История 10 класс древняя русь. Методическая разработка (история, 10 класс) на тему: История России, 10 класс: восточные славяне, Древняя Русь ( 9 - 10 вв.)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тест по истории (10 класс) на тему: Тесты для 10 класса по темам " Древняя Русь", "Русские княжества и земли в XII-XIII в.в.". История 10 класс древняя русь


Методическая разработка (история, 10 класс) на тему: История России, 10 класс: восточные славяне, Древняя Русь ( 9 - 10 вв.) | скачать бесплатно

Восточные славяне. Русь в IX - XI вв., 10 класс

Тест. Вариант № 1

1. Восточные славяне расселились на территории

1) Подунавья и Балканского полуострова                                           3)  От предгорий Карпат до верховий Волги

2) Между Одером и Вислой                                                                    4)   Между Волгой и Уралом

2. Преобладающий тип земледелия у восточнославянских племен, проживающих в лесной полосе,-

1)Переложное                                                                   3) Двуполье

        2)Подсечное                                                                      4) Трехполье

3. Установите соответствие между славянскими богами, природными стихиями и занятиями людей.

  1. Мокошь                                                                                          а)  гром и молнии                                                                                
  2. Велес                                                                                              б)  плодородие, женское начало природы
  3. Стрибог                                                                                          в)  огонь
  4. Перун                                                                                              г)  ветер

                                                                                                         д)  скотоводство

4.Дайте определение

  Родовая община_______________________________________________________________________________________

  Идол______________________________________________________________________________________

   Погосты____________________________________________________________________________________

   Язычество __________________________________________________________________________________

 5. Установите соответствие

     А.   Договор с Царьградом в 941 г.                                                              1)   Игорь

     Б.   Разгром печенегов в 1036 г.                                                                    2)   Ольга

     В.   Разгром Хазарии                                                                                         3)   Святослав

     Г.   Установление «уроков и погостов»                                                        4)   Владимир I

     Д.   Постройка пограничных городов – крепостей

 6. Определите, о каких событиях идет речь в отрывке из «Повести временных лет»

«Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом, И сказали себе «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам…»

Ответ:________________________________________________________________________________________

7. Расположите в хронологической последовательности имена древнерусских князей.

1)  Ольга                                                                        4) Рюрик

2)  Владимир Красное  Солнышко                         5)  Святослав

3)  Олег                                                                          6)  Игорь

8. Ниже приведен перечень названий племен, заселявших Восточно-Европейскую равнину во второй половине первого тысячелетия. Все они, за исключением одного, относятся к восточным славянам.

     Поляне, древляне, вятичи,  меря, северяне, кривичи.

Найдите и запишите название племени, не относящееся к восточным славянам.

Ответ:____________________________________________________________________

9. Укажите  маршрут  торгового  пути  «из  варяг  в  греки».

А) Белое  море –р. Северная Двина – р.Сухона –р.Волга –р.Дон – Черное  море

Б) Балтийское  море – р. Волхов – оз. Ильмень – Черное  море

В) Балтийское  море – р.Неман –р. Припять –р. Днепр –Черное  море

 10.Укажите основные итоги внешне- и внутриполитической деятельности князя Олега (Вещего).

   11. Владимир I ввел христианство на Руси. При этом он отказался от принятия других возможных религий.

 А.  Каковы причины выбора византийской ветви христианства в качестве официальной религии Руси?

 Б. К каким последствиям привело «крещение Руси»?

12. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Правитель

Годы правления

Событие

Князь Святослав

957-972

(А)

(Б)

(В)

Установление нового порядка сбора дани

Князь Олег

(Г)

(Д)

(Е)

980-1015

Присоединение к Руси городов Червень и Перемышль

1) 945-957 гг.                                                                           6) 882-912 гг.

2) княгиня Ольга                                                                     7) князь Игорь

3)князь Владимир Красное Солнышко                            8) князь Владимир Мономах

4) Дунайские походы                                                            9) окончательный разгром печенегов

5) Объединение Киева и Новгорода

Ответ:

                                                                            Восточные славяне. Русь в IX – XI вв., 10 класс

                                                                                             Тест. Вариант № 2

1.Установите соответствие между названием народа и районом его проживания

1)  Варяги                                                                                             А.  Бассейн реки Волхов.

2)  Ильменские словене                                                                  Б.  Нижняя Волга

3)  Поляне                                                                                            В.  Нижнее течение реки Дунай

4)  Хазары                                                                                             Г.  Скандинавия

                                                                                                                Д.  Среднее течение Днепра

2. Основным занятием восточных славян в VI – IX вв. являлось

1)  Скотоводство                                                3) Ремесло

2)  Земледелие                                                   4)  Огородничество

3.Какие из названных понятий относятся к язычеству восточных славян?

1)Вакханалии, понтифики                                2)Волхвы, капища

3)Храмы, оракулы                                               4)Соборы, иконы

4.Дайте определение

Капище___________________________________________________________________________

Полюдье_____________________________________________________________________________________

Политеизм________________________________________________________________________________

Уроки____________________________________________________________________________________

5.Расположите в хронологическом порядке следующие события

А.  Крещение новгородцев

Б.  Крещение Владимира I

В.  Крещение киевлян

Г.  Поход Владимира I на Херсонес (Корсунь)

6.Определите, о каких событиях идет речь в отрывке из произведения византийского историка:

«Зимний же и суровый образ жизни тех самых россов таков. Когда наступает ноябрь месяц, тотчас архонты выходят со своими росами из Киева и отправляются в…Славинии другувитов, кривичей, севериев и прочих славян, которые являются данниками россов, Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киев».

Ответ:_______________________________________________________________________

7.Установите соответствие между историческими событиями и именами их участников.

А) разгром хазар                                                             1) Рюрик

Б) объединение Новгорода и Киева                          2)  Игорь

В) сожжение города Искоростень                              3) Святослав

Г) начало правления варягов на Руси                        4) Олег

                                                                                              5) Ольга

8. Ниже приведен перечень названий племен, заселявших Восточно-Европейскую равнину во второй половине первого тысячелетия. Все они, за исключением одного, относятся к финно-угорским племенам.

Весь, карела, вятичи, пермь, чудь, мордва.

Найдите и запишите название племени, не относящееся к финно-угорским племенам.

Ответ:_______________________________________________________________________________

9. В правление какого древнерусского князя был заключен выгодный для Руси договор с Византией?

1) Игорь                                 3) Святослав

2) Олег                                    4) Владимир I

10.Укажите основные итоги внешне- и внутриполитической деятельности княгини Ольги.

11.Сведения исторических источников о взаимоотношениях славян с варягами вызывают различные оценки историков. Изложите различные взгляды на роль варягов в становлении государственности на Руси. Какова современная точка зрения?

12. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Правитель

Годы правления

Событие

(А)

912-945

Неудачный поход на Византию, закончившийся сожжением русских кораблей «греческим огнем»

(Б)

(В)

Смерть на днепровских порогах в сражении с печенегами

Князь Олег

(Г)

(Д)

Владимир

980-1015

(Е)

1) 957-972 гг.                                                                           6) 882-912 гг.

2) князь Святослав                                                                 7) князь Игорь

3) Женитьба на полоцкой княгине  Рогнеде                  8) князь Владимир Мономах

4) Введение повоза вместо полюдья                               9) прибил щит на врата Царьграда в знак победы

5) окончательный разгром печенегов

Ответ:

nsportal.ru

Тест по истории (10 класс) на тему: Тесты для 10 класса по темам " Древняя Русь", "Русские княжества и земли в XII-XIII в.в." | скачать бесплатно

Древняя Русь. (10 класс)

Вариант 1.

1.Возникновение Древнерусского государства относится к

1)VIII в.                2)  IX в.               3)   X в.                     4)    XIв.

2.Погодные записи исторических событий в XI-XVIIв.в.

1)летописи           2)степные книги     3)жития        4)былины

3.Принятие Русью христианства относится к

1)907г.         2)945г.       3)988г.       4)1097г.

4.Прочитайте отрывок из летописи и отметьте, о каком князе идет речь.

«…и легко ходил в походах, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли со словами: «Иду на вы».

1)Ярослав Мудрый  2)Святослав  3)Владимир Красное Солнышко 4)Игорь Старый

5.Еще в начале Х в. на Руси начала распространяться славянская письменность ,созданная

1)Ярославом Мудрым            2)Кириллом и Мефодием

3)Борисом и Глебом               4)Нестором

6.Какой князь из названных прославился на века «Поучением детям» и победами над половцами, а его правление стало ярким завершением истории Древнерусского государства с центром в Киеве?  

1)Владимир Мономах                              2)Ярослав Мудрый

3)Владимир Красное Солнышко              4)Всеволод

7.Автором «Повести временных лет» считается

1)митрополит Петр                      2)инок Киево-Печерского монастыря Нестор

3)монах Лаврентий                      4)епископ Иона

8.Прочитайте отрывок из работы Н.М.Карамзина и напишите имя князя, о котором идет речь в тексте.

«Сей князь, названный церковью равноапостольным, заслужил в истории имя Великого. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя Великого принадлежит ему за дела государственные».

9.Расположите  следующие термины в хронологическом порядке их появления.

1) «Русская Правда»  2)усобица   3)погосты    4)родовая община

10.Установите соответствие.

А)Ярослав Мудрый          1)восстание древлян

Б)Игорь Старый                2)разгром половцев

В)Владимир Святой          3)начало письменного законодательства

Г)Олег Вещий                   4)объединение Новгорода и Киева

                                         5)Крещение Руси

Древняя Русь.(10 класс)

Вариант 2.

1.В каком городе стал княжить варяг Рюрик?

1)в Москве        2)в Новгороде           3)в Киеве            4)во Владимире

2.Киев стал «стольным градом» Древнерусского государства в

1)862г.                 2)879г.               3)882г.                 4)912г.

3.Объезд князем со своей дружиной подвластных земель с целью сбора дани

1)барщина         2)оброк                3)кормление               4)полюдье

4.Правление какого князя ознаменовано Крещением Руси?

1)Владимира      2)Олега              3)Святослава                4)Игоря

5.Первыми русскими святыми стали

1)Петр и Павел                                                 2)Борис и Глеб

3)Василий и Георгий                                       4)Дмитрий и Матфей

6.Летописный рассказ о призвании варягов послужил основой для создания в 30-е годы ХVIIIв. так называемой норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Ее разработка связана с именем(-ами)

1)М.В.Ломоносова    2)В.Н.Татищева    3)Э.Байера и Г.Миллера    4)П.П.Шафирова

7.Н.М.Карамзин, оценивал государственную деятельность древнерусской княгини, отмечал, что до ее времени «великие князья воевали- она правила государством». Это княгиня

1)Евдокия            2)Анна          3)Рогнеда           4)Ольга

8.Прочтите отрывок из летописи и напишите имя князя, с которым летопись связывает описанные события.

«В год 6473 (965) князь пошел на хазар и в битве одолел хазар, и столицу взял. В год 6474 (966) вятичей победил и дань на них возложил. В год 6475 (967) пошел на болгар и одолел болгар».

9.Расположите имена князей в хронологическом порядке их правления.

1)Игорь          2)Владимир Мономах       3)Ярослав Мудрый          4)Олег

10.Установите соответствие.

А)Ярослав Мудрый          1)восстание древлян

Б)Игорь Старый                2)разгром половцев

В)Владимир Святой          3)начало письменного законодательства

Г)Олег Вещий                   4)объединение Новгорода и Киева

                                         5)Крещение Руси

Русские княжества и земли в ХII-ХIIIв.в. (10 класс)

Вариант 1.

1.Укажите города, в которых в XII- XIV в.в. существовали боярские республики.

1)Москва и Тверь                                                 2)Владимир и Киев

3)Переяславль и Рязань                                       4)Новгород и Псков

2.Что из названного было следствием Ледового побоища?

1)усиление политической обособленности русских княжеств

2)срыв планов обращения русских людей в католическую веру

3)установление верховной власти Орды над Русью

4)начало объединения русских земель вокруг Москвы

3.Батыево нашествие на Русь произошло в

1)1223г.        2)1237г.       3)1240г.          4)1243г.

4.Какое событие произошло раньше других?

1)первое упоминание о Москве в летописи       2)битва на реке Калке

3)образование Золотой Орды                               4)съезд князей в Любече

5.Подвиг Евпатия Коловрата связан с обороной

1)Новгорода        2)Киева        3)Рязани         4)Москвы

6.Как назывался главный орган власти в средневековом Новгороде?

1)вече        2)круг         3)вервь        4)земство

7.Как называли на Руси ордынских сборщиков дани?

1)богатуры          2)баскаки          3)нукеры           4)вои

8.С именем какого князя связано суздальское княжение, постоянные вмешательства в дела соседей, а также приглашение князя Святослава Ольговича в 1147 г. в Москву?

1)Юрия Долгорукого                                         2)Владимира Мономаха

3)Андрея Боголюбского                                    4)Всеволода Большое Гнездо

9.Расположите в хронологической последовательности следующие события.

1)Невская битва

2)вторжение монголо-татар в Польшу, Венгрию, Чехию

3)первое упоминание о Москве в летописи

4)Неврюева рать

10.Установите соответствие.

А)Юрий Долгорукий         1)превращение города Владимира в центр политической жизни                                      

                                                Руси

Б)Андрей Боголюбский    2)разгром немецких рыцарей

В)Роман Мстиславич        3)постройка первого Московского Кремля

Г)Александр Невский       4)объединение  Галицкого и Волынского княжеств

                                             5)постройка Дмитриевского собора во Владимире

Русские княжества и земли в ХII-ХIIIв.в. (10 класс)

Вариант 2.

1.Глава городского управления в Новгороде в XII- XIV в.в.

1)князь        2)тысяцкий         3)архиепископ           4)посадник

2.Ханская грамота, дававшая русским князьям право на Великое княжение

1)ясак            2)ярлык             3)вира                         4)рескрипт

3.Ледовым побоищем было названо сражение на

1)реке Сити        2)реке Калке          3)Чудском озере          4)реке Неве

4.Какой из названных терминов обозначает одну из форм зависимости Руси от Золотой Орды?

1)полюдье          2)вира            3)пожилое            4) «выход»

5.Названия и понятия «Вороний камень», «клин», «рыцари» относятся к

1)битве на Чудском озере                                    2)Невской битве

3)битве на реке Калке                                          4)битве на реке Сити

6. «Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру». Так писал летописец о князе

1)Ярославе Мудром                                             2)Александре Невском

3)Данииле Галицком                                           4)Мстиславе Удалом

7.Прочитайте отрывок из Ипатьевской летописи и отметьте, о чьем нашествии на Русь здесь идет речь.

«В год 6745(1237). Пришли безбожники измаильтяне, которые раньше бились с русскими князьями на Калке. Первое их нашествие было на Рязанскую землю, и взяли они приступом Рязань, выманили обманом князя Юрия и привели к Пронску… Обманом выманили и княгиню, и убили князя Юрия и его княгиню, и всех жителей его земли перебили, не пощадили и детей, даже грудных».

1)Чингисхана        2)Батыя           3)Тохтамыша         4)Ахмата

8.С каким ханом связано монголо- татарское нашествие на Русь в 1237- 1240 г.г.?

1)Чингисханом        2)Батыем       3)Ахматом          4)Тохтамышем

9.Расположите в хронологической последовательности следующие события.

1)битва на Калке                                   2)Ледовое побоище

3)Куликовская битва                            4)битва на реке Сити

10. Установите соответствие.

А)Юрий Долгорукий         1)превращение города Владимира в центр политической жизни                                      

                                                Руси

Б)Андрей Боголюбский    2)разгром немецких рыцарей

В)Роман Мстиславич        3)постройка первого Московского Кремля

Г)Александр Невский       4)объединение  Галицкого и Волынского княжеств

                                             5)постройка Дмитриевского собора во Владимире

Ответы.

Тест «Древняя Русь».

1 вариант.

1-2, 2-1,3-3,4-2,5-2,6-1,7-2,8-Владимир,9-4321,10-3154.

2 вариант.

1-2,2-3,3-4,4-1,5-2,6-3,7-4,8-Святослав,9-4132,10-3154.

Тест «Русские княжества и земли в XII-XIII в.в.»

1 вариант.

1-4 , 2-2 , 3-2 , 4-4,  5-3 , 6-1 , 7-2 , 8-1,  9-3124 , 10-3142.

2 вариант.

1-4,  2-2,  3-3 , 4-4,  5-1,  6-2 , 7-2,  8-2,  9-1423 , 10-3142.

nsportal.ru

Методическая разработка по истории (10 класс) на тему: Тема урока: Древняя Русь | скачать бесплатно

МБОУ Верхнедонская гимназия

Конспект урока по истории России

 (с древнейших времен до конца 17 века)

10 класс (гуманитарный)

Карташова Татьяна Владимировна

Учитель истории и обществознания

Педагогический стаж работы – 38 лет.

        Ст. Казанская

2012

Пояснительная записка

  1. Работа создана для представления по гуманитарному направлению.
  1. Тема урока: Древняя Русь
  1.  Цель занятия: Обобщение изученного материала выявление пробелов в знаниях учащихся с целью проведения коррекционной работы и выявления вопросов, на которые гимназисты хотели бы получить ответ; группы учащихся желающих рассмотреть эту тему подробное  в неурочное время.
  1. В работе использовалась программа созданная на основе Федерального государственного стандарта 2004года. Средне (полное) общее образование. История. Профильный уровень. Авторская программа «История России с древнейших времен до17 века 10 класс» Сахаров А.Н. Буганов В.И  «Дрофа» Москва 2005год
  1. Учебник: История России с древнейших времен до17 века 10 класс Сахаров А.Н. Буганов В.И  Профильный уровень Москва  Под редакцией А.Н.Сахарова  «Дрофа» 2009 год.
  1. Урок является заключительным (итоговым) в 13 часовой теме «Древняя Русь» согласно к-тематическому планированию на него выделено 2 часа, (врему90 минут) так как по расписанию у 10а есть сдвоенные уроки.
  1. Применены на уроке исследовательские технологии и метод проекта. Формы и методы обучения: работа в малых группах, выполнение творческих заданий, обсуждение сложных дискуссионных вопросов и проблем Работа с дополнительными источниками (в том числе Интернет ресурсами), самостоятельный отбор фактического материала с целью аргументации своей позиции.

Тема урока: Древняя Русь

           Вводная реплика:   Планируя урок свой  конечной целью видела дальнейшее формирование активной гражданской позиции у  учащихся и  воспроизведение ранее полученных знаний на новом более высоком, качественном уровне.

Цель урока: для учителя – создать условия для осмысления учащимися роли и места  Древней Руси в мировой истории, продолжить работу по формированию умения вступать в речевое общение, сравнивать анализировать, сопоставлять, рассуждать; для учащихся – получить возможность научиться анализировать, высказывать суждения о ценностях разных видов и форм культуры, понимать необходимость бережного отношения к культурному достоянию Отечества, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, формулировать свою точку зрения, систематизировать и обобщать материал по теме «Древняя Русь», развивать способность к самооценке, умение планировать свои действия, строить понятные для партнеров высказывания.

Образовательная : повторение основных этапов становления древнерусского государства, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме Древнерусское государство,  Расцвет Древнерусского государства.

Развивающая:  формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси, развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории, формирование конструирования альтернативных вопросов

Воспитательная: Развитие интереса к истории и понимания  своей сопричастности историческому процессу

Тип урока: урок обобщающего повторения

Вид урока: урок лабораторное (практическое) занятие с элементами исследования.

Методы: эвристический, поисковый

Материальное оснащение: раздаточный материал для групп, учебник А.Н. Сахаров  В.И. Буганов История России с древнейших времен до конца 17 века 10 класс профильный уровень. Москва «Просвещение». 2009год.  Материалы отобрание учащимися на этапе подготовки к уроку

Ход урока:

  1. организационный момент:

Проблема: Человек в Истории – сквозная линия, связывающая все этапы пройденные человечеством. (Мозговой штурм) Как вы понимаете эту проблему?

Вступительное слово учителя:

Обобщение высказанных  учащимися точек зрения  Прошу обратить внимание на поставленную проблему. Каждый из вас, как творец истории, и часть её. Вы знаете, что в современной исторической науке существует несколько подходов антропологический, цивилизационный, культурологический и в ваши ответы нужно построить согласно требованиям современной исторической науки; отразить в выступлениях  понимание многоликости исторического процесса.                                                                              Каждая группа во время выполнения проектного задания (за10дней до урока) выбрала для себя определенную тему; подготовила для себя тезисы и теперь,  применяя накопленные знания, вы познакомитесь с раздаточным материалом и выполните ваши задания

2. Деление класса на 4 группы (учитель предварительно выделил 4 лидера – лидеры набирали команду). Учитель оглашает темы раздаточного материала, группы по желанию выбирают тему, где они считают себя компетентными (лучше подготовленными)                                                                                              3. Учитель раздает учащимся раздаточный материал с заданиями по группам и бланками ответов. Учащиеся работают на протяжении 15 минут. Результатом работы является заполнение систематизирующей таблицы или ответа на предложенные вопросы.(6-8 минут)

2 этап. Через 15 минут лидеры команд и их докладчики выступают с устной презентацией своего исследования.  Время выступления 3-5 минут. Эксперты противоположных групп дают оценку ответов или задают возникшие у них вопросы Время оценивания 3 минуты. И выставляют примерную оценку работы  группы.                                                                                                                3 этап-рефлексия (время от5-до10минут)

Вариант логической цепочки для 1 группы:

Географическое положение, природно-климатические условия; усовершенствование орудий и  технологий; излишки ;эксплуатация чужого труда; неравенство ; государство.

Вариант синквейнов для 1 группы:

Норманисты

Неспособны заимствованное

Теория возникновения государства у славян

Способы формирования государственности

Западная теория

Антинорманисты

Закономерное вызревшее

Теория возникновения государства у славян

Способы формирования государственности

Ломоносова теория; Отечественной исторической школы.

Ломоносова

Вариант кластера для 2 группы

Раннефеодальное государство

власть        экономика   войско   территория        взаимоотношения

Христианство

Монотеистическая    Византия   храмы  молитвы  священники

Вариант фишбоуна для 3 группы

1)экономическое положение.

2)политическое положение.

3)социальное положение.

4)военное развитие.

5)культурное развитие.

6)международное положение.

Вариант презентации для 4 группы

4 этап. Подведение итогов выставление оценок в журнал

Приложения

Материал для работы I группы

Цель работы: объяснить причины возникновения государственности у древних славян, в чем причина спора между норманистами и антинорманистами.

1.        Полянам же жившим по горам этим, был путь из варяг в греки и из грек поДнепру, и в верховьях Днепра волок до Ловати, и по Ловати войти в Ильменьозеро великое (большое), из него же озера течет (река) Волхов и впадает возеро Великое Нево (Ладожское), устье того озера входит в море Варяжское(Балтийское), и по тому морю идти до Рима, а от Рима прити по тому же мо рю ко Царю городу, а от Царя города прити в Понт море, а в которое впадаетДнепр река, Днепр же течет из Оковского леса и потечет на полдне (на юг), аДвина из того же леса потечет на полночь (на север) и впадает в море Ва ряжское; из того же леса потече Волга на восток и впадает семидесятью жер лами в море Хвалынское (Каспийское). Тем же (путем) из Руси можно поВолге идти в болгары и в хвалисы, и на восток дойти в жребий Симов, а поДвине в варяги, из варяг до Рима и до племени Хамова (Африки). А Днепрвпадает в Понетское море жерелом (рукавом или лиманом), это море зоветсяРусским.

Ответьте на Вопросы:

  1. Как называется торговый путь в Скандинавию, описанный в данномлетописном отрывке?
  2. Опишите последовательность прохождения торгового пути из Сканди навии в Константинополь?
  1. Какое современное название соответствует Русскому морю или Понту?

2.        Летописи молчат о существовании храмов и жрецов у наших восточных

славян. Природными жертвенниками, алтарями         служили горы, скалы,

камни огромной величины. Обычай приносить жертвы под деревьями мог произойти и от того, что первоначально жертва назначалась для душ умер ших, а души умерших, по всеобщему верованию обитали в лесах, на деревь ях, преимущественно на дубах. Кроме деревьев жертвы приносились также у воды. Славяне смотрели на жертву именно как на трапезу, поставляемую бо гам; и с введением христианства жертвы приносились по-старому, в домаш нем кругу, предлагали душам усопших родичей рожаницам... Есть известия, что у русских славян были в обычае человеческие жертвы, которые у народов были большей частью умилостивительные: при каких-нибудь общественных бедствиях думали. Что божество гневается за чьи-нибудь грехи, и потому ис кали преступника, которого и приносили в умилостивительную жертву... Ответьте на вопросы:

  1. Кому поклонялись славяне?
  2. Где, по мнению славян, обитали души усопших?
  3. Как, по мнению автора, славяне умилостивляли богов, при природныхкатаклизмах?

3.        Выступил в поход Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, славян,мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть вгороде, и посадил в нем своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал

Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он своих воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам отправился к ним вместе с младенцем. И под плыл к Угорской горе, спрятав своих воинов; и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря. При дите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятан ные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли Игоря, до бавил: «Вот он сын Рюрика». Ответьте на вопросы:

  1. О чем идет речь в данном тексте?
  2. Какие племена были подвластны Олегу?
  3. С какой целью пошел Олег на Киев?
  4. Чем он аргументировал убийство Аскольда и Дира?
  5. В каком году это произошло?
  6. Кто правил после смерти Олега?
  7. Какое произведение вы знаете, посвященное князю Олегу?

Задание: На основании ранее полученных знаний и изученных документов заполните таблицу и устно, обоснуйте свои выводы.

Причины возникновения государства у восточных славян

Основные положения норманистскоой теории происхождения государства у восточных славян

Основные положения антинорманистскоой теории происхождения государства у восточных славян

…переходит к дочерям). - ( Если кто, умирая, разделит дом свой детям, то так разделить, как он завещал. Если умрет без письменного завещания, то дом разделить между всеми детьми, за вычетом того, что пойдет на похороны и поминовение).

Если жена сядеть по муже (если у умершего есть жена), то на ню (нее) час ти дати, а что на ню муж возложит, тому она есть госпожа, а наследство му жа ей не надобе. Если у умершего боярина или дружинника есть сестра, то наследство ей не иметь, то отдать ее замуж братья како смогут (братья ее обязаны выдать замуж, то есть на них лежит эта обязанность позаботиться о ее браке, свадьбе, то есть до брака она на их попечении). (При разделе на следства между братьями). А двор без дела о тень (без дележа, по ограду -тын, толкование текста составителя) всяк (всегда отходит) меншему сынови. Если умрет муж (свободный), а жена у него раба, то наследство им не полу чать, но свободу им с матерью. Если братья спорят перед князем о наследст ве, то тому кто делит их взять гривну кун за суд). Ответьте на вопросы:

  1. В 1113 г. В Русскую Правду были внесены дополнения, относящиеся кограничению процентов по займу и наследственным операциям с иму ществом. Кто из русских князей это сделал? Известна Краткая редак ция Русской Правды, назовите еще одну широко известную редакциюРусской Правды.
  2. Используя текст документа, докажите, что а) в Русской Правде речьидет об уже сформировавшейся боярской вотчине, б) что в приведен ной редакции Русской Правды юридический термин смерд означалполностью зависимого от князя человека, его собственность.
  3. Определите социальное и имущественное положение женщины в срав нением с положением мужчины в период Киевской Руси. Кто осущест влял контроль над соблюдением правил вступления в наследство? До кажите свой выбор.                                                                                                                           Заполните таблицу, используя ранние полученные знания и на основании предложенного раздаточного материала

Черты раннефеодального государства.

Причины принятия христианства Киевской Русью

Определите социальные слои общества, согласно анализируемого документа

Материал для работы III группы

Цель работы: понять и объяснить причины феодальной раздробленности. Охарактеризо вать отношение к феодальной раздробленности различных слоёв  общества Древней Руси.

1.        С половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси и. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо за селённая, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то.... В числесеми запустенелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самыхстаринных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с при знаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее эко номического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела....Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противо положными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, вобласть верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Такюжно-русское население из Поднепровья возвращалось на давно забытыеместа, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Поднепровьянаправляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, зареку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. ... Она - источник основныхявлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII в.;из последствий этой колонизации сложился весь политический и обществен ный быт этой Руси.

Ответьте на вопросы:

  1. В чем причина запустенья южнорусских земель?
  2. Каково отношение автора к этому процессу?
  3. В каких направлениях шел отлив населения?
  4. Отток населения из Южных земель был следствием или причиной ос лабления политической власти Киевского князя? Ответ аргументируй-те.

2.        О, пришлось стонать Русской земле, вспомним прежние времена и преж них князей! Того старинного Владимира нельзя было пригвоздить к горамкиевским. Но его (Мономаха) знамена теперь у князя Рюрика, а другие зна мена его у князя Давида. Но у них врозь развеваются знамена....Ярославна рано плачет в Путивле на стене, говоря:

«Полечу кукушкою по Дунаю, омочу кровавый рукав в Каяле-реке, оботру кровавые его раны на крепком теле его.

О ветер, вихорь! Зачем, ты, господин, бурно веешь, зачем мчишь половецкие стрелы на легких крыльях своих на воинов милого моего? Разве мало тебе было в вышине под облаками веять, качая корабли на синем море? Зачем ты, господин, развеял по ковылю мое веселье?....

О, Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы через землю половецкую; ты качал на себе Святославовы лодьи до полка Кобякова; прилелей, господин, моего милого ко мне, чтобы не слала я к нему слез на море рано.... Светлое и пресветлое солнце! Для всех ты светло и прекрасно: зачем, владьь ка, послало ты свои горячие лучи на воинов милого? В поле безводном, жаж дою им луки согнуло, горем им колчаны заткнуло? Ответьте на вопросы:

  1. Назовите поэтическое произведение. Датируйте время: век (четвертьвека; его середина; начало; конец), когда оно было написано.
  2. Найдите не менее трех свидетельств того, что автор-христианин ис пользует языческие мотивы в тексте поэмы. В тексте упоминается Свя тослав, докажите, опираясь на текст отрывка, что речь идет не о Свято славе Игоревиче (962 -972 гг.), а о киевском князе Святославе Всеволо довиче (1117-1194 гг.), разгромившем половцев в 1184 г.
  3. Чем автор частично объясняет причины поражения русских дружин вбою с противником? Назовите не менее двух таких причин. В чем ав тор видит главную причину того, что половцы разоряют Русскую зем лю?

3.Заполните таблицу: «Положительные и отрицательные стороны феодальной раздробленности», используя ранее полученные знания и документы из раздаточного материала .                                                                                                                                       .  

Категории

Положительные  сторо ны

Отрицательные стороны

1. Экономическое раз витие общества

2. . Политическое разви тие общества                            общества Культурное развитие общества

3Социальное развитие общества

 4.Культурное развитие общества                   Социальное развитие общества

5. Военное развитие общества

6Международное положение.

Материал для работы IV группы

Тема «Культура Древней Руси»

Цель работы: Выяснить особенности культуры славянских племен в догосударственный и в государственный период, показать особенности культуры Древней Руси.

V

Рис 1. Славяне на охоте

Рис 2. Соседская община

Родовые  охотничьи угодья

Река

Родовые общинные лоловлиловлиЩдвоеые

2Ы&НЫВ ЛОвЯИ

Борги род»

Рис 3. Родовая община

Рис 4. Сыродутный горн

 Рис 5. Жнец

.

Рис 5. Крестьянин и ремесленник

nsportal.ru

Презентация к уроку по истории (10 класс) по теме: Презентация к уроку истории 10 класс на тему "Киевская Русь ". | скачать бесплатно

Слайд 1

Презентации к урокам п о разделу: «Киевская Русь» п резентации к урокам истории, 10 класс Автор : учитель истории Капошко Ольга Николаевна 5klass.net

Слайд 2

Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство формируется феодальная структура , схожая с вассально-сеньориальной системой Европы – соподчинение феодалов различного ранга, взаимообязательства сеньора и вассала. Однако Русь не знала столь четкой феодальной иерархии как в Европе.

Слайд 3

Вотчина (отчина — перешедшая от отца, иногда от деда) — древнейший вид феодальной земельной собственности, принадлежащей владельцу на правах полной наследственной собственности . Земледельцы платили феодальную ренту: денежную, натуральную, отработочную.

Слайд 4

Кормление — система содержания должностных лиц за счет местного населения, наместник (местный князь, боярин) получал право взимать налог с определенных земель, часть которого присваивал себе за службу.

Слайд 5

Великий князь Дружина Старшая Младшая Светлые князья Местные дружины, 500-3000 чел. Ополчение, до 50 тыс. человек Наемники, до 1 тыс. чел. Пехота Конница Структура вооруженных сил Древнерусского государства ( X-XII вв.)

Слайд 8

Полузависимое население Рядовичи — человек, заключивший определенный договор — ряд и обязанный выполнять работу по этому договору. Закупы —работавшие в хозяйстве феодала за «купу» — заем, имели свое хозяйство. Отработав долг, освобождались.

Слайд 9

Зависимое население Холопы — категория зависимого населения в Древней Руси, известная с X в. Холопы были близки по положению к рабам. В XVII в. постепенно слились с крепостным крестьянством. Киевская Русь ( IX- сер. XII в.) не знала крепостной зависимости крестьян!

Слайд 10

Смерды — общее название сельского населения Древней Руси. Наймиты - свободные общинники работающие за плату. Свободные общинники

Слайд 11

Самостоятельная работа по учебнику стр. 26-36. составить таблицу Первые русские князья Правитель Годы правления Проводимая политика

Слайд 12

862 г. – Рюрик с дружиной (Синеус, Трувор) были приглашены на княжение в Новгород 866 г. – новгородская знать во главе с мятежным дружинником Вадимом Храбрым попыталась избавится от опеки Рюрика, восстание было жестоко подавлено варягами

Слайд 13

Олег Вещий (879-912 гг.) (шурин Рюрика) 882 г . –убил полянского кн. Дира и в. Аскольда , объединил Новгород и Киев под своей властью Покорил: древлян, северян, радимичей, дулебов, харватов 911 г. – выгодный торговый договор с Византией

Слайд 14

Игорь Старый (912-945 гг.) (сын (?) Рюрика) 915 г. – впервые встретился с печенегами 941 г, 944 г. – походы на Константинополь (945 г. – мир. договор) 945 г. – повторно собирая дань с древлян был убит князем Малом

Слайд 15

Ольга Мудрая (жена Игоря) (регентша с 945 – 964 г, умерла 969 г.) 946 г. – карательный поход на древлян, взят Искоростень. Ольга провела реформу налогообложения, учредила погосты 957 г. – крестилась под именем Елена

Слайд 16

Полюдье – объезд князей с дружиной подвластных земель, племен для сбора дани. Погосты – административные центры, созданные для сбора дани Уроки – нормы определяющие размер дани Заслуга княгини Ольги заключается в том, что она нормировала сбор дани (уроки) и заменила полюдье погостом. Ольга – первая княгиня- христианка, после смерти Ольга (Елена) была канонизирована православной церковью

Слайд 17

Святослав Игоревич (Воитель) (945 – 972 г.) 964-966 г. – походы на хазар , взял Итиль и Саркел, Хазарский каганат после этого удара не смог оправиться 968 г. – вторжение в Дунайскую Болгарию , взял Переяславец и объявил его “ серединой своей земли ” 971 г. – мирный договор с Византией, русские ушли из Болгарии 972 г. – попал в печенежскую засаду, убит ( Куря )

Слайд 18

Владимир I Святославич (Святой,Красно Солнышко) (980 - 1015) В результате усобиц между сыновьям Святослава Ярополком был убит Олег (Древлянская земля), Владимир бежал к варягам. Вернувшись Владимир захватил Новгород, договорившись о Переговорах, хитростью убил Ярополка, захватил власть в Киеве. В 980 г. – утвердился на киевском престоле

Слайд 19

980 г.– религиозная реформа. Владимир пытается создать общерусский языческий пантеон богов во главе с Перуном. В пантеон также входили: Даждьбог, Стрибог, Велес. Провал реформы

Слайд 20

Причины религиозных реформ: Идеологические пережитки язычества не могли быть совместимы с централизованной властью и порождали сепаратизм Язычество мешало стабилизации феодальных отношений Язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы

Слайд 21

Причины религиозных реформ: 4) Требовалась новая идеология, утверждающая отношения господства и подчинения 5) Монотеизм укреплял авторитет личной княжеской власти

Слайд 22

988 г. – Русь перенимает христианскую религию от Византии в форме православия. Владимир: “ Кто не со мной, тот против меня ” Первыми приняли крещение киевляне (вошли в Днепр), новгородцев пришлось крестить силой с особыми усилиями 989 г – первая церковь св. Георгия

Слайд 23

Святополк Ярополчич – приемный сын (племянник) Владимира Святославича . Захватил великокняжеский престол. 24 июля 1015 г. – вероломно убил брата Бориса (канонизирован православной церковью, храм Св. Василия в Вышгороде) 5 сентября 1015 г. – обманом убил Глеба (канонизирован православной церковью, храм Св. Василия в Вышгороде) Святополк за свою подлость получил прозвище “ Окаянный ”

Слайд 24

Против Святополка Ярополчича выступил новгородский князь Ярослав Владимирович (сын Владимира Святославича). 1016 г. – Святополк потерпел поражение при Любече, бежал в Польшу. 1018 г. – Святополк разбил Ярослава на р. Буг, княжил в Киеве 1019 г. – Ярослав разбил Святополка , на р. Альта Святополк был повторно разбит, бежал.

Слайд 25

Ярослав Мудрый (1019-1054 г.) Владимиром Святославичем был посажен на великокняжеский стол новгородский, но ещё при жизни отца отказался платить дань Киеву . После смерти Владимира участвовал в междоусобной борьбе с Святополком , одолев его стал великим князем Киевским .

Слайд 26

Ярослав Мудрый (1019-1054 г.) Ярослав соперничал с тмутараканским князем Мстиславом Храбрым (брат) за Русскую землю. Потерпел поражение, братья поделили земли. Границей был Днепр: земли по левому берегу – Мстислав Земли по правому берегу (вместе с Киевом) – Ярослав 1036 г. – Мстислав умер, Ярослав стал единоличным правителем Руси.

Слайд 27

Ярослав Мудрый (1019-1054 г.) Ярослав Мудрый установил принцип наследования великокняжеского стола старшему в роду Положил начало русскому письменному законодательству – Русская Правда Возвел храм Святой Софии в Киеве

Слайд 28

До 1068 г. Ярославичи правили Русской землей совместно. 1068 г. – половцы нанесли серьезное поражение русским князьям. Изяслав отказался вооружить киевлян восстание в Киеве великий князь Всеслав , полоцкий князь. Изяслав предпринял попытку захватить власть, недолго княжил в Киеве. 1073 г. – великий князь Святослав (вскоре умер). Изяслав вернулся, 1078 г. погиб от руки Олега Святославича . 1078 – 1093 гг. – великий князь Всеволод (младший сын Ярослава Мудрого), период его правления отличался относительной стабильностью на Руси.

Слайд 29

1093 г . – сын Всеволода Владимир Мономах уступил Киев двоюродному брату Святополку Изяславичу и отправился в Чернигов ( Изяслав – старший Ярославич ) Усилилась междоусобная борьба между князьями – черниговским Олегом (сочувствовал половцам) и переяславским Владимиром Мономахом . Олег был разбит, клялся в повиновении.

Слайд 30

1097 г. в Любече собрался княжеский съезд. Инициатор – Владимир Мономах (переяславский князь) Состав: Святополк Изяславич (Киев), Давыд Игоревич (Волынь), Василько Ростиславич (Теребовль, Галицкая земля), Олег Святославич Цель: предотвращение усобиц, ослабляющих Землю русскую .

Слайд 31

Значение съезда в Любече (1097 г): Пытаясь прекратить междоусобицы князья приняли решение об окончательном распределении земель между наследниками, тем самым “ официально ” закрепили состояние феодальной раздробленности на Руси. РУСЬ СЧИТАЕТСЯ УЖЕ НЕ ЕДИНЫМ ГОСУДАРСТВОМ, А СОВОКУПНОСТЬЮ “ ОТЧИН ” , КОТОРЫМИ НАСЛЕДСТВЕННО ВЛАДЕЛИ РАЗЛИЧНЫЕ ВЕТВИ КНЯЖЕСКОЙ ДИНАСТИИ – РУСЬ УДЕЛЬНАЯ

Слайд 32

Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125 гг.) Старший сын киевского князя Всеволода Ярославича , прозвище “ Мономах ” получил по линии матери, дочери Константина Мономаха (Византия) По оценкам современников: мудр, умен, грамотен, удачлив в бою, красив.

Слайд 33

Реформы Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) 1) “ Устав Владимира Всеволодовича ” улучшил положение простого народа, полузависимого населения Ограничил произвол ростовщиков (не более 20 % в год) 2) Возглавил борьбу с половцами, обезопасив границы Руси 3) При Владимире Мономахе временно было восстановлено единство Руси и влияние киевского великокняжеского стола (грубой силой и хитростью) 4) Первый реформатор в истории Руси 5) Нарушив указ Ярослава Мудрого наследовал власть сыну Мстиславу 6) Автор “ Поучения Владимира Мономаха своим детям ”

Слайд 34

Мстислав Великий (1125-1132 гг.) Сын Владимира Мономаха , продолжатель политики отца Продолжил борьбу с половцами Мстислав Великий – последний великий князь Древнерусского государства Киевская Русь с 30-х гг. XII в. Русь вступила в стадию феодальной раздробленности

nsportal.ru

Тест (история, 10 класс) по теме: Контрольная работа по теме "Древняя Русь", 10 класс | скачать бесплатно

Контрольная работа по теме «Древнерусское государство»

10 класс, 1 вариант

1.Одним из первых древнерусских каменных храмов был собор

1)

Успенский в Москве

2)

Софийский в Киеве

3)

Покровский в Москве

4)

Дмитриевский во Владимире

2.Как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси, участвовавший в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя?

4)

дружина

3.Какой из перечисленных терминов обозначал категорию зависимого населения Древней Руси X-XII вв?

1) казаки

2) рекруты

3) наместники

4) рядовичи

4.Кто из названных лиц считается одним из авторов «Повести временных лет»?

1)

Владимир Мономах

2)

Ярослав Мудрый

5.Наследственные земельные владения в Древней Руси назывались

6.Согласно летописным свидетельствам, восстание древлян в 945 г. было вызвано

1)

межплеменной рознью древлян и вятичей

2)

попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян

3)

нежеланием древлян принимать христианство

4)

насильственным набором древлян в дружину князя Святослава

7.Прочтите отрывок из древнерусской летописи и укажите, о каком событии идет речь.

«Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и охранять Русскую землю и пусть каждый владеет отчиной своей». И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого покусится, против того – крест честный и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси».

1)

съезде князей в Любече

2)

решении  Стоглавого собора

3)

решении первого Земского собора

4)

походе новгород-северского князя Игоря против половцев

8. Полюдье в Киевской Руси – это

1) денежный оброк

2) народное собрание

3) сбор дворянского ополчения

4) форма взимания дани с подвластного населения

9.Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

А)

Владимир Мономах

1)

разгром половцев

Б)

Владимир Святославич

2)

объединение Киева и Новгорода

В)

Ярослав Мудрый

3)

восстание древлян

Г)

Игорь Старый

4)

крещение Руси

5)

принятие «Русской правды»

10. Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их княжением.

ИМЕНА

СОБЫТИЯ

А)

Святослав

1)

разгром половцев

Б)

Владимир Мономах

2)

крещение Руси

В)

княгиня Ольга

3)

принятие «Русской правды»

Г)

Владимир Святославович

4)

дунайские походы

                                             5)

установление новой формы сбора

 дани

11.Установите соответствие между терминами и их определениями.

ТЕРМИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1)

вотчина

А)

глава местного управления, назначенный центральной властью

2)

вече

Б)

территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода

3)

удел

В)

борьба за власть в одном княжестве или за образование самостоятельного княжения

4)

наместник

Г)

народное собрание

Д)

земельное владение, которое передавалось от отца к сыну

12.Установите соответствие между понятиями и их определениями.

ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) чернь, скань, эмаль

1)жанры древнерусской литературы

Б) кириллица, глаголица

2) виды ювелирной техники

В) фреска, мозаика

3)виды письменности в Древней Руси

Г) летописи, сказания

4)виды древнерусской живописи

5)архитектурные стили

   

13.Из труда современного историка.

«Вокруг его имени вращаются почти все важные события русской  истории конца XI – начала XII века… Он выделялся блестящими  способностями государственного деятеля, умением противопоставить  узким, корыстным интересам нужды своего государства… В период его  правления была составлена древнейшая из известных летописей – "Повесть временных лет". Сам он написал "Поучение детям", которое  показывает, что этот князь обладал литературным талантом. В этом  произведении он отмечал, что совершил более восьмидесяти крупных  походов против половцев, а мелких – и не упомнить. В более поздние  времена появилась легенда о том, что византийский император – его  родной дед – прислал ему знаки царского достоинства».

А) О каком князе идет речь в документе? Когда и в результате какого  события он занял киевский престол?

Б) Привлекая знания по истории и текст документа, отметьте, в чем состояли  главные заслуги князя. Приведите не менее трёх положений.

В )Какие черты личности князя выделяет автор? Укажите не менее трёх черт  личности князя.

14.Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля

определенной эпохи и напишите его исторический портрет.

1) Игорь Старый  ; 2) Владимир Мономах; 3) княгиня Ольга.

Укажите время жизни исторического деятеля (точные годы жизни указывать

не надо). Дайте краткую характеристику основных направлений (событий,

достижений и т.п.) и результатов его деятельности.

nsportal.ru

Тест по истории России 10 класс "Древняя Русь. От Руси удельной к Московской Руси"

Тест «Древняя Русь. От Руси удельной к Московской Руси»

Вариант 1.

1.Каким годом летописи датируют призвание варягов на Русь

А) 862 г. Б) 988 г. В) 1097 г. Г) 1111 г.

2. Первое единое русское государство имело название:

а) Новгородская Русь; б) Киевская Русь; в) Владимирская Русь.

3.Сбор дани древнерусскими князьями в форме объезда подвластных им земель назывался

А) кормление       Б) полюдье        В) повоз         Г) пожилое

4.В период феодальной раздробленности боярские республики существовали в

А) Новгороде и Чернигове В) Пскове и Новгороде

Б) Владимире и Киеве Г) Галиче и Новгороде

5.Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло па реке

А) Калке Б) Воже В) Угре Г) Неве

6.Необходимость принятия новой религии в X в. была обус­ловлена тем, что славянское язычество

А) мешало Древней Руси стать независимым государством

Б) не способствовало укреплению власти великого князя

В) требовало многочисленных кровавых жертвоприношений

Г) обосновывало неравенство

7.Каков был итог первого похода хана Батыя на Русь в 1237/1238 гг.?

А) разорение Великого Новгорода Б) разгром Киева

В) разорение значительной части северо-восточных земель

Г) разгром городов Галицко-Волынского княжества

8.В чьё правление началось создание на Руси письменного сборника законов «Русская Правда»?

А) Ярослава Мудрого Б)Владимира Святого В)Андрея Боголюбского Г)Александра Невского

9.Монгольский чиновник, осуществляющий перепись населения

А) ярлык Б) баскак В) ясак Г) численник

10. С именем, какого князя связано первое упоминание в летописи о Москве?А) Изяслав Ярославович Б) Мстислав ВладимировичВ) Юрий Долгорукий Г) Юрий Всеволодович

11.Какие функции в Новгороде в 12 веке выполнял посадник?А) руководил государственными органами республикиБ) заведовал государственной казнойВ)контролировал торговые суда и командовал ополчениемГ) руководил церковью

12.Герб с двуглавым орлом в качестве официального появился в России при:а) Дмитрии Донском б) Семёне Гордом в) Иване Красном г) Иване III

13.Одним из результатов правления Ивана Калиты и его сыновей было:а) присоединение к Москве Великого Новгородаб) присоединение к Москве Тверского княжествав) прекращение зависимости Руси от Золотой Ордыг) хозяйственное и военное укрепление Московского княжества

14.Какое из перечисленных событий произошло позже других?а) Куликовская битваб) набег хана Тохтамыша на Москвув) «великое стояние « на Угрег) сражение на р. Калке

15.Политическая самостоятельность Великого Новгорода была ликвидирована в:а) 1380 г. б) 1410 г. в) 1478 г. г) 1521 г.

16.Одним из результатов правления великого князя Василия III было:а) прекращение зависимости Руси от Золотой Ордыб) завершение объединения русских земельв) принятие общерусского «Судебника»г) создание стрелецкого войска

17. Поместное землевладение в отличие от вотчиныа) являлось собственностью великого князя б) освобождалось от уплаты налоговв) выдавалось за службу и на время службы г) было наследственным владением крупных феодалов

18.Прочитайте отрывок из сочинения историка Н. И. Костомарова и укажите, какое событие предшествовало описанному в отрывке:

«Тохтамыш намеревался сделать такой быстрый набег, чтобы застать Москву врасплох. Он принял в соображение оплошность русских, слишком возгордившихся своими победами. Внезапность нашествия произвела такое впечатление, что князья, воеводы и бояре совсем потеряли голову».

а) Куликовская битва б) Ливонская война в) «стояние» на р. Угре г) Ледовое побоище

19. Прочтите отрывок из летописи и укажите имя деятеля, о котором идёт речь.

«Сей святой старец предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу…окропил святою водой всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»

а) митрополит Илларион б) Сергей Радонежскийв) митрополит Алексей г) монах Нестор

20.Иконописцам были:А) Нестор и Илларион     Б) Афанасий Никитин и Аристотель ФиоровантиВ) Андрей Рублев и Феофан Грек     Г) Пересвет и Ослабля

21.Прочтите отрывок из исторического источника и назовите особый вид платы крестьянина помещику.

«А крестьянам уходить из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до и неделю после Юрьева дня. Дворы пожилые платят в полях за двор рубль, а в лесах полтина. А который крестьянин поживёт за кем год да пойдёт прочь, и он платит четверть двора, а два года поживёт… полдвора платит…»

22. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

1.  рядовичи   

 

2. дружинники  

3. дворцовые крестьяне

А. зависимые  крестьяне, проживающие   на землях великого князя   

Б. воины вооруженных отрядов князей

В. лица в Древнерусском государстве, служившие феодалам по договору 

23. Прочтите фрагмент из летописи и укажите, о каком со­бытии идет речь и когда оно произошло.

"... зачем губили русскую землю, сами на себя ссоры навле­кая? Л половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раз­дирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чисто­сердечно и будем охранять русскую землю, и пусть каждый владе­ет отчиной своей" - рассказывает о событии

24. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Слова даются в алфавитном порядке в именительном падеже.Одно из понятий лишнее.А) Вече    Б) Киевская Русь В) Князь Г) Первобытно-общинныйД) Российское централизованное государство Е) Феодальная раздробленностьЖ) Феодальная республика З) ФеодальныйК IX в. на Руси сформировался (1) ______ строй. Богатых людей уже не удовлетворял сложившийся в племенах порядок управления, так как он не мог обеспечить охрану их имущества и создать условия для его приумножения. Первое государство восточных славян получило название (2) ______. Верховная власть в нем принадлежала (3) __________ .В начале XII в. прозвучал и был узаконен новый лозунг: «каждый держит вотчину свою». Это знаменовало начало (4) __________ . Формы политического устройства в русских землях в этот период были самыми разнообразными: от феодальной монархии до существующего в Новгороде и Пскове (5) ___________ . Верховная власть в этих городах принадлежала (6) ____________.Позднее ведущее место среди городов Руси заняла Москва. Она возглавила борьбу за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. В результате активной политики московских князей в XVI в. завершился процесс образования (7) ____________ .

Тест «Древняя Русь. От Руси удельной к Московской Руси»

Вариант 2.

1. Образование Древнерусского государства произошло в

А) 862 г. Б) 882 г. В) 912 г. Г) 962 г.

2.Кого из названных лиц русские князья считали родоначальником своей династии?

А) Аскольда Б) Дира В) Рюрика Г) Олега

3.Какое из названных событий произошло в 1097г?

А)смерть Ярослава Мудрого Б)Любечский съезд князей

В)дунайские походы князя Святослава Г)вокняжение в Киеве Владимира Мономаха

4. Какое из названных событий относится к X веку

А) завоевание Киева Олегом В) крещение Руси

Б) крестовый поход против половцев Г) съезд князей в Любече

5.Как назывались в Древней Руси свободные крестьяне-общинники, имевшие свое хозяйство:

А) рядовичи Б) закупы В) холопы Г) люди

6. Какая из перечисленных дат относится к истории борьбы русского народа с иноземными захватчиками?

А)1113г. Б) 1251г. В) 1223г. Г) 1359г.

7.Следствием Куликовской битвы стал(-о)

А)распад Золотой Орды Б)падение ордынского ига В) сплочение русских князей

Г)появление у русских уверенности, что с Ордой можно успешно воевать

8.Искусство, умение располагать, строить и украшать здания и сооружения, называлось:

А)бортничество Б)зодчество В) бондарство Г)гончарство

9.Представитель золотоордынского хана на Руси

А) ярлык Б) баскак В) ясак Г) численник

10. Как назывался первый письменный свод законов на Руси?А) «Завещание» Б) «Русская Правда» В) «Поучение» Г) «Наставление»

11.Что относится к последствиям поражения немецких рыцарей на льду Чудского озера?А)распад Ливонского орденаБ) союз крестоносцев с новгородцами против монголовВ) вхождение устья Невы в состав Новгородской землиГ) прекращение агрессии немецких рыцарей-крестоносцев на русские земли

12. Кто из названных лиц были современниками?а) Иван Калита и хан Ахмат б) Дмитрий Донской и Мамайв) Иван III и хан Батый г) Иван IV и хан Тохтамыш

13.Князь, первым из Московских князей получивший ярлык на великое княжение владимирское и право сбора дани со всех русских земель:а) Владимир Мономах б) Ярослав Мудрый в) Иван Калита г) Иван III

14.Какое событие произошло позже остальных?А) поход Тохтамыша на МосквуБ) Куликовская битваВ) «стояние на реке Угре» Г) Грюнвальдская битва

15.Первым московским князем был:а) Даниил Александрович б) Юрий Долгорукийв) Андрей Боголюбский г) Александр Невский

16.О постепенном формировании в России централизованного государства свидетельствует:а) увеличение численности московского войскаб) прекращение выплаты дани в золотую Ордув) создание Судебника 1497 г.г) деление русских земель на волости

17. Поместное землевладение в отличие от вотчиныа) являлось собственностью великого князяб) освобождалось от уплаты налоговв) выдавалось за службу и на время службыг) было наследственным владением крупных феодалов

18. Главная причина победы Москвы над Тверью в первой половине XIV в.а) выгодное географическое положение Москвыб) подчинение церкви политике московских князейв) гибкая политическая линия московских князейг) интенсивная миграция в Московское княжество

19.Прочтите отрывок из сочинения историка Н. М. Карамзина и укажите имя исторического деятеля, о котором идёт речь.

«Несмотря на коварство, употреблённое князем к погибели опасного совместника, московитяне славили его благость, и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя собирателя земли Русской и Государя-отца: ибо сей князь не любил проливать крови их в войнах бесполезных, освободив великое княжение от грабителей внешних и внутренних…».

а) Иван Калита б) Иван Грозный в) Андрей Боголюбский г) Ярослав Мудрый

20. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла вА) принятии первого свода законов «Русская правда»Б) освобождении Руси от ордынской зависимостиВ) создании первого общерусского СудебникаГ) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель

21.Прочтите отрывок из исторического источника и назовите особый вид платы крестьянина помещику.

«А крестьянам уходить из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до и неделю после Юрьева дня. Дворы пожилые платят в полях за двор рубль, а в лесах полтина. А который крестьянин поживёт за кем год да пойдёт прочь, и он платит четверть двора, а два года поживёт… полдвора платит…»

22. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

1.вотчина                                              

 

2. поместье

 

 

3. слобода

А. часть города, населенная людьми сходных профессий

Б. земельное владение, даваемое за военную и государственную службу, без права продажи, обмена и наследования

 В. наследственное земельное владение феодала

 

23.Прочтите отрывок из исторической Повести и укажи­те, к какому году относятся эти события.

"И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и по­шел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступ­но. Батыево войско переменилось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город -одни с огнями, другие с пороками (осадными орудиями), третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день".

24. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Слова даются в алфавитном порядке в именительном падеже.Одно из понятий лишнее.А) Вече    Б) Киевская Русь В) Князь Г) Первобытно-общинныйД) Российское централизованное государство Е) Феодальная раздробленностьЖ) Феодальная республика З) ФеодальныйК IX в. на Руси сформировался (1) ______ строй. Богатых людей уже не удовлетворял сложившийся в племенах порядок управления, так как он не мог обеспечить охрану их имущества и создать условия для его приумножения. Первое государство восточных славян получило название (2) ______. Верховная власть в нем принадлежала (3) __________ .В начале XII в. прозвучал и был узаконен новый лозунг: «каждый держит вотчину свою». Это знаменовало начало (4) __________ . Формы политического устройства в русских землях в этот период были самыми разнообразными: от феодальной монархии до существующего в Новгороде и Пскове (5) ___________ . Верховная власть в этих городах принадлежала (6) ____________.Позднее ведущее место среди городов Руси заняла Москва. Она возглавила борьбу за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. В результате активной политики московских князей в XVI в. завершился процесс образования (7) ____________ .

infourok.ru

Тест по истории (10 класс) на тему: Тест. Древняя Русь. | скачать бесплатно

Древняя Русь

I вариант.

1. Образование Древнерусского государства произошло в

А) 862 г.        Б) 882 г.       В) 912 г.      Г) 962 г.

2. Походы на Хазарию, на Дунай связаны с именем князя

А) Олега       Б) Святослава      В) Ярослава Мудрого       Г) Юрия Долгорукого

3. Какое из названных событий относится к X веку

А) завоевание Киева Олегом                             В) крещение Руси

Б) крестовый поход против половцев               Г) съезд князей в Любече

4. Сбор дани древнерусскими князьями в форме объезда подвластных им земель назывался

А) кормление       Б) полюдье        В) повоз         Г) пожилое

5. В каком году произошла битва, после которой князя Александра Ярославича стали называть «Невским»

А) 1223 г.         Б) 1238 г.        В) 1240 г.        Г) 1242 г.

6. В период феодальной раздробленности боярские республики существовали в

А) Новгороде и Чернигове                     В) Пскове и Новгороде

Б) Владимире и Киеве                             Г) Галиче и Новгороде

7. К причинам поражения русско-половецких войск на р.Калке относится

А) переход половцев на сторону монголов

Б) численный перевес монголов

В) отсутствие согласованности в действиях русских князей

Г) более совершенное оружие монголов

8. Представитель золотоордынского хана на Руси

А) ярлык      Б) баскак      В) ясак        Г) численник

9. Какое из событий произошло позже всех других

А) битва на Калке      Б) Невская битва     В) битва на р.Сити       Г) Ледовое побоище

10. К последствиям феодальной раздробленности относится

А) культурное и хозяйственное развитие удельных княжеств

Б) усиление обороноспособности страны

В) исчезновение многих видов ремесла, упадок хозяйства

Г) усиление власти киевских князей

11. Какие три из перечисленных событий связаны с княжением Ярослава Мудрого

А) объединение Киева и Новгорода                                     Г) принятие христианства

Б) разгром Хазарского каганата                                           Д) разгром печенегов

В) Строительство Софийского собора в Киеве                  Е) создание «Русской Правды»

12. Заполните пропуски в таблице:

Имя князя

Дата

События

Заключение договора о беспошлинной торговле с Византией

Восстание древлян

Крещение Руси

Основание Москвы

Ледовое побоище

13. Человек, попавший в зависимость за долги – это ………..

14. Народное собрание у славян – это ……….

15. Картина, выполненная водяными красками по сырой штукатурке ……

Древняя Русь

II вариант.

1. Объединение северных и южных славянских  племен в Древнерусское государство произошло в

А) 862 г.        Б) 882 г.       В) 912 г.      Г) 962 г.

2. Захват власти в Киеве и основание Москвы связаны с именем

А) Олега       Б) Святослава      В) Ярослава Мудрого       Г) Юрия Долгорукого

3. Какое из названных событий относится к XI веку

А) завоевание Киева Олегом                             В) крещение Руси

Б) крестовый поход против половцев               Г) съезд князей в Любече

4. Место сбора дани для киевского князя называлось

А) погост       Б) полюдье        В) урок         Г) повоз

5. В каком году произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами

А) 1223 г.         Б) 1238 г.        В) 1240 г.        Г) 1242 г.

6. В период феодальной раздробленности ожесточенная борьба между боярами и князьями была в

А) Галиче и Чернигове                            В) Пскове и Новгороде

Б) Владимире и Киеве                             Г) Галиче и Владимире Волынском

7. К причинам поражения русских князей в 1237-1241 гг. НЕ относится

А) переход половцев на сторону монголов

Б) численный перевес монголов

В) отсутствие согласованности в действиях русских князей

Г) более совершенное оружие монголов

8. Монгольский чиновник, осуществляющий перепись населения

А) ярлык      Б) баскак      В) ясак        Г) численник

9. Какое из событий произошло раньше всех других

А) битва на Калке      Б) Невская битва     В) битва на р.Сити       Г) Ледовое побоище

10. К причинам феодальной раздробленности относится

А) культурное и хозяйственное развитие удельных княжеств

Б) господство натурального хозяйства

В) расцвет торговли на пути «из варяг в греки»

Г) усиление власти киевских князей

11. Какие три из перечисленных событий связаны с княжением Владимира Мономаха

А) объединение Киева и Новгорода                                     Г) восстановление единства Киевской Руси

Б) крестовый поход против половцев                                  Д) ограничение процентов по долгам

В) Строительство Софийского собора в Киеве                  Е) создание «Русской Правды»

12. Заполните пропуски в таблице:

Имя князя

Дата

События

Установление точного размера дани

Организация съезда князей в Любече

Невская битва

Крестовый поход против половцев

Битва на реке Сити

13. Человек, зависимое положение которого передается по наследству – это …….

14. Картина, выполненная из разноцветных кусочков смолы – это ………..

15. Ханская грамота на право княжения – это …….

nsportal.ru