История древних религий. Зелинский - История античных религий-1-3 - Quadrivium
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История религий. История древних религий


История религий — WiKi

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)[1].

В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (лат. religio — «совестливость, благочестие, набожность, предмет культа»[2]). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством[2][3][4]. Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать, привязывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом[2][3][4]. Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола religare, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом[4]. Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare[3][5].

  Эволюция религии

Вопросом возникновения религии, прежде всего, занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.

На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения[6]:

  • религиозная: человек был создан Богом, и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопадения общение с Богом было нарушено, но Бог открывал себя в откровениях, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников. Политеизм рассматривается как результат постепенного отхода от изначального монотеизма.
  • промежуточная, с одной стороны опирающаяся на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии. Концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила своё развитие в 12-томном труде католического священника, антрополога и лингвиста В. Шмидта «Происхождение идеи Бога»[7]. Однако позднее она была подвергнута критике[8][9][10]. По мнению Крывелёва И. А. в сочинении Вильгельма Шмидта есть ошибки, а после смерти Шмидта его ученики, группирующиеся вокруг журнала «Anthropos», предприняли ревизию его работы и фактически отказались от неё, постулируя в качестве первичной формы религии не прамонотеизм, а пратеизм[11].
  • эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм (см. Антропология религии)[12].

Идею последовательного усложнения религиозных верований впервые предложил Э. Тайлор, который выдвинул гипотезу о том, что первоначальной формой религии был анимизм. В дальнейшем идеи Тайлора получили развитие в работах Дж. Фрейзера (магия как первоначальная форма религии), Р. Маретта, Л. Я. Штернберга (эпоха аниматизма, оживотворения всей природы), и Л. Леви-Брюля (первобытный дологический мистицизм).

Основатели марксизма также разработали концепцию, согласно которой корнем религии является реальное практическое бессилие человека, сперва перед природными, затем перед социальными явлениями, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности[13]. Также широко известно выражение «религия есть опиум народа»[14].

Согласно имеющимся на данный момент сведениям о периоде палеолита, по меньшей мере, к концу этой эпохи, древние люди развили то, что мы могли бы назвать религией или духовными отношениями. На это указывают имевшиеся у них к тому времени обычаи ритуального захоронения и наскальные рисунки в пещерах. Люди, вероятно, верили, что естественный мир населяли боги или божества, или даже, что различные объекты и места, такие, как камни или рощи, сами были живы. Религиозные верования и практики — как мы могли бы их себе вообразить — сформировали социальную структуру, как бы связывая общины и повышая эффективность их деятельности[15][16][17][18].

Некоторые из исследователей полностью отвергают мысль о существовании дорелигиозного периода, а в качестве обоснования своего взгляда утверждают, что «современной этнографии не известен ни один народ, ни одно племя, не имеющее религиозной традиции, дорелигиозное»[19].

Однако другие исследователи считают, что все утверждения о том, что религия изначально присуща человеку, не выдерживают критики[20]. По их мнению, дорелигиозный период длился очень долго, вплоть до формирования неандертальца. Некоторые из них так же полагают, что признаки, свидетельствующие о наличии религиозных представлений и обрядов, становятся действительно многочисленными и убедительными лишь для периода верхнего палеолита (около 40-18 тысяч лет назад)[20]. С определением времени возникновения религиозных обычаев тесно связана проблема определения различия и разграничения первобытных «формирующихся людей» (архантропов и палеоантропов) и первобытных людей современного физического типа (неоантропов, Homo sapiens), к которым принадлежали люди верхнего палеолита, именуемые обычно кроманьонцами[21].

ru-wiki.org

История возникновения древних религий

История возникновения древних религийС появлением цивилизации возникает дифференциация богов на низших и высших. Боги получают антропоморфные черты и начинают властвовать не только лишь над природой, да и над соц явлениями. Создаётся непростая система религиозных представлений, получает развитие мифология – умопомрачительный рассказ, объясняющий в наглядно-образной форме вопросцы происхождения мира, богов и человека, взаимодействие человека с богами, иными людьми, природой и т.д.Религии старых цивилизаций исповедовали политеизм (многобожие). Совокупа богов одной религии именуется пантеон (как пример, древнегреческие боги).Пантеон можно разглядывать в виде пирамиды – герои, боги, которые отвечают за определённые явления (Фемида – закон, Аполлон – искусство). На верхушке находится верховное божество (Зевс, глава Олимпа). Боги чрезвычайно близки людям. Человек наделяет богов теми же свойствами, которыми владеет сам. Нет разработанного учения о загробной жизни. Религии вначале складывались как национально-государственные. Они объединяют людей по национальному принципу в рамках одного страны. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что с распадом этого страны прекращали своё существование и религии. Потому ни одна из национально-государственных религий до нашего времени не дошла.Вместе с национально-государственными, существовали и национальные религии. Это религии, которые объединяют людей по национальному принципу независимо от муниципальных границ. Почти все национальные религии есть и на данный момент (иудаизм, индуизм, даосизм и конфуцианство).Становление глобальных религий.Монотеизм. Буддизм имеет тенденцию к единобожию.Воззвание к людям разных наций, для их не было муниципальных границ.Объявление равенства людей перед Богом, независимо от общественного положения.Возникновение религий спасения, другими словами, основная актуальная цель человека – обретение райского блаженства опосля погибели.Изюминка – нравственный нюанс. Не для кого не секрет то, что существует нравственный эталон, которому нужно подражать (Будда, Иисус Христос, Муххамед).

Возможно Вас также заинтересует:

ПАНТЕÓН ПАНТЕÓН (лат. pantheon, от греч. pántheion – храм, посвящённый всем богам), выдающийся памятник древнеримской архитектуры, самое грандиозное купольное сооружение античности. Построен в 115-125 гг. н. э. при императоре Адриане, возможно, архитектором Аполлодором из Дамаска, который придал римскому сооружению греческую гармонию и красоту. В архитектурных формах храма воплотилось стремление выразить величие...

История возникновения юбки Не постоянно одежка делилась на, как все знают, мужскую и женскую. Много веков вспять, наши праотцы носили одежку, чтоб скрыть наготу и защитить тело от холода, дождика и снега. Юбка, как отдельная часть гардероба, возникла сравнимо не так давно. В данной статье мы поведаем о истории возникновения женской юбки. Заглавие...

РОТÓНДА РОТÓНДА (от лат. rоtundus – круглый), круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом и окружённая колоннадой. Храмы и гробницы в виде ротонд сооружались в Древней Греции и Риме (Пантеон, 11525 гг.). Форма ротонды широко применялась также в эпохи Возрождения (Д. Браманте. «Темпьетто», 1502) и классицизма (церковные и светские здания М....

creativecube.ru

Фаддей Зелинский - История античных религий - Том 1-3

HellenicaЗолотая серия сайта Эсхатос

Издательский проект Quadrivium

 

​Серия HELLENICA

 

 

 

Фаддей (Тадеуш) Францевич Зелинский (Зелиньски) был вторым ребенком в семье польских дворян (по материнской линии весьма сановитых).

 

Он родился 2 (14) сентября 1859 года в с. Скрипчинцы Каневского уезда Киевской губернии (сейчас Корсунь-Шевченковский район Черкасской области Украины).

 

Был назван в честь главного героя известной поэмы Мицкевича «Пан Тадеуш» и крещен в католицизме.

 

Лишился матери в возрасте четырех лет и с этого момента жил вместе с отцом в Санкт-Петербурге.

 

Во время Первой мировой войны Зелинский задумывает и начинает работать над публикуемым здесь трактатом, еще не зная, что с годами он превратится в итоговый труд всей его жизни.

 

Два первых тома издавались на русском языке в начале ХХ века и переиздавались позже, в постсоветский период.

 

Третий том впервые переведен издательским проектом Quadrivium с польского языка

 

На польском языке были написаны остальные тома грандиозной эпопеи, созданные ученым в 20—40-х годах ХХ века в Польше и Германии. 

 

 

Фаддей Францевич Зелинский - История античных религий - Том 1-3

 

СПб.: Издательский проект «Квадривиум»;

Алетейя, 2014. — 864 с.

 

ISBN 978-5-4240-0099-7 (Квадривиум)

ISBN 978-5-9906155-9-5 (Алетейя)

 

Фаддей Зелинский - История античных религий - Quadrivium - Том 1-3 - Содержание

 

ТОМ I. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

Глава I. ВВЕДЕНИЕ

§ 1. Роль древнегреческой религии в сознании современного общества. — Осадок эпохи французского классицизма. — Осадок эпохи неогуманизма. — Научная разработка древнегреческой религии. — Задача настоящего очерка. — § 2. Трудность этой задачи. — Отсутствие канонических книг. — Отсутствие специальной богословской литературы. — Наша постановка вопроса. — Религиозное чувство и конфессионализм.

Глава II. ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ

§ 3. Чувство природы в древности и у нас. — Природные божества. — Божества родников, рек, рощ и деревьев, горных полян: нимфы, сатиры, Пан. — § 4. Божества моря: Посейдон, нереиды, тритоны, Протей, Главк, сирены. — § 5. Божества неба: Зевс, Гелий, Селена, звезды, ветры. — § 6. Зевс и Земля. — Культ матери-Земли.

Глава III. ОСВЯЩЕНИЕ ТРУДА

§ 7. Отношение греков к труду. — Отношение труда к религии. — Труд охотничьего быта: Артемида. — Гуманное отношение к животным. — § 8. Труд скотоводческого быта: Гермес, Аполлон. — «Быкоубийство». — § 9. Труд земледельческого быта: Деметра, Дионис, Паллада. — § 10. Ремесленный труд: Паллада, Гефест. — § 11. Торговый труд: Гермес, Посейдон, Дельфиний и Пианопсии. — § 12. Умственный труд: Музы. — Древнегреческая религия как религия радости.

Глава IV. ОБЪЯВЛЕНИЕ БОГА В КРАСОТЕ

§ 13. Аниматизм имманентный и трансцендентный. — Возникновение божьего образа. — Несовершенное осуществление красоты: Дедал. — § 14. Постепенное совершенствование: зрелая архаика, Фидий, Поликлет. — Их значение как пророков резца. — Пракситель, Лисипп. — Создание божественных типов. — § 15. «Идолопоклонство» и «фетишизм». — Доводы христианской, иудейской и древнефилософской апологетики. — § 16. Архитектура: храмы. — Ваяние и живопись. — § 17. Хорея как украшение богослужения. — Пляска; ее гибель. — Музыка и поэзия. — Агонистика.

Глава V. ОСВЯЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ

§ 18. Семья и ее очаг. — Гестия, Зевс Ограды, души предков. — Брак как таинство: Деметра, Гера, Артемида. — Семья и челядь. — § 19. Род, фратрия и фила. — Кружки и корпорации. — § 20. Государство. — Паллада-Градодержица. — Государственные праздники. — Отношение государства к частной религиозности. — Осуждение Сократа. — Терпимость. — Культ душ и героев. — § 21. Национальное единство: амфиктиония. — Национальные игры. — Глашатаи, просительство, гостеприимство. — § 22. Общечеловеческое единство.

Глава VI. ОБЪЯВЛЕНИЕ БОГА В ДОБРЕ

§ 23. Бог и добро; постепенное сближение этих понятий. — Аполлон и культ чистоты; понятие скверны. — Опасность ритуализма и ее преодоление. — § 24. Богобоязненность и боголюбие. — § 25. Жертвоприношения молебственные и искупительные. — Молитва и ее развитие. — § 26. Награды и кары божества. — На этом свете: филономизм и онтономизм. — Аластор. — § 27. На том свете. — Героизация. — Элевсинские таинства. — § 28. Оргии Диониса и экстаз. — Орфей и его таинства.

Глава VII. РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

§ 29. Философия древних теогоний: раздоры и совокупления. — § 30. Притча словесного откровения. — Монотеизм и политеизм. — Платон. — Идеи и душа. — Красота и любовь. — § 31. Боги у Платона. — Рок и закон. — Бог и материя. — Демоны и любовь. — § 32. Аристотель. — Движение и мышление. — Разум и блаженство. — Многостепенность души. — § 33. Эпикур. — Материалистический монизм. — Мир и боги. — Проблема Иова. — Падение филономизма. — § 34. Стоя. — Эволюционный пантеизм. — Мировой огонь. — Боги стоицизма. — Разумная душа. — Идея промысла. — Ее осуществление в загробной жизни. — Ее осуществление на земле. — Самодовлеющая добродетель. — Философия героизма.

Глава VIII. ОБЪЯВЛЕНИЕ БОГА В ИСТИНЕ

§ 35. Бог и истина. — Постепенное сближение этих понятий. — «В боге истина». — § 36. Мантика. — Приметы и ворожба. — Вещание и гадание. — Вещие сны. — Пророки. — Дельфийский оракул. — Гадание. — Полет птиц и огненные знаки. — § 37. Проблема ведовства. — Обусловленный фатализм. — Промысел и ведовство. — Стоическая трилемма. — Предопределение и свобода воли. — § 38. «В истине бог». — Религиозное происхождение наук. — Медицина. — Логос. — Диоген. — Сократ. — Вечное ученичество. — § 39. Опасность слова «в истине бог». — Нетерпимость и ее преодоление.

Глава IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

§ 40. Вопрос об исчезновении древнегреческой религии. — Корни христианства. — § 41. Иудаизм. — Его отношение к трем объявлениям. — Нетерпимость. — § 42. Эллинизм и христианство. — Иудаизация, эллинизация, реиудаизация и реэллинизация христианства.

 

ТОМ II. РЕЛИГИЯ ЭЛЛИНИЗМАГлава I. ВВЕДЕНИЕ

§ 1. «Древнегреческая религия». — Новая задача. — Иллюзия продольности. — Последовательные разрезы. — § 2. Понятие эллинизма. — Условия его возникновения. — Культурное объединение эллинских племен. — Падение междуэллинской гегемонической идеи. — Централизующая сила извне. — Эллинизация «варваров». — § 3. Распад державы Александра Великого. — Македония. — Фрако-фригия. — Галлы и Пергам. — Царство Селевкидов. — Египет. — Судьба эллинизма в этих государствах. — Коренная Греция. — Поглощение эллинистического мира Римом. — § 4. Религия эллинизма. — Процесс религиозного становления. — Путь исследования. — Религиозное чувство и конфессионализм. — Интерконфессионализм и супраконфессионализм.

Глава II. РЕЛИГИЯ ТАИНСТВ

§ 5. Два течения в древнегреческой религии. — Религия Земли. — Деметра элевсинская. — Элевсин и Дельфы. — § 6. Прозелитизм

в религии Деметры. — Гомеровский миф о Деметре. — § 7. Боги элевсинского культа. — Соединение Элевсина с Афинами. — «Дельфийское прорицание». — Шествие в Элевсин. — Иакх-Дионис. — Эвмолпиды, Керики, Ликомиды. — § 8. Талисман Аристомена. — Возрождение Мессении. — Анданийские таинства. — Апостол Мефап. — Таинства Кабиров. — Анданийская надпись. — § 9. Видоизменения культа. — Энна и Рим. — Александрия; гимн Каллимаха и религиозный сентиментализм. — Анатолия, Кизик и Пергам. — § 10. Характер эволюции религии таинств.

Глава III. ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ БОГОВ

§ 11. Деметра и Земля. — Богиня-Мать. — Ее исконно-греческий образ. — Ее азиатский образ в Пессинунте. — Ее греко-азиатский образ. — § 12. Идейская Мать. — Молчание Гомера. — Афродита и Анхиз. — Великая Мать в Кизике. — Анахарсис. — Ясон и Аргонавты. — § 13. Великая Мать в Пессинунте. — Пессинунтский миф. — Реформа Тимофея. — § 14. Таинства Великой Матери. — Горная Мать и экстаз. — Черный камень. — Самооскопление галлов. — Его смысл. — Обрядность реформированного культа. — Смерть и воскрешение. — § 15. Взгляд назад. — Мать и любовница. — Развитие культа.

Глава IV. ИСИДА

§ 16. Характер египетской религии. — Особое положение Исиды. — Миф Плутарха. — Удвоение гибели Осириса. — § 17. Эллинизованный культ Исиды и Сараписа. — Рассказ Тацита. — Тимофей и Манефон. — Возражения. — Кумир Бриаксида. — § 18. Распространение дореформенного культа. — Распространение реформированного культа. — Освобождение рабов. — Сицилия, Помпеи, Рим. — § 19. Характер реформированного культа. Отсутствие териоморфизма. — Отсутствие магии. — Феокрасия. — Жречество и литургия. — Мистерии Исиды.

Глава V. АДОНИС И АФРОДИТА

§ 20. Астарта и Адон. — Их вавилонская родина. — Иштар и Таммуз. — Сошествие Иштар. — Элементы религии природы. — Вопрос о мистическом характере культа. — § 21. Библос и Кипр. — Кипрский миф об Афродите и Адонисе. — Распространение их культа в Греции. — Его частный характер. — Сафо и Праксилла. — § 22. Изменение в эпоху эллинизма. — Александрийский праздник и Феокрит. — § 23. Аттис, Осирис, Адонис. — Религиозный сентиментализм. — Отличие от Деметры: религиозный эротизм.

Глава VI. ДРЕВНИЙ ОЛИМП

§ 24. Мнимое оскудение многобожия. — Соотношение литературных и эпиграфических источников. — Заботы общин о богослужении по надписям. — § 25. Аполлон Дельфийский. — Нашествие галлов. — § 26. Власть этолийцев. — Праздник Сотерий. — Рост дельфийского влияния. Переход гегемонии к Риму. — Сулла и падение Дельфов. — § 27. Селевк-эллинизатор. — Культ бога-Солнца. — Селевк и Аполлон. — Аполлон Дафнейский. — § 28. Торжество Аполлона на Востоке. — Идея Аполлона как бога-сына. — Скромная роль прочих богов в религии эллинизма. — Ее итоги: бог-сын и богиня-мать.

Глава VII. КУЛЬТ ГЕРОЕВ И АПОФЕОЗ

§ 29. Герои в эпосе. — Герои-основатели, архегеты, спасители. — Героизация и заслуга. — § 30. Прикрепление героя к могиле. — Роль оракула. — Культ героев. — Их помощь. — «Благодать». — Темесейский герой и Клеомед. — § 31. Герои-святые и герои-упыри. — Сила как условие героизации. — § 32. Исторические герои-основатели. — Героизация живых. — Апофеоз. — Ориентализация греческой религии. — § 33. Апофеоз фараонов. — Параллели в Персии. — Диадохи. — Апофеозы Птолемеев и Селевкидов. — § 34. Постулаты апофеоза. — Евгемер и евгемеризм. — Разновидности героизации и апофеоза. — Идея воплощения бога в человеке.

Глава VIII. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ И САКРАЛИЗАЦИЯ

§ 35. Обе силы в ахейский, эллинский и аттический периоды. — § 36. Переход к эллинизму. — Искусство. — § 37. Наука. — «Метеорология», космология, астрология. — Медицина: школы догматическая, эмпирическая и методическая. — Храмовые здравницы; Асклепий и жажда чудес. — Историческая наука; Фукидид и Полибий. — § 38. Быт. — Вера и суеверие. — Магия. — § 39. Исполнение времен. — Реакция Востока. — Тиха-фортуна. — Равновесие элементов миросозерцания и его нарушение.

Глава IX. ПОСИДОНИЙ

§ 40. Философские школы эллинизма. — Религиозная философия Стои. — Клеанф и его гимн Зевсу. — Война Академии и Стои. — Секуляризация Стои: Панэтий. — § 41. Роль Посидония. — Внешние данные его жизни. — Его литературная деятельность. — § 42. Философия Посидония. — Догмат всемирной симпатии. — Рок. — Прогностика и ведовство. — «Согласие». — Астрология. — § 43. Учение о душе. — Догмат вознесения души. — Души и демоны. — Рай в религиозной философии Посидония. — «Сновидение Сципиона». — От Посидония к Данте. — § 44. Посидоний как ученый. — Отношение Посидония к истории. — Фортуна Полибия и рок Посидония. — § 45. Посидоний и сакрализация философии; причины его успеха.

Глава X. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

§ 46. От эллинизма к христианству. — Зародыши христианства в религии эллинизма. — § 47. От эллинства к эллинизму. — Аспекты природный, трудовой, политический. — § 48. Эллинистическая религия как продолжение древнеэллинской. — Прогресс или регресс?

 

ТОМ III. ЭЛЛИНИЗМ И ИУДАИЗМ

Аксиомы

Предисловие

Глава I. ВСТУПЛЕНИЕ

§ 1. Эллинизм и иудаизм в отношении к христианству. — Психологическая преемственность. — Задание настоящего очерка. — § 2. Эллинский и эллинистический мир. — Израильтяне, иудеи и евреи. — Палестина и рассеяние. — § 3. География Сиропалестины: собственно Сирия, Келесирия и Палестина. — Иудея, Перея, Самария, Галилея, Десятиградие. — Финикия и Филистия. — § 4. История иудаизма в Палестине. — Персидский, Эллино-египетский, Эллино-сирийский (Маккавейское восстание и Хасмонеи) и римский (Ирод и Иродиады; конец иудаизма) периоды. — § 5. Иудаизм в рассеянии: Египет, Кирена, Междуречье, Анатолия, Греция с Македонией, Италия, Запад. — Количество иудеев в рассеянии, их язык. — §6. Дух настоящего очерка. — Его необходимая эллиноцентричность. — Эллинская душа на распутье.

Глава II. ИЕГОВА

§ 7. «Бог один». — Двузначность этого догмата. — Монотеизм и политеизм. — Ошибочность такого разграничения. — § 8. Внешний вид. — Антропоморфизм. — Его постепенное устранение. — Имя Бога. — Ретуширование антропоморфизма в Септуагинте. — Агада. — Аллегоризация и Филон. — § 9. Иегова в отношении к Израилю. — Национальность и универсализм. — Абсолютный универсализм эллинов, агностический и потенциальный иудеев. — § 10. Элементы политеизма. — Ангелология. — Демонология Платона и ангелология иудаизма. — § 11. Паллада как «рЬседспт» Зевса. — Паллада и Мудрость. — Учение об ипостасях. — Слава, Дух, Имя, Атрибуты, Слово и Логос.

Глава III. ОТКРОВЕНИЕ ИЕГОВЫ

§ 12. Тройственность откровения божества. — Сравнение эллинизма с иудаизмом. — § 13. Откровение божества в благе. — Морализация божества у эллинов. — От Гомера до Платона. — Нафан и Тиресий. — Ханаане и амалекитяне. — § 14. Завистливый, гневный, переменчивый Бог. — Устранение этих представлений. — Теория «справедливой хитрости» в эллинизме и в Писании; «ожесточение сердца». — § 15. Космогонический дуализм у эллинов. — Зачатки этического дуализма. — Этический дуализм в иудаизме. — Демонология; сатана; Левиафан. — § 16. Откровения божества в истине. — «Истина в Боге». — Мантика в Греции и Палестине. — Истинность как проверка пророков. — Дельфийский оракул. — Исаия. — Иеремия и трагедия пророчества. — Иезекииль. — Теория и практика. — § 17. «В истине бог». — Аполлон и Пифагор. — Иеремия и греческие пророки. — Истина и наука. — Отношение иудеев к науке: 1) пренебрежительное, 2) потребительское. — § 18. Откровение божества красоте. — Красивая природа; отношение к ней в иудаизме. — Отклонения псалмопевцев. — Красота в искусстве. — Закон Моисея. — Его деяния: истребление искусства.

Глава IV. ИЕГОВА И ЕГО НАРОД

§ 19. Откровение Иеговы в силе. — Испытание Елисея. —  «Простертая рука» и «посещение». — § 20. Религия Иеговы как религия страха. — Обязанность безграничного послушания. — Характер заповедей. — Трагедия вечного жида. — § 21. Обрезание как завет. — Отсутствие его обоснования. — Практика в отношении чужаков. — Охота на краеобрезания и принудительное обрезание. — Практика в отношении своих: curti Judaei и мученичество осмеяния. — § 22. Односторонность завета: женщины. — Религиозное пренебрежение ими. — Молитва раввина Меира. — Многоженство. — «Любимая» и «постылая». — Развод по причине «мерзости». — Сравнение с эллинкой: «Меланиппа» Еврипида. — Кольца в нос и цепочки на ногах. — Неуклюжесть апологии; «больная от любви». — Сарра, Олдама; раввин Меир и Сократ. — Улучшение под влиянием эллинизации. — § 23. Суббота как еженедельный праздник; разумность его наличия у израильтян и отсутствие такой разумности в греко-римском мире. — Искажение этой разумности в иудаизме. — Чрезмерность в требовании отдыха: вынужденное полное бездействие. — Чрезмерность кары за нарушение субботы. — Обман Бога, «эрубы», использование работы гоев, военная служба. — Отношение к субботе в греко-римском мире. — § 24. Ритуальная чистота. — Чистая и нечистая пища. — Отношение к эллинскому гостеприимству. — Запрет крови и «приготовления козленка в молоке матери его» с его «ограждением». — Призрак женской нечистоты. — Призрак идолопоклонничества. — Принцип Шейлока и эллинство.

Глава V. ПОТУСТОРОННИЙ МИР

§ 25. Душа у эллинов. — Гомеровская реформа. — Аид. — Филономизм и онтономизм. — Овладение эсхатологии идеей справедливости. — Элевсинские мистерии. — Тройственность потустороннего мира. — «Врачуемые» грехи и идея чистилища. — Небесный рай и семь смертных грехов. — Отношение живых к душам умерших: предводительствующая любовь. — § 26. Душа у израильтян, временность их религии. — Филономизм Торы и онтономизм пророков. — Проблема Иова и ее принципиальная неразрешимость в религии Иеговы. — Реформа Маккавейских времен. — Двоякость потустороннего мира, его здоровая логика и нездоровая этика. — Универсализация эсхатологии. — Ее этизация. — Ее спиритуализация: бессмертие души и воскрешение тела. — § 27. «Этот век» и «тот век» у эллинов. — Гесиодовское течение: четыре «поколения». — Сивиллинское течение: десять «веков». — Их сочетание. — Истребление и обновление. — Ожидание обоих в I веке до Р. Х. — § 28. «Этот век» и «тот век» у иудеев. — Даниил и апокалиптика. — Ее националистический характер. — Эллинские стихии: Иудейская Сивилла. — «Благочестивый остаток». — Новый Иерусалим. — § 29. Идея спасителя в греческой эсхатологии: сын божий. — Сын божий в божественной судьбе: Аполлон. — Миф о его рождении. — Убийство Пифона и служба у Адмета. — Возвращение на Олимп и трон «одесную Зевса». — Сын божий в судьбе человека: Геракл. — Зевс и Алкмена. — Задание Геракла: освоение земли и возвращение золотого века. — Пророчество Виргилия. — § 30. Идея спасителя

в иудаизме. — Мессия. — Пророчество Исаии. — Царь из колена Давидова. — Мессия и «тот век». — Тройственность времен: нынешний век, времена мессии и век будущий. — Разница между эллинизмом и иудаизмом. — Исторические мессии. — Мессия — сын Божий.

Глава VI. ХРАМ И СИНАГОГА

§ 31. Внешний вид храма. — Чужие здесь не ходят. — Молитва Соломона. — Таинственные действия. — Лживые легенды. — Помпей в храме. — Жертвы язычников. — § 32. Сосредоточение культа. — Священство. — Его количество и разделение. — Священническая служба. — Саддукеи. — Доходы храма и священников. — Десятины. — Хозяйственные следствия. — Двудрахмовый налог. — Луций Флакк. — § 33. Жертвы. — Всесожжения. — Сравнение с гекатомбами. — Конец жертвенного культа. — § 34. Отношение пророков к жертвам. — Ессеи. — Освобождение религии от жертвенного культа. — Конец или перерыв? — § 35. Законоучители. — Их отношение к священникам. — Фарисеи. — Синагога. — Осуществление Торы. — Эпическая часть: агада. — Ее следствия для чувства исторической правды. — Дидактическая часть: Галаха. — Методы галахического мышления. — Характер фарисеев в сравнении с саддукеями и «людьми земли». — § 36. Греко-римский эквивалент синагоги: Коллегиум. — Схожесть и отличия. — Достоинства синагогального богослужения. — Характер синагогальной справедливости. — Мидраши. — Прения старейшин.

Глава VII. ТОРА

§ 37. Характер иудаизма как религии книги. — Профетизм и номократия. — Двоякое отношение иудеев к Торе: возвеличение и чувство собственного превосходства. — § 38. Отношение эллинов к Торе. — Эпическая Тора. — Космогония в сравнении с вавилонской. — Сотворение мира. — Рассказ о рае и падении человека. — Зарождение христианства. — Братоубийство Каина. — Потоп. — § 38 а. Историческое повествование. — Критерии этичности. — Жестокость. — Ахав. — Патриархи. — Мотив «заслуженной награды блудницы» в еврейском, греческом и римском восприятии. — Литературная ценность. — Девора, Иеффай, Самсон, Саул, Давид. — Восприятие исторической проблемы: три акта. — § 39. Дидактическая Тора. — Сравнение с Элладой и Римом. — Государство для закона. — Закон от Бога. — Нравственность и закон. — Хаотичность. — Юридический характер израильской нравственности. — Положительные черты. — Непрактичность. — Фатальные последствия для новых времен. — § 40. Пророки. — Символизм. — Перенесение центра тяжести. — Общий характер профетизма. — Сравнение с пророками Эллады. — «Книги»: Есфирь, Руфь. — Пророчество Даниила. — Плачи. — Екклесиаст. — Песнь песней. — Иов. — Псалмы. — Окончательный результат.

Глава VII. ИЕГОВА И НАРОДЫ

§ 41. Заповедь любви и понятие ближнего. — Три периода отгораживания и три периода эллинизации. — § 42. Первоначальное отношение к чужакам: геры и нохри. — Царская власть в отношении геров. — Иудаизм и чужестранцы. — Окончательный результат развития. — § 43. Отношение к иноверцам. — Пример из египетского плена. — Практика иудаизма. — Suis legibus vivere: как далеко простирается этот принцип. — Неприязненность эллинов, благосклонность Рима. — Привилегии. — Терпимость и нетерпимость. — § 44. Прозелитизм. — Его выгоды. — Прозелитизм на Востоке. — Постепенность прозелитизма. — «Заповеди Ноя». — Прозелитизм на Западе. — Личное убеждение. — «Субботствующие» и «богобоязненные». — Подлинные прозелиты. — Литературная пропаганда. — Иудейская Сивилла. — Нравственные требования. — Сравнение греко-римской нравственности с иудейской. — § 45. Антисемитизм. — Кто в нем виновен? — Литературный антисемитизм. — Манефон и легенда об исходе. — Посидоний и римляне. — Апион. — Вульгарный антисемитизм. — Мимы. — Активный антисемитизм: погромы. — Условия погромов. — Отличие от нынешних времен. — Отсутствие экономических причин. — Призрак нечистоты и марево мирового господства. — «Царь иудейский».

Глава IX. ФИЛОН ИУДЕЙ

§ 46. Эллинизация иудаизма. — Септуагинта. — Происхождение аллегорического толкования. — Александрия и ее школы. — Гипераллегористы, аллегористы и антиаллегористы. — § 47. Жизнь Филона. — Три периода интеллектуального развития: иудейский тезиз, эллинский антитезис, эллиноиудейский синтез. — § 48. Характер религиозной философии Филона. — Бог. — Сотворение мира. — Силы. — Две троицы и разделяющий Логос. — Человек-идея и видимый человек. — Совесть. — Нравственное развитие и двумирность. — Пророчество и экстаз. — Вмешательство Бога. — § 49. Платон и Филон. — Отображение Писания в сочинениях Филона. — Жизнеописание Моисея. — Экзегетический комментарий. — Патриархи. — Законодательство Торы. — Безоглядное восхищение и апология вздора. — § 50. Отношение к эллинам. — Религия, искусство, агонистика, женщина. — Справедливые обвинения. — Мизантропия. — § 51. Отношение к греческой философии. — Энциклопедическое образование. — Философия, внедренная в Тору. — Средства внедрения: «kol» и аллегория. — Характер аллегорического толкования у Филона. — Сохранение буквального смысла в теории и его отстранение на практике. — Непоследовательности и противоречия. — Примеры. — § 52. Характер Филона как личности. — Рабская душа. — Характер его мышления. — Последователи Филона и эллинизация иудаизма.

Глава Х. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

§ 53. Существенные факторы. — Христианство — эллинизированный иудаизм? — § 54. Влияние иудаизма на судьбу: чернокнижничество, алхимия, кабалистика. — § 55. Литературное влияние: герметизм. — Нанизывающий стиль. — Параллелизм. — § 56. Иудейское заявление на развод. — Запрет греческого языка. — Элиша бен-Абуя. — Исчезновение прозелитизма. — § 57. Эллинское заявление на развод.

 

Список сокращений произведений Филона

 

Фаддей Зелинский - История античных религий - Quadrivium - Том 1-3 - Введение

 

Среди всех так называемых «языческих» религий нет ни одной, которая была бы нашей интеллигенции в одно и то же время и так хорошо известна и так глубоко неизвестна, как древнегреческая. Это может показаться парадоксальным, и тем не менее это так.

 

Ее известность — осадок двух эпох. Во-первых, эпохи французского классицизма (не будем заглядывать далее) XVII в. с его культом греческой мифологии и в поэзии, и в изобразительном искусстве, и во всей тогдашней «галантной» жизни. Как известно, этот классицизм перекинулся и к нам, изучение греческой мифологии стало обязательным предметом несложного образования немногочисленной русской интеллигенции, и краткое греческое руководство Аполлодора стало первой грекоязычной книгой, переведенной и напечатанной по-русски по приказу самого императора Петра I.

 

Отсюда популярность греческих богов — правда, по традиции того же французского классицизма, более в их латинских наименованиях. Они положительно вытеснили из сознания людей христианских святых; и верующий интеллигент, для которого и св. Пантелеймон, и св. великомученица Варвара, и даже сам св. Николай Чудотворец были лишь простыми, хотя и произносимыми со священным трепетом именами, — соединял в то же время очень определенные представления с Зевсом-Юпитером и Герой-Юноной, со строгой Палладой-Минервой и легкомысленной Афродитой-Венерой, с воинственным Марсом и хитрым Меркурием.

 

Определенные, без сомнения; только правильные ли? Вот вопрос. И ответить на него приходится: нет, безусловно неправильные. Именно популярность греческой мифологии была сильнейшей помехой пониманию греческой религии: она была одной из главных причин того, что эту греческую религию, как таковую, отказывались принимать всерьез. Тон задавал Овидий, певец галантного Рима эпохи Августа, столь родственной по настроению веку французского короля-Солнце; а в роскошном цветнике его «Метаморфоз» можно было найти какой угодно аромат, кроме религиозного. Неисправимый волокита Юпитер, ревнивая и сварливая Юнона, вороватый Меркурий, кокетливая Венера, склонный к выпивке Вакх — помилуйте, какая же это религия!

 

10/03/2015

Ждем перевод и издание 4-5 томов Зелинского!

 

 

esxatos.com


Смотрите также