История древней музыки греции. Музыка древних: что слушали в Древней Греции и в Шумере
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Греческая традиционная или народная музыка. История древней музыки греции


Музыка древних: что слушали в Древней Греции и в Шумере - Русские Афины

В мировой культуре есть три письменных источника, наиболее важных для истории музыки: это первая запись музыки как таковая (Шумер), первый фрагмент мелодии (Угарит) и первое полностью дошедшее до нас музыкальное произведение (Греция).

Когда появилась музыка, сказать невозможно. Недавно археологи обошли пещеры, разрисованные еще палеолитическими граффити, и поняли, что предкам европейцев очень нравились места с хорошей акустикой — пещеры, где не постыдился бы выступить и симфонический оркестр, чаще украшали рисунками, чем «глухие» стены. Стало быть, вкус к хорошему звуку у человека появился раньше, чем цивилизация, раньше, чем гончарный круг, и даже раньше, чем идея построить дом.

Более того, идея слушать звуки, которые издают другие люди, видимо, принадлежит к одним из самых древних изобретений человечества. Музыка в той или иной форме развилась независимо в человеческих популяциях всех континентов; есть своя и у австралийских аборигенов, и у североамериканских индейцев; до сих пор не опровергнуто предположение о том, что музыка существовала уже тогда, когда первые люди современного типа вышли из Африки и начали завоёвывать европейские и азиатские территории.

Первая запись музыки: гимн Липит-Иштар

Первый письменный источник с музыкальной нотацией, то есть с музыкой, записанной знаками — это клинописная табличка с записью гимна Липит-Иштару, правителю Шумера и Аккада. Табличку датировали 1950 годом до н.э., ей почти четыре тысячи лет. Историки решили, что на табличке — схема настройки музыкального инструмента (лиры) и ритм.

В 2000 году коллектив Ensemble De Organographia записал возможное звучание гимна Липит-Иштар:

Первый обрывок мелодии: хурритские гимны

Первый письменный источник с записью мелодии датируется пятьюстами годами позднее шумерского гимна: это знаменитый клинописный текст с 29 глиняных табличек, найденных на территории современной Сирии при раскопках древнего города Угарита. На табличках были выведены тексты хурритских гимнов — обрядовых песен с обращениями к богам — и запись мелодии, их сопровождавшей. Возраст угаритских табличек оценивается почти в 3,5 тысячи лет.

О том, как мелодия звучала, учёные спорят до сих пор, сходясь только на том, что жители Угарита пользовались системой из семи нот (диатоникой).

Вот одна из версий:

Текст гимна можно перевести так:

С тех пор, как я возлюбил богиню, она возлюбила меня в своём сердце,Моя жертва полностью искупит мои грехиКунжутное масло, что я подношу с трепетом…Бесплодные принесут потомствоСемя прорастётЖена принесёт детей для мужаПусть та, у которой не было детей, понесёт.

Вот одна из версий в исполнении реконструктора древних инструментов и музыки Майкла Леви(Michael Levi).

Первая полная мелодия: эпитафия Сейкилоса

Третий важный письменный памятник, который рассказывает о древней музыке — уже античная запись, известная как «Эпитафия Сейкилоса» (Epitaph of Seikilos). В отличие от хурритского гимна, от которого остался только фрагмент (28 из 29 табличек сохранились слишком плохо, чтобы их можно было полностью расшифровать). К тому же, в отличие от хурритской клинописи на малоисследованном угаритском языке, греческая эпитафия и её мелодия записана с помощью хорошо знакомого учёным греческого алфавита и не допускает нескольких интерпретаций.

Буквы, означающие ноты, были выбиты 2000 лет назад на мраморе стелы, украшавшей место захоронения. Сопроводительный текст отличался краткостью: «Я есмь портрет в камне. Я помещён сюда Сейкилосом, и останусь здесь навсегда, как символ неувядаемой памяти».

Слова самой эпитафии можно перевести так:

Пока живёшь, ликуй,Не чувствуй никаких страданий.Жизнь коротка,И время берёт своё.

Считается, что и текст, и мелодия не были написаны как эпитафия; на самом деле призыв веселиться — это фрагмент древнегреческой застольной песни, или сколикона. Современник может усмотреть иронию в том, чтобы помещать на надгробие песню, которую поют на пиру.

Поскольку прочесть и сыграть эпитафию Сейкилоса оказалось легко, её играют уже больше сотни лет; стелу нашли в 1883 году, и почти сразу попробовали дать голос музыке, которая не звучала уже две тысячи двести лет.

Одна из версий:

rua.gr

Греческая традиционная или народная музыка

Греческая народная песня никогда не перестанет существовать, как никогда не перестанут греки веселиться, жениться, оплакивать своих близких людей.

 

Греческая традиционная музыка или, как ее обычно называют, народная музыка включает в себя все песни и ритмы всех греческих районов (кроме новейших городских). Это композиции в подавляющем большинстве незнакомых авторов и живут уже свыше ста лет уходя корнями в византийский период и в древность.

 

Это не один вид песни, а много разных, характер которых, обычно связан с областью, где они исполняются или из которой происходят (островные, континентальные и понтийские) и часто связаны с музыкой соседних народов. Народные песни и мелодии также классифицируют по содержанию и по обстоятельствам, в которых исполняются ( «акритико», «клефтико», исторические, религиозные, «паралогии», колыбельные, любовные, свадебные, карнавальные, песни чужбины, сатирические и др.) или в зависимости от  музыкальных, ритмических, структурных и литературных особенностей (быстрые, семислоговые и καρσιλαμάδες).

 

В традиционных народных песнях можно выделить черты, связанные с социальной, религиозной и материальной жизнью греков. Общей чертой народных песен является также их происхождение из корней глубокого прошлого. А в свою очередь темы и мелодии народных песен перешли в новые сегодняшние песни.

 

В большинстве случаев общими являются и причины, ведущие к созданию народных песен. Как исторические события, так и чисто психологические мотивы в индивидуальной и коллективной деятельности способны привести к спонтанному лирическому творчеству. Народные песни (т. е. создание стихов и музыки без автора) соответствуют духу, традициям, настроениям общества. Здесь можно отметить разницу между акритико (отдаленных областей) и клефтико (песни клефтов-партизан эпохи национально-освободительного движения против Оттоманской империи). Основная идея этих песен  была  бескомпромиссная  борьба.

 

Акритико развивалась в  9 - 11 вв. и его тематикой была жизнь и героическая борьба  ακριτών, которые жили на границе Византийской империи. Это древнейшие народные греческие песни, дошедшие до нас. Самая древняя песня, дошедшая до нас в рукописи 15 в., это «Песнь Армура». Но большинство из них относится к 19 - началу 20  вв. и местом их создания являются Понтос (Побережье Черного моря), Кипр и Крит. О древности этих песен свидетельствует и упоминание в них сарацин, сирийцев, аравийцев, а также византийские имена героев: Алексий, Константин, Феоклит. В некоторых вариациях акритских песен со временем были добавлены новые исторические события, как падение Константинополя. В основном это понтийские вариации: например, строки из старой песни «Κουρσεύουν οι Σαρακηνοί, κουρσεύουν οι Αραβίδες» - «Набегают и грабят сарацины, и арабы», пелись как «Οι Τούρκ' όνταν εκούρσευαν την Πόλ', την Ρωμανίαν» - «Когда турки набегали и грабили город греков». Героем многих акритских песен был Дигенис  Акрита. Преемственность у «Акритико» принял «Клефтико», "Δώδεκα χρόνια αρματολός, σαράντα χρόνια κλέφτης" – «Двенадцать лет грешник, сорок лет вор (борец)» - отрывок из песни Клефтико, созданной незадолго до 1821 г.). Песни «Клефтика», как особый вид народных песен получили название соответственно содержанию песен. Эти песни возникли в период турецкого владычества после 16 в., и в их темах раскрывается революционная деятельность «разбойников и грешников». В текстах песен восхваляется их жизнь, деятельность, победоносная борьба и славная смерть. Несмотря на то, что они основаны на исторических событиях, в них нет конкретных описаний и конкретных лиц. В них герои, в отличии от акритических песен, не обладают сверхъестественными способностями и являются простыми смертными. В небольших, простых стихах без объяснений и описаний событий переход от одной картины к другой происходит быстро. Почти во всех песнях имеется живой диалог между двумя лицами, а если нет второго лица, в песне появляется птица с человеческим голосом или дочь в целях стимулирования диалога. Доминирующие диалоги в этих песнях происходят между богатыми и бедными, господами и рабами, владельцами земель и работниками, то есть поется о жизни общества, в котором попирается личность человека.

 

«Εγώ ραγιάς δε γένομαι, Τούρκους δεν προσκυνάω, Δεν προσκυνώ τους άρχοντες και τους κοτζαμπασήδες, Μον’ καρτερώ την άνοιξη…» - «Я рабом не стану. Туркам не поклоняюсь. Не поклоняюсь богачам и беям. Только  терпеливо жду весны…» - отрывок из «клефтико».

 

Эти песни переходя из уст в уста испытывали модификацию, и продолжалось это до конца 19 в., который, согласно исследователям стал вехой для цикла неродных песен. В тексты песен проникает идеология, появляются новые герои, защитники христианства. Следует отметить, что мелодия этих песен- это взаимодействие греческой и турецкой музыки.

 

Греческая народная песня никогда не перестанет существовать, как никогда не перестанут греки веселиться, жениться, оплакивать своих близких людей.  Одним из самых известных музыковедов и исследователей народных песен и музыкального наследия был Симон Кара. Многие считают,что благодаря его многолетней усердной исследовательской работе сохранилась большая часть греческой народной музыки, т. к. он собрал и записал огромное количество песен со всей территории Греции. 

Теги: музыка греции, греческая традиционная музыка, народная музыка

www.ilovegreece.ru

Национальная музыка Греции

История греческой музыки восходит к античным временам, так как музыка являлась важной частью древнего греческого театра. Позже влияние со стороны Римской империи, Восточной Европы и Византийской империи изменило форму и стиль греческой музыки. В Древней Греции были распространены хоры смешанного типа. Они исполняли музыку для развлечения, по праздникам, а также музыку, сопровождавшую религиозные обряды.

Обучение музыке играло важную роль в системе образования - в античные времена музыкальные способности мальчиков начинали развивать по достижению ими шестилетнего возраста. Несмотря на активное развитие на Западе полифонической музыки, Православная церковь противилась любым переменам. Таким образом, византийская музыка оставалась монофонической и обходилась без какого-либо инструментального сопровождения.

Традиционная византийская музыка и поныне лишена полифонии и инструментального сопровождения, - элементов, которые западный мир давно признал основополагающими для развития музыки. Вместе с тем, изоляция Византии наряду с непрерывным развитием ее культуры на протяжении многих веков позволила монофонической музыке достигнуть максимально возможного ритмического разнообразия и выразительной силы. Наряду с византийскими песнопениями, в музыке Греции также развивается народная песня.

Она делится на два направления - akritic и klephtic. Направление akritic было создано между 9 и 10-м веками нашей эры, являясь отражением жизни и борьбы пограничников Византийской империи. 

Направление klephtic возникло в период начала войны за независимость Греции (1821 год). К нему, наряду с историческими песнями, относят романсы, любовные и свадебные песни, песни из изгнания и панихиды. Они отражают саму жизнь - борьбу греческого народа за свободу, его радости и печали, отношение к любви и смерти.

Вторая мировая война, оккупация Греции Германией и греческая гражданская война оказали значительное влияние на народную музыку. После Первой Мировой войны культурная жизнь оказалась сосредоточена в Афинах. Туда стекались популярные музыканты, и в 1928 году основали свое профессиональное сообщество под названием «Содружество музыкантов Афин и Пирей» («The Athens and Piraeus Musicians Society»). В 21 веке греческая музыкальная традиция сохранилась лишь в деревнях, которые оказались в значительной степени «изолированы» от внешнего мира. События и социальные изменения 20-го века в значительной степени изменили облик народной песни Греции.

Колыбелью народной песни была деревня, сейчас же имеет место обратная тенденция. Во всех направлениях, до самых отдаленных греческих деревень, распространяется «коммерческая» народная песня. Истинные, традиционные песни и танцы подменяются стилизованными под народные. Современные музыканты, являющиеся авторами этих песен, используют подлинные народные мелодии — изменяя их в достаточной степени, чтобы обеспечить защиту авторских прав.

www.grekomania.ru

Музыка Древней Греции. История развития. | HITMAKER Sound Inc.

Прежде чем приступать к чтению статьи о музыке Древней Греции, рекомендуем прочитать:

Предположительно именно Древняя Греция повлияла на усиленное развитие музыки в Древней культуре. Очертилась глубокая связь между числами и высотой, ритмом звуков, исследованиями которых занимался еще Пифагор. К прочему, само слово «музыка» имеет древнегреческие корни.

Очевидно, что для греков и европейского общества в целом музыка составляла огромное значение, не только как элемент искусства, но и средство образования.

Когда начала активное развитие музыка Древней Греции?

Это произошло еще в Античную эпоху, параллельно с прогрессом в художестве и математических способностях. Сама музыка совмещалась и со сторонними наработками, которыми исходили от столь древних культур, как египетской (кстати, информацию о музыке Древнего Египта вы можете прочитать здесь), сирийской, и не исключено, что и индийской.

Интересно, что музыкальное искусство, как предмет, являлось неминуемой частью образования для всех вольных граждан. Даже художественные и гимнастические конкурсы и состязания нередко проводились под звучание музыки.

В «борьбу творчества» вступали и солисты, и поэты, и специалисты по инструментам, и вообще целые хоры! Чтобы понять масштабное значение музыки для Древней Греции, следует отметить, что ей придавали не только государственную, но и военную значимость! А сама муз. жизнь оказывалась максимально демократичной, чем где-либо.

Есть ли памятки о музыке Древней Греции?

Нет, они не зафиксированы историей. Возможно, музыка Древней Греции содержит в себе и некоторые формы мелодий античности. Многие сведения передают источники литературы и поэзии, а также изображения, на которых отражается народная жизнь греков, с плясками и пением. Кроме того, древние поэмы также содержат некоторые поразительные высказывания о музыкальной жизни тех времен.

Какие песни относились к музыке Древней Греции?

Популярными были не только бытовые и обрядовые песни, но и рабочие, в исполнении ткачей, пастухов и других веток населения. Интересно и то, что танцы и пение выступали обязательной частью программы любого праздника, особенно связанного с восхвалением Богов, и работами с землей.

Песнями давали особые и иногда странные название, например, «коммос», «свадебный гименеос» и т.п. Фундамент композиторской музыки формировали лады, такие как: фригийский, дорийский и т.д. А вот образцами для авторов стал песенный фольклор.

Как отразился на музыке Древней Греции героический период?

К музыке проявилась наибольшая любовь, как и к искусству странствующих, известных певцов, которые пели о разных героические подвигах жителей своей родины. Тексты их песен слагались из шестистопных стихов. В них даже не было разделения на строфы. А пели они под струнный инструмент, который назывался форминксом, а спустя некоторое время – кифарой.

Что совмещала в себе музыка Древней Греции?

В ней присутствовали разные вокальные жанры, стили и формы. Сопровождение инструментов всего лишь копировало мелодию. Пение было преимущественно одноголосным, но в складе хора, в унисон. К профессиональной музыке обычно приобщались лишь мужские хоры.

Предположительно с VII-VI века до н.э. и в конце X века ярчайшими элементами музыки Древней Греции стали внедренные наклоны – хроматический и энгармонический, а также смешанный тип. Но второй не был особо популярным.  Знаки нот исходили их греческого алфавита, а также финикийского.

Какими были любимые инструменты людей в музыке Древней Греции?

К ним относили форминга, а также популярные кифара и лира. В составе духовных инструментов главными были сиринкс и, так называемый, авлос. Дополнительно они разделялись на простые и двойные.

Также музыка Древней Греции выполняла немалую роль в жанре театра – комедиях и драмах, сходных к общему искусству народа.

Понравилась статья?

Пишите в комментариях, делитесь ею со своими друзьями и подписчиками в социальных сетях. Не забудьте подписаться на рассылку новых статей и уроков по музыке с лучшим содержанием и самыми полными, понятными обзорами в Рунете. Форма подписки находится внизу сайта.

hitmaker.biz

Музыка Греции

Греческая музыка — разнообразная музыкальная культура, исторически распадающаяся на несколько культур — древнегреческую музыку, византийскую музыку и собственно музыку Греции на ее современном этапе.

Содержание

  • 1 Музыка в Древней Греции
  • 2 Музыка в Византии
  • 3 Народная музыка Греции
  • 4 Становление профессиональной школы и современность
  • 5 Источники

Музыка в Древней Греции

Основная статья: Древнегреческая музыка

Само слово «музыка» имеет древнегреческое происхождение (греч. Μουσική) и происходит от «муз» — в древнегреческой мифологии дочерей Зевса, давших начало поэзии, искусству и науке.

В Древней Греции музыка сопровождала различные сферы жизни и звучала на публичных собраниях и мероприятиях, в ритуалах, в театре и играх. Фигуры музыкантов встречаются в мифологии (Орфей, Филамон, Тамирис, Марсий) и эпических поэмах (Демодок и Фемий в «Одиссее»). На античных вазах сохранились изображения музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, таких как арфа, кифара, лира. В честь богов древние греки составляли гимны, например пеаны номы в честь Аполлона или дифирамбы в честь Диониса.

Начиная с 6 века до н. э. музыка становится объектом интереса философов. В частности, Пифагор открыл ряд акустических закономерностей, имеющих основополагающее значение и для современной европейской теории музыки. Аристоксен выдвинул тезис об эмпирически-слуховом восприятии музыкальных интервалов, Платон и Аристотель развили учение о роли музыки в этическом воспитании.

Древнегреческая музыка была преимущественно одноголосной (монодией). Ее ладовую основу составляли древнегреческие лады, основу которых составляли тетрахорды, что могли сочетаться в октавные лады — «гармонии». Названия октавных древнегреческих ладов (лидийский, дорийский и т. д.) широко используются и в современной теории музыки.

Музыка в Византии

Основная статья: Византийская музыка

С 4 века и до падения Константинополя в 1453 году Греция входила в Византийскую империю, что и определяло ее культуру. С принятием и развитием христианства основной формой исполнения музыки в Византии стали литургические песнопения. Их древним видом были литургический речитатив и псалмодия, заимствованная от иудейского богослужения. В 5-6 веке широкое распространение в византийской традиции получили гимны, представленные такими жанрами как тропари, кондаки, каноны, позже — стихиры. Развитие византийской гимнографии в 6-8 веках связано с деятельностью выходцев из Сирии св. Романа Сладкопевца, святого Андрея Критского, а также Иоанна Дамаскина. В это время формируется система восьмиголосие, что использовала лады древнегреческой музыки.

С 9 века важным центром сочинения гимнов стал Судитский монастырь близ Константинополя. В XIV—XV веках подъем искусства гимнов связан с деятельностью Ивана Кукузеля, жившего в монастыре Святого Афанасия на Афоне. Византийская музыкальная культура оказала большое влияние на развитие как Восточной, так и Западной христианской богослужебной музыки. Разработанная в Византии невменная нотация длительное время использовалась и в Западной Европе, а система восьмиголосия стала основой формирования знаменного пения на Руси.

Параллельно с литургической музыкой в Византии развиваются эпические жанры — акритские песни, прославлявшие подвиги акритов.

Народная музыка Греции

Народное творчество греков многообразно. Песни можно разделить на эпические, исторические, бытовые, баллады. Среди бытовых — трудовые, колыбельные, любовные, свадебные, застольные, шуточные, календарные, посвященные массовым народным праздникам. Подавляющее большинство исторических песен создано в годы борьбы греков против турецкого ига (песни клефтов) и в период становления греческого государства, когда их основным содержанием стало воспевание свободы и независимости. Выполнение греческих народных песен часто сопровождается хороводом.

Названия народных танцев ведут свое происхождение от местности, где они существуют (например, критский танец), от исторического события (танец Залонго), от названия профессии (хасапико — танец мясников и др.). Или берут свои названия от ритма и движения (сиртос, сиртаки и др.). Народный инструментарий включает различные виды лютни, флейты (авлос), лиру (критская лира), продольные флейты, волынки. Особенно популярны бузуки, баглама, мандолина, скрипка. В состав современных оркестров народных инструментов Греции входят также кларнеты и гитары.

Становление профессиональной школы и современность

Во времена османского ига профессиональная греческая музыкальная культура развивалась только на Ионических островах, на которые турецкое владычество не распространялось. Ионическая школа долгое время оставалась ведущей и после обретения Грецией независимости в 1830 году, когда начался новый этап в истории греческой музыкальной культуры, тесно связанный с деятельностью уроженца Керкиры Николаоса Мандзароса — автора национального гимна Греции (1865), ряда фортепианных и вокально-симфонических произведений. В 1840 году Мандзарос основал Филармоническое общество Керкиры, что стало профессиональной школой будущих греческих композиторов, среди которых авторы первых греческих опер — Павлос Каррер и Спиридон Ксиндас.

В 1871 году была открыта консерватория в Афинах, а в 1939 году — Национальная опера Греции. В период итало-греческой войны 1940—1941 годов наиболее известной исполнительницей патриотических песен, а потом и «певицей Победы» стала София Вембо.

Позже успехов на международной арене достигли греческие композиторы Спиридон Самарас (автор Олимпийского гимна), Микис Теодоракис, Мария Фарандури, Димитрис Митропулос, Янис Ксенакис, певица Мария Каллас, среди современных — тенор Мариос Франгулис, пианист Димитрис Сгурос, скрипач Леонидас Кавакос.

Кэти Хомата — эстрадная певица, представительница поколения музыкантов «Новой волны». Среди композиторов, представителей «Новой волны» отличается Дионисис Саввопулос. Настоящие звезды греческой эстрады второй половины 20 века — Демис Руссос и Нана Мускури.

В популярной музыке в XX веке в Греции приобрели популярность своеобразные национальные жанры — рембетика — песни криминального происхождения, а также лаика. В 2006 году благодаря победе Елены Папаризу Греция принимала конкурс Евровидение.

Источники

  • Музыкальный энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1990
  • Греческая музыка
  Греция Греция в темах История Символы Политика Вооружённые силы География Общество Экономика Связь Культура
Доисторическая • Эгейская цивилизация • Древняя • Римская • Византия • Герцогство Афинское • Османская империя • Современная Греция
Герб • Флаг • Гимн
Государственный строй • Выборы • Президент • Премьер-министр • Парламент • Правительство • Конституция • Политические партии • Внешняя политика (Энозис • Великая идея Венизелоса) • Внутренняя политика
Сухопутные войска • Военно-воздушные силы • Военно-морские силы
Административное деление • Города (Столица) • Реки Греции • Регионы развития • Периферии • Номы • Димы
Население (Иммиграция) • Языки (греческий • русский) • Спорт (Олимпийский комитет) • Образование • Наука • Здравоохранение • Религия (Православие) • Полиция • Суд (Верховный административный суд) • Международные рейтинги
Валюта • Туризм (всемирное наследие) • Транспорт (Железные дороги, Судоходство) • Торговля
Телефонная • Интернет (.gr) • Телевидение • Радио • Почта (история и марки) • СМИ
Литература • Мифология • Архитектура • Праздники (День независимости) • Достопримечательности • Музыка • Кинематограф  • Театр
Портал «Греция» • Проект «Греция»
  Страны Европы: Музыка Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Косово • Приднестровье

¹ В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией  • ² В основном в Азии

Музыка Греции Информация о

Музыка ГрецииМузыка ГрецииМузыка Греции

Музыка Греции Информация Видео

Музыка Греции Просмотр темы.

Музыка Греции что, Музыка Греции кто, Музыка Греции объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com