История государства и права древнего рима. Игпзс древний рим кратко


История государства и права древнего рима

Древний Рим - одно их крупнейших рабовладельческих государств оставило ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все развитие последующей цивилизации, особенно европейской.

(С историей становления и развития римского государства вы можете познакомиться в книгах [4],[9],[13]).

Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.

За более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право прошло большой путь развития. В его истории можно выделить следующие этапы:

1. Древнейший период (VI в. до н.э. - середина III в. до н.э.) римское право этого периода характеризуется национально-полисной замкнутостью:

архаичностью, неразвитостью и простотой основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. до н.э.) -в этот период римское право достигает наивысшей степени разработанности.

3. Постклассический период (IV-VI вв. н.э.) - изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и приспособлением к зарождающимся феодальным отношениям, но касается уже Западной Римской империи (Византии). Одним из первых памятников римского права являются Законы XII таблиц.

Римское право древнейшего периода.

Законы XII таблиц. Общая характеристика. Мы упомянули уже, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями послужили Законы XII таблиц. Они были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V века до н.э. (451-450 гг. Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме.

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за перст божий".

Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н.э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.

Не вдаваясь в содержание Таблиц, ибо это предмет римского частного права, укажем на главное, без чего не может быть должного представления о римском обществе и государстве соответствующего периода.

Достоверно, что все первые века римской республики земля - главное достояние граждан - находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей - агер публикус. Пахотной земли было мало и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.

Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием к переделу земли в интересах ее справедливого распределения. Земли и количество скота, выпасаемого на общественных пастбищах.

К числу таких законов может быть отнесен наиболее ранний закон Лициния Секстия 367 года до н.э., запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров государственных (общественных) земель (125 га) и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого.

Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа – реc манципи и рее нек манции. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все другие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории - продажи, дарения и пр. требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "манус" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов ..." (то есть потомков обожествленного Ромула Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег - без манципации - было еще недостаточно для возникновения права собственности.

Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5-ти свидетелей, весодержателя с весами и медью и т.д. Последнее указывает на то , что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникает связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь требовали - при переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи относились в разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. И в этом все дело!

Что касается займа. Законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, то есть самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа, кредитор волен арестовать должника и заключить его в свою домовую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни кредитор выводит должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Этот вид займовой кабалы и называется в законах Таблиц уже знакомым нам словом "нексум" - долговое обязательство под гарантию личной свободы.

Только в 326 году до н.э. законом Петелия довогор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров Законы XII таблиц знают, конечно, и такие обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще - воровства, потравы и пр. Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления.

О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся (с разрешения отца) из семьи сын и т.д.

Напротив, усыновленный, и тем принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе и на часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Издревле в Риме существовали три формы бракозаключения: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие свершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под безграничную власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: "Где ты, Гай, там найдешь и меня". Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационнои форме).

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "сине ману" - то есть "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших, патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предоположение. Доказать его нельзя. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака - сине ману - женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном браке"). В этом случае женщина забирала свое имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого. С течением времени именно браку сине ману было обеспечено наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака все более захиревали.

Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, но мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману.

После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались после смерти отца.

Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

Судебный процесс. Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному. Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая - ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение, Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

С течением времени легиксакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

studfiles.net

Государство и право Древнего Рима — История государства и права зарубежных стран

  1.  Основные этапы становления Римской империи. Периодизация истории древнеримского государства.
  2.  Государственный строй Рима в период домината и его особенности.
  3.   Характеристика периодов развития римского права. Частное и публичное римское право. Преступления и наказания в Древнем Риме. Особенности судопроизводства в древнеримском государстве.

Древний Рим - одно их крупнейших рабовладельческих государств, которое оставило ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все развитие последующей цивилизации, особенно европейской.

Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.

За более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право прошло большой путь развития. В его истории можно выделить следующие этапы:

1. Древнейший период (VI в. до н.э. - середина III в. до н.э.) -  римское право этого периода характеризуется национально-полисной замкнутостью:

архаичностью, неразвитостью и простотой основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. до н.э.) -в этот период римское право достигает наивысшей степени разработанности.

3. Постклассический период (IV-VI вв. н.э.) - изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и приспособлением к зарождающимся феодальным отношениям, но касается уже Западной Римской империи (Византии). Одним из первых памятников римского права являются Законы XII таблиц.

Римское право древнейшего периода.

Законы XII таблиц. Общая характеристика. Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V века до н.э. (451-450 гг.). Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме.

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за перст божий".

Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.

Начиная с IV-III вв. до н.э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.

Не вдаваясь в содержание Таблиц, ибо это предмет римского частного права, укажем на главное, без чего не может быть должного представления о римском обществе и государстве соответствующего периода.

Достоверно, что все первые века римской республики земля - главное достояние граждан - находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей - агер публикус. Пахотной земли было мало, и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.

Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием к переделу земли в интересах ее справедливого распределения.

Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа – реc  манципи и рес нек манции. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все другие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории - продажи, дарения и пр. -требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "манус" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов ..." (то есть потомков обожествленного Ромула Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег - без манципации - было еще недостаточно для возникновения права собственности.

Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5-ти свидетелей, весодержателя с весами и медью и т.д. Последнее указывает  на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникает связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь, требовали - при переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи относились в разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. И в этом все дело!

Что касается займа. Законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, то есть самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа, кредитор волен арестовать должника и заключить его в свою домовую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни кредитор выводит должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Этот вид займовой кабалы и называется в законах Таблиц уже знакомым нам словом "нексум" - долговое обязательство под гарантию личной свободы.

Только в 326 году до н.э. законом Петелия довогор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров Законы XII таблиц знают, конечно, и такие обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще - воровства, потравы и пр. Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления.

О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся (с разрешения отца) из семьи сын и т.д.

Напротив, усыновленный, и тем принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе и на часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Издревле в Риме существовали три формы бракозаключения: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие свершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под безграничную власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: "Где ты, Гай, там найдешь и меня". Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационнои форме).

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "сине ману" - то есть "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших, патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предоположение. Доказать его нельзя. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака - сине ману - женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном браке"). В этом случае женщина забирала свое имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого. С течением времени именно браку сине ману было обеспечено наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака все более захиревали.

Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, но мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману.

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества, как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались после смерти отца.

Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

Судебный процесс. Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному. Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая - ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение, Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

ifreestore.net

История государства и права зарубежных стран

История государства и права зарубежных стран является базовой, фундаментальной юридической наукой, позволяющей бакалаврам юридического факультета овладеть как основополагающими, так и узкоотраслевыми правовыми знаниями. Знание истории государства и права зарубежных стран способствует формированию общей и правовой культуры будущего бакалавра-юриста. Она закладывает историко-правовую основу для глубокого усвоения начал юриспруденции.

Краткое содержание изучаемых тем

Тема. Предмет, методы и система курса истории государства и права зарубежных стран.

Возникновение и предмет истории государства и права зарубежных стран как учебной дисциплины. Методы исследования. Периодизация и система курса истории государства и права зарубежных стран. Значение и место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических дисциплин.

Раздел 1. История государства и права древнего мира

Тема 1. Государство и право стран Древнего Востока.

Исторические условия возникновения древневосточных государств. Районы возникновения первых государств на Древнем Востоке. Особенности климата и почвы. Значение мелиоративно-ирригационных сооружений. Роль завоевания в образовании древневосточных государств.

Особенности общественного строя государств Древнего Востока. Древневосточная община. Пережитки первобытнообщинного строя. Положение рядовых общинников. Долговое рабство. Основные особенности положения рабов. Храмовое хозяйство в странах Древнего Востока. Состав господствующего класса.

Деспотия – основная форма древневосточных государств. Принципы и способы объединения городов-государств. Политическая централизация и власть верховного правителя. Три ведомства управления на Древнем Востоке.

Древний Египет. Образование и важнейшие этапы развития древнеегипетского государства. Фараон. Джати и другие должностные лица. Роль жрецов в государственном управлении и суде. Местное управление. Армия.

Судебник Хаммурапи. Правовое регулирование имущественных отношений. Положение рабов. Авилум и мушкенум. Брак и семья. Преступление и наказание. Судебный процесс.

Законы Ману. Варновое деление древнеиндийского общества. Правовое регулирование имущественных отношений. Брачно-семейные отношения. Преступление и наказание. Судебный процесс.

Тема 2. Античные государства Древней Греции.

Афинское государство. Особенности образования государства в Афинах. Структура родового общества в Афинах. Реформы Тезея, их значение. Расслоение родового общества. Древнейшая система управления и ее постепенное преобразование. Реформы Солона. Реформы Клисфена. Реформы Эфиальта и Перикла.

Правовое положение населения в Афинах в V-IVвв. до н.э. Политическая организация рабовладельческой демократии. Органы власти.

Спарта. Возникновение государства в Спарте. Особенности общественного строя. Система государственных органов.

Тема 3. Государство и право Древнего Рима.

Древнеримское государство. Особенности образования государства в Риме. Структура родового общества. Органы управления в «царский» период. Реформы Сервия Туллия.

Общественный строй Рима в период республики. Борьба патри­циев и плебеев. Закон Петелия. Эксплуатация рабов и новое расслоение в среде римских граждан. Государственный строй Рима в период республики. Формы народного собрания. Сенат. Магистратуры. Военное устройство.

Кризис республики. Реформы братьев Гракхов. Военная реформа Г. Мария. Диктатура Суллы. Триумвираты.

Изменение в общественном строе в I-Vвв. Возникновение и развитие колоната. Оформление сословий.

Государственный строй Рима в период принципата. Формальный характер «диархии». Принцепс. Роль армии.

Доминат. Реформы Диоклетиана и Константина. Разделение империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.

Римское право. Общая характеристика римского права. Основные этапы развития римского права. Рецепция римского права. Общеисторическое значение римского права.

Понятие и виды права собственности. Институт владения. Понятие и эволюция обязательственного права. Древнейшие виды обязательств. Формы гражданского процесса.

studfiles.net