11. Пути древние. Как древние находили путь


Пути древние — Газета Протестант

Игорь КОЛГАРЕВ

 

 

У пророка Иеремии читаем: "Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим" (Иер. 6:16).

Не правда ли, может показаться, что это довольно необычное заявление? Сейчас популярно, наоборот, все новое, современное, модернизированное. А что хорошего в древнем? Многие убеждены, что оно отжило свое, потеряло актуальность, нелепо и нежизненно. А здесь дана положительная характеристика: "где путь добрый"… О каких путях тут все-таки идет речь?

Пророк Иеремия здесь обращается к народу древнего Израиля, которого ожидало нашествие завоевателя, вавилонского царя Навуходоносора, с его огромной армией. Как мы можем понять из Священного Писания, Израиль в то время отступил от Господа, и пророк говорит от Бога именно такие слова.

Пути древние — это пути Божьи. Они ни в коем случае не дряхлые, не ветхие! Тут слово "древние" используется в смысле тех путей, что были даны Богом изначально, указаны как правильные, истинные, с которых люди свернули на пути ложные, новые. Для Израиля того времени "путь древний" означал жизнь по закону Моисея, по заповедям, записанным в Торе, которые Господь Бог дал им на горе Синай во время исхода из египетского рабства. Для нас, христиан, "пути древние" — это жизнь по Слову Божьему, по Писанию, включающему в себя и Новый Завет.

Люди часто хотят жить и ходить не древними путями, а новыми, собственными. Они думают, что лучше знают, как нужно ходить и какие пути избирать. Иеремия чуть раньше говорит об этом так: "А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: "убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы". Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе" (Иер. 5:23-25).

И еще: "Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?" (Иер. 5:30,31).

И еще: "Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц" (Иер. 5:7)… И еще много подобного говорили пророки.

Читаешь эти слова, и будто они обращены к христианам нашего времени! Сейчас — всё абсолютно то же! Пророки пророчествуют ложь. Есть предсказатели будущего, которое не сбывается, если мы успеваем дожить до предсказанного ими времени. Есть пророки в значении "проповедники", которые извращают Слово Божье, проповедуют неправду, ложные доктрины, истолковывают слова в порою противоположном смысле, всячески льстят слуху мирских грешных людей, убаюкивают верующий народ сказками и анекдотами, глушат рок-музыкой, грехи объявляют не грехами… И современные "священники господствуют при посредстве их". Пасторы современных церквей часто допускают к кафедре тех, кто льстит им, кто удобен, "нужен", кто пусть и говорит ложь, но лоялен и помогает оставаться пастору на посту. "… и народ Мой любит это". Ужасное положение, но так часто бывает.

Казалось бы, верующие должны возмущаться, протестовать, тем более что членское собрание поместной церкви имеет самые высокие полномочия, согласно нашим баптистским принципам веры. Однако на практике часто "народ безмолвствует" и покорно подстраивается под общее направление, которое определяют не всегда верные Богу люди. У беззакония часто нет шлагбаума, нет преграды, оно беспрепятственно растекается и сметает всё на своем пути, потопляя в болотной жиже застоя и неправды.

Апостол Павел писал о том же самом: "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но ПО СВОИМ ПРИХОТЯМ БУДУТ ИЗБИРАТЬ СЕБЕ УЧИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ЛЬСТИЛИ БЫ СЛУХУ; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2Тим. 4:3, 4). С кафедры уже рассказывают анекдоты, сны о том, например, как чинили кран в ванной, как ехали в церковь через дорожные пробки, пересказывают содержание мирских книг, фильмов, комментируют погоду, политику, спорт… Это всё — пути новые, современные. И самое страшное, что народу такое нравится! Восторженные старушки умиляются до слез. Но тут напрашиваются слезы совсем другие — слезы печали и скорби.

Древность. В начале была истинная вера в Бога, было послушание Богу. Пророк Исайя говорит: "Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне" (Ис. 46:9). Самой древней религией на земле была вера в истинного Бога, Творца неба и земли. На Ноевом ковчеге при Всемирном Потопе все 8 человек, от которых потом произошло всё население земли, прекрасно знали, Кто истинный Бог и какой Он. Потом было Вавилонское строение башни до неба, чтобы сделать себе имя. И единое человечество было разделено на множество отдельных народов. Каждый ушел в свою сторону, изменяя истинную религию всё больше и больше в угоду себе. Каждый выбрал новый путь, уже не древний. В результате появилось множество ложных религий, вытеснивших поклонение истинному Богу. "Каждый совратился на свою дорогу".

Но нельзя идти по ложному пути! Господь призывает всех в Своем Слове через пророка Иеремию, во-первых, "остановиться на путях ваших", во-вторых, "рассмотреть", и в-третьих, "расспросить". Это этапы пробуждения, этапы духовного протрезвления. Сначала нужно остановиться, не продолжать путь беззакония и нарушения воли Божьей, но одуматься, подумать, изучить Писание. Часто верующим не хватает времени осознать, где они находятся и что делают, как живут и как веруют. А это крайне необходимо! И важно расспросить знающих, если мы сами не можем понять, как исправить положение, как быть дальше. Если даже нет поблизости знакомых людей, способных рассказать, как вернуться на путь истины, всегда есть Слово Божье, которое открывается искренно ищущим правды Духом Святым.

Так бывало уже не раз в истории Церкви. После отступления наступало духовное пробуждение, становилась видна сила Божья, начинала проявляться христианская жизнь среди мрака и безысходности, разврата и пустой мишуры. И, что интересно, все значительные духовные пробуждения и реформации всегда проходили под лозунгами возвращения назад, к древнему пути, то есть К БОГУ! Потрясающий факт: нужно вернуться назад, чтобы идти вперед!

Любая христианская церковь может со временем обрастать различными нововведениями, обычаями, преданиями, учениями, может начать идти по новым путям. И как только это уклонение становится заметным, непременно нужно "остановиться на путях ваших, рассмотреть и расспросить", как написано у пророка Иеремии.

В нашем братстве ЕХБ также были в истории такие примеры. Когда в Российской империи было одно только государственное православие, немного молоканства, не удовлетворявшего духовным чаяниям народа, ищущим Бога людям нужно было также остановиться, рассмотреть, расспросить, чтобы жить по Писанию, по Слову Божьему в Духе Святом.

Сейчас перед нашими церквями опять открылись манящие новые пути, очень удобные грешным людям для пребывания в невозрожденном состоянии. Многие церкви готовы изменять не других, а себя, разрешать всё, что угодно, организовывать внутри церкви любое шоу, мероприятие, клуб, секцию, лишь бы неверующие приходили и числились членами. А нужно не шоу, нужен возврат опять на путь древний: "Расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему"!

История показывает, что всегда, когда люди не расспрашивают, не смотрят в Писание, а изобретают что-то свое, новое, приятное миру, удобное грешащим людям, не желающим изменяться, наступает вовсе не пробуждение, не рост и не прославление Бога, а, наоборот, отступление. Церковь уже становится не похожа на тот образец, который дан в Слове Божьем. Посмотрите, практически, все современные лжеучения возникали из желания упростить путь и "приблизить" его к потребностям грешных людей без серьезных требований к ним. Почему "обновленцы" и сочувствующие им не видят этот очевидный факт и не делают выводов — просто удивительно!

Представьте себе дорогу. Она заботливо проложена Кем-то, чтобы люди могли дойти в очень важный Пункт Назначения. Но почему-то пешеходам хочется идти по обочинам, протоптать другие дороги в другие стороны. А на обочинах и болота, и овраги, и заросли. Можно заблудиться, провалиться, вообще никуда не дойти. Но люди идут почему-то, куда каждый хочет. Печальная картина.

Так же и с хождением верующих к Богу. Идти путем не древним, не Божьим нерезультативно и небезопасно. "А народ Мой оставил Меня; они кадят суетным, споткнулись на путях своих, оставили пути древние, чтобы ходить по стезям пути непроложенного, чтобы сделать землю свою ужасом, всегдашним посмеянием, так что каждый, проходящий по ней, изумится и покачает головою своею" (Иер. 18:15,16). Из-за хождения по своим путям церковь действительно становится посмешищем у мира, ужасом — так она жалко и пародийно выглядит.

Можно использовать молоток по какому-нибудь необычному назначению, например, чистить им обувь, подметать мусор, рисовать на нем рисунки, писать им тексты. Но его настоящее назначение — это забивать гвозди. Он для этого создан. Так же и христиане. Настоящее назначение христиан, то, для чего они существуют в этом мире, — это нести Благую весть спасения, а вовсе не развлекать мир или быть с ним одним целым.

Путь древний — это наша "первая любовь" в отношениях с Господом. Верующие, любящие Бога, только познавшие прощение своих грехов, возрожденные, горели, жили, фонтанировали счастьем и силой Духа. А потом это куда-то у многих ушло, забылось. Господь в таких случаях напоминает: "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, ВСПОМНИ, откуда ты ниспал, и покайся, и твори ПРЕЖНИЕ ДЕЛА; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься" (Откр. 2:4,5). Тут призыв вспомнить и покаяться. Вспомнить прежние дела веры, которые угодны Богу, к ним и необходимо возвращение. Иначе — гибель.

Это касается не только христианских общин или нашей деноминации в целом. То же самое — с каждым верующим лично. Вспомним, как, только-только уверовав, мы желали слушаться Бога, церкви, заповедей Божьих, нас ничто не пугало, не обременяло. Мы приобщались к живому, святому, Божьему. А потом начали делать свое, слушать мир, плоть, стали смотреть на других, как "ОНИ" не ходят за Богом, слушать, что они говорят о нас. И уже не стало первой любви… Не стало радости в вере! Не так ли?

К сожалению, все "новаторы" путей древних, по сути, несчастные духовно люди. Вся их активность, шум, веселие — показные, душевные, проявляющиеся только наружно, но не внутренне, потому что нет ничего внутри! А заполнить духовный вакуум чем-то хочется…

Нет, верующему человеку нужна РАДОСТЬ именно внутренняя, подлинная, которая идет от Бога, от нашей жизни в НЕМ! А жизнь — это когда мы слушаемся Бога, Его Слова, когда не переделываем заповеди на свой вкус и принимаем их добровольно! Интересно, что даже принесение Иисусом Христом Завета, который назван Новым, осуществилось для того, чтобы ВЕРНУТЬ людей на путь древний! На путь, где человек живет с Богом! Пророк Иеремия писал про путь древний: "…идите по нему, И НАЙДЕТЕ ПОКОЙ ДУШАМ ВАШИМ". Покой! Вот что нужно душе человека, измученной грехом и мирскими путями. Иисус Христос говорил о том, КАК и у КОГО найти и взять этот покой: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Матф. 11:28-30). Слава Иисусу Христу!

Кто еще не уверовал, ищите путь древний! Кто еще не имеет плода Духа и радости, ищите путь древний! Кто всё еще идет по новому модернистскому пути, остановитесь, рассмотрите, ищите путь древний!

Кто уже идет путем древним, идите дальше, потому что он — единственный ПУТЬ БОЖИЙ!

 

 

Голос истины

http://www.istina.info/article.php?i=121&a=756

www.gazetaprotestant.ru

ПУТИ ДРЕВНИЕ

Игорь Колгарев

 

У пророка Иеремии читаем: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16).

 

Не правда ли, может показаться, что это довольно необычное заявление? Сейчас популярно, наоборот, все новое, современное, модернизированное. А что хорошего в древнем? Многие убеждены, что оно отжило свое, потеряло актуальность, нелепо и нежизненно. А здесь дана положительная характеристика: «где путь добрый»...

О каких путях тут все-таки идет речь?

Пророк Иеремия здесь обращается к народу древнего Израиля, который ожидало нашествие страшного завоевателя - вавилонского царя Навудохудоносора с его огромной армией. Как мы можем понять из Священного Писания, Израиль в то время отступил от Господа, и пророк говорит от Бога именно такие слова.

Пути древние - это пути Божьи. Они ни в коем случае не дряхлые, не ветхие! Тут слово «древние» используется в смысле тех путей, что были даны Богом изначально, указаны как правильные, истинные, с которых люди свернули на пути ложные, новые.

Для Израиля того времени «путь древний» означал жизнь по закону Моисея, по заповедям, записанным в Торе, которые Господь Бог дал им на горе Синай во время исхода из египетского рабства. Для нас, христиан, «пути древние» - это жизнь по Слову Божьему, по Писанию, включающему в себя и Новый завет.

Люди часто хотят жить и ходить не древними путями, а новыми, собственными. Они думают, что лучше знают, как нужно ходить и какие пути избирать.

Иеремия чуть раньше говорит об этом так: «А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: "убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы". Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе» (Иер. 5:23-25).

«Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?» (Иер. 5:30, 31).

«Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц» (Иер. 5:7)... И много другого.

Читаешь эти слова, и будто они обращены к христианам нашего времени! Сейчас - всё абсолютно то же! Пророки пророчествуют ложь. Есть предсказатели будущего, которое не сбывается, если мы успеваем дожить до предсказанного ими времени, есть пророки в значении «проповедники», которые извращают Слово Божье, проповедуют неправду, ложные доктрины, истолковывают слова в порою противоположном смысле, всячески льстят слуху мирских грешных людей, убаюкивают верующий народ сказками и анекдотами, глушат рок-музыкой, грехи объявляют не грехами...

И современные «священники господствуют при посредстве их». Пасторы современный церквей часто допускают к кафедре тех, кто льстит им, кто удобен, «нужен», кто пусть и говорит ложь, но лоялен и помогает оставаться пастору на посту.

...«и народ Мой любит это». Ужасное положение! Но так часто бывает. Казалось бы, верующие должны возмущаться, восставать, тем более что, например, членское собрание поместной церкви имеет самые высокие полномочия согласно нашим баптистским принципам веры, однако на практике часто «народ безмолвствует» и покорно подстраивается под общее направление, которое определяют не всегда верные Богу люди. У беззакония часто нет шлагбаума, нет преграды, оно беспрепятственно растекается и сметает всё на своем пути, потопляя в болотной жиже застоя и неправды.

Апостол Павел писал о том же самом: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3, 4). С кафедры уже рассказывают анекдоты, сны, о том, например, как чинили кран в ванной, как ехали в церковь через дорожные пробки, пересказывают содержание мирских книг, фильмов, комментируют погоду, политику, спорт... Это всё - пути новые, современные. И самое страшное, что народу такое нравится! Восторженные старушки умиляются до слез. Но тут напрашиваются слезы совсем другие - печали и скорби.

Древность. В начале была истинная вера в Бога, было послушание Богу. Пророк Исайя говорит: «Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» (Ис. 46:9). Самой древней религией на земле была вера в истинного Бога, Творца неба и земли. На Ноевом ковчеге при Всемирном Потопе все 8 человек, от которых потом произошло всё население земли, прекрасно знали Кто истинный Бог и какой Он. Потом было Вавилонское строение башни до неба, чтобы сделать себе имя, и единое человечество было разделено на множество отдельных народов, каждый ушел в свою сторону, изменяя истинную религию всё больше и больше в угоду себе. Каждый выбрал новый путь, уже не древний. В результате появилось множество ложных религий, вытеснивших поклонение истинному Богу. «Каждый совратился на свою дорогу».

Но нельзя идти по ложному пути! Господь призывает всех в Своем Слове через пророка Иеремию: во-первых, «остановиться на путях ваших», во-вторых, «рассмотреть», и в-третьих, «расспросить». Это этапы пробуждения, этапы духовного протрезвления. Сначала нужно остановиться, не продолжать путь беззакония и нарушения воли Божьей. Одуматься, подумать, изучить Писание. Часто верующим не хватает времени осознать, где они находятся и что делают, как живут и веруют. А это крайне необходимо! И важно расспросить знающих, если мы сами не можем понять, как исправить положение, как быть дальше. Если даже нет поблизости знакомых людей, способных рассказать, как вернуться на путь истины, всегда есть Слово Божье, которое открывается искренно ищущим правды Духом Святым.

Так бывало уже не раз в истории Церкви. После отступления наступало духовное Пробуждение, становилась видна сила Божья, начинала проявляться христианская жизнь среди мрака и безысходности, разврата и пустой мишуры. И что интересно, все значительные духовные Пробуждения и Реформации всегда проходили под лозунгами возвращения НАЗАД, к древнему ПУТИ - то есть К БОГУ! Потрясающий факт: нужно вернуться назад, чтобы идти вперед!

Любая христианская церковь может со временем обрастать различными нововведениями, обычаями, преданиями, учениями, может начать идти по НОВЫМ путям. И как только это уклонение становится заметным, непременно нужно «остановиться на путях ваших, рассмотреть и расспросить», как написано у пророка Иеремии.

В нашем Братстве ЕХБ также были в истории такие примеры. Когда в Российской империи было одно только государственное православие, немного молоканства, не удовлетворявшего духовным чаяниям народа, ищущим Бога людям нужно было также остановиться, рассмотреть, расспросить. Чтобы жить по Писанию, по Слову Божьему в Духе Святом.

Потом было время, когда официальный религиозный центр ВСЕХБ допустил угасание духовной жизни, допустил компромиссы церкви с неверием, безбожными властями, мирскими увлечениями. И опять выход был не в модернизации или изобретении чего-то нового, а только в возвращении к Писанию, к путям древним!

Сейчас перед нашими церквями опять открылись манящие новые пути, очень удобные грешным людям для пребывания в невозрожденном состоянии. Многие церкви готовы изменять не других, а себя, разрешать всё, что угодно, организовать внутри церкви любое шоу, мероприятие, клуб, секцию, лишь бы неверующие приходили и числились членами. А нужно не шоу, нужен возврат опять на путь древний: «Расспросите о путях древних, где путь добрый, и ИДИТЕ по нему»!

История показывает, что всегда, когда люди не расспрашивают, не смотрят в Писание, а изобретают что-то свое, новое, приятное миру, удобное грешащим людям, не желающим изменяться, наступает вовсе не пробуждение, не рост, и не прославление Бога, а наоборот - отступление. Церковь уже становится не похожа на тот образец, который дан в Слове Божьем. Посмотрите, - практически все современные лжеучения возникали из этого желания упростить путь и «приблизить» его к потребностям грешных людей без серьезных требований к ним. Почему «обновленцы» и сочувствующие им не видят этот очевидный факт и не делают выводов - просто удивительно!

Представьте себе дорогу. Она заботливо проложена Кем-то, чтобы люди могли дойти в очень важный Пункт Назначения. Но почему-то пешеходам хочется идти по обочинам, протоптать другие дороги в другие стороны. А на обочинах и болота, и овраги, и заросли. Можно заблудиться, провалиться, вообще никуда не дойти. Но люди идут почему-то куда каждый хочет. Печальная картина.

Также и с хождением верующих к Богу. Идти путем не древним, не Божьим нерезультативно и не безопасно. «А народ Мой оставил Меня; они кадят суетным, споткнулись на путях своих, оставили пути древние, чтобы ходить по стезям пути непроложенного, чтобы сделать землю свою ужасом, всегдашним посмеянием, так что каждый, проходящий по ней, изумится и покачает головою своею» (Иер. 18:15,16). Из-за хождения по своим путям церковь действительно становится посмешищем у мира, ужасом - так она жалко и пародийно выглядит.

Можно использовать молоток по какому-нибудь необычному назначению, например, чистить им обувь, подметать мусор, рисовать на нем рисунки, писать им тексты. Но его настоящее назначение - это забивать гвозди. Он для этого создан. Также и христиане. Настоящее назначение христиан, для чего они существуют в этом мире, - это нести Благую весть спасения, а вовсе не развлекать мир или быть с ним одним целым.

Путь древний - это наша «первая любовь» в отношениях с Господом. Верующие, любящие Бога, только познавшие прощения своих грехов, возрожденные, горели, жили, фонтанировали счастьем и силой Духа. А потом это куда-то у многих ушло, забылось. Господь в таких случаях напоминает: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2:4,5). Тут призыв вспомнить и покаяться. Вспомнить прежние дела веры, которые угодны Богу, к ним и необходимо возвращение. Иначе гибель.

Это касается не только христианских общин или нашей деноминации в целом. То же самое - с каждым верующим лично. Вспомним, как только-только уверовав, мы желали слушаться Бога, церковь, заповеди Божьи, нас ничего не пугало, не обременяло. Мы приобщались к живому, святому, Божьему. А потом начали делать свое, слушать мир, плоть, стали смотреть на других, как ОНИ не ходят за Богом, слушать, что они говорят о нас. И уже не стало первой любви... Не стало радости в вере! Не так ли?

К сожалению, все «новаторы» путей древних - по сути несчастные духовно люди. Вся их активность, шум, веселие, - показные, душевные, проявляющиеся только наружно, но не внутренне, потому что нет ничего внутри! А заполнить духовный вакуум чем-то хочется...

Нет, верующему человеку нужна РАДОСТЬ именно внутренняя, подлинная, которая идет от Бога, от жизни нас в НЕМ! А жизнь - это когда мы слушаемся Бога, Его Слова, когда не переделываем заповеди на свой вкус, а принимаем их добровольно!

Интересно, что даже принесение Иисусом Христом Завета, который назван Новым, осуществилось, чтобы все равно ВЕРНУТЬ людей на путь древний! На путь, когда человек живет с Богом!

Иеремия писал про путь древний: «...идите по нему, и найдете покой душам вашим». Покой! Вот что нужно душе человека, измученной грехом и мирскими путями.

Иисус Христос говорил о том, КАК и у КОГО найти и взять этот покой: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф. 11:28-30).

Слава Иисусу Христу!

  • Кто еще не уверовал, - ищите путь древний!
  • Кто еще не имеет плода Духа и радости, - ищите путь древний!
  • Кто всё еще идет по новому модернистскому пути, - остановитесь, рассмотрите, ищите путь древний!
  • Кто уже идет путем древним, - идите дальше, потому что это единственный ПУТЬ БОЖИЙ!

 

Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | БогословиеОбраз жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки

rusbaptist.stunda.org

Церковь ХРАМ СПАСЕНИЯ - 11. Пути древние

У

пророка Иеремии читаем: "Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим" (Иеремия 6:16).

Не правда ли, может показаться, что это довольно необычное заявление? Сейчас популярно, наоборот, все новое, современное, модернизированное. А что хорошего в древнем? Многие убеждены, что оно отжило свое, потеряло актуальность, нелепо и нежизненно. А здесь дана положительная характеристика: "где путь добрый"... О каких путях тут все-таки идет речь?

Пророк Иеремия здесь обращается к народу древнего Израиля, которого ожидало нашествие завоевателя, вавилонского царя Навуходоносора, с его огромной армией. Как мы можем понять из Священного Писания, Израиль в то время отступил от Господа, и пророк говорит от Бога именно такие слова.

Пути древние - это пути Божьи. Они ни в коем случае не дряхлые, не ветхие! Тут слово "древние" используется в смысле тех путей, что были даны Богом изначально, указаны как правильные, истинные, с которых люди свернули на пути ложные, новые. Для Израиля того времени "путь древний" означал жизнь по закону Моисея, по заповедям, записанным в Торе, которые Господь Бог дал им на горе Синай во время исхода из египетского рабства. Для нас, христиан, "пути древние" - это жизнь по Слову Божьему, по Писанию, включающему в себя и Новый Завет.

Люди часто хотят жить и ходить не древними путями, а новыми, собственными. Они думают, что лучше знают, как нужно ходить и какие пути избирать. Иеремия чуть раньше говорит об этом так:

"А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: "убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы". Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе"(Иеремия 5:23-25).

И еще: "Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?" (Иеремия 5:30,31).

И еще: "Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц" (Иер. 5:7)... И еще много подобного говорили пророки.

Читаешь эти слова, и будто они обращены к христианам нашего времени! Сейчас - всё абсолютно то же! Пророки пророчествуют ложь. Есть предсказатели будущего, которое не сбывается, если мы успеваем дожить до предсказанного ими времени. Есть пророки в значении "проповедники", которые извращают Слово Божье, проповедуют неправду, ложные доктрины, истолковывают слова в порою противоположном смысле, всячески льстят слуху мирских грешных людей, убаюкивают верующий народ сказками и анекдотами, глушат рок-музыкой, грехи объявляют не грехами... И современные "священники господствуют при посредстве их". Пасторы современных церквей часто допускают к кафедре тех, кто льстит им, кто удобен, "нужен", кто пусть и говорит ложь, но лоялен и помогает оставаться пастору на посту. "... и народ Мой любит это". Ужасное положение, но так часто бывает.

Казалось бы, верующие должны возмущаться, протестовать, тем более что членское собрание поместной церкви имеет самые высокие полномочия, согласно нашим баптистским принципам веры. Однако на практике часто "народ безмолвствует" и покорно подстраивается под общее направление, которое определяют не всегда верные Богу люди. У беззакония часто нет шлагбаума, нет преграды, оно беспрепятственно растекается и сметает всё на своем пути, потопляя в болотной жиже застоя и неправды.

Апостол Павел писал о том же самом: "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но ПО СВОИМ ПРИХОТЯМ БУДУТ ИЗБИРАТЬ СЕБЕ УЧИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ЛЬСТИЛИ БЫ СЛУХУ; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2 Тимофею 4:3, 4). С кафедры уже рассказывают анекдоты, сны о том, например, как чинили кран в ванной, как ехали в церковь через дорожные пробки, пересказывают содержание мирских книг, фильмов, комментируют погоду, политику, спорт... Это всё - пути новые, современные. И самое страшное, что народу такое нравится! Восторженные старушки умиляются до слез. Но тут напрашиваются слезы совсем другие - слезы печали и скорби.

Древность. В начале была истинная вера в Бога, было послушание Богу. Пророк Исайя говорит: "Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне" (Исаия 46:9). Самой древней религией на земле была вера в истинного Бога, Творца неба и земли. На Ноевом ковчеге при Всемирном Потопе все 8 человек, от которых потом произошло всё население земли, прекрасно знали, Кто истинный Бог и какой Он. Потом было Вавилонское строение башни до неба, чтобы сделать себе имя. И единое человечество было разделено на множество отдельных народов. Каждый ушел в свою сторону, изменяя истинную религию всё больше и больше в угоду себе. Каждый выбрал новый путь, уже не древний. В результате появилось множество ложных религий, вытеснивших поклонение истинному Богу. "Каждый совратился на свою дорогу".

Но нельзя идти по ложному пути! Господь призывает всех в Своем Слове через пророка Иеремию, во-первых, "остановиться на путях ваших", во-вторых, "рассмотреть", и в-третьих, "расспросить". Это этапы пробуждения, этапы духовного протрезвления. Сначала нужно остановиться, не продолжать путь беззакония и нарушения воли Божьей, но одуматься, подумать, изучить Писание. Часто верующим не хватает времени осознать, где они находятся и что делают, как живут и как веруют. А это крайне необходимо! И важно расспросить знающих, если мы сами не можем понять, как исправить положение, как быть дальше. Если даже нет поблизости знакомых людей, способных рассказать, как вернуться на путь истины, всегда есть Слово Божье, которое открывается искренно ищущим правды Духом Святым.

Так бывало уже не раз в истории Церкви. После отступления наступало духовное пробуждение, становилась видна сила Божья, начинала проявляться христианская жизнь среди мрака и безысходности, разврата и пустой мишуры. И, что интересно, все значительные духовные пробуждения и реформации всегда проходили под лозунгами возвращения назад, к древнему пути, то есть К БОГУ! Потрясающий факт: нужно вернуться назад, чтобы идти вперед!

Любая христианская церковь может со временем обрастать различными нововведениями, обычаями, преданиями, учениями, может начать идти по новым путям. И как только это уклонение становится заметным, непременно нужно "остановиться на путях ваших, рассмотреть и расспросить", как написано у пророка Иеремии.

В братстве ЕХБ также были в истории такие примеры. Когда в Российской империи было одно только государственное православие, немного молоканства, не удовлетворявшего духовным чаяниям народа, ищущим Бога людям нужно было также остановиться, рассмотреть, расспросить, чтобы жить по Писанию, по Слову Божьему в Духе Святом.

Сейчас перед нашими церквями опять открылись манящие новые пути, очень удобные грешным людям для пребывания в невозрожденном состоянии. Многие церкви готовы изменять не других, а себя, разрешать всё, что угодно, организовывать внутри церкви любое шоу, мероприятие, клуб, секцию, лишь бы неверующие приходили и числились членами. А нужно не шоу, нужен возврат опять на путь древний: "Расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему"!

История показывает, что всегда, когда люди не расспрашивают, не смотрят в Писание, а изобретают что-то свое, новое, приятное миру, удобное грешащим людям, не желающим изменяться, наступает вовсе не пробуждение, не рост и не прославление Бога, а, наоборот, отступление. Церковь уже становится не похожа на тот образец, который дан в Слове Божьем. Посмотрите, практически, все современные лжеучения возникали из желания упростить путь и "приблизить" его к потребностям грешных людей без серьезных требований к ним. Почему "обновленцы" и сочувствующие им не видят этот очевидный факт и не делают выводов - просто удивительно!

Представьте себе дорогу. Она заботливо проложена Кем-то, чтобы люди могли дойти в очень важный Пункт Назначения. Но почему-то пешеходам хочется идти по обочинам, протоптать другие дороги в другие стороны. А на обочинах и болота, и овраги, и заросли. Можно заблудиться, провалиться, вообще никуда не дойти. Но люди идут почему-то, куда каждый хочет. Печальная картина.

Так же и с хождением верующих к Богу. Идти путем не древним, не Божьим нерезультативно и небезопасно. "А народ Мой оставил Меня; они кадят суетным, споткнулись на путях своих, оставили пути древние, чтобы ходить по стезям пути непроложенного, чтобы сделать землю свою ужасом, всегдашним посмеянием, так что каждый, проходящий по ней, изумится и покачает головою своею" (Иеремия 18:15-16). Из-за хождения по своим путям церковь действительно становится посмешищем у мира, ужасом - так она жалко и пародийно выглядит.

Можно использовать молоток по какому-нибудь необычному назначению, например, чистить им обувь, подметать мусор, рисовать на нем рисунки, писать им тексты. Но его настоящее назначение - это забивать гвозди. Он для этого создан. Так же и христиане. Настоящее назначение христиан, то, для чего они существуют в этом мире, - это нести Благую весть спасения, а вовсе не развлекать мир или быть с ним одним целым.

Путь древний - это наша "первая любовь" в отношениях с Господом. Верующие, любящие Бога, только познавшие прощение своих грехов, возрожденные, горели, жили, фонтанировали счастьем и силой Духа. А потом это куда-то у многих ушло, забылось. Господь в таких случаях напоминает: "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, ВСПОМНИ, откуда ты ниспал, и покайся, и твори ПРЕЖНИЕ ДЕЛА; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься" (Откровение 2:4,5). Тут призыв вспомнить и покаяться. Вспомнить прежние дела веры, которые угодны Богу, к ним и необходимо возвращение. Иначе - гибель.

Это касается не только христианских общин или нашей деноминации в целом. То же самое - с каждым верующим лично. Вспомним, как, только-только уверовав, мы желали слушаться Бога, церкви, заповедей Божьих, нас ничто не пугало, не обременяло. Мы приобщались к живому, святому, Божьему. А потом начали делать свое, слушать мир, плоть, стали смотреть на других, как "ОНИ" не ходят за Богом, слушать, что они говорят о нас. И уже не стало первой любви... Не стало радости в вере! Не так ли?

К сожалению, все "новаторы" путей древних, по сути, несчастные духовно люди. Вся их активность, шум, веселие - показные, душевные, проявляющиеся только наружно, но не внутренне, потому что нет ничего внутри! А заполнить духовный вакуум чем-то хочется...

Нет, верующему человеку нужна РАДОСТЬ именно внутренняя, подлинная, которая идет от Бога, от нашей жизни в НЕМ! А жизнь - это когда мы слушаемся Бога, Его Слова, когда не переделываем заповеди на свой вкус и принимаем их добровольно! Интересно, что даже принесение Иисусом Христом Завета, который назван Новым, осуществилось для того, чтобы ВЕРНУТЬ людей на путь древний! На путь, где человек живет с Богом! Пророк Иеремия писал про путь древний: "...идите по нему, И НАЙДЕТЕ ПОКОЙ ДУШАМ ВАШИМ". Покой! Вот что нужно душе человека, измученной грехом и мирскими путями. Иисус Христос говорил о том, КАК и у КОГО найти и взять этот покой: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Матфей 11:28-30). Слава Иисусу Христу!

Кто еще не уверовал, ищите путь древний! Кто еще не имеет плода Духа и радости, ищите путь древний! Кто всё еще идет по новому модернистскому пути, остановитесь, рассмотрите, ищите путь древний!

Кто уже идет путем древним, идите дальше, потому что он - единственный ПУТЬ БОЖИЙ!

Источник: http://www.istina.info

  • 12. Кому служит искусство?
  • 10. Вы – письмо Христово

www.pukhovachurch.org.ua

Древние видящие — Энциклопедия Чапараль / Карлос Кастанеда, путь знания, путь воина, сновидение, сталкинг, перепросмотр, неделание, внутренний диалог, чувство собственной важности, магические пассы, нагуализм, постнагуализм

Древние видящие (англ. ancient shamans; англ. the old seers; другие названия: маги древности, шаманы древности, древние толтеки, маги конкретного)

термин "древние времена", согласно утверждению дона Хуана, означает эпоху, начало которой отстоит от нашего времени более чем на десять тысяч лет. Эта цифра кажется совершенно невероятной, если подходить к ней с точки зрения современной научной хронологии. В свое время я пытался оспорить это утверждение дона Хуана, указывая на противоречие между приведенной им датировкой и той, которую лично я считал более близкой к реальности. Но дон Хуан был непоколебимо уверен, что жившие в Новом Свете десять тысяч лет назад люди так глубоко изучили Вселенную и проблемы восприятия, что современный человек не способен даже вообразить ничего подобного. Во-первых, я хотел бы объяснить, что термин "линия" (исп. linaje - род, происхождение, прямая линия), хотя я его и использую широко, не вполне адекватен. На самом деле в мире магов, таких, как дон Хуан, не существует прямой линии, какой мы ее себе представляем: восходящей или нисходящей. В этом мире существует лишь общность людей, которые имеют одну цель или интерес, существуют участники, практикующие систему знания, которую старался распространить среди нас дон Хуан. Тот, кто управляет или руководит такими практикующими, известен как "нагуаль" - существо, энергия которого позволяет ему входить в заповедные зоны повседневного восприятия. Вклад каждого нового нагуаля - личные черты, с помощью которых он влияет на практикующих своего времени. Мой личный вклад заключается в моем академическом интересе к общественным наукам; конечная цель этого интереса западного человека - весь мир магов. В этом и заключается расхождение пути дона Хуана с моим. Его не интересовала концептуализация своего знания. Если я настаивал на этом, он объяснял мне все с уникальной точностью и ясностью, хотя у него не было склонности к объяснениям. Он говорил, что человек или теряет время в интеллектуальных дебрях, или действует. Я - другой. Я хочу понять процессы магии дона Хуана, но не интеллектуально, а энергетически. Я верю в возможность погружения в энергетические "дебри" Вселенной, не трансформируя это в рациональный (исп. cerebral - мозговой, рассудочный, рациональный) процесс.

Разделение на новых и древних видящих

Различие между неизвестным и непознаваемым было осознано

Он объяснил, что существует ряд истин об осознании, открытых видящими - как древними, так и новыми. Для облегчения усвоения эти истины были сформулированы в определенной последовательности. Владение осознанием состоит в усвоении полной последовательности этих истин. Первая истина, сказал он, заключается в том, что наше близкое знакомство с миром, который мы воспринимаем, заставляет нас верить, что мы окружены объектами, которые, как и мы, существуют сами по себе, как мы это и воспринимаем. Тогда как фактически нет мира объектов, но есть Вселенная эманаций Орла.

Однако прежде чем рассказать мне об эманациях Орла, дон Хуан счел необходимым остановиться на понятиях известного, неизвестного и непознаваемого (the known, the unknown, and the unknowable). Он сказал, что основная часть истин об осознании была открыта видящими древности. Однако последовательность, в которой они располагаются, разработали новые видящие. Ибо вне данной последовательности эти истины почти непостижимы.

Дон Хуан сказал, что древние видящие не пытались найти тот порядок, в котором должны располагаться истины об осознании. Это стало одной из их величайших ошибок, имевшей роковые последствия. Заключались эти последствия в том, что древние видящие решили: неизвестное и непознаваемое суть одно и то же. Новым видящим суждено было исправить эту ошибку. Они установили границы и определили неизвестное, как нечто скрытое от человека, окутанное, возможно, ужасающим контекстом, но которое, тем не менее, в пределах человеческого достижения. В некоторый момент времени неизвестное становится известным. Непознаваемое же суть нечто неописуемое и не поддающееся ни описанию, ни осмыслению, ни осознанию. Непознаваемое никогда не перейдет в разряд известного, но, тем не менее, оно всегда там, ослепляя и в то же время ужасая нас своей безграничностью.

- Но как новые видящие отличают одно от другого? - поинтересовался я. 

- Есть простое правило большого пальца, - сказал дон Хуан. - Перед лицом неизвестного человек отважен. Неизвестное обладает свойством давать нам надежду и ощущение счастья. Человек чувствует себя сильным, дерзким, бодрым. И даже беспокойство, при этом возникающее, действует благотворно. Новые видящие увидели: неизвестное раскрывает все лучшие в человеке.

Но когда принимаемым за неизвестное оказывается непознаваемое, результаты бывают катастрофическими. Видящий чувствует, что истощен и вконец запутан. Им овладевает глубочайшая подавленность. Тело теряет тонус, ясность и уравновешенность улетучиваются. Ведь непознаваемое не дает энергии. Оно находится вне пределов досягаемости человеческого существа, в области, вторгаться в которую не следует ни бездумно, ни даже с величайшей осмотрительностью. Новые видящие поняли, что даже за малейший контакт с непознаваемым приходится платить поистине непомерную цену.

Дон Хуан объяснил, что новым видящим пришлось преодолевать тяжелейшие барьеры традиции. В начале нового цикла никто из них не знал, какие из превеликого множества традиционных магических практик были правильными, а какие - нет. Было вполне очевидно, что с древними видящими произошло что-то не так, но что именно - этого новые видящие не знали. Поэтому за отправную точку они взяли следующую установку: ошибочным было все, что делали их предшественники. Древние видящие были мастерами по части догадок. Прежде всего, они вообразили, что их мастерство в видении дает им гарантию безопасности. Они решили, что они неприкосновенны. И они думали так до тех пор, пока завоеватели не сокрушили их, предав большинство из них жуткой мучительной смерти. У древних видящих не было никакой защиты, несмотря на их полную убеждённость в своей неуязвимости.

Новые видящие не стали тратить время подусту на попытки разобраться, в чем ошибка. Вместо этого они начали составлять план неизвестного для того, чтобы отделить его от непознаваемого.

- Как они составляли план неизвестного, дон Хуан?

- Посредством контролируемого использования видения, - ответил он.

Я сказал, что спрашиваю о том, в чем заключается составление плана неизвестного.

- Составление плана неизвестного заключается в том, чтобы сделать его доступным нашему восприятию. Постоянная практика видения позволила новым видящим обнаружить, что неизвестное и известное в принципе составляют одно целое, поскольку и то и другое лежит в пределах досягаемости для человеческого восприятия. В некоторый момент видящий может покинуть сферу известного и войти в неизвестное.

То же, что находится за пределами возможностей нашего восприятия, суть непознаваемое. И способность отличать его от неизвестного имеет критическое значение. Если видящий путает их, то, столкнувшись с непознаваемым, он оказывается в крайне рискованном положении.

Древние видящие - когда это с ними произошло, - решили, что что-то не так в их практике. На самом же деле они просто столкнулись с вещами, лежащими вне пределов человеческого постижения. Однако это им и в голову не приходило, что с их стороны оказалось чудовищной ошибкой, за которую они дорого заплатили.

- А после того, как различие между неизвестным и непознаваемым было осознано, - что произошло тогда? - поинтересовался я.

- Начался новый цикл, - ответил дон Хуан. - Это различие и есть то, что разделяет древний и новый циклы. Ведь именно его понимание и лежит в основе всех достижений новых видящих.

Во времена Испанской Конкисты в Мексике

К.Н: В какой момент истории произошло разделение на новых и старых видящих?

Тайша Абеляр: Разделение произошло во времена Испанской Конкисты в Мексике. Когда появились испанцы, то множество древних магов было истреблено. Несмотря на их способности превращаться в животных, использовать силы природы и манипулировать союзниками, их сила была не в состоянии противостоять кровожадности испанцев.

Древние маги не могли подействовать на испанцев, потому что их культура была очень развитой и фиксированной, поэтому магия на них почти не действовала. Испанцы оперировали другим познавательным полем, или, иначе говоря, другой реальностью. Другой поворотный пункт произошел в линии Дона Хуана в 1725 году, когда Нагваль Себастьян вошел в контакт с неким существом.

К.Н: Кто был этим существом?

Тайша Абеляр: Мы зовем его Избежавший Смерти. Он один из древних магов, который живет уже много сотен лет, так как он попал в ловушку в одном из Врат Сновидения. Его осознание осталось ясным, но он никак не мог вырваться из плена, его знания не могли ему в этом помочь.

Мы знаем, что неорганические существа, населяющие многие реальности сновидения, захватывают в плен магов мужского пола, потому что они охотятся за мужской энергией. Единственным способом, благодаря которому Избежавший Смерти мог избежать плена, было заключение договора с Нагвалями линии дона Хуана. Поэтому он присоединился к нашей линии и давал дары силы в обмен на их энергию.

Ошибки древних видящих

Древние маги, находясь в призрачном состоянии бестелесности, не могли действовать

Дон Хуан говорил, что несмотря на то, что <древние маги> в случае необходимости могли просочиться в игольное ушко, они никогда не были полностью удовлетворены результатами своего маневра по растворению тела. Причина их недовольства была в том, что если их масса растворялась, то они не могли действовать (so was their capacity to act — то вместе с этим растворялась и их способность действовать). Они столкнулись с тем, что они должны были оставаться свидетелями событий, в которых они не могли участвовать. Последовавшее из этого разочарование, как результат неспособности действовать, привело их по словам дона Хуана к тому, что стало их проклятием и слабостью. Они стали одержимы тем, чтобы раскрыть природу этой силы, эта одержимость была обусловлена их конкретностью, из за которой они возжелали добиться контроля над этой силой и удержать ее. Находясь в призрачном состоянии, будучи лишенными массы, они горячо желали сражаться, что по словам дона Хуана, не могло у них получиться.

Практикующие наших дней, наследники культуры магов древности, выяснили, что относительно этой вибрирующей силы нельзя принимать конкретную позицию и стремиться ее использовать, и что остается одна разумная альтернатива: осознать эту силу и не извлекать из этого ничего, кроме изящества и благополучия, которое приносит знание.

Точка сборки

Само собой разумеется, самым сложным делом на пути воина является сдвиг точки сборки (to make the assemblage point move — движение точки сборки), - сказал дон Хуан. - Когда она начала перемещаться (movement), заканчивается собственно поиск воина. С этого момента характер пути изменяется, он становится поиском видящего.

Он еще раз повторил, что сдвиг точки сборки (the shift of the assemblage point) - главная и единственная задача пути воина. Древние видящие этого абсолютно не понимали. Они считали, что смещение точки сборки - своего рода стрелка, определявшая их положение на шкале достоинства (the scale of worth) . Им никогда даже в голову не приходило, что все воспринимаемое ими определяется именно этим смещением.

Вторые врата сновидения

К.Н: Есть ли какая-то разница между древними и современными магами?

Тайша Абеляр: Да, когда мы говорим о древних магах, то речь в основном идет о манипулировании людьми, накоплении энергии и контроле над существами из других реальностей. После того, как эта традиция пришла в упадок, видящие следующего поколения осознали, что практики древних видящих не приводили их к свободе. Вместо этого они пришли к зависимости от ритуалов и принудительному поведению, такому, как накопление энергии и заколдовывание себя.

Эти практики были очень эффективными и делали магов очень могущественными, они могли контролировать и управлять элементами природы (такими как дождь), превращаться в разных животных или совершать другие магические подвиги. Несмотря на все это, современные маги пришли к выводу, что сила сама по себе не приводит к действительной свободе, и отвергли их. Большинство магов древности оказались захвачены в плен в области, которую мы называем Вторые Врата Сновидения.

К.Н: Можете ли вы объяснить, что вы имеете в виду. когда говорите о Вторых Вратах Сновидения?

Тайша Абеляр: В тот момент, когда тело изменяется энергетически и становится энергетическим телом, то его энергия может воспринимать "другие реальности", или другие аспекты вселенной. То, что находится сейчас перед нами, то, что мы видим в этой комнате - эта стена, эта улица снаружи - это не одна единственная реальность, которая может существовать. И современные видящие поняли, что древние ритуалы и способы обучения не приводили их к окончательной победе: свободе от плена какой либо реальности, от любой реальности.

К.Н: Как эти техники были изменены современными видящими?

Тайша Абеляр: Мы унаследовали только те техники, которые, по их мнению, были наиболее подходящими для того, чтобы достичь полной свободы. Этим полным освобождением для нас является свобода от "человечности", от всего человеческого, а также способность использовать все свои потенциалы. Такими техниками являются перепросмотр и разные практики сновидения.

<...> только при перераспределении энергии повседневной жизни происходит магия, движение, потрясение энергетического тела, перепросмотр. Только через эти методы, или техники неделания, разрушается рефликсивность (reflexivity) — то интерсубъективное согласие, что да, я несчастная детка <среди> несчастных деток.

<...> Все эти вещи должны быть разглажены (straightened out), должны быть вычещены перепросмотром, неделанием, сталкингом самого себя. Всё это должно быть сделано в повседневной жизни перед тем, как вы действительно возьмётесь за сновидение (heavy duty dreaming). Если вы выправили эти области, если у вас есть сильное энергетическое тело, тогда вы можете идти в сновидение, как воин, как безупречное существо. Вы можете это делать потому, что, что же может коснуться вас?

Если же что угодно может истощать вас (deplete) или ослаблять (weaken) и вызывать в вас бедное дитятко или чувство собственной важности ("я величайшее, что когда-либо существовало"), знайте наверняка, что это придёт в вашу реальность сновидения и будет смертельной ловушкой (death-trap).

Ловушка древних магов, которые были мастерами сновидения (masterful dreamers) и которые могли путешествовать в различные сплетения (folds of the braid) или различные уровни реальности, или слои луковицы, или астральные планы — называйте как хотите, терминология не имеет значения... Они могли двигать (move) точку сборки во все различные уровни, но из-за эгомании их фиксация на себе была настолько жёсткой, что они застряли в сновидении, они, давайте скажем, были "куплены" неорганическими существами и стали их рабами из-за силы, полученнй из областей сновидения.

Сновидение

Мы отправляемся в другие миры только в качестве упражнения. Эти путешествия – прошлое современных магов. Мы занимаемся сновидением, как и маги древности, но в некоторый момент мы вышли на новый путь. Старые маги предпочитали сдвиг точки сборки, поэтому они всегда чувствовали себя в более или менее известном, предсказуемом положении. Мы же отдаем предпочтение движению точки сборки. Древние маги искали человеческое неизвестное. Мы ищем нечеловеческое неизвестное.

<...> – Чем может быть это нечеловеческое неизвестное?

– Свободой от того, чтобы быть человеком. Непостижимыми мирами, находящимися вне человеческой полосы, но которые мы все же можем воспринимать (perceive). Именно здесь современные маги выбрали другую дорогу. Их предрасположением является то, что лежит вне человеческой сферы. А вне ее находятся полностью завершенные миры. А не просто сферы (realm — царство, область, сфера обитания) птиц, <realm> животных или <realm> человека, даже если это <будет> неизвестный человек. Я говорю о мирах, подобных тому, в котором живем мы, завершенных мирах с безграничными областями (total worlds with endless realms — полные/законченные миры с бесконечным числом царств/областей/сфер обитания).

– Где находятся все эти миры, дон Хуан? В различных положениях точки сборки?

– Правильно. В различных положениях точки сборки, но эти положения доступны для магов вследствие движения (moving) точки сборки, а не ее сдвига (shift). Вхождение в эти миры и является тем видом сновидения, которым занимаются сегодняшние маги. Маги древности держались от него подальше, так как оно требует огромной отрешенности и полного отсутствия самозначительности. Старые маги не могли позволить себе такой цены. Для магов, практикующих сновидение в наши дни, сновидение является свободой воспринимать (perceive) миры за пределами воображаемого.

– Но какой смысл их воспринимать (perceiving)?

<...> – Поиск свободы – это единственная побуждающая сила, которую я знаю.

Маги древности называли абсолютной свободой остановку мира

Желаемый результат - это то, что маги называли остановкой мира, - момент, когда все вокруг перестает быть тем, чем было всегда.

- Это момент, когда маг возвращается к подлинной природе человека, - продолжал дон Хуан. - Маги древности также называли это абсолютной свободой. Это момент, когда человек-раб становится свободным существом, способным на такие чудеса восприятия, которые бросают вызов нашему обычному воображению.

Дон Хуан уверил меня, что внутреннее безмолвие является тем путем, который ведет к истинному отказу от суждений; к тому мгновению, когда наши чувства прекращают интерпретировать чувственные данные, излучаемые всей Вселенной; к моменту, когда постижение перестает быть силой, которая приходит к определению природы мироздания через повторение и использование.

Выбор только в изменении места смерти

- Древние видящие обнаружили возможность сдвинуть точку сборки на границу известного и удерживать ее там в состоянии сверхповышенного осознания. Из этой позиции они увидели, что можно медленно и неуклонно сдвигать точку сборки дальше - в другие позиции за границей известного. Такой сдвиг был великим достижением, исполненным отваги, но начисто лишенным уравновешенности, ибо они никогда не смогли, а может быть, не захотели вернуть точку сборки обратно.

Искатель приключений, поставленный перед выбором - умереть здесь, в обычном мире или умереть в одном из других неизведанных миров - неизбежно предпочтет второе. Новые видящие осознали, что выбор их предшественников заключался только в изменении места смерти. И они поняли тщетность всего этого: тщетность борьбы за власть над своими ближними, тщетность собирания других миров, и, прежде всего, - тщетность чувства собственной важности.

Одним из самых удачных решений, принятых новыми видящими, было решение никогда не допускать устойчивых смещений точки сборки в какие бы то ни было положения, отличные от позиции повышенного осознания. Из этой позиции им фактически удалось разрешить дилемму тщетности. Они обнаружили, что дело не в том, чтобы выбрать другой мир, в котором можно было бы умереть, а в том, чтобы выбрать полное осознание, полную свободу.

Умение зажигать полосы по одной стало тем фактором, из-за которого они увязли в трясине второго внимания

Еще дон Хуан сказал, что второе внимание также называют левосторонним осознанием и что это – огромнейшая область. Фактически эта область кажется беспредельной, настолько она огромна.

- И просто так я не полезу туда, ни за что на свете, - продолжал дон Хуан. - Это - трясина, настолько сложная и причудливая, что трезвые и уравновешенные (sober — трезвые, здравомыслящие) видящие входят в нее только при строго определенных условиях.

Вся сложность состоит в том, что забраться во второе внимание просто, а противиться его соблазну (lure) практически невозможно.

Овладев осознанием, древние видящие использовали свое мастерство для того, чтобы расширить свое свечение осознания до непостижимых пределов. Заставляя вспыхивать эманации внутри своих коконов по одной полосе за раз, они стремились зажечь их все. И им это удалось, но, как это ни странно, умение зажигать полосы по одной стало тем фактором, из-за которого они увязли в трясине второго внимания.

Новые видящие исправили их ошибку. Они довели мастерство управления осознанием до его естественного завершения. Они научились одним ударом выводить свечение осознания за пределы кокона.

Третье внимание достигается, когда свечение осознания (the glow of awareness) превращается в огонь изнутри - свечение, которое зажигает не по одной полосе за раз, а одновременно все эманации Орла внутри кокона человека.

Дон Хуан сказал, что испытывает благоговение перед непреклонным устремлением новых видящих к достижению третьего внимания в течение жизни, пока они живы и осознают свою индивидуальность (conscious of their individuality).

Он не счел нужным останавливаться на тех редких случаях, когда люди и другие живые существа случайно входят в неизвестное и непознаваемое, не отдавая себе в этом отчета. Дон Хуан сказал, что каждый такой случай - это дар Орла. Впрочем, для новых видящих вход в третье внимание - тоже дар, но значение этого дара несколько иное. Он скорее является наградой за достижение.

И еще дон Хуан сказал, что в момент смерти все человеческие существа входят в непознаваемое, и некоторые из них достигают третьего внимания, но всегда лишь на непродолжительное время и только для того, чтобы очистить пищу для Орла.

- Высшее свершение человеческого существа, - закончил дон Хуан, - достичь этого уровня, сохранив жизненную силу (life force) и не сделавшись бестелесным осознанием (a disembodied awareness), которое, подобно мерцающей искорке, взлетает прямо к клюву Орла, чтобы быть им поглощенным.

Разное

Для дона Хуана древние времена Мексики были около семи и десяти тысяч лет назад

«Когда вы говорите о колдунах Древней Мексики, кого вы имеете ввиду? Здесь были разные культуры: майя, ацтеки ...»

«Нет. Для дона Хуана древние времена Мексики были около семи и десяти тысяч лет назад».

Где маги прошлого живут по сей день?

– Мир похож на луковицу со многими слоями. Тот мир, который мы знаем – это лишь один из них. Иногда мы пересекаем границы и входим в другой слой, в другой мир, очень похожий на наш, но не тот же самый. И ты совершенно самостоятельно вошел в один такой.

<...> С точки зрения магов вселенная составлена из слоев, которые энергетическое тело может пересекать. Знаешь ли ты, где маги прошлого живут по сей день? В другом слое луковицы.

Кастанеда имеет ввиду не папуасов

Под древними видящими Кастанеда имеет ввиду не папуасов, а, абстрактно, устоявшиеся мем-комплексы религий, которые существуют и по сей день.

Стратегия древности

Кто-то скажет "Я достигну состояния будды и стану просветлённым бомжом" — это стратегия древности — достигнуть состояния нирваны и остановиться на этом. Кастанеда ставит более глобальную задачу — не останавливаться, а идти к изменению основного субъекта — энергетического тела, что кодируется движением точки сборки.

См. также

Примечания

chaparral.space