Христианство это в древнем риме. Христианские общины в Древнем Риме II в.н.э.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Христианство это в древнем риме


7.5. Культура Древнего Рима и развитие христианства

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

7.5. Культура Древнего Рима и развитие христианства

  Именно в Римской империи появилось новая религия - христианство. Это была монотеистическая религия, коренным образом отличавшаяся от религиозных верований римлян, прежде всего по морально-нравственной сути. Христианство представляло собой качественно новую религию, находящуюся на более высоком уровне развития, чем примитивные верования римлян, боги которых, похожие на людей, существовали в мифах, похожих на волшебные сказки. У новой веры появлялось все больше сторонников. Первоначально это были люди из низших и угнетенных слоев общества, но через некоторое время к ним стали присоединяться и знатные римляне. Сначала христиане не могли открыто исповедовать свою веру, их бросали на съедение диким зверям (как, например, при императоре Нероне) и подвергали прочим гонениям. Но уже с 313 г. при императоре Константине христианство получило статус официальной религии Рима. Константинополь, основанный им в 330 г., с самого начала был христианским городом.  Первоначально христианское искусство было представлено настенной росписью римских катакомб, являвшихся местом древнейших христианских захоронений и служб, с использованием символов: рыба означала Христа; стадо овец - паству; голубь - Святого Духа; птица Феникс - бессмертие. Одним из самых популярных сюжетов было изображение Христа в образе доброго пастыря, пасущего стадо овец (т.е. заботящегося о душах верующих) или спасающего заблудшую овцу. Различие с античным искусством было велико: исчезал пейзаж, фигуры лишались телесности; любование материей заменялось постижением духа. Для нового христианского искусства форма была не так важна, как духовное содержание.  В IV в. в раннехристианском искусстве шел поиск средств выражения религиозной идеи. В этот период начинается строительство христианских храмов-базилик (собор апостола Петра, IV в.), несших черты античной архитектуры (базилика Ульпия, базилика Максенция). Однако, в отличие от античного сооружения, красота и величие свойственны больше внутреннемуубранству раннехристианского храма. Помимо базилик строились мавзолеи, баптистерии (культовые сооружения для крещения), церкви. На место аллегорических образов искусства первых христиан приходят исторические сцены и сюжеты из Библии. Величавость и пышность здесь сочетаются с символизмом и намечающейся условностью. Миниатюра становится основным скульптурным жанром, в живописи преобладают орнаментально­пейзажные изображения. Рельефы делаются более плоскостными, условными и символичными.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

  Античная культура: словарь-справочник. - М.: Высшая школа, 1995.  Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. - СПб.: Алетейя, 1995.  Коуэл Ф. Древний Рим. Быт, религия, культура. - М.: Центрполиграф, 2006.

Дополнительная литература

  Аммиан Марцеллин. Римская история. - СПб.: Алетейя, 1996.  Вергилий. Энеида // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. - М.: Художественная литература, 1986.  Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. - СПб.: Марс, 1995.  Плиний Старший. Естествознание // Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. - М.: Ладомир, 1994.  Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. - М.: Правда, 1988.  Сенека. Эдип // Сенека. Письма к Люцилию. Трагедии. - М.: Художественная литература, 1986.

textb.net

Первые века христианства Христианство в Риме

Появление христианства в. Риме связывают с проповеднической деятельностью апостола. Павла. Но это еще ничего не говорит ни о победе, ни о признании христианства. В то время в всемирной столицы совпадали все ручьи человеческой мысли, поэтому в ней были представлены все религиозные и идейные течения:. Христианство получило возможность сравниться со многими другими религиями, конкурировать с ними и в ходе этой конк уренции совершенствовать свое вероучение и культ в направлении соответствующего приспособления к новым условиям существования. Заслуга апостола. Павла и заключается именно в этом приспособлении. В. Риме продолжается и завершается пау линизация христианства, а вместе с этим становится явным факт всесвитньоисторичнои победы христианства над всеми религиями древнего мира, или, пользуясь христианской терминологией, над язычеством есть над религией других народов,"языков"Что этому способствовало? е це відбулося?

Дело сложилась так, что в начале нашей эры развитие. Римской империи подошел к этапу перехода к феодальных производственных и общественных отношений. Пришло крах последней"мировой державы рабовладения -. Римской империи. Кризис рабовладения в этой империи охватил экономику, политику и идеологию. В сфере экономики это было разрушение производительных сил: снижение экономической эффективности производства и п родуктивности труда. Рабский труд стал непроизводительным. Ужасные условия жизни вели к физической деградации главной производительной силы - людей. В политической жизни это был кризис государственной власти, установленной я деспотических режимов, таких как, например, правление. Нерона. Постоянно вспыхивали восстания рабов, среди них и восстание в 74-71 гг до не под предводительством. Спартака. В сфере идеологии это был полный мор альной расписание римского общества, у господствующих классов возникло чувство обреченности. Поражения рабов в классовых битвах вели к распространению и среди них идей безысходности, бесперспективности. Усиливаются пе симистични настроения, массы впадают в мистицизм. Характерными чертами римского общества времен возникновения христианства. К. Каутский называет растерянность, легковерие, лицемерие, гуманность, интерна ционализм, религиозность, монотеизм. Постепенно, в рабов состояло представление, будто во всех их бедах виноваты они сами, причина тяжелой жизни - собственная"греховность", за которую они отбывают наказание в земной жизни. Распространяются идеи, что избавиться жизненных неурядиц поможет. Мессия"божественный спаситель", который искупать"грехи"людиль", який спокутуватиме "гріхи" людей.

Таким образом, кризис римского рабовладельческого общества поставила ряд идеологических проблем. Они могли быть решены только в религиозной форме, поскольку другие идеологические формы массам были недоступны

Конец II в для. Римской империи был временем определенного покоя. По. Марка. Аврелия (161-180) был отбит натиск варваров, и. Рим переходит к обороне. Император. Коммод (180-192) тоже пошел на ряд уступок вар рварам. После его убийства судьба императорского трона оказалась в руках преторианской гвардии. Происходит процесс ликвидации республики. Рим,. Италия и провинции уравниваются в правах, возникают новые кр аины, вырастает государственная бюрократия. Появляется совершенно новое общество, которому нужна новая религия, прежде напрочь лишена этнических огбмежень.

Но почему понадобилась именно новая религия? ля выражения идей различных этнических слоев. Нужна была религия, общая для всех рабов, независимо от их этнической принадлежности. Такой религии императорский. Рим не знаетнав.

Делались попытки создать единую для всего государства религию в виде культа императора. Так,. Цезарь, первый фактический римский монарх, был еще при жизни провозглашен потомком богини. Венеры, в его честь сп поруджувалися храмы, на его статуях вырезали надпись"Полубог"Приемный сын. Цезаря. Август провозглашался сыном. Аполлона, его именем назвали один из месяцев года, день его рождения считался нач атком года. Введение культа императора не завершилось успехом, но во многом предопределило поезд будущего христианства в монотеизмдо монотеїзму.

Совпадение этих обстоятельств открывал"зеленую улицу"той религий отвечающей поставленным требованиям. Такой религией было христианство. Христианство рождалось в столкновении этнических интересов. Его создал на арод немногочисленный, но щедро разбросанный среди других народов. Это и было источником космополитичности христианства, ибо оно обращалось ко всем народам. Христианство заблаговременно лишилось революционно-демократы ческих иллюзий и научился учитывать интересы всех социальных слоев и государства. А главное - оно развило и дало религиозное обоснование растущем гуманизму, который был для народа идеологической основ й разрушения ужасов рабовладения. Вот почему главной причиной победы христианства считать его высокий гуманистический заряд, создание системы идей, нужных и признаваемых всеми членами обществ а есть вечных общечеловеческих моральных цинностеральних цінностей.

И в не является началом истории христианской церкви. Вполне естественно, что христианские церковные ячейки образцом. СВОЕЙ строения принимали иудейские синагоги. Но они четко противопоставляли себя. Им и были подчеркну лено демократическими. Считают, что образцом для христианских общин были также римские ассоциации и коллегии, другие ориентировались на свободные религиозные союзы или на своеобразные патронатом в. Римской империи действовали и различные ассоциации, коллегии, общества, братства, союзы. Это был один из выходов из частной жизни в общественную. Они имели преимущественно религиозный характер, подавляющее, большинство их создавалась для похов. Ання ее членов. Известный исследователь истории. Рима французский ученый. ГБуасье описывает одну из коллегии! разрешение на это от своих владельцев. Цель коллегии - обеспечивать своих членов в случае смерти приличной могилой. При поступлении в коллегии для каждого был обязательный разовый денежный взнос и бутылка хорошего вина. Затем деньги вносились ежемесячно. Когда кто-то из членов коллегии умирал, ему покупали место для захоронения и хоронили всей коллегией. Если это раб и его владелец отказывался выдать тело для захоронения (по законам рабовладения и труп раба принадлежал рабовладельцу), тогда происходили символические похороны и возводилась пустая гробница с соответствующей надписью. Члены коллегии образовывали тесный круг совместно ков, часто встречались, организовывали совместные обеды, праздники. Именно во время этих встреч находили выход те настроения, которые складывались у них под влиянием условий жизни. Члены коллегии помогали друг от ному, занимались благотворительностью. Руководящие лица - магистры, квесторы - были выборными. Они ведали делами и финансами коллегии. Религиозное направление коллегии, очень часто этническая общность ее участников р обиль возможным вступление в них представителей состоятельных слоев, которые сразу же занимали там руководящие должности. Организационный порядок римских коллегий в будущем послужил основой организационного построения християнс ьких общин. Именно из них черпались демократические принципы их структурчні принципи їх структури.

Образуясь как самостоятельная общественная структура, христианская церковь прежде должна определить свое отношение к государству и существующего права. Идеология первоначального христианства создавала отчуждения прежде ших христиан от мира и, конечно, от государства. Они считали себя гражданами небесного государства, а земной государство - языческой, дьявольской. Это откровенно высказано в. Откровении. Иоанна. Но вместе с тем хрис тияны не могли не видеть регулирующую и организующую роль государства. Римское государство как мировая, объединившая народы с разными религиями, вообще веротерпимой. Признав за иудейством право на существование она тем самым признала право на жизнь и христианства, (не без оснований) считалось в то время иудейской сектой. И христианам не раз приходилось искать защиту от своих властных оппонентов в органах дер дарства. Это вело к образованию двойственных взглядов христиан на государство и право и осуждения их признание и внедрение. Но чувствуя себя чем-то особенным в государстве, христиане постепенно строили свои общест мади. В основу жизнедеятельности христианских общин были положены следующие принципы: регулярные совместные богослужения с регламентированным обязательным порядку создания совместного денежного фонда; подчинении я авторитета общинной власти, персонифицировалась в определенных должностных лицах; властное вмешательство в проблемы брака и семьи; постепенное создание собственного судопроизводства, поддержка и укрепление межобщинных е дносин, без которых невозможно и думать о создании единой церкви. Два предпоследних положение несли в себе зародыши все большее противопоставление христианской церкви. Римской государствкій державі.

Первое столетие существования христианской церкви, когда она только еще зарождалась, было годами невинного организационного детства. Каждая община существовала сама по себе, устанавливала свои порядки и не вы изнавала других. Было даже вражды между общинами. Внутри общин бушевала борьба вокруг догматики, производилась. Постепенно росли местные авторитеты, и между ними тоже велась борьба, связи между общинами были спорадическими. Церкви как постоянной организации еще не было, поэтому для этого периода истории христианства пользуемся термином"церковь"с определенными оговорками. Во II в происходит более активное организационное оформление. Около середины II в в. Риме оформляются епископат и коллегии пресвитеров. По мере укрепления церковных связей и рождение ощущение собственной силы и влиятельности христ иянськи церкви в. Римском государстве попадают в ситуацию достаточно сложных отношений с государственно відносин з державою.

uchebnikirus.com

Христианские общины в Древнем Риме II в.н.э.

Начальная история христианства покрыта туманом неиз­вестности. По церковным преданиям, основателем христианства был Иисус Христос из города Назарета в Галилее, сын плотника. За свои проповеди, призывавшие к покаянию ввиду приближения конца мира, и резкое осуждение садукеев и фарисеев за творимое ими зло в отношении «детей земли» он был предан суду, осужден синедрионом за присвоение себе царского звания и объявление себя Мессией и распят при римском наместнике Пилате, в царст­вование Тиберия, в 30 г. н. э. Так рассказывает церковная исто­рия, но современная наука трактует этот вопрос иначе.

При критическом подходе к вопросу передаваемые церковной историей рассказы о рождении и жизни Христа, его проповедях, творимых им чудесах, смерти и воскресении оказываются сочинен­ными гораздо позже и не имеют ничего общего с исторической действительностью. При отсутствии критически проверенных фак­тов о начальном периоде христианства и его основателе, при на­стоящем уровне исторической науки приходится ограничиться признанием, что христианство зародилось в Палестине в I в. н.э. и было одной из иудейских сект, именно - сектой назареев. Даль­нейшая история христианства есть история христианских общин, их распространения по всему римскому миру, освобождения хри­стианства от иудейских элементов и его приспособления к соци­ально-политическим и культурным формам Римской империи. В соответствии с переменами в организации христиансках общин и их социального состава менялась также и христианская идеоло­гия, все более порывавшая с революционными идеями, имевши­мися в архаическом христианстве, когда оно еще было иудейской сектой.

В конце I в. н.э. христианские общины существовали во всех крупных торгово-ремесленных городах античного мира - Иеру­салиме, Антиохии, Эфесе, Коринфе, Риме, Путеолах и др. По сво­ей организации христианские общины напоминали римские колле­гии, «погребальные коллегии маленьких людей» (collegia funeraticia). По римским законам, «изуверская иудейская секта хри­стиан» принадлежала к разряду нелегальных союзов, и потому со­брания христиан могли происходить только в потаенных местах, пустых зданиях, в горах, на кладбищах, в катакомбах и т. п. Специ­альных молитвенных домов (церквей) в первое время не существо­вало, не существовало также и каких-либо уставов и определенно­го ритуала, все было делом «боговдохновения» и случая. Каждая община жила самостоятельной жизнью, никакой общей связи меж­ду отдельными христианскими общинами не существовало. Един­ственной связью была «вера в Христа» или, вернее, в «имя Хрис­тово» (nomen Christi), ибо в разных общинах образ Христа рисо­вался различно.

Входившие в состав общин «почитатели Христа», называв­шие себя братьями и сестрами, считались равноправными и оди­наково «боговдохновенными». Каждый верующий, «святой», мог быть учителем, проповедником, пророком и слугой под воздей­ствием высшей силы благодати (charisma), осенявшей его в дан­ный момент (харисма - состояние экстаза, получаемого непо­средственно свыше или же через особые религиозно-мистичес­кие действия).

Вступавшие в общину члены проходили обряд очищения, омо­вения водой. Главную часть собраний «во имя Христа» составляли «вечери любви», совместные трапезы, проповеди, чтение и тол­кование Священного писания. Целью христианских собраний была забота о погребении своих членов и приготовление к скорому при­шествию Мессии и концу мира.

В христианской литературе, изображающей жизнь христиан­ских общин, очень часто упоминается о лжеапостолах и лжепро­роках, даются советы, как распознать их, оберечь себя от обмана. Дошедшее до нас произведение греческого писателя Лукиана Са- мосатского иллюстрирует нам это положение. Лукиан расска­зывает о некоем Перегрине Протее, авантюристе и преступнике. Он принял христианство и сделался вскоре пророком и главой об­щины. Он толковал христианские священные книги и сам сочи­нял их. Перегрин пользовался небывалым успехом и, когда был арестован, получал в тюрьме большие доходы; однако в конце кон­цов его все же исключили из общины, и жизнь свою Перегрин за­кончил самосожжением. Рассказ «О смерти Перегрина» - несо­мненно, карикатурное изображение, но оно отражает некоторые истинные черты первых христианских общин.

Число членов в первых христианских общинах было неодинаково, но в общем невелико. «Где двое или трое собираются во имя мое, там и я нахожусь среди них», - говорится в евангелии Матфея. Со­циальный состав общин не был однороден, но бес­спорно, что первоначально в христианских общинах, как и в «союзах маленьких людей», преобладали представители низших классов - рабы, вольноотпу­щенники и близкие к ним по своему социальному по­ложению и настроению свободные.

Состав христианских общин с самого раннего мо­мента их возникновения был разнороден. Эта черта характерна для многих синкретических культов. «Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Epist. ad. Coloss., 3, 11). Таким образом, христианству чужда была национально-религиозная замкнутость. Бывшие язычники, к которым принадле­жали люди разнообразных этнических групп, очень рано начали играть большую роль в христианстве. Идея равенства, встречавшаяся у стоиков и римских юристов, проведена была у христиан последователь­нее, чем в иных учениях. Христианство провозгла­сило братство всех людей, равенство рабов и свобод­ных. Оно специально обращалось к «страждущим и обремененным», обещая им успокоение. Христиан­ство провозгласило блаженными нищих, обещало утешение плачущим.

Пронизанная мессианскими идеями христианская религия - столь блестящими красками разрисован­ный «Новый Иерусалим», расположенный у райской реки жизни, - привлекала к себе всех отчаявшихся людей, не находивших иного выхода из своего без­радостного положения. Из каких людей рекрути­ровались первые христиане? Преимущественно из «удрученных и обремененных», принадлежавших к низшим слоям народа, как и подобает революцион­ному элементу. Из кого же состояли последние? В городах - из разорившихся свободных людей из всех слоев народов, подобно «mean whites» южных рабовладельческих штатов или европейским бродя­гам и авантюристам колониальных и китайских пор­тов, затем - из вольноотпущенников и главным об­разом рабов; в латифундиях Италии, Сицилии и Аф­рики и в сельских округах провинций - из мелких крестьян, все более и более попадавших в кабалу из- за долгов.

В раннехристианском учении наблюдалась впол­не определенная антиплутократическая тенденция - осуждение богатства. «Удобнее верблюду пройти

сквозь игольные уши, чем богатому войти в царство божие», - говорится в проповеди Христа у Матфея и Луки (Evangelium secundum Mattheum, 19, 24; Luc., 19, 25). Юноше, который хотел спастись, Христос велел прежде всего раздать свое имение нищим. Со­циальной основой христианства был протест против эксплуатации, против угнетения.

Идеи всеобщего равенства, протесты против богат­ства получили религиозное преломление. У первых христиан не было какой-либо определенной социаль­ной программы, определенного плана переустройст­ва социальных отношений. Эсхатология ранних хри­стиан ориентировала их на будущий, потусторонний мир. Обращалось внимание прежде всего на этическую сторону отношений между людьми. Отсюда утверж­дение, что всякий должен оставаться в своем звании. «Дидахе» убеждает господ мягко относиться к рабам. «В гневе своем не отдавай приказаний рабу своему или рабыне, надеющимся на того же бога...» (Didache, IV, 10). Обращаясь же к рабам, автор говорит: «Вы же, рабы, повинуйтесь господам вашим, как образу бога, по совести и со страхом» (Didache, VII). Такие же ут­верждения встречались и в апостольских посланиях. «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по пло­ти» (Epist. ad Coloss., 3, 22), - говорится в том же послании, где провозглашается идея всеобщего равен­ства. Богатые, таким образом, не были отвергнуты. В «Деяниях» повествуется о принятии христианства римскими чиновниками и состоятельными людьми. От них требуют лишь щедрых жертв на содержание об­щины и в пользу бедных.

Вступление в христианские общины должно было казаться тем более заманчивым, что христиане, по­добно всем сектантам, считали себя богоизбранны­ми, святыми людьми, осененными высшим вдохнове­нием,-святым духом, и свысока смотрели на всех остальных «непосвященных» и «небоговдохновен­ных» людей.

Христианство привлекало не только своей идеей равенства и надеждой на спасение в загробной жиз­ни. Оно менее, чем другие синкретические культы, связано было с традиционными национальными ре­лигиями. Христианство упростило культ, отменило жертвоприношения. Наиболее древними христиан­скими обрядами (таинствами) было крещение, совер­шавшееся при вступлении в общину, и причащение хлебом и вином, происходившее во время религиоз­ных собраний. Тот и другой обряды встречались и в других культах, так же как не были новы и те мисти­ческие понятия, какие встречаются в христианстве.

Но сочетание этих элементов было новым. Иное, чем у других синкретических систем, было и отношение к иноверным организациям. Ни один из культов не отличался такой строгой исключительностью, как христианство. Эту исключительность христианство восприняло от иудаизма, но лишило ее националь­ной ограниченности. Христианин не мог принимать участия ни в одной «языческой» религиозной церемо­нии. А так как всякий общественный акт в муници­пиях, коллегиях и т. д. сопровождался религиозны­ми обрядами, то христиане должны были занять осо­бое положение в обществе. Недаром они называли себя «третьим родом», «избранниками», «стадом Христовым». Это отрешение от языческого мира, который позднее именовался как мир дьявола, было идеологическим оправданием пассивного сопротив­ления Римской империи. Раньше всего христианство стало распространяться в малоазийских провинциях, в особенности в таких городах, как Эфес и Смирна. Большую роль приобрели довольно рано и христи­анские общины в Сирии (в Антиохии, Дамаске). Хри­стианство стало рано распространяться в Египте, где долго сохраняло свою самобытность. На Западе хри­стианские общины появились прежде всего в Риме, но первыми членами римской христианской общины были не римляне, а перегрины, «чужестранцы», и в течение долгого времени в римской церкви был при­нят греческий язык. Из западных провинций большую роль в развитии христианства сыграла Африка. Здесь впервые появились христианские сочинения на латин­ском языке. К концу II в. н. э. христианство распро­странено было повсеместно, но оно оставалось еще городской по преимуществу религией. Жители сель­ских областей оставались большей частью привер­женцами старых культов.

По мере расширения общин и усложнения их ор­ганизации из массы рядовых «братьев и сестер» вы­делились диаконы (служители), заведовавшие хозяй­ственными делами общины, получением и распреде­лением приношений членов общины, устройством общих трапез и т. д. Согласно преданию, первона­чальные руководители христианских общин, апосто­лы (посланцы), не справлялись со всеми возложен­ными на них обязанностями и жаловались общине, что они не могут одновременно проповедовать, объ­яснять «слово божие» и обслуживать общины - со­бирать приношения, устраивать «вечери любви» и помогать бедным. Это и послужило поводом к обра­зованию специальной и выборной коллегии диаконов, заведовавших хозяйственной частью. Для этой цели, по предложению апостолов, в иерусалимской общи­не было выбрано 7 человек, отличавшихся высокой репутацией.

По образцу коллегии диаконов вскоре возникла другая коллегия - пресвитеров, старейших пропо­ведников и толкователей Священного писания, к ко­торым постепенно перешло руководство всеми дела­ми общины. Но и на этом дело не остановилось. Во II в. выделилась еще новая должность - епископа (попечителя или блюстителя). Епископ ведал общин­ным имуществом, состоявшим из приношений и да­рений, довольно обильно притекавших в христиан­ские общины, и вместе с тем был представителем об­щины перед светскими властями. Епископская власть утвердилась не сразу. Сначала епископы выбирались на общинном собрании и находились под непосред­ственным его наблюдением. В дальнейшем же это по­ложение радикально изменилось: над общиной веру­ющих стал епископ и его помощники- священнослу­жители (клир).

Впоследствии выгодную для клира перемену ста­рались поддержать ссылкой на апостольское преда­ние, согласно которому епископы, пресвитеры и клир появились одновременно с общинами; первые пре­свитеры были рукоположены самими апостолами по указанию святого духа, и с тех пор благодать божия продолжает пребывать на священнослужителях, в особенности же на главных из них - епископах и пресвитерах.

Первостепенное значение имело то обстоятельст­во, что только епископы и пресвитеры могли совер­шать таинство евхаристии (причащения), т. е. самый важный акт христианского культа. Раздача милосты­ни, устройство трапез, приютов, странноприемных домов, распоряжение общинными средствами и т. д. тоже целиком зависели от епископа и подчиненного ему клира. «Кого ненавидит епископ, того должен не­навидеть и весь народ общины. С кем епископ не го­ворит, с тем не должны говорить и члены общины», - читаем в одном наставлении II века. Особенное значение приобретают епископы в наиболее крупных городах Римской империи: Александрии, Карфагене, Константинополе, Антиохии и Риме. С конца II в. и еще более с III в. из всех христианских епископов по своей материальной силе и влиянию выделяется епи­скоп центральной римской общины - будущий рим­ский папа.

magref.ru