Художественная культура древнего египта конспект. Тема урока: «Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

«Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность». Художественная культура древнего египта конспект


9 Художественная культура Древнего Египта » СтудИзба

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Существует нечто, перед чем отступают и безраз­личие созвездий, и вечный шепот волн, — деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу.

Из древнеегипетского текста

Государство Древнего Египта в долине Нила создало высокую и утонченную культуру. В ней проявились общие черты стиля древ­невосточных рабовладельческих деспотий (Вавилона, Шумера, Ассирии, Урарту) с их «гигантоманией», но искусство Древнего Египта преодолело грубую тяжеловесность и выработало худо­жественные формы несравненного благородства и чистоты.

Гигантские пирамиды в Гизе, Большой Сфинкс фараона Хефрена и скульптурный портрет царицы Нефертити — всемирно известные художественные эмблемы Египта, пришедшие из глу­бины веков.

Зародившись па рубеже IV и III тысячелетий до н. э., культу­ра Древнего Египта прошла несколько стадий своего развития, достигая расцвета в эпоху Древнего (XXVIII—XXIII вв. до н. э.), Среднего (XXI—XVIII вв. до н. э.) и Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.).

Особенности древнеегипетской культуры связаны с ранним развитием государственности, изолированным географическим по­ложением, а также с глубоким и всесторонним влиянием религии (особенно заупокойного ритуала) на все сферы художественной деятельности.

Ведущим в ансамбле искусств Древнего Египта становится архитектура как выразитель господствующих религиозно-госу­дарственных идей, которые кристаллизуются в образе пирамиды (по-гречески «священной высоты»). Символ божественной и зем­ной иерархии, связи трех миров (богов, людей и мертвых) — пи­рамида отражает картину мира, сложившуюся в сознании древ­них египтян. В ее центре обожествленный фараон как воплоще­ние бога Гора (Хора) и посредник между мирами.

  Пришедшие из глубины веков, потому что строились на века как дома Вечности,- пирамиды Древнего царства (ансамбль в Гизе) осталась единственными из «чудес света», дошедшими до нашего примени.

Им предшествовала «Мать пирамид» - шестиступенчатая гробница фа­раона Джоссера (60 м), построенная великим зодчим Имхотеном, ставшая также и символом неограниченной власти.

 Пирамида входит в монументальные погребальные комплексы — некро­поли — с заупокойными храмами, дорогами восхождения сфинксами, пи­рамидами-спутницами, священной ладьей и мощной крепостной стеной.

Центральное положение пирамиды в архитектурной композиции царского захоронения обусловлено в том числе и ее солнечной символикой, ведь солярный культ был высшим в системе религиозных представлений. Египет называли страной Солнца, а фараонов его сынами. Подобная  лучу солнца, падающему на землю, пирамида символизировала и путь фараона на небеса. Форма ее означала Вечность, а отношение граней — Божествен­ную Гармонию Вселенной.

 Гигантские гробницы в Гизе фараонов Хеопса {146,6 м), Хефрена (143,5 м) и Микерина (66,5 м) стоят уже более сорока ве-ков, необычайные памятники непреклонной воли фараонов, мно­голетнего каторжного труда сотен тысяч крестьян и рабов и высокого искусства строительства, а также средоточия древнего знания. Пирамиды таят до сих пор множество загадок.

Если в эпоху Древнего и Среднего царства в скальных гроб­ницах хоронили придворную знать, то в Новом царстве и фара­оны начали строить свои гробницы в скалах в Долине царей и цариц, напрасно надеясь защититься от грабителей, а пирамиды остались архитектурным и символическим украшением захороне­ний.

Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога и моделью Вселенной. Во время Нового царства храмовая архитектура переживает расцвет.

Всемирно известны храмы-святилища солнечного божества Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Если древняя пирамида подобна горе, то эти храмы напоминают дремучий лес. Соединяла храмы почти двухкилометровая до-рога - аллея Сфинксов, у входа высились солнечные знаки-обелиски. Мощные пилоны образовывали величественный портал, украшенный скульптурными колоссами фараонов. Каждый последующий правитель пристраивал к имеющимся храмам новые, отчего на протяжении веков комплексы Карнака и Луксора превратились в каменные города с аллеями и площадями, колоннадами и храмами. Следуя линейной планировке, композиция храма развертывалась вглубь, к святилищу со статуей божества, через сумрачный гипостильный (колонный) зал. В Карнане гипостиль насчитывает 134 колонны (они имитируют растительные формы Египта): папирусообразные, лотосовидные, пальмовидные до 23 м высотой. Карнакский гипостиль-один из самых монументальных интерьеров древнеегипетской архитектуры.

Последний взлет монументальной архитектуры связан с эпо­хой рамессидов — это небывалый по масштабам скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле.

Гигантский пилон украшают двадцатиметровые колоссы фараона-завое­вателя. В 50-е г. нашего века ООН и ЮНЕСКО организовали уникальную операцию по опасению Абу-Симбела во время строительства Ассуанской плотины. Храм распилили на гигантские блоки и перенесли на новое место. Творение древнеегипетских зодчих было спасено.

В культовом синтезе искусств архитектуре сопутствовала скульптура, которая была столь же каноничной и монументаль­ной, сохраняя устойчивые художественные традиции.

Среди шедевров круглой скульптуры Большой сфинкс, страж гизехского некрополя, творение природы и человека (скальный массив туловища льва с головой царя). «Отец Ужаса» пострадал не от времени, его изуродо-вали наполеоновские солдаты (отбит нос) в начале XIX в. Позднее англичане  увезли каменную бороду. Сейчас сфинкс Хефрена всерьез тревожит европейских ученых своим состоянием.

В соответствии с культовым назначением круглой скульптуры быть вместилищем души умершего создавались замечательные портреты.

Такова скульптурная группа царевича Рахотепа и его жопы Нофрет (Каир, Египетский музей), сидящих на троне. Каноничны не только величаво - спокойные, позы, но и раскраска мужской статуи в красно-каричневый цвет, женской — в желтый, волос — черный, одежды — бело-красный. Ка­нон фигуры Писца воспроизводит знаменитая статуэтка писца Каи из Лувра.

В искусстве скульптурного рельефа (барельефа и врезанно­го рельефа) египтяне также достигли пластической выразитель­ности, создав неповторимый силуэт фигуры, как бы распластанной на плоскости. Начало канону положило изображение фараона Нармера на знаменитой палетке, а блестящим продолжением стал деревянный портретный рельеф «Зодчий Хесира». Рельефы в гробницах и храмах отличают фризовый (ленточный) принцип расположения, условность раскраски и связь с письменностью. Особой изысканностью отмечены рельефы из уцелевшей и откры­той уже в XX в. гробницы молодого фараона Тутанхамона.

Через тридцать пять веков забвения явилась миру и царица Нефертити из Нового царства. Ряд ее скульптурных образов был найден при раскопках мастерской скульптора Тутмеса, придвор­ного мастера фараона-еретика, или проклятого фараона Эхнатона, который не только ввел культ единого солнечного божества— Атона, но и повлиял на искусство, которое выделяется в особый амарнский период Нового царства (на месте нового города Эхнатона под названием Ахетанон расположена современная Тельэль-Амарна. Удалиться от старых канонов и приблизиться к жизни — эту задачу решали художники времени Эхнатона, и правдивую лирическую трактовку образа человека мы находили в творениях знаменитого Тутмеса (семейные портреты, скульп­турный портрет Нефертити в высокой тиаре и незавершенный портрет из золотистого песчаника хранятся в Государственных музеях Берлина).

О музыкальной культуре Древнего Египта, из которой сохра­нились лишь несколько инструментов и изображение музыкантов в рельефах и росписях, существуют предположения. По-видимому, бытовала музыка народная, храмовая и дворцовая, одноголосная мелодия расцвечивалась тембрами арф, флейт, ударных.

Древнеегипетская литература отличается разнообразием жан­ров: сказки, поучения, гимны богам и царям, хвалебные песни, а со времени Нового царства — любовная лирика с высокими по­этическими достоинствами.

Древний Египет открыл миру далеко не все свои тайны. Его огромная роль в истории мировой культуры еще не оценена по достоинству. Изучение древней культуры началось после военной экспедиции Наполеона, в ней участвовал и Доминик Виван Денон, иллюстратор знаменитого 24-томного труда «Описание Египта». Так Европа познакомилась с загадочной и экзотической страной, но ее письмена были мертвым языков. Великое научное открытие, благодаря «Розеттскому камню», совершил другой гениальный француз, «воскреситель иероглифов» — Жан Франсуа Шампольоп. Так начиналась египтология. Художественные образы Древ­него Египта, влиявшие до нашей эры на всю культуру Средизем­номорья (особенно в эпоху эллинизма) и затем вошедшие в европейскую культуру с XIX в., и поныне сохраняют неподвластное времени духовное величие и эстетическое совершенство.

 

studizba.com

Тема урока: «Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность»

План-конспект блока уроков по предмету Мировая художественная культура

8 класса

Тема урока:

«Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность»

Форма урока: урок-презентация, урок- беседа с элементами лекции

Тип уроков: урок изучения нового материала. 1-й урок по теме “Древний Египет” в 8 классе.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • звуковые колонки,
  • авторская презентация. (Презентация содержит фото материалы из Internet.
  • Диск издательства Deagostini «Наследие человечества» выпуск №14 «Пирамиды Гизы, Мемфис, Храмы Абу-Симбел»

Учебные пособия:

  • учебник Л. А. Рапацкая «Мировая художественная культура» 1 часть, издательство ВЛАДОС, Москва – 2010 г.
  • Справочник по мировой культуре и искусству С. М. Петкова издание пятое, изд-во ФЕНИКС, Ростов-на-Дону, 2008 г.

Цели и задачи уроков: В ходе изучения нового материала у учащихся должно сложиться представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.

Ознакомить учащихся

  • с периодизацией культуры Древнего Египта
  • с системой мировоззрения
  • с религией
  • с первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта)
  • с особенностями древнеегипетских скульптуры и живописи (каноничность)
  • с особенностями египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать:

  • формирование умений анализировать информацию и визуальные образы.
Способствовать
  • пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие;
  • расширению кругозора учащихся и формированию у них эстетического вкуса.

План

  1. Духовная основа всей художественной культуры Древнего Египта – культ мёртвых
  2. Периодизация культуры Древнего Египта
  3. Религия: Боги древнего Египта
  4. Архитектурный облик: пирамиды и храмы
  5. Живопись: каноны
  6. Скульптура
  7. Египетское письмо, литература
  8. Музыкальное искусство
  9. «Проверь себя»
  10. Домашнее задание
Ход урока

Слайд 1 (Презентация к уроку)

 Учитель называет тему урока и обращает внимание учащихся на фотографию пирамид и сфинкса, которые являются одним из символов Древнего Египта.

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

Уместно вместе с учащимися вспомнить, какие виды искусства они знают.

Учитель отмечает, что сегодня на уроке речь пойдет об архитектуре, скульптуре и живописи, литературе и музыке.

Задание для учащихся:

Прослушайте и просмотрите рассказ о египетских пирамидах. После него вы должны будете ответить на ряд вопросов.

Слайд 2, 3, 4, 5 (Презентация к уроку)

На представленных выше слайдах учащимся даётся информация о главной духовной составляющей культуры древнего Египта – культе мёртвых, а также о типах верования египтян (с примерами: скульптуры, как тотемы и загробный культ БА и КА, как вера в существование души).

Слайды 6, 7 (Презентация к уроку)

Учащиеся записывают периодизацию становления культуры древнего Египта. Учитель объясняет, почему 332 г. до н.э. считается конечной датой египетской истории.

Слайды 8-20 (Презентация к уроку)

Знакомство учащихся с религией Древнего Египта, в частности с богами.

Слайды 21 - 25 (Презентация к уроку)

Рассказ учителя о пирамидах Древнего Египта:

Самая древняя пирамида Египта построена при фараоне Джосере (2780-2720 гг. до н. э.). Архитектор Имхотеп.

Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса (На слайде фотография пирамиды Хеопса). Она была построена в двадцать восьмом веке до н.э. Её создал племянник фараона по имени Хемиун. Высота этой пирамиды 146,6 м (сейчас 137 м). Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей. Длина основания пирамиды 233 м. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 т. Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести. Даже в наше время невозможно объяснить ту невероятную точность, с которой древние египтяне обрабатывали и ставили один на другой эти каменные блоки. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра.

Неприметный вход на северной стороне пирамиды ведет в тесный коридор. Пройдя по нему, можно попасть в маленькую тесную скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру. Там находится гранитный, давно пустой саркофаг фараона. По Вентиляционной системе в комнату поступает сухой воздух пустыни, который долгие годы способствовал сохранению мумии фараона.

Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света, так как по сравнению с ними постройки самих греков и архитектурные строения последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.

Пирамиды составляли центр огромного погребального ансамбля с поминальными храмами и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. Считалось, что эти люди должны находиться рядом с ним и после смерти”.

По завершении просмотра слайдов о пирамидах учащиеся отвечают на вопросы:

  • Почему древние греки считали египетские пирамиды чудом?
  • Можно ли говорить, что и сегодня они сохраняют свою славу “чуда света”? Приведите аргументы, чтобы доказать своё мнение.
По завершении рассказа учителя включается видеофрагмент с диска «Наследие человечества»Слайд 26-29

Храм для египтян был домом богов. В храме стояли культовые статуи божества, через которую бог общался с людьми. Внутри храма могли находиться только жрецы, а остальные имели право лишь принести дары и вознести молитвы. Во время праздников статую бога выносили из храма на священной лодке. Храм состоял из: внутреннего двора, зала для религиозных процессий (гипостиля) и святилища. Стены храма украшались надписями и рисунками.“Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, - два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана. По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У входа стоят обелиски – каменные “иглы фараонов”. Их остроконечные вершины, покрытые золотом и серебром, ослепительно сверкают в солнечных лучах.

За воротами – широкий двор, окруженный колоннами. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога – хозяина храма. В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречала толпа народа. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали на место – в глубину храма”.

Слайд 30

В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Есть такие предметы в Музее изобразительных искусств имени Пушкина (как подлинные, так и копии), который находится в Москве, а так же в музеях и даже на улицах Петербурга.

Вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезенные из Египта. В чем же особенности работы древнеегипетских мастеров?

Рассмотрим два изображения: одно выполнено на папирусе (рисунок), другое вырезано на камне (рельеф).

Учащиеся рассматривают изображения на папирусе, рельеф.Слайд 31

Слайд 32-35

Краткая информация по Египетскому письму, Литературе, Скульптуре Древнего Египта.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание. По желанию подготовить рассказ об одном из памятников искусства Древнего Египта.

www.topreferat.znate.ru

«Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность»

План-конспект блока уроков по предмету Мировая художественная культура

8 класса

Тема урока:

«Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность»

Форма урока: урок-презентация, урок- беседа с элементами лекции

Тип уроков: урок изучения нового материала. 1-й урок по теме “Древний Египет” в 8 классе.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • звуковые колонки,
  • авторская презентация. (Презентация содержит фото материалы из Internet.
  • Диск издательства Deagostini «Наследие человечества» выпуск №14 «Пирамиды Гизы, Мемфис, Храмы Абу-Симбел»

Учебные пособия:

  • учебник Л. А. Рапацкая «Мировая художественная культура» 1 часть, издательство ВЛАДОС, Москва – 2010 г.
  • Справочник по мировой культуре и искусству С. М. Петкова издание пятое, изд-во ФЕНИКС, Ростов-на-Дону, 2008 г.

Цели и задачи уроков: В ходе изучения нового материала у учащихся должно сложиться представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.

Ознакомить учащихся

  • с периодизацией культуры Древнего Египта
  • с системой мировоззрения
  • с религией
  • с первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта)
  • с особенностями древнеегипетских скульптуры и живописи (каноничность)
  • с особенностями египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать:

  • формирование умений анализировать информацию и визуальные образы.
Способствовать
  • пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие;
  • расширению кругозора учащихся и формированию у них эстетического вкуса.

План

  1. Духовная основа всей художественной культуры Древнего Египта – культ мёртвых
  2. Периодизация культуры Древнего Египта
  3. Религия: Боги древнего Египта
  4. Архитектурный облик: пирамиды и храмы
  5. Живопись: каноны
  6. Скульптура
  7. Египетское письмо, литература
  8. Музыкальное искусство
  9. «Проверь себя»
  10. Домашнее задание
Ход урока

Слайд 1 (Презентация к уроку)

 

Учитель называет тему урока и обращает внимание учащихся на фотографию пирамид и сфинкса, которые являются одним из символов Древнего Египта.

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

Уместно вместе с учащимися вспомнить, какие виды искусства они знают.

Учитель отмечает, что сегодня на уроке речь пойдет об архитектуре, скульптуре и живописи, литературе и музыке.

Задание для учащихся:

Прослушайте и просмотрите рассказ о египетских пирамидах. После него вы должны будете ответить на ряд вопросов.

Слайд 2, 3, 4, 5 (Презентация к уроку)

На представленных выше слайдах учащимся даётся информация о главной духовной составляющей культуры древнего Египта – культе мёртвых, а также о типах верования египтян (с примерами: скульптуры, как тотемы и загробный культ БА и КА, как вера в существование души).

Слайды 6, 7 (Презентация к уроку)

Учащиеся записывают периодизацию становления культуры древнего Египта. Учитель объясняет, почему 332 г. до н.э. считается конечной датой египетской истории.

Слайды 8-20 (Презентация к уроку)

Знакомство учащихся с религией Древнего Египта, в частности с богами.

Слайды 21 - 25 (Презентация к уроку)

Рассказ учителя о пирамидах Древнего Египта:

Самая древняя пирамида Египта построена при фараоне Джосере (2780-2720 гг. до н. э.). Архитектор Имхотеп.

Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса (На слайде фотография пирамиды Хеопса). Она была построена в двадцать восьмом веке до н.э. Её создал племянник фараона по имени Хемиун. Высота этой пирамиды 146,6 м (сейчас 137 м). Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей. Длина основания пирамиды 233 м. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 т. Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести. Даже в наше время невозможно объяснить ту невероятную точность, с которой древние египтяне обрабатывали и ставили один на другой эти каменные блоки. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра.

Неприметный вход на северной стороне пирамиды ведет в тесный коридор. Пройдя по нему, можно попасть в маленькую тесную скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру. Там находится гранитный, давно пустой саркофаг фараона. По Вентиляционной системе в комнату поступает сухой воздух пустыни, который долгие годы способствовал сохранению мумии фараона.

Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света, так как по сравнению с ними постройки самих греков и архитектурные строения последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.

Пирамиды составляли центр огромного погребального ансамбля с поминальными храмами и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. Считалось, что эти люди должны находиться рядом с ним и после смерти”.

По завершении просмотра слайдов о пирамидах учащиеся отвечают на вопросы:

  • Почему древние греки считали египетские пирамиды чудом?
  • Можно ли говорить, что и сегодня они сохраняют свою славу “чуда света”? Приведите аргументы, чтобы доказать своё мнение.
По завершении рассказа учителя включается видеофрагмент с диска «Наследие человечества»

Слайд 26-29

Храм для египтян был домом богов. В храме стояли культовые статуи божества, через которую бог общался с людьми. Внутри храма могли находиться только жрецы, а остальные имели право лишь принести дары и вознести молитвы. Во время праздников статую бога выносили из храма на священной лодке. Храм состоял из: внутреннего двора, зала для религиозных процессий (гипостиля) и святилища. Стены храма украшались надписями и рисунками.

“Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, - два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана. По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У входа стоят обелиски – каменные “иглы фараонов”. Их остроконечные вершины, покрытые золотом и серебром, ослепительно сверкают в солнечных лучах.

За воротами – широкий двор, окруженный колоннами. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога – хозяина храма. В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречала толпа народа. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали на место – в глубину храма”.

Слайд 30

В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Есть такие предметы в Музее изобразительных искусств имени Пушкина (как подлинные, так и копии), который находится в Москве, а так же в музеях и даже на улицах Петербурга.

Вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезенные из Египта. В чем же особенности работы древнеегипетских мастеров?

Рассмотрим два изображения: одно выполнено на папирусе (рисунок), другое вырезано на камне (рельеф).

Учащиеся рассматривают изображения на папирусе, рельеф.

Слайд 31

Слайд 32-35

Краткая информация по Египетскому письму, Литературе, Скульптуре Древнего Египта.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание. По желанию подготовить рассказ об одном из памятников искусства Древнего Египта.

lib.znate.ru