Кафтан в древней руси. Что такое кафтан или несколько слов про моду Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Армяк, епанча и охабень Верхняя одежда древней Руси. Кафтан в древней руси


Сколько видов кафтанов носили на Руси?. Кто есть кто в истории России

Сколько видов кафтанов носили на Руси?

Многие виды одежды существовали как бы в двух разновидностях, в зависимости от социальной среды, принадлежа или высшему, или низшему сословию.

Кафтаны появились на Руси еще во время татаро-монгольского ига. В те времена они бытовали преимущественно в крестьянской среде, но их покрой отличался большим разнообразием. Кафтан мог быть длинным или коротким, двубортным или однобортным. Но что всегда было неизменно, так это отложной воротник, крючки для застежки с кушаком.

В допетровской России кафтан носили в прохладное время года. Это была демисезонная одежда. Более плотный кафтан, подбитый ватой, назывался сибиркой. Такие кафтаны предназначались для зимы. Для лета шился другой кафтан – азям, на тонкой подкладке. Азямы носили как мужчины, так и женщины.

Название кафтана зависело от материала, из которого он был сшит. На сермяжные кафтаны шло некрашеное сукно – сермяга – или крашенина (цветной холст). Если кафтан подбивался шелком или мехом, а кушак украшали шелковые кисти, то это уже была чуйка. Верх чуйки кроили из добротного сукна. Это была праздничная одежда. Нарядный вид чуйке придавали расшитые шелком, жемчугом и даже драгоценными камнями полы. Замечательны были рукава чуйки. Они были такими длинными, что достигали земли, собираясь в складки. Такие рукава защищали от холода и заменяли перчатки и муфты.

В петровскую эпоху кафтан подвергся модификации на европейский манер. Петр I собственноручно обрезал полы и рукава, чтобы русский кафтан соответствовал своему западному аналогу. Правда, заграничный кафтан существенно отличался от русского. Его шили из бархата или плотного шелка. Тщательно подогнанный по фигуре, он не защищал от холода. Поэтому под него надевали камзол – сшитую по фигуре безрукавку, напоминающую удлиненный жилет.

Более того, при Петре на русских людях перебывала одежда народов чуть ли не всех европейских стран.

Так, в 1700 году предписывалось носить одежду венгерского образца, в 1701 – немецкого, в 1702 году в праздничные дни было велено облачаться во французские кафтаны.

При Екатерине II кафтан становится частью офицерского мундира. Пушкин в повести «Капитанская дочка» пишет, что Гринев и Швабрин перед дуэлью сняли кафтаны и остались в одних камзолах.

У народов, населявших Россию, кафтаны имели национальный колорит и носили разные названия. Короткий кафтан (его носили повсеместно) именовался полукафтаном или полукафтаньем. Он напоминал современную куртку. Украинские куртыны, чекмени представляют все тот же кафтан. В них одеты герои Н. В. Гоголя. В качестве домашней одежды куртыны просуществовали вплоть до начала XX века.

Украинские казаки щеголяли в жупанах. Жупаны шили из тонкого фабричного сукна голубого или зеленого цвета, парчи. Жупан имел удлиненный (ниже колен) силуэт и был снабжен воротником, манжетами и накладными карманами. Украшали жупан вышивкой или аппликацией. Жупан пришел на Украину от других южнославянских народов – поляков, венгров. Там он является частью национального костюма.

В городской среде кафтан часто заменяли поддевкой. Она не отличалась по крою от кафтана, но ее шили из более дорогих материалов – нанки (грубой хлопчатобумажной ткани) или холстинки (льняной ткани с фактурной выделкой).

Поддевка более точно подгонялась по фигуре и могла быть как с рукавами, так и без них. В поддевках ходят многие герои А. Островского. Писатель указывал в ремарках, что актеры, играющие его персонажей, должны быть одеты именно так. А это свидетельствует о том, что предпочтение поддевкам отдавали купцы.

Поддевки и крестьянские кафтаны носили славянофилы. Л. Толстой иронизировал над этой модой, описывая, как Левин в деревне носил поддевку. Анна Каренина также сшила своему сыну Сереже сборчатую поддевку, которую считала национальным русским костюмом.

В середине XIX века поддевка уступила место сибирке, которая теперь представляла собой короткий кафтан, сшитый из синей материи. Она не имела разрезов, подгонялась по талии и наглухо застегивалась на пуговицы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Что такое кафтан или несколько слов про моду Древней Руси :: SYL.ru

В русском литературном языке достаточно много слов, которые прошли через века, но на современном этапе перестали широко употребляться, так как вышли из обихода предметы, которые они называют. Знать значение этих слов полезно, чтобы понимать произведения фольклора, описание персонажей, предшествующих исторических периодов.

«А кафтан зеленый, бархатный»

В первый раз вопрос о том, что такое кафтан, может возникнуть у ребенка в достаточно раннем возрасте. Еще только-только осваивая алфавит, он может столкнуться с загадкой, которая через века дошла до нашего времени: «Сам алый сахарный, а кафтан зеленый, бархатный». Хотя и не во всех регионах растут арбузы, загадку эту в книги для дошкольников любят включать повсеместно. И родителям приходится объяснять, что, дескать, это такая одежка, которую раньше тети и дяди носили, а сейчас уже не носят. Приблизительно такой же ответ ребенок получает, когда находит в книгах еще одну загадку, теперь уже про сосну: «Все капралы поскидали кафтаны, а один капрал не скинул кафтан».

Для устного народного творчества, вышедшего из магических обрядов, а потому основанного на разных табу, зашифровывать одни предметы через другие было делом обычным. Правда, для современных детей, многие загадки становятся тайной за семью печатями, потому что не сохранилось в окружающей их действительности предметов, которые в загадках упоминаются. Вот к разряду одежды, вышедшей из употребления, как раз и относится кафтан.

В словаре "кафтан" относится к лексике устаревшей, к тем архаизмам, которые обозначают что-то, чем мы уже не пользуемся. Но, читая книги о Древней Руси, мы замечаем, что при описании одежды, как богатых, так и бедных, постоянно речь заходит об их кафтанах.

Ни кафтан, ни ряса

Огромный культурологический материал можно почерпнуть из русских народных пословиц и поговорок. В словарях представлено несколько десятков устойчивых фольклорных словосочетаний, в которых упоминается кафтан. Синонимом более распространенного сейчас варианта «ни рыба, ни мясо» был в Древней Руси эквивалент «ни кафтан, ни ряса».

В то время, когда действительно встречали по одежке – определяли его место на сословной лестнице, отсутствие индивидуальных признаков, позволяющих судить о роде занятий, стало основанием для появления поговорки. Ряса – человек духовного звания, кафтан – не обязательно крестьянин или боярин, главное, что не представитель религиозной субкультуры. Когда используют эту поговорку, уже не имеют в виду существовавшее в Древней Руси распределение по социальным ролям: главное, что в ней подчеркивается, что у человека нет индивидуальных характеристик.

Этимология слова «кафтан»

Что такое "кафтан", можно выяснить, читая толковый словарь. Это слово персидского происхождения. Изначально оно служило для обозначения военной амуниции. В Древней Руси в кафтанах щеголяли все, правда, для одних эта верхняя одежда становилась возможностью продемонстрировать свое материальное благополучие: кафтан мог застегиваться на дорогие пуговицы, иметь богатую меховую подкладку, украшение золотым или серебряным кружевом по полам и отворотам рукавов.

Когда варяги принесли на Русь моду на кафтаны, знать стала себе заказывать наряды из парчи и атласа. Потом кафтаны спустились и в низы: народ стал себе шить зипуны – упрощенную модификацию кафтана, лишенную украшений. Помимо крестьян, кафтаны-зипуны полюбились и казакам, а также грабителям на больших дорогах, которых даже прозвали зипунниками.

Что не так у Тришки с кафтаном

Тем, кто читал басни И. А. Крылова, несомненно, запомнился странный персонаж, который обрезал рукава кафтана, чтобы поставить заплатки на локти, а потом - его полы, чтобы наставить рукава. Имя этого персонажа - Тришка - вошло в идиоматическое выражение «Тришкин кафтан» - фразеологизм, который пользуется большой любовью у журналистов. Это крылатое выражение употребляют не в сфере реконструкций или каких-то винтажных проектов, связанных с кафтанами: любое дело, которое в процессе устранения недостатков влечет за собой нагромождение новых, может быть так названо.

www.syl.ru

Что такое кафтан или несколько слов про моду Древней Руси

В русском литературном языке достаточно много слов, которые прошли через века, но на современном этапе перестали широко употребляться, так как вышли из обихода предметы, которые они называют. Знать значение этих слов полезно, чтобы понимать произведения фольклора, описание персонажей, предшествующих исторических периодов.

«А кафтан зеленый, бархатный»

Что такое кафтан или несколько слов про моду Древней Руси

В первый раз вопрос о том, что такое кафтан, может возникнуть у ребенка в достаточно раннем возрасте. Еще только-только осваивая алфавит, он может столкнуться с загадкой, которая через века дошла до нашего времени: «Сам алый сахарный, а кафтан зеленый, бархатный». Хотя и не во всех регионах растут арбузы, загадку эту в книги для дошкольников любят включать повсеместно. И родителям приходится объяснять, что, дескать, это такая одежка, которую раньше тети и дяди носили, а сейчас уже не носят. Приблизительно такой же ответ ребенок получает, когда находит в книгах еще одну загадку, теперь уже про сосну: «Все капралы поскидали кафтаны, а один капрал не скинул кафтан».

Для устного народного творчества, вышедшего из магических обрядов, а потому основанного на разных табу, зашифровывать одни предметы через другие было делом обычным. Правда, для современных детей, многие загадки становятся тайной за семью печатями, потому что не сохранилось в окружающей их действительности предметов, которые в загадках упоминаются. Вот к разряду одежды, вышедшей из употребления, как раз и относится кафтан.

В словаре "кафтан" относится к лексике устаревшей, к тем архаизмам, которые обозначают что-то, чем мы уже не пользуемся. Но, читая книги о Древней Руси, мы замечаем, что при описании одежды, как богатых, так и бедных, постоянно речь заходит об их кафтанах.

Ни кафтан, ни ряса

Огромный культурологический материал можно почерпнуть из русских народных пословиц и поговорок. В словарях представлено несколько десятков устойчивых фольклорных словосочетаний, в которых упоминается кафтан. Синонимом более распространенного сейчас варианта «ни рыба, ни мясо» был в Древней Руси эквивалент «ни кафтан, ни ряса».

В то время, когда действительно встречали по одежке – определяли его место на сословной лестнице, отсутствие индивидуальных признаков, позволяющих судить о роде занятий, стало основанием для появления поговорки. Ряса – человек духовного звания, кафтан – не обязательно крестьянин или боярин, главное, что не представитель религиозной субкультуры. Когда используют эту поговорку, уже не имеют в виду существовавшее в Древней Руси распределение по социальным ролям: главное, что в ней подчеркивается, что у человека нет индивидуальных характеристик.

Этимология слова «кафтан»

Что такое кафтан или несколько слов про моду Древней Руси

Что такое "кафтан", можно выяснить, читая толковый словарь. Это слово персидского происхождения. Изначально оно служило для обозначения военной амуниции. В Древней Руси в кафтанах щеголяли все, правда, для одних эта верхняя одежда становилась возможностью продемонстрировать свое материальное благополучие: кафтан мог застегиваться на дорогие пуговицы, иметь богатую меховую подкладку, украшение золотым или серебряным кружевом по полам и отворотам рукавов.

Когда варяги принесли на Русь моду на кафтаны, знать стала себе заказывать наряды из парчи и атласа. Потом кафтаны спустились и в низы: народ стал себе шить зипуны – упрощенную модификацию кафтана, лишенную украшений. Помимо крестьян, кафтаны-зипуны полюбились и казакам, а также грабителям на больших дорогах, которых даже прозвали зипунниками.

Что не так у Тришки с кафтаном

Что такое кафтан или несколько слов про моду Древней Руси

Тем, кто читал басни И. А. Крылова, несомненно, запомнился странный персонаж, который обрезал рукава кафтана, чтобы поставить заплатки на локти, а потом - его полы, чтобы наставить рукава. Имя этого персонажа - Тришка - вошло в идиоматическое выражение «Тришкин кафтан» - фразеологизм, который пользуется большой любовью у журналистов. Это крылатое выражение употребляют не в сфере реконструкций или каких-то винтажных проектов, связанных с кафтанами: любое дело, которое в процессе устранения недостатков влечет за собой нагромождение новых, может быть так названо.

www.nastroy.net

Армяк, епанча и охабень. Верхняя одежда древней Руси

«Новгородский торг», А. М. Васнецов

Русь допетровская

В августе 1698 года двадцатишестилетний Петр I совершил свою первую поездку в Голландию. И настолько понравилась ему заграничная жизнь и мода, что на следующий же день после возвращения повелел он своим подданным состричь окладистые бороды, а через год приказал и свободные русские кафтаны поменять на узкие европейские платья. «Прежние старобытные городовые одежды охобни и однорядки оставити», — гласил царский указ. — «Для того, что долги они и приличны женскому платью, а дорожному времени непотребны да и многоубыточны».

А ведь до чего любопытно узнать, что висело бы сейчас в наших гардеробах вместо пальто, курток и пуховиков, не посмотри тогда Петр в сторону Запада. В деревнях бы как прежде носили армяк…

Армяк (первоначально «ормяк»)

Особенности кроя: запашная зимняя одежда похожая на халат из тяжелой шерсти с ярким кушаком.

Одежда ямщиков

В 15-16 веке армяк носили, в основном, крестьяне

Первые появившиеся на Руси «ормяки» были татарскими, сшитыми из верблюжьей шерсти — армячины. Но так как этот материал у славян считался дефицитным, вскоре его заменили темной овечьей шерстью, используемой ранее для изготовления артиллерийских мешков.

Как одевались в старину на Руси

В качестве аксессуаров к армяку выступала шапка-«гречник», широкий кушак и лапти-берестянки

По милой русской традиции — натягивать на себя две-три верхние одежды (подробнее об этом читайте в статье «Шуба-джубба-блюз») — армяк надевали поверх кафтана или тулупа. Соответственно, застегнуть его не получалось, приходилось стягивать ремнем или поясом.

Такой же теплой и практичной одеждой как армяк, считалась и епанча.

Епанча (она же «япанча», «япончица»)

Особенности кроя: представляла собой круглый плащ без рукавов, но с капюшоном.

Одна из старейших славянских одежд. Пришла к нам от арабов и впервые упоминается в письменных источниках в 1185 году в «Слово о полку Игореве»: «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов»…

Рязань и ее герб

Епанча была настолько популярна на Руси, что даже попала на герб Рязани

Долгое время главным предназначением «япончицы» была защита от дождя и пыли, поэтому ее изготавливали из плотного войлока и пропитывали олифой. К XVI веку статус епанчи существенно повышается, теперь она — накидка для торжественных случаев. В честь этого, завязки под подбородком сменяются затейливой фибулой, а войлок уступает место красному сукну.

При Суворове епанча поступает на военную службу, становясь походной одеждой солдат и офицеров.

Фузелер Преображенского полка

Епанча на государевой службе

Еще одной массово носимой одеждой на Руси был кафтан.

Кафтан

Особенности кроя: длинные рукава (которые в зависимости от времени года служили и перчатками, и муфтой), чуть присборенная талия, спинка короче переда (чтобы были видны узоры на задниках молодецких сапог)

Становой кафтан и горлатная шапка, Кремль

У москвичей 17-го века добротный кафтан считался такой же необходимой одеждой для мужчины как сейчас черное классическое пальто

До XVII века кафтан на Руси был краеугольным камнем любого гардероба. И на каждый случай жизни имелся свой фасон: облегающий «становой» — на службу, «чуга» с укороченным рукавом — в дорогу, «кожух» на меху — зимой носить, «польский», с широкими манжетами — на выход и т.д.

Узкий становой кафтан

Становой и польский кафтаны

Надевался кафтан на рубаху и зипун и шился как из дорогих, так и из самых дешевых тканей, вроде синей и серой крашенины. К нарядным кафтанам пришивали сделанные из кораллов пуговицы-кляпыши (их количество доходило до 30 штук!), а так же расшитые драгоценными камнями воротники, ожерелья и «запястья». Повседневные же варианты «украшались» одним лишь кушаком.

Простой кафтан изумрудного цвета

Самым популярным цветом русского кафтана был изумрудный, маковый и васильковый

Кафтан на Руси носился дольше всей остальной длиннополой верхней одежды. В деревнях и на прислуге его можно было видеть вплоть до конца XIX века. Например, в 1840-х годах в Москве лучшими считались балы Воронцовых-Дашковых. Гостей особо восхищало начало приема, когда приезжающих встречал «лакейский коридор» — по одну сторону дорожки, ведущей в комнату хозяев, стояли слуги в белоснежных кафтанах, по другую — в багрово-красных.

Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась.

Однорядка

Особенности кроя: простой долгополый кафтан из цветного сукна на пуговицах (спускались ниже пояса) и без воротника.

Мужская и женская однорядка

Мужская и женская однорядка

Однорядки были всесословной одеждой, посадские парни, например, часто носили их нараспашку. Идет такой франт: полы разлетаются, пуговицы поблескивают, солнце на шелковых вставках играет! А барышни потом на скамейках вздыхают да поговорки сочиняют: «Как хорош мой миленький в однорядке синенькой».

Боярские же сыны предпочитали разгуливать в охабнях.

Охабень (с древнерусского «охабити» — обнять, охватить)

Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), «козырная» деталь — жесткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.

Бояре на Руси

Слева — демисезонный охабень, справа — зимний, подбитый мехом

Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.

Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.

Итальянский бархат, французский шелк и красное сукно

На пошив охабня шли самые красивые ткани

Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.

Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи.

Ферязь

Особенности кроя: очень широкий подол (до трех метров) и свисающие до колен рукава (исключение — становая ферязь, там длина рукава была чуть короче).

Ферязь царя Алексея Михайловича Романова

Чем больше было на ферязи петлиц-«разговоров», тем более дорогой считалась одежда

«Работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — говорят, эти выражения появилось в русской речи как раз благодаря ферязи. Дело в том, что ее рукава были настолько длинными, что пока не закатаешь их, ничего толком сделать не получается. Кстати, если не было сильных холодов, в рукав ферязи просовывалась лишь одна рука, вторая же свободно болталась вдоль тела.

Вот что значит «работать спустя рукава»

Не боярское это дело — работать…

Каждому боярину, стряпчему или дворянину полагалось иметь как минимум три ферязи: золотую, бархатную и шелковую с узорами. Первую в обязательном порядке надевали на Рождество, Троицу и Светлое Христово Воскресение (Пасху), вторую на Сретенье Господне и Рождество Пресвятой Богородицы, а третью на празднования дня Сергия Чудотворца, Иоанна Златоустого и других святителей.

Приятно познакомиться, царь

Иван Грозный даже в «домашних» палатах ходил в ферязи из персидского шелка

Ну, а какой была на Руси женская верхняя одежда? Да такой же, как и мужская! Отличалась от нее лишь узорами да мелкими деталями. А так, и охабень москвитянки носили, и однорядку. Впрочем, была у наших барышень и одна чисто женская штучка с теплым таким названием — душегрея.

Душегрея (она же епанечка, коротенька, перышко)

Особенности кроя: в зависимости от губернии, душегреи напоминали то куртку на вате, то жилет с раструбами на спине, то меховой топик. Общим была лишь длина — до талии, редко до поясницы.

После появления на Руси европейских одежд, место душегреи в сундуках столичных модниц заняла пелерина, а вот на севере страны коротеньку носили аж до начала XX века.

Зимняя душегрея на заячьем меху

Узорчатая русская душегрея

Меховая жилетка Garioldi с чернобуркой

А это современные «душегреи». Только от одного взгляда на них теплеет на душе

Другие увлекательные материалы о моде давно минувших дней вы найдете в нашей постоянной рубрике «История верхней одежды».

www.pokupkalux.ru

кафтан

К.А.Михайлов

Древнерусские кафтаны «восточного» типа

(мода, происхождение, хронология).

Исследователи костюма часто признают, что наши представления о древнерусской одежде зачастую фрагментарны и недостаточны для её детальной реконструкции. Преимущественно наши знания основаны на памятниках церковного изобразительного искусства (иконопись, фресковая живопись, книжные миниатюры) или, скупых на детали, летописных свидетельствах. Не редко изобразительные источники отражают сложившуюся в течение столетий церковную живописную традицию, которая может существовать, в виде общепринятого канона, значительно дольше, чем в действительности существовал тот или иной тип одежды, на них изображенный. Поэтому, памятники изобразительного, чаще всего церковного, искусства далеко не всегда могут служить основой для достоверной реконструкции исторического костюма1. Это утверждение наиболее справедливо для самого раннего периода древнерусской истории –X-XI вв. В это время главный фонд источников по костюму Древней Руси X-XI вв. составляют данные археологии: фрагменты тканей и одежды, украшения и фурнитура костюма, обнаруженные в древнерусских погребениях и на местах средневековых поселений2. В ситуации, когда наши представления о древнем костюме основываются на сохранившихся от него металлических украшениях, любые другие детали костюма становятся редкими и даже уникальными. Однако ещё большую ценность представляют серии предметов, относящиеся к одному виду одежды. Они позволяют нам реконструировать «типичный», наиболее распространенные типы костюма, а не только отдельную, случайно сохранившуюся деталь. Серия таких, близких друг другу остатков верхнего мужского костюма, была обнаружена в ряде ранних древнерусских могил.

Среди древнерусских погребений Х в. наиболее подробную информацию об остатках одежды можно получить из захоронений по обряду ингумации. Среди них наибольшим богатством и разнообразием инвентаря отличаются захоронения совершенные в деревянных погребальных камерах.3В древнерусских погребальных камерах остатки одежды и её металлические украшения зачастую находят на тех местах, куда их поместили во время церемонии погребения. Подобное размещение позволяет реконструировать тип одежды по расположению металлических украшений и фрагментам ткани.

В первую очередь следует упомянуть остатки мужской одежды, исследованные в кургане Дн-4 могильника Гнёздово под Смоленском. На дне могильной ямы in situ лежали фрагменты двух рядов узкой шелковой тесьмы, составившей что-то вроде нагрудника длиной 36 см, и ряд из 24 бронзовых пуговиц грибовидной формы с петельками для подвешивания (рис. 1). Как предположили исследователи, сохранившиеся вещи принадлежали к верхней запашной мужской одежде типа кафтана4. В другом гнёздовском захоронении, в погребальной камере кургана Поль-62, археологи нашли куски шелковой тесьмы аналогичные шелковой тесме из кургана Дн-4. Некоторые куски тесьмы сохранились вместе с бронзовыми пуговицами грибовидной формы, украшенные рифлением. Всего в камере обнаружили десять бронзовых и одну стеклянную пуговицу, аналогичные пуговицам из камеры Дн-4. М.В.Фехнер определила, что ткань из этой камеры была шелком красного цвета с набивным зеленым рисунком. Помимо этих фрагментов, в Поль-62 сохранилась узкая тесьма, которая была сплетена из шелковых и серебряных нитей (длина обрывков от 2.5 до 18 см и ширина 0.9 см). В погребении также лежал «фрагмент тончайшего шелка, который, вместе со стеклянной пуговицей, может быть остатками нижней рубахи». Шелковая ткань, по мнению М.В.Фехнер, оказалась византийского происхождения5.

Остатки мужской одежды из погребений Гнёздова имеют несколько характерных особенностей, которые позволяют сравнивать эти находки с другими, где сохранность ткани оказалась хуже. Во-первых, для них характерно наличие галунов или шелковой тесьмы вышитой серебряными или золотыми нитями, или вырезанными из шелка. Во-вторых, обязательной деталью этого типа одежды является ряд из однотипных, бронзовых пуговиц грибовидной формы, украшенных насечками (рис. 2, 2). Расположение пуговиц указывает на то, что одежда застегивалась до пояса, а ниже пояса, по-видимому, была распашной. В-третьих, часто с такими наборами пуговиц обнаруживают фрагменты шелковых тканей. Следует особо подчеркнуть, что в раннем средневековье на Севере Европы верхнюю и нижнюю одежду застегивали при помощи специальных застежек с иглой – фибул. Ими скрепляли края одежды, чаще всего плащей и рубах. По-видимому, на фоне повсеместного распространения фибул, одежда, застегнутая на пуговицы, выглядела на лесных пространствах Восточной Европы предельно экзотично.

Ближайшие аналогии остаткам мужской одежды, открытой в могильнике Гнёздово, происходят из некоторых захоронений древнейших древнерусских могильников и камера шведского могильника Бирка. Шведские исследователи называют все остатки верхней распашной мужской одежды с осевым разрезом на груди, застегнутые бронзовыми пуговицами, украшенные тесьмой – «восточными кафтанами»6. Фрагменты «восточных кафтанов», наиболее близкие гнёздовским, вместе с пуговицами от таких кафтанов были обнаружены в погребениях № 716, 752, 944, 985, 1074 могильника Бирка7. В этих захоронениях нашли от 4 до 18 бронзовых пуговиц, которые лежали в один ряд от черепа до поясного отдела погребенного (рис. 3). Расстояние от верхней до последней пуговицы колебалось от 10-15 см (4 пуговицы) в камере №985, до 38-40 см в камере №752, где находилось 10 пуговиц8. Вместе с пуговицами в погребениях обнаружили фрагменты золото и серебро тканых позументов, которыми обшивали края одежды9. За пределами Бирки, на территории Средней Швеции-Свеаланда мужская одежда типа кафтана и литые пуговицы с петелькой распространения не получили. Однотипные пуговицы, наличие галунов, тесьмы и, вероятно, покрой – характерная особенность костюма позволяет говорить о единой моде, как для Бирки, так и для древнерусских памятников. Так как большинство этих находок связано с поздней хронологической фазой Бирки, то и датировать их можно концом IX – X вв. По всей видимости, отрывочные воспоминания именно об этой моде сохранились в скандинавских сагах эпохи викингов. Например, в исландской саге об Эгиле есть упоминание о покрое богатой одежды знатного скандинава. Примерно в 940-960 гг. в Англии Эгилю Скаллагримсону – предводителю дружины викингов и богатому землевладельцу подарили, «длинное одеяние, сшитое из шелка, с золотой каймой и золотыми пуговицами до самого низа»10.

Цельнолитые пуговицы «восточных кафтанов» в шведской Бирке и в древнерусских некрополях Х в. имели характерную грибовидную форму и круглую петельку для пришивания. Характерные особенности позволяют отличать этот тип литых пуговиц от шарообразных пуговиц с петелькой и других, более поздних видов металлических пуговиц с петелькой. Однако в последующую эпоху большее распространение получили бронзовые пуговицы другой формы – шаровидной или пуговицы грибовидной формы с более вытянутыми формами (рис. 1. 1). Так, например, в Киеве археологи обнаружили даже несколько средневековых литейных формочек для отливки пуговиц шаровидной формы11. По нашим данным пуговицы грибовидной формы с рифлением не получили в дальнейшем широкого распространения. В тоже время, сложная форма этих пуговиц напоминает форму печатей-подвесок из византийских городов. Несколько похожих бронзовых пуговиц были обнаружены на территории Константинополя-Стамбула и при раскопках византийского Коринфа12. Эти находки связаны с отличным, от североевропейского, скреплявшегося фибулами, типа одежды, для которой застегивание при помощи пуговиц стало обычной деталью13.

Характерной и значимой деталью одежды, которую исследователи называют «восточным кафтаном», служит число застежек. Их минимальное количество не бывает меньше 4-6, но чаще всего на погребенных находят от 8 до 12 пуговиц. Собственно к кафтанам, по-видимому, следует отнести только те комплексы в которых найдено от 10 и более бронзовых пуговиц. В виде исключения к их числу следует присоединить и погребение из древнерусского могильника Гущино под Черниговом. В нем, судя по положению шести пуговиц на скелете и типу погребения, также находилась одежда типа кафтана. Всего, по моему мнению, к комплексам с кафтанами следует отнести не менее 11 древнерусских погребений в камерах, где вдоль позвоночника от черепа до пояса костяков бронзовые пуговицы сохранились на своих местах. К таким комплексам принадлежат: погребение из могильника Гущино под Черниговом, погребения №36, 42, 61.4, 98 могильника Шестовица, погребения Ц-157, Дн-4, Л-129, Поль-11 и Поль-62 из Гнёздово14. В качестве редкого исключения можно упомянуть захоронение из некрополя в Киеве, где в погребальной камере №114 на груди мужчины нашли только три пуговицы15. По-видимому, так же от кафтана сохранились 9 пуговиц грибовидной формы в камерном погребении № 1 из раскопа на Большой Житомирской улице в том же некрополе16. В четырех самых богатых камерных погребениях могильника Шестовица (№ 36, 42, 61.4, 98) обнаружено от 11 до 45 пуговиц17. В кургане №145 на кострище, которые было расположено поверх деревянной погребальной камеры, вместе с вещевым набором всадника было найдено 8 бронзовых пуговиц18. В шестовицком погребении 61.4 пуговицы (26 экз.) лежали от верхних рёбер до тазовых костей покойника, на расстоянии около 40 см. Ниже пуговиц лежали фрагменты поясной сумки. В кургане № 98 шелковая ткань с тесьмой и бронзовыми пуговицами находилась как на груди погребенного, так и в стороне от него. Вероятно, в этом погребении было положено два кафтана. Тот факт, что пуговицы пришиты одна над другой было зафиксировано в нескольких камерах, где даже сохранились остатки шелковой и льняной ткани.19По аналогии с трупоположениями, где зафиксировано определенное количество и определенное положение пуговиц одной формы, к тому же типу одежды можно отнести пуговицы той же формы и того же количества из древнерусских сожжений.

Помимо трупоположений, характерное число таких же бронзовых литых пуговиц «грибовидной» формы происходит из древнерусских сожжений. Например, в семи гнёздовских комплексах с одиночными погребениями мужчин по обряду кремации найдено от 4 до 10 литых пуговиц грибовидной формы (Серг-5 (55), Поль-25/I, Л-17, 22, 69, 103, Ц-106)20. Так же из раскопок В.И.Сизова в могильнике Гнёздово происходит 4 комплекса по обряду кремации (Курганы № 15, 17, 65, 122), где найдено от 4 до 6 бронзовых пуговиц21. В погребении по обряду сожжения из кургана №16 черниговского могильника на «старом кладбище в Березках» 6 таких пуговиц лежали в ряд прямо на кострище, на месте сгоревшей одежды22. Ещё 17 бронзовых «грибовидных» пуговиц были найдены на кострище в кургане №15 того же некрополя23. В ограбленной камере кургана № 17 «на кладбище в Березках» нашли две бронзовых пуговицы, которые оторвались когда грабители вытаскивали тело погребенного на поверхность24. По-видимому, в этой могиле таких пуговиц от кафтана могло быть больше. В Седневском древнерусском могильнике в трёх погребениях относящихся к Х веку нашли, соответственно, 8, 10 и 35 пуговиц25. В настоящее время из древнерусских могильниках Х в. происходит остатки не менее 12 «восточных» кафтанов в трупоположениях и не менее 16 – в сожжениях.

Приведенный список находок, на мой взгляд, наглядно демонстрирует, что отличительной особенностью древнерусского кафтана в Х в. были многочисленные бронзовые пуговицы характерной грибовидной формы. Иногда они располагались сплошной полосой через каждые 1.5 см (чаще через 4-5 см), придавая особую нарядность одежде. Судя по сохранившимся деталям, узкие шелковые галуны, которые украшали петельку-застежку у каждой пуговицы, были расположены также часто. Галуны нашивались на одежду параллельно друг другу и параллельно поясу. Но, иногда ими могли обшивать обшлага рукавов или края одежды. Эта характерная деталь костюма отличает древнерусских находки от хорошо известных кафтанов из могильника в Мощевой Балке. Последние были украшены пуговицами и галунами не так часто. Они имели 3-4 мягкие пуговицы украшенные тремя-четырьмя парами шелковых галунов26.

Помимо остатков кафтанов, которые обнаружены вместе с останками умерших, в некоторых камерах фрагменты шелковой одежды с бронзовыми пуговицами лежали в стороне от тела. По-видимому, это были остатки дополнительного комплекта погребальных одежд, которые укладывали вместе с покойником. Такие дополнительные комплекты кафтанов находились в гнёздовском погребении Поль-11 и шестовицком кургане № 98. Можно также предположить, что это тот комплект одежды, в который переодевали покойника во время погребального обряда. Переодевание умершего руса во время процедуры похорон то в одну, то в другую одежду описывает Ибн-Фадлан. Он же упоминает о том, что перед сожжением руса одели в кафтан с «золотыми» пуговицами, специально сшитый для этого случая27.

Одной из важнейших проблем, связанных с археологическими находками древнерусских кафтанов, является проблема происхождения этого вида одежды. С каким кругом находок и изобразительных источников можно сопоставить древнерусские находки? По поводу происхождения этого типа одежды существуют различные мнений, которые, на мой взгляд, можно свести к нескольким основным версиям. Эти версии можно условно обозначить по их культурно-географической принадлежности: тюркско-согдийская, иранская, степная или хазаро-аланская, венгерская и болгаро-византийская.

«Тюркско-согдийская» версия происхождения кафтана. Исследователи средневекового тюркского костюма до сих пор так и не пришли к единой терминологии при описании одних и тех же изображений одежды. Например, один и тот же, внешне похожий, верхний мужской костюм могут называть как халатом, так и кафтаном. Вероятно, это такая сумятица в определениях связана с тем, что на средневековых древнетюркских изваяниях Центральной Азии прослежена верхняя одежда, как минимум двух типов28. Только один из них можно назвать халатом. Чаще всего он имеет, левосторонний, глубокий запах, когда верхняя, чаще всего правая, пола налегает на левую и застегивается на боку или перетягивается поясом (рис. 4, 5)29. Второй, менее распространенный, тип верхней распашной одежды тюркских кочевников имел глубокий вырез с треугольными отворотами-лацканами, прямой осевой разрез от ворота до низа одежды, узкие рукава. Этот вариант мужской одежды, был слегка притален и спускался ниже колен30. На некоторых тюркских изваяниях заметно, что этот тип одежды застегивался до пояса на одну-три застежки-пуговицы, ниже пояса был распашным (рис. 4.2, 5. 2)31. По-видимому, именно вторую разновидность древнетюркской верхней одежды следует считать прототипом кафтанов из Мощевой Балки. Несколько более ранние, по времени, аналогии такому костюму прослеживаются в Восточном Туркестане. Например, на фресковых росписях Кучи и ХотанаV-VIII вв. мужские кафтаны знати имеют передний осевой разрез и треугольные отвороты32. Средневековый костюм уйгуров Турфана также долго сохранял два варианта верхней одежды: халат с широким запахом и кафтан-халат с осевым разрезом по середине и глухим стоячим воротом33.

Самые поздние, по-времени, изображения средневековых кочевников в кафтанах с отворотами обнаружены на серебряных блюдах, происходящих из Нижнего Приобья34. Эти находки датируютIX-X вв. и, традиционно, относят к торевтике древних венгров. На одном блюде всадник изображен в длиннополом распашном кафтане с осевым разрезом без отворотов (рис. 6) 35. На другом – в кафтане с треугольными отворотами и правым запахом (рис. 7)36. Если первое изображение напоминает находки из Мощевой Балки, то второе – изображение скорее ближе к тюркским каменным изваяниям Центральной Азии. Вероятно, раннесредневековый тюркский кафтан доживает в среде кочевников вплоть доIX в. и его покрой мог служить основой для многочисленных подражаний. Как нам кажется, он не мог стать прямой основой для древнерусских образцов кафтана из-за отсутствия пуговиц, галунов и ряда других характерных деталей.

Производной от «тюркской» можно считать «степную» или «хазаро-аланскую» версию происхождения средневекового кафтана. В основе этой версии лежит предположение некоторых исследователей о том, что подобный тип одежды наиболее удобен для кочевников и именно из их среды он мог быть заимствован древнерусской верхушкой.37В пользу сторонников этой версии, косвенно свидетельствуют находки шелковых кафтанов в северокавказском могильнике Мощевая Балка. Так как этот памятник явно испытал влияние салтово-маяцкой культуры, то покрой кафтанов из этого могильника мог быть связан с господствующей в регионе культурой степных кочевников. Однако против этого предположения свидетельствует отсутствие такого важного признака как многочисленные бронзовые пуговицы и вытканные металлическими нитями галуны. Подобные пуговицы грибовидной формы также, пока, не найдены в материалах степного варианта салтово-маяцкой культуры. В свою очередь кафтаны с отворотами, которые изображены на тюркских каменных стелах и согдийских росписях имели одну внутреннюю пуговицу. Внутренние пуговицы имелись у некоторых кафтанов из могильника Мощевая Балка (рис. 8). Однако большинство кафтанов из этого могильника имели не более четырех пуговиц, которые были изготовлены из органических материалов – особенность, которая не наблюдается у древнерусских кафтанов.

«Венгерская» версия появления кафтана в Европе так же может считаться производной от «тюркской». Она связана с находками бронзовых пуговиц «грибовидной» формы, которые редко, но попадаются в средневековых венгерских погребениях. В ряде случаев они зафиксированы в составе убора, в том числе, женских погребений «эпохи обретения Родины»38. Расположение бронзовых пуговиц на останках погребенных в Венгрии несколько отличается от расположения пуговиц в древнерусских захоронениях. Довольно много таких отдельных пуговиц нашли в венгерских могильниках Х в., расположенных в юго-западной Словакии, недалеко от карпатских перевалов, ведущих границе с древнерусским государством. Так, например, в могильнике СередI пуговицы грибовидной формы лежали на груди погребенного, но не в один, а в два ряда по шесть пуговиц39.

«Иранская версия» происхождения кафтанов «восточного» типа была выдвинута и подробно обоснована И.Янссоном для находок из шведского могильника Бирка. Исследователь считает, что покрою кафтанов из Бирки наиболее близки изображения верхней одежде газневидских гвардейцев - гулямов на фресках из дворца в Лашкари-Базаре (рис. 9).40Эти изображения не единственные в своем роде. Они имеют параллели среди образцов средневековой иранской торевтики. Например, на блюде началаXI в., обнаруженном в Ямало-Ненецком АО, изображен царь - Махмуд Газневи на троне и два придворных по его сторонам. Царь и придворные одеты в халаты с глубоким правосторонним запахом и треугольными лацканами, одежде характерной для изображений тюрок на росписях городища Афрасиаб, а также для каменных изваяний из Центральной Азии (рис. 10)41. В свою очередь, упомянутые тюркские гвардейцы-гулямы, на фресках из дворца Газневидов в Лашкари-Базаре (Афганистан), одеты в халаты с глубоким правосторонним запахом, но только с одним треугольным отворотом. Эти халаты отдаленно напоминают тюркскую верхнюю одежду на каменных стелах и некоторые варианты верхней распашной одежды средневековых уйгур42. От кафтанов Х в. они отличаются глубоким косым запахом, односторонним отворотом, отсутствием пуговиц и галунов. По-видимому, собственно к тюркским кафтанам, периода второго каганата, эта одежда не имеет прямого отношения. В последнее время в пользу иранского или согдийского происхождения средневековых кафтанов Северного Кавказа выступила А.А.Иерусалимская, которая увидела прямые аналогии аланскому костюму на согдийских росписях.43

«Византийско-Болгарская» версия. В пользу этой версии происхождения древнерусских кафтанов свидетельствуют как археологические находки, так и данные письменных и изобразительных источников. Например, находки бронзовых пуговиц, аналогичных древнерусским и пуговицам из Бирки, сделаны в византийском Коринфе, в Болгарии и в Константинополе44.

Одно из главных свидетельств письменных источников, на этот счет, содержится в Книге церемоний византийского двора, составленной в Х в. при дворе Константина Багрянородного. Анализируя данные византийских источников, крупнейший русский византинист XX столетия – Н.П.Кондаков пришел к выводу, что византийский тип всаднической одежды – скарамангий по виду мало отличался от кафтанов средневековых кочевников. В поддержку этого мнения высказывались такие исследователи как И.Хёгг, А.А.Иерусалимская и, в некоторой мере, И.Янссон. Н.П.Кондаков ставил знак равенства между византийским скарамангием и восточными кафтанами. Однако его мнение было скорее основано на интуиции, чем на фактах или изобразительных источниках45. В Книге церемоний византийского двора скарамангий упоминается как излюбленная одежда военных чинов Византии. Источник сообщает, что в скарамангиях появляются на царских пирах, так называемые царские друзья, и особенно часто «друзья» из «союзной» Болгарии46. Сопоставив эти сведения с изображением знатных болгар из Менеалогия ВасилияII, можно предположить, что болгары на рисунке одеты в упомянутые в Книге церемоний, скарамангии (рис. 11)47. Болгары изображены в распашных, обрезных кафтанах с меховой опушкой на полукруглом воротнике и, по-видимому, с внутренней меховой подкладкой. Судя по цвету и орнаментам ткани, болгарские кафтаны изготовлены из шелка. Вертикальный осевой разрез кафтанов до пояса скреплен рядом из 8-9 пуговиц, которые украшены галунами. Широкие рукава сужаются у кисти, где имеются наручи из ткани того же цвета. Единственная особенность этих изображений связана с тем, что один из кафтанов не имеет продолжения разреза ниже пояса. Разрез показан на правом боку болгарского воина. Эта деталь позволила некоторым исследователям предположить, что данная одежда расстегивалась только до пояса. Подобный покрой кажется очень неудобным для конных воинов, которыми являлись болгары. Поэтому, появление такого разреза скорее можно связать с приемами художника-миниатюриста, чем с реально существовавшими особенностями одежды. Некоторые параллели этому костюму можно увидеть в покрое кафтанов Северного Кавказа, где есть и меховая подкладка, и осевой разрез, и галуны.48В то же время, на кафтанах болгарских воинов, из Менеалогия ВасилияII, галуны расположены чаще, чем на кафтанах из Мощевой Балки.

Знакомство византийцев с кафтанами подтверждают рисунки одежды из рукописи византийского хрониста Иоанна Скилицы, из Мадридской библиотеки. Например, в кафтане с галунами желтого цвета (скорее всего художник стремился передать золототканые галуны – К.М.) в рукописи Иоанна Скилицы дважды изображен болгарский хан Омуртаг, а так же один из его придворных. В кафтане с осевым разрезом, обшитым галуном нарисован «архонт турок» с которым ведут переговоры послы «персидского принца» (рис. 12, 13). По-видимому, византийский художник рисовал в таком костюме «варварских» вождей, возглавлявших тюркских кочевников49. В то же время, детальное изображение этого костюма на византийских миниатюрахXI-XII вв., по моему мнению, указывает на распространение этой одежды в византийской среде. Скорее всего, только по этой причине художники-миниатюристы могли так подробно передать детали кафтанов, которые совпадают с фрагментами этой одежды из Мощевой Балки и могильника Бирка. О высокой престижности этой одежды в Византии Х в. напоминает Книга церемоний византийского двора. Во время приема послов эмира из Тарса при Константине Багрянородном (глава 15-я, 2-я книга) все придворные чины «от протоспафариев до последнего человека (т.е., по-видимому, военные и придворные чиновники – К.М.), носящего скарамангий» становились по цвету и рисунку своей одежды». Особо становились те, у кого на одежде были быки и орлы во многих кругах, а с зелено-розовыми орлами становились там и сям50.

Следует также отметить отсутствие отворотов-воротников как на кафтанах из Мощевой Балки, так и на изображениях «болгарских» кафтанов на рисунках из рукописи Иоанна Скилицы и Менеалогия Василия II. Эта деталь отличает эти кафтаны от их среднеазиатских и тюркских прототипов. На большинстве изображений кафтанов из Центральной Азии: на поминальных каменных стелах тюркских аристократов, на изображениях дехкан на росписях из Пенджикента и Турфана, на халатах-кафтанах гулямов из Лашкари-Базара везде изображены отвороты. По отворотам можно судить о глубоком запахе тюркских кафанов и халатов. Следует особо подчеркнуть, что такие детали как латунные пуговицы, золотое шитье на галунах, отсутствие отворотов и глубокого запаха являются характерными признаками для западного варианта средневековых европейских кафтанов.

Существуют некоторые указания на то, что кафтаны (скарамангии?) продолжали носить и в конце XI в. Например, на рисунке из знаменитой Трирской псалтыри князь Ярополк Изяславич изображен в длиннополой распашной одежде из цветной ткани. Разрезы, обшлага и края этой одежды украшены галунами51. В похожей одежде с галунами на груди и меховыми воротниками, которые сближают их с кафтанами из Менеалогия ВасилияII, изображены его двоюродные братья – Святославичи на рисунке в Изборнике Святослава (рис. 8).52В верхнюю распашную одежду, с 15 пуговицами от воротника до подола, одет высокопоставленный византийский чиновник. Из подписи на окладе иконы можно узнать, что это великий логофет – Георгий Акрополит (1220-1282). По мнению, Н.П.Кондакова, на логофете надет кафтан или каввадий.53

«Специфическая», «Местная» версия происхождения кафтанов. И.Хёгг писала о такой возможности для одежды из могильника Бирка. Она предположила, что из привозной ткани одежду кроили уже на месте, в Скандинавии. В пользу местного изготовления кафтанов могут свидетельствовать специфическое число пуговиц, по-видимому, характерное только для древнерусских памятников. Судя по находкам формочек, служивших для отливки металлических пуговиц, они могли копироваться с привозных образцов уже в древнерусских городах, а не являлись предметами прямого импорта54. Большинство находок таких пуговиц происходит из Киева, окрестностей Чернигова и Гнёздова. Безусловно, эта одежда с латунными пуговицами копировала образцы престижной одежды эпохи. Эта мода могла распространятся как с территорий Халифата через Хазарию, так и из Византии через земли Болгарии и через Византийский Крым. На мой взгляд, мода на всаднические кафтаны, безусловно, первоначально распространялась с кочевниками из регионов Центральной Азии. В тоже время, длительное соседство с Византией могло внести определенные изменения в эту моду. По-видимому, под влиянием Византийской Империи дунайские болгары могли видоизменить традиционный покрой одежды. И, скорее всего, уже этот, измененный вариант кафтана Х в., возможно, в его византийском исполнении и был воспринят в Древней Руси, а впоследствии, попал в Бирку. На мой взгляд, археологические находки указывают на то, что версия заимствования кафтанов из Болгарии или Византии может считаться более аргументированной. В пользу этой версии свидетельствуют как изображения кафтанов на миниатюрах из византийских рукописей, так и археологические находки. В свое время Н.П.Кондаков высказал предположение, что «Многие уборы…были усвоены византийским двором от варварских вождей и, претерпев изменения, согласно византийскому церемониалу, вернулись к этим (варварским – К.М.) дворам уже со специальным значением».55

studfiles.net

кафтан - это... Что такое кафтан?

  • КАФТАН — муж., татар. верхнее, долгополое мужское платье разного покроя: запашное, с косым воротом, чапан, сермяга, суконник, армяк; обычно кафтан шьется не из домотканины, а из синего сукна; он бывает круглый, с борами, кучерской, немецкий или разрезной… …   Толковый словарь Даля

  • КАФТАН — КАФТАН, кафтана, муж. (перс.). Выходящая в городах уже вышедшая из употребления мужская долгополая верхняя одежда. Кучерской кафтан. «Хозяйка, дай кафтан, я поплетусь… (крестьянин жене, отправляясь из дому).» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н …   Толковый словарь Ушакова

  • КАФТАН — (турецк. caftan). У турок почетная одежда, у русских обыкновенное верхнее платье крестьян. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАФТАН тур. caftan. У турок, почетная одежда, у русских обыкновенное платье …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КАФТАН — КАФТАН, а, муж. Старинная мужская долгополая верхняя одежда. • Тришкин кафтан (разг. неод.) о частичных и внешних исправлениях, только вредящих делу, не приносящих пользы [по одноименной басне И. А. Крылова]. | уменьш. унич. кафтанишко, а, мн.… …   Толковый словарь Ожегова

  • кафтан — армяк, сермяга, лапсердак, кирея, чупрун, кафтинишко, кунтуш, однорядка, опашень, черкеска, малахай, зипун, кафтанчик, архалук, охабень, казакин Словарь русских синонимов. кафтан сущ., кол во синонимов: 33 • азям (2) • …   Словарь синонимов

  • КАФТАН — с подкладкой у кого. Народн. О богатом человеке. ДП, 85; БМС 1998, 254. Тришкин кафтан. Разг. Ирон. О непродуманном, небрежном и поспешном устранении одних недостатков, которое влечет за собой возникновение других. ФСРЯ, 196; БТС, 1346; Ф 1, 234; …   Большой словарь русских поговорок

  • КАФТАН — (тюрк. перс.) старинная верхняя одежда с глубоким запахом и длинными рукавами …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кафтан — Стрельцы в кафтанах …   Википедия

  • Кафтан —    (перс.) старинная верхняя распашная мужская и женская одежда с глубоким запахом. В Древней Руси кафтан имел широкое распространение; его носили все слои населения: богатые кафтаны из бархата, парчи, добротного сукна на дорогих мехах, с… …   Энциклопедия моды и одежды

  • Кафтан — (тюрк. кафтан верхняя одежда, халат) первонач. только верх. муж. одежда, в дальнейшем верх. Одежда вообще (муж. и жен.). Мат лом служили дорогие ткани: парча, атлас, тафта, бархат, камка. Став предметом широкого употребления, К. шились из разл.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Кафтан Ю. — Юлий Кафтан (нем. Julius Kaftan; 1848 1926) протестантский богослов. Профессор в Базеле, затем в Берлине. Первоначально Кафтан стоял на конфессионально лютеранской точке зрения, но затем примкнул к А. Ричлю. Труды Кафтана: «Die Predigt des… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Кафтан - это... Что такое Кафтан?

  • КАФТАН — муж., татар. верхнее, долгополое мужское платье разного покроя: запашное, с косым воротом, чапан, сермяга, суконник, армяк; обычно кафтан шьется не из домотканины, а из синего сукна; он бывает круглый, с борами, кучерской, немецкий или разрезной… …   Толковый словарь Даля

  • КАФТАН — КАФТАН, кафтана, муж. (перс.). Выходящая в городах уже вышедшая из употребления мужская долгополая верхняя одежда. Кучерской кафтан. «Хозяйка, дай кафтан, я поплетусь… (крестьянин жене, отправляясь из дому).» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н …   Толковый словарь Ушакова

  • КАФТАН — (турецк. caftan). У турок почетная одежда, у русских обыкновенное верхнее платье крестьян. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАФТАН тур. caftan. У турок, почетная одежда, у русских обыкновенное платье …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КАФТАН — КАФТАН, а, муж. Старинная мужская долгополая верхняя одежда. • Тришкин кафтан (разг. неод.) о частичных и внешних исправлениях, только вредящих делу, не приносящих пользы [по одноименной басне И. А. Крылова]. | уменьш. унич. кафтанишко, а, мн.… …   Толковый словарь Ожегова

  • кафтан — армяк, сермяга, лапсердак, кирея, чупрун, кафтинишко, кунтуш, однорядка, опашень, черкеска, малахай, зипун, кафтанчик, архалук, охабень, казакин Словарь русских синонимов. кафтан сущ., кол во синонимов: 33 • азям (2) • …   Словарь синонимов

  • КАФТАН — с подкладкой у кого. Народн. О богатом человеке. ДП, 85; БМС 1998, 254. Тришкин кафтан. Разг. Ирон. О непродуманном, небрежном и поспешном устранении одних недостатков, которое влечет за собой возникновение других. ФСРЯ, 196; БТС, 1346; Ф 1, 234; …   Большой словарь русских поговорок

  • КАФТАН — (тюрк. перс.) старинная верхняя одежда с глубоким запахом и длинными рукавами …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кафтан — Стрельцы в кафтанах …   Википедия

  • Кафтан —    (перс.) старинная верхняя распашная мужская и женская одежда с глубоким запахом. В Древней Руси кафтан имел широкое распространение; его носили все слои населения: богатые кафтаны из бархата, парчи, добротного сукна на дорогих мехах, с… …   Энциклопедия моды и одежды

  • Кафтан Ю. — Юлий Кафтан (нем. Julius Kaftan; 1848 1926) протестантский богослов. Профессор в Базеле, затем в Берлине. Первоначально Кафтан стоял на конфессионально лютеранской точке зрения, но затем примкнул к А. Ричлю. Труды Кафтана: «Die Predigt des… …   Википедия

  • humanities_dictionary.academic.ru