Хоромы в древней руси. Хоромы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Хоромы в древней руси


Рязанские хоромы

Август 2011 г. | Категория: Зодчество  | Просмотров: 9900

Так на Руси называли все жилые и хозяйственные постройки внутри двора-усадьбы, принадлежавшей одному владельцу. Простыми хоромами мог владеть любой свободный человек, это не обязательно храм или дворец.

В рязанских «избах», «истопках», как в Древней Руси называли отапливаемое помещение, преобладал архаический южнорусский тип планировки: печь, устьем обращенная ко входу, стояла в дальнем от него углу. Осью ориентации служила диагональ: красный угол - печь.

Печь, источник тепла и уюта, - это «языческий» центр жилища. В ней готовили не только обыденную, но и обрядовую пищу («печь в дому - то же, что алтарь в церкви: в ней печется хлеб»), использовали при лечении заболеваний благодаря поверьям об очистительных свойствах освоенного огня: одинокий добрый дух жилья - домовой ютился не только в подполье или на чердаке, но и под печью, и потому его ласково называли «запечным дедушкой». Угол с печью указывал на тьму, на заход, а противоположный ему красный, наиболее почетный, с полкой-божницей, где стояли иконы, - на полдень, на свет, восход. Так своеобразно русское двоеверие нашло воплощение и в структуре жилища.

Волоковое окно Входной проем - источник дневного света - находился с южной или восточной стороны. Там же, в толще двух смежных бревен, прорубали и окна. Их называли «волоковыми», так как закрывали изнутри доской, «волочившейся» по специальным пазам. Во время холодов, чтобы в помещение проходил свет, доску отодвигали, а снаружи в оконный проем вставляли «оконницу» - деревянную раму с натянутым прозрачным материалом, например бычьим пузырем.

Если сруб для жилья устанавливали прямо «на пошве», то есть на земле, дверные проемы делали ниже человеческого роста, с высоким порогом для сохранения тепла в избе. Естественно, археологически они не прослеживаются. В других случаях, чтобы сберечь тепло, пол жилища слегка углубляли.

Рязанские хоромы

Рязанские хоромы в разрезе Как показали раскопки в древнем Берестье (современный Брест), рядовая срубная изба имела от 12 до 14 венцов, при средней толщине венца 15 см, что дает высоту стен 1,8-2,1 м. Хоромы бояр, представителей княжеской администрации могли быть двухэтажными или стоять на подклете. Одно из таких зданий представляло собой в нижнем ярусе сруб - пятистенку, углубленный в землю на половину этажа. Он состоял из избы с печью и клети-кладовой. Простой геометрический расчет показал, что существовал второй этаж, куда поднимались по крыльцу, пристроенному над входом в нижние помещения. Второй этаж был трехкамерным с сенями и горницей, печь которой при пожаре рухнула в нижнюю клеть.

Рядом с этим домом исследовано особенно сложное и живописное сооружение, условно названное теремом, теремным строением. Нижняя часть здания состояла из трех помещений, из которых восточное, с печью, и промежуточное заглублены в материк на половину этажа, а западное, квадратное в плане, - на целый этаж. К терему примыкала галерея на столбах. Тщательный анализ конструктивных особенностей этого уникального здания позволяет воссоздать его в виде жилого дома с горницей на избе и объединенной с ним башни-вежи. Здание воссоздано по расположению ям от несущих столбов, рассчитанных на высотную конструкцию, разному уровню полов и нижнем этаже, кирпичам от упавшей печи, находившейся в горнице. И помещениях терема показана меблировка-лавки, полки, столы: плотники называли это «нарядить нутро». Важным мотивом композиции терема была галерея. Арочные галереи неизменно повторяются в произведениях прикладного искусства, книжной миниатюре, палатном письме икон и фресок. Башня с внутренним каркасом и системой лестниц между ярусами была увенчана теремцом-смотрильней, служившей дозорной вышкой. О крупных «косящатых» окнах здания говорят находки стеклянных оконниц, которые вставляли в деревянные рамы с прорезными круглыми отверстиями. Былины сохранили известия о стеклянных окнах в домах зажиточных хозяев: мать Добрыни «глядела в околенку стекольчату».

Находки вокруг хором подтверждают богатство их владельцев: обломки поливной и стеклянной посуды, привезенной из Ирана, Сирии, Византии, серебряный перстень со знаком в виде кисти руки и, наконец, костяная печать в форме шахматной пешки. На ее круглом основании вырезано вглубь изображение св. Георгия-воина, может быть, небесного покровителя рязанского князя Юрия (Георгия) Ингваревича, павшего в битве с Батыем.

erzya.ru

Персональный сайт - ВСЁ О ХОРОМАХ

Все о хоромах, каменных палатах и высоких теремах… /Из    истории слов/  

 

 Введение. 

Носителем культурно-исторической информации являются прежде всего слова. Но слова содержат эту информацию в свернутом виде.По мере необходимости информация может развертываться,расширяться,превращаться в какие-то образы,явления.

Моя исследовательская работа будет посвящена древнерусским зодческим терминам,являющимся названиям жилища.Речь пойдет о хоромах,каменных палатах и высоких теремах…

Почему меня привлекла эта тема?Я с детства люблю русские народные сказки,мне всегда хочется побольше узнать о древнерусских традициях,обычаях.Меня восхищали расписные двух-трехэтажные хоромы,которые соединяли отдельные помещения крытыми или открытыми галереями.Здесь проходила особая жизнь.

Не оставляли равнодушной и каменные палаты,и высокие терема.Представляя эти строения,я всегда воображаю себя внутри этих замечательных хором, и палат,и теремов,вдыхаю запах русской печи,наслаждаюсь башенками теремов,слушаю звон часовых механизмов и любуюсь необычными рисунками и драгоценными камнями на циферблатах.

И хоромы,и палаты,и терема-это наша национальная гордость,они так или иначе связаны с нашей жизнью,историей,искусством,культурой.

Мне интересно было узнать об этимологии слов,как объясняют значения этих слов разные ученые-лингвисты.

В ходе работы я пользовалась определенной литературой.Мне помогли словари русского языка,жанры устного народного творчества,поэтические произведения разных авторов.

 II. Основная часть. Предмет исследования.

Все о хоромах, каменных палатах и высоких теремах

(Из истории слов)

 Дом, изба и  хата – слова нейтрального значения, которые означают место, где живут, жилье.

Итак, на примере соотнесения трех терминов дом, изба и хата можно убедиться в том, что одни и те же лексемы могут сочетать как самые общие значения, так и более конкретные.

Меня давно интересуют такие названия жилища, как хоромы, палаты и терема. Откуда они произошли? Что за этим стоит? Каковы значения этих слов? На эти вопросы можно ответить лишь в том случае, если тщательно изучить литературу, познакомиться со словарями «живого великорусского языка», вновь окунуться в жанры устного народного творчества,  перелистать страницы истории нашей Древней Руси.

Весьма распространенными названиями жилища вообще на Руси были три древнерусские зодческие термины – хоромы, палаты и терема.

Этимология слова Хоромы.

Хоромы… По Толковому словарю В.И. Даля, хоромы – существительное женского рода, множественного числа, (храм) жилые деревянные строенья. Это большое деревянное жилое строенье, просторный дом, домина.

Примеры из пословиц и поговорок.

1. Он избу свою продал, хоромы выстроил, стал держать двор (постоялый).

2. Чей двор, того и хоромы.

3. Бабьи хоромы недолго живут, или стоят.

4. Хоромы кривые, сени лубяные, слуги босые, собаки борзые.

5. Залетела ворона в царские хоромы: почету много, а полету нет.

6. Хотя веселы хоромы, да не больно здоровы.

А вот как в других словарях:

Хоромы, хором, ед. нет. Жилая деревянная постройка. Большой дом, обычно со значительным числом внутренних помещений. Толковый словарь Ушакова.

Хоромы – см. дворец, дом, здание, чертог; хоромина, палаты, жилье, квартира, домина… Словарь синонимов.

Хоромы – (устар.) в России большой жилой деревянный дом, часто состоявший из отдельных строений, объединенных сенями и переходами. В переносном смысле богатый, просторный дом, квартира… Большой энциклопедический словарь.

Хоромы – хоромы, ом. В старину на Руси: большой жилой дом богатого владельца [первонач. вообще жилой дом] Выстроил себе целые хоромы (разг., ирон.) / прил. хоромный, ая, ое. Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Хоромы – мн., хоромина, диал. хорома крыша, олонецк. (Кулик.), хоромина хоромы, дом, др. русск. хоромь. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера.

Хоромы – (устар.), в России большой деревянный дом, часто состоявший из отдельных строений, объединенных сенями и переходами. В переносном смысле богатый, просторный дом, квартира, в России большой жилой деревянный дом. Энциклопедический словарь.

Необходимо заметить, что слово «хоромы», определяемое В. Далем «храмом» - не совсем верно искажено под религиозным фанатизмом.

В.И. Даль в своем коллекционном труде о словах народов России пишет: «Хоромы – ж. мн. от «храм», поясняя в то же время, что это  «жилые деревянные строенья». Но необходимо обратить внимание, что «хоромы» при производном слове «хор» или «хором» - жить вместе, единой семьей – не есть «храм»: единственное число в наименовании строения будет также – «хором», но уже с ударением на втором слоге.

Подобные строения, являющиеся историческим свидетельством зодчества русского народа, являлись пристройками с каждым взрослеющим членом семьи, который создавал свою ячейку рода. Постройка начиналась с возведения одного домика, скита или даже землянки, и, конечно, имели единый двор, принадлежащий единому пращуру, на территории которого жили его дети и внуки, правнуки и праправнуки. Башенки и купола хором украшались флюгерами в виде золоченых петушков и иных языческих символов.

Все, что служило украшением внутри хором, называлось нарядом. Стены и потолки обшивались красным тесом, который украшался красивой резьбой, часто золоченой, покрывались многоцветной росписью. Пол мостили дубовым кирпичом –квадратными дубовыми брусками. Сами стены обвивали красивыми, расписными обоями из материи. Двери также обвивались сукном. В торжественных случаях стены наряжали богатыми золотыми и шелковыми материями, а полы – персидскими и индийскими коврами.

Во всех жилых хоромах были изразцовые печи: из синих или зеленых изразцов. Их расписывали травами, цветами, разными узорами.

Можно утверждать, что слово хоромы (как обозначение деревянной постройки) было известно в древнерусском языке значительно раньше, чем слово палаты.

Каменные палаты.

Если хоромы, как сказано в словарях, -  здание деревянное, а палаты – каменное (посл. От трудов праведных не наживешь палат каменных).

По свидетельству исторических памятников, до X века каменные постройки вообще не были известны славянам. Первые упоминания встречаются в Киевской летописи под 945 – 989 годом. Это подтверждается и данными новых раскопок. Первое каменное укрепление отмечено на Руси в 1044 году в Великом Новгороде.

Происхождение термина стена (ср.-готск. stains – «камень») связано именно с камнем, первым строительным материалом, используемым для возведения стен. Таким образом, факты истории помогают установить время появления слова стена: оно появилось в русской лексике не раньше X века – только после распространения на Руси христианства и связанного с этим каменного строительства.

Термин палата (палаты) так же, как и хором (хоромы), обозначающий жилище, использовался в основном применительно к каменным строениям, причем иноземным, а не русским.

В «Словаре архитектурных терминов» Ф. Каржавина (1789) так объясняется слово палата: «Это то же, что и чертог, отменного благолепия здание. Некий грех, именуемый Паллас, дал свое имя богатым, чертогам, для него выстроенным, и призвал Паллациум».

Этимологические словари М. Фасмера и А.Г. Преображенского также возводят происхождение слова палата к ср.-греч. palation от латинского palatum. В обоих словарях, наряду со значениями «дворец», «покой», «шатер», «дом», «обитель», «барский дом» и т.д. отмечается значение «палати – хоры в церкви». Это последнее значение термин палати приобрел, по мнению историков и этнографов, потому что на хорах (на возвышении) в церкви обычно стояла княжеская (царская) семья.

В одном из значений слово употреблялось как название помещений специального назначения: скатертная палата, хлебная палата, панихидная палата и т.д.

Такое употребление в современном языке не сохранилось, но до наших дней употребляются терминологические названия особого рода учреждений: судебная палата, палата мер и весов, палаты в Конгрессе и т.д.

Терем

Это, на первый взгляд, исконное слово является одним из ранних заимствований из греческого языка. Греч. teremnon (теремок) было воспринято как суффиксальное образование, и в результате усложнения основы из него в древнерусском языке «извлечено» слово терем, обозначающее дом, жилище.

В «Словаре архитектурных терминов» Ф. Каржавина (1789) приводится такое не очень точное, объяснение значения слова: «Терема – так названы, кажется, от греческого слова (торевма) аки бы резкою и грановитою работою изукрашенные покои».

В русских летописях слово терем впервые упоминается в X веке в значении «высокий дом, дворец».

За стеною Бцею над горою двор  теремный, бе бо ту терем камен.

В «Материалах к словарю древнерусского языка …» (1893-1903) И.И. Срезневский указывает много значений, в которых использовался термин в летописях: это и уже упомянутые нами «дом», «дворец»; это и «сень, балдохин» ср.:

Владимиру бо хотяшу я поставити средь церкви и терем серебрен поставити над ними (Ипатьевская летопись, 115 г.).

В этом же значении используется слово и в «Хождении…»  Афанасия Никитина  при описании заморских диковинок.

А Махмут сидит на кровати на золотой, за ним терем шидян с маковицею золотой.

Употребляется слово терем (теремок) также для обозначения навеса над алтарем.

…в хоромные сени Петра, что у брусяных хором, чулан забирали красным тесом, да налой с теремком и столярными дверьми (И. Забелин).

Формы теремок  и теремец обозначали небольшое строение типа башни, вышки:

Люди начаша рубити церковь с теремком на Петровской улице у Креста (I Псковская летопись, 1522 г.).

Кроме того, теремец (по И.И. Срезневскому) обозначал и небольшой храм без алтаря, и часовню, и вообще – сень.

В одном из терминологических словарей приводится случай использования слова теремец в неизвестном значении.

Да перед ним (султаном) скачет Кодгар пеш, теремцом играет.

Таким образом, терем – достаточно многозначное слово. Терем мог быть и частью строения, как, например, лестничной башней, увенчанной особой вышкой с шатровым верхом; мог быть и отдельной постройкой, («поднятое высокое жилое здание, … отдельный терем, теремок, замок боярский, одинокий домик в виде «башни»). Но во всех случаях предусматривалась заостренность кровли, шатровое покрытие. На древнерусских миниатюрах часто изображались островерхие терема. Так, например, на миниатюре, изображающей княгиню Ольгу, наблюдающую из своего терема, как на теремном дворе роют яму для дворянских сватов, ясно видна архитектура этого сооружения. В том, что княгиня Ольга сидит именно в тереме, сомнения нет – именно в теремах жили (и довольно замкнуто) княжеские жены, вдовы и дочери.

Эту особенность русских терминов подчеркивает в своем Словаре и В. Даль, возводя этимологию слова к «башне, тюрьме». Приводимая Далем пословица в клетках птицы – в теремах девицы раскрывает еще одно назначение древнерусского гинекея. В таком назначении терема, по мнению И. Забелина, особенно широко использовались в XVI – XVII веках, что нашло отражение в былинах, сказках, песнях, как древних, так и более позднего времени; ср.:

Сидит Афросинья в высоком терему.

Дочь прекрасна Опраксна Королевична

Сидит она во тереме в златом верху

На ню красное солнышко не оппекает… (из былины).

 Живет моя отрада

В высоком терему,

А в терем тот высокий

Нет хода никому, - поется в известном романсе.

Таким образом, за более, чем десятивековую историю своего существования термин терем не претерпел существенных семантических изменений и вполне вписался в структуру современного русского языка.

 Заключение.

 Пройдут годы,сотни лет,но хоромы,каменные палаты и высокие терема будут символизировать нашу великую Родину.

Таким образом,за более чем десятивековую историю своего существования эти термины не претерпели существенных семантических изменений и вполне вписались в структуру современного русского языка.

Нужно ли говорить, что, вглядываясь и вслушиваясь в слово, учась видеть его внутреннюю форму, мы приобщаемся к исторической памяти народа, обретаем

способность глубоко понимать и ценить красоту родного языка.       

oglotkinaalbina.narod.ru

Как жили в Древней Руси

Как жили в Древней Руси

Жилище в России в X–XVII вв.

Русская изба

Русская изба столетиями не меняла свой облик. Основою избы была клеть — связь бревен на четыре угла. Клеть зимняя отапливалась печью, холодная клеть — это летняя постройка, без печи. Крестьянские избы той поры — полуземляные или наземные, срубные.

Для полуземлянок вырывали неглубокую яму, стены которой закрывались деревом. Пол был чаще земляной, плотно утрамбованный, иногда обмазанный глиной. Чтобы войти в такое жилище, нужно было спустится по нескольким ступенькам, вырытым в земле, вниз. Иногда в яму спускали уже готовый сруб, засыпая в образовавшиеся между стенками сруба и ямой пустоты землю. Потолка полуземлянка не имела, его заменяла сама кровля.

Основой деревянных наземных построек служил четырехугольный бревенчатый сруб, чаще 4 м на 4 м. Потолок из гладко отесанных досок закрывался двускатной крышей, пол в срубных домах всегда бывал дощатый. Такой дом назывался изба - от "истба", "истопка", поскольку обязательно строился с печью. Был он выше, чем полуземлянка, часто имел второй этаж.

Окна прорубались в бревнах и в холодную погоду закрывались - "заволакивались" досками, отчего и назывались волоковыми. Иногда окна закрывали слюдой, которая, однако, плохо пропускала свет. Оконное стекло появится только в XIV в. Вход в дом обычно был ориентирован на юг, чтобы в дом попадало больше тепла и света.

Некоторые дома состояли из избы, теплого жилого помещения, и клети - холодного, служившего кладовой. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, именовали горницей. Горницу с окнами, которые пропускали много света, называли светлицей. У наиболее зажиточных людей имелся и третий ярус — терем. В богатых домах полы деревянные, а в княжеских — из дубовых плиток (разновидность паркета). В каждом богатом доме обязательно была мыльня — русская баня.

Хоромы

Хоромы — это несколько построек, поставленных рядом. Хоромами называли княжеский дворец. Княжеский дворец не составлял одного большого целого здания, а состоял как раз из нескольких зданий. Каждый член княжеской семьи имел свое особое помещение, отдельное от других строений. Для соединения всех помещений служили сени и переходы.

Помимо избы и клети летописи упоминают и другие помещения: гридницы - парадные палаты, сени, также игравшие роль парадного помещения, терем, ложницу или одрину - спальню, медушу - кладовую для хранения напитков, мыльню - баню, различные хозяйственные постройки.

Хоромы строили двух-трехэтажными, соединяя отдельные помещения крытыми или открытыми галереями. Так, сени представляли собой парадную террасу на втором этаже. Терем завершал собой постройку, располагаясь на втором или третьем этажах.

Все постройки, находящиеся во дворе, были окружены крепким частоколом.

Внутреннее убранство домов

Главную роль в интерьере русского дома играла печь, ее расположение определяло всю внутреннюю планировку. Обычно печь располагалась слева или справа от входа, реже - в центе избы. Угол по диагонали от печи был парадной частью избы - здесь вешали иконы, ставили лавки и стол, сюда сажали гостей. Назывался этот угол красным.

Угол напротив печного получил название бабий кут или середа: в нем обычно женщины стряпали и пряли. Четвертый угол предназначался для мужских работ.

Главными предметами мебели были стол и неподвижные лавки, на которых сидели и спали. Известны также подвижные скамьи, сундуки и полати, предназначенные для сна, которые настилали рядом с печью высоко, (в северных землях) либо низко (в южных) над дверью. Внутри дом никак не украшался, поскольку печи долгое время были беструбными, и дым шел прямо в избу, покрывая стены и все находящиеся в доме предметы копотью.

Обстановка в домах зависела от достатка их владельцев. У тех, кто победней — деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых — столы, скамьи лавки с богатой росписью, а также табуреты. Богатые дома убирались коврами. После того, как появились печные трубы, в княжеских дворцах стены стали расписывать фресками.

Избы освещали лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных использовались сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные "шандалы", те же подсвечники, или светильники с растительным маслом.

Царский дворец в XVII В. в московском Кремле

Внешний вид царского дворца представлял чрезвычайно пеструю массу зданий самой разнообразной величины. Здания теснились друг подле друга, возвышались одно над другим, были покрыты разными крышами — двускатными, в виде шатров, бочек, скирд, с прорезанными золочеными гребнями и золочеными маковицами наверху. В иных местах возвышались башни и башенки с орлами, единорогами и львами вместо флюгеров. Кровли и купола на царском дворце были покрыты золотом. Стены зданий украшали многочисленные резные орнаменты — листья, трава, птицы и звери. Здания соединялись многочисленными переходами, сенями, лестницами.

Хоромы и палаты

Жилые помещения государя и его семейства располагались в Постельных хоромах, которые называли также Теремным дворцом. Рядом с Грановитой палатой была устроена Золотая Царицына палата. Недалеко располагались хоромы царевен, под окнами которых был разбит сад и цветники. Чуть далее, возле Успенского собора стоял Патриарший двор. Возле Троицких ворот как терем стояли каменные Государевы хоромы.

В специально построенной Оружейной палате размещались помещения для занятий художествами и ремеслами. В Иконной палате работали иконописцы и рисовальщики. В Золотой палате — золотых дел мастера и ювелиры, в Серебряной палате — серебряники. В Ствольном приказе — оружейники и мастера ствольного дела. В Оружейной палате в особых комнатах хранились государево оружие, а также полковые и государевы великие стяги. В обширной Палате Большой казны в огромных рундуках содержалось оружие, покрытое драгоценностями.

В Хлебенном дворце изготовляли хлеб: гладкий, то есть обыкновенный, и изразчатый — украшенный разными фигурками. Здесь же пекли калачи, сайки, баранки, куличи, караваи, пряники и сахары (конфеты). В подвалах и погребах дворца хранились многочисленные припасы. Кормовой дворец — это собственно царская кухня. Сытный дворец заведовал хмельным питьем всякого рода. В нем было более тридцати погребов и ледников.

Кремлевские сады

В Кремле были устроены Верхний и Нижний Набережные сады. Там произрастали яблони, груши, смородина, цветы, располагались небольшие искусственные пруды, беседки. В 1682 г. здесь рос виноград и были посеяны арбузы.

Внутреннее убранство

Все, что служило украшением внутри хором, называлось нарядом. Стены и потолки обшивались красным тесом, который украшался красивой резьбой, часто золоченой, покрывались многоцветной росписью. Пол мостили дубовым кирпичом — квадратными дубовыми брусками. Сами стены обивали красивыми, расписными обоями из материи. Заграничные обои из дорогих тканей называли шпалерами. Двери также всегда обивались сукном. В торжественных случаях стены наряжали богатыми золотыми и шелковыми материями, а полы — персидскими и индийскими коврами.

Обычной мебелью были лавки, которые ставились вдоль стен, сплошь вокруг всей комнаты или палаты. На лавки клали бумажники — матрацы из хлопчатобумажной ткани или сафьяновые (кожаные) тюфяки. Иногда лавки просто обивали красным сафьяном и войлоком. Столы были дубовые, на точеных ногах, или липовые — крашенные. Их укрывали алым или зеленым сукном, а торжественные дни — золотыми коврами или бархатными подскатерниками. Со второй половины XVII в. в моду входят столы "немецкие и польские", украшенные резьбою и расписанные разными красками. Стулья употреблялись редко, а кресла подавали только одному государю.

В окна вставляли рамы, на которые крепили оконницы — подъемные или отворные. Стекла употребляли крайне редко, их вполне заменяла слюда. Слюдяные окна украшали живописными картинами, завешивали ткаными завесами.

Во всех жилых хоромах были изразцовые печи: из синих или зеленых изразцов. Печи были четырехугольные и круглые. Изразцы расписывали травами, цветами, разными узорами.

Для хранения вещей в комнатах ставили шафы, скрыни, сундуки, ларцы, ящики, коробьи. К стенам приделывались полки. Вся мебель делалась из дерева, преимущественно из липы и украшалась богатой резьбой. Некоторые предметы мебели обивались сукном.

Царское место

В больших приемных палатах, кроме обычных лавок, в передних или красных углах стояли царские места, или троны. Они богато украшались золотом, серебром, драгоценными камнями и золотыми тканями. Сверху трон накрывался шатровым балдахином, на сиденье укладывалась бархатная подушка, а подлокотники делались в виде львиных или орлиных голов. К сидению вели три ступени.

В Передней комнате, где стоял трон во второй половине XVII в., более не было никакой другой мебели, кроме обычных лавок у стен. Гостей приглашали садиться на эти лавки, по старшинству, более почетных — ближе к царю. Лишь изредка особенно важным гостям, например, знатному духовенству, подавали особое кресло.

Комнатные часы

В помещениях царского дворца стояли многочисленные комнатные часы иноземного производства. Эти часы были настоящими произведениями искусства. Циферблаты оформлялись рисунками, драгоценными камнями. Сам часовой механизм обрамлялся затейливыми фигурами. Одни были с трубачами и со слоном, другие с турецким всадником на коне, третьи — в виде фляги, на высоком поставце с изображением планет. Были часы с двуглавым орлом, отделанные хрусталем и бирюзой. В правой ноге орел держал палаш, а в левой — державу.

Застолье и пища в России в X–XVII вв.

Летописи и памятники литературы редко рассказывают о пище и приготовлении блюд. И все же из этих редких упоминаний, а также из археологических источников можно получить представление о том, что пили и ели наши предки в древности.

Наиболее распространенной пищей являлись продукты хлебопечения, каши и кисели, - т.е. то, что изготавливалось из зерна. В "Повести временных лет" упоминаются овсяной и гороховый кисели. В скоромные дни кисели ели с молоком, а в постные - с постным маслом.

Каши готовили из овсяной, гречневой, ячменной, пшеничной муки и ели с маслом или молоком. Гречневая каша традиционно подавалась к щам.

В простые дни на столе чаще можно было увидеть ржаной хлеб, в праздничные - хлеб из пшеничной муки и калачи. Из муки пекли, помимо хлеба, пироги, пирожки, блины, оладьи, хворосты, караваи. По способу приготовления пироги различали подовые, т.е. печеные и пряженые - жареные в масле.

Начинки для пирогов могли быть самые разнообразные. Гороховик начиняли горохом, крупеник - кашею, грибник - грибами, кулебяку - рыбой или мясом, курник - курицею. Пекли также пироги с творогом, яйцами, "сарацинским пшеном" - так называли в старину рис, маком, репою, капустою, сладкие пироги с ягодами, изюмом. По форме пироги могли быть круглыми, долгими, треухими, а по способу оформления - глухими, если они защипывались и начинка в них не была видна, или расстегаями. Русская кухня знала в те времена до двадцати видов пирогов.

Подавали выпечные изделия обычно к супам, которые назывались ухами: "А меж ух - пироги". "Ухой" в то время называли любой суп или похлебку, а не только рыбный. "Уха куряча" готовилась из курицы с добавлением различных пряностей. Если в суп добавляли гвоздику, то он назывался "черною ухою", перец - "белою ухою", "голым" назывался суп без специй.

Специи и пряности были непременной принадлежностью русской кухни. Горчичное зерно ввозили на Русь с древности, о чем свидетельствует находка конце X в. - горшка с надписью "гороухща", т.е. "горчица".

Кроме ух готовили также щи и борщи.

Слово "щи" в то время употреблялось в двух значениях: горячее блюдо из капусты и напиток, похожий на квас, который готовили на пивных остатках и хранили круглый год в бочках или бутылках.

Главным овощным продуктом была капуста, "капусником" часто называли и весь огород. Большой популярностью пользовалась репа, особенно до появления в XVIII в. картофеля. Репу ели сырой, парили ("проще пареной репы"), запекали, из нее приготавливали каши и похлебки.

Очень популярны на Руси были блюда из гороха, свеклы, моркови. В качестве приправы обильно употребляли лук, чеснок и хрен.

Мясные кушанья готовили вареными или жареными. Особой любовью, судя по частоте упоминания в разных источниках, пользовались пернатая дичь и домашняя птица: тетерева, рябчики, куры, гуси, утки. Особенностью русского стола того времени было приготовление таких экзотических птиц, как лебеди, журавли и цапли.

Согласно православной традиции смешение, измельчение, перемалывание и дробление продуктов считалось грехом, поэтому блюда готовили из целого куска. Мясо зажаривали на вертеле, называя его "верченым". Зайца "сковородного" зажаривали на сковороде, а "росольного" - варили в огуречном рассоле с примесью пряностей.

Не менее разнообразны бывали и рыбные блюда: сельди, щуки и лещи паровые, лососина, белая рыбица, белужина, стерлядь, осетрина. Из них готовили "уху шафранную, уху черную, уху окуневую, уху плотичью, уху лещевую, уху карасевую, головы щучьи с хреном и с чесноком, голцы в кислых штях".

На "заедки", как тогда называли сладкое (слово "десерт" появится только в XVIII в.), обычно бывали сваренные в меду ягоды и овощи, пастила, орехи.

Любимыми напитками были морс, квас, пиво, водка и вина. Меды различали вареные и ставленые, т.е. наливаемые в определенную посуду. По способу приготовления и по специям известны мед светлый, паточный, простой, боярский, мед с пряностями, мед ягодный. Готовили на меду и квас, именуя его "медвяным". В зависимости от крепости водка, именуемая тогда "вином", называлась "простая или добрая", "боярская", "вино двойное". Сладкая водка, приготовляемая на патоке, предназначалась для женщин. Водку любили настаивать на травах: мяте, горчице, зверобое, бадяге, можжевельнике и лимонных корках.

Привозные вина - греческие, французские, венгерские, итальянские ("фряжские") появлялись в то время только в домах знати, поскольку были дороги.

На пирах и в обычной семейной трапезе на Руси строго соблюдали за столом старшинство. Столы ставили не посередине помещения, а приставляли к лавкам, на которых и распределялись "места" в соответствии с возрастом и положением членов семьи или гостей.

В переднем углу, под образами сидел хозяин - у "верхнего" конца стола. По правую руку от него - старший сын или следующий по старшинству брат, по левую - второй сын. Рядом со старшим сыном мог сесть третий сын, а напротив него - сын старшего сына - старший внук. Женщины в допетровское время за общий стол не садились: они подавали кушанья, а сами трапезничали позже. Однако известны и женские пиры, на которые хозяйка приглашала подруг.

Ели часто из одной миски, именуемой "солило", строго соблюдая порядок: старшие после младших. Распоряжался застольем, конечно же, глава семьи.

Без приглашения в гости не ходили ("незваный гость хуже татарина"). Приглашения на пир передавались лично или через слуг, специально для этого посылаемых. Принимать приглашение с первого раза считалось дурным тоном ("по первому зову в гости не ездят"), также как и приходить первыми.

"Когда позовут тебя на пир, не садись на почетное место", - советует автор "Домостроя", - вдруг из числа приглашенных будет кто-нибудь тебя почтеннее, и подойдет к тебе хозяин и скажет: "Уступи место!" - и тогда тебе придется со стыдом перейти на последнее место. Но, если тебя пригласят, сядь войдя на последнее место, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: "Друже, сядь выше!" - тогда почтут тебя остальные гости. Так и всякий, кто возносится - смирится, а смиренный вознесется".

До прихода гостей ставили на стол закуски, рассолы, горчицу, соль и перец. Перед трапезой и после читали молитвы. Есть полагалось в молчании или за духовной беседой, хулить же еду или питье считалось грехом: "это "гнилое", или "кислое" или "пресное", или "соленое", или "горькое", или "протухло", или "сырое", или "переварено", или еще какое-нибудь порицание высказывать, но подобает дар Божий - любую еду или питье - похвалить и с благодарностью есть, тогда и Бог придает пище благоухание и превратит ее в сладость. А уж если какая еда и питье никуда не годятся, накажи домочадцев, того, кто готовил, чтоб наперед подобного не было".

Одежда в России в X–XVII вв.

По изображениям в летописях и в храмах, описаниям иностранцев, отдельным фрагментам тканей, найденных во время археологических раскопок, можно восстановить облик древнерусского костюма.

В древности всякая одежда именовалась "порты", что сохранилось и по сей день в названии профессии - "портной".

Основной частью костюма крестьян и горожан, мужчин и женщин, бедных и богатых являлась рубаха или сорочка, без которой никакой наряд вообще не мыслился. Рубаха была нижней, нательной одеждой. Выражение износиться "до последней рубашки" означало дойти до крайней нищеты. Как правило, даже слуги в хорошем доме имели по нескольку рубах. По свадебному чину жених получал от невесты и ее родни в дар не менее трех сорочек. В одной из новгородских берестяных грамот Борис, уехавший ненадолго из дому, просит свою жену прислать ему сменную сорочку, которую он забыл дома.

Шили сорочку, как правило, из беленого холста, украшая по вороту, подолу и обшлагам вышивкой, которая играла в этом случае роль оберега: чтобы нечистая сила не смогла проникнуть к телу. На груди рубаха имела прямой или косой разрез (косоворотка) и застегивалась на небольшую пуговицу. Подобные бронзовые, костяные или деревянные пуговицы часто находят археологи. Рубахи богатых людей застегивались на пуговицы, сделанные из серебра, золота и драгоценных камней.

Верхнюю рубаху, которую надевали поверх нижней, шили из материй ярких цветов: синего, зеленого, желтого. На древних изображениях рубахи длинные, закрывающие стопы ног. Со временем они стали намного короче, по словам одного из иностранцев, "едва прикрывая седалище". Мужчины носили рубахи навыпуск, непременно с поясом, который также играл роль оберега.

Судя по изображениям, покрой рубах оставался неизменным многие столетия: и царь, и простой крестьянин носили рубаху одного покроя, разнились они лишь материалом и украшением. Лишь в петровскую эпоху, с начала XVIII в. знать стала носить "голландские" рубашки с кружевом и жабо.

Со временем слово "порты" стало приобретать более узкий смысл и обозначать часть мужского костюма - штаны, или ноговицы. Древнерусские штаны были узкими, с нешироким шагом и носили их заправленными в сапоги или онучи с лаптями. Нижние штаны шили из холста или шелка, верхние - из более плотных цветных материалов: сукна, бархата и даже золотых материй. В документах XVII в. упоминаются "штаны сукна багрецового" и "штаны червчатые суконные".

В некоторых областях женщины поверх нижней рубахи носили верхнюю - спидницу, украшенную вышивкой и бахромой. Женский костюм дополнялся куском ткани, который обертывали вокруг бедер, - поневой.

Слово "сарафан" до XVII в. обозначал длинную нарядную мужскую одежду. Так, в духовной грамоте одного из князей среди прочей мужской одежды упоминется "сарафанец шелк желт, на нем 23 пуговицы золоты да серебряны". Однако со временем сарафаном стали именовать женское платье без рукавов, чаще "распашное", т.е. застегивающееся спереди на пуговицы. Сарафаны шили из красивых цветных материй, иногда дорогих привозных, украшая кружевом, драгоценными пуговицами, вышивкой, мехом. Сарафан долгое время продолжал оставаться традиционной женской одеждой, и не только в крестьянской среде, - в XIX в. он был любимой одеждой горожанок.

И мужчины, и женщины в зависимости от времени года носили свиту (от слова "свивать " - "кутать", "одевать"), кафтан или зипун. Свита была длинной узкой одеждой, украшенной на полах и рукавах вышивкой и застегивающейся на красивые застежки.

Кафтан, в зависимости от моды, шили длиннее или короче, но так, чтобы он приоткрывал сапоги и не мешал при ходьбе. На изображениях кафтаны часто можно видеть со стоячими воротниками - "козырями" и многочисленными пуговицами. Рукава могли быть длинными - откидными, или обычными, но украшенными богато расшитыми манжетами.

Зипун был короткой верхней одеждой, близкой по назначению кафтану. Оба этих слова - зипун и кафтан, тюркского происхождения.

В разнообразных источниках упоминаются другие верхние одежды: ферзь, охабень, однорядки (т.е. одежда без подкладки, "в один ряд"), которые носили поверх рубахи, а иногда надевали и одна поверх другой.

Наиболее древней одеждой для улицы являлась вотола - кусок грубой ткани, накидывавшейся на плечи в холодную погоду. Князья носили красивые плащи с меховой опушкой из ярких византийских тканей, скрепляя их на правом плече драгоценной пряжкой.

Некоторое виды одежды для улицы хотя и имели рукава, но как и плащи носились в накидку. Это охабень, который чаще носили мужчины, и летник - женская верхняя одежда. И охабень, и летник имели длинные, широкие, изысканно отделанные золотой нитью рукава, которые иногда завязывались за спиной.

В холодное время года и крестьяне, и горожане носили кожухи, тулупы и шубы. В отличие от современных, шубы шили мехом внутрь. Шубы попроще были на заячьем меху или овчине, а люди побогаче имели шубы на соболях, горностаях, куницах и любили покрывать их золотыми и бархатными тканями и украшать драгоценными пуговицами.

И женские, и мужские головные уборы отличались разнообразием. Мужчины носили вяленые шапки, плетеные шляпы, мурмолки - высокие шапки, по форме напоминающие усеченный конус, меховые шапки-ушанки - треухи и малахаи. Князья изображались в шапках с меховой опушкой, хорошо нам известных по знаменитой шапке Мономаха. Бояре для парадных выходов надевали горлатную шапку, т.е. сшитую из горла пушных зверьков - высокую, расширяющуюся кверху, с плоской тульей.

Женские головные уборы были сложнее, чем мужские и имели знаковое значение. Согласно обычаю, замужняя женщина не могла показаться на людях с непокрытой головой, простоволосой. Все волосы тщательно убирались под полотнище, обвиваемое вокруг головы - повой или убрус. В некоторых областях носили на голове маленькую вышитую шапочку с рогами - кику или кичку - символ замужества. Очень популярен был в древности и богато украшенный бисером и вышивкой кокошник с покрывалом.

В холодное время года женщины носили меховые шапки, повязывая иногда сверху платок - фату.

Только девушки могли носить волосы распущенными или заплетенными в косы, надевая на них простой венчик и украшенную жемчугом коруну - полоски ткани или металла, охватывавшие лоб и скреплявшиеся на затылке.

На ногах горожане с древнейших времен носили кожаную обувь - завязывающиеся вокруг голени поршни, или черевики, и сапоги. Крестьяне - плетеные лапти и обертки вокруг ноги из холста, сукна или меха - онучи.

Интересно описание костюма царя, надеваемого им для праздничных церемоний. "Книга государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всея Русии выходом, каково на государе бывает платье" подробно описывает одеяние государя. Например, 1 сентября 1633 г. - в день начала нового года. Поверх сорочки было надето короткое узкое платье из узорчатой шелковой ткани - зипун, украшенный воротником багряного цвета, расшитым жемчугом и канителью - тонкой золотой или серебряной проволокой. Именовался такой пристегивающийся воротник "обнизь". На зипун был надет кафтан "чешуйчат бел", а на него - брусничного цвета однорядка, также украшенная золотым кружевом. Обут был государь в сафьяновые "червчет", т.е. багряного цвета, башмаки. Держа в руках "посох индейский меньшой", царь восседал на зеленом стуле "из Большая казны, подножье бархатное".

Хотя Новолетие (Новый год) и было большим праздником, однако на царе в тот день был надет не самый парадный наряд. По случаю большого торжества, царь облачался в так называемый большой наряд - царское платно, напоминающее архиерейское облачение.

doc4web.ru