Искусство древнего египта лекции. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Лекция 5 Общая характеристика древнеегипетского
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Лекция 9 Особенности заупокойных ансамблей. Искусство древнего египта лекции


Искусство Древнего Египта. Новый тираж диска с циклом лекций.

Друзья, по многочисленным просьбам мы допечатали дополнение к тиражу дисков с моим курсом видеолекций "Искусство Древнего Египта", которого нет и не будет в сети.

Авторский цикл лекций Виктора Солкина охватывает три тысячелетия искусства Древнего Египта: от времени зарождения цивилизации на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. и вплоть до I в. до н.э., когда Египет стал частью Римской империи.

Каждая из четырех лекций связана с одним из периодов наивысшего расцвета Египта. Благодаря богатейшему иллюстративному материалу вы познакомитесь не только с признанными шедеврами наследия земли фараонов, но и со многими малоизвестными памятниками, хранящимися в музейных и частных собраниях Египта, Европы, США и России.

Особое место в лекциях уделено символической системе древнеегипетского искусства, что позволит вам «прочитать» многие произведения, понять смыслы, скрытые в них выдающимися мастерами древности.

4 лекции, более 10 часов звучания и сотни иллюстраций, включая абсолютно уникальные.

Заказать диск (оплата на карту) можно по адресу: [email protected] Стоимость: 500 руб + доставка Почтой России. Предоплата.

Подробно:

Лекция 1. Рождение стиля и великие пирамиды. Искусство Древнего царства.

Первая лекция цикла посвящена искусству додинастического Египта, времени становления египетской государственности и Древнего царства. Нас ждет череда удивительных архаических произведений: статуи богини-матери и ритуальные сосуды из гробниц, первые протоиероглифы и произведения крупной пластики. На смену им пришли великие памятники Иераконполя и Абидоса, за ними – первая ступенчатая пирамида царя Нечерихета (Джосера) в Саккаре и, конечно же, великолепие и закат эпохи Великих пирамид.

Лекция 2. Созвездие царей и вельмож. Искусство Среднего царства.

Эпоха Среднего царства - это поразительное созвездие шедевров, в котором особое место занимают знаменитые царские скульптурные портреты и произведения ювелирного искусства. Мы побываем близ пирамид Лишта, Дахшура, Лахуна и Хавары, многое узнаем о великом заупокойном храме Аменемхета III, прозванном в античности "Лабиринтом", поразимся изящному и хрупкому искусству росписей, покрывающих стены гробниц всесильных вельмож, осмеливавшихся бороться с царями за власть в стране.

Лекция 3. Величие Фив и Амарнский переворот. Искусство Нового царства.

Искусство эпохи Нового царства – это поразительное сочетание колоссальной храмовой архитектуры, пышных росписей гробниц, шедевров монументальной и миниатюрной скульптуры, поражающих воображение ювелирных произведений. Мы увидим самые интересные памятники великих городов – Мемфиса, Фив, Ахетатона, узнаем имена многих творцов – архитекторов и скульпторов, вспомним малоизвестные страницы истории находок знаменитого скульптурного портрета Нефертити и гробницы Тутанхамона.

Лекция 4. Шедевры угасающей культуры. Искусство Египта в I тысячелетии до н.э.

Десять веков, завершающие развитие культуры Древнего Египта, – это эпоха, в которой быстро сменяли друг друга стили и тенденции в египетском искусстве. Нас ждут тайные подземелья гробниц Таниса, грандиозные сооружения, которые оставили в Фивах т.н. «черные фараоны», великие скульптурные портреты времени «Саисского ренессанса», золото некрополей Нубии и, наконец, поразительное изобилие самых невероятных памятников, которые египетские художники создавали, столкнувшись с непривычными художественными эталонами эллинистического мира.

victorsolkin.livejournal.com

Лекция - IV. Изобразительное искусство Древнего Египта

Первые памятники изобразительного искусства – палетки.

Палетка с изображением охоты на львов,додинастический Египет, 4 тыс до н. э., Британский музей — изображения зверей и людей, хаотично размещенных в пространстве.

Палетка с шакалами, Древнее царство,к. 4 тыс. до н. э., Лувр – утверждается принцип симметрии.

Палетка Нармера, Древнее царство, 1 династия, к. 4 тыс до н. э., шифер, Каир, Египетский музей – формируется целостная система канона в изобразительном искусстве. Особенности древнеегипетских изображений на плоскости:

· повествовательность

· фризообразность композиции — поясное, построчное, ленточное, по регистрам расположение сцен

· разномасштабность, как один из способов передачисоциальногоразличия изображенных

· специфические приемы изображения Ч –

— только в рост

— без выявления объема (двухмерность изображений)

— при сочетании фасных и профильных элементов

· фон – нейтральный или заполнен иероглифами.

Монументальные рельефы – известны с 3 династии. Рельефы гробницы Хесира, Саккара, Древнее царство, 3 династия, 28 век до н. э., дерево, барельеф, Каир, Египетский музей.

Монументальные изображения украшали стены храмов и гробниц. Разрабатывались 2 сюжетные линии:

· Прославление главного персонажа — Пирующий Птаххотеп, гробница в Саккаре, Древнее царство, 5 дин, сер 3 тыс до н. э.

· Сюжеты, связанные с обеспечением ему посмертного благоденствия.

Охота на гиппопотамов, гробница Ти (?), Саккара, Древнее царство, 5 династия, сер 3 тыс до н. э. – характерный пример жанровой сцены с ритуальным подтекстом.

Писцы, мастаба в Саккаре, Древнее царство, 5 династия, сер 3 тыс до н. э., известняк; Музыканты на празднике,мастабавСаккаре, Древнее царство, 5 династия, сер 3 тыс до н. э., известняк Каирский музей – принцип повторяемости изобразительных мотивов: группа людей как сумма автономных, идентичных единиц, повторяющихся через фиксированный интервал.

 

Живопись

Египтяне работали в технике фрески (аль секко).

Гуси, Медум, гробница Нефермаата, Древнее царство, 4 династия, 27 век до н. э., Каир, Египетский музей – реалистическая трактовка образа с некоторыми примитивистскими условностями:

· отсутствует передача пространства, объема, светотени

· используются только локальные цвета

· присутствуют контурные линии.

Среднее царство Лучшие образцы – росписи гробниц номархов из Среднего Египта. Дикая кошка, гробница Хнумхотепа 2, Бени-Хасан, Среднее царство, 12 династия, 20 век до н. э. Новации:

— обогащается палитра (вводятся оттенки цвета, переходы от одного цвета к другому)

— контурные линии становятся едва заметными и в некоторых случаях исчезают

— изображение сохраняет впечатление живости.

Рельеф Среднего царства Основные завоевания:

· снижается пафос монументальности

· усиливается интерес к реальному человеку

· изображение становится более интимным

· художественный язык приобретает большую гибкость

· особо популярным становится койланогриф.

Саркофаг царицы Кафит, Дейр-эль-Бахри, Среднее царство,11 династия, 21 век до н. э., известняк, Каир, Египетский музей.

 

Новое царство Основные завоевания в изобразительном искусстве:

· появляются первые образцы графики на папирусах

· ис-во перестраивается на более светский, живописный, декоративный, лад

· формируется новый художественный идеал красоты: хрупкое тело, миндалевидные глаза, пикантная полуобнаженность, обилие украшений.

Музыкантши, гробница вельможи Нахт, Фивы, Новое царство, 18 династия, 15 век до н. э.

Наивысшее проявление этих тенденций – амарнское искусство (правление Аменхотепа 4 (Эхнатона). Поклонение Атону, рельеф из храма Атона, Ахетатон, Новое царство, 18 династия, нач 14 в. до н. э., Каир, Египетский музей

· новая иконография божества – солнечный диск с лучами, оканчивающимися ладошками;

· новая иконография фараона:

— отказ от идеализации

— акцент на индивидуально характерное в портретном образе

— элементы экспрессивной утрированности образа.

 

Главное завоевание искусства амарнского периода – интерес к передаче чувств человека. → Появление новых сюжетных композиций (с камерными, глубоко лирическими интонациями). Каирская стела, известняк, Новое царство, 18 дин, перв. четв. 14 в. до н. э., Каир, Египетский музей;Берлинская стела,Новое царство,18 династия, перв. четв. 14 в. до н. э., Берлинский музей – повествуют о семейном счастье Эхнатона.

· ненавязчивая симметрия композиции; ее сюжетная и смысловая цельность

· новая концепция времени — зафиксировано конкретное мгновение из жизни

· не каноническая свобода поз и движений

· в художественном языке – сочетание резких, изломанных и мягких, плавных линий.

Амарнский период – апофеоз живописности и декоративности. Сменхкара и Макетаттон(?),Анхесенпаатон(?), рельеф, Новое царство, 18 династия, 14 в до н. э., Берлин, Государственные музеи. Трон Тутанхомона, дерево, золотые пластины, Новое царство,18 династия, 14 в. до н. э., Каир, Египетский музей — изысканное искусство, с характерной для периода мягкостью в трактовке интимного сюжета.

Плакальщицы, рельеф, гробница, Мемфис, известняк, Новое царство, 19 династия, 14 в. до н. э., ГМИИ им. Пушкина — открытая эмоциональность в трактовке традиционного сюжета.

Круглая скульптура

Скульптура имела ритуальное назначение (олицетворяла вместилище души после смерти человека).

Особенности древнеегипетской скульптуры:

1. Развитыепортретные характеристики.

Хемиун, из гробницы в Саккаре, известняк, Древнее царство, 4 династия, 27 в. до н. э., Хильдесхейм, музей Пелицейса – реалистический образ конкретного человека.

Египетский портрет — равновесие конкретного и отвлеченного. Микерин с богинями,гранит, Древнее царство,4 династия, Каир, Егиепетский музей — портретные черты лица, но идеализированное изображение тела.

2. Вневременнаяхарактеристика образа. В скульптуре не читается:

· возраст модели

· ее психологическое состояние.

Взгляд выразительный, но обращенный сквозь зрителя.

3.Подчиненность скульптуры архитектуре.

Хефрен, заупокойный храм, Гизе, диорит, Древнее царство, 4 династия, Каир, Египетский музей

· замкнутая геометрическая форма

· преобладание прямых плоскостей

· фронтальность и симметричность композиции

· неподвижность.

4. Полихромия – для скульптуры из дерева и известняка.

Рахотеп и Нофрет, известняк, Древнее царство, 4 династия, сер. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей.

Типы древнеегипетской ск-ры.

— прямо стоящий человек

— человек идущий – с выставленной вперед левой ногой. Ранофер, известняк, Древнее царство, 5 династия, сер. 3 тыс до н. э., Каир, Египетский музей.

— сидящий Ч. Карлик Сенеб с семьей, известняк, Древнее царство, 5 династия, Каир, Египетский музей.

— писец. Каи, гробница в Саккаре, известняк, Древнее царство, 5 династия, сер 3 тыс до н. э., Лувр

— сложные синкретические образы. Сфинкс Хефрена, Гизе,известняк, Древнее царство, 4 династия, перв. пол. 3 тыс. до н. э.

 

Материалы, применявшиеся в скульптуре.

— камень. Твердые породы — диорит, базальт, обсидиан, порфир и красный гранит. Мягкие породы — известняк и песчаник.

— дерево. Правитель Сенби, Среднее царство, 12 династия, Столичный музей Нью-Йорка — фигура вырезана из целого куска, а руки и передняя часть ступней крепятся дополнительно.

Каапер, Древнее царство,5 династия, сер. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей.

— металл – реже и позже (7-8 вв. до н. э.).

 

Скульптура Древнего царства. Отличается:

— тяжеловесностью форм

— максимально обобщенными объемами

— абстрагированием от проявлений жизни.

 

Скульптура Среднего царства

Скульптура 11 династии продолжает традиции Древнего царства. Ментухотеп 1, Дейр-эль-Бахри, Среднее царство, 11 династия, 21 в. до н. э., Каир, Египетский музей – хебседная статуя.

Скульптура 12 династии – в трактовке лица появляются возрастные характеристики. Юный Аменемхет 3, известняк, Среднее царство, 12 династия, 19 в. до н. э., Каир, Египетский музей. Зрелый Аменемхет 3, гранит, Среднее царство, 12 династия, 19 в. до н. э., ГМИИ им. Пушкина.

Сенусерт 3, обсидиан,Среднее царство, 12 династия, 19 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей

· развитый рельеф лица (с большей детализацией черт и расчлененностью объемов)

·контрасты светотени

· элементы психологизма → не официальное название — «Грустный фараон».

Скульптура Среднего царства фиксировала изменения в мировоззрении общества.

Кубообразный Хотеп, гранит, Среднее царство, 12 династия, Каир, Египетский музей – новый тип скульптуры — фигура, заключенная в блок камня.Сенмут с дочерью Хатшепсут, черный гранит, Новое царство, 18 династия, нач. 15 в. до н. э., Берлин, Государственный музей.

 

Скульптура Нового царства

Утверждается элегантность, утонченность и мягкость. Головы статуи царицы Хатшепсут,их храма Дейль-эль-Бахри, раскрашенный известняк, Новое царство, 18 династия, нач. 15 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен музей – рафинированный и женственный образ фараона.

Новый идеал красоты сохраняется и при приемниках Хатшепсут. Тутмес 3, базальт, Новое царство, 18 династия, кон. 15-нач. 16 в. до н. э., Каир, Египетский музей.Скульптурные образы 18 династииотличаются:

· проникновенностью;

· одухотворенностью;

· дыханием радостного восприятия жизни.

ГоловаТутанхомона на лотосе,дерево, Новое царство, 18 династия, 14 в. до н.э., Каир, Египетский музей — изнеженный образ фараона.

Новый идеал красоты распространяется на трактовку тела. Становятся популярными удлиненные пропорции. Жрец Аменхотеп и его жена Раннаи, черное дерево, гипс, Новое царство, 18 династия, 15 в. до н. э., ГМИИ им. Пушкина:

· узкие плечи и бедра.

· высокаяпосадка головы

· легкая поступь.

 

Ведущий скульптор амарнского периода – Тутмес (мастерская в Ахетатоне раскопана Л. Борхардом в 1912 году). Бюст Нефертити, известняк, Новое царство, 18 династия, 1-ая четв. 14 в. до н.э., Берлин, Государственный музей. Борхард: «Описывать бесцельно — только смотреть».

Юная Нефертити, песчаник, Новое царство, 18 династия, 1-ая четв. 14 в. до н.э., Берлин, Государственный музей – тончайшая моделировка объемов.

Идущая Нефертити, известняк, Новое царство, 18 династия, 1-ая четв. 14 в. до н.э., Берлин, Государственный музей – царственная красота, не поддающаяся времени.

 

 

 

ТЕМА

www.ronl.ru

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Лекция 5 Общая характеристика древнеегипетского

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Лекция 5. Общая характеристика древнеегипетского рельефа. Палетка фараона Нармера

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ: • ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФОВ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА • ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ КАНОН В РЕЛЬЕФЕ • ТИПЫ РЕЛЬЕФОВ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФОВ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА • ПОДЧИНЕНЫ АРХИТЕКТУРЕ • ПОНИМАЛИСЬ КАК ИЕРОГЛИФЫ – священные знаки, обладающие животворной силой • СОЗДАНИЕ РЕЛЬЕФА – увековечивание жизненной силы изображенного • ЕДИНЫЙ КАНОН для рельефных и живописных изображений сформировался во времена IV – VI династий, не изменялся до Нового царства • РЕЛЬЕФ ПОКРЫВАЛ СТЕНЫ, ПОТОЛКИ, ПОЛНОСТЬЮ: одно изображение гигантского размера или ярусы сцен • РЕЛЬЕФЫ располагались в гробницах, храмах, на стелах, на статуях • ХУДОЖНИК (мастер рельефа или живописи) – «слушающий зов»

Фараон Тутмос III, поражающий врагов. Рельеф пилона храма Амона-Ра в Карнаке Новое царство 1/3 Стела Хунена. Среднее царство

СОВМЕЩЕНИЕ РЕЛЬЕФА И ЖИВОПИСИ Рельеф с изображением Ментухотепа I из Дейр-эль. Бахри. Среднее царство Фрагмент рельефа одной из гробниц в Бени-Хасане. Среднее царство

СКУЛЬПТУРНЫЙ КАНОН В РЕЛЬЕФЕ ОСНОВАН НА ПРИМЕНЕНИИ ОСНОВ ГЕОМЕТРИИ И МЕТОДОВ ЧЕРЧЕНИЯ: • ПРОПОРЦИИ «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ» • ОСОБЫЕ ПРИЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ТРЕХМЕРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПЛОСКОСТИ

СКУЛЬПТУРНЫЙ КАНОН В РЕЛЬЕФЕ • МЕТОД ОРТОГОНАЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ: проектирование предметов на плоскость линиями перпендикулярными (ортогональными) этой плоскости • Выбирается наиболее характерный ракурс предмета Изображение Аменхотепа III. Новое царство 1/3

СКУЛЬПТУРНЫЙ КАНОН В РЕЛЬЕФЕ • Размеры предметов на плоскость не зависят от расстояния этих предметов от этой плоскости • ПРИНЦИП «ПЕРЕКРЫТИЯ» способ передачи глубины пространства

СКУЛЬПТУРНЫЙ КАНОН В РЕЛЬЕФЕ • УСЛОВНЫЕ ПОВОРОТЫ ПЛОСКОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ: каждая часть тела или предмета изображается в наиболее выгодном повороте – «вид спереди» , «вид сбоку» , «вид сверху» Сети I с сыном во время охоты на быка. Рельеф храма Амона в Карнаке. Новое царство 3/3

СКУЛЬПТУРНЫЙ КАНОН В РЕЛЬЕФЕ • РАЗНОМАСШТАБНО СТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ – способ передачи иерархии изображенных персонажей Стела фараона Джета. Из Абидоса Ранее царство

СКУЛЬПТУРНЫЙ КАНОН В РЕЛЬЕФЕ Амон-Ра. Рельеф храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Новое царство 1/3 Жрица Хатхор с систром. Рельеф храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Новое царство 1/3

Правители страны Пунт. Фрагмент рельефа портика Пунта из храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Новое царство 1/3 Египтяне. Фрагмент рельефа портика Пунта из храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Новое царство 1/3

ЗАДАЧИ РЕЛЬЕФОВ: • ПОМОЩЬ В ПРОВЕДЕНИИ РИТУАЛОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВСТРЕЧУ ЗЕМНОГО И НЕБЕСНОГО (ЧЕЛОВЕКА И БОГОВ) • ПОМОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДНОСТЕЙ НА ПУТИ В НОВУЮ ЖИЗНЬ – изображение путешествия человеческой души в загробный мир, сцены загробной жизни • МАКСИМАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИВНОСТЬ

ТИПЫ РЕЛЬЕФОВ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ • Низкий барельеф – фон изображения убирается на высоту рельефа (изображение выше фона)

ТИПЫ РЕЛЬЕФОВ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ • Врезанный рельеф – фон остается нетронутым, углубляются границы изображения (фон и изображение имеют одну высоту)

ТИПЫ РЕЛЬЕФОВ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

СЮЖЕТЫ РЕЛЬЕФОВ: • ГОСПОДСТВО ФАРАОНА В МИРОЗДАНИИ: победа царя над силами хаоса (дикими зверями, врагами) • Сцены охоты, рыбной ловли, наказание врагов, Охота Рамсеса III на диких быков. Рельеф юго-западной стороны преследование диких первого пилона храма Рамсеса III в Мединет-Абу. Новое царство 3/3 зверей

Сети I поднимается на колесницу перед боем. Рельеф храма Амона в Карнаке. Новое царство 3/3

Рамсес II с войском на колесницах. Рельеф храма Рамсеса II в Абу. Симбеле. Новое царство 3/3

Рамсес II, поражающий хеттского вождя в битве при Кадеше. Рельеф храма Рамсеса II в Абу-Симбеле. Новое царство 3/3 Рамсес II, поражающий хеттов в битве при Кадеше. Рельеф храма Рамсеса II в Абу-Симбеле. Новое царство 3/3

СЮЖЕТЫ РЕЛЬЕФОВ: • ОТОЖДЕСТВЛЕН ИЕ ЦАРЯ С БОГАМИ: фараон в образе Гора в сопровождении богов и богинь, совершающий жертвоприношен ия божествам в обмен на их милость Стела Харемхеба. Новое царство 2/3

Аменхотеп III, приносящий дары Амону. Из храма Амона-Ра, Мут и Хонсу в Луксоре. Новое царство 1/3 Сети I, приносящий жертвы богам. Рельеф храма Амона в Карнаке. Новое царство 3/3

Сети I преподносит богине Исиде Джед. Рельеф храма Сети I в Абидосе. Новое царство 3/3 Хатшепсут в образе фараона, приносящая дары Гору. Рельеф храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Новое царство 1/3

СЮЖЕТЫ РЕЛЬЕФОВ: • ПРАЗДНЕСТВО ХЕБСЕД: фараон в короне Верхнего и Нижнего Египта в ритуальном одеянии с символами власти над объединенным Египтом (жезл и плеть), совершающий ритуальный танец или бег – символ обновления жизненных сил

СЮЖЕТЫ РЕЛЬЕФОВ: • ЖЕРВОПРИНОШЕНИ Я: процессии людей, несущих дары Сцена жертвоприношения. Рельефы первого двора храма Рамсеса III в Мединет-Абу. Новое царство 3/3

Плакальщики. Рельеф из Мемфиса. Новое царство 2/3

СЮЖЕТЫ РЕЛЬЕФОВ: • ДАРЫ БОГОВ ЦАРЮ: фараон, принимающий дары от богов – знак признания богами его божественной сущности, он равен богам (в залах для жертвоприношений) Амон и царица Хатшепсут. Новое царство 1/3

СЮЖЕТЫ РЕЛЬЕФОВ: • ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ В ЗАГРОБНЫЙ МИР • СЦЕНЫ ИЗ ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ Доение коровы. Рельеф саркофага царицы Кавит. Из дейр-Эль Бахари. Среднее царство

СЮЖЕТЫ РЕЛЬЕФОВ: Заклание быка. Рельеф саркофага царицы Ашаит. Из дейр-Эль Бахари. Среднее царство

СТЕЛЛА ФАРАОНА ДЖЕТА. РАННЕЕ ЦАРСТВО

ПАЛЕТКА ФАРАОНА НАРМЕРА. РАНЕЕ ЦАРСТВО

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРУ • УМКД «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВА» : ЛЕКЦИИ № 6, 7, 9, 11, 13, 17 • СРАВНЕНИЕ ЧЕРТ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО КАНОНА ДЛЯ СКУЛЬПТУРЫ И ДЛЯ РЕЛЬЕФА: «МИКЕРИН С БОГИНЯМИ» и «ТУТМОС III, ПОРАЖАЮЩИЙ ВРАГОВ» • ПАЛЕТКА НАРМЕРА КАК МОДЕЛЬ МИРОЗДАНИЯ: понятия «Природа» , «человек» , «социум» , «Бог» ,

present5.com

2. Искусство  Древнего  Египта. - История искуств

2. Искусство  Древнего  Египта.

 С незапамятных  времен  древнеегипетская  цивилизация  привлекала  внимание  человечества.  В  5  веке  до  н.э.  древнегреческий  историк  Геродот  посетил  Египет  и  оставил  подробное  его  описание.  Для  греков  Египет—страна  чудес,  колыбель  мудрости.  родина  самых  древних  богов.  Само  слово  «Египет»  («загадка»,  «тайна»)  греческого  происхождения.  Египтяне  называли  свою  страну  Кемет,  что  означает  «черная  земля». В  3 веке  до   н.э.  египетский  жрец  Манефон  написал  на  греческом  языке  «Историю  Египта»,  в  которой  выделил  периоды  Древнего,  Среднего  и  Нового  царств,  а  также  перечислил  31  династию  фараонов.

Древний  Египет,  как  никакая  другая  цивилизация  древности,  создает  впечатление  вечности  и  редкой  целостности.  Все  жители  Древнего  Египта  подчинялись  неограниченной  власти  фараона  (греч.  «фарао»,  от  егип.  «пер-о» —  «большой  дом») — так  традиционно  называли  местных  властителей.  Фараон  был  обожествлен  при  жизни  и  носил  титул  «сына  Солнца». В духовной  и  практической  жизни  древнеегипетского  общества  главную  роль  играла  религия.  Древние  египтяне  обожествляли  силы  природы,  растения,  зверей,  птиц  и  поклонялись  множеству  богов. Так,  Нил  почитался  как  бог  Хапи,  податель  влаги  и  урожая,  Ра — бог  Солнца,  Осирис—бог  плодородия,  Исида  (жена  Осириса) — богиня  плодородия,  воды  и  ветра. 

Важнейшее  место  в  религии  Древнего  Египта  занимал  заупокойный  культ.  Египтяне  верили,  что  жизнь  человека  продолжается  и  после  физической  смерти,  но  при  условии,  если  его  тело  остается  нетленным.  Так  возник  обычай  мумифицировать  тела  умерших.  По  представлениям  древних  египтян,  человек  наделен  несколькими  душами.  Одна  из  них  обитала  в  статуе  умершего.  Такую  статую  помещали  в  гробницу — архитектурное  сооружение,  размеры  и  пышность  убранства  которого  зависели  от  знатности  покойного.  Изображения,  которыми  украшали  погребения,  должны  были  обеспечить  душе  умершего  человека  возможность  пользоваться  всеми  благами,  окружающими  его  при  жизни.

Именно  религия  определила  особенности  древнеегипетского  искусства:  таинственное,  сокровенное,  оно  было  обращено  не  столько  к  миру  живых,  сколько  к царству  мертвых.  Спрятанные  в  гробницах  произведения  искусства  не  предназначались  для  осмотра.  Они,  как  верили  их  создатели,  обладали  особой  магической  силой,  помогали  усопшему  в  его  путешествии  в  мир  вечности.  Не  случайно  у  самих  египтян  слово  «художник»  имело  значение  «творящий  жизнь».

В  искусстве  Древнего  Египта  впервые  появились  многие  классические  архитектурные  формы  (пирамида,  обелиск,  колонна),  новые  виды  скульптуры  и  живописи.  При  главенствующей  роли  архитектуры  все  виды  искусств  образовали  в  Древнем  Египте  великолепное  гармоничное  единство.

Пирамида  выдающегося  военачальника  и  основателя   Третьей  династии  фараона  Джосера  (28 век  до  н. э.) — первый  гигантский  архитектурный  памятник   Древнего  Египта. Она  находится  в  Саккаре и  является  центром  погребального  ансамбля.  Сложенная  из  белых  известковых  блоков  ступенчатая  пирамида  высотой  60  метров  воздвигнута  зодчим  Имхотепом,  который  изобрел  способ  кладки  из  тёсаного  камня.  В  конструкции  пирамиды  Джосера,  которую  обычно  называют  «матерью  египетских  пирамид»,  отражены  три  основных  принципа  возведения  подобных  сооружений:

-                           гигантские  размеры,

-                           пирамидальная  форма,

-                           использование  именно  камня  как  строительного  материала.

Из  целого  ряда  последующих  построек  такого  типа  выделяется  пирамида  фараона  Хуфу  (греки  называли  его Хеопсом). Пирамида  облицована  была  гладко  отполированными  плитами  белого  известняка.  Основание  пирамиды — квадрат,  а  гладкие  грани  образуют  равнобедренные  треугольники.  Пирамида  построена  в  18 в.   до  н. э.  племянником  Хемиун.  Высота  пирамиды  равна 147м,  сторона  основания — 233м. Сложена  она  из  блоков  известняка  весом  от  2,5  до  30тонн.  Плиты  удерживаются  на  месте  силой  собственной  тяжести.  Зазоры  между  ними  не  превышают  0,5мм.

Древние  греки  считали  пирамиды  первыми  из  7  чудес  света.

Архитектурные  памятники  следующих  эпох  кажутся  карликами  рядом  с  пирамидой  Хеопса,  основание  которой  в  2  раза  превосходит  по  ширине  Красную  площадь  в  Москве.  Один  из  спутников  Наполеона  в  его  египетской  компании  1798-1799г.  французский  ученый  Франсуа  Жомер  записал:  «…когда  вы  подойдёте  к  подошве  пирамиды,  вас  охватывает  глубокое  и  сильное  волнение,  чувство  потрясения  и  подавленности,  вызываемое величием  и  простотой  формы,  контрастом  между  человеком  и  колоссальным  творением  рук  его;  глаз  не  может  его  охватить,  мысль  с  трудом  может  объять  его…»  Древнегреческий  историк  Геродот  писал,  что  Хеопс  «приказал  всем  египтянам  работать  на  него.  Одним  было  приказано  перетаскивать  к  Нилу  камни,  выломанные  в  карьерах  Арабских  гор,  другие  должны  были  нагружать  их  на  суда  для  перевозки  через  реку  и  тащить  к  Ливийским  горам.  На  стройке  постоянно  находились  сто  тысяч  рабочих,  которые  сменялись  каждые  3  месяца.  Они  уже  потратили  10  лет  на  прокладку  дороги,  по  которой  перетаскивали  камни,  но  это  было  ещё  ничто  по  сравнению  со  строительством  самой  пирамиды…  Сама  пирамида  потребовала  20 лет  работы.»  Строили  пирамиду  не  рабы,  как  это  принято  считать,  а  крестьяне,  которые  во  время  разливов  Нила  были  свободны  от  полевых  работ.

В  архитектурный  ансамбль  входит  знаменитый  лежащий  большой  сфинкс  длиной   57  метров  и  высотой  20  метров,  вырубленное  в  основной  своей  части  из  скалы  изображение  льва  с  человеческим  лицом.   В  глубокой  древности  сфинкса  засыпало  песком.   Молодой  царевич, будущий  фараон  Тутмос 4  (15век  до н.э.)  однажды  после  охоты  в  пустыне  задремал  в  тени  сфинкса  и  услышал  голос  каменного  исполина,  просившего  освободить  его  от  тяжести  песка.  Став  фараоном,  Тутмос 4  исполнил  эту  просьбу  и  приказал  украсить  сфинкса  плитой  с  рельефом  и  надписью,  повествующей  об  этом  событии.  Плита  существует  и  поныне.

В  искусстве  Древнего  царства  огромную  роль  играла  скульптура.  Египетские  статуи  исполнялись  согласно  канону  (греч.  «норма», «правило»)—строгим  законам,  которым  подчинялось  изобразительное  искусство.

Образы,  созданные  в  придворных  мастерских  Мемфиса,  обращены, как  и  всё древнеегипетское  искусство,  к  вечности,  поэтому  из  них  изгонялось  все  случайное,  суетное,  второстепенное.  Все  скульптуры  объединял  художественный   канон:  спокойствие,  симметрия  и  равновесие  величественных  и  застывших  поз,  однообразие  жестов,  бесстрастность  лиц.  В  облике  фараона  портретное  сходство  должно  было  обязательно  сочетаться  с  торжественной  монументальностью  и  величием. Существовало  несколько  видов  канонического  изображения  фараона:  идущего — с  вытянутой  вперед  ногой;  спокойно  сидящего  на  троне—его  руки  лежат  на  коленях;  усопшего — в  облике  бога  Осириса  со  скрещенными  на  груди  руками,  которые  держат  символы  власти  —жезл  и  плеть. Атрибутами  фараона  были  также  клафт — полосатый  платок  с  концами,  спускающимися  на  плечи;  немес — головная  повязка;  короны — белая,  в  форме  кегли  (символ  Верхнего  Египта),  и  цилиндрическая  красная,  с  высоким  закругленным  выступом  сзади  (символ  Нижнего  Египта).  Иногда  одна  корона  возлагалась  поверх  другой.  На  повязке  в  середине  лба  укреплялся  урей  — изображение священной  кобры,  хранительницы  царской  власти  на  земле  и  небе.  Непарадный  головной  убор,  хепреш,  имел  вид  синего  шлема.

 

При  выполнении  рельефов  (скульптурных  изображений  на  плоскости)  и  настенных  росписей  использовался  традиционный  приём  плоскостного  расположения  фигуры:  её  ноги  и  лицо  изображались  в  профиль,  глаз  в  фас,  а  плечи  и  нижняя  часть  туловища — в  трехчетвертном  развороте.  Скульпторы  пытались  таким  образом  показать  персонаж  с  разных  сторон,  совместив  наиболее  выигрышные  точки  обзора.  Наряду  с плоским,  почти  не  выступающим  над  поверхностью  стены  рельефом возник,  а  позже  широко  распространился  так  называемый  углубленный  рельеф:  врезанное  изображение  заполнялось  краской,  и  появлялся  цветной  силуэт.

Рельефы  развертывались  один  над  другим;  каждый  представлял  собой  повествовательный  ряд.  Фигуры  располагались  вереницами—в  схожих  позах,  с  одинаковыми  жестами;  на  светлом  фоне  чётко  выделялись  кирпично-красные  тела  мужчин  и  жёлтые—женщин.  Изображались  сельские  работы,  труд  ремесленников,  охота,  погребальные  шествия,  загробные  пиршества,  игры  детей  и  многие  другие  сцены.  «Владелец»  гробницы  как  бы  наблюдал  за  всем  происходящим.  Фараон,  вельможа  или  хозяин  поместья  всегда  изображались  более крупными  по  сравнению  с  их  окружением.

Величайшими  сооружениями  эпохи  Нового  царства  (16—11 вв.  до   н. э.)  стали  храмы,  или  «дома»  богов.  Один  из  них — заупокойный  храм  царицы  Хатшепсут  (первой  женщины - фараона),  посвященный  богине  Хатор.  Храм  в  Дэйр  эль-Бахри—выдающийся  памятник  древнеегипетского  зодчества  стоит  у  подножья  круто  обрывающихся  скал  Ливийского  плоскогорья,  которые  сливаются  с  ним  в  неповторимое  целое.  Храм  расположен  на  3  террасах,  соединенных  пандусами  (наклонными  площадками)  и  обрамленных  столбами  и  колоннами. Чтобы  посетить  храм,  нужно  было  пройти  по  аллее,  тянувшейся  от  берега  Нила,  и  подняться  по  террасам  к  святилищу,  вырубленному  в  толще  скал.  Строгий  облик  храма  разнообразили  статуи,  колонны,  росписи.  На  просторных  террасах  располагались  водоёмы,  росли  деревья.

Наиболее  совершенным  воплощением  культового  ансамбля  стали  знаменитые  храмы  Луксора  и  Карнака  (строились  начиная  с  16 века  до  н.э. в  течение  многих  столетий).  Они  занимали  большую  площадь  и  отличались  подчеркнутой  монументальностью.  В  древности  эти  храмы  были  соединены  трехкилометровой  аллеей  сфинксов,  по  которой  проходили  торжественные  религиозные  процессии.

Жилые  постройки,  в  отличие  от  храмовых,  не  сохранились — они  были  выложены  из  необожженного  кирпича,  а  иногда  из  скрепленной  прутьями  или  камышом  глины,  материалов  непрочных,  а  потому  и  недолговечных.  Внутренний  вид  жилища  той  эпохи  можно  только  представить  по  настенным  рисункам  или  изображениям  на  папирусе.  Полы  в  жилых  помещениях  накрывались  циновками.  Стены  от  пола  до  потолка  покрывались  яркой  ковровой  росписью.  Свет  проникал  через  небольшие  окна  под  самым  потолком.  В  другие  помещения  вели  двустворчатые  двери  или  задернутые  занавесками  проёмы.  Мебель  в  жилых  комнатах  во  многом  напоминает  современную,  однако,  несмотря  на  внешнее  сходство, назначение  и  способ пользо- вания  были  иногда  иными.  У  кровати  (рис.1),  например,  то,

                                                                      а

                                                                                

                                                                        

 

 

                 б

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.

что  у  нас  называется  изголовьем  (т.е.  вертикальная  стенка),  устраивалось  со  стороны  ног,  а  не  головы,  и  вовсе  не  служило  поддержкой  для  подушки;  подушек  у  египтян  не  было  вовсе,  а  под  шею  подставлялась  специальная  седловидная  опора  (рис. 18 а). Сиденья  только  входили  в  обиход:  на  древнейших  изображениях  сидят  только  божества,  фараон  и  его  жена.  Все  остальные:  гости  и  музыканты — располагались  прямо  на  полу,  покрытом  коврами  и  циновками.

Древнеегипетские  мастера  часто  скрывали  материал,  из  которого  изготавливалась  мебель.  Для  этого  большинство  изделий  покрывали  слоем  шпаклевки,  иногда  таким  толстым,  что  он  позволял  моделировать  предмет  подобно  скульптуре.  После  шлифовки  наружные  плоскости  покрывались  белым  грунтом,  а  уже  потом  на  его  фоне  расцветала  красочная  ковровая  роспись,  позолота,  инкрустация.  Украшение  предметов  имело  знаковый  смысл.  Орнамент  прочитывался  подобно  буквенному  тексту,  потому  что  он  был  основан  на  использовании  общепринятых  эмблем  и  символов.

Среди  открытий  20 века  подлинной  сенсацией  стала  находка   1922 г.   в  Долине  царей  гробницы  фараона  Тутанхамона (экспедиция  Картера).  В  гробнице  побывали  грабители,  но  по  неизвестной  причине  унесли  лишь  немногое.  Почти  все  помещение  погребальной  камеры  занимал  огромный  обитый  листовым  золотом  ящик  с  большой  двустворчатой  крышкой.  В  нем  один  в  другом  находилось  несколько  саркофагов.  В  последнем,  из  чистого  золота,  весом  более   110 кг   находилась  мумия  Тутанхамона  со  знаменитой  золотой  маской  на  лице.  Мумия  была  с  головы  до  ног  осыпана  драгоценностями—от  простых  золотых  бляшек  до  прекрасных  изделий  ювелирного  искусства.  Кроме  того,  в  гробнице  находились  богато  украшенные  ложа  и  складные  походные  кровати,  стулья,  кресла,  игральные  столики,  двухколесные  позолоченные  инкрустированные  колесницы,  модели  судов,  парадное  оружие,  сосуды,  вазы,  статуи  и  т. д.

 

4

bookwu.net

Разработка урока Тема: Искусство Древнего Египта

Разработка урока

Тема: Искусство Древнего Египта

Подготовила: Букасева О.Н. учитель истории МОУ «СОШ № 58» г. Магнитогорска.

Цель урока: расширить рамки учебника, познакомив учащихся с выдающимися образцами египетского искусства.

Основное содержание: Литература и искусство — источник знаний о древних египтянах.

Понятия и термины: пирамида, Сфинкс.

Оборудование урока: иллюстративный материал об искусстве Древнего Египта. Презентация.

Методическое оснащение: Учебник, рабочая тетрадь.

Методы: Словесный, наглядный, практический.

Приемы: Рассказ, пересказ, работа с учебником.

Технологическая карта урока

Этапы урока Действия учителя Действия учеников
1. Организационный (1-5 мин)

Слайд 1,2

Приветствие класса. Здравствуйте уважаемые ученики. Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему….

Тема: Искусство Древнего Египта

План урока:

План

1. Египетские пирамиды.

2. Храмы-жилища богов.

3. Живопись и архитектура.

4. Медицина.

Приветствуют учителя стоя.Ученики выполняют просьбу учителя

Записывают тему урока и план.

2. Опрос домашнего задания.

(раздаточный материал карточки)

Ход урока1. Проверка знаний

А) объясните слова: фараон, гробница, мумия, боги, миф

Б) Развернутые ответы:

1. Расскажите о богах древних египтян. Как их верования связаны с природой и занятиями людей?

2. Расскажите о представлении египтян о загробной жизни.

Индивидуальные задания (дифференцированный подход)Задание 1.

66. ...Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове.

67. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах...

69. Так вот в иных областях Египта крокодилы считаются священными, а в других — нет и с ними даже обходятся, как с врагами. Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, и пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребляют их в пищу...

Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1991. С. 37

Вопросы к документу:

1. Какие священные животные упоминаются в этом тексте?

2. Как вы думаете, почему к ним такое отношение?

3. Попробуйте объяснить, почему в Древнем Египте существовал культ кошки.

Задание 2

1. Как египтяне представляли богов?

2. Почему многие из них изображались с головами животных?

3. Почему бог солнца стал одним из главных богов египтян?

Отвечают на вопросы
3. Изучение нового материала (30 – 35 мин)

Слайды 3-12.

1. Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени на несколько тысяч лет назад, в Древний Египет, хранящий тайны давно минувших династий. Одна из самых жгучих тайн связана с одним из семи чудес света — египетскими пирамидами.

О тайнах египетских пирамид написано достаточно много, но от этого они не потеряли своей таинственности. Пирамиды были предназначены для захоронения фараонов. Строились они на западном берегу реки Нил – там, где «умирает» солнце. Сохранилось более 100 пирамид. Самые известные из них – пирамиды фараонов Хеопса и Хефрена

2. Храмы.Рассказ об устройстве храмов по иллюстрациям учебника, презентации и картинам.

Что мог чувствовать человек, входя в храм?

Не меньший интерес вызывают и египетские храмы.

Египтяне считали, что в храмах живут боги.

Как правило храмы высекались в труднодоступных районах, среди каменных скал. Реже храмы располагались в зданиях-дворцах.

Храм для египтян был домом богов. В храме стояли культовые статуи божества, через которую бог общался с людьми. Внутри храма могли находиться только жрецы, а остальные имели право лишь принести дары и вознести молитвы. Во время праздников статую бога выносили из храма на священной лодке. Храм состоял из: внутреннего двора, зала для религиозных процессий (гипостиля) и святилища. Стены храма украшались надписями и рисунками.Илл стр 57

Илл стр 443. Живопись и архитектура.

Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же живой, как и сам человек. Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой гораздо большее, чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица. Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу.

Росписи имели важное религиозное и магическое значение. Египтяне верили, что боги или умершие могут участвовать во всех сценах изображённых на росписях. Фигуры изображались так, будто на них смотрят одновременно под несколькими углами зрения. Краски изготавливались из мела, охры, и минералов (медь, кобальт). Они растирались в порошок и смешивались с водой. Кисти делали из тростника.

Фигурки рабов, животных.

Монументальные скульптуры фараонов.

4. Медицина и религия

Репутация египтян, как блестящих медиков дошла до наших дней. Известно, что у врачей была специализация: одни занимались глазами, другие – зубами, третьи – ногами и т.д.

Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в строении человеческого тела. Связано это с религиозными представлениями о смерти и переходе в иной мир – бальзамирование и мумификация умерших.

В лечении заболеваний важную роль играли молитвы. В медицине тесно сплелась наука и религия. При храмах жили врачи, которые были одновременно и жрецами.

Слушают учителя
4. Итоговое закрепление (5мин) Закрепление изученного на уроке

Вопросы. Что из рассказанного показалось вам наиболее интересным? Почему?

Выполняют просьбу учителя. Отвечают на вопрос.
5. Домашнее задание Домашнее задание: § 12

Выполнить творческое задание. Рисунок по теме «Искусство Древнего Египта»

Записывают дом зад в дневники
6. Подведение итогов и рефлексия Учитель выставляет оценки, отвечает на вопросы учеников. Записывают оценки.

Дополнительный материал

КТО СТРОИЛ ПИРАМИДЫ?

«Сами египтяне», — убежденно отвечает на этот вопрос главный хранитель египетских пирамид Гизы доктор Заки Хавас. У него есть все основания отвергать теории о строителях-рабах и тем более об инопланетянах. С начала девяностых годов XX в. археологическая экспедиция под руководством доктора Хаваса ведет раскопки городка строителей пирамид примерно в двух километрах южнее Большого Сфинкса. Обнаружено 40 могил, в том числе три из них — руководителей работ.

Захоронения рабочих скромны, а вот гробницы древних «прорабов» напоминают царские — только в миниатюре. Их стены украшают сказочные барельефы, а помещения содержат все то, что, по мнению древних египтян, могло пригодиться для загробной жизни.ГОРОД СТРОИТЕЛЕЙ ПИРАМИД

«Остатки древнего города, в котором с 2600 г. до н.э. жили строители египетских пирамид, в том числе те, чьим трудом была построена знаменитая пирамида Хеопса, обнаружили археологи на территории селения Назлет эс-Самман, находящегося близ знаменитого Сфинкса.

Раскопки показали, что город расположен на площади примерно пятнадцать квадратных километров. По мнению ученых, это крупнейшая находка времен Древнего Царства — эпохи, закончившейся в 2134 г. до н.э. По предварительным оценкам, в городе жили от 30 до 50 тысяч человек. Судя по древним легендам, он был разрушен после того, как жители подняли восстание против фараонов и их чиновников. Ученые нашли множество обугленной мебели и стен — явный признак того, что город был сожжен. Это подтверждают и сохранившиеся записи на папирусах» (По материалам журнала «Преподавание истории в школе»). ПРОКЛЯТИЕ ФАРАОНОВ

«В конце 1922 г. английский археолог Говард Картер вместе с лондонским меценатом лордом Карнарвоном нашли могилу фараона Тутанхамона с его мумифицированными останками и богатейшим погребальным кладом. «Смерть быстрыми шагами настигнет каждого, кто нарушит покой фараона», — гласит одна из надписей, начертанных на гробнице Тутанхамона.

Рядом лежали три скелета древних грабителей, не успевших унести богатую добычу. Это более чем прозрачное предупреждение судьбы английские ученые проигнорировали. Картер вместе с Карнарвоном, со своим сводным братом Гербертом и их помощником Мейсом вскрыли саркофаг. Через полтора месяца лорд Карнарвон неожиданно скончался от малярии, вызванной укусом москита. Герберт впал в тяжелую депрессию и повесился. Покончил с собой и молодой ученый Мейс. Леди Карнарвон вслед за супругом скончалась от укуса насекомого. К 1930 г. из числа непосредственных участников раскопок в живых остался только Говард Картер.

Одной из причин смертей членов археологической экспедиции медики назвали разрушительное действие особого вида грибка, споры которого на века были «законсервированы» в местах захоронения фараонов. Конечно, это не объясняло целый ряд других случаев — от самоубийств участников экспедиции до катастроф, в которые они попадали, но позволило хоть как-то, с позиций науки, объяснить гибель людей от «проклятия фараонов». Уже в наши дни советские, а теперь и российские ученые заметили, что подобным грибком поражаются солдаты и офицеры в подземных бункерах стратегических ракет.

«Проклятие фараонов» относится к разряду так называемых частотных поражений, считают российские ученые из Института информатики Академии оборонных Отраслей России. Высшие жрецы египетского общества с помощью специальных ритуалов настраивали частотность захоронения на очень высокий уровень. Запечатленные «проклятия» на стенах захоронений — всего лишь предупреждение соответствующей частотной настройки. На современном языке это проклятие звучит как «Не влезай — убьет!» или «Осторожно — высокое напряжение!». Приобретенный культовый предмет начинает воздействовать на подсознание и обменные процессы нового хозяина. Этот предмет как бы пытается настроить нового хозяина на собственную частоту, нередко «подтягивая» его на более высокий уро¬вень. Если человек готов к этому, «проклятие фараонов» действует только положительно! В противном случае начинается распад организма и психики» (По материалам периодической печати).НЕФЕРТИТИ

«К концу XVI в. до н.э. египетские жрецы умели предсказывать разливы Нила, составлять карты звездного неба и календарь, знали, как вычислить площадь геометрических фигур. Кроме того, эта могущественная каста сосредоточила в своих храмах огромные богатства.

На рубеже XV и XIV в. до н.э., почувствовав ослабление своей власти, фараон Аменхотеп IV объявил старых богов ложными и ввел культ единого бога — Атона, бога Солнца. Прежние храмы закрывали, их имущество конфисковали. Фараон покинул Фивы и переехал в новую столицу, которую он назвал Ахетатон «Небосклон Атона». Сам он также принял новое имя: Эхнатон «Дух Атона»...

Дочь короля Митании — страны, находившейся на северо-западе Месопотамии, Нефертити в пятнадцатилетнем возрасте была отдана в жены стареющему монарху Египта — Аменхотепу III. Спустя два года старый фараон умер, а Нефертити стала женой его 12-летнего сына — Аменхотепа IV. По мнению историка Вандерберга, именно Нефертити осуществляла политическое и религиозное правление государством, она же сыграла ведущую роль в становлении религиозного культа бога Ато¬на.

Как видно из многочисленных настенных изображений, молодые супруги жили богато и счастливо. Три их дочери, родившиеся в течение первых трех лет супружества, постоянно изображаются вместе с родителями.

На тринадцатом году правления Эхнатон неожиданно разделил власть со своим единокровным братом Семенкхаром, и звезда Нефертити померкла. Через четыре года он умер.

В последний период супружеской жизни Нефертити окружал рой поклонников. В эти годы, живя в своем дворце, она родила еще трех дочерей — всех от разных отцов. Но далеко не ко всем царица была благосклонна.

В 1971 г. были найдены три глиняные таблички, представляющие собой как бы картинки из комиксов. На них избражено, как распорядитель церемоний Умиханко подходит к Нефертити с намерением обнять ее, и как по приказу разгневанной царицы его впрягают в повозку, нагруженную камнями, и водворяют в безводную пустыню, где он через десять дней погибнет.

Несмотря на успех у мужчин, сама Нефертити больше не вышла замуж. Но одну из своих дочерей, Анхесенпаатон, она выдала за фараона Тутанхамона, которому было в ту пору 11 лет. Вскоре новый властитель покинул Ахетатон, переселился вместе со своим двором обратно в Фивы, возродил культ старых богов, принял новое имя — Тутанхамон и умер в 1349 г. до н.э. в возрасте около 20 лет. А спустя почти 3300 лет археолог Говард Картер нашел гробницу этого юного фараона. Но эту историю вы только что выслушали.

Нефертити умерла 34 лет от роду, вероятно, во время эпидемии чумы. Ее гробница не найдена до сих пор» (По материалам зарубежной печати)

Каточки с заданиями.Задание 1.

66. ...Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове.

67. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каж¬дый в своем городе в священных гробницах...

69. Так вот в иных областях Египта крокодилы считаются священными, а в других — нет и с ними даже обходятся, как с врагами. Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, и пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже упо¬требляют их в пищу...

Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1991. С. 37Вопросы к документу:

1. Какие священные животные упоминаются в этом тексте?

2. Как вы думаете, почему к ним такое отношение?

3. Попробуйте объяснить, почему в Древнем Егип¬те существовал культ кошки.

Задание 2

1. Как египтяне представляли богов?

2. Почему многие из них изображались с головами животных?

3. Почему бог солнца стал одним из главных богов египтян?

d.120-bal.ru

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Лекция 9 Особенности заупокойных ансамблей

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Лекция 9. Особенности заупокойных ансамблей Древнего Египта. Заупокойный храм царицы Хатшепсут

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ: • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАУПОКОЙНЫХ АНСАМБЛЕЙ ФАРАОНОВ • ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗАУПОКОЙНЫХ АНСАМБЛЕЙ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ • ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАУПОКОНЫХ ХРАМОВ И СКАЛЬНЫХ ГРОБНИЦ

ПОГРЕБАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ЗАУПОКОЙНЫЙ КОМПЛЕКС: ЗАУПОКОЙНЫЙ АНСАМБЛЬ: • ГРОБНИЦА – главный элемент (МАСТАБА, ПИРАМИДА) • ХРАМ – главный элемент • НЕГАТИВНАЯ АРХИТЕКТУРА • ПОЗИТИВНАЯ (скальная) в АРХИТЕКТУРА (наземная) сочетании с • Раннее, Древнее, Среднее ПОЗИТИВНОЙ царства • Среднее и Новое царства • Задача – фиксация связи • Задача – фиксация между миром живых и границы между миром мертвых живых и миром

ЗАУПОКОЙНЫЙ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ • ГРОБНИЦА (в скале) – Долина Царей • ЗАУПОКОЙНЫЙ ХРАМ – чаще наземного типа или сочетающий наземные и скальные элементы • ДВОРЕЦ ФАРАОНА • ДОРОГА С АЛЛЕЕЙ СФИНКСОВ, ведущая к Нилу • ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ • Сохранение тайны местонахождения входа в гробницу

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗАУПОКОЙНЫХ АНСАМБЛЕЙ СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО (вторая половина) – позитивная архитектура • ХРАМ – центральный элемент ансамбля; центр общегосударственного культа божественного правителя Египта • КОЛОННАДЫ – ключевой элемент храма, сложнейшая система коридоров и помещений • КОЛОССАЛЬНЫЕ СТАТУИ ФАРАОНА за пределами ансамбля – символ мощи фараона • Репрезентант – ЗАУПОКОЙНЫЙ АНСАМБЛЬ АМЕНЕМХЕТА III в Хаваре (Фаюм) • По свидетельствам древнегреческих историков – все древнегреческие сооружения стоят меньше труда и денег, чем Лабиринт Аменемхета III (Нимаатра – Лабира)

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗАУПОКОЙНЫХ АНСАМБЛЕЙ НОВОЕ ЦАРСТВО – сочетание позитивной и негативной архитектуры 1/3 Нового царства • отделение храма от гробницы: гробницы – в скалах, храмы – на границе пустыни и орошаемых земель • появление самостоятельных заупокойных храмов, посвященных фараонам: Аменхотеп I, Хатшепсут, Тутмос III, Аменхотеп II, Тутмос IV, Аменхотеп III, Нефертити и др. • Репрезентанты – ЗАУПОКОЙНЫЙ ХРАМ ХАТШЕПСУТ И ЗАУПОКОЙНЫЙ ХРАМ АМЕНХОТЕПА III

ЗАУПОКОЙНЫЙ ХРАМ ХАТШЕПСУТ В ДЕЙР-ЭЛЬ-БАХРИ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗАУПОКОЙНЫХ АНСАМБЛЕЙ НОВОЕ ЦАРСТВО – сочетание позитивной и негативной архитектуры 3/3 Нового царства – расцвет заупокойных храмов фараонов и скальных гробниц • Гигантские масштабные сооружения • В основе храмов – устройство храма Амона, Мут и Хонсу в Луксоре • Репрезентанты – ЗАУПОКОЙНЫЙ АНСАМБЛЬ РАМСЕСА II (РАМЕССЕУМ) – позитивная архитектура, СКАЛЬНЫЙ ХРАМ РАМСЕСА II в Абу-Симбеле – негативная архитектура, ХРАМ РАМСЕСА III в Мединет-Абу, СКАЛЬНЫЕ ГРОБНИЦЫ СЕТИ I, РАМСЕСА II, РАМСЕСА III

ЗАУПОКОЙНЫЙ АНСАМБЛЬ РАМСЕСА II

СКАЛЬНЫЙ ХРАМ РАМСЕСА II В АБУСИМБЕЛЕ

ЗАУПОКОЙНЫЙ ХРАМ РАМСЕСА III В МЕДИНЕТ-АБУ

ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА • • ХРАМ БОГАМ – райский сад, место соединения земли и неба, человеческого и божественного, дар фараона богам ЗАУПОКОЙНЫЙ ХРАМ ФАРАОНА – божественный дом фараона, место соединения фараона со своей божественной семьей

ДОЛИНА ЦАРЕЙ ЦАРИЦ ДОЛИНА

СКАЛЬНАЯ ГРОБНИЦА СЕТИ I

ПОГРЕБАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА • НАЗЕМНАЯ ГРОБНИЦА – путь в небесное царство • СКАЛЬНАЯ ГРОБНИЦА – путь в подземное царство

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРУ: • УМКД «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВА» : ЛЕКЦИИ 4, 10, 12, 16. • ОСОБЕННОСТИ ЗАУПОКОЙНОГО АНСАМБЛЯ В СРАВНЕНИИ С ЗАУПОКОЙНЫМ КОМПЛЕКСОМ; • ОСОБЕННОСТИ ЗАУПОКОЙНЫХ ХРАМОВ ФАРАОНОВ В СРАВНЕНИИ С ХРАМАМИ БОГАМ. ; • ОСОБЕННОСТИ СКАЛЬНОЙ ГРОБНИЦЫ 3/3 Нового царства В СРАВНЕНИИ С НАЗЕМНОЙ ГРОБНИЦЕЙ Древнего царства).

present5.com

Искусство Древнего Египта Урок-экскурсия

Искусство Древнего Египта Урок-экскурсия

Пирамида фараона Джосера Около 2800 г. до н. э. Известняк. Высота около 60 м Саккара, Египет

Заупокойный храм фараона Джосера

  • Заупокойный храм фараона Джосера

  • Около 2800 г. до н. э. Известняк. Саккара, Египет

Пирамиды Хеопса и Хефрена

  • Пирамиды Хеопса и Хефрена

  • Около 2700 г. до н. э. Известняк. Гиза, Египет

Пирамида Хеопса

  • Пирамида Хеопса

  • Около 2700 г. до н. э. Известняк. Высота 147 м Гиза, Египет

Заупокойный храм фараона Хефрена

  • Заупокойный храм фараона Хефрена

  • Около 2700 г. до н. э. Розовый гранит, алебастр. Гиза, Египет

Большой сфинкс .

  • Большой сфинкс .

  • Около 2700 г. до н. э. Известняк. Высота 20 м, длина 57 м Гиза, Египет

Пирамида Хефрена и Большой сфинкс .

  • Пирамида Хефрена и Большой сфинкс .

  • Около 2700 г. до н. э. Известняк. Сфинкс: высота 20 м, длина 57 м Гиза, Египет

Статуя фараона Хефрена

  • Статуя фараона Хефрена

  • XXVII в. до н.э. Диорит. Египетский музей, Каир

Статуи фараона Микерина, богини Хатхор и богини — покровительницы дома

  • Статуи фараона Микерина, богини Хатхор и богини — покровительницы дома

  • XXVII в. до н.э. Гранит. Высота 97 см Египетский музей, Каир

Статуя писца Каи

  • Статуя писца Каи

  • Сер. III тыс. до н.э. Известняк. Высота 53,7 см Лувр, Париж

Статуя вельможи Каапера

  • Статуя вельможи Каапера

  • (Сельский староста)

  • Сер. III тыс. до н.э. Дерево. Высота 109 см Египетский музей, Каир

Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет

  • Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет

  • Около 2700 г. до н. э. Известняк. Египетский музей, Каир

Семейная группа карлика Сенеба

  • Семейная группа карлика Сенеба

  • Сер. III тыс. до н. э. Известняк. Египетский музей, Каир

Статуэтка служанки

  • Статуэтка служанки

  • Сер. III тыс. до н.э. Известняк. Египетский музей, Каир

Рельеф гробницы Мерерука

  • Рельеф гробницы Мерерука

  • XXIV—XXIII вв. до н.э. Фрагмент Штукатурка на камне, резец, темпера. Саккара, Египет

Рельеф гробницы Нефера

  • Рельеф гробницы Нефера

  • XXV в. до н.э. Фрагмент Штукатурка на камне, долото, темпера. Саккара, Египет

Рельеф гробницы Нефера .

  • Рельеф гробницы Нефера .

  • XXV в. до н.э. Фрагмент Штукатурка на камне, долото, темпера. Саккара, Египет

Рельеф гробницы Мерерука

  • Рельеф гробницы Мерерука

  • XXIV—XXIII вв. до н.э. Фрагмент Штукатурка на камне, резец, темпера. Саккара, Египет

Рельеф гробницы Ти

  • Рельеф гробницы Ти

  • XXV—XXIV вв. до н.э. Фрагмент Штукатурка на камне, резец, темпера. Саккара, Египет

Роспись из Медума

  • Роспись из Медума

  • Фреска. Египетский музей, Каир

Рельеф гробницы Ти: Охота на гиппопотамов

  • Рельеф гробницы Ти: Охота на гиппопотамов

  • XXV—XXIV вв. до н.э. Фрагмент Штукатурка на камне, резец, темпера. Саккара, Египет

Статуи Рахотепа и Нофрет Статуя Хефрена

Статуи Мемфисской семьи Голова статуи Микерина

Голова бога Хора в образе сокола Маска мумии вельможи

Гробница Мекетра миниатюрная скульптурная композиция подсчет стада

Гробница Мекетра: модель мастерской Гробница Мекетра: миниатюра ловля рыбы

Скульптурная модель египетского воинского отряда Модель ладьи из гробницы Тутанхамона

Гробница Тутанхамона: погребальная камера с саркофагом

Гробница Тутанхамона: ваза для благовоний Гробница Тутанхамона: футляр для зеркала

Гробница Нефертити, вестибюль Кресло царевны Сит-Амон

Подвеска царевны Диадема царевны

Лучшие экспонаты: 1. 2. 3.

rpp.nashaucheba.ru