Характеристика культуры древнего мира. § Культура и религия Древнего мира Особенности культуры и религиозных воззрений Древне­го Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Общая характеристика особенностей культуры Древнего мира. Характеристика культуры древнего мира


Античная культура. Общая характеристика

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.  Хронологические рамки: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Древнейший период – критомекенская культура (о. Крит и г. Мекен). Основными памятниками были жилые дома и кносский дворец. Первый археолог Артур Эванс.

Особенности культуры:

  • Отсутствие жесткого канона, независимость от религии, стремление к роскоши комфорту

  • Искусство отличается динамикой, живописными и световыми эффектами, богатой фантазией

  • Тематика – морская тема, растительный и животный мир, дворцовая жизнь, быт

  • Отсутствие монументальности, симметрии и строгости

Дворец занимал несколко кварталов, отсюда легенда о лабиринте и минотавре из-за обилия комнат. Фрески украшали стены дворца,в них прослеживается приемственность культур.

Мифология:

Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы (художественных и философских произведений. Основными источниками изучения греческой мифологии являются эпические сказания Гомера “Илиада” и “Одиссея”, а также поэма Гесиода “Теогония”. Сюжеты о метаморфозах - превращениях людей в животных, растения или неодушевленные предметы (например, Гиацинта и Нарцисса - в цветы, Арахны - в паука и др.). Значительно разработанными предстают космогонические мифы, которые построены на схеме эволюции: мировой процесс начинается с Хаоса - первичного, изначального, бесформенного состояния Вселенной.

Нет ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному из мифов, создателем человека был титан Прометей. Боги не выступают в роли создателей мира или человека. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и другие полубожественные существа. Так, богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, Дионису - виноградарства и виноделия, Гермесу - изобретение мер и весов, чисел и письма и т.д. Ничто человеческое не чуждо им, бессмертие - единственное качество, отличающее богов от людей в глазах верующего грека.

Для религиозного сознания греков характерен политеизм, который проявился в почитании богов Олимпийского пантеона (греки верили, что боги во главе с Зевсом - громовержцем обитают на горе Олимп). Отличительными чертами греческой религии являются также представление о всеобщей одушевленности природы (каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество) и антропоморфизм. Каждый храм обслуживался одним жрецом, который избирался народным собранием. Единственной обязанностью жрецов было совершение обрядов, главный из которых - жертвоприношение божеству.

Музы: (дочери Зевса) Калитопа - эпическая поэзия, Эвтерпа – лирическая поэзия и музыка, Мельпомена – трагедия, Талия – комедия, Эрато – любовная поэзия, Полигимния риторика, Терпсихора – танец, Клио – история, Урания – философия.

Виды искусств:

Литературные жанры

  1. Эпос (Гомер «Иллиада», «Одиссея»)

  2. Лирика (Сапфо)

  3. Трагедия(Эсхил, Софокл, Эврипид)

Древнегреческая драма (действие). Основные элементы: действие, диалог, хор. Истоки – культ земли. К 6 веку культ бога Диониса, виноделия. Дифирамб – торжественное песнопение хора и солиста. Из него произошла трагедия.

Эсхил современник греко-персидских войн, трагик. Изображал человека таким, каким он должен быть. До наших дней сохранились «Персы», «Прометей», «Семеро против Фив». Софокл написал более 120 произведений, сохранилось 7, написаны по мифологии «Царь Эдит», «Антигона», «Электра». Эврипид «Медея», «Андромаха», «Геракл».

  1. Комедия(Аристофан) произошла от веселых песен, посвященных культу земли. В комедии диалог – это спор. Яркие костюмы, смешные, в них облачали не только героев, но и хор. «Лягушки», «Осы», «Облака», «Женщины в народном собрании». Все представления проходили в виде соревнований. Они носили вид политических дебатов. Назначалсяхорег(спонсор). Он должен был оплатить постановку, помещение, актеров. Состязались три актера, три поэта и три хорега. Из них выбирали лучших.

  2. История (Геродот, Фукидит, Ксенофонт)

  3. Философия (Сократ, Платон, Аристотель)

  4. Риторика (Демосфен, Ликург)

Философия – любовь к мудрости, термин от Пифагора. Каждый стремился к мудрости. Философия – колыбель многих научных дисциплин. Направления:

  1. Натуфилософский– проблемы природы, космоса, происхождения мира и человека (Фалес, Пифагор, Гераклит, Зенон)

  2. Гуманистический – проблема человека и его жизни в обществе (Сократ)

  3. Теоретический – сформулированы основные проблемы и законы философии (Платон, Аристотель)

  4. Эллинистический – с завоевания Александра Македонского, синтез греческой и восточной культуры, проблема нравственности

  5. Религиозный – время сосуществования христианства и философских школ (Плотин)

studfiles.net

Особенности античной культуры

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.  Хронологические рамки: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

- эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),

- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

- классический (V - IV вв. до н.э.),

- эллинистический ( вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.

Свобода – тот критерий, по которому греки исконно отличали себя от окружающих их народов. Царей в греции считали божественными, но от того они не становились богами. Пока базилевс правит здесь, на земле, он остается человеком, гражданином среди граждан, первым среди равных. Любой полноправный гражданин мог быть избран на на любую должность.

Римскую цивилизацию (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), подразделяют на этрусский, царский, республиканский и императорский периоды. Спартанцы (полноправные жители) были только воинами. Никто  не занимался производительным трудом:поля спартанцев возделывали илоты. Спартанцы обитали в одинаковых, скромных жилищах, носили одинаковую, простую одежду.

Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Античная цивилизация оказала огромное влияние на все последующее развитие человечества. И неудивительно, что многие из сохранившихся до наших дней памятников материальной культуры того времени стали объектами Всемирного наследия.

В Список обьектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) - на п-ове Пелопоннес и два - на островах Эгейского моря.

25 25 25 25 25 25 25 25

Эпоха Возрождения впервые принесла миру идеи раскрепощения человека, индивидуализма, и, главное - идею прав личности. Возрожденческое понимание человека отличалось от античного и средневекового. Античный человек был природным существом, а природа считалась владычицей человека. Возрождение же выдвинуло учение о человеке, которому бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу. Человек - творец самого себя и господин над всей природой.

26 26 26 26 26 26 26

Далеким предком римлян считался Эней, сын богини Венеры, спасенный ею при падении Трои. Но основателем Рима был не он, а легендарный Ромул, сын бога войны Марса. Ромул, которого вместе с его братом, по преданию, выкормила волчица, основал Рим в VIII веке до нашей эры, и сам, в конце жизни стал богом под именем Квирин (римляне называли себя квиритами). Так что залогом величия Рима было множественное божественное покровительство. И это величие постоянно поддерживалось героическими усилиями римских граждан. Они при этом исполняли свой долг по отношению к римской общине - civitas. Civitas - это община и гражданское состояние, и с этим словом связан термин цивилизация. Римские граждане были напрямую причислены к судьбе Рима, к его осознанно-цивилизованному (хотя не сразу конечно) развитию. Гражданский долг, гражданские обязанности были очень важными в жизни Рима.

Сам Рим состоял как бы из двух частей: собственно города и "римского поля" за его стенами. Стена была городской чертой. Внутри действовали разнообразные правила. Туда, например, нельзя было входить вооруженным, и даже в военном одеянии. В городе римские граждане ходили в особых одеждах, так называемых тогах. Тога была признаком римлянина. Римлян поэтому называли "тогатус" (носящие тогу). Вне пределов стены было "марсово поле". Там могла стоять армия, постоянная существенная составляющая жизни Древнего Рима.

В римской республике одной из первых обязанностей граждан было участие в войнах. Один раз в пять лет в Риме производился специальный опрос граждан - ценз. И первым вопросом было: в каких военных кампаниях и под чьим командованием гражданин воевал. Общественная активность ценилась и в мирное время. Ценной считалась жизнь, отданная на благо республики (res publica - общественное дело), на благо римского общества и государства.

Все это, о чем писали многие историки, характеризует конечно отдельные и разные периоды в развитии италийцев, а в эти периоды - лишь некоторые существенные особенности их жизни. Но очевидно то, что античная цивилизация не одномерна, что римский ее вариант был исходно, и реализовался, как своеобразный, отличавшийся от греческого, хотя и был похожим по типу и оказался тесно связанным с последним, испытал воздействие греческой культуры.

Эта, римская цивилизация, как и другие древние, складывалась на основе объединения разных племен: латинян, сабинян, этрусков, италиков, населения греческих колоний в южной Италии. Но на Апенинском полуострове не сформировалось таких полисных образований, как в Греции. Борьбу с соседями, войны с ними, вел именно Рим, постепенно выросший в большой центр с зависимыми от него областями, а позже - провинциями на огромной территории нынешних Европы, Ближнего Востока, Африки. Сформировалось большое и все увеличивавшееся государство.

Как и во всех древних обществах, поначалу сохранялись многие "первобытные" или полупервобытные отношения между людьми. Обыденная жизнь римских гражданских общин была простой и бедной. Ускоренное развитие римской цивилизации началось где-то в III-II в.в. до н. э. Оно оказалось связанным с ростом самого Рима и ряда других городов - центров областей, с уже продвинутым расслоением населения, с появлением больших масс рабов.

Римская цивилизация по типу сходна с греческой, как тоже земледельческая, морская и торговая. Но море у берегов Италии - более бурное, гавани - похуже, чем в Греции. Греки колонизовали отдаленные земли, путешествуя по отдельности из каждого полиса. И они не завоевывали других стран, а именно поселялись в них, торгуя и взаимодействуя с местным населением. В становлении и развитии Рима играло важную роль другое - войны. Они обеспечивали не только защиту (это было и у греков), но и зависимость от Рима территорий, включение их в состав римского государства.

В организации армии и ведения войн Рим существенно преуспел. Римские легионы с их разнообразным вооружением, развитой стратегией и тактикой, великолепными полководцами (такими, как например, Цезарь) обнаруживали свое превосходство над карфагенянами, галлами, испанцами, германцами и т.д. Армия Рима сравнительно быстро стала профессиональной, наемной, и поэтому - грозным оружием в борьбе не только с внешними противниками, но и в борьбе за власть в самом Риме.

Римская экспансия была куда более мощной, чем греческая, и она объединяла растущее государство вокруг одного центра - Рима, "вечного города". Войны, помимо всего прочего, давали рабов. Римское рабовладение стало чрезвычайно существенным фактором цивилизации. Оно было интенсивнее, чем где бы то ни было, не столько по масштабам, сколько по организованности применения рабского труда во всех сферах жизни. Так что по социальному признаку население Рима разделилось прежде всего на рабов и свободных римлян, кроме которых, позже, в пределах самого города и римского государства жили и свободные "варвары" (не римляне) и рабы, отпущенные на волю. Наряду с этим, существенным было и деление населения по происхождению (знатности), богатству и могуществу. Патриции (букв. "отцовские семьи"), представители знатных семей, возвышались над плебеями (незнатными): мелкими собственниками (сельский плебс), ремесленниками и торговцами (плебс городской). Знатные и могущественные землевладельцы-рабовладельцы ( а позже и владельцы мастерских, рудников и т. п.) составляли высшее сенаторское (сенат - собрание старейшин) сословие. Сословие так называемых "всадников" объединяло торговые и финансовые слои, оказывавшие большое влияние на жизнь Рима. Плебеи, в отличие от рабов, от неграждан, имели избирательное право и сравнительно легко, хоть и не без борьбы, отвоевали себе место во властных структурах.

Рабы были фактически вне общества, хотя они тоже различались по положению (обслуга, учителя и врачи, гладиаторы, работники в мастерских, в рудниках). Рабам, чтобы выжить нужны были и сила и ум и изворотливость. Рабство постепенно вводило-таки в обиход презрение к труду как к занятию низменному и, вместе с войнами, давало простор для развития жестокости, высокомерия. Рабство, развиваясь, вело к разорению мелких собственников и формированию слоя городских люмпенов (свободных бездельников, черни), часть которых во II в. н. э. стали брать в армию, на жалованье.

Обыденная жизнь римлян, вначале суровая и бедная, постепенно менялась. Шло нарастание сложности социальных отношений и комфортности быта. В императорском Риме различия между богатыми с их невероятной роскошью, и беднотой - достигли огромных размеров. Императорский Рим поражал не только разгулом всевозможных страстей, властолюбия, честолюбия, безнравственности, но и богатством, роскошью, великолепием зданий и сооружений. Римская цивилизация в целом развилась чрезвычайно. Римляне овладели разнообразными приемами строительства. Они проложили множество прекрасных дорог, которые в Европе использовались и в эпоху Средневековья. Римляне строили сложные водоводы (акведуки) и достигли многого в организации бытового комфорта. Достаточно вспомнить о знаменитых термах (своеобразных общественных банях). Все это требовало и определенного уровня цивилизованности и, одновременно, выступало средствами развития и цивилизации и культуры. Во всяком случае, что касается витального уровня последней. В Риме вырабатывались разнообразные формы культурной (облагороженной) жизни, отличавшей римлян от варваров.

При этом большая масса населения в городах оказывалась на положении иждивенцев государства. В I-II в.в. их количество в Риме доходило до 200 тысяч. И каждый получал ежедневно 1,5 кг хлеба, а впоследствии еще и масло и мясо. Иногда происходили раздачи денег. Эта праздная толпа требовала не только хлеба, но и зрелищ, проводя время на площадях, в харчевнях, банях, цирках (где глазели на бои гладиаторов, травлю зверей). Растущее чиновничество было занято интригами. В целом жизнь была разной: временами мрачной и страшной, временами вполне сносной. Многое зависело от положения человека в обществе и от общей политической ситуации.

Государственность и политическая жизнь Рима развивались от патриархального царства к республике и от республики - к империи. Хронологически это выглядит примерно так. Период патриархальных царств: VII-V в.в до н. э. Римская республика, возникнув после устранения царской власти, продержалась от V до I в. до н. э и закончилась диктатурой Суллы и фактической диктатурой Цезаря, убитого Брутом в 44 г. до н. э. С конца I в. до н. э. и до V в. н. э. существовал императорский Рим, частично как бы продолженный далее в Византии.

Характерно, что политика и другие, связанные с ней стороны жизни, в Древнем Риме достигали высокой степени цивилизованности прежде всего путем и с помощью развития правовых отношений. В этом плане именно Рим дал очень многое, что было использовано в дальнейшем развитии европейской, а через это и мировой цивилизации в движении к так называемому "правовому государству".

Раннее римское право получило свое выражение и оформление в известных, принятых в 450 г. до н. э., законах XII таблиц (хотя до них уже были правовые акты, законы, регулировавшие жизнь в становящейся республике). Эти и последовавшие юридические документы и, главное, действия, имели большое значение. Римскими юристами постепенно все четче оформлялись права собственности, семейно-наследственные права, политические права и обязанности граждан и государства, его органов управления вырабатывались законы по уголовным и иным преступлениям. Основными источниками права становились законы (а не обычаи), эдикты (указы) римских магистратов и решения Сената, которые дополнялись декретами. В императорском Риме неограниченная законодательная власть оказалась у императоров, которые продолжали законотворческую деятельность. В результате сложились кодексы, своды законов, эдиктов и т. д., в которые включалось то, что было принято ранее, и новые юридические акты. Особенно популярным стал кодекс императора Юстиниана (527-565 гг.), послуживший источником рецепций римского права в средневековую и нововременную Европу.

По отношению к отсутствию права и малоразвитому правовому состоянию, солидная и тщательная разработка его и действенность правовых актов стали важными моментами не только развития цивилизации, но и окультуривания жизни. Отношения между людьми по мере их совершенствования в правовых аспектах, в большей мере организовывались, упорядочивались, и очеловечивались, хотя в этом процессе были издержки, и немалые. Правовые установления формировались и закреплялись неизбежно в пользу определенных слоев населения, господствующих слоев. Раб, например, не был вообще субъектом права. И излишняя жестокость рабовладельца осуждалась только в качестве злоупотребления им своим правом на имущество (коим считался раб) и расточительного распоряжения им. Однако некоторые элементы римского права все же носили характер "блага для всех", правовой защиты любого римского гражданина, защиты от беспредела. При отстаивании законных прав укреплялось и чувство человеческого достоинства. Римское право в своем развитии видимо недаром испытало воздействие греческой культуры, с ее мощным антропоцентризмом, возвышавшимся в отдельных моментах до гуманизма. Впрочем, это воздействие сказывалось на сфере правовых отношений не прямо, а опосредованно, через реализацию общих связей между двумя античными культурами, в чем-то схожих, в чем-то принципиально отличных друг от друга.

27 27 27 27 27 27 27 27

studfiles.net

Общая характеристика особенностей культуры Древнего мира... -reshimne.ru

Как только первобытность ушла в далёкое прошлое, наступила новая эпоха – эпоха древности. Иногда этот период называют античностью (в переводе с латыни «антиквитос» обозначает «древний»). В культурном плане античность – время очень и очень интересное. Его можно охарактеризовать сразу несколькими культурными пластами: Древний Шумер, Древний Египет и Древняя Греция. Туда же можно отнести и Древний Рим. Каждая из этих культур уникальна и необычна по-своему. Сравнивать их не имеет смысла.Наиболее древней из всех культур считается культура шумеро-акадская. Представители этой культуры – шумеры – обитали на территории современного Ближнего Востока, на пересечении рек Тигр и Евфрат. Другие названия этой местности – Месопотамия (греческий вариант), Междуречье или Двуречье. Именно шумерам принадлежит право изобретения письменности. А кое-кто из учёных приписывает им изобретение колеса и гончарного плуга. Так же интересе представляет и шумерская мифология.Самая необычная из всех культур этого периода – Древнеегипетская. При этом слове тут же всплывают в памяти известнейшие египетские пирамиды и страж пустыни – мудрый сфинкс. У египтян, так же, как и у древних шумеров, была своя особенная письменность – египетские иероглифы. Но изобретателями они, в отличие от шумеров, не были. Египет (или земля Та-Кемет) прославился, прежде всего, своими погребальными культами (мумификацией) и экзотической религией с многочисленными богами.Не менее популярной и не менее экзотичной является культура Древней Греции и следующая за ней культура Древнего Рима. Оставив после себя письменность, огромное количество мифов и легенд, а также уникальные архитектурные памятники и другие материальные ценности, Греция была поглощена Древним Римом. Но, несмотря на это, культуру Древней Эллады (другое название Греции) продолжают изучать и в наше время. А греческая философия – это вообще тема для отдельной статьи.Так или иначе, культура всего Древнего Мира оказала очень большое влияние на культуру последующих эпох и на культуру современную. Особенно это касается архитектуры, изобразительного искусства и дизайна одежды. У многих художников можно заметить некие проблески Востока. Но и не только. Культура Древнего Мира всегда поражала исследователей своим величием и своей таинственностью. Те же гробницы фараонов Древнего Египта – наглядный тому пример.

reshimne.ru

Античная культура: общая характеристика

 /   /  Античная культура: общая характеристика

К исследователям античной культуры принято относить следующих исследователей древности и старины: философ А.Ф. Лосев история античной эстетики, античный космос и современной науки, очерки античного символизма и мифологии. Г.С. Кнабе (раздел об античном полисе, особенности полисного сознания, влияние античности на русскую культуру). Тахо -Годи занимался изучением мифологии. Андре Боннар описывал влияние географического фактора на особенности античной культуры.

Определение термина «античность»

Античность – это термин, который происходит от слов – антикус в переводе - древний текст, термин введен в эпоху возрождения итальянскими гуманистами для обозначения греко-римской культуры.

Под античностью принято понимать совокупность древнегреческой и древнеримской культуры. В настоящий момент термин античность понимается как совокупность древнегреческой и древнерусской культуры. Историки отмечают, что основание для единства древнегреческой, древнеримской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос. политических форм – полис).

Полис порождает особый тип сознания – полисное сознание, полис складывается из разных групп землевладельцев, складывается аппарат управления, суд, армия, но все должности выборные, залогом выживания такого коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг - хранить верность понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву. Гражданин полиса – это всегда землевладелец.

Базовые черты полисного сознания

1. Каждый гражданин осознает значимость свободы и обладает значительными свободами.

2. Человек должен ставить личные интересы ниже интересов всего полиса, только тогда он может считаться полезным членом общества.

Общая характеристика понятия античность

1. Важная категория – космологизм.

Космос – это понятие о мире, которое возникает в эпоху античности. Космос это не только мир, вселенная, космос это порядок который противостоит хаосу. За счет красоты и упорядоченности.

Как отмечает Лосев, космос для античного человека выступает как некий абсолют, космосу некуда двигаться все пространство занято им самим, поэтому в античной культуре и складывается абсолютный космологизм. Античные боги управляют космосом, т.к. они и есть законы природы, все недостатки и все достоинства, которые есть в человеке есть и в природе а значит и в богах.

2. Идея рока, судьбы, Ананке (рок, судьба, неизбежность), раз ананке властвует над жизнью, то даже герои не может противостоять року, представление о судьбе не делает человека пассивным, они не склоны к пассивному фатализму

Они в большой степени склонны проявлять свободу выбора, становясь при этот героем.

Ощущение роковой зависимости порождает трагизм мироощущения, оно является изнанкой гармоничной «апполонической» культуры. Идея ясности, гармонии, «апполоничности» была развита в трудах историков 18-19в. Шиллер, Гете. Трагизм мирообщения был впервые открыт Фридриком Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»

3. Антропоцентризм – это понимание того, что в центре мира оказывается человек, он есть часть мироздания, часть мира. Важнейшим эстетическим принципом, который формирует идеал человека, является калокагатии (культ гармонии безупречного тела и внутреннего мира человека)

Тело необходимо укреплять физическими упражнениями, а душа – поэзией, танцами, музыкой.

4. Идея состязательности или принцип Агона.

Состязательность пронизывают все сферы деятельности человека, состязательность была не только в гражданской но и художественной жизни. В культуре, например, Олимпийские игры, (фильм Л.Рифеншталь «Олимпия 1938 первые кадры). Демонстрация рождения нового типа арийского что связано с античностью (греко-римский человек), театральные состязания – двух протагонистов(гл. актеров), борьба драматургов, философские диспуты, возможно диалектика сегодня.

5. Праздничность и зрелища в античной культуре

Праздники, посвященные тем или иным богам. Например, Дионисийские мистерии. Травли зверей, гладиаторские бои, театр античности – все натуральное и в величину натуральное ==> «хлеба и зрелищ». Рим – грубоват, а Греция утонченная по зрелищности. Круги движутся в театре, все пришло оттуда. Переодевали крестьянина, и он в роли, ходил затем его поедал настоящий зверь – зрители улюлюкают.

Периодизация античной культуры:

1. Крито-меккенский (эгейский) период - 3 тыс. – 1 тысяч лет до нашей эры)

Существовала на островах Крит, Ферра, острова Киклатского архипелага. На балканском полуострове.

Материковая Греция (Микены, Тиринф, Эпилос) город Троя. Расцвет приходится на 2 тыс до н.э. причем ее вклад эта культура становится важным связующим звеном между культурой Древнего Востока и собственно греческой культурой, на рубеже 3-2 тыс на острове Крит впервые в Европе сложится государство и возникнут центры Кносс Фест, Малия

В XVI веке до нашей эры был уничтожен землетрясением

2. Гомеровский период (11—8 вв. до н. э.),

Название периода произошло от от имени Гомера, потому что его поэмы Одиссея и Илиада являются основными источниками наших сведении о данном периоде, они дают представление о быте, нравах, одежде, людей того периода.

Основное население Греции того периода это крестьяне поселенцы, поселения носят общинный характер. Зарождается архитектура, которая сохранилась только в развалинах. Это архитектура выступает некой переработкой микенской архитектуры.

Важное место занимает так называемый «гомеровский вопрос». В истории мировой культуры, начиная с 18 века ведутся споры о существовании Гомера. Выделяют 2 точки зрения:

1) Это персонаж вымышленный

2) Это реально живущий человек

Но наиболее правленой является точка зрения, что Гомер, которое в переводе означает прилаживающий, присоединяющий одно к другому.

К концу 8 века до н.э. возникли предпосылки для культурного переворота, которым и будет объясняться феномен «греческого чуда»

3. Период архаики (VII-VI век до нашей эры).

1) Расслоение населения. Появляются землевладельцы, но большая часть это крестьяне общинники, в дальнейшем это приведет к образовании 2 классов: рабы и рабовладельцы. Рабами были пленники и крестьяне попавшие в зависимость, рабовладельцы – крупные ремесленники и купцы

2) Складываются города-государства с разными формами управления: олигархия (руководят несколько богатых людей), демократия и тирания (власть одного)

3) рост городов, следовательно, расширение строительства

В этот период развивается морская торговля, судостроение, мореплавание,

Интересные материалы:

student-hist.ru

§ Культура и религия Древнего мира Особенности культуры и религиозных воззрений Древне­го Востока

§ 7. Культура и религия Древнего мира

Особенности культуры и религиозных воззрений Древне­го Востока

Под культурой понимают все достижения людей, пло­ды их деятельности. Это и орудия труда, и умение работать ими; это все со­зданное человеком - города, скульптуры и картины, лите­ратурные произведения, песни и танцы. В понятие «культу­ра» входят совокупность знаний людей, обычаи, привычки, представления об устройстве мира. Религия, наука, искус­ство также являются важнейшими частями культуры.

Культура возникла с появлением человека, но культура первобытных людей разительно отличается от культуры ци­вилизованных народов. Одним из важнейших отличий явля­ется наличие письменности. Шумерская и египетская систе­мы письма возникли примерно одновременно, более 5 тыс. лет назад. Они имели немало общего: письменные знаки пе­редавали как отдельные слова, так и слоги, звуки. Значи­тельное влияние на развитие письменности оказал материал для письма - в Египте папирус, в Месопотамии - глина. Египетскую письменность называют иероглифической, а шу­мерскую - клинописной. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у других народов Передней Азии. Оригинальные системы письма сложились в Индии и Китае. Ки­тайская иероглифическая письменность стала основой для письменности Японии и Кореи.

Первоначально письменность служила для записи священ­ных гимнов, затем стали записывать сказания о богах и древ­них героях. На основе этих сказаний рождалась литература. Одним из древнейших литературных произведений стало «Сказание о Гильгамеше»: повествование о подвигах царя шумерского города Урук Гильгамеша, о его дружбе с чудо­вищем Энкиду и о тщетных поисках бессмертия. Древние сказания арийских племен легли в основу великих индий­ских поэм «Махабхарата» и «Рамаяна». Создавались и произведения, героями которых были обычные люди.

Архитектурных памятников Древнего Востока сохрани­лось очень немного. Среди них - египетские пирамиды, ко­торые до сих пор поражают своим величием. В Луксоре (Фивы) находится громадный дворец фараона Аменхоте­па III. Здесь же расположены великолепные храмы с множеством колонн в виде пучков папируса. Поражают красотой и остатки архитектурных сооружений Месопотамии. Воро­та богини Иштар в Вавилоне высотой 12 м выложены си­ним глазурованным кирпичом и украшены изображениями животных. Ныне они восстановлены и хранятся в Пергамском музее в Берлине.

До наших дней дошли скульптурные изображения богов и людей (больше всего найдено в Египте). На стенах гробниц росписи и рельефы изображают сцены загробной жизни. Еги­петские рельефы и скульптуры делались по определенным канонам. Так, лицо человека, его локти и ноги изображались в профиль, а глаза и плечи - в фас (спереди). Фигуры фа­раонов и богов по размерам были больше фигур простых смертных. При фараоне Эхнатоне (1419 -1400 гг. до н.э.) произошел отход от многих канонов. Особенности конкретных людей не только не скрывали, но и подчеркивали. Все­мирную известность имеет бюст жены Эхнатона красавицы Нефертити.

В древневосточных странах зарождались научные знания. Они неразрывно связаны с хозяйственной деятельностью. Так, земледельцы должны были знать, когда начинать сеять, а когда убирать урожай. Для этого надо было уметь считать время. Но время невозможно считать без наблюдения за не­бесными телами (Солнцем, Луной, планетами и звездами). Так родилась астрономия - наука о небесных телах. Жре­цы научились предсказывать затмения Солнца и Луны. Мно­гие древние элементы счета времени дожили до наших дней (деление суток на 24 часа и пр.).

Еще одной наукой, хорошо известной древним, была ме­дицина. И здесь особенно преуспели египтяне. Благодаря из­готовлению мумий появилась возможность изучить строение человека. Предполагается, что в Египте существовали даже медицинские училища. Славились и врачи Древнего Китая. Они освоили популярные и поныне методы иглоукалывания, диеты, лечебной гимнастики.

В Шумере разработали способы определения судьбы чело­века по его знаку зодиака, в Египте предсказывали будущее с помощью гаданий. Эти аспекты древневосточной культуры также почти без изменений сохраняются до сих пор.

Искусство Древнего Востока неразрывно связано с религией. Во всех древневосточных государствах существовал сложный пантеон богов, каждый из которых «отвечал» за определенное природное явление или сферу человеческой деятельности.

Религии, в которых присутствует много богов, называ­ют политеистическими религиями, или языче­ством. Религиями были разработаны представления о загробной судьбе человека.

Развитие древневосточных обществ постепенно привело к изменениям в сфере религиозных представлений. Зарож­даются первые монотеистические религии, вызванные кар­динальной перестройкой представлений человека о мире и своем месте в нем. Одна из попыток утверждения такой ре­лигии связана с деятельностью египетского фараона Эхнатона. Он приказал всем своим подданным почитать бога Солнца Атона. Однако утвердить в Египте единобожие не удалось.

Единственной монотеистической религией долгое время являлась лишь религия древних евреев - иудаизм. Однако иудаизм, подобно большинству древних верований, так и остался национальной религией.

Первой мировой религией стал буддизм, зародивший­ся в Индии в VI - V вв. до н.э.

Мировые религии распространяются среди разных наро­дов. Некоторые ученые относят к мировым религиям и зо­роастризм, появившийся у индоевропейских народов Средней Азии и Ирана.

Религиозные верования играли огромную роль в истории Древней Индии. Здесь произошла эволюция ведической ре­лигии древних ариев в брахманизм, а затем в индуизм.

Оригинальные религиозно-этические учения были созда­ны в Древнем Китае. Мудрец Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) проповедовал строгий, освященный традицией иерархический порядок, составляющий основу жизни общества. Старший современник Конфуция JIao Цзы (VI - V вв. до н.э.) стал создателем даосизма, изложив его основы в трактате «Дао дэ Цзин» («Канон Пути и Благодати»).

Особенности культуры и религиозных воззрений Древней Греции и Древнего Рима. Древние греки оставили глубочай­ший след во всех областях культуры. Достаточно напомнить, что греческая (финикийская) письменность лежит в основе большинства современных алфавитов.

Огромное воздействие имела древнегреческая архитекту­ра. Самым важным в любом здании, по мнению греков, яв­лялась гармония - согласованность и стройность всех его частей. Архитекторы разработали правила строительства, определили, как должны соотноситься различные части зда­ния, например высота и толщина колонны с размером крыши. Эти правила называются ордером - порядком. Главных ордеров было два - дорический и ионический. Одни из са­мых красивых в мире зданий находятся в Афинах, на Акро­поле. Главные храмы Акрополя - Эрехтейон и Парфенон. В Парфеноне содержится, по преданию, тайна божественной гармонии, установленная его создателями - архитекторами Иктином и Калликратом.

Не менее знаменита греческая скульптура. К V в. до н.э. греки научились в совершенстве изображать в скульптуре че­ловеческое тело. Великим скульптором Эллады был афиня­нин Фидий. Особенно прославили его статуя Афины для Акрополя и статуя Зевса в храме Олимпии. В Афинах был славен также род скульпторов Праксителей. Одному из Праксителей принадлежит статуя Афродиты, в которую юно­ши влюблялись как в живую девушку.

В Древней Греции из празднеств в честь Диониса, бога ви­ноградарства и виноделия, зародился театр. До сих пор на сценах всего мира идут трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и комедии Аристофана. В своих произведениях они подни­мали вечные темы, волнующие людей и тысячелетия спу­стя.

Греческая литература представлена великими поэмами ле­гендарного Гомера «Илиада» и «Одиссея», философскими поэмами Гесиода, лирикой Сафо, Пиндара и др.

Древняя Греция стала родиной философии. Основы пред­ставлений об общих закономерностях мира заложены Фалесом, Гераклитом, Пифагором, Демокритом, Сократом, Пла­тоном, Аристотелем.

Греки стали родоначальниками многих других наук. Так, Геродота называют «отцом истории», поскольку в его де­сятитомном сочинении «История» впервые был поставлен во­прос о закономерностях исторического развития. Дело Геро­дота продолжили Фукидид и другие историки.

Еще одним вкладом греков в мировую культуру стали Олимпийские игры - спортивные состязания, проводив­шиеся раз в четыре года в честь бога Зевса в городе Олимпия.

Культура Греции оказала колоссальное влияние на куль­туру Рима. Римляне, считавшие себя учениками и последо­вателями греков, позднее сами достигли больших высот в этой сфере.

Среди римских поэтов особое место занимали Тит Лукре­ций Кар, автор философской поэмы «О природе вещей», и Катулл, крупнейший мастер римской поэзии. Одним из первых произведений, написанных на латинском языке, стал труд Катона «О сельском хозяйстве». Выдающимся писа­телем I в. до н.э. был Марк Теренций Варрон. «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Юлия Цезаря также являются крупнейшими образцами римской художественной прозы.

Приближенный первого римского императора Октавиана Августа Гай Цильний Меценат опекал талантливых по­этов своего времени. Именно тогда творили великие римские поэты Вергилий и Гораций. По желанию Августа Верги­лий написал поэму «Энеида», которую считают вершиной латинской поэзии. Гораций был автором нескольких сбор­ников песен - од. В этот же период жил поэт Овидий, ма­стер любовной лирики. Одним из видных писателей II в. до н.э. был Апулей, автор романа «Метаморфозы, или Зо­лотой осел».

Величайшего мастерства римляне достигли в создании скульптурных портретов. Они стремились не только точно изобразить человека, но и показать его внутренний мир.

Сохранившаяся римская архитектура относится в основ­ном к периоду империи. Амфитеатр в Риме - Колизей вме­щал около 50 тыс. зрителей. Воздвигались триумфальные арки и статуи. Особенно величествен был форум Траяна, храм «всем богам» - Пантеон.

Римляне достигли больших успехов во многих науках, в том числе в исторической. Яркими историками были Полибий, Тит Ливий, Корнелий Тацит. В римское время создал свои знаменитые «Параллельные жизнеописания» грек Плутарх.

Религиозные представления древних греков и римлян были сходными. Они поклонялись многим богам. Боги были неразрывно связаны с природой и людьми. Главные боги, по мнению греков, жили на горе Олимп, поэтому их религию часто называют олимпийской. Римляне относились к рели­гии очень практично, поэтому они поклонялись и богам дру­гих народов, если те приносили им удачу.

В I в. н.э. на востоке Римской империи возникло новое ве­роучение - христианство. Оно сложилось как течение в иудаизме, но его распространение связано с глубоким кризи­сом прежних представлений о мире. Христианство признает лишь одного Бога, который является абсолютным властели­ном и творцом мира.

Христианство, свидетельствовавшее об окончательном отрыве человека от природы и отделении индивидуума от коллектива, также стало мировой религией.

В отличие от иудаизма христианство обещало спасение всем людям независимо от их национального и социального происхождения.

Первоначально христианство было верой низших слоев на­селения и рабов. Римские власти жестоко преследовали по­следователей новой веры. Однако их ряды росли. Христиане объединялись в общины во главе с епископами. Объединение общин называлось христианской церковью. Этим же словом обозначали и храмы христиан. Ко второй половине III в. хри­стианство превратилось в мощную силу: христиан было мно­го среди воинов, среди состоятельных людей, чиновников. В конце IV в. христианство стало государственной религией Римской империи.

С самого начала в христианстве возникло множество тече­ний, представители которых вели яростную борьбу между со­бой. Так, споры вызывало учение о Троице. Бог представляется христианам в виде единства Бога Отца, Бога Сына (Хри­ста) и Бога Святого Духа. Все три лица Троицы равны и еди­ны. Этот догмат (неопровержимая истина) вошел в Символ веры - краткий свод вероучения, принятый на Первом Все­ленском соборе в городе Никея в 325 г. Однако борьба внутри христианской церкви продолжалась и после Никейского со­бора.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Дайте характеристику культуры Древнего Востока. Назовите известные вам памятники культуры стран Древнего Востока.

  2. Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назовите известные вам памятники Древних Греции и Рима.

  3. В чем состоят особенности религий Древнего мира?

  4. Чем отличаются политеистические религии от монотеистиче­ских, национальные - от мировых?

  5. Дайте характеристику христианству как мировой монотеисти­ческой религии.

Назовите не менее десяти достижений человечества периода Древнего мира, которые продолжают играть существенную роль в современной жизни.

gigabaza.ru

Общая характеристика особенностей культуры Древнего мира - История

Как только первобытность ушла в далёкое прошлое, наступила новая эпоха – эпоха древности. Иногда этот период называют античностью (в переводе с латыни «антиквитос» обозначает «древний»). В культурном плане античность – время очень и очень интересное. Его можно охарактеризовать сразу несколькими культурными пластами: Древний Шумер, Древний Египет и Древняя Греция. Туда же можно отнести и Древний Рим. Каждая из этих культур уникальна и необычна по-своему. Сравнивать их не имеет смысла.

Наиболее древней из всех культур считается культура шумеро-акадская. Представители этой культуры – шумеры – обитали на территории современного Ближнего Востока, на пересечении рек Тигр и Евфрат. Другие названия этой местности – Месопотамия (греческий вариант), Междуречье или Двуречье. Именно шумерам принадлежит право изобретения письменности. А кое-кто из учёных приписывает им изобретение колеса и гончарного плуга. Так же интересе представляет и шумерская мифология.

Самая необычная из всех культур этого периода – Древнеегипетская. При этом слове тут же всплывают в памяти известнейшие египетские пирамиды и страж пустыни – мудрый сфинкс. У египтян, так же, как и у древних шумеров, была своя особенная письменность – египетские иероглифы. Но изобретателями они, в отличие от шумеров, не были. Египет (или земля Та-Кемет) прославился, прежде всего, своими погребальными культами (мумификацией) и экзотической религией с многочисленными богами.

Не менее популярной и не менее экзотичной является культура Древней Греции и следующая за ней культура Древнего Рима. Оставив после себя письменность, огромное количество мифов и легенд, а также уникальные архитектурные памятники и другие материальные ценности, Греция была поглощена Древним Римом. Но, несмотря на это, культуру Древней Эллады (другое название Греции) продолжают изучать и в наше время. А греческая философия – это вообще тема для отдельной статьи.

Так или иначе, культура всего Древнего Мира оказала очень большое влияние на культуру последующих эпох и на культуру современную. Особенно это касается архитектуры, изобразительного искусства и дизайна одежды. У многих художников можно заметить некие проблески Востока. Но и не только. Культура Древнего Мира всегда поражала исследователей своим величием и своей таинственностью. Те же гробницы фараонов Древнего Египта – наглядный тому пример.

strinfo.ru