бы парадоксально это не звучало.

В Древнем Египте, фараоны, буквально, с пеленок начинали возводить масштабные конструкции только для того, чтобы быть захороненными в них. Точно также, в современных христианских и мусульманских верованиях преобладает презумпция подготовки к загробной жизни, ведь то, что человек делает в этой жизни на прямую повлияет на его загробную жизнь.

Погребение умерших в земле, чем собственно и является процесс похорон – это древнейшая традиция захоронения, корни которой тянутся тысячелетиями. Традиции захоронения развивались и изменялись параллельно с развитием общего быта и социальной жизни и на них влияли, как религиозные и законодательные факторы, так и сугубо эмоциональные. Те обычаи похоронных процессий, которые на сегодняшний день мы имеем в России, точно также формировались, начиная от мировоззрения самые древних людей, заселявших современную территорию России и времен до появления славянских племен, получив после огромное влияние православной религии, социально-демографических факторов и законодательной базы.

Погребение под землю в древние времена не являлось единственной формой захоронения, а скорее, стало результатом духовного развития. Общее представление людей и общества тех времен формировали способы и традиции прощания с умершими. Первоочередное влияние на это имело представление древнего человека о душе и загробном мире. В определенное время и в отдельно взятых общинах могли доминировать такие примитивные виды захоронения, как каннибализм или рассечение. С развитием духовной стороны общества и религиозных взглядов, захоронение стало приобретать форму ритуала. Среди раскопок на территории современной России, датируемых от 17- го века до нашей эры, очень часто доминирует такая форма захоронения, как сожжение. Кроме того, некоторые тела умерших были найдены в «скрученных» позах, напоминающих эмбрион, что, скорее всего, свидетельствует об определенной «подготовке» мертвых ко «второму рождению». Позднее такие позы стали не типичны, умерших начали захоронять в прямых, лежачих положениях.

С развитием языческих верований процесс захоронение становится более сложным. Основной формой захоронения по-прежнему остается метод сожжения покойника, но очень часто встречается интересный способ отправления тела покойника в горящей лодке. Причем иногда лодка может быть как имитированной, так и настоящей. Уже тогда встречается курганная форма захоронения, которая преобладает и во времена Киевской Руси. Вместе с телом покойника сжигаются, или же погребаются под землю его личные вещи – оружие, орудие быта, одежда, амулеты, обереги и другое. Часто вместе с умершим хозяином сжигали или хоронили его животных и скотину. В определенных источниках, где описываются похороны богатых славян, упоминается и тот факт, что при смерти мужчины убивали и, как бы, «отправляли» в иной мир и его супругу. При чем это было добровольно. Все это связано с верованиями в загробную жизнь и в то, что вещи покойника понадобятся ему в следующей жизни.

Лодка, в которой часто сжигали умерших, символизировала отправление в иной мир, где по верованию древних славян, нужно было переплыть реку – для этого и требовалась лодка. Процесс захоронения всегда сопровождался определенными молитвами или заклинаниями, которые читали, как правило, жрецы. Кроме того, очень часто во время похоронного ритуала гости могли веселиться, пить спиртные напитки, танцевать и играть на музыкальных инструментах.

Говоря о традициях захоронения во времена Киевской Руси, то эти обычаи практически ничем не отличались от обрядов старославянских. Стоит отметить, что не смотря на факт крещения Руси в 988- м году, потребовались столетия, что бы укоренились православные традиции и полностью вытеснили языческие.

Во времена древней Руси форма коллективного захоронения (будь то сожжение или погребение) постепенно начинает меняться на форму индивидуальных похорон. Также постепенно пропадет и курганная форма, несмотря на то, что ее рудименты видны и сегодня. И именно со времен Крещения постепенно пропадает обычай сжигание останков покойника и остается лишь форма погребения.

Поминки – явление достаточно древнее, которое точно существовало уже во времена Киевской Руси. Поминки имели немного иной характер и назывались Тризной. Кроме прощального обеда, который часто носил форму близкую к гуляниям, воины организовывали целые соревнования и состязания. Предположительно, такая форма Тризны имела место при захоронении знатных и богатых людей, но среди простого населения процесс Тризны был просто упрощен.

После принятия христианств на Руси, покойников начинают хоронить в положении головой на запад, по подобию того, как был захоронен, согласно Евангелии, Иисус. Еще в древнеславянские времена существовало понятие «домовина», что, по сути, является гробом, который мог иметь различную форму, как и упоминалось выше – например, форму корабля. Со временем, с уходом коллективных захоронений, умерших все чаще начинают размещать в гробах. В то же время складывается обычай, согласно которого умершего всегда начисто моют и одевают в дорогую, порой новую и чистую одежду.

Ритуалы и традиции языческих времен наложили огромный след на проведение сегодняшних похоронные ритуальных процессий в современной России. Не смотря на то, что в основе современных ритуальных обрядов лежат христианские верования и обычаи, рудименты дохристианских времен четко просматриваются.

Но с развитием технологий и урбанизацией, атеистические настроения в обществе растут и смерть, которая всегда сопровождала человечество, наравне с рождением и зрелостью, пугает с каждым днем больше. Да, как бы трагично и тоскливо это не звучало, но смерть постигает абсолютно каждую семью, каждого человека и, возможно, наши предки были правы в том, что уделяли подготовке к предсмертному времени и самим похоронам так много времени.

Конечно же, принять смерть близкого и родного Вам человека не возможно спокойно, никогда Вы не будете к этому готовы. Но когда этот скорбный день настанет, необходимо со всей духовной отдачей провести человека в последний путь, помнить о нем лишь те вещи, которые сделали жизнь других приятней и счастливей.

ritual-ug.ru

История и традиции захоронения - МетаМир

Метамир

"Человек, познай себя, и ты познаешь Мир и Богов"

В истории существовали водное и воздушное погребение, выбрасывание, зарывание, кремация, мумификация, рассечение, каннибализм. Самые распространенные - кремация и ингумация. Особая культура погребений возникает, когда появляется понятие о душе и загробной жизни. С V века н.э. использовались естественные холмы. Часто клали на спину, скрещивая руки. Кремация стала использоваться за 7т. лет до н.э. (распространена в Европе, Руси, Индии, Японии и др.), вышла из обихода во время борьбы монотеизма и язычества. После кремации захоранивали.

Древние славяне

Большей частью в 11-13вв. - в гробу в землю, но также были и "языческие" обряды. Была распространена и кремация, больше - севернее. В некоторых регионах и водное. А также сожжение в лодке, пущенной по реке. В могилу клались предметы, нужные в загробном мире. В язычестве сжигали (в т.ч. в ладье). На месте могилы создавался курган (найдены на всех континентах).

Буддисты

Разнообразие. В предсмертные часы приглашается лама. Обряд выполняет специалист. Зашивание век. Тело должно быть предано одной из стихий, но часто оставляли труп в степи. После похорон очистительные обряды, предохраняющие живых. Семь недель после смерти предпринимаются меры, чтобы обеспечить умершему хорошее перерождение. Период траура - 49 дней. В Японии (буддизм) существует обычая кремации, пришедший из Индии. До этого просто помещали в гроб, ожидая исчезновения "нечистоты" смерти.

Иудеи

Обряд выполняет для мужчины мужчина, для женщины женщина. Завертывают в льняную простыню, открывают окно, ставят свечу у изголовья, закрывают зеркала. Нельзя оставлять одного, постоянно охранник. Перевозка тела в гробу вперед ногами. В омовении не участвуют кровные родственники. Одеяние из белого х/б материала, ничего металлического. Все, что было отрезано или отпало от тела, вещи, запачканные кровью, кладутся вместе с умершим. Есть традиция разрыва своей одежды (крия). Рот и глаза накрываются глиняными черепками. Запрещено кремирование. Запрещено оставлять на ночь. Траур кончается через 30 дней. Памятник ставится через 30 дней или 12 месяцев. Хоронят обмотанным простыней в бетонном склепе, закрываемом плитой. Хоронили и в пещерах. В древности тело оставляли в пещере на год (7 дней + 12 месяцев?) до истлевания (очищения от греховной сущности), затем перезахоранивали.

Христианство

Захоронение тела в гробу в землю на третий день. Сопровождается плачами. После крещения Руси стали хоронить головой на запад (по преданию с захоронением Иисуса Христа). Тело наполовину закрывается. По обеим сторонам гроба и в головах (в крайнем случае только в головах) - свечи. В храме гроб ставится ногами к алтарю. После похорон - поминки. Ночи после смерти читается псалтырь. Отпевание в храме или заочное. Отмечаются 9-й и 40-й день.

Ислам

Умирающего кладут так, чтобы ступни были обращены к Мекке, читают ему молитвы. Обряд омовения, участвуют не менее 4 человек (мужчины - мужчин, женщины - женщин). Нельзя класть грудью вниз. Нельзя хоронить в одежде, нужно в белом полотне (саван). После смерти не стригутся волосы, ногти, не удаляются коронки. В могилу опускается ногами вниз. Могила сооружается так, чтобы не чувствовался запах, и не могли проникнуть хищники. Могилы обращены фасадами к Мекке. Не одобряются надмогильные постройки (чтобы не было унижения бедных). Могила не служит местом молитвы. "Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его". Нельзя царапать себе лицо, рвать волосы или одежду.

Корея

Умершего с головой накрывают одеялом. На следующий день омывают и кладут в гроб. В течении 3 дней хранится в доме. На похороны приносятся деньги. Траурная одежда - некрашеный холст. Погребение могло проходить через много дней. Ранее кладбище недалеко от дома. Традиционные родовые кладбища в горах. Хоронят тело в гробу. Сверху курган до метра. После захоронения - жертвоприношение. Ранее цветом траура был белый.

Осетия

Многолюдные похороны. Хоронили с лучшим конем. Хоронили в тот же день до захода солнца или на следующий. В фамильных склепах или на кладбищах. Поминки - кормление умерших.

Другие данные

Зороастрийцы. Тело нечисто, не должно загрязнять землю. Огонь был для них священным. Кремация и погребение неприемлемы. Тело относили на плато на волю животных. При этом оно не соприкасалось с землей и водой. Останки захоранивали. Подобным образом и иранцы в средние века ("башни молчания"), "Жители Австралии, юго-запада Америки, Британской Колумбии и Сибири хоронили людей на деревьях. Для этого труп оборачивали в ткань и подвешивали высоко в ветвях." Викинги. Тела помещались на лодки, иногда и со слугами. Лодки закапывали или в море. Тибет. Относят на вершину горы и оставляют птицам (из-за каменистых почв?). Неандертальцы. В глубине пещер. Остров Бали. Похороны - веселье. Затем кремация. Египет. Мумификация. Народы Анатолии. Раздельно мужчин и женщин. Женщин часто под святилищами (культ женщин-жриц), других часто под полами домов. Северный Кавказ. Каменные склепы, практически изолированные от земли и воздуха. Мадагаскар. В пещерах. Индонезия. Усыпальницы на сваях. Коренные племена острова Тасмания. Воздушное, в земле, кремация. Канадские эскимосы. Наземный способ в дощатых гробах. В Древнем Китае место для могилы выбиралось с помощью фэн-шуй.

Предварительный вывод

Общее настороженное отношение. Предохранение живых от энергий мира мертвых. В древних обычаях просматриваются предрассудки, обусловленные местным образом жизни и нравами. Современные традиции спутаны, часто обусловлены влиянием церкви. Все действия направлены на разрыв связи с умершим.

(0) Add comment
Портал МетаМир разместить рекламу здесь Около 400 целевых пользователей в день, более 1000 просмотров страниц. Реально низкие цены, ваш формат рекламы.

esoteric.metamir.org