Изучает история древнего мира. Что изучает история древнего мира?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что изучает история Древнего мира. Изучает история древнего мира


Что изучает история древнего мира?

Многие интересуются тем, что изучает история Древнего мира. Я постараюсь как можно более детально охарактеризовать все сферы изучения данной науки.

Общая характеристика 

Итак, данная наука изучает процессы создания и развития главнейших цивилизаций и стран древности, например, Египта, Греции, Рима, Индии и им подобных. Ею охватываются достаточно обширные временные периоды, начиная с появления первобытного человека примерно тысячи лет тому назад и заканчивая созданием древних государств примерно около пяти тыс. лет тому назад), также ею изучается исчезновение с карты Римской империи в пятом в. н. э. Также в процессе изучения данной науки более подробно изучаются особенности годоисчисления, причины, следствия и итоги, которые имеет любое событие, а также связь между ними, всевозможные источники. Древним миром изучается карта.

Что изучает история Древнего мира

История Древнего мира изучает следующие вопросы:

  • образ жизни первобытного человека;
  • процессы создания, развития и эволюции древних азиатских и африканских стран, а именно Древний Восток;
  • процесс образования и эволюции Древней Греции;
  • процесс образования и развития Древнего Рима.

Также в процессе изучения рассказывается о том, как жили древние люди. Описываются те орудия труда, которые они ежедневно применяли, их религия, способы охоты, приручение огня. Изучается постепенная эволюция древнего населения, а именно процессы перехода к соседской общине, процесс появления новейших занятий ( земледельческая и скотоводческая деятельность, различные ремесла), процессы совершенствования орудий труда, а именно появление лука и стрел, земляных плугов. Появлялась отливка железных изделий, ткачество, изготавливание керамической посуды - все это изучается. Также изучаются процессы разделения общества на зажиточных и более бедных людей, появление знати, а также передачи власти наследственным путем. Также изучается появление древнейших цивилизаций, превращения крупного поселения в город, процессы создания законов и появления воинов.

vashurok.ru

Что изучает история Древнего мира

  1. Тема урока: «Что изучает история Древнего мира»

  2. Общая дидактическая цель

1.Обучающая задача

2.Развивающая задача

3.Воспитывающая задача

Оборудование:

Запланированный опрос

Ход урока:

  1. Организационный момент

Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории, почему её важно изучать, как её изучают, и какую историю мы будем изучать в пятом классе.

  1. Опрос пройденного детьми в 4 классе по Окружающему миру.

Дети, вы в начальной школе изучали

  1. Изучение новой темы

А. Мотивация

План:

1.Что изучает история древнего мира

2.Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом.

На уроке вводятся понятия: всемирная история, история Древнего ми­ра, источники знаний о жизни древних людей, археологические раскопки, археологи.

Изучение нового материала:

1. История Древнего мира - первая часть всемирной истории.

Вы приступаете к изу­чению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории.

История — наука, изучающая прошлое и настоящее развития человечества.

Слово было заимствовано из Европы, в России первоначально писали «гиштория». «История» — слово греческое — означает «рассказ о прошлом». Первым историком, «от­цом истории», считается грек Геродот.

Мы будем не только знакомиться с событиями далекого прошлого, но и узнавать, где происходили эти события. Вот почему на всех уроках истории необходима карта. Что означает синий цвет на карте? Вы помните, что так на карте изображают моря и океаны. Суша обозначена другими цветами.

Покажите на карте материки. Напомню, что материком называется обширное пространство суши, омываемое со всех сторон океана­ми и морями. Учитель сам показывает материки, при этом, например, обводя указкой Африку, спрашивает: Как называется этот материк?

В этом году вы познакомитесь с жизнью древних народов Аф­рики и Евразии. Наш учебник называется «История Древнего мира». Показывать учебник и проверить, у всех ли учеников он имеется. История Древнего мира составляет первую часть всемирной истории.

Далее речь может пойти о работе с тетрадью.

Мы будем вести на уроках тетрадь по истории. Это может быть тетрадь в линейку или в клетку (в клетку лучше — легче чертить схемы или делать рисунки), тетрадь может быть общая или тонкая — безразлично. Однако вырывать из тетради листы недопустимо! Тетрадь со всеми записями должна быть у каждого ученика на каждом уроке вплоть до конца учебного года. Если сейчас у кого-нибудь нет тетради, то нужно принести ее на следую­щий урок. Первого задание нужно записать в тетра­ди названия материков.

Затем учитель на доске, а ученики в тетради рисуют крест, в его верхней части пишут «С» (первую букву слова «север»).

На карте наверху север. Какое слово (букву) следует написать внизу? справа? слева? Если стоишь лицом к северу, то за спиной будет юг, справа — восток, а слева — запад.

Желательно провести работу с меловой картосхемой воображаемой страны.

Представьте себе, что перед вами некая страна. Где в этой стране — по компасу — расположен город 1? В какой части страны город 2? В какой части страны находится заштрихованная область?

Через несколько уроков мы начнем знакомиться с Египтом. Это страна, где еще в глубокой древности было изобретено письмо, возникли большие города и государство. Я покажу Египет на карте полушарий, а вы определите словами, где он находится.

Теперь покажите на карте материки и назовите их.

Выполняя задание по на­стенной карте, указку следует держать в той руке, которая ближе к карте, саму карту не заслонять собой; материк надо показывать, обводя его береговую линию, а не дотрагиваться указкой до суши где-нибудь в центре материка.

2. Источники наших знаний о жизни древних людей.

Откуда мы знаем, как жили наши предки? Перейти к громкому чтению (учебник, с. 6).

Пояснения и дополнения учителя по ходу чтения.

К 1-му абзацу.

- Вы знаете, бабушки обычно охотно рассказывают внукам, что с ними было в молодости. Но ни одна из бабушек не жила в те времена, когда жили на Земле древние люди.

Ко 2-му абзацу,

— До наших дней дошли многие древние надписи, например надписи на папирусе. Найдите на с. 33 рисунок «Тростник папирус». Этот тростник рос в Египте по берегам Нила. Египтяне делали из папируса листки для письма, похожие на бумагу.

Рассмотрите рисунок «Часть древнеегипетского папируса...», с. 33: до наших дней сохранилось много записей, сделанных на папирусе. Сохра­нились также надписи на табличках из обожженной глины, на камне. Вообразите, что вы пришли в музей, где стоит древняя каменная плита, а на ней высечена надпись. Вот она перед вами: «Я царь великий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, множество воинов убил, много городов сжег, тысячи мужчин и женщин в плен взял, коней, быков, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги». О чем расскажет ученым эта надпись? (О войне между двумя древними госу­дарствами, о военной добыче, о вере в богов).

Настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть из них уже прочитана.

К 3-му абзацу.

Познакомимся с сохранившимися и по­ныне древними постройками. Рассматривается иллюст­рации учебника.

1. Большой сфинкс на фоне пирамиды фараона Хефрена (с. 53). В Египте, на берегу реки Нил, на границе с пустыней возвышаются огромные каменные гробницы — пирамиды. Несколько тысяч лет назад царей Египта хоронили в таких пирамидах. Изучая эти постройки, мы узнаем о строительном мастерстве древних египтян — высота самой большой пирамиды почти 150 метров. Египтяне верили в «страну мертвых», то есть такую страну, где люди будут жить после смерти. Поэтому в царскую гробницу клали дорогое оружие, золотые чаши, драгоценности, мебель, роскошные одежды — все то, что могло по­надобиться владыке Египта для жизни в «стране мертвых». Богатства пирамид привлекали грабителей, и они были разграблены еще в древности.

2. «Великая Китайская стена» (с. 106). Эта стена сохранилась до наших дней. Она была возведена около 2 тыс. лет назад для защиты северных границ Китая от вторжения врагов. Стена названа Великой, она тянется на тысячи километров.

Пирамиды, Великая стена позволяют судить не только о мастерстве строителей, но и о могуществе царей, согнавших множество людей для их возведения.

Поговорим теперь о роли археологических раскопок. Письмо было изобретено 5 тыс. лет назад, а первые люди появились намного раньше (более 2 млн. лет назад). Никаких надписей от тех далеких времен сохраниться не могло. Однако в земле остались следы жизни людей, живших десятки и сотни ты­сяч лет назад. Это кости съеденных людьми животных, кости самих людей, обломки орудий труда, даже место костра. Как называют ученых-историков, которые занимаются раскопка­ми? (Слово археологи обычно известно учащимся.)

Какую роль играют раскопки древних мусорных ям (1), древних могил (2), древ­них поселении (3).

1. Для чего раскапывать древние мусорные ямы? Любая находка о многом расскажет археологу. Например, нашли среди мусора черепки гли­няного сосуда, обломок медного ножа.

? Подумайте, о чем могут рассказать эти находки.

2. Предположите с какой целью археологи раскапывают древние могилы. Почему люди клали в могилу вещи — орудия труда, посуду, украшения, которыми умерший пользовался при жизни? Иллю­страцией к высказанным мыслям может служить рисунок «Древняя могила, раскопанная археологами» (с. 17).

Верхний слой земли обычно снимают лопатами. Но как только пока­жется погребение, лопаты откладывают: хрупкие кости и вещи легко повредить. В руки берут ножи, кисточки и даже резиновые груши (детские клизмы) для сдувания пыли. Расчищают могилу с большой осторожнос­тью... Ученым важны все детали и подробности погребального обряда. На рисунке видно, что умерший был положен на бок с подогнутыми ногами и позе спящего (в древности люди верили, что смерть похожа на сон). Рядом с умершим два глиняных сосуда с пищей.

3. Значение раскопок древних поселений и городов. Представьте себе, что в одной из древних стран идет война. Чужеземное войско осадило город. Его жители встали на защиту своих домов и семей. После долгой осады врагам удается ворваться в город, они грабят его, разрушают и поджигают постройки, а потом уходят, уго­няя в плен тех, кто остался в живых. Город постепенно заносится пылью и песком.

Домашнее задание: С. 6. Перенести записи с листков в тетрадь по истории, уметь показывать на карте материки.

3

multiurok.ru

Что изучает история

 Вопросы занятия

 

·        Понятие «история»

·        Вещественные исторические источники

·        Письменные исторические источники

·        Понятие «век»

 

На живописных склонах горы Геликон водят хороводы девять муз. Все они дочери главного бога древнегреческой мифологии – Зевса – и богини памяти Мнемосины. Каждая из этих прекрасных муз покровительствует важным областям науки и искусства. Есть среди них музы танца и песен, трагедии и комедии, поэзии и астрономии. А девятая сестра – муза Клио – покровительствует истории.

Она постоянно носила при себе свиток папируса, или пергамента, и стиль – заостренную палочку для письма.

Клио вела записи событий, которые происходили в кругу богов и простых смертных. Со временем записей накапливалось все больше и больше, и их уже было трудно носить с собой. Тогда Клио решила возвести храм для хранения исторических документов и экспонатов. А назвали его «музей», то есть «обитель муз».

Сегодня существуют музеи различных направлений: исторические, технические, литературные и так далее. Самые распространённые среди них – краеведческие музеи. Каждый музей хранит и изучает историю.

Так давайте уточним с вами: что же такое история?

История – древнее греческое слово. Оно означает «исследование» и «рассказ о событиях».

История – это наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменилась и стала такой, как сейчас.

История нашей страны называется историей России. Она часть всемирной истории, истории народов мира. В пятом классе вы будете изучать первый раздел всемирной истории – историю Древнего мира. Вы узнаете о жизни людей в далеком прошлом.

Но как ученые-историки узнают о жизни людей тысячи и даже десятки тысяч лет назад?

На самом деле жизнь людей не проходит на земле бесследно, она оставляет следы.

От древнейших людей дошли до нас только обломки их костей и сделанные ими вещи – это очень редкие находки.

От более поздних времен нам остались погребения людей, их жилища. В них были найдены рисунки древних людей и фигурки, вырезанные из костей.

Сохранились и дошли до наших дней знаменитые постройки, например пирамиды в Египте, Колизей в Риме, Великая Китайская стена.

Все эти вещи, кости людей, орудия труда, постройки называют вещественными историческими источниками.

Наука, которая изучает жизнь людей по вещественным источникам, называется археологией, что означает «наука о древности».

На месте древних поселений ученые-археологи производят раскопки и находят столь ценные вещественные источники.

Около пяти тысяч лет тому назад люди изобрели письменность. Писали древние люди знаками на камне, на коре деревьев, на коже. Они вели хозяйственные записи, рассказывали о своей стране или о странах, которые видели. Уже в древности люди писали книги. Написаны они были от руки и поэтому высоко ценились. Люди бережно хранили такие книги, и некоторые из них дошли до наших дней.

Записи, из которых ученые черпают знания о прошлом человечества, называют письменные исторические источники.

Но как узнать о жизни и обычаях древних людей, которые не умели писать, а те вещественные источники, которые найдены учеными, не дают полной информации?

Тогда на помощь приходит наука этнография, что означает «описание народов». Она изучает жизнь различных народов, которые проживают на отдаленных островах, в труднодоступных местах. Этих людей не коснулась цивилизация, и они живут так, как жили их предки тысячи и тысячи лет тому назад. Они не имеют своей письменности, многие из них не знают металлов. Ученые-этнографы поселяются в этих племенах и как будто попадают в далекую древность. Они описывают жизнь и обычаи туземцев, записывают их сказания.

Муза Клио отвечает любознательным на вопросы «что произошло?», «где?», «с кем?» и «когда?». В последнем случае не обойтись без науки о времени – хронологии.

Уже в глубокой древности люди вели счет времени в таких единицах, как сутки. Сейчас мы уже знаем, что это период обращения Земли вокруг себя. Месяц – период обращения Луны вокруг Земли. Год – период обращения Земли вокруг Солнца.

А вот термин «век» имеет двойное значение.

В первом значении это конкретный временной отрезок, равный ста годам, – столетие.

Во втором значении это исторический период – эпоха со своими характерными особенностями. Например: каменный век, бронзовый век, железный век.

Каждый человек ведет свое летоисчисление, как правило, от дня рождения. Но человечество в целом не имеет единой точки отсчета. Первобытные люди считали время от лета – поры сбора урожая. Древние греки отсчитывали года от первой Олимпиады. Римляне – от основания Рима. И так в разных странах был разный счет времени. Согласитесь, это не очень неудобно!

В странах, где традиционно исповедовалась христианская религия, все даты стали нумеровать от Рождества Христова. Отметим это событие на ленте времени.

Любой следующий за этим событием год – это год нашей эры.

Годам, оказавшимся за границей нашей эры, проставляют номера начиная от предшествующего Рождеству года с увеличение в противоположную ходу времени сторону. Про эти события мы говорим, что они произошли до нашей эры.

Таким образом, номер года нашей эры показывает, сколько лет уже прошло после Рождества Христова. Чем больше цифра, тем ближе к нашему году, в котором мы живем.

Номер года до нашей эры показывает, сколько лет еще остается до Рождества Христова. Чем больше цифра, тем год дальше от нынешнего.

Давайте мы с вами сосчитаем, сколько прошло времени от начала нашей эры. Здесь все просто. Сто лет составляют век, или столетие. Десять веков – тысячелетие.  

Еще один пример: в четвертом тысячелетии до нашей эры в Египте возникли государства. Сколько лет тому назад произошло это событие? К четырём тысячелетиям до нашей эры прибавляем два тысячелетия нашей эры. И получаем, что государства в Египте возникли около шести тысяч лет тому назад.

Итак, мы видим, что у истории есть помощники – вспомогательные исторические дисциплины: археология, этнография и хронология. Но на этом список не заканчивается. Исторических дисциплин много. Это и геральдика, изучающая гербы, и генеалогия, изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей, и нумизматика, изучающая монеты, и так далее. Все они подобны ручейкам, которые сливаются в единую полноводную реку. Информация каждой исторической дисциплины делает историю интересней и познавательней. И, наверное, невозможно узнать все, но можно прикоснуться к самому интересному.

videouroki.net

Что изучает история Древнего мира

МОУ «Русско-Устьинская основная общеобразовательная школа» История Древнего мира 5 класс Урок № 1 Учитель истории и обществознания Киселева Н.П.

МОУ «Русско-Устьинская основная общеобразовательная школа»

История Древнего мира

5 класс

Урок № 1

Учитель истории и обществознания Киселева Н.П.

Что изучает история Древнего мира ТЕМА: Цель урока: Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке. 2. Обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история» 3. Содействовать пониманию того, что история Древнего мира – часть Всеобщей истории. 4. Продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Что изучает история Древнего мира

ТЕМА:

Цель урока:

  • Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные

представления об истории как науке.

2. Обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»

3. Содействовать пониманию того, что история Древнего мира – часть Всеобщей истории.

4. Продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Карта Земли

Карта Земли

Археология Наука, изучающая вещественные памятники истории. Исторический источник это памятник истории, который даёт информацию о жизни людей в далёком прошлом. история наука, изучающая прошлое и настоящее человечества. Всеобщая история Прошлое народов всего мира История Древнего мира это первый этап Всемирной истории.

Археология

Наука, изучающая вещественные памятники истории.

Исторический источник

это памятник истории, который даёт информацию о жизни людей в далёком прошлом.

история

наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

Всеобщая история

Прошлое народов всего мира

История Древнего мира

это первый этап Всемирной истории.

Как настоящие ученые Узнают о жизни людей в далеком Прошлом?

Как настоящие ученые

Узнают о жизни людей

в далеком

Прошлом?

Глиняная табличка с древней надписью

Глиняная табличка с древней надписью

Старинные книги

Старинные книги

Науки-помощницы Археология - наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. Этнография – наука, которая исследует культурно-бытовые особенности разных народов мира. Антропология – наука о человеке. Биология – наука о живой природе, о многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ.

Науки-помощницы

Археология - наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Этнография – наука, которая исследует культурно-бытовые особенности разных народов мира.

Антропология – наука о человеке.

Биология – наука о живой природе, о многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ.

Археологи за работой

Археологи за работой

Что нового вы сегодня узнали на уроке ?

Что нового вы

сегодня узнали на уроке ?

Что изучает история Древнего мира? 1. Как появились древние люди на земле. 2. Как они жили. 3. Какие изобретения придумали. 4. Каковы были достижения людей в далеком древности. 5. другое.

Что изучает история

Древнего мира?

1. Как появились древние люди на земле.

2. Как они жили.

3. Какие изобретения придумали.

4. Каковы были достижения людей в далеком древности.

5. другое.

Что изучает археология? Вещественные памятники истории Что называется историческим источником? То, что дает нам информацию о жизни людей

Что изучает археология?

Вещественные памятники истории

Что называется

историческим источником?

То, что дает нам информацию

о жизни людей

Что изучает история? История –это наука, изучающая жизнь людей.

Что изучает история?

История –это наука,

изучающая жизнь людей.

Домашнее задание Подготовить развернутый ответ на вопрос «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?

Домашнее задание

Подготовить развернутый ответ на вопрос

«Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?

kopilkaurokov.ru

Что и как изучает история?

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Методическая разработка урока

Дисциплина «История древнего мира»

Тема «Что и как изучает история»

Составитель:

Гриневич И.Б.

Фролово, 2009

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка урока по дисциплине «История древнего мира» предназначена для использования на вводном занятии курса, уроке изучения нового материала с использованием мультимедийного проектора по теме «Что и как изучает история».

В структуру методической разработки занятия входит:

  • план;

  • изложение материала в соответствии с планом, с указанием используемых методов и методических приемов, характеристики деятельности учителя и учащихся;

  • задания для закрепления изученного материала и контроля знаний пятиклассников;

  • список используемой литературы;

  • приложение – опорный конспект занятия.

Тема урока: Что и как изучает история.

Цели урока:

Образовательная: заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвое­ние понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории.

Развивающая: способствовать развитию аналитических способностей; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Воспитательная: формировать ответственное отношение к порученному делу, аккуратность, положительную мотивацию к изучению данного предмета, способствовать формированию уважения к культурному наследию мировой цивилизации.

Вид занятия: урок

Тип урока: изучения нового материала

Метод проведения: словесный, наглядный (мультимедийная презентация), самостоятельная работа.

Обязательный минимум содержания образования: Исторические ис­точники и факты. Историческая па­мять. Источники знаний о прошлом. Свидетельства Древней истории на территории нашей страны, нашего родного края

Основные понятия: История, раскопки, Древний мир, исто­рия России, этно­графия, древнейшие люди исторические источники, хазары, сарматы

Обеспечение занятия:

  • наглядные пособия: карта мира

  • раздаточный материал: карточки с заданиями.

  • оборудование: мультимедийный проектор, учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира».

Структура занятия.

  1. Организационный момент (1-2 мин.)

  2. Мотивация учебной деятельности. (2-3 мин.)

  3. Изложение нового материала. (25 мин.)

  4. Закрепление изученного материала. (5-7 мин.)

  5. Подведение итогов урока. (2-3 мин.)

  6. Сообщение домашнего задания. (2 мин.)

Ход урока.

  1. Организационный момент. (1-2 мин.)

Учитель приветствует учеников, проверяет присутствующих в классе. Ученики готовятся к работе.

  1. Мотивация учебной деятельности. (2-3 мин.)

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слайд 1

Слайд 2

Рассказ.

Слайд 3

Введение в историю Древнего мира.

hello_html_m212db10a.gif

История — это наука о жизни людей с древнейших времен до наших дней.

hello_html_m5e076b3a.gif

С историей близкой и далекой человек сталкивается на каждом шагу. Мы разговариваем на языке, возникшем в древности, живем в городах и поселках, основанных нашими предками, в своем поведении руководству­емся обычаями и законами, появившимися задолго до наше­го рождения. Всё современные события имеют в прошлом свои причины и свое начало. Поэтому всегда полезно знать, что было раньше. Такое знание помогает правильно посту­пать в тех или иных ситуациях, не совершать ошибок.

Иногда кажется, что чем дальше от наших дней те или иные исторические события, тем меньше влияют они на нас. Это не совсем так. В глубокой древности появилось многое из того, что до сих пор определяет всю нашу жизнь. Не случай­но с давних пор истинно образованным человеком считается лишь тот, кто имеет хорошие познания по истории Древнего мира.

Ведь именно в древности из мира животных выделился сам человек и заселил земной шар. Были созданы первые орудия труда, жилища, одежда. Зародились религия и ис­кусство, земледелие и скотоводство, ремесло и торговля, го­сударства и законы, письменность и наука.

Для чего нам необходимо изучать историю?

hello_html_m2658d120.gif

  1. Изложение нового материала. ( 25 мин.)

Тема урока: Что и как изучает история.

    1. Что изучает история Древнего мира?

    2. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Рассказ учителя.

Слайд 4

Рассказ учителя.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический источник, история, Всеобщая история.

Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учебника, название его глав.

  1. Что изучает история Древнего мира?

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек­сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

hello_html_ma140484.gif

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

  1. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

hello_html_57682073.gif

Когда-то знания о прошлом каждый народ хранил в виде легенд. Некоторые люди помнили наизусть десятки тысяч сказаний о происхождении своего народа, о борьбе с врага­ми, о древних героях, о переселении на новые земли и т.д. Такие сказания исполнялись как песни на праздниках. От отцов и матерей детям в каждой семье передавались сведе­ния о дальних и близких предках.

Так исторические сведения переходили от поколения, к поколению. Однако при этом неизбежны разные искажения. Если же в жизни народа наступали резкие перемены, то ска­зания могли и вовсе забыть.

hello_html_md02f0c9.gif

При помощи письменности люди стремились записать ска­зания о своем прошлом и запечатлеть для потомков события своей собственной жизни.

Благодаря письменности мы знаем историю даже исчез­нувших ныне народов. Древние тексты дают ученым наибо­лее полные сведения о прошлом, о важнейших его событиях, о жизни людей.

Трудно бывает найти такие записи. Еще труднее их про­читать. Ведь многие языки, на которых говорили и писали народы Древнего мира, ныне забыты.

hello_html_2473cef6.gif

Однако люди записывают обычно дале­ко не все, что может заинтересовать ис­ториков. Кроме того, история человече­ства началась за много сотен тысяч лет до изобретения письменности. На помощь нам приходит ар­хеология. Археологи находят вещи, оставшиеся после жив­ших когда-то людей. Это может быть и наконечник стрелы, и кости съеденных животных, и одежда, и дом, и целый поселок или город. Все свои находки археологи обычно из­влекают из-под земли. hello_html_m412afafd.gif

Представьте себе поселок, в котором много лет подряд жили люди. Они иногда теряли свои вещи, выбрасывали не­нужные, сломанные предметы. Все это втаптывалось в землю. Затем люди покинули свой поселок, перешли на дру­гое место. Самое ценное взяли с собой, а многое оставили. Остались и их дома, дороги, укрепления вокруг поселка. Прошло много тысяч лет. Пыль оседала на дома, ветер нано­сил песок, деревья гнили и превращались в землю. Посте­пенно на месте поселка образовался небольшой холм.

hello_html_68f0e264.gif

Раскопав этот холм, археологи находят основания домов и по ним воссоздают облик поселка, по оставленным и поте­рянным вещам они узнают, чем занимались жители поселка.

hello_html_m36d9542c.gif

Археологам нередко помогают некоторые обычаи древних народов. Например, очень часто в могилу умершего че­ловека клали вещи, которыми он пользовался при жизни. Это оружие и орудия труда, посуда и украшения, одежда и еда и т.д. Иногда рядом с покойным хоронили убитых живот­ных или даже других людей — его жену, слуг. Все это, как считали древние, должно понадобиться человеку в загроб­ной жизни. Для археологов обнаружение такой могилы считается особенно большой удачей.

hello_html_m72464a0e.gif

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования.

hello_html_m3653c0b8.gif

Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу­чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз­мыве почвы.

hello_html_m2524c5c4.gif

hello_html_e1760d3.gif

Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

hello_html_m4d671d23.gif

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

hello_html_m6da27d64.gif

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы).

hello_html_m7886c1a9.gif

Аккуратно, лопатами, а затем и руками они выгребают землю из могилы. Затем в дело идут деревянные палочки и кисточки. Ими очищают от остатков земли кости и все предметы, находящиеся на дне могилы.

hello_html_m68cda1e6.gif

Вещи должны лежать так, как положили их много тысяч лет назад. Все тщательно фотографируется и зарисовывается. Лишь после этого най­денное извлекают из раскопанной могилы. Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

hello_html_7dfd9ee5.gif

hello_html_56bd7764.gif

hello_html_262bdc2.gif

О жизни древних людей рассказывают не только сами обнаруженные предме­ты, но и их положение. Дело в том, что каждый народ отли­чался от другого тем, что и как они клали в могилы. Даже покойных клали по-разному. Одни племена ложили их набок, другие — на спину, третьи — на живот. Именно по таким находкам ученые узнают, какие народы жили когда-то на том или ином месте.

Многое могут рассказать вещи об их владельцах. Но не все. По вещам труд­но понять, например, как их использо­вали и как изготовляли. Еще труднее узнать, о чем думали владельцы этих вещей, о чем разговаривали, как относились друг к другу. Тут на помощь приходит еще одна наука-этнология.

hello_html_m4c5d7e45.gif

hello_html_ac466be.gif

hello_html_3c375780.gif

hello_html_m353f50f4.gif

Вещами, похожими на те, что находят археологи, поль­зуются и ныне некоторые люди. В труднодоступных местах до сих пор можно встретить племена, отставшие в своем развитии. Они живут так же, как и много тысяч лет назад. Сейчас таких народов, правда, осталось очень мало. К счас­тью для науки, ученые за последние сто — двести лет успели узнать многое о таких племенах. Изучены обычаи, привы­чки, поверья, образ жизни древних обитателей нашей пла­неты.

Ныне историки имеют довольно точное представление о Древнем мире, о людях тех времен. Привлекают данные древних письменных текстов, археологических раскопок, сведения о жизни отсталых народов. Так воссоздается для нас картина далекого прошлого.

hello_html_m6b69906d.gif

Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории?

Археология - наука, изучающая историю по вещественным ос­танкам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

Это Наука археология

  1. Закрепление изученного материала. (5-7 мин.)

Устно.

- Что нового Вы сегодня узнали на уроке?

- Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

  • Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

  • Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

  • Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей.)

  1. Подведение итогов занятия. (2-3 мин).

  1. Сообщение домашнего задания. (2 мин.)

  1. прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина;

  2. подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей и прошлом?»;

Литература.

hello_html_m22ca155f.png

infourok.ru

Введение в историю древнего мира

Урок истории в 5 классе

Цели: заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира — часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А. А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира» или Михайловского Ф.А. «История Древнего мира».

Информация для учителя

Памятка при работе с исторической картой

—  Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ее условными обозначениями, с так называемой легендой – табличкой у края карты. Она является важной опорой в действиях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно. Она расскажет вам о границах государства, о национальном составе населения, о городах, народных движениях, о крупнейших сражениях в ходе войны, о партизанских движениях и т. д.

—  Обратите внимание на условность знаков и их несоразмерность с масштабом карты. Например, один-два всадника обозначают целое войско, скрещенные мечи — важнейшие события.

—  При работе с исторической картой вы можете опереться на знания по картографии, приобретенные на уроках природоведения и географии; карта как изображение земной поверхности Земли; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики страны и т. д.

—  От класса к классу карты становятся более сложными, насыщенными условными обозначениями, и работа с ними усложняется.

—  Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой стороны.

—  Для лучшего понимания и запоминания расположения географических и исторических объектов на карте работу надо организовать так, чтобы показ велся и по современной политической карте мира, и по исторической карте.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

План

1) Что изучает история Древнего мира?

2) Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический источник, история, Всеобщая история.

1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учебника, название его глав.

2. Рассказ учителя.

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы…

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

4. Беседа по прочитанному.

—  Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

—  Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Это наука археология.)

—  Как работает археологическая экспедиция?

5. Рассказ учителя.

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов — разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф — это яма 1х1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэрофотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыне… Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С, Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

6. Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

Археология — наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей.

Исторический источник — это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История — наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

III. Закрепление изученного материала

—  Что нового вы сегодня узнали на уроке?

—  Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

—  Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

—  Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

—  Что изучает история? (История — это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем знакомиться с тем, как жили древнейшие люди.)

IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

Дополнительный материал

Как находят археологические памятники

В окрестностях села Тарасово, в 30 км от Сарапула, на берегу реки Камы, на высокой горе нефтяники пробурили скважину и от нее через весь мыс проложили траншею под нефтепровод. Один из рабочих, копавших траншею, обратил внимание на странные зеленые предметы, которые он выбросил вместе с землей из траншеи, и человеческие кости черепа, ног, таза, валявшиеся кое-где без всякого порядка. Оказавшись человеком любознательным, он не поленился и позвонил в Сарапульский музей. Коля срочно направился в Тарасово. Стояла глубокая осень, слякоть, грязь, но дождь в какой-то степени и помог — обнажил выброшенные кости и вещи, раскиданные фактически по всей длине траншеи. Все, что мог, он собрал, запаковал и привез.

Да, сомнений нет, это могильник. Судя по материалу, чегандинско-мазунинского времени.

Замечательное открытие!

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск, 1996. С. 127-128.

ayratmusin.ru

Что изучает история Древнего мира

  1. Тема урока: «Что изучает история Древнего мира»

  2. Общая дидактическая цель

1.Обучающая задача

2.Развивающая задача

3.Воспитывающая задача

Оборудование:

Запланированный опрос

Ход урока:

  1. Организационный момент

Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории, почему её важно изучать, как её изучают, и какую историю мы будем изучать в пятом классе.

  1. Опрос пройденного детьми в 4 классе по Окружающему миру.

Дети, вы в начальной школе изучали

  1. Изучение новой темы

А. Мотивация

План:

1.Что изучает история древнего мира

2.Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом.

На уроке вводятся понятия: всемирная история, история Древнего ми­ра, источники знаний о жизни древних людей, археологические раскопки, археологи.

Изучение нового материала:

1. История Древнего мира - первая часть всемирной истории.

Вы приступаете к изу­чению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории.

История — наука, изучающая прошлое и настоящее развития человечества.

Слово было заимствовано из Европы, в России первоначально писали «гиштория». «История» — слово греческое — означает «рассказ о прошлом». Первым историком, «от­цом истории», считается грек Геродот.

Мы будем не только знакомиться с событиями далекого прошлого, но и узнавать, где происходили эти события. Вот почему на всех уроках истории необходима карта. Что означает синий цвет на карте? Вы помните, что так на карте изображают моря и океаны. Суша обозначена другими цветами.

Покажите на карте материки. Напомню, что материком называется обширное пространство суши, омываемое со всех сторон океана­ми и морями. Учитель сам показывает материки, при этом, например, обводя указкой Африку, спрашивает: Как называется этот материк?

В этом году вы познакомитесь с жизнью древних народов Аф­рики и Евразии. Наш учебник называется «История Древнего мира». Показывать учебник и проверить, у всех ли учеников он имеется. История Древнего мира составляет первую часть всемирной истории.

Далее речь может пойти о работе с тетрадью.

Мы будем вести на уроках тетрадь по истории. Это может быть тетрадь в линейку или в клетку (в клетку лучше — легче чертить схемы или делать рисунки), тетрадь может быть общая или тонкая — безразлично. Однако вырывать из тетради листы недопустимо! Тетрадь со всеми записями должна быть у каждого ученика на каждом уроке вплоть до конца учебного года. Если сейчас у кого-нибудь нет тетради, то нужно принести ее на следую­щий урок. Первого задание нужно записать в тетра­ди названия материков.

Затем учитель на доске, а ученики в тетради рисуют крест, в его верхней части пишут «С» (первую букву слова «север»).

На карте наверху север. Какое слово (букву) следует написать внизу? справа? слева? Если стоишь лицом к северу, то за спиной будет юг, справа — восток, а слева — запад.

Желательно провести работу с меловой картосхемой воображаемой страны.

Представьте себе, что перед вами некая страна. Где в этой стране — по компасу — расположен город 1? В какой части страны город 2? В какой части страны находится заштрихованная область?

Через несколько уроков мы начнем знакомиться с Египтом. Это страна, где еще в глубокой древности было изобретено письмо, возникли большие города и государство. Я покажу Египет на карте полушарий, а вы определите словами, где он находится.

Теперь покажите на карте материки и назовите их.

Выполняя задание по на­стенной карте, указку следует держать в той руке, которая ближе к карте, саму карту не заслонять собой; материк надо показывать, обводя его береговую линию, а не дотрагиваться указкой до суши где-нибудь в центре материка.

2. Источники наших знаний о жизни древних людей.

Откуда мы знаем, как жили наши предки? Перейти к громкому чтению (учебник, с. 6).

Пояснения и дополнения учителя по ходу чтения.

К 1-му абзацу.

- Вы знаете, бабушки обычно охотно рассказывают внукам, что с ними было в молодости. Но ни одна из бабушек не жила в те времена, когда жили на Земле древние люди.

Ко 2-му абзацу,

— До наших дней дошли многие древние надписи, например надписи на папирусе. Найдите на с. 33 рисунок «Тростник папирус». Этот тростник рос в Египте по берегам Нила. Египтяне делали из папируса листки для письма, похожие на бумагу.

Рассмотрите рисунок «Часть древнеегипетского папируса...», с. 33: до наших дней сохранилось много записей, сделанных на папирусе. Сохра­нились также надписи на табличках из обожженной глины, на камне. Вообразите, что вы пришли в музей, где стоит древняя каменная плита, а на ней высечена надпись. Вот она перед вами: «Я царь великий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, множество воинов убил, много городов сжег, тысячи мужчин и женщин в плен взял, коней, быков, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги». О чем расскажет ученым эта надпись? (О войне между двумя древними госу­дарствами, о военной добыче, о вере в богов).

Настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть из них уже прочитана.

К 3-му абзацу.

Познакомимся с сохранившимися и по­ныне древними постройками. Рассматривается иллюст­рации учебника.

1. Большой сфинкс на фоне пирамиды фараона Хефрена (с. 53). В Египте, на берегу реки Нил, на границе с пустыней возвышаются огромные каменные гробницы — пирамиды. Несколько тысяч лет назад царей Египта хоронили в таких пирамидах. Изучая эти постройки, мы узнаем о строительном мастерстве древних египтян — высота самой большой пирамиды почти 150 метров. Египтяне верили в «страну мертвых», то есть такую страну, где люди будут жить после смерти. Поэтому в царскую гробницу клали дорогое оружие, золотые чаши, драгоценности, мебель, роскошные одежды — все то, что могло по­надобиться владыке Египта для жизни в «стране мертвых». Богатства пирамид привлекали грабителей, и они были разграблены еще в древности.

2. «Великая Китайская стена» (с. 106). Эта стена сохранилась до наших дней. Она была возведена около 2 тыс. лет назад для защиты северных границ Китая от вторжения врагов. Стена названа Великой, она тянется на тысячи километров.

Пирамиды, Великая стена позволяют судить не только о мастерстве строителей, но и о могуществе царей, согнавших множество людей для их возведения.

Поговорим теперь о роли археологических раскопок. Письмо было изобретено 5 тыс. лет назад, а первые люди появились намного раньше (более 2 млн. лет назад). Никаких надписей от тех далеких времен сохраниться не могло. Однако в земле остались следы жизни людей, живших десятки и сотни ты­сяч лет назад. Это кости съеденных людьми животных, кости самих людей, обломки орудий труда, даже место костра. Как называют ученых-историков, которые занимаются раскопка­ми? (Слово археологи обычно известно учащимся.)

Какую роль играют раскопки древних мусорных ям (1), древних могил (2), древ­них поселении (3).

1. Для чего раскапывать древние мусорные ямы? Любая находка о многом расскажет археологу. Например, нашли среди мусора черепки гли­няного сосуда, обломок медного ножа.

? Подумайте, о чем могут рассказать эти находки.

2. Предположите с какой целью археологи раскапывают древние могилы. Почему люди клали в могилу вещи — орудия труда, посуду, украшения, которыми умерший пользовался при жизни? Иллю­страцией к высказанным мыслям может служить рисунок «Древняя могила, раскопанная археологами» (с. 17).

Верхний слой земли обычно снимают лопатами. Но как только пока­жется погребение, лопаты откладывают: хрупкие кости и вещи легко повредить. В руки берут ножи, кисточки и даже резиновые груши (детские клизмы) для сдувания пыли. Расчищают могилу с большой осторожнос­тью... Ученым важны все детали и подробности погребального обряда. На рисунке видно, что умерший был положен на бок с подогнутыми ногами и позе спящего (в древности люди верили, что смерть похожа на сон). Рядом с умершим два глиняных сосуда с пищей.

3. Значение раскопок древних поселений и городов. Представьте себе, что в одной из древних стран идет война. Чужеземное войско осадило город. Его жители встали на защиту своих домов и семей. После долгой осады врагам удается ворваться в город, они грабят его, разрушают и поджигают постройки, а потом уходят, уго­няя в плен тех, кто остался в живых. Город постепенно заносится пылью и песком.

Домашнее задание: С. 6. Перенести записи с листков в тетрадь по истории, уметь показывать на карте материки.

3

multiurok.ru