Хирургия в древней индии. ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Шпилевой А В
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Пластическая хирургия лица. Хирургия в древней индии


Пластическая хирургия лица в древней Индии

Еще в древней Индии врачи умело использовали большие кожные лоскуты, вырезаемые со лба; их перемещали на питающей ножке к дефекту носа и подшивали к краям зияющей носовой полости. Такой метод получил название индийской ринопластики (от греческого слова rinos — нос). Однако созданный таким образом нос вскоре деформировался, западал или уплощался. Это было следствием рубцевания лоскута, так как внутренняя поверхность его после выкраивания оставалась без кожной выстилки. Кроме того, лоскут часто погибал, так как в тканях развивалась инфекция, с которой в то время не умели бороться.

Все эти неудачи привели к тому, что индийский метод ринопластики перестали применять. Только в XIX веке он был снова «взят на вооружение» английскими хирургами. Благодаря открытию обезболивания и антисептического (противогнилостного) метода лечения ран этот метод усовершенствован. Пластика лоскутом на ножке стала широко применяться и приобрела значение ведущего метода в восстановительной хирургии. Особенно часто им пользовались врачи при пластических операциях на лице, так как перемещенная кожа мало отличалась по цвету от окружающих тканей.

Однако рубцевание лоскута по внутренней поверхности еще долгое время оставалось основной причиной неудачных исходов операции.

Известный немецкий хирург Диффенбах в 1860 году предложил сдваивать (дублировать) удлиненный кожный лоскут у кончика носа и получил лучшие отдаленные результаты операции, чем его предшественники.

Принцип дублирования лоскута сыграл большую роль в пластической хирургии лица. Идея Диффенбаха была использована при операциях по поводу сквозных дефектов щеки, при которых хирурги восстанавливали внутренний (ротовой) слой из кожи, окружающей дефект, а наружный (лицевой) — кожным лоскутом на ножке. Закрытие сквозного отверстия в щеке таким путем стало надежным и давало хороший косметический эффект.

Талантливый русский хирург Ю. К. Шимановский впервые в России восстановил нос двумя лоскутами с обеих щек. Один из лоскутов он использовал для внутренней выстилки, а другой для наружной. Такой способ упрощал технику операции, сохранял кожу лба, но все же рубцевание даже дублированных лоскутов неизбежно приводило к сморщиванию носа и искажению его первоначальной формы — западала спинка носа, лишенная костей и хрящевой основы. Ю. К. Шимановский предложил создавать подпорку из двух кожных лоскутов, расположенных вертикально. После сшивания их друг с другом образовывалась двухстенная кожная перегородка, которая улучшала форму носа. Однако западение спинки устранялось недостаточно. Тогда хирурги стали искать более прочную опору для свода носа. В 1859 году немецкий ученый Лангенбек предложил брать кожно-костный лоскут со лба для создания носовой опоры.

Большое количество работ по кожной пластике требовало научного обобщения накопленного опыта. В 1865 году в России выходит первое руководство 10. К. Шимановского «Операции на поверхности человеческого тела». Эта книга не утратила научного интереса и в настоящее время, особенно по вопросам пластики местными тканями.

В этот период при лечении обширных повреждений лица перед хирургами возникали большие трудности. Использование местных тканей, особенно при значительных изменениях кожи или недостатке ее, совершенно исключалось. Возможности оперативного вмешательства в этих случаях были весьма ограниченны, а устранение дефекта и, следовательно, лечение больного путем пластики местными тканями становилось невозможным. Кроме того, пластика местными тканями неизбежно влечет за собой возникновение новых рубцов, образующихся после выкраивания кожных лоскутов на лице.

www.medical-enc.ru

Врачевание в древней Индии — реферат

    Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их завозили в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, в Южную Сибирь и даже в Китай. Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Наибольшим спросом пользовались нард, сандал, алоэ, термопсис, солодка и раувольфия.  Ведическая натуропатия описывает различные свойства лекарственных растений и минералов применительно к возрасту, полу, типу конституции человека, относит их к месту проживания, предрасположенности к тем или иным болезням, суточным и сезонным ритмам. В одном из аюрведических канонов сказано: «Все окружающее является лекарством, нужно только распознать его и правильно использовать». Аюрведические травяные рецептуры имеют многокомпонентный состав, где каждое растение занимает свое определенное место в зависимости от желания добиться необходимого результата.

Лекарственные растения необходимо срывать сообразно космическим ритмам, то есть выбирать соответствующую лунную фазу, день и время суток. Некоторые травы можно собирать только 2–3 раза в сезон или только на восходе солнца, потому что в другое время их эффективность значительно снижается. Учитывается также характер местности. Одно и то же растение, собранное в лесу, на поляне, у озера, на холме или на болоте, будет обладать различными свойствами. Принцип действия аюрведических лекарств можно описать русской пословицей: «Вода камень точит». Они действуют мягко, постепенно, не вызывая побочных эффектов, в отличие от некоторых современных препаратов, которые подчас опаснее собственно болезни. Лекарства ариев не подавляют, а, напротив, активизируют механизм саморегуляции организма; не загоняя недуг внутрь, они обладают очищающим, тонизирующим и омолаживающим эффектом.

Целебные свойства индийских лекарств, приготовленных на основе растений, известны далеко за пределами Древней Индии. Препараты, приготовленные по древнеиндийским рецептам, и сейчас успешно используются наряду с препаратами современной медицины.

 

   Гигиенические традиции в Древней Индии способствовали развитию медицинского дела.                

   В «Предписаниях Ману», датированных II в. до н.э., были закреплены строгие гигиенические принципы. «Никогда не следует есть пищу… больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой, ни тронутую собакой. Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах. Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом и почтить богов».

   В империи Маурьев (IV— II вв. до н. э.) действовали строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и регламентировавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных случаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

  Жители Индии намного раньше европейцев поняли необходимость заботы о больных, стариках, калеках. Страдальцев и немощных принимали в богадельнях, действующих при буддийских храмах. Помещения, аналогичные больничным палатам, назывались дхармашала; первые упоминания о них относятся к 260–230 годам до н. э.

Несколько позже, в период империи Гупт (IV—VI вв. н. э.)—золотой век индийской истории — в стране стали сооружать  специальные здания, где находили пристанище калеки, сироты, вдовы, дети и больные. Несчастные оставались в этих домах до тех пор, пока не менялись печальные обстоятельства их жизни.

Древние индийцы достигли значительных успехов в области профилактической медицины.

   Одной из первых в мире попыток прививания оспы стал метод, описанный в сочинении Дханвантари: «Возьми ланцетом оспенную материю с вымени коровы либо с руки уже оперированного человека, сделай прокол на руке другого человека, а когда гной войдет в кровообращение — обнаружится лихорадка». Результатом этой процедуры была оспа в легкой форме, определявшая дальнейшую невосприимчивость человека к серьезному заболеванию. Почти неизменившаяся с древности методика вакцинации получила распространение в Европе только в конце XVIII века. В большинстве справочников мы найдем следующую информацию: вакцинация против оспы была открыта английским врачом Эдвардом Дженнером в 1796 г.

Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного    образа   жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия, кесарево сечение  и поворот плода на ножку.

     Но особенно преуспели древние индийцы в хирургии. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы». Хирургический инструментарий делали из стали, производство которой было освоено индийцами. «Шастра (острые инструменты) должны быть изготовлены искусными в своем деле умельцами (кузнецами|), использующими проверенные способы. Они должны быть приятны на вид, остро заточены, удобны для удерживания в руке и способны расщепить волос. Изготавливать их следует из хорошо обработанного твердого металла; цвет их должен напоминать голубой лотос и форма должна соответствовать названию». В наименованиях инструментов упоминались львы, медведи, тигры, волки и олени, множество птиц и насекомых. Их когти, зубы, клювы и хоботы стали прообразами игл, щипцов, скальпелей и ланцетов, и к силе этих животных обращался хирург, приступая к операции.

Сушрута описал 125 различных инструментов и разрешал хирургам изобретать новые для каждого отдельного случая. Сушрута первым классифицировал все хирургические операции, разделив их на семь видов: ахарья (извлечения твердых тел), бхедья (иссечение), чхедья (разрезание), эшья (исследование), лекхья (скарификация), севья (наложение швов) и висраванья (выведение жидкости).Еще не имея представлений об асептике и антисептике, древние индийцы добивались тщательного соблюдения чистоты во время операций. Опытные кузнецы делали хирургические инструменты из стали, а не из меди или бронзы, как в других странах Древнего мира. Эти инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были заточены так, что ими можно было разрезать волос. Перед операцией они обеззараживались соками растений, мытьем в горячей воде, прокаливанием на огне. Впрочем, к этим действиям не совсем подходит современный термин «обеззараживание». Воздействие на инструменты врача огнем и водой по необходимости сопровождало лечение как всякое священное искусство.

Древние индийские хирурги проводили операции на глазах, ампутации конечностей, лапаротомию, камнесечение, грыжесечение и даже пластические операции. По свидетельству Артура Бэшема, они «умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в.. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием «индийского метода» и в различных вариациях сохраняет актуальность до сих пор.

В древних индийских текстах впервые описана операция удаления помутневшего хрусталика (катаракты).  Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени, оттого восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга.

Сохранилось немало сведений о Школе Сушруты, в которой были лаборатории для приготовления лекарственных средств, отдельные комнаты для занятий и оборудованные операционные залы. Обучаясь у Сушруты, ученики использовали предметы, похожие на пораженные болезнью органы, – плоды растений и мешки, наполненные водой. Искусству кровопускания учились на сосудах мертвых животных и на стеблях водяных лилий, извлечению твердых тел – на плодах панаса, перевязкам – на макетах, технике катетеризации – на незатвердевшем глиняном сосуде, заполненном водой.

Обучающийся медицине обязан был знать психологию, ботанику, биологию, фармакологию, химию, овладеть всеми гранями врачебного искусства. «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом»,— записано в «Сушрута-самхите».

По окончании   обучения    будущий Врачеватель произносил проповедь, которая  приведена в «Чарака-самхите»:

Если Вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти... Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже. ценою собственной жизни... Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей... Ваша речь должна быть приятной... Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания... Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить... никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому.

Записанная в I—II вв. н. э., эта проповедь несет характерные черты своего времени, однако по основным положениям она весьма схожа с Клятвой древнегреческих врачевателей (записанной в III в. до н. э.). Это свидетельствует о единых принципах врачебной этики в странах древнего мира.

   Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни...».

   Этических норм врачеватели придерживались и в отношении оплаты своего труда. Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов (жрецов). Если же зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф, величина которого зависела от социального положения больного.

    Медицина древней Индии была тесно связана с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога (в переводе с санкрита означает «связь», «единение», единство»). Дополняя их практической системой различных поз и положений тела, йога разрабатывает способы и приемы «обуздания» мыслей и желаний, отвлечения от чувственного мира, сосредоточения. В состоянии такого «очищения» человек якобы осознает отличие своего «я» от реального мира и освобождается от этого мира. Тем самым йога позволяет осуществить связь, единение индивидуальной души с мировым духом.Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упражнений-поз (асаны). Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из двух уровней: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом).

В классический период традиционная индийская медицина достигла апогея своего развития.

вывод

Таким образом  на протяжении всей истории индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных регионах земного шара.

    Древнейшая из сохранившихся до наших дней всеобъемлющих медицинских систем в мире - аюрведа, применяется миллионами людей. Эта уникальная система, которая существует и развивается в Индии уже несколько тысяч лет, оказала большое влияние на развитие многих других традиционных медицин (тибетской и древнегреческой, арабской и европейской ). Ее базовые процедуры (диагностика по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные клизмы, ванны и обливания) прочно вошли в медицинскую практику всех стран. Такие ее направления и методы как: хирургия, терапия, педиатрия, фармакология и офтальмология; массаж, иглоукалывание, физиотерапия и диетология также перешли в современную медицинскую практику. Аюрведа была официально признана Всемирной Организацией Здравоохранения как эффективная система альтернативной медицины (Выступление на Конгрессе ВОЗ по народной медицине  Д-р Маргарет Чен  Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения)

     Возникнув в древние времена в Индии, йога постепенно была адаптирована и приспособлена под стиль жизни современного человека и с тех пор очень быстро приобрела популярность, стала привычным элементом современной жизни. Йогой занимаются здоровые и больные люди в клиниках и центрах йоготерапии.

   

 

 

Список литературы:

1. Марчукова С. М.  Медицина в зеркале истории ( электронная версия книги взята на сайте http://www.bibliotekar.ru/421/23.htm)

2. Сорокина Т. С. История мировой медицины (электронная версия книги взята на сайте http://www.bibliotekar.ru/423/index.htm)

 

Материалы сайтов:

http://www.bibliotekar.ru/423/index.htm

http://www.bibliotekar.ru/421/23.htm

http://history-of-medicine.ru

http://www.krugosvet.ru/enc/medicina/MEDITSINA.html

http://ru.wikipedia.org

http://www.who.int/dg/speeches/2008/20081107/ru/

 

 

freepapers.ru

ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Шпилевой А В

ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Шпилевой А. В Гр. 1214

В наше время ради красоты люди готовы пойти на многое. И, конечно же, женщины здесь лидируют. Они проводят даже увеличение груди до родов, благо в современном мире пластические операции становятся всё более безопасными и с меньшим риском. Между тем, процедуры, которые улучшали внешность человека, практиковались ещё в Древней Индии. В частности, именно в этой далёкой азиатской стране по данным учёных, впервые начали активно применять ринопластику. Конечно, увеличение груди до родов в то время ещё не проводилось, однако в том, что касается операций на носах, древние лекари достигли значительного мастерства.

Нос – не прихоть! Нос – необходимость! Такое развитие ринопластика в Индии получила благодаря довольно жестоким обычаям этой страны. Здесь различным преступникам и представителям враждебных племён, захваченным в плен, отрезали нос. Делалось это не столько для того, чтобы как-то наказать своих врагов, сколько с целью сделать их заметными в толпе. Получалось, что отрезание носа в Индии заменяло европейскую практику нанесения клейма на кожу преступников. Именно такие безносые граждане в то время составляли основную массу клиентов древних пластических хирургов.

Процесс ринопластики Надо сказать, что со своими задачами древние пластические хирурги справлялись неплохо. Конечно, о естественности здесь говорить не приходится, однако какое-то подобие носа в замену образовавшейся дыры клиент лекарей мог получить. Операция проводилась следующим образом. На лбу пациента вырезался подходящий по размерам лоскут кожи. Он отделялся не полностью, переворачивался на 180 градусов и затем прикладывался к тому месту, где должен был быть нос. Через несколько недель такой лоскут приживался, а на лбу оставался довольно широкий шрам, который, однако, быстро заживал. Научились индийские хирурги даже делать своеобразные ноздри. Для этого они вставляли под пришитую кожу небольшие деревянные трубочки. Выглядела получившаяся конструкция довольно жутко, однако безносые были рады и такой ринопластике. Понятно, что в процессе операции могло возникнуть множество осложнений, однако желающих получить новый нос от этого меньше не становилось.

Обмен опытом Историки медицины утверждают, что когда впервые европейские врачи появились в Индии, они были буквально шокированы тем уровнем, на котором находилась местная пластическая хирургия. В то время в Европе не то что об увеличении груди до родов не слышали, но и ринопластика была чем-то из раздела фантастики. Даже славящиеся своей гордостью британцы тогда признавали, что здесь они значительно уступают индийцам. Именно врачи из Англии тогда первыми начали учиться у индийских пластических хирургов. Такое сотрудничество не могло не сказаться на качестве европейской медицины. Через несколько лет после такого обмена опытом в Европе была проведена первая удачная ринопластика.

В заключение интересный факт Интересна запись в журнале, которую оставил хирург, один из первых проводивших ринопластику в Европе в XV веке. Он отметил, что новый нос его пациента по своим функциональным и эстетическим качествам вполне может конкурировать с настоящим органом.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

present5.com